43154

Количественный отбор и оценка инновационных идей на рынке бытовой техники

Курсовая

Инновационные исследования

На сегодняшний момент роль инноваций в экономике значительно увеличилась. Каждой компаний без применения инноваций фактически невозможно создать продукцию, которая была бы конкурентоспособна, имела бы высокую степень качества, новизны и конечно же наукоемкости. Таким образом, инновации в современной рыночной экономике это своеобразный инструмент конкурентной борьбы, который создает у покупателей потребности, в результате чего снижается себестоимость, производитель получает дополнительные инвестиции и что немало важно, создает имидж производителя новых товаров, что дает возможности завоеваний новых рынков, в том числе и внешних.

Русский

2013-11-03

1.32 MB

10 чел.

Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Кафедра "Управления инновационной деятельностью"

Курсовая работа

по дисциплине “Теория инноваций”

                             

                                     Выполнил:

                                                                    ___________      Черненко А. В.

                                                                                                                (подпись)                                (Ф.И.О.)

                                                                        ___________      08-Уи____

                                                                                                                (дата)                                (группа)

                                      

                                     Проверил:

   ___________      Ожерельева Н.К.

                                                                                                                (подпись)                                (Ф.И.О.)

___________      ______________

                                                                                                                (дата)                                (оценка)

Нижний Новгород

2011 г.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нижегородский государственный технический университет им. р.е. алексеева

Кафедра "Управления инновационной деятельностью"

Задание

на курсовую работу по дисциплине “Теория инноваций”  студенту

  __________________________________курса______группа_______________

1. Тема курсовой работы ____________________________________________

  ________________________________________________________________

2. Исходные данные к курсовой работе: _______________________________

  ________________________________________________________________

3. Курсовая работа выполняется по разделам согласно графику, срок представления работы  _____________________________________________

4. Курсовая работа должна содержать:

   а) перечень иллюстрационного материала ___________________________

    _______________________________________________________________

   б) пояснительную записку_________________________________________ 

   в) приложения: __________________________________________________

Задание выдал _________   __________   ______________

                                            (дата)            (подпись)               (Ф.И.О.)

  

Задание принял_________   __________   ______________

                                            (дата)            (подпись)               (Ф.И.О.)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

   1.1 Основные понятия и терминология в инноватике…………………...6

   1.2 Классификация инноваций……………………………………………10

   1.3 Жизненный цикл инноваций………………………………………….13

   1.4 Процесс генерирования идей…………………………………………16

   1.5 Моделирование инноваций…………………………………………...22

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

   2.1 Состояние и характеристика инновационной деятельности………..26

   2.2 Поиск инновационных идей…………………………………………..32

   2.3 Процесс разработки новых видов продукции………………………..40

   2.4 Методы селекции конкурирующих предложений…………………...46

   2.5 Процесс принятия решения на основе выбора стратегии…………...48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…………………………..54

Приложение А

Приложение Б


ВВЕДЕНИЕ

Важность инноваций в современном мире определяется, прежде всего, развитием общества. Инновации изменяют наш образ жизни, со временем меняя нашу модель поведения. С термином «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие». Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, созданные человеком. Под открытием подразумевают процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы. В отличие от инновации, открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне и не преследует целью получить выгоду. И как говорил Джулио Грата: «Инновации - это, прежде всего, состояние ума, конечный результат которых есть ничто иное, как коммерческий успех».

На сегодняшний момент роль инноваций в экономике значительно увеличилась. Каждой компаний без применения инноваций фактически невозможно создать продукцию, которая была бы конкурентоспособна, имела бы высокую степень качества, новизны и конечно же наукоемкости. Таким образом, инновации в современной рыночной экономике это своеобразный инструмент конкурентной борьбы, который создает у покупателей потребности, в результате чего снижается себестоимость, производитель получает дополнительные инвестиции и что немало важно, создает имидж производителя новых товаров, что дает возможности завоеваний новых  рынков, в том числе и внешних.

Актуальность курсовой работы состоит в том, что каждый производитель, который собирается ввести на рынок новшество, сталкивается с главной проблемой - получение прибыли, то есть, сможет ли инновация стать конкурентоспособной, окупить себя и как следствие принести прибыль.

Чтобы понять сможет ли новшество удовлетворить как покупателя, так и производителя необходимо проводить тщательные исследования потенциально нового продукта, определить сильные и слабые стороны, и в результате, возможно, отступить от идеи внедрения инновации, а возможно просто доработать продукт до совершенства.

Цель курсовой работы: произвести количественный отбор и оценку инновационных идей на рынке бытовой техники.

Для достижения цели курсовой работы необходимо выполнить следующие задачи:

  •  изучить основные понятия, классификации и терминологию в инноватике;
  •  изучить способы генерирования, моделирования идей и методы их оценки;
  •  произвести подбор инноваций, в выбранной отрасли;
  •  произвести количественный отбор инноваций с помощью скрининга;
  •  провести комплексную оценку инновационных предложений.

Объект исследования: рынок бытовой техники.

Предмет исследования: гладильно-паровые устройства.

В процессе выполнения курсовой работы были использованы учебники, учебные пособия, методические рекомендации, нормативно-законодательные акты, интернет – ресурсы.

  1.  
    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
    1.  Основные понятия и терминология в инноватике

В XX веке множество ученых и экономистов начали подробно изучать такое явление как инновации. Первоначально оно имело значение «проникновения элементов одной культуры (обычаев, способов производства, организации жизнедеятельности) в другую».

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений».[25]

Понятие "инновации" как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер в 1934 году в своей работе «теория экономического развития». Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

  •  использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  •  внедрение продукции с новыми свойствами;
  •  использование нового сырья;
  •  изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  •  появление новых рынков сбыта.

Шумтер понимал под инновациями, новые комбинации, которые формируются в процессе реорганизации производства в результате использования новых технологий, вовлечения нового сырья. Инновация (англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.[20]

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.

 Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Новшество (новация) – это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной или какой либо другой), предлагаемый потребителям для дальнейшего использования.
 
Новшество может представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую технологию, новую программу, новую организационную форму, новую услугу. Новация, прежде всего, характеризуется заложенными в ней новыми знаниями и признаком новизны.

Поэтому к новшествам можно относить то, что является результатом творческой или интеллектуальной деятельности (продукт труда, содержащий новое решение), и то, что является новым для потребителя (новое для него оборудование, новая для него технология). [9 c.78]
 Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс использования новшества.

Нововведение - комплексный, завершенный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, ориентированный на удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к определенным качественным изменениям состояний системы (или области, где реализуется новшество) и способствует возрастанию ее эффективности, повышению стабильности и жизнеспособности.[10 c.63]

С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Создание, освоение, распространение и использование инноваций - всё это включает в себя инновационная деятельность.

Так же как и понятий «инноваций», существует множество понятий «инновационной деятельности».

Инновационная деятельность - это системный вид деятельности коллектива людей, направленный на реализованные в общественной практике инновационные нововведения, на базе использования и внедрения новых научных знаний, идей, открытий и изобретений, а также существующих и проверенных наукоемких технологий, систем и оборудования.[21]

Инновационная деятельность - процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рыке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.

Субъекты инновационной деятельности - физические и юридические лица любой организационно-правовой формы, а также иностранные граждане и иностранные организации, осуществляющие инновационную деятельность.[1]

Одной из важных характеристик инновационной деятельности является инфраструктура.

В широком смысле инфраструктура - это самостоятельная сфера экономики.

Особенностью является то, что отрасли инфраструктуры производят не материальную продукцию, а услуги.

Главной целью инфраструктуры является формирование и поддержание хозяйственной связи между экономическими субъектами.

Инфраструктура инновационной деятельности - это комплекс организационно-экономических институтов, обеспечивающих условия реализации инновационных процессов хозяйствующих субъектов (в том числе, специализированным инновационным предприятиям), в условиях конъюнктурных колебаний рынка.

Инфраструктура инновационной деятельности подразделяется на  функциональные сферы (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1- Сферы инновационной деятельности инфраструктуры

Субъекты (институты) инфраструктуры инновационной деятельности - юридические лица, способствующие осуществлению инновационной деятельности (центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности).

Институты рыночной инфраструктуры России представлены на рисунке 1.2.[14]

Рисунок 1.2- Институты рыночной инфраструктуры России

1.2 Классификация инноваций

Классификация подразумевает под собой распределение на группы по определенным признакам. Построение классификации начинается с утверждения классификационного признака. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.

