43194

Совершенствование социальной политики в России

Курсовая

Политология и государственное регулирование

Это прежде всего решение задач занятости и обеспечения реального уровня прожиточного минимума адресности социальной поддержки достижения оптимального соотношения уровней жизни активной занятой части населения и нетрудоспособных граждан. Налоговая политика использует механизм прогрессивного налогообложения в качестве источника формирования финансовых ресурсов для осуществления социальной поддержки малообеспеченных в социальном плане слоев населения. Реализация социальной защиты населения осуществляется в двух формах: активной и...

Русский

2013-11-06

549.5 KB

14 чел.

PAGE  30

Содержание:

[1]
Введение

[2] 1. Основные проблемы и направления осуществления социальной политики в России

[3] 1.1. Отрасли социально-культурной сферы: развитие в 1991-2002 гг.

[4] 1.2. Проблема справедливого распределения доходов в России

[5] 1.3. Пенсионная реформа в России: сущность и проблемы

[6] 1.4. Сравнение американской и российской пенсионных реформ начала XXI в.

[7] 1.5. Законодательное обеспечение актуарной деятельности

[8] 2. Совершенствование социальной политики в России

[9] 2.1. Социальная политика

[10] 2.2. Стратегия социальной политики

[11] 2.3. Приоритеты социальной политики

[12] Заключение

[13]
Список использованной литературы


Введение 

Проблемы социальных проблем и социальной политики в России представляют значительную трудность для рассмотрения, так как социальная политика – процесс многофакторный, и измеряется как уровнем доходов, так и уровнем социальных расходов, дотаций, качеством и бесплатностью сферы культуры и здравоохранения.

Социальная политика это деятельность государства и других субъектов (профсоюзов, фондов, центров), направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, смягчение неравенства в распределении доходов и создания условий для обеспечения относительной социальной справедливости и равенства. Она сориентирована на конечные цели и результаты экономического роста и в этом плане является важнейшей составляющей политики экономического роста. В то же время с социальной политикой непосредственно связаны условия формирования и использования определяющего фактора производства труда. Именно от социальной политики зависят возможность получить образование, осуществлять профессиональную подготовку кадров, переквалификацию рабочей силы, а также мотивацию к трудовой и предпринимательской деятельности.

Социальная политика в широком смысле этого слова подразумевает реализацию мероприятий на различных уровнях хозяйственной деятельности и общественной жизни. Прежде всего необходимо выделить микро- и макроуровень.

Микроуровень «ограничивается социальными мероприятиями в рамках отдельных хозяйственных единиц, и прежде всего корпораций, как обладающих значительными финансовыми возможностями, а также различных благотворительных организаций»1.

Это та политика, которая направлена, во-первых, на привлечение трудящихся к участию в управлении на том или ином уровне организационных структур предприятий. Во-вторых, это политика согласования интересов предпринимателей и профсоюзных организаций или просто работающих. В-третьих, это создание различного рода фондов социальной защиты работников. В-четвертых, это содействие улучшению жилищных и иных условий Жизнедеятельности работников предприятия. Наконец, в-пятых, это реализация различного рода программ типа «качество жизни», которые охватывают разные стороны или всю совокупность общественной жизни работников, включая членов их семей, что к тому же является основным условием формирования коллективистских начал на уровне отдельных хозяйственных единиц.

Что касается макроуровня, то здесь имеет место, можно сказать, исключительно государственная социальная политика, охватывающая всю систему социально-экономических отношений в обществе. Она направлена на установление относительной социальной справедливости, ослабление дифференциации доходов и имущества различных социальных групп и классов, смягчение противоречий между субъектами экономических отношений и предотвращение социальных конфликтов на экономической основе. Государство располагает целой системой механизмов и инструментов, с помощью которых реализует социальную политику.

Под социальной защитой понимаются обязательства общества по реализации социальных прав граждан, социальных групп и классов, закрепленных законодательными и нормативными актами. Это прежде всего решение задач занятости и обеспечения реального уровня прожиточного минимума, адресности социальной поддержки, достижения оптимального соотношения уровней жизни активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан.

Налоговая политика использует механизм прогрессивного налогообложения в качестве источника формирования финансовых ресурсов для осуществления социальной поддержки малообеспеченных в социальном плане слоев населения. Однако нельзя допускать таких налоговых ставок, которые ослабят стимулы к получению высоких доходов, что снижает активность труда и капитала.

