4245

Управление качеством. Сущность управления качеством

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Управление качеством. Сущность управления качеством Объективные предпосылки изменения отношения к качеству и эволюция управления качеством. Экономические категории и затратный механизм качества. Качество как фактор конкурентоспособности. Проце...

Русский

2012-11-15

90 KB

159 чел.

Управление качеством. Сущность управления качеством

Объективные предпосылки изменения отношения к качеству и эволюция управления качеством.

Экономические категории и  затратный механизм качества.

Качество как фактор конкурентоспособности.

Процесс и функции управления качеством на предприятии.

1.1 Объективные предпосылки изменения отношения к качеству

и эволюция управления качеством

Вопросы качества продукции и его повышения всегда находились в центре общественного внимания. Изменение акцента в оценке товара для удовлетворения потребностей общества с количественных показателей на качественные, который произошел во всех промышленно развитых странах, был вызван объективными предпосылками.

Первой объективной предпосылкой такого изменения стало количественное удовлетворение потребностей по важнейшим видам продукции, необходимой обществу. Потребитель покупал все, что производилось. При насыщении рынка товарами обеспечение сбыта производимой продукции стало возможным только при условии выгодности для потребителя замены имеющихся у него изделий определенного назначения на более качественные. При таких условиях постоянное повышение качества выпускаемой продукции становится непременным условием существования и развития производства.

Второй объективной предпосылкой изменения отношения к качеству является отчетливо проявившаяся уже в 70 – 80-х гг. прошлого века ограниченность мировых сырьевых ресурсов. Это потребовало внедрения ресурсосберегающих технологий, разработку и внедрение технологий вторичного использования сырья, снижение  материалоемкости конструкций. В этих условиях повышение качества продукции стало одним из важнейших направлений рационального отношения к ресурсам.

При этом повышение качества продукции играет двойную роль в ресурсосбережении. Во-первых, сама продукция может быть более долговечной и ремонтопригодной (то есть удовлетворять определенную потребность в течение более длительного времени без замены). Во-вторых, эксплуатация  такой продукции становится более экономичной. В силу этих причин человечество в последние десятилетия направляет усилия на максимально эффективное использование добытого (произведенного) сырья и его экономию при производстве и эксплуатации продукции.

Третьей серьезной предпосылкой явилось общепризнанное изменение роли качества продукции при оценке ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынке. Такое изменение отношения к качеству продукции стало, прежде всего, следствием насыщения рынка и ограниченности сырьевых ресурсов. Кроме того, качество выступает в современной практике как самостоятельный фактор обеспечения конкурентоспособности. В современных условиях повышение качества продукции и организация послепродажного обслуживания являются одним из наиболее важных факторов при выборе предпочтений покупателем. Смещение акцента на качество в удовлетворении потребностей общества служит признаком развитой экономики. В этих условиях повышение качества и его значимости в достижении успеха на рынке является объективным процессом и становиться главной целью в деятельности каждого предприятия.

Четвертой предпосылкой увеличения роли качества является резкое возрастание экономических последствий от использования  продукции низкого качества, особенно когда речь идет о продукции производственно-технического назначения. Массовое использование бытовой и промышленной техники привело к пересмотру отношения к ее воздействию на экологическую обстановку и экологическую безопасность.

Проблема качества продукции во всем мире рассматривается как наиболее важная, поскольку она определяет престиж конкретных производителей и страны в целом на мировом рынке, а также научно-технический потенциал и степень развития экономики.

Приведенные объективные предпосылки обусловили необходимость проведения серьезных изменений в организации производства и управлении качеством на конкретных предприятиях, а также изменения организации производственно-сбытовой деятельности и управления предприятием в целом.  

Изменения  в управлении качеством были неразрывно связаны с развитием общественного производства, глобализацией и интернационализацией рынка и отражали их эволюцию.

В эволюции управления качеством и его значимости прослеживается 5 этапов.