Классификацию инноваций можно проводить, опираясь на различные методики, используя различные классификационные признаки. В экономической литературе представлены самые различные подходы к классификации инноваций, а также к выделению ее критериев.

В частности, Г. Менш выделил:

  •  базисные;
  •  улучшающие инновации (способствуют появлению новых отраслей и новых рынков);
  •  «псевдоинновации» – мнимые нововведения (улучшают качество предмета или незначительно изменяют элементы технологического процесса).

Российский исследователь Ю. В. Яковец развил взгляды Г. Менша и предлагает выделять следующие виды инноваций:

1) базисные инновации, которые реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей;

2) улучшающие инновации, предусматривающие реализацию изобретений среднего уровня и служащие базой для создания новых моделей и модификацией данного поколения техники (технологии), заменяющих устаревшие модели более эффективными, либо расширяющих сферу применения этого поколения, а также существенно видоизменяющих используемые технологии;

3) микроинновации, улучшающие отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники и применяемых технологий на основе использования мелких изобретений, что способствует более эффективному производству этих моделей либо повышению эффективности их использования;

4) псевдоинновации, которые, по мнению Ю. В. Яковца, направлены на улучшение моделей машин и технологий, представляющих вчерашний день техники.[2 c.115]

Методики классификации инновации Г. Менша и Ю. В. Яковца основаны на принципе технологических нововведений, и как следствие главный классификационный критерий  это степень новизны и радикальности нововведений. Основываясь на этом можно сказать, что классификация имеет достаточно ограниченный характер.

В связи с этим следует отметить, что рядом российских ученых предлагаются подходы, в основе которых лежит многокритериальная классификация инноваций. П.Н. Завлин и А.В. Васильев предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций.[10 c.164]

Таблица 1. Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву

Классификационный признак

Классификационные группировки инноваций

1. Область применения.

Управленческие,                                                                                     организационные, социальные, промышленные.

2. Этапы НТП, результатом

 которых стала инновация.

Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные.

3. Степень интенсивности.

«Бум», равномерная, слабая, массовая.

4. Темпы осуществления инноваций.

Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные.

5. Масштабы инноваций.

Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие.

6. Результативность.

Высокая, низкая, средняя.

7. Эффективность.

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная.

С точки зрения структурной характеристики инновации подразделяются на три группы:

  •  инновации на «входе» в предприятие;
  •  инновации на «выходе» из предприятия;
  •  инновации структуры предприятия как системы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними.[12 c.117]

Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на [19]:

1) технологические;

2) производственные;

3) экономические;

4) торговые;

5) социальные;

6) в области управления.

1.3 Жизненный цикл инноваций

Найдя свой товар на рынке (нужный прежде всего потребителю), производитель, маркетолог предприятия должен определить, сколько времени просуществует товар на рынке, т.е. суметь предвидеть и просчитать его жизненный цикл. Любой товар подобно живому организму, рождается, живет и умирает.

Товар - все то, что может удовлетворить потребности или нужды и выпускается на рынок с целью привлечения внимания. приобретения, использования и потребления.

Разработка, продолжительность производства и объемы товара изменяются во времени  по определенным циклам. Процесс его изменения называется жизненным циклом товара.

Жизненный цикл товара - период времени от начала создания товара до окончания его востребованности на рынке и прекращения производства.

Жизненный цикл описывается изменением показателей объема продаж и прибыли во времени и состоит из следующих стадий (число их у разных авторов колеблется от четырех до шести) (риcунок 1.3) [14]:

1.Внедрение (выход на рынок/начало продаж).

2.Фаза роста.

3.Фаза зрелости.

4.Фаза насыщения.

5.Фаза спада.

Рисунок 1.3- Стадии жизненного цикла продукта

Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

Процесс инноваций не заканчивается созданием нового продукта. Инновационный процесс-это процесс с обратной связью имеющий непрерывный характер.

Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:

• зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;

• рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);

• зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж);

• насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);

• упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка).

Жизненный цикл инноваций включает следующие процессы (рисунок 1.4):

1.Стадия внедрение новшества – является наиболее трудоемкой и сложной. Именно здесь велик объем расходов на освоение производства и выпуск опытной партии нового товара. На первой стадии воспроизводится и совершенствуется технология, отрабатывается регламент производственного процесса, и именно на данной стадии наблюдается высокая себестоимость продукции и незагруженность мощностей.

2. Стадия – стадия промышленного освоения производства – характеризуется медленным и растянутым во времени наращиванием выпуска продукции.

3. Стадия – стадия подъема – отличается быстрым наращиванием производства, значительным увеличением загрузки производственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и организации производства.

4. Стадия – стадия зрелости и стабилизации – характеризуется устойчивыми темпами наибольших объемов выпуска продукции и максимально возможной загрузкой производственных мощностей.

5. Стадия – стадия увядания или упадка – связана с падением загрузки мощностей, сворачиванием производства данного товара и резким уменьшением товарных запасов вплоть до нуля.[4 c.96]

Рисунок 1.4-Жизненный цикл инноваций

  1.   Процесс генерирования идеи

Хорошо, известно, что любой новый продукт начинается с идеи. Так как для нахождения хотя бы одной плодотворной идеи необходимо, как правило, рассмотреть множество альтернатив, процесс выдвижения новых идей должен быть организованным и систематизированным.

Генерация идей - это процесс создания (образования, творения, формирования, разработки) новых идей.

Считается, что в процессе поиска новых идей следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1.  Наиболее ценными являются идеи, позволяющие создать продукты, которые выгодно отличаются от продуктов, производимых основными конкурентами.
  2.  Службы маркетинговых исследований и сбыта должны обеспечить руководство полноценной информацией о нуждах потребителей, особенностях их поведения на рынке, о тех характеристиках продуктов, которым они отдают предпочтение. Такая информация может оказать существенную помощь при создании нового продукта или усовершенствовании существующего.
  3.  Технические службы должны обеспечить руководство информацией о возможностях новых и существующих технологий, а также их комбинаций. Это может способствовать появлению оригинальных идей и исключает возможность использованию устаревшей технологии.
  4.  При поиске идей нового продукта необходимо сосредоточить внимание на определенных группах потребителей и на определенных сегментах рынка.[23]

Методы генерирования идей:

1. Метод обсуждения.

Это обсуждения проблемы с другими людьми, у них часто бывает другой взгляд на проблему и ее значение.

Если они не могут напрямую «одарить» вас какими-нибудь значимыми идеями, то в результате что они говорят, может послужить для вас спусковым механизмом для формирования новых линий мышления.

Обсуждение проблемы с другими людьми - очень важное дополнение к другим методам генерации идей.

  1.  Фантазирование.

На фантазирование смотрят косо и активно отговаривают от его использования в качестве серьезного навыка мышления; его считают причудливым, потворствующим ненужным фантазиям и непродуктивным. В действительности это — один из основных инструментов мышления для всех, кто способен хорошо решать проблемы. У этого метода есть несколько важных свойств:

  •  сам термин "фантазирование" помогает вам думать в игровой, раскованной манере;
  •  его можно использовать в свободные минуты;
  •  он включает в себя только мысли, но не действия, поэтому он не связан с риском;
  •  это "закрытый" метод, поэтому другие люди не могут вас высмеять;
  •  он часто включает в себя чувства и эмоции, добавляющие ценное измерение вашему мышлению;
  •  мыслями можно манипулировать быстро, а потенциальные препятствия — предвидеть;
  •  вознаграждение можно себе ясно представить, и оно действует как стимул.

Этот метод помогает разрабатывать планы, подготавливающие вас к поиску информации и возможностей, которые помогут вам достичь поставленных целей.

Продуктивное фантазирование необходимо направлять к конкретной цели. Этот метод часто называют "принимать желаемое за действительное". Нет никакого криминала в том, чтобы желать невозможного. Изобретатели делают это все время. Если вы установите для себя высокую планку, то можете использовать фантазирование при разработке планов достижения ваших целей.

  1.  Визуализация.