Социальная политика в конечном счете направлена на гармонизацию социально-экономических отношений всех участников рыночной экономики в рамках концепции социального партнерства между трудящимися, управленческим аппаратом и собственниками капитала. Наиболее полно проявляется социальное партнерство в рамках генеральных и отраслевых соглашений, заключаемых на трехсторонней основе: профессиональными союзами, союзами предпринимателей и промышленников и правительством. В соответствии с ними определяется линия поведения лиц наемного труда и работодателей, за соблюдением которой следит государство, и в случае возникновения конфликтных ситуаций государственный аппарат исполнительной ветви власти выступает в роли арбитра.

Реализация социальной защиты населения осуществляется в двух формах: активной и пассивной.

Активная форма социальной защиты предполагает целый комплекс мероприятий по трансформации существующей совокупной рабочей силы 6 направлении соответствия ее состава происходящим структурным сдвигам в отдельных сферах общественного производства или экономики в целом.

Пассивная форма социальной защиты сводится в основном к использованию механизма выплаты социальных трансфертов, оказанию социальной помощи, выплате пособий, выдаче дотаций.

Проблемы социальной политики в России состоят в:

1. Склонности ожидания основной массы благ от государства. Раньше возможность населения самостоятельно принимать многие решения была крайне ограничена. Уровень, качество жизни «определялись часто не самим трудом, а местом работы, системой связей, социально-политическим положением»2.

2. Слабости современного финансового положения России, которая объективно затрудняет решение многих социальных проблем. Общество разделилось на две части: одна часть требует от правительства больше средств для социальной поддержки малоимущих, другая - призывает сократить налоговое давление и поддержать предпринимательство

С проблемой неравенства тесно связан вопрос о бедности индивида. Как определить беден человек или нет? Для этого разработан такой показатель как черта бедности или прожиточный минимум. Он отражает уровень дохода, который необходим, чтобы поддержать допустимый минимальный уровень жизни. Среднедушевые денежные доходы 25,1% населения в России сегодня ниже прожиточного минимума.

1. Основные проблемы и направления осуществления социальной политики в России

1.1. Отрасли социально-культурной сферы: развитие в 1991-2002 гг.

В 2002 г. отрасли социально-культурной сферы реально выступали в качестве приоритетных при распределении бюджетных средств. Государственное финансирование здравоохранения и физической культуры, образования, культуры, искусства и средств массовой информации выросло на 20% в реальном выражении по сравнению с предыдущим годом. Доля этих расходов в ВВП достигла 7,5% 2001 г. - 6,5%). Наибольшим было увеличение бюджетных ассигнований на образование, культуру и искусство - на 25% в реальном выражении.

Рис. 1. Расходы государства на отрасли социально-культурной сферы

(1991 = 100 %)3

Таблица 1

Расходы государства на отрасли социально-культурной сферы 

(1991 = 100 %)4

* Расходы из государственного бюджета.

Таблица 2

Расходы государства на отрасли социально-культурной сферы

% к ВВП)5

* Расходы из государственного бюджета. Источник: рассчитано по данным Госкомстата РФ.

Вместе с тем положение с оплатой труда работников социально-культурных отраслей оставалось в течение 2002 г. достаточно напряженным. По итогам III квартала доля среднемесячной заработной платы в образовании составила по отношению к средней заработной плате в стране 63,1%, а по отношению к промышленности - 52,0%. Аналогичные показатели составили для отрасли здравоохранения 68,9 и 56,8%, а для отрасли культура и искусство 64,4 и 53,1% соответственно.

По итогам 2002 г. суммарная задолженность по заработной плате работникам социально-культурных отраслей возросла по сравнению с началом года на 26,3%. Основной причиной этого было недофинансирование учреждений социально-культурной сферы из бюджетов субъектов РФ, объем которого возрос за год на 26,5%. В отраслевой структуре задолженность по заработной плате в бюджетной сфере приходится: почти 30% на образование, 11% на здравоохранение и 3% на культуру и искусство.

Наибольший объем просроченной задолженности из-за недофинансирования из бюджетов региональных и местных бюджетов в отраслях социальной сферы имеют Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Кировская, Иркутская и Камчатская области. В то же время в таких регионах, как Москва, Санкт-Петербург, Республика Калмыкия, Ингушетия, Бурятия, Чувашская Республика, Рязанская и Пензенская области, Ненецком, Ханты-Мансийском, Таймырском автономном округах такая задолженность отсутствовала.

