43172

Анализ и изучение налоговой системы России

Курсовая

Налоговое регулирование и страхование

Особенность налоговой системы Российской Федерации состоит еще и в том что законодательство регулирующее эту область жизни общества ещё не обрело необходимой стабильности поскольку не достигло сбалансированности чёткости и обоснованности способной удовлетворить все нужды современного российского общества. Актуальность выбранной темы характеризуется тем что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов надлежащей дисциплины налогоплательщиков. В современных...

Русский

2013-11-03

255.5 KB

3 чел.

Введение

Сбалансированность и обоснованность системы налогов и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть которой составляет налоговая система и, следовательно, система налогов и сборов. Этот тезис подтверждают и кризисные явления в мировой экономике, которые мы наблюдаем сегодня. Особенность налоговой системы Российской Федерации состоит еще и в том, что законодательство, регулирующее эту область жизни общества, ещё не обрело необходимой стабильности, поскольку не достигло сбалансированности, чёткости и обоснованности, способной удовлетворить все нужды современного российского общества. Более того, все более тесная интеграция России в мировое сообщество, в частности, вступление в ВТО, требует разработки новых механизмов налогообложения в изменяющихся условиях движения товарно-денежных потоков.  Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения в экономике в условиях перехода к цивилизованному рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.

Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России. Для достижения этой цели, в работе поставлены следующие задачи:

  1.  дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
  2.  определить роль и значение налоговой системы РФ в системе государственного регулирования;
  3.  рассмотреть роль налоговой системы в экономике Российской Федерации;

4. выявить недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации налоговой системы РФ;

 Информационными источниками для написания работы послужили исследования следующих авторов: Врублевская О.В., Владимирова Н.П., Глинский А.Н., Грачева Е.Ю., Дуканич Л.В., Колчин С.П., Киселева Е.А.,  Чепурин М.Н., Черник Д.Г., Н.И. Химичева, Налоговый кодекс Российской Федерации.

Объектом исследования является налоговая система РФ как динамическая система инструментов регулирования экономического и социального климата в Российской Федерации. Предметом являются развитие отношений между  обществом и государством по формированию оптимальной модели взаимодействия в области налогообложения.

Структура работы определена ее  целями и задачами.

Работа состоит из введения; двух глав, в которых раскрывается основное содержание понятия «налоговая система» и производится анализ проблем совершенствования налоговой системы в Российской Федерации; расчетного задания, заключения и списка использованной литературы.

1.Принципы функционирования российской налоговой системы

В России налоговая система складывалась в начале 90-х гг. XX века, в период кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. На ее становлении и развитии сказались отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, краткие сроки, отпущенные на разработку законодательства, а также экономический и социальный кризис в стране.

Налоговая система характеризует налоговый правопорядок в целом, а система налогообложения является ее элементом.

Система налогообложения - главный инструмент перераспределения финансовых средств. Для ее эффективного формирования необходимы определенные условия, прежде всего, стабильность общей экономической политики. Налоговая система как часть финансовой системы может действовать целенаправленно только при наличии государственных программ, четко определяющих приоритеты промышленной и научно-технической политики, в соответствии с которыми предоставляются налоговые льготы и бюджетные субсидии.[18. C.1]

Сегодня налоговая система призвана влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения.

 Элементами налогообложения являются:

- Объект налогообложения;

- Налоговая база;

- Налоговый период;

- Налоговая ставка;

- Порядок исчисления налога;

- Порядок и сроки уплаты налога.

Объектами налогообложения служат: имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг либо другое экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Налоговая база – это стоимостная, физическая или другие характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и других документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Остальные налогоплательщики – физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

Налоговый период – это календарный год или другой период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня воздания до конца календарного года, следующего за годом создания. При ликвидации или реорганизации организации до конца календарного года последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации или реорганизации.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты плательщик уплачивает пени.

1.1 Классификация налогов

Налоговая система включает различные виды налогов. Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т.д. представляет собой классификацию налогов, позволяющую устанавливать их сходства и различия. Отдельные группы налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

По мере развития систем налогообложения изменялся принцип классификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие ту или иную налоговую систему.

В бюджетной практике разных стран наибольшее распространение получила классификация налогов исходя из государственного устройства и компетенции государственных органов по установлению налогов и управлению налоговыми платежами. Такую группировку налогов называют еще статусной классификацией, предполагающей разделение налогов на государственные (федеральные и региональные) и местные.

В Российской Федерации систему налогов необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов (ст. 12 Налогового кодекса РФ; далее - НК РФ).

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России, т.е. их состав, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты определяются на федеральном уровне и только согласно НК РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся:

- налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);

- акцизы (гл. 22);

- налог на доходы физических лиц (гл. 23);

- единый социальный налог (гл. 24);

- налог на прибыль организаций (гл. 25);

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1);

- водный налог (гл. 25.2);

- налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26);

- государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ).

