43137

Какова сущность, функции и структура морали

Доклад

Этика и деонтология

Всем известно, что человек — это индивид, умеющий себя ограничивать. Все мы живем в мире сплошных ограничений. Можно с уверенностью сказать, что человек и человеческое общество возникли тогда, когда научились себя ограничивать. Так, например первыми законами были законы, запрещающие браки между родственниками.

Русский

2014-12-28

35.5 KB

9 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1

Доклад на тему: «Какова сущность, функции и структура морали»

Всем известно, что человек — это индивид, умеющий себя ограничивать. Все мы живем в мире сплошных ограничений. Можно с уверенностью сказать, что человек и человеческое общество возникли тогда, когда  научились себя ограничивать.  Так, например первыми законами были законы, запрещающие браки между родственниками. Позже появились законы, запрещающие убийство, воровство и насилие.  Так и на сегодняшний день любой человек осознает, что он поступает плохо, и боится осуждения общественности. Без подобных ограничений человеческая жизнь была бы невозможна. Следовательно, человек, возникает вместе с появлением морали.

В обществе есть много правил, обычаев, норм, принципов, которыми мы руководствуемся по отношению друг к другу и обществу в целом. Эти правила должны соблюдаться в обязательном порядке, они зафиксированы в специальных законах, издаваемые государственной властью. Это правовые нормы, законы и другие нормативные акты, но все они не могут включить всего круга человеческих взаимоотношений. Все правила, обычаи, принципы,  которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях друг с другом и по отношению к обществу и которые поддерживаются общественным мнением, называются моралью или нравственностью.

Мораль - это совокупность норм, правил поведения, моральных законов, обычаев, которым люди, как правило, добровольно подчиняются и с позиций которых в каждом обществе почти о любом поступке можно сказать — хороший он или плохой, добрый или злой. Мораль требует от человека быть человеком, уважать других людей, делать добро, руководствоваться в своих поступках любовью, а не злобой. С латинского мораль – «moralis» – нравственный; «mores» – нравы,  является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений.

Структуры морали

К морали относятся определённые принципы, идеалы, нормы, которые направляют, регулируют поведение людей. Например:

  •  принципы гуманизма (человечность, милосердие, справедливость),
  •  нормы (не убивай, не воруй, не лги),
  •   правила (не делай другому того, чего не желаешь себе; почитай старших; не завидуй и не посягай на чужое).

Иначе в структуре нравственности выделяются:

  •  нравственное сознание (общественное и индивидуальное);
  •  нравственная практика;
  •  нравственные отношения.

Нравственное сознание представляет собой субъективную сторону нравственности, отражающей нравственное бытие людей. Особенность этого сознания — в восприятии всех явлений с точки зрения ценности. Главная задача заключается не в объяснении явления, не в раскрытии его причин, а в его оценке.

Нравственная практика является результатом объективации морального сознания, а базовый элемент практики — поступок. Структура нравственной практики может состоять из следующих составляющих: замысел, мотивация, обоснование замысла, выбор цели, средств, принятие решений,  действия, реализующие нравственную установку и линию поведения человека.

Нравственные отношения предполагают совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Особенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, проявляющиеся в понимании своего долга, ответственности перед другими людьми и обществом в целом.

Таким образом, структура «нравственное сознание — нравственное действие — нравственное отношение» образует единое целое, а ее элементы взаимно регулируются.

Функции морали

Вместе с тем для выявления сущности морали важную роль играет понимание функций, которые она выполняет. Философы утверждают, что у морали три основных функции: оценивающая, регулирующая, воспитывающая.

Оценивающая: все поступки, всю общественную жизнь (экономику, политику, культуру) мораль оценивает с точки зрения гуманизма, хорошо это или плохо, добро это или зло.

Регулирующая: мораль регулирует поведение и сознание человека в той или иной степени во всех без исключения сферах общественной жизни. Принципы морали имеют социально-общественное значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе все то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений и откладывается в многовековом опыте развития общества.  

Воспитательная: мораль занимает особое положение в воспитательном процессе, помимо воспитания со стороны других людей (родителей, учителей, общественного мнения), а также самовоспитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что мораль учит нас видеть ценность в каждом человеке и призывает к гуманному отношению людей друг другу. Мы своим поведением никогда не должны угнетать интересы и права других людей. Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни . Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53909. Квадратні рівняння 207 KB
  Мета уроку: формувати уміння розвязувати квадратні рівняння. Квадратні рівняння простіших видів вавилонської математики вміли розвязувати ще 4 тис. Згодом розвязували їх також: в Китаї і Греції. Він показав як розвязувати при додатних а і bрівняння видів .
53910. Розвязування квадратних рівнянь 181 KB
  Тема: Розвязування квадратних рівнянь. Мета: Узагальнити способи розвязування квадратних рівнянь формувати вміння і навики досліджувати і розвязувати квадратні рівняння розвивати пізнавальний інтерес цікавість увагу память. Сьогодні предметом дослідження на уроці буде тема Розвязування квадратних рівнянь і застосування різних способівâ. Чому стільки часу відводиться для вивчення цієї теми Тому що багато задач економіки фізики зводяться до розвязування квадратних рівнянь.
53911. Система роботи з підвищення кваліфікації вчителів 59 KB
  Корисно знайомитися з результатами новітніх досліджень в області викладання науки методичними прийомами роботи вивчати технічні засоби навчання заслуховувати доповіді та повідомлення вчителів про результати своєї діяльності. У процесі спостереження уроків бесід вони знайомляться з методами та прийомами роботи свого керівника спільно складають тематичні плани вивчають літературу з окремих питань взаємно відвідують уроки і ретельно аналізують їх відбираючи і закріплюючи все те цінне що сприяє ефективності роботи. Проблемні групи спільно...
53912. Класичний квартет 43.5 KB
  Вокальний твір без віршованого тексту. Музичносценічний твір в яких думки і почуття передаються мімікою і танцем. Питання до класу: Як ви розумієте слово квартет Відповіді: Коли чотири музиканти виконують музичний твір. Музика Василя Барвінського українського композитора твір написаний на українські народні пісні.
53913. Квест «Математика?! Да не только…» 118 KB
  Цель. Сплотить коллективы команд; поговорить о математике и в шутку, и всерьез; создать дух состязания; узнать интересные факты об истории школы. Все задания выдаются в запечатанных конвертах. Зеленый зал старт Кабинет математики.
53914. Финансовый леверидж и его оценка 27.5 KB
  Финансовый леверидж показывает зависимость между структурой источников средств и величиной чистой прибыли. Его действие проявляется в том, что любое изменение прибыли до вычета процентов и налогов порождает более существенное изменение чистой прибыли.
53915. Квіти. Урок трудового навчання 1 клас 950 KB
  Виховувати любов до рідної землі бережливе ставлення до природи навколишнього середовища формувати естетичні смаки. Дикий мак хотів підслухать Не розчув й почервонів. Як ви думаєте чому мак хотів підслухать розмову джмеля з ромашкою Мак був допитливим. Чому мак почервонів Йому стало соромно.
53916. Чарівна квітка України 76.5 KB
  Квітка Цісик. Судячи з імені вона напевно походила з Карпат чи Прикарпаття бо саме там жінкам нерідко дають такі поетичні імена Квітка Зірка Ружана. Вона це американська співачка українського походження Квітка Цісик.
53917. Конспект розваг на основі матеріалів Конвенції про права дитини 45.5 KB
  Пашко Ведуча. Ведуча виносить велику квітку від якої будуть відривати пелюстки. Ведуча. Ведуча відриває пелюстку.