42880

Состояния международного туризма на современном этапе

Курсовая

Туризм и рекреация

Туризм – явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома. Туризм - сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена.

Русский

2013-10-31

84.24 KB

21 чел.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА КАК  СФЕРЫ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

1.1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ 5

1.2 ВИДЫ СОВРЕМЕННОГО ТУРИЗМА 8

1.3 ТУРИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ 11

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В ПЕРСПЕКТИВЕ 15

2.1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИЗМА В МИРЕ 15

2.2 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА 17

ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ТУРИЗМ В 2009 ГОДУ 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

ПРИЛОЖЕНИЯ 32

ВВЕДЕНИЕ

Туризм – явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома. Туризм - сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена. Мы вступили в рыночное хозяйство в тот период, когда на международном рынке уже произошли существенные изменения в отношении туризма. Туризм во всем мире стал одной из самых значительных экономических отраслей, а для некоторых развивающихся государств – основой их существования (Таиланд, Кипр, Малайзия и др.). Туризм сейчас является одним из самых динамичных секторов как российской, так и мировой экономики.

Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа, и даёт доход в казну. Помимо значительной статьи дохода туризм является ещё и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста её значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан. Туристическая деятельность в развитых странах является важным источником повышения благосостояния государства.

На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику. [25, с.11]

Однако в ситуации глобального финансового кризиса туротрасль переживает глубокие перемены. Многие клиенты затягивают пояса потуже и сокращают свои отпускные бюджеты. Возврат к «золотым годам» туризма является более чем невероятным. Мы находимся в фазе, когда полностью изменяются рамочные условия развития туризма. Важно признать эти изменения, осознать их как вызов времени и найти новые пути решения этих проблем.

В свое время проблематикой туризма занимались такие отечественные и зарубежные ученые как  Р. А .  Браймер , Л. Ван Дер Ваген, X. Виссема, Л, Григолли, Д, Чеполларо, Ф. Котлер, М. Мескон, Тихомиров В.П., Хорошилов А.В., Романов А.А., Кузнецов Ю.В., Диденко В.Д., Сенкевич Ю.А.; вице-президенты Академии туризма Азар В.И. и Биржаков М.Б.;почетный академик Академии туризма Абуков А.Х., научные труды которых значительно помогли в изучении данной темы.

Цель данной курсовой работы – анализ состояния  международного туризма на современном этапе.

Это предполагает решение следующих задач:

- исследовать основные теоретические аспекты международного туризма;

- проанализировать уровень и перспективы развития;

- определить степень влияния финансового кризиса на туротрасль.

Методы решения задач: аналитический, статистический.

Предметом исследования в курсовой работе выступают экономические отношения, связанные с туристической деятельностью.
Объектом являются статистические данные туризма в мире.
Данная курсовая работа написана на основе 29 источников литературы, состоит из введения, трех глав и заключения и содержит 5 приложений.
В первой главе представлена классификация видов туризма, туристских ресурсов и дано объяснение специальным терминам, используемым в последующих главах.
Во второй главе рассматриваются статистические данные туризма на современном этапе и выявляются основные направления его развития до 2020 года.
Третья глава содержит в себе анализ влияния мирового финансового кризиса на туротрасль и предложения по его минимизиции.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА КАК  СФЕРЫ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Основные понятия и определения    

Определение туризма многоаспектно. Человек путешествовал всегда. От целей, состава участников, времени и места зависели содержание, характер, длительность путешествий и т. д. Именно путешествия послужили основой создания такого вида человеческой деятельности, как туризм. Туризм как особый социально-экономический и культурный феномен возник относительно недавно (уже в индустриальный период жизни человечества) и перерос путешествия и в количественном и качественном планах. В настоящее время путешествие является важным, но далеко не единственным, а зачастую и не главным элементом туризма.

В настоящее время концепция туризма значительно расширилась. В нее включают деловые и образовательные путешествия, путешествия внутри страны или региона проживания, т. е. внутренний туризм, экскурсии – т. е. путешествия без постоянного проживания в туристском центре.

Туризм – временные выезды (путешествие) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без оплачиваемой деятельности в стране (месте) временного пребывания3.
Это определение основывается на терминах Международной конференции туризма (МКТ) и Организации Объединенных Наций (ООН).
Термин МКТ: «турист – человек, прибывший в страну, в которой он постоянно не живет и не занимается оплачиваемой деятельностью с целью проведения свободного времени ради лечения, развлечения, отдыха, образования, религии, спорта, по семейным и деловым обстоятельствам».
ООН определила термин туризма как миграции, которые не связаны с переменой постоянного места жительства, т.е. туризм – это поездки, которые заканчиваются возвращением к месту начала путешествия.
К функциям туризма относятся:
- оздоровительная. Туризм способствует восстановлению сил и трудоспособности человека и соответственно психофизиологических ресурсов общества;
 -  познавательная;
 - просветительная;
- коммуникабельная;
- удовлетворение потребностей в смене впечатлений;
 -  удовлетворение потребностей в смене места пребывания;
     предоставление экономических благ и услуг в соответствии с требованиями туриста;
- способствует рациональному использованию свободного времени людей;
 -  способствует увеличению занятости и повышению жизненного уровня местного населения;
 -  обогащает социально-экономическую инфраструктуру и межрегиональное сотрудничество стран и народов.

С экономической точки зрения, туризм – это производство и реализация тур услуг и товаров различными организациями, располагающими туристскими ресурсами.
Туризм - категория экономическая, потому, что государство, принимая туриста, продает ему местные услуги, создает рабочие места для своих граждан, получает огромные доходы от ввоза валюты. Во многих странах туризм является наиболее прибыльным видом экономической деятельности.
Основные признаки туризма, как самостоятельной отрасли:
1.    Специализированная материально-техническая база;
2.    Специфические природно-антропогенные ресурсы;
3.    Уникальность производимых услуг и технологии обслуживания;
4.    Формирующаяся, новая система управления;
5.    Высокая общественная значимость, в т.ч. экономическая, социальная, политическая.