Региональные налоги и сборы устанавливаются НК РФ, вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории этих субъектов. Законодательные органы определяют налоговые ставки в соответствии с НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; формы отчетности. Кроме того, региональный законодатель правомочен также вводить налоговые льготы и основания их предоставления налогоплательщику. Иные элементы налогообложения устанавливаются федеральными законами.[11. C. 26]

Специальные налоговые режимы устанавливают и применяют в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Они предполагают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Специальными налоговыми режимами являются:

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 НК РФ);

- упрощенная система налогообложения (гл. 26.2);

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3);

- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ).

Особенностью этих налогов является то, что со дня их введения на территории субъектов Российской Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ, вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге - местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие законами данных субъектов Федерации. При этом в нормативных правовых актах определяются налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Представительные органы местного самоуправления могут также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Местные налоги включают:

- налог на имущество физических лиц (гл. 23 НК РФ);

- земельный налог (гл. 31).

В России состав федеральных, региональных и местных налогов в период 1992 - 2006 гг. постоянно изменялся. Это является отражением новых тенденций экономического развития и реформ государственного управления. Проводимая административная и налоговая реформа обусловливает дальнейшее изменение состава федеральных, региональных и местных налогов. Одновременно ряд налогов переведен в разряд неналоговых поступлений в государственный бюджет (в частности, таможенные пошлины, платежи по природопользованию).

В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество как юридических, так и физических лиц. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают между конкретным налогоплательщиком и государством.

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Они включаются в цену товара, а также тариф на работы или услуги и оплачиваются потребителем.

К примеру, налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.

Налогоплательщик при реализации товаров (работ, услуг) получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Таким образом, указанные налоги предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога - потребителем этого товара (работы или услуги).

Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Для государства эти налоги привлекательны еще и потому, что поступление их в казну прямо не привязано к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций. [14. C.178]

Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения разрабатывалась исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги - роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц.

Классификация налогов по налогоплательщикам включает, как правило, три группы налогов:

- с организаций (налог на прибыль; налог на добавленную стоимость и т.д.);

- с физических лиц (налог на доходы физических лиц и т.д.);

- с организаций и физических лиц (транспортный налог, госпошлина и т.д.).

Группировка налогов по объекту обложения также нередко используется в научных изданиях. Она отражает деление налогов на налоги на доходы, имущество, действия (финансовые операции, обороты, хозяйственные активы), ресурсы (их использование).[6. C. 118]

Наконец, в последние годы стала использоваться классификация налогов по такому критерию, как направление использования налогов, или назначение налогов. При этом выделяют общие, специальные и чрезвычайные налоги.

Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государства - бюджет, хотя и разных уровней в зависимости от государственного устройства (по НК РФ это налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и др.).

Специальные налоги имеют строго определенное назначение и предназначены для формирования централизованных целевых фондов (например, единый социальный налог). Специальные налоги нередко взимаются с отдельных групп плательщиков.

Введение чрезвычайных налогов непосредственно связано с конкретным событием или этапом существования и развития той или иной страны.

Учетно-экономическая целесообразность диктует иную группировку налогов, взимаемых с предприятий и организаций:

- налоги, относимые на издержки производства и обращения (единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых и др.);

- включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг) (НДС, акцизы);

- относимые на финансовые результаты (до налогообложения прибыли - налоги на имущество, рекламу);

- на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (налог на прибыль организаций, платежи за загрязнение окружающей среды в части превышения лимита и др.).

Таблица 1- Основные признаки классификации налогов

Основные признаки

Примеры и характеристика

Критерий перелагаемости налогов

Способ обложения и взимания налогов

по платежеспособности плательщика

 

Прямые (налоги на доход и имущество):

*налог на прибыль корпораций;

*налог на доходы с физических лиц.

Косвенные (акцизы; налог с продаж; налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины; фискальные налоги).

Источники обложения

Налоги с дохода, прибыли.

Налоги с капитала, ценных бумаг.

Налоги с имущества.

Субъекты и объекты обложения

* Налоги с физических лиц.

* Налоги с юридических лиц.

* Поземельный налог.

* Поимущественный налог.


По иерархии государственной власти (статус)

* Федеральные налоги (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий).

* Региональные налоги (налог на имущество предприятий).

* Местные налоги (земельный налог).

Воспроизводственные стадии

* Налоги на производство.

* Налоги на обращение.

* Налоги на потребление.

По факторам производства

* Налоги на труд.

* Налоги на капитал.

* Налоги на землю.

По целевому назначению

* Общие налоги (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость).

* Специальные налоги (взносы в социальные фонды).

По ограниченным производственным ресурсам

* Налоги на природные ресурсы, трудовые ресурсы, на инвестиционные информационные ресурсы.

Способы обложения доходов и расходов

* Налоги на доходы.

* Налоги на расходы.

Консолидации бюджетных и внебюджетных фондов

* Бюджетные налоги; внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования).

В зависимости от характера изменения налоговой политики (варьируя налоговую ставку) различают налоги прогрессивные, регрессивные и пропорциональные. Налог считается: (а) прогрессивным, если с увеличением дохода возрастает норма процента налога; (б) пропорциональным, если ставка налога представляет собой постоянную долю дохода; и (в) регрессивным, если бремя налога относительно тяжелее для семей с низкими доходами, чем для богатых семей.

