42846

Разработка базы данных пациентов районной поликлиники

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Описание таблиц и логической структуры базы данных. Схема данных. 29 Введение: Целью данной курсовой является создание базы данных для работников регистратуры поликлиники.

Русский

2013-10-31

6.88 MB

777 чел.

29

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «База данных»

на тему: «Разработка базы данных пациентов районной поликлиники»

Выполнил:

Саратов 2011


Содержание:

Введение: 3

Глава 1. Описание предметной области. 4

Глава 2. Описание таблиц и логической структуры базы данных. 6

2.1. Описание таблиц. 6

2.2. Проектирование таблиц. 8

2.3. Схема данных. 10

2.4. Заполнение таблиц. 12

2.5. Создание форм. 14

Глава 3. Создание запросов и отчетов. 17

3.1 Создание запросов. 17

3.2. Создание отчетов. 27

Вывод. 29


Введение:

Целью данной курсовой является создание базы данных для работников регистратуры поликлиники.

В БД должны храниться сведения о больных: ФИО, адрес, диагноз, сведения о врачах: ФИО, № кабинета, № участка, часы приема. Работникам регистратуры могут потребоваться следующие сведения:

– адрес,  диагноз данного больного,

– ФИО лечащего врача данного больного,

– номер кабинета, часы приема данного врача,

– больные, находящиеся на лечении у данного врача,

–рекомендуемое лекарство.

Предметной областью в задании является данные о врачах и пациентах поликлиники.

Работнику регистратуры поликлиники может понадобиться информация о больных, врачах, известных заболеваниях, отчет о работе поликлиники.

Необходимо чтобы в БД хранились сведения о больных, врачах, диагнозах каждого больного. Также должны храниться сведения об участках. При выводе информации можно узнать следующие сведения:

  1.  адрес больного и его заболевания;
  2.  лечащие врачи;
  3.   рекомендуемое лекарство;
  4.  время работы врача



Глава 1. Описание предметной области.

 Поликлиника - это лечебное учреждение, оказывающее медицинскую помощь приходящим больным и на дому.

Основные  функции поликлиники:

  1.  оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи населению непосредственно в поликлинике и на дому;
  2.  оказание первой медицинской помощи при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях независимо от места проживания больного;
  3.   своевременная госпитализация нуждающихся в стационарном лечении;
  4.   экспертиза временной нетрудоспособности, освобождение больных от работы, направление на медико-социальную экспертизу лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности;
  5.   организация и проведение комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности среди населения, проживающего в районе обслуживания, а также среди работающих на прикрепленных предприятиях;
  6.  организация и осуществление диспансеризации населения (здоровых и больных);
  7.   направление больных на санаторно-курортное лечение;
  8.   организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни.

В основу деятельности поликлиники положен территориально-участковый принцип, т.е. оказание медицинской помощи населению, проживающему на закрепленной территории. Этот принцип сохранен в работе отдельных врачей; участковый принцип для терапевтов и бригадный метод для других специалистов, которые так же, как и участковые врачи закрепляются за конкретным населением

Такое закрепление дает много преимуществ в организации медицинского обслуживания населения, главным из которых является полная осведомленность поликлиники и отдельных врачей о населении, т.е. о демографической ситуации, заболеваемости, условиях жизни, труда и пр.

Первостепенное место в повышении качества поликлинической помощи занимает продуманная научно обоснованная система управления. Научно обоснованное управление всегда должно начинаться со сбора информации и составления текущих и перспективных планов, которые должны быть в основе всего управления.

Постоянное изучение потребности населения во внебольничном обслуживании является важным моментом в развитии амбулаторно-поликлипи-ческой помощи.  

     Основным плановым показателем в поликлиниках является посещаемость (количество посещений в расчете на 1 жителя в год).

Успех любого медицинского учреждения во многом зависит от уровня управления. Особое значение имеет четкое определение функциональных обязанностей всех должностных лиц, работающих в поликлинике, от санитарки до главного врача.

Поликлиникой на правах единоначалия руководит главный врач. На должность главного врача назначаются наиболее квалифицированные врачи, имеющие организаторские способности и навыки. Главный врач назначается органом здравоохранения, в ведении которого находится поликлиника. Главный врач несет полную ответственность за всю лечебно-профилактическую, организационную, административно-хозяйственную и финансовую деятельность в поликлинике; проводит подбор и укомплектование поликлиники кадрами врачей, медицинских сестер, санитарок, административным и хозяйственным персоналом; планирует работу поликлиники и готовит резерв руководителей подразделений поликлиники.


