42915

Авторское право и смежные права

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В последние годы пиратство приобретает все больший размах в связи с тем, что продукты интеллектуальной деятельности стали одним из основных товаров как традиционной торговли, так и электронной коммерции. Причем идеальным товаром оказались именно объекты авторского права, поскольку все они могут быть размещены в Интернете, а следовательно, доступны многим пользователям на тех или иных условиях, а иногда и без всяких условий.

Русский

2013-10-31

206.5 KB

3 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

КРЫМСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

“ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ УКРАИНЫ ИМ. ЯРОСЛАВА МУДРОГО”

                                                          

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Авторское право и смежные права»

                                                                                                        Студента 2 курса ДФО

          группы №23

Дроздова М.О.

Научный руководитель:

                                                                                                        Котова Н.Н.

       Симферополь 2012    

Содержание

    Введение.  ---------------------------------------------------------------------------

  1.  Понятие и общая характеристика авторского права
    и смежных прав. -------------------------------------------------------------------
  2.  Субъекты, объекты авторского права и смежных прав.-------------------
  3.  Права на объекты авторского и смежных прав. ----------------------------
    3.1. Личные имущественные и  неимущественные права на объекты авторского права. -----------------------------------------------------------------
    3.2. Личные имущественные и  неимущественные права на объекты смежных прав. ---------------------------------------------------------------------
  4.  Авторский договор. --------------------------------------------------------------
    4.1. Общая характеристика------------------------------------------------------
    4.2. Классификация авторских договоров -----------------------------------
    4.3. Содержание авторского договора. ---------------------------------------
  5.  Авторство в сети Интернет. ----------------------------------------------------
  6.  Международные соглашения относительно авторских прав. Перспективы развития авторского права в Украине и мире.
    6.1.
    SOPA ---------------------------------------------------------------------------
    6.2.
    PIPA ----------------------------------------------------------------------------
    6.3.
    ACTA --------------------------------------------------------------------------

Заключение. --------------------------------------------------------------------------- 42
Список использованной литературы.--------------------------------------------- 44

                                                    Введение

Более 500 лет назад, когда еще горели костры инквизиции, люди изобрели книгопечатание. Спрос на книги был огромным. Этим-то обстоятельством и пользовались первые предприимчивые люди: они перепечатывали уже изданные кем-то книги. В Европе тогда против непорядочных изготовителей печатной продукции предпринимались определенные меры. Так, первым издателям выдавались особые государственные бумаги-привилегии, гарантирующие право на изготовление и продажу определенных книг.

В последние годы пиратство приобретает все больший размах в связи с тем, что продукты интеллектуальной деятельности стали одним из основных товаров как традиционной торговли, так и электронной коммерции. Причем идеальным товаром оказались именно объекты авторского права, поскольку все они могут быть размещены в Интернете, а следовательно, доступны многим пользователям на тех или иных условиях, а иногда и без всяких условий.

Актуальность выбранной автором темы заключается в том, что авторское право и смежные права способствуют созданию наиболее благоприятных условий для творческого труда путем предоставления субъектам авторского права и смежных прав надежной правовой охраны их личных неимущественных и имущественных интересов, обеспечивает широким слоям населения доступ к  произведениям науки, литературы и искусства в целях образования, воспитания, повышения культурного уровня. Поэтому, не утратила своей значимости защита авторского права и в наши дни, причем система охраны авторских прав постоянно совершенствуется.


Глава 1. Понятие и общая характеристика авторских и смежных прав.

Авторское право и смежные права – в совокупности представляют собой самостоятельный институт гражданского права, нормами которого регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), а также отношения, касающиеся исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). От родственных институтов, регулирующих отношения, связанные с творчеством (изобретательское право, право на промышленный образец, полезную модель) отличается рядом особенностей. Основу авторского права составляют произведения науки, литературы и искусства, которые отражают объективную действительность специфическими средствами (путем понятий и образов). Эти произведения неповторимы, поскольку для них существенное значение имеет не только содержание, но и индивидуальная творческая манера данного автора. Созданные автором продукты творчества в отличие от других продуктов труда не обезличиваются: это результат творческой деятельности конкретных ученых, писателей, художников, скульпторов, архитекторов. Иными словами, произведения науки, литературы и искусства – это результат труда их создателя, поэтому они подлежат строгой индивидуализации.

Авторское право регулируется национальным правом и международными конвенциями по охране авторских прав. Оно распространяется на произведения как выпущенные, так и не выпущенные в свет, но не распространяется на идеи, процессы, методы деятельности или математические концепции как таковые.

Объекты авторского права относятся к числу объектов интеллектуальной собственности. Их список приведен непосредственно в законодательных актах, регулирующих защиту авторских прав.

Авторские права на произведение возникают по факту его создания. Автором произведения считается физическое лицо, указанное обычным способом как автор на оригинале или экземпляре произведения при отсутствии доказательств иного. Согласно статье 438 Гражданского Кодекса Украины1, лицо, которое имеет авторское право, для извещения об этом может использовать знак охраны авторского права, помещаемый на  каждом экземпляре произведения и состоящий из латинской буквы C в кругу © (символ копирайта (copyright)), имени лица, которое имеет авторское право, и года первой публикации произведения. Данный знак также де-факто используется для обозначения субъекта, которому переданы законным образом имущественные права на произведение в полном объеме или частично. Такими субъектами могут выступать как физические, так и юридические лица (организации).

Использование знака копирайта не является обязательным. Правовая защита произведению будет предоставлена независимо от того, проставлен этот знак на произведении или нет. Авторское право регулируется национальным правом и международными конвенциями по охране авторских прав. Оно распространяется на произведения как выпущенные, так и не выпущенные в свет, но не распространяется на идеи, процессы, методы деятельности или математические концепции как таковые. Объекты авторского права относятся к числу объектов интеллектуальной собственности. Их список приведен непосредственно в законодательных актах, регулирующих защиту авторских прав. Авторские права на произведение возникают по факту его создания. Автором произведения считается физическое лицо, указанное обычным способом как автор на оригинале или экземпляре произведения при отсутствии доказательств иного.

                                       Смежные права.
Охрана интеллектуальной собственности в сфере авторского права включает в себя не только охрану прав автора произведения, но и охрану прав других лиц, осуществляющих индивидуальное творческое воспроизведение произведения автора. Эти права носят названия смежных прав. Смежными признаются права исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания на результаты их творческой деятельности. Исполнители должны соблюдать права авторов исполняемых произведений. Производители фонограмм должны придерживаться прав авторов произведений и прав исполнителей, которые записываются на фонограмму. Организации вещания должны придерживаться прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм. Субъекты смежных прав обладают теми же имущественными правами, которыми обладают и субъекты авторского права: правом владеть, пользоваться (извлекая из принадлежащего объекта выгоду) и распоряжаться (продавать, передавать во временное пользование) объектами смежных прав. Для уведомления о своих правах исполнители и производители фонограмм могут на всех экземплярах фонограмм или на их упаковке использовать знак охраны смежных прав, который состоит из латинской буквы P в кругу - (P) и имени лица, которое имеет смежные права, с указанием года первой публикации фонограммы. Смежное право возникает вследствие факта исполнения произведения, производства фонограммы, производства видеограммы, обнародования передачи организации вещания. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется выполнения любых формальностей. Имущественные права исполнителей охраняются на протяжении 50 лет после первой фиксации выполнения или постановки. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.
Права производителей фонограмм охраняются на протяжении 50 лет после первого опубликования фонограммы, а если она не была опубликована, то на протяжении 50 лет после первой фиксации звуковой записи. Организации вещания пользуются предоставленными этим Кодексом правами на протяжении 50 лет после первой передачи в эфир или проводами. Отсчет срока действия смежных прав начинается с 1 января года, следующего за годом появления объекта смежных прав. Смежные права могут переходить по наследству.


