4307

Одномерные массивы в программировании

Контрольная

Информатика, кибернетика и программирование

Одномерные массивы Массивы очень широко используются в программах. Массив позволяет программисту хранить в одном месте несколько элементов данных. Массив представляет собой совокупность значений одного и того же типа. Каждый элемент массива определя...

Русский

2012-11-24

58 KB

9 чел.

Одномерные массивы

Массивы очень широко используются в программах. Массив позволяет программисту хранить в одном месте несколько элементов данных.

Массив представляет собой совокупность значений одного и того же типа. Каждый элемент массива определяется именем и порядковым номером, который называется индексом. Индексы могут быть только целыми числами.

Объявление  одномерного массива имеет вид:

тип элемента имя[размер];

Размер определяет, сколько элементов содержит массив. Примеры объявлений массивов:

char str[80];

float b[30];

int a[8];

При объявлении массива под него отводится память. Число байт, отводимое под массив определяется как произведение размера типа элемента массива на количество элементов массива:

Общее число байт =  sizeof (базовый тип) *количество элементов массива.

Например, под массив str будет выделено

            sizeof (char) * 80 =  1*80 = 80 байт.

Под массив b будет выделено:

sizeof (float) * 30 =  4*30 =120 байт

Под массив a будет выделено:

sizeof (int) * 8 =  2*8 =16 байт

Первый элемент массива имеет индекс 0, а старший имеет индекс на единицу меньше, чем количество элементов массива. Таким образом, первый элемент массива str   - это str[0], а последний – это str[79].

Отводимая под массив память представляет собой непрерывную область (линейную последовательность байт).  Элементы массива хранятся в памяти, непосредственно примыкая друг к другу. Например, массив а будет расположен в памяти, как показано на рисунке 1. Здесь одна клеточка таблицы условно изображает один байт в памяти.

a[0]

a[1]

a[2]

a[3]

a[4]

a[5]

a[6]

a[7]

                             Рис. 1. Размещение в памяти массива a типа int.

Для обращения к элементу массива следует записать имя массива и индекс элемента. Например, str[5] – это шестой элемент массива str, a[4] – пятый элемент массива а.

Для работы с массивами следует использовать циклы, управляющая переменная которых принимает все значения индексов элементов массива, а доступ к отдельному элементу выполняется с помощью индекса.

Инициализация массива. Одновременно с объявлением элементам массива могут быть присвоены значения. Значения, которые присваиваются элементам массива должны представлять собой константы  того же типа, с которым объявлен массив. Список констант, примваиваемых элементам массива, должен быть заключен в фигурные скобки. Программа, в которой выполняется инициализация одномерного массива, показана в примере 1.

Пример 1. Программа, которая выводит информацию о количестве дней в каждом месяце.

#include <stdio.h>

#define MONTHS 12

   void main (void)

    {

// объявление и инициализация массива days

//каждая константа в списке инициализации представляет собой количество дней

// в соответствующем месяце

   int days[MONTHS] =    {31,28,31,30,31,30,31,31,30,31,30,31};

     int index;

вывод массива

     for(index = 0; index < MONTHS; index++)

     printf("Месяц %d имеет %d дней \n",index +1, days[index]);

     }

Присвоение значений элементам массива.  Элементам массива можно присваивать значения в процессе работы программы.

Пример 2. Присваивание элементам массива значений случайных чисел, находящихся в диапазоне от –50 до  +50

#include <stdio.h>
        #include <conio.h>
         #include <stdlib.h>
         #include <time.h>


           
#define N 100 //количество элементов в массиве


         
int main(void)

{
              int a[N];  /* резервирование памяти под N элементов массива */
              int i;
           clrscr();


             randomize(); //инициализация датчика случайных чисел


                for(i=0; i<N; i++)
                 a[i] = random(101)-50;        // заполнение массива случайными

                             // числами от -50 до 50

puts (“    Массив, заполненный случайными числами из диапазона от –50 до +50”);

 for(i=0; i<N; i++)

{   printf("%6d ", a[i]); // вывод массива по 10 элементов в строке

  if(i%10==9) // если выведено 10 элементов, перевести курсор в начало следующей

                       // строки

  printf("\n");

  }


                getch();

              return 0;
                  }

 

Ввод элементов массива.  Значения элементов массива можно вводит в диалоговом режиме, в процессе работы программы. Для этого следует организовать цикл, как показано в примере 3.

