4312

Структуры как способы предоставления данных

Контрольная

Информатика, кибернетика и программирование

Структуры Успех программы часто зависит от удачного выбора способа представления данных. С помощью структур возможно моделировать сложные объекты, возникающие при решении задач. Структуры представляют средство для доступа к з...

Русский

2012-11-16

52 KB

2 чел.

Структуры

Успех программы часто зависит от удачного выбора способа представления данных. С помощью структур возможно моделировать сложные объекты, возникающие  при  решении  задач.  Структуры представляют средство для доступа к записям, которые содержат поля одного или нескольких типов.

Для использования структуры необходимо:

1. установить шаблон для структуры

2. объявить переменную, соответствующую этому шаблону

3. осуществить доступ к компонентам структуры.

Шаблон структуры

Шаблон - это схема, описывающая содержание структуры. Установка структурного шаблона телефонный справочник:

 struct sprav       {

    char fio[20];

    long num;

   };

Данный шаблон описывает структуру с именем типа структуры sprav, состоящую из двух компонентов: строки fio и целой переменной num типа long.

Имя типа структуры sprav необязательно и используется для ссылки на эту структуру.

Компоненты структуры - данные любого типа, включая и другие структуры. Имя внутри структуры может быть таким же, как имя объекта вне структуры.

Если шаблон описан внутри функции - он доступен только этой функции, если шаблон описан вне функции - он доступен любой функции программы.

Установка шаблона не вызывает никаких действий в программе.

Структурные переменные

Объявление структурных переменных приводит к выделению памяти для компонент структуры, куда можно записать данные или откуда можно прочитать их. Для объявления структурных переменных имеются несколько способов.

  1.  Установить структурный шаблон:

        struct sprav    {

    char fio[20];

    long num;

                       };

Объявить простую переменную, массив структур, указатель на структуру:

 struct sprav tel1, tel2[5], *tel3;

2. Установить структурный шаблон с помощью макроопределения:  #define SPRAV struct sprav

 SPRAV      {

  char fio[20];

  long num;

             };

Объявить переменные:

 SPRAV sp1, sp2[6], *sp3;

3. Объявить переменные одновременно с установкой шаблона (если на данную структуру вы больше не ссылаетесь):

 struct     {

  char fio[20];

  long num;

  }  tel1, tel2[3], *tel3;

4. Ввести новый тип данных (TEL) - структура определенного вида:  typedef struct       {

    char fio[20];

    long num;

    }  TEL;

Объявить переменные нового типа:

 TEL tel1, tel2[6], *tel3;

Если программа достаточно объемна, представляется более удобным четвертый способ.

Инициализация структуры

Инициализировать можно только внешние или статические структуры.

 static struct    {

    char fio[20];

    long num;

  }  tel[2]=      {

      "Иванов Ф.А.", 456756,

      "Петров В.П.", 632345

     } ;

  Доступ к компонентам структуры

Доступ к компонентам структуры продемонстрируем с помощью примеров.

Пример 1.

/* Обращение к элементам структуры через имя переменной */

#include <stdio.h>

#include <conio.h>

void main(void)

 {

struct      {

  char fio[20];  /* фамилия */

                       long num; /* телефон */

             }

  tel1, tel2;

clrscr();

puts("введите фио абонента-");

gets(tel1.fio);

puts("введите его номер-");

scanf("%ld",&tel1.num);

tel2=tel1;  /* нельзя так же сравнивать структуры */

puts("Введено:");

printf("Фамилия :%s   номер: %ld\n",tel2.fio,tel2.num);

  }

Пример 2.

/* Динамическое выделение памяти для структуры */

/* Обращение к элементам структуры через указатель */

#include <stdio.h>

#include <conio.h>

#include <alloc.h>

struct sprav    {

   char fio[20];

   long num;

        };

void main(void)

 {

struct sprav *tel1, *tel2;

clrscr();

/* Выделение памяти для структуры */

tel1=(struct sprav *)malloc(sizeof(struct sprav));

tel2=(struct sprav *)malloc(sizeof(struct sprav));

puts("введите фио абонента-");

gets(tel1->fio);

puts("введите его номер-");

scanf("%ld",&tel1->num);

*tel2= *tel1;

puts("Введено:");

printf("Фамилия :%s номер: %ld\n",(*tel2).fio,(*tel2).num);

  }

 

Массив структур

Пример 3.