Как отрасль мирового хозяйства туризм начался с 1988 года. Занимает 1 место по обороту услуг, 2 место по валютным поступлениям, уступив первое место нефтепереработке.[17, с.7]
Социальная сущность туризма:
•    организация досуга населения;
•    сглаживание различий и предупреждение конфликтов в обществе;
•    формирование новых связей между отдельными людьми и группами;
•    образование и повышение культурного уровня населения;
•    распространение культурных ценностей.

Социальный эффект от туризма выражается в рационализации свободного времени населения, расширение духовных и физических способностей населения.
С экономической точки зрения, туризм оказывает положительное влияние на другие отрасли народного хозяйства, стимулирует экономическое развитие территории, увеличивает занятость местного населения. Туризм является самым экологически чистым видом природопользования.

 Современная система туризма организационно включает следующие хозяйствующие субъекты:
•    фирмы – производители туристских услуг (лечебницы, санатории, здравницы, базы отдыха, деловые консультации и др.);
•    фирмы – туроператоры, т. е. фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе;
•    фирмы – турагенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами;
•    специализированные фирмы, предоставляющие услуги по размещению (пансионаты, дома отдыха, мотели, гостиницы и др.);
•    специализированные предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.);
•    специализированные транспортные предприятия (авиационные предприятия, автопредприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и др.);
•    предприятия торговли и торговые фирмы, специализирующиеся на товарах для туристов;
•    предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов и др.);
•    рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства, рекламные бюро, информационно-туристские центры и др.);
•    государственные предприятия (национальные, региональные, муниципальные предприятия унитарного или акционерного характера, занимающиеся туризмом на коммерческих или социальных началах).
В системе этих туристских предприятий особо можно выделить туристскую индустрию – межотраслевой комплекс предприятий, фирм и организаций по производству товаров и услуг для туризма.

1.2  Виды современного туризма

Туристический бум, охвативший в последние десятилетия всю планету, привлекает к себе большое внимание. Одной проблемой, которая интересует специалистов, является вопрос о видах туризма, который до сих пор остается актуальным. Существующие различные его трактовки, зачастую весьма сильно расходятся. Данную систематику видов туризма предлагают большинство специалистов.

По значению туризм делят на иностранный (путешествия иностранцев по нашей стране), международный (путешествия граждан Российской Федерации и лиц проживающих здесь постоянно в другие страны), внутренний (путешествия лиц здесь проживающих внутри страны).

По масштабу туризм делится на континентальный (столицы Европы), трансконтинентальный (например, круиз Лондон – Нью-Йорк), кругосветный  (Лондон – Нью-Йорк – Майами – Рио – Токио – Кейптаун – Каир – Рим – Париж).

По характеру организации туризм бывает организованный (поездка за путевками) и дикий. Причем и те, и другие туристы могут путешествовать как индивидуально, так и группами.

По продолжительности туризм делится на кратковременный и продолжительный. Сейчас в мире особенно в Западной Европе стали популярные туры выходного дня (2 – 3х дневные поездки в соседнее государство, например, из Франции в Германию). Это связано с упрощением формальностей и развитием транспорта.

По интенсивности туристические потоки подразделяются на постоянные (туры в Париж, Рим или Токио), сезонные (лето – Крым, зима - Карпаты) и временные (например, в Донецк на футбольный матч Шахтер – Реал).

По возрасту выделяют детский, молодежный, взрослый и туризм людей пенсионного возраста. Статистика свидетельствует, что наибольшая туристическая подвижность наблюдается у людей в возрасте от 30 до 50 лет.

По средствам передвижения выделяют авиационный, автомобильный, велосипедный, железнодорожный, морской,  речной, гужевой, пешеходный. В международных туристических перевозках 45% авиационный, 43% автомобильный, 7% морской и 5% железнодорожный.

По социальному статусу туристов выделяют туризм социальный - это люди со средним или малым достатком (поездки по льготным путевкам, в массовые курорты, размещение в гостиницах 3*, полупансион) и коммерческий - люди среднего и высокого достатка (поездка за полную стоимость, отель 5* пансион).

По цели путешествия выделяют лечебно - оздоровительный, спортивный, экскурсионный, деловой, фестивальный, поощрительный туризм, научный, политический, зеленый, агротуризм, космический, религиозный.

Лечебно - оздоровительный: цель поправить свое здоровье от стресса, плохой экологии и вылечить хронические болезни. Наиболее массовый вид туризма. Главные подвиды бальнеологический – поездки в места богатые на минеральные воды, грязи, соли, лечебная растительность. Туристам предлагают специализированные гостиницы (Beauty Houses или санатории), располагающие необходимым комплексом услуг: Климатотерапия (лечение с помощью благоприятного климата), Бальнеотерапия (лечение минеральными водами), Пелоидетерапия (лечение грязями), Талассотерапия (морская вода), Аэротерапия (горный воздух),  Фитотерапия (микроклимат фитоценозов, т. е. сообщество растений). Центры: Крым, Карпаты, Пятигорск, Боржоми, Мертвое море.

Пляжно-курортный – развивается там, где есть морское побережье. Туристам кроме купания и солнечных ванн предлагают также экскурсионные поездки. Центры: Средиземноморское побережье Франции, Испании, Италии, Гавайи, Таиланд, Египет и т д.

Экскурсионный туризм с каждым годом становится все популярней. Поездка к объектам культурного наследия человечества, чтобы удовлетворить свои духовные и познавательные потребности. Список ЮНЕСКО включает в себя 730 объектов (563 культурно-исторических, 144 природных и 23 смешанных). Экскурсионные туры можно разделить на маршрутные – поездка по определенному маршруту, с посещением нескольких городов, например,  маршрут Москва – Киев – Варшава – Прага – Берлин – Амстердам – Париж – Лондон, стационарные – с ночевками в средствах размещения одного города и экскурсионной программой по городу. Главным средством передвижения является автобус.

Деловой туризм – это  поездки для участия в международных выставках, семинарах, конференциях. Центры: Ганновер, Париж, Вена, Женева, Брюссель, Токио, Нью-Йорк.

