43142

Топонимика как наука о географических названиях

Курсовая

География, геология и геодезия

Топонимика как наука о географических названиях В современном русском языке существуют сотни тысяч нарицательных слов обозначающих предметы и их свойства явления природы и другие реалии нашей жизни. Кроме них существует и другой особый мир слов выполняющих функцию выделения индивидуализации и представляющих собой разнообразные имена и названия. Географические названия окружают человека всюду. Таким образом географические названия отражают не только историю природные условия данной местности языковые особенности народа но и могут...

Русский

2013-11-03

260 KB

62 чел.

Глава 1. Топонимика как наука о географических названиях

В современном русском языке существуют сотни тысяч нарицательных слов, обозначающих предметы и их свойства, явления природы и другие реалии нашей жизни. Кроме них существует и другой, особый мир слов, выполняющих функцию выделения, индивидуализации и представляющих собой разнообразные имена и названия.

Географические  названия окружают человека всюду. Об этом говорил известный географ  В. А. Жучкевич: «Невозможно представить  жизнь современного общества без  географических названий. Они повсеместны  и всегда сопровождают наше мышление с раннего детства. Все на земле  имеет свой адрес, этот адрес начинается с места рождения человека. Родное село, улица, на которой он живет, город, страна - все имеет свои имена. Ежедневное чтение газет, классической литературы, изучение истории культуры и развитие науки приводят к новому, все расширяющемуся запасу географических названий в нашем  языке» [Жучкевич,В. А. Общая топонимика. Высшая школа, 1968 г. 9. 18].

  Географическими собственными именами занимается особая наука -топонимика, раздел ономастики, в котором рассматриваются значения географических названий, их происхождение, закономерности развития и функционирования. Топонимика занимает пограничное положение между географией, историей и языкознанием. Таким образом, географические названия отражают не только историю, природные условия данной местности, языковые особенности народа, но и могут заключать в себе топонимы других территорий.

Названия населённых пунктов, их происхождение и история издавна привлекали внимание простых обывателей и профессиональных исследователей. Сегодня эти названия изучают представители самых разнообразных наук (лингвисты, географы, историки, этнографы).Однако, в первую очередь они пристально исследуются лингвистами, поскольку любое наименование вне зависимости от того, к какому объекту живой или неживой природы оно относится (к человеку, животному, звездам, улице, городу, селу, реке, ручью, книге или коммерческой фирме) — это слово, входящее в систему языка, образующееся по законам языка, живущее по определенным законам и употребляющееся в речи.

«Слова-топонимы (имена собственные, называющие географические объекты) среди других пластов лексики выделяются в языках особой устойчивостью и несут своеобразную историческую информацию, на что не раз указывали и современные топонимисты: «Сравнительное изучение географических названий представляет большой научный интерес и позволяет решать многие вопросы древней истории, палеолингвистики, доисторического прошлого человека. Внимательный анализ географических иа-званий часто дает географу, геологу, ботанику, зоологу, экономисту, этнографу интересный материал для суждения о ландшафтах, месторождениях полезных ископаемых, преобладающих растительных группиров-ках, промысловых животных, господствующем типе хозяйства, расселении человека».

[Чикова   Т . В  К   вопросу   о   топонимических  формантах  айнского   языка   в   топонимии  Сахалинской  области . [Электронный ресурс].

[Мурзаев Э.М.  Изучение географических названий  / / Справочник
путешственника и краеведа // Под ред. С.В.Обручеяа. — М., 1950 — Ч.щ.
— С. 648.

Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке и использует данные трёх областей знаний: географии, истории и лингвистики. Совокупность топонимов на какой-либо территории составляет её топонимию.

Мир, в котором мы живем, воистину можно назвать миром имен и названий. Ведь практически каждый реальный объект (а зачастую и вымышленный) имеет или может иметь свое собственное наименование. По словам известного специалиста Э.М. Музраева, «Невозможно представить себе жизнь современного общества без географических названий». – Они повсеместно и всегда сопровождают наше мышление с раннего детства. Всё на земле имеет свой адрес, и этот адрес начинается с места рождения человека. Родное село, улица, на которой он живёт, город, страна – всё имеет свои имена». [Мурзаев, Никонов Изучение географических названий-М., 1966].  При этом одни названия настолько древние, что их воспринимают как возникшие сами собой, поскольку неизвестен их автор, а иногда даже и народ, языку которого это слово принадлежало. История таких имен (наглядный пример — слово Москва) скрыта от нас завесой времени. Этим, в частности, отличаются названия некоторых рек, морей, гор, звезд. Напротив, существуют другие имена и названия, дата рождения которых установлена точно или даже широко известна; они нередко молоды, часто известны и авторы этих слов-названий.

Каждый человек должен знать историю своего края. Ведь жизнь каждого человека тесно связана с территорией, на которой он родился или проживает. Люди издавна познавали окружающий мир, накапливали знания и передавали их потомкам. Наука о географических названиях, их генезисе называется топонимикой.

Следует различать названия топонимика и топонимия.

