43169

Дистанционное зондирование Земли из космоса

Курсовая

География, геология и геодезия

Система правового регулирования ДЗЗ в России и в мире 9 Глава 1. Общие понятия ДЗЗ 9 Глава 2. Международноправовые акты регулирующие ДЗЗ 10 Глава 3. Ранее являясь исключительно прерогативой военных структур сегодня ДЗЗ решает множество гражданских задач и является крайне важной для обеспечения защиты окружающей природной среды разведки полезных ископаемых кадастрового учета и иных направлений деятельности.

Русский

2013-11-03

412.04 KB

169 чел.

Дистанционное зондирование Земли из космоса - обзор законодательства и правоприменительной практики


Дистанционное зондирование Земли из космоса - обзор законодательства и правоприменительной практики: - М., 2009, Электронная версия Под общей редакцией А.А.Балагурова.

© Юридического Центра «Законный Бизнес», 2009, http://www.readybiz.ru © Верстка и оформление, GIS-Lab, 2009, http://gis-lab.info

Авторы:

А.А.Балагуров - Вступление, Главы 4, 7, 8, 13 (совместно)

Р.Е.Пасечник - Главы 1,2,3, 6 (совместно)

А.Н.Чеботарева - Главы 5 (совместно), 9, 10, 11, 13 (совместно)

А. А.Абдураимов - Глава 5 (совместно)

П.Ю.Дмитрюк - Глава 6 (совместно), 13 (совместно)

Об авторах:

Книга написана авторским коллективом Юридического Центра «Законный Бизнес», постоянно занимающегося юридической практикой в отрасли дистанционного зондирования Земли из космоса.

Балагуров Андрей

старший партнер, основатель Центра

Высококвалифицированный специалист в следующих отраслях права: международное космическое, хозяйственное, инвестиционное. Участвует в судах общей юрисдикции, арбитражных судах всех инстанций.

Реализовал проект создания единственной в России юридической службы на базе сторонней организации для федерального органа исполнительной власти. Участвует в различных юридических процессах, вплоть до законотворческой деятельности, международных правовых программах, хозяйственных спорах высокой значимости.

Постоянно участвует в крупнейших конференциях н международных организациях, посвященных космическому праву.

Имеет стипендию Президента Российской Федерации за выдающиеся успехи в научных исследованиях (учреждена Указом Президента РФ от 12 апреля 1993г.443).

Пасечник Роберт

управляющий партнер, основатель Центра

Специализируется в области хозяйственного, таможенного права, внешнеэкономический деятельности, арбитражного процесса.

Участвовал в реализации сложных проектов в отношениях с международными контрагентами по странам: Вьетнам, Индия, США. Реализовал создание дилерской сети для high-tech компании.

Имеет широкий опыт сопровождения экспортно-импортных операций, включая экспорт интеллектуальной собственности, операций по временному ввозу товаров в РФ, операций по переработке товаров на таможенной территории РФ. Проводит согласования с Министерством обороны РФ, ФАПСИ РФ, ФАПРИД РФ, ФСБ РФ, таможенными органами и прочими контролирующими органами.

Имеет обширный опыт ведения дел в арбитражных (третейских) судах РФ, включая опыт в области обеспечения исполнения судебных решений.

Является разработчиком комплексной программы проведения правового аудита, широко применяемой в деятельности Центра.

Абдураимов Али

старший партнер

Специалист в области корпоративного и коммерческого права. Особой специализацией является строительное право. Имеет большой опыт в проведении «Правового аудита» - экспертизы всей деятельности компании: оценки корпоративной структуры, договорных и юридических рисков, проверки учредительных документов, налогового планирования.

Чеботарева Анастасия

Юрист-консультант

Высококвалифицированный специалист в следующих отраслях права: регистрационное, трудовое, право интеллектуальной собственности, хозяйственное.

Руководит направлением регистрации и лицензирования Центра. Имеет опыт более сотни лицензионных дел, в том числе получения «сложных» лицензий: Федерального космического агентства (Роскосмос), Росгидромета, Роскартографии.

Имеет обширный опыт регистрации различных объектов интеллектуальной собственности, в том числе регистрации НИОКР во Всероссийском научно-техническом информационном центре, торговых марок, знаков обслуживания, программ для ЭВМ и баз данных и проч.

Оказывает помощь авторам и организациям в оформлении авторских договоров. Осуществляет анализ ситуаций, связанных с использованием объектов интеллектуальной собственности, защитой авторских прав, дает прогноз возможных последствий.

Осуществляет приватизацию ведомственного жилья.

Оказывает консультации по различным вопросам трудового права, разрабатывает коллективные договора, должностные инструкции, трудовые договоры и иные локальные акты организаций.

Дмитрюк Павел

Юрист-консультант

Специалист по таможенному праву и правовому положению иностранных граждан и юридических лиц в РФ.

Осуществляет подготовку аналитических материалов, в том числе справок, обзоров, консультаций и проч. по вопросам таможенного, гражданского, корпоративного права.

Организует оформление разрешительной документации на привлечение иностранной рабочей силы и разрешение на работу иностранных граждан, регистрацию юридических лиц, в том числе с иностранным участием, регистрацию выпусков акций в ФСФР.

Опыт в применении конвенций по избежанию двойного налогообложения, в том числе получение разрешительных и иных документов в Минфине РФ, Управлении международных налоговых отношений ФНС.

Таможенное оформление сложных режимов: переработка на таможенной территории, временный ввоз и другие. Согласование вывоза товаров в НЭК Минобороны, ФАПРИД, ФСБ и других организациях.