Фестивальный туризм – связан с местами проведений показов достижений музыкального, театрального, кино и др. искусств. Центры: Канны, Сан-Ремо, Рио.

Спортивный туризм – цель занятия спортом или посещение спортивных мероприятий.

Разновидности: горный (Карпаты, Крым, Альпы, Кавказ, Гималаи, Алтай), подводный или дайвинг (Таиланд, Египет, Австралия), спелеотуризм (Балканы), водный, воздушный, рыболовный.

Сельский туризм – молодой, но динамично развивающийся вид туризма. Агротуризм предлагает деятельность в контакте с природой. Жизнь в маленьких селах, работа на дачных участках, знакомство с флорой и фауной, рыбная ловля, сбор грибов и ягод.

Экологический туризм – особая форма путешествий, в котором отдых на природе сочетается с изучением ее объектов, явлений. Также данный вид предусматривает участие в экологических акциях. Экотуризм начал развиваться в 80-х годах XX века. Термин ввел Гектор Ласкурья. Наблюдается смена туристских приоритетов и наибольшим спросом пользуются наименее измененные человеком территории. Экотуризм охватывает около 12% туристского рынка, но темпы роста экотуризма в 3 раза выше всей индустрии туризма и составляют ~20-21%. Центры Танзания, Кения, Россия, Канада.[23, с.63]

Религиозный туризм включает в себя паломничество по святым местам. Центры Ватикан, Иерусалим, Мекка, Медина, Афон, Стамбул, Никосия, Сергеев Посад, Киев, Москва, Бали.

1.3 Туристические ресурсы

Определить ценность тех или иных территорий для туризма помогает изучение туристских ресурсов — совокупности природных и созданных человеком объектов и явлений окружающей среды, которые пригодны для туристско-экскурсионной деятельности. Деятельность же эта направлена на улучшение здоровья туристов, их эмоционального состояния и содействие их духовному развитию.

Попробуем же разобраться в таком важном для нас понятии, как туристские ресурсы.

Для начала туристские ресурсы целесообразно разделить на природные и социально-экономические. В свою очередь природные туристские ресурсы можно классифицировать: климатические, водные, геоморфологические, лесные, зоологические.

К социально-экономическим туристским ресурсам можно отнести: историко-культурные объекты (памятники и памятные места, музеи, храмы и т. д.) этнографические, политические, производственные, кроме того, для развития отрасли необходимы финансовые, материальные и трудовые ресурсы. Предлагается и такая классификация ресурсов отдыха и туризма: разделить их на непосредственные и косвенные. Первые можно определить как ресурсы, которые используют сами туристы (красота ландшафта, лечебно-оздоровительные свойства местности, объекты познания и т. д.). Для освоения непосредственных ресурсов, без которых не существует туристской отрасли, привлекают косвенные ресурсы: сырьевые, энергетические, финансовые, материальные, трудовые и т. п. Этот вид ресурсов, таким образом, вторичен. Такая классификация отражает специфику использования территории для туризма и подчеркивает ведущую роль непосредственных рекреационных ресурсов. Ведь территориальные различия именно этого вида ресурсов лежат в основе рекреационного использования того или иного места.

Туристские ресурсы имеют следующие основные свойства: привлекательность, климатические условия, доступность, степень изученности, экскурсионная значимость, пейзажные характеристики, социально-демографические характеристики, потенциальный запас, способ использования.

Рис.1 Факторы привлекательности туристических ресурсов[3, с.56]

Природные ресурсы

Реки: Нил, Амазонка, Ганг, Инд, Брахмапутра, Миссисипи, Хуанхэ, Лимпопо; Водопады: Анхель, Ниагарский, Виктория;       Озера: Виктория, Байкал, Каспийское море, Мертвое море, Балатон, Титикака, Большое соленое озеро, Великие Американские озера;     Горы: Эверест, Килиманджаро, Мон- Блан, Говерла;     Пещеры: Мамонтовая, Мраморная;        Каньоны и Долины: Большой каньон, Долина смерти, Долина гейзеров, Долина тысячи дымов.            Вулканы: Этна, Везувий, Фудзияма, Ключевская сопка;    Флора и Фауна: Большой барьерный риф, Антарктида.

Культурно-исторические ресурсы

Историко-культурный потенциал страны является основой культурного (познавательного) туризма и включает всю социо-культурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия:               - памятники археологии;          - культовая и гражданская архитектура;        - малые и большие исторические города;        - сельские поселения;           - музеи, театры, выставочные залы и др.;         - социокультурная инфраструктура;        - объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства, технические комплексы и сооружения.

Памятники археологии: Колизей, Сфинкс, Пирамиды, Великая китайская стена, Акрополь.            Культовая и гражданская архитектура: Лувр, Кремль, Бранденбургские ворота Исторические города: Рим, Париж, Херсонес, Новгород, Лондон, Берлин, Киото, Каир, Александрия, Бангкок.

Музеи и театры: Сиднейский театр, Большой театр, Ла-Скала, Музей мадам Тюсо.             Храмы и святые места: Афон, Иерусалим, Мекка, Св. София, Киево-Печерская лавра.           Социокультурная инфраструктура: трасса Монте-Карло, стадион Маракана.

ТР при хорошо поставленной рекламе могут стать не только храмы и пирамиды, но и вокзалы, мосты, электростанции, автомобильные заводы, а также винные погреба (дегустация вин). Экскурсионный тур «Винный путь» в Юж. Африке (Кейптаун) пользуется большой популярностью. Туристы с воодушевлением посещают алмазные копи в Йоханнесбурге.

К косвенным ресурсам относятся материально техническая база (отели, рестораны, развлечение), инфраструктура (транспорт, связь, коммуникации), трудовые ресурсы.

