42677

Изучение и исследование термоэлектрического метода измерения температур

Лабораторная работа

Физика

При этом студенты овладевают методикой поверки автоматического потенциометра КСП4 в комплекте с образцовым потенциометром УПИП–60М градуировки шкалы. магазин сопротивлений R4 R10 и клеммы – для подключения образцового потенциометра УПИП–60М. Поверка автоматического потенциометра КСП4. Для поверки градуировки шкалы автоматического потенциометра КСП4 собирают схему по рисунку.

Русский

2013-10-30

96 KB

1 чел.

4

Министерство образования Российской Федерации

Пермский государственный технический университет

Березниковский филиал

Кафедра Химической технологии

Лабораторная работа 5

по курсу: «Технологические измерения и приборы»

Тема: «Изучение и исследование термоэлектрического

метода измерения температур»

Выполнили: студенты гр. АТП-00

Ерыпалова М.Н.

Косикова Н.А.

Сарварова С.И.

Быкова Л.А.

Ямов Ю.А.

Проверил: ст. преподаватель

Краев С. Л.

г. Березники , 2003


Цель работы в процессе выполнения лабораторной работы студенты закрепляют знания по разделу «Термоэлектрические термометры» теоретического курса «Технологические измерения и приборы». При этом студенты овладевают методикой поверки автоматического потенциометра КСП4 в комплекте с образцовым потенциометром УПИП–60М градуировки шкалы.

Стенд предназначен для проведения лабораторных работ с термоэлектрическими преобразователями в комплекте с автоматическим потенциометром КСП4. На стенде установлены: автоматический потенциометр КСП4, тумблер включения питания стенда «Вкл.», магазин сопротивлений R4, R10 и клеммы «+/–» для подключения образцового потенциометра УПИП–60М.

Поверка автоматического потенциометра КСП4.

Для поверки градуировки шкалы автоматического потенциометра КСП4 собирают схему по рисунку.

Подключение потенциометра УПИП–60М к прибору КСП4

 

Поверкой называется операция сравнения показаний поверяемого прибора с показаниями образцового прибора. По результатам этой поверки высчитывается абсолютная погрешность, вариация потенциометра и относительная приведённая погрешность. Поверку градуировки автоматического потенциометра КСП4 производят на всех оцифрованных отметках в следующем порядке:

  1.  Подготавливают образцовый переносной потенциометр УПИП–60М к работе.
    1.  Тумблера «НЭ», «Г», «БП» и «БИ» должны находится в положении «В» при внутреннем источнике тока и в положении «Н» при внешнем источнике тока.
    2.  Тумблер «+/–» поставить в положение «+».
    3.  Установить механическим корректором стрелку гальванометра на «0».
    4.  Подключить образцовый потенциометр УПИП–60М к клеммам «+/–» стенда (на самом потенциометре клеммы «х»).
    5.  Установить переключатель «род работ» в положение «поверки», соответствующее пределу измерения 50 мВ.
    6.  «Переключатель линий» установить в положение «0».
    7.  Включить потенциометр тумблером «Питание Вкл.».
    8.  Произвести настройку рабочего тока образцового потенциометра УПИП–60М:
      1.  Установить тумблер «К/И» в положение «К».
      2.  Вращением рукоятки реостата «Рабочий ток» установить стрелку гальванометра на «0» при последовательном нажатии кнопок «грубо» и «точно».
  2.  Установить стрелку поверяемого прибора корректором на нулевую отметку.
  3.  Подать на автоматический потенциометр напряжение вращением реостата «Напряжение» образцового потенциометра УПИП–60М по градуировочной таблице ХК, соответствующее 0°С.
  4.  Установить на образцовом потенциометре УПИП–60М тумблер «К/И» в положение «И».
  5.  Установить напряжение секционированным переключателем «мВ» и реохордом «мВ» образцового потенциометра УПИП–60М по градуировочной таблице ХК, соответствующее 0°С.
  6.  Установить стрелку гальванометра на «0» секционированным переключателем «мВ» и реохордом «мВ» образцового потенциометра УПИП–60М при последовательном нажатии кнопок «грубо» и «точно».
  7.  Записать в протокол поверки значение первой поверяемой отметки по шкале секционированным переключателем «мВ» и реохордом «мВ» образцового потенциометра УПИП–60М.
  8.  Рукояткой реостата «Напряжение» образцового потенциометра УПИП–60М смещают стрелку автоматического потенциометра КСП4 на следующую поверяемую оцифрованную отметку; повторяют операции 5, 6, 7.
  9.  Аналогично предыдущему (операции 5, 6, 7) устанавливают стрелку прибора на следующую  оцифрованную отметку шкалы и т.д. до конца шкалы, производя при этом измерения и запись показаний образцового потенциометра УПИП–60М. Затем отсчёты производят при установке стрелки на те же отметки шкалы при обратном ходе (от конца к началу шкалы) и также заносят их в протокол поверки.
  10.  По результатам поверки рассчитывается абсолютная погрешность (прямой и обратный ход стрелки автоматического потенциометра КСП4), вариация, относительная приведённая погрешность; результаты расчёты заносятся в протокол, сравнивается максимальная относительная приведённая погрешность с классом точности прибора и делается вывод о его пригодности к эксплуатации.
    1.  Расчёт абсолютной погрешности

,       (1)

где Х – показания образцового прибора,

Х0 – табличные значения термоЭДС.

