43137

Какова сущность, функции и структура морали

Доклад

Этика и деонтология

Всем известно, что человек — это индивид, умеющий себя ограничивать. Все мы живем в мире сплошных ограничений. Можно с уверенностью сказать, что человек и человеческое общество возникли тогда, когда научились себя ограничивать. Так, например первыми законами были законы, запрещающие браки между родственниками.

Русский

2014-12-28

35.5 KB

9 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1

Доклад на тему: «Какова сущность, функции и структура морали»

Всем известно, что человек — это индивид, умеющий себя ограничивать. Все мы живем в мире сплошных ограничений. Можно с уверенностью сказать, что человек и человеческое общество возникли тогда, когда  научились себя ограничивать.  Так, например первыми законами были законы, запрещающие браки между родственниками. Позже появились законы, запрещающие убийство, воровство и насилие.  Так и на сегодняшний день любой человек осознает, что он поступает плохо, и боится осуждения общественности. Без подобных ограничений человеческая жизнь была бы невозможна. Следовательно, человек, возникает вместе с появлением морали.

В обществе есть много правил, обычаев, норм, принципов, которыми мы руководствуемся по отношению друг к другу и обществу в целом. Эти правила должны соблюдаться в обязательном порядке, они зафиксированы в специальных законах, издаваемые государственной властью. Это правовые нормы, законы и другие нормативные акты, но все они не могут включить всего круга человеческих взаимоотношений. Все правила, обычаи, принципы,  которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях друг с другом и по отношению к обществу и которые поддерживаются общественным мнением, называются моралью или нравственностью.

Мораль - это совокупность норм, правил поведения, моральных законов, обычаев, которым люди, как правило, добровольно подчиняются и с позиций которых в каждом обществе почти о любом поступке можно сказать — хороший он или плохой, добрый или злой. Мораль требует от человека быть человеком, уважать других людей, делать добро, руководствоваться в своих поступках любовью, а не злобой. С латинского мораль – «moralis» – нравственный; «mores» – нравы,  является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений.

Структуры морали

К морали относятся определённые принципы, идеалы, нормы, которые направляют, регулируют поведение людей. Например:

  •  принципы гуманизма (человечность, милосердие, справедливость),
  •  нормы (не убивай, не воруй, не лги),
  •   правила (не делай другому того, чего не желаешь себе; почитай старших; не завидуй и не посягай на чужое).

Иначе в структуре нравственности выделяются:

  •  нравственное сознание (общественное и индивидуальное);
  •  нравственная практика;
  •  нравственные отношения.

Нравственное сознание представляет собой субъективную сторону нравственности, отражающей нравственное бытие людей. Особенность этого сознания — в восприятии всех явлений с точки зрения ценности. Главная задача заключается не в объяснении явления, не в раскрытии его причин, а в его оценке.

Нравственная практика является результатом объективации морального сознания, а базовый элемент практики — поступок. Структура нравственной практики может состоять из следующих составляющих: замысел, мотивация, обоснование замысла, выбор цели, средств, принятие решений,  действия, реализующие нравственную установку и линию поведения человека.

Нравственные отношения предполагают совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Особенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, проявляющиеся в понимании своего долга, ответственности перед другими людьми и обществом в целом.

Таким образом, структура «нравственное сознание — нравственное действие — нравственное отношение» образует единое целое, а ее элементы взаимно регулируются.

Функции морали

Вместе с тем для выявления сущности морали важную роль играет понимание функций, которые она выполняет. Философы утверждают, что у морали три основных функции: оценивающая, регулирующая, воспитывающая.

Оценивающая: все поступки, всю общественную жизнь (экономику, политику, культуру) мораль оценивает с точки зрения гуманизма, хорошо это или плохо, добро это или зло.

Регулирующая: мораль регулирует поведение и сознание человека в той или иной степени во всех без исключения сферах общественной жизни. Принципы морали имеют социально-общественное значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе все то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений и откладывается в многовековом опыте развития общества.  

Воспитательная: мораль занимает особое положение в воспитательном процессе, помимо воспитания со стороны других людей (родителей, учителей, общественного мнения), а также самовоспитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что мораль учит нас видеть ценность в каждом человеке и призывает к гуманному отношению людей друг другу. Мы своим поведением никогда не должны угнетать интересы и права других людей. Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни . Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55774. Внеклассное мероприятие по французскому языку 64.5 KB
  Bonjour mesdmes et messieurs Dns un instnt on v commencer Instllezvous dns votre futeil bien gentiment Доброго дня пані та панове За мить ми розпочнемо Розташовуйтесь зручніше ujourd’hui nous nous sommes reunit pour jouer un peu et bien sûr pour svoir qui est plus intelligent prmi les onzièmes clsses. Permettezmoi de vous présenter des équipes : Дозвольте вам представити команди: L’équipe de 11 clsse ___________________ le chef est _______ Команда 11а класу Кістка вишні командир Тімченко Поліна L’équipe de 11B clsse...
55775. Пізнаємо себе 37 KB
  Слайд 1 Ми з вами будемо розмовляти про емоції почуття риси характеру навчимося керувати своїми емоціями. Слайд 2 Зверніть увагу зараз ми з вами знаходимося у дружньому колі ми всі рівні.
55776. Стиснення, архівування та розархівування даних. Програми-архіватори 48 KB
  Мета: Навчальна: сформувати вміння учнів використовувати програми-архіватори для стиснення архівації та розархівації файлів; Розвивальна: розвивати логічне мислення формувати алгоритмічний стиль думки поглибити знання учнів про впорядкування інформації в комп’ютері...
55777. ЕТНОГРАФІЧНА ПОДОРОЖ УКРАЇНОЮ 64 KB
  До розповсюджених на Україні художніх промислів відносяться вишивка виробництво художніх тканин килимарство різьбярство взагалі художня обробка дерева гончарство гутне скло художнє ковальство обробка металів і ювелірних виробів розпис тканин...
55778. Зародження дисидентського руху в Україні та його особливості. Активізація опозиційного руху в 60-80-х роках XX ст. Василь Стус. Сходження на Голгофу слави. Життєвий і творчий шлях 387.5 KB
  Метою розробки є розкриття процесу зародження дисидентського руху з’ясування мети та основних цілей дисидентів ознайомлення студентів із провідними учасниками дисидентського руху визначення...
55779. Розробка «робочих матеріалів» як ефективний засіб навчання учнів при написанні творів за картиною 552 KB
  При складанні робочих матеріалів учитель має нагоду попередити виникнення певних помилок наприклад неправильне використання прийменників порушений граматичний зв’язок слів у словосполученні реченні уникати тавтології русизмів тощо.
55780. Розв’язування комбінаторних задач 532.5 KB
  Мета дидактична (навчальна): формування умінь і навичок розв’язування різних видів комбінаторних задач, застосовування основних теорем комбінаторики – правил суми та добутку, закріплення відомих методів і способів на практиці, вміння застосовувати знання в комплексі;
55781. Таблиці з логічними зв’язками 1.39 MB
  комірка формула книга немає вірної відповіді Що робить Excel якщо в складеній формулі знаходиться помилка повертає 0 як значення комірки виводить повідомлення про тип помилки як значення комірки виправляє помилку у формулі видаляє формулу з помилкою Яке з посилань є абсолютним З22 R1C2 5 5 Впорядкування значень діапазону коміркок у певній послідовності називають. електронні таблиці графіки й діаграми діапазон комірок сортування й фільтрація Яких форматів числових даних не існує числовий грошовий процентний округлений Логічна функція...