Вступление  

Часть I. Система правового регулирования ДЗЗ в России и в мире 9

Глава 1. Общие понятия ДЗЗ 9

Глава 2. Международно-правовые акты, регулирующие ДЗЗ 10

Глава 3. Краткий обзор российского законодательства в области дистанционного

зондирования Земли 14

Часть II. Наиболее часто возникающие проблемы и как их решать 17

Глава 4. Государственная тайна 17

Глава 5. Лицензирование 21

Глава 6. Таможенные барьеры 24

Глава 7. Картографические требования 28

Глава 8. Связное право 31

Часть III. Правоприменительная практика 37

Глава 9. Порядок получения лицензии на космическую деятельность 37

Глава 10. Порядок получения лицензии на картографическую деятельность 42

Глава 11. Порядок получения лицензии на гидрометеорологическую деятельность 46

Глава 12. Ввод в эксплуатацию приемной станции. Регистрация станции и защита от

радиопомех 50

Глава 13. Сборник консультаций, подобранных по тематике обзора 54

Приложение 1 

ПРИНЦИПЫ ПО ДИСТАНЦИОННОМУ ЗОНДИРОВАНИЮ ЗЕМЛИ ИЗ КОСМОСА65

Приложение 2 

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОСМИЧЕСКОГО

ПРОСТРАНСТВА 69

Приложение 3 71

ДОГОВОР О ПРИНЦИПАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА, ВКЛЮЧАЯ ЛУНУ И

ДРУГИЕ НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА 71

Приложение 4 

КОНВЕНЦИЯ О ПЕРЕДАЧЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННЫХ ДИСТАНЦИОННОГО

ЗОНДИРОВАНИЯ ЗЕМЛИ ИЗ КОСМОСА 73

Приложение 5 76

КОНВЕНЦИЯ О РЕГИСТРАЦИИ ОБЪЕКТОВ, ЗАПУСКАЕМЫХ В КОСМИЧЕСКОЕ

ПРОСТРАНСТВО 76

Приложение 6 79

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 79

Приложение 7 82

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЗАЩИТЕ

ИНФОРМАЦИИ 82

Приложение 8 90

ЗАКОН ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ 90

Приложение 9 97

ЗАКОН О КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 97

Приложение 10 101

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ 101

Приложение 11 106

ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ 106

Вступление

Дистанционное зондирование Земли из космоса является фактически новой отраслью для России. Ранее являясь исключительно прерогативой военных структур, сегодня ДЗЗ решает множество гражданских задач и является крайне важной для обеспечения защиты окружающей природной среды, разведки полезных ископаемых, кадастрового учета и иных направлений деятельности. В отрасль пришли небольшие частные инвестиции и компании, анонсируются планы по запуску целых серий спутников, наконец, в отрасли присутствует государство и государственные корпорации.

В техническом плане во всем мире отрасль развивается семимильными шагами - появляется новая техника, создаются частные спутники, разрабатывается программное обеспечение, позволяющее применять снимки из космоса все в новых и новых отраслях. Встают на ноги фирмы, работающие в отрасли ДЗЗ, приобретают солидность, умение разговаривать с иностранными партнерами, с властными структурами, с конкурентами.

Однако в России текущая ситуация удручающая. По количеству космических аппаратов дистанционного зондирования Земли из космоса мы «рядом с Вьетнамом и Кампучией». Бюджеты министерств и ведомств (Роскосмос, Роскартография, Росгидромет, МЧС, ФПС, Министерства природных ресурсов, Министерства сельского хозяйства, Федеральная Служба кадастрового учета и других - вон их сколько!) на сходные с отраслью задачи немаленькие, а катастрофы подобные Кармадонской происходят с незавидной регулярностью, и порядка в учете природных ресурсов, недвижимости и проч. больше не стало. Пока удается государству с помощью «басманного» правосудия отбиться от ответственности за Кармадон, но даже реальные убытки от катастроф подобного масштаба огромны, не говоря уж о моральных потерях как родственников погибших, так и самого государства.

Из материальных проблем всей отрасли исходят и правовые проблемы. Они известны всем, о них говорят на конференциях и круглых столах, обсуждают в Интернете и на переговорах, но пока ситуация мало меняется к лучшему. Общие недостатки в правовом регулировании режима государственной тайны, распределения частотного спектра, лицензирования и иных вопросов пока не решены, четких законодательных актов нет, есть факты непонятного притеснения бизнеса по формальным вопросам. Дошло до того, что телевидение и крупнейшие СМИ подключились к решению этого вопроса, и уже некоторые гражданские министры обращаются к Президенту РФ на военные ведомства по вопросам, требующим разрешения.

Мы постарались отразить правоприменительные реалии работы в отрасли ДЗЗ, чуть-чуть затронув теоретическую часть, сделав основной упор на практические задачи, которые приходится решать многим организациям, так или иначе имеющим отношение к ДЗЗ. Мы полагаем, что у отрасли поистине громадный потенциал для роста, и она чрезвычайно привлекательна для инвестиций.

Мировой рынок данных ДЗЗ устойчиво развивается с ежегодным ростом продаж на 10-14%, что стимулирует развитие рынка ГИС-приложений и программных средств обработки данных. В 2005г. собственными спутниками ДЗЗ обладали более 30 стран мира (всего на орбите более 30 действующих спутников ДЗЗ), хотя только 12 стран и организаций являются операторами высокопроизводительных оперативных космических систем ДЗЗ2. Но Россия в этом направлении по потенциалу роста обгоняет остальной мир в разы.

Развитие отрасли в России будет идти в двух направлениях: развитие орбитального сегмента (создание и запуск собственных спутников ДЗЗ), и развитие наземной приемной сети станций.

При этом можно с уверенностью сказать, что орбитальный сегмент будет развиваться высокими темпами. Исходных предпосылок для этого масса: во-первых, Россия является априори ведущей космической державой; во-вторых, на сегодняшний момент Россия имеет лишь два собственных спутника ДЗЗ гражданского назначения (для сравнения - США - 8, Индия - 7); в-третьих, в нашей стране имеются инвестиционные возможности как со стороны государства (Роскосмос разрабатывает несколько спутников ДЗЗ и намеревается в ближайшее время осуществить их запуск), так и со стороны частных организаций (так, Газком, дочерняя компания Газпрома, официально заявил о работе по созданию целой серии спутников ДЗЗ). Полагаем, что уже в ближайшие два-три года на орбиту будут запущены не менее 5-7 российских спутников ДЗЗ, и это только самые скромные подсчеты.

Не менее высокий потенциал для роста и у наземного сегмента. В настоящий момент государство не закупает данные ДЗЗ с иностранных космических аппаратов, а во всем мире государственная централизованная закупка объективных данных ДЗЗ используется повсеместно (Китай, США, Индия, Япония и другие страны активно скупают данные ДЗЗ на десятки миллионов долларов). Полагаем, приход государства в этот сегмент лишь дело времени. По площади территории Россия является крупнейшей мировой державой, при том, что наша страна остается одной из наименее охваченной данными ДЗЗ. Так, среднее покрытие данными высокого (метрового) разрешения, наиболее привлекательного для решения различных задач, составляет около 50%, и это значит, что около 8.5 млн. км2 остается «белым пятном» и требует покрытия.