Визуализация требует размышления о проблеме с точки зрения образов и может быть полезна при решении многих типов проблем. Например, если бы вам пришлось разработать формулу определения размера ковра для покрытия винтовой лестницы, то вы бы, вероятно, автоматически представили себе эту лестницу. И исходя из этого, вы начали бы придумывать методы проведения расчетов на основе формы ступеней. В других ситуациях выбор мог быть оказаться не столь очевидным, но визуализация — очень мощный и гибкий способ размышления о проблемах, и это умение можно развить в себе с практикой.

  1.  Инкубация.

Если вы "увязли" в проблеме, поработав над ней некоторое время, то часто продуктивным оказывается перерыв в работе над ней. Как только вы впитываете в себя всю релевантную информацию и прекращаете работать над проблемой, то оказывается, что разум продолжает манипулировать информацией, неосознанно ища релевантные отношения и модели. Часто новая идея или даже решение приходят на ум после этого "инкубационного" периода.

Фраза "с этим надо переспать" возникла потому, что сон — это период вынужденной инкубации. Существует много сведений о людях, просыпавшихся с новым пониманием проблемы, над которой они работали. Говорят, что немецкий химик Кекуле обнаружил кольцевую структуру бензола после того, как увидел во сне змею, кусающую себя за хвост. Если время позволяет, то откладывание проблемы в сторону на некоторое время может помочь вам выработать новый взгляд, если не решение.

  1.  Метод аналогий.

Это выбор решения для текущей проблемы на основании того, что оно оказалось эффективным для решения похожей (аналогичной) проблемы в прошлом. Однако аналогии также могут стать моделью, дающей лучшее понимание проблемы. Ярким примером того, как аналогия может привести к инновации, является флотационный метод при производстве стекла. Занимаясь мытьем тарелок, Аластер Пилкингтон заметил, что жир плавает в воде. Улучшенный флотационный метод заключался в том, что расплавленное стекло плавало поверх слоя расплавленного олова. Говорят также, что немецкий печатник Иоганн Гуттенберг, посетив праздник "молодого" вина, увидел аналогию между виноградным прессом и концепцией книгопечатания.

Природный мир полон аналогий, которые особенно полезны в таких областях, как машиностроение и проектирование. Вы можете искать аналогии или можете наткнуться на одну из них случайно, работая над проблемой.

  1.  «Насильственное» отношение.

Это простой метод, при котором вы можете намеренно думать о сочетании несвязанных объектов или идей, чтобы увидеть, не даст ли это нового практического результата. Существует много коммерческих продуктов, которые являются результатом такого сочетания, например, многофункциональный верстак, швейцарский армейский нож, "говорящие" именинные открытки. Более сложный вариант этого метода используется при морфологическом анализе, и похожие результаты можно получить с помощью составления списков свойств (атрибутов).

  1.  Метод мозгового штурма (атаки).

Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

  1.  Синектика.

Этот метод аналогичен методу мозгового штурма.

Отличие состоит в том, что для генерирования привлекаются специалисты из различных областей, смежных с той, в которой сформулирована проблема. Этот прием позволяет повысить оригинальность и качество идей.

  1.  Метод ассоциаций.

В методе применены четыре вида ассоциаций — прямая, символическая, фантастическая, личная.

1)При прямой ассоциация рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, киноплёнки.

2)Символическая ассоциация требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) — весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.

3)При фантастической ассоциация необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.

4) Личная ассоциация (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.[24]

10. Упражнение для скорости.

Скорость — это легкость генерирования идей. Существует много несложных игровых упражнений на воображение, помогающих повысить скорость. Хотя такое улучшение не всегда бывает постоянным, эти упражнения очень полезны как разминка для других, более продуктивных методов генерирования идей. При групповом решении проблем они служат для дополнительной цели — в первую очередь для того, чтобы преодолеть нежелание людей высказывать вслух необычные идеи. 
 
Упражнения для скорости обычно бывают простыми и требуют, чтобы вы записали максимально возможное число идей за короткое время, обычно за одну-две минуты. Один из примеров: выбрать обычный объект и перечислить такое количество возможных вариантов его использования, которое вы сможете придумать за это время.

11. «Поток сознания».

Этот метод состоит в том, чтобы позволить разуму "бродить", намеренно его не направляя. Вы называете первое, что приходит на ум в ответ на инициирующее слово, символ, идею или картинку, затем используете это как "спусковой механизм", быстро повторяя процесс снова и снова, чтобы создать поток ассоциаций. Важно избегать подтверждения связи между последовательными идеями. Это стимулирует спонтанность и появление идей, лишь краем связанных с инициирующим словом. 
 
"Поток сознания" вскрывает глубинные пласты памяти, помогая вам обнаруживать отдаленные отношения, подобные тем, которые выявляются при использовании мысленных карт. Для того чтобы идеи были продуктивными, их необходимо зафиксировать либо письменно, либо на диктофон, либо электронно. Это может помешать свободному течению идей и поэтому требует практики.[25]

1.5 Моделирование инноваций

Динамическое моделирование бизнеса (Dynamic business modeling – DBM) может быть определено как интерактивный процесс анализа трех П: позиций, персонала, процесса. DBM помогает углубить понимание динамики событий, происходящих на инновационной арене.

Термин «инновационная арена» был впервые предложен Робертом Купером в 1993г. в книге «Победа при помощи новых продуктов». Инструменты, которые помогают определить масштабы исследований (т.е. оптимальные комбинации технологии, сферы применения рынков и организационной структуры) и наглядно показать текущую и желаемую в будущем позицию компании в совокупности называют инновационной ареной (рисунок 1.5).

Рисунок 1.5- Инновационная арена с точки зрения Купера

Модель типа «воронка». Изучая процесс разработки новой продукции при помощи модели «воронка» Ким Кларк и Стивен Уилрайт сфокусировали своё внимание на процессе «скрининга» (рисунок 1.6).

Рисунок 1.6- Модель типа «воронка»

Процесс начинается с большого числа идей, потом с помощью скрининга отбрасываем те идеи, которые никогда не станут интересными проектами (первый участок «воронки»). Однако отдельные идеи могут продержаться и пройти дальше. Когда идеи достаточно созрели, то на их основе разрабатываются проекты (второй участок «воронки»). На эти проекты выделяются ограниченные ресурсы.

Метод имеет количественный характер отбора, скрининг отделяет плохие идеи от хороших.

 Применение этого метода характерно для больших, технологических, интенсивных фирм, конкурирующих за ресурсы внутри организации.

Но также этот метод имеет некоторые проблемы, для их решения нужно следующее:

  •  расширить вход (организация должна расширить свою базу знаний и доступ к информации);
  •  сузить горловину (необходимо провести эффективный процесс отбора идей и сфокусироваться на более привлекательных).

Модель Роберта Купера типа «ворота». В своей модели Р. Купер сосредоточил внимание на процессе принятия решения (рисунок 1.7).

Рисунок 1.7-Модель типа «ворота»

«Ворота» напоминают клапаны, позволяющие проекту двигаться только в одном направлении и не допускающие возвратов проектов на более ранние этапы. Проектам приходится либо двигаться вперед, либо переставать двигаться, после чего их удаляют. В этом случае принимается решение либо прекратить проект, либо инвестировать в него дополнительные средства и время.

«Ворота» имеют общий формат.

Входы: результат деятельности на предыдущем этапе, который команда проекта представляет к собранию.

Критерии: вопросы или количественные марки, по которым проект оценивается с целью принятия решения.

Выходы: результат собрания, т.е. принятое решение – план действий, дата следующего собрания и необходимая входящая информация.

Люди, которые принимают решения, называются «привратниками».

Основным недостатком является то, что невозможно вернуть проект на более ранние этапы.[14]


2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Состояние и характеристика рынка бытовой техники

После неудачно 2009-го, в 2010 году рынок электробытовой техники в России ощутимо вырос, преодолев докризисные показатели в рублёвом эквиваленте и достигнув их — в долларовом. На импорт, помимо изменяющейся покупательской способности россиян, влияет и развитие производства мелкой бытовой техники в России.

Ключевые показатели рынка электронной и бытовой техники в РФ:

  •  в 2010 году продажи бытовой техники и электроники в РФ составили 18 млрд долларов;
  •  в структуре российского импорта в 2010-м с существенным отрывом лидируют ноутбуки (27%) и мобильные телефоны (25%);
  •  импорт ноутбуков в 2010 году вырос в 2,4 раза в штучном эквиваленте и достиг в денежном выражении 3,8 млрд долларов;
  •  снижение импорта электробытовой техники происходит не из-за снижения спроса, а в связи с налаживанием производства мелких бытовых приборов в РФ;
  •  совокупный стоимостной объем производства в стране бытовой техники и электротехники в 2010 г. составил около 125 млрд. руб.;
  •  Россия формально занимает четвертое месте по потреблению бытовой электротехники и радиоэлектроники в Европе.