Резюме

Таким образом, международный туризм является важнейшей частью международной торговли услугами. С экономической точки зрения, туризм это производство и реализация тур услуги товаров различными организациями, располагающими туристскими ресурсами, т.е. природными и созданными человеком объектами, которые пригодны для создания туристского продукта. Современный туризм отличается высоким разнообразием видов: лечебный, экскурсионный, деловой, сельский и т. д. Типичные субъекты туриндустрии: предприятия размещения (отели, пансионы и т. п.), транспорт, туроператоры, туристские агентства, курорты, экскурсионные бюро, ассоциации и государственные органы по регулированию развития туризма, организация выставок и ярмарок. Немаловажными факторами, влияющими на развитие туризма стали развитие транспорта, связи, растущей мобильности, урбанизация, сокращение рабочего времени, рост общественного богатства.

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В ПЕРСПЕКТИВЕ

2.1Современное состояние  туризма в мире.

В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений – 14%.

Еще в 1950 г. Число туристов во всем мире составляло 25 млн, а оборот туристической индустрии – 2,1 млрд долл. США, то согласно данным Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО) в 2006 г. в мире было зарегистрировано 846 млн прибытий туристов, а поступления от международного туризма достигли 733 млрд долл. США. Всемирный охват международный туризм приобрел, начиная с 60 – 70-х годов ХХ в. В результате образовался мировой туристский рынок, в котором участвуют практически все страны.

Вместе с тем динамика международных туристских потоков крайне неравномерна, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов мира.(Приложение 1)

В целом 2006 г. стал рекордным для мировой туристской индустрии в связи с ростом туристских прибытий на 43 миллиона, или на 5,4%, по сравнению с 2005 г. Из них 22 миллиона приходятся на Европу, 12 миллионов – на Азиатско-Тихоокеанский регион и по 3 миллиона на Америку, Африку и Ближний Восток.[25, с15]

Наибольшее количество туристских прибытий зафиксировано в Европейском регионе благодаря объективным историческим и социально-экономическим факторам. Более чем на 9% увеличилось число туристских посещений в Африку, что является самым высоким показателем роста туристских посещений 2006 г. Динамично развивается также Азиатско-Тихоокеанский регион, открывший за последние десятилетия многие важные туристские направления и центры.

Основными целями международных туристических прибытий в 2006 г. являлись следующие: более половины – 430 миллионов, или 51% составили поездки с целью отдыха и рекреации, деловой туризм – 131 миллион, или 16%, остальные прибытия пришлись на другие цели, такие как посещения  друзей и родственников, паломничество, поездки с целью оздоровления и др.

Прибытия воздушным транспортом составили 46%, автомобильным – 43%, железнодорожным – 4%, водными путями – 7%. При этом, исходя из последних лет, следует отметить тенденцию к превалирующему росту туристских прибытий с использованием авиатранспорта.

Мировые поступления от туризма в 2006 г. составили 733 млрд долл. США. В абсолютном выражении они выросли за год на 57 млрд долл. США.(Приложение 2) Для многих стран затраты туристов на проживание, питание, местный транспорт, развлечения и посещения туристских достопримечательностей, шопинг и иные расходы составляют существенную долю в экономике, повышая при этом уровень занятости населения и возможности для дальнейшего развития. Так, например, в 2006 г. 75 стран мира заработали более 1 млрд долл. США, благодаря поступлениям от туризма.[25, с.17]

Если рассматривать абсолютные объемы поступлений от туризма, то мировым лидером продолжает оставаться Европа, получившая в 2006 г. дополнительно 26 млрд и набравшая в целом 374 млрд долл. США, что составляет 51% от общемировых туристских поступлений.

Приведенные данные не включают поступления от международного пассажирского транспорта, получаемые компаниями, находящимися за пределами постоянного места жительства путешественников, которые выделяются ЮНВТО в самостоятельную  категорию, именуемую «международный пассажирский транспорт». Несмотря на неполный статистический охват данной категории поступлений, они оцениваются в размере 17% от общих международных поступлений от туризма и пассажирского транспорта, или примерно 148 млрд долл. США, в 2006 г.

С учетом перечисленных затрат общая сумма поступлений составляет 881 млрд долл. США. Таким образом, ежедневно международный туризм дает около 2,4 млрд долл. США.

Данные о распределении туристских прибытий и поступлений от туризма в Европейском регионе (Приложение 3) показывают, что рост туристских прибытий наблюдался в 2006г. почти по всем странам Европы. Исключение составили Венгрия (-7,2%) и Турция (-6,7%). Наибольший рост туристских прибытий пришелся на Италию (12,4%), Германию (9,6%), Ирландию (9,1%), Великобританию (9,3%), Швейцарию (8,8%) и Грецию (8,6%), которые в последние годы проводят грамотную, последовательную и обширную рекламную кампанию на основных направляющих рынках. При этом лидерами в общей доле европейского рынка продолжают оставаться Франция (17,2%) и Испания (12,7%). Что касается международных туристских поступлений, то наиболее существенная их часть приходится на Испанию (13,6% от общеевропейских поступлений), Францию (11,5%) и Италию (10,2%).

Среди стран мирового рынка целесообразно выделить десятку лидеров как по международным туристским прибытиям, так и по поступлениям. (Приложение 4)

Следует подчеркнуть, что успехи многих стран в развитии туризма в 2006 году связаны прежде всего с проведением крупных международных событийных мероприятий. К ним относятся как спортивные, так и культурные события, такие как Зимние Олимпийские Игры в Турине, чемпионат мира по футболу в Германии, празднование 400-летия со дня рождения Рембрандта, 250-летия со дня рождения Моцарта, 125-летия со дня рождения Пикассо и многое другое.

Таким образом, анализ данных по международным туристским прибытиям и поступлениям от туризма за 2006 год показывает, что мировой туризм в целом не только сохранил свои позиции, но и существенно улучшил их. Согласно предварительным данным динамика международных туристских прибытий и поступлений в целом сохранилась и в 2007 году.

2.2 Современные тенденции развития мирового туризма.

Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее давление цен.

