42772

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Курсовая

Налоговое регулирование и страхование

Налогоплательщики транспортного налога Объект налогообложения транспортного налога Налоговые ставки транспортного налога Транспортный налог является основным источником финансирования дорожной отрасли, и от своевременности его поступления напрямую зависят сроки и качество исполнения строительных программ

Русский

2013-10-23

881.15 KB

4 чел.

40

Федеральное агентство по образованию

Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "БайкальскИЙ государственнЫЙ университет

экономики и права" в г. Усть-Илимске

(Филиал ГОУ ВПО "БГУЭП" в г. Усть-Илимске)

Кафедра Права

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Исполнитель

Студент гр. НиН-06 А.А.Лаптева

Руководитель

Преподаватель И.Л.Романова

Усть-Илимск 2009


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ

1.1 Налогоплательщики транспортного налога

1.2 Объект налогообложения транспортного налога

1.3 Налоговая база и налоговый период

1.4 Налоговые ставки транспортного налога

2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА

2.1 Общие правила исчисления налога

2.2 Особые правила исчисления налога

2.3 Уплата транспортного налога

2.4 Налоговые льготы

3. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Происходящие в России изменения в области экономики, стремительное трансформирование взаимоотношений между хозяйствующими субъектами друг с другом и их взаимоотношения с бюджетом, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют от государства проведения адекватной налоговой политики и формирования эффективной налоговой системы. Сказанное, однако, на современном этапе может быть принято только как направление формирования налоговой системы России, поскольку действующая система далека от идеальной.

Как известно, текст Налогового кодекса (НК РФ) полон противоречий и неясностей. Часть вторая НК РФ была принята чрезвычайно сырой и недоработанной. Как показало время, это понимает и сам законодатель, неоднократно корректировавший большую часть статей второй части НК РФ. Несмотря на то, что вновь принятыми нормативными актами было исправлено большинство ошибок и недочетов, в тексте НК РФ их осталось значительное количество.

На сегодняшний момент только профессиональное системное толкование текста НК РФ может помочь практикующему бухгалтеру, юристу, руководителю предприятия, но не простому налогоплательщику при решении запутанных законодательных коллизий.

Учитывая все вышесказанное, в настоящее время особенно актуальны проблемы, связанные с расчетами физических лиц с бюджетом по транспортному налогу.

Тема данной работы является актуальной на сегодняшний день, так как с 1 января 2010 года планируется увеличить базовую ставку в двое, а сейчас почти каждый имеет транспортное средство и повышение транспортного налога коснется всех плательщиков данного налога.

Транспортный налог является основным источником финансирования дорожной отрасли, и от своевременности его поступления напрямую зависят сроки и качество исполнения строительных программ. Транспортный налог является одним из основных налогов субъектов Российской Федерации и занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России.

Очень мало организаций и физических лиц обходится без транспортных средств, поэтому транспортный налог касается почти всех. При этом транспортный налог относится к региональным налогам и сборам, что означает обязательность его уплаты только на территории того субъекта РФ, где такой налог введен в действие соответствующим законом.

Граждане, владеющие автомобилями, мотоциклами, мотосанями, катерами и т.д., также должны платить транспортный налог. С одной стороны, сделать это довольно просто, поскольку налоговые органы сами рассчитывают сумму, которую человек должен казне, и отправляют ему по почте уведомление вместе с платежным документом. Однако налогоплательщик должен следить за сроками, и лучше уплатить налог в тот период, который установлен региональным законом о транспортном налоге, иначе придется платить пени. Кроме того, имеет смысл убедиться, что в инспекции правильно рассчитали сумму налога. К тому же знание законодательства позволит проверить, нельзя ли воспользоваться налоговой льготой.

Поэтому важно знать: по каким ставкам облагается данный налог, кто является налогоплательщиком, какова база налогообложения и какие могут предусматриваться льготы в нашем районе, можно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму транспортного налога. Все это определяет актуальность темы и будет рассмотрено в данной курсовой работе.

Целью работы является изучение общих характеристик, особенностей исчисления, взимания транспортного налога с физических лиц.

Объектом исследования данной работы является транспортный налог.

Задачи работы заключаются в освещении следующих вопросов:

  •  содержания главы 28 части второй Налогового кодекса "Транспортный налог" и ее соотношения с региональным законодательством (на примере Закона Иркутской области от 20 июня 2007 года 33/2/1-С3 "О транспортном налоге");
  •  рассмотрения содержание норм ряда законодательных актов, предусматривавших налогообложение владельцев транспортных средств введения в действия главы 28 (в частности, Закон РФ от 19.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", Закон 18.10.91 г. 1759-1 "О дорожных фондах в РФ");
  •  сравнительный анализ указанных нормативных актов и выявление изменений, произошедших в налоговом законодательстве РФ с введением в действие гл. 28 ч. 2 НК РФ;
  •  сравнительный анализ ставок транспортного налога установленных в НК РФ и законе Иркутской области "О транспортном налоге".

Необходимость изучения обозначенных вопросов продиктована значительными изменениями в правовом регулировании отношений, возникающих в связи с исчислением, уплатой транспортного налога и другими его важными элементами.


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ

Установление транспортного налога с 1 января 2003 года было предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". Данный закон дополнил часть вторую Налогового кодекса РФ главой 28 "Транспортный налог".

Понятие "транспортный налог" не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен указом Президента РФ от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней". Налог взимался с предприятий, при этом объектом данного налога не были транспортные средства.

В подпункте " п. 25 Указа было установлено, что транспортный налог взимается со всех предприятий и организаций, кроме бюджетных, в размере 1% от фонда оплаты труда. Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15.11.97 N 1233).

С введением транспортного налога из числа налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, были исключены: налог на пользователей автодорог; налог с владельцев транспортных средств; налог на водно-воздушные транспортные средства, ранее уплачиваемый физическими лицами в соответствии с Законом РФ от 19.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (ст.3 Закона N 110-ФЗ).

Транспортный налог заменил прежний налог с владельцев транспортных средств, который зачислялся в дорожные фонды, а также налог на имущество физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств. В отличие от прежнего, современный транспортный налог относится к так называемым поимущественным налогам. Его объектом являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями. Транспортный налог - один из двух налогов, призванных обеспечивать доходные источники государства на содержание транспортной инфраструктуры. Первым из них является акциз на нефтепродукты, позволяющий возложить дополнительную налоговую нагрузку на тех, кто наиболее интенсивно пользуется дорожной инфраструктурой. Второй - это транспортный налог, который поможет привлечь к финансированию государственных расходов тех, кто, зарегистрировав свое транспортное средство, заявил его к участию в дорожном движении или предпринимательской деятельности.

