43020

Основы бухгалтерского управленческого учета

Курсовая

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Менеджеры несут повседневную ответственность за руководство предприятием. Их действия и решения влияют на финансовую стабильность предприятия. Составление планов на будущее и оперативное управление предприятием требуют большого количества разнообразной учетной информации..

Русский

2013-11-01

274.5 KB

50 чел.

PAGE  42

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ФГОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме: Основы бухгалтерского управленческого учета

                                                           Исполнитель: студентка 412 группы,

                                       заочная форма обучения,

                        Крашанина Т.Л.

                     Руководитель:

ОМСК 2010


Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2

Реферат………………………………………………………………………………5

  1.  Управленческий учет как элемент системы бухгалтерского учета. Предпосылки появления управленческого учета в РФ…………………..6
  2.  Понятие бухгалтерского управленческого учета, его предмет. Влияние  организационной структуры предприятия на построение системы управленческого учета…………………………………………………......13
  3.  Объекты исследования, метод и задачи бухгалтерского управленческого учета………………………………………………………………………...15
  4.  Характеристика информации, предоставляемой бухгалтерским управленческим учетом. Условия ее хранения………………………….20
  5.  Взаимодействия финансового  и управленческого учета………………22
  6.  Функции бухгалтера-аналитика, осуществляющего управленческий учет…………………………………………………………………………27
  7.  Законодательные основы бухгалтерского управленческого учета…….28

Выводы и предложения………………………………………………………..32

Список использованной литературы………………………………………….34

Приложения…………………………………………………………………….37

 


Введение

Эффективная работа современного предприятия невозможна без хорошо налаженной системы управленческого учета и отчетности на всех уровнях управления.

Управленческий учет - это процесс определения, измерения и сопоставления информации, позволяющий менеджерам предприятия с помощью этой информации принимать компетентные решения и планировать деятельность предприятия. Если учетная информация не способствует принятию более компетентных решений, то ее сбор - это напрасная трата времени и денег.

Менеджеры несут повседневную ответственность за руководство предприятием. Их действия и решения влияют на финансовую стабильность предприятия. Составление планов на будущее и оперативное управление предприятием требуют большого количества разнообразной учетной информации.

Менеджеры должны принимать решения относительно распределения дефицитных экономических ресурсов предприятия. Для обоснования своих решений менеджерам необходимы данные управленческого учета.

Установив определенный курс развития бизнеса, менеджеры должны знать, развиваются ли события в соответствии с планом. С помощью управленческого учета можно сравнить фактические результаты с запланированными и сопоставить реальную картину с ожидаемой.

Принятие многих управленческих решений невозможно без учета размеров затрат и выгод при следовании определенному курсу. Управленческий учет позволяет сопоставить затраты с выгодами.

За последние годы условия существования предприятий стали еще более нестабильными. Возрастающая искушенность покупателей, развитие мировой экономики, быстрые изменения технологий, возросшая неустойчивость финансовых рынков - вот далеко не полный перечень возможных причин.

Под воздействием этих изменений роль менеджеров в бизнесе стала более сложной и ответственной. Ради лидирующего положения предприятия должны находить способы снижения затрат. Это привело к созданию изощренных методов измерения и контроля затрат. Все чаще и чаще преуспевают те предприятия, которые способны создать и поддерживать конкурентные преимущества над своими соперниками.

Необходимость принятия управленческих решений, связанных с функционированием и развитием бизнеса, рано или поздно заставляет генерального директора задуматься о создании такой системы учета и отчетности, которая позволила бы ему без проблем и, желательно, не покидая кабинета, решать несколько задач:

- получать необходимую для принятия стратегических решений информацию о своем бизнесе в финансовых и натуральных показателях;

- следить за финансовыми последствиями управленческих решений;

- наблюдать за эффективностью деятельности как всего предприятия, так и каждого структурного подразделения, а в некоторых случаях оценивать и эффективность отдельных операций.

В отличие от финансового (бухгалтерского) учета, который ведется на предприятиях в соответствии с законодательством, управленческий учет служит исключительно для принятия управленческих решений. Преимущества системы управленческого учета следующие:

- она написана конкретно «под предприятие»;

- система гибкая и при необходимости легко адаптируется к новым процессам, возникающим в рамках осуществления основной деятельности;

- она включает в себя как натуральные, так и финансовые показатели;

- при должном внедрении системы все принципы учета понятны сотрудникам и руководителям структурных подразделений, а промежуточная отчетность используется ими для более эффективного решения повседневных задач.

Целью данной работы яляется изучение основ бухгалтерского управленческого учета.

Задачами курсовой работы являются:

- изучение управленческого учета, как элемента системы бухгалтеского учета и степень его развития в РФ;

-  изучение объектов, метода, задач, предмета управленческого учета;

- изучение влияния организационной структур предприятияна построение системы управленческого учета;

- изучение взаимодействия финансового и управленческого учета;

- изучение функций бухгалтера-аналитика;

- изучение законодательных основ бухгалтерского управленческого учета.

При написании курсовой работы за методологическую основу исследования были приняты учебники и учебные пособия по проблемам организации управленческого учета на предприятии, статьи отечественных экономистов, опубликованных в периодических изданиях, инструктивные материалы и методические рекомендации по разработке и организации управленческого учета на предприятии. При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: монографическое исследование, сводка и группировка, сравнение.


Реферат

Курсовая работа состоит из трех частей: введения, основной части и выводов и предложений. Основная часть состоит из семи разделов, определяющих основы бухгалтерского управленческого учета. В первом разделе рассматриваются управленческий учет как элемент системы бухгалтерского учета и предпосылки появления управленческого учета в  России. Во втором разделе рассказывается о понятии бухгалтерского управленческого учета, его предмете и влиянии  организационной структуры предприятия на построение системы управленческого учета. Третий раздел раскрывает объекты исследования, метод и задачи бухгалтерского управленческого учета. В четвертом, пятом, шестом и седьмом разделах говориться о характеристике информации, предоставляемой бухгалтерским управленческим учетом, условия ее хранения; взаимодействии финансового  и управленческого учета; функциях бухгалтера-аналитика, осуществляющего управленческий учет; законодательных основах бухгалтерского управленческого учета.

В курсовой работе используется: одна иллюстрация, одна таблица и три приложения.

Для написания курсовой работы использовалось тридцать источников.
1. Управленческий учет как элемент системы бухгалтерского учета. Предпосылки появления управленческого учета в РФ

 

Бухгалтерский учет представляет собой систему, в которой собирается, измеряется, регистрируется, обрабатывается и передается информация, необходимая для принятия соответствующих управленческих решений или решений, связанных со стратегией организации на рынке.

Как показало изучение и обобщение зарубежной и отечественной теории и практики, в системе бухгалтерского учета различают управленческий и финансовый учет.