Действующая под эгидой государства приемная сеть на базе крупногабаритных станций не ориентирована на многоспутниковый прием, да и не является сетью в нормальном понимании этого слова. В то же время созданная, например, сеть на базе универсальных приемных станций «УниСкан» (производства ИТЦ Сканэкс, 16 станций в России и за рубежом) уже сегодня принимает данные от десяти действующих спутников ДЗЗ и могут быть адаптированы для приема данных перспективных отечественных и зарубежных спутников ДЗЗ. На них может быть построена сеть приемных станций, закрывающих всю территорию РФ по всем необходимым параметрам (низкое, среднее и высокое разрешение, радиолокация и проч.).

Использование универсальных приемных станций позволяет существенно снизить стоимость данных, и если говорить о территории РФ в целом, то разница в стоимости данных огромна. Например, для спутников IRS, Radarsat и Spot - со 107 млн. долларов США при закупке данных ДЗЗ из архивов собственников КА до 12 млн. долларов США при приеме на собственную приемную сеть (разница - 95 млн. долларов только для трех спутниковых систем!). Кроме того, прием данных на собственную приемную станцию позволяет получать информацию в режиме реального времени, что резко увеличивает актуальность данных, а также постоянно обновлять архив данных и проводить мониторинг изменений. Потому, мы полагаем, количество станций будет постоянно расти, как и количество закупленных лицензий на прием данных ДЗЗ с различных спутников.

По результатам нашей почти трехгодичной деятельности по юридическому обслуживанию организаций в отрасли дистанционного зондирования Земли из космоса, а также по результатам изучения потенциального спроса на юридические услуги в отрасли ДЗЗ мы решились опубликовать уже наработанное, чтобы двигаться вперед.

При этом данный обзор не ограничен тематикой: только дистанционное зондирование и ничего более. Вопросы, связанные с процедурами, например, в таможенных органах при экспорте-импорте данных дистанционного зондирования Земли из космоса, при определении режимов государственной тайны, да и в общем-то совсем простые вопросы получения лицензии на осуществление приема, обработки и распространения данных ДЗЗ постоянно возникают при обращении к нам организаций, работающих в сфере ДЗЗ, и мы хотим, чтобы как можно больше полезной информации стало доступной для наших потенциальных клиентов, партнеров, властных структур, оппонентов. Хочется сделать всю отрасль чище, понятнее, светлее.

Надеемся, что наш обзор станет периодическим и будет выходить к каждой международной конференции «Земля из космоса - наиболее эффективные решения». Очень надеемся, что через два года основные разделы обзора утратят актуальность (гостайна, частотный спектр и проч.), появятся новые: как наиболее правильно инвестировать в отрасль денежные средства или как потратить прибыль. Также ждем Ваших вопросов, обращений и любой полезной информации, которая позволит нам продвинуться в устранении «белых пятен» в этой отрасли.

Обзор немножко перегружен конкретными деталями, полагаем, что они будут интересны только 20-30 организациям. Но и то хлеб! Остальным предлагаем ознакомиться с общими понятиями о дистанционном зондировании, понять, что это такое, чем регулируется в мире и в России, узнать о том, что в России нет государственной тайны на данные дистанционного зондирования Земли из космоса, понять, как законно работать в этой сфере, как получить необходимые лицензии и что для этого требуется, узнать, как защитить свою станцию от радиопомех и проч.

К сожалению, многие интересные вопросы не нашли здесь своего отражения. Мы постарались включить в обзор только то, что реально проверено нами и используется в нашей деятельности и деятельности наших клиентов. Остались за пределами обзора наши первые шаги в юридическом оформлении запуска первого частного российского спутника ДЗЗ, а также другие вопросы нашей деятельности и деятельности наших клиентов.

Мы ждем Ваших вопросов и предложений, готовы решать новые проблемы, ставить новые задачи. Новые наши исследования найдут отражение в следующем обзоре.

Часть I. Система правового регулирования ДЗЗ в России и в мире

Глава 1. Общие понятия ДЗЗ

Дистанционное зондирование можно представить как процесс, посредством которого собирается информация об объекте, территории или явлении без непосредственного контакта с ним. Методы дистанционного зондирования основаны на регистрации в аналоговой или цифровой форме отраженного или собственного электромагнитного излучения участков поверхности в широком спектральном диапазоне. Космическое дистанционное зондирование, интенсивно развивающиеся в последние десятилетия, предоставило наукам о Земле новые возможности для исследования земной поверхности. За этот период существенно возросли объем, разнообразие и качество материалов, содержащих данные дистанционного зондирования Земли из космоса. К настоящему времени накоплен огромный фонд космических снимков, почти полностью покрывающих всю поверхность Земли, значительные части районов имеют многократное перекрытие с разным разрешением.

Данные дистанционного зондирования (ДДЗ) сразу поступают в цифровом виде (кроме некоторых аналоговых систем, выходящих из эксплуатации), что позволяет непосредственно использовать для их обработки современные компьютерные технологии. Цифровое изображение представляет из себя матрицу чисел. Каждый элемент этой матрицы, называемый пикселом, отвечает какой-либо характеристике (отражательной способности, температуре и т.д.) участка местности в определенной зоне электромагнитного спектра. Следует отметить, что размер этого участка зависит от разрешения снимка.

Полученные данные обрабатываются, производятся следующие операции:

  •  Восстановление или коррекция.
  •  Предварительная обработка.
  •  Классификация.
  •  Преобразование изображений.
  •  Специализированная тематическая обработка.

На выходе мы можем видеть обработанную цифровую информацию в виде снимка Земли из космоса, содержащего полную и объективную картину вида Земли из космоса в определенном диапазоне.

С помощью данных ДЗЗ решаются многие важные научные и практические задачи экономического, социального и экологического развития как отдельных регионов, так и страны в целом. В настоящее время данные ДЗЗ широко используются при решении задач в интересах сельского, лесного и рыбного хозяйства; поиске, инвентаризации и освоении природных ресурсов; обеспечении судоходства и транспортировки грузов; прокладке и контроле состояния различных коммуникаций; контроле чрезвычайных ситуаций и оценке экологической обстановки; охране природы; прогнозировании погоды; оценке глобальных изменений и эволюции климата; создании и ведении территориальных информационных систем и др.