С начала года в консолидированный бюджет Иркутской области поступило 747 млн. рублей транспортного налога. По отношении с другими налогами, поступающими в бюджет области транспортный налог составляет 2%. Долевое соотношение налогов в бюджете Иркутской области представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1


Согласно ст. 14 Налогового кодекса РФ (НК РФ) транспортный налог относится к региональным налогам. В соответствии с п. 3 ст.12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Во многих субъектах РФ приняты соответствующие законы о транспортном налоге, например в Иркутской области принят закон от 20 июня 2007 года 33/2/1-С3 "О транспортном налоге".

После принятия законов субъектами Российской Федерации транспортный налог становится обязательным и уплачивается на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При исчислении транспортного налога необходимо руководствоваться положениями гл. 28 НК РФ и соответствующим региональным законом. Законы субъектов РФ не должны противоречить НК РФ.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и такие элементы налогообложения, как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Поэтому далее в работе необходимо проанализировать основные элементы налогообложения, отраженные в главе 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса.

1.1 Налогоплательщики транспортного налога

В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, на имя которых зарегистрированы транспортные средства.

Данное положение имеет принципиальное отличие от ранее действовавшего законодательства.

Так, в соответствии со ст. 5 Закона "О дорожных фондах в РСФСР" налогоплательщиками налога на пользователей автомобильных дорог являлись, по общему правилу, все юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения), независимо от наличия, количества, мощности принадлежащим им транспортных средств.

Субъектами налогообложения владельцев транспортных средств согласно ст. 6 Закона "О дорожных фондах в РСФСР" являлись помимо юридических лиц (включая иностранные юридические лица), физические лица.

С другой стороны плательщиками налога на имущество физических лиц - владельцев отдельных видов транспортных средств (водно-воздушных) являлись все категории физических лиц (граждане РСФСР, иностранцы и т.д.).

По моему мнению, ст. 357 Налогового кодекса обладает рядом преимуществ по сравнению с ранее действовавшим законодательством.

Во-первых, все налогоплательщики транспортного налога объединены в одну группу - физические и юридические лица.

Во-вторых, определен единый критерий для признания лица налогоплательщиком - транспортное средство зарегистрировано на его имя.

"Транспортные средства" - это обобщенное наименование объекта налогообложения.

В соответствии со ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Таким образом, регистрация транспортного средства влечет возникновение обязанности по постановке на налоговый учет.

Часть вторая ст. 357 НК РФ закрепляет по состоянию на дату опубликования Закона N 110-ФЗ (30 июля 2002 г.) распространенную на практике ситуацию "продажи" транспортного средства на основе генеральной доверенности.

Этот пункт, по моему мнению, отвечает интересам налоговых органов, поскольку позволяет им эффективно осуществлять сбор налоговых платежей.

Согласно ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность не является основанием для регистрации транспортного средства. Поскольку предметом доверенности не может быть передача права собственности, то у лица, выдавшего доверенность, сохраняются права собственника.

Согласно абзацу второму ст. 357 НК РФ по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения им до момента официального опубликования Закона N 110-ФЗ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Ранее действовавшее законодательства при применении налога с владельцев транспортных средств оставался неурегулированным вопрос о том, на ком лежит бремя уплаты налога при передаче транспортного средства в аренду или лизинг.

Согласно абзаца первого ст. 357 НК РФ обязанность по уплате налога лежит на лице, на которое зарегистрировано транспортное средство.

Согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД России от 26.11.96 N 624 "О порядке регистрации транспортных средств", транспортные средства регистрируются только за юридическими или физическими лицами, указанными в паспорте транспортного средства, в справке-счете или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортные средства (п. 1.3).

Вместе с тем установлено, что при изменении места эксплуатации транспортного средства осуществляется временная регистрация его места пребывания. Однако особенностью режима временной регистрации является то, что автотранспортное средство в период пребывания по месту эксплуатации продолжает оставаться зарегистрированным за собственником.

Таким образом, несмотря на изменение места пребывания (эксплуатации) транспортного средства, обязанность по уплате налога к арендатору (лизингополучателю) не переходит, а остается на собственнике транспортного средства. Сделанный вывод соответствует общему правилу, что имущественный (реальный) налог уплачивает собственник облагаемого имущества независимо от того, кто и как фактически использует имущество, и подтверждается судебной практикой.

В случае, если у транспортного средства имеется несколько собственников, также возникает вопрос об определении обязанности уплаты налога. По моему мнению, для решения данного вопроса необходимо обратить внимание на определение плательщика транспортного налога, сформулированное в ст. 357 НК РФ. Им признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Правила регистрации автомототранспортных средств не предусматривают регистрации транспортного средства на нескольких лиц. Следовательно, постоянная регистрация транспортного средства не может осуществляться в нескольких местах (по юридическим адресам всех сособственников) одновременно.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что не может быть несколько лиц, на которых зарегистрировано транспортное средство, следовательно, не может быть несколько плательщиков одного налога в отношении одного и того же транспортного средства.

Считаю, что такое правило в большей степени отвечает интересам владельцев транспортных средств, а также исключает возможные споры между участниками долевой собственности по уплате транспортного налога.

1.2 Объект налогообложения транспортного налога

Объектом налогообложения в соответствии с действующим законодательством являются транспортные средства, в том числе водные и воздушные, зарегистрированные в установленном порядке.

Согласно ст. 130 ГК РФ, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты относятся к недвижимым вещам. Общие правила государственной регистрации судов утверждены приказом Минтранса России от 26.09.01 г. N 144, а правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах - приказом Госкомрыболовства России от 31.01.01 г. N 30. Приказом Минтранса России от 29.11.2000 г. N 145 установлены Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" приказом МВД России от 26.11.96 г. N 624 утвержден Порядок регистрации транспортных средств.

