42899

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Книга

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Курсовая работа является самостоятельной научной работой студента и должна отражать приобретенные им знания и результаты исследования по общим и специальным разделам управления персоналом в рамках выбранной темы. Тематика курсового проектирования определяется программой дисциплины «Управление персоналом».

Русский

2013-11-02

46.06 KB

3 чел.

Курсовая работа

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению курсовой работы по дисциплине " УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
"

Введение

В процессе изучения дисциплины студенты выполняют курсовую работу по одному из теоретических вопросов на примере организации, самостоятельно выбранной студентом в качестве объекта исследования.

Курсовая работа является самостоятельной научной работой студента и должна отражать приобретенные им знания и результаты исследования по общим и специальным разделам управления персоналом в рамках выбранной темы. Тематика курсового проектирования определяется программой дисциплины «Управление персоналом».

Целью курсовой работы является закрепление знаний, полученных студентом при изучении дисциплины «Управление персоналом», овладение методами современных научных исследований, привитие умения правильно и логично излагать свои мысли.

Настоящие методические рекомендации призваны помочь студенту рационально организовать труд по выполнению курсовой работы, учесть все основные требования. Приступая к курсовой работе, следует внимательно ознакомиться с разделом, посвященным организационным вопросам выполнения курсовой работы и только после этого обращаться к остальным разделам методических рекомендаций. Их четкое выполнение может служить гарантией качества курсовой работы, и, следовательно, высокой оценки.

Выполнение курсового проекта предполагает консультационную помощь со стороны преподавателя и творческое развитие студентом темы и разделов курсового проекта.

1. Общие требования к курсовой работе

Курсовая работа выполняется в соответствии с учебным планом в установленные сроки.

Методические рекомендации содержат информацию о процедуре выбора темы, о технологии курсового исследования и подготовки курсовой работы. Курсовая работа – важный элемент оценки подготовленности студента.

Курсовая работа должна воплотить в себе завершенное, самостоятельное, исследование одного из вопросов изучаемой дисциплины.

В процессе написания курсовой работы студент:

  1.   углубляет и систематизирует полученные в период обучения теоретические знания;
  2.   практикуется в сборе и научном анализе информации о деятельности органов управления персоналом предприятий.
  3.   осваивает практику самостоятельной исследовательской и творческой работы;
  4.   осваивает приемы научной аргументации.

Курсовая работа должна отразить результаты проведенного исследования одной из актуальных проблем по управлению персоналом.

Курсовая работа должна:

  1.   основываться на современной теоретической и методологической базе;
  2.   отражать реальную социально-экономическую ситуацию, и насущные потребности управления персоналом;
  3.   достаточно полно охватывать проблему, выбранную в качестве предмета курсового исследования;
  4.   отражать основные позиции российской и зарубежной науки в отношении предмета курсового исследования;
  5.   содержать анализ опыта и практики деятельности органов управления персоналом;
  6.   демонстрировать умение студента использовать полученные знания и навыки для анализа социально-экономических процессов и разработки проектов управленческих решений;
  7.   содержать обоснованные выводы, и предложения, направленные на повышение эффективности системы управления персоналом;
  8.   иметь оформление, соответствующее требованиям, предъявляемым к научным работам.

На первом этапе выполнения курсовой работы студент должен сформировать представление о сущности и основных категориях предмета курсового исследования, перспективах сбора статистических и нормативных данных.

ВНИМАНИЕ!

НОМЕР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ ПОСЛЕДНЕЙ ЦИФРЕ РЕГИСТРАЦИОННОГО НОМЕРА СТУДЕНТА: ОТ 1 ДО 0.

НАПРИМЕР: курсовая работа №1 соответствует регистрационному номеру ВБ0010021,    (мой регистрационный номерGG1000288)

Курсовая работа №6 – ГММ030046 и т.д., курсовая работа № 10 - ГМУ040030.

1.1. Список тем курсовых работ

  1.  1. Совершенствование системы аттестации персонала на предприятии.
  2.  2. Разработка системы обучения персонала.
  3.  3. Управление карьерой в организации. Разработка плана управления карьерой .
  4.  4. Совершенствование системы стратегического управления персоналом в организации.
  5.  5. Проектирование системы управления адаптацией персонала.
  6.  6. Разработка процедур набора и отбора персонала.
  7.  7. Инновационный и социальный характер современного этапа развития управления персоналом.
  8.  8. Определение экономического ущерба, вызванного текучестью кадров.
  9.  9. Совершенствование процесса определения потребности в персонале.
  10.  10. Анализ форм и методов повышения квалификации кадров, разработка планов профессионального развития персонала.

Тема курсового проекта может быть уточнена при согласовании с преподавателем.