Согласно мнению экспертов, Россия формально стоит на четвертом месте по потреблению бытовой электротехники и радиоэлектроники в Европе. Место России на мировом рынке бытовой электротехники и радиоэлектроники соответствует ее современному экономическому, потребительскому и промышленному потенциалу, что ставит страну в число периферийных рынков с весьма ограниченными возможностями для значительного дальнейшего роста.

После завершения «потребительского бума» 90-х годов (происходившего в условиях ограниченной платежеспособности российских потребителей) и насыщения «первичного» спроса, в настоящее время российский рынок имеет вполне сложившийся характер и развивается преимущественно как рынок «вторичного» потребления (для замены техники в соответствии с ее жизненным циклом), за исключением новых появляющихся сегментов и видов продукции.

В сравнении с западными рынками, маржинальность (доходность от поставок и продаж) российского рынка бытовой техники для иностранных производителей техники сравнительно невысока. На сегодняшний день фактически на рынке России доминирует недорогая техника с невысоким уровнем добавленной стоимости.

Сам модельный ряд, представленный в стране, намного уже ряда, представленного на западе. По количеству продаж, в наиболее интересном для ведущих производителей премиальном сегменте, Россия проигрывает западным, а по общему объему сделок азиатским странам. Кроме того, на конъюнктуре сказался и кризис.

В 2009 г. многие российские потребители отложили покупку вещей, которые нельзя отнести к предметам первой необходимости, пошатнулась налаженная система потребительского кредитования, сильно вырос валютный курс, в результате чего подорожали комплектующие. В России падение рынка бытовой техники, по разным оценкам, в 2009 г. составило 20 - 30% (более чем 40% в долларовом выражении) – фактически, до уровня 2006г.

Тем не менее, оценка аналитиков оптимистична, по итогам 2010 г. российский рынок бытовой электротехники и радиоэлектроники вырастет приблизительно в полтора раза и практически выйдет на предкризисный уровень, а в рублевом выражении превзойдет его.

Совокупный стоимостной объем производства в стране бытовой электротехники и радиоэлектроники в 2010 г. составит около 125 млрд руб. (немногим более 4 млрд. долл.), что вдвое больше, чем в 2005 г. и соответствует уровню 2007-2008 гг. (в долларовом выражении – приблизительно на 10-15% ниже). После снижения выпуска в 2009 г. к показателю предыдущего года на 17% (при пересчете в доллары США по курсу – на 35%), в 2010 г. рост стоимостного объема производства в РФ бытовой электротехники и радиоэлектроники составит около 28% (по оценке на базе данных за 10 месяцев).

В России в настоящее время выпускается почти вся номенклатура бытовой электротехники и радиоэлектроники, однако преимущественно производство представляет собой лишь сборку изделия из импортируемых комплектующих.

Формально основная часть потребляемых в России холодильников, стиральных машин, телевизоров, газовых и электроплит, производится в настоящее время отечественными предприятиями (и доля их растет). Однако большинство заводов принадлежит иностранным компаниям или осуществляет для них контрактное производство определенных моделей. Российских торговых марок осталось на рынке крайне немного, и они постепенно исчезают, отчасти замещаясь импортным предложением (диаграмма 1).


Диаграмма 1-Совокупный оборот экспортно-импортных операций на рынке бытовой техники, 2009 г.

Развитие и локализация как собственного, так и иностранного производства бытовой техники и электроники не является приоритетным направлением промышленного производства, по сравнению, к примеру, с локализацией и развитием автомобильной промышленности. Кроме того, не делается попыток поддержать отечественные производства, как это происходит в отношении производителей телекоммуникационного оборудования, где компании могут рассчитывать на налоговые льготы. Слабый интерес к отрасли со стороны Правительства объясняется тем, что к наиболее высокотехнологичной отрасли бытовую технику и электронику отнести сложно, а число создаваемых производителями рабочих мест в стране в абсолютных цифрах не столь велико.

Таким образом, развитие рынка (обеспечение притока «новинок» на рынок), происходит за счет экспортно-импортных операций. В совокупном объеме структуры экспортно-импортных операций, явным лидером выступает категория «Телефония-Навигация-ПК», формируя почти 50% экспортно-импортных операций (диаграмма 2).


Диаграмма 2- Структура российских экспортно-импортных операций на рынке бытовой техники, 2009 г.

Емкость российского рынка бытовой электротехники и радиоэлектроники (рассчитанная как балансовый показатель производства импорта и экспорта) по оценке экспертов, увеличившись в полтора раза, достигла в 2010 г. почти 18 млрд. долл., выйдя на уровень 2007 г (диаграмма 3).


Диаграмма 3- Структура товарооборота по категориям продукции, 2009 г.

По данным исследований торговых сетей, в структуре российского импорта, в 2010-м с существенным отрывом лидируют ноутбуки (26,6%) и мобильные телефоны (24,5%). Причём импорт конкретно ноутбуков в 2010 году вырос в 2,4 раза в штучном эквиваленте и достиг в денежном выражении 3,8 млрд. долларов (диаграмма 4).


Диаграмма 4-ТОП-10 товаров электробытовой техники по импорту, %

C учетом спада потребительского спроса в 2009 г. сократились объемы в каналах продаж. На топ компании приходится (Media Markt, Эльдорадо, М.Видео, Технисила, Domo) около 7,8 млрд. долл. Остальную часть оборота составляют региональные и локальные сети. Таким образом, корреляция такова – чем выше уровень насыщенности федеральных округов региональными и локальными сетями, тем выше средний уровень оценки оборотов магазинов.

Для сравнения в середине 90-х доля сетевой розницы составляла менее одного 1%. Сегодня она увеличилась до 70%, а к 2011 г. она увеличится до 80%, учитывая последние тенденции российского рынка.

По ценовой политике розничные сети подразделяются на следующие группы:

  •  верхний ценовой сегмент («Техномаркет», «Лого», «Кардинал» и др.);
  •  средний ценовой сегмент («Техносила», «МИР», «М.Видео», «Техношок», «DOMO» и др.). Здесь стоит отметить, что в результате кризиса, когда-то успешные сети «МИР» и «Техносила» были вынуждены начать процедуру банкротства;
  •  нижний ценовой сегмент («Эльдорадо», «Телемакс», «Эксперт», «Норд», «Media Markt» и др.). «Эльдорадо» - один из ведущих игроков сегмента, также столкнулась с серьезными проблемами из-за кризиса.

Доля интернет-продаж сегодня не так велика, но есть перспективы роста. Большая часть таких продаж приходится на Москву и Санкт-Петербург, а также на города - миллионники. Там более развиты системы электронных платежей: покупатели активно пользуются кредитными картами и имеют постоянный доступ в Интернет.

Одним из методов развития розничных продаж в последние годы, является выпуск товаров под собственной торговой маркой (Private label - PL). Первой в области вывода PL на российском рынке бытовой электроники является сеть «Эльдорадо». Продажу мелкой бытовой техники и телевизоров под несколькими марками, владельцем которых она являлась, компания начала в 2000 г.

Стратегия PL на рынке бытовой техники и электроники только начала формироваться, и будет развиваться, чему способствует растущая конкуренция между ритейлерами на консолидированном рынке БТЭ.[22]

2.2 Методы поиска инновационных идей

Утюг - это тот предмет обихода, без которого в сегодняшнее время не представляет себе жизни любой современный человек.

Утюг был изобретён очень давно. В IV веке до нашей эры в Древней Греции были изобретены способы плиссировки одежды из полотна с помощью горячего металлического прута, напоминавшего скалку.

Сегодня, утюг настолько изменился, что страшно даже подумать, что когда-то он был чем-то напоминающим скалку. Каждые полгода наши производители выпускают очередную линейку усовершенствованных утюгов.

В процессе мозговой атаки мы определились с видом инноваций в утюгах - это утюги на пару.

1. Ручной универсальный утюг-отпариватель для одежды «ITALSTEAM» (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1-«ITALSTEAM»

Ручной универсальный утюг-отпариватель для одежды «ITALSTEAM» -это новейший отпариватель для одежды.