  1.  Расчёт вариации показаний измерительного прибора

,     (2)

где dХ – разность показаний прибора между прямыми Х1 и обратным Х2 ходом стрелки прибора (мВ);

Хп – диапазон измерения (шкала прибора, мВ);

Хmax – максимальное значение шкалы (мВ);

Хmin – минимальное значение шкалы (мВ).

  1.  Расчёт относительной приведённой погрешности

    (3)

Таблица1

Пове-ряемые

отметки шкалы, °С

Табличные значения термоЭДС, мВ

Показания образцового

прибора, Х

Абсолютная погрешность прибора, α

Относительная приведенная погрешность, β

прямой

ход

обратный

ход

прямой

ход

обратный

ход

вариа-

ция

прямой

ход

обратный

ход

0

0

0

0

0

0

0

0

0

400

16,40

15,65

15,39

-0,75

-1,01

0,005

1,43

1,93

800

33,32

32,80

32,73

-0,52

-0,59

0,0013

0,99

1,13

1200

48,87

48,15

47,89

-0,72

-0,98

0,005

1,37

1,87

1300

52,43

51,60

51,6

-0,83

-0,83

0

1,58

1,58

Вывод: выполняя поверку автоматического потенциометра КСП4 в комплекте с образцовым потенциометром УПИП–60М, мы видим, что погрешность (α, β) при прямом ходе меньше погрешности (α, β) при обратном ходе, но значения вариации получились небольшими.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59451. А щоб краща була в мене хата... (З історії української хати) 95.5 KB
  Обладнання: Ілюстрації картин з інтер’єрами та елементами хати фотографі записи пісень про хату. Збудуй хати збудуй хату з лободи Збудуй хату з лободи з лободи з лободи А в чужую не веди не веди. З хати пішли в світ такі велетні як Тарас Шевченко.
59452. Відкритий позакласний захід: “Знай і умій” (деревообробка) 67.5 KB
  Обладнання та інструменти: Вивіска €œЗнай і умій рекламні щити від спонсорів емблема конкурсу додатки до кожної з вікторин набори букв насіння і плоди дикоростучих дерев деревний матеріал пластилін столярні інструменти різні ребус...
59453. Устами вдячно притулюсь до материнської руки 92 KB
  Перша мати Непорочна як лілея біла Із дитятком немовлятком Пречистая Діва. Друга мати це найкраща на світі країна Земля наша наша славна ненька Україна Третя мати що ж про неї гарного сказати Це ласкава люба мила рідна моя мати...
59454. Музи генія (літературно-музична композиція про Т.Г.Шевченка) 78 KB
  Шевченко: А я так мало небагато Благав у Бога тілько хату Одну хатиночку в гаю Та дві тополі коло неї Та безталанную мою Мою Оксаночку щоб з нею Удвох дивитися з гори На Дніпр широкий на яри Та на лани золото полі Та на високії могили; Дивитись думати гадать Колито їх понасипали...
59455. Cценарій “Лисичка –сестричка” (Висміювання підступності, нечесності. Розвиток вміння емоційно зображати характери) 70.5 KB
  На фоні поля віддаляючись від зображення села з’являється Лисичка з курочкою під пахвою тривожна музика. Украла собі Лисичка-сестричка курочку та й біжить. Лисичка: Добрий вечір люди добрі Привітно помахала хвостиком.
59456. Виховний захід: Державні та народні символи України 56.5 KB
  Мета. Ознайомити дітей з національними та народними символами України; формувати національну свідомість школярів; виховувати почуття любові до своєї землі.
59457. Тематичний брейн-ринг: “Україно, моя Україно” 28.5 KB
  У становленні України як держави велику роль зіграла Запорозька Січ Питання Як називалося Запорізьке Військо його отаман Сотня кош Вишневецьким а отаман-кошовим. Питання Яких ви знаєте гетьманів-героїв українського народу.
59458. Гра-вікторина «Що? Де? Коли?» 52 KB
  Після цього всі команди починають тихо обговорювати лист та шукати правильну відповідь. Лише тоді коли варіанти відповідей усіх команд будуть неправильними ведучий каже відповідь а призове очко вважається нерозіграним. Що крім відмови це мало означати Чому з усієї городини підносили саме гарбуз Відповідь...
59459. Сценарій: Веселий ярмарок (ознайомлення дітей з традицією ярмаркування українського народу) 75 KB
  При вході до залу зібрались учасники свята: дітипокупці з кошиками торбинами а також їх рідні і гості запрошені на свято. Дітипокупці підходять невеликими групами до лотків запитують що продавець просить за товар і пропонують свої умови.