Таким образом, социальная функция налогов сводится к тому, что тот, кто работал больше и заработал больше, должен платить больше налогов с той целью, чтобы быть ближе по своим доходам к менее обеспеченному соседу, тем самым способствуя снижению социальной напряженности в обществе.[4. C.1]

1.2 Функции налогов

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, инструмента распределительных отношений в обществе.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и пр.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Регулирующая функция – регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системы.

Стимулирующая функция – при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.

Регулирующую и стимулирующую функции называют экономической функцией. Такое разграничение функций налогов носит целевой характер, так как все функции переплетаются и осуществляются одновременно. Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемыми законодательными органами власти.

1.3 Правовое регулирование российской налоговой системы

Правовое регулирование российской налоговой системы регламентировано законодательством Российской Федерации, включающим в себя Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах; законы и иные нормативные акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.[19]

Налоговый кодекс РФ - единый законодательный акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России; он состоит из двух частей.

Часть первая НК РФ, введенная в действие с 1 января 1999 г., устанавливает круг нормативно-правовых актов, подпадающих под термин "законодательство о налогах и сборах", который регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами. Принятие части первой НК РФ явилось поистине историческим моментом в развитии экономических реформ в нашей стране.

С 1 января 2001 г. вступила в силу часть вторая НК РФ, определяющая порядок исчисления и уплаты отдельных налогов.

В результате принятия Налогового кодекса РФ снижено общее количество налогов, действовавших в Российской Федерации; вместо 48 установленных федеральным законодательством налогов и отчислений во внебюджетные фонды и более чем 100 фактически действовавших к моменту его принятия налогов, сборов и иных обязательных платежей на данный момент установлены 15 видов налогов и сборов.

При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.

Изменения налоговой системы направлены на решение следующих важнейших задач:

- построение единой и понятной в границах Российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;

- возрастание справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов, исключения из самих механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание;

- развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, регионального и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;

- создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующих развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан;

- ослабление общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков путем более равномерного распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков;

- формирование единой налоговой правовой базы, совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения и улучшение налогового администрирования;

- упрощение налоговой системы за счет установления исчерпывающего перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа;

- обеспечение стабильности налоговой системы, а также определенности в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков на длительный период.

Налоговый кодекс РФ должен стать в значительной части законом прямого действия. Прежде всего, это касается установления видов налогов и их перечня на всех уровнях (федеральном, субъектов Федерации и местном); процедур введения и механизмов исполнения налогового обязательства; обеспечение прав и обязанностей участников налоговых отношений; осуществления налогового контроля, формы его проведения, ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Систему налогового законодательства составляет взаимосвязанная совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы. Эта система охватывает законы, указы, постановления, межведомственные и ведомственные нормативные документы, а также акты других отраслей законодательства в том случае, если они содержат нормы, применяемые к налоговым отношениям.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов, является Федеральная налоговая служба (ФНС России).

ФНС России представляет собой уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о Федеральной налоговой службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506; в ред. от 10.08.2006).

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы - управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.

ФНС России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, определяемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ (Минфина России).

Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр и пари, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.[13. C.216]

Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Минфин России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329; в ред. от 11.11.2006).

Минфин России взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

2. Налоговая политика России на современном этапе

2.1 Результаты налоговой реформы в России

В течение последних семи лет в России была проведена масштабная налоговая реформа, начатая с принятием первых глав второй части Налогового кодекса в 2000 году.

Принятые в 1991 г. законы были подготовлены в тяжелых экономических и политических условиях, потому не отличались глубиной проработки. Совместно с международными финансовыми организациями разрабатывались проекты законодательных и нормативно-правовых актов. Однако отсутствие единства мнений по поводу необходимости налоговой реформы решали лишь некоторые частные проблемы, не затрагивая при этом основ налоговой системы.

В результате, в рамках осуществления налоговой реформы были частично или полностью решены следующие проблемы:

1. Повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет:

- выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего за счет отмены имеющихся необоснованных льгот и освобождений);

- отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов и сборов (прежде всего так называемых «оборотных» налогов);

- исправления деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам, искажающих экономическое содержание этих налогов;

- улучшение налогового администрирования и повышение уровня собираемости налогов.

2. Снижение общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков, что включает в себя:

- более равномерное распределение налоговой нагрузки между налогоплательщиками;

- снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

- снижение ставок налогообложения прибыли предприятий.

3. Упрощение налоговой системы за счет:

- установления закрытого перечня налогов и сборов;

- сокращения числа налогов и сборов;

- максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка их уплаты.

4. Обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы.

Принципиальное значение при проведении налоговой реформы имел вопрос равномерного и справедливого распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков при сокращении уровня номинальных налоговых ставок. Это было реализовано, прежде всего, за счет сокращения многочисленных и бессистемных налоговых льгот и освобождений, нарушающих принцип справедливости по отношению к тем участникам экономической деятельности, которые не пользуются налоговыми преференциями, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других.

При осуществлении налоговой реформы была создана такая конструкция налога на прибыль, при которой налогоплательщик получает возможность в разумные сроки компенсировать все свои расходы на расширение производства, внедрение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на природоохранные мероприятия и некоторые другие цели.

