42440

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОТНОСТИ ТВЁРДОГО ТЕЛА ПРАВИЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ

Лабораторная работа

Физика

Для измерения линейных величин пользуются различными приборами. Измерения длины производят также масштабными линейками. Если измерения длины выполняют с точностью до долей миллиметра то пользуются вспомогательной шкалой измерительного прибора нониусом.

Русский

2013-10-29

207 KB

18 чел.

ФГОУ ВПО «КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ФИЗИКИ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 101

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОТНОСТИ ТВЁРДОГО ТЕЛА ПРАВИЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ

Методическое указание к выполнению лабораторной работы по курсу общей физики для студентов инженерно-технических специальностей

Калининград

2006

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СПОСОБАМИ  ИЗМЕРЕНИЯ  И  ОБРАБОТКОЙ РЕЗУЛЬТАТОВ

           1. КРАТКАЯ ТЕОРИЯ

           1.1.  ИЗМЕРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН

Измерить какую-либо величину - значит узнать, сколько раз заключается в ней величина, принятая за единицу меры. Непосредственно измерять величину (прямое измерение) приходится редко. В большинстве случаев выполняют не прямое измерение данной физической величины, а косвенное - через величины, связанные с измеряемой физической величиной определённой функциональной зависимостью.

Более подробное изложение теории измерений см. в методическом указании  № 100.

1.2.  ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ ВЕЛИЧИН

Для измерения линейных величин пользуются различными приборами. Простейшие из них  -  штангенциркуль и микрометр.

Измерения длины производят также масштабными линейками. Величина наименьшего деления такой линейки называется ценой деления.  Обычно цена одного деления линейки равна  I мм.

Если измерения длины выполняют с точностью до долей миллиметра, то пользуются вспомогательной шкалой измерительного прибора - нониусом. Нониусом называется дополнение к обычному масштабу линейки, микрометра и т.д., позволяющее повысить точность измерения в 10 - 20 раз. Линейный нониус представляет собой небольшую линейку, скользящую вдоль масштаба. На этой линейке  нанесена  шкала, состоящая  из  m  делений (рис. 1). Суммарная длина всех её m  делений равна  (2m-1)  наименьшим делениям основного масштаба, то есть

                                                 m x = (2m -1) y   ,

 где    x  - длина деления нониуса;

         y - длина наименьшего деления масштаба, которая, вообще говоря, может иметь любое значение . Отсюда    ,  а разность в длине делений шкалы и нониуса, которая называется точностью нониуса, равна

                                                                                                                             (1)

Эта величина и определяет собой максимальную погрешность нониуса.

Рассмотрим процесс измерения   при помощи линейного нониуса. Пусть  L -    - измеряемый отрезок (рис.2). Совместим с его началом нулевое деление основного масштаба. Пусть при этом конец его окажется между К и ( К + I ) - ым делением этого масштаба. Тогда можно записать    L = k y + ΔL,  где  ΔL - неизвестная пока ещё доля К-го деления масштаба.

  Приложим теперь к концу отрезка  L наш нониус так, чтобы нуль нониуса совпал с

Рис.1

Рис.2

концом этого отрезка. Так как деления нониуса не равны делениям масштаба, то  на нём обязательно найдётся  такое деление  n, которое будет ближе всего подходить к соответствующему (k + n) – му делению масштаба. Как видно из рис.2,  Δ L = n yn x =  n (y – x) = n Δ x  и вся длина будет равна  L = k y + n Δ x  или, согласно  (1)

                                                        ,                                                     (2)                                                                 

что можно сформулировать так: длина отрезка, измеряемого с помощью нониуса, равна числу целых делений масштаба плюс точность нониуса, умноженная на номер деления нониуса, совпадающего с некоторым делением масштаба.

1.3. МИКРОМЕТР

Микрометр имеет вид тисков, в которых измеряемый объект зажимается с помощью винта. Ход винта равен, как правило, I мм или 0,5 мм.

         На стержне винта  А укреплён барабан С с  нанесённой на нём шкалой, имеющей 50 или 20 делений. При зажатом винте нуль барабана  стоит против нуля линейной шкалы  Д.  Измеряемый предмет помещают между винтом и противоположным ему упором, затем, вращая винт, доводят его до соприкосновения с

Рис. 3

исследуемым предметом. По линейной шкале отсчитывают миллиметры, а по шкале барабана -сотые доли миллиметра. Например, на рис. 3 показания микрометра равны 3,62 мм.

1.4. ШТАНГЕНЦИРКУЛЬ

Отсчётным приспособлением у всех конструкций штангенциркуля и других штангенинструментов служит шкала и линейный нониус. Цена деления основной шкалы штангенциркуля равна I мм. Нониусы штангенциркулей изготавливаются таким образом, что  К = 1, 2, 3. Погрешность нониусов обычно равна  0,1; 0,05; 0,02 мм.

Нониус укреплён в подвижной рамке, скользящей вдоль основной шкалы штангенциркуля. При нулевом показании инструмента нуль нониуса совпадает с нулевым штрихом основной шкалы. На рис.4 показан пример измерения наружного диаметра трубки одной из разновидностей штангенциркуля.

В случае использования штангенциркуля, не имеющего выступов 3, измерение внутреннего диаметра  выполняется  нижними выступами. В этом случае к отсчитанному размеру необходимо прибавить суммарную толщину выступов, указанную на одном из них в миллиметрах.

                                                                  

2. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

           2.1. Устройство микрометра и штангенциркуля.

           2.2. Чему равна ошибка прямого измерения при использовании микрометра и штангенциркуля?

           2.3. Плотность, единица её  измерения  в системе "СИ".

           2.4. Расчёт погрешностей измерений.

           3. ЛИТЕРАТУРА

           3.1. Физический практикум под ред. проф. Ивероновой.

           3.2. Практикум по курсу общей физики. Маисовой.-изд.1963.-С.21-31.

           3.3. Практикум по физике Кортнева, Рублева, Куценко.-Изд.1961. С.30-36,52-56.

           3.4. Математическая обработка результатов измерений. Методические указания для студентов инженерных специальностей высших учебных заведений, Калининград, 1983. Никулин Н.М.,Федянин В.Е. (МОРИ).

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № IOI

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОТНОСТИ ТВЁРДОГО ТЕЛА ПРАВИЛЬНОЙ     ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ

             Цель работы: измерение размеров штангенциркулем и определение плотности        твёрдого тела  правильной  геометрической формы.

         Приборы  и  реквизит:  штангенциркуль, деталь, таблица масс.

                            

             1. ПОРЯДОК РАБОТЫ

         Упражнение  I.  ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ПЛОТНОСТИ  ВЕЩЕСТВА  ТРУБКИ

Определить объём трубки при помощи штангенциркуля. Для этого необходимо измерить внешний D1 и внутренний диаметр D2 трубки, а также её высоту h. Все измерения, количество которых задаёт преподаватель,  необходимо выполнить  n раз. Результаты занести в таблицу  I.

                                                                                                                                                       Таблица  I

Колич.

изм., n

  D1i,

  мм

D1-   D1i

   мм

(‹D1›-D1i)2

  мм2

  D2i,

  мм

D2- D2i

  мм

(‹D2›-D2i)2

   мм2

   hi,

  мм

h-  hi

  мм

(‹h›- hi)2

  мм2

    1

    2

    «

D1=

=

D2=

=

h=

=

Знаком ‹ › здесь и далее обозначены средние значения измеряемых величин. Плотность вещества трубки определяется по формуле

                                                         ,                                (1)                      

  (1)

(1)

Упражнение 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОТНОСТИ ВЕЩЕСТВА                          

                                    ПЛАСТИНКИ

         

Выполнить эскиз выданной детали с указанием буквенных обозначений габаритов, записать её номер.