Гпава 2. Международно-правовые акты, регулирующие ДЗЗ

Вопросы формирования единого правового поля ДЗЗ для мирового сообщества встали достаточно давно, при этом основные шаги в развитии законодательства были сделаны в рамках Организации Объединенных Наций (ООН).

Первым серьезным шагом на пути развития ДЗЗ было подписание Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства (приложение 2). Декларация провозглашает международно-правовой статус космического пространства и вытекающие из этого статуса права и обязанности государств, подписавших Декларацию или присоединившихся к ней. Декларация не носит общеобязательного характера и присоединение к ней добровольно, однако как первый документ, так или иначе регулирующий отрасль ДЗЗ, Декларация чрезвычайно важна, поскольку определяет дальнейшие приоритеты развития ДЗЗ.

В преамбуле Декларации отмечены «великие перспективы, открывающиеся перед человечеством в результате проникновения человека в космос», признана «общая заинтересованность всего человечества в прогрессе исследования и использования космического пространства в мирных целях», определено, что «исследование и использование космического пространства должны служить прогрессу человечества и благу государств, независимо от степени их экономического и научного развития». Собственно, сама цель Декларации это содействие международному сотрудничеству в отношении как научных, так и правовых аспектов исследования и использования космического пространства в мирных целях.

Декларация устанавливает четкие ориентиры дальнейшего развития отрасли ДЗЗ:

«1. Исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всего человечества.

  1.  Космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства и в соответствии с международным правом.
  2.  Космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения суверенных прав, ни посредством или оккупации, ни любыми другими средствами».

На основе Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, был заключен Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Москва - Вашингтон - Лондон, 27 января 1967 г., приложение 3). В нем участвуют 222 государства, в том числе и Россия как правопреемник СССР. Договор - первый общеобязательный акт, регулирующий отрасль ДЗЗ.

В самом Договоре практически полностью приводятся нормы Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства.

Договор устанавливает международно-правовой статус космического пространства и вытекающие из этого статуса права и обязанности государств, подписавших Договор или присоединившихся к нему.

Договор определяет, что космическое пространство и все космические объекты являются достоянием всего человечества и открыты для изучения, использования и иного другого применения всеми государствами, что над всеми объектами, запущенными каким- либо государством в космическое пространство и находящимися в регистре этого государства, сохраняется юрисдикция и контроль такого государства. Аналогичное правило содержится в отношении права собственности на объекты, запускаемые в космическое пространство. Договором установлена ответственность государств за использование космического пространства в военных целях.

В соответствии с Уставом ООН и Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, для осуществления деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса, подписана Конвенция о передаче и использовании данных дистанционного зондирования Земли из космоса (Москва, 19 мая 1978 г., приложение 4). Конвенция вступила в силу для СССР 21.08.1979. Конвенция нормативно определила основные понятия, действующие в отрасли ДЗЗ.

Так, под «дистанционным зондированием Земли из космоса» Конвенция понимает «наблюдения и измерения энергетических и поляризационных характеристик собственного и отраженного излучения элементов суши, океана и атмосферы Земли в различных диапазонах электромагнитных волн, способствующие определению местонахождения, описанию характера и временной изменчивости естественных природных параметров и явлений, природных ресурсов Земли, окружающей среды, а также антропогенных объектов и образований».

Термин «данные дистанционного зондирования Земли из космоса» означает первичные данные, которые были получены дистанционными датчиками, установленными на космических объектах, и переданы с них по телеметрическим каналам в виде электромагнитных сигналов или непосредственно в виде фотопленок или магнитных записей, а также предварительно обработанные данные, полученные из этого потока данных, которые могут быть использованы для последующего анализа;

Термин «информация» означает конечный продукт, являющийся результатом аналитического процесса обработки, дешифрирования и интерпретации, данных дистанционного зондирования из космоса в сочетании с данными и сведениями, полученными из других источников;

Термин «природные ресурсы Земли» означает естественные ресурсы, являющиеся частью всей совокупности природных условий существования человечества и важнейшими компонентами окружающей его естественной среды, используемые в процессе общественного производства для целей удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

Главная цель Конвенции состоит в организации сотрудничества государств в области передачи и использования данных дистанционного зондирования Земли из космоса. В частности, устанавливается, что каждая страна, располагающая относящимися к территории другой страны первичными данными дистанционного зондирования Земли из космоса, с разрешением на местности лучше 50 метров, не должна предавать их гласности и не должна передавать их кому бы то ни было без явно выраженного на то согласия страны, которой принадлежат зондируемые территории, а также не использует их и любые другие данные каким бы то ни было образом во вред этой стране.

Наибольшую значимость среди вышеперечисленных международных актов имеют Принципы по дистанционному зондированию Земли из космоса (приложение 1). Несмотря на то, что данный документ не имеет обязательной силы, практика показывает, что данные Принципы действуют, а значит, их можно рассматривать в качестве обычной нормы права.

В данных Принципах нашли свое отражение основные понятия, используемые в области дистанционного зондирования Земли, в частности в отношении деятельности по дистанционному зондированию:

а) термин "дистанционное зондирование" означает зондирование поверхности Земли из космоса с использованием свойств электромагнитных волн, излучаемых, отражаемых или рассеиваемых зондируемыми объектами, с целью лучшего распоряжения природными ресурсами, совершенствования землепользования и охраны окружающей среды;

  1.  термин "первичные данные" означает такие необработанные данные, которые получаются с помощью аппаратуры дистанционного зондирования, установленной на борту космического объекта, и которые передаются или доставляются на Землю из космоса посредством телеметрии в виде электромагнитных сигналов, фотопленки, магнитной ленты или какими-либо другими способами;
    1.  термин "обработанные данные" означает материалы, являющиеся результатом такой обработки первичных данных, которая необходима для обеспечения возможности пользоваться этими данными;
    2.  термин "проанализированная информация" означает информацию, полученную в результате интерпретации обработанных данных, дополнительно введенных данных и сведений из других источников;
    3.  термин "деятельность по дистанционному зондированию" означает эксплуатацию космических систем дистанционного зондирования, станций по приему и накоплению первичных данных и деятельность по обработке, интерпретации и распространению обработанных данных.