Первый этап характеризуется тем, что все внимание производителя было сосредоточено на качестве готового продукта. Это обеспечивалось организацией отбраковки дефектной продукции и ее доработки, как правило, без серьезного анализа причин дефектов. Такое положение существовало практически до начала 1950-х годов. Качество продукции при таком подходе не всегда соответствовало ожиданиям потребителя.

Второй этап (1950-е гг.) отражает изменение потребителя к качеству товара. Это выразилось в том, что производитель стал направлять свои усилия не только на обеспечение качества производства продукции с определенными характеристиками (требованиями), но и на качество проектирования как самого продукта с целью удовлетворения пожеланий и требований покупателя, так и процесса его изготовления. Главное внимание на этом этапе производитель уделял повышению надежности и ремонтопригодности продукции, а также производительности (эффективности) ее производства, которые обеспечивали ему конкурентоспособность на рынке.

Третий этап (1960 – 1970-е гг.) связан с тем, что производитель для достижения успеха в условиях повышения конкуренции вынужден проводить более серьезные исследования рынка. Во-первых, такие исследования осуществляются для учета запросов покупателей путем проведения необходимой спецификации продукции и согласования процесса проектирования новой продукции, а во-вторых, – для обеспечения закупки высококачественных материалов и сырья, удовлетворяющих установленным требованиям к качеству продукции. На этом этапе система управления качеством в большей мере стала учитывать результаты исследований рынка и анализа как требований и пожеланий покупателя с целью их возможно полного удовлетворения, так и причин снижения качества выпускаемой продукции для его постоянного повышения.

Начиная с третьего этапа «рынок продавца» трансформируется в «рынок покупателя». На предприятии организуется отдел маркетинга, определяющий и учитывающий интересы, требования и пожелания  потребителя продукции и услуг. 

Четвертый этап (начало 1980-х – начало 1990-х гг.) отражает тенденцию развития рынка покупателя, когда производитель вынужден расширять свое участие в удовлетворении покупателя с целью сохранения его предпочтений в условиях жесткой конкуренции на рынке. В обслуживании покупателя прослеживается тенденция все большей направленности на индивидуализацию обслуживания конкретного покупателя.

Пятый этап (с начала 1990-х гг. по настоящее время) характеризуется переориентацией главных усилий управления качеством и производителя в целом с обнаружения и исправления дефектов на их предупреждение. Произошел переход от комплексного управления качеством продукции к всеобщему управления качеством работы предприятия. Управление качеством охватывает всю деятельность производителя, которая ориентирована на максимально возможное удовлетворение нужд, пожеланий и требований потребителя.

В заключение краткого рассмотрения эволюции управления качеством и эволюции самого производства, обеспечивающего это качество, следует отметить, что они потребовали соответствующей эволюции производственных отношений между производителем, поставщиками и потребителями готовой продукции. Их развитие, в свою очередь, потребовало разработки и унификации единого технического языка общения, разработки соответствующих положений о правах и обязанностях как внутри предприятии (производителей и поставщиков), так и во взаимоотношениях между производителем и потребителем. Потребовалась отработка общих требований и показателей оценки качества, требований к методам их оценки и средствам контроля, порядку его проведения, оценке результатов и т. д. Все это стало объектом стандартизации. Поэтому наряду с эволюцией качества и управления им проходил процесс совершенствования соответствующих стандартов как важнейшего средства управления его обеспечения и совершенствования.

1.2 Экономические категории и  затратный механизм качества

Неоднозначное отношение к качеству и эволюция управления им нашли отражение и в самом определении качества, которое может наполняться различным содержанием в зависимости от его роли и значимости для покупателя.