Учет производственных затрат и калькуляция себестоимости продукции обособлены в составе бухгалтерского управленческого (производственного) учета. Данные управленческого учета обеспечивают администрацию информацией, необходимой для управления организацией, планирования и контроля производственной деятельности [34, с.339].

Управленческий учет является логическим следствием развития бухгалтерского учета, его эволюции. Усложнение хозяйственных связей и механизм рыночных отношений, появление новых инструментов рынка, методов и средств управления производственно-хозяйственной деятельности вызвали необходимость дополнительной информации, обеспечивающей успешное функционирование предприятия в этих условиях.

На российских предприятиях управленческий учет - это, прежде всего система сбора и анализа информации о деятельности предприятия, которая полно и объективно отражает результаты его хозяйственных операций и ориентирована на потребности руководства и собственников компании. И лишь во вторую очередь эта система используется для управления затратами на уровне центров ответственности и видов деятельности.

Поскольку у российских предприятий система управленческого учета, как уже говорилось, ориентирована на отражение и накопление информации, она должна основываться на базовых бухгалтерских принципах.

Для высокоэффективной работы современного предприятия, в какой бы сфере экономики оно ни работало, необходима хорошо налаженная система управленческого учета и отчетности для менеджеров разных уровней. С одной стороны, такой вывод лежит на поверхности и достаточно банален, с другой — в России разработано мало рекомендаций по постановке эффективной системы управленческого учета на предприятиях, а управленческий учет на них или находится в зародышевом состоянии (например, в виде графика документооборота), или его совсем нет.

В соответствии с проводимой в РФ реформой бухгалтерского учета осуществляется и разработка направлений развития управленческого учета и анализа. На сегодняшний день эти вопросы приняли уже видимые очертания, потому что речь идет даже о создании профессиональной организации по управленческому учету (Российского института специалистов по управленческому учету — РИУУ), цель деятельности которой заключается в том, чтобы присваивать специалистам российскую квалификацию в области управленческого учета, признаваемую на мировом уровне.

Вопросами развития управленческого учета и анализа в рамках всей реформы бухгалтерского учета в настоящее время занимается Минэкономразвития России. В соответствии со стратегией министерства 11.03.2002 Г. О. Греф подписал приказ № 63 «О создании экспертно-консультативного совета по вопросам управленческого учета при Минэкономразвития России».

В условиях современной экономики очевидна необходимость интеграции методов корпоративного управления в единую систему, которая обеспечивала бы поддержку принятия экономически взвешенных управленческих решений, повышение производительности труда и конкурентоспособности предприятий. Это вопрос не только эффективного управления предприятием, но и его существования в условиях жесткой конкуренции, в том числе на международном уровне.

На практике отдельные элементы управленческого учета, как правило, используются на предприятиях. Важно, чтобы эти элементы были объединены в общую структуру, ориентированную на достижение определенного результата.

В рамках достижения указанной цели Экспертно-консультативный совет по управленческому учету ставит перед собой следующие задачи:

- расширять круг предприятий, использующих в деятельности лучшие механизмы управленческого учета для принятия управленческих решений;

- стимулировать применение лучшего опыта зарубежных стран по развитию систем финансового менеджмента и управленческого учета в российских условиях;

- разработать базовые методологические рекомендации по вопросам организации и ведения управленческого учета на предприятиях, принимая во внимание российский и зарубежный опыт;

- разъяснять управленческому звену, собственникам предприятий важность ведения управленческого учета;

- ускорять процесс формирования профессионального сообщества, оказывать поддержку процессам объединения профессионалов в области управленческого учета.

Совет может стать аналитическим органом, который на основе взаимодействия предприятий, консультационных компаний, научных кругов и при помощи Министерства экономического развития и торговли будет координировать активность в сфере развития управленческого учета в России.

На текущий момент большинство российских предприятий находятся на стадии разработки системы управленческого учета. Принимая решение о внедрении системы управленческого учета, генеральный директор и акционеры обязательно должны задать вопрос: «Каких результатов следует ожидать от внедрения системы управленческого учета?». Если рабочая группа по постановке на предприятии управленческого учета не сможет дать ответ в самом начале проекта, то возникают риски, что система управленческого учета на предприятии (СУУП) станет самоцелью и может превратиться лишь в бессмысленное заполнение непонятных и ненужных бумаг.

Практика показывает, что после постановки и реорганизации системы управленческого учета производственные компании, работающие на российском рынке, обычно могут рассчитывать на получение следующих эффектов:

1. Повышение маржинального дохода как следствие реструктуризации продуктовой линейки. Достоверные отчеты о реальной доходности отдельных продуктов позволяют более корректно подходить к формированию ассортиментной и ценовой политики предприятия, что, в конечном счете, выражается в повышении прибыли. Это может быть достигнуто благодаря пересмотру базы распределения общецеховых и общепроизводственных расходов. Тем самым предприятие может получить совершенно противоположную картину - те продукты, которые предприятие считало наиболее доходными, в реальности могут оказаться менее доходными или даже убыточными.

2. Повышение маржинального дохода как следствие реструктуризации политики ценообразования. Как правило, каждая компания дорожит наиболее крупными клиентами. На практике часто встречается ситуация, когда несколько крупных клиентов обеспечивают в совокупности более 54% сбыта компании. Однако, если все прямые и косвенные расходы, связанные с каждым клиентом, перераспределить корректно, может оказаться, что данные клиенты приносят на порядок меньше прибыли компании. Достоверные отчеты о доходности отдельных клиентов позволяют более обоснованно подходить к работе с ними.

  1.   Сфокусированная система мотивации коммерческих сотрудников. Формализация ответственности менеджеров по продажам в рамках исполнения бюджетов продаж является одним из наиболее эффективных инструментов по управлению продажами. Анализ выполнения бюджета продаж может быть упрощен, если каждый сотрудник отдела имеет конкретный план работ с детализацией до уровня клиентов. Базирование оценки сотрудников на показателях выполнения плана предоставляет ряд следующих преимуществ: осуществлять обоснованную ротацию сотрудников коммерческих подразделений; осуществлять привязку компенсации менеджеров к маржинальной прибыли; проводить специальные программы по стимулированию наиболее рентабельных продуктов и каналов дистрибуции.
  2.   Снижение производственной себестоимости. Это может быть достигнуто за счет бюджетирования общепроизводственных/общецеховых расходов. Планирование накладных производственных расходов выявляет многие непроизводительные затраты, которые осуществляются «де факто», но не создают дополнительную ценность для компании.

5. Снижение производственной себестоимости за счет пересмотра нормативов и технологических карт. Один из необходимых шагов в рамках производственного учета — пересмотр технологических карт и нормативов, большая часть которых сохранилась с советских времен. Искаженные нормативы покрывают хищения и прочие злоупотребления на производстве. В результате пересмотра нормативов в большинстве случаев можно ожидать эффект от оптимизации производственной себестоимости в диапазоне от 0,3 до 4,5% от производственной себестоимости.