1.2. Структура курсовой работы

За основу рекомендуется принять структуру (состав основных разделов) курсового проекта (в скобках указан примерный объем в страницах каждого раздела), приведенную ниже.

Введение - 1 стр.

1. Методологическая характеристика проблемы - 5 стр.

2. Аналитическая часть

2.1. Методика анализа системы управления по рассматриваемому направлению для конкретного объекта - 3 стр.

2.2. Современное состояние проблемы - 5 стр.

2.3. Тенденции развития рассматриваемой проблемы - 5 стр.

2.4. Факторы, способствующие эффективному развитию рассматриваемого направления - 3 стр.

3. Разработка организационного проекта по рассматриваемой проблеме - 10 стр.

Заключение - 1 стр.

Литература - 1 стр.

Исходя из рекомендуемой структуры курсового проекта, его объем должен составлять примерно 30-35 страниц текста.

Методологическая характеристика проблемы излагается студентом с использованием современной научно-практической литературы. Аналитическая и проектная части работы раскрываются с использованием фактических материалов организации, выбранной студентом для исследования. В проекте должен быть отражен передовой отечественный и зарубежный опыт управления персоналом.

2. Содержание основных разделов курсовой работы

2.1. План курсовой работы

Планирование курсового исследования является важным условием высокого качества курсовой работы. При составлении плана рекомендуется ознакомиться с литературными источниками. На этапе предварительного знакомства с литературой лучше вести работу в следующей последовательности:

  1.  1. Учебники и учебные пособия по выбранной тематике;
  2.  2. Монографии;
  3.  3. Статьи в ведущих профильных журналах за последние 2-3 года. Изучение публикаций в журналах лучше начинать с последнего номера в году, где, как правило, содержится перечень всех публикаций, представленных в журнале в течение календарного года.

Подбор и изучение основного массива теоретической и правовой информации осуществляется студентом самостоятельно. Следует учесть, что в список литературы необходимо включить не менее 15 источников по теме курсовой работы, в том числе и Интернет-ресурсы.

После знакомства с основными теоретическими идеями выбранной темы и отбора необходимой литературы составляется первоначальный план курсовой работы. При составлении плана более тщательно рассматривается содержание каждой главы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав (разделов), заключения, списка использованной литературы и приложений.

В планах обязательно должны предусматриваться разделы (главы, параграфы), посвященные анализу практического материала.

Окончательный вариант плана оформляется в виде оглавления и содержит перечень основных разделов работы с указанием страниц, на которых они расположены. Оно позволяет ориентироваться в структуре курсового исследования и быстро находить интересующую информацию.

2.2. Введение

Введение пишется по строго определенной схеме и обязательно должно содержать следующую информацию:

  1.   актуальность темы;
  2.   объект и предмет исследования;
  3.   цели и задачи работы;
  4.   методологическая основа исследования;
  5.   практическая значимость работы.

Актуальность и степень разработанности темы показывает, насколько важным в сегодняшних условиях является изучение выбранной студентом темы. Актуальность выбранной темы может быть обусловлена, например, необходимостью выработки научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом организации.

Указание на разработанность проблемы позволяет, с одной стороны, выяснить степень знакомства студента со специальной литературой, а с другой - оценить в дальнейшем личный вклад студента в решение поставленных в работе проблем. Рекомендуется в этой части введения привести фамилии наиболее известных авторов, работающих в данной области и кратко указать полученные ими основные результаты, а также вопросы, уровень рассмотрения которых является недостаточным с точки зрения потребностей теории и практики.

Объект исследования - работа с кадрами службы управления персоналом предприятия, по теме исследования Предмет - это та часть, сторона объекта, которая будет изучаться. Важно понять, что формулировка объекта и предмета исследования определяет логику дальнейшего анализа. Имея один и тот же объект исследования, можно рассматривать его разные стороны, и, соответственно, иметь разные предметы исследования одного и того же объекта.

Следующий шаг – это формулировка цели и задач исследования. Цель представляет собой конечный результат исследования, то, ради чего оно выполнялось. Цель работы конкретизируется в поставленных задачах, которые являются «ступеньками», ведущими к ее достижению. Цели и задачи должны быть конкретными и четкими. Для этого рекомендуется использовать такие глагольные формы и речевые обороты, как «изучить…», «провести анализ…», «выявить связь…», «оценить уровень…», «разработать методику…» и др.

Введение должно быть кратким (1- 1,5 страницы в зависимости от объема всей работы) и четким. Его не следует перегружать общими фразами. Главное, чтобы любой читатель понял, чему посвящена работа, какие задачи автор сам для себя наметил. При оценке работы учитывается, насколько автор сумел реализовать цели, которые заявлены им во введении.