Также отмечено, деятельность по дистанционному зондированию осуществляется на основе уважения принципа полного и постоянного суверенитета всех государств и народов над своими богатствами и природными ресурсами с должным учетом признаваемых по международному праву прав и интересов других государств и организаций, находящихся под их юрисдикцией. Подобная деятельность должна осуществляться таким образом, чтобы не наносить ущерба законным правам и интересам зондируемого государства.

Для получения максимальных выгод от деятельности по дистанционному зондированию государства поощряются к тому, чтобы в соглашениях или иных договоренностях предусматривались создание и эксплуатация станций по приему и накоплению данных и учреждений по обработке и интерпретации данных, в частности, в рамках региональных соглашений и договоренностей, когда это возможно.

Организация Объединенных Наций и соответствующие учреждения системы Организации Объединенных Наций содействуют международному сотрудничеству, включая техническую помощь и координацию, в области дистанционного зондирования.

В принципах отражена важная роль данных дистанционного зондирования Земли в области охраны окружающей природной среды Земли и защиты человечества от стихийных бедствий. Впервые определено, что участвующие в деятельности по дистанционному зондированию государства, которые установили, что в их распоряжении имеется информация, способная предотвратить любое вредное для природной среды Земли явление, должны сообщить информацию соответствующим государствам. А если участвующие в деятельности по дистанционному зондированию государства установили, что в их распоряжении имеются обработанные данные и проанализированная информация, могущие быть полезными для государств, пострадавших от стихийных бедствий или подвергающихся опасности от надвигающихся стихийных бедствий, то они должны передать такие данные и информацию соответствующим государствам в кратчайшие сроки.

Кроме того, в международно-правовом аспекте чрезвычайно важно влияние таких отраслей права, как космическое и частотное.

Например, запуск спутника ДЗЗ нормативно подчинен действию Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (Нью-Йорк, 14 января 1975 года, приложение 5).

Конвенция устанавливает правовые основы регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство.

В соответствии со статьей IV Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство каждое государство представляет Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций в ближайший практически осуществимый срок определенную информацию о каждом космическом объекте, занесенном в его регистр. Более того, оно предоставляет в максимально возможной и практически осуществимой степени любую другую соответствующую информацию любому другому государству, в частности, любому развивающемуся государству, из числа затрагиваемых этой программой, по его просьбе.

Частотное законодательство выражено в нормативных документах Международного союза электросвязи (МЭС). Конвенция Международного союза электросвязи (Женева, 22 декабря 1992 года) и Устав Международного союза электросвязи (Женева, 22 декабря 1992 г.) распределяют задачи, функции и полномочия между отдельными органами, входящими в состав Международного союза электросвязи, определяют цели и задачи Международного союза электросвязи (МСЭ), его организационную структуру, общие порядок его управления и функционирования.

В отношении деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса имеет значение такая функция МСЭ, как распределение радиочастотного спектра, выделение радиочастот и регистрация присвоения радиочастот и соответствующих позиций на орбите геостационарных спутников в целях избежания вредных помех между радиостанциями различных стран.

Данная функция важна в связи с необходимостью использования при приеме с орбитальных спутников данных дистанционного зондирования Земли специализированных аппаратных приемных комплексов, требующих установления защиты от помех для своей нормальной работы. Основные вопросы частотного права будут рассмотрены нами в специальном разделе далее.

Гпава 3. Краткий обзор российского законодательства в области дистанционного зондирования Земли

Российское законодательство не содержит законодательного определения термина «дистанционное зондирование Земли». Кроме того, в Российской Федерации отсутствует единый закон, которым бы регулировалась деятельность по дистанционному зондированию Земли и тесно связанные с ней отношения. Отдельные правовые нормы, посвященные дистанционному зондированию Земли, содержатся в нескольких законах, регулирующих ту или иную сферу жизнедеятельности человека.

Тем не менее, российское законодательство исходит из верховенства международного права, а, следовательно, в российском законодательстве действуют те же определения терминов «дистанционное зондирование Земли из космоса» и «данные дистанционного зондирования Земли из космоса», что и в международных актах.

Исходя из строения российской правовой системы, правоотношения в сфере отрасли дистанционного зондирования Земли из космоса относятся к таким отраслям права, как гражданское право (в том числе право интеллектуальной собственности), космическое право, законодательство о лицензировании, законодательство о защите государственной тайны, связное (частотное) право.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ, приложение 6), регулируя имущественные вопросы использования исходных и обработанных данных ДЗЗ, рассматривает их как отдельный вид объекта гражданских прав и распространяет на такие данные гражданско-правовой режим и соответствующую правовую защиту. В зависимости от степени обработки и вклада интеллектуального труда данные ДЗЗ могут являться таким объектом права, как «информация» (см. статью 128 ГК РФ), а также обладать признаками интеллектуальной собственности и защищаться в соответствии с законодательством о защите интеллектуальной собственности.

Детально порядок использования информации и защиты прав на нее установлен Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» (далее - закон об информации, приложение 7). В соответствии с Законом об информации первичные данные ДЗЗ являются чистой «информацией» без каких-либо интеллектуальных прав. Закон регулирует некоторые вопросы собственности на информацию, вопросы оборота информации и устанавливает основные регулятивные понятия, а также раскрывает некоторые нюансы отношений государства и общества в этой области. Так, в частности, устанавливается, что информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества могут находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.

Законом об информации определено, что физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования. Государство же имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне.

Данные дистанционного зондирования Земли из космоса для целей гражданского права возможно также рассматривать как объект интеллектуальной собственности (статья 138 ГК РФ). В общем случае, вопрос о применении интеллектуального труда в процессе получения данных ДЗЗ достаточно спорен, поскольку процесс дистанционного зондирования происходит автоматически и не требует участия человека. Однако, полагаем, что интеллектуальный труд, примененный на этапе обработки данных ДЗЗ, и определяет права интеллектуальной собственности на данные ДЗЗ.

Обработанные данные дистанционного зондирования Земли из космоса принадлежат к группе, которую статья 7 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г.

5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее - закон об авторском праве, приложение 8) определяет следующим образом:

  •  фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 г. 5663-1 «О космической деятельности», (далее - закон о космической деятельности, приложение 9), дистанционное зондирование Земли из космоса - одно из основных направлений в космической деятельности (), то есть деятельности, связанной с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Применение норм Закона о космической деятельности налагает на участников отрасли ДЗЗ различные ограничения, в том числе необходимость лицензирования.