Обычным утюгом легко прожечь такую вещь, например, как шелковая блузка или шерстяной джемпер.

Кроме того, если это произошло, то велика вероятность, что и сам утюг будет испорчен, т.к. ткань налипает на его металлическую подошву и пригорает.
 Глажка штор - занятие утомительное, т.к. площадь ткани велика. По этой же причине выглаженные участки часто снова мнутся. Кроме того есть некоторые вещи, гладить которые обычным утюгом просто невозможно - это пуховики, изделия из замши, изделия со стразами и т.д.

  
Любые деликатные ткани теперь не проблема - разглаживает пар, а не раскаленная металлическая подошва обычного утюга
  Лоск на вещах не остается, благодаря уникальному материалу – термопластику, из которого сделан корпус. Возможность вертикальной глажки. Уход за изделиями из замши (обувь, сумки).
  Нейтрализует неприятные запахи. Например, запах табачного дыма.               Небольшие габариты, легкость и компактность прибора позволяют использовать его как в домашних условиях, так и в поездках. Прибор моментально готов к использованию , пар образуется в течение нескольких секунд после включения. Явным преимуществом отпаривателя «ITALSTEAM» по сравнению с обычными утюгами является сохранность любой обрабатываемой вещи от механических повреждений (прожег, пятна от металлической поверхности обычного утюга).

Отпариватель изготовлен из высокопрочных и экологически чистых
материалов, выдерживающих высокие температуры и соответствующих европейским стандартам качества.

2. Ручной отпариватель (пароочиститель) для одежды «GM - H600» (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2- «GM - H600»

Ручной отпариватель  ― это вертикальная модель небольшого размера.      Отпариватель ручной  легко удалит складки с одежды, изготовленной из различных материалов, таких как: ворс, синтетика, шерсть, лен, вельвет, мех, шелк и другие. Ручной отпариватель позволяет приводить одежду в порядок без гладильной доски.

Ручной отпариватель будет незаменим для каждодневного использования. Им очень удобно разгладить любые складки на одежде и что самое главное, он никогда не займет много места у вас дома или в офисе.

Ручной отпариватель Гранд мастер «GM - H600» – маленький, компактный, вертикальный отпариватель.

Он легко удалит складки с одежды, изготовленной из различных материалов, таких как: ворс, синтетика, шерсть, лен, вельвет, мех, шелк и другие. Принцип действия вертикального ручного отпаривателя очень прост: из горловины отпаривателя исходит влажный пар, который, в отличие от утюга, не сжимает и не растягивает ткань, а наоборот - придает ей объем, первоначальную эластичность. Использовать ручной отпариватель – это значит никогда не оставлять на одежде заломов.

С вертикальным ручным отпаривателем отпадает необходимость использования гладильной доски. Легко устранять различные запахи и пятна, можно даже не снимая одежду с вешалки.

Сфера применения ручного вертикального ручного отпаривателя очень обширна. Например, с помощью ручного отпаривателя можно вскипятить воду для чая или кофе, ведь объём его резервуара равен объему одной чашки для чая. С ручным отпаривателем можно без труда сварить яйца к завтраку, для этого нужно лишь снять специальную насадку.

Если у вас имеются хронические легочные заболевания, вы можете применить мини-отпариватель в качестве ингалятора.

Он легко разбирается, легко поддается мойке, очистке от накипи, нагревательный элемент защищен от окисления.

Это единственный в своем роде отпариватель не требующий чистоты используемой воды, при использовании ручного отпаривателя Вы можете заливать в резервуар даже водопроводную воду.

Это универсальное устройство, сочетающее в себе функции кипятильника, утюга и ингалятора.

3. Гладильная система с доской «SI 2125» (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3-«SI 2125»

Гладильная установка «SI 2125» с парогенератором сочетает в себе функциональность, разносторонность и неповторимый дизайн. Вы гладите как профессионалы, благодаря давлению пара 3 бар, удобной функции отбора пара и воздуходувки, и удобным размерам.

Оптимизированная классическая форма гладильной доски представлена в виде конусообразной передней части (для легкого глажения рубашек и блузок), и длинной прямой части (для крупных изделий, таких как скатерти, постельное белье). Это одинаково удобно как для правшей, так и левшей.
 Защита чувствительных тканей и глажение без складок обеспечивается работой вентилятора, создающего обратный поток воздуха. Благодаря этому образуется воздушная подушка, облегчающая процесс глажения.
 Аппарат оборудован интегрированной сетевой розеткой, встроенной в корпус сбоку, что обеспечивает легкое подключение парогенератора. Сетевой шнур легко располагается на корпусе и не путается. Система ограничителей обеспечивает горизонтальное регулирование держателя кабеля.

4. Гладильный паровой пресс «GM-SP20» (рисунок 2.4).

«GM-SP20»- это современный паровой пресс широкого спектра применения, объединяет в себе функции утюга и гладильной доски. «GM-SP20» имеет электронный блок управления.

Рисунок 2.4-«GM-SP20»

Пресс экономит время и усилия: его гладильная поверхность в семь раз больше, чем у утюга, давление в 45,5 кг позволяет быстрее и легче гладить одежду.
 Широкий диапазон температур( 60-220 градусов) позволяет осуществлять глажку одежды из любых видов тканей - Пресс позволяет гладить как сидя так и стоя без утомления и лишней нагрузки на руки, ноги и спину - Большая гладильная поверхность и высокое давление позволяют разглаживать прямые вещи (полотенца, простыни, скатерти) сложенные в несколько слоев.
 Пресс дает возможность досушивать одежду при глажке.
 Электронный микрокомпьютерный контроль температур предотвращает перегрев гладильной поверхности и опорной подушки, тем самым защищая одежду от порчи.

 Опорная подушка обтянута энергостойкой тефлоновой тканью.
 Индикаторы готовности пара и индикатор заданных температур делают работу с прессом еще более простой и комфортной. Кнопка генерации пара позволяет дополнительно пропаривать одежду в процессе глажки.
 Тип управления – электронный.

5. Гладильная система (парогенератор с утюгом) «DELONGHI VVX 2200» (рисунок 2.5).

Рисунок 2.5-«DELONGHI VVX 2200»

Новый цифровой дисплей в гладильных системах «De’Longhi» делает процесс глажки разных видов тканей легким и понятным делом. Задайте температуру, тип ткани, и вы получите максимальный результат за считанные минуты. Больше нет проблем с отглаживанием льняных и джинсовых тканей Удобные кнопки регуляторов подачи пара,обеспечивают непрерывную мощную паровую струю, ставшую возможной благодаря высокой производительности бойлеров «De’Longhi». Паровые утюги оснащены новым и простым в использовании регулятором с установкой подачи CONTINUOUS (непрерывная), делающей глажение более удобным. Все гладильные системы «De’Longhi» могут использоваться для проглаживания занавесок, при котором удаляется пыль и неприятные запахи. Вертикальное глажение также особенно удобно для проглаживания висящих предметов одежды, таких, как плащи и пиджаки. Наклон бойлера паровой станции под углом 21° обеспечивает постоянное наличие в парогенераторе остаточного количества воды, достаточного для непрерывного и интенсивного парового удара и отсутствия эффекта подмешивания холодной воды снижающего интенсивность пароподачи.

Гладильные системы  имеют бойлеры, разработанные таким образом, чтобы не образовывалась накипь (от карбоната кальция, кальцита и т.п.), и испытываются с использованием одной тысячи (1000) литров воды, что равноценно пяти годам интенсивной эксплуатации.

Материал для изготовления подошвы утюгов - нержавеющая сталь или один из специальных сплавов — позволяет заливать обычную водопроводную воду без добавления смягчителей или очистителей. В частности, оригинальный материал подводящих трубок, обеспечивает сочетание исключительно интенсивного парообразования с максимальной сопротивляемостью образованию накипи любого типа.

При температуре 100 °С вода превращается в пар, но для того, чтобы гладить эффективно с непрерывной подачей пара, пар должен выделяться из бойлера равномерно. Очень большое значение имеет и соотношение между давлением и количеством пара.

6. Отпариватель ручной с бойлером «GM-LT5» (рисунок 2.6).

Отпариватель «GM-LT5» предназначен для чистки и вертикального отпаривания изделий из легких и средних тканей, используется как профессионалами, так и в быту.

