42582

Линейные программы и условные операторы в Pascal

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Регистр символов в Паскале не имеет значения.1 Для вычисления значений z1 и z2 необходимо ввести с клавиатуры значение переменной и вывести полученные значения z1 и z2 на экран. Выполняемые функции нахождение значения z по формулам и . 8 Результаты тестирования Разработанные программы были протестированы в 3х режимах: корректные значения граничные значения некорректные данные.

Русский

2013-10-30

327 KB

17 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)» в г. Смоленске

Кафедра информатики

Отчёт

по лабораторной работе №1

Тема: «Линейные программы и условные операторы в Pascal»

по курсу: «Информатика и программирование»

Студент: Сороченков М.А.
Группа: ПИЭ-11
Преподаватель: Нестеров А.П.
Вариант: 1

Смоленск, 2011


1 Теоретической введение

  1.  Переменные

Программы на Паскале начинаются с ключевого слова program и следующего за ним имени программы с точкой с запятой; за ним следует тело программы, состоящее из секций описания переменных, типов и констант, объявлений процедур и функций и следующего за ними блока операторов, являющегося точкой входа в программу. В языке Паскаль блок ограничивается ключевыми словами begin и end. Операторы разделяются точками с запятой, после тела помещается точка, служащая признаком конца программы. Регистр символов в Паскале не имеет значения.

Требования к именам переменных:

  •  Всегда начинаются с латинской буквы 
  •  В именах допускаются только латинские буквы 
  •  Длина имени переменной не более 63 символов.
  •  Не разрешается использовать в имени следующие символы:
    + - * / \ ^ = > < <> >= <=
    . , : " ' ! $ ( ) ?
    а также пробелы и русские буквы
  •  Имена переменных желательно делать осмысленными, например, Speed1 или Skorst1 (переменные обозначающие скорость у 1-го объекта)
  •  Не разрешается использование зарезервированных слов
    1.  Типы переменных

Типы могут быть простыми (элементарными) (целые, символьные (литерные), вещественные), а также сложными (ограниченные, перечисляемые, булевские, строковые…).

Элементарные типы объявляются в разделе var. Сложные же объявляются в разделе types и используются для описания переменных в разделе var.

  1.  Операторы

Команду алгоритма, записанную на языке программирования, принято называть оператором. Раздел операторов — основная часть программы.

Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read  или readln:

read(<список переменных>);

или readln(<список переменных>);

Разница в выполнении этих операторов в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору read этого не происходит.

Вывод результатов происходит по оператору write или writeln:

write(<список вывода>);

или writeln(<список вывода>);

Оператор присваивания на Паскале имеет следующий формат:

<числовая переменная> := <арифметическое выражение>

Арифметическое выражение может содержать числовые константы и переменные, знаки арифметических операций, круглые скобки. Кроме того, в арифметических выражениях могут присутствовать функции.

Круглые скобки в арифметических выражениях влияют на порядок выполнения операций. Как и в математике, в первую очередь выполняются операции в скобках.

  1.  Линейный алгоритм

Линейный алгоритм является аналогом обычного последовательного решения какой-либо задачи, когда все действия записываются поочередно.

В программировании реализация линейного алгоритма является наиболее простой конструкцией, так как подразумевает выполнение всего трех этапов:

1. ввод данных;

2. вычисления с помощью операторов присваивания;

3. вывод данных.

  1.  Условный оператор IF

Условный оператор включает в себя операторы, которые выполняются или не выполняются в зависимости от записанного в операторе условия. Оператор имеет вид:

  IF  "условие"  Then  "оператор1"  Else  "оператор2";

где "условие" - выражение логического типа;

"оператор1" выполняется, если условие верно ( True ),

"оператор2" выполняется, если условие не верно ( False ).


2 Техническое задание

2.1 Задача 1

Найти значение z1 и z2:

2.2 Задача 2

Вести координаты x и y и выяснить попадёт ли точка в заштрихованную фигуру.

2.3 Задача 3

Если максимальное значение из трёх взятых чисел больше 50, то найти произведение этих чисел, иначе – уменьшить каждое число в 2 раза.

3 Анализ технического задания

3.1 Для вычисления значений z1 и z2 необходимо ввести с клавиатуры значение переменной a и вывести полученные значения z1 и z2 на экран.

 

3.2 Для того что бы выяснить, попадёт ли точка с координатами (х ; y) в заштрихованную фигуру, необходимо составить уравнения каждой из линий, образующих фигуру: x2 + y2 = 2, y = - (x - 1), y = x - 1, y = - (x + 1), y = x + 1 и x = 0; преобразовать их в неравенства, при выполнении которых, точка будет внутри образованной фигуры: x2 + y2 < 2, y < - (x - 1), y > x - 1, y > - (x + 1), y < x + 1 и x < 0. При удовлетворении этим условиям точка попадёт внутрь фигуры.