Были приняты изменения в налоговом законодательстве, направленные на изменение порядка акцизного налогообложения. Так, акциз на табачные изделия взимается не только по комбинированной ставке, но адвалорная компонента акцизной ставки исчисляется от максимальной розничной цены, определяемой производителем.

Проведенная налоговая реформа затрагивала и прочие составные части налоговой системы. В частности, были осуществлены нововведения по следующим основным направлениям:

а) Налог на имущество организаций. В рамках реформирования данного налога были выведены из-под налогообложения денежные средства, товарные запасы и некоторые другие счета актива баланса организации, значительно сокращено количество налоговых льгот, устанавливаемых на федеральном уровне.

б) Налог на имущество физических лиц. Данный налог, который предлагалось также преобразовать в налог на недвижимость, должен в перспективе стать основным источником формирования собственных налоговых доходов муниципальных бюджетов.

в) Налоги, являющиеся источниками формирования дорожных фондов. Основной источник средств на финансирование строительства и ремонта автомобильных дорог – налог на пользователей автомобильных дорог, взимаемый в зависимости от оборота налогоплательщика.

Также был введен региональный транспортный налог, объединивший действовавшие налог на владельцев транспортных средств и налог на отдельные виды транспортных средств. При этом ставки налога были заметно увеличены и поставлены в зависимость от мощности автомобиля.

г) Налогообложение малого предпринимательства.

Создана система специальных налоговых режимов для малого предпринимательства, состоящая из упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, которая не показала свою эффективность.

Можно сделать вывод, что проведенная налоговая реформа в целом привела не только к повышению экономической эффективности и нейтральности налоговой системы, но и создала возможности для увеличения доходной базы бюджетной системы.

2.2 Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой системы России

В настоящее время в России в сфере налогообложения сложился негативный стереотип поведения, имеют место достаточно низкая налоговая культура общества, стремление уклониться от уплаты налогов.

В этой связи необходимо формировать и развивать налоговую культуру населения. Налоговая культура - это часть общенациональной культуры страны, связанная с деятельностью участников отношений, отражающая уровень знания и соблюдения налогового законодательства, правильность исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Процесс формирования налоговой культуры сталкивается со многими проблемами:

- несовершенство, нестабильность налогового законодательства РФ;

- недостаточные информирование, консультирование граждан, рекламно-информационные мероприятия;

- неудовлетворительное качество исполнения налоговых процедур;

- недоверие населения к налоговым органам;

- проблема взаимной социальной ответственности гражданина, бизнеса и государства;

Налоговая система - важнейший инструмент в обеспечении экономического, социального и культурного развития страны. Основной акцент в налоговом администрировании возложен на фискальную функцию. Постоянные изменения налогового законодательства связаны с принятием подзаконных актов, часто содержащих ложное толкование закона. Все это оказывает отрицательное влияние на рост доверия граждан к налоговой системе.

Процесс формирования и развития налоговой культуры - это постоянная деятельность государства и граждан, которая имеет воздействие на эффективность налоговой политики.

Приоритетными направлениями повышения уровня налоговой культуры являются:

- упрощение налогового законодательства РФ, совершенствование механизма разрешения налоговых споров;

- существенное повышение эффективности взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками;

- повышение информирования, развитие налогового консультирования граждан, рекламно-информационные мероприятия, использование каналов СМИ, пропаганда налоговой культуры, дисциплины и ответственности;

- повышение качества исполнения налоговых процедур;

- повышение имиджа и престижа работы в налоговых органах.

Для достижения финансовой стабильности государства и обеспечения экономической безопасности страны совершенствование налогового администрирования необходимо проводить во взаимосвязи с формированием налоговой культуры общества. Главным показателем нового уровня сотрудничества государства и налогоплательщиков должны стать профессионализм и взаимная ответственность, высокая налоговая культура и налоговая дисциплина.

В условиях России нужна детально проработанная долгосрочная федеральная программа по воспитанию законопослушного налогоплательщика.

Рекламно-информационные мероприятия (например, реклама под лозунгами "Заплати налоги и спи спокойно", "Требуйте "белую" зарплату!"), а также стимулирующие кампании ("налоговые амнистии"), несмотря на то что они широко проводились в нашей стране, оказались малоэффективны по причине недоверия населения к органам государственной власти. Эти акции успешны лишь в том случае, если государство способно обеспечить неизменность налоговой системы, жесткость контроля над уплатой налогов, а также, что немаловажно, собственное социально ответственное поведение (включая соблюдение закона государственными чиновниками).

Россияне еще не до конца принимают фундаментальные и общепринятые в рыночном обществе политические ценности, налоги - основа благосостояния государства и общества. Люди не понимают, ради чего их принуждают платить налоги, лишая значительной части заработанных средств. Граждане считают нынешнюю систему налогообложения социально несправедливой. В РФ неуплата налогов практически не влияет на имидж, деловую репутацию

Многие предприятия не показывают в отчетах реальную заработную плату, вследствие чего в будущем люди остаются без пенсии. Молодежь, общаясь со своими родителями, которые сталкиваются с налогами на практике, делает вывод о том, что налоги - это зло. Все это говорит о недоверии населения к налоговым органам.