6. Изменения в структуре запасов готовой продукции и материалов. Производство многих предприятий определяется планом производства, а не планом продаж. В результате, с одной стороны, нехватка необходимой продукции, а с другой

- излишки на складе невостребованных потребителями товаров. Решением данной проблемы может являться жесткая связь бюджетов продаж и производства. Это потребует понимания сотрудниками процесса планирования продаж и специфики производственного процесса. Результат согласованной работы коммерческой и производственных служб

- это снижение неликвидных запасов и вероятности отсутствия на складе востребованной продукции. Так, в результате внедрения на предприятии СУУ остатки товарно-материальных запасов могут сократиться на четверть, что позволит повысить прибыль предприятия за счет экономии на процентах по кредитам на многие тысячи в год.

  1.   Структурные изменения в компании. Как правило, к процессам, которые выполняют внутренние службы в компании, относятся как к бесплатным ресурсам и не задумываются об их эффективности. Например, в результате реорганизации СУУ руководство может увидеть реальные затраты на содержание отдельного подразделения компании. Нередко оказывается, что компании выгоднее перейти на обслуживание в стороннюю компанию, нежели обслуживать данный объем работ собственными силами. Так, например, в результате реорганизации транспортного подразделения компания может сэкономить значительные финансовые средства.

8. Оптимизации кредитного портфеля. Кредитные линии для большинства предприятий являются дефицитным ресурсом, что ставит перед финансовой службой первоочередную задачу постоянного поиска новых кредитов. Как избыток свободных денежных средств, так и их недостаток, постоянные кассовые разрывы негативно влияют на прибыль компании. Это можно считать следствием отсутствия и/или неоптимального использования финансовых бюджетов. Дисциплинированное аккуратное управление платежной позицией поможет компании сократить затраты на капитал за счет тщательного планирования использования кредитных ресурсов; повысить финансовый рычаг; избежать кассовых разрывов.

9. Возможности по привлечению инвестиций. Отсутствие оперативной и достоверной консолидированной отчетности является одной из наиболее типичных проблем предприятий, которые привлекают инвестиции. Эта проблема может быть решена путем создания пакета отчетности, который включал бы в себя: бюджет баланса и сам баланс; бюджет и отчет о движении денежных средств; бюджет и отчет о доходах и расходах.

Наличие консолидированной управленческой отчетности и бюджетов предприятия не только свидетельствует о высокой культуре финансового менеджмента, но и является лучшим инструментом упрощения взаимоотношений с финансовыми партнерами.

10. Поддержка при соблюдении нормативных актов. Меняются законодательные акты Российской Федерации, что также сказывается на системе управленческого учета. Для четкого соблюдения нормативного документа, а также многих других предприятию требуется налаженная информационная система управления, какой является система управленческого учета и анализа.

2. Понятие бухгалтерского управленческого учета, его предмет. Влияние  организационной структуры предприятия на построение системы управленческого учета

Управленческий учет – это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений для осуществления планирования, контроля и управления этой деятельностью.

Процесс сбора информации о хозяйственной деятельности организации заключается в определении, классификации, оценке и измерении хозяйственных операций и других экономически значимых событий с целью последующего их отражения в системе управленческого учета.

Под регистрацией понимают упорядоченное и последовательное отражение хозяйственных операций и других экономически значимых событий в первичных документах и учетных регистрах.

Обобщение информации представляет собой анализ, подготовку и интерпретацию информации. В процессе анализа информации определяют состав информации, представляемой пользователям, круг пользователей, взаимосвязь различных показателей деятельности организации, зависимость показателей от экономически значимых событий и ситуаций. Процесс подготовки и интерпретации информации предусматривает представление логически связанной плановой, учетной и иной информации, включающей по необходимости аналитические и прогнозные заключения.

Подготовка информации представляется пользователям в виде отчетов табличного, графического и текстового формата.

Предметом управленческого учёта в общем виде выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством.

Деление организации на центры ответственности и их ранжирование называют организационной структурой предприятия. От ее построения зависит система управленческого учета. Администрация принимает решение о предоставлении конкретных полномочий и распределении ответственности. Другими словами, организационная структура предприятия – это разделение предприятия на отдельные структурные подразделения и службы (центры ответственности), предполагающее распределение между ними функций по решению задач, возникающих в ходе производственной деятельности, для обеспечения достижения целей, стоящих перед предприятием в целом. Организационная структура предприятия бывает централизованной и децентрализованной.

Централизованная – это иерархическая, пирамидальная, построенная по функциональному принципу структура: администрация, финансы, снабжение, производство, маркетинг. В основе управления лежат центры затрат.

Децентрализованная характеризуется наличием центров прибыли и инвестиций, предусматривает распределение ответственности среди исполнителей и контроль за качеством их работы. Основное преимущество этой системы – свобода руководителей центров ответственности в принятии управленческих решений. Ее успешное функционирование возможно только при соблюдении следующих условий:

а) наличие высокопрофессионального управленческого персонала;

б) согласованность целей и интересов организации в целом и ее структурных подразделений.

Независимо от типа избранной организационной структуры ответственность за финансирование компании в целом лежит на высшем руководстве, следовательно, финансовые функции будут централизованы в любом случае.

Производственная бухгалтерия предстает как система внутренней отчетности структурных подразделений. Учёт затрат на производство строится по центрам ответственности, что дает информацию руководству предприятия об эффективности специализации, подчиненности, разделении полномочий в достижении цели.

3. Объекты исследования, метод и задачи бухгалтерского управленческого учета

Объекты можно объединить в две группы:

- производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности предприятия;

- хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность предприятия.

В состав производственных ресурсов входят:

- основные фонды — это средства труда (машины, оборудование, производственные здания и т.д.), их состояние и использование;

- нематериальные активы - объекты долгосрочного вложения (право пользованя землей, стандарты, лицензии, товарные знаки и т.д.);

- материальные ресурсы - предметы труда, предназначенные для обработки в процессе производства при помощи средств труда.

Эти ресурсы в управленческом учёте представлены производственными запасами на складах предприятия, и кладовых цехов и на участках, складах производственного отдела и в процессе их движения но стадии производственного цикла до склада готовой продукции. Они включают сырье как продукт добывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства; материалы, подвергшиеся предварительной обработке как на самом предприятии, так и на других (полуфабрикаты — заготовки, поковки, отливки, детали, узлы и т. п.); трудовые ресурсы — масса живого труда, которой располагает предприятие в данный момент, использование трудовых ресурсов в процессе целесообразной деятельности и результат труда.