Топони́мика (от др.-греч. τόπος (topos) — место и ὄνομα (onoma) — имя, название) — наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение.  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%EE%EF%EE%ED%E8%EC%E8%EA%E0 

Если говорить о топонимике в лингвистическом аспекте, то этому термину можно дать следующее определение: «топонимика - (греч. "место" + "имя"), раздел ономастики, изучающий географические названия (топонимы), закономерности их возникновения, развития, функционирования». Совокупность топонимов (той или иной области) называется топонимией. http://encyclopaedia.biga.ru/enc/liberal_arts/TOPONIMIKA.html 

В энциклопедии по истории отечества топонимика (от греческого topos - место и onyma - имя, название) определяется как вспомогательная историческая дисциплина, раздел ономастики, изучающий имена собственные, представляющие названия географических объектов. Связана с исторической географией. [Энциклопедия "История отечества", "Большая Российская энциклопедия", 1997 г.]

В словаре исторических терминов даётся следующее определение топонимики: раздел ономастики, изучающий имена собственные, представляющие названия географических объектов. [Крюковских. Словарь исторических терминов, 1998 г.]

Похожее определение топонимике даётся в энциклопедии В.П. Нерознака:  (от греч. topos — место и onyma — имя, название) — раздел ономастики, исследующий географические названия (топонимы), их функционирование, значение и происхождение, структуру, ареал распространения, развитие и изменение во времени. [Нерознак В. П. Топонимика // Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 515-516]. Кроме того, специалист считает, что «Топонимика развивается в тесном взаимодействии с географией, историей, этнографией. Топонимия служит ценнейшим источником для исследования истории языка и находит применение в исторической лексикологии, диалектологии, этимологии, лингвистической географии, т. к. некоторые топонимы устойчиво сохраняют архаизмы и диалектизмы». [Нерознак, там же].

Топоним – это имя собственное, относящееся к любому объекту на земле, природному или созданному человеком. В зависимости от характера именуемых объектов выделяются: названия водных объектов – гидронимы (Черное море, река Сухона, ручей Колодезь); названия объектов сухопутной поверхности земли – оронимы (гора Эльбрус, Боровицкий холм, Воробьевы горы); названия подземных объектов – спелеонимы (Красная пещера); названия мелких объектов –микротопонимы (скала Парус, ручей Трех Туристов, Марьина пожня, Сенькин покос); названия населенных мест –ойконимы (город Псков, деревня Опалиха); названия внутригородских объектов – урбанонимы (проспект Вернадского, улица Волхонка, Бобров переулок, магазин «Три толстяка», кафе «Столешники», оно же «У дяди Гиляя»).

Любой человек, хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: «А почему так назвали? От какого слова произошло? Почему именно так, а не иначе названа его родная деревня или город, улица, речка, горы?» и т.д.

Географические названия (топонимы) могут рассказать очень много. Все топонимы обладают общим свойством – они отражают в определенной мере социальные, экономические и географические аспекты жизни человеческого общества.

Названия географическим объектам даются неслучайно. То или иное название чаще всего мотивировано. Географический объект называется по какому-либо признаку, свойству, отличающему его от других объектов. Это могут быть названия, отражающие физико-географические реалии региона его флору и фауну; названия, связанные с практической деятельностью человека, с отдельными явлениями и предметами материальной и духовной культуры местного населения; названия, образованные от собственных имен и т.д.

Основная функция топонимов - это выделение, индивидуализация, идентификация именуемых объектов среди других объектов. Топонимика развивается в тесном взаимодействии с географией, историей, этнографией.

Топонимия служит ценнейшим источником для исследования истории языка и находит применение в исторической лексикологии, диалектологии, этимологии, лингвистической географии, т.к. некоторые топонимы устойчиво сохраняют архаизмы и диалектизмы. Топонимика помогает восстановить черты исторического прошлого народов, определить границы их расселения.

Возникновение топонимов, как ориентиров на местности, обусловлено, прежде всего, характером ландшафта, фауны и флоры. Исходя из величины объектов, устанавливают два главных яруса топонимии : 1) макротопонимия – названия крупных природных или созданных человеком объектов и политико – административных объединений; 2) микротопонимия – индивидуализированные названия малых географических объектов, особенно местного ландшафта.

По характеру объектов выделяются следующие основные виды топонимии : ойконимия (от греч. oikos – «дом, жилище») – название населенных пунктов : Бородино, г. Орел; оронимия (от греч. oros – гора) – названия особенностей рельефа: Альпы, Уральские горы; космонимия – названия внеземных объектов : планета Юпитер, Saturn, Mars.

Топонимический материал при всей сложности его фонетической, морфологической и семантической структуры в принципе поддаётся формализации. Каждый топоним представляет собой слово (простое, сложное, суффиксальное) или словосочетание, функционирующее в качестве названия того или иного географического объекта. Таким образом, топоним обладает суммой твердо заданных признаков, которые можно формализовать. Такими признаками являются: графические, структурные, семантические и географические.

Семантические признаки топонимии проявляются в лексических значениях участвующих в образовании топонимов лексем. Если структура топонимов обусловлена в основном внутрилингвистическими факторами, то семантика их во многом зависит от экстралингвистических факторов. К таковым относятся и окружающая среда (ландшафт с его животным и растительным миром), и хозяйственная деятельность человека, его космогонические представления и эстетические ценности. В целом можно сказать, что в семантике топонимов раскрывается историческое мировоззрение человека. В соответствии с этим по семантическому принципу принято разделять все топонимы на две группы: 1) названия, отражающие физико-географические особенности объекта и 2) наименования, непосредственно связанные с практической деятельностью человека. В зависимости от языковых особенностей собственных имен ономастика делится на литературную (область литературного языка) и диалектную; реальную и поэтическую (т.е. ономастика художественных текстов), современную и историческую, теоретическую и прикладную.