По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям в 2007 году, доля туризма в мировом ВВП составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей – 10,4%. Многие страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма. Так, в Австрии 8,6% в ВВП страны составляют прямые доходы от туризма и 15% - доходы с учетом мультипликативного эффекта, в Испании, соответственно, 6,8% и 18,2% , во Франции – 4,1% и 10,9%, в Хорватии – 8,5% и 19,0%, в Великобритании – 3,4 % и 9,1%, в Канаде – 3,4% и 11,0%, в Болгарии – 4,1% и 14,5%.[25, с 17]

Таким образом, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике.

Несомненно, быстро развивающаяся система низкобюджетных авиационных пассажирских перевозок также вносит свой существенный вклад в стимулирование спроса на туристские путешествия. Все это в совокупности позволило увеличить число международных туристских прибытий в Европу более чем на 22 млн.

В последние годы в мире наблюдается тенденция превышения темпов роста количества путешествующих в соседние страны или страны ближайших регионов над числом путешествующих в дальние страны. Некоторые эксперты связывают это с постоянной угрозой терроризма в мире, другие – с увеличением количества туристских поездок в год в связи с разбивкой отпусков. Эту тенденцию следует учитывать при формировании и проведении государственной политики, направленной на развитие въездного туризма.

К основным факторам, определяющим будущее туризма, следует отнести общие и отраслевые факторы, такие как конкуренция, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития.

Мировая туристская индустрия в последние годы сталкивается с постоянно растущим уровнем конкуренции между странами как внутри своего региона, так и за его пределами. В первую очередь на это указывают все более широкие, часто агрессивные меры рекламного воздействия при продвижении своего туристского продукта на внешних рынках. Кроме этого туристский спрос и туристское предложение зависят от ряда таких меняющихся факторов, как экономическое и финансовое развитие, влияние политики, проводимой государством, демографических и социальных изменений, развития инновационных технологий. Таким образом, усиление конкуренции как на рынке туристского спроса, так и на рынке туристского предложения является одной из существенных тенденций развития мирового туризма.

         Рост конкуренции на рынке туристского спроса происходит в результате действия следующих факторов:

· появления все большего числа стран с амбициозными экспансивными планами привлечения туристов;

· достижения пика насыщения некоторых форм и видов туризма, предлагаемых туристскими центрами и странами (например, на рынке пляжного отдыха).

Это требует от стран, стремящихся сохранить свою туристскую привлекательность, следующих действий:

·    попытаться сохранить баланс между ростом спроса и ростом предложения;

·    осуществлять планирование развития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития;

·    предусматривать долгосрочные инвестиции в сферу туризма;

·    обеспечить наличие ясных государственных стратегий развития туризма, гибкости и оперативности в принятии решений.

По мере того, как экономические выгоды, получаемые от туризма, становятся все более очевидными, отношение стран к международному туризму становится все более лояльным и ведет к уменьшению числа ограничений. Важным для проведения стратегической политики развития туризма является учет демографических тенденций, происходящих в Европе. В настоящее время статистика указывает на постоянный рост доли населения пожилого возраста в европейских странах с развитой экономикой, в то время как численность населения трудоспособного возраста переживает стагнацию. Результатом этого является растущий спрос на туристский продукт, предназначенный для так называемого «зрелого» сегмента туристского рынка.

В последние годы отчетливо прослеживается тенденция к усилению мер по охране окружающей среды. Европа в целом характеризуется сравнительно высокими стандартами уровня жизни людей и уровня их образования. Эти факторы объясняют повышенное внимание к вопросам охраны окружающей среды на континенте. На государственном уровне постоянно обсуждаются и принимаются решения по вопросам очистки воды и воздуха, переработки отходов, защиты природы и животного мира и др. Этому способствует высокий уровень внимания к данным проблемам со стороны средств массовой информации. В большинстве случаев рассмотрение вопросов охраны окружающей среды объединяется с вопросами развития туризма, что способствует привлечению особого внимания правительств европейских стран к вопросам так называемого «устойчивого» развития туризма, охватывающего проблемы развития туризма и защиты окружающей среды на комплексной взаимозависимой основе. Несомненно, повышенное внимание к данным вопросам создает условия для появления новых туристских продуктов как на уровне индивидуального туризма, связанного с экологическими интересами, так и массового туризма.

         Еще одна тенденция связана с тем, что большинство европейцев живут в густонаселенных урбанизированных районах. Это в значительной степени формирует туристские предпочтения в направлении сельского туризма, кратковременного отдыха, отдыха вне высокого сезона, активных видов туризма, кратковременных поездок в другие города с познавательными целями, выбора туров с проживанием не в гостиницах, а в апартаментах с самообслуживанием и др. В перспективе ожидается, что по мере того, как мир станет более изученным, и будет появляться все меньше новых туристских центров, усилится тенденция к путешествиям в более отдаленные, менее известные и малодоступные места.

         Вместе с тем развитие информационных технологий и общее снижение цен на туристские поездки относительно доходов населения способствуют увеличению числа туристов и во многом способствуют происходящему в настоящее время процессу глобализации. Как известно, вместе с глобализацией приходит единообразие. Поэтому все большее число людей предпочитают поездки в туристские центры, которые гарантируют избыток развлечений и хорошую погоду. В настоящее время существует большое число курортов, обеспечивающих потребности, характерные только для какого-либо одного сегмента туристского рынка. Например, это сугубо молодежный отдых или отдых по системе «все включено», который не предполагает общения туристов с местным населением и культурой принимающей страны, и вместе с тем сохраняет свою популярность среди туристов.

         В большинстве своем туристские предпочтения зарубежных туристов связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок.   

         Таким образом, общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт. Это требует постоянных активных действий со стороны стран, развивающих туризм, направленных на выделение приоритетных видов туристского продукта и создание условий для достижения приемлемого соотношения их цены и качества.

При проведении государственной политики в сфере туризма национальные туристские администрации большинства стран учитывают прогноз развития туризма в мире, составленный Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) – крупнейшей межправительственной организацией, являющейся специализированным учреждением ООН и насчитывающей в своем составе 153 страны. Согласно исследованию ЮНВТО «Туризм – панорама 2020» увеличение мировых туристских прибытий в период между 2000 и 2020гг. прогнозируется более чем вдвое (Приложение 5).