Ко второй группе объектов управленческого учёта относятся следующие виды деятельности:

- снабженческо-заготовительная деятельность — приобретение хранение, обеспечение производства сырьевыми ресурсами, вспомогательными материалами и производственным оборудованием с запасными частями, предназначенными для его содержания и ремонта, маркетинговая деятельность, связанная со снабженческими процессами;

- производственная деятельность — процессы, обусловленные технологией производства продукции, включающие основные и вспомогательные операции; операции по совершенствованию выпускаемых и разработке новых продуктов;

- финансово-сбытовая деятельность - маркетинговые иссле-дования и операции по формированию рынка сбыта продукции; непосредственно сбытовые операции, включая упаковку» транспортировку и другие виды работ; операции, содействующие росту объема продаж, начиная с рекламы продукта и кончая установлением прямых связей с потребителями, контролем качества выпускаемой продукции;

- организационная деятельность – создание организационной структуры предприятия, вычленение из системы предприятия функциональных отделов, служб, цехов, участков; организация информационной системы на предприятии с прямой и обратной связью отвечающей требованиям внутренних коммуникаций между структурными подразделениями, разными уровнями управления, соответствующей функциям планирования, контроля, оценки выполнения плана, стимулирования; операции координирования действий внутренних исполнителей, направленных на выполнение основной цели предприятия. Может быть выбрана другая группировка объектов управленческого учёта, но в любом случае она должна отвечал основным целям управления.

Совокупность различных приемов и способов, по средствам которых в системе управленческого учета отражаются объекты предприятия называется методом управленческого учета. Он состоит из следующих элементов: документов, инвентаризации, оценки, группировки и обобщения, контрольных счетов, нормирования, планирования, прогноза, контроля и анализа.

Документация - первичные документы и машинные носители информации, гарантирующие управленческому учету достаточно полное отражение производственной деятельности предприятия. Первичный учет обеспечивает: функционирование оперативно-календарного планирования, контроля и диспетчеризации хода производства и решение каждой учетной задачи производства, сопоставление данных учета выработки и начисления заработной платы, выявление и оценку незавершенного производства, Упорядочение и унификацию первичной документации на основе единого для финансового и управленческого учета документа оборота; строгий контроль за расходованием материальных и трудовых ресурсов и с соответствием размера оплаты труда списанию материалов согласно количеству изготовленной продукции.

Инвентаризация – способ определения фактического состояния объекта, выявления отклонений от учетных данных, неучтенных ценностей, потерь, недостач, хищений. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролирует их использование. Устанавливает полноту и достоверность учетной информации.

Группировка и обобщение, использование контрольных счетов – способ, позволяющий накапливать и систематизировать информации об объекте по определенным признакам. Главными признаками группировки объектов управленческого учета можно считать: технологическую и организационную структуру предприятия, целевые функции системы управления. Сгруппированная информация эффективно используется для оценки результатов деятельности, принятия тактических и стратегических решений.

Контрольные счета – это итоговые счета, где записи производят по итоговым суммам операций данного периода. Система контрольных счетов выступает связующим звеном финансового и управленческого учета и позволяет установить полноту и правильность учетных записей.

Планирование, нормирование и прогноз входят в систему управления предприятием.

Планирование – непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия и условий рынка. Оно связано с решением будущих проблем, использует методы выбора альтернативных решений. Планирование только тогда эффективно, когда базируется на статистических исследованиях и анализе результатов хозяйственной деятельности.

Нормирование – процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, который направлен на обеспечение эффективного использование всех видов ресурсов и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в продукцию. Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство предприятия, которое охватывает все сферы его деятельности.

Анализ – в силу специфических особенностей этот элемент метода управленческого учета взаимодействует практически со всеми основными его составляющими. Анализу подвергается производственная деятельность как всего предприятия, так и его отдельных подразделений, выраженная экономическими показателями. Выбор показателей определяется целями и возможностями системы управления. В процессе выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнению установленных плановых заданий, отклонения и причина, вызвавшие изменения в результатах производства.

Контроль – завершающий процесс системы управления, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь. Она дает объемную, надежную и целесообразную информацию для осуществления  наблюдения и регулирования. Существуют разные сферы и виды контроля. Они постоянно меняются, обладают отличительными особенностями на каждом предприятии, отражая специфику его деятельности.

Основными задачами управленческого учета являются:

- своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат на производство и реализацию продукции;

- исчисление показателей себестоимости продукции (плановых, нормативных, фактических);

- контроль за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- получение оценочных данных по различным моделям хозяйствования;

- определение финансовых результатов деятельности структурных подразделений.

На основе данных управленческого учета принимаются управленческие решения о внедрении современной техники и технологии, применении новых форм организации труда, выявлении резервов экономии материальных и трудовых ресурсов с целью снижения себестоимости и увеличения рентабельности [34, с.387]


4. Характеристика информации, предоставляемой бухгалтерским управленческим учетом. Условия ее хранения.

Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, которая собирается, измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего использования руководству и тем менеджерам, которые могут выработать и принять обоснованное управленческое решение.

Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, расширяющих представление об объекте исследования. В управленческом учете используют следующие виды информации:

- количественная и неколичественная;

- учетная и неучетная;

- полная и неполная.

К информации управленческого учета предъявляются такие требования, как:

а) адресность (конкретные адресаты в соответствии с уровнем их подготовленности и в иерархии);

б) оперативность (сроки, позволяющие сориентироваться и принять управленческое решение);

в) достаточность (необходимый для управленческого решения объем);

г) аналитичность (использование данных экспресс-анализа);

д) гибкость и инициативность (обеспечение полноты информации в меняющихся управленческих ситуациях);

е) полезность (привлечение внимания к сферам потенциального риска);

ж) достаточная экономичность (затраты на сбор и обработку информации не должны превышать экономический эффект от ее использования).

Информация бухгалтерского управленческого учета носит конфиденциальный характер и требует защиты, что предусматривает:

1. Четкое разделение персонала с выделенными полномочиями в зависимости от решаемых задач (проблема помещений).

2.   Ограничение доступа сотрудников и посторонних лиц.

3.   Жесткое ограничение круга лиц для доступа к информации.

4. Повышенные требования к сотрудникам в целях обеспечения сохранности информации.


5.
Взаимодействия финансового  и управленческого учета

Большинство элементов финансового учета можно найти и в управленческом учете:

- В обеих системах учета могут рассматриваться одни и те же хозяйственные операции. Например, поэлементно отражаемые в системе финансового учета данные о видах затрат (сырья и материалов, заработной платы, амортизационных отчислений) используются одновременно и в управленческом учете;

- На основе производственной или полной себестоимости, рассчитанной в системе управленческого учета, производится балансовая оценка изготовленных на предприятии активов в системе финансового учета;

-  Методы финансового учета применяются и в управленческом учете;

- Оперативная информация используется не только в управленческом учете, но и для составления финансовых документов. Следовательно, во избежание дублирования сбор первичной информации должен осуществляться в соответствии с интересами как финансового, так и управленческого учета.

Однако наиболее важной чертой, объединяющей два вида учета, является то, что их информация используется для принятия решений. Так, данные финансового бухгалтерского учета помогают инвесторам оценить потенциал и перспективы предприятия, целесообразность инвестирования, а данные  управленческого учета используются менеджерами для решения широкого круга проблем управления.