Пример3.

// ввод элементов массива в диалоговом режиме

#include <stdio.h>

#include <conio.h>

void  main(void)

{

 int i;

 int a[10]; //объявление массива  данных  целого типа

 clrscr();

// цикл для ввода элементов массива

 for(i=0; i<10; i++)

  {

 //вывод индекса элемента массива, значение которого необходимо ввести

    printf("\nВведите элемент массива с индексом %d  ",i);

    scanf("%d",&a[i]);   //функция scanf получает адрес элемента массива

  }

  printf("\n\n   Вы ввели  массив  \n\n");

// цикл для вывода элементов массива

 for(i=0; i<10; i++)

  printf("%4d ", a[i]); // вывод массива

  getch();

}

Рассмотрим ряд примеров решения задач, в которых используются массивы.

Пример 4. Программа, выполняющая  вывод всех цифр числа целого числа в правильном порядке. В программе реализован алгоритм  нахождения цифр числа в виде остатков от деления на  основание системы счисления – 10. Цифры числа записываются в массив x[6], а затем этот массив выводится в обратном порядке.

#include <stdio.h>

#include <conio.h>

int main(void)

{

 int x[6];  /* резервирование памяти под 6 элементов массива */

 int n,n1=0,i;

 clrscr();

 puts("введите число не больше, чем 32767");

 scanf("%d", &n);

//  присваиваем элементам массива х значения цифр числа

    for(;;)

    {

    x[n1]=n%10;  //вычисление остатка от деления числа на 10

 n1++;

      n/=10;  // вычисление результата деления числа на 10

      if(n==0)

      break;

     }

   printf("число состоит из %d цифр\n",n1);

   printf("цифры числа\n");

   n1--;   // так как индексация массива - с нуля

// вывод цифр числа из массива х

  for(i=n1; i>=0; i--)

   printf("%d  ",x[i]);

  getch();

 return 0;

}

Пример 5 Поиск минимального элемента массива

#include <stdio.h>

#include <stdlib.h>

#include <time.h>

#include <conio.h>

void main(void)

{

 int a[20],min;

int i;

clrscr();


         randomize();


           for(i=0;i<20;i++)
          a[i]=random(201)-100; //
сл. числа в диапазоне -100,100


           
min=a[0];     // присваиваем мин. элементу значение нулевого элемента

 //цикл поиска минимального элемента

   for(i=1; i<20; i++)

      if(a[i] < min) //если очередной элемент массива меньше, чем значение min

// изменяем значение min

min=a[i];

 printf("\n\n\n                   Массив\n");


 //
вывод массива
  for (i=0; i<20; i++)
   printf("%d ",a[i]);


 
//вывод минимального элемента масиива
   printf("\n\nминимальный элемент массива равен %d\n",min);
   getch();
 }

Пример 6.

//Программа записывает натуральное положительное
          // число в обратном порядке


               #include <stdio.h>    //директивы препроцессора

   #include <conio.h>

   void main(void)

    {

   int s[11];  // резервирование памяти под массив длиной 11 элементов

  unsigned long  chislo;  // выделение памяти под вводимое число

  int i=0,j,ost;

  clrscr();

  puts("\nBведите целое число с количеством цифр не более 10");

  puts("Значение числа не должно превышать величины 4 294 967 295");

  scanf("%lu",&chislo); //ввод числа в диалоговом режиме

    do

      {                   //вычисление одной цифры числа как остатка от

  ost=chislo%10;   //деления числа на основание системы счисления -10

   s[i]=ost;

  i++;

     }while ((chislo/=10)!=0);

    puts("Перевернутое число");

// вывод массива по одному элементу

   for(j=0; j<i; j++)

 printf("%d",s[j]);

getch();

      }

Пример 7. Сортировка массива  по возрастанию методом пузырька.