Остро встает и проблема коррупционности аппарата органов управления. А это, в свою очередь, значительно дискредитирует налоговые органы в глазах населения.

Для достижения финансовой стабильности государства и обеспечения экономической безопасности страны совершенствование налогового администрирования необходимо проводить во взаимосвязи с формированием налоговой культуры общества. Главным показателем нового уровня сотрудничества государства и налогоплательщиков должны стать профессионализм и взаимная ответственность, высокая налоговая культура и налоговая дисциплина.

2.3 Основные направления реформ налоговой политики

К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы. В ходе проведенной в Российской Федерации налоговой реформы был отменен ряд налогов, снижены ставки основных налогов, созданы условия для более низкой налоговой нагрузки на малый бизнес.

Современный этап развития российской экономики характеризуется наличием множества специфических проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов, уровень развития судебной системы, защиты прав собственности. В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь одной из составных частей реформ, направленных на повышение конкурентоспособной налоговой системы.

Таким образом, предстоит реализовать следующие меры долгосрочной стратегии в области налоговой политики:

  1.  Повышение эффективности налогового администрирования. Собираемость основных налогов может быть обеспечена за счет сокращения возможностей уклонения от уплаты налогов.
  2.  Реформирование единого социального налога и введение страховых взносов для работодателя. Реформа этого налога будет направлена на предотвращение дальнейшего снижения эффективной налоговой ставки.

На решение перечисленных выше задач направлены следующие изменения в законодательство, которые вступили в силу с 1 января 2010г.:

  •  В условиях 2010 г. эффективная ставка взносов в Фонд социального страхования остается неизменной, ставка в Фонд медицинского страхования увеличивается на 2 процентных пункта.
  •  Налоговый кодекс РФ будет содержать положения, предусматривающие автоматическую ежегодную индексацию указанных выше порогов регрессии на величину, соответствующую прогнозируемому приросту номинальной заработной платы.
  •  Будут установлены единые шкалы ставок взносов для всех налогоплательщиков, за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, и налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
  •  Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие налоговые режимы в виде единого сельскохозяйственного налога, в виде единого налога на вмененный доход, будут уплачивать страховые взносы по общим правилам.
  •  С 2010 г. следует перейти на общий порядок взимания страховых взносов в рамках всех специальных налоговых режимов.

Кроме того, предлагается ввести взносы, уплачиваемые работниками 1967 года рождения и моложе, по ставке 3% от налогооблагаемой зарплаты в пределах до 1100 тыс. руб. в год. Взносы будут зачисляться на индивидуальные счета для формирования накопительной части трудовой пенсии.

В 2020 г. в связи с ухудшением соотношения численности работников и пенсионеров ставка пенсионных взносов, уплачиваемая работодателями с зарплаты, должна быть увеличена в первом диапазоне на 3%. Эти средства будут направлены на финансирование страховой части пенсий.

  1.  Совершенствование налогообложения добычи нефти. В частности, для учета существенных различий в условиях добычи нефти, а также повышения эффективности системы предоставления подобных льгот возможно принятие новых мер, стимулирующих разработку выработанных месторождений и месторождений, разработка которых связана с повышенными затратами (мелкие месторождения).
  2.  Переход на новые принципы налогообложения добычи природного газа, которые будут направлены на выравнивание налоговой нагрузки при добыче природного газа и нефти.
  3.  Введение налога на недвижимость. В долгосрочной перспективе предполагается создать эффективную систему налогообложения недвижимости как один из важнейших источников доходов региональных местных бюджетов.

Среди прочих, менее значимых мер, которые будут направлены на повышение эффективности налоговой системы в долгосрочной перспективе, можно отметить:

  1.  Создание эффективной системы контроля за трансфертным ценообразованием с целью недопущения использования этого инструмента для минимизации налоговых обязательств.
  2.  Повышение нейтральности налога на добавленную стоимость: совершенствование процедур исчисления и возмещения налога.
  3.  Повышение эффективности налога на прибыль организаций, для чего следует построить систему налогового администрирования таким образом, чтобы все необходимые для ведения бизнеса и документально подтвержденные расходы принимались к вычету, за исключением тех видов расходов, в отношении которых установлен прямой запрет.
  4.  Постепенное повышение ставок акцизов. Нужно внедрять дифференциацию ставок акцизов на моторное топливо в зависимости от его экологического класса. Необходимо добиться гармонизации ставок акцизов на табачные изделия с сопредельными странами.
  5.  Совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами.
  6.  Сокращение масштабов использования специальных налоговых режимов в налоговой системе, являющихся исключением из общих правил налогообложения.

В заключение хочется отметить, что лучше идти вперед, чем стоять на месте. Налоговая система в современных условиях должна стать чрезвычайно гибким механизмом. Поэтому предложения Минфина России – это серьезный прогресс в налоговых реформах, результат глубокого анализа происходящих в стране изменений, долговременного прогнозирования экономических процессов.

Расчетное задание

Проанализируйте распределение ассигнований из республиканского бюджета Республики Марий Эл по подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации на 2007-2011 год.

Вариант №10. Другие вопросы в области национальной экономики – 04.11

К подразделу 04.11 «Другие вопросы в области национальной экономики» относятся:  расходы на руководство и управление в сфере установленных функций, выполнение функций государственными органами, мероприятия по землеустройству и землепользованию, различные региональные целевые программы, расходы на государственную поддержку малого предпринимательства, субсидии и гранты отдельным отраслям и предприятиям, субсидии и гранты по привлеченным кредитам и др. Необходимо отметить, что структура данного подраздела достаточно непостоянная, отдельные целевые статьи вводятся и отменяются исходя из текущей экономической ситуации в регионе, объективной потребности в расходах подобного рода.

Для анализа распределений ассигнований из республиканского бюджета РМЭ приведем исходные данные и расчеты в Таблице 2.

Таблица 2

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  АССИГНОВАНИЙ

из республиканского бюджета РМЭ по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ на 2007-2011 год

Наименование

Сумма, тыс. руб.

Структура, %

2007

2008

2009

2010

2011

2007

2008

2009

2010

2011

ВСЕГО РАСХОДОВ

9761302,4

12490090,9

15049449,6

15151095,0

16632731,3

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

1470236,8

1 971 692,8

2216399,1

1924005,5

1901092,1

15,06

15,79

14,73

12,70

11,43

Общеэкономические вопросы

58282,7

69 573,4

86 328,7

94 064,3

101040,7

0,60

0,56

0,57

0,62

0,61

Топливо и энергетика

5757,0

16 950,0

-

-

-

0,06

0,14

-

-

-

Воспроизводство минерально-сырьевой базы

1100,0

1100,0

1100,0

1100,0

1100,0

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

Сельское хозяйство и рыболовство

307515,0

439 933,0

465612,0

465925,5

466 230,1

3,15

3,52

3,09

3,08

2,80

Водные ресурсы

21231,0

18 338,6

29405,4

34 940,7

41 990,7

0,22

0,15

0,20

0,23

0,25

Лесное хозяйство

55838,9

110 562,8

120 816,6

126 239,2

127 044,8

0,57

0,89

0,80

0,83

0,76

Транспорт.

Дорожное хозяйство

864505,2

1 095 908,0

1 189 355,0

967 604,0

962 554,0

8,86

8,77

7,90

6,39

5,79

Другие вопросы в области национальной экономики

156007,0

219 327,0

323 781,4

172 859,5

248 831,8

1,60

1,76

2,15

1,14

1,49

Исходя из данных, приведенных в Таблице 2 можно сделать вывод, что, несмотря размер ассигнований по направлению «Другие вопросы в области национальной экономики» увеличивается в период до 2009 года включительно, затем в 2010 году размер ассигнований значительно сокращается, в 2011 году наблюдается некоторый рост. Доля ассигнований по данному подразделу в структуре расходов национальной экономики  также увеличивается в период до 2009 года включительно, затем в 2010 году сокращается, в 2011 году вновь увеличивается. Доказательством этого служат расчеты абсолютного отклонения и изменения доли ассигнований за 2007-2011 гг. (цепным методом) в Таблице 3.

Таблица 3

Расчет изменений в распределении ассигнований за 2007-2011 гг.

Наименование

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Отклонение в структуре, %

2008

2009

2010

2011

2008

2009

2010

2011

ВСЕГО РАСХОДОВ

2728788,5

2559358,7

101645,4

1481636,3

-

-

-

-

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

501456

244706,3

-292393,6

-22913,4

0,73

-1,06

-2,03

-1,27

Другие вопросы в области национальной экономики

63320

104455,4

-150921,9

75972,3

0,16

0,39

-1,01

0,35

Значительное увеличение суммы распределенных ассигнований в 2009 году – доля расходов по направлению «Другие вопросы в области национальной экономики» достигла 2,15% от общей суммы расходов – показывает, что наступление экономического кризиса в этот период повлекло за собой необходимость дополнительных мероприятий по государственной поддержке малого бизнеса, фермерских и крестьянских хозяйств, помощи предприятиям в осуществлении инвестиционных программ. Весомой статьей расходов стала республиканская целевая программа "Благоустройство набережной реки Малая Кокшага в г. Йошкар-Оле".  Последующее снижение суммы ассигнований в 2010 году можно объяснить тем, что большинство предприятий сумели перепланировать свою деятельность с учетом кризисных явлений и больше остро не нуждались в помощи государства. Однако затянувшаяся рецессия, возникшая напряженность на рынке труда потребовали увеличить поддержку малого бизнеса, инвестиционной деятельности предприятий, искать дополнительные возможности по созданию рабочих мест. Поэтому в 2011 году расходы по данному направлению возросли.

Рассмотрим  функциональную классификацию расходов РФ по подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики» (Табл. 4).

Таблица 4

Распределение ассигнований на 2007-2011 года подраздела

«Другие вопросы в области национальной экономики» по  целевым статьям и видам расходов

 

Наименование

Сумма, тыс. руб.

2007

2008

2009

2010

2011

Другие вопросы в области национальной экономики

156007,0

219327,0

323781,4

172859,5

248831,8

Руководство и управление в сфере установленных функций

10868,0

-

-

-

-

Реализация государственных функций в области национальной экономики

61770,0

41280,0

39421,8

32253

1900

Выполнение других обязательств государства

1870,0

-

-

-

-

Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях

46300,0

-

-

-

-

Мероприятия по землеустройству               и землепользованию

13600,0

2500,0

1000,0

-

10000,0

Региональные целевые программы

83369,0

141227,0

246511,4

109611,5

184463,8

Строительство объектов для нужд отрасли

72494,0

-

-

-

-

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства

4875,0

35000,0

36028,2

30295,0

31045,9

Специальные мероприятия

-

3780,0

4450,0

1900,0

1900,0

Организация участия предприятий республики в выставочно-ярмарочных мероприятиях

-

750,0

800,0

800,0

800,0

Поощрение предприятий республики по итогам конкурсов

-

2200,0

3650,0

450,0

450,0

Гранты Президента Республики Марий Эл в сфере промышленности, малого предпринимательства и потребительского рынка

-

830,0

-

650,0

650,0

Государственная поддержка отдельных отраслей промышленности и топливно-энергетического комплекса

-

35000,0

33971,8

30353,0

29602,1

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время

-

1820,0

1820,0

700,0

1820,0

Республиканская адресная инвестиционная программа

-

109310,0

-

55988,0

141510,1

Республиканская  целевая программа “Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике                                         Марий Эл на 2008-2010 годы”

-

10000,0

10000,0

10000,0

10000,0

Подпрограмма “Создание системы кадастра объектов недвижимости в Республике Марий Эл (2007-2011 годы)” республиканской целевой программы “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Республике Марий Эл”

-

21917,0

25381,8

10000,0

10000,0

Республиканская целевая программа "Благоустройство набережной реки Малая Кокшага в г. Йошкар-Оле"

-

-

46200,0

20573,1

13682,8

Государственная поддержка  перспективных инвестиционных проектов, реализуемых  субъектами среднего предпринимательства

-

-

9934,7

-

-

Республиканская целевая программа "Развитие гражданского аэропорта "Йошкар-Ола" на 2009 - 2015 годы"

-

-

-

3050,0

100727,0

Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Марий Эл

-

-

-

10000,0

7330,9

Республиканская целевая программа "Развитие конкуренции малого и среднего предпринимательства на рынке хлебопечения Республики                                                Марий Эл на 2010 - 2011 годы"

-

-

-

-

200,0

Республиканская целевая программа "Развитие инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл                                                        в 2010 - 2014 годах"

-

-

-

-

930,0

Структура расходов по подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики» показывает, что наибольший удельный вес в общей сумме затрат занимают региональные целевые программы, в частности, республиканская целевая программа “ Благоустройство набережной реки Малая Кокшага в г. Йошкар-Оле”, республиканская адресная инвестиционная программа и ряд других. В 2010-2011 г.г. были запущены новые стратегические программы - программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Марий Эл и республиканская целевая программа "Развитие гражданского аэропорта "Йошкар-Ола" на 2009 - 2015 годы". Необходимо отметить некоторое снижение количества выделяемых средств на поддержку малого бизнеса. Возможно, в будущем эти потери будут компенсированы целевыми отраслевыми программами поддержки. Значительное внимание уделяется развитию инвестиционной деятельности.  

Характерной особенностью подраздела являются коренные изменения, вступившие в силу с 2008 года. Поддержка предприятий становится  адресной, большое внимание уделяется инвестиционным проектам, внедрению новых технологий. Введенные с 2008 года региональные целевые программы позволяют концентрировать ресурсы на нескольких приоритетных направлениях, добиваясь значительных результатов в короткий срок.   

Значительное сокращение выделенных средств по направлениям  «реализация государственных функций в области национальной экономики», «государственная поддержка малого и среднего предпринимательства» сопровождается увеличением затрат на региональные целевые программы по описанным выше причинам.

В 2009 гг. выделялись значительные средства для помощи предприятиям в борьбе с экономическим кризисом – были увеличены расходы на целевые статьи «поддержка среднего и малого предпринимательства», «специальные мероприятия», была введена отдельная статья «государственная поддержка  перспективных инвестиционных проектов, реализуемых  субъектами среднего предпринимательства».

Таким образом, структура расходов по данному подразделу в период 2007-2011 г.г. была значительно переработана под нужды экономики региона. Перспективой развития является внедрение дополнительных целевых программ с постепенным отказом от безадресного выделения средств, повышения «гибкости» помощи малому и среднему бизнесу, создание дополнительных фондов для компенсации последствий нестабильности в глобальной экономике.

Заключение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Особую роль приобретает значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.

Последние реформы показывают стремление Российского правительства к коренному изменению ситуации в стране. «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» включают в себя следующие тенденции – налоговое стимулирование инновационной деятельности, упрощение администрирования налогообложения, развитие человеческого капитала. Хочется надеяться, что данные цели все же будут достигнуты, причем не в ущерб остальным сторонам экономической жизни. Однако ряд предлагаемых в документе мер, в частности, введение нового налога на добычу полезных ископаемых и кратный рост акцизов, уже сейчас вызывает отрицательную реакцию среди экономистов. Очевидно, уже сейчас необходимы дальнейшие обсуждения и консультации во избежание социальных потрясений.