В отечественной практике промышленного производства качественной традиционно считалась продукция, обладающая совокупностью свойств, которые обусловливали ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее целевым назначением. Эти свойства продукции трансформировались в определенные параметры, которые фиксировались в нормативной документации на продукцию. Однако в условиях рынка предприятию важно не только произвести продукцию в соответствии с установленными заранее требованиями на нее, но и реализовать произведенную продукцию. В этом случае главным критерием качества продукции становятся не сами технико-экономические параметры продукции, отражающие ее качество, а предпочтения реального потребителя, основанные на ценности для него этой продукции. Сложность данной проблемы состоит в том, что у каждого отдельно взятого потребителя свой взгляд на то, какой должна быть удовлетворяющая его продукция. Более того, очень часто предпочтения потребителя меняются со временем: то, что кажется сегодня привлекательным, завтра таковым может не быть. Поэтому в мировой практике, и это закреплено в международных стандартах, качество определяется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и ожидаемые потребности. Устанавливается прямая зависимость между качеством продукции и объемами ее продаж, что в свою очередь увеличивает положительный результат деятельности предприятия и приводит к росту эффективности его производства.

Качество как экономическая категория является общественной оценкой, характеризующей степень удовлетворенности потребителей в конкретных условиях потребления. По отношению к предприятию достигнутое качество выпускаемой продукции непосредственно влияет на экономические результаты деятельности. Экономические категории качества проявляются двояко: через прибыль производителя от продажи качественно изготовленного продукта и через его затраты на обеспечение ожидаемого покупателем качества.

Повышение качества создаваемого продукта и его производства на конкретном предприятии является главным фактором увеличения выручки от реализации его продукции. Одновременно высокое качество прямо снижает издержки за счет увеличения доли продукции, которую можно продать, уменьшения случаев возврата продукции покупателями, вследствие проявившихся дефектов, а также за счет снижения затрат на гарантийный ремонт у потребителя. Таким образом качество является важным элементом затратного механизма производства и повышения объемов продаж, непосредственно определяющих его производительность и эффективность.

При анализе затрат на обеспечение качества необходимо учитывать две составляющие: затраты на соответствие и издержки на несоответствие. Основными составляющими затрат являются: а) затраты на превентивные действия (C1), которые включают затраты производителя по снижению риска потребителя получить продукт или услуги, не соответствующие его ожиданиям; б) затраты на инспекцию (C2), включающие издержки производителя на обнаружение несоответствия и дефектов в процессе проектирования и производства или услуг с целью их исключения; в) издержки на внутренний брак (C3), которые включают затраты производителя на устранение выявленных им ошибок и дефектов; г)  издержки на внешний брак (С4) включают дополнительные затраты производителя на исправление дефектов переданного производителю продукта или оказанных услуг. К превентивным действиям относят: предупреждение возникновения несоответствия и дефектов, а также внедрение и поддержание системы качества. Затраты на инспекцию включают организацию обнаружения ошибок и несоответствий (дефектов), в процессе входного, текущего и выходного контроля продукции. В рамках системы управления качеством предприятия эти затраты принято называть затратами на контроль качества. Издержки на внутренний брак учитывают и затраты, возникающие при изготовлении новых изделий по гарантиям с дополнительными проверками и устранением дефектов в процессе их производства.

С точки зрения окупаемости затраты на качество могут быть разделены по трем уровням (группам): затраты, оплачиваемы покупателем, затраты, которые могут быть частично возвращены из дополнительной прибыли предприятия и невозвратные издержки производителя.

Затраты первой группы связаны с издержками на превентивные действия и входят в состав стоимости продукции. Они по своей сути являются инвестициями производителя и кроме возврата этих средств после продажи продукции при определенных условиях могут принести инвестору (производителю) экономическую выгоду за счет укрепления его позиции на рынке, повышения объемов продаж и прибыли, а также роста его имиджа и репутации на рынке.

Затраты второй группы (внутренние затраты производителя) непосредственно покупателем не оплачиваются, но могут быть частично возвращены за счет прибыли в силу того, что хорошо налаженная система контроля способствует снижению доли некачественной продукции у потребителя и повышает имидж производителя, что приводит к расширению рынков сбыта и соответственно объемов продаж и прибыли.