2.3. Основная часть

Основная часть - наиболее сложная, важная и трудоемкая часть курсовой работы. Она содержит материал, отражающий результат исследований студента по избранной теме.

Основная часть курсовой работы призвана отразить сущность проблемы, содержание курсового исследования и его результаты. Структура основной части работы состоит из двух или трех глав. Каждая глава имеет название и состоит из двух-четырех параграфов. Слишком малое и слишком большое количество глав и параграфов в работе свидетельствует о том, что студент недостаточно глубоко разобрался в теме и не смог хорошо структурировать собранный материал. Материал, представленный в каждой из глав, должен быть примерно равноценным по объему.

Содержание глав и параграфов должно иметь внутреннюю логическую связь, а его раскрытие следует вести последовательно и аргументировано, с использованием научной лексики, в соответствии с нормами русского литературного языка.

Наряду с общими требованиями, существуют и специфические, которые предъявляются к отдельным главам основной части работы.

В начале каждой главы допустимо небольшое введение. В конце глав и параграфов желательно сделать краткие обобщения и выводы.

Введения и заключения по основным разделам работы обеспечивают решение двух задач. Во-первых, с их помощью достигается смысловая целостность работы и “плавность” перехода от одного раздела работы к другому. Во-вторых, обобщения и выводы по каждому разделу позволяют подчеркнуть самые интересные и ценные положения работы, в том числе авторские идеи, предложения и рекомендации.

2.4. Теоретический раздел работы

Методологическая характеристика проблемы

Первая глава работы, как правило, имеет теоретический, вводный характер. Она содержит общий обзор исследуемой проблемы и должна быть посвящена изучению теории вопроса. Здесь дается трактовка основных понятий и категорий, обзор литературы, анализ различных точек зрения и обобщение подходов. В ней должны быть раскрыты:

  1.   сущность исследуемого вопроса, т.е. установлено, в чем главная цель реализации рассматриваемой проблемы в деятельности организации и какие процессы (организационные, экономические, социальные) составляют основу данного вопроса;
  2.   состав и краткое содержание принципов и методов реализации изучаемой проблемы на практике;
  3.   характеристика степени проработанности темы в литературных источниках (монографиях, журнальных и газетных статьях, материалах конференций и т.п.), что в итоге должно выразиться в достаточно полном перечне литературы, приведенном в конце курсового проекта.

В данном разделе необходимо указать, какое место занимает рассматриваемая проблема в сложившейся системе управления организацией; какой опыт (как положительный, так и негативный) накоплен в нашей стране и за рубежом по осуществлению организационного, экономического, правового и т.п. механизма реализации проблемы.

При разработке данного и последующих разделов курсового проекта следует иметь в виду, что те материалы по выбранной теме, которые содержатся в лекциях и имеющихся учебниках и учебных пособиях, должны восприниматься студентом как уже известные истины, и если при этом студентом не высказываются оригинальные суждения, то эти материалы не подлежат описанию.

2.5. Практический раздел

2.5.1. Аналитическая часть работы

Вопросы, касающиеся практической деятельности органов управления персоналом, как правило, излагаются во второй главе.

2.5.1.1 Методика анализа системы управления персоналом по рассматриваемому направлению для конкретного объекта.

Основная задача, которую должен решить студент при выполнении данного раздела, формулируется следующим образом: разработать основные положения методики, которая позволяла бы на конкретном примере (организации) оценить уровень организации процессов управления (имеются в виду процессы, реализующие сформулированную в наименовании темы целевую задачу).

При выполнении данного этапа должен быть указан способ получения информации (или исходных данных для расчета), позволяющей оценить фактическое состояние показателя. Описание способов получения информации должно сопровождаться приведением форм аналитических таблиц, бланков экспертных оценок и т.п. с указанием правил их заполнения. Также необходимо указать, какие нормативные (целевые) значения должен принимать тот или иной показатель (со ссылкой на источник информации).

2.5.1. 2. Современное состояние проблемы

Для того чтобы проанализировать современное состояние проблемы, необходимо выполнить следующее:

- необходимо охарактеризовать и зафиксировать особенности организации, к условиям которой будет привязана практическая часть работы. Под особенностями следует понимать, например, размер организации, характер ее производственной и управленческой оргструктуры, направленность деятельности (производственная, научно-производственная, научно-техническая, оказание тех или иных видов услуг) и характер продукции или услуг, организационно-экономический механизм управления организацией;