    Глава 2. Субъекты, объекты авторского права и смежных прав.
                             Объекты авторского права

Согласно статье 5 Закона "Об авторском праве и смежных правах"2 объектами авторского права являются:
1. Литературные письменные произведения беллетристического, научного, технического или практического характера (книги, брошюры, статьи, компьютерные программы и т. п.);

2. Выступления, лекции, речи, проповеди и другие устные произведения;

3. Музыкальные произвeдения с текстом и без текста;

4. Драматические, музыкально-драматические произведения, пантомимы, хореографические и другие произведения, созданные для сценического показа;

5. Аудиовизуальные произведения;

6. Скульптуры, картины, рисунки, гравюры, литографии и другие произведения изобразительного искусства;

7. Произведения архитектуры;

8. Фотографии;

9. Произведения прикладного искусства, если они не охраняются специальным законом о промышленной собственности;

10. Иллюстрации, карты, планы, эскизы, пластические произведения, относящиеся к географии, геологии, топографии, архитектуры и другим областям науки;

11. Сценические обработки произведений, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, и обработки фольклора, пригодные для сценического показа;

12. Переводы, адаптации, аранжировки, другие переработки произведений и обработки фольклора (производные произведения) без причинения ущерба охране оригинальных произведений, на основе которых созданы производные произведения;

13. Сборники произведений, сборники обработок фольклора, энциклопедии и антологии, сборники обычных данных, включая базы данных, другие составные произведения при условии, что они являются результатом творческой работы по подбору, координации или упорядочению содержания без причинения ущерба охране входящих в них произведений;



14. Другие произведения.
           Причем, согласно ч.2 статьи 5 охране подлежат как обнародованные, так и необнародованные произведения в области науки, литературы и искусства, независимо от их назначения, жанра, достоинства, объема, цели (образование, информация, реклама, пропаганда, развлечения и т.п.), а также способа воспроизведения, выраженные в устной, письменной или какой-либо иной форме.
           Произведения являются объектами авторского права без выполнения каких-либо формальностей по ним и независимо от их завершенности, назначения, ценности и т.п, а также способа либо формы их выражения. Авторское право не распространяется на идеи, процессы, методы деятельности или математические концепции как таковые.
 Компьютерные программы охраняются как литературные произведения, а базы данных — как самостоятельная группа, но охрана не распространяется на данные, которые являются составляющими охраняемых баз данных.
           Также, в статье 434 Гражданского кодекса
3 указаны произведения, которые не являются объектами авторского права:
1)Акты органов государственной власти и органов местного самоуправления (законы, указы, постановления, решения и т.п.), а также их официальные переводы;
2) Государственные символы Украины, денежные знаки, эмблемы и т.п., утвержденные органами государственной власти;
3) Сообщения о новостях дня или другие факты, имеющие характер обычной пресс-информации;
4) Другие произведения, установленные законом.

                                  
Субъекты авторского права
Первичным субъектом авторского права является автор произведения. В соответствии с законодательством автором может быть только физическое лицо, и никак не юридическое. При этом определения «автор произведения» и «субъект авторского права» не являются тождественными по своему содержанию. Если произведение создано автором при исполнении служебного задания, то субъектом авторского права по отношению к этому произведению может стать и работодатель. Автором произведения считается лицо, отмеченное обычным образом как автор на оригинале или экземпляре произведения. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (кроме случая, если псевдоним автора не вызывает сомнения в его лице) издатель, имя которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств обратного считается представителем автора и как таковой имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свое имя.
       
Произведение может явиться результатом коллективного труда. В этом случае, оно считается созданным в соавторстве. Авторское право на такое произведение принадлежит соавторам совместно, независимо от того, составляет такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых может иметь также и самостоятельное значение.
Если часть произведения, созданного в соавторстве, может быть использована независимо от других частей этого произведения, она признается имеющей самостоятельное значение, а соавтор сохраняет свое авторское право на созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение. Отношения между соавторами определяются соглашением, которое они заключают между собой.
        Наряду с авторами к субъектам авторского права относятся лица (граждане и организации), которые не участвуют в создании произведений литературы, науки и искусства. Их называют правопреемниками. К правопреемникам переходит определенный круг авторских правомочий по использованию произведения автора. Основаниями такого перехода служат закон, наследование или договор с автором. Правопреемниками становятся наследники, государство, организации (издательства, театры и др.), оформившие с автором договорные отношения по использованию его произведения.
4

Субъекты, объекты смежных прав.
      Объекты и субъекты смежных прав также указаны в ЗУ «Об авторском праве и смежных правах».  
Объектами смежных прав, независимо от назначения, содержания, оценки, способа и формы выражения, являются:

а) исполнение литературных, драматических, музыкальных, музыкально-драматических, хореографических, фольклорных и других произведений;

б) фонограммы, видеограммы;

в) передачи (программы) организаций вещания.

Субъектами таковых прав, согласно статье 36 того же закона могут быть:
а) исполнители произведений, их наследники и лица, которым на законных основаниях переданы смежные имущественные права относительно исполнений;

б) производители фонограмм, их наследники (правопреемники) и лица, которым на законных основаниях переданы смежные имущественные права относительно фонограмм;

в) производители видеограмм, их наследники (правопреемники) и лица, которым на законных основаниях переданы смежные имущественные права относительно видеограмм;

г) организации вещания и их правопреемники.
Глава 3. Права на объекты авторских и смежных прав.

Личные имущественные и  неимущественные авторские  права.
Авторские права принято разделять на имущественные и неимущественные.

Неимущественные авторские права, согласно действующему законодательству включают в себя:

- право требовать признания своего авторства путем указания надлежащим образом имени автора на произведении и его экземплярах и при любом публичном использовании произведения, если это практически возможно;

- право запрещать при публичном использовании произведения упоминание своего имени, если он как автор произведения желает остаться анонимом;

- право  выбирать псевдоним, указывать и требовать указания псевдонима вместо настоящего имени автора на произведении и его экземплярах и при любом его публичном использовании;

- требовать сохранения целостности произведения и противодействовать любому искажению, обезображиванию либо иному изменению произведения либо любому иному посягательству на про изведение, которое может навредить чести и репутации автора.

Личные неимущественные права автора не могут быть переданы (отчуждены) другим лицам.

Личные неимущественные права действуют бессрочно. Они не переходят в наследство. Наследники имеют лишь право защищать авторство на произведение и противодействовать перекручиванию, искажению или другому изменению произведения, а также какому-либо иному посягательству на произведение, которое может нанести вред чести и репутации автора.


В свою очередь, имущественными правами на произведение являются:

- исключительное право на использование произведения. Исключительное право на использование произведения автором (или другим лицом, имеющим авторское право) позволяет ему использовать произведение в любой форме и любым способом.

- исключительное право на разрешение или запрещение использования произведения другими лицами. Исключительное право автора (или другого лица, имеющего авторское право) на разрешение или запрещение использования произведения другими лицами дает ему право разрешать или запрещать:

1) воспроизведение произведений;

2) публичное исполнение и публичное оповещение произведений;

3) публичную демонстрацию и публичный показ;

4) любое повторное обнародование произведений, если оно осуществляется другой организацией, нежели осуществившая пер вое обнародование;

5) переводы произведений;

6) переработки, адаптации, аранжировки и другие подобные изменения произведений;

7) включение произведений как составных частей в сборники, антологии, энциклопедии и т.п.;

8) распространение произведений путем первой продажи, отчуждения другим способом либо путем сдачи в имущественный наем или в прокат и путем другой передачи до первой продажи экземпляров произведения;

9) доведение своих произведений до общего сведения публики таким образом, что ее представители могут осуществить доступ к произведениям с любого места и в любое время по их собственному выбору;

10) сдачу в имущественный наем и (или) коммерческий про кат после первой продажи, отчуждения другим способом оригинала или экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных, музыкальных произведений в нотной форме, а также произведений, зафиксированных в фонограмме или видео грамме или в форме, которую считывает компьютер;

11) импорт экземпляров произведений.

Также, за исключением случаев, предусмотренных статьями 21-25 Закона, автор (или другое лицо, имеющее авторское право) имеет право требовать выплаты вознаграждения за любое использование произведения. Вознаграждение может осуществляться в форме единовременного (паушального) платежа, или отчислений за каждый проданный экземпляр или каждое использование произведения (роялти), либо комбинированных платежей.

Размер и порядок выплаты авторского вознаграждения за создание и использование произведения устанавливаются в авторском договоре или в договорах, заключаемых по поручению субъектов авторского права организациями коллективного управления с лицами, использующими произведения.

Личные имущественные и  неимущественные смежные  права.

Если при создании любых объектов авторского права у автора возникают как имущественные, так и личные неимущественные права, то   для   объектов   смежных   прав   личные   неимущественные   права характерны далеко не во всех случаях. Так, в отношении прав исполнителей юридически неточно говорить о таких правах, как право авторства, право на обнародование, право на отзыв. Само создание указанного объекта предполагает его обнародование под настоящим или вымышленным именем исполнителя. Реализация права на отзыв исполнения возможна только при использовании произведения через запись или передачу. Право авторства - право признаваться исполнителем соответствующего произведения реализуется через право на имя и прямо законодательством не предусмотрено. Нарушение права авторства проявляется в нарушении права на имя, закрепленного в п.1 ст. 37 ЗоАП.

Что касается производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания, в качестве которых чаще всего выступают юридические лица, то для них закон вообще не предусматривает возможности существования личных неимущественных прав.

Права производителя фонограммы включают в себя следующие имущественные права:

- воспроизводить фонограмму;

- переделывать или любым иным способом перерабатывать фонограмму;

-распространять экземпляры фонограммы, то есть продавать, сдавать их в прокат и так далее;

- импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы.

Права    организаций    эфирного    и    кабельного    вещания

выражаются в праве:

-   публичного оповещения своих программ путем трансляции и ретрансляции;

-  фиксации своих программ на материальном носителе и их воспроизведения;

-      публичного исполнения и публичной демонстрации своих программ в местах с платным входом.