Подводя итог, следует отметить, что основной функцией налоговой системы является обеспечение достаточного объема ресурсов, необходимых для финансирования расходов бюджетной системы, не создавая при этом избыточного налогового бремени для экономических субъектов. Для этого требуется обеспечить должный контроль за исполнение налогоплательщиками своих обязательств, повышать собираемость налогов и снижать задолженность по уплате налогов в бюджетную систему Российской Федерации, одновременно поддерживая относительно низкие налоговые ставки.

Список использованной литературы

Налоговый кодекс РФ

Владимирова Н.П. Налоги и налогообложение: учебное пособие. – М.: КНОРУС., 2005. – 232 с.

Финансовое право/ Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко – М.: ТК Велби, 2003. – 160 с.

Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части налогового кодекса Российской Федерации. – М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, Издательский Дом ИНФРА – М, 2004. – 94 с.

Дуканич Л.В., Налоги и налогообложение. Ростов на Дону.: Феникс. – 2008. – 118 с.

Данилкин И. Ж. «Бизнес», сентябрь 2007 №17 (43), 56 с.

Финансовое право Российской Федерации / Отв. ред. М.В. Карасева. – М.: Юристъ, 2006. – 187 с.

Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации: Учеб. пособие для экон. Вузов. М., Экономика, 2002. 254 с.

Крохина Ю.А. Финансовое право России. – М.: НОРМА,2005. 137 с.

Лыкова Л.Н., Налоги и налогообложение в России: Учебник. – М: «Бек»., - 2001. – 26 с.

Орлов М.Ю. « Налоги и налогообложение», 2007, №6 Консультант плюс.

13. Налоговое право: Учебник / Под. ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – 355 с.

  1.  Налоги и налогообложение. 4-е изд. / Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. СПб.: Питер, 2003. 178 с.
  2.  Тулякова А. Ж. «Бизнес», декабрь 2007 №24(50), 36 с.
  3.   Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева. – М.: Юристъ, 2005. – 160 с.
  4.   Курс экономической теории, учебникЮ 4-е издание // Под общей редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров, «АСА» 2007, 474 с.
  5.   Налоги Черника Д.Г. Учебное пособие. – М.: Финансы и кредит, 2004. 136 с.
  6.  Чиненов М.В. «Все о налогах», 2007 №1, Консультант плюс.
  7.  Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов – материалы официального сайта Федеральной налоговой службы. (www.nalog.ru)

.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1383. Анализ предприятия по изготовлению деталей 225.5 KB
  Предприятие производит детали из оцинкованного железа с полимерным покрытием. Предприятие имеет одно производственное подразделение и аппарат управления. Форма собственности – частная.
1384. Лексико-семантичні одиниці на позначення ставлення людини до праці 175 KB
  Особливості лексико-семантичних одиниць на позначення якостей людини (ставлення до праці) (на матеріалі художньої літератури). Висвітлити теоретичні передумови та методологічні основи особливостей лексико-семантичних одиниць.
1385. Структуры и алгоритмы обработки данных 234.5 KB
  Формирование практических навыков организации и использования при решении задач динамических структур данных. Изучение наиболее распространенных алгоритмов решения задач с использованием сложных структур данных.
1386. Гидронасосные станции 143 KB
  Сигналы при взрывных работах. Требования, предъявляемые к монтажной камеры. Виды крепей по способу взаимодействия с кровлей. Меры безопасности при монтаже очистного комбайна. Гидросхема насосной станции СНП55-250-2.
1387. Характеристика СТО ООО Полиавтосервис 132.5 KB
  СТО ООО Полиавтосервис обслуживает легковые автомобили семейства ВАЗ. Краткие технические характеристики основных марок обслуживаемых автомобилей. Назначение объекта реконструкции зоны ТО и ТР.
1388. Учебник по дэйтрейдингу 1.62 MB
  Биржевая торговля — профессия, не похожая на другие, — требует уникального набора навыков и полнейшей самодисциплины. Независимо от того, каким личным или профессиональным опытом вы обладаете, когда вы впервые приступаете к торговле, вам приходится начинать с самого первого шага.
1389. Основы гидравлики 1.82 MB
  Общие сведения о жидкости. Жидкость как физическое тело. Растворимость газов в капельных жидкостях. Неньютоновские жидкости. Сила давления на криволинейную поверхность, погружённую в жидкость. Истечение жидкости из отверстий и насадков.
1390. Лингвистические аспекты теории перевода 1.89 MB
  Р. Якобсон О лингвистических аспектах перевода. М. А.К.Хэллидей Сопоставление языков. Основы теории закономерных соответствий. Грамматические трансформации и перевод некоторых синтаксических конструкций. К вопросу о типах межъязыковых лексических соответствий. П. Рикер Парадигма перевода.
1391. Стратегический менеджмент: целевое управление персоналом организаций 1.92 MB
  Механизм управления персоналом организаций в сфере материального производства на основе применения сверхдемократичной и одновременно сверхжесткой квалиметрической оценки персонала предприятия.