Обработанные данные дистанционного зондирования Земли из космоса представляют собой информацию о состоянии элементов суши, океана и атмосферы Земли. Такие данные позволяют наблюдать за состоянием окружающей среды, давать оценку и прогнозы изменения состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, то есть осуществлять мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - закон об охране окружающей среды).

Закон об охране окружающей среды регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации. В соответствии с Законом экологический мониторинг (в том числе основанный на ДЗЗ), осуществляемый негосударственными организациями, имеет практически такой же правовой режим, как и экологический мониторинг, осуществляемый государственными органами.

Федеральный закон от 19 июля 1998 г. 113-Ф3 «О гидрометеорологической службе» (далее - закон о гидрометеорологической службе, приложение 10) устанавливает правовые основы деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (деятельности гидрометеорологической службы) и направлен на обеспечение потребностей государства, физических и юридических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

Статьей 16 закона о гидрометеорологической службе предусматриваются обязанности любого лица (физического и/или юридического), осуществляющего сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении:

  •  предоставлять данную информацию в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в установленном порядке;
  •  предоставлять в указанный государственный орган информацию о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.

Некоторые данные ДЗЗ и связанные с ними продукты напрямую подпадают под действие этого Закона.

Учитывая размер территории Российской Федерации, одним из основных направлений дистанционного зондирования является использование полученных таким способом данных о Земле в геодезии и картографии, а также в целях землеустройства.

Пунктом 2 ст.З Федерального закона от 26 декабря 1995 г. 209-ФЗ «О геодезии и картографии» (далее - закон о геодезии и картографии) дистанционное зондирование

Земли отнесено к геодезическим и картографическим работам федерального назначения, что и определяет полномочия специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области геодезии и картографии устанавливать обязательные требования к деятельности по дистанционному зондированию Земли.

Деятельность по ДЗЗ тесно связана с использованием космических аппаратов (спутников) и земных приемных станций спутниковой связи. При этом получение первичных данных ДЗЗ со спутника влечет необходимость связи между земной станцией спутниковой связи и самим спутником и, соответственно, подпадает под действие Федерального Закона от 7 июля 2003 г. 126-ФЗ «О связи» (далее - закон о связи).. Отдельные вопросы связного законодательства будут рассмотрены нами в специальном разделе главы 8.

На сегодняшний день деятельность в отрасли ДЗЗ сильно затруднена имеющимися государственными препонами. Проблем много, но главные из них - устаревшие правила игры при отнесении данных ДЗЗ и основанных на них данных к информации, составляющей государственную тайну, проблемы избыточного административного регулирования, в том числе лицензирования, несоответствие международного и российского частотного регламента, таможенные барьеры при перемещении результатов дистанционного зондирования Земли из космоса через таможенную границу, и другие проблемы.

Однако данные ДЗЗ на сегодняшний день уже стали объектом хозяйственного оборота, и действующее законодательство позволяет предприятиям и организациям участвовать в деятельности, связанной с дистанционным зондированием Земли из космоса. Знание и соблюдение законов и иных норм, регулирующих дистанционное зондирование, позволит грамотно и без потерь оперировать данными ДЗЗ практически в любой из отраслей деятельности, а также решать проблемы, указанные выше. Существующие различные требования для вступления на рынок данных ДЗЗ (лицензирование и проч.) при должной информированности могут быть выполнены практически любой организацией, решившейся вступить на рынок данных ДЗЗ.

О том, как соблюдать требования законодательства без существенного ущерба для деятельности коммерческой организации, пойдет речь ниже. От себя же добавим, что наше государство, несомненно, должно прислушаться к голосу разума и поменять существующие правила игры. Потенциал огромный, но пока нет четких правил игры, не будет инвестиций в эту отрасль.

Часть II. Наиболее часто возникающие проблемы и как их решать

Глава 4. Государственная тайна

Главный барьер на пути развития отрасли дистанционного зондирования Земли - ограничения, связанные с режимом государственной тайны. Что это такое - нам неведомо, но где-то там наверху знают, из чего состоит эта страшная тайна, и те, кто знают, пугают нас возможными санкциями за ее разглашение.

Позвольте напомнить вам, что санкции эти очень серьезные. В Уголовном кодексе Российской Федерации наличествует ст. 283 «Разглашение государственной тайны». Состав преступления и наказания следующий:

«1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены - наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».

В Законе Российской Федерации 5485-1 от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне, приложение 11) установлен приблизительный перечень сведений, составляющих государственную тайну. Также отсутствуют конкретные определения в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (в редакции от 03.03.2005), принятом в развитие данного Закона.

Внутренние документы министерств и ведомств, содержащие раскрытые перечни сведений, содержащих государственную тайну, не могут применяться предприятиями отрасли ДЗЗ, поскольку не опубликованы и об их содержании мы можем только догадываться. Применительно к области дистанционного зондирования Земли порядок установления государственной тайны безнадежно устарел. Каждый снимок из космоса силовыми органами при желании может быть интерпретирован как содержащий сведения, относящиеся к государственной тайне. Никто из лиц, не приближенных к силовым структурам, не знает, что составляет государственную тайну, а что нет.

При этом существующая судебная практика в отношении определения государственной тайны повергает нас как юристов в глубочайший шок. Дела физиков Сутягина, Данилова и других показывают, что в нашей стране необязательно знать, что ты имеешь дело с государственной тайной, главное, что кто-то наверху об этом знает. Мнения разных людей по данным уголовным делам различаются, и любая позиция заслуживает изучения. Мы как люди заинтересованные, предлагаем вашему вниманию мнение председателя Московской Хельсинкской группы, члена Общественного комитета защиты ученых Людмилы Алексеевой, высказанное по факту данных судебных процессов на пресс-конференции в Институте развития прессы: «В нашей стране появилась мода арестовывать ученых по обвинению в шпионаже, в разглашении государственной тайны. Даже самое элементарное ознакомление с материалами дела убеждает, что никакого разглашения государственной тайны или шпионажа там нет. А есть совершенно определенная тенденция в Федеральной службе безопасности сотворить таких шпионов. Единственное, что объединяет ученых, обвиненных в шпионаже или государственной измене, - это контакты с иностранцами, на которые они вынуждены идти из-за недостаточного обеспечения науки государством. И. Сутягин не имел официального допуска к секретным сведениям, а работал исключительно с открытыми источниками информации и опубликованными данными».