              Как и авторские, смежные права имеют определенные ограничения. В некоторых случаях объекты смежных прав можно использовать без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения, в частности:

- для включения в обзор о текущих событиях небольших

отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир  или по кабелю;

- исключительно в целях обучения или научного исследования;

- для цитирования в форме небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях. При этом любое использование организацией эфирного или кабельного вещания экземпляров фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, для передачи в эфир или по кабелю возможно только с выплатой вознаграждения;

-  в иных случаях, которые установлены ЗоАП в отношении

ограничения имущественных прав автора произведений литературы,

науки и искусства.5

Иногда использование объектов смежных прав возможно без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, например, воспроизведение фонограммы в личных целях при условии выплаты правообладателю вознаграждения.

Глава 4. Авторский договор

4.1. Общая характеристика

В цивилистической литературе гражданско-правовой договор рассматривается как взаимная сделка или как соглашение сторон, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданского правоотношения6.

В литературе можно встретить подобные определения договора. Так, по мнению М.И. Бару, договор — это волевой акт, основанный на взаимном соглашении сторон, направленный на возникновение, изменение или прекращение юридических отношений7. Аналогичное определение дает Ф.И. Гавзе, с той лишь разницей, что он называет цель договора: наилучшее удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его членов8.

В подобных определениях гражданско-правового договора акцент делается на волевое начало, а также на содержание правоотношения.

При заключении договора волеизъявление направлено на достижение определенных правовых последствий. Совершенно недостаточно выражения воли одной стороной. Эта воля должны быть доведена до сведения другой стороны и воспринята ею. Как результат принятия сделанного предложения вторая сторона выражает свою волю. Согласованность воль приводит к заключению договора, т.е. к подчинению тем условиям, которые стороны оговорили и к обязательности их выполнения.

Договоры, связанные с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества, составляют самостоятельную группу гражданско-правовых договоров. Одни из них заключаются организациями (издательствами, театрами, радио-, киностудиями и т.д.) и авторами по поводу создания и использования произведений творчества, другие возникают в связи с деятельностью культурных учреждений, распространяющих и использующих произведения авторов. Возможны договоры между гражданами на создание и использование произведения для удовлетворения личных потребностей. Причем сегодня не обязательно выходить напрямую на обладателя авторских прав. На мировом творческом рынке существует множество посредников. Начинают появляться они и у нас. Понятие авторского договора формировалось постепенно. Поскольку издательский договор был одним из наиболее распространенных авторских договоров, достаточно проследить подходы к его определению.

В юридической литературе 30-40-х годов издательский договор толковался как один из способов отчуждения, “переуступки” автором принадлежащего ему исключительного права на издание и распространение своего произведения9. Такое толкование основывалось на законе, поскольку Основы авторского права 1928 г. рассматривали издательский договор как соглашение “Об уступке авторского права”10.

Итак, на данный момент, авторский договор - это двусторонняя сделка, в соответствии, с которой автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами. Все права прямо не переданные по авторскому договору, являются не переданными.11.

Авторский договор выступает основной правовой формой, в рамках которой автор имеет возможность трудиться над созданием произведений. Вместе с тем, автор может создавать то или иное произведение в рамках трудовых отношений с организацией, которая нуждается в использовании его произведений. В этих случаях правовой формой, опосредствующей использование произведений автора, выступает трудовой договор. В связи с этим вполне закономерно возникает вопрос о разграничении этих договоров. Несмотря  то, что и по трудовому и по авторскому договору могут издаваться одни и те же произведения, содержание этих договоров различно: в одном случае отношения регулируются нормами трудового права, в другом — гражданского. Насколько позволяет характер творчества, автор сам избирает форму взаимоотношений с организацией.

4.2. Классификация авторских договоров
            
ГК Украины в ст. 1107 установил, что распоряжение имущественными правами интеллектуальной собственности осуществляется на основании таких договоров:

1) лицензия на использование объекта права интеллектуальной собственности;

2) лицензионный договор;

3) договор о создании по заказу и использование объекта права интеллектуальной собственности;

4) договор о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности;

5) иной  договор относительно распоряжения имущественными правами интеллектуальной собственности.  

Рассмотрим подробнее виды авторских договоров.

В литературе предлагается следующая классификация авторских договоров:

  1.  В зависимости от вида произведения по поводу которого заключается договор можно выделить следующие авторские договора- договор на создание и использование литературных, художественных, аудиовизуальных и иных произведений.
  2.  В зависимости от предмета договора:

а) Договор на готовое произведение.

б) Договор на создание произведения. В соответствии со ст. 1112 ГК Украины по договору о создании на заказ и использовании объекта права интеллектуальной собственности одна сторона (автор - писатель, художник и т.п.) обязуется создать объект права интеллектуальной собственности в соответствии с требованиями второй стороны (заказчика) и в установленный срок. Договор о создании по заказу и использовании объекта права интеллектуальной собственности должен определять способы и условия использования этого объекта заказчиком.  Оригинал произведения изобразительного искусства, созданного по заказу, переходит в собственность заказчика. При этом имущественные права на это произведение остаются за его автором, если иное не установлен договором. Условия договора о создании по заказу и использовании объекта права интеллектуальной собственности,  ограничивающие права автора являются недействительными.

  1.  В зависимости от объема передаваемых прав:

а) Договор о передаче неисключительных прав. Права, приобретаемые в таком договоре покупателем, являются относительными:

они действуют только по отношению к продавцу и не дают покупателю никаких прав по пресечению использования произведения третьими лицами. Поскольку авторский договор может предусматривать передачу разных видов имущественных прав, следует учитывать, что некоторые из них могут передаваться как исключительные, другие - как неисключительные.

б) Договор о передаче исключительных прав. По договору о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности одна сторона (лицо, имеющее исключительные имущественные права) передает второй стороне частично или в полном объеме эти права в соответствии с законом и на определенных договором условиях.  Условия договора о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности, ухудшающие положение автора по сравнению с правами, предусмотренными  законодательством, а также ограничивающие права автора на создание иных объектов, являются недействительными. Сравнивая эти два вида авторских договоров, можно сделать следующие практические выводы:

  •  наиболее предпочтительным для автора произведения является форма договора, при которой он оставляет за собой исключительные права на использование произведение, т.е. авторский договор о передаче неисключительных прав;
    •  наиболее предпочтительным для пользователя является авторский договор о передаче исключительных прав на использование произведения, т.к. в этом случае пользователь становится фактическим владельцем творческого произведения, извлекая от его использования максимальную прибыль, продавая неисключительные права на данное произведение другим лицам;
    •  даже в случае, когда автор произведения расстался со своими исключительными правами в результате договора о передаче исключительных прав на произведение, он всё равно остаётся и признаётся всеми его автором, а также сохраняет наряду с личными неимущественными правами некоторые другие права, такие как право наблюдать за использованием пользователем прав на произведение и производить некоторые действия в отношении лиц, нарушающих права пользователя, если сам пользователь этого не делает. То есть здесь в отличие от обычных норм Гражданского законодательства автор может вмешиваться в отношения между пользователем и третьим лицом.

Большое практическое значение имеет подразделение авторских договоров в зависимости от способа использования произведения. Наиболее распространенным видом авторского договора является издательский договор, в соответствии с которым стороны осуществляют издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге, т.е. произведений литературы (научных, художественных, учебных и т.п.), драматических, сценарных, музыкальных произведений и т.д.

Распространенность издательского договора, более раннее становление определили своеобразное место его среди других авторских договоров. Те или иные вопросы, имеющие общее значение для авторских договоров всех видов, решаются часто на основании практики, сложившейся при разрешении споров по издательским договорам. Кроме того, издательский договор — самый универсальный по характеру использования произведений, в рамках его используются любые произведения науки, литературы и искусства, которые могут быть изданы средствами полиграфии. Нередки случаи, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение, здесь возникает вопрос о заключении постановочного договора. Его предметом могут быть драматические произведения, музыка или либретто оперы, балета, оперетты и т.п., которые используются театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями, цирками и т.д..) путем постановки на сцене. Особый акцент следует сделать на том, что произведения, в отношении которых заключается постановочный договор, могут быть как необнародованными, так и уже известными публике.

В области кино и телевидения действуют сценарные договоры, которые возможно разделить, основываясь на виде произведения: кинофильм художественный, документальный, научно-популярный, видовой и др. Суть сценарного договора определяется тем, что отношения, которые он регламентирует. порождаются необходимостью использования текста, по которому снимается кинофильм, телефильм, делается радио или телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т.д.

Сценарный договор близок к постановочному, однако, думается, что их главным отличием является то, что литературный сценарий дополняется, изменяется и перерабатывается, для того, чтобы быть максимально приближенными к нуждам кинематографа. В то время как постановочный договор регулирует отношения возникающие между сторонами при публичном исполнении произведения.

