42677

Изучение и исследование термоэлектрического метода измерения температур

Лабораторная работа

Физика

При этом студенты овладевают методикой поверки автоматического потенциометра КСП4 в комплекте с образцовым потенциометром УПИП60М градуировки шкалы. магазин сопротивлений R4 R10 и клеммы для подключения образцового потенциометра УПИП60М. Поверка автоматического потенциометра КСП4. Для поверки градуировки шкалы автоматического потенциометра КСП4 собирают схему по рисунку.

Русский

2013-10-30

96 KB

1 чел.

4

Министерство образования Российской Федерации

Пермский государственный технический университет

Березниковский филиал

Кафедра Химической технологии

Лабораторная работа 5

по курсу: «Технологические измерения и приборы»

Тема: «Изучение и исследование термоэлектрического

метода измерения температур»

Выполнили: студенты гр. АТП-00

Ерыпалова М.Н.

Косикова Н.А.

Сарварова С.И.

Быкова Л.А.

Ямов Ю.А.

Проверил: ст. преподаватель

Краев С. Л.

г. Березники , 2003


Цель работы в процессе выполнения лабораторной работы студенты закрепляют знания по разделу «Термоэлектрические термометры» теоретического курса «Технологические измерения и приборы». При этом студенты овладевают методикой поверки автоматического потенциометра КСП4 в комплекте с образцовым потенциометром УПИП–60М градуировки шкалы.

Стенд предназначен для проведения лабораторных работ с термоэлектрическими преобразователями в комплекте с автоматическим потенциометром КСП4. На стенде установлены: автоматический потенциометр КСП4, тумблер включения питания стенда «Вкл.», магазин сопротивлений R4, R10 и клеммы «+/–» для подключения образцового потенциометра УПИП–60М.

Поверка автоматического потенциометра КСП4.

Для поверки градуировки шкалы автоматического потенциометра КСП4 собирают схему по рисунку.

Подключение потенциометра УПИП–60М к прибору КСП4

 

Поверкой называется операция сравнения показаний поверяемого прибора с показаниями образцового прибора. По результатам этой поверки высчитывается абсолютная погрешность, вариация потенциометра и относительная приведённая погрешность. Поверку градуировки автоматического потенциометра КСП4 производят на всех оцифрованных отметках в следующем порядке:

  1.  Подготавливают образцовый переносной потенциометр УПИП–60М к работе.
    1.  Тумблера «НЭ», «Г», «БП» и «БИ» должны находится в положении «В» при внутреннем источнике тока и в положении «Н» при внешнем источнике тока.
    2.  Тумблер «+/–» поставить в положение «+».
    3.  Установить механическим корректором стрелку гальванометра на «0».
    4.  Подключить образцовый потенциометр УПИП–60М к клеммам «+/–» стенда (на самом потенциометре клеммы «х»).
    5.  Установить переключатель «род работ» в положение «поверки», соответствующее пределу измерения 50 мВ.
    6.  «Переключатель линий» установить в положение «0».
    7.  Включить потенциометр тумблером «Питание Вкл.».
    8.  Произвести настройку рабочего тока образцового потенциометра УПИП–60М:
      1.  Установить тумблер «К/И» в положение «К».
      2.  Вращением рукоятки реостата «Рабочий ток» установить стрелку гальванометра на «0» при последовательном нажатии кнопок «грубо» и «точно».
  2.  Установить стрелку поверяемого прибора корректором на нулевую отметку.
  3.  Подать на автоматический потенциометр напряжение вращением реостата «Напряжение» образцового потенциометра УПИП–60М по градуировочной таблице ХК, соответствующее 0°С.
  4.  Установить на образцовом потенциометре УПИП–60М тумблер «К/И» в положение «И».
  5.  Установить напряжение секционированным переключателем «мВ» и реохордом «мВ» образцового потенциометра УПИП–60М по градуировочной таблице ХК, соответствующее 0°С.
  6.  Установить стрелку гальванометра на «0» секционированным переключателем «мВ» и реохордом «мВ» образцового потенциометра УПИП–60М при последовательном нажатии кнопок «грубо» и «точно».
  7.  Записать в протокол поверки значение первой поверяемой отметки по шкале секционированным переключателем «мВ» и реохордом «мВ» образцового потенциометра УПИП–60М.
  8.  Рукояткой реостата «Напряжение» образцового потенциометра УПИП–60М смещают стрелку автоматического потенциометра КСП4 на следующую поверяемую оцифрованную отметку; повторяют операции 5, 6, 7.
  9.  Аналогично предыдущему (операции 5, 6, 7) устанавливают стрелку прибора на следующую  оцифрованную отметку шкалы и т.д. до конца шкалы, производя при этом измерения и запись показаний образцового потенциометра УПИП–60М. Затем отсчёты производят при установке стрелки на те же отметки шкалы при обратном ходе (от конца к началу шкалы) и также заносят их в протокол поверки.
  10.  По результатам поверки рассчитывается абсолютная погрешность (прямой и обратный ход стрелки автоматического потенциометра КСП4), вариация, относительная приведённая погрешность; результаты расчёты заносятся в протокол, сравнивается максимальная относительная приведённая погрешность с классом точности прибора и делается вывод о его пригодности к эксплуатации.
    1.  Расчёт абсолютной погрешности

,       (1)

где Х – показания образцового прибора,

Х0 – табличные значения термоЭДС.

  1.  Расчёт вариации показаний измерительного прибора

,     (2)

где dХ – разность показаний прибора между прямыми Х1 и обратным Х2 ходом стрелки прибора (мВ);

Хп – диапазон измерения (шкала прибора, мВ);

Хmax – максимальное значение шкалы (мВ);

Хmin – минимальное значение шкалы (мВ).

  1.  Расчёт относительной приведённой погрешности

    (3)

Таблица1

Пове-ряемые

отметки шкалы, °С

Табличные значения термоЭДС, мВ

Показания образцового

прибора, Х

Абсолютная погрешность прибора, α

Относительная приведенная погрешность, β

прямой

ход

обратный

ход

прямой

ход

обратный

ход

вариа-

ция

прямой

ход

обратный

ход

0

0

0

0

0

0

0

0

0

400

16,40

15,65

15,39

-0,75

-1,01

0,005

1,43

1,93

800

33,32

32,80

32,73

-0,52

-0,59

0,0013

0,99

1,13

1200

48,87

48,15

47,89

-0,72

-0,98

0,005

1,37

1,87

1300

52,43

51,60

51,6

-0,83

-0,83

0

1,58

1,58

Вывод: выполняя поверку автоматического потенциометра КСП4 в комплекте с образцовым потенциометром УПИП–60М, мы видим, что погрешность (α, β) при прямом ходе меньше погрешности (α, β) при обратном ходе, но значения вариации получились небольшими.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38112. Розвиток і виховання особистості 110.5 KB
  Заняття № 1: âРозвиток і виховання особистості â.Ознайомити курсантів студентів із загальною характеристикою особистості. Розглянути структуру особистості. 1 2 3 ВСТУПНА ЧАСТИНА ОСНОВНА ЧАСТИНА Загальна характеристика особистості та її структура Основні зарубіжні концепції теорії навчання і виховання.
38113. Психологічні особливості адаптації 126 KB
  âЗагальні психологопедагогічні особливості процесу адаптаціїâ. Заняття № 1: âПсихологічні особливості адаптації â. Розглянути питання щодо адаптації у військовому колективі. 1 2 ВСТУПНА ЧАСТИНА ОСНОВНА ЧАСТИНА Сутність адаптації.
38114. Составление программ разветвляющейся структуры 91.5 KB
  Решить задание в соответствии с вариантом задания. Исходные данные должны вводиться в режиме диалога и сопровождаться комментариями. Результат вывести на экран, сопровождая вывод комментариями. Изучить правила записи операторов ветвления. Разработать алгоритм решения задачи. Составить программу решения задачи.
38116. ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 569 KB
  Целью экономической статистики является получение информации для принятия решений органами государственного управления в вопросах регулирования экономики и разработки экономической политики.
38117. ФИРМА В РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЯХ РЫНКА 231.5 KB
  Издержки производства, их структура. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Закон убывающей предельной производительности (отдачи). Совершенноконкурентный производитель: определение цены и объема производства. Фирма в условиях несовершенной конкуренции: определение цены и объема производства.
38118. Соціально-психологічні риси військового колективу 80 KB
  Військовий підрозділ як мала соціальна група Заняття №4: Соціальнопсихологічні риси військового колективу Час: 2 год. Мета заняття: Зясувати загальна характеристика військового навчання. Усвідомити закономірності та принципи військового навчання.
38119. Основні методи вивчення психології військового колективу 210.5 KB
  Письмове або усне опитування курсантів: 1 варіант: соціометрія як метод дослідження; особливості методу спостереження; 2 варіант: експеримент як метод дослідження; особливості психологічної бесіди анкетного методу та опитування. Обговорення третього питання: Спостереження та експеримент. Практичне проведення спостереження. Вирішують проблемне питання Відповідають на запитання Приймають участь у дискусії Проводять спостереження 6.
38120. Характеристика військового колективу 138.5 KB
  Характеристика військового колективу Час: 2 години Мета заняття: 1. РОЗПОДІЛ ЧАСУ №зп СТРУКТУРА ЗАНЯТТЯ Час хв. Перевірка готовності курсантів до заняття. Підведення підсумків і закінчення практичного заняття оголошення завдання на самостійну підготовку.