Новая, уникальная модель с педальным переключателем, с  синим светодиодным индикатором, указывающим на наличие воды в бачке (когда вода в бачке заканчивается, лампочка тускнеет (выключается), когда воды достаточно, она горит).

Рисунок 2.6-«GM-LT5»

7. Ручная щетка-отпариватель одежды «Steam Brush» (рисунок 2.7).

Рисунок 2.7-«Steam Brush»

Ручная щетка пароочиститель «Steam Brush» позволит вам всегда поддерживать одежду и дом в идеальном состоянии. Он прекрасно разгладит и очистит от пыли, мелкого мусора, волос шторы, гардины, тюль и мягкую мебель, а любимые брюки, костюм, платье или пальто будут выглядеть так, как будто вы только что получили их из химчистки.
 Благодаря функции вертикального отпаривания и дезинфекции одежды, а также 2 универсальных насадок, входящих в комплект, щетка-отпариватель отгладит, почистит и отпарит практически любое изделие из ткани. При этом вам больше не придется использовать громоздкую гладильную доску – «Steam Brush» сделает это «на весу».

 Насадка с плоской подошвой предназначена для чистки одежды, мягкой     мебели от мусора, пыли, волос; отпаривания и проглаживания тканей.

 Насадка-щетка поможет отпарить и прогладить деликатные ткани, одежду с декоративной отделкой, мягкую мебель.

Щетка-отпариватель компактен, прост, удобен в эксплуатации и крайне мобилен. Вам потребуется лишь налить чистую воду в специальный резервуар на верхней панели прибора, включить устройство в электросеть и подождать, пока не начнется выработка пара (в течение 1-3 минут). После этого можно приступать к отпариванию и разглаживанию одежды.
Кнопка, расположенная на рукоятке пароочистителя, позволяет регулировать мощность и дальность выпускаемого пара.
 Верхняя панель «Steam Brush» выполнена из прозрачного пластика, таким образом, вы сможете контролировать уровень воды в отсеке и при необходимости доливать ее.
 Производимый щеткой-отпаривателем пар подается под большим давлением и имеет высокую температуру на выходе, поэтому он проникает в любые труднодоступные места, на длительное время уничтожая грязь, бактерии, паразитов и пылевых клещей
.

 В результате поиска мы сформировали комплексную классификацию рассмотренных нами инновации (приложении А).

2.3 Процесс разработки новых идей

В результате мозговой атаки (приложение Б) мы сформировали следующий перечень инноваций (таблица 2) и провели анализ и группировку характеристик гладильно-паровых изделий (таблица 3).

Таблица 2.Перечень инноваций

Модель

1

Ручной универсальный утюг-отпариватель «ITALSTEAM»

2

Ручной отпариватель (пароочиститель)   GM - H600

3

Гладильная система с доской SI 2125  

4

Гладильный паровой пресс GM-SP20

5

Гладильная система DELONGHI VVX 2200

6

Отпариватель ручной с бойлером GM-LT5

7

Ручная щетка-отпариватель Steam Brush

Таблица 3.Характеристики гладильно-паровых устройств

Характеристики

Варианты моделей

1

2

3

4

5

6

7

1.Механические

1.1. Мощность, Вт

1000

600

2300

1200

1100

1500

800

1.2. Напряжение, В

            220

220

230

220

230

220

220

1.3. Частота, Гц

50

50

50

50

50

50

50

1.4. Температурный режим, градусы

 

87

98

60-150

60-200

150

98

76

1.6. Время беспрерывной работы, час

нет

16 мин

нет

нет

1,5

1,5-2 ч

1 ч

1.7. Объем резервуара для воды, л

0,50

0,85

1,5

1,5

1,2

2

0,15

1.8.Время нагрева воды, мин

1,5

1-2

4

5

8

1

2

2. Безопасность.

2.1 Автоматическое отключение

нет

есть

есть

нет

нет

есть

нет

2.2 Индикатор остаточного тепла

есть

нет

есть

есть

есть

нет

нет

Продолжение таблицы 3.

Характеристики

1

2

3

4

5

6

7

2.3 Надежность при эксплуатации

высокая

средняя

средняя

высокая

средняя

высокая

средняя

3. Комфортность

3.1 Удобство в эксплуатации

высокое

высокое

низкое

низкое

низкое

среднее

высокое

3.2 Качество конечного результата

среднее

низкое

высокое

высокое

высокое

низкое

низкое

3.3 Возможность горизонтальной и вертикальной глажки

верт\гор

верт

верт\гор

гор

верт\гор

верт

верт\гор

3.4. Вес, кг

1,3

1,1

6,3

12,5

6,6

2,5

0,9

4. Экономичность

4.1 Цена. руб

4000

2200

45000

13000

10700

3500

1190

4.2 Срок окупаемости

2 мес

1, 5 мес

2 года

6 мес

5 мес

2 мес

1 мес

Проведем скрининг инновационных идей (таблица 4).

Оценка критериев происходит по пяти балльной шкале.

Таблица 4. Оценка механических критериев

Критерий оценки

Весомость критерия

1

2

3

4

5

6

7

1.Механические

1.1 Мощность

0,15

3

1

5

4

3

4

2

1.2 Температурный режим

0,25

2

3

5

5

4

3

2

1.3 Время беспрерывной работы

0,25

1

3

1

1

5

5

4

1.4 Объем резервуара

0,15

2

2

4

4

3

5

1

1.5 Время нагрева воды

0,20

5

5

3

2

1

5

5

Итого:

1,00

2,50

2,95

3,45

3,10

3,35

4,35

2,95

 

После первого этапа скрининга согласно механическим характеристикам наихудшим вариантом является:

1- ручной универсальный утюг-отпариватель «ITALSTEAM»

Для отбора лучших, среди оставшихся проведем второй этап скрининга (таблица 5).

Таблица 5. Оценка критериев комфортности

Критерий оценки

Весомость критерия

2

3

4

5

6

7

2. Комфортность

2.1 Удобство в эксплуатации

0,20

5

1

1

1

3

5

2.2 Качество конечного результата

0,40

1

5

5

5

1

1

2.3 Возможности горизонтальной и вертикальной глажки

0,15

2

5

4

5

2

5

Вес

0,25

5

2

1

2

4

1

Итого:

1,00

2,95

3,45

3,05

3,45

2,30

2,40

По результатам второго этапа скрининга наихудшими вариантами в плане комфортности стали:

6- отпариватель ручной с бойлером «GM-LT5»;

7- ручная щетка- отпариватель «Steam Brush».

Для поиска лучшего варианта проведем третий этап скрининга (таблица 6).

Таблица 6. Оценка критериев безопасности

Критерий оценки

Весомость критерия

2

3

4

5

3. Безопасность

3.1 Автоматическое отключение

0,3

5

5

1

2

3.2 Индикатор остаточного тепла

0,2

1

5

5

1

Продолжение таблицы 6.

Критерий оценки

Весомость критерия

2

3

4

5

3.3 Надежность при эксплуатации

0,5

3

3

5

3

Итого:

1

3,2

4

3,8

2,3

Таким образом, третий этап скрининга позволил выявить два варианта, это:

3- гладильная система с доской «SI 2125»;  

4- гладильный паровой пресс «GM-SP20».

Проведем оценку экономических критериев (таблица 7):

Таблица 7. Оценка критериев экономичности

Критерий оценки

Весомость критерия

3

4

4. Экономичность

4.1 Цена

0,6

2

4

4.2 Срок окупаемости

0,4

3

5

Итого:

1,0

2,4

4,4

В результате, с точки зрения экономичности из двух оставшихся вариантов нам выгоднее:

4-гладильный паровой пресс «GM-SP20»

Для того чтобы выбрать лучший вариант гладильно-парового устройства проводим анализ качества новых продуктов, сопоставляя с базовым изделием (таблица 7). За базовый вариант возьмем гладильную систему «DELONGHI VVX 2200». Для более объективного анализа включим в сравнение гладильную систему с доской «SI 2125».   

Относительный показатель проектного варианта рассчитывается по   формуле (1):           

           (1),

где  хi- технические показатели проектируемого изделия;

хоб - технические показатели образца.

Остальные показатели рассчитываются по формуле:

      (2).

Формула (2) применяется в том случае, если увеличение абсолютного значения параметра приводит к снижению качества.