Таблица 3

Бюджетная задолженность по заработной плате из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней в 2002 г. (на начало месяца) (млн. руб.)6

В ноябре 2002 г. Правительством РФ были одобрены основные положения Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы (образования, здравоохранения, культуры и искусства, науки). Основная идея Концепции, разработанной Минтрудом России, сводится к переходу от единой тарифной сетки (ETC) к отраслевым системам оплаты труда и передаче субъектам РФ и органам местного самоуправления ответственности за установление заработной платы, ее индексацию и выплату. Федеральные гарантии формирования отраслевых систем оплаты труда будут ограничены лишь установлением минимального размера оплаты труда (МРОТ).

1.2. Проблема справедливого распределения доходов в России

Проблема повышения доходов населения представляется актуальной по двум взаимосвязанным обстоятельствам: привлечение населения в качестве средства инвестиционного ресурса для экономического подъема; обеспечение расширенного воспроизводства работников, заинтересованных в повышении производительности труда. Вместе с тем и решаться проблемы должны по принципу справедливости.

Экономическая наука в определенной мере объяснила принципы распределения благ в обществе: по труду, факторам производства, естественному праву человека на жизнь. Все они на практике оказались несовершенными. Не реализована главная экономическая цель даже социально ориентированного государства. Пока еще не обеспечивалось справедливое распределение доходов, в котором точно отражалась бы степень равенства или неравенства трудовых затрат и соответствующей достаточности в потреблении определенных групп населения. Если справедливость, а значит, и эффективность в распределении в обществе не обеспечивается и отсутствует доверие, то при таком распределении не достигаются главное условие развития этого общества, устойчивость экономической системы.

И теория, и практика свидетельствуют, что при рыночной экономике материальные блага и доходы распределяются в высшей степени неравномерно, что, вызывая негативные социальные последствия, мешает и ее эффективному производственному функционированию7.

Имеются два подхода к ее решению. Сторонники первого исходят из необходимости достижения полного равенства доходов в обществе, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности людей. Максимальная полезность товаров и услуг достигается при выравнивании доходов потребителей.

Сторонники второй концепции считают, что в основе идеи равенства доходов лежит ложное допущение, согласно которому существует постоянный объем распределяемого дохода. На самом деле, как они утверждают, объем производимого и распределяемого дохода зависит от способа его распределения. Главная идея данной концепции: неравенство доходов необходимо, чтобы сохранить стимулы для повышения эффективности производства8.

Обе концепции основаны на соблюдении принципа справедливости в распределении, понимаемой в каждом случае по-разному. Принцип справедливости -категория не только экономическая, но и политическая, социальная, историческая, психологическая. То, что приемлемо с точки зрения экономической теории, не всегда соответствует этическим нормам конкретного общества, и наоборот. Отсутствие единства взглядов среди экономистов и ученых других специальностей на трактовку социальной справедливости, способов ее реализации служит тому подтверждением. Соблюдение «принципа справедливости в распределении доходов или хотя бы приближение к нему вполне способно решить одну из важнейших проблем любого общества - обеспечение стабильности экономической системы»9.

Важнейшее методологическое положение К. Маркса об экономической сущности отношений распределения трактовалось с позиции присвоения доходов: "Размеры должны быть определены на основе наличных средств и сил, отчасти на основе теории вероятности, но они никоим образом не поддаются вычислению на основе справедливости"10.

Теория справедливости С-Адамса нашла отражение в трудах М.Вебера, А. Файоля. Она исходит из постулата Фомы Аквинского о вознаграждении в зависимости от трудового вклада в создание общего продукта. Человек склонен постоянно сопоставлять полученное вознаграждение с величиной затраченных усилий и сравнивает свою заработную плату с вознаграждением других, выполняющих более или менее сходную работу. Если сравнение приводит к выводу о несправедливости, то возникает психическое напряжение, и мотивация к труду снижается. С.Адамс подчеркивал, что вознаграждение необязательно должно быть сверхщедрым, оно может быть весьма скромным; необходимо его восприятие как справедливого11.

Известны четыре методологические трактовки, объясняющие социальную справедливость12: эгалитаризм - необходимость получения всеми членами общества равных благ; роулзианский подход - важность максимизации полезности наименее обеспеченных лиц; утилитаризм - максимизация общей полезности всех членов общества; либерализм - справедливость, устанавливаемая рынком.