Одним из универсальных свойств топонимии является способность переноса названия одного объекта на другой. Как правило, названия объектов ландшафта, гидрообъектов хронологически более древние; зачастую эти названия оставлены предшественниками. К этим известным ориентирам привязываются названия населенных пунктов.

Одним из универсальных свойств топонимии является способность переноса названия одного объекта на другой. Как правило, названия объектов ландшафта, гидрообъектов хронологически более древние; зачастую эти названия оставлены предшественниками. К этим известным ориентирам привязываются названия населенных пунктов.

Топонимы - это не только знаки объектов, индивидуализирующие, идентифицирующие объекты из себе подобных. Они несут в себе печать культуры народа, его истории, отражают среду обитания, ландшафт, фауну, флору, климатические особенности. Поэтому при исследовании топонимии наряду с выявлением роли топонима как исторического документа и проявления народной культуры важно установление корреляции между географической номенклатурой и особенностями ландшафта.

Нами для исследования взяты ойконимы Майминского района

Ойко́ним (греч.οἶκος (жилище) + греч. ὄνομα (имя)) — вид топонима, имя собственное — название любого населённого пункта, от города до отдельно стоящего дома [Краткий понятийно-терминологический справочник по этимологии и исторической лексикологии. // Ж. Ж. Варбот, А. Ф. Журавлев. — Российская академия наук, Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН,.Этимология и история слов русского языка, 1998.]. Ойконимы городского типа называются «астионимами», сельского типа — «комонимами» [Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. — Москва, 1978 ].

Поскольку названия некоторых городских улиц образованы из названий бывших на этом месте сел и деревень, то в ойконимы иногда включают и названия улиц  [Суперанская А. В. Что такое топонимика? — Москва, 1985. — С. 64].

Названия населённых пунктов бывают естественно-географического характера (геогенные ойконимы) и культурно-исторического характера (антропогенные ойконимы).

К ойконимам естественно-географического характера относятся названия населённых пунктов, образованные от названий водных источников, связанные с особенностями ландшафта, природных условий, животного и растительного мира, отражающие физические особенности самого населённого пункта.

К ойконимам культурно-исторического характера относят названия, связанные с личными именованиями (имя, фамилия или прозвище) жителей и владельцев селений, а также членов их семей, с социальным составом населения, с религиозно-культовой лексикой, с хозяйственной и социальной жизнью человека.

Особое место среди ойконимов занимают советонимы - названия населённых пунктов, возникшие в советское время. В первые послереволюционные годы в отношении к географическим названиям применялся исключительно идеологический подход.

Топонимы, отражавшие в себе дореволюционные исторические реалии, признавались идейно вредными и заменялись новыми политизированными названиями. Советонимы содержат в себе идеологические, оценочно-метафорические понятия и реалии советской эпохи, имена и фамилии высших партийных и государственных деятелей, героев революции, гражданской и Великой Отечественной войн, зарубежных коммунистических лидеров, деятелей науки и культуры.

В словаре Ж.Ж. Варбот и А.Ф. Журавлёва термин ойконим определяется как «Ойконим - греч.[/p] οἶκος 'жилище, обиталище', ὄνομα 'имя') - cобственное имя - название любого населенного места». [Краткий понятийно-терминологический справочник по этимологии и исторической лексикологии. — Российская академия наук, Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, Этимология и история слов русского языка . Ж. Ж. Варбот, А. Ф. Журавлев . 1998].

В учебном пособии О.Н. Лагута данный термин опредляется следующим образом: «ойконимы – названия населенных пунктов: городов, поселков, деревень, станиц, аулов и т. п.» [Лагута (Алешина) О. Н. Стилистика. Культура речи. Теория речевой коммуникации: Учебный словарь терминов.  Учебное пособие / Отв. ред.  Н. А.  Лукьянова. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2000. – Часть 2. – 147 с].

Если вдуматься в процесс дачи названия селу, той или иной местности - это вопрос не десятитилетий, а веков. Чтобы название местности или села устоялось в том или ином языке, многие поколения должны его передавать из уст в уста, а если хотя бы одно - два поколения не используют в своей речи топонимы, то есть опасность их забвенья последующими поколениями.

До недавнего времени изучение топонимов, и в частности, ойконимов (наименований населенных пунктов) производилось, в основном, в системном и этнокультурном аспектах: характеризовалась морфологическая структура имени, выяснялись источники номинации, этимология, семантика топонимов и т.п. [Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. М.: Наука, 1973. 366 с.]

В последнее время появились исследования топонимии в рамках лингвокультурного направления [Антология концептов / Под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. Волгоград: Парадигма, 2005. Т. 1-2]. Однако, они не касаются концептуального осмысления ойконимов. Между тем, изучение ойконимических концептов помогает понять особенности осмысления человеком его жизненного пространства. Они, в ряду других пространственных категорий, формируют, организуют пространственную картину мира языковой личности.

Все географические названия имеют свой смысл. Закономерный вывод: объяснить можно любое, даже самое сложное и, на первый взгляд, непонятное географическое название. Язык народа не является чем-то застывшим, он изменяется, развивается, некоторые слова исчезают совсем, некоторые меняют свой смысл. Поэтому трудно бывает найти объяснение имени той или иной речки, села, города. Примечательно, что благодаря топонимам в наши дни звучат вышедшие из употребления, давно забытые слова родного языка, слова чужих и даже исчезнувших, "мёртвых" языков. За каждым словом стоят удивительные истории, часто легенды, а иногда и курьёзы.

