43141

Туристский потенциал Вологодской области

Книга

Туризм и рекреация

Эмпирическую базу курсовой работы составили российские правовые акты; нормативные документы; отчетность и аналитические материалы региональных органов власти (Департамента развития муниципальных образований Вологодской области, Департамента культуры и охраны культурного наследия Вологодской области, Департамента международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области); официальные статистические данные в сфере туризма.

Русский

2013-11-03

108 KB

61 чел.

НОУ ВПО Вологодский институт бизнеса

Кафедра гуманитарных и социальных наук

Дисциплина «Туристские ресурсы Вологодской области»

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Туристский потенциал Вологодской области

(на примере  _____________ района)»

Студент (а/ ки)__________  курса

по направлению подготовки

100400 Туризм:

________________________________

                (Фамилия, имя, отчество)

Подпись________________________

Дата «_____»______________00__ г.

Научный руководитель:

________________________________

(фамилия, имя,  отчество, ученое звание        и  степень)

Подпись________________________

Дата «_____»_____________200__ г.

Курсовая работа защищена с оценкой____________________

Вологда

2011

СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………

3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ………………………

5

1.1

Географическое положение……………………………………..

1.2

Краткая историческая справка…………………………………..

1.3

Выдающиеся деятели, жившие и родившиеся в регионе………

1.4

Современное состояние туризма в  районе……………………..

ГЛАВА 2. ПРИРОДНЫЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ _________ РАЙОНА КАК ФАКТОР  РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА………..

2.1

Характеристика природных рекреационных ресурсов туризма…

2.2

Классификация природных рекреационных ресурсов_____________ района…………………………………

ГЛАВА 3. РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ _________ РАЙОНА В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА………………………..

3.1

Характеристика культурно-исторических ресурсов туризма….

3.2

Эффективность использования культурного наследия в туризме ________ района…………………………………………………..

ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ТУРИЗМА………………………………………………………………….

4.1

Классификация социально-экономических ресурсов туризма.

4.2

Инфраструктура туризма как основа социально-экономических ресурсов района…………………………………………………….

4.3

Информационные ресурсы района…………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..


Развернутый план написания

текста курсовой работы

ВВЕДЕНИЕ 

Структура введения:

Актуальности темы исследования: ответьте на вопрос, какое значение имеет изучение туристских ресурсов для туристского бизнеса в районе.

Образец: Актуальность темы исследования состоит в … (далее в лаконичной форме объясняется, почему данный вопрос важен на современном этапе). Рекомендуемая литература: [10, с.2,9,18; 12, c8; 19, с. 9-11,15,19,27-34]

Цель и задачи исследования. При этом формулировка задач должна соответствовать параграфам «оглавления».

Образец: Целью данной работы является…

Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи:

  1.  изучить………………………………….;
  2.  проанализировать…………………………….;
  3.  рассмотреть……………………………………;
  4.  выявить…………………………………………;
  5.  обосновать……………………………………..;
  6.  разработать……………………………………... .

Объект и предмет исследования.

Образец: Объектом исследования является  туристский потенциал территорий. Предметом исследования является туристские ресурсы _____________________ района Вологодской области.

Теоретико-методологическая основа исследования. При написании курсовой работы необходимо использовать совокупность теоретических и эмпирических методов исследования.

Образец: Теоретической основой курсовой работы являются фундаментальные положения и опыт ведущих российских ученых в исследовании туристского потенциала территорий, а также законодательные акты по туристскому ресурсоведению.

Методологическую базу составляют современные методы изучения туристского потенциала территорий, в том числе: исторический, системный, метод контент-анализа (метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах).

В ходе работы в качестве исследовательского инструментария применялись такие общенаучные методы, как: анализ, синтез, индукция и дедукция, а также методы описания, сравнения.

Эмпирическую базу курсовой работы составили российские правовые акты; нормативные документы; отчетность и аналитические материалы региональных органов власти (Департамента развития муниципальных образований Вологодской области, Департамента культуры и охраны культурного наследия Вологодской области, Департамента международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области); официальные статистические данные в сфере туризма.

Структура исследования. Курсовая работа включает введение, 4 главы, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, а также заключение, список литературы и приложения (при его наличии).


Методические рекомендации по написанию основной части курсовой работы

ГЛАВА 1.  ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ

Для сбора информации по данной главе необходимо:

  •  прочитать учебник А.С. Кускова «Туристское ресурсоведение» (глава 2, с.26, глава 3, с.42-53);
  •  обратиться к сети Интернет: Департамента развития муниципальных образований Вологодской области, Департамента культуры и охраны культурного наследия Вологодской области, Департамента международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области, туристско-информационный центр (ТИЦ) Вологодской области.

1.1. Географическое положение района (площадь территории,  с какими областями граничит, имеет ли морские границы). Его административный центр (столица) и крупнейшие города. Население (общее число жителей). Карта района.

1.2.  Краткая историческая справка (основные исторические периоды и события);

1.3. Выдающиеся деятели, жившие или родившиеся в регионе (писатели, композиторы, художники, изобретатели, политические и религиозные деятели и т.д.)

1.4  Современное состояние туризма в  районе. Найдите  информацию о значимых для области туристских объектах (брендах).  1.4.1 Численность туристов в районе и доходы от туристской отрасли. Найдите  информацию о количестве туристов, иностранных и отечественных, посещающих данный регион. Если в регионе развит иностранный туризм, укажите из каких стран и сколько прибывает туристов, какими видами туризма заняты, и какие главные туристские объекты они посещают. 1.4.2  Организации, учреждения и туристские компании, организующие туристскую деятельность в регионе.         Укажите число туристских компаний в районе. Определите основные направления их деятельности  (на сайтах туристских компаний узнайте или непосредственно в турфирме, что предлагают туристские компании, в том числе за рубежом и в районе). Проанализируйте все предложения по туристическим услугам, укажите их число и выделите наиболее популярные. 1.4.3 Основные виды туризма в районе. Исходя из туристских предложений от турфирм, укажите, какие виды туризма здесь развиты. Дайте их полную характеристику на основании «Закона о туристско-рекреационных зонах РФ», «Закона о туризме», «Стратегии развития сферы туризма Вологодской области  до 2020 года», «Закона о туризме и туристской индустрии на территории Вологодской области». 1.4.4 Популярные туристские объекты, комплексы и учреждения  в районе. Перечислите популярные туристско-экскурсионные центры (исторические города и  поселки).  Перечислите  учреждения для лечебно-оздоровительного отдыха, спортивного и оздоровительного туризма. Перечислите наиболее интересные праздники и другие мероприятия, проводимые в районе (используйте официальный сайт района, районные туристские программы).  Теоретическую информацию можно взять в учебнике А.С. Кускова «Туристское ресурсоведение», глава 6. 1.4.5 Туристские маршруты: экскурсионные (историко-культурные, этнографические, религиозные) экологические, спортивные и др.  Опишите туристско-экскурсионные экологические и спортивные маршруты, предлагаемые организаторами туризма в районе. 1.4.6 Управленческие ресурсы по туризму района. Дайте характеристику структуры управления по туризму, сложившуюся в районе. Перечислите и охарактеризуйте программы развития туризма, принятые в районе.


ГЛАВА 2. ПРИРОДНЫЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ _________ РАЙОНА КАК ФАКТОР  РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

Для сбора информации по данной главе необходимо:

  •  познакомиться с ЗАКОНАМИ: а) Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"(с изменениями от 30 декабря 2001 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 4 декабря 2006 г., 23 марта, 10 мая 2007 г.) (выписать определения видов особо охраняемых природных территорий); б) Закон Вологодской области от 2 октября 2008 г. N 1848-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области" (выписать информацию по статьям 1, 8,9); в) информационный ресурс «Особо охраняемые территории Вологодской области (знать ООПТ федерального, областного и местного значения);
  •  прочитать раздел учебника А.С. Кускова «Туристское ресурсоведение» (глава 4, с.65-73, 77-80, 94-108);
  •  обратиться к сети Интернет: Муниципальные образования Вологодской области; туристско-информационный центр (ТИЦ) Вологодской области; Культура Вологодской области; в управление по культуре (по туризму) области.

2.1. Характеристика природных рекреационных ресурсов туризма.

        Охарактеризуйте природные рекреационные ресурсы  и определите, для каких видов туризма их можно использовать. Охарактеризуйте  объекты природы  Вологодской области.

2.2 Классификация природных рекреационных ресурсов_____________ района.

Проанализируйте природные ресурсы туризма района и
выделите наиболее значимые природоориентированные виды туризма,
получившие развитие в районе.
  Охарактеризуйте места сельского туризма, усадебного туризма.

В заключение главы на основании проделанного анализа выделите перспективные виды природоориентированного туризма.


ГЛАВА 3. РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ _________ РАЙОНА В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА

Для сбора информации по данной главе необходимо:

  •  познакомиться с ЗАКОНАМИ и локальными актами: а) Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»  (выписать объекты культурного наследия, категории  историко-культурного  значения  объектов   культурного наследия, историко-культурные заповедники, понятие исторического поселения. Статьи: 3, 4, 18, 57, 59); б) Приказ «Об установлении границ территорий объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории города Вологды»; в) Постановление Об утверждении концепции "наследие Вологодчины" на 2009 - 2015 годы ( усвоить основные положения концепции и знать объекты культурного наследия); г)информационный ресурс «Перечень объектов культурного наследия федерального и регионального значения, расположенных на территории Вологодской области  и состоящих под государственной охраной  (знать объектов культурного наследия федерального и регионального значения);
  •  прочитать раздел учебника А.С. Кускова «Туристское ресурсоведение» (глава 5, с.117-121, 123-129, 94-108);
  •  обратиться к сети Интернет: Муниципальные образования Вологодской области; туристско-информационный центр (ТИЦ) Вологодской области; Культура Вологодской области; в управление по культуре (по туризму) области.

3.1 Характеристика культурно-исторических ресурсов туризма.

Охарактеризуйте культурно-исторические ресурсы  и определите, для каких видов туризма их можно использовать. На основе ФЗ «Об объектов культурного наследия» напишите о видах объектов и категориях. Кратко охарактеризуйте  объекты культурного наследия  Вологодской области.

3.2 Эффективность использования культурного наследия в туризме ________ района.

Охарактеризуйте историко-культурные ресурсы района в соответствии с классификацией, приведенной в п.3.1.  Напишите об историческом поселении вашего района. Если в районе есть историко-культурные  объекты, входящие в список Мирового наследия ЮНЕСКО, дайте их подробную характеристику.  Подробно напишите об особо посещаемых культурных объектах. Расскажите о народных художественных промыслах вашего района. Выделите наиболее значимые виды туризма, способствующие ознакомлению с культурным наследием района.       Опишите туристско-экскурсионные маршруты, предлагаемые организаторами туризма в районе.

В заключение главы охарактеризуйте основные элементы культуры вашего района, которые являются объектами туристского интереса в настоящее время или могли бы стать таковыми в перспективе.


ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ТУРИЗМА

4.1. Классификация социально-экономических ресурсов туризма района.

Охарактеризуйте основные группы социально-экономических ресурсов по учебнику Кускова «Туристское ресурсоведение».   Кратко раскройте структуру хозяйства района. Определите, что это за район – сельский, индустриальный освоенный, неосвоенный, курортный. Чем в основном занимается население региона (где работают), какие объекты приносят основной доход. В выводах по параграфу определите, могут ли экономические факторы способствовать развитию туризма в районе или являются сдерживающими.

4.2 Инфраструктура туризма как основа социально-экономических ресурсов района.

Раскройте  виды инфраструктуры туризма. Охарактеризуйте, какими видами транспорта преимущественно пользуются туристы (водным, автомобильным, железнодорожным, воздушным). Укажите крупнейшие транспортные узлы района (железнодорожные вокзалы, аэропорты, морские и речные порты; заходят ли в эти порты круизные суда). Определите уникальные объекты туризма, которые почти недоступны для осмотра, из-за неразвитости транспортной сети.

Охарактеризуйте структуру размещения и питания туристов. Укажите средств размещения туристов (санатории, домах отдыха, база отдыха и т.д.). Раскройте инфраструктуру питания туристов и  инфраструктура досуга и развлечений.

           4.3. Информационные ресурсы туризма в районе.

Оцените информационные ресурсы туризма вашего района. Для проведения оценки вам необходимо ответить на следующие вопросы: Какие справочники, путеводители, туристская литература о вашем районе, имеются в свободной продаже? Насколько полно в данных изданиях представлена информация о районе вашего проживания? Имеет ли ваш район собственную страницу или сайт в Интернет? Проведите оценку информационного содержания этого сайта. Информация какого рода циркулирует в центральной и местной печати? Имеются ли издания районного уровня, посвященные туристским ресурсам?

В выводах дайте оценку информационных ресурсов туризма вашего района.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        В заключение курсовой работы выявите причины, сдерживающие развитие туризма, наиболее характерные для района:

Выберите из следующего списка:

 природные причины -  неблагоприятные климатические условия (лютые зимы, короткое холодное или очень жаркое лето, сильные ветры или  частые туманы), распространение опасных насекомых и животных (комары, мошка, энцефалитные клещи и др., змеи, хищные звери, опасные для туристов и отдыхающих), высокая вероятность природных катаклизмов (землетрясений, извержений вулканов, лесных пожаров, наводнений, засухи), запущенное состояние лесов и рек и т.д.;

состояние историко-культурных памятников – малое количество историко-культурных объектов, износ и разрушение памятников, визуальное загрязнение исторической среды; недостаточное количество учреждений культуры и развлечений;

состояние инфраструктуры - низкий уровень развития материальной базы, устаревший гостиничный фонд, санаториев, домов отдыха, слабая транспортная обеспеченность, удаленность или оторванность от основной транспортной сети; низкий уровень развития туристской инфраструктуры,

уровень обслуживания - низкая культура работников гостиниц и учреждений туристского сервиса, низкий уровень зарплаты работников туризма и рекреационного хозяйства,

социальные причины - неприятие местными жителями туристов, криминогенность в регионе,  межэтнические и межконфессиональные конфликты,  нежелание местных властей вкладывать средства в развитие туризма; низкий уровень доходов населения;

другие причины

Назовите причины, способствующие развитию туризма в регионе.  

- природные (благоприятный климат,  жаркое лето, продолжительность залегания снежного покрова для зимних видов отдыха, комфортная температура воды, пересеченный и разнообразный рельеф, разнообразный растительный и животный мир, богатые гидроминеральные ресурсы и т.д.)

          - экономические – рост ВРП в регионе, благоприятный инвестиционный климат, развитие туристской отрасли и т.д.,  доходов от туристской деятельности, бурное строительство учреждений отдыха, гостиниц и т.д.

социальные – рост уровня доходов населения, популярность региона (или отдельных местностей) среди других регионов РФ в туризме, рост популярности отдельных видов туризма,  рост туристского потока и т.д.

другие причины

        Выявите из описания рекреационного потенциала региона рекреационные объекты, которые пока не используются, но могут быть использованы в развитии туризма в регионе: объекты природы, историко-культурные и этнографические, религиозные, современного строительства и др. Какие праздники и другие мероприятия пока не популярны, но нуждаются в рекламе  для популяризации регионального туризма.

         Рекомендации по дальнейшему развитию туризма в районе. Охарактеризуйте  возможности дальнейшего развития туризма в районе. На каких видах туристской деятельности он должен быть основан.

Выберите из следующего списка важнейшие виды туризма, характерные именно для Вашего района, и расположите их по значимости: лечебно-оздоровительный, экологический, сельский, спортивный (горные виды, водные виды, спелеотуризм, научно-экспедиционный туризм), познавательный, религиозный, паломнический, этнографический, событийный, деловой, шоппинг, конгрессный, научный, образовательный.

        Опишите,  в какой степени развит туризм в регионе; все ли ресурсы и в полной мере задействованы в туризме; какие имеющиеся или новые виды туризма можно развивать (расширять); какие новые курорты или туристские центры можно создать, используя имеющиеся ресурсы или создавая искусственные.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     (Укажите нормативные источники по их юридической силе  и специальную литературу алфавитном порядке)

Примечание. Юридическая сила нормативно-правовых актов: Конституция России; кодексы; федеральные законы; указы Президента России; постановления Правительства России; приказы, письма и пр. указания отдельных федеральных министерств и ведомств; законы субъектов России; распоряжения губернаторов; распоряжения областных (республиканских) правительств; судебная практика (т.е. постановления Верховного и прочих судов России).

Рекомендуемая литература по выполнению курсовой работы

  1.  Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон: от 30.07.2010 N 242-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.kodeks.ru/document/9032907 
  2.  Об особо охраняемых природных территориях: ФЗ: от 14.03.1995 № 33-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oopt.info/law/pa-law.html 
  3.  О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах: ФЗ: от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ с изменениями 27 декабря 2009 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10108541/ 
  4.  Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: ФЗ: от 29.12.2006,  N 258-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ceur.ru/index.php?cid=10&id=1209 
  5.  О туризме и туристской индустрии на территории Вологодской области: Закон: от 29.09.2009,  N 2089-ОЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vologdatourinfo.ru/info/legislation/
  6.  Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области: Закон: от 02.10.2008 N 1848-ОЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russian-north.com/sekciya4/topic-g/locat_z1xssktb.htm 
  7.  О долгосрочной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области" на 2009 - 2012 годы: Постановление правительства Вологодской области: от 9 сентября 2008 г., N 1726 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vologda-oblast.ru/periodic/FILE%20RUS/4155.pdf 
  8.  Об утверждении концепции "Наследие Вологодчины" на 2009 - 2015 годы: Постановление: от 29 декабря 2008 г. , N 2532 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://depcult.cultinfo.ru/index.php?id=97 
  9.  Стратегия развития сферы туризма Вологодской области до 2020 года: Постановление Правительства Вологодской области от 11.08.2008 года № 1547 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vologdatourinfo.ru/info/legislation/
  10.  Концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего  и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)": Распоряжение правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г.,  № 1230-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minstm.gov.ru/.cmsc/upload/docs/order2010/Kon.FCP_tourism.doc 
  11.  Комплексный территориальный кадастр природных ресурсов Вологодской области (выпуск пятнадцатый) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vologda-oblast.ru/periodic.asp?CODE=7487 
  12.  Кусков А. С. Туристское ресурсоведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. С. Кусков. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 208 с.
  13.  Кусков А.С.  Основы туризма [Электронный ресурс]: электрон. учебник / А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. - Электрон. дан. (638 МБ). - М.: КНОРУС, 2010.
  14.  Кусков А.С.  Основы туризма: учебник для вузов / А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КноРус, 2010. - 400 с.
  15.  Овчаров А.О. Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы / А. О. Овчаров. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 280 с.
  16.  Перечень объектов культурного наследия федерального и регионального значения, расположенных на территории Вологодской области  и состоящих под государственной охраной [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cultinfo.ru/nasledie/register.htm 
  17.  Природные ресурсы: Официальный сайт Правительства Вологодской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vologda-oblast.ru/main.asp?V=29 
  18.  Туризм как фактор развития человеческого потенциала: Материалы рос. научно-практической конференции; Вологда, 16-18 апреля 2009 г. – Вологда: Институт социально-экономического развития региона РАН, 2010. – 230 с.
  19.  Стратегия развития туризма в Вологодской области [Текст]: монография / ВНКЦ ; [кол. авт.] ; ред.: В. А. Ильин, Ю. Н. Плеханов. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2009. - 187 с.
  20.  Экономика и управление на предприятии туризма: учебник / Под редакцией профессора, засл. работника высшей школы Российской Федерации Е.И. Богданова и профессора Е.Г. Драпеко. – Хабаровск, 2011. – 269 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58367. Отечественная война 1812 года 47 KB
  Цели урока: Обучающие цели: создать условия для формирования представления о войне 1812 года; показать общую картину Отечественной войны кто начал когда между какими государствами происходила итоги войны.
58369. Письмо строчной буквы «г» 43 KB
  Цели урока: формировать в памяти учащихся чётко дифференцированный зрительно двигательный образ строчной буквы г; развивать у учащихся фонематический слух и культуру звукопроизношения...
58371. РЕШЕНИЕ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ 120 KB
  Уравнение вида ахвхс=о где х переменная авс некоторые числа причём а≠0 квадратное. Значение переменной при котором уравнение обращается в верное равенство корень.
58373. Россия в условиях глобализации в экономике, политике, культуре. Межпредметный урок-проект 36.5 KB
  Nowadays globalisation is an extremely popular topic, whatever country you are in. - However, not everybody who speaks about it understands what this process actually means
58374. Урок-проект «Die Stadt» 50.5 KB
  Und jetzt wiederholen wir, was wir schon wissen. Schlagt eure Hefte auf. Schreibt das Datum eure Hefte. Heute ist der .... Januar. Ljuda und Artjom kommt an die Tafel! Ljuda nimm die Kreide und schreibe die Übungen an die Tafel.