Глава 2. Описание таблиц и логической структуры базы данных.

2.1. Описание таблиц.

В данную БД будут входить следующие таблицы :

  1.  «Пациенты»
  2.   «Врачи»
  3.  «Специальность»
  4.   «Диагноз»

Рассмотрим подробно каждую таблицу.

Таблица «Пациенты» включает в себя все данные о больном (его место проживание, дату рождения, код участка к которому он принадлежит, стоит ли на учете.). Каждому пациенту присвоен уникальный код. Пациентов характеризуют следующие поля:

  1.  Код пациента
  2.  ФИО
  3.  Адрес
  4.  Дата рождения
  5.  Телефон
  6.  Учет
  7.  Код врача
  8.  Код участка

 

Таблица «Врачи» содержит в себе всю информацию о врачах (ФИО, кабинет, часы приема и т.п.)  и имеет следующие поля:

  1.  Код врача
  2.  ФИО
  3.  Кабинет
  4.  Телефон
  5.  Код специальности
  6.  Время приема

Таблица «Специальность» тут находится индивидуальный код врача и его специализация.

Поля:

  1.  Код специальности
  2.  Специальность

Таблица «Диагноз» содержит сведения о поставленном диагнозе и его лечении

( назначенные препараты и все возможные процедуры для поставленного диагноза)

Имеет следующие поля:

  1.  Код заболевания
  2.  Название заболевания
  3.  Код пациента
  4.  Лечение


2.2. Проектирование таблиц.

Таблица – это основной компонент, в поле таблице могут быть представлены разные типы данных.

«Пациенты» (рис 1.)

Рисунок 1. Тип данных «Пациенты»

«Врачи» (рис 2.)

Рисунок 2.  Тип данных «Врачи»

«Специальность» (рис 3.)

Рисунок 3. Тип данных «Специальность»

«Диагноз» (рис 4.)

Рисунок 4. Тип данных «Диагноз»


2.3. Схема данных.

Создание схемы данных позволяет упростить конструирование много таблиц,  форм,  запросов,  отчетов, а также обеспечить поддержание целостности взаимосвязанных  данных при корректировке таблиц. Схема данных наглядно отображает  таблицы  и  связи между ними,  а также  обеспечивает использование связей при обработке данных и целостность БД.

Схема данных задает структуру БД. Она является графическим образом БД. Схема данных базы графически отображается в своем окне, таблицы представлены списками полей, а связи - линиями между полями разных таблиц. Схема данных ориентирована на работу с таблицами, отвечающими  требованиям нормализации, между которыми установлены связи 1:М и  1:1 с обеспечением целостности БД.  Поэтому схема данных строится в соответствии с информационно-логической моделью.

При построении  схемы данных  Access автоматически определяет по выбранному полю связи тип связи между таблицами. Если  поле,  по  которому нужно установить связь, является уникальным ключом, как в главной таблице,  так и в подчиненной  Access устанавливает связь «один – к – одному». Если поле связи является  уникальным  ключом  в  главной таблице, а в подчиненной таблице является неключевым или входит в составной ключ, Access устанавливает связь «один ко многим» от главной таблице к подчиненной.

Обеспечение целостности данных.

При создании схемы данных пользователь включает в неё таблицы и устанавливает связи между ними. Для связей типа 1:1 и 1:М можно задать параметр обеспечения связной целостности данных, а также автоматическое каскадное обновление и удаление связанных записей.

Обеспечение связной целостности данных означает, что Access при корректировке базы данных обеспечивает для связанных таблиц контроль за соблюдением следующих условий:

  1.  В подчиненную таблицу не может быть добавлена запись с несуществующим в главной таблице значением ключа связи;
  2.  В главной таблице нельзя удалить запись, если не удалены связанные с ней записи в подчиненной таблице;
  3.  Изменение значений ключа связи в записи главной таблицы невозможно, если в подчиненной таблице имеются связанные с ней записи.

При попытке пользователя нарушить эти условия в операциях добавления и удаления записей или обновления ключевых данных в связанных таблицах Access выводит соответствующее сообщение и не допускает выполнения операции.