         Измерить штангенциркулем длину a, ширину b и толщину h пластинки. Измерения выполнить заданное преподавателем n раз, полученные данные занести в таблицу 2. Массу m пластинки найти по номеру детали в таблице масс. По формуле (2) определить плотность вещества пластинки, полученное значение сравнить с табличным.                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                     Таблица 2

Колич

измер

   n

 ai,

мм

a›-ai,

 мм

(‹a›-ai)2,

  мм2

 bi,

мм

b›-bi ,

  мм

(‹b›-bi)2,

  мм2

 hi ,

мм

h-hi ,

 мм

(‹h›-hi)2,

  мм2

    I

   2

   «

a›=

∑=

b›=

∑=

h›=

∑=

Среднее значение плотности вещества пластинки определяется по формуле

                                                                                                 (2)

Рассчитать для обоих упражнений погрешности прямых измерений всех величин и погрешности косвенных измерений величин плотностей. Для расчётов принять значение доверительной вероятности равным 0,95. При проведении расчётов руководствоваться методическим указанием №100. Ответы дать в единицах измерения системы «СИ».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52865. Креативне письмо на уроці іноземної мови 67.5 KB
  Мета даної статті – проаналізувати навчальний потенціал креативного письма в вивченні іноземної мови, дослідити переваги роботи з креативним письмом на уроці іноземної мови, визначити цінність написання креативного тексту для розвитку учня як особистості.
52867. Конкурсна програма «Who knows English better» 517.5 KB
  Мета: формувати мовну й мовленнєву компетенції в рамках вивчених тем, удосконалювати вміння учнів з аудіювання, читання та усного мовлення; розвивати вміння переносити знання та навички в нову ситуацію; формувати здатність працювати в парі, групі; виховувати любов до навчання.
52868. Свято англійської мови для 1-4 класів 172 KB
  Storyteller: Dear children! Hope you like fairy-tales very much! You know an old story about the wolf and 7 little kids, don’t you? Now the play begins! Once upon a time there lived Mother Goat and her 7 little kids. ( Mother Goat has a milk can in her hand. She wants to go to the market. Her kids are around her.)
52869. Розвиток комунікативних здібностей школярів на уроках англійської мови 188.5 KB
  Наприклад якщо учні познайомилися один з одним на початку нового шкільного року в них ніколи потім не виникає потреби знову це робити. Учні в класі як правило не мають потреби ставити запитання про те як пройти чи проїхати кудись у певному напрямку але вони мусять знати як це робити в реальних життєвих ситуаціях. Наприклад спочатку учні відпрацьовують команди напрямку.
52870. План-конспект уроку для 4 класу за темою „Christmas” 161 KB
  Тhis day people usually visit their friends. There is a lot of dancing and eating. People bring a piece of coal for good luck. People decorate trees with toys, send greeting cards and find presents in their stockings. People send cards to people they love. They don`t write their names.
52871. СТВОРЕННЯ ТА ВИКОРИСТАННЯ ЕЛЕКТРОННОГО СУПРОВОДУ УРОКІВ АНГЛІЙСЬКОЇ МОВИ 319.5 KB
  Важливого значення з огляду на це набуває питання використання у педагогічному процесі мультимедійних засобів навчання МЗН. Іноземна мова це навчальний предмет який в силу своєї специфічності створення для учнів штучного мовного середовища передбачає найбільш гнучке і широке використання різних технічних засобів навчання. Головною метою навчання іноземних мов у загальноосвітніх навчальних закладах є надбання учнями вмінь та навичок грамотного використання іноземної мови у реальних життєвих ситуаціях не тільки повсякденного але й...
52872. ШЛЯХИ ЕФЕКТИВНОГО ВИКОРИСТАННЯ ПІСЕННОГО МАТЕРІАЛУ НА УРОКАХ АНГЛІЙСЬКОЇ МОВИ 123 KB
  Музика, а саме пісня іноземною мовою, має великі можливості для реалізації навчально-виховних завдань на уроках англійської мови. Важлива роль полягає саме в методично правильному доборі пісенного матеріалу та методики його використання.