При передаче произведения на хранение в специальный информационный орган, заключается договор о депонировании рукописи, которым регулируются условия и порядок обнародования и дальнейшего использования произведения.

С целью публичной демонстрации произведений изобразительного искусства, заключается договор художественного заказа. Его предметом являются произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами по заказам организаций и частных лиц и переходят в собственность последних.

4.3. Содержание авторского договора.

Содержанием любого авторского договора является передача имущественных прав, а объект (предмет) этого договора - имущественные авторские права.

    Эта ясная формулировка, по-видимому, должна положить конец длительной дискуссии по вопросу о содержании авторских договоров: одни участники этой дискуссии считали, что по авторскому договору автор лишь разрешает использовать свое произведение, а все авторские права оставляет за собой; другие  участники дискуссии, напротив, полагали, что по авторскому договору автор передает часть своих авторских прав. Договоры, которые предусматривают передачу авторских прав, следует относить к авторским, даже если они не названы таковыми. В частности, во многих случаях нормы о передаче авторских прав включаются в гражданские договоры купли-продажи, аренды, простого товарищества и др.; тогда договор должен соответствовать требованиям, предъявляемым к авторским договорам. Напротив, договоры, которые не предусматривают передачу авторских прав, не могут считаться авторскими, даже если они названы таковыми. Примерами таких договоров могут служить договоры об издании произведений за счет автора. Обычно это типичные подрядные договоры: автор оплачивает издательству тиражирование своего произведения (в виде книги) и получает весь тираж книги в собственность.

Итак, предметом авторского договора являются имущественные права автора. Участники договорного процесса согласовывают условия, которые характерны для разных стадий договора: заключения, исполнения и прекращения. Каждая из этих стадий порождает для обеих сторон договора определенные права и обязанности.

Когда автор и организация договариваются о создании произведения, на автора возлагается обязанность выполнить заказанное ему произведение в соответствии с условиями договора и передать произведение организации в установленный срок и в обусловленном порядке. Издательство получит произведение для издания и переиздание, театр — для публичного исполнения, телекомпания — для постановки по литературному сценарию телефильма и т.д.

Обязанности автора по созданию произведения должна сочетаться с другой его обязанностью — по выполнению требований, которые заявляет организация к различного рода произведениям. Вряд ли организации при заключении договора откажутся от годами складывавшейся практики, когда, например, литературное произведение должно соответствовать определенному виду литературы, жанру, прилагаемому к договору проспекту (заявке, плану, учебной программе). При этом должен соблюдаться объем произведения. Помимо этого автор обязывается выполнить условия о внешнем оформлении рукописи литературного произведения: она должна подписываться автором или всеми соавторами (если создается коллективное произведение), представляться комплектно и в годном для печати виде (компактность рукописи означает наличие всех частей, которые по условиям договора и приложенному к нему плану-проспекту должны войти в издание).

В прежние годы при передаче рукописи издательству проверялось также качество оформления авторского оригинала, которое включало комплектность, выполнение требований ГОСТа. Нарушение требований к внешнему оформлению рукописи приводило к тому, что издательство возвращало автору рукопись для внесения соответствующих поправок. При повторной сдаче оригинал рассматривался издательством (с точки зрения сроков) как поступивший впервые. Рукопись считалась сданной в надлежащем виде, если издательство после ее получения не предъявляло автору требований о доукомплектовании или дооформлении рукописи.

К произведению, заказанному автору театром, существуют свои требования. Оно должно соответствовать творческой заявке автора, утвержденной театром. При заключении договора-заказа фрагменты будущего произведения могут признаваться равнозначными творческой заявке.

При достижении согласия о создании произведения для театра стороны определяют жанр произведения, число актов, уставное название. Сроки и порядок представления законченного произведения театр согласовывает с автором. При подготовке литературного сценария для художественного телевизионного фильма автор должен исходить из творческой заявки, утвержденной телекомпанией. В ней излагаются основная идея, сюжетный замысел, характеристика главных действующих лиц будущего сценария. Сценарий должен содержать полное и последовательное описание действия, диалоги, титры, т.е. представлять собой законченное драматургическое произведение. При написании сценария автор не может превышать объем, который исчисляется количеством страниц машинописного текста на каждую часть телефильма, и должен учитывать производственно-экономические показатели при постановке данного фильма (число объектов, съемок на натуре и т.д.).

Требования к сценарию фильма аналогичны вышеописанным.

Общим требованием к произведениям всех видов литературы и искусства должно быть надлежащее качество. Однако, ни законодательство об авторском праве прошлых лет, ни ныне действующее не содержит понятия “надлежащее качество произведения”.

С точки зрения С.А. Чернышевой, это понятие охватывает: актуальность темы, проблемность работы, новизну информации, которую несет работа, глубину разработки темы или проблемы, подачу материала (стиль изложения)12.

Считаю, что целесообразно было бы включить в авторское законодательство норму, закрепляющую надлежащее исполненное произведение. Она дополнила бы требования, предъявляемые к произведениям, и способствовала бы защите прав и интересов автора.

Исполнение авторского договора связано с передачей автором созданного им произведения организации и со всеми последующими действиями по подготовке к выходу в свет.

Организация по авторскому договору заинтересована в получении результата творческой деятельности автора, использование которого позволяет получить определенную экономическую выгоду. Возложение на автора такой обязанности, как лично выполнить заказанную работу, отвечает не только интересам организации, но интересам авторов в целом — упорядочению отношений по соавторству, необходимость привлечения к работе над произведением третьих лиц может быть обусловлена различными причинами — угрозой невыполнения произведения в срок, болезнью автора и т.д., но автор вправе привлечь к работе над произведением третьих лиц, только с согласия заказчика. Что обычно оформляется составлением нового или изменением прежнего договора. Ограничения касаются лишь творческой части работы, а поскольку для создания произведений требуется и чисто исполнительская работа (сбор материала, подстрочный перевод и т.п.), то ограничений на привлечение третьих лиц с этой целью не распространяется13.

На автора также возлагается обязанность представить заказанное ему произведение в определенный договором срок. Произведение может быть представлено досрочно, если договором не предусмотрено иное.

Данный порядок не регламентируется законом, однако, такой вывод сформулирован на основе анализа закона и в соответствии со сложившейся практикой. Соглашением сторон может предусматриваться передача произведения по частям.

Обязанностью автора является его участие в подготовке произведения к использованию. Содержание данной обязанности зависит от вида произведения и способа его использования. Так, по издательскому договору автор обязан по требованию издательства без особого вознаграждения читать (просматривать) корректуру произведения в согласованные сторонами сроки, с учетом графиков движения книжных изданий в производстве14.


Организация, принимающая произведение автора, должна его рассмотреть и оценить, т.е. принять решение об одобрении переданного ей по договору произведения или о его отклонении по основаниям, предусмотренным договором, о необходимости внести в произведение поправки, точно указать их существо. Существовавшие типовые авторские договоры устанавливали сроки рассмотрения представленного автором произведения. В связи с отсутствием типовых договоров в настоящее время, стороны договора должны согласовывать сроки рассмотрения произведения сами, как, впрочем, и другие сроки, с которыми связано выполнение обязательств.
Имеется в виду не только срок рассмотрения произведения организацией, но и время, которое отводится автору на доработку произведения. Кроме согласования срока доработки произведения, организация обязана соблюдать другие правила, касающиеся существа и количества доработок. Требования о доработке произведения должны заявляться в пределах условий договора о его предмете. Важно, чтобы они были направлены на создание произведения, соответствующего творческой заявке или плану. Организация оформляет свои предложения о внесении в произведение поправок письменно и обусловливает существо необходимых изменений.

На практике встречались случаи, когда требования организации, заявленные по несколько раз, противоречили друг другу. Иногда требования внести те или иные изменения влияли на существо создаваемого произведения. Требования о доработке произведения (характер поправок и изменений) должны согласовывать с автором. Возможно, что одноразовая доработка произведения не продвинет автора к его улучшению. Организация вторично может дать свои замечания, но количество доработок не может быть безграничным. Типовые авторские договоры предусматривали ограничения числа доработок произведения. В настоящее время соответствующее правило отсутствует.

В некоторых случаях возникает необходимость доработки уже одобренного произведения. Автору вменяется в обязанность внести исправления, если одобренное произведение невозможно выпустить в свет по обстоятельствам, не зависящим от сторон. Однако законодательно не закреплен перечень оснований, по которым можно было бы, требовать подобной доработки.

Предусматривается, что к числу оснований необходимо относить только те явления и события, наступление которых невозможно было предвидеть, а также наступление которых не зависит от воли сторон договора. Это открытия, исторические события, акции политического характера, имевшие место в процессе подготовки произведения к выпуску в свет. С.А. Чернышева считает, что этот перечень должен быть исчерпывающим15. Автор находит вполне оправданной такую позицию, поскольку исчерпывающий перечень является гарантом защиты прав автора от произвола пользователя.

Помимо предложенных оснований доработки одобренного произведения следует иметь в виду невозможность реализации произведения автора средствами кино, телевидения, театра и др., возникшую после заключения договора.

Заказывая автору создание того или иного произведения, организация заинтересована в том, чтобы оно было высокохудожественным и качественным, а потому она должна оказывать помощь автору. Формы этой помощи различны: консультации, редактирование, обсуждение предварительных вариантов произведения. Например, для драматурга существенным является знакомство с составом труппы, технической частью театра, беседы с актерами, для которых пишется роль, и т.д. Творческое сотрудничество и взаимодействие автора и организации — залог нормальных договорных отношений.

В прежние годы киностудия была обязана привлекать автора к обсуждению литературного сценария, а автору вменялось в обязанность совместно с творческими работниками съемочной группы создавать киносценарий (производственно-творческую разработку) и принимать участие в подготовке режиссерского сценария. В обязанность автора входило также участие в работе съемочной группы для дачи консультаций кинорежиссеру-постановщику и актерам по вопросам, связанным с трактовкой сцен, образов действующих лиц, обстановкой действия и т.д., а также в обсуждениях киноматериала и законченного кинофильма.

Обязанностью организации, вытекающей из договора, является уплата автору вознаграждения, стороны при заключении договора согласовывают размер вознаграждения, порядок определения размера вознаграждения за тот или иной способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты.

Вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения. Если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, вознаграждение связывается с зафиксированной в договоре суммой. Определение вознаграждения не ограничивается процентом от дохода или фиксированной суммой. Закон допускает и иной способ, который определяют сами стороны договора.16

Наряду с рассмотренными обязанностями в авторских договорах могут предусматриваться и некоторые другие обязанности как авторов, так и пользователей (участие автора в работе по подготовке произведения к переизданию, предоставление автору определенного числа бесплатных экземпляров произведения и т.д.). Пользователь произведения также обязан использовать его только тем способом, который указан в договоре.

ГЛАВА 5. Авторское право в сети Интернет

Что было первым: курица или яйцо? Этот наивный детский вопрос неожиданно обрел новый смысл с развитием глобальных компьютерных сетей. Кто первым сочинил и разместил в Сети тот или иной текст, придумал дизайн сайта, написал новый скрипт? Разумеется, проблема авторских прав в Интернете больше всего волнует тех, кто способен создавать нечто реально полезное и надеется зарабатывать на этом деньги. Проблема состоит в том, что Интернет создавался как сеть, облегчающая поиск информации и доступ к информационным ресурсам для ученых. Коммерческое использование тогда всерьез не рассматривалось, а потому и о защите авторских прав особо никто не задумывался. Поэтому сегодня главная проблема правового поля в Интернете — необходимость определить, что все-таки это такое: средство массовой информации, средство коммуникации, всемирная библиотека, всемирный рынок или всемирный базар? Подумав, можно прийти к выводу, что Интернет — это всемирный базар, именно в нашем, "постсоветском", понимании этого слова. Налицо все признаки — огромное сборище народа в одном месте — Сети, беспорядочное общение всех со всеми, циркуляция слухов, постоянный торг, неконтролируемые денежные потоки, огромные возможности для махинаций в сочетании с легкой возможностью скрыться, силы правопорядка представляют опасность только в пределах прямой видимости — и т.д., и т.п. Очень многих такое положение устраивает, но не всех. Эти немногие "не все" чаще всего наделены реальной властью и деньгами вне виртуального мира и стремятся распространить свою власть во Всемирную паутину. Пока нет четкого определения, что такое Интернет, они пытаются подходить к нему с определениями, созданными ранее и выгодными для себя. Идея гипертекста как всемирной справочной системы все чаще вступает в противоречие с целями авторского права, призванного защищать интересы создателей информации, а также с уголовным и гражданским правом, защищающим "объекты информационного воздействия". Так, в России уже прошло несколько судебных процессов против интернет-изданий, опубликовавших ложную или непроверенную информацию. Суды руководствовались в своей работе законом "О СМИ". Хотя многие интернет-издания не были зарегистрированы как средства массовой информации, к ним было применено законодательство "О СМИ" по совокупности признаков. Как известно, под средством массовой информации закон понимает любую форму периодического распространения массовой информации. Также, показателен недавний (январь-март 2012 года) процесс в Украине, когда временно был закрыт файлообменный сервис ex.ua по обвинению в хранении и распространении пиратских копий игрового и офисного программного обеспечения. В международной практике наиболее показательным процессом, думается, можно назвать судебные разбирательства относительно крупнейшего торрент-трекера в мире ThePirateBay (Пиратская Бухта), которые, нужно сказать, хоть и длятся уже около 5 лет, но так и не привели к каким-либо конкретным результатам. Вообще, разбирательство относительно этого ресурса является очень значимым для судебной практики относительно нарушений авторского права, так как, каким бы не было решение суда, оно станет прецедентом для последующих дел против более мелких торрент-трекеров и  
интернет-ресурсов подобной направленности.  Закроют
ThePirateBay, осудят его владельцев – то же произойдет и с огромным множеством остальных ресурсов, предоставляющих пользователям Сети доступ к информации. Аналогично при противоположном исходе.

Тем не менее, наше общество в большинстве своем совершенно безразлично относится к авторскому праву как таковому. Привычка к "халяве" живет, и умирать, похоже, не намерена — достаточно посмотреть на обилие пиратских CD в торговых точках и плагиата в Интернете. Это и неудивительно. Совсем недавно, во времена Советского Союза, проблема авторства волновала у нас разве что одних авторов, а остальные жили по принципу "все вокруг народное — все вокруг мое".

Совершенно иначе к авторскому праву относятся в США — трепетно. Доходит до того, что там вместе с правами пользования результатами своего труда можно продать и свое имя, если оно, например, является одновременно и товарным знаком. В этом случае владелец прав даже может запретить бывшему автору пользоваться собственным именем. Американский закон об авторском праве защищает авторские права с момента создания произведения до истечения 50 лет после смерти автора (срок может быть продлен Конгрессом). Авторство сохраняется на все созданное человеком. Однако предъявить иск за нарушение авторских прав можно лишь в случае регистрации материалов в Департаменте США по авторскому праву.

В настоящее время в Соединенных Штатах авторское право позволяет:

— представлять свои работы на суд общественности;

— тиражировать и продавать свои работы;

— модифицировать работы;

— требовать упоминания своего имени при цитировании своей работы.
Разумеется, извлекать коммерческую выгоду из материалов, защищенных авторским правом, можно только с согласия владельца авторских прав. Именно поэтому в США так развита практика т.н. лицензирования. Например, покупая легальную копию Windows, вы на самом деле приобретаете не операционную систему, а всего лишь право пользоваться данной ее копией, что подробно разъяснено в лицензионном соглашении, которое демонстрируется в начале инсталляции.
Законодательство, регулирующее взаимоотношения в области авторского права, создавалось и совершенствовалось на протяжении многих десятилетий, но появление на сцене Интернета с его совершенно новыми принципами хранения, передачи и отображения информации поставило ряд вопросов, на которые пока нет ясного ответа. Вот наиболее типичные примеры:
1. Если я на своей веб-странице на всеобщее обозрение выставляю некую информацию, используя которую без моего ведома, любой желающий может заработать деньги и/или уменьшить мою прибыль, каким образом я смогу потребовать компенсацию?

2. Каким образом я могу доказать приоритет собственной информации?

3. Что является критерием использования или неиспользования моих материалов для извлечения прибыли?

4. Являются ли ссылки на другие сайты, находящиеся на моей странице, вторжением в права других авторов? И наоборот: если на мой сайт приходят по ссылке с другого сайта, как быть с авторскими правами?

5. Что является объектом авторского права — отображение страницы на экране монитора или ее код?

6. Если я извлекаю полезную информацию, не заходя на чью-либо страницу, а только используя анонс, отображаемый поисковым сервером, нарушаю ли я авторские права?

7. Если через баннер, вывешенный на моей странице баннерной службой, некто перешел на чью-то страницу и там нарушил авторские права, являюсь ли я соучастником, или соучастник баннерная служба или провайдер?

8. Попадает ли информация, размещенная в Интернете, под действие закона о средствах массовой информации?

9. Как я могу технически, и насколько это будет правомерно, защищать свои права?
10. Насколько правомочно использование peer-to-peer-сетей?

И т.д., и т.п.

Одним словом, на первое место выходит проблема защиты авторских материалов, размещенных в Интернете, от незаконного их использования в коммерческих целях. Комплексное использование административных и технических средств дает определенный эффект, однако положения не спасает. Это лишь осложняет жизнь любителям «халявы», но не пресекает ее в зародыше. Наверное, тут стоит вспомнить проблему, которую уже много лет решают как коммерческие компании, так и государственные учреждения разных стран. Речь идет об электронной подписи. Электронная подпись могла бы уравнять права держателей как электронных, так и бумажных документов, и в Сети она играла бы ту же роль, что играет обычная подпись на бумаге. Современные криптографические средства позволяют фиксировать целостность, авторскую принадлежность и время регистрации документа. Технически подделка электронной подписи возможна, но если она будет иметь юридическую силу, то после ее подделки наступят такие же последствия, как и при подделке подписей обычных. В таком случае к воровству информации в Интернете можно будет применить уже существующее законодательство и наказывать такое воровство по статьям Уголовного кодекса. Техническая сторона проблемы решена уже давно, но вот когда решатся юридические и организационные вопросы — неизвестно.

До сих пор речь шла о защите прав "писателей", но и с "художниками" проблем ничуть не меньше. Дизайн сайта — это такой же объект авторского права, как и его содержание. И вопросы тут возникают весьма непростые. Например, такие:

Если веб-дизайнеру понравилось оформление какой-либо страницы, может ли он просто ее скопировать, заменив текст, изображения и реквизиты своими? Нарушает ли он при этом права создателя сайта? А если, к тому же, будет изменена цветовая палитра? А если дизайнер воспользуется только управляющими фреймами, но дизайн разработает сам? Здесь, вероятно, не может быть однозначного ответа. Если дизайн сайта (или элементы дизайна — кнопочки, иконки, линии и т.д.) зарегистрирован, то факт нарушения авторских прав может определить только суд. Какими критериями при этом суд может руководствоваться?

Теоретически можно пойти по пути сравнения HTML-кодов страницы и в зависимости от процента совпадения тэгов решать вопрос о плагиате. Но если код не совпадает, если взята только идея оформления — например, использовано не фоновое изображение, а внедренные картинки, или экран разбит таблицей на ячейки, размер которых задан не в процентах к площади экрана, а в пикселях, или использовано несколько таблиц или фреймы, — в этих случаях код может не совпадать совершенно. Возможен и обратный случай, когда код очень близок, но изменены цвета, толщина линий, используются иные шрифты и визуально страницы не кажутся похожими. Случай, когда страница строится с использованием скриптов. Страницы похожи визуально, близок код, но используются совершенно разные скрипты. Как быть тогда? На эти вопросы мы пока ответить не можем.

Проблема, привнесенная в теорию и практику авторского права именно Интернетом, — это проблема гипертекста. На некотором сайте находится ссылка на сайт, на котором размещена информация, нарушающая чьи-то авторские права. Является ли владелец сайта, разместившего злополучную ссылку, также нарушителем? Кто-то скажет нет, однако, есть и другие мнения.

В США уже есть несколько случаев, когда провайдер был наказан за то, что предоставил место для создания веб-страницы, через которую посетитель мог попасть на компьютер, где находились нарушающие авторское право материалы. Правда, если следовать этой логике, то наказывать следует и владельцев автомобильных дорог — ведь по ним пиратские CD перевозятся из мест производства в места продажи. В случае с провайдерами всякий раз, когда пользователь получал доступ к нарушающим авторское право материалам, через сервер провайдера они пересылались на компьютер пользователя. Причем из-за технологических особенностей работы Сети эти материалы загружались по частям через оперативную память узлового компьютера. Попадая на компьютер пользователя, эти части собирались в единое целое. Провайдер был наказан не за то, что не проконтролировал, какие материалы размещены на веб-страницах, а за то, что для их загрузки была использована оперативная память его серверов!

Что касается гиперссылок, гипертекстовых включений с других сайтов, мультимедийной информации, то ситуация здесь еще более запутана. Как быть владельцам поисковых серверов и порталов, которые предоставляют пользователю десятки тысяч ссылок, проверить каждую из которых на предмет законности практически нет физической возможности? Ведь даже с явно противоречащими уголовному праву ресурсами в Интернете бороться очень сложно. Об этом свидетельствует хотя бы тщетная борьба с сайтами, наполненными порнографическим содержанием. Сайт, уничтоженный в одном месте, без проблем воскресает в другом. То же самое касается и разных фашистских и экстремистских сайтов. Ну, а проблема пиринговых сетей, стремительно развивающихся на протяжении последнего десятка лет, явно прибавила головной боли юристам  уже начиная приблизительно с 2005 года.

Глава 6. Международные соглашения в области авторского права.

Хотелось бы сделать некоторое уточнение. Хоть и мы и говорим о «международности», представленных ниже законов, законопроектов и соглашений, фактически – они в большей степени относятся к США. Однако, стоит учитывать то, что большинство современного контента на постсоветском пространстве, да и во всем мире принадлежит именно американскими правообладателям – а значит, нарушаются именно их права. Вообще, проблема отсутствия границ в Интернете, а также сложности с определением того, по законам какой страны судить и наказывать правонарушителей – также очень важна.

6.1 Stop Online Piracy Act (SOPA)

Stop Online Piracy Act (SOPA или H.R. 3261) — законопроект, внесённый в Палату представителей в США 26 октября 2011 года Ламаром Смитом и группой из 12 соавторов. Законопроект расширяет возможности американских правоохранительных органов и правообладателей в борьбе с нелегальным контентом в Интернете, торговлей интеллектуальной собственностью, защищённой авторским правом, и контрафактом.
Согласно законопроекту, любой участник деятельности в сети Интернет — начиная с провайдеров, поисковых систем и даже рекламодателей, — обязан фактически по любому обращению правообладателя прекратить предоставление услуг ресурсу, обвиняемому в пиратстве, и прекратить с ним любое взаимодействие (например, закрыть канал оплаты контента, приостановить рекламный контракт, ограничить действие платежной системы, исключить сайт из поисковой выдачи, удалить ссылки на сайт, полностью заблокировать сайт для посещения, запретить платёжным системам (типа PayPal, Visa и т. д.) проводить платежи в пользу сервисов и так далее); в противном случае любой из прямых и косвенных контрагентов обвиняемого сайта будет расцениваться как его соучастник
17.

Законопроект объявляет уголовным правонарушением (преступлением) несанкционированное потоковое вещание или иное распространение защищённого авторским правом контента с установлением виновному максимального наказания в виде тюремного заключения на срок до 5 лет (при установлении факта распространения хотя бы 10 музыкальных или видеозаписей за 6 месяцев). При этом иммунитетом от судебного преследования наделяются все интернет-компании, которые добровольно и по собственной инициативе приняли какие-либо меры против интернет-сервисов, занимающихся распространением защищённого контента, при одновременном принятии этими компаниями ответственности за ущерб, нанесённый ими владельцам сайтов, обвинённым в нелегальном распространении контента и доказавшим свою невиновность.

Сторонники законопроекта заявляют, что он необходим для сохранения прибылей организаций, рабочих мест и защиты интеллектуальной собственности в соответствующих отраслях (фильмы, музыка, программное обеспечение и т. п.); особенно отмечается, что он поможет эффективно бороться с сервисами, расположенными за пределами США, вне их юрисдикции.

Противники SOPA считают, что этот законопроект нарушает Первую поправку к Конституции США, вводит цензуру в Интернете, ограничивает свободу слова и возможности развития Интернета.

14 января 2012 года администрация США напрямую выразила негативное отношение к SOPA18. Спустя некоторое время автор законопроекта заявил об исключении из законопроекта самой спорной и жёсткой статьи, обязывающей американских хостинг- и интернет-провайдеров, а также поисковые системы блокировать сайты, предположительно нарушающие авторские права, по первому запросу правообладателя.

18 января 2012 г. в интернете состоялась акция протеста, в рамках которой множество популярных сайтов либо полностью «отключились», показывая вместо любой страницы сообщение об акции против SOPA, либо информировали своих посетителей об акции иным, менее радикальным образом. После длительной масштабной дискуссии среди участников англоязычного раздела Википедии, сообщество участников приняло решение поддержать акцию. Это решение получило поддержку руководства Фонд Викимедиа, в результате английский раздел Википедии также был «заблокирован» на 24 часа.

Судьба законопроекта пока не разрешена.

  1.  PROTECT IP Act (PIPA)

Закон 2011 года о предотвращении реальных сетевых угроз экономическому творческому потенциалу и кражи интеллектуальной собственности. в Сенате США зарегистрирован под номером 968 (Senate Bill 968) — законопроект, цель которого — дать правительству США и владельцам авторских прав дополнительные инструменты для блокирования «жульнических сайтов, предлагающих контрафактные товары и нарушающих авторское право», в особенности зарегистрированных за пределами США19. Внесён в Сенат США 12 мая 2011 года сенатором Патриком Лехи совместно с ещё 11 соавторами от обеих ведущих партий20. Прошёл голосование в юридическом комитете Сената, но вынесение на голосование в палате заблокировано сенатором Роном Уайденом. По состоянию на 17 декабря 2011 года законопроект получил поддержку 40 сенаторов от обеих партий. Этот законопроект представляет собой переписанную версию законопроекта Combating Online Infringement and Counterfeits Act (COICA)21 не прошедшего в 2010 году. Нарушением законопроекта, согласно введённым в нём определениям, является распространение незаконных копий, контрафактных товаров и технологий преодоления технических средств защиты авторских прав. Под действие законопроекта подпадают и сайты, основной деятельностью которых является участие в описанной выше запрещённой деятельности или способствование ей. Проект не меняет, но дополняет уже существующее законодательство по защите торговых знаков и авторских прав.