Xотн  для варианта 3:

Xотн1= 2300/1100=2,09

Xотн2 =150/150=1

Xотн3 =1,5/1,2=1,25

Xотн4 =0,25/0,125=2

Xотн5 =0,189/0,151=1,25

Xотн  для варианта 4:

Xотн1=1200/1100=1,09

Xотн2=200/150=1,33

Xотн3=1,5/1,2=1,25

Xотн4 =0,2/0,125=1,6

Xотн5 =0,08/0,151=0,53

Таблица 7. Оценка качества нового продукта.

Наименование показателя

Абсолютное значение

Весомость параметров

α

Xотн i 

Базовый вариант Xоб

Проектный вариант Xi

3

4

3

4

1

2

3

4

5

6

7

Мощность, Вт

1100

2300

1200

0,10

2,09

1,09

Температурный режим, градусы

150

150

200

0,30

1,00

1,33

Продолжение таблицы 7.

1

2

3

4

5

6

7

Объем резервуара для воды, л

1,2

1,5

1.5

0,20

1,25

1,25

Время нагрева воды, мин

8

4

5

0,10

2,00

1,60

Вес, кг

6,6

6,3

12,5

0,30

1,25

0,53

Далее оценим конкурентоспособность новшества по формуле (3).

            (3),

где Кту - коэффициент технического уровня (коэффициент полезности).

Кту3= 2,09*0,1+1*0,3+1,25*0,2+2*0,1+1,25*0,3= 1,334

Кту4 = 1,09*0,1+1,33*0,3+1,25*0,2+1,6*0,1+0,53*0,3=1,077

Таким образом, можно сделать вывод, что проектные варианты по качеству выше образца. Приоритет из двух вариантов отдается варианту 3, в результате лучшим является гладильная система с доской «SI 2125».

2.4 Метод селекции конкурирующих предложений

Для того чтобы провести оценку инновационных предложений необходимо произвести селекцию с помощью критериев, которые отражают рыночную ситуацию с предлагаемым инновационным продуктом. В качестве критериев на этой ступени отбора могут использоваться следующие параметры рыночной ситуации (таблица 8):

  •  динамика спроса на инновационный продукт;
  •  наличие рыночных барьеров;
  •  состояние конкуренции, гибкость цен;
  •  ожидаемая доля рынка;
  •  оценка рыночного рынка;
  •  требуемые инвестиции;
  •  обеспеченность ресурсами;
  •  ожидаемый объем производства национального продукта.

Таблица 8.Оценка предложения

Критерии оценки

Значение коэффи-циента (К)

Шкала оценки

Частная оценка (Б)

Взвешенная оценка

(К)*(Б)

1

2

3

4

5

3

4

3

4

Динамика спроса

2,5

4

3

10,0

7,5

Доля рынка

1,5

3

2

4,5

3,0

Рыночный риск

1,0

3

4

3,0

4,0

Рыночные барьеры

0,5

5

3

2,5

1,5

Состояние конкуренции

0,5

2

2

1,0

1,0

Гибкость цен

0,5

3

3

1,5

1,5

Ожидаемая рентабельность

1,5

4

3

6,0

4,5

Требуемые инвестиции

0,5

3

2

1,5

1,0

Обеспечен-

ность ресурсами

0,5

5

4

2,5

2,0

Объем производства

1,0

2

3

2,0

3.0

Суммарная значимость

1,0

обобщенная  оценка

34,5

29

В результате оценки конкурирующих предложений наиболее успешным вариантом является гладильная система с доской «SI 2125».

Таким образом, по результатам трех методов оценки, наиболее выгодным, как для потребителя, так и для производителя будет гладильно-паровое устройство - гладильная система с доской «SI 2125».

2. 5 Процесс принятия решения на основе стратегии

Произведем расчеты по выбору оптимальной стратегии.

Предприятия планируют 3-и стратегии производства продукции:

S1 – выпустить на рынок новую продукцию с более высокими качественными показателями;

S2 –модернизировать существующую продукцию;

S3 –сохранить существующую продукцию.

        Выбор решения зависит от экономической ситуации в стране.

Условия:

Y1-экономическая ситуация в стране улучшится;

Y1-экономическая ситуация в стране ухудшится.

        Известно, что предполагаемая прибыль от реализации продукции составит (таблица 9).

        Таблица 9. Матрица результатов, млн. руб.

Y1

Y2

S1

18

4

S2

15

11

S3

8

14

Определите, какую стратегию выбрать предприятию:

1. Если руководство уверено, что экономическая ситуация в стране улучшится.

2. Если руководство оценивает вероятность улучшения ситуации на рынке 0,75.

3. В условиях риска оценить оптимальные границы реализации каждой стратегии.

Решение:

1. Если руководство уверено, что экономическая ситуация в стране улучшится,  то нужно выбрать стратегию S1 с максимальной прибылью в 18 миллионов рублей.

2.   Прибыль при условии улучшения ситуации на рынке (таблица 10).

  Таблица 10. Матрица результатов, млн. руб.

Y1

Y2

Расчет прибыли

S1

18

4

18*0,75+4*0,25=14,5

S2

15

11

15*0,75 +11*0,25=14,0

S3

8

14

8*0,75+14*0,25=9,5

Вероятность

0,75

0,25

_

Выбираем стратегию S1 с максимальной прибылью 14,5

3. Границы реализации примерных стратегий можно отобразить графически (рисунок 2.8).

Рисунок 2.8-Оптимальные границы реализации стратегий

Определяем расчётным путём координаты точек C и D.

Для получения координат точек пересечения стратегий между собой       необходимо представить каждую стратегию в виде уравнения прямого вида (формула 4):

S1=Ai+Bi*Xi           (4),

где  Ai-точка пересечения  S1 с осью Y1;

Bi-угол наклона прямой S1 к горизонтальной оси Р (Y2);

Xi-вероятность стратегии Y2, то есть Р (Y2).

В силу того, что расстояние между осью Y1 и Y2 равно 1, то наклон прямой равен разнице в величине прибыли на оси Y2 и прибыли на оси Y1

S1=18+ (4-18)* Р (Y2) =18-14*Р (Y2)               

S2=15+ (11-15)* Р (Y2) =15-4*Р (Y2)

S3=8+ (14-8)* Р (Y2) =8+6*Р (Y2)

В точке С имеем S1= S2

18-14*Р (Y2) = 15-4*Р (Y2)

Р (Y2)=0,3

В точке D мы имеем  S2= S3

15-4*Р (Y2) = 8+6*Р (Y2)

Р (Y2)= 0,7

Руководство предприятия не в состоянии оценить вероятность появления объективных условий. Разумное решение выбирается на основании следующих критериев (таблицы 11, 12, 13):

Таблица 11.Критерий максимина, критерий Вальда  

Y1

Y2

Min

S1

18

4

4

S2

15

11

11

S3

8

14

8

    

 Максимальное величина прибыли из наихудших возможных обеспечивается стратегией S2 (11 млн. руб.),следовательно выбираем её.

Таблица 12.Критерий максимакса, критерий оптимиста

Y1

Y2

Max

S1

18

4

18

S2

15

11

15

S3

8

14

14

Выбираем стратегию S1.

Таблица 13.Критерий минимизации сожалений, критерий Селенджа

Y1

Y2

Наихудший

вариант

S1

18

4

18-18=0

14-4=10

10

S2

15

11

18-15=3

14-11=3

3

S3

8

14

18-8=10

14-14=0

10

Из наихудших вариантов нужно выбрать наилучший, то есть тот, где меньше величина потерь. В данном случае это S2.

Таблица 14.Критерий недостаточного основания, критерий Лапласа

Y1

Y2

Математическое ожидание прибыли

S1

18

4

18*0,5+4*0,5=11

S2

15

11

15*0,5+11*0,5=13

S3

8

14

8*0,5+14*0,5=11

Вероятность

0,5

0,5

 

В этом случае выбираем стратегию S2.

В результате анализа, наиболее выгодно реализовывать стратегию S2, так как при разных поведениях рынка, она наиболее устойчива к изменениям и гарантирует наибольшую прибыль. В конечно счете, выбор стратегии на прямую зависит от решения руководителя.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одна из самых полезных бытовых вещей – это утюг. Он помогает нам выглядеть опрятно и красиво. Сложно представить, что кто-то может пойти на работу или на свидание в не наглаженном, со складками и сгибами, платье.
 