Не вдаваясь в описание этих постулатов, отметим, что только эгалитарный принцип предусматривает распределение соразмерно трудовым усилиям, остальные три означают применение пофакторного распределения в той или иной степени.

Попытка осуществления эгалитарного принципа была сделана в СССР, когда население пытались уравнять по нижнему уровню потребления, при этом была достигнута определенная степень равенства. Аналогичный принцип осуществлялся и в Швеции, в данном направлении были достигнуты большие успехи, но одновременно возникла проблема социального иждивенчества, характерная также и для бывшего советского общества. В целом эгалитарный вариант решения проблемы справедливости представляется недостижимым, хотя и привлекательным. Дж. К. Гэлбрейт был прав, отметив, что справедливое общество не стремится к равенству в распределении доходов, которое не соответствует ни человеческой натуре, ни характеру в системе экономической мотивации. Для принятия этого принципа в обществе должна быть очень высокая самоорганизация, так как движущей силой современной экономики является желание не просто зарабатывать деньги, а превзойти других в процессе их зарабатывания.

Пофакторный принцип распределения всегда ведет к неравенству. Правительство, если оно заботится о благосостоянии общества, должно в известных пределах осуществлять перераспределение с целью оптимизации полезности. Справедливость для общества в целом не обеспечивается рынком автоматически. Понятия "полезность" и "справедливое распределение" - несопоставимые категории. Распределение связано не с полезностью, а с разработкой системы ценностных ориентиров в обществе, которую, впрочем, может и не принять часть населения. Поэтому нереальной представляется в этих условиях проблема определения общественного благосостояния. Совершенно невозможно справедливо распределять и перераспределять блага на основе максимизации полезности.

Справедливость в рыночном распределении не предусмотрена, и любые попытки ее реализовать тщетны. В развитых странах эта проблема сглаживается за счет того, что богатые "делятся" с малоимущим населением. Фактически и принцип создания государства всеобщего благосостояния был выдвинут как защитная реакция прежде всего богатых для устранения конфликтных ситуаций.

В России положение оказалось гораздо сложнее, и связано оно с тем, что "поделиться" олигархия с населением не хочет, чему способствует ситуация "недоходных" доходов. Это иллюстрируют процессы формирования и распределения доходов российского населения. С начала 1990-х гг. основная тенденция изменения личных доходов определяется уменьшением доли заработной платы и ростом предпринимательских доходов. Благосостояние населения могло бы быть обеспечено, если бы трудовой доход действительно составлял в структуре личного 61,4%, что, на наш взгляд, недостоверно. Поэтому доходы пересчитаны на основе тех же данных официальной статистики, но в их реальном выражении (табл. 4).

Таблица 4

Динамика структуры личных доходов в России13

Как видно из табл. 4, доля оплаты труда сократилась вдвое (причем в ней учтена скрытая оплата, а фактически она составляет не более 20%), более чем в 2,5 раза снизились социальные трансферты, тогда как доходы от собственности и предпринимательства выросли в 9 раз. Такое пофакторное распределение не может обеспечить благосостояние подавляющей части населения и вряд ли его можно назвать справедливым при обесценении фактора "труд" и прогрессирующей капитализации доходов от собственности.

В условиях трансформации экономики России сложилась ситуация, когда подавляющее большинство доходов имеет рентное происхождение (75%), 20% приходится на долю прибыли и лишь 5 % на долю труда, что заранее предопределяет возрастающую степень неравенства за счет незаработанных доходов14. Само функциональное распределение уже не определяет содержание распределения доходов среди индивидуумов, так как не показывает источники личных доходов и их сравнительные величины.

На структуру личного дохода негативно воздействуют помимо рентных доходов доля доходов от самозанятости личным подсобным хозяйством, теневые доходы, которые, по некоторым оценкам (в частности, Госкомстата), приравниваются по своей величине к трудовым. Теневая экономика (правда, не вся) прямо и непосредственно определяет экономическое благосостояние части населения.

При оценке благосостояния, видимо, следует учитывать соотношение реальных потребностей граждан и степени их возможного удовлетворения. Здесь происходит оценка не только текущих денежных доходов населения и фактического потребления, но и денежных сбережений, количества и качества накопленного домашнего имущества, жилья, услуг, здравоохранения, просвещения. Так, в структуре денежных доходов и расходов населения можно проследить изменения с точки зрения возможности сбережений (табл. 5).

