42590

Основные идеи П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Видное место в социологии народничества занимает субъективное направление. Субъективное направление возникло в конце 60-х годов XIX в. и просуществовало до Октябрьской революции, подвергнувшись значительной эволюции

Русский

2014-03-31

15.57 KB

13 чел.

Основные идеи П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского.

Видное место в социологии народничества занимает субъективное направление. Субъективное направление возникло в конце 60-х годов XIX в. и просуществовало до Октябрьской революции, подвергнувшись значительной эволюции. Ведущие теоретики субъективной школы Петр Лаврович ЛАВРОВ и Николай Константинович МИХАЙЛОВСКИЙ — а субъективизм (субъективный метод) был наиболее популярным направлением русской социологической мысли — включали психологию в анализ и объяснение исторических и социальных процессов, которые происходили в мире. Впервые основополагающие идей субъективной социологии были сформулированы П.Л. Лавровым в “Исторических письмах” (1870). Разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития находились в центре внимания субъективной социологии. Уделялось внимание и разработке теории общественного прогресса.

Субъективная социология, созданная народниками П. Л. Лавровым (1823 - 1900) и Н. К. Михайловским (1842 - 1904), сводилась к следующему: • сущность общественного развития состоит в переработке культуры (традиционных общественных форм в цивилизацию); • цивилизация понималась как сознательное историческое движение, осуществляемое критической мыслью личностей; • полноценное развитие личности возможно только в рамках социализма, где будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости; • к социализму Россия должна прийти, минуя капитализм на основе крестьянской общины с ее коллективистскими традициями. Методология субъективной социологии: • обоснование необходимости использования субъективного метода в социологии, поскольку социальную деятельность личности - основной единицы общества определяют ее субъективные помыслы и цели (принцип «сопереживания» при изучении личности); • субъективная концепция истины, понимаемая как удовлетворение познавательной способности человека; • критерий истины, по Михайловскому, познавательная способность «нормального человека», поставленного в благоприятные социальные условия и отражающего интересы трудящегося большинства. А это предполагало разработку социального идеала общества, обеспечивающего полнокровное развитие человеческих способностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63214. Сім’я і шлюб 31.36 KB
  Мета: ознайомити учнів з основами сімейного права; залучити їх до роботи з текстом Сімейного кодексу; підвести учнів до розуміння важливості знання та дотримання норм сімейного права; виховувати повагу до людей старшого покоління.
63218. Захист прав та інтересів дітей 27.96 KB
  Мета: ознайомити учнів із загальними принципами Декларації прав дитини; розкрити важливість юридичного закріплення прав дітей на спеціальний правовий захист з боку держави і суспільства...
63219. Галицько-Волинська держава за князя Данила Романовича та його наступників 36.66 KB
  Утворив державу Роман Мстиславович у 1199 році а розбудував і боронив ціною свого життя від монголо-татарської навали та інших зайд його син Данило прозваний у народі Галицьким. Його справу продовжив син Данило.
63221. Право на працю в Україні 27.01 KB
  Обладнання й матеріали: Конституція України Кодекс законів про працю; Закон України Про господарські товариства від 19. Закон України Про порядок вирішення трудових спорів конфліктів від 03.
63222. Трудовий договір 27.17 KB
  Працівник виконує роботу під керівництвом роботодавця який зобовязаний організувати роботу і забезпечує процес її виконання. Забороняється необгрунтована відмова у прийнятті на роботу також не можна вимагати від працівника...