Финансовый и управленческий учет являют собой взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты единого бухгалтерского учета. Но наряду с этим имеются принципиальные отличия по следующим вопросам:

Таблица 1

Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета

Китерий

   Финансовый учет

      Управленческий учет

1

Обязательность ведения учета

Ведение обязательно. Обязанность вести финансовый учет с использованием аналитических счетов определена Федеральным законом Российской Федерации от 26.11.1996 г. №139-ФЗ «О бухгалтерском учете», действие которого распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ.

Ведение зависит от воли руководства. Собирается и обрабатывается информация, ценность которой для управления не ниже затрат на ее получение.

2

Цель ведения учета

Подготовка информации для внешних пользователей об активах и обязательствах компании, финансовых результатах ее деятельности, т.е. внешней отчетности.

Обеспечение менеджмента компании достоверной и оперативной информацией, необходимой для планирования, анализа, контроля, принятия решений.

3

Пользователи информации

Внешние (акционеры, инвесторы, налоговые органы, покупатели и т.д.) и внутренние пользователи (менеджмент).

Только внутренние пользователи, в соответствии со своей компетенцией.

4

Степень регламентированности

Регламентируется нормативными актами (Закон о бухгалтерском учете, ПБУ). Внешние пользователи должны быть уверены в том, что бухгалтерские документы составлены в соответствии с общепринятыми правилами, а публичная отчетность подтверждается аудиторами.

Отсутствие законодательной регламентации, использование Приказа об учетной политике или других внутрифирменных документов.

5

Привязки ко времени

Отражает финансовую историю организации. Бухгалтерские проводки выполняются уже после совершения соответствующих операций.

В структуру управленческого учета наравне с информацией отражающей финансовую историю организации включаются оценки и планы на будущее.

6

Тип информации

Финансовые документы, являющиеся конечным продуктом финансового учета, содержат информацию в стоимостном (денежном) выражении.

В управленческом учете фигурирует информация как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Таблица 1 (продолжение)

7

Степень точности информации

Приближения и примерные оценки в финансовом учете практически не применяются.

В управленческом учете часто используются приблизительные оценки, т.к. управляющим нужна своевременная информации, ради скорости ее получения можно пожертвовать точностью.

8

Периодичность отчетности

Полный финансовый отчет организация составляет по итогам года, менее детальные – поквартально.

Детализированные отчеты в управленческом учете большие организации составляют ежемесячно; отчеты по определенным видам деятельности могут составляться еженедельно, ежедневно, в некоторых случаях немедленно.

9

Сроки представления отчетов

Поскольку для выверки данных и проверки их внешними аудиторами требуется время, к которому надо добавить некоторый срок на печатание и распространение финансовых отчетов, последние попадают к пользователям только через несколько недель после окончания отчетного периода.

Отчеты по управленческому учету могут содержать информацию, требующую  немедленных действий. Эти отчеты обычно составляются им представляются в течение нескольких дней по окончании отчетного месяца.

10

Объект отчетности

Ведется в целом по предприятию, рассматривает его как единый хозяйственный комплекс.

Ведется по секторам рынка, местам формирования затрат, центрам ответственности, причинам и виновникам отклонений и лишь при необходимости обобщается в целом по предприятию.

11

Ответственность за правильность ведения учета

Финансовый учет должен осуществляться в соответствии с нормативными документами Правительства РФ и органов, которым предоставлено право регулировать бухгалтерский учет. За нарушение методологии финансового учета предусмотрена ответственность по закону.

Методология управленческого учета законодательством не регламентируется, учет ведут по правилам, установленным самой организацией, учитывающим специфику ее деятельности, особенности решения тех или иных задач.

    Финансовый бухгалтерский учет – сложная информационная система учета и отчетности, требующая специальных знаний для профессионального суждения об оценках, признании, раскрытии информации. Главный бухгалтер как специалист по финансовому учету представляет собой самостоятельное подразделение любой организации. Активным субъектом управленческого учета выступает бухгалтер-менеджер, бухгалтер-управленец. От него требуются несколько иные знания, чем от бухгалтера, ведущего финансовый учет.

    Управленческий учет – новая комплексная отрасль знания. Он объединяет несколько прикладных экономических наук: планирование, организацию и управление производством, нормирование, бухгалтерский и операционный учет, управленческий анализ, ряд других. В этом его большое преимущество, т.к. именно на стыке наук, при использовании разных научных методов, происходят существенные прорывы к новым знаниям и технологиям.

      Можно сказать, что управленческий и финансовый учет находятся в одном информационном поле, а их взаимосвязь может быть различной.

Рис.1 Взаимосвязь управленческого и финансового учета

- финансовый и управленческий учет полностью независимы друг от друга (вариант 1);

- часть данных в финансовом и управленческом учете совпадают, однако в целом это разные системы (вариант 2);

- управленческий учет представляет собой комплексную систему, включающую в том числе и финансовый учет (вариант 3).

Последний вариант редко встречается в российских компаниях.

    Таким образом примерная схема взаимодействия финансового и управленческого учета может выглядеть следующим образом.

    

Схема 1. Взаимодействие финансового и управленческого учета


6.
Функции бухгалтера-аналитика, осуществляющего управленческий учет

Бухгалтеры, наделенные управленческими функциями, называются бухгалтерами-аналитиками (бухгалтерами-менеджерами). Функции бухгалтера-аналитика включают:

1. Планирование предполагает разработку частных, в том числе производственных, бюджетов предприятия, которые затем сводятся в общий (генеральный) бюджет, утверждаемый руководством.

Бухгалтер-аналитик участвует в обсуждении производственной программы, оценке предложений по капитальным вложениям, выявляет наиболее рентабельные виды продукции, рекомендует потенциальные рынки сбыта и оптимальные цены. Бухгалтер-аналитик владеет методами оперативного бухгалтерского учета, финансового анализа и финансового планирования.

2. Контроль предполагает наличие отчетов об исполнении бюджета (плана) каждым центром ответственности, содержащих сравнительный анализ запланированных и достигнутых результатов. Это позволяет выявить причины расхождений, объективно оценить деятельность руководителей, подготовить информацию для менеджеров об участках, где бюджет не выполнен.

3. Стимулирование создает основу для повышения эффективности управления предприятием, стимулирует деятельность персонала по выполнению плановых (бюджетных) показателей.


7.
Законодательные основы бухгалтерского управленческого учета

Основные нормативные документы, регламентирующие управленческий учет, разработаны применительно к бухгалтерскому учету. Это в некоторой степени подтверждает методологическую взаимосвязь управленческого и бухгалтерского учета, которая основывается на единстве применяемых принципах и методах учета. Вместе с тем многие положения нормативных документов можно использовать и в управленческом учете. Например, первичные документы в управленческом учете целесообразно составлять в соответствии с требованиями Закона «О бухгалтерском учете»; положения по бухгалтерскому учету также целесообразно отнести к управленческому учету, хотя они для него не обязательны (в отличие от бухгалтерского учета).

