42501

Измерение ЭДС источника методом компенсации

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Краткие теоретические сведения ЭДС гальванического элемента не зависит от размеров электродов и количества электролита а определяется лишь их химическим составом и при данных условиях постоянна. Каждый тип элементов даёт определённую ЭДС.1 где  − ЭДС; I − сила тока; R − сопротивление внешней цепи; r − внутреннее сопротивление элемента.

Русский

2013-10-30

69 KB

28 чел.

Лабораторная работа № 8

Измерение ЭДС источника методом компенсации

Цель работы: углубить представление об электродвижущей силе и овладеть одним из методов её измерения.

Оборудование: источник питания (аккумулятор), гальванометр, реостаты, реохорд, ключи, переключатели, нормальный элемент Вестона, исследуемая батарея, соединительные провода.

8.1. Краткие теоретические сведения

ЭДС гальванического элемента не зависит от размеров электродов и количества электролита, а определяется лишь их химическим составом и при данных условиях постоянна. Каждый тип элементов даёт определённую ЭДС. Согласно закону Ома для полной цепи

                                                (8.1)

где   − ЭДС; I − сила тока; R − сопротивление внешней цепи; r − внутреннее сопротивление элемента.

Напряжение во внешней цепи будет U = IR. Из уравнения (8.1) следует, что U =  Ir. Таким образом, напряжение во внешней цепи равно ЭДС источника минус напряжение на внутреннем сопротивлении.

При измерении ЭДС обычным способом с помощью вольтметра вносится погрешность, связанная с потреблением вольтметром тока. Поэтому измеренная им разность потенциалов будет меньше, чем ЭДС. В тех случаях, когда внутреннее сопротивление вольтметра велико (например, для лампового вольтметра), ток в цепи вольтметра мал. Тогда ЭДС с большой степенью точности можно измерить вольтметром. В противном случае для измерения ЭДС необходимо применять специальные методы, например компенсационный метод Поггендорфа − Боша.

Рассмотрим цепь (рис. 8.1). Здесь − батарея аккумуляторов; x − исследуемый элемент; − гальванометр; АВ − калиброванная проволока (реохорд). Если ЭДС исследуемого элемента меньше ЭДС батареи аккумуляторов, то на проволоке всегда можно найти такую точку С, когда в ветви АR1GС (стрелка гальванометра в этом случае будет на нуле).

По второму правилу Кирхгофа для контура АGСА

                         (8.1)

где rx − внутреннее сопротивление исследуемого элемента; rg − сопротивление гальванометра; RAC − сопротивление участка АС.

Если через гальванометр ток не течёт (I2 = 0), то

                                              (8.2)

и в этом случае напряжение на участке АС, создаваемое батареей аккумуляторов, равно ЭДС исследуемого элемента.

Заменим исследуемый элемент нормальным, ЭДС которого известна. Передвигая контакт С, добьёмся положения D такого, при котором ток через гальванометр опять не проходил бы. Тогда выражение (8.2) можно переписать в виде

                                              (8.3)

Ток через участок АВ остаётся прежним, так как в цепи гальванометра тока нет. Разделив (8.2) на выражение (8.3), получим

                                              (8.4)

Ввиду того, что проволока на участке АВ калиброванная, можно записать:

                                              (8.5)

где l1 и l2 − длины участков АС и AD в произвольных единицах.

Зная n и измерив AC = l1 и AD = l2, по (8.5)  вычисляем ЭДС.

8.2. Измерение ЭДС методом компенсации на реохорде

Проволока реохорда АВ, применяющаяся в цепи, натянута на линейку, что позволяет непосредственно отсчитывать длину. В целях защиты элемента и гальванометра от сильных токов (в то время когда ещё не найдены нужные точки) введено последовательно с гальванометром и элементом n довольно большое сопротивление R1. Это сопротивление, предохраняя прибор и нормальный элемент от перегрузки, сильно огрубляет чувствительность метода. Следовательно, для уменьшения погрешности измерений после грубой настройки на нуль показаний гальванометра (и только после этого!) можно повысить чувствительность системы, уменьшая сопротивление R1 (ступенчато, с подстройкой гальванометра на каждой ступени в нулевое положение!).

