43137

Какова сущность, функции и структура морали

Доклад

Этика и деонтология

Всем известно, что человек — это индивид, умеющий себя ограничивать. Все мы живем в мире сплошных ограничений. Можно с уверенностью сказать, что человек и человеческое общество возникли тогда, когда научились себя ограничивать. Так, например первыми законами были законы, запрещающие браки между родственниками.

Русский

2014-12-28

35.5 KB

9 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1

Доклад на тему: «Какова сущность, функции и структура морали»

Всем известно, что человек — это индивид, умеющий себя ограничивать. Все мы живем в мире сплошных ограничений. Можно с уверенностью сказать, что человек и человеческое общество возникли тогда, когда  научились себя ограничивать.  Так, например первыми законами были законы, запрещающие браки между родственниками. Позже появились законы, запрещающие убийство, воровство и насилие.  Так и на сегодняшний день любой человек осознает, что он поступает плохо, и боится осуждения общественности. Без подобных ограничений человеческая жизнь была бы невозможна. Следовательно, человек, возникает вместе с появлением морали.

В обществе есть много правил, обычаев, норм, принципов, которыми мы руководствуемся по отношению друг к другу и обществу в целом. Эти правила должны соблюдаться в обязательном порядке, они зафиксированы в специальных законах, издаваемые государственной властью. Это правовые нормы, законы и другие нормативные акты, но все они не могут включить всего круга человеческих взаимоотношений. Все правила, обычаи, принципы,  которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях друг с другом и по отношению к обществу и которые поддерживаются общественным мнением, называются моралью или нравственностью.

Мораль - это совокупность норм, правил поведения, моральных законов, обычаев, которым люди, как правило, добровольно подчиняются и с позиций которых в каждом обществе почти о любом поступке можно сказать — хороший он или плохой, добрый или злой. Мораль требует от человека быть человеком, уважать других людей, делать добро, руководствоваться в своих поступках любовью, а не злобой. С латинского мораль – «moralis» – нравственный; «mores» – нравы,  является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений.

Структуры морали

К морали относятся определённые принципы, идеалы, нормы, которые направляют, регулируют поведение людей. Например:

  •  принципы гуманизма (человечность, милосердие, справедливость),
  •  нормы (не убивай, не воруй, не лги),
  •   правила (не делай другому того, чего не желаешь себе; почитай старших; не завидуй и не посягай на чужое).

Иначе в структуре нравственности выделяются:

  •  нравственное сознание (общественное и индивидуальное);
  •  нравственная практика;
  •  нравственные отношения.

Нравственное сознание представляет собой субъективную сторону нравственности, отражающей нравственное бытие людей. Особенность этого сознания — в восприятии всех явлений с точки зрения ценности. Главная задача заключается не в объяснении явления, не в раскрытии его причин, а в его оценке.

Нравственная практика является результатом объективации морального сознания, а базовый элемент практики — поступок. Структура нравственной практики может состоять из следующих составляющих: замысел, мотивация, обоснование замысла, выбор цели, средств, принятие решений,  действия, реализующие нравственную установку и линию поведения человека.

Нравственные отношения предполагают совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Особенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, проявляющиеся в понимании своего долга, ответственности перед другими людьми и обществом в целом.

Таким образом, структура «нравственное сознание — нравственное действие — нравственное отношение» образует единое целое, а ее элементы взаимно регулируются.

Функции морали

Вместе с тем для выявления сущности морали важную роль играет понимание функций, которые она выполняет. Философы утверждают, что у морали три основных функции: оценивающая, регулирующая, воспитывающая.

Оценивающая: все поступки, всю общественную жизнь (экономику, политику, культуру) мораль оценивает с точки зрения гуманизма, хорошо это или плохо, добро это или зло.

Регулирующая: мораль регулирует поведение и сознание человека в той или иной степени во всех без исключения сферах общественной жизни. Принципы морали имеют социально-общественное значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе все то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений и откладывается в многовековом опыте развития общества.  