Закон специально принимается против пиратских сайтов, зарегистрированных за рубежом. Он позволяет министерству юстиции США и правообладателям ходатайствовать в суде о конфискации собственности, даже если ещё не проведено всестороннего расследования, либо владелец собственности не может быть найден. Генеральный прокурор США должен известить ответчика, а сразу после получения санкции суда становится возможным обязать финансовые институты прекратить денежные переводы, рекламные службы Интернета и интернет-провайдеров, а также средства локализации информации — удалить на признанный пиратским сайт ссылки. Термин «средство локализации информации» взят из Закона об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA) и обозначает, в первую очередь, поисковые системы, но также может быть распространён на любой ресурс, ссылающийся на сайт, признанный «пиратским». В законе говорится, что средство локализации информации должно удалить все ссылки на сайт так быстро, как это только возможно. Серверы DNS должны будут немедленно прекратить разрешение указанного доменного имени в IP-адрес посягающего на нарушение закона сайта. Доступ к признанному судом нарушителем сайту будет возможен только по его IP.

Среди противников PIPA — множество крупных интернет-компаний, таких как Google, Facebook, Twitter, Фонд Викимедиа и другие. 18 января 2012 года состоялась интернет-акция протеста против принятия PIPA и SOPA, в рамках которой многие сайты изменили своё оформление. Например, английский раздел Википедии на сутки прекратил свою работу, надпись на главной странице гласила: «Imagine A World Without Free Knowledge» (англ. «Представьте мир без свободных знаний»). Логотип Google 18 января был закрыт черным прямоугольником.

6.3.The Anti-Counterfeiting Trade Agreement (ACTA).

Пока весь мир в едином порыве протестовал против принятия Конгрессом США законодательных инициатив SOPA и PIPA , подписание соглашения ACTA вошло в завершающую стадию. The Anti-Counterfeiting Trade Agreement (торговое соглашение по борьбе с контрафакцией) при более детальном рассмотрении является куда более жесткой инициативой, чем «триумфально побеждённые» Интернет-сообществом SOPA/PIPA. Стоит сказать, что переговоры по ACTA проводятся в режиме повышенной секретности и детали раскрываются буквально по капле.

Хотя по названию торгового соглашения логично было бы предположить, что речь идёт о материальных предметах, на деле соглашение приравнивается к закону и вводит ограничения куда шире в отношении интеллектуальной собственности. По теме доступно довольно мало информации, поэтому автор постарается структурировано всё изложить.

Прежде чем перейти к деталям, для повышения заинтересованности, отметим, что ACTA предусматривает наделение сотрудников таможенных органов полномочиями досматривать любые носители информации на предмет наличия контрафактной информации: программного обеспечения, музыки или видео. Легитимность и конституционность такой проверки (пока только в США) была утверждена решением федерального аппеляционного суда22 9 округа Сан-Франциско в 2008 году. Шифрование файлов или диска не спасёт – в случае «забытого» пароля во въезде в страну может быть отказано под любым предлогом. Принятие ACTA также отразится на провайдерах, которых, согласно документу, могут обязать принять меры по контролю за абонентами и загружаемом ими контенте. Впрочем, по сравнению с физическими досмотрами, такие последствия вовсе не кажутся страшными. Тем более, что «правило трёх предупреждений» уже пытаются заставить работать в некоторых странах – после третьего предупреждения о нарушении копирайта, провайдер должен ограничить доступ в интернет провинившегося пользователя. Однако, в отличие от SOPA/PIPA, действие ACTA не ограничивается далёким зарубежьем – на данный момент соглашение подписали 22 европейские страны, дополняя список возглавляемый США, Японией, Швейцарией, Австралией, Новой Зеландией, Южной Кореей, Канадой и Мексикой. Завершающим аккордом, 26 января к соглашению присоединились Дания, Латвия и Литва23. Эстония, проявив благоразумие, отказалась слепо ставить подпись, вынося данный вопрос на обсуждение пленарного заседания правительства24.  В Латвии информация распространилась пост-фактум в виде небольшой заметки, что посол Петерис Вайварс, находясь с рабочим визитом в Японии, от имени правительства подписал соглашение ACTA. Заметка была опубликована далеко не на всех новостных порталах и закинута в нижнюю часть страниц. Заявления официальных лиц, что проект соглашения освещался в достаточной мере, не соответствуют действительности.

Европейская комиссия и правительства других стран-участников ACTA признали свое участие в переговорах по соглашению только после утечки черновика договора на WikiLeaks 22 мая 2008 года. На последовавший запрос от правозащитников, был получен документ, содержавший только название The Anti-Counterfeiting Trade Agreement, в котором весь текст был закрашен чёрным25. На последовавших в течение двух с половиной лет одиннадцати раундах переговоров было привлечено еще больше участников, а также рассмотрены вопросы гражданского права, пограничного контроля и предотвращения правонарушений в Интернете. Однако, даже по ходу переговоров, полный текст документа не был доступен даже Европейской комиссии. Под NDA доступом к тексту обладали частные компании: Sony Pictures, Time Warner и Verizon. 

Итак, актуальная редакция ACTA:

- Даёт право пограничному контролю на обыск личных вещей на предмет наличия нарушений копирайта. Ордер не требуется.

- Вменяет провайдерам и хостерам в обязанность следить за соблюдением копирайта своими абонентами и предоставлять информацию по первому запросу. Ордер не требуется.

- Вводит уголовную ответственность за нарушение прав на интеллектуальную собственность во всех странах-участниках соглашения, даже если законодательство конкретной страны не предусматривает такой ответственности.

- Вводит уголовную ответственность за обход DRM любыми способами. Вводит запрет на распространение любого программного обеспечения, позволяющего игнорировать DRM, даже если оно может использоваться в иных целях.

- Признаёт законным изъятие и ликвидацию любых предметов с фальшивыми товарными знаками без права на получение компенсации.

- Даёт управляющему комитету ACTA право выпускать дополнения к соглашению, вступающие в силу незамедлительно без рассмотрения и ратификации странами-участниками.

В свете изложенного, законодательные инициативы SOPA/PIPA представляются всего лишь манёвром, призванным отвлечь внимание от торгового соглашения, наделямого силой самого что ни на есть тоталитарного закона.

                 Заключение.

Ни для кого не секрет, что высокие технологии стремительно развиваются. Обмен информацией уже в большей степени перешел в Интернет. Каждую секунду в различных направлениях передаются сотни тысяч терабайт информации и, по разным источникам, от 50 до 90% от этого является пиратской продукцией. На данный момент, осуществить контроль за столь фантастическими объемами информации просто невозможно. Украинское законодательство, на данный момент, к сожалению, в этом направлении почти не развивается. Серьезная научная деятельность также не ведется. Нет анализа постоянно создаваемых международных соглашений и актов, их влияния на ситуацию в нашей стране. Украина стремится к интеграции в Европу, однако без приведения законодательства к европейским стандартам, это, конечно же невозможно. Абсолютно очевидна полная невозможность ратификации той же ACTA, так как в нашей стране просто-напросто нет необходимых средств влияния и контроля, предусматриваемых этим соглашением. Однако, по мнению автора, стоит задуматься – а так ли необходимо нам данное соглашение по борьбе с контрафакцией? Не слишком ли радикальные меры оно предусматривает, не нарушает ли оно прав человека и гражданина на свободное выражение мыслей, убеждений, идей? Не является ли это соглашение вводом цензуры в интернете, не будет ли оно использоваться недобросовестными гражданами и организациями в целях устранения конкурентов по предпринимательской деятельности и т.п.? На взгляд автора, ответы на все эти вопросы совсем неоднозначны.   Поэтому, на взгляд автора, необходим детальный анализ, а также полная переработка законодательства относительно авторского и смежных прав в Интернете, причем переработка международного законодательства, проведенная открыто, ясно, с четко установленными принципами и приоритетами. Необходимо понимать, при этом, что права и свободы людей никоим образом не должны ущемляться в угоду неким сомнительным, полускрытным мерам по борьбе с пиратсвом. Только честный, осознанный, открытый диалог между всеми странами способен разрешить эту проблему. Необходимо также учитывать уровень жизни и менталитет жителей той или иной страны. Например, уровень средней зароботной платы в нашей стране (а её получают далеко не все) абсолютно не позволяет гражданам приобретать лицензионное программное обеспечение стоимостью 1500-2500грн. То же применимо к большинству постсоветских стран. Значит, необходимо для начала повысить уровень жизни населения, предоставить ему экономическую возможность приобретать лицензионное программное обеспечение, и только потом требовать соблюдения авторских прав. Автор уверен, что при достойной оплате труда, необходимости в нарушении закона у граждан просто не будет.  К сожалению, перспективы подобного улучшения уровня жизни, как и честных, открытых международных переговоров пока нет.


