42730

ЛИНЕЙНЫЕ МЕТОДЫ КЛАССИФИКАЦИИ

Лабораторная работа

Математика и математический анализ

В данной лабораторной работе мы будем рассматривать способ построения линейного решающего правила на основе обучения одного формального нейрона. Модель нейрона Нейрон представляет собой формализованную модель биологического нейрона.4 Простейший нейрон В общем виде функционирование нейрона подчиняется следующему выражению: где: вектор входного сигнала весовой вектор T порог f функция активации. Весовой вектор порог и функция активации определяют поведение нейрона то как он реагирует на входные данные.

Русский

2013-10-30

178.5 KB

29 чел.

Лабораторная работа № 2

ЛИНЕЙНЫЕ МЕТОДЫ КЛАССИФИКАЦИИ

  1.  Линейный классификатор

Линейный классификатор (или линейное решающее правило) – это простейший алгоритм классификации, основанный на построении линейной разделяющей поверхности. В задачах с двумя классами линейный классификатор представляет собой гиперплоскость, разделяющую пространство на два полупространства. В задачах со многими классами разделяющая поверхность кусочно-линейная.

На рисунке 2.1 представлен пример линейного решающего правила для двух классов по двум информативным признакам. В данном случае двумерного пространства признаков разделяющей гиперплоскостью является прямая линия.

Рисунок 2.1 – Пример линейной классификации по двум признакам

Обучение линейного классификатора заключается в подборе такого положения гиперплоскости, когда классы разделены наилучшим образом. Что значит в данном контексте «наилучшим» – вопрос нетривиальный. Существует несколько подходов, каждый из которых приводит к различным решениям.

Рассмотрим простой пример автоматической классификации образа Х, принадлежащего классу С1 или С2.

Пусть обучающее множество (выборка) прецедентов (множество образов, истинная классификация которых известна) состоит из множества двумерных образов Хij, где i – номер класса, j – номер образа в выборке:

X11 = {5, 5};  X12 = {6, 5};   X13 = {6, 6}; X14 = {6, 7}; X15 = {7; 5}

X21 = {0, 3};  X22 = {-1, 3};  X23 = {-2, 3}; X24 = {-3, 3}; X25 = {-4, 3}

Обозначим  и  – средние образов, связанные с С1 и С2 соответственно. Тогда имеет место соотношение:

Получим ={6, 5.6} и ={-2, 3}.

Из рисунка 2.2 видно, что наиболее целесообразной решающей границей (линейным решающим правилом) является срединный перпендикуляр к прямой, соединяющей  и .

Рисунок 2.2 – Линейное решающее правило

Опишем решающую границу в виде уравнения. Рассмотрим любую точку Х, принадлежащую решающей границе. Так как решающая граница является срединным перпендикуляром к прямой, соединяющей  и , имеет место равенство:

.

Возведём обе части равенства в квадрат и получим:

Подставляя значения средних образов, получим уравнение:

8x1+2,6x2=27,18.

Т.е. дискриминантная функция имеет вид:

g(x)= 8x1+2,6x2-27,18.

Решающее правило формулируется следующим образом:

Если g(x)>0, то исследуемый класс относится к классу С1.

Если g(x)<0, то исследуемый класс относится к классу С2.

Такой классификатор называется элементом пороговой логики и реализуется он как показано на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 – Реализация линейного решающего правила

Простейшим обоснование линейного классификатора является его аналогия с нервной клеткой – нейроном. Другие обоснования дают байесовская теория классификации (метод логистической регрессии) и принцип разделяющей гиперплоскости (метод опорных векторов). В данной лабораторной работе мы будем рассматривать способ построения линейного решающего правила на основе обучения одного формального нейрона.

  1.  Модель нейрона

Нейрон представляет собой формализованную модель биологического нейрона. Это простейший процессор, вычислительные возможности которого ограничиваются некоторым правилом комбинирования входных сигналов и правилом активизации, позволяющим вычислить значение выходного сигнала по совокупности входных.

Сигналы посылаются другим элементам нейронной сети по взвешенным связям, с каждой из которых связан весовой коэффициент (или вес). Графически это можно представить следующим образом:

Рисунок 2.4 – Простейший нейрон

В общем виде функционирование нейрона подчиняется следующему выражению:

где:  – вектор входного сигнала,

  – весовой вектор,

 T порог,

  fфункция активации.

Весовой вектор, порог и функция активации определяют поведение нейрона, то, как он реагирует на входные данные. Величина веса wi определяет степень влияния i-того входа на выходной сигнал нейрона, а его знак - характер влияния. Связь с положительным весом называют возбуждающей связью, так как она активизирует нейрон, а связь с отрицательным весом – тормозящей.

Функция активации используется для ограничения выхода нейрона в заданном диапазоне, а так же для осуществления нелинейного преобразования взвешенной суммы. На практике широко применяются следующие виды функций активации:

- линейная (вида y=kx)

- пороговая

- сигмоидальная  и др.

Для построения классификаторов лучше всего использовать нелинейные хорошо дифференцируемые функции (вроде сигмоидальной).

Веса и порог конкретного нейрона являются настраиваемыми параметрами. Процесс настройки этих параметров называется обучением.