Воспитательная: мораль занимает особое положение в воспитательном процессе, помимо воспитания со стороны других людей (родителей, учителей, общественного мнения), а также самовоспитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что мораль учит нас видеть ценность в каждом человеке и призывает к гуманному отношению людей друг другу. Мы своим поведением никогда не должны угнетать интересы и права других людей. Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни . Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75029. Сімейні обереги. Сценарій дитячої вистави 57.5 KB
  Вчити передавати почуття героїв вистави. Розвивати артистичні здібності, уміння триматися на сцені. Виховувати культуру святкування дня народження, гостинність, доброту. Прищеплювати любов до традицій свого народу...
75030. Українська хата. Обереги, Позакласний захід 48 KB
  Між дверима і піччю стояли кочерга рогач коцюба хлібна лопата. Піч служить українському селянинові тричі: а для опалення житла; б як тепле спальне місце; в для приготування їжі випікання хліба. Піч мати головна в хаті берегиня бо хліб народжувала. На неї клали хліб і накривали теж вишиваним рушником.
75031. Оберіг душі й родини, позакласний виховний захід 147 KB
  Зацікавити учнів вивченням історії розвитку лялькимотанки прищепити повагу до культурних традицій родини й країни. Домогтися глибокого осмислення учнями значення лялькимотанки в житті людини. Про історію народної ляльки та про методику виготовлення та використання ми й поговоримо. Ляльки різних народів відрізняються між собою ззовні і матеріалом з якого зроблені в Африці вона здебільшого камяна або деревяна десь глиняна а ще десь зроблена з тканини але суть і призначення ляльки незмінні і це споріднює більше аніж...
75032. Цікаві моменти історії бухгалтерського обліку, Методична розробка позакласного заходу 80.5 KB
  Метою даної методичної розробки є удосконалення досвіду проведення позааудиторних заходів. Виникнення і розвиток бухгалтерського обліку є невідємною складовою частиною всієї історії людського суспільства. Сучасна наука не дала однозначної відповіді, який момент слід вважати виникненням бухгалтерського обліку...
75033. Здоровый образ жизни школьника, конспект мероприятия 43 KB
  Цель: расширить и закрепить представление учащихся о том что здоровьеглавное богатство каждого человека сформировать и закрепить представление жить здоровым в здоровом обществе учить заботится о своем здоровье воспитывать желание поддерживать здоровый способ жизни.счастье здоровье успехи в учебе деньги сила ум красота. Давайте подумаем что для человека самое главное в жизни Итак самое главное в жизни для человека здоровье. Здоровье это радость жизнижелание жить творить работать учиться радоваться встречи с друзьями.
75034. Знайомство з основними і похідними кольорами. Малювання мешканців підводного світу. План-конспект уроку для 1 класу 98.5 KB
  Мета: Ознайомити дітей з основними і похідними кольорами; провести бесіду про різноманітність форм і забарвлення мешканців підводного світу; вчити отримувати похідні кольори користуючись палітрою зображувати предмети округлої та видовженої форми рибок мушлі водорості; розвивати уяву фантазію; виховувати естетичний смак любов до природи...
75036. Реконструкция зоны ТО и ТР автомобилей в условиях ЗАО «Моторавто» 850 KB
  Аппарат учреждения: производственно-технический отдел; отдел главного механика; бухгалтерия; отдел кадров и воспитательной работы с рабочими; отдел охраны труда; отдел безопасности; оперативный отдел; отдел охраны; медицинская часть. Сочетание не обезличенного ремонта с элементами агрегатно-узлового метода позволяет при потере машиной работоспособности ремонт ее производить заменой отдельных неисправных или изношенных агрегатов или...
75037. Портрет как средство раскрытия характера в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» 753.5 KB
  Почему именно повесть Капитанская дочка Во-первых это первое большое произведение Пушкина прочитанное мною удивившее своей глубиной и необычностью поднятых проблем. Во-вторых удивил подход Пушкина к изображению такой исторической личности как Е.