Затраты третьей группы  (как правило внешние) производителю не возмещаются и являются его издержками, связанными с низкой эффективностью его деятельности.

Приведенная классификация затрат на качество является полезной при организации постоянного учета и анализа всех составляющих стоимости с целью создания продукции, обладающей высокой ценностью для потребителя при ее минимальной стоимости у производителя. Практическое использование оценки затрат на качество имеет важное значение при организации  управления процессом совершенствования качества в целом. Акцент на превентивные действия (учет ожидаемых потребностей и формирование соответствующего им качества продукции)  соответствует мировой тенденции обеспечения качества взамен контроля и управления качеством, распространенных в деятельности отечественных предприятий.

1.3 Качество как фактор конкурентоспособности

     Понятия «конкурентоспособность продукции» и «качество продукции» являются взаимозависимыми: с одной  стороны  качество  продукции определяет ее конкурентоспособность, а  с  другой – только конкурентоспособный товар может считаться качественным.

Под конкурентоспособностью продукции (товара) принято понимать ее способность отвечать требованиям целевого рынка этого вида товара. Изучение вопросов конкуренции и конкурентоспособности является предметом изучения отдельных дисциплин. Основные вопросы конкурентоспособности, подходы к ее оценке и основные направления формирования конкурентных преимуществ предприятия рассмотрены в теме 10 (лекция 10.3). В рамках настоящей лекции ограничимся кратким описанием  вопросов, имеющих непосредственное отношение к пониманию проблем качества и управления им на предприятии: взаимосвязь уровня и показателей конкурентоспособности с характеристиками качества продукции, а также связь конкурентоспособности и прибыли предприятия.

Характеристики качества прямо пропорциональны показателям конкурентоспособности. Структура оценки показателей конкурентоспособности определяется на основе сложившейся практики в конкретной отрасли. При этом цена товара неразрывно связана  с его качеством и прямо пропорциональна его уровню. Связь конкурентоспособности продукции и прибыли от ее продаж имеет более сложную зависимость, которая должна учитывать периоды создания, производства и сбыта продукции, объемы ожидаемых продаж и их отношение к общей емкости рынка, уровень конкурентоспособности продукции, число видов продукции конкурентов, показатели имиджа предприятия и его конкурентов, отношение «спрос – предложение» и другие факторы.   

Качество и цена продукции являются важными, но не единственными факторами обеспечения конкурентной позиции предприятия на рынке. Поэтому для достижения успеха недостаточно ограничиваться оценкой уровня конкурентоспособности продукции до выхода ее на рынок. Необходимо активно влиять на ситуацию на рынке, включая приобретение необходимого имиджа, стимулирования спроса, решение вопросов кредитования покупателей и расширения сбытовой сети и другие активные действия на рынке. Вместе с тем необходимо помнить, что качество продукции является главным  фактором, формирующим конкурентные преимущества предприятия в отрасли и на рынке.

1.4  Процесс и функции управления качеством на предприятии

Под управлением качеством продукции понимается деятельность, осуществляемая при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Управление качеством не всегда означает обеспечение его совершенства, так как ориентировано на уровень качества, предполагаемый (воспринимаемый) рынком.

     Современный подход к управлению качеством отличает его нацеленность на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях предприятия.  Отличительными элементами этого подхода являются ориентация управления на контроль качества процессов и предотвращение возможности дефектов (вместо контроля качества продукции), полное возложение ответственности за качество результатов труда на непосредственных исполнителей, а также активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих путем мотивации их труда. Важным элементом управления качеством служат также детальное исследование и анализ возникающих проблем обеспечения качества на всех этапах разработки, производства и эксплуатации продукции по принципу восходящего потока, то есть от последующей операции этого процесса к предыдущей.