- проанализировать показатели производственной или иной деятельности, оказывающих влияние на реализацию поставленных целей. Показатели могут быть как количественными, так и качественными и характеризовать степень достижения целей (или давать ответ на вопрос: достигается данная цель или нет). Так, например, эти показатели могут характеризовать с различных сторон такие направления анализа, как состояние текучести кадров (внутрипроизводственной или внешней), уровень стабильности какого-либо коллектива и состояние его морально-психологического климата, уровень производственной дисциплины, результаты производственной деятельности того или иного коллектива;

- проанализировать деятельность системы управления персоналом организации по рассматриваемой проблеме. На данном этапе по результатам анализа состояния системы управления персоналом определяется, что мы хотим получить в результате совершенствования системы управления персоналом; определить субъект управления или, другими словами, установить состав звеньев управления, воздействующих на реализацию целей системы. Под звеном управления понимаются подразделения структуры или должностные лица согласно их месту в структуре. Этот состав звеньев может уточняться в процессе анализа;

- далее необходимо провести анализ общих функций управления с точки зрения установления причин отклонений в производственной системе и причин неэффективной организации процесса управления персоналом. Под общими функциями управления понимаются следующие: планирование, организация, регулирование, учет и контроль, стимулирование. Другими словами, в рамках рассматриваемой проблемы по каждой общей функции управления (например, планирование повышения квалификации кадров, регулирование процесса управления кадровым резервом и т.д.), следует установить причины неэффективности управляющей системы и причины негативной ситуации в производственной системе;

- уточнить цели и задачи системы управления персоналом рассматриваемой организации по теме исследования.

Необходимо подчеркнуть, что при выполнении всех этапов следует иметь в виду конкретный тип объекта исследования и учитывать его характерные особенности в курсовом проекте.

2.5.1.3. Тенденции развития рассматриваемой проблемы

Исходя из характеристики современного состояния проблемы, а также на основании краткого анализа направлений ее развития за определенный период времени необходимо сформулировать прогнозную оценку ситуаций: к каким последствиям (негативным или позитивным) приведет дальнейшее развитие рассматриваемой проблемы в том или ином направлении.

2.5.4. Факторы, способствующие эффективному развитию рассматриваемого направления

Этот раздел концентрирует в себе выводы по результатам разработки аналитической части. В тезисной форме следует подвести общий итог, характеризующий современное состояние проблемы, тенденции ее развития, нерешенность ряда методических вопросов как в теоретических разработках, так и в практике предприятий по организации управления персоналом.

Таким образом, в аналитической части работы следует:

  1.   рассмотреть организационную базу решения проблемы;
  2.   исследовать состав и взаимодействие органов управления, деятельность которых связана с решением проблемы;
  3.   особое внимание уделить оценке кадрового, финансового, информационного и прочих факторов, обеспечивающих эффективность работы органов управления персоналом, сориентированных на решение проблемы, выбранной в качестве предмета курсового исследования.

2.5.5. Разработка организационного проекта по рассматриваемой проблеме

Организационный проект должен обеспечивать реализацию целей, поставленных перед системой управления персоналом по исследуемой проблеме.

Работая над организационным проектом курсового исследования, студент должен:

  1.   использовать современные приемы сбора и анализа информации о деятельности органов по управлению персоналом, касающейся непосредственно исследуемой темы;
  2.   объективно оценивать положительные и отрицательные моменты в практике решения изучаемой проблемы;
  3.   выявлять на практике социально-экономические тенденции и закономерности, обусловленные существованием и развитием изучаемого вопроса;
  4.   изыскивать пути и методы решения исследуемой проблемы;
  5.   проводить необходимые расчеты;
  6.   в рамках выбранной темы вырабатывать рекомендации по повышению эффективности работы органов управления персоналом.

Для сбора практического материала по исследуемой теме, студент может пользоваться методами: документальным, интервьюирования, опроса и анкетирования, хронометража и фотографии рабочего времени служащих, включенного наблюдения, контентного анализа.

При этом в соответствии с темой курсовой работы студент ДОЛЖЕН:

  1.  критически изучить разработанные в организации документы, выявить их достоинства и отметить недостатки. В конечном итоге анализ документов должен дать ответы на вопросы: Позволяют ли используемые в организации документы решать насущные задачи управления персоналом? Соответствуют ли изученные документы передовому отечественному и зарубежному опыту?
  2.  подготовить перечень вопросов для собеседования с работниками организации, формы аналитических таблиц, бланков экспертных оценок и т.п. с указанием правил их заполнения;
  3.  провести серию последовательных интервью: со специалистом отдела персонала; с руководителем подразделения; с работником организации;
  4.  проанализировать и оценить результаты интервьюирования;
  5.  самостоятельно разработать анкету, которая должна содержать четкие критерии, позволяющие оценить работника по наличию профессиональных навыков и умений, по уровню культуры и образования, его моральных качеств и характеристик. Анкета должна содержать не менее 10 вопросов;
  6.  Провести анкетирование, проанализировать и оценить результаты анкетирования.
  7.  разработать соответствующие бланки (формы) личностных вопросников; тестов интеллектуальных способностей; тестов на оценку специальных способностей и уровня профессиональных знаний и обосновать их структуру и содержание применительно к исследуемой теме.