Объектами налогообложения признаются:

  •  автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
  •  самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Приведенный список транспортных средств, собственники которых уплачивают транспортный налог, с некоторыми дополнениями (гидроциклы и несамоходные (буксируемые) суда) объединил два перечня: объектов налога с владельцев транспортных средств (ст. 6 Закона "О дорожных фондах в РСФСР") и частично объектов налога на имущество физических лиц (п. 2 ст. 2 Закона о налогах на имущество физических лиц). Список объектов транспортного налога конкретизируется перечнем транспортных средств, не облагаемых налогом (п. 2 ст. 358 НК РФ).

Представляется, что это объединение является необходимым следствием объединения ранее существовавших налогов, связанных с обладанием транспортными средствами, в один - транспортный налог.

Особую значимость здесь имеет то, что действующим законодательством в качестве объекта налогообложения предусмотрено только транспортное средство (все, что признано транспортным средством в соответствии с законодательством). Это является принципиальным отличием от ранее действовавшего налога на пользователей автодорог, согласно которого объектом налогообложения являлась выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Считаю, что такое изменение отражает, во-первых, единый подход к определению объекта налогообложения. Во-вторых, такой порядок исчисления налога является более удобным и простым, чем его исчисление исходя из выручки от реализации продукции, которая в зависимости от конкретных целей и обстоятельств может быть рассчитана по-разному. Наконец, это является более справедливым по отношению к налогоплательщикам.

Помимо сказанного, считаю, что при рассмотрении вопроса об объекте налогообложения необходимо обратить внимание на то, что список объектов транспортного налога, по крайней мере относительно водных и воздушных транспортных средств, не является закрытым.

По моему мнению, это означает, что он может пополняться нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок регистрации транспортных средств. Это обстоятельство не может не вызывать опасение, поскольку данный порядок устанавливается в основном на уровне министерств и ведомств.

Согласно статьям 14, 357 НК РФ транспортный налог отнесен к региональным. В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. В соответствии с п. 1 ст. 17 НК РФ объект является одним из элементов налогообложения, которые должны быть четко определены, иначе налог не считается установленным. При этом объект налогообложения должен быть четко определен в самом НК РФ. Региональные законодатели лишены возможности устанавливать или каким-либо образом корректировать объект налогообложения. Это следует из п. 3 ст. 12 НК РФ.

Таким образом, в главе 28 НК РФ должен быть исчерпывающе установлен перечень транспортных средств, облагаемых транспортным налогом. Отнесение этого вопроса на уровень регионального, а тем более ведомственного регулирования противоречит приведенным положениям НК РФ.

В этой связи хотелось бы еще раз обратить внимание на формулировки главы 28 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке. При такой ситуации из сферы действия транспортного налога выпадают транспортные средства, не зарегистрированные в установленном порядке.

По моему мнению, обозначенное положение требует конкретизации формулировки, исключающей ее двоякое толкование.

В п. 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень имущества, не признаваемого объектом налогообложения. Критерии, в соответствии с которыми транспортное средство не признается объектом налогообложения, следующие:

  •  назначение использования транспортных средств (промысловые морские и речные суда; автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами);
  •  принадлежность транспортных средств отдельным категориям налогоплательщиков (самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы, транспортные средства федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба; морские, речные и воздушные суда организаций, основным видом деятельности которых являются перевозки);
  •  принадлежность и целевое использование транспортных средств (транспортные средства, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции).

1.3 Налоговая база и налоговый период

Налоговая база - это часть объекта обложения, образующаяся в результате учета всех полагающихся льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки. Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству и зависит от его вида (ст. 359 НК РФ). В связи с разнородностью объектов налогообложения Налоговый кодекс РФ предусматривает различный порядок определения налоговой базы по транспортному налогу (таблица 2). Например, в отношении водных несамоходных средств налоговая база - это валовая вместимость в тоннах, а в отношении транспортных средств, имеющих двигатель, - его мощность в лошадиных силах.

Таблица 1 Порядок определения налоговой базы по транспортному налогу

Объект налогообложения

Налоговая база

Транспортные средства, имеющие двигатели, кроме воздушных

Мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах

Воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактивного двигателя

Паспортная статистическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях, в килограммах силы

Водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства, для которых определяется валовая вместимость

Валовая вместимость в регистровых тоннах

Прочие водные и воздушные транспортные средства

Единица транспортного средства

Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признан календарный год - период с 1 января по 31 декабря .

Таким образом, по итогам года определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Однако при смене налогоплательщика в течение календарного года налог будет уплачиваться не за полный налоговый период. В этом случае налоговый период для нового и старого владельцев транспортного средства будет рассчитываться с учетом коэффициента, равного числу месяцев, в течение которых лица признавались налогоплательщиками, деленному на 12.

Следовательно, если в течение налогового периода изменился налогоплательщик (лицо, на имя которого зарегистрировано транспортное средство), то согласно ст. 78 НК РФ, у лица, которое заплатило налог за 12 месяцев, возникает право на зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога пропорционально тому времени, в течение которого транспортное средство уже не было зарегистрировано на его имя.

Вместе с тем в соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц. Это означает, что один и тот же месяц может более одного раза использоваться в расчете суммы налога, т.е. приводит к двойному налогообложению. В целях избежания нарушения прав налогоплательщиков можно рекомендовать уплачивать налог в сумме, пропорциональной количеству дней, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на имя того или иного лица.

1.4 Налоговые ставки транспортного налога

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Налоговые ставки, установленные НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. В таблице 2 указаны минимальные и максимальные пределы, которые могут быть установлены в субъектах РФ.

Таблица 2 Пределы налоговых ставок в субъектах РФ за 2009 год

Наименование объекта налогообложения

Базовая ставка в соответствии с НК РФ (руб.)

Минимальный предел налоговой ставки, который может быть установлен в субъектах РФ (руб.)