2 Глава. Ойконимы Горного Алтая

Горный Алтай – настоящая жемчужина Сибири. Редкое место на земле сравнится с Алтаем по красоте, по тому неповторимому великолепию, которое создала здесь природа. 

Алтай издавна являлся своеобразным стыком цивилизаций. Вокруг Алтая сформировались многие культуры и народы, оказавшие впоследствии влияние на судьбу других территорий. Сплав древности и современности, азиатского колорита и русской предприимчивости сделал из Алтая важный культурно-исторический центр.

Республика Алтай находится в самом центре Азии на стыке сибирской тайги, казахских степей и полупустынь Монголии. Это горная страна с чрезвычайно живописным ландшафтом, «российский Тибет» в центре Евразии на стыке нескольких государств, природных зон и культурных миров.

Алтай за много лет оброс множеством мифов и легенд. Одно из преданий гласит, что человек, которому откроется вид на Белуху, может смело загадывать желание, и оно обязательно сбудется. Здесь имеется в виду тот факт, что с одного и того же места эту вершину иногда видно, а иногда нет.

Связано это разумеется с погодой, которая под стать этому краю бывает как ласковой и беспечной, так и суровой. Другими словами представлена во всем многообразии. 

Географический термин Алтай – это, конечно, горная система, однако в быту термин пробрел совершенно иное значение. На протяжении веков горная система Алтай вместе с современной территорией Алтайского края входила в различные административные единицы: Томская губерния, Алтайский горный округ и так далее, но главное – вместе. Так уж свойственно человеческому сознанию называть более крупный объект по его характерному признаку, по его самой яркой части. Так Москва дала название Московской области, так и Алтай дал название – Алтайскому округу.

Времена изменились и в конце XX века: некогда единая территория раскололась – появился Алтайский край и Республика. Вот вам незадача, почему Алтайский край? В честь чего «Алтайский», гор Алтайских нет? Дело в том, что, наверное, навсегда термин «Алтай» в сознании людей закрепился как общее название территории Алтайского края и Республики. Мы не поддерживаем мнение о том, что Алтай – это только горы. Для нас Алтай – это и степи Кулунды и вершина Центрального Алтая. Веками срастались ментальность народов: алтайского горного (называемого теперь «алтайцами») и русского.

Обратимся к топонимии слова «Алтай».

«По сообщению А. Гумбольдта [1837], Алтай, по-китайски и монгольски, Золотая гора (Алтаун оола) или Кин-шанъ Древних.

Существует несколько точек зрения на языковую принадлежность апеллятива. В. В. Бартольд [1963, 1965, с. 100]: «Древнейшее тюркское название для Южного Алтая — Алтын-йыш «золотая чернь», по-китайски Цзинь-Шань или Гинь; эта же горная цепь иногда называется в научной литературе именем Эктаг, происходящим из записок греческих путешественников VI в. н. э. (очевидно, Ак-таг — Белая гора), однако, по новейшим исследованиям, упо--минаемые греками горы следует искать не на Алтае, а в Тянь-Шане... Если нынешнее название также восходит к слову, означавшему «золото», то это может быть только монгольское алтан или алта; к тому же, по-видимому, это название появляется лишь при калмыцком владычестве». Э. М. Мурзаев [1967, с. 9]: «Не убедительно: Алтай — «золотой» ... это название, как и Хан-гай, имеет типологическое значение, на что обратил внимание Владимирцов...»

Нельзя ли сравнить: Ал + тай, Хан + тай, Тай + га... В. В. Радлов исходил из основы ал «высокий», а не алт «золото», что, видимо, более убедительно». У ряда исследователей есть попытка связать Алтай с тюркским ала + тау «пестрые или пегие горы», то есть горы, не обладающие вечноснежным покровом, вертикальной поясностью почвенного и растительного покрова.

Мурзаев Э. М. Н. М. Пржевальский. Путешествие в жаркую зиму. — М., 1967.

Г. К. Конкашпаев [1974, с. 48—49] по поводу названия Алтай пишет: «Некоторые исследователи... полагают, что название Алтай состоит из двух слов ал и тай. Причем они, считая их тюркскими, этимологизируют ал — высокий, тай — гора (горы)... Конкашпаев Г. Словарь казахских географических названий. Алма-Ата. 1974.

В словаре В. В. Радлова (со ссылкой на алтайский язык и с пометой ср.: улу, улук) даны следующие значения слова ал: возвышенный, могущественный, лютый... Но нет примера на «возвышенный» (в смысле «высокий»).

Вероятно, слово ал и в алтайском, и хакасском языках не имеет такого значения. В других тюркских языках слово ал не употребляется в смысле «высокий» как эпитет гор. Слова улу, улук в тюркских языках имеют значение «большой», «великий», но не «высокий». Так, что слог ал в названии Алтай осмысливать как «высокий» нет основания. В толковании Алтай решающую роль играет значение слога тай, так как некоторые авторы видят в нем измененную форму тюркского термина таг (гора) и его вариантов. Но ни в одном тюркском языке тай не имеет такого значения. Его также нельзя считать искажением тау, таг и т. д. Районы Алтая с древних времен были местом обитания многих тюркских народов. Но они не могли бы исказить распространенный термин родного языка до такой степени, чтобы затем перестать понимать его значение.

«Одно из первых упоминаний об Алтае было в «Книге Большому чертежу», составленной еще в XVI в. Из этой работы видно, что русским хорошо был известен весь север Сибири, р. Обь в среднем и нижнем течении, Енисей, Лена и другие отдельные места. Алтаю посвящено несколько строчек: «Бия-река течет из озера Тележского. а вдоль то озеро 5 дней, а поперег день и около тех мест кочуют многие иноземцы, саянцы, мундусцы, калмыци, телеуты, ямундусы, учуги, карагаинцы. А от усть Бии и Катуни рек степью до Китайского царьстваход есть». (Путеводитель «Алтай. Путешествие по Катуни». М.В. Танкова, Т.И. Злобина, Т.В. Вдовина. Издатель: Пять плюс (Барнаул), 2008 г). 

Таким образом, версия, что Алтай означает «высокая гора» оказывается несостоятельной... По нашему мнению, Алтай есть название именно монгольского происхождения, имеющее значение «золотоносный» или «место, где есть золото».

Золотые горы – название гор и местности; по монгол. слова алтан и алт означают золото, поэтому Алтай означает «золотоносный» или «место, где есть золото»; на территории Сибири довольно много мест, носящих имя Алтай, поэтому можно предположить, что Алтай имело значение вообще духа земли; в эпосе Алтай означает «земля», «территория какого-либо каана, племени», «родина богатыря».

В ряде языков Сибири Алтай приобрело значение нарицательное — высокие горы, горная страна, родина. Алтай служит личным именем людей. На территории Сибири довольно много мест, носящих имя Алтай, например, оз., н. п. Алтай (Алтайский р-н Хакасской авт. обл.), хр. Алтай-Сын (Усть-Абаканский р-н Хакасской авт. обл.)» (Топонимический словарь Горного Алтая. О.Т.Молчанова Горно-Алтайск, 1979. )

В монгольских языках слова алтан и алт означают золото. Если к этим словам (основам) прибавить словообразующий аффикс, то получаются относительные прилагательные алтантай и алттай со значением золотоносный (или место, где есть золото)».

Слово «Алтай» происходит от тюркского языка  и переводится как «алтан» — золотой)  Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. Большинство учёных сходятся в этом мнении.

В словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона даётся следующий перевод слова Алтай: «по-турецки, по-китайски Киншан, т. е. золотая гора» (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.)

«В толковании Алтай решающую роль играет значение слога тай, так как некоторые авторы видят в нём изменённую форму тюркского термина таг (гора) и его вариантов. Но ни в одном тюркском языке тай не имеет такого значения. Его также нельзя считать искажением тау, таг и т. д». [Молчанова, ссылка]

Красоту Алтая ценили всегда и все: староверы и беглые крестьяне, ученые и путешественники, альпинисты и любители приключений, художники и миссионеры… Алтай издавна являлся своеобразным стыком цивилизаций: исторических, культурных, археологических. Вокруг Алтая сформировались многие культуры и народы, оказавшие впоследствии влияние на судьбу других территорий. Сплав древности и современности, азиатского колорита и русской предприимчивости сделал из Алтая важный культурно-исторический центр.

«Алтайские горы когда-то имели, по представлению населения, духа покровителя Каан Алтая. У Алтая есть прозвище Аjа пии, в песнях и преданиях он награждается эпитетами: ада такырчак «отеческая трава»; ак «белый»; алты или торт толукту «имеющий шесть или четыре угла»; артык кежиктÿ «счастливейший»; кок «голубой или синий». В ряде языков Сибири Алтай приобрело значение нарицательное — высокие горы, горная страна, родина. Алтай служит личным именем людей». [Молчанова, ссылка]

На протяжении многих веков Горный Алтай являлся своеобразным "коридором" между таежной Сибирью и степями Монголии и Центральной Азии, а его территория служила ареной для многих исторических, лингвистических и культурных контактов тюркских и нетюркских этнических групп.

Многие из современных жителей Сибири и Центральной Азии когда-то проживали или проходили на настоящее местожительство через территорию Горного Алтая. В легендах тюрок и монголов сохранились упоминания об Алтае, как о древней родине. Населённые пункты Алтая насыщены следами пребывания человека: скифские курганы, древнетюркские каменные изваяния, наскальные рисунки и строчки загадочного рунического письма. Десятки тысяч лет живет на Алтае человек - сначала древний человек обживал пещеры и изготавливал каменные наконечники копий, затем с эпохой металла на Алтай пришли европеоиды, а в середине первого тысячелетия до нашей эры Алтай входил в зону расселения скифских племен. В середине первого тысячелетия нашей эры начинается отсчет истории тюрок, образовавших огромную кочевую империю от Китая до Византии. Всадники уходили в поход и возникали кочевые империи - каганаты, родственные племена вступали в распри и воевали друг с другом - и великие государства без городов исчезали, оставляя потомкам курганы правителей и воинов.

Изучение топонимии Южной Сибири имеет немаловажное значение в решении проблемы происхождения аборигенов Сибири и их языков, так как многие из современных жителей средней и северной частей Сибири проживали или приходили на настоящее местожительство и через Южную Сибирь, оставляя там следы своего пребывания в виде географических наименований, явившихся в ряде случаев единственными свидетельствами древней истории этих народов. Особенно знаменательным своим историческим прошлым оказывается Горный Алтай, ставший ареной многих исторических, лингвистических, топонимических контактов тюркских и нетюркских народов Южной Сибири, убедительным доказательством чему служат географические имена.

Центральным, но немного уступающим по своей красоте остальным является Майминский район в Горном Алтае. Совсем недавно поселок, что расположен рядом с Горно-Алтайском, стали называть просто Майма, хотя ранее он Майма-Чаргычак назывался. А откуда такое название пошло, наверное, не все знают.

Майминский район располагается в северо-западной части Республики Алтай. На его территории находится столица республики — город Горно-Алтайск.  

Единственный город и столица Республики Алтай — Горно-Алтайск — расположен в 5 км от берега Катуни, в долине реки Майма, среди невысоких горных склонов.

27 февраля 2013 года исполнилось 85 лет  г. Горно-Алтайску. Это относительно небольшой срок. Однако, и за этот короткий по историческим меркам промежуток, всего лишь в одну человеческую жизнь, сменилось три названия: Улала, Ойрот- Тура, Горно-Алтайск. За каждым - история. История страны, города, села, человеческих судеб.

В 19-м веке на месте Горно-Алтайска было алтайское село с певучим названием Улала. В 1831 г. Здесь появились русские православные миссионеры, с миссионерами пришли купцы, село стало быстро расти. После смутных времен революции и гражданской войны, в 1928 г. село Улала получило статус города, в 1932 г. Было переименовано в Ойрот-Тура ("стойбище ойротов", ойроты — одно из самоназваний алтайцев), а в 1948 г. — в Горно-Алтайск. Дословно Ойрот-тура переводится как алтайский или ойротский город.

По другой версии название «Улала» можно переводить как Ула-Jул (географический «корень» слова «Улу» - большой, великий – физический

Майминский район — самый маленький по площади район Горного Алтая, но, в то же время, он наиболее популярен среди туристов, благодаря своей близости к Алтайскому Краю и более высокому уровню развития инфраструктуры и транспортной сети по сравнению с другими районами.

Всего в районе с центром в селе Майма насчитывается 25 населенных пунктов входящих в 7 сельских поселений. Среди них находится город Горно-Алтайск – столица республики.

Село Майма - одно из крупнейших сел Республики Алтай, имеющее свою биографию ,насыщенную интересными историческими событиями. Издавна ,у слиянии рек Катуни и Маймы  жили люди ,которые называли себя  «маймалар» - «майминцы».

Часть села  на левом берегу  реки   Маймы, жители которого  состояли из коренного алтайского населения, называлась Маймой.

Свое название село Майма получило от когда-то проживающих на этих местах племен «майманов». В 1810 году русские крестьяне в поисках хороших земельных угодий, увидев обширную долину с обилием кормов и близостью лесных массивов основали село Майма-Чергачак. Село делилось на две части. По левому берегу жили алтайцы, по правому- русские крестьяне. С самого начала русское село, что год от года разрасталось , называли местные жители «Чаргычак». Считается, что произошло это слово от слова « чар» - вол. Другие выводят это название  от слова « чарык» ,т.е.пахота.

О.Т. Молчанова по поводу названия села Майма в своём словаре отмечает: «В настоящее время нет убедительных этимологии для слова найман/майма. Толкований много, например, записанное у Г. Гельмерсена майма — северный олень у косогольских урянхов. В тунг.-маньчж маjма/манма — форель. Пока ясна только связь тюрко-монгольского этнонима и наименования реки в Горном Алтае. Ср. также Наймангут, Найманут — бурятские улусы в Приангарье (Бурятская АССР)». [Молчанова, ссылка].

«Естественно полагать, что имя найманов происходит от реки Найма, притока Катуни, и что на ней они первоначально обитали. Перейдя прямо на юг в западную Монголию, найманский род стал здесь, после падения уйгурского орхонского царства, во главе местных родов теле и тюрков-тукю и образовал союз родов или племя найманское». [Молчанова, ссылка]

Официально село Кызыл-Озек (в переводе — "красное местечко", "красная долина") основано в декабре 1927 года. До этого оно не имело статуса населенного пункта и называлось просто "местность «Монастырь»", поскольку в XIX веке здесь функционировал Свято-Никольский женский монастырь, входивший в состав Алтайской духовной миссии. Вокруг монастыря постепенно возводились жилые дома, образовалось поселение. Храм был разрушен в 30-годы прошлого века.

В настоящее время село Кызыл-Озек является административным центром муниципального образования "Сельское поселение Кызыл-Озекское", в которое кроме него входят также населенные пункты Алферово, Улалушка, Карасук, Верхний Сайдыс, Средний Сайдыс.

Толкование перевода и значения села Бирюля в словаре О.Т. Молчановой даётся следующее: «Билÿлÿ (Билюлю, Билюля, Бÿлÿлÿ, Бюлюлю, Бирюля)  р., г., ур., н.п. Майм. р-на; система Б. Симульты, н.п. Кырлык, н. н. Ябаган. Алт. билÿлÿ — брусочный, имеющий брусок; хак. шло —  брусок для ручной правки косы; монг. билÿÿ — брусок, оселок, точильный камень. Ср. в хак. топонимии: два оз. Пiлö (Ширинский р-н)». (Молчанова, ссылка)

Село Урлу-Аспак находится в Майминском районе Республики Алтай недалеко от истоков реки Майма. В словаре О. Т. Молчановой даётся следующее толкование села Урлу-Аспак – посёлок Майминского района. По-алтайски – Ур – нарост, наплыв(на дереве). Лу – аффикс относительного прилагательного. Аспак – «осина» (буквально осина с наростом). Молчанова О.Т. Топонимический словарь Горного Алтая / О.Т. Молчанова.- Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во, 1979.- 397 с