Взаимосвязь между подсистемами представлена на рис. 5

Рисунок 5. Схема данных

На представленной схеме данных присутствуют связи «Один ко многим».


2.4. Заполнение таблиц.

Таблица «Пациенты».

В данной таблице представлена необходимая информация о больном.

Таблица «Пациенты» рис. 6

Рисунок 6. Таблица «Пациенты»

Таблица «Врачи».

В этой табличке мы можем увидеть информацию о врачах.

Таблица «Врачи» рис.7

Рисунок 7. Таблица «Врачи»

Таблица «Специальность» рис. 8

Рисунок 8. Таблица «Специальность»

Таблица «Диагноз».

В данной таблице содержится информация о поставленном пациенту диагнозе и способ лечения болезни.

Таблица «Диагноз» рис. 9

Рисунок 9. Таблица «Диагноз»


2.5. Создание форм.

Access предоставляет возможность вводить данные как непосредственно в таблицу, так и с помощью форм. Форма в БД - это структурированное окно, которое можно представить так, чтобы оно повторяло форму бланка. Формы создаются из набора отдельных элементов управления.
    Внешний вид формы выбирается в зависимости от того, с какой целью она создается. Формы Access  позволяют выполнять задания, которые нельзя выполнить в режиме таблицы.  Формы позволяют вычислять значения и выводить на экран результат. Источником данных для формы являются записи таблицы или запроса Форма предоставляет возможности для:

  1.  ввода и просмотра информации базы данных
  2.  изменения данных
  3.  печати

Создаем 4 формы для имеющихся 4 таблиц.

  1.  «Пациенты» (рис. 10)
  2.  «Врачи» (рис. 11)
  3.  «Специальность» (рис. 12)
  4.  «Диагноз» (рис. 13)

Рисунок 10.

Рисунок 11.

Рисунок 12.

Рисунок 13.


Глава 3. Создание запросов и отчетов.

3.1 Создание запросов.

С помощью запросов можно получить ответы на очень специфические вопросы о данных, ответить на которые, просто посмотрев на данные в таблице, было бы непросто. Запросы можно использовать для фильтрации данных, выполнения расчетов на основе данных и отображения сводных данных. Кроме того, запросы позволяют автоматизировать выполнение многих задач управления данными и просматривать изменения в данных перед их использованием.

Запрос представляет собой обращение к данным для получения информации и выполнения действий с данными. Запрос можно использовать для получения ответа на простой вопрос, выполнения расчетов, объединения данных из разных таблиц или даже добавления, изменения или удаления данных в таблице. Запросы, используемые для извлечения данных из таблицы или выполнения расчетов, называются запросами на выборку. Запросы, используемые для добавления, изменения или удаления данных, называются запросами на изменение.

Запросы можно также использовать для включения данных в форму или отчет. В хорошо структурированной базе данных сведения, которые требуется представить с использованием формы или отчета, зачастую хранятся в разных таблицах. С помощью запроса можно собрать необходимые данные перед проектированием формы или отчета.


Моя база данных имеет 7 запросов из них

  1.  1 простой
  2.  запрос время приема у врачей (рис.14)
  3.  3 параметрических
  4.  диагноз пациента (рис. 15)
  5.  количество врачей одной специальности (рис. 16)
  6.  пациенты стоящие на учете (рис. 17)

  1.  на удаление пациента (рис. 18)
  2.  на изменение диагноза (рис. 19)
  3.  перекрестный (рис. 20)

Рисунок 14. Прием врачей (режим конструктора)

Рисунок 14.1. Прием врачей (режим таблица)

Рисунок 15. Диагноз пациента (режим конструктора)

Рисунок 15.1. Поиск пациента

Рисунок 15.2. Диагноз пациента

Рисунок 16. Количество врачей одной специальности

(режим конструктора)

Рисунок 16.1. Поиск специальности

Рисунок 16.2. Результат поиска

Рисунок 17. Учет (режим конструктора)

Рисунок 17.1. Поиск по болезни

Рисунок 17.2. Результат поиска

Рисунок 18. Переоценка (режим конструктора)

Рисунок 18.1. Диагноз

Рисунок 18.2. Режим замены

Рисунок 18.3. Поиск

Рисунок 18.4. Результат

Рисунок 19. Удаление пациента (режим конструктора)

Рисунок 19.1.Поиск

Рисунок 19.2. Удаление пациента из таблицы

Рисунок 20. Перекрестный (режим конструктора)

Рисунок 20.1. Результат запроса


3.2. Создание отчетов.