К настоящему времени систему нормативных документов, регламентирующих бухгалтерский и управленческий учет, можно представить иерархично в виде четырехуровневой системы.

Первый уровень образуют законодательные акты, указы Президента РФ и Постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского управленческого учета и отчетности в организации. Основным законодательным актом на данном уровне является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21. 11. 1996 г. № 129-ФЗ. Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета и отчетности, их содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

К законодательным нормативным документам также относятся: Гражданский кодекс РФ, в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности (наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних и зависимых обществ); «Об акционерных обществах» от 26. 12.1995 г. №208-ФЗ, Постановление Правительства РФ «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 06. 03. 1998 г. № 283.

Так как в настоящее время происходят весьма существенные перемены в финансовом учете, связанные с переходом России на международные стандарты финансового учета, то следует обратить внимание на положения Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, которая была утверждена приказом Минфина от 1 июля 2004 г. №80. Концепция, разработанная по решению Правительства РФ, направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.

Концепция раскрывает такие положения, касающиеся учета и отчетности, как:

- необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности;

- цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности;

- необходимость повышения качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

- создание инфраструктуры применения МСФО;

- изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

- подготовка и повышение качества квалификации кадров;

- а также основные этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе.

В п. 2. 1. Концепции говорится об управленческой отчетности. «Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе е тем передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок составления ее основывается на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность. Главная задача в области финансовой отчетности заключается в широком распространении передового опыта ее организации, а также опыта Использования ее в управлении хозяйствующим субъектом».

Второй уровень составляют Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином РФ согласно государственной программе перехода России на принятую в международной практике систему учета и отчетности в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Учетные стандарты призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и отчетности, и рассматривают отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. В настоящее время в российской Федерации разработано и утверждено 17 Положений по бухгалтерскому учету и отчетности. К числу ПБУ, которые регулируют не только финансовый, но и управленческий учет, можно отнести:

- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н;

-  Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000). Утверждено приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г.;

- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика» (ПБУ 1/98). Утверждено приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г.

К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы учета в России. План счетов — документ общего порядка, который является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков. В План счетов неоднократно вносились корректировки в связи с меняющимися экономическими условиями. Минфин России приказом от 31 октября 2000 г. Утвердил новый План счетов, .который введен в действие с 1 января 2001 г.

Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

Документы данного уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ от 13 января 2000 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» или Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, принятые в развитие ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Четвертый уровень включает в себя приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Например, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации. Документы этого уровня определяют особенности организации и ведения учета и отчетности в нем.

На основе нормативных документов служба управленческого учета разрабатывает рабочие документы, в их числе:

- приказ по учетной политике;

- формы первичных документов и учетных регистров;

- графики документооборота;

- план счетов управленческого учёта;

- формы внутренней отчетности.


Заключение

Развитие рыночных отношений в Российской федерации требует все большего развития и совершенствования управленческого учёта в организациях торговли.

Управленческий учет - это полноценный вид учета со своими задачами и механизмами сбора и обработки информации, специфической детализацией и периодичностью представления данных.

Для целей управленческого учета аккумулируется и обрабатывается информация о самых разных сторонах деятельности: от натуральных производственных показателей до мнений сотрудников о самой компании, включая прогнозирование и моделирование будущего состояния компании, определение необходимых показателей, позволяющих отслеживать, насколько ближе компания к поставленным целям.

Сегодня управленческий учет уже не ограничивается только анализом и управлением затратами. Важнейшей частью управленческого учета является планирование и бюджетирование, то есть процедуры распределения средств и ресурсов организации для достижения поставленных целей. При этом понятие "бюджетирование" включает не только процедуру формирования бюджетов, но и контроль за их исполнением, а также анализ отклонений

И в российской, и в международной практике именно на базе данных управленческого учета принимаются управленческие решения, осуществляются контроль за текущей деятельностью и планирование. Однако очевидна и разница между западным и российским подходами: на Западе акцент делается на термине "управленческий", а в нашей стране - на термине "учет". Это объясняется тем, что на западных предприятиях управленческий учет используется для анализа, планирования и более точного принятия решений, а на российских - для получения достоверных, прозрачных и объективных данных (на Западе с этими задачами справляется финансовый (бухгалтерский) учет).

Основные цели внедрения управленческого учета заключаются в обеспечении руководителей простой, полной, достоверной и оперативной информацией и устранении недостатков в постановке и организации бухгалтерского, налогового и финансового учета. Для выполнения указанных целей предприятие должно решить следующие задачи:

создание управленческой структуры;

осуществление интеграции систем управленческого и бухгалтерского учета;

организация оперативного документооборота для подготовки управленческой информации;

обеспечение конфиденциальности управленческой информации;

создание системы отчетности, удобной для принятия решений;

      6) использование управленческого планирования и прогнозирования;

      7) организация оперативного контроля за исполнением принятых администрацией решений по устранению нарушений в производственном или финансовом процессе.

Управленческий учет – область знаний, необходимый каждому, кто занимается предпринимательством. Менеджер несет ответственность за выполнение целей, поставленных ему администрацией или учредителями предприятия. Результаты деятельности менеджера зависят от информации, которую он использует для планирования, контроля и регулирования управленческой деятельности и принятий решений.

В заключении можно отметить, что процесс управления предприятия невозможен без четкой его организации. Многие исследователи данную функцию упрощенно отождествляют с самим процессом управления в целом и обособленно не выделяют. Необходимость ее выделения в отдельную управленческую функцию можно обосновать тем, что организация как функция управления составляет основу повседневной управленческой деятельности, и без нее обычно не работают ни планы, ни программы.


Список использованной литературы

1. Богаченко В.М. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие, изд. 3-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2006

2. Брылев А.А, Чаусов Н.Ю., Лобода Н.Т. Основы научно-исследовательской работы студентов: Учебное пособие/ под ред. А.А. Брылева – Калуга: изд-во «Гриф», 2009-172 с.

3. Бухгалтерский учет: Учебник/П.С.Безруких, Н.П.Кондраков, В.Ф.Палий и др.; Под ред. П.С.Безруких. М.: Бухгалтерский учет, 2004. – 528 с.

4. Бухгалтерский учёт в агропромышленном комплексе: Учебное пособие / Н.Н.Бондина, Н.А.Бондин, Е.И.Мартемьянова, Т.В.Зубкова – М.: КНОРУС, 2006

5. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ Бухгалтерской финансовой отчетности для принятия управленческих решений. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2008, 288с.

6. ВасюченковаЛ.В.. Налоговый учет при применении упрощенной системы налогообложения.//"Финансы".-2008, N 3

7. М.А. Вахрушина. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов.4-е изд.доп. и пер.– Москва.:ИКФ ОМЕГА-Л.;Высш. шк.,2007,528 с.