Сущность алгоритма. Выполняется сравнение двух рядом стоящих элементов массива. Если   значение предыдущего элемента массива больше, чем следующего т.е. mas[i] > mas[i+1] , то выполняется их перестановка. сравнения выполняются до тех пор, пока не будут просмотрены все элементы массива. В результате элемент массива, имеющий наибольшее значение, окажется на последнем месте в массиве. Затем количество элементов массива уменьшается на 1, и вновь выполняются сравнения и  при необходимости, перестановки элементов массива. Сортировка заканчивается, если на предыдущем шаге не было выполнено ни одной перестановки.

    

#include <stdlib.h>

 #include <time.h>

 #include <stdio.h>

 #include <conio.h>

// с помощью MAXKOL задаем максимально возможное количество элементов массива

 #define MAXKOL 100

void main(void)

{

 int mas[MAXKOL],kol,i,j,temp,FLAG;

 clrscr();

  for(;;) // Проверка правильности ввода значения переменной kol

  {

  puts("Количество элементов");

  scanf("%d",&kol);

  if(kol>0 && kol <= MAXKOL)

      break; //выход из цикла, если ввод выполнен правильно

      printf("Недопустимое количество элементов\n");

    }

  randomize();

// Заполнение массива случайными числами

  for(i=0; i<kol; i++)

  mas[i]=rand();

   puts("Не отсортированный массив ");

// Вывод не сортированного массива по 10 элементов в строке

   for(i=0;i<kol;i++)

   {

      printf("%6d",mas[i]);

     if( i%10==9)

      printf("\n");

      }

// Алгоритм сортировки массива

     j=kol-1;

  do{

  FLAG=0;

  for(i=0;i<j;i++)

  {

   if( mas[i] > mas[i+1])

   {

 // перестановка элементов массива

    temp=mas[i];

    mas[i]=mas[i+1];

    mas[i+1]=temp;

    FLAG=1;

   }

  }

   j=j-1;

 }while(FLAG); // сортировка заканчивается, если на предыдушем шаге

               // не было выполнено ни одной перестановки в массиве

  puts("\n\n Отсортированный массив ");

// вывод отсортированного массива по 10 элементов в строке

     for(i=0; i< kol; i++)

   {

     printf("%6d",mas[i]);

     if( i%10==9)

      printf("\n");

    }

    getch();

}

Пример 8. Вывод всех трехзначных чисел, которые содержат заданную цифру. Значение цифры вводится с клавиатуры.


#include <stdio.h>
#include <conio.h>

int main(void)
{
 int x[6];               /* резервирование памяти под 6 элементов массива */

 int n, i, c ,cifra;         

 clrscr();


 puts("
введите цифру");
 scanf("%d", &cifra);


   
printf("Все трехзначные числа, содержащие цифру %d\n",cifra);

// во внешнем цикле  перебираются все трехзначные числа

 for(n=100; n<999; n++)     {

             c=n;   //запомним анализируемое число

//во внутреннем цикле находятся все цифры для каждого трехзначного числа
    for(;;)
    {
    x[n1]=n%10;  //вычисление остатка от деления числа на 10


if(x[n1]==cifra)  //проверка, имеется ли цифра в числе
 {printf("%d " ,c); //вывод числа, если цифра в нем есть
  break;   //выход из цикла, если цифра в числе есть

  }


      n/=10;  // вычисление результата деления числа на 10
      if(n==0) //если найдены все цифры числа- выход
break;
     }
     n=c;  //восстанавливаем значение числа
    }


  getch();
 return 0;
}


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52554. Впровадження інтерактивних технологій в освітній процес з метою розвитку мовленнєвої компетентності у дошкільників 56 KB
  План проведення майстер класу для вихователів: п п Зміст роботи Відповідальний Джерела І Вправа Очікування Вихователь методист Базова програма Я у Світі Майстер класи для вихователів ДНЗ випуск№2 упоряд. Настільна гра На гостину до казки III Вправа Очікування підсумок Вихователь методист Матеріал: магнітофон з записами дитячих мелодій стікери кораблики плакат з намальованою річкою маркери конверти з завданнями ілюстрації до різних казок предметні картинки гуашева фарба аркуші А 4 пензлики тампончики...
52555. Ігрова вправа «Народно-поетичні символи України» 95 KB
  У чужій сторонці не так світить і сонце Хочеш собі добра не роби нікому зла За гроші честі не купиш Гра Чи вірите ви що Чи вірите ви що гімн це колискова пісня Чи вірите ви що вінок символ молодості і дівоцтва Чи вірите ви що калина державний символ України Чи вірите ви що Павло Чубинський автор тексту гімну Чи вірите ви що оранжевий і синій кольори Державного Прапора України Чи вірите ви що лелека символ працьовитості Чи вірите ви що у тризубі відображено триєдність життя Чи...
52556. Воспитательный час «Если добрый ты…» 54 KB
  Участники и действующие лица: ведущая учительница Незнайка школьный класс поделенный на три команды из числа которых назначаются чтецы и исполнители инсценировок. Входит Незнайка. Незнайка. Скажи пожалуйста как тебя зовут Незнайка.
52557. Інтегроване заняття на тему: Людина починається з добра (з використанням казок В. Сухомлинського) 57 KB
  Діти до кого я привіталася Так я привітала новий день все що оточує нас наших гостей. Добрий день Стук у двері відчинили і внесли лист Діти до нас листоноша приніс листа від Казкаря. Давайте пригадаємо разом ці прислівя діти пригадують прислівя. Молодці діти.
52558. Хто людям добра бажає, той сам його здобуває 36.5 KB
  Донести до дитини важливість слова людяний. Удосконалювати вміння добирати слова близькі за значенням. Мовленева вправа Добери слова з протилежним значенням Злий жорстокий співчутливий добрий милосердний. Малюючи кожну пелюсточку промовляйте такі слова щоб довести що кожен із вас справжній друг.
52559. Як розрізняють добро і зло 32.5 KB
  Допомогти учням усвідомити зміст етичних понять «добро» «доброчинність», робити вибір між добром і злом, давати оцінку добру і злу; формувати вміння учнів моделювати ситуації та розв’язувати їх; виховувати в учнів моральні цінності та орієнтири, правила культури поведінки.
52560. Людина починається з добра. Від усмішки іде до всіх тепло. Музика – нев’януча краса духовної культури усіх народів 74.5 KB
  Що ми можемо сказати Чи потрібні вони у житті людини Чи впливає музика на емоції людини Чи потрібні нам ці теми уроків Епіграф до уроків Бо ти на землі людина І хочеш того чи ні Усмішка твоя єдина Мука твоя єдина Очі твої одні. Дуже важливими є емоції людини які підтримують нас...
52562. Виховний захід для учнів початкової школи “Дорогою добра” 88 KB
  Збагатити знання учнів про чудодійні обереги нашого життя квіти і виховувати глибокі почуття добра і любові до рідного краю свого роду; Розширити знання учнів про звязок людини з природою її вплив на культуру нашого народу. Виходить дівчатка і збирає в кошик квіти які посадили на підлозі. Тому сьогодні ми поговоримо про вічні супутники людського життя і в горі і в радощах квіти. Я землі цієї паросток зелений Я землі цієї крапля дощова Заплелись у мене приросли до мене Жито і дерева квіти і трава.