42590

Основные идеи П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Видное место в социологии народничества занимает субъективное направление. Субъективное направление возникло в конце 60-х годов XIX в. и просуществовало до Октябрьской революции, подвергнувшись значительной эволюции

Русский

2014-03-31

15.57 KB

14 чел.

Основные идеи П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского.

Видное место в социологии народничества занимает субъективное направление. Субъективное направление возникло в конце 60-х годов XIX в. и просуществовало до Октябрьской революции, подвергнувшись значительной эволюции. Ведущие теоретики субъективной школы Петр Лаврович ЛАВРОВ и Николай Константинович МИХАЙЛОВСКИЙ — а субъективизм (субъективный метод) был наиболее популярным направлением русской социологической мысли — включали психологию в анализ и объяснение исторических и социальных процессов, которые происходили в мире. Впервые основополагающие идей субъективной социологии были сформулированы П.Л. Лавровым в “Исторических письмах” (1870). Разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития находились в центре внимания субъективной социологии. Уделялось внимание и разработке теории общественного прогресса.

Субъективная социология, созданная народниками П. Л. Лавровым (1823 - 1900) и Н. К. Михайловским (1842 - 1904), сводилась к следующему: • сущность общественного развития состоит в переработке культуры (традиционных общественных форм в цивилизацию); • цивилизация понималась как сознательное историческое движение, осуществляемое критической мыслью личностей; • полноценное развитие личности возможно только в рамках социализма, где будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости; • к социализму Россия должна прийти, минуя капитализм на основе крестьянской общины с ее коллективистскими традициями. Методология субъективной социологии: • обоснование необходимости использования субъективного метода в социологии, поскольку социальную деятельность личности - основной единицы общества определяют ее субъективные помыслы и цели (принцип «сопереживания» при изучении личности); • субъективная концепция истины, понимаемая как удовлетворение познавательной способности человека; • критерий истины, по Михайловскому, познавательная способность «нормального человека», поставленного в благоприятные социальные условия и отражающего интересы трудящегося большинства. А это предполагало разработку социального идеала общества, обеспечивающего полнокровное развитие человеческих способностей.