Село Карасу́к в переводе с тюркского языка слово означает «чёрная вода». переводится как «чёрная вода» из-за рек проникающих рядом

в переводе с хакасского языка (Хара суғ) — родник. Все безымянные родники носят у хакасов название "карасук". Кстати, некоторые населенные пункты вблизи речушек с таким именем, тоже носят название «Карасук» . Но существует и другая версия – в переводе с казахского это слово означает

В словаре О.Т. Молчановой даётся следующее толкование: Карасу (Карасук) р., руч., лог, г., дол., ур., н.п.; Jаан Карасу (Большая Караса) р.; Кичÿ-Карасу (Малая Караса) р.;

Село Усть-Муны - населённый пункт Майминсокго района, находящийся на 485 км Чуйского тракта. В переводе с алтайского "ийин" - плечо, с хакасского "нин" - рукав, речка. Село основано в 1876 г. Современное население составляет более 600 человек.

Село Барангол расположено в Майминском районе Республики Алтай на берегу реки Катунь, рядом с живописным островом - Корона Катуни.

Название села Барангол (Баоангол, Баранкоол) переводится с алтайского языка как «темная вода, русло». В словаре О.Т. Молчановой даётся следующее толкование: «Бараан-Коол (Барангол) р., н.п. Майм. р-на; Устиги-Бараан-Коол н. п: Шеб. р-на; н.п. Узнезя. Бараан, коол см. С., алт. ÿстиги — верхний. Бараан коол — букв. тёмная река; русло».
Село Соузга, основанное 1820г. расположилось на правом берегу реки Катунь. Как говорят местные жители Соузга переводится как "Бурлящий ковш". В словаре О.Т. Молчановой даётся похожее толкование: «Суску (Суузга, Соузга) р., н.п. Майм. р-на;  Орто-Суску (Средняя Соузга) н.п. Майм. р-на. Алт. суску — ковшик». [Молчанова, ссылка]
Село Манжерок в переводе на русский язык означает туманную сопку, покрытую лесом. Любопытное мнение по поводу значения этого слова высказывает А.П. Бородовский: «Памятники эпохи энеолита (Манжерок-7) находится в предустьевой долине на правом берегу р.Манжерок. Этот участок удобен для летней стоянки скотоводов, что, видимо, впервые было освоено афанасьевцами на территории среднегорья Северного Алтая. Скотоводческая специализация с.Манжерок сохранялась вплоть до этнографического времени. Не случайно, один из вариантов дословного перевода этого топонима связан со скотоводческой тематикой».Бородовский А.П. Микрорайон археологических  памятников у с.Манжерок Майминскогорайона республики Алтай. … - Новосибирск, 1980. - С.69-91.

По данным манжерокского краеведа Н.М. Воробьева, согласно преданию "Манжерок" переводится как "место скачек", где на длинной дистанции побеждает лошадь, имеющая абсолютно здоровое сердце. В этом случае перевод топонима "Манжерок" следующий: "ман" - расстояние, дистанция, "джерек" - сердце животного. Так или иначе, в переводе преобладает слово "сердце", может быть, это и означает "моя душа", "мое сердце". Местные алтайцы-кочевники, глядя на русских, живших оседло, постепенно стали селиться в Манжероке. Появились смешанные браки.

В ойконимии отражается культура во всех ее проявлениях, в широком и узком смысле этого слова. С одной стороны, имена собственные создаются в языке, и в этом отношении главное для них - духовная культура. С другой стороны, имена собственные как слова живо реагируют на любые факты не только духовной, но и материальной культуры. Каждая культура порождает определенные типы имен собственных, в каждом имени отражаются крупицы данной культуры.

Вопрос о взаимном влиянии национальной культуры и топонимической лексики следует рассматривать в контексте более широкой проблемы - проблемы взаимоотношения языка и общества. Общество, его культура оказывают всестороннее и разнообразное воздействие на язык, но и язык не оказывается пассивным по отношению к обществу, культуре.

Топоним несет в себе характер национальной самобытности, в нем, помимо исторических, территориальных и природно-географических особенностей условий жизни народа, отражается и такая характеристика нации, как психический склад, запечатленный в традициях, обычаях, фольклоре. Это обстоятельство особенно важно при изучении иноязычной культуры, в частности при изучении иностранного языка.

Топонимия в большей степени, чем другая лексическая подсистема, отражает особенности специфической культуры данного человеческого коллектива. Имя, как и все прочие элементы языка, проявляется в обществе, и без общества его культуры не существует.

Список использованной литературы

  1.  Антология концептов / Под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. Волгоград: Парадигма, 2005. Т. 1-2

  1.  Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  1.  Бородовский А.П. Микрорайон археологических памятников у  с.Манжерок Майминского района республики Алтай. … - Новосибирск, 1980. - С.69-91.

  1.  Жучкевич,В. А. Общая топонимика. Высшая школа, 1968 г. 9. 18

  1.  Радлов, В.В. Опыт словаря тюркских наречий. Изд-во восточной литературы,  В 4 т. М.1963. 8495с.

  1.  Мурзаев, Никонов Изучение географических названий-М., 1966

  1.  Крюковских. Словарь исторических терминов, 1998 г.

  1.  Нерознак В. П. Топонимика // Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 515-516

  1.  Краткий понятийно-терминологический справочник по этимологии и исторической лексикологии. // Ж. Ж. Варбот, А. Ф. Журавлев. — Российская академия наук, Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН,.Этимология и история слов русского языка, 1998.