3.3 Для того что бы выяснить, есть ли среди трёх введённых чисел, число большее 50, необходимо сравнить каждое из введённых чисел  с числом 50. (a>50 или b>50 или c>50)  Если хотя бы одно число >50, то необходимо посчитать произведение этих чисел, если нет – то каждое из веденных чисел нужно разделить на 2.

4 Блок-схема

4.1 Задача 1. Блок схема алгоритма представлена на рисунке 4.1.

Рисунок 4.1 – Блок-схема алгоритма.


4.2 Задача 2. Блок схема алгоритма представлена на рисунке 4.2.

Рисунок 4.2 – Блок-схема алгоритма


4.3 Задача 3. Блок схема алгоритма представлена на рисунке 4.3.

Рисунок 4.3 – Блок-схема алгоритма


5 Модульная структура программы

Программа состоит из одного модуля – самой программы.

6 Спецификация на программные модули

6.1 Задача 1

  1.  Имя модуля p1.
    1.  Имя вызываемого модуля – нет.
    2.  Выполняемые функции -  нахождение значения z по формулам  и

    .

  1.  Входные данные  - A типа real.
    1.  Выходные данные – Z типа real.
    2.  Особенности и ограничениянет.

6.2 Задача 2

  1.  Имя модуля p2.
    1.  Имя вызываемого модуля - нет.
    2.  Выполняемые функции – выяснение попадания точки с координатами (x;y) внутрь заданной фигуры..
    3.  Входные данные  - X и Y типа real.
    4.  Выходные данные – сообщение «Popali» или «Ne popali».
    5.  Особенности и ограничениянет.

6.2 Задача 3

  1.  Имя модуля p3.
    1.  Имя вызываемого модуля – нет.
    2.  Выполняемые функции – нахождения произведения введенных чисел a, b и с если выполняется условие (a>50) or (b>50) or (c>50), и уменьшение введенных чисел a, b и с в 2 раза – если условие не выполняется.
    3.  Входные данные  - a, b и c типа real.
    4.  Выходные данные – a, b, c, d, s типа real.
    5.  Особенности и ограничениянет.

7 Текст программы

7.1 Задача 1

program p1;

uses crt;

var z,a:real;      {Описание переменных}

begin

clrscr;     

write ('Vvedite znachenie a:');

readln(a);      {Ввод данных с кл-ры}

z:=cos(a)+sin(a)+cos(a)*3+sin(a)*a; {Вычисление z}

writeln('Znachenie z1=',z:2:2);  {Вывод z}

z:=1/4-1/4*sin(5/2*pi-8*a);   {Вычисление z}

write('Znachenie z2=',z:2:2);   {Вывод z}

readln;

end.

7.2 Задача 2

program p2;

uses crt;

var a,b,c,d,e,ox:boolean;    {Условия}

   x,y:real;      {Координаты точки}

begin

clrscr;

writeln('vvedite x and y');

readln(x,y);      {Ввод данных с кл-ры}

a:=(sqr(x)+sqr(y)<1);

b:=(y<-(x-1));

c:=(y>x-1);

d:=(y>-(x+1));

e:=(y<x+1);

ox:=x<0;

if (b and c and d and e) or (a and ox)

 then write('Popali')

   else write ('Ne popali');  {Проверка выполнения

условий и вывод

результата}

readln;

end.

7.3 Задача 3

program p3;

uses crt;

var a,b,c,s:real;

begin

clrscr;

writeln('Vvedite 3 peremennih');

readln(a,b,c);      {Ввод данных с кл-ры}

if (a>50) or (b>50) or (c>50) then {Проверка условия(сравнение)}

 begin

  s:=a*b*c;        {Выч-е произведения если условие верно}

  writeln('Proizvedenie=',s:2:2);   {Вывод}

  end

else

 begin

  a:=a/2;        {Уменьшение вдвое}

  b:=b/2;

  c:=c/2;

  write('a/2=',a:2:2,' b/2=',b:2:2,' c/2=',c:2:2);

 end;

readln;

end.

8 Результаты тестирования

Разработанные программы были протестированы в 3х режимах: корректные значения, граничные значения, некорректные данные. Результаты представлены в таблицах 8.1, 8.2 и 8.3.

Таблица 8.1 Результаты тестирования программы из задачи 1

Режим тестирования

Введённое значения

Значение z1

Значение z2

Корректные значения

15.8

-5.53

0.06

Корректные значения

-40

26.39

0.02

Граничные значения

0

4

0

Некорректные данные

b

Ошибка ввода

Некорректные данные

32..4

Ошибка ввода

Вывод: программа работает некорректно в случае ввода символа вместо числового значения и ошибочной записи дроби. Во всех остальных случаях результаты соответствуют действительности.

Таблица 8.2 Результаты тестирования программы из задачи 2

Режим тестирования

X

Y

Результат

Корректные значения

-0.5

0.5

Popali

Корректные значения

1

1

Ne popali

Граничные значения

0

1

Ne popali

Граничные значения

-1

0

Ne popali

Некорректные данные

b

-

Ошибка ввода

Некорректные данные

32..4

-

Ошибка ввода

Вывод: программа работает некорректно в случае ввода символа вместо числового значения и ошибочной записи дроби. Во всех остальных случаях результаты соответствуют действительности.

