42804

Разработка программного обеспечения, ведение базы данных “Прокат видеокассет”

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Видеотека Имя поля Тип данных Названиеописание Длина поля Код кассеты Numeric Указывается код видеокассеты. 5 Жанр Numeric Указывается жанр фильма. 10 Наименование Chrcter Указывается название кассеты. 18 Режиссер Chrcter Указывается режиссер данной видеокассеты.

Русский

2013-10-31

2.21 MB

57 чел.

2

ОТДЕЛЕНИЕ «ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА МОСТОВ И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Технология разработки программного продукта»

на тему:«Разработка программного обеспечения, ведение базы данных “Прокат видеокассет”»

специальность 230105 «Программное обеспечение

вычислительной техники

автоматизированных систем»

студент группы ПО-41 Шелухин М.А.

руководитель Добрынина И.А.

Саратов 2011

Оглавление

Введение 3

1.1.Правила разработки программного продукта 4

1.2.Этапы разработки программного продукта 6

1.3.Постановка задачи 9

2.Практическая часть…………………………………………………….......10

2.1.Общее описание таблиц………………………………………………….10

2.2.Создание базы данных…………………………………………………...16

2.3.Описание модулей программы………………………………………….17

Заключение 22

Введение

Для решения простейших задач программирования необходимо знать средства и возможности конкретного языка программирования. По мере усложнения задач знание свойств языка, оставаясь необходимым, уже не является фактором, определяющим успех проектирования программы. На первый план выдвигаются знание и умение конструировать логику вычислительного процесса в целом, а не отдельных его шагов. Определяющими здесь становятся вопросы методологии и технологии программирования. Технология программирования играла разную роль на разных этапах развития программирования. По мере повышения мощности компьютеров и развития средств и методологии программирования росла и сложность решаемых на компьютерах задач, что привело к повышенному вниманию к технологии программирования. Резкое удешевление стоимости компьютеров и, в особенности, стоимости хранения информации на компьютерных носителях привело к широкому внедрению компьютеров практически во все сферы человеческой деятельности, что существенно изменило направленность технологии программирования. Человеческий фактор стал играть в ней решающую роль. Сформировалось достаточно глубокое понятие качества программных продуктов (ПП), причем предпочтение стало отдаваться не столько эффективности ПП, сколько удобству работы с ним для пользователей (не говоря уже о его надежности). Широкое использование компьютерных сетей привело к интенсивному развитию распределенных вычислений, дистанционного доступа к информации и электронного способа обмена сообщениями между людьми. Компьютерная техника из средства решения отдельных задач все более превращается в средство информационного моделирования реального и мыслимого мира, способное просто отвечать людям на интересующие их вопросы. Начинается этап глубокой и полной информатизации (компьютеризации) человеческого общества. Все это ставит перед технологией программирования новые и достаточно трудные проблемы.

1.Правила разработки программного продукта.

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России.

Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 22 «Информационная технология».

Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 23 декабря 1999 г. № 675-ст.

Настоящий стандарт содержит полный аутентичный текст международного стандарта ИСО/МЭК 12207-95 «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств».

Программные средства являются неотъемлемыми частями информационных технологий и традиционных систем, таких как транспортные, военные, здравоохранения и финансовые. При этом подразумевается усиление роли стандартов, процедур, методов, средств (инструментария) и внешних условий для разработки и сопровождения программных средств (программного обеспечения). Подобная многоплановость подходов создает значительные трудности при управлении программными средствами и в технологиях программирования, особенно при интеграции продуктов и услуг. Требуется определенное упорядочение вопросов создания программных средств при переходе от подобной многоплановости к общей структуре, которая может быть использована профессионалами для «разговора на одном языке» при создании и управлении программными средствами. Настоящий стандарт устанавливает такую общую структуру.

Данная структура охватывает жизненный цикл программных средств от концепции замыслов через определение и объединение процессов для заказа и поставки программных продуктов и услуг. Кроме того, данная структура предназначена для контроля и модернизации данных процессов.

Процессы, определенные в настоящем стандарте, образуют множество общего назначения. Конкретная организация, в зависимости от своих целей, может выбрать соответствующее подмножество процессов для выполнения своих конкретных задач. Поэтому настоящий стандарт следует адаптировать для конкретной организации, проекта или приложения. Настоящий стандарт предназначен для использования как в случае отдельно поставляемых программных средств, так и для программных средств, встраиваемых или интегрируемых в общую систему.

Настоящий стандарт устанавливает, используя четко определенную терминологию, общую структуру процессов жизненного цикла программных средств, на которую можно ориентироваться в программной индустрии. Настоящий стандарт определяет процессы, работы и задачи, которые используются: при приобретении системы, содержащей программные средства, или отдельно поставляемого программного продукта; при оказании программной услуги, а также при поставке, разработке, эксплуатации и сопровождении программных продуктов. Понятие программных средств также охватывает программный компонент программно-аппаратных средств.

Настоящий стандарт также определяет процесс, который может быть использован при определении, контроле и модернизации процессов жизненного цикла программных средств.

Настоящий стандарт применяется при приобретении систем, программных продуктов и оказании соответствующих услуг; а также при поставке, разработке, эксплуатации и сопровождении программных продуктов и программных компонентов программно-аппаратных средств как в самой организации, так и вне ее. Стандарт содержит также те аспекты описания системы, которые необходимы для обеспечения понимания сути программных продуктов и услуг.

2. Этапы разработки программного продукта

В настоящее время при разработке сложного программного обеспечения обычно используют одну из двух технологий: структурное программирование или обьектно-ориентированноепрограммирование. Первая технология для разработки сложных программ рекомендует разбивать (декомпозировать) программу на подпрограммы (процедуры), решающие отдельные подзадачи, т.е. базируется на процедурной декомпозиции.

Вторая технология использует более сложный подход, при котором в предметной области задачи выделяют отдельно функционирующие элементы.

Поведение этих объектов программно моделируется с использованием специальных средств, а затем, уже из готовых объектов, опять же специальным способом, собирается сложная программа. Таким образом, в основе второй технологии лежит объектная декомпозиция.

Современная методология разработки программного обеспечения предполагает разбиение проекта на этапы, на которых специалисты, играющие определенные роли в проекте, выполняют различные действия и производят составные части проекта.

Можно выделить следующие этапы:

  1.  Постановка и анализ задачи, определение требований;
  2.  Проектирование,
  3.  Разработка, написание кода;
  4.  тестирование, отладка и оценка качества;
  5.  документирование.
  6.  внедрение и сопровождение.

Тестирование программного обеспечения

Тестирование проводится с целью обеспечить качество разрабатываемого программного продукта. Стандарт ISO-8402, посвященный описанию систем обеспечения качества программного обеспечения, под качеством понимает «совокупность характеристик программного продукта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности клиента». Основным параметром качества программы является надёжность. Надёжность определяется как вероятность его работы без отказов в течение определённого периода времени, рассчитанная с учётом стоимости для пользователя каждого отказа. Отказ программного обеспечения - это проявление ошибки в нём. Отсюда тестирование ПО - это процесс выполнения программы с целью обнаружения в ней ошибок. "Удачным" тестом является такой, на котором выполнение программы завершилось с ошибкой. Напротив, "неудачным" называется тест, не позволивший выявить ошибку в программе. Основные принципы организации тестирования:

  1.  Необходимой частью каждого теста должно являться описание ожидаемых результатов работы программы;
  2.  Программе не должна тестироваться её автором;
  3.  Организация - разработчик программного обеспечения не должна «единолично» его тестировать;
  4.  Необходимо подбирать тесты не только для правильных (предусмотренных) входных данных, но и для неправильных (непредусмотренных);
  5.  При анализе результатов каждого теста необходимо проверять, не делает ли программа того, что она не должна делать;
  6.  «Принцип скопления ошибок» - вероятность наличия не обнаруженных ошибок в некоторой части программы прямо пропорциональна числу ошибок, уже обнаруженных в этой части.

Процесс тестирования состоит из трёх этапов: 

  1.  Проектирование тестов. 
  2.  Исполнение тестов.
  3.  Анализ полученных результатов.

На первом этапе решается вопрос о выборе некоторого подмножества множества тестов, которое сможет найти наибольшее количество ошибок за наименьший промежуток времени. На этапе исполнения тестов проводят, запуск тестов и отлавливают ошибки в тестируемом программном продукте. Существует две методологии тестирования –«чёрного» и «белого» ящика.

«Чёрный ящик» - тестирование функционального поведения программы с точки зрения внешнего мира (текст программы не используется).

«Белый ящик» - тестирование кода на предмет логики работы программы и корректности её работы с точки зрения компилятора того языка на котором она писалась.

Полученные результаты тестирования позволяют сделать вывод о надёжности программного продукта. Они служат основой его сертификации и гарантией качества.

C ростом важности информационных технологий для жизни общества возрастает цена ошибок в программах. В этих условиях на первый план выходят технологии и методы тестирования ПО, которые позволяют своевременно выявить и исправить эти ошибки. Качественное ПО - это репутация фирмы, поэтому необходимо серьёзно относиться к вопросам тестирования, это поможет не только отстоять свои позиции на рынке но и завоевать новые. 

3.Постановка задачи

В данной курсовой работе описан программный продукт «Видеосалон», он предназначен для пользователей, работающих в сфере услуг магазина видеокассет. Данный продукт предназначен для ведения всей продукции магазина. Имеется удобный интерфейс для работы пользователя с данными. В данном продукте используется удобная система ввода данных с использованием списков для выбора нужного наименования для упрощения работы и правильного заполнения, а точнее ввод данных без ошибок, но если вдруг будут допущены ошибки, то предусмотрена удобная система редактирования, где быстро и легко можно исправить ошибку. Так же имеется система поиска по коду видеокассеты, он удобен тем, что быстро при помощи кода можно найти нужную кассету с полным её описанием. Не нужные записи можно удалить при помощи кнопки «удалить». Так же имеется кнопка «выборка», она предназначена для выбора нужных записей для упрощения поиска(сделать выборку по жанру, по виду видеоматериала, по коду кассеты, по виду, по стране производителю). Всю продукцию магазина можно отфильтровать по нужному наименованию (а точнее по первой букве наименования), а так же отсортировать по наименованию, по коду кассеты, по жанру и т.д.

Общее описание таблиц

Имя

Название

Videoteka

Таблица – видеотека. В данной таблице описывается «прайс-лист» видеосалона.

Klient

Таблица – клиент. В данной таблице описываются данные о клиенте.

Zakaz

Таблица – заказ. В данной таблице описываются заказчики видеокассет и их адреса.

Sotrudn

Таблица –сотрудники. В данной таблице описывается сотрудник видеосалона, его табельный номер и личный пароль.

Strana

Таблица – страна. В данной таблице описывается страна производитель данного видеоматериала.

Vid

Таблица –вид. В данной таблице категория видео по предпочтениям.


Видеотека

Имя поля

Тип данных

Название(описание)

Длина поля

Код кассеты

Numeric

Указывается код видеокассеты.

5

Жанр

Numeric

Указывается жанр фильма.

10

Наименование

Character

Указывается название кассеты.

18

Режиссер

Character

Указывается режиссер данной видеокассеты.

20

Аннотация

Character

Указывается краткое описание фильма.

100

Стоимость

Numeric

Указывается стоимость.

4

Клиент

Имя поля

Тип данных

Название(описание)

Длинна поля

Код клиента

Numeric

Указывается код клиента.

5

ФИО

Character

Указывается фамилия, имя и отчество клиента.

25

Адрес

Character

Указывается адрес клиента.

20

Телефон

Numeric

Указывается контактный телефон клиента.

13

Категория

Character

Указывается к какой категории относится клиент.

8

Заказ

Имя поля

Тип данных

Название(описание)

Длинна поля

Код заказа

Numeric

Указывается код заказа.

5

Дата

Character

Указывается дата заказа.

10

Код клиента

Numeric

Указывается код клиента.

5

Код кассеты

Numeric

Указывается код видеокассеты.

5

Сумма

Numeric

Указывается сумма к оплате заказа.

4

Дата возврата

Date

Указывается сумма к оплате заказа.

10

Код сотрудника

Numeric

Указывается код сотрудника видеосалона.

5

Сотрудники

Имя поля

Тип данных

Название(описание)

Длинна поля

Код сотрудника

Numeric

Указывается код сотрудника видеосалона.

5

ФИО

Character

Указываются фамилия, имя и отчество сотрудника.

20

Табельный номер

Numeric

Указывается табельный номер сотрудника.

6

Личный пароль

Numeric

Указывается личный пароль.

6

Страна

Имя поля

Тип данных

Название(описание)

Длинна поля

Код страны

Numeric

Указывается код видеокассеты.

5

Страна

Character

Указывается страна производитель видеоматериала.

15

Вид

Имя поля

Тип данных

Название(описание)

Длинна поля

Код вида

Numeric

Указывается код видеокассеты.

5

Вид

Character

Указывается категория видеоматериала.

15

Жанр

Имя поля

Тип данных

Название(описание)

Длинна поля

Код жанра

Numeric

Указывается код видеокассеты.

5

Жанр

Character

Указывается жанр фильмов

15


База данных созданная вручную.

База данных созданная с помощью программного кода.

Описание модулей программы.

Имя модуля

Название

Form1

Форма «Видеотека» - на ней расположена главная таблица, и кнопки для ввода, редактирования, удаления, поиска, выборки, выход.

Form2

Форма «Изменение» - вносит новые записи в видеотеку.

Form3

Форма «Поиск» - производит поиск фильмов по коду.

Form1-Форма  «Видеотека»

Кнопка ввода:

Кнопка поиск:

Кнопка редактирования:

Сортировка:

Фильтр:

Form2-Форма  «Изменение»

Form3-Форма  «Поиск»

Кнопка поиск:

Заключение

Главной задачей данной курсовой работы является осуществление разработки программы, произвести проверку её работоспособности, пользуясь различными методами тестирования,была создана база данных в VisualFoxPro, определены связи между таблицами, также были созданы формы для удобного использования программы.

В ходе курсовой работы были закреплены теоретические знания, полученные по предмету «Технология разработки программного продукта» и приобретены практические навыки  составления и оформления программного продукта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71470. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КООРДИНАТ ТОЧЕК ОБЪЕКТА ПО РАДИОЛОКАЦИОННЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ 46.5 KB
  Ее положение в системе координат объекта OXYZ определяет вектор RM. Вектор D определяет положение той же точки относительно начала системы координат радиолокационной системы Sxyz. Вектор RS задает начало системы координат радиолокационной системы Sxyz в системе координат объекта.
71473. ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 4.94 MB
  Включены новые материалы по среде функционирования предприятия по трудовым ресурсам производственной и инфраструктуре предприятия организации производственного процесса механизму управления предприятием экстенсивным и интенсивным факторам его развития.
71474. Іноземна (французька мова) 1.21 MB
  Ці матеріали складено у відповідності до програми навчальної дисципліни« Іноземна мова», затвердженої ректором ДДФА у 2012 році, зокрема, тієї її частини, що стосується ІІ етапу навчання у групах нормативного вивчення французької мови.
71475. СЛОВАРЬ ПО СРЕДНЕВЕКОВЫМ ШКОЛАМ И ИНСТИТУТАМ 609.5 KB
  Артистический факультет (лат. artis – искусство) – подготовительный факультет в средневековой высшей школе, на котором изучались семь свободных искусств. Аудитория (лат.audire - слушать) – помещение для чтения и слушания лекций. Появились в XIV веке, до этого для лекций годилось...
71476. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ. СРЕДНИЕ ВЕКА 1.5 MB
  Гаргульи - С французского переводится как «желоб, водосточная труба». Отсюда и их не только декоративное назначение: гаргульи издавна служат для отвода дождевой воды от крыш и стен зданий. Вода может извергаться из их пастей далеко за пределы собора, поэтому стены и фундамент защищены от разрушения.