8. "Годовой отчёт - 2007. Актуальные вопросы бухгалтерского учёта и налогообложения" (Под общ. ред. Васильева Ю.А.) //Консалтинговая группа "АЮДАР".- 2007

9. Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 2008.

10. Донцова Л.В., Никифорова Н.А – Комплексный анализ бухгалтерской отчетности – М.: «Дело и сервис», 2009.-304 с.

11. Ивашкевич В.Б. Управленческий учет: Сборник задач и примеров. М.: Финансы и статистика, 2008.

12. Ильшева Н.Н и др. Управленческий учет материально-производственных запасов //Все для бухгалтера.- 2008.- N 5

13. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник. М.: ЮНИТИ, 2009. – 319с.

14. Ковалев В.В. Финансы, Учебник 2-е изд., перераб. и доп./под ред. В.В. Ковалева – М.: ООО «ТК Велби», 2008 – 512с.

15. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: Учебник - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 448 с.

16. Палий В.Ф. Современный бухгалтерский учет. - М., 2008.-310с.

17. Пантелеева И.А.Особенности учета операций в филиалах, выделенных на отдельный баланс//Новое в бухгалтерском учете и отчетности.-2008.- N 7

18. Патров В.В., Быков В.А. Бухгалтерская отчетность организации. - Изд-во МЦФЭР, 2009. - 431 с.

19. Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Том 1. Часть 1. Бухгалтерский финансовый учет: учебник 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008 – 488с.

20. Пизенгольц М.З – Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Т.2.Ч.2. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008 – 400 с.

21. Попов Ю.Г.Возникновение и отражение в бухгалтерском учете комплексов разниц, активов и обязательств //Все для бухгалтера.- 2008.- N 5

22. Рассказова-Николаева С.А. и др. Основные средства и материально-производственные запасы: учет по правилам ПБУ //Экономико-правовой бюллетень.- 2008.- N 5

23. Савицкая Г.В.Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник/Г.В. Савицкая – 4-е изд. испр. – М, «Новое знамя», 2007 – 687с.

24. Середа К. Н. Лазарева Н. А. Экспресс-курс: новое в бухгалтерском учете. Ростов н/Д: «Феникс», 2007. – 480 с.

25. Сухарев И.Р., Сухарева О.А.. Реализация норм ПБУ 18/02 балансовым методом //Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2008.- N 2.

26. Тренев Н.Н. Управление финансами: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика,2009.

27. Тумасян Р.З. Бухгалтерский учет: учебно-практическое пособие, 6-е изд. - М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2009. - 751 с.

28. Финансы: Учебник/ В.М. Родионова, Ю.А. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2008.

29. Хоружий Л.И., Расторгуева Р.Н., Алборов Л.В., Постникова Л.В. Бухгалтерский учет/ Под. ред. Л.И. Хоружий и Р.Н. Расторгуевой. – М.: КолосС, 2009. – 511с.

30. Шишкин А.К., Микрюков ,В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятии:Учебн.пособие для вузов.– М.:Аудит,ЮНИТИ,2009.–496 с.


Приложение А

Положение № 1.

Об учетной политике для целей бухгалтерского учета на  9 год

по МУП «Водоканал»

Организация бухгалтерского учета

  1.  Установить организацию, форму и способы ведения бухгалтерского учета на основании действующих нормативных документов:
  •   Федерального Закона РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете», в редакции Федерального закона от 03.11.2006 № 183-ФЗ;
  •   Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н (в редакции от 26 марта 2007 г.);
  •  Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организаций", утвержденного приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н (в редакции от 30 декабря 1999 г.);
  •  Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (в редакции от 18.09.2006 г. № 115н).

  1.  Установить, что бухгалтерский учет осуществляется и бухгалтерская отчетность формируется  .

  1.  Установить компьютерную технологию учетной информации, организовав ведение бухгалтерского учета в г. с использованием программного обеспечения «1 С:Бухгалтерия» При отражении финансово-хозяйственных операций организации использовать .

 

  1.  Утвердить перечень должностных лиц, имеющих право подписи первичных документов,  в соответствии с Приложением  к  настоящему положению (см. приложение «Должностные лица, имеющие право подписи первичных документов»).

  1.  Правила документооборота и технология обработки учетной информации разрабатываются и в случае необходимости пересматриваются и дополняются главным бухгалтером или работниками бухгалтерии под контролем главного бухгалтера; указанные правила подлежат обязательному утверждению руководителем организации и оформляются дополнительными приложениями к учетной политике в течение отчетного года.

  1.  Утвердить график проведения инвентаризации, в соответствии с Приложением  к настоящему положению.

Методика ведения бухгалтерского учета в организации

  1.  .  Учет основных средств

Организовать учет наличия и движения основных средств организации в разрезе их видов согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 № 359.

При организации учета руководствоваться ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденному Приказом МФ РФ от 30.03.2001 г. №26н (в редакции Приказа от 18.09.2006 г. № 116н);  Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом МФ РФ от 13.10.2003 № 91н. (в редакции от 27.11.2006 г. № 156 н).

Амортизация основных средств

  1.  Стоимость основных средств погашать путем ежемесячного начисления амортизации по ним. В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливать, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Основание: п. 23 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного Приказом МФ РФ от 30.03.2001 г. № 26н. (в редакции Приказа от 18.09.2006 г. № 116н.

  1.  Начисление амортизации объектов основных средств производить независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде .

Основание: п.24 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного Приказом МФ РФ от 30.03.2001 г. № 26н. . (в редакции Приказа от 18.09.2006 г. № 116н).

  1.  Активы, в отношении которых выполняются условия, предъявляемые к объектам основных средств, но со стоимостью не более руб. учитывать в составе материально-производственных запасов.

Основание:п.5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденному Приказом МФ РФ от 30.03.2001 г. №26н . (в редакции Приказа от 18.09.2006 г. № 116н).

В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или в процессе  эксплуатации организовать надлежащий контроль за их движением .

Основание: п.53 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом МФ РФ от 13.10.2003 № 91н.

Изменение стоимости основных средств

  1.  В случае улучшения первоначально принятых нормативных показателей объекта основных средств в результате произведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.

Основание: п.20 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного Приказом МФ РФ от 30.03.2001 г. № 26н.

  1.  Если по результатам достройки, дооборудования, реконструкции и модернизации объекта основных средств принимается решение об увеличении его первоначальной стоимости, то такие затраты .

Основание: п.40 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом МФ РФ от 13.10.2003 № 91н.

  1.  Переоценку основных средств  

Основание: п.15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного Приказом МФ РФ от 30.03.2001 г. № 26н.

  1.  . Учет нематериальных активов

  1.  Обеспечить синтетический и аналитический учет нематериальных активов. Учет отдельных видов нематериальных активов вести на специальных субсчетах в соответствии с Рабочим планом счетов.

Нематериальные активы принимать к учету на основании надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права организации на результаты интеллектуальной деятельности.