Максимальный предел налоговой ставки, который может быть установлен в субъектах РФ (руб.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

5,0

1,0

25,0

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

7,0

1,4

35,0

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

10,0

2,0

50,0

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

15,0

3,0

75,0

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

30,0

6,0

150,0

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с

каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

2,0

0,4

10,0

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до

25,74 кВт) включительно

4,0

0,8

20,0

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

10,0

2,0

50,0

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

10,

2,0

50,0

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

20,0

4,0

100,0

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

5,0

1,0

25,0

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

8,0

1,6

40,0

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

10,0

2,0

50,0

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

13,0

2,6

65,0

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

17,0

3,4

85,0

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

5,0

1,0

25,0

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

5,0

1,0

25,0

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

10,0

2,0

50,0

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

10,0

2,0

50,0

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

20,0

4,0

100,0

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью

двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

20,0

4,0

100,0

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

40,0

8,0

200,0

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

25

5,0

125,0

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

50,0

10,0

250,0

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

20,0

4,0

100,0

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

25,0

5,0

125,0

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

20,0

5,0

125,0

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

200,0

40,0

1000,0

Пункт 3 ст. 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств на конец налогового периода (иначе говоря, в зависимости от года выпуска транспортного средства).

В Иркутской области Законом "О транспортном налоге" установлены следующие налоговые ставки (Таблица 3).

Таблица 3 Сравнительные налоговые ставки установленные НК РФ и законом Иркутской области за 2009 год

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка в НК РФ

Налоговая ставка в Иркутской области (в рублях)

1.

Автомобили легковые, с момента выпуска которых до 1-го числа налогового периода прошло менее 7 лет, с мощностью двигателя ( каждой лошадиной силой)

1.1.

До 100 л.с. ( до 73,55 кВт) включительно

5,0

10,5

1.2. 

Свыше 100 л.с. до 150 л.с. ( свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

7,0

14,5

1.3.

Свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно)

10,0

35,0

1.4.

Свыше 200 л.с. до 250 л.с. ( свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

15,0

52,5

1.5.

Свыше 250 л.с. ( свыше 183,9 кВт)

30,0

105,0

2.

Автомобили легковые, с момента выпуска которых до 1-го числа налогового периода прошло 7 лет и более, с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силой)

2.1.

До 100 л.с. (до 73,55кВт) включительно

5,0

6,5

2.2.

Свыше 100 л.с. до 150 л.с. ( свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

7,0

9,5

2.3.

Свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно)

10,0

30,5

2.4.

Свыше 200 л.с. до 250 л.с. ( свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

15,0

46,0

2.5.

Свыше 250 л.с. ( свыше 183,9 кВт)

30,0

92,5

3.

Мотоциклы и мотороллеры, с момента выпуска которых до 1-го числа налогового периода прошло менее 7 лет с мощностью двигателя ( с каждой лошадиной силой):

3.1.

До 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

2,0

4,0

3.2.

Свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

4,0

7,0

3.3.

Свыше 35 л.с. до 40 л.с. (свыше 25,74 кВт до 29,42 кВт) включительно

10,0

10,0

3.4.

Свыше 40 л.с. (свыше 29,42 кВт) включительно

13,0

13,0

4.

Мотоциклы и мотороллеры, с момента выпуска которых до 1-го числа налогового периода прошло 7 лет и более с мощностью двигателя ( с каждой лошадиной силой):

4.1.

До 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

2,0

2,5

4.2.

Свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

4,0

5,0

4.3.

Свыше 35 л.с. до 40 л.с. (свыше 25,74 кВт до 29,42 кВт) включительно

10,0

6,0

4.4.

Свыше 40 л.с. (свыше 29,42 кВт) включительно

13,0

8,0

5.

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силой):

5.1.

До 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

10,0

20,0

5.2.

Свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

20,0

39,5

6.

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силой):

6.1.

До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

5,0

10,5

6.2.

Свыше 100 л.с. до 150 л.с.(свыше 73,55 кВт)до 110,33 кВт) включительно

8,00

16,0

6.3.

Свыше 150 л.с. до 200л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

10,0

20,0

6.4.

Свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт) до 183,9 кВт) включительно

13,0

26,5

6.5.

Свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

17,0

34,5

7.

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силой)

5,0

10,5

8.

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силой):

8.1.

До 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

5,0

10,5

8.2.

Свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

10,0

20,0

9.

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силой):

9.1.

До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

10,0

6,5

9.2.

Свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

20,0

39,5

10.

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силой):

10.1.

До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

20,0

100,0

10.2.

Свыше 100 л.с. (свыше 73,55) кВт

40,0

200,0

11.

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силой):

11.1

До 100 л.с. ( до 73,55 кВт)

25,0

87,5

11.2

Свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

50,0

175,0

12.

Несамоходные(буксируемые )суда, для которых определяется валовая вместимость ( с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

20,0

39,5

13.

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели ( с каждой лошадиной силы)

25,0

50,5

14.

Самолеты, имеющие реактивные двигатели ( с каждого килограмма тяги)

20,0

39,5

15.

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей ( с единицы транспортного средства)

200,0

396,5

Налоговые ставки как говорилось выше, могут быть увеличены или уменьшены, а так же допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а так же с учетом срока полезного использования. Закон Иркутской области воспользовался этой возможностью.

По первой категории объектов налогообложения (легковые автомобили), с момента выпуска которых прошло менее 7 лет, налоговая ставка увеличена в среднем в три раза. А для объектов налогообложения, с момента выпуска которых прошло более 7 лет, налоговая ставка увеличена в среднем в два с половиной раза.

По второй категории объектов налогообложения (мотоциклы и мотороллеры), с момента выпуска которых прошло менее 7 лет, налоговая ставка увеличена в среднем в два раза. Для объектов налогообложения, с момента выпуска которых прошло более 7 лет, налоговая ставка увеличена в среднем в один раз, а для категории транспортных средств с мощностью двигателя свыше 35 л.с. до 40 л.с. налоговая ставка уменьшена в один раз.

По третей категории объектов налогообложения (автобусы) налоговые ставки законом Иркутской области в среднем увеличены в 2 раза.

По четвертой категории объектов налогообложения (грузовые автомобили) налоговая ставка увеличена в два раза.

По пятой категории объектов налогообложения (самоходные средства, машины и механизмы на пневмоническом и гусеничном ходу), налоговые ставки увеличены в среднем в два раза.

Транспортные средства (т.с.) относящиеся к следующей категории объектов налогообложения (катера, моторные лодки), с мощностью двигателя до 100 л.с. налоговая ставка уменьшена в полтора раза, а с мощностью свыше 100 л.с. увеличена почти в два раза.

По остальным категориям объектов налогообложения налоговые ставки так же увеличены в среднем в два раза.