Управление качеством продукции представляет процесс, осуществляемый поэтапно, в том числе: а) разработка плана повышения качества, включая разработку новых требований к качеству продукции и мероприятия, обеспечивающие создание новой продукции с желаемыми свойствами; б) оценка соответствия свойств изготовливаемой продукции требованиям, которые были предусмотрены в плане; в) принятие необходимых мер воздействия на процесс создания ценности (качества) продукции в тех случаях, когда не удалось обеспечить соответствие; г) изучение условий эксплуатации (или потребления) продукции с целью определения направлений дальнейшего повышения ее качества.

В мировой практике сегодня выделяют 4 уровня деятельности, направленной на достижение гарантированного качества продукции:

  1.  Управление качеством (quality control) как деятельность оперативного характера для выполнения установленных требований по качеству.
  2.  Обеспечение качества (quality assurance) как деятельность, направленная на достижение уверенности в том, что требования по качеству будут выполнены как внутри предприятия, так и вне его – у потребителя, в том числе в процессе всех видов деятельности,  соответствующих модели «петли качества».
  3.  Общее руководство качеством (quality management) включает деятельность по управлению качеством и обеспечению качества, а также предусматривает разработку и реализацию политики предприятия в области качества. Осуществляется такая деятельность через функционирование системы качества (системы обеспечения качества).
  4.  Всеобщее управление качеством (total quality management) подразумевает долговременную стратегию общего руководства и управления предприятием, направленную на обеспечение качества и эффективной деятельности предприятия с участием в этом процессе всех заинтересованных лиц – сотрудников предприятия и его партнеров, потребителей и общества в целом.

При этом обеспечение качества становится одним из базовых элементов менеджмента, делая его эффективным.

Процесс управления качеством включает основные направления деятельности в области качества и осуществляется путем реализации управленческих функций. В состав функций входит: планирование, организация, мотивация и контроль обеспечения качества продукции, производственных (технологических) процессов и работы предприятия в целом. Эти функции тесно связаны между собой, и их последовательная реализация в рамках основных направлений деятельности предприятия по качеству охватывает все этапы исследований, разработки, производства и  эксплуатации продукции. Этот процесс может быть представлен в виде обобщенной модели основных направлений деятельности в области качества и «петли качества», приведенной на рис. 1. 

Главным в обеспечении качества, определяющего эффективную работу предприятия, является правильный выбор направления его деятельности и позиции на мировом рынке, а также принятие необходимых мер, чтобы его продукция оставалась конкурентоспособной как можно более длительное время.

Планирование качества предусматривает определение целей и требований к качеству, а также обоснованный выбор конкретной модели системы качества на предприятии. В том числе: идентификацию и оценку качества с учетом требований покупателей, формулирование целей и нормативных требований к необходимому качеству продукции и процессов, разработку программы качества, конкретных мероприятий по его улучшению и внедрение конкретной модели системы качества на предприятии.

Управление качеством охватывает все виды деятельности и методы  оперативного характера, направленные на выполнение требований к качеству и реализацию планов его совершенствования. В том числе: контроль качества (на соответствие стандартам и установленным показателям качества), выявление отклонений и разработку мероприятий по их устранению и недопущению повторных отклонений и дефектов, а также организацию и контроль их реализации.

Обеспечение качества охватывает и включает все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества на предприятии, которые проводятся как внутри предприятия, так и во внешней среде, а также производственные и иные технологические процессы. Основное назначение процедур  обеспечения качества заключается в своевременном предупреждении возникновения возможных отклонений и дефектов от установленных требований.

Улучшение качества представляет деятельность предприятия, включающую все виды конкретных действий (мероприятий), непосредственно влияющих или способствующих повышению его эффективности и результативности, с целью получения выгоды  для него и покупателей. Эта деятельность направлена на достижение постоянного и непрерывного улучшения качества продукции и всей деятельности предприятия для получения результатов, лучших по сравнению с достигнутыми.