При организации учета руководствоваться ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», утвержденного Приказом МФ РФ от 16.10.2000 г. № 91н.

  1.  Стоимость объектов нематериальных активов погашать .

Амортизацию начислять независимо от результатов деятельности организации в течение установленного срока их полезного использования.

Основание: п.15 ПБУ 14/2000, утвержденного Приказом МФ РФ от 16.10.2000 г. № 91н.

  1.  Установить начисления амортизации.

Амортизационные отчисления по организационным расходам организации отражать в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения первоначальной стоимости в течение двадцати лет (но не более срока действия организации).

Основание: п.21 ПБУ 14/2000, утвержденного Приказом МФ РФ от 16.10.2000 г. № 91н.

  1.  Обеспечить раздельный учет нематериальных активов, амортизация по которым начисляется и не начисляется – учитывать такие активы на различных субсчетах.

Основание: п.п. 55-57 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом МФ РФ от 29.07.98г. № 34н в редакции Приказа МФ РФ от 24.03.2000 г. № 31н. «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету».

  1.  .  Учет материально-производственных запасов

Организовать надлежащий учет и оценку материально-производственных запасов. При организации учета руководствоваться ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденным приказом МФ РФ от 09.06.2001 г. № 44н., а также «Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», утвержденными Приказом МФ РФ от 28.12.2001 № 119н (в редакции от 26.03.2007 г. № 26н)

Учет материалов

  1.  Приобретенные материалы принимать к учету .

Основание: п.80 «Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», утвержденных Приказом МФ РФ от 28.12.2001 № 119н.(в редакции от 26.03.2007 г. № 26 н.)

  1.  Установить способ списания материалов .

Основание: п.16 ПБУ 5/01«Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом МФ РФ от 09.06.2001 г. № 44н. (в редакции от 26.03.2007 г. № 26 н.)

Учет товаров

  1.  Товары, приобретенные для перепродажи, оценивать .

Основание: п.13 ПБУ 5/01«Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом МФ РФ от 09.06.2001 г. № 44н.

  1.  Установить способ списания товаров, приобретенных для перепродажи, .

Основание: п.16 ПБУ 5/01«Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом МФ РФ от 09.06.2001 г. № 44н.

  1.  Затраты по заготовке и доставке товаров, производимые до момента их передачи в продажу включать .

Основание: п.16 ПБУ 5/01«Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом МФ РФ от 09.06.2001 г. № 44н.; п.60 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. № 34н.

Учет готовой продукции

  1.  Учитывать готовую продукцию .

Основание: пп.206-208  «Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению, утвержденные Приказом МФ РФ от 31.10.2000 № 94н.

  1.  .  Кассовая дисциплина
  2.  Оформлять движение денежных средств по кассе унифицированными формами первичной документации по учету кассовых операций, утвержденными постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 (в редакции от 03.05.2000):

КО-1 «Приходный кассовый ордер»

КО-2 «Расходный кассовый ордер»

КО-3 «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов»

КО-4 «Кассовая книга»

КО-5 «Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств»

  1.  Обеспечить контроль за расчетами наличными денежными средствами с юридическими лицами. Учитывать, что лимит расчетов наличными денежными средствами в г. между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по одной хозяйственной сделке составляет 100000 руб.

Основание: Указание ЦБРФ от 20.06.2007 № 1843-У

При этом под хозяйственной сделкой подразумевается один договор, заключенный между юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями). Данное положение распространяется на один договор, независимо от периода его действия, в том числе на договора, при выполнении которых подписываются дополнительные соглашения о выполнении и оплате их отдельных этапов.

Основание: указание Банка России от 02.07.2002 № 85-Т и МНС России от 01.07.2002 № 24-2-02/252.

Ограничения в расчетах наличными деньгами по одному платежу не распространяются:

- на платежи, производимые во исполнение публичных договоров, отношения по которым регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей»;

- на операции по возврату подотчетных сумм (письмо МНС России от 16.09.2004 № 33-0-11/ 585).

  1.  Сформировать список сотрудников, которым производится выдача наличных денежных средств на хозяйственные нужды.

Установить срок сдачи отчетов по подотчетным суммам. Сотрудники, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки, предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Основание: п.11 Порядка ведения кассовых операций в РФ (утвержден решением Совета Директоров ЦБР от 22.09.1993 № 40 с изменениями от 26.02.1996 г.)

  1.  .  Порядок учета расходов и формирование себестоимости продукции (работ, услуг)

  1.  В целях управления затратами и формирования себестоимости продукции организовать синтетический и аналитический учет расходов по обычным видам деятельности. При организации руководствоваться ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом МФ РФ от 06.05.1999 г. № 33н. (в редакции Приказа МФ РФ от 18.09.2006 № 116 н).

Все расходы не связанные с осуществлением обычных видов деятельности учитывать как прочие расходы.

  1.  Выпущенную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) учитывать .

Основание: План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению, утвержденные Приказом МФ РФ от 31.10.2000 № 94н.

  1.  Утвердить в качестве базы распределения косвенных расходов .
  2.  .  Резервы
    1.  Резерв по сомнительным долгам .

Основание: п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного МФ РФ от 29.07.1998 г. № 34н.

  1.  Резервы под снижение стоимости материальных ценностей .

  1.  .  Учет отдельных видов доходов и расходов

  1.  Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражать в бухгалтерском балансе отдельной строкой, как расходы будущих периодов и списывать в течение периода, к которому они относятся.

Основание: п.65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного МФ РФ от 29.07.1998 г. № 34н.

  1.  Определить конкретный перечень расходов будущих периодов. Отнести к их числу:

- расходы по лицензированию;

- расходы по сертифицированию;

- расходы на рекламу;

- расходы на подписку на периодические печатные издания;

- расходы на абонентскую плату за использование программного обеспечения;

- общехозяйственные расходы при отсутствии выручки;

- расходы на ремонт основных средств.

  1.  Расходы, связанные с получением и обслуживанием займов, включать в операционные расходы  .

Основание: ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»

  1.  Выручку от реализации продукции (работ, услуг) с длительным циклом производства учитывать .

Основание: План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению, утвержденные Приказом МФ РФ от 31.10.2000 г. № 94н, ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство», утвержденное приказом МФ РФ от 20.12.1994 г. № 167н.

  1.  .  Учет дебиторской задолженности

  1.  Просроченную дебиторскую задолженность, обязательство по которой не обеспечено залогом, поручительством, банковской гарантией и удержанием имущества должника, а также иными способами, предусмотренными законом или договором, признавать сомнительной.

Просроченную дебиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности (три года) переводить из разряда сомнительной в безнадежную и списывать на убытки.

Списание производить .

Основание: п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. № 34н.

  1.  Перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную .

Основание: п. 6 ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию», утвержденного приказом МФ РФ о 02.08.2001 г. № 60н.  

Генеральный директор МУП «Водоканал»

___________________ /Леонов Г.В./