Список использованной литературы

  1.  Гражданское право. В 2-х томах. Том 1. Учебник / Под ред. Е.А. Суханова.—Киев.:, 1994.
  2.  Гражданский кодекс Украины.
  3.  Закон Укаины «Об авторском праве и смежных правах»
  4.  Подопригора А. Общие положения о праве интеллектуальной собственности в ГКУ./Право Украины,№7, 2003.
  5.  Новицкий И.Б. Обязательство заключить договор. М., 1947.

  1.  Советское гражданское право. Киев, 1977, ч.1.

  1.  Харитонов Е.О., Саниахметова Н.А. - Гражданское право Украины (2004)

  1.  Гавзе Ф.И. Обязательственное право. Минск, 1968, с. 17.
  2.  Флейшиц Е.А. Личные права в гражданском праве СССР и капиталистических странах. М., 1941. С. 164.
  3.  Российская газета от 12.07.97 г.

  1.    СЗ СССР 1928. № 27. Ст. 246.
  2.  Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М., 1996. С. 66.
  3.  Мусияка В.Л. Авторские договоры. К. 1988.

  1.  Клык Н.Л. Охрана интересов сторон по авторскому договору. Красноярск, 1987. С. 80.
  2.   Сергеев А.П. Гражданское право. ч. 3. М., 1998. С. 93
  3.  Игорь Щеголев. Мыльная опера про виртуальных пиратов. Ж.Частный Корреспондент

Ресурсы сети Интернет:

  1.  Ru.wikipedia.com
  2.  https://wwws.whitehouse.gov/petitions#!/response/combating-online-piracy-while-protecting-open-and-innovative-internet
  3.  http://news.cnet.com/8301-31921_3-20062398-281.html
  4.  http://www.govtrack.us/congress/bill.xpd?bill=s112-968
  5.  http://safe.cnews.ru/news/top/index.shtml?2012/01/17/473034
  6.  http://www.washingtonpost.com/wpdyn/content/article/2008/08/01/AR2008080103030.html?hpid=topnews
  7.  http://www.baltic-course.com/eng/Technology/?doc=52219
  8.  http://www.baltic-course.com/eng/Technology/?doc=52203
  9.  http://www.canada.com/vancouversun/story.html?id=ae997868-220b-4dae-bf4f-47f6fc96ce5e&p=1
  10.  Сервис Google Translate.
  11.  Анализ и комментарии к ACTA на habrahabr.ru (Страница была удалена)

1 Ст.438 ГКУ

2 Закон Украины об авторском праве и смежных правах. Ст.5

3 Гражданский кодекс Украины. Ст.434

4 Гражданское право. В 2-х томах. Том 1. Учебник / Под ред. Е.А. Суханова.—Киев.:, 1994. — 384 с.

5 Харитонов Е.О., Саниахметова Н.А. - Гражданское право Украины (2004)

6  Новицкий И.Б. Обязательство заключить договор. М., 1947.

7  Советское гражданское право. Киев, 1977, ч.1.

8  Гавзе Ф.И. Обязательственное право. Минск, 1968, с. 17.

9 Флейшиц Е.А. Личные права в гражданском праве СССР и капиталистических странах. М., 1941. С. 164.

10  СЗ СССР 1928. № 27. Ст. 246.

11 Российская газета от 12.07.97 г.

12 Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М., 1996. С. 66.

13  Клык Н.Л. Охрана интересов сторон по авторскому договору. Красноярск, 1987. С. 80.

14 Сергеев А.П. Гражданское право. ч. 3. М., 1998. С. 93.

15 См.: Там же. С. 67.

16 Мусияка В.Л. Авторские договоры. К.1988.

17  Игорь Щеголев. Мыльная опера про виртуальных пиратов. Ж.Частный Корреспондент

18 Сайт Белого Дома США.


https://wwws.whitehouse.gov/petitions#!/response/combating-online-piracy-while-protecting-open-and-innovative-internet

19 http://news.cnet.com/8301-31921_3-20062398-281.html

20 http://www.govtrack.us/congress/bill.xpd?bill=s112-968

21 http://safe.cnews.ru/news/top/index.shtml?2012/01/17/473034

22http://www.washingtonpost.com/wpdyn/content/article/2008/08/01/AR2008080103030.html?hpid=topnews

23 http://www.baltic-course.com/eng/Technology/?doc=52219

24 http://www.baltic-course.com/eng/Technology/?doc=52203

25 http://www.canada.com/vancouversun/story.html?id=ae997868-220b-4dae-bf4f-47f6fc96ce5e&p=1

PAGE   \* MERGEFORMAT 4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32549. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ. УРОВНИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ 48 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В настоящее время наметилось два подхода к проектированию обучающих программ. В принципе можно создать несколько эффективных обучающих программ и без психологической теории обучения и технологии компьютерного обучения например путем проб и ошибок. Проектирование обучающих программ должно базироваться на надежном психологическом фундаменте причем прежде всего необходимо проектировать...
32550. КТО СОЗДАЕТ ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ. КАКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ 151.5 KB
  Типовой состав разработчиков программного средства Выделяются четыре базовые категории: авторы учебного материала; компьютерные методисты; системотехники КСО; специалисты по реализации КСО. В создании конкретного КСО участвуют как правило один компьютерный методист и один системотехник КСО. Компьютерный методист это специалист владеющий компьютерной дидактикой и ориентирующийся в ПО которая рассматривается в КСО. В круг его задач входят формирование структуры КСО выбор психологопедагогической стратегии и проработка используемых...
32551. Контакторыи. Коммутация силовых цепей электродвигателей 281.61 KB
  По роду коммутируемого тока контакторы делят на контакторы постоянного и переменного тока. Как правило род тока в цепи управления которая питает электромагнитный привод совпадает с родом тока главной коммутируемой цепи. Однако известны случаи когда катушки контакторов переменного тока получают питание от цепи постоянного тока. Конструктивная схема контактора постоянного тока показана на рис.
32552. Электромагнитные муфты 341.13 KB
  24 показана схема муфты серии ЭТМ с магнитопроводящими фрикционными дисками. Другой зажим катушки подключают к источнику питания постоянного тока через корпус муфты. Электромагнитная контактная дисковая муфта При включении муфты магнитный поток Ф созданный током протекающим по виткам катушки проходит через корпус пакет внутренних 6 и наружных 4 дисков и замыкается через якорь 5.
32553. Устройства обработки информации 19.92 KB
  – Рычажный контактный узел с шарнирным закреплением работающий с эффектом притирания и перекатывания контактов что способствует их лучшему самоочищению и уменьшению переходного сопротивления поэтому они часто используются в мощных коммутационных устройствах например контакторах. – Жидкометаллические контакты основными достоинствами которых являются малое переходное сопротивление отсутствие необходимости в контактном нажатии отсутствие эффектов пригорания и залипания контактов возможность работы при высоком давлении температуре...
32554. Реле времени (таймеры) 13.93 KB
  По способу задержки виду замедлителя: электромагнитное замедление до 10 сек; – механическое замедление: пневматические и моторные от 3 до 30 мин; – электронное замедление: конденсаторные и счётноимпульсные десятки сек; – программнореализуемые любые задержки времени. При работе систем защиты и автоматики часто требуется создать выдержки времени между срабатыванием двух или нескольких аппаратов а также при возникновении необходимости производить операции в определённой временной последовательности автоматическое...
32555. Электромагнитные реле времени 190.42 KB
  Реле времени с электромагнитным замедлением При отключении обмотки реле 1 рис. В результате магнитный поток в сердечнике реле убывает медленно якорь 5 остается в притянутом положении и контакты реле 4 размыкаются с выдержкой времени в несколько секунд. Такие реле времени не отличаются стабильностью но находят широкое применение благодаря простоте и дешевизне.
32556. Реле времени КТ 88.94 KB
  28 приведен пример использования реле времени КТ в схеме управления циклом движения суппорта которая обеспечивает его рабочий ход р. задержку времени на концевике SQ2 и холостой ход х. Рабочий ход суппорта обеспечивается контактором КМ1 холостой ход – контактором КМ2 а выдержка времени выстоя – реле временем КТ.
32557. Современные технические устройства переработки информации 15.07 KB
  Примерами таких типовых устройств могут служить: – Триггеры элементарные ячейки памяти предназначенные для хранения одного бита информации логического 0 или 1; – Счетчики – устройства для выполнения функций счета и задержек времени; – Преобразователи кодов устройство для автоматического изменения по заданному алгоритму соответствия между входными и выходными кодами без изменения их смыслового содержания другими словами это схемы для перевода одного многоразрядного кода в другой; – Регистры устройства для приёма хранения и...