/* Массив структур. Обращение к элементам структуры через

имя элемента массива */

#include <stdio.h>

#include <conio.h>

#include <string.h>

#define SPRAV struct sprav

void main(void)

{

SPRAV {

char fio[20];

long num;

             };

SPRAV tel[5]; /* массив структур - 5 элементов */

char fio_tek[20];

int i;

clrscr();

/* ввод данных в массив структур */

for(i=0; i<5; i++)

{

puts("введите фио абонента-");

gets(tel[i].fio);

puts("введите его номер-");

scanf("%ld",&tel[i].num);

getchar();

}

puts("Выбор телефона по фамилии");

gets(fio_tek);

/* поиск структуры по фамилии абонента */

for(i=0; i<5; i++)

if(!strcmp(fio_tek,tel[i].fio)) break;

if(i!=5) /* цикл закончен по break */

printf("номер абонента %s равен %ld\n",fio_tek, tel[i].num);

else /* цикл выполнился полностью */

puts("Абонент не найден");

 }

Пример 4.

/* Массив структур. Память выделяется динамически. */

/* Обращение к элементам структуры через указатель */

#include <stdio.h>

#include <conio.h>

#include <string.h>

#include <alloc.h>

typedef struct  {

char fio[20];

long num;

                         } TEL;

void main(void)

 {

TEL *tel;

char fio_tek[20];

int i;

clrscr();

/* Выделение памяти для массива - 3 элемента */

tel=(TEL *)malloc(sizeof(TEL)*3);

for(i=0; i<3; i++)

{

puts("введите фио абонента-");

gets((tel+i)->fio);

puts("введите его номер-");

scanf("%ld",&(tel+i)->num);

getchar();

 }

puts("Выбор телефона по фамилии");

gets(fio_tek);

for(i=0; i<5; i++,tel++)

if(!strcmp(fio_tek,tel->fio)) break;

if(i!=5)

printf("номер абонента %s равен %ld\n",fio_tek, tel->num);

else

puts("Абонент не найден");

 }

  Передача структуры в функцию

Непосредственный доступ к компонентам структуры - плохой стиль программирования. Все операции, которые разрешены применительно к структуре, должны быть при этом реализованы в виде отдельных функций. Не все компиляторы языка Си позволяют передавать структуры в функцию по значению, поэтому в примерах передача структуры идет через указатель.

Пример 5.

/* Передача структуры в функцию через указатель на структуру. Определение комплексного числа через структуру и действия  над комплексными числами ( ввод, вывод, вычисление суммы) */

#include <stdio.h>

typedef struct  {

                            float a;   /* действительная часть */

                            float b;   /* мнимая часть */

                          } COMPLEX;

void vvod(COMPLEX *,float,float);

void sum(COMPLEX *,COMPLEX *,COMPLEX *);

void out(COMPLEX *);

void main(void)

 {

COMPLEX x,y,z;

vvod(&x,2.5,6.7);

vvod(&y,6.89,8.45);

puts("Введены числа:");

out(&x);

out(&y);

sum(&x,&y,&z);

puts("Сумма комплексных чисел равна:");

out(&z);

 }

/* Вывод комплексного числа */

void out( COMPLEX *p)

 {

printf("(%.2f,%.2f)\n", (*p).a,(*p).b);

return;

 }

/* Вычисление суммы двух комплексных чисел */

void sum(COMPLEX *p1,COMPLEX *p2,COMPLEX *p3)

 {

(*p3).a=(*p1).a+(*p2).a;

(*p3).b=(*p1).b+(*p2).b;

return;

 }

/* Ввод значений для элементов структуры */

void vvod(COMPLEX *p,float a, float b)

 {

p->a=a;

p->b=b;

return;

 }

Вложенные структуры

Структура, являющаяся компонентом другой структуры, называется вложенной.

Пример 6.

/* Даны четыре точки - центры четырех окружностей.

Заполнить структуру окружность, если все окружности проходят через начало координат.

*/

#include<conio.h>

#include<stdio.h>

#include<math.h>

#include<stdlib.h>

struct POINT   {

float x;

float y;

      };

struct CIRCLE  {

struct POINT point; /* вложенная структура */

double r;

                      circle[2],

                          } *p;

void main (void)

 {

int i,j;

float a,b,c,d;

clrscr();

gotoxy(17,1);

cputs("ВВЕДИТЕ КООРДИНАТЫ ТОЧЕК :\r\n");

for(i=0;i<2;i++)

 {

cprintf ("\n\n ВВЕДИТЕ X: ");

cprintf ("X[%d]= ",i+1);  

    cscanf("%f",&circle[i].point.x);

cprintf ("\n ВВЕДИТЕ Y: ");

cprintf ("Y[%d]= ",i+1);

cscanf ("%f",&circle[i].point.y);

}

p=circle;

gotoxy(17,12);

cputs("РЕЗУЛЬТАТ:\r\n\n");

for(i=0;i<2;i++)

{

a=p->point.x;

b=p->point.y;

c=sqrt(a*a+b*b);

p->r=c;

cprintf("\nРАДИУС : %lf , ЦЕНТР (%f,%f)\r\n",p->r,a,b);  

      p++;

 }

 }


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41870. Эффекты в CorelDRAW. Эффект "Перетекание" 1006.33 KB
  Рассмотрим работу инструмента на примере перетекания двух объектов: Рис. 1 На рис. На правой части этого же рисунка показан результат применения инструмента Интерактивное перетекание при следующих параметрах его работы: Число шагов в перетекании = 4; Вид перетекания = прямое; Ускорение = 0 рис.2 Рис.
41871. ПОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО АМПЕРМЕТРА И ВОЛЬТМЕТРА МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 61.41 KB
  В практике поверки измерительных приборов нашли применение два способа: сопоставление показаний поверяемого и образцового приборов; сравнение показаний поверяемого прибора с мерой данной величины. Верхний предел измерений образцового прибора должен быть таким же как и поверяемого или не превышать предел измеряемого прибора более чем на 25. Допустимая погрешность образцового прибора должна быть 3.5 раз ниже погрешности поверяемого прибора.
41872. Зерновая характеристика угольной пыли и её представление 57.67 KB
  Зерновая характеристика угольной пыли и её представление. Тонкость помола или дисперсность угольной пыли определяют рассевом её пробы на рассевочной машине оснащённой набором сит с размерами отверстий от 50 до 1000 мкм. Коэффициент полидисперсностиnхарактеризует структуру пыли с точки зрения равномерности помола топлива. Чем выше n тем менее отличаются своим размером частицы пыли друг от друга.
41873. MS Access 2007: Создание запросов 351.77 KB
  Для вывода на экран БЛАНКА ЗАПРОСА необходимо: вкладка Создание группа команд Другие – Конструктор запросов; в появившемся диалоговом окне Добавление таблицы выделите удерживая нажатой левую кнопку мыши все таблицы; щелкните по кнопкам Добавить и Закрыть; на экран будет выведено окно Конструктора запросов. В нижней панели – пустой бланк запроса. Назначение строк бланка запроса: Поле Указываются имена полей участвующих в запросе Имя таблицы Автоматически выводятся имена таблиц соответствующих выбранным полям Групповая операция...
41874. Ознакомиться с основными положениями теории погрешности, измерить высоту, диаметр и объем цилиндра. Правильно обработать результаты измерений 54.31 KB
  В результате проделанной работы ознакомились с основными положениями теории погрешности, рассчитали относительную погрешность измерений.
41876. Исследования трения в резьбовых соединениях 64.49 KB
  Экспериментально определить значения коэффициентов трения в резьбе и на торце гайки; проверить теоретическую зависимость между осевым усилием на болте Fα и моментом завинчивания Тзав. № показаний К2 ед Fα по 17 Н K2ед Тзав по 18 Нмм 1 2 3 4 5 График зависимости Тзав= f Fα Определение коэффициентов трения. Сила затяжки FаН Тзав Нмм f1 по 8 f по 4 025...
41877. ТОТАЛИТАРИЗМ КАК ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОНЯТИЯ 346 KB
  В результате своеобразной дефрагментации понятия тоталитаризм в последние десятилетия научное познание этого явления оказалось в серой зоне неопределенности: старые теории объективно отмирают но новые концепции не успевают их замещать
41878. Создание сложных комплексных объектов в 3D MAX 1.88 MB
  Выберите в Меню создание формы линии на панели инструментов Object Type – сплайны. Для этого задайтесь замкнутыми сплайнлиниями выберите Strt New Shpes сплайны и Линия Нарисуйте несколько замкнутых линий. Вернитесь в раздел геометрия выберите раздел Compound Objects на закладку ландшафт Terrin В пункте Pick Opernd выберите Pick Opernd и Reference. Выберите 2 объемные фигуры сферу и цилиндр или другие.