В целом нейронные сети – совокупности нейронных элементов и связей между ними – широко применяющиеся на практике, могут иметь различную структуру, топологию, алгоритмы обучения. Следует отметить, что для построения линейного решающего правила достаточно всего лишь одного нейрона. Поэтому далее мы рассмотрим принцип обучения одного нейрона, а более сложные нейросетевые структуры будут рассматриваться в курсе ЦОСиИ.

  1.  Принцип обучения нейрона

Существует несколько основных подходов к нейронному обучению. Исторически самый первый подход – правило Хебба, основано на изменении весов нейронов пропорционально произведению его входного и выходного сигналов. При этом на этапе обучения (или в процессе адаптации нейрона) его выходные сигналы не прогнозируются. Такое обучение называется обучением без учителя.

Если для обучения используются эталонные значения выходного сигнала нейрона (результат обучения предопределён заранее заданными значениями обучающей выборки), то такой механизм обучения называется обучением с учителем.

Формула для обучения с учителем, известная так же как дельта-правило, имеет следующий вид:

где  и  – компоненты весового вектора в моменты времени t+1 и t соответственно,

 – коэффициент обучения (),

D – эталонное значение выходного сигнала нейрона.

Алгоритм обучения нейрона можно описать следующим образом:

  1.  Весовые коэффициенты инициализируются случайным образом
  2.  На входы поочерёдно подаются входные образы из обучающей последовательности и вычисляются выходные значения
  3.  Если реакция нейрона соответствует требуемой, весовой коэффициент не изменяется
  4.  Если реакция нейрона не совпадает с эталонной, веса корректируются по дельта-правилу
  5.  Алгоритм продолжается до тех пор, пока выходные значения для всей выборки не совпадут с эталонными значениями, либо пока коэффициенты не перестанут изменяться.

2.4 Задание на лабораторную работу

Используя обучающую выборку из предыдущей работы построить линейное решающее правило аналитически.

Написать программу для обучения нейрона по дельта-правилу на образах из обучающей выборки (варьируя инициализирующие значения весового вектора и параметр скорости обучения). Продемонстрировать успешное обучение. Оценить обобщающую способность по контрольным точкам из предыдущей работы.

Изобразить линейный пороговый классификатор и обученный нейронный элемент. Построить линейные решающие правила графически.

Сравнить и сделать выводы.

В отчёте приводятся:

  1.  Исходные данные (обучающая и контрольная выборки)
  2.  Расчёт линейного порогового классификатора
  3.  Алгоритм обучения нейронного элемента
  4.  Граф-схема линейного порогового классификатора
  5.  Граф-схема нейронной сети
  6.  Построенные линейные решающие правила
  7.  Выводы (что общего и в чём отличия изученных способов построения линейного решающего правила)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2321. Понятие и структура теории управления и власти 1.5 MB
  Деятельность человека и потребность в управлении. Содержание понятия управление. Содержание понятия теория управления и ее основные категории. Структура теории управления. Проведение экспертиз деятельности органов власти. Изучение статистических показателей деятельности органов власти.
2322. Токоприемник и штангоуловитель 586.15 KB
  Общая характеристика троллейбусов. Организация технического обслуживания и ремонта машин. Основная задача городского пассажирского транспорта заключается в бесперебойном обеспечении трудовых, деловых и культурно-бытовых поездок населения. Массовые перевозки в Минске осуществляют метрополитен, трамвай, автобусы и троллейбусы.
2323. Double pipe heat exchangers 319.5 KB
  The double pipe heat exchangers are quite simple exchangers for analysing. There are two possibilities: the use of a counter flow or parallel flow. In figure 1.2 we can see the development of the temperatures.
2324. Становление производящего хозяйства 91.61 KB
  Зарождение земледелия и животноводства. Человек начинает обрабатывать медь. Распространение производящего хозяйства по всей Западной Азии, проникновение его в Европу и Африку. Малая Азия в древности. Цивилизации древней Индии и Ирана.
2325. Урок английского языка 39.78 KB
  Найдите перевод слов списка А в списке В. Назовите главные и второстепенные члены подчеркнутых в тексте предложений и укажите части речи, которыми они выражены. Найдите в тексте прилагательные в превосходной степени и переведите их. Какие времена использованы в тексте.
2326. Облік грошових коштів на рахунках в банку 23.72 KB
  Мета практичного заняття: закріплення теоретичних знань з організації обліку грошових коштів на рахунках в банку в національній та іноземній валюті, порядком відкриття рахунків, набуття практичних навичок по оформленню банківських платіжних документів, опрацювання виписки банку та заповнення Журналу-ордеру № 1 с.-г. та відомість 1.2 с.-г.
2327. Так кто же такой социолог и что им движет 22.14 KB
  Социолог, тот человек, который воздерживается от нормативных суждений. Он никогда не должен давать оценки – это хорошо, а это - плохо. Никаких моральных оценок, никаких оценок в категории. Только беспристрастная фиксация действительности – того что есть.
2328. Адміністрування податків 20.07 KB
  Сутність адміністрування податків. Види штрафних санкцій за порушення податкового законодавства та порядок їх нарахування
2329. Внеклассное мероприятие: Правовой турнир 23.85 KB
  Наша жизнь связана с правом, с действующими законами, юридическими нормами. Что бы человек ни делал, он вступает с другими людьми и даже с государством в определенные отношения, и эти отношения регулируются законами, правом.