Утюгов существует огромное множество. Сотни компаний занимаются производством и продажей этой мелкой бытовой техники. Разновидностей утюгов достаточно много, начиная от гладильного аппарата, довольно крупных размеров, который применяется, в основном, на производствах. И заканчивая плойкой для волос, ведь это, по сути, тот же утюг, но не для вещей, а для волос.

Различные функции, десятки настроек мощности и температуры, автоматическое выключение и много других, не менее забавных, хоть порой и совершенно не нужных, способностей внесены в современные утюги.

 Сегодня производители утюгов стараются создавать совершенно новые, не модифицированные виды утюгов. Огромные силы положены на исследование отрицательного воздействия гладильных средств на ткань. В результате чего, на рынке появился новый вид утюга, который не контактирует с самой тканью, а разглаживает складки только с помощью пара, без приложения физических усилий.

И какой бы не был современный утюг, главное, что сейчас, в наше время, утюги востребованы, и вряд ли будут забыты. Разве что человечество вернется к мрачному пещерному существованию, когда меры приличия и нормы внешнего вида изменятся до полной неузнаваемости, а возможно, станут и не важны вовсе. Но пока это время не настало, утюги популярность не потеряют, а будут только видоизменяться и привносить все новые удобства в глажке.

 В результате выполнения курсовой работы я более подробно изучила основные понятия инноватики. Ознакомилась с принципами классифицирования инноваций и с основными классификациями. Мною был подробно изучен жизненный цикл товара, в том числе особенности инновационных продуктов и стадий их развития.

 Также в процессе создания курсовой работы я применила на практике один из методов генерирования идей- мозговая атака, по итогам которой я сформировала перечень инноваций на рынке бытовой техники. Выявленные мною инновации были представлены в классификации.

В практической части помимо этого, был проведен анализ рынка бытовой техники, по результатам которого были намечены тенденции и перспективы его развития.

С помощью модель Ким Кларка и Стивена Уилрайта  типа  «воронка», я отсеяла менее привлекательные, с точки зрения использования, инновации. По итогам скрининга была проведена селекция конкурирующих предложений. Также была проведена комплексная оценка инноваций.

В результате нескольких анализов и оценок среди инновационных предложений был выявлен лидер - это гладильная система с доской SI 2125.

В конечном итоге, стало ясно, что для внедрения и реализации продукта на рынок для нас предпочтительнее выбрать стратегию модернизации существующего продукта S2.  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон №4-3 «Об государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области». От 14 февраля 2006г.

2. Васильева Л.Н. Методы управления инновационной деятельностью. / Л. Н. Васильева, Е. А. Муравьева. - М.: КНОРУС, 2005. - 320 с.

3. Балдин К. В. Риск-менеджмент./ Балдин К. В., Воробьев С. Н.- М.: Гердарика, 2005.- 288 с.

4. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. - М.: Прогресс,  2006. - 130с.

5. Ожерельева Н. К., Аленкова И. В. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Теория инновации» для студентов специальности «Управление инноваций» всех форм обучения- Н. Новгород.: НГТУ, 2006.-14с.

6. Аньшин В.М. Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития./ В. М. Аньшина, А. А. Дагаева. - М.: Дело, 2007. - 584 с.

7. Вертакова Ю.В. Управление инновациями: теория и практика/ Вертакова Ю. В. , Симоненко Е. С. - М.: Эксмо, 2008. - 432 с.

8. Сурин А.В. Инновационный менеджмент./ Сурин А.В. , Молчанова О.П.- М.: ИНФРА-М, 2008. - 368 с.

9. Фатхутдинов Р.А. Инновационных менеджмент: учебник для студентов вузов 6 издание- СПб: Питер, 2008.- 448 с.

10. Белокрылова О.С. Теория инновационной экономики.- М.: Феникс, 2009.-376 с.

11. Горфинкель В. Я. Экономика инноваций.- М.: Вузовский учебник, 2009.-416.

12. Сухарев О.С. Инновации в экономике и промышленности./Сухарев О.С., Сухарев С.О.- М.: Высшая школа, 2010.- 317с.

13. Благодатин А. Финансовый словарь. /Благодатин А., Лозовский Л., Райзберг Б.-М.: Инфра-М, 2008.- 378 с.

14. Ожерельева Н.К. Теория инноваций: курс лекций.: НГТУ, Н. Новгород. 2011.

15. Журнал «Потребитель. Экспертиза и тесты». №12.-2009.

16. Журнал «Потребитель. Бытовая техника». №1-2011.

17.  http://www.dist-cons.ru

18.  http://www.innovbusiness.ru

19. http://www.capitalstream.ru

20. http://www.glassunion.ru

21. http://ru.wikipedia.org

22. http://marketing.rbc.ru

23. http://www.astera.ru

24. http://www.toptrening.ru

25. http://www.btlregion.ru

26. http://www.sci-innov.ru

PAGE  - 28 -


Скрининг 2

продукты

разработки

исследования

Скрининг 3

Скрининг 1

Y1    Прибыль, млн

             Прибыль, млн  Y2

18

4

15

11

8

14

0,3

0,7

P

С

D

Вероятность

0

1

Кредитно-финансовая сфера

Компании и фирмы, оказывающие услуги специального характера

Информатика и телекоммуникации

Инфраструктура инновационной деятельности

Институты посредников

Фондовый рынок

Транспорт и связь

Возврат

инвестиций


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8125. Методы неинформированного поиска. Поиск в ширину, в глубину, однородной стоимости, ограниченный по глубине поиск 142.53 KB
  Методы не информированного поиска. Поиск в ширину,в глубину, однородной стоимости, ограниченный по глубине поиск. Основная проблема в области поиска - нахождение хорошей стратегии поиска для заданной задачи. Страт...
8126. Методы неинформированного поиска. Поиск с итеративным углублением, двунаправленный поиск. Поиск c удовлетворением ограничений. Cложность методов поиска 241.79 KB
  Методы не информированного поиска. Поиск с итеративным углублением, двунаправленный поиск. Поискc удовлетворением ограничений. Cложность методов поиска. Итеративно углубляющийся поиск. В ограниченном по глубине пои...
8127. Методы информированного поиска. Поиск сначала лучший. A*-поиск. 316.08 KB
  Методы информированного поиска. Поиск сначала лучший. A*-поиск. Методы не информированного (слепого) поиска в большинстве случаев неэффективны. Эффективность поиска может быть повышена за счет использования дополнительны...
8128. Альфа-бета отсечение 392 KB
  Альфа-бета отсечение (конспект) При минимаксном поиске количество состояний игры, которые должны быть исследованы в процессе поиска, экспоненциально зависит от количества ходов. Эту зависимость, к сожалению, невозможно устранить, но существует возмо...
8129. Архитектура доски объявлений (ДО) 238 KB
  Архитектура доски объявлений (ДО). (Конспект) Архитектура ДО. В первой половине 70-х годов по заказу Управления перспективных исследований США DARPA рядом американских университетов была выполнена пятилетняя исследовательская программа, направленная...
8130. Модели представления и обработки неопределенных знаний. Коэффициенты уверенности Шортлифа 71 KB
  Модели представления и обработки неопределенных знаний. Коэффициенты уверенности Шортлифа. (Конспект) Представление и обработка в ЭС неопределенных знаний Экспертным знаниям, как правило, присуща неопределенность. В инженерии знаний принято выделять...
8131. Нечеткие множества. Лингвистическая переменная. Нечеткая логика. Нечеткий вывод. Композиционное правило вывода 142.5 KB
  Нечеткие множества. Лингвистическая переменная. Нечеткая логика. Нечеткий вывод. Композиционное правило вывода. (Конспект) В основе понятия нечеткого множества (НИ) лежит представление о том, что обладающие общим свойством элементы некоторого множес...
8132. Байесовские сети 75.5 KB
  Байесовские сети (Конспект) Теорема Байеса: Пусть Ai - полная группа несовместных событий, тогда формула Байеса (формула перерасчета гипотез) и B некоторое событие положительной вероятности Доказательство следует из теоремы умножения и формулы...
8133. Модели планирования действий в системах искусственного интеллекта 94.5 KB
  Модели планирования действий в системах искусственного интеллекта Задача планирования. Язык описания состояний и действий. Планирование на основе поиска в пространстве состояний. Планированием называется процесс выработки последовательности действий...