С 1 января 2010 года базовая ставка транспортного налога в России планируется увеличить вдвое. Каждый регион будет вправе увеличить или уменьшить ставку в пять раз. Помимо увеличения базовой ставки, правительство предоставит регионам право изменять ставки не только в соответствии с мощностью двигателя машин, но и с их возрастом и экологическим классом. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс уже одобрило правительство. По мнению чиновников, эта мера принесет региональным бюджетам 7,5 миллиарда рублей .

В данной главе был проведен сравнительный анализ таблицы 2 и 3 где видно что законом Иркутской области было реализовано право на увеличение и уменьшение налоговых ставок, в шестой категории объекта налогообложения были установлены максимальные пределы.

Что связано с увеличением налоговых ставок, на мой взгляд, если же предложение Минфина будет принято, то, пострадают владельцы подержанных автомобилей - их машины не удовлетворяют современным экологическим требованиям и повышение транспортного налога затронет, в первую очередь, именно их. При этом авторы документа отмечают, что "региональные власти при желании могут не повышать налоговую нагрузку на владельцев транспортных средств либо увеличить ставки на отдельные категории с целью пополнения бюджетных средств".


2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА

Порядок исчисления транспортного налога установлен ст. 362 НК РФ.

Если организации-налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму транспортного налога и в установленные сроки предоставляют налоговую декларацию, то физические лица находятся в привилегированном положении. Налоговые органы на основании сведений, поступающих от регистрирующих органов, рассчитывают сумму подлежащего уплате физическими лицами налога и направляют соответствующие налоговое уведомление. Следует отметить, что, поскольку индивидуальную предприниматели отнесены НК РФ к физическим лицам (п. 2 ст. 11 НК РФ), транспортный налог с этих лиц также исчисляются налоговыми органами.

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате, исчисляются за каждый налоговый период.

2.1 Общие правила исчисления налога

Не смотря, на то что сумма налога для физических лиц исчисляется налоговыми органами, налогоплательщику следует иметь представление о правилах исчисления налога, поскольку, как показывает практика, со стороны налоговых органов возможны ошибки в расчетах.

Сумма налога исчисляется по каждому транспортному средству отдельно как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Данное определение можно выразить с помощью следующей формулы:

Сн = Б* Сm

Где Сн – сумма налога;

Б – налоговая база;

Сm – налоговая ставка.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет субъекта РФ, определяется по всем транспортным средствам, имеющим место нахождения на территории данного субъекта РФ. Если в собственности налогоплательщика несколько транспортных средств, зарегистрированных в разных регионах Росси, то транспортный налог следует исчислять не одной суммой, а по каждому региону отдельно. И зачисляться он будет, соответственно, в разные бюджеты.

2.2 Особые правила исчисления налога

Исчисление налога производится по итогам каждого налогового периода на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению. При исчислении суммы транспортного налога учитывается фактическое количество месяцев налогового периода, в течении которых транспортное средство было зарегистрировано на имя налогоплательщика. Возможны ситуации, когда транспортное средство находилось в собственности налогоплательщика меньше года, т.е. транспортное средство было зарегистрировано или снято с регистрации в течении налогового периода (года).

В этом случае исчисление суммы налога производиться с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течении которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

К = М/12

Где К - коэффициент;

М – число полных месяцев, в течении которых транспортное средство было зарегистрировано на имя налогоплательщика;

12 – число календарных месяцев в налоговом периоде.

При этом месяц регистрации транспортного средства месяца снятия его с регистрации принимаются за полный месяц. При этом не имеет значения, когда проходили регистрация и снятие с нее: в начале или в конце.

В случае регистрации и снятия с учета в течении одного календарного месяца указанный месяц принимается как полный месяц.

Коэффициент рассчитывается с точностью до тех знаков после запятой.

Возможна ситуация, когда возникает необходимость или возможность заменить двигатель транспортного средства на более мощный. Сумма транспортного налога находиться в прямой зависимости от мощности двигателя, значит, изменение мощности двигателя приведет к соответствующему изменению налоговой базы и суммы налога.

Для того чтобы рассчитать в этом случае сумму транспортного налога, прежде всего новый двигатель необходимо зарегистрировать. Сведения о замене двигателей на транспортных средствах поступают в налоговые органы от регистрирующих органов по окончании каждого года.

Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, на которых в течении года заменился двигатель и изменилась его мощность, производится с учетом указанных изменений и месяца такого изменения. Иначе говоря, налог в этом случае исчисляется как для двух машин, имеющих двигатели с разными мощностями. При этом каждая часть налога корректируется на коэффициент, который исчисляется с учетом количества месяцев работы каждого из двигателей в данном налоговом периоде.

Транспортные средства, находящиеся в розыске, не являются объектом налогообложения транспортным налогом (подп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). Но факт их угона должен быть подтвержден документом, выданным уполномоченным органом, который осуществляет работу по расследованию и раскрытию преступлений, в т.ч. угонов транспортных средств.

Следовательно, при наличии документа, выданного ОВД РФ, подтверждающего факт угона транспортного средства, транспортное средство, находящееся в розыске, не является объектом налогообложения.

Основанием для пересчета транспортного налога является только подлинник справки об угоне, подтверждающей факт угона транспортного средства, выданной органами МВД РФ (ГУВД, ОВД, УВД), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в т.ч. угонов (краж) транспортных средств.

При этом исчисление транспортного налога по транспортным средствам, украденным (возвращенным) в течении налогового периода, производится с учетом количества месяцев, в течении которых транспортное средство находиться во владении налогоплательщика.

Следовательно, в данной ситуации также необходимо рассчитать коэффициент.

В случае возврата транспортного средства после его розыска расчет суммы транспортного налога производится в том же порядке что и за неполный налоговый период.

Выяснив порядок исчисления налога, я могу сказать, что транспортный налог является простым для налогообложения. Законодательство четко дает ответ на ситуации при которых может возникнуть проблема исчисления налога, такие как модернизация транспортного средства а так же угон автомобиля.

2.3 Уплата транспортного налога

Сумма транспортного налога уплачивается в бюджет субъекта РФ по месту нахождения транспортного средств.

По общему правилу, установленному п. 5 ст. 83 НК РФ, местонахождением транспортных средств признается:

  1.  для морских, речных и воздушных транспортных средств – местонахождение собственника имущества;
  2.  для иных транспортных средств – место ( порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых – местонахождений ( местожительство) собственника имущества.

