4244

Трансгрессии. Влияние одного гена на проявление ряда других генов

Практическая работа

Биология и генетика

Трансгрессии Сущность явления состоит в том, что при скрещивании при анализе наследования количественного признака (например, окраски эндосперма) у потомков он оказывается более или менее выраженным, чем родительские формы. Например, при скре...

Русский

2012-11-15

246 KB

13 чел.

Трансгрессии

Сущность явления состоит в том, что при скрещивании при анализе наследования количественного признака (например, окраски эндосперма) у потомков он оказывается более или менее выраженным, чем родительские формы.

 

Например, при скрещивании:

А1А1А2А2а3а3 ×  а1а1а2а2А3А3:

F1:  А1а1А2а2А3а3

F2: появляется 7 классов от A1A1A2A2A3A3 до а1а1а2а2а3а3,

т.е. образуется формы более окрашенные и менее окрашенные, чем родительские.

Трансгрессии могут быть положительными A1A1A2A2A3A3 (усиление признака) и отрицательными а1а1а2а2а3а3 (ослабление признака).

Характер наследования количественных признаков имеет свои особенности:

• непрерывное варьирование степени проявления признака в зависимости от дозы доминантных генов, что смазывает различия между классами;

• чем больше генов участвует в проявлении признака, тем меньше различий между классами;

• количественные признаки подвержены влиянию внешней среды, т. е. подвержены модификационной изменчивости, что еще более смазывает различия между классами.

Действие генов модификаторов

Влияние одного гена на проявление другого гена

Генотип                       Фенотип            Генотип                   Фенотип

             ССDD                             CcDD                 

                                   каштановый                                                        гнедой 

 CCDd                                       CcDd                                                                         с                                     пегий  c белой                                             серо-коричневый

                                        гривой                                                     (оленья шкура)

 ССdd                                        Ccdd                      

к                                     кремовый                                                     пятнистый

                                       (почти белый)                                                (почти белый)

При наличии доминантного гена S  (генотип SS  или Ss) окраска шерсти у мышей, морских свинок, собак, лошадей и других животных равномерная и пятнистость отсутствует. Если ген находится в рецессивном состоянии (генотип ss) – пятна интенсивно проявляются

действие генов-модификаторов

Плейотропия

Влияние одного гена на проявление ряда других генов

1. Скрещивание фенотипически нормальных мышей

                                     

                                   Аа х Аа

в F1 – карликовые мышки (геноип аа).

Рецессивные гомозиготы прекращали расти на второй неделе, были неспособны к размножению, внутренние органы, особенно железы внутренней секреции, имели измененную форму, мыши были менее подвижны и плохо переносили перепады температур, быстро погибали.

Ген карликовости (а) контролирует  ненормальное развитие гипофиза, который, в свою очередь, определяет

раннюю остановку роста (изменение пропорций тела),

ненормальное развитие половых желез (следовательно, стерильность),

ненормальное развитие щитовидной железы,

Это цепочка последовательного изменения признаков при дефекте только одного гена.

2. Действие рецессивного гена фенилкетонурии приводит к повышенному содержанию фенилаланина в крови, снижению умственного развития, изменению размера головы и цвета волос.

3. Действие доминантного гена «паучьи пальцы» (арахнодактилия или синдром Марфана). Одновременно появляется порок сердца и аномалии хрусталика глаза.

4. В Пакистане некоторые люди не имеют потовых желез на отдельных участках тела. Это коррелирует с отсутствием зубов.

генотип + окружающая среда = фенотип

Различия в проявлении признаков в зависимости условий среды называется пенетрантностью. Это явление подразумевает возможность проявления или не проявления признака у организмов, одинаковых по генотипу. Проявление признака может варьировать.

Пенетрантность выражается долей особей, проявляющих исследуемый признак (во всех возможных вариациях) среди всех особей одинакового генотипа.

Степень проявления варьирующего признака называется экспрессивностью.

Способность гена (или генов) проявляться в различных условиях среды отражает норму реакции, т. е. способность реагировать на внешние условия среды.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54154. «Математика - жизнь и здоровье человека» для учащихся 5-7 классов 83.5 KB
  Так как преподавание в школе ведётся на русском языке, с целью формирования и развития навыков общения на государственном языке сценарий разработан в виде диалога его участников на двух языках.
54155. Гра «Щасливий випадок» 51.5 KB
  Запитання для першої команди Результат додавання чисел називається сума Одиницею вимірювання площі є см Фігура яка складається з чотирьох точок і чотирьох відрізків що послідовно їх сполучають називається чотирикутник Площа квадрата обчислюється за формулою а Градусна міра прямого кута. 90˚ Прямі називаються паралельними якщо вони не перетинаються Рівність що містить змінну називається рівнянням Добуток всіх дійсних чисел дорівнює 0 Відрізок що зєднує вершину трикутника з серединою...
54156. Математичний бій 50 KB
  Хід заходу Ведучий 1: Добрий день всім хто зібрався сьогодні в цьому залі Ведучий 2: Всім шанувальникам великої і прекрасної науки. Ведучий 1: Математика. Ведучий 2: Математика. Ведучий 1: Математика це мистецтво наук і наука мистецтв Ведучий 2: Математика це політ фантазії і творчості.
54158. Математика в оточуючому світі 33.5 KB
  Відстань між пристанями А і В дорівнює 40 км. Від А до В за течією річки рухається моторний човен, власна швидкість якого 18 км/год., а від В до А – інший моторний човен, власна швидкість якого 16 км/год. При зустрічі виявилось, що перший човен йшов 1 год., а другий – 1,5 год. Знайдіть швидкість течії річки.
54159. Неможливо бути математиком, не будучи в той же час поетом у душі 92 KB
  Мета: Показати учням звязок математики з літературою, формувати філософське сприймання світу як органічне поєднання духовності і науковості; Розширити кругозір учнів, збагатити їх інтелект, виховувати в них свідоме ставлення до одержання знань.
54160. НАЙРОЗУМНІШИЙ. Математична гра для учнів 5-6 класів 85.5 KB
  Модуль числа це: Завжди невідємна величина; Завжди відємна величина; Завжди число. Як називається сота частина числа відсоток; ар; міліметр. Натуральні числа. Квадрат числа.
54161. Математика – цариця наук 102.5 KB
  Мета: активізація пізнавальної діяльності учнів; розвиток логічної та загально математичної культури учнів; тренування уваги, пам’яті учнів; підвищення інтересу до вивчення математики.
54162. Інтегрований підхід на уроках математики 1.48 MB
  Львова Підготувала учитель математики вища кв. Для математики спорідненими є фізика чи інформатика а протилежними християнська етика музика історія основи здоровя і т. Працюючи багато років вчителем математики я зауважила що досягнути кращих результатів з математики можна поєднуючи її з основами християнської етики. Головним завданням математики є забезпечення міцного і свідомого оволодіння учнями системою математичних знань і умінь необхідних у професійної освіти.