Выбор методов получения информации зависит от уровня управления персоналом в организации, от доступности информации и темы курсовой работы. При подготовке курсовой работы целесообразно использовать совокупность методов.

На основе выполненного анализа студент предлагает практические рекомендации и конкретные решения, направленные на совершенствование изучаемых процессов и явлений. Рекомендации должны быть конкретными и вытекать из результатов предыдущего анализа. Здесь же необходимо представить не менее 2-3 хорошо продуманных и проработанных рекомендаций. При отсутствии рекомендаций или при их расплывчатости, неконкретности работа не может быть оценена выше, чем на «удовлетворительно».

Практическая часть завершается экономическим обоснованием эффективности проектных предложений, в котором указываются источники социально-экономической эффективности, последовательность их расчета, исходные данные и формулы для расчета, возможные затраты (текущие и капитальные) для расчета экономического эффекта от реализации проектных предложений, а также оценкой деятельности органов управления персоналом при решении проблемы, обозначенной в качестве темы курсовой работы.

Очередность и содержание разделов работы должны соответствовать принципу логической и смысловой целостности, который требует безусловной подчиненности всех частей работы теме курсового исследования и последовательной смысловой взаимосвязи всех разделов работы. Указанное условие достигается за счет использования небольших введений и выводов по каждому разделу работы.

2.6. Заключение

Заключение является логическим завершением курсовой работы. Оно призвано показать, выполнены ли поставленные во введении задачи, достигнута ли цель работы. Правильно сформулированное заключение является важным условием качественного оформления курсовой работы. Если введение должно было дать читателю первичное представление о проблеме исследования и о целях автора - заключение покажет, чего добился автор в своей работе над проблемой.

Все важное, интересное и проблематичное, что обнаружил автор работы должно быть в сжатой форме изложено в заключении. Все существенные обобщения, выводы, а самое главное, все рекомендации которые автор сумел разработать в ходе курсового исследования также должны быть представлены в заключении.

Следует особо подчеркнуть, что заключение пишется по всей работе, а не только по последней главе. Желательно, чтобы в нем содержалась информация о проблемах, которые остались нерешенными и требуют дальнейших исследований. Наличие таких сведений не свидетельствует о слабости работы. Напротив, оно показывает осознание студентом глубины изучаемой проблемы и сложности ее решения.

Заключение должно содержать:

  1.   выводы, сделанные автором по каждому разделу работы;
  2.   авторскую оценку полноты решения поставленных задач;
  3.   рекомендации о направлениях дальнейшего исследования проблемы.

Заключение обычно занимает 1-2 страницы машинописного текста.

3. Оформление курсовой работы

3.1. Общие положения

Курсовая работа может быть представлена в печатном или компьютерном вариантах. Формат (А-4). Шрифт Times New Roman Cyr, размер шрифта – 12, межстрочный интервал - 1,5. Размеры полей: левое поле - 25 мм, правое поле - 10 мм, верхнее и нижнее поля - по 20 мм. выравнивание по ширине страницы.

Объем курсовой работы 25– 30 листов (без приложений). Значительное превышение объема (более 35 страниц) рассматривается как недостаток работы и расценивается как неспособность студента кратко и четко излагать свои мысли, отбирать существенный материал. Также является недостатком слишком малый объем работы (менее 25 стр.), свидетельствующий о недостаточной глубине раскрытия темы. Не допускается включение в работу параграфов объемом менее двух страниц, и глав, не имеющих деления на параграфы.

Страницы нумеруются арабскими цифрами, начиная со второй (оглавление) и заканчивая списком литературы. Приложения в общую нумерацию страниц не входят. Первая страница на титульном листе не печатается. Номер ставится в нижнем правом углу листа или внизу посредине. В тексте курсовой работы сокращение слов, кроме общепринятых, не допускается.

Курсовая работа должна включать:

  1.  1. Титульный лист.
  2.  2. Оглавление.
  3.  3. Введение.
  4.  4.Основную часть.
  5.  5. Заключение.
  6.  6. Список литературы.
  7.  7. Приложения.

3.2. Оформление титульного листа

Титульный лист дает первичную информацию о работе. Он является первой страницей работы и оформляется строго в соответствии с образцом, представленным в приложении, и не нумеруется.