Транспортный налог исчисляется по итогам налогового периода. Сумма транспортного налога подлежит уплате в году, следующим за истекшим налоговым периодом. Конкретные сроки и порядок уплаты налога устанавливаются законом субъекта РФ.

Так в соответствии с Законом Иркутской области от 20 июня 2007 года 33/2/1-С3 "О транспортном налоге" по транспортным средствам, уплата налога производится налогоплательщиками в срок не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

По транспортным средствам, зарегистрированным в текущем налоговом периоде, налог уплачивается до 1 февраля года. Следующего за текущим налоговым периодом.

В ряде регионов предусмотрена уплата транспортного налога несколькими авансовыми платежами в течении налогового периода. И в случае неуплаты налога по итогам года начисляются пени.

Согласно позиции департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, выраженной в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 мая 2005 г. 03-06-04-04/23 "Об отсутствии законных оснований для взыскания с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу" установление порядка уплаты транспортного налога авансовыми платежами не допускаются.

Аргументируется эта позиция тем, что субъекты РФ вправе определять сроки уплаты авансовых платежей по региональному налогу и соответствующие сроки представления налогоплательщиками расчетов по авансовым платежам по налогу только в том случае, если такое право предусмотрено НК РФ.

Как было указано выше , подлежащая уплате физическими лицами сумма налога исчисляется налоговыми органами. Налоговое уведомление об уплате налога направляется налогоплательщикам в срок не позднее 1 июня года налогового периода.

Одновременно с уведомлением налогоплательщику направляется платежный документ ПД (налог).

Если за физическим лицом зарегистрировано несколько транспортных средств и налог по ним начисляется одним налоговым органом, то может быть выписано одно налоговое уведомление, в котором отражены все транспортные средства, подлежащие налогообложению (п. 32 Рекомендации по применению гл. 28 НК РФ).

Налогоплательщику, не уплатившему вовремя сумму транспортного налога, направляется требование об уплате налога и сбора.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пений, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством, сроке исполнении требования, а так же мерах пол взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по его уплате, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Требование, как и налоговое уведомление, может быть передано физическому лицу (его представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

В случае уклонения этих лиц от получения требования оно направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечению 6 дней с даты направления заказного письма.

Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев после наступления срока уплаты налога.

На неуплаченную сумму, налога указанную в уведомлении, начисляется пени. Причем она уплачиваются сверх суммы налога и начисляются за каждый календарный день просрочки. Уплата производиться одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Процентная ставка пени принимается равной/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.

В налоговом требовании налогоплательщику (налоговому агенту) предлагается погасить в добровольном порядке числящуюся за ним задолженность по налогам и сумму пени. При этом налогоплательщик ставится в известность о том, что если налоговое требование будет оставлено без исполнения в установленный в налоговом требовании срок, то налоговый орган примет все предусмотренные законодательством о налогах и сборах (ст. 46 и 47 НК РФ) меры принудительного взыскания налогов (сборов) и сумм пени. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производиться в судебном порядке.

Считаю, что в данном случае отсутствие в Налоговом кодексе РФ четкого порядка и сроков уплаты транспортного налога не может быть признано пробелом в правовом регулировании налоговых сборов, а является положительным моментом, позволяющим, во-первых, субъектам РФ самостоятельно установить такой порядок (законом Иркутской области - по общему правилу до 1 апреля текущего года), во-вторых, это отвечает интересам налогоплательщиков, которые при таком порядке могут в зависимости от конкретных обстоятельств могут выбрать наиболее удобный для них порядок уплаты налога.

По данному разделу в налоговом законодательстве не существует недостатков. Так как ясно и понятно определенны правила и порядок вручения требования об уплате налога. Для не добросовестных налогоплательщиков, которые не вовремя выполняют свои обязанности или отклоняются от выполнения их, предусмотрены начисление пеней.

2.4 Налоговые льготы

Согласно ст. 356 НК РФ при установлении налога субъектами РФ в регионе могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования. При этом нужно заметить, что закон субъекта РФ может, как устанавливать налоговые льготы, так и не устанавливать их.

Также необходимо обратить внимание, что налоговые льготы по транспортному налогу, предусмотренные региональным законодательством, не могут носить индивидуального характера. Иначе говоря, они должны распространяться на определенную категорию налогоплательщиков, а не на конкретное лицо. Например, достаточно распространенными являются установленные льготы для ветеранов ВОВ, Героев Советского Союза, ветеранов боевых действий.

Таким образом, в соответствии с Законом Иркутской области от 20 июня 2007 года 33/2/1-С3 "О ведении на территории Иркутской области транспортного налога" по транспортным средствам, существуют следующие налоговые льготы:

  1.  Освобождаются от уплаты налога ветераны ВОВ, ветераны труда и инвалиды всех категорий в отношении следующих категорий транспортных средств:

- Легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно;

- Легковые автомобили, с момента выпуска которых до 1-го числа налогового периода прошло 7 лет и более, с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 125 л.с. (свыше 73,55 кВт до 91,94 кВт) включительно;

- Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 40 л.с. (29,42 кВт) включительно;

- Катера, моторные лодки или другие водные транспортные средства с мощностью двигателя до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно.

Льгота предоставляется в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика.

  1.  Граждане, получающие трудовую пенсию по старости, в отношении одного транспортного средства по выбору из указанных в части первой настоящей статьи уплачивают налог в размере 20% от установленных налоговых ставок.

Рассмотрев данный вопрос мне стали известны категории лиц для которых предусмотрены налоговые льготы в Иркутской области. И если физическое лицо – плательщик транспортного налога имеет право на льготы, то ему необходимо обратиться в налоговый орган и предъявить подтверждающие документы.


3. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

Гражданин Иванов Иван Иванович работник Детской музыкальной школы. Ежемесячный оклад составляет 9 500 рублей. В июне администрация школы заключила с Ивановым договор об отчуждении исключительного права на музыкальное произведение, написанное к юбилею школы. Согласно этому договору в сентябре ему было выплачено авторское вознаграждение в размере 20 000 рублей. Иванов женат, является опекуном 15 летнего племянника, у которого погибла мать.

В марте Иванов И.И. стал участником рекламной акции, проводимой крупной кампанией и получил приз – автомобиль, стоимостью 320 000 рублей (мощность двигателя 180 л.с.). В апреле он поставил автомобиль на учет в подразделении Госавтоинспекции МВД РФ.