В отрасли ДЗЗ вроде бы установлены ограничения на сведения, составляющие государственную тайну. Нам был направлен перечень сведений, составляющих государственную тайну, установленный по линии Роскартографии Сразу оговоримся, что документ был предоставлен нам «для служебного пользования», но мы, к счастью, не служим Роскартографии, поэтому и решились на него сослаться. Надеемся, что санкции за это не последуют, тем более, что мы инициировали официальный запрос в Роскартографию о возможности применять данный документ в своей деятельности, с указанием на то, что Перечень не зарегистрирован в Минюсте, не опубликован, направлен с грифом «Для служебного пользования» частному лицу, однако ответа на официальное обращение мы не получили. Мы полагаем, что данный Перечень не может применяться частной организацией, а обязателен он лишь для служащих Роскартографии.

Роскартографией определена секретность для «первичных и производных материалов космических съемок с разрешением на местности лучше 2 метров или указанных материалов (фрагментов материалов) с разрешением на местности от 2 до 4 метров, содержащих режимные объекты». Эти нормы нелогичны и противоречат как законодательству, так и здравому смыслу.

Закон (ст. 2 Закона о государственной тайне) определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно - розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Из анализа данной нормы следует, что:

  •  основными составляющими государственной тайны являются сведения в важных

для безопасности государства областях;

  •  эти сведения защищаются государством;
  •  распространение сведений, составляющих государственную тайну, может нанести

ущерб безопасности Российской Федерации.

Россия обладает космическими аппаратами военного назначения. Данные ДЗЗ, получаемые с них, необходимо засекречивать, поскольку единственная цель деятельности таких космических аппаратов - обеспечение безопасности государства, они изначально не предназначены для извлечения прибыли. Данные, получаемые с этих спутников, неизвестны широкому кругу лиц, выполняют конкретные задачи правоохранительных и силовых органов и должны защищаться государством, в том числе путем установления режима секретности. Их распространение может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Однако данные ДЗЗ с аппаратов гражданского назначения не могут быть засекречены в принципе, поскольку не обладают тремя составляющими государственной тайны.

Во-первых, предназначение частных космических аппаратов и данных ДЗЗ - извлечение прибыли.

Во-вторых, они не могут быть защищены государством. Анализ Закона об информатизации, информации и защите информации (часть 8 статьи 6) показывает, что собственником информации (данных ДЗЗ) является собственник космического аппарата. В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона об информации собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти. Однако собственником полученной информации может быть частное иностранное (как правило) юридическое лицо, на которого нормы Закона РФ не действуют.

В-третьих, информация уже распространена, данные дистанционного зондирования Земли из космоса свободно обращаются во всем мире, любой снимок можно заказать по Интернет или в специализированных иностранных опять же фирмах.

Порядок засекречивания должен быть установлен абсолютно четко - по назначению космического аппарата.

Вся отрасль ДЗЗ была создана на обломках той системы, которая существовала в Советском Союзе. Бюджетное финансирование, государственное управление, отсутствие законодательной базы — это наше «приданое».

Пора бы нам вырасти и начать жить своей жизнью, своим умом. В условиях, когда старая система трещит по швам, когда со страшной регулярностью происходят природные катаклизмы, подобные катастрофе в Кармадонском ущелье, террористические акты подобные трагедии в Беслане, когда сама жизнь показывает ущербность приверженности старым принципам управления, нужно обязательно официально снять все ограничения на данные ДЗЗ, полученные с гражданских космических аппаратов. Например, Украина уже давно обогнала нас в этом вопросе и сняла все ограничения по секретности на снимки из космоса (Приказ Службы Безопасности Украины 52 от 01.03.2001).

В США существует правило, по которому лицо, официально не допущенное к государственным или коммерческим секретам, не может нести за них ни уголовной, ни административной ответственности (даже если этой информацией обладает). Так, некоторое время тому назад несколько коммерческих фирм опубликовали в СМИ спутниковую фотографию военно-воздушной базы в Неваде, на которой испытывались будущие образцы военно-воздушной техники. На запрос журналистов чиновники из военно-воздушного ведомства ответили, что не собираются предпринимать по этому поводу каких-либо действий, или как-либо комментировать факт опубликования этой фотографии.

Помимо юридических требований, существует экономический мотив разумного подхода к засекречиванию информации - по общим оценкам сохранение секретной информации в 120 раз дороже, чем их рассекречивание. При этом все признают, что чиновники часто перестрахуются и относят несекретные документы к категории секретно "на всякий случай".

Все это ставит российские юридические лица в ущербное положение по сравнению с юридическими лицами, например, дружественной нам Украины, не говоря уж о США и других развитых странах.

Контроль со стороны государственных органов за секретностью или несекретностью данных ДЗЗ, получаемых с гражданских КА, практически невозможен, более того - он вреден, поскольку завалит наши государственные органы лишней работой. Этот контроль в любом случае неэффективен, поскольку у силовых органов в настоящее время огромный пласт работы, связанной с противодействием терроризму.

В любом правовом государстве главным регулятором правоотношений выступает закон как документ, выражающий волю большинства. К сожалению, наше государство пока не может отказаться от практики регулирования отношений посредством написания ведомственных приказов, указаний и прочих документов, которые исходят от одного ведомства (читай — от одного человека или группы лиц), но при этом регулируют широкий спектр взаимоотношений и устанавливают правила для всего общества. Зачастую такие документы не публикуются, не регистрируются, исходят от некомпетентных людей, но регулирующие органы их применяют и притесняют хозяйствующих субъектов. В случае с государственной тайной и данными ДЗЗ как таковыми до настоящего времени не было прецедентов, позволяющих отследить тенденцию применения различных ведомственных актов, однако как раз в этом случае и необходимо проявить волю и знание основ законодательства.