3.3. Оформление оглавления

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся названия всех глав с разбивкой их на параграфы с указанием страниц, с которых они начинаются. Оглавление должно строго соответствовать заголовкам в тексте.

3.4. Оформление основной части

Введение, заключение, каждую главу следует располагать друг за другом с промежутком в три интервала, а параграфы в полтора интервала. Необходимо выделять жирным (или прописным) шрифтом заголовки глав и параграфов, не подчеркивая их. Названия глав и параграфов печатаются в середине строки без кавычек и точки в конце. Если заголовки содержат несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Главы должны иметь порядковую нумерацию, в частности, 1,2,3, а параграфы - порядковую нумерацию в пределах каждой главы (1.1., 1.2., 1.3. ..., 2.1., 2.2. и т.д.). Перед названием главы пишется: Глава (её порядковый номер и ставится точка), перед названием параграфа ставится только его порядковый номер (слово “параграф” не пишется, знак «§» не ставится). Текст курсовой работы пишется с выделением абзацев.

Материал должен быть изложен четко, ясно, с использованием научной терминологии. Недопустимо применять обороты разговорной речи или публицистический стиль (за исключением цитат из газетных, журнальных статей). Изложение материала должно вестись либо от третьего лица единственного числа, либо первого лица множественного лица, либо с использованием безличных оборотов. Например: «Можно предположить, что…», «Представляется важным…», «Автор считает, что …», «По мнению автора …», «На наш взгляд…».Необходимо избегать повторений и общеизвестных положений, содержащихся в учебниках и учебных пособиях и не играющих существенной роли в решении поставленных задач. Малоизвестные или разноречивые понятия необходимо пояснять, делая ссылку на авторов, высказывающих разные мнения.

3.5. Оформление цитат и иллюстраций

При цитировании или использовании выводов, положений, статистических данных, таблиц, рисунков и т.д., заимствованных у других авторов, необходимы ссылки на источники. Недопустимо включать в курсовую работу фрагменты текстов других авторов, а также цифровой материал без ссылок на источник. Цитаты выделяются кавычками и снабжаются ссылками на источники. При цитировании допустимо использовать современные орфографию и пунктуацию, опускать слова, обозначая пропуск многоточием, если мысль автора не искажается. Ссылка на литературный источник оформляется по тексту в квадратных скобках. Она дается по номеру в списке литературы с указанием страницы, откуда взята выдержка из текста. Порядковый номер источника отделяется от страницы занятой, например, [13, с. 25].

Недословное приведение выдержки из какой-либо публикации не выделяется кавычками, но также отмечается сноской в конце фразы с указанием страницы, на которой находится текст с данной выдержкой.

Следует также иметь в виду, что при рассмотрении в работе базовых понятий, определений рекомендуется делать ссылки на словари, учебники и учебные пособия, монографии.

Иллюстрации (рисунки, графики, схемы, диаграммы) и таблицы следует располагать непосредственно после текстов, в которых они упоминаются впервые, или на следующей странице. Большие или не столь значимые для раскрытия основных идей иллюстрации и рисунки можно поместить в приложения. Номер и название таблицы даются над ней, номер и название рисунка — под ним. На них в тексте курсового проекта должны быть ссылки, которые при необходимости сопровождаются краткими пояснениями.

На все иллюстрации и таблицы в тексте должны быть даны ссылки и делаются они следующим образом: «...как видно на рис. 1. ...» или «...(см. рис. 1.)», «данные табл. 1. свидетельствуют о…» и т.п.

Слова «таблица» и «рисунок» при номере по тексту всегда сокращаются, например, «Продолжение табл. 2». Знак номера (№) перед порядковыми номерами таблиц, рисунков, схем не ставится: табл. 7, рис. 3.

Если иллюстрация заимствована из публикации, необходимо сделать ссылку на источник с указанием страницы. Если иллюстрация составлена студентом самостоятельно, то это должно быть отмечено в основном тексте (например, словами: «на разработанной нами схеме (Рис.3) видно …»).

Разрывать таблицу и переносить часть ее на другую страницу можно только в том случае, если она не умещается целиком на одной странице. При переносе части таблицы на другой лист заголовок помещают только над первой частью, над последующими частями пишут: «Продолжение табл. 1».

Оформление цифрового материала. При приведении цифрового материала должны использоваться только арабские цифры, за исключением общепринятой нумерации кварталов, полугодий, которые обозначаются римскими цифрами. Количественные числительные в тексте даются без падежных окончаний. Интервалы величин в виде «от и до» записываются через тире. Например, 8-12 % или стр. 5-7 и т.д.