В ноябре он оплатил обучение в университете своего младшего брата (в сумме 10 000 рублей) и консультацию врача- ревматолога для своей жены, полученную в Государственном институте повышения квалификации врачей (в сумме 1000 рублей). В мае Иванов обратился к нотариусу за удостоверением верности перевода завещания бабушки с украинского на русский язык (объем завещания 3 страницы).

Требуется: определить суммы всех налогов, которые должен уплатить Иванов И.И. и суммы всех вычетов, которые ему должны и могут быть предоставлены (указать, что нужно сделать, чтобы их получить). Заполнить декларацию по форме 3 НДФЛ.

3.1 Решения комплексной задачи

Данные

Сумма, руб.

Состоит в зарегистрированном браке

Является опекуном 15 летнего племянника

В июне администрация школы заключила с Ивановым договор об отчуждении исключительного права на музыкальное произведение, написанное к юбилею школы

20 000

Ежемесячная заработная плата по основному месту работы

9 500

Стал участником рекламной акции, проводимой крупной кампанией и получил приз – автомобиль

320 000

В апреле он поставил автомобиль на учет в подразделении Госавтоинспекции МВД РФ ( мощностью двигателя 180 л.с.)

В ноябре он оплатил обучение в университете своего младшего брата

10 000

 В ноябре он оплатил консультацию врача- ревматолога для своей жены, полученную в Государственном институте повышения квалификации врачей 

1 000

Решение:

1. Рассчитаем суммы налога на доходы физических лиц, удерживаемой с гражданина ежемесячно в течение налогового периода у налогового агента:

Период

по месяцам

Сумма дохода нарастающим итогом с начала года

Сумма стандартных вычетов нарастающим итогом с начала года

База налога нарастающим итогом с начала года

Сумма налога начисленная

Сумма налога удержанная

1

9500

1400

8100

1053

1053

2

-02

19000

2800

16200

2106

1053

3

-03

28500

4200

24300

3159

1053

4

-04

38000

5600

32400

4212

1053

5

-05

47500

6600

40900

5317

1105

6

-06

57000

7600

49400

6422

1105

7

-07

66500

8600

57900

7527

1105

8

-08

76000

9600

66400

8632

1105

9

-09

85500

10600

74900

9737

1105

10

-10

95000

11600

83400

10842

1105

11

-11

104500

12600

91900

11947

1105

12

-12

114000

13600

100400

13052

1105

В соответствии с п. 3 ст. 218 НК РФ гражданин имеет право на стандартный на налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором доход, начисленный нарастающим итогом с начала налогового периода превысил 40 000 рублей. В данном случае такой вычет предоставляется до апреля.

Кроме того, работник имеет право на налоговый вычет на ребенка который находится в его опеке (п.4. ст. 218 НК РФ). В данном случае плательщик является опекуном своего 15 летнего племянника. Вычет предоставляется за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором доход, начисленный нарастающим итогом с начала налогового периода превысил 280 000 рублей. В данном случае вычет предоставляется до конца налогового периода т.к. доход налогоплательщика не превысил указанного предела.

1. В марте гражданин стал участником рекламной акции и получил призавтомобиль стоимостью 320 000 рублей. В соответствии с п. 2 ст. 224 он должен самостоятельно уплатить налог по ставке 35% в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст.217 НК РФ (4 000 рублей). Сумма налога к уплате: (320 000-4 000)* 35%=110 600 рублей.

2. В апреле И.И.Иванов поставил на учет выигранный автомобиль в подразделении Госавтоинспекции МВД РФ. Мощность двигателя автомобиля составляет 180л.с., налоговая ставка установленная законом Иркутской области, равна 35 рублям. Следовательно, транспортный налог будет, начисляется следующим образом: На основании п. 3 ст. 362 НК РФ рассчитаем коэффициент 9/12=0,75

ТН = 180л.с.*0,75*35р.= 4725 рублей.

Гражданин должен уплатить налог не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. (п. 1 ст. 3.) Закона Иркутской области от 4 июля 2007г.53-ОЗ "О транспортном налоге".

3. Проверим, имеет ли гражданин право на социальные налоговые вычеты.

На основании п. 2 ст. 219 НК РФ гражданин имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной за обучение своего брата в университете в сумме 10 000. Вычета составит: 10 000* 13% =1300 рублей.

Для получения вычета ему необходимо представить в налоговую инспекцию по месту регистрации налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ и приложить следующие документы:

- письменное заявление о предоставлении социального налогового вычета;

- копию свидетельства о рождении налогоплательщика (для подтверждения родства);

- справку о доходах по форме 2-НДФЛ;

-копию договора с образовательным учреждением о предоставлении образовательных услуг;

- документы, подтверждающие фактическую оплату обучения;

-копию лицензии образовательного учреждения;

- заявление о перечислении денег на банковский счет;

- копию реквизитов банковского счета;

Гражданин И.И.Иванов не имеет право на получение социального вычета за оплату консультацию врача-ревматолога для своей жены, полученную в Государственном институте повышения квалификации врачей т.к. в ст. 219 НК РФ указаны лишь случаи возврата за оплату лечения и медикаментов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система является одним из самых важных элементов Российской экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

С начала года в бюджет Иркутской области поступило 747 млн. рублей транспортного налога. Это является довольно значительной частью обеспечивающей доходные источники государства на содержание транспортной инфраструктуры.

Основной чертой, характеризующей положения норм о транспортном налоге, является то, что обновленный вариант налога на транспортные средства представляет собой упрощенную и унифицированную систему налогообложения владельцев транспортных средств.

Если по ранее действовавшему законодательству рассматриваемый вид налога был рассредоточен по четырем разным налогам (налог на пользователей автодорог; налог с владельцев транспортных средств; акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан; налог на водно-воздушные транспортные средства), то теперь это единый налог с достаточно четко регламентированной структурой.

Содержание ст. 357 Налогового кодекса обладает рядом преимуществ по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Определен единый критерий для признания лица налогоплательщиком - транспортное средство зарегистрировано на его имя. Этот пункт, по моему мнению, отвечает интересам налоговых органов, поскольку позволяет им эффективно осуществлять сбор налоговых платежей.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что не может быть несколько лиц, на которых зарегистрировано транспортное средство, следовательно, не может быть несколько плательщиков одного налога в отношении одного и того же транспортного средства. Такое правило в большей степени выступает в пользу владельцев транспортных средств, а также исключает возможные споры между участниками долевой собственности по уплате транспортного налога.

Однако при рассмотрении вопроса об объекте налогообложения необходимо обратить внимание на то, что список объектов транспортного налога, не является закрытым.

Это означает, что он может пополняться нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок регистрации транспортных средств. Это обстоятельство не может не вызывать опасение, поскольку данный порядок устанавливается в основном на уровне министерств и ведомств. Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке. При такой ситуации из сферы действия транспортного налога выпадают транспортные средства, не зарегистрированные в установленном порядке. По моему мнению, обозначенное положение требует конкретизации формулировки, исключающей ее двоякое толкование.

Налоговые ставки установленные НК РФ, могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз. Мною были сопоставлены ставки транспортного налога в НК РФ и ставки, установленные законом Иркутской области. Я сделала следующие выводы: ставки транспортного налога были увеличены в среднем в 2-3 раза; существуют максимальные налоговые ставки, относящиеся к категории яхты и другие парусно-моторные суда, установлены дифференцированные ставки в отношении легковых автомобилей, мотоциклов и мотороллеров с учетом срока полезного использования транспортных средств на конец налогового периода.

Что касаемо налоговой ставки, которая планируется увеличить в 2010 году, на мой взгляд, немного не доработанная, так как планируется пополнить региональный бюджет за счет увеличения транспортного налога. Хотя и правительство предоставит регионам право изменять ставки не только в соответствии с мощностью двигателя машин, но и с их возрастом. Думаю, что субъекты РФ предпочтут получить максимальную выгоду и поэтому налоговые ставки будут увеличены максимально, следовательно, больше всего пострадают владельцы подержанных автомобилей - их машины не удовлетворяют современным экологическим требованиям.

В целом можно сказать, что транспортный налог является простым для налогообложения. Ставки налога фиксированы, а объекты - конкретны.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. – М.: Омега - Л, 2009. – 700с.
  2.  Закон Иркутской области от 20 июня 2007 года 33/2/1-С3
  3.  Закон 18.10.91 г. 1759-1 "О дорожных фондах в РФ".
  4.  Закон РФ от 27.12.91 г. N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
  5.  Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 мая 2005 г. 03-06-04-04/23 "Об отсутствии законных оснований для взыскания с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу"
  6.  Письмо УМНС РФ по г. Москве от 02.09.2004 № 23-10/3/57094.
  7.  Гаврилова Н. А. О транспортном налоге // Налоговый вестник. - 2009. - 4. - С. 15
  8.  Киселевич Т.И. Практикум по налоговым расчетом: Учебное издание. – М.: Инфра-м, 2008, - 366с.
  9.  Кузнецов А. Транспортный налог // Экономика и жизнь. - 11. - 2002г.
  10.  Сафронов К. Новые налоги - новые сюрпризы // Налоги и платежи. - 2. - 2003 г.
  11.  Рахманова С.Ю. Налогообложение физических лиц: Учебник. –М.: Экзамен, 2006,-319с.
  12.  www.nalog.ru
  13.  www.snews.ru
  14.  www.news.ru


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81276. Право и экономика 36.48 KB
  Определяющую роль в сфере экономики играют отношения собственности. В марксистской теории соотношение права и экономики трактуется исходя из общих закономерностей связи базиса экономической структуры общества экономического строя которая складывается независимо от воли и сознания людей и надстройки идеологических отношений и институтов. В то же время Маркс и Энгельс не рассматривали определяющее значение экономики по отношению к праву прямолинейно не упрощали его: учитывалось влияние на право других факторов других частей...
81277. Право и мораль. Единство права и морали 38.26 KB
  Соотношение между правом и моралью сложное оно включает в себя четыре компонента: единство различие взаимодействие и противоречия. Единство права и морали состоит в том что: право и мораль представляют собой разновидности социальных норм образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами у них единая нормативная основа; право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи упорядочение и совершенствование общественной жизни внесение в нее...
81278. Формы (источники) права 38.83 KB
  Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли форму в которой содержится правовое решение государства. Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт судебный прецедент санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание правовую идеологию а также деятельность юристов.
81279. Нормативно-правовой акт: понятие, виды 39.43 KB
  Нормативные акты создаются в основном государственными органами имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам которые переданы им для разрешения. Нормативные акты характеризуются следующими признаками. Нормативные акты – это носители хранилища жилища правовых норм из них мы черпаем знания о правовых нормах. 2 Нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений между которыми возможны...
81280. Норма права: Понятие, структура, классификация. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах 41.26 KB
  Нормы права – это правило поведения имеющее обязательный характер и поддерживаемое силой государственного принуждения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании объеме прав и обязанностей четких указаниях на последствия ее нарушения. Она обладает качеством системности которое проявляется в структурном построении нормы в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права. Структура нормы права объединяет три элемента: гипотезу диспозицию и санкцию.
81281. Система права и система законодательства 36.02 KB
  Система права как его содержание это внутренняя структура права соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства внешняя форма права выражающая строение его источников т. Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества.
81282. Типология правовых систем 38.05 KB
  При классификации правовых систем используют различные факторы начиная с этических расовых географических религиозных и заканчивая юридической техникой и стилем права. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии включающей религию философию экономические и социальные структуры и юридической техники включающей в качестве основной составляющей источники права. Основным признаком этой правовой семьи является ее формирование на основе римского права. Решающая роль в становлении ее принадлежала средневековым университетам Европы...
81283. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Международное и национальное право 41.33 KB
  Материальное и процессуальное право. Международное и национальное право. Основное деление всего права есть деление его на право публичное и частное или гражданское.
81284. Правотворчество: понятие, субъекты, стадии, принципы. Юридическая техника 38.91 KB
  Разработка проекта нормативно-правового акта и вынесение на рассмотрение компетентных лиц. Отклонение проекта или принятие на его основе нормативно-правового акта. Принятие решения внести изменения в систему действующих норм права может мотивироваться следующими обстоятельствами: Решение может приниматься по собственной инициативе правотворческого органа признавшего что его нормативно-правовой акт в той или иной части устарел и нуждается в изменении или коренной переработке. Вторым обстоятельством является вступление в силу...