Давайте признаем прямо - государственной тайны на данные ДЗЗ, полученные с космических аппаратов гражданского назначения, в нашей стране пока нет. Может, она и появится, когда будет существовать судебный прецедент. Но тогда, спрашивается, что сделали наши силовые органы по факту показа снимков из космоса российской базы военных подводных лодок с разрешением 2 метра, которые были опубликованы «в качестве рекламы» представителем компании ImageSat на международной конференции в 2004 году в Ватутинках в присутствии нескольких сотен уважаемых людей, в том числе государственных служащих. Или что было сделано по факту показа по телеканалу НТВ в прайм-тайм снимков Москвы из космоса с разрешением 1.5 метра в качестве информации о существующем проекте http://maps.google.com/, который, кстати, тоже предполагает получение данных ДЗЗ по территории РФ.

У нашей отрасли огромное будущее, и закладывается оно именно сейчас и именно нами. Если будем строго следовать законодательству, в том числе в вопросах государственной тайны, то установить какие-либо ведомственные или монополистические ограничения будет просто невозможно. Наша деятельность осуществляется во благо общества и государства, это необходимо признать как аксиому и действовать, не отходя от норм закона.

Гпава 5. Лицензирование

В зависимости от сферы применения данных ДЗЗ деятельность по дистанционному зондированию Земли подлежит лицензированию как:

  •  космическая деятельность (ст. 9 Закона о космической деятельности);
  •  картографическая деятельность (п. 2 ст.З Закона о геодезии и картографии);
  •  деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (ст. 30 Федерального закона от 10 января 2002 г. 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.9 закона о гидрометеорологической службе).

В случае, если лицо осуществляет деятельность по дистанционному зондированию Земли из космоса без соответствующей лицензии, могут последовать суровые санкции: административные, налоговые и гражданско-правовые, а также уголовные. Поэтому рекомендуем не рисковать и получить лицензию, даже если есть малейшие сомнения в ее необходимости.

В то же время необходимо отметить, что в том случае, если организация не осуществляет непосредственно прием данных ДЗЗ (т.е. не осуществляет дистанционное зондирование), лицензий как таковых на осуществление дистанционного зондирования не требуется. Деятельность каждой конкретной организации имеет свои особенности и, соответственно, у каждой организации есть свои основания для получения тех или иных государственных лицензий, однако в общем можно сказать, что если организация использует данные ДЗЗ для собственных нужд или распространяет данные ДЗЗ, не занимаясь их приемом, такая деятельность лицензированию не подлежит.

Вопрос о необходимости лицензии, как правило, для каждой организации непростой. Еще раз призываем не рисковать, законно получить требуемую лицензию, соблюдать требования лицензирующего органа (т.е. подтвердить это документально), и спокойно работать. Для снятия многих вопросов в третьем разделе обзора мы приводим порядок получения необходимых лицензий.

Обязательность лицензирования деятельности по дистанционному зондированию Земли обуславливается Федеральным законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в совокупности с указанными выше законами.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - закон о лицензировании) определил главные понятия, из которых исходит все лицензионное законодательство:

  •  лицензия специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу;
  •  лицензируемый вид деятельности вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии;
  •  лицензирование мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензии в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;
  •  лицензионные требования и условия совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

2 По данным ИТЦ «Сканэкс»

17


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77731. Технологии флэш-памяти 130.5 KB
  Итак флэш-память. Вообще изобретателем считается Intel представившая в 1988 году флэш-память с архитектурой NOR. Годом позже Toshib разработала архитектуру NND которая и сегодня используется наряду с той же NOR в микросхемах флэш.
77733. Внешние запоминающие устройства (ВЗУ) и их интерфейсы 3.5 MB
  В этих устройствах могут быть реализованы различные физические принципы хранения информации магнитный оптический магнитооптический электронный в любых их сочетаниях. Устройства внешней памяти оперируют блоками информации но никак не байтами или словами как например оперативная память. Процедуры обмена с устройствами внешней памяти привязаны к типу устройства его контроллеру и способу подключения устройства к системе интерфейсу.
77735. Интерфейс НГМД 2.29 MB
  Интерфейс НГМД Интерфейс накопителей на гибких магнитных дисках НГМД является сугубо специфическим по нему передаются не байты команд и данных а сигналы управления приводом и не декодированные сырые битовые потоки данных чтения-записи. Основные функции по управлению НГМД а также по кодированию-декодированию данных выполняет контроллер расположенный на системной плате1. Все функции необходимые для использования НГМД в качестве устройств хранения данных реализованы сервисами BIOS INT 13h и ОС. Контроллер 2 FDC АТ поддерживает два...
77736. Интерфейс ATA 205 KB
  После введения в 2003 году стандарта Seril T Последовательный T традиционный T стали именовать Prllel T имея в виду способ передачи данных по 40 жильному кабелю. Это вдвое увеличивает скорость передачи данных по интерфейсу. Также введена проверка на четность CRC что повышает надёжность передачи информации. 1й регистр с адресом 0 является 16 разрядный и используется для передачи данных между диском и контроллером.
77737. Подключение жестких дисков ATA к компьютеру 112 KB
  Неправильное подключение разъемов кабеля к жесткому диску или системной плате не ведет с необходимостью к повреждению электроники диска или платы жесткий диск просто не распознается и не инициализируется BIOS. Включить компьютер и войти в SetupBIOS программу настройки BIOS бапзовой системы вводавывода нажав комбинацию клавиш высвечиваемую на экране компьютера во время его загрузки обычно клавиша Del. Сконфигурировать или убкдится в правильной конфигурации установленный жесткий диск задав параметры Type Cylinder Heds Sectors и...
77738. Интерфейс Serial ATA 278.5 KB
  Часто среди обоснований перехода на новый стандарт в статьях называют ограниченную скорость передачи параллельного интерфейса в 133 мбайт с но это ограничение конкретной его версии а не его вида вообще а у Seril T не намного и больше 150 Мбайт с. Основные причины ввода Seril T. Их решением стал новый последовательный интерфейс АТА Seril T1 пришедший на смену параллельному интерфейсу физических накопителей.
77739. Диски и контроллеры SAS 1.93 MB
  SS может использовать и большой набор разновидностей RID. Такие гиганты как dptec или LSI Logic в своих продуктах предлагают расширенный набор функций для расширения миграции создания гнёзд и других возможностей в том числе касающихся распределённых массивов RID по нескольким контроллерам и приводам. Но SS это больше нежели интерфейс следующего поколения для профессиональных жёстких дисков хотя он идеально подходит для построения простых и сложных RIDмассивов на базе одного или нескольких RIDконтроллеров. Вместе с мощными...