При величинах, имеющих два предела, единица измерения пишется только один раз при второй цифре. Такие знаки, как №, %, пишутся только при цифровых или буквенных величинах, в тексте их следует писать только словами; "номер", "процент". Математические знаки "+", "-", "=", ">", "<" и другие используются только в формулах. В тексте их следует писать словами: «плюс», «минус», «равно», «меньше», «больше».

Нумеровать следует только те формулы, на которые есть ссылки в тексте. Номер формулы ставится в круглых скобках справа от нее и состоит, как правило, из номера раздела (части) и порядкового номера формулы внутри раздела. Смысл всех входящих в формулы элементов должен быть расшифрован непосредственно после формулы, расшифровка должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

3.6. Оформление списка литературы

В список литературы включаются все использованные при подготовке курсового проекта источники, а не только те, на которые имеются ссылки в тексте курсового проекта. Все источники в перечне нумеруются. Для каждого источника указываются: фамилия и инициалы автора (авторов); полное название книги, статьи; название журнала или сборника статей (для статей); место издания (названия городов Москва и Санкт-Петербург - сокращенно, соответственно М. и СПб., остальные – полностью); название издательства (если имеется в выходных данных), для книг – год издания, для статей – год и номер журнала, общее количество страниц в книге (например, 206 с.) или конкретные страницы в журнале (например, С. 15).

Описание Интернет-источников также начинают с указания автора и наименования работы. Однако дальнейшее оформление имеет некоторые особенности, на которых следует остановиться подробнее.

После того, как приведены автор и название работы, через две косые черты необходимо указывать ресурс в Интернете (URL). Допускается использовать в списке литературы только те источники, ссылка на которые начинается с протоколов http:// и ftp://. Нельзя использовать протоколы wap: или mailto://. После указания протокола требуется привести адрес сайта в сети по форме www.имя сайта. домен (например, www.socpol.ru, www.zarplata.com и др.). и далее, через косую черту - адрес источника на сайте (например, http://www.allpravo.ru/library/.

Рекомендуется использовать ресурсы, зарегистрированные как средства массовой информации (электронные библиотеки, электронные версии журналов, сайты всех издательств), сайты органов статистики, официальных органов и организаций, личные авторские сайты, в том числе публикующие материалы иных авторов с их согласия.

- в курсовом проекте обязательны библиографические ссылки на источники цитат и заимствований, представленные в списке литературы. В прилагаемом к данным методическим указаниям перечне рекомендованной литературы приведена только часть литературных источников, необходимая для первого ознакомления с исследуемым вопросом, остальную литературу по разрабатываемой теме студент должен подобрать самостоятельно.

3.7. Оформление приложений

Материал, который автор курсовой работы не включил в основной текст, но считает необходимым представить в качестве пояснения, доказательства, дополнительного аргумента выносится в раздел "Приложения".

Приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Заголовок каждого приложения должен иметь следующий вид: слово «Приложение», его порядковый номер без знака № и тематический заголовок, отражающий содержание данного приложения. Объем приложений не ограничивается и не входит в общий объем курсовой работы.

В основном тексте курсовой работы в необходимых местах должны содержаться ссылки на то или иное приложение: «см. прил. 1». Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте работы.

Таким образом, в приложениях приводятся схемы, математические расчеты, формулы, таблицы со вспомогательными цифровыми данными, тексты нормативно правовых актов и отчетов органов управления, инструктивные и методические материалы, копии публикаций в СМИ, графические и фото материалы, анкеты и т.д.

3.8. Оформление графических схем

Для создания графической схемы используется программный продукт MS Word в следующей последовательности:

- в меню «Вставка» выбирается пункт «Объект»;

- из списка объектов выбирается объект «Рисунок «Microsoft Word»;

- созданный объект открывается для редактирования;

- внутри объекта «Рисунок «Microsoft Word» формируются графические символы.

Рекомендуемая литература:

  1.  1. Андреева И.В., Кошелева С.В., Спивак В.А. Управление персоналом. –СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
  2.  2. Борисова Е.А.Оценка и аттестация персонала. –СПб.: Питер, 2002.
  3.  3. Борисова Е.А. Управление персоналом для современного руководителя. – СПб.: Питер, 2003.
  4.  4. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2003.
  5.  5. Карташов С.А., Одегов Ю.Г., Кокорев И.А. Рекрутинг: найм персонала. – М.: Изд-во «Экзамен», 2002.
  6.  6. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. – М.: ЗАО «Бизнес-школа "Интел-Синтез"», 2003.
  7.  7. Магура М.И.Поиск и отбор персонала. – М.: ООО Журнал «Управление персоналом», 2003.
  8.  8. Сартан Г.Н. и др. Новые технологии управления персоналом. – СПб.: Речь, 2003.
  9.  9. Управление персоналом: учебное пособие. / Под ред. Т.Ю. Базарова. – М.: ИНФРА-М, 2004.
  10.  10. Управление персоналом /Под ред. А.Я.Кибанова. –М.: ИНФРА-М, 2004.
  11.  11. Управление человеческими ресурсами /Под ред. М. Пула, М.Уорнера. –СПб.: Питер, 2002.
  12.  12. Шаталова Н.И. Трудовой потенциал работника. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  13.  13. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: Издательство НОРМА, 2003.