Таблица 8.3 Результаты тестирования программы из задачи 3

Режим тестирования

A

B

C

S

A

B

C

Корректные значения

45

7

74

23310.00

-

-

-

Корректные значения

13

6

42

-

6.5

3

21

Граничные значения

0

0

0

-

0

0

0

Граничные значения

49

49

49

-

24.5

24.5

24.5

Некорректные данные

k

-

-

Ошибка ввода

Некорректные данные

32..4

-

-

Ошибка ввода

Вывод: программа работает некорректно в случае ввода символа вместо числового значения и ошибочной записи дроби. Во всех остальных случаях результаты соответствуют действительности.

9 Заключение

В результате выполнения лабораторной работы освоены основные операторы и принципы построения линейных алгоритмов на языке Pascal, а так же принципы работы с условным оператором «if».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27746. Цель деятельности социального педагога 19.77 KB
  Предлагаемые ниже таблицы отражают примерный перечень как основных направлений деятельности социального педагога так и их содержание. Предлагаемые ниже таблицы отражают примерный перечень как основных направлений деятельности социального педагога так и их содержание. Направления деятельности Содержание Социальнопедагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов проведение социальной паспортизации классов учебного учреждения микрорайона; изучение и анализ культурнобытовых отношений в семьях...
27747. Педагогическая деятельность Песталоцци 20.29 KB
  Иоганн Генрих Песталоцци 1746 1827 родился в Швейцарии в Цюрихе в семье врача. Песталоцци близко ознакомился с тяжелым положением крестьян и с малых лет проникся глубоким сочувствием к народу. Образование Песталоцци получил сначала в начальной а затем в латинской средней школе и в высшем учебном заведении гуманитарного направления коллегиуме на филологическом и философском отделениях где под влиянием французских просветителей развивались передовые демократические идеи.
27748. Факторы социализации и формирования личности 20.14 KB
  Факторы социализации и формирования личности Социализация как уже отмечалось осуществляется в различных ситуациях возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходят сословие трудовой или профессиональный коллектив отдельные личности.В последние годы все большее значение ученые придают макпофакторам социализации в том числе и природногеографическим...
27749. Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются 17.47 KB
  Поскольку проблема ребенка требующая разрешения как правило имеет и внутренние личностные и внешние аспекты социальнопедагогическая деятельность обычно включает две составляющие: непосредственную работу с ребенком; посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой способствующую их социальнокультурному становлению и развитию. По содержанию социальнопедагогическая деятельность чрезвычайно многообразна. Однако в настоящее время эта задача непростая поскольку сфера практической социально педагогической деятельности...
27750. Становление идей воспитывающего и развивающего обучения в педагогической мысли Западной Европы до 80-х гг. XIX в 27.72 KB
  Становление идей воспитывающего и развивающего обучения в педагогической мысли Западной Европы до 80х гг. в педагогической мысли возникают теории обучения и воспитания которые становятся классическими педагогическими теориями и базой для дальнейшего развития науки и практики образования во всех странах. Так один из основоположников дидактики начального обучения швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци 17461827 окончивший два курса коллегиума Каролинум вел активную просветительскую деятельность организовал ряд приютов для детей из...
27751. Сущность коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками 28.78 KB
  Возникает задача поиска более действенных и результативных путей профилактики и педагогической коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков как следствия их школьной дезадаптации опирающихся на принципы гуманизации и индивидуализации педагогического процесса в общеобразовательной школе. В педагогической науке в настоящий момент отсутствуют системные исследования коррекционнопедагогической деятельности не ведется пока целостного изучения взаимосвязи между коррекционной деятельностью и единым педагогическим процессом. Поэтому...
27752. Психолого - педагогические подходы в воспитании детей с ограниченными возможностями 39.13 KB
  В процессе развития ребенка функциональные системы взаимовлияют друг на друга. Поэтому эмоциональноположительное взаимодействие ребенка с матерью составляет основу формирования всех психических функций: речи внимания памяти целенаправленной деятельности эмоциональной сферы мышления и сознания. Специальные исследования показали что отрицательные последствия воспитания детей грудного и раннего возраста в учреждениях закрытого типа возникают не изза отсутствия материального ухода а являются следствием недостаточности эмоциональных...
27753. Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей и подростков 23.81 KB
  Не смотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством информации. СМИ являются также источниками пошлой информации порнографии. Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение можно выделить несколько позитивных моментов: СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий таким образом удаляя информационный голод средства массовой информации повышает общую в том числе и политическую культуру населения; служит для взаимного информирования властей и...
27754. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 46.16 KB
  В свою очередь для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта предмета анализа задач исследования совокупности исследовательских средств необходимых для их решения а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач. Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе...