42811

Мораль: понятие, источники, значение для Современной России

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Особая роль принадлежит морали в формировании сознания, внутреннего мира и мировоззрения, активной жизненной позиции, мораль является важнейшим социальным регулятором, который входит в систему общественных отношений. Мораль имеет серьезное воздействие на развитие совершенствование многих сфер человеческой жизнедеятельности, поскольку она присуща всем сферам, где есть контакт между людьми.

Русский

2013-10-31

56.98 KB

46 чел.

      Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное образовательное учреждение

           высшего профессионального образования

Московский Государственный Открытый Университет имени В.С.     Черномырдина

Юридический факультет

Курсовая работа

по курсу «Теория государства и права»

по теме: «Мораль: понятие, источники, значение для Современной России»

Курсовая работа

студента 1 курса

очного отделения

Варлена  Ильи

Владимировича

Научный руководитель:

Мазур Екатерина Алексеевна

                                                                                 

Москва 2012

Содержание

Курсовая работа 0

Введение 2

1. Понятие морали 3

1.1 Термин морали 4

1.2 Функции морали 5

2. Источники морали 8

2.1 Христианство, как источник морали. 10

2.2 Мораль в буддизме. 12

2.3 Мораль в исламе. 14

3. Мораль как социальная норма 15

3.1 Взаимосвязь морали и права 18

4. Значение морали для современной России 20

Заключение. 24

Библиографический список: 26

Нормативно-правовые акты: 26

Книги: 26


Введение   

Особая роль принадлежит морали в формировании сознания, внутреннего мира и мировоззрения, активной жизненной позиции, мораль является важнейшим социальным регулятором, который входит в систему общественных отношений. Мораль имеет серьезное воздействие на развитие совершенствование многих сфер человеческой жизнедеятельности, поскольку она присуща всем сферам, где есть контакт между людьми.

Мораль наравне с правом является важнейшим элементом культуры человечества, находящаяся в тесном взаимодействии с правом. Появившись раньше права, мораль, безусловно, являлась основным регулятором общественных отношений в догосударственном историческом периоде.

Цель данной работы заключается в исследовании понятия морали, ее функций и источников, а так же роль морали в современной России и ее законодательстве.

При написании данной работы были рассмотрены следующие задачи:

- основные функции морали

- взаимодействие морали и религии, каким образом мораль претерпевает ее влияние и наоборот.

- взаимосвязь права и морали и значение морали в современной России.


1. Понятие морали

Существует большое количество определений для понятия морали. На мой взгляд, под моралью следует понимать систему исторически сложившихся в обществе взглядов, норм, убеждений, принципов и оценок, которые являются регулятором отношений внутри этого общества. Мораль регулирует отношения людей в обществе к друг другу, определенном классу или слою, государству, традициям и т.д.

В содержание понятия морали, как правило, отражаются представления людей о добре и зле, чести, милосердии, достоинстве, а так же представления людей о ценностях, и приоритетах. Однако, содержание морали зависит от того, как складывалось исторически отдельно взятое общество, как развивалась его культура и из чего происходило формирование морали в нем. В каждом исторически сложившимся на данным момент обществе, стране или отдельном этносе есть и складывавшаяся вместе с ним, характерная для него мораль, обладающая своими особенностями, но в тоже время, имеющая некоторые общие черты.

Мораль возникает в момент, когда появляется необходимость регулирования общественных отношений в различных сферах. Именно благодаря морали происходит понимание и оценка многих сложных явлений происходящих в жизни общества. Следовательно, это подтверждает тот факт, что мораль во многом регулирует общественные отношения.

Таким образом, можно сделать вывод, что мораль выступает  предшественницей государства и права, поскольку она появляется спустя небольшое количество времени от образования общества в котором, возникает потребность к регулированию взаимоотношений и мораль становится этим регулятором,  и формируется обществом.

1.1 Термин морали

Как и право, в своем историческом развитии мораль развивается динамически и прогрессирует. Со времен кровной мести, когда действовал принцип «око за око, зуб за зуб» до периода, в котором свое влияние оказала религия, то есть периода толерантности: «ударили по правой щеке - подставь левую».

Мной ранее было отмечено ранее, что существует большое количество определений для понятия морали и вот некоторые из них:

Термин “мораль” по содержанию – латинский аналог древнегреческого ethos (этика). В латинском языке есть слово “mos” (множественное число – “mores”), обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. На его базе Цицерон с целью обогащения языка образовал прилагательное “моральный” (moralis) для обозначения этики, назвав её philosophia moralis. Уже позднее, предположительно в IV веке, появляется слово “мораль” (moralitas), в качестве собирательной характеристики моральных проявлений2.

С.А. Комаров дает такое определение морали: «Мораль (нравственность) – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.3»

Мораль и нравственность – понятия тождественные. Однако, ряд ученых считает, что мораль это совокупность моральных норм, а нравственностью является то, как человек эти нормы соблюдает и какова его личная мораль. Учитывая, что они тождественны в дальнейшем будем исходить из этого.

Почти все, что содержится в данном термине, а именно аксиомы морали и ее постулаты всегда выводятся из логических умозаключений о добре и зле. Таким образом, можно выделить часть идей, которая в конечном счете будет сведена к небольшому  ряду принципов сплетенных воедино.

1.2 Функции морали

Ранее мной было отмечено, что мораль является одним из способов регулирования поведения людей в обществе, представляющая собой систему норм и принципов, которые обуславливают характер отношений между людьми в определенном обществе в зависимость от представлений в нем о добре и зле. Особенной чертой ее является то, что она регулирует отношения людей в любой сфере жизнедеятельности (работа, быт, семейные, межличностные и др. отношения).

Ученые, занимающиеся проблемами морали, выделяют ряд функций, но поскольку мораль всегда находится в динамическом развитии на данный период целесообразно выделить функции:

  1. Регулятивная
  2. Воспитательная
  3. Познавательная
  4. Оценочно-императивная
  5. Ориентирующая
  6. Мотивационная
  7. Коммуникативная
  8. Прогностическая

В первую очередь, следует отметить, что особый интерес представляют такие функции как регулятивная и воспитательная, которые являются одними из главных функций морали. Однако, не стоит забывать, что регулятивная так же еще и осуществляется посредством норм права, поэтому следует различать их.

Так же выделяются элементы морального регулирования, в которые входят:

  1. Идеал, заключающийся в представлении о совершенстве
  2. Нормы, соблюдение которых необходимо для развития общества
  3. Особые формы контроля, то, что обеспечивает реализацию норм.

Многие функции носят оценочный характер, то есть человек применительно в той или иной ситуации путем ее оценки и дальнейшего сопоставления со своими накопленными моральными знаниями одобряет или порицает поступки людей, свои действия или саму ситуацию.

Императивность заключается в слиянии оценки и поведения людей, так же в том, что моральные правила преподносятся как образцы поведения, а иногда и навязываются. Из всего этого и получается оценочно-императивный характер морали.

Регулятивная функция морали заключается в том, что мораль корректирует и направляет практическую деятельность людей, учитывая интересы других людей и общества. Получается, что ни одни люди контролируют других, а каждый сам вырабатывает позицию, опираясь на свои сложившиеся моральные ценности. Следовательно, за счет саморегуляции каждого индивида, происходит регуляция в самом обществе.

Как и остальные функции морали, регулятивная функция может пересекаться и сливаться с другими функциями: оценочно-императивной, ориентирующей и в какой-то степени с коммуникативной функцией, упорядочивающей общение.

Воспитательная функция в зависимости от ситуации своего проявления отчасти может содержать оценочно-императивную и мотивационную функции. Из-за условного деления функций морали, которые тесно переплетаются между собой трудно выделить конкретное назначение воспитательной функции. В процессе закладывания морально-нравственных начал в индивида обществом, происходит формирование норм, установок, ориентиров внутри индивида, совершенствуясь, которые выполняют функции регулятора. Таким образом, воспитательная функция прививает способность индивида руководствоваться и совершенствовать моральными нормами и правилами полученными ранее. Этот процесс, на мой взгляд, так же можно назвать процессом взаимного внутреннего совершенствования человека и его морали.

Познавательная функция находится в подчинении с оценочно-императивной функцией. Эта функция является средством познания как окружающего мира человека через призму морали и ее ориентиров, так и является средством познания собственного внутреннего мира человека. Она дает этические познания человеку, которые в свою очередь помогают решать его моральные проблемы, управлять эмоциями и чувствами.

Таким образом, под морально-нравственное регулирование попадают все сферы общества и жизни человека, где имеются взаимоотношения между людьми. В значительной степени опорой данного регулирования служит общественное мнение, в котором общество выполняет функции совести, оценивая поступки человека.

2. Источники морали

Источниками моральных норм, как правило, выступают:

  1. обычаи и традиции
  2. авторитет (Иисус Христос, Будда, Мухаммед, Конфуций)
  3. этические доктрины
  4. общественное мнение.

В этике под источниками моральных норм понимают исторические, материальные и объективные условия, которые зародили жизнь в тех или иных нормах морали. В этических учениях полагается, что нормы морали формируются в процессе самой жизни, возникают в практике реальных социальных и нравственных отношений. Во-вторых, в качестве источника моральных норм выделяется сознание общества определенного исторического периода. Так, например, в Древней Греции источниками моральных норм выступает мифология и воззрения мудрецов.

Под обычаем принято понимать, сложившееся исторически и укоренившееся в каком-либо обществе действие, повторяющееся в дальнейшем. Выступал в виде основного способа управления поведением в догосударственном обществе в условиях родовых отношений.

Традицией является совокупность обычаев, представлений, привычек, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений. Но каким образом традиции и обычаи влияют на формирование моральных устоев общества?

Передаваясь из поколения в поколение, традиции и обычаи служат каналом передачи информации и ценностей4. В процессе постоянной передачи идет накопление и систематизация этических знаний, из которых в дальнейшем выводятся четкие моральные принципы.  Традиции и обычаи могут содержать в себе правила поведения, задавать отношение человека к тем или иным ситуациям, таким образом, и выступая в роли источника морали.

Мораль может исходить так же и от учений авторитетных духовных деятелей, формируя в дальнейшем целые религиозные учения. Религиозная мораль основывается на специфических духовных ценностях и приоритетах, носящих просветительский характер. Так, например, в христианстве придерживаясь закона Божьего, человек получает спасение души.

Изучение источников морали сложный процесс. Чтобы изучить в полной мере все источники морали, которых большое количество необходимо знать, как складывалось исторически отдельно взятое общество, учитывая множество факторов.

2.1 Христианство, как источник морали.

Христианская мораль выражается в особых представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном , определенных моральных нормах присущих христианству, таких как заповеди, эмоциональных качествах человека, религиозно-нравственных  чувствах. Все эти вышеперечисленные элементы образуют христианское нравственное сознание.

Одна из главных особенностей христианской морали является то, что главные положения находится в обязательной связи с религиозными христианскими догмами и постулатами. Поскольку эти догматы  считаются неизменными, то получается, что главенствующие христианские моральные нормы тоже остаются неизменными. Таким образом, эта особенность отражает консервативный характер религиозной морали. В связи с этим многие христианские моральные нормы для находящегося в динамическом развитии общества могут казаться предрассудками.

Второй особенностью морали христианства, являющейся в некоторой степени следствием первой, являются находящиеся в противоречии с  интересами реальной жизни людей,  нравственные наставления. Ярким примером такого назидания являются учения о проявлении любви к врагам, непротивлении злу, порицание корысти.

В целом христианскую мораль можно охарактеризовать как систему моральных представлений, норм и чувств и соответствующего им поведения, тесно связанную с догматами христианского вероучения.

Христианская мораль содержит в себе совокупность норм(правил), которые представляют собой механизм регулирования отношений в христианском обществе. Этой совокупностью норм выступают евангельские и ветхозаветные заповеди, так же новозаветные заповеди и другие, одобренные христианской церковью священные источники.

Христианство каждый момент социальной жизни общества трактует по-своему. Но, следует заметить, что при этом христианская мораль включила в себя и общие моральные нормы. Например, в него вошли правила поведения человека в коллективе, которые были выработаны ранее, чем появился ветхий завет, так же в священных книгах были отражены обычаи, запрещающие убийства соплеменников и запрет на браки внутри племени.

Приверженцы христианства и просто верующие люди, считают христианство самой гуманистической и человеколюбивой религией. Доказательством чему служит принцип любви к ближнему вне зависимости от его нравственных качеств и религиозных убеждений.

Рассматривая христианство, как моральный кодекс следует учитывать что, как и в любом своде моральных правил есть исходные принципы и принципы оценки поведения людей. Христианство имеет свои отличительные принципы оценки и отношения к добру и злу, нравственному и аморальному поведению людей. Этим критерием становится спасение бессмертной души, вечная жизнь. По мнению богословов в каждом присутствует божественное начало, прислушавшись к которому человек понимает, как действовать «нравственно».

Моральные нормы христианства складывалась столетиями, в различных социальных и исторических условиях. Вследствие этого моральные нормы христианства начали затрагивать самые различные сферы жизни в пределах, естественно самого христианства. Таким образом, по причине своего широкого распространения, христианская мораль оказывает свое влияние на многие сферы жизни верующих и на сегодняшний день. Учитывая все исторические особенности, христианство справедливо считать одним из религиозных источников морали не теряющим своей актуальности.

 2.2 Мораль в буддизме.

Буддийская религия в свою очередь тоже имеет высокий уровень морали. Духовный путь, предусмотренный буддизмом, направлен на достижение свободы от желаний, страданий и привязанностей. Этот путь предусматривает не просто веру и знания, но и правила поведения. Посредством соблюдения определенных принципов и «истин», которые в свою очередь состоят из норм и правил и достигается свобода от желаний и страданий (нирвана).

Итак, первая Истина – это истина о страдании. Ее основная суть состоит в том, что все происходящее в нашей жизни может быть в той или иной степени связанно со страданием. Рождение – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание и казалось бы, страдание даже то, что связанно с приятным, поскольку разлучение с этим приятным тоже ялвяется страданием. Это и есть истина, которая в процессе ее осознания вырабатывает определенные нормы и отношения.

Вторая Истина – истина о причине страдания. Причиной страдания является влечение, желание, привязанность к жизни и быту в самом широком смысле. Все эти причины понимаются в буддизме довольно широко. Основная суть страдания отображается в данном примере: Влечение порождает страдание, если бы не было влечений и жажды жизни, то не было бы и страданий. В результате развития буддизма круг причин страданий стал почти неограниченным.

Третьей Истиной, является истина о прекращении страданий. Она выделяется причинно-следственной связью из второй Истины, следствие заключается в том, что несчастье зависит от некоторых условий. Если устранить условия, которые порождают несчастье, то страдание прекратиться.

Последняя, четвертая Истина – о пути к освобождению. Данная истина, на мой взгляд, является самой важной, поскольку она указывает путь к освобождению от страданий, задавая тем самым ряд правил и установок:

  1. «Правильные взгляды»
  2. «Правильная решимость»
  3. «Правильная речь»
  4. «Правильное поведение»
  5. «Правильный образ жизни»
  6. «Правильное направление мысли» и др.

Все эти вышеперечисленные элементы как достигаются в процессе постижения истины, так и вытекают из нее. В итоге мы видим, что все истины тесно переплетаются, образуя правила поведения.

Буддизм является мировой религией, поэтому тоже играет важную роль в формировании морали буддистов, включая в себя и общие моральные нормы как, например, запрет на насильственное лишение жизни, порицание воровства и т.д.  

2.3 Мораль в исламе.

В исламе содержится большое количество нравственных норм. Мораль в исламе тесно переплетается с идей единого Бога – Аллаха, Творца. Аллах является воплощением добра, о чем свидетельствуют все суры кроме девятой, которые начинаются со слов:
«Во имя Аллаха милостивого и милосердного».  Эти упования на милость Бога лежат в основе исламской веры.

Шариат - свод мусульманских культовых, правовых и нравственных установлений. Для шариата тоже характерны упования на милость Аллаха. В шариате содержится огромное количество предписаний, которые строги и обязательны для правоверного мусульманина. Хочу заметить, что основой шариата является функция социального контроля и представление о том, что правильные действия важнее правильных чувств, испытываемые правоверным мусульманином. За отклонение от норм шариата предусмотрены наказания.

Исламом предписывается широкое количество норм, которые мусульманин должен соблюдать, некоторые из них:

  1. Правдивость
  2. Надежность и верность
  3. Искренность
  4. Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы н спора
  5. Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца
  6. Сила нравственная и физическая
  7. Терпимость и умение прощать
  8. Скромность
  9. Достоинство и самоуважение

Таким образом, ислам наравне с двумя приведенными выше религиями содержит в себе нормы морали, как специфические характерные для каждой из религий, так и общепринятые нормы морали. В завершении хотелось бы сказать, что любая религия является косвенным источником, который образует нравственные нормы. Поскольку мы знаем, что моральная норма зарождается исторически, что доказывает марксистско-ленинская наука. Следовательно, мораль нужно рассматривать сугубо с точки зрения социальной нормы, что в дальнейшем будет отражено в работе.

3. Мораль как социальная норма

Карл Маркс и Фридрих Энгельс основываясь на достижениях в общественной мысли и исторических фактах убедительно доказывают, что любая система нравственности в первую очередь является отражением социальных отношений, существующих в обществе, поэтому морально-нравственная система явление, находящееся в динамическом историческом развитии. Энгельс писал, что всякая теория морали являлась до сих пор, в конечном счете, продуктом данного экономического положения общества. А так как общество до сих пор двигалось в классовых противоположностях, то мораль всегда была классовой моралью: она или оправдывала господство и интересы господствующего класса, или же, как только угнетенный класс становился достаточно сильным, выражала его возмущение против этого господства и представляла интересы будущности угнетенных.5

Поскольку мораль можно отнести к нормативным регуляторам, то она как нормативный регулятор устанавливает четкие рамки поведения людей в социуме, содержа в себе эталон поведения – норму. 6 Помимо морали к нормативным регуляторам относятся: нормы права, корпоративные нормы, обычаи и др.

Нормативные регуляторы взаимодействуют в процессе регулирования не только друг с другом, но и с ненормативными регуляторами. Среди которых выделяются ценностный, директивный и информационный.  

Ценностный регулятор воздействует на отношения в обществе с помощью сложившихся исторически социальных ценностей сформировавшихся в культуре общества, отдельных народов, наций, социальных групп. Стоит заметить, что это наравне с моралью это один из древнейших сложившихся регуляторов и если законодатель не будет учитывать систему ценностей, моральных устоев в обществе, то такого рода нормы не будет восприняты в обществе.

Директивный регулятор является воздействием на общество и его процессы путем директивы, приказа или указания. Примером директивного регулирования служит административно-командная система, существовавшая в СССР. Данный регулятор оказывал сильное воздействие на жизнь советского общества в  период своего существования.

Информационный регулятор представляет собой воздействие на общество и процессы посредством СМИ, которые способны формировать и придавать событиям или процессам положительное или отрицательное значение в общественном сознании потому СМИ нередко называют четвертой ветвью власти.

Социальные регуляторы, в числе которых и мораль образуют социальные нормы, общепризнанные  или широко распространенные правила поведения. Социальные нормы регулируют большое количество социальных отношений, но следует заметить, что регулируют отнюдь не все отношения, а наиболее типичные, которые нашли фактическое утверждение в социальной жизни общества. Вследствие этого мы имеем и их общие черты:

  1. Регулируют общественные отношения.
  2. Адресуются людям или группам людей.
  3. Определяют границы должного и возможного поведения.
  4. Имеют одну и ту же цель – упорядочивание отношений в обществе.
  5. Напрямую или косвенно пересекаются с правом.

Между социальными нормами так же существуют значительные различия. Например, право исходит от государства, состоит из норм, которые устанавливает государство. Мораль, обычаи, традиции исходят из общества и для того, что бы они действовали не обязательно признание их государством. Так же они различаются и по форме: нормы права имеют, как правило, письменную  форму, а мораль в отличии норм права не имеет письменной фиксированной формы и др.

Однако, нормы морали и нормы, о чем говорилось выше, взаимодействуют и имеют тесную связь в регулировании общественных отношений. Это следует из того, что нормы права соблюдаются и исполняются только в том случае, когда они имеют моральное основание и не противоречат морали.

3.1 Взаимосвязь морали и права

Мораль и право имеют тесную связь, допускается даже возможность глубокого взаимопроникновения морали и права. В общественных отношениях мораль и право являются взамообуславливающими,  взаимообеспечивающими и дополняющими друг друга элементами. Обусловленность заключается в том, что право содержит в себе принципы равенства людей, гуманности, справедливости. Таким образом, в развитом правовом государстве и его праве закон отражает многие высшие моральные требования современного общества.

Так, в 1 главе УК РФ содержатся указания на принципы справедливости и гуманизма. Тем самым они находится во взаимодействии направленном на достижение их общей цели. Взаимодействие права и морали проявляется в деятельности органов правопорядка. В тексте ст. 110 УК РФ приводится понятие «систематическое унижение человеческого достоинства», текст пункта «е» ст. 111 гласит «по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти» и т.д.  Как следствие, правовую норму можно рассмотреть как спутник морали, защищающий морально-нравственные устои общества. Сила законов достигает своего максимума, если присутствует не просто власть, а мораль, сопряжённая с ней.

Регулируя общественные отношения, право и мораль находится во взаимодействии. Для того,  для понимания правовых норм необходимо не только производить их полный анализ, но и выявлять связи между нормами права и нормами морали, учитывать морально-нравственные особенности сознания общества.

Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельства по конкретному, юридически значимому делу.7 Проникновенный анализ в свою очередь необходим и при рассмотрении многих гражданских, брачно-семейных, уголовных дел.

Мораль зарождается раньше, чем политическая и правовая формы сознания и на тот период времени мораль являлась регулятором общественных отношений. Поэтому, как и говорилось ранее, мораль является продуктом  исторического развития общества. Ее развитие обуславливалось во многом социально-экономическим состоянием общества.

Взаимосвязь права и морали прослеживается в исторических памятниках Древнего мира, прослеживается в средние века и новое время. Этому свидетельствует изречение Ульпиана (170-228) – одного из выдающихся римских юристов: «Jus est ars boni et aequi», что в переводе означает «право есть искусство доброго и справедливого», из этого следует этическая согласованность морали и права.

В Теории государства и права связь этических начал с правом тоже находит свое отражения, для интерпретации юридических затруднений и проблем. Например, проблема о соотношении права и закона которую можно решать исходя из взаимосвязи права и морали.

Право является своего рода зеркалом, отражающим моральные взгляды и убеждения народа. В жизненных  обстоятельствах  возникают  определенные противоречия  между правосознанием и моральным сознанием общества, отдельных социальных групп, «столкновения» между нормами морали и права. В том случае, когда нормы права приходят в противоречие с общественным мнением, требованиями нравственности, долгом компетентных государственных органов является принятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования.

Таким образом, право активно содействует утверждению прогрессивных моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношений нравственными идеалами.8

4. Значение морали для современной России

Многими учеными занимающимися вопросами государства и права затрагивался вопрос о значении морали в образовании и развитии государства и  не смотря на все противоречия их мнения сходятся во многом в том, что основа государства это моральные нормы его общества.  

Более 70 лет Россия была под директивным воздействием коммунистической идеологии. Под ее влиянием был сформирован тоталитарный режим, были репрессированы миллионы людей. Тем самым была окончательно сломана морально-нравственная система, имевшая воздействие и стороны религии, которая имела место быть в Российской Империи. В своем дальнейшем развитии в СССР формируется идеология частично заменившая мораль и религию, была уничтожена Имперская интеллигенция и заменена новую, угодную власти.

Во второй половине 80-х годов XX в. в СССР начались экономический и политический кризисы, которые привели к распаду Союза. Современная Россия делает первые шаги на труднейшем пути обретения свободы, начинается становление рыночных отношений и капитализма.

Роль права в капиталистическом обществе в значительной степени обусловлена самой структурой капиталистического общества, ориентированного на равенство и частную собственность. Право должно защитить систему рынка, ввести равенство участников рынка, необходимое для самого существования механизмов рыночной экономики. Вместе с тем, примат права вообще обеспечивает и примат права собственности, и является защитным механизмом, обеспечивающим, путем фиксации в законе общественно признанных норм, более высокую степень социальной опоры, а следовательно и социальной стабильности капиталистического общества.

На современном этапе, право имеет уже иные приоритеты, но это не исключает влияние морали и моральных норм на право.

В современных условиях получают реальное развитие идей о правовом государстве, в котором основную роль в системе социальных институтов занимает право.

Но с другой стороны, наиболее сильное выражение начинает приобретать социально-моральная ориентация права, по причине того, что это стимулирует выполнение таковых норм права, нежели тех, которые противоречат моральным устоям общества. Так же сове место находит и совсем еще недавно не учитываемые понятия, как всеобщие права человека и принцип гуманизма, воплощение их в реальное применение.

Таким образом, исполнение правовых норм в развитых экономических странах стало одной из норм морально-нравственной системы, это означает, что человек, имеющий хорошее морально-нравственное воспитание является обязательно и законопослушным гражданином.  

По данному пути идет и современное Российское законодательство. Российское современное законодательство включает достаточное количество моральных норм и поэтому рассматривать его можно с большого количества точек зрения, что вынуждает несколько ограничить объем информации в данной работе.

Проблема взаимоотношения морали и права имеет особое значение в следствие с ростом признанности основных прав человека, достоинства личности. В борьбе с  сословным неравенством признается ценность всеобщего морального и правового равенства людей, права и свободы каждого человека.

Эти современные особенности нашли свое отражение в конституции (ст.2 Гл.2 Конституции РФ), согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и слова, свобода массовой информации, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. При этом никто не может быть принуждён к выражению своих мыслей и убеждений или отказу от них.

В ст.19 Конституции РФ закрепляется принцип равноправия независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, и т.д. Это значит что, при решении вопроса о правах и свободах, обязанностях и ответственности людей будут использоваться равные меры.

В 20 статье Конституции РФ, закрепляется естественное право - право на жизнь, которое  имеет каждый – от рождения до самой смерти. Однако, это не означает, что имеется и право на смерть. Исторические факты свидетельствуют о том,  что желание человека уйти из жизни, как правило, осуждалось обществом, церковью и даже государством.

Подобное явление имеет место быть не только в Конституции РФ, но и в ГК РФ, УК РФ.

В нормах ГК закрепляется принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела. Следовательно, органы государственной власти и местного самоуправления и любые иные лица не вправе вмешиваться в частные дела субъектов гражданского права, если они осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства.

Одним из основных, главных принципов гражданского права, является принцип неприкосновенности собственности. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом. Например, в ситуации, когда заводчик, являющийся одновременно собственником домашних животных обращается с ними имея явные противоречия с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе и не гуманно, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд. (Ст.241 ГК РФ).

Ещё одним важным положением ГК РФ, является вопрос о недействительности сделки. В соответствии со статьёй 169, “сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна”.

Такие моменты, связанные с моральными сторонами человека и прослеживаются в уголовном кодексе РФ. Достаточно перечислить некоторые из положений правовых норм, содержащихся в разделе VII УК РФ, рассматривающего преступления против личности, а конкретнее: убийство, убийство матерью новорожденного ребенка, доведение до самоубийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и т.д., что было понятно, что все эти нормы являются противоречащими морали.

Таким образом, в современной России и ее сформированном на данный момент законодательстве, имеющим свои особенности характерные для современного права, имеется пресечение с моралью и мораль играет в нем далеко не последнюю роль.

Заключение.

 В довершении, исследовав материал, хотелось бы заметить, что мораль – необходимый элемент, имеющийся в каждом обществе и регулирующий общественные отношения в нем. Роль морали, на мой взгляд, в обществе должна всегда находится в прогрессии поскольку, прогрессируя, мораль, становится более проникновенной во все сферы жизни, в частности и право.

Нарушение норм морали является аморальным, безнравственным поступком, но не всякое нарушение их является противоправны. В частных случаях, право способствует искоренению устаревших моральных принципов и догм.

Законодатель должен учитывать в первую очередь морально-нравственные ценности, идеалы и нормы общества. Поскольку, если законодателем принимается норма, противоречащая моральным убеждениям народа, то такая принятая законодателем норма не будет воспринята должным образом.

Относительно предмета теории права. Мораль имеет значительное воздействие на правовую жизнь общества, мораль способствует укреплению общественного порядка.  Сама по себе мораль входит в понятие социальной нормы, регулирует общественные отношения, воспитывает и т.д.

Таким образом, тема морали является очень широкой и ее нельзя рассмотреть в полной мере, но в моей работе были отражены основные черты морали ее источников и значение морали в законодательстве современной России.

 

Библиографический список:

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. ( с учётом поправок законов № 6 - ФКЗ и №7 – ФКЗ от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря ; Российская газета. – 2009. – 21 января.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 октября 1994. (с учетом всех поправок на 17.04.2012г )
  3. Уголовный Кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года. (с учетом всех поправок на 17.04.2012)

Книги:

  1.  Агешин Ю.А. Политика, мораль, право. М., 1982, С. 86.
  2.  Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. - М.:Юоайт,2000. - с.307.
  3.  Венгеров А.Б., Теория государства и права учеб. М: Омега-л, 2011. – 607 с.
  4. А.А. Гусейнов. Этика.// Вопросы философии.1999г. №8
  5. Зыбковец В. От бога ли нравственность? М., 1959.
  6.  Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник. – 2-е изд., изм. и. доп. - М.: Юрайт,1998. - с.48.
  7.  Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000. - с.577
  8. Любичев С.Г., Этические основы следственной тактики, - М., 1980.
  9.  Маркс Карл, Энгельс Фридрих. Сочинения (2-е издание) - Том 20. / М.: Издательство политической литературы, 1961. — 858 с.
  10.  Прокофьева Г.П., Этика, курс лекций / Г.П. Прокофьева. Хабаровск: Издательство ДВГУПС,2007.-110с.
  11.  Разин А.В. Этика: Учебник для ВУЗов / А.В. Разин, Москва, Академ. проект,2004.-622с
  12.  Теория права и государства. Под ред. Манова Г. Н. М., 1995, Гл. IV, с. 92-129.
  13.  Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М: Интерстиль, 2000. С.200-201.
  14. Хропанюк В.Н Теория государства и права. М: Омега-Л, 2011. С. 323
  15.  Атеизм, религия, нравственность. М., 1972.
  16. Гуманизм, атеизм, религия. М., 1978.

 

2 Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. - М.:Юоайт,2000. - с.307.

3Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник. – 2-е изд., изм. и. доп. - М.: Юрайт,1998. - с.48.

4 Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000. - с.577

5 Маркс Карл, Энгельс Фридрих. Сочинения (2-е издание) - Том 20. / М.: Издательство политической литературы, 1961. — 858 с.

6 Теория права и государства. Под ред. Манова Г. Н. М., 1995, Гл. IV, с. 92-129.

7 Агешин Ю.А. Политика, мораль, право. М., 1982, С. 86.

8 См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М: Интерстиль, 2000. С.200-201.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20667. Учение о субстанции в философии Бенедикта Спинозы и Готфильда Лейбница 51 KB
  Таким образом для Спинозы субстанция является causa sui причиной самой себя. Движение по мнению Спинозы относится лишь к миру модусов и не является атрибутом субстанции по той причине что для его осуществления необходима внешняя причина воздействие связи которая может существовать только в природе порождаемой. По его мнению абсолютно свободен лишь Бог так как является вселенским порядком и субстанцией вбирает в себя и определяет все природные причинноследственные связи необходимость. И так как в мире вещей господствует...
20668. Английский материализм и эмпиризм 17-18 века 64.5 KB
  Согласно Гоббсу каждый из нас стремиться рассуждать о какихнибудь вещах поэтому желание философствовать это врождённое состояние человека свойственное ему от природы. Гоббс таким образом показывает прямую зависимость мышления человека от материального мира и его эмпирического восприятия. Философия природы занимается естественными телами в том числе и изучением тела человека. Данный тип философии направлена на трактовку умственных и нравственных способностей человека этика и определение обязанностей гражданина политика.
20669. Философия французского просвещения. Характерные черты эпохи Просвещения 58 KB
  Главным положением данной эпохи становится указание на первостепенное значение разума рассудка для деятельности человека что например было запечатлено в таких высказываниях как Имей мужество пользоваться своим умом или Дерзай быть мудрым Sapere ande. Вера в человеческий разум выразилась в убеждении о решающей роли естественнонаучных знаний; в стремлении освободиться от предрассудков слепой религиозности невежества неопределённых метафизических догм неподдающихся научной проверке; в пересмотре интеллектуальных ценностей...
20670. Критическая философия Иммануила Канта. Философская система Г.В.Ф. Гегеля 58 KB
  Основы метафизики которая понимается Кантом как наука о принципах чистого разума. Само чувственное познание интуитивно поскольку непосредственно общается с объектом без посредничества разума рассудка. после двенадцати лет философских исследований работы Критика чистого разума. Наиболее значимыми произведениями этого этапа становятся также Критика практического разума и Критика способности суждения.
20671. Философская антропология Л. Фейербаха 40.5 KB
  Согласно его рассуждениям следует отвергнуть гегелевский абсолютный идеализм так как он упразднил конкретного действительного человека. В основу критики идеалистического понимания проблемы отношения Бога и человека Фейербах ставит тезис о том что теология – это антропология. Поэтому неприемлем так же и теизм по той причине что не Бог творит человека а человек создает идею Бога. Её истинность кроется в том что она является только формой запечатления отношения человека к собственной сущности.
20672. Философский пессимизм Артура Шопенгауэра 46 KB
  Основные работы: Мир как воля и представление 1818 г. Прежде всего Шопенгауэр считал неприемлемой и губительной для философии гегелевскую систему миропонимания и в работе Мир как воля и представление в основу своих размышлений он поставил положения учения Иммануила Канта. В произведении Мир как воля и представление Шопенгауэр отталкивается от кантовских рассуждений о вещах в себе и мире феноменов поэтому краеугольной идеей данного произведения становится утверждение – мир есть мое представление. Говоря о мире как воле...
20673. Экзистенциональная философия С. Кьеркегора 47 KB
  Кьеркегора. Сёрен Кьеркегор 18131855 датский философ его творчество относят к первым этапам зарождения западного экзистенциализма. он закончил теологический факультет Копенгагенского университета Кьеркегор в первую очередь стремится в своей философии исследовать вопросы о Боге религии вере отношении личности и Бога единичного бытия человека к Всевышнему. В 40х годах 19го столетия Кьеркегор прослушал лекции Шеллинга от которого перенял неприязнь к философской системе Гегеля.
20674. Философские идеи Карла Маркса и Фридриха Энгельса 63 KB
  Карл Маркс 1818 –1883 и Фридрих Энгельс 1820–1895 немецкие философы родоначальники диалектического и исторического материализма. Например Марксу принадлежат: Критика гегелевской философии права 1843. Капитал 1867 1885 1894 Энгельс редактировал второй и третий тома Капитала после смерти Маркса.
20675. Философия Фридриха Ницше 41.5 KB
  Фридрих Ницше 18441900г. Принято творчество Ницше подразделять на ряд этапов. На втором этапе Ницше старался разрабатывать уже собственные оригинальные идеи.