Курсовая работа оценивается по следующим критериям:

  1.   соответствие ее содержания теме исследования;
  2.   логичность и последовательность изложенного материала;
  3.   реальность поставленных целей и их реализация;
  4.   качество и анализ фактического материала, качество использованного нормативного материала и литературных источников;
  5.   уровень грамотности (общий и специальный); соответствие стандартам оформления.

Курсовые проекты, имеющие творческий характер и представляющие практический интерес, могут быть представлены на конкурс научных работ и переданы в соответствующие организации для практического использования (при наличии запросов на них).

Неудовлетворительная оценка может быть выставлена в одном из следующих случаев:

  1.   обнаружение фактов плагиата (использования фрагментов текста другого автора без соответствующих ссылок), в т.ч. копирование работы или ее части из сети Интернет;
  2.   несовпадение номера темы с последней цифрой регистрационного номера студента;
  3.   содержание не соответствует теме исследования;
  4.   отсутствие одной из основных частей курсовой работы;
  5.   работа написана на базе учебника без использования материалов практической деятельности;

Студент, получивший неудовлетворительную оценку, обязан переделать работу в установленные сроки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73424. Сигнальні стовпці та розмітка 302 KB
  Використання стовпців та розмітки Застосування і типи стовпців Вимоги до використання стовпців Вимоги до сучасної розмітки Дорожні стовпчики маркіровані светоотражающими елементами призначені для позначення узбіч автомобільних доріг відповідають гос.
73425. Штучні нерівності на дорозі 577.5 KB
  Довжина кожної нерівності повинна бути не менш ширини проїзної частини. Припустиме відхилення — не більш 0,2 м з кожної сторони дороги. На ділянці дороги для обладнання нерівностей повинен бути забезпечений водовідвід із проїзної частини дороги.
73426. Облаштування доріг об’єктами дорожнього сервісу 57 KB
  Транспортний процес не може здійснюватися без сучасних автомобільних доріг так само, як і без їхньої облаштованості об’єктами дорожнього сервісу. З кожним роком збільшується дальність як вантажних, так і пасажирських перевезень.
73427. Розміщення й планування майданчиків відпочинку, автобусних зупинок 372.5 KB
  Призначення майданчиків відпочинку та автобусних зупинок Норми проектування майданчиків відпочинку та автобусних зупинок Забезпечення інформацією учасників дорожнього руху У водіїв транспортних засобів при русі по дорогах поступово в міру стомлення збільшується час реакції...
73428. Проблеми збереження природного середовища при будівництві доріг 28.05 KB
  Умови проектування автомобільних доріг Екологія та автомобільні дороги Принципова схема прогнозованої екологічної оцінки проектованої автомобільної дороги Проблеми збереження природного середовища в її природній різноманітності й багатстві визначають сьогодні практично всі сторони життя...
73429. Еколгічна сумісність із навколишнім середовищем 29.5 KB
  На етапі прокладки траси майбутньої дороги особливу роль відіграє ландшафтне проектування що враховує не тільки вимоги земельного законодавства по вилученню земельних ділянок під будівництво дороги подолання контурних і висотних перешкод але й вимоги по захисту навколишнього середовища.
73430. Захист населення від екологічного забруднення придорожнього природного середовища 73.5 KB
  Технічні снігозахисні посадки захист від ерозії протиерозійне озеленення піщаних заметів пескозащитное озеленення сильних вітрів і курних бур; забезпечення безпеки руху й зорового орієнтування тобто вказівка напрямку дороги за межами видимості покриття підкреслення...
73431. Захист тварин і рослин 39 KB
  Проектування автомобільних доріг через ліси лісопитомники заповідники Основні методи зменшення впливу автотранспорту на тварин Дороги особливо швидкісні автомагістралі являють загрозу дикою тваринам у двох відносинах: погіршенні якості середовища проживання й небезпеки зіткнення...
73432. Види ремонту 75 KB
  Працездатність автомобільної дороги Поточний ремонт Середній ремонт Капітальний ремонт Для забезпечення нормативних термінів служби автомобільних доріг і задоволення вимог безперебійного й безаварійного руху з боку автотранспорту необхідно не тільки правильно їх містити але й вчасно робити всі види ремонтів.