Прогноз показывает, что в 2010 г. число международных туристских прибытий должно превысить 1,0 млрд.чел., а к 2020г. – составить 1,56 млрд.чел., из которых 1,18 млрд.чел. будут путешествовать в пределах своих регионов (имеются в виду Европа, Америка, Африка и др.), и только 377 млн.чел. будут совершать дальние путешествия в другие регионы мира. Однако в целом в течение рассматриваемого периода дальние поездки в другие регионы мира будут расти быстрее, чем путешествия внутри своих регионов. Соотношение между внутрирегиональными и межрегиональными путешествиями изменятся от 82:18 в 1995г. до 76:24 в 2020г. При этом ожидается следующее распределение туристов по регионам: лидирующее место будет оставаться за Европой – 717 млн.туристов, второе место займет Восточная Азия/Тихоокеанский регион – 397 млн. туристов, третье займет Америка – 282 млн.туристов, за ней последуют (в порядке убывания) Африка, Ближний Восток и Южная Азия. В данном прогнозе предполагается, что к 2020 году Россия займет девятое место в мире по количеству туристских посещений.[25, с.18]

Международная практика показывает, что повышение конкурентоспособности туристского продукта любой страны на мировом рынке может быть достигнуто при условии выделения государственных бюджетных средств, достаточных для некоммерческого продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. При этом следует отметить, что для сферы туризма характерен кумулятивный эффект, когда максимальные показатели от вложенных средств в продвижение туристского продукта и туристскую инфраструктуру проявляются через несколько лет постоянных вложений этих средств. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию своей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт. Поэтому задача создания образа страны, благоприятной для посещения, является исключительно государственной задачей, что подтверждается мировой практикой. Несмотря на лидирующие мировые позиции в развитии туризма, ежегодный государственный бюджет, выделяемый Великобританией и Испанией, только на продвижение своего национального туристского продукта с целью увеличения въездного туристского потока, составляет соответственно 50,9 и 96,2 млн.евро. Большинство европейских стран, имеющих туристские ресурсы и стремящиеся развивать туризм, также вкладывают ощутимые средства в продвижение своих стран на мировом рынке, которые в среднем составляют около 31,7 млн. евро ежегодно.

Широкая рекламная кампания туристских возможностей страны способствует росту количества иностранных и отечественных туристов, а, следовательно, и росту поступлений в экономику страны. При этом следует учитывать значительный мультипликативный эффект туризма, развитие сопутствующих ему сфер экономической деятельности и рост занятости населения (косвенно 3-4 иностранных туриста обеспечивают 1 рабочее место в экономике страны). Однако необходимо отметить, что одним из главных законов рекламы является значительный объем, регулярность и продолжительность воздействия. Рекламная кампания начинает приносить экономический эффект только с определенного минимального порога. Опыт стран, продолжительное время вкладывающих значительные средства в государственную рекламу своего туристского продукта, показывает, что необходимо вкладывать средства не только на увеличение туристского потока, но и на поддержание стабильности существующего. Только грамотно построенная государственная стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющих рынках и носящая постоянный характер, позволяет сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей экономики.

С целью увеличения международных туристских прибытий мировая туристская общественность в лице ЮНВТО сформулировала следующие основные задачи, стоящие перед странами на ближайшее десятилетие:

·         повышение общей ответственности и роли координации со стороны правительств стран, делающих ставку на развитие туризма;

·         обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов необходимой информацией;

·        повышение роли государственной политики в сфере туризма;

·        усиление роли государственно-частных партнерств;

·        необходимость государственных вложений в развитие туризма, прежде всего в продвижение туристского продукта и развитие туристской инфраструктуры.[25, с.19]  

Резюме

Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее 10% - на Азию, Африку и Австралию вместе взятые. Подобное развитие международных туристических связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы международной торговли. Многие высокоразвитые страны Запада , такие, как Швейцария ,Австрия, Франция, значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма. Итак, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике. Туристическая отрасль входит в число экономических форвардов, дающих внушительную величину добавленной стоимости.

ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ТУРИЗМ В 2009 ГОДУ

Туризм среди прочих отраслей непроизводственной сферы экономики в большей степени подвержен воздействию внешних факторов. В этом смысле влияние глобального финансового кризиса на мировую туристскую индустрию не является исключением, и, конечно, большинство специалистов говорят о негативных последствиях нестабильности мировой экономики для дальнейшего развития туристского бизнеса.

Как сообщает Всемирная туристская организация,  большинство регионов мира во второй половине 2008 г. демонстрировали падение темпов роста международного туризма. Особенно это касается экзотических стран, дальнемагистральных направлений (Юго-Восточной Азии, Карибского региона) и фешенебельных курортов. При этом туристский рынок вошел в кризис раньше других отраслей. Уже с июня 2008 г. началась стагнация, а на некоторых направлениях наблюдалось снижение турпотока. В такой ситуации большинство туроператоров оказались не в состоянии оплатить чартеры и блоки мест в отелях, поскольку в условиях финансового кризиса банки отказывают в кредитах тем сферам экономики, которые являются низкодоходными и рисковыми. В связи с эти цены на размещение и авиаперелет растут, а число чартеров сокращается. Падение спроса на организованный отдых и увеличение затрат туроператоров уже привело к банкротству нескольких крупных туристических компаний. [29]

В среднесрочной перспективе также ожидается значительное снижение объема делового и корпоративного туризма, который пострадает от мирового экономического спада в большей степени, чем путешествия с целью отдыха и оздоровления. Это объясняется в первую очередь массовыми сокращениями в крупных компаниях. Многие деловые поездки связаны с участием или посещением специализированных выставок, а это финансируется из рекламного бюджета компании. В условиях кризиса сокращаются рекламные бюджеты фирм, следовательно снижается количество деловых поездок. Также наблюдается сокращение объемов основного производства и работы компаний, что тоже часто связано с командировками, следовательно потребность в них отпадает.

Финансовый кризис, как известно, ударил в первую очередь по среднему классу. При сокращении доходов люди начинают экономить на всем. На случай денежного краха, имеющиеся накопления все стараются вкладывать в товары, которые не потеряют своей ценности. А первое, что они исключают из списка затрат, это организация своего досуга. Также растет безработица, что совсем оставляет без доходов часть населения и делает невозможной оплату их отдыха. Если люди и не откажутся от отдыха, то возможна такая реакция, как изменение маршрутов и дальности поездок. Согласно прогнозам, туристы будут выбирать более близкие, недорогие направления, предпочитая маршруты по собственной стране или соседним государствам с использованием более экономичных транспортных средств. Уменьшатся также длительность поездок, их частота, расходы во время путешествий, снизится число пакетных туров, в том числе на пляжные курорты. Одновременно вырастет число поездок, бронируемых самостоятельно, в основном с размещением у друзей или родственников. Наибольшим спросом будут пользоваться поездки в те страны, валютный курс которых окажется наиболее выигрышным для туристов.

Мировой финансовый кризис повлиял и на российский туристский рынок. Совокупное снижение потребительского спроса к началу декабря 2008 г. составило 30-35%, на некоторых направлениях – до 50%. Некоторые туроператоры пытались привлечь туристов, снижая цены на турпродукт, однако, демпинговая ценовая политика весьма рискованна в условиях кризиса. Проблема банковских неплатежей также является серьезным поводом для беспокойства со стороны отечественных туроператоров. Не менее острой проблемой турбизнеса на фоне кризиса является авиаперевозка. Правительство гарантирует помощь российской авиации в размере 17 млрд. рублей, но она адресована лишь 3-4 авиакомпаниям, причем с государственным участием. [25,с. 12]

Негативные последствия финансового кризиса для туристской отрасли некоторые эксперты сравнивают с дефолтом в 1998 году. В то время тоже снизился турпоток, но тогда количество туристов уменьшилось незначительно. Ведь была девальвация, цена путевок уменьшилась, сейчас же этого не произойдет. Путевки, авиа - и железнодорожные билеты останутся дорогими, так как объективных причин для снижения цен нет, а вот денег у предприятий и граждан станет меньше. Основу стоимости авиабилетов составляют затраты на авиатопливо, а цены хоть немного и упали в последнее время, но остались по-прежнему достаточно высокими. Отдых на Байкале будет таким же дорогим для москвичей, как, к примеру, поездка в Турцию или Египет. Это объясняется просто. Себестоимость турпутевки, которую составляет завышенная плата за аренду земли, затраты на содержание и благоустройство турбаз, транспортные расходы – по-прежнему останется высокой, это не зависит от туроператоров.

Сложившаяся ситуация вынуждает участников туристского рынка создавать антикризисные программы.

Неизбежно уменьшение глубины продаж: люди не могут планировать отдых на 3-6 месяцев вперед. Кризис способствует изменению структуры спроса: возрастает интерес к низкобюджетному отдыху и внутреннему туризму. В экономически нестабильные периоды хорошо продаются самые дорогие и самые дешевые туры. В условиях нарастающего финансового кризиса те виды отдыха, которые раньше были ориентированы на узкий круг людей, постепенно приобретают массовый характер: потребители среднего класса начинают выбирать более бюджетные виды. Игроки западного туристского рынка пытаются развивать новые виды туризма: «филантропические» путешествия — туры, которые представляют собой сочетание отдыха класса люкс и социальных программ; каучсерфинг - с предоставлением бесплатного ночлега.

Столичные и региональные агентства намерены оптимизировать затраты – на рекламу, услуги связи. В период кризиса, для туроператоров реклама наиболее эффективна. Сокращение штатов, снижение зарплат и бюджетов ведет к падению спроса.

Главный вопрос, интересующий рядового туриста - на кого можно положиться в организации отдыха. Для туркомпаний, характеризующихся небольшими объемами операций, ограниченным ассортиментом и узкой сетью дилеров, высока вероятность банкротства или поглощения. Крупные туроператоры стремятся контролировать всю цепочку: путем постройки собственных отелей и покупки доли в авиапредприятиях. В начале декабря 2008 г. Государственной Думой РФ были приняты поправки к ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», законодательно увеличившие размер обязательных финансовых гарантий для туроператоров.    

Резюме                                                                                                             Мировой финансовый кризис, затронувший туристский рынок, оказал значительное влияние на поведение и взаимодействие его основных участников, вынуждая их приспосабливаться к сложившейся ситуации и разрабатывать стратегию поведения в новых условиях, а также комплекс антикризисных мер. Необходимо тесное сотрудничество отрасли и государства с целью выработки совместных действий для преодоления кризисных явлений.

                

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ туристской индустрии в достаточной   мере позволил достигнуть цели исследования и выполнить задачи, поставленные перед ним. Подводя итог под всей работой, можно сделать ряд важных выводов относительно потенциала роста мирового рынка туризма. Новые технологии в туризме и сопредельных областях экономики будут способствовать резкому рывку в развитии сферы путешествий. Недаром XXI век объявлен веком сферы обслуживания. Политическая, социальная и финансовая интеграция многих стран создаст оптимальные условия для развития и совершенствования гостиничной, транспортной, торговой инфраструктуры и других ресурсов туристского рынка, а также обеспечения безопасности туристов во время путешествий, охраны и бережного использования в целях туризма окружающей среды не только в развитых, но и в развивающихся странах. Есть основания утверждать, что мировой туризм имеет огромный потенциал и, следовательно, можно оценивать перспективы его развития на первые десятилетия XXI века.

Социальные и экономические тенденции в развитых странах позволяют предположить рост спроса на международный туризм.

Увеличение оплачиваемого отпуска, рост личного располагаемого дохода, повышение уровня образования, стремление к познанию другой культуры - важные факторы, влияющие на развитие мирового туристского рынка.

Туризм оказывает положительное влияние на сохранение мира во всем мире. Повышение интереса одного народа к культуре другого ведет к взаимопониманию.

Однако в условиях финансового кризиса, как и любая экономическая отрасль, сфера туризма терпит определенные потери, требует поддержки и стимулирования.