  1.  Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. — Москва, 1978

  1.  Лагута (Алешина) О. Н. Стилистика. Культура речи. Теория речевой коммуникации: Учебный словарь терминов.  Учебное пособие / Отв. ред.  Н. А.  Лукьянова. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2000. – Часть 2. – 147 с

  1.  Мурзаев Э. М. Н. М. Пржевальский. Путешествие в жаркую зиму. — М., 1967.

  1.  Мурзаев Э.М.  Изучение географических названий  / / Справочник
    путешственника и краеведа // Под ред. С.В.Обручеяа. — М., 1950 — Ч.щ.— С. 648.

  1.  Конкашпаев Г. Словарь казахских географических названий. Алма-Ата. 1974.

  1.  Путеводитель «Алтай. Путешествие по Катуни». М.В. Танкова, Т.И. Злобина, Т.В. Вдовина. Издатель: Пять плюс (Барнаул), 2008 г.

  1.  Суперанская А. В. Что такое топонимика? — Москва, 1985. — С. 64

  1.  Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. М.: Наука, 1973. 366 с

  1.  Топонимический словарь Горного Алтая. О.Т.Молчанова Горно-Алтайск, 1979. 

  1.  Чикова   Т . В  К   вопросу   о   топонимических  формантах  айнского   языка   в   топонимии  Сахалинской  области . [Электронный ресурс.

  1.  Энциклопедия "История отечества", "Большая Российская энциклопедия", 1997 г.

  1.  Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41362. Изучение работы форвакуумного насоса 99.5 KB
  Цель работы: определить предельный вакуум и скорость откачки ротационного насоса. Форвакуумная установка: где Б1 – баллон; Б2 – калибровочный баллон (Vк = 2,4 л.); К1 – К7 – краны; РМ – разница давлений (мм.масл.ст.). Для нахождения объема установки используем следующую формулу:
41363. Градуирование электроизмерительных приборов с помощью потенциометра собранного из двух магазинов сопроти 159 KB
  Градуирование электроизмерительных приборов с помощью потенциометра собранного из двух магазинов сопротивления Приборы приспособления: вольтметр магазины сопротивлений – нормальный элемент – реостаты ключи– гальванометр батарея вольтметр.
41364. Определение эдс в термопаре 200.5 KB
  Схема для измерения малых эдс: где g – гальванометр класс точности 05; АВ – реохорд rАВ = 12  01 Ом lАВ = 1 м.; 1 – источник тока для реохорда 15 В; Э – эталонная эдс элемент Вестона 101795 В; х – измеряемая эдс; r1 – реостат для регулировки цены деления реохорда; r2 – сопротивление; r3 – реостат; М1 – опорный спай термопары 00С; М2 – рабочий спай термопары.
41365. Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкостей 224.5 KB
  Задание 1: метод компенсации разности давлений поверхностного слоя жидкости. d – плотность жидкости налитой в манометр в данном случае это вода и d = 10 г см. Задание 2: метод отрыва пузыря внутри жидкости. Установка: где Т – насос; Б – бутыль для создания давления; Н – разность высот жидкости в двух коленах манометра; D – глубина на которую опущен капилляр радиус которого равен 002 см.
41366. Определение удельной теплоёмкости жидкости методом лучеиспускания 68 KB
  Определение водяного эквивалента калориметра M0 – масса калориметра M1 масса калориметра с холодной водой MI=M1M0 – масса холодной воды TI – температура холодной воды M2 – масса калориметра с горячей и холодной водой T – температура смеси MII=M2M1 – масса горячей воды TII – температура горячей воды M0= 179 г M1= 297 г MI = 118 г TI = 23 C M2 = 332 г Т = 31 С MII = 35 г ТII = 61 С II Основные измерения...
41367. Градуирование электроизмерительных приборов с помощью потенциометра собранного из двух магазинов сопротивления 50.5 KB
  Цель работы: проградуировать вольтметр. Приборы и приспособления: вольтметр , магазины сопротивлений – 4, нормальный элемент – 1, реостаты – 4, ключи –3 , гальванометр – 1, батарея на 2.5-3 В, источник постоянного напряжения для питания градуируемого прибора.
41368. Основные измерения с электронным осциллографом 75.5 KB
  Задание 1: Проверка линейности усилителей осциллографа. U В Y см 6 035 7 05 8 06 10 08 12 085 14 095 18 12 22 15 Задание 2: Градуировка усилителей. U=18 В Задание 3: Проверка внутреннего калибратора напряжения. 17 11 01 18 115 011 20 12 012 21 125 013 23 135 016 Задание 4: Определение чувствительности трубки.
41369. Определение плотности тела правильной формы 70.62 KB
  Цель работы: ознакомление с простейшими измерительными инструментами (штангенциркулем, микрометром, техническими весами, аналитическими весами) и отработка техники вычисления погрешностей, ведения записей, составления отчета.
41370. Определение плотности твердого тела способом гидростатического взвешивания 35.5 KB
  Приборы и материалы: весы типа АДВ200; стакан для воды; подставка; стремя; проволока для подвешивания тела. m1 = 74798  00005 г – масса тела в воздухе m2 = 60017  00005 г – масса тела проволоки и стремени в воде m3 = 12479  00005 г – масса проволоки и стремени в воде m4 = m2 m3 = 47538  00005 г – масса тела в воде Формула плотности тела с поправкой на потерю веса в воздухе: где  плотность воздуха; плотность тела без поправки на потерю веса в воздухе.