Включение в цепь исследуемого элемента х и нормального элемента n достигается с помощью переключателя П. Необходимо подключать исследуемый элемент и аккумулятор одноимёнными полюсами к точке А реохорда. В работе применяется высокочувствительный гальванометр, в котором (для более удобного определения отсутствия тока) нуль шкалы находится посередине. В качестве эталонного элемента используется ртутно−кадмиевый элемент Вестона. Положительным полюсом служит ртуть, отрицательным − амальгама кадмия. Электролитом является насыщенный раствор CdSO4, деполяризатором − сульфат ртути. ЭДС нормального элемента мало изменяется со временем, так как мала поляризация. Кроме того, ЭДС этого элемента мало изменяется с температурой. При t = 20 0С она равна 1,0183 В.

Ввиду постоянства ЭДС нормального элемента её удобно сравнивать с другим неизвестным ЭДС. От элемента Вестона нельзя брать ток свыше 10−6 − 10−5 А. Элемент Вестона применяется исключительно в компенсационных схемах.

8.3. Правила по технике безопасности на рабочем месте

  1.  Элемент Вестона не переворачивать (разольётся ртуть)!
  2.  Строго следить: включать сначала ключ, а затем переключатель. Выключать в обратной последовательности.

8.4. Порядок выполнения работы

  1.  Собрать цепь в соответствии со схемой (рис. 8.1). После проверки цепи преподавателем или лаборантом, замкнуть ключ К.
  2.  Подключить с помощью переключателя П к схеме исследуемую батарею.
  3.  Добиться отсутствия тока в цепи гальванометра и записать длину участка l1 = АС.
  4.  Подключить с помощью переключателя П нормальный элемент Вестона и вновь добиться отсутствия тока через гальванометр передвижением движка реохорда. Записать длину участка l2 = АD.
  5.  Пользуясь формулой (8.5), вычислить ЭДС.
  6.  Измерения повторить 5 − 7 раз.

Примечание. Ключ К и переключатель П включать на короткие промежутки времени.

Контрольные вопросы и задания

  1.  Условие существования электрического тока.
  2.  Почему для поддержания постоянной разности потенциалов необходимы силы неэлектростатического происхождения?
  3.  Знать несколько определений ЭДС источника тока.
  4.  Сформулировать 1-е и 2-е правила Кирхгофа.
  5.  Сформулировать правило знаков для 1-го и 2-го правил Кирхгофа.
  6.  В чём заключается метод компенсации?
  7.  Почему исследуемый источник и аккумулятор подключаются к точке А одинаковыми полюсами?

[2, § 67 − 69; 3, § 54, 55, 57, 58; 12; 13, § 28, 51]

53


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62554. Синонимы 22.43 KB
  Предметные задачи урока: расширить знания детей о синонимах учить правильно употреблять слова-синонимы в речи. Сегодня будем писать гласную которая есть в словах приятель товарищ но нет в слове друг...
62555. Урок развития речи. Письмо 30.47 KB
  Цель: Познакомить учащихся со структурой и стилистическими особенностями письма как эписталярного жанра со значением переписки в жизни людей. Мы научимся правильно писать письма родным близким и знакомым. Познакомимся со структурой письма продолжим развитие устной и письменной речи.
62556. Правописание парных согласных в конце слова 988.38 KB
  Цель урока: обеспечить условия для формирования умения правильно писать слова с парными согласными на конце слова развития орфографической зоркости; развития речи учащихся внимания памяти; развития навыков самоконтроля проверки самооценки...
62557. Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация» 33.22 KB
  Оборудование к уроку: Компьютер; Мультимедийный проектор; Презентация слайдов по теме урока; Карточки с предложениями для их поиска по схемам; Сигнальные карточки; Раздаточный материал заданий; Призы. Синтаксический разбор предложения частичный...
62558. Воспроизводство населения 32.26 KB
  Цель урока: Формирование представления обучающихся об особенностях воспроизводства населения России его основных исторических типах с использованием новых информационно-коммуникационных технологий. Задачи: обучающие формировать представление обучающихся о воспроизводстве населения России...
62560. Значение рыб в природе и жизни человека. Промысловые виды рыб. Приготовление блюд из рыбы и морепродуктов 143.18 KB
  Цель урока: Обобщить и систематизировать знания об основных признаках представителей классов рыб о значении рыб в природе и жизни человека; о промысловых видах рыб; о способах кулинарной обработки рыбы и роли морепродуктов в питании человека.
62561. Толерантность… или как жить в мире с другими людьми? 24.12 KB
  Тип урока: относится к урокам общения разработан по технологии Е. Вингенштейн говорил: Чтобы жить счастливо я должен жить в согласии с миром 2 1 Опрос по кругу отвечает каждый Что для вас значит жить в согласии с миром уметь понимать и мириться с другими людьми...