Регулирование туристской деятельности должно сочетать в себе саморегулирование, основанное на законах свободного рынка, и государственное регулирование в особо важных вопросах и, в частности, касающихся законотворчества. Слишком жесткое государственное регулирование и большое количество законов могут привести к повышению цен, ограничению ассортимента, снижению инноваций и конкуренции в отрасли международного туризма.

 Международный туризм является относительно молодой отраслью в мире и еще много сил предстоит приложить для ее совершенствования.

Список используемой литературы

  1.  Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности» с изменениями от 5 февраля 2007г.
  2.  Быстров С. А., Воронцова М. Г. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. – СПб.: "Издательский дом Герда", 2007.
  3.  Воскресенский В. Ю. Основы социально-экономической и рекреационной географии мира: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2004
  4.  География туризма. Под. Ред. Александровой Ю. А. М.: «КНОРУС», 2008
  5.  Скобкин С. С.. Актуальные проблемы индустрии гостеприимства: Учебное пособие. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2006.
  6.  Жуков А. А., Закорин Н. Д. Инновационные аспекты управленческой деятельности на предприятиях сферы туризма: Монография. – СПб.,2006.
  7.  Здоров А. Б. Экономика туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007
  8.  Каурова А. Д.. Организация сферы туризма: Учебное пособие.— СПб: «Издательский дом Герда» 2004
  9.  Морозов М. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений/ Михаил Анатольевич Морозов. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  10.  Менеджмент в туризме: учеб. пособие / С. С. Скобкин – М.: Магистр, 2007
  11.   Организация сферы туризма: Учебное пособие. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2004
  12.  Основы туристской деятельности: Учебник /Зорина Г. И., Ильина Е. Н., Мошняга Е. В. и др.; Сост. Е. Н. Ильина. – М.: Советский спорт, 2000.
  13.  Остроумов О. В. Туризм. Продвижение российского турпродукта: возможности и реальность: учеб.-метод. Пособие/ Под ред. Путрика Ю. С. – М.: М.: Финансы и статистика, 2007.
  14.  Проурзин Л. Ю. Туризм как экономический приоритет. М.: Новый век, 2004 г.
  15.  Простаков И. В. Иностранные термины в турбизнесе: краткий толковый словарь. М,: Финансы и статистика, 2005
  16.  Рябова И. А., Исмаев Д. К., Путилина С. Н. Словарь международных туристских терминов (русско-английско-французско-немецкий). М.: ООО «КНИГОДЕЛ»: МАТГР, 2005.
  17.  Сенин В. С. Организация международного туризма. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  18.  Стратегическое планирование развития туризма. В двух частях. Часть 1. Планирование развития туризма на региональном уровне: учеб. пособие /Ю. С. Путрик, С. В. Жадовская, Ю. В. Забаев, И. Ю. Кушнарева; под ред. Ю. С. Путрика. – М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2006
  19.  Смирнов А. Ю. Международные отношения стран зарубежной Европы 1945–2004 гг.: Курс лекций.— Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2005
  20.  Севастьянова С. А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учебное пособие М.: КНОРУС, 2007
  21.  Самойленко А. А., География туризма: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  22.  Филиппова И. Г., Погодина В. Л., Лукьянов В. А. География туризма.: учебник. Под ред. Богданова Е. А.- СПб.: Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2007
  23.  Туризм: практика, проблемы, перспективы. Журнал. №02 2009
  24.  Туризм: право и экономика. Журнал. №2 (25) 2008
  25.  Международная экономика. Журнал. №2 2009
  26.  UNWTO. World Tourism Barometr/ Volume 7. No 1. Januaru 2009
  27.  www.yandex.ru
  28.  www. world-tourism. org
  29.  www. turizm. ru - российская туристская газета

3 Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности» с изменениями от 2007г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27705. Умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью (ст. ст. 111, 112 УК). Признаки тяжкого и средней тяжести вреда здоровью. Отличие преступления, предусмотренного ч.4 ст. 111 УК, от убийства 37 KB
  Признаки тяжкого и средней тяжести вреда здоровью. Кроме того причинение тяжкого вреда здоровью приносит длительные физические страдания инвалидность и прочие негативные для потерпевшего последствия. 2 Объективная сторона: выражается в противоправном причинении тяжкого вреда здоровью человека.
27707. Условное осуждение. Основания, условия и порядок его применения. Условия продления испытательного срок и отмены условного осуждения 32 KB
  Условия продления испытательного срок и отмены условного осуждения. Применение условного осуждения возможно только при назначении наказания в виде: – исправительных работ; – ограничения по военной службе; – ограничения свободы; – содержания в дисциплинарной воинской части; – лишения свободы на срок до восьми лет. Законодатель ограничивает возможность применения условного осуждения не только определенными видами наказания но и максимальным сроком. Закон предусматривает возможность применения условного осуждения при назначении лишения свободы...
27710. Хулиганство (ст. 213 УК). Отличие этого преступления от вандализма (ст. 214 УК) 55 KB
  При квалификации действий лица по пункту а части 1 статьи 213 УК РФ судам следует при необходимости на основании заключения эксперта устанавливать является ли примененный при хулиганстве предмет оружием предназначенным для поражения живой или иной цели. В случаях когда в процессе совершения хулиганства лицо использует животных представляющих опасность для жизни или здоровья человека содеянное с учетом конкретных обстоятельств дела может быть квалифицировано по пункту а части 1 статьи 213 УК РФ. дает основание для квалификации содеянного...
27712. Принудительные меры медицинского характера. Виды, основания применения и порядок исполнения. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера 34.5 KB
  Продление изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера. Принудительные меры медицинского характера это установленные уголовным законом меры государственного принуждения применяемые к лицам совершившим преступление и нуждающимся в лечении с целью их излечения и предупреждения с их стороны совершения новых общественно опасных деяний. Принудительные меры медицинского характера сами по себе наказанием не являются отрицательной оценки деяния от имени государства не выражают кары в себе не содержат судимости...