Все отчеты в  моей базе данных делались на основе запросов.

 

Отчет по приему у врача (рис. 21)

Рисунок 21.

Отчет по диагнозу пациента (рис. 22)

Рисунок 22. Запрос на отчет.

Рисунок 22.1. Отчет по диагнозу


Вывод.

В данной курсовой работе была поэтапно разработана база данных для работников регистратуры.

В главе 1, была представлена информация о поликлинике, о ее основных функциях, какие обязанности  и задачи стоят перед поликлиникой.

Первостепенное место в повышении качества поликлинической помощи занимает продуманная научно обоснованная система управления. Научно обоснованное управление всегда должно начинаться со сбора информации и составления текущих и перспективных планов, которые должны быть в основе всего управления.

Постоянное изучение потребности населения во внебольничном обслуживании является важным моментом в развитии амбулаторно-поликлипи-ческой помощи.  

     Основным плановым показателем в поликлиниках является посещаемость (количество посещений в расчете на 1 жителя в год).

Успех любого медицинского учреждения во многом зависит от уровня управления. Особое значение имеет четкое определение функциональных обязанностей всех должностных лиц, работающих в поликлинике, от санитарки до главного врача.

Подробно рассмотрено :

  1.  создание таблиц
  2.  создание связей
  3.  создание форм
  4.  создание запросов и отчетов

К каждому из разделов есть по несколько screenshot, что позволяет наглядно увидеть как создавалась база данных.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7047. История Древнего Китая 4.53 MB
  История Древнего Китая Книга первая Глава 1 Древняя империя Как сообщают китайские авторы, в начале, когда все было тьма и хаос, из огромного мирового яйца, разделившегося на две части, появился человек. В китайские анналы он вошел как Паньгу Хуан. ...
7048. Прокладка трубопровода в Пермском крае 96.5 KB
  Прокладка трубопровода в Пермском крае Оценка условий строительства Данный трубопровод диаметром 350 мм необходим для отведения сточных вод от небольшого микрорайона. Длина данного трубопровода из керамики 2925 м. через каждые 65 м на данном трубопр...
7049. Определение природной весовой влажности пылеватых глинистых грунтов 32.5 KB
  Цель работы: определить природную весовую влажность и дать оценку несущей способности пылеватых глинистых грунтов. Оборудование: бокс с крышкой, конус Васильева, технические весы с разновесами, сушильный шкаф. Подготовка к работе: пробу влажного гру...
7050. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека 45.94 KB
  Введение Проблема сознания и его взаимодействия с бессознательным порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной психологической, психиатрической, кибернетической, физ...
7051. Россия во второй половине XIX века 51.76 KB
  Россия во второй половине XIX века Реформы 60-х годов XIX века: а) отмена крепостного права б) земская, городская, судебная, военная реформы, и др. 2. Развитие страны в пореформенный период: а) эволюция сельского хозяйства б) развити...
7052. Когда и почему возникла логика и что она собою представляет 50 KB
  Когда и почему возникла логика и что она собою представляет? Исторические предпосылки и условия возникновения логики Для понимания того, что собою представляет логика и каково её подлинное назначение в жизни людей, необходимо рассмотреть те условия,...
7053. Трансфертные цены. Цели трансфертного ценообразования 48.5 KB
  Трансфертные цены Цели трансфертного ценообразования Методы трансфертного ценообразования Трансфертные цены на несовершенном рынке Трансфертные цены, определяемые по методу Издержки+ Конфликты трансфертного ценообразо...
7054. Реформы Петра I и провозглашение России империей 49.96 KB
  Реформы Петра I и провозглашение России империей 1. XVIII в. в европейской и североамериканской истории а) основные тенденции мирового развития в XVIII в. б) просвещенный абсолютизм в Европе. Великая французская революция в) США: борьба з...
7055. Новое время. Мир и Россия в начале Нового времени 45.48 KB
  Мир и Россия в начале Нового времени 1. Новое время в мировой истории: а) основные этапы Нового времени б) народы и государства в XVII в. в) особенности политического и социально-экономического развития европейских стран...