42784

Методология и методика социологического исследования

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

Теоретико-методологические основы социологического анализа социального самочувствия Показатели и способы изучения социального самочувствия 14 Опыт исследования социального самочувствия

Русский

2013-10-23

116.79 KB

63 чел.

56

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тюменский государственный университет

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра общей и экономической социологии

методика исследования Социального самочувствия населения

Курсовая работа

по дисциплине «Методология и методика социологического исследования»

Автор работы:

студент группы 25с902

________ И.А.Коваленко

(подпись)

Научный руководитель:

к.социол.н., доцент

________ М.В.Батырева

(подпись)

Тюмень – 2011

Содержание

Введение 4

Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа социального самочувствия 7

1.1. Социальное самочувствие: социологическая интерпретация 7

1.2. Показатели и способы изучения социального самочувствия 14

Глава 2. Социальное самочувствие жителей Тюмени: результаты измерения и интерпретации 20

2.1. Опыт исследования социального самочувствия 20

2.2. Анкетирование как метод изучения социального самочувствия 25

2.3. Характеристика социального самочувствия жителей города Тюмени …………………………………………………………………………….37

Заключение 40

Список использованных источников и литературы 42

Приложение 1. 45

Введение

Одним из наиболее актуальных аспектов социологического анализа современных тенденций общественного развития является изучение социального самочувствия людей как их обобщенной эмоционально-оценочной реакции на социальные изменения и свое положение в трансформирующемся обществе. Интуитивно социологи осознают ключевую роль показателей социального самочувствия в формировании особенностей развития общества, однако осуществляемый в настоящее время анализ отдельных разрозненных эмпирических показателей не позволяет ясно определить меру воздействия социального самочувствия на выбор стратегии и тактики социального развития, раскрыть факторы, определяющие интегративные характеристики эмоционально-оценочного отношения людей к своему положению в обществе [9, 2].

Актуальная потребность в постоянном мониторинге социального самочувствия населения в условиях современного общества и отсутствие надежных и валидных методик измерения социального самочувствия обусловили основную цель данной работы - разработка методики измерения социального самочувствия (на примере населения Тюменской области).

Для реализации заданной цели поставлены следующие задачи:

  1.  Раскрыть содержание и смысл понятия «социальное самочувствие»;
  2.  Рассмотреть системы показателей социального самочувствия;
  3.  Проанализировать основные подходы к изучению социального самочувствия;
  4.  Построить тестовую методику измерения социального самочувствия;
  5.  Изучить социальное самочувствие населения Тюменской области.

Исходя из вышесказанного,  объектом изучения является социальное самочувствие населения, а предметом – методика изучения социального самочувствия.  

      Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе можно ознакомиться с понятием «социальное самочувствие», а также основными показателями его измерения. Во второй главе сначала акцентируется внимание на рассмотрении основных подходов к исследованию социального самочувствия. Также выделяется в качестве метода изучения анкетирование и приводятся результаты исследования социального самочувствия населения Тюменской области.

При написании данной курсовой помогли работы О.В. Лясовской, рассматривающей социальное самочувствие различных групп населения России, Г.Л. Воронина, Л.А. Орловой, Л.Е. Петровой, Е.В. Давыдовой, изучающих социальное самочувствие россиян, Л.И. Михайловой, рассмотревшей различные факторы, влияющие на социальное самочувствие населения, Н.В. Дулиной, выявившей зависимость между социальным самочувствием и оценкой деятельности региональной власти.

Особое значение в этой же области имеют труды Ж.Т. Тощенко и С.В.Харченко, которые определили сущность социального настроения, обозначили структурные компоненты и виды социального настроения.

Для решения задач использованы теоретические методы исследования: анализ литературы, синтез, сравнение; и практический метод анкетирования. Данный метод позволяет  собрать информацию в ограниченный срок, и при этом  получить  достаточно  широкое поле информации о населении Тюменской области. Используя квотную выборку, мы смогли охватить мнение основных возрастных групп: молодежь  (18-35 лет), людей среднего возраста (36-60 лет),  людей пенсионного возраста (старше 60 лет). Еще одно преимущество данного метода состоит в удобстве поиска респондентов. Мы решили остановиться на методе уличного опроса, так как он позволяет быстрей, в отличие от телефонного,  отбирать  тех, чье мнение нужно для проводимого исследования.

Анкета состоит из 55 вопросов, решающих ключевые задачи исследования [Приложение 1].

Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа социального самочувствия

  1.  Социальное самочувствие: социологическая интерпретация

Феномен социального настроения долгое время изучался в рамках исследований об общественном сознании и коллективной психологии: Г.Лебон, Г. Тард, Ч. Кули, Э. Дюркгейм, Е. В. Де Роберти, Н. И. Кареев и другие . В последнее десятилетие его анализ получает все большее развитие. Среди современных исследователей социального настроения можно назвать таких российских ученых, как Ж. Т. Тощенко, С. В. Харченко, которые не только определили сущность социального настроения, но также обозначили структурные компоненты и виды социального настроения.

Изучением феномена социального настроения занимались ученые в рамках различных направлений социологии и психологии, поэтому трактовки понятия социального настроения весьма неоднозначны. С одной стороны этот вопрос рассматривался в связи с учениями об общественном сознании и коллективной психологии, а с другой стороны в связи с изучением психологами феномена «настроения».

Еще в XIX веке Л. Гумплович – сторонник концепции социального дарвинизма – утверждал, что «…в человеке мыслит совсем не он, но его социальная группа, источник его мыслей лежит не в нем, в социальной среде, в которой он живет, в социальной атмосфере, которой он дышит… Индивид при этом играет роль призмы, которая воспринимает извне лучи, преломив их в известном направлении и с известной окраской». Л. Гумплович, говорил о феномене социального настроения, хотя не использовал данный термин.

Социальное самочувствие - это обобщенная характеристика, трудно поддающаяся измерению социологическими методами. Сложность состоит в том, что данный феномен носит эмоциональный характер. В то время как для социологии более привычно изучать сознание респондента, а не его чувства.

Социолог Л. А. Орлова рассматривает социальное самочувствие как своего рода отражение образа жизни. В рамках данного подхода понятие «социальное самочувствие» отождествляется с «интегральной удовлетворенностью жизнью» [23, c. 89]. Другие ученые, например, Л.Е.Петрова, рассматривают «социальное самочувствие как интегральную характеристику реализации жизненной стратегии личности, отношения к окружающей действительности, субъективных ее сторон» [25, c. 52]. В подходе Я. Н. Крупец социальное самочувствие определяется как «интегральный показатель адаптированности населения к реформам, как некий результат, показатель успешности протекания процесса адаптации» [16, c. 143]. Ж. Т. Тощенко выделяет в социальном самочувствии актуальное знание, важное для личной и общественной жизни человека; эмоции, чувства, историческую память и общественное мнение. «Результирующим показателем социального самочувствия выступает потребность в самосохранении себя как социального существа, члена группы и общества, а также оценка уровня и степени благополучия непосредственно окружающей его микросреды» [28, c. 142]. Наиболее полно понятие социального самочувствия раскрывает ученый Л. В. Куликов, который определяет его как показатель общей удовлетворенности жизнью, проявляющейся в оценке индивидом уровня благополучия. Автор считает, что «удовлетворенность жизнью трактуется как некоторая оценка жизненной ситуации, за которой стоит широкий спектр переживаний субъективного благополучия личности» [18, c. 480]. Благополучие личности связано с удовлетворенностью различными сторонами жизни. Можно выделить следующие виды благополучия личности:

- Социальное благополучие – это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, также удовлетворенность межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении;

-  Материальное благополучие – удовлетворенность материальной стороной своего существования, полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка;

-  Духовное благополучие – ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщения к богатствам духовной культуры; осознание и переживание смысла своей жизни; наличие веры – в Бога или в себя, в судьбу; возможность свободного проявления приверженности к своей вере;

-  Психологическое благополучие – ощущение внутреннего равновесия, целостности, удовлетворенность своим творчеством. Психологическое благополучие возникает при относительно непротиворечивой картине мира у субъекта, понимании текущей жизненной ситуации. Диссонанс появляется в случае поступления противоречивой информации, когда текущая ситуация воспринимается как неопределенная;

-  Физическое благополучие – удовлетворенность потребности в здоровье, хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт.

Удовлетворенность различными сторонами жизни напрямую зависит от притязаний. Чем выше притязания, тем ниже уровень удовлетворенности, а это связано с ценностями индивида и его жизненными стратегиями            [18, c. 489].

Изначально, в обыденном сознании, понятие "самочувствие человека" трактуется, с одной стороны, как характеристика его физического состояния или, другими словами, уровня его здоровья. (На вопрос, "Как ты себя чувствуешь?", человек обычно отвечает: "Хорошо", если он здоров, и "Плохо", если болен.) В то же время, данный вопрос часто выступает аналогом вопроса "А как у тебя дела?", и ответ характеризует "состояние физических и душевных сил человека" [22, c. 456] в целом, акцентируя скорее на нравственном состоянии человека.

Подобную двоякость в определении данного понятия можно наблюдать и в современных науках, занимающихся изучением самочувствия в общей психологии, социальной психологии, социологии. И если общая психология трактует самочувствие скорее с физиологических позиций, как "органическое" самочувствие человека, то в социальной психологии и социологии самочувствие выступает скорее как интегральная характеристика, детерминируемая в первую очередь социальными факторами.

Изучением социального самочувствия российские социологи занялись примерно с 80-х годов XX в. И хотя данный термин уже вошел в науку, однако до сих пор существует проблема четкого определения понятия.

В отечественной социологии можно выделить несколько подходов к определению социального самочувствия. 1. Самочувствие определяется через понятие удовлетворенности человека различными сторонами жизни. Можно даже отметить существование определенной тенденции к отождествлению понятий "социальное самочувствие" и "интегральная удовлетворенность жизнью" [23, 10]. Сторонники данного подхода рассматривают социальное самочувствие как своего рода отражение образа жизни. И для полноты его измерения стараются учитывать различные сферы жизнедеятельности (например, трудовая, бытовая, социально-политическая сферы).

2. Близким к вышеописанному подходу, является концепция, в которой социальное самочувствие рассматривается как "интегральная характеристика реализации жизненной стратегии личности, отношение к окружающей действительности, субъективные ее стороны" [25, c. 52]. 3. Социальное самочувствие определяется и как "синдром сознания, отражающий отношение к взаимосвязи между уровнем притязаний (в основном определяемой содержательными характеристиками жизненной стратегии) и степенью удовлетворения смысложизненных потребностей (удовлетворенность реализованностью жизненной стратегии)" [7, c. 13].

Социальная политика – это метод выявления многообразных социальных интересов и принятия обязывающих решений по управлению в условиях противоречий между различными социальными группами, метод ослабления социальной напряженности, урегулирования социальных конфликтов. В этом аспекте социологическое знание, как теоретическое, обогащается выходом на реальную практику социальной жизни, на поиск механизмов и способов реальных социальных изменений. При разработке стратегии социальной политики и социальной защиты населения важен учет социального самочувствия.

Что такое социальное самочувствие? Чем оно отличается от социальных настроений? Стоит ли различать коллективное самочувствие и социальное самочувствие? Вот неполный круг вопросов, с которыми сталкивается социолог. Попытаемся представить возможную модель социального самочувствия. Как любая другая модель, она не является единственной и последней. Скорее она носит характер «идеального типа» в терминологии М. Вебера.

Социальное самочувствие - достаточно сложный показатель социального мироощущения, и он не сводим исключительно к уровню дохода, к осознанию себя бедным, среднеобеспеченным или обеспеченным.

Социальное самочувствие – восприятие собственных выживательных позиций.

Социальное самочувствие – интегральная характеристика удовлетворенности или неудовлетворенности человека своим социальным положением, индикатор настроений и ориентаций. Социальное самочувствие

проявляется как целостная, относительно устойчивая эмоциональная реакция субъекта на воздействие социальной среды и условий его жизнедеятельности. Оно выступает результатом осознания и переживания

человеком смысла и значимости различных сторон жизни, вырастает из непосредственных условий бытия человека, определяющих степень удовлетворения его многообразных потребностей, возможностей развертывания индивидуальной жизни, самоутверждения и самореализации. Подобный подход представляется нам позитивным, поскольку социальное самочувствие не только рассматривается как эмоционально-психологическая реакция личности (социальной группы) на условия жизнедеятельности, но и

подчеркивается активность субъекта, его самореализация, самоутверждение. Созвучно с этим и аксиологическое, социокультурное понимание социального самочувствия, когда подчеркивается, что оно во многом зависит от степени соответствия системы ценностей человека, его внутренней картины мира и места в нем тем требованиям и возможностям, которые предъявляет и предоставляет ему общество.

Социальное самочувствие является обобщенным индикатором реакции населения на социальные преобразования. Поскольку люди поддерживают те или иные изменения в обществе, надеясь улучшить свое собственное положение в нем, оценка восприятия ими собственного благополучия в основных сферах социальной жизнедеятельности является решающим критерием определения направленности (положительной или отрицательной) общественных изменений. При измерении социального самочувствия необходимо ориентироваться не на ситуативные эмоциональные состояния, вызванные всплесками и падениями общественных настроений, а на самооценку уровня благополучия в реализации основных социальных потребностей.

Социальное самочувствие человека определяется степенью удовлетворения его социальных потребностей, которые, в свою очередь, являются производными от существующей в обществе системы социальных благ, их производства и распределения. Чем больше человек ощущает нехватку социальных благ, тем хуже его социальное самочувствие.

При изучении социального самочувствия необходимо обращать внимание на зависимость социальных потребностей от возраста, на значительный разрыв между мужским и женским самочувствием, на его

зависимость от формы занятости, от принадлежности к той или иной поселенческой группе.

При подготовке перечня эмпирических индикаторов социального самочувствия нам следует обозначить основные сферы социальной жизнедеятельности, степень оценки благополучия в которых (достаточность или нехватка соответствующих социальных благ) определяет общий уровень социального самочувствия индивида в целом. В самом общем виде индикаторы социального самочувствия должны включать оценки: удовлетворенности жизнью в целом; материального положения семьи; приспособленности к происходящим в стране переменам. [20, c. 34]

Анализ феномена "социальное самочувствие" представляется чрезвычайно важным и актуальным сегодня, поскольку именно уровень социального самочувствия может выступать показателем результативности проводимых реформ. Если у большинства населения будет наблюдаться плохое самочувствие, возникнет повод задуматься об успешности произошедших изменений, "цене реформ" и о путях улучшения ситуации в стране.

Одним из социологических подходов к изучению социального самочувствия является концепция Ж. Т. Тощенко и С. Харченко о социальном настроении. Социальное самочувствие вписывается в данную концепцию в качестве базового элемента, первого уровня социального настроения и включает в себя "актуальное знание, эмоции, чувства, историческую память и общественное мнение" [28, c. 145]. В данной концепции социальное самочувствие выступает в качестве некой основы, исходного структурного элемента для формирования социального настроения личности, ее направленности. Самочувствие является эмоциональным фоном, влияющим на настрой личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что самочувствие выступает в качестве определенного результата рефлексии человеком собственной жизни, своих успехов и неудач.

  1.  Показатели и способы изучения социального самочувствия

В отечественной социологии выделилось несколько подходов к изучению социального самочувствия. Его определяют на основе исследования удовлетворенности человека различными сторонами жизни, при этом рассматривают как своего рода отражение образа жизни и для измерения учитывают деятельность людей различных сфер: семейной, бытовой, трудовой, досуговой, социально-политической, социально-экономической, социально-культурной. Рассматривают как интегральную характеристику реализации жизненной стратегии личности, отношение к окружающей действительности, субъективные ее стороны. При этом анализируется взаимосвязь между уровнем притязаний и степенью удовлетворения смысложизненных потребностей, реализованности жизненной стратегии. Также изучаются чувства, предметом которых становятся, прежде всего, те явления и условия, от которых зависит развитие событий, значимых для личности и приобретающих в силу этого эмоциональный эффект. Социальное самочувствие рассматривается при этом как основа социального настроения, его эмоциональный фон, который обусловлен оценкой и самооценкой социального статуса и социального положения, проявляется в представлениях человека о возможностях достижения желаемого.

           Понятие " социальное   самочувствие " охватывает широкий круг факторов, которые обусловливают или опосредованно влияют на состояние и направленность личности. Ведущим фактором при этом является социально-производственная среда и положение человека в ней, влияние социальных общностей и групп в социуме. Социальный оптимизм или пессимизм личности, даже благополучной в личном жизнеустройстве, сильно зависит от того, насколько совпадают ее идеалы с направленностью общественного развития, с тем, как решаются в стране проблемы равенства-неравенства, социальной справедливости, личной безопасности [18, c. 220].

Социальное самочувствие населения, субъективные настроения людей, которыми они руководствуются, строя ближайшие планы, принимая решения по самым разным проблемам своей жизни, измеряются с помощью индекса социального настроения (ИСН). Измерение социального самочувствия носит оценочный характер, но эти оценки имеют вполне реальную силу. Индексы, измеряющие социальные настроения, имеют весьма широкий спектр применения, ведь они позволяют измерять «температуру общества», которая во многом определяет политическую (в том числе протестную) и потребительскую активность граждан, поэтому показатели ИСН представляют интерес как для администрации региона и политиков, так и для предпринимателей.

Существует большое количество методик измерения социального самочувствия, которые различаются формулировкой вопросов, задаваемых респондентам, а также процедурами обработки полученных ответов. Приведём примером методику, разработанную Исследовательской группой Циркон.

В исследованиях Циркона индекс социального самочувствия является комплексной оценкой, включающей в себя много составляющих. В зависимости от конкретных задач, решаемых в исследовании, для расчета индекса социального самочувствия может быть использовано разное число составляющих [30].

В число основных составляющих индекса социального самочувствия обычно включают следующие:

1. Индекс социального самочувствия (является производным от трех частных индексов: оценки текущей ситуации в регионе, самооценки материального положения и удовлетворенности жизнью);

2. Индекс политической лояльности (рассчитывается на основании ответов на вопросы, касающихся одобрения деятельности федеральной власти (президента РФ и правительства РФ), региональной и местной власти);

3. Индекс финансовой активности (рассчитывается на основании ответов на вопросы, касающихся инвестиций, сбережений и ипотечного кредитования);

4. Индекс социальной активности (рассчитывается на основании ответов на вопросы, касающихся помощи, поддержки и благотворительности населения, а так же совместной (коллективной) деятельности населения);

5. Индекс протестной активности (рассчитывается на основании ответов на вопросы, касающихся возможности участи в акциях протеста в защиту прав населения, учитывает рост и ослабевание уровня недовольства людей властями) [30].

Среди дополнительно рассчитываемых индексов можно отметить индекс удовлетворенности качеством жилищно-коммунальных услуг и индекс  удовлетворенности качеством муниципальных услуг.

Знание факторов, определяющих внутреннюю организацию социального самочувствия, является ключом к пониманию специфики социального самочувствия конкретных социальных и демографических групп, которое, в свою очередь, во многом детерминирует их электоральное поведение.

Для исследования структуры социального самочувствия населения России можно использовать подход, предложенный французским математиком-статистиком и социологом Ж.-П. Пажесом и его коллегами из французской ассоциации исследователей структуры общественного мнения "Агораметрия" [24, c. 110]. Поскольку он имеет общеметодологический характер, рассмотрим его основные концепции. Суть подхода в следующем: если механизмы, которые приводят к выработке мнения в результате опроса, обозначить как функцию f, то ответ R (то есть мнение) респондента и стимул S (то есть вопрос) могут быть связаны моделью

где S и P - множества параметров, позволяющих выразить взаимодействие стимула S и индивида P. Оба эти множества указывают на два взаимосвязанные и взаимодополняющие стороны взаимодействия: коннотация (S) выражает смысл, придаваемый индивидом стимулу, а установка на дифференциацию (P) отражает умственную деятельность индивида, вызываемую стимулом.

Чтобы оценить вид функции f, необходимо рассмотреть возмущения этой системы около заданного (во времени, пространстве, ситуации) состояния и тем самым описать пространство состояний параметров вокруг "среднего" индивида (респондента). В первом приближении, исходя из уравнения (1), эти взаимодействия можно описать как факторную модель

Факторную матрицу U и матрицу факторных весов С можно будет рассматривать как репрезентативное представление всего существующего многообразия мнений и индивидов только в том случае, если в матрице данных Х с необходимой точностью воспроизведены одновременно две генеральные совокупности людей и проблем. В исследовании социального самочувствия первой генеральной совокупностью являлось все совершеннолетнее население России, структурированное в социальные группы, с учетом происходящих в настоящее время процессов интеграции и дезинтеграции [6, с. 25]. Вторая генеральная совокупность охватывала все конфликтные темы, являющиеся предметом дискуссии среди россиян и отраженные в анкетах массового социологического опроса перед выборами [1, 2, 3].

В соответствии с первым условием (учитывались как теоретические представления о стратификации современного российского общества [11, 4], так и группировка, предусмотренная в анкетах всероссийских социологических опросов), выделялись группы респондентов, различающихся по следующим признакам:

1. половозрастному: мужчины и женщины, объединенные по семи возрастным интервалам (20-24; 25-29; 30-39; 40-49; 50-54; 55-59; 60 лет и старше);

2. уровню образования (без образования, начальное; незаконченное среднее; среднее; среднее специальное; незаконченное высшее; высшее и имеющие ученую степень);

3. трудовым отношениям (студенты; пенсионеры; безработные; руководители; специалисты; рабочие; колхозники; предприниматели, фермеры; служащие);

4. отрасль занятости (легкая промышленность; машиностроение; оборонная промышленность; нефтегазовая промышленность; тяжелая промышленность; строительство; транспорт; сельское хозяйство; органы управления; образование; наука, культура; здравоохранение; армия, милиция; торговля, служба быта; финансы);

5. место жительства (город России; село России; город Центральной России; село Центральной России);

6. электоральные предпочтения ("левые"; "правые"; "радикалы"; "за Явлинского"; "неопределившееся").

Важным методологическим вопросом, определяющим успех факторного анализа, является выбор выходного показателя, с одной стороны, и соотношение числа признаков (исходных, первичных факторов, переменных) и числа выделенных статистических единиц (объектов, групп), с другой. Проблема осложняется тем, что объемы выборок не столь велики, чтобы выделенные группы были бы непересекающимися. Выход видится в том, что в качестве выходного показателя принимается вероятность выбора населением данной социальной группы того или иного варианта ответа, определяемую долей респондентов, выбравших этот вариант. Тогда единственное ограничение на пересекаемость групп состоит в том, чтобы они были статистически различимы, что оценивается по различию их числовых характеристик в совокупности. При таком подходе вопрос о требуемом соотношении числа выделенных групп и числа исходных признаков [29] решается достаточно просто, путем увеличения, при необходимости, количества признаков группировки.

Таким образом, социальное самочувствие – это интегральная характеристика удовлетворенности или неудовлетворенности человека своим социальным положением, как обобщенный индикатор реакции населения на социальные преобразования.

Социальное самочувствие проявляется как целостная, относительно устойчивая эмоциональная реакция субъекта на воздействие социальной среды и условий его жизнедеятельности. Оно выступает результатом осознания и переживания человеком смысла и значимости различных сторон жизни, вырастает из непосредственных условий бытия человека, определяющих степень удовлетворения его многообразных потребностей, возможностей развертывания индивидуальной жизни, самоутверждения и самореализации.

Глава 2. Социальное самочувствие жителей Тюмени: результаты измерения и интерпретации

2.1. Опыт исследования социального самочувствия

В отечественной социологии имеется опыт исследования социального самочувствия. Одним из примеров может служить работа Л. И. Михайловой «Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами», где описан проект «Мониторинг социальной сферы России», который осуществляется с 2002 года сотрудниками РГСУ. Его базу составляют массовые социологические опросы населения, проводящиеся в соответствии с общероссийской выборкой (2007 г. - N = 1730, 2008 г. - N = 2011). «Основной принцип, положенный в основу выборки, заключается в том, что каждая из групп регионов, включающих в себя по несколько субъектов РФ, подобных друг другу по основным характеристикам, представляется в выборке одним или несколькими из этих субъектов» [21, с. 47].

Объектом социологического исследования является население Российской Федерации.

Предметом социологического исследования является социальное самочувствие россиян и восприятие ими своего будущего.

Цель – исследовать социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами.

Задачи:

  1.  Выяснить компоненты социального самочувствия;
  2.  Определить, что в наибольшей степени определяет социальное самочувствие и восприятие будущего россиян.

Мониторинг, проводимый в 2008 году несколько отличался от предыдущих новым блоком вопросов, позволяющий определить социальное самочувствие, настроение и восприятие будущего населением России. Исследователи пришли к выводу о том, что социальное самочувствие складывается из трех основных составляющих: «реального социального статуса человека в различных сферах жизнедеятельности общества; восприятия, оценки и отношения к своему социальному статусу (эмоциональный фактор, связанный с удовлетворенностью); восприятия и оценки объективных условий жизни в обществе (ситуации в стране в настоящем и будущем)» [21, с. 45].

Эти параметры прослеживались по основным сферам и проблемам жизнедеятельности человека: труд, социальная защита, здравоохранение,

образование, жилищные условия, семья, политика, миграция.

При подробном анализе приведённых выше сфер жизнедеятельности человека было выявлено, что приоритетными для улучшения социального самочувствия являются (в порядке убывания) «забота о здоровье и самочувствии, решение жилищной проблемы, бесплатное высшее образование, улучшение материального положения, лечение хронических заболеваний, поддержка государства, повышение качества медицинского обслуживания, искоренение коррупции, борьба с преступностью мигрантов» [21, с. 48]. Низкое социальное самочувствие россиян, характеризующееся беспокойством, тревогой, подавленностью, отражается и на восприятии будущего. Оно представлено, скорее, пессимистично, почти по всем исследованным сферам жизнедеятельности доминируют позиции, связанные с сомнениями в возможности решить социальные проблемы.

Наиболее пессимистичными являются представления о возможности решить жилищные проблемы, социальные проблемы региона, получения высшего образования, бесплатного качественного медицинского обслуживания и улучшения положения инвалидов, что составляет более 50% ответов респондентов.

 В статье Я. Н. Крупец «Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности» описано социологическое исследование социально-экономической адаптации населения Самарской области к меняющейся социальной реальности, которое было проведено в 2001-2002 годах. В ходе исследования был использован метод стандартизированного интервью. Всего были опрошены 1000 человек в городах области.

Объектом социологического исследования является население Самарской области.

Предметом социологического исследования является социальное самочувствие населения Самарской области.

Цель – исследовать социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности.

Задачи:

  1.  Определить, из чего складывается социальное самочувствие;
  2.  Выяснить социальное самочувствие населения Самарской области;
  3.  Изучить зависимость социального самочувствия от успешности прохождения процесса адаптации человека.

Социальное самочувствие в данной статье рассматривалось как «интегральный показатель адаптированности населения к реформам, как некий результат, индикатор успешности протекания процесса адаптации» [16, с. 145].

Исследователи выдвинули предположение о том, что  социальное самочувствие складывается из следующих составляющих:

1) внутреннее состояние человека (здоровье, настроение, испытываемые чувства счастья, оптимизма);

2) оценка внешних условий (восприятие ситуации в стране и времени, в котором человеку приходится жить);

3) восприятие собственного положения в новых условиях [16, с.146].

Для исследования социального самочувствия были использованы такие показатели:

1) удовлетворенность населения своей жизнью в целом;

2) оценка человеком своего сегодняшнего положения в новых условиях;

3) представление респондента о своем будущем [16, с.146].

Для удобства анализа полученной информации исследователями были выделены 5 групп респондентов с различным социальным самочувствием: первая – самочувствие "очень хорошее"; вторая – самочувствие "скорее хорошее"; третья – самочувствие “так себе”; четвёртая – самочувствие "скорее плохое"; пятая – самочувствие "очень плохое".

В результате была выявлена тенденция: уровень социального самочувствия напрямую зависит от оценки респондентом своего материального положения. Люди, считающие себя материально обеспеченными, оценивают своё социальное положение как хорошее, и наоборот. Именно этот факт позволил сделать вывод о том, что «именно степень успешности прохождения процесса адаптации оказывает решающее влияние на уровень социального самочувствия» [16, с, 147].

Следующий пример исследования социального самочувствия – работа Н. В. Дулиной «Социальное самочувствие населения как один из критериев оценки деятельности региональной власти», где описано мониторинговое исследование "Волгоградский Омнибус".

Объектом социологического исследования является население города Волгограда.

Предметом социологического исследования является социальное самочувствие населения Волгограда.

Цель исследования - выяснить, как соотносятся оценки собственного социального самочувствия и оценка деятельности региональной власти.

Задачи:

  1.  Изучить понятие социального самочувствия;
  2.  Проверить на практике методику РИПН;
  3.  Исследовать зависимость оценок деятельности органов власти регионального уровня и их руководителей от социального самочувствия жителей региона.

В рамках проекта "Волгоградский Омнибус" для измерения социального самочувствия использовалась методика "РИПН" – "Региональный индекс потребительских настроений". Согласно ей, социальное самочувствие отражается в значениях ряда индексов: индекса межрегиональных сравнений, положения семьи, ожиданий, покупательской активности, индивидуального оптимизма, краткосрочного и долгосрочного социального оптимизма. Их значения измеряются в диапазоне от 0 до 200. Индекс равен 200, когда все население положительно оценивает экономическую ситуацию. Индекс равен 100, когда доля положительных и отрицательных оценок одинакова. Значения индекса ниже 100 означают преобладание в обществе негативных оценок [10, с. 90].

При оценке деятельности органов власти и их руководителей респондентам предлагалось воспользоваться "школьной" пятибалльной шкалой (где "5" – "очень хорошо", "1" – "очень плохо"). Эта шкала была дополнена еще двумя позициями – "вообще ничего не делает, поэтому его работу оценить невозможно" (шкальное значение "0") и "не могу оценить работу, поскольку ничего об этом не знаю".

Для характеристики особенностей восприятия жителями Волгограда деятельности органов власти, помимо собственно процентных распределений, использовались такие показатели, как "уровень информированности" (определяется как сумма процентных показателей всех результативных ответов респондентов) и "индекс оценки деятельности органа управления" (показатель, который показывает, насколько доля "положительных оценок" деятельности (работает "удовлетворительно", "хорошо" или "очень хорошо") превышает долю "отрицательных оценок" ("вообще не работает", "работает плохо")) [10, с. 91].

Вывод, представленный исследователями сформулирован так: оценки деятельности органов власти регионального уровня и их руководителей напрямую зависят от уровня социального самочувствия жителей региона, а уровень социального самочувствия жителей может служить главным критерием оценки деятельности региональной власти.

  1.  Анкетирование как метод изучения социального самочувствия

Проблема исследования. Социальное самочувствие – общественное сознание и поведение, в котором проявляется эмоционально-комфортная оценка индивидом, социальной группой и населением уровня удовлетворения социальных потребностей, своего положения в сравнении с другими индивидами, социальными группами.

Исследование социального самочувствия и настроения в современном обществе является чрезвычайно важным и актуальным, поскольку именно уровень социального самочувствия может выступать показателем результативности работы органов государственного и муниципального управления в Тюмени. Если у большинства населения будет наблюдаться плохое социальное самочувствие, возникнет повод задуматься об успешности произошедших изменений, об эффективности работы властных структур и о путях улучшения ситуации в регионе.

Исследования социального самочувствия в социологии в настоящее время значительно активизировались. Такой интерес обусловлен общественными трансформациями, оказавшими не только позитивное влияние на общество, но и негативное. Социальное положение многих общественных групп заметно ухудшилось. Эта ситуация требует тщательного изучения.

Актуальность данной проблемы усиливается в связи с недавним финансовым и экономическим кризисом, повлекшим за собой сокращение рабочих мест, а также потерю денежных сбережений определённой частью населения.

Хотя кризис уже кончился, многие ещё не успели восстановить своё прежнее социальное положение. В данной связи важно изучить, как соотносятся оценки собственного социального самочувствия и оценки деятельности региональной власти.

Изучение социального самочувствия позволит выявить наиболее острые общественные проблемы, которые впоследствии местные власти должны будут решить.

Исследования социального самочувствия в российской социологии, начавшиеся в 80-е годы XX в., значительно активизировались с 1990-х годов и продолжаются в настоящее время. Но Тюменская область имеет достаточно специфические характеристики, связанные с уровнем жизни населения, поэтому рекомендации, которые были разработаны  Н. В. Дулиной, Е.В.Давыдовым, Я. Н. Крупец для повышения уровня социального самочувствия, не подходят к нашему региону. Следовательно, в связи с недостаточной осведомлённостью о реальной ситуации требуется проведение социологического исследования.

Проблема заключается в необходимости изучения социального самочувствия жителей Тюменской области и разработки на этой основе практических рекомендаций, направленных на улучшение социального самочувствия.

Объект данного социологического исследования – жители Тюменской области в возрасте от 18 лет, предмет данного исследования – социальное самочувствие населения Тюменской области.

Цель исследования – проанализировать социальное самочувствие жителей Тюменской области. Задачи исследования:

  1.  Выявить уровень удовлетворённости респондентов своей жизнью в целом и направленность изменений этой удовлетворённости;
  2.  Рассмотреть актуальные проблемы, волнующие население в повседневной жизни;
  3.  Проанализировать оценки респондентов в отношении своего социального статуса;
  4.  Оценить экономический статус респондентов и восприятие ими своего материального положения и условий жизни в настоящее время;
  5.  Определить уровень политической активности индивида и его удовлетворённость ею;
  6.  Выяснить образовательный уровень индивида и удовлетворённость полученым образованием;
  7.  Узнать, каков профессиональный статус индивида и его удовлетворённость своей профессиональной занятостью;
  8.  Проанализировать восприятие респондентом объективных условий жизни;
  9.  Узнать мнение респондентов об условиях жизни в городе, регионе и стране в целом;
  10.  Выяснить уровень доверия респондентов к различным органам власти (местным, региональным, федеральным);
  11.  Оценить удовлетворённость респондентов в отношении отдельных сторон городской жизни (образование, здравоохранение, культурная сфера, ЖКХ, транспорт, уровень цен и др.);
  12.  Узнать мнение респондентов о состоянии их здоровья, эмоционально-психологическом состоянии, оценку населением места проживания и есть ли желание его сменить;
  13.  Определить, насколько удовлетворено население мерами государственной поддержки, социальной защиты;
  14.  Проанализировать, зависит ли социальное самочувствие респондентов от таких факторов, как: пол, возраст, образование, удовлетворенность работой и перспективами самореализации в выбранной профессии, материальное положение, здоровье, жилищные условия, семейное положение, бытовые условия, состояние инфраструктуры в районе проживания.

Теоретическая интерпретация. В отечественной социологии выделилось несколько подходов к изучению социального самочувствия. Его определяют на основе исследования удовлетворенности человека различными сторонами жизни и для измерения учитывают деятельность людей различных сфер: семейной, бытовой, трудовой, досуговой, социально-политической, социально-экономической, социально-культурной. Рассматривают как интегральную характеристику реализации жизненной стратегии личности, отношение к окружающей действительности. При этом анализируется взаимосвязь между уровнем притязаний и степенью удовлетворения смысложизненных потребностей, реализованности жизненной стратегии. Социальное самочувствие рассматривается как основа социального настроения, его эмоциональный фон, который обусловлен оценкой и самооценкой социального статуса и социального положения, проявляется в представлениях человека о возможностях достижения желаемого.

Понятие " социальное   самочувствие " охватывает широкий круг факторов, которые обусловливают или влияют на состояние и направленность личности. Ведущим фактором при этом является социально-производственная среда и положение человека в ней, влияние социальных общностей и групп в социуме. Социальный оптимизм или пессимизм личности сильно зависит от того, насколько совпадают ее идеалы с направленностью общественного развития.

Факторная интерпретация.

Пол:

- мужской

- женский

Семейное положение:

- холост/ не замужем

- женат/ замужем

- разведён/ разведена

- вдовец/ вдова

Возраст:

- 18 - 35 лет

- 36 - 60 лет

- старше 60 лет

Образование:

- общее среднее (9 кл.)

- полное среднее (11 кл.)

- начальное профессиональное (профессиональное училище, профессиональный лицей)

- среднее профессиональное (техникум, колледж)

- высшее профессиональное

- учёная степень (кандидат, доктор наук)

Место жительства:

- областной центр

- город

- районный центр

- село

Род занятий:

- рабочий

- служащий

- руководитель

- предприниматель

- военнослужащий

- пенсионер

- учащийся, студент

- безработный

Сфера деятельности:

- промышленность

- сельское или лесное хозяйство

- строительство и транспорт

- связь и информационные технологии

- государственное и муниципальное управление

- наука, образование

- здравоохранение

- юриспруденция

- финансы и инвестиции

- услуги, торговля

- коммунальное хозяйство

- военная служба, милиция

- другое

Наличие детей:

- нет детей

- 1 ребёнок

- 2 ребёнка

- 3 детей

- 4 детей

- 5 и более детей

Уровень материальной обеспеченности:

- денег не хватает даже на еду

- денег хватает на еду, но покупка одежды вызывает трудности

- денег хватает на еду и одежду, но покупка мелкой бытовой техники затруднена

- можем позволить себе покупку товаров длительного пользования, но покупка машины затруднена

- можем позволить себе всё, кроме покупки квартиры или дома

- можем позволить себе всё

- затрудняюсь ответить

Уровень развития социальной инфраструктуры:

Удовлетворённость развитием образования:

- высокая

- средняя

- низкая

Удовлетворённость развитием здравоохранения:

- высокая

- средняя

- низкая

Удовлетворённость развитием культурной сферы:

- высокая

- средняя

- низкая

Удовлетворённость развитием ЖКХ:

- высокая

- средняя

- низкая

Удовлетворённость развитием транспортного обеспечения:

- высокая

- средняя

- низкая

Жилое помещение в многоквартирном доме:

- общежитие

- пансионат

- 1-комн. квартира

- 2-комн. квартира

- 3-комн. квартира

- 4-х и более-комн. квартира

Отдельный жилой дом:

- благоустроенный (имеется отопление, канализация, водоснабжение)

- полублагоустроенный (нет или отопления, или канализации, или водоснабжения)

- неблагоустроенный

Число комнат:

- 1 комната

- 2 комнаты

- 3 комнаты

- 4 и более комнат

Структурная интерпретация.

1. Общая удовлетворённость жизнью:

1.1. Уровень удовлетворённости в настоящее время:

- полностью удовлетворён

- скорее удовлетворён, чем нет

- скорее не удовлетворён, чем удовлетворён

-не удовлетворён

- затрудняюсь ответить

1.2. Направленность изменений удовлетворённости жизнью:

Оценка положения в прошлом:

- было заметно лучше

- было немного лучше

- было таким же

- было немного хуже

- было заметно хуже

Перспективная оценка своего положения:

- станет намного лучше

- станет немного лучше

- останется таким же

- станет немного хуже

- станет заметно хуже

2. Актуальные проблемы, волнующие население:

- ухудшение состояния здоровья

- высокий уровень безработицы

- низкий уровень оплаты труда

- улучшение жилищных условий

- защита гражданских прав

- высокий уровень преступности

- высокие цены на товары народного потребления

- низкий уровень развития ЖКХ

- высокий уровень наркотизации молодёжи

- проблемы организации транспортного обслуживания

- высокие цены на жильё

- бюрократизм в государственном и муниципальном управлении

- высокий уровень коррупции во властных структурах

- проблемы с устройством детей в детские сады и школы

3. Оценка респондентов в отношении своего социального статуса:

3.1. Экономический статус:

Род занятий:

- рабочий

- служащий

- руководитель

- предприниматель

- военнослужащий

- пенсионер

- учащийся, студент

- безработный

Сфера деятельности:

- промышленность

- сельское или лесное хозяйство

- строительство и транспорт

- связь и информационные технологии

- государственное и муниципальное управление

- наука, образование

- здравоохранение

- юриспруденция

- финансы и инвестиции

- услуги, торговля

- коммунальное хозяйство

- военная служба, милиция

- другое

Материальное положение:

- денег не хватает даже на еду

- денег хватает на еду, но покупка одежды вызывает трудности

- денег хватает на еду и одежду, но покупка мелкой бытовой техники затруднена

- можем позволить себе покупку товаров длительного пользования, но покупка машины затруднена

- можем позволить себе всё, кроме покупки квартиры или дома

- можем позволить себе всё

- затрудняюсь ответить

Удовлетворённость материальным положением:

- полностью удовлетворён

- скорее удовлетворён, чем нет

- скорее не удовлетворён, чем удовлетворён

-не удовлетворён

- затрудняюсь ответить

3.3. Образовательный статус:

Полученное образование:

- общее среднее (9 кл.)

- полное среднее (11 кл.)

- начальное профессиональное (профессиональное училище, профессиональный лицей)

- среднее профессиональное (техникум, колледж)

- высшее профессиональное

- учёная степень (кандидат, доктор наук)

Удовлетворённость полученным образованием:

- полностью удовлетворён

- скорее удовлетворён, чем нет

- скорее не удовлетворён, чем удовлетворён

-не удовлетворён

- затрудняюсь ответить

Потребности в дополнительном образовании:

- повышение квалификации

- повышение образовательного уровня (с начального профессионального на среднее или с среднего профессионального на высшее)

- смена профессии

Уровень оплаты труда:

- до 5000 р.

- 5001 – 10000 р.

- 10001 – 20000 р.

- 20001 – 30000 р.

- 30001 – 40000 р.

- 40001 – 50000 р.

- 50001 р. и более

Удовлетворённость условиями жизни:

- полностью удовлетворён

- скорее удовлетворён, чем нет

- скорее не удовлетворён, чем удовлетворён

-не удовлетворён

- затрудняюсь ответить

3.2. Уровень политической активности:

1) Я часто смотрю политические новости по телевидению или слушаю по радио

2) Я охотно разговариваю с друзьями о политике

3) Я хорошо знаю фамилии политиков, названия партий и блоков, знаю их позиции

4) У меня есть собственное мнение по поводу внешней и внутренней политики страны

5) Я часто хожу голосовать на выборы

6) Я активно участвую в общественной жизни

7) Я готов поспорить на политические темы с любым политиком

8) Я активно участвую в деятельности политической партии (объединения)

9) Я имею опыт участия в выборах в качестве кандидата

- полностью согласен

- скорее согласен, чем нет

- затрудняюсь ответить

- скорее не согласен, чем согласен

- не согласен

3.4. Профессиональный статус:

Должностной уровень:

- руководитель крупного предприятия

- руководитель среднего или мелкого предприятия

- заместитель руководителя предприятия

- руководитель подразделения

- специалист

- рабочий, административно-хозяйственный персонал

Удовлетворённость профессиональной занятостью:

- полностью удовлетворён

- скорее удовлетворён, чем нет

- скорее не удовлетворён, чем удовлетворён

-не удовлетворён

- затрудняюсь ответить

4. Восприятие объективных условий жизни:

4.1. Оценка условий жизни:

В стране:

- отлично

- хорошо

- удовлетворительно

- неудовлетворительно

- крайне неудовлетворительно

В регионе:

- отлично

- хорошо

- удовлетворительно

- неудовлетворительно

- крайне неудовлетворительно

В городе:

- отлично

- хорошо

- удовлетворительно

- неудовлетворительно

- крайне неудовлетворительно

4.2. Уровень доверия к органам власти:

К местным:

- высокий

- средний

- низкий

К региональным:

- высокий

- средний

- низкий

К федеральным:

- высокий

- средний

- низкий

4.4. Мнение респондентов о состоянии их здоровья:

- абсолютно здоров

- в целом здоров, но иногда болею

- имею незначительные хронические патологии

- имею значительные хронические заболевания

- инвалид

Удовлетворённость местом проживания:

- полностью удовлетворён

- скорее удовлетворён, чем нет

- скорее не удовлетворён, чем удовлетворён

-не удовлетворён

- затрудняюсь ответить

Желание респондентов сменить место жительства:

- есть конкретные планы сменить место жительства

- есть желание сменить место жительства, но нет планов

- нет ни желания сменить место жительства, ни планов

4.5. Удовлетворённость мерами государственной поддержки:

- полностью удовлетворён

- скорее удовлетворён, чем нет

- скорее не удовлетворён, чем удовлетворён

-не удовлетворён

- затрудняюсь ответить

Удовлетворённость мерами социальной защиты:

- полностью удовлетворён

- скорее удовлетворён, чем нет

- скорее не удовлетворён, чем удовлетворён

-не удовлетворён

- затрудняюсь ответить

     

        Рабочие гипотезы исследования:

  1.  Уровень удовлетворённости своей жизнью в целом респондентов по Тюменской области выше среднего, при этом в прошлом (в условиях кризиса) он был несколько ниже, а в настоящее время наметилась тенденция к его росту.
  2.  Наиболее актуальными проблемами, волнующими население области, являются: проблема улучшения жилищных условий, низкий уровень развития жилищно-коммунального хозяйства, низкий уровень оплаты труда.
  3.  Самооценка респондентами своего социального статуса складывается из самооценок экономического статуса, политической активности, образовательного уровня и профессионального статуса.
  4.  В целом оценки экономического статуса респондентов и уровень удовлетворённости материальным положением находятся на среднем уровне. На эти оценки влияет уровень оплаты труда.
  5.  Уровень политической активности населения области находится на низкой отметке, большинство граждан не интересуются политической жизнью страны.
  6.  Чем выше образовательный уровень индивида, тем выше его удовлетворённость полученным образованием.
  7.  Чем выше профессиональный статус индивида, тем выше его удовлетворённость профессиональной занятостью.
  8.  Восприятие респондентов объективных условий жизни складывается из мнения об условиях жизни в городе, регионе  и стране в целом, доверия к различным органам власти, удовлетворённости в отношении отдельных сторон городской жизни, состояния здоровья, удовлетворённости мерами государственной поддержки.
  9.  Большая часть респондентов считает, что условия жизни в городе лучше, чем в регионе и стране в целом.
  10.  Большинство респондентов не доверяет различным органам власти, при этом, чем ниже уровень власти, тем меньше ему доверяют.
  11.  Уровень удовлетворённости респондентов в отношении образования, здравоохранения, культурной сферы выше, чем уровень удовлетворённости в отношении развития ЖКХ и транспортного обеспечения.
  12.  В целом респонденты оценивают своё состояние здоровья как хорошее, оценка респондентами своего места проживания находится на среднем уровне, у многих жителей области имеется желание его сменить.
  13.  Меры государственной поддержки не удовлетворяют желанию большинства респондентов, многие считают их недостаточными.
  14.  На социальное самочувствие респондентов влияют такие факторы, как пол, возраст, образование, удовлетворенность работой и перспективами самореализации в выбранной профессии, материальное положение, здоровье, жилищные условия, семейное положение, бытовые условия, состояние инфраструктуры в районе проживания.
  15.  Уровень социального самочувствия женщин, как правило, ниже, чем у мужчин, поскольку они чаще имеют более низкий экономический и профессиональный статус, а также чаще сталкиваются с проблемами в сфере образования, здравоохранения, ЖКХ.
  16.  Уровень социального самочувствия самый высокий в возрастной группе от 30 до 45 лет, несколько ниже – в группе до 30 лет, ещё ниже – в группе от 45 до 55 лет, самый низкий – среди пенсионеров.
  17.  Чем выше уровень образования респондента, тем выше уровень его притязаний к условиям жизни и тем ниже оценки в отношении объективных условий жизни.
  18.  Чем выше удовлетворённость респондента работой и условиями самореализации, тем выше уровень его социального самочувствия.
  19.  Чем выше материальное положение респондента, тем выше уровень его социального самочувствия.
  20.  Чем лучше состояние здоровья респондента, тем выше уровень его социального самочувствия.
  21.  Чем лучше жилищные условия, тем выше уровень социального самочувствия респондента.
  22.  Респонденты, состоящие в браке, имеют более высокие оценки своего социального самочувствия, чем люди, не состоящие в браке.
  23.  Бытовые условия и состояние инфраструктуры в районе проживания определяют уровень социального самочувствия респондентов. Чем выше оценки этих факторов, тем выше уровень социального самочувствия населения Тюменской области.

      

 Выборочная совокупность

В ходе исследования проводится социологический опрос жителей Тюменской области методом случайного отбора респондентов. Тип выборочной совокупности: случайная стратифицированная выборка с квотированием по полу и возрасту.

        Объем и формирование выборки в регионе.

При планировании выборки мы исходили из следующих принципов

формирования выборки, которая, с одной стороны, должна быть репрезентативная, а с другой – иметь достаточно компактное размещение по территории.

Квотный принцип отбора предполагает, что известны некоторые важные пропорции генеральной совокупности, как, например, распределение по возрастным группам, по полу. В нашем исследовании выделены следующие квотируемые признаки: пол и возраст.

На полевом этапе исследования было решено распределить выборку следующим образом (табл. 1), для изучения мнения представителей всех возрастных групп.

Таблица 1

Распределение выборочной совокупности (населения Тюменской области от 18 лет) по полу и возрасту.

Возраст, лет

Мужчины

Женщины

Итого

18-35

16

17

33

36-60

17

17

34

Старше 60

16

17

33

Итого

49

51

100

  1.  Характеристика социального самочувствия жителей Тюменской области

Для апробирования разработанной методики изучения социального самочувствия в ноябре - декабре 2011 года было проведено пилотажное исследование. В ходе исследования было опрошено 100 человек. В том числе из них 49 мужчин и 51 женщина в возрасте от 18 лет и старше.  

Полученные данные позволили судить о верности выдвинутых нами гипотез. После анализа полученных результатов, были выявлены следующие закономерности.

Гипотеза о тенденциях социального самочувствия подтвердилась частично. Действительно, часть респондентов (40%) отметила, что за последние несколько лет их жизнь немного улучшилась, но большинство опрошенных (60%) всё же отметили, что их жизнь в целом ухудшилась по сравнению с прошлыми годами.

На вопрос о проблемах, волнующих население в повседневной жизни ответы респондентов распределились следующим образом. «Высокие цены на товары народного потребления» - так ответили женщины (70%). Можно предположить, что такой ответ обусловлен тем, что именно женщины занимаются домашним хозяйством и сталкиваются с данной проблемой. Также популярен вариант ответа «высокий уровень коррупции во властных структурах», он характерен в большей степени для мужчин (46%). Респондентами были отмечены и такие проблемы, как «низкий уровень заработной платы» - 30%, «ухудшение состояния здоровья» - 28%, «высокие цены на жильё» - 26%.

Из опрошенных респондентов только 60% являются работающими. Гипотеза о материальном положении населения полностью подтвердилась: 79% респондентов оценили своё материальное положение как среднее.

Население Тюменской области интересуется политической жизнью страны. 70% отметили, что смотрят регулярно политические новости и обсуждают их с друзьями, принимают участие в выборах, знают имена многих политиков и названия политических партий, но в политических партиях состоят лишь 13% опрошенных.  

Гипотеза об удовлетворённости образованием населения нашла своё подтверждение. Респонденты с высшим и средним профессиональным образованием полностью удовлетворены полученным образованием, а респонденты, не получившие желаемого образования, говорят о желании получить дополнительное образование или повысить уровень своего образования.

Профессиональный статус респондентов напрямую влияет на степень удовлетворённости профессиональной занятостью. Вероятно, большое значение в этой ситуации играет уровень заработной платы, так как люди, занимающие руководящие посты зарабатывают намного больше подчинённых. Полностью удовлетворены профессиональной занятостью работники сферы строительства и транспорта (68%), полиции (53%), государственного и муниципального управления (64%). Самый низкий уровень удовлетворённости профессией имеют люди, занятые в сельском хозяйстве (45%), сфере образования (40%).

Из опрошенных респондентов 60% считают, что жизнь в городе лучше, чем в регионе и стране в целом,  28% отметили, что жизнь в регионе их устраивает больше, чем в стране и только 12% устраивает жизнь в стране в целом.

Большинство опрошенных респондентов (63%) не доверяют органам власти на всех уровнях: и местным органам власти, и региональным, и муниципальным. Из распределения ответов населения можно сделать вывод, что больше доверяют местным органам власти, чем федеральным. Возможно, это объясняется тем, что итоги деятельности местных органов власти более доступны населению, чем федеральных. К тому же большой процент населения знаком лично с представителями местных органов государственной власти, что и обеспечивает доверие к их деятельности.

Также не удовлетворяют население меры государственной поддержки. 84% опрошенных респондентов отметили, что принимаемые государством меры поддержки населения недостаточны, они не ждут помощи от государства в трудной жизненной ситуации.

Анализируя оценку различных сторон жизни населения Тюменской области, мы пришли к выводу, что более удовлетворены респонденты состоянием сферы образования (69%), культурной сферы (61%), транспортным обеспечением (58%). Совсем не удовлетворены состоянием сферы ЖКХ (81%), отдыхом (75%).

На оценку уровня социального самочувствия влияет такой фактор, как пол. Из опрошенных женщин 45% отметили, что их не устраивает материальное положение семьи и многие аспекты жизни (здравоохранение, уровень развития ЖКХ, уровень цен), в то время как только 29% мужчин солидарны с данным мнением. Больше всего негативных оценок получили различные стороны жизни населением в возрасте от 36 до 50 лет (65%), в большей степени они не довольны уровнем цен, отдыхом, медицинским образованием.

Подводя итоги, отметим, что удовлетворённость жизнью в целом населением Тюменской области стала несколько выше, чем в последние несколько лет. Об этом позволяют судить ответы респондентов об улучшении их материального состояния и жизни в целом. Наиболее актуальные проблемы для населения: низкий уровень заработной платы, высокие цены на товары народного потребления и высокий уровень коррупции во властных структурах.

Таким образом, для изучения социального самочувствия могут быть использованы такие методы социологического исследования, как: анкетный опрос, метод наблюдения, интервью. При этом наиболее подходящими методами являются анкетный опрос и метод наблюдения, так как они позволяют наиболее точно оценить мнение населения о различных сторонах жизни страны.

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены основные подходы к определению понятия «социальное самочувствие», компоненты социального самочувствия и факторы, влияющие на уровень социального самочувствия населения. Итак, социальное самочувствие - это интегральная характеристика удовлетворенности или неудовлетворенности человека своим социальным положением, как обобщенный индикатор реакции населения на социальные преобразования. Чаще всего состояние социального самочувствия выявляют по следующим основным составляющим: 1) социальный статус человека в различных сферах жизнедеятельности общества; 2) восприятие, оценка и отношение к своему социальному статусу (эмоциональный фактор, связанный с удовлетворённостью); 3) восприятие и оценка объективных условий жизни в обществе, ситуации в стране в настоящем и будущем.

Был проанализирован опыт проведённых исследований, которые были посвящены изучению социального самочувствия населения. На основе анализа данных исследований можно сделать вывод о комплексном характере категории «социальное самочувствие», так как исследуются все стороны жизни общества и удовлетворённость ими населением.

Для изучения социального самочувствия могут использоваться такие методы социологического исследования, как анкетный опрос, метод интервью и наблюдение. Чаще всего используется метод анкетного опроса, так как именно он позволяет узнать субъективную оценку респондентом своего социального статуса, жизни в целом, различных сторон жизни в обществе. 

Проведенное исследование носит характер описательного исследования, которое позволяет получить сведения, дающие комплексное представление о социальном настроении населения. В ходе исследования осуществляется структуризация социального настроения, учитываются факторы, влияющие на данный феномен, приводится его классификация.

Результаты анкетного опроса, проведённого в Тюменской области, позволяют судить нам об уровне социального самочувствия населения. Анализ ответов показал, что удовлетворённость жизнью в целом населением Тюменской области стала несколько выше за последние несколько лет. Об этом позволяют судить ответы респондентов об улучшении их материального состояния и жизни в целом. Наиболее актуальные проблемы для населения: низкий уровень заработной платы, высокие цены на товары народного потребления и высокий уровень коррупции во властных структурах. Причём проблемы, касаемые уровня цен, уровня развития ЖКХ, состояния здоровья, волнуют в большей степени женщин, а проблемы, связанные с низким уровнем заработной платы, высоким уровнем коррупции во властных структурах, безработицей, актуальны для мужчин.

В заключении следует подчеркнуть, что необходимость изучения социального самочувствия населения очевидна. Результаты таких исследований позволяют судить о состоянии общества, укажут на наиболее важные проблемы в жизни страны, по решению которых следует принимать меры.

Список использованных источников и литературы

1. Анкета "Предвыборная ситуация в России" / Авторы проекта Дж. Хаф, Т. Колтон, С. Лейман; Рук. иссл. по РФ С. Туманов, М. Губогло. - М.: Центр социол. исслед. МГУ, Центр по изучению межнац. отнош. инст. этнологии и антропологии РАН, 1993

2. Анкета "Предвыборная ситуация в России 1995 г." / Рук. иссл. по РФ С. Туманов, М. Губогло. - М.: Центр социол. исслед. МГУ, Центр по изучению межнац. отнош. инст. этнологии и антропологии РАН, 1995

3. Анкета "Предвыборная ситуация в России в 1996 г." / Рук. иссл. по РФ С. Туманов, М. Губогло. - М.: Центр социол. исс. МГУ, Центр по изучению межнац. отнош. инст. этнологии и антропологии РАН, 1996

4. Беляева Л. А. В поисках среднего класса. - СОЦИС, - 1999. - №7. - С. 72-77

5. Воронин Г. Л. Социальное самочувствие россиян. Социологические исследования. - 2001. - №6. - С.59-66

6. Голенкова З. Т., Игитханян Е. Д. Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре росийского общества. - СОЦИС, - 1999. - №9, С. 22-33

7. Давыдова Е. В. Измерение социального самочувствия молодежи. - М.:Институт социологии РАН, 1992. - 230 с. 

8. Де-Роберти Е. В. Неопозитивная школа и новые течения в современной социологии Социология в России XIX – нач. XX вв. Тексты Под ред. В. И. Добренькова. М., 1996. - 350 с.

9. Дубин Б. В. Социальное самочувствие//Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. - 1993. -№5. С. 18-20

10.Дулина, Н. В. Социальное самочувствие населения как один из критериев оценки деятельности региональной власти. Смоленск: "Универсум", - 2009. - С. 89-95

11. Заславская Т. И. Стратификация современного российского общества. - Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения, - 1996. - №1. - С. 7 – 13

12. Золотарев В. П. Историческая концепция Н.И. Кареева: содержание и эволюция. Л.: Изд-во ЛГУ 1998. - 453 с.

13. Зубарева Л. В. Социальное самочувствие студентов Молодая наука в классическом университете: тезисы докладов научных конференций фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых. Иваново, 2002.

14. Ковалева Н. Г. Пожилые люди: социальное самочувствие. - Социологические исследования. - 2001. - №7. - С. 73-79

15. Козырева П. М., Герасимова С. Б., Киселева И. П. Динамика социального самочувствия россиян Россия: трансформирующееся общество index.html. 2004.

16.Крупец Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности // Социологические исследования. - 2003. - № 4. -              С. 143-149

17. Кули Ч. Х. Общественная организация. Изучение углубленного разума Тексты по истории социологии XIX–XX вв. Хрестоматия. Под ред. В.И. Добренькова. - М., 1996. - 382 с.

18.Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика / под ред. В. Ю. Большакова. - СПб.: СпбГУ, 2000.  -   С. 476 – 510

19. Лясковская О. В. Факторная структура социального самочувствия и его дифференциация для различных социальных групп населения России/Под общей ред. А. А. Мерцалова. - Орел: ОРАГС, - 2000. - С. 73-76

20.Материалы III международной научной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества в XXI веке» Том второй. - Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. - 144 с.

21.Михайлова Л. И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами // Социологические исследования. - 2010. - № 3. - С. 45-50

22. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990. -    917 с.

23. Орлова Л. А. О социальном самочувствии учителей Московской области Социологические исследования. - 1998. - №8. - С. 88-94

24. Пажес Ж.-П. Конфликты и общественное мнение. Новая попытка объединить социологов и математиков. - СОЦИС, - 1991. - №7, С. 107-115

25.ПетроваЛ.Е. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. - 2000. - № 12. - С. 50-55

26. Русалинова А. А. Социальное самочувствие человека в современном мире как научная проблема//Вестник С.-ПбГУ, 1994.-  Сер.6. Вып.1. - С. 49-61

27. Татарова Г. Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях /Г. Г. Татарова. - М.: Издательский дом «Высшее образование и Наука», 2007. - 132 с.

28.Тощенко Ж., Харченко С. Социальное настроение. - М.: Феникс, 1996. - 517с.

29.SPSS Base 8.0 для Windows. Руководство по применению. Перевод - Copyright 1998 CПСС Русь. - М.: CПСС Русь, 1998. - 514 с.

30.http://www.zircon.ru

Приложение 1.

Анкета.

Уважаемый респондент!

Тюменский Государственный Университет проводит исследование социального самочувствия населения, в связи с этим предлагаем Вам ответить на вопросы анкеты. Мы полностью гарантируем тайну Вашего ответа. Результаты данного исследования будут использованы только в обобщённом виде. Заранее благодарим Вас за участие!

1.  Скажите, пожалуйста, работаете ли вы в настоящее время? Если да, то на каких условиях вы оформлены по месту своей основной работы?

1)  Постоянная работа, работаю по найму на основе контракта на неопределенный срок

2)  Временная работа, работаю по найму по трудовому соглашению, договору подряда,  контракту и т.п. на определенный срок или на выполнение определенной работы

3)  Временная работа, работаю по найму на основе устной договоренности (без официального оформления)

4)  Работаю на собственном предприятии, фирме, занимаюсь частным предпринимательством, бизнесом с использованием наемных работников

5)  Занимаюсь индивидуальной трудовой деятельностью, частным предпринимательством без использования наемных работников  

6)  Не работаю - безработный   

7)  Не работаю - учащийся, студент   

8)  Не работаю - пенсионер (неработающий)

9)  Не работаю - занят домашним хозяйством   

10) Другое (укажите что) ________________

2. В какой сфере вы работаете в настоящее время?

1) Промышленность

2) Сельское или лесное хозяйство

3) Строительство и транспорт

4) Связь и информационные технологии

5) Государственное и муниципальное управление

6) Наука, образование

7) Здравоохранение

8) Юриспруденция

9) Финансы и инвестиции

10) Услуги, торговля

11) Коммунальное хозяйство

12) Военная служба, милиция

13) Другое (укажите где) ___________

3. Какие проблемы наиболее сильно волнуют вас в повседневной жизни?

1) Ухудшение состояния здоровья

2) Высокий уровень безработицы

3) Низкий уровень оплаты труда

4) Улучшение жилищных условий

5) Защита гражданских прав

6) Высокий уровень преступности

7) Высокие цены на товары народного потребления

8) Низкий уровень развития ЖКХ

9) Высокий уровень наркотизации молодёжи

10) Проблемы организации транспортного обслуживания

11) Высокие цены на жильё

12) Бюрократизм в государственном и муниципальном управлении

13) Высокий уровень коррупции во властных структурах

14) Проблемы с устройством детей в детские сады и школы

15) Другое (укажите что) ________

4. Насколько, в целом, Вас устраивает Ваша жизнь?

1) Вполне устраивает

2) По большей части устраивает

3) Отчасти устраивает, отчасти нет

4) По большей части не устраивает

5) Совершенно не устраивает

5. Насколько Вы сегодня уверены в своём будущем?

1) Полностью уверен     

2) Скорее уверен, чем не уверен    

3) Не совсем уверен          

4) Не уверен вообще  

6. Считаете ли Вы себя здоровым человеком?

1) Я абсолютно здоров

2) В целом здоров, но иногда болею

3) Имею незначительные хронические патологии

4) Имею значительные хронические заболевания

5) Я инвалид

7. Является ли Ваша семья, по Вашему мнению, социально защищенной?

1) Да, несомненно  

2) В чём-то да, в чём-то нет

3) Нет, не защищена

8. Поддерживаете ли Вы социальные преобразования в России?

1) Да, полностью

2) Некоторые да, некоторые нет

3) Нет, не поддерживаю вообще

9. Поддерживаете ли Вы рыночные преобразования в России?

1) Да, полностью

2) Некоторые да, некоторые нет

3) Нет, не поддерживаю вообще

10.  Скажите, с каким их трёх мнений по поводу кризиса, которые перечислены ниже, Вы более всего согласны?

1)  В России действительно очень серьезный экономический кризис, который затрагивает  все сферы российской экономики

2)  Некоторое падение российской экономики есть, но его масштабы невелики, последствия не очень тяжелы

3)  Никакого реального кризиса нет, это все разговоры нерадивых чиновников и бизнесменов, пытающихся скрыть свое неумение работать или просто воровство.

4)  Трудно сказать, не знаю

Насколько Вас устраивает жизнь в городе, регионе и стране в целом?

1) Полностью устраивает

2) Скорее устраивает, чем нет

3) Скорее не устраивает, чем устраивает

4) Совершенно не устраивает

11. Жизнь в городе

1

2

3

4

12. Жизнь в регионе

1

2

3

4

13. Жизнь в стране в целом

1

2

3

4

Удовлетворены ли вы…? (ответ дается по каждой строке таблицы) 

Вполне удовлетворен

Скорее удовлетворен, чем нет

Скорее не удовлетворен, чем удовлетворён

Совсем не удовлетворен

  1.  

Медицинским обслуживанием

4

3

2

1

  1.  

Системой образования

4

3

2

1

  1.  

Вашим жилищем

4

3

2

1

  1.  

Вашим отдыхом

4

3

2

1

  1.  

Уровнем развития ЖКХ

4

3

2

1

  1.  

Транспортным обеспечением

4

3

2

1

  1.  У

Уровнем цен

4

3

2

1

21. Каков на данный момент размер вашей заработной платы?

1) До 5000 р.

2) 5001 – 10000 р.

3) 10001 – 20000 р.

4) 20001 – 30000 р.

5) 30001 – 40000 р.

6) 40001 – 50000 р.

7) 50001 р. и более

22.  Как бы Вы оценили в настоящее время материальное положение своей семьи?  

1) Денег не хватает даже на еду

2) Денег хватает на еду, но покупка одежды вызывает трудности

3) Денег хватает на еду и одежду, но покупка мелкой бытовой техники затруднена

4) Можем позволить себе покупку товаров длительного пользования, но покупка машины затруднена

5) Можем позволить себе всё, кроме покупки квартиры или дома

6) Можем позволить себе всё

23. Насколько вы удовлетворены своим материальным положением?

1) Полностью удовлетворён

2) Скорее удовлетворён, чем нет

3) Скорее не удовлетворён, чем удовлетворён

4) Не удовлетворён

24. Удовлетворены ли вы условиями вашей жизни?

1) Полностью удовлетворён

2) Скорее удовлетворён, чем нет

3) Скорее не удовлетворён, чем удовлетворён

4) Не удовлетворён

Определённо улучшится

Немного улучшится

Останется таким же

Немного ухудшится

Определённо ухудшится

25. Как вы полагаете, Ваше нынешнее материальное положение изменилось за последний год?

1

2

3

4

5

26. Как в ближайший год, по Вашему мнению, изменится Ваше материальное положение?

1

2

3

4

5

27. Как Вы думаете, материальное положение большинства россиян в ближайший год изменится?

1

2

3

4

5

В какой мере Вы ощущаете близость со следующими группами людей? (отметьте по каждой строке таблицы)

Близкое

Далёкое

28. С друзьями

7

6

5

4

3

2

1

29. С семьёй

7

6

5

4

3

2

1

30. С людьми того же возраста

7

6

5

4

3

2

1

31. С людьми того же достатка

7

6

5

4

3

2

1

32. С людьми той же национальности

7

6

5

4

3

2

1

33. С людьми той же профессии, рода занятий

7

6

5

4

3

2

1

34. С товарищами по работе       

7

6

5

4

3

2

1

35. С людьми, живущими в Вашем городе

7

6

5

4

3

2

1

36. С людьми того же вероисповедания, религии

7

6

5

4

3

2

1

Оцените, насколько приведённые ниже суждения характерны для Вас? (отметьте по каждой строке таблицы)

1) Да, это характерно для меня

2) Это характерно для меня лишь в некоторой степени

3) Нет, это для меня не характерно

37. Я часто смотрю политические новости по телевидению или слушаю по радио

1

2

3

38. Я охотно разговариваю с друзьями о политике

1

2

3

39. Я хорошо знаю фамилии политиков, названия партий и блоков, знаю их позиции

1

2

3

40. У меня есть собственное мнение по поводу внешней и внутренней политики страны

1

2

3

41. Я часто хожу голосовать на выборы

1

2

3

42. Я активно участвую в общественной жизни

1

2

3

43. Я готов поспорить на политические темы с любым политиком

1

2

3

44. Я активно участвую в деятельности политической партии (объединения)

1

2

3

45. Я имею опыт участия в выборах в качестве кандидата

1

2

3

46. Удовлетворены ли вы полученным образованием?

1) Полностью удовлетворён

2) Скорее удовлетворён, чем нет

3) Скорее не удовлетворён, чем удовлетворён

4) Не удовлетворён

Имеете ли вы потребность в дополнительном образовании? (отметьте по каждой строке таблицы)

1) Да

2) Нет

47. Повышение квалификации

1

2

48. Повышение образовательного уровня (с начального профессионального на среднее или с среднего профессионального на высшее)

1

2

49. Смена профессии

1

2

Насколько Вы доверяете органам власти разного уровня? (отметьте по каждой строке таблицы)

1) Полностью доверяю

2) Скорее доверяю, чем нет

3) Скорее не доверяю, чем доверяю

4) Полностью не доверяю

50. Местные органы власти

1

2

3

4

51. Региональные органы власти

1

2

3

4

52. Федеральные органы власти

1

2

3

4

А теперь несколько слов о Вас:

53. Укажите пожалуйста Ваш возраст: _____________

54. Ваш пол:

1) Мужской

2) Женский

55. Ваше образование:

1) Общее среднее (9 кл.)

2) Полное среднее (11 кл.)

3) Начальное профессиональное (профессиональное училище, профессиональный лицей)

4) Среднее профессиональное (техникум, колледж)

5) Высшее профессиональное

            6) Учёная степень (кандидат, доктор наук)

Спасибо за участие в исследовании!

Методика исследования

Основной метод исследования: анкетирование.

Для нашего исследования в качестве основного метода исследования выступало анкетирование, поскольку:

1.  в отличие от других конкретно-эмпирических методов изучения социального самочувствия людей анкетный опрос является более экономичным, простым для реализации;

2.  социологическая направленность исследования, то есть ориентация на группу людей, а не на отдельную личность, делает неподходящими специфические методы изучения социального самочувствия, направленные в основном на конкретного человека;

3.  необходимость охватить большое количество людей, имеющих разный возраст, образование и материальное положение делает метод анкетирования наиболее актуальным;

4.  организационная простота и оперативность позволяет в короткий срок опрашивать значительные совокупности людей, что необходимо для нашего исследования.

Анкета включает в себя следующие основные блоки вопросов:

1.  Вопросы, направленные на определение тенденций изменения социального самочувствия граждан;

2.  Вопросы направленные, на выяснение социального настроения граждан г. Тюмени;

3.  Социально-демографический блок вопросов.

Итак, в результате предварительной работы для апробации был подготовлен опросный лист, включающий 55 пунктов, по которым респондент должен давать ответы (см. Приложение 1).

Таким образом, восприятие будущего обнажает самые актуальные, требующие безотлагательного решения социальные проблемы российского общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25380. Проблемы эффективности в социальной работе и методы ее оценки 52.5 KB
  Проблемы эффективности в социальной работе и методы ее оценки. Другими важными проблемами ЭСР являются оценка эффективности выбор предметов оценки эффективности; субъекты оценивающие эффективность; методы и методики оценки эффективности; факторы влияющие на эффективность неэффективность. Наиболее типичными разделами методики являются: назначение; контур и предмет оценки эффективности; рекомендуемые методы оценки эффективности их характеристика; порядок определения эффективности; пример расчета эффективности; приложения при...
25381. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 79.5 KB
  ОРГАНИЗАЦИОННОРАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Существуют различные позиции относительно систем управления в области социального обслуживания. Административные организационные методы их иногда называют организационнораспорядительными имеют большое значение в практике управления. Если в качестве критерия или основания классификации взять функцию которую выполняют способы административного воздействия в реальном управлении то можно выделить три большие группы: регламентирующие распорядительные и дисциплинарные методы....
25382. Особенности реализации технологии социальной диагностики 43 KB
  Особенности реализации технологии социальной диагностики Социальные технологии могут быть рассмотрены как совокупность операций процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата. Представление о патологиях состояния общества или индивидов и групп в этом обществе как о социальных болезнях утвердилось вместе с зарождением социальной работы. Распознавание социальной патологии которую желательно изжить или социальной проблемы которую необходимо разрешить вызывает в первую очередь вопрос о том что...
25383. Особенности реализации технологии социальной профилактики 40.5 KB
  Технология социальной работы – это совокупность научных знаний средств приемов методов и организационных процедур направленных на оптимизацию объекта социального воздействия. Важный принцип социальной работы состоит в том что помощь людям должна оказываться исходя из их социального и физического состояния. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе.
25384. Социальная адаптация 52 KB
  Она характеризует с одной стороны процесс взаимодействия объекта СР с социальной средой а с другой стороны является отражением результата СР который может выступать критерием ее эффективности. Важнейшая задача адаптационного процесса – это проблема выживания человека через приспособление потенций организма индивид с процессами природной и социальной среды. Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека но и процесс в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию...
25385. Терапия 46.5 KB
  Терапия с греч. В медицине широко применяются различные виды терапевтического лечения: лекарственные средства физиотерапия и др. Социальная терапия тесно связана с психотерапией в которой используются методы воздействия на психику. Известны 4 основные модели психотерапии: психотерапия как метод лечения т.
25386. Особенности реализации технологии социальной реабилитации 38.5 KB
  Особенности реализации технологии социальной реабилитации. Социальная реабилитация словарь Холостовой с.327 – комплекс мер направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма инвалидность изменения социального статуса пожилые безработные. То есть социальная реабилитация представляет из себя процесс направленный на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде а также самой социальной...
25387. Особенности реализации технологии социальной экспертизы 18.12 KB
  Особенности реализации технологии социальной экспертизы Экспертиза от лат. Главная специфическая черта экспертизы состоит в том что она представляет собой исследование задачи плохо поддающейся количественному анализу и трудно формализуемой которое осуществляется путем формирования мнения составления заключения специалиста способного восполнить недостаток информации по исследуемому вопросу опираясь на свои знания опыт решения сходных задач и систематизировать эту информацию. Это определение соответствует функциям социальной...
25388. Профессионально-значимые ценности социальной работы 17.55 KB
  Профессиональнозначимые ценности социальной работы Ценности профессиональной соц. Ценности СРы имеют соцю значимость и явл. В систему ценностей СРы входят ценности различных групп абсолютные и относительные позитивные и негативные индивидуальные групповые ит. Ценности совр.