В международном стандарте по терминологии (ИСО 8402) особо выделены два аспекта управления качеством: «общее» руководство качеством (quality management) и управление качеством как оперативная деятельность (quality control). 

К  «общему» руководству качеством принято относить планирование качества с учетом определенной направленности деятельности по его обеспечению, организацию работы по достижению целей системы управления качеством, обучение и мотивацию персонала, принятие необходимых  стратегических решений по достижению качества требуемого потребителем, и взаимодействие с внешней средой.

Контроль достижения установленного уровня и выполнения плана работ по обеспечению качества, а также разработка мероприятий и принятие оперативных решений по их реализации обычно относят к «оперативному» управлению качеством.

Распределение функций по указанным направлениям управления  представлено на рис. 12.2.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72195. Схемотехника аналоговых электронных устройств: Учебное пособие 3.54 MB
  В учебном пособии рассмотрены теоретические основы и принципы действия аналоговых устройств на биполярных и полевых транзисторах. Анализируются основные схемы , используемые в аналоговых трактах типовой радиоэлектронной аппаратуры, приводятся расчетные формулы, позволяющие определить элементы...
72196. Спектроскопические методы. Атомно-эмиссионный спектральный анализ. Фотометрические методы анализа 1.35 MB
  Спектроскопические методы анализа основаны на взаимодействии электромагнитного излучения с веществом. Это взаимодействие сопровождается явлениями из которых наиболее важны испускание поглощение и рассеяние излучения. К оптическим спектральным методам анализа относятся методы...
72197. Синтаксис и семантика языка Паскаль 42.5 KB
  Элементарные конструкции языка Паскаль включают в себя имена, числа и строки. Имена (идентификаторы) называют элементы языка - константы, метки, типы, переменные, процедуры, функции, модули, объекты. Идентификатор в Турбо Паскале может включать в себя: буквы латинского алфавита, цифры символ подчеркивания.
72198. Россия во второй половине 19 века 52 KB
  Важным рубежом в истории России стал крах николаевской системы. В феврале 1855 г. внезапно скончался Николай I. В 1856 г. полной катастрофой для России закончилась Крымская война. За годы войны дефицит государственного бюджета вырос с 14,5 млн. руб. до 307,5; в 1856 г.
72199. Россия в 1917 г. Альтернативы общественного развития 40 KB
  Февральская революция 1917 г. стала эпохальным событием в истории России. Династия Романовых, правившая 304 года, рухнула за неполных 8 дней. До сих пор ученые колеблются в оценке событий 1917 г. Февральская революция была вызвана целым комплексом причин: Первая мировая война.
72200. Россия в период Гражданской войны 44 KB
  Причины сущность движущие силы и основные этапы Гражданской войны. Политическое противоборство в годы Гражданской войны. Иностранная интервенция способствовала затягиванию гражданской войны принимавшей различные формы от мятежей и диверсий до крупномасштабных военных сражений.
72201. Россия в 18 веке 102 KB
  18 век – это время расцвета, а затем и кризиса феодальной системы. В Европе наступает период заката абсолютизма. В России в это время феодализм переживает период апогея, но с конца века усиливается кризис феодальной системы, однако в отличие от Запада кризис феодализма сопровождался не сужением...
72202. Россия в 19 веке 57.5 KB
  В основе социальной структуры лежал сословный принцип. Дворянство еще более увеличило свои привилегии, однако к середине 19 века наблюдался явный кризис помещичье-крепостнического хозяйства. В центре общественной мысли стояли два важнейших вопроса: судьба крестьян и самодержавия.
72203. Русь в 16-17 веках 69 KB
  16 век – это сложный противоречивый период. В его центре такие события, как правление Ивана IV, постоянные войны с Польшей, Швецией, Ливонией. Происходит расширение территории страны. Были присоединены Казань, Астрахань, Сибирское ханство. На рубеже 16-17 веков Россию потрясла Смута.