Таблица 5

Структура денежных доходов и расходов населения15

Из приведенных данных видно, что наблюдается тенденция населения не к сбережению, а к "проеданию" ранее накопленных средств, но это лишь косвенно отражается на показателе экономического благосостояния. Анализ структуры денежных доходов и расходов по наиболее крупным регионам России, где отмечается высокий уровень цен, потребление располагаемых доходов в полном объеме подтверждает выводы о резком снижении показателей благосостояния, так как возрастает количество отрицательных факторов, воздействующих на них.

Превышение расходов над доходами указывает на наличие теневых источников, а падение сбережений можно оценить как снижение удовлетворения ряда потребностей. По мнению Дж. М. Кейнса, склонность к сбережению возникает только тогда, когда достигнут определенный уровень благосостояния. Если этого уровня нет, то побуждение к удовлетворению неотложных первостепенных потребностей человека есть более сильный мотив, чем побуждение к накоплению16.

Таблица 6

Структура использования денежных доходов населения в 2000 г.

по регионам РФ (в % к общему объему денежных доходов)17

Табл. 6 подтверждает неблагоприятное положение с доходами населения, а именно с заработной платой, которая составляет около 87% располагаемого дохода работающего населения. Низкая цена труда ведет к ослаблению сберегательных мотивов населения, а систематические финансовые манипуляции банков к утрате доверия к ним. Фактически заработная плата превратилась в пособие, по словам К.Маркса, на "хиреющее воспроизводство рабочей силы" и исключает создание среднего класса в России.

Средний класс - это не определенный уровень материального комфорта, а социальная установка; число индивидов, разделяющих эту установку, будет неизменно сокращаться, если она не найдет некоторой опоры в действительности. В 1990 г. лишь 20% населения считало, что страна управляется в интересах богатых, к 2000 г. уже 80% придерживалось этой же точки зрения. Однако именно средний класс определяет рациональную структуру доходов и свидетельствует о благосостоянии большинства населения.

Социально-экономические условия, сложившиеся в ходе российских реформ, не способствуют формированию среднего класса. Около 50% населения, обладая определенным адаптационным потенциалом (в первую очередь образовательным и квалификационным), по уровню доходов и сбережений могут быть отнесены к группе выживания.

Хотя официальная статистика не полностью учитывает реальные доходы всех групп населения, несомненно, что за 1990-е гг. структура населения России по уровню благосостояния принципиально изменилась. Выделилась группа богатых и даже супербогатых, существенно усилилось различие между богатыми и другими социальными группами, выделилась значительная группа бедных. Данные о распределении доходов по их среднедушевой величине (доход до 4500 тыс.руб. - 150 долл. получало 92% населения) свидетельствуют, что в России вместо среднего сформировался класс бедноты18.

При исследовании формирования и распределения доходов на основе справедливости необходимо учитывать два показателя их реального содержания: долю заработной платы наемных работников в ВВП; соотношение цен и заработной платы.

Доля доходов рабочих и служащих в национальном доходе является одним из важнейших показателей экономического благосостояния, так как свидетельствует о максимизации или минимизации потребления населения и служит важнейшим критерием социальной ориентированности экономики. Фактически в макроэкономическом аспекте доля заработной платы в национальном доходе страны представляет собой рентабельность труда на макроуровне (термин введен В.В.Новожиловым).

На долю заработной платы в большинстве развитых стран приходится более 55 %, в частности, в США в начале 1990-х гг. доля заработной платы в валовом внутреннем продукте составляла 59%, а в России - всего 23%. Выделяется в этом ряду также Япония, где доля заработной платы ниже, чем в США, на 15-17 процентных пунктов19.

Рассчитаем на основе данных Госкомстата за 2000 г. долю заработной платы в ВВП исходя из полученной суммы ВВП и начисленной суммы заработной платы, используя сопоставимые данные (за базу принята доля оплаты труда в ВВП 1990 г.):

Таким образом, налицо снижение доли оплаты в ВВП за период реформирования экономики. Если более низкая доля оплаты труда наемных работников в ВВП в Японии вполне объясняется увеличением доли, направляемой на накопление, то в России возникает парадоксальная ситуация, когда в результате роста ВВП снижается и потребление населения и одновременно валовое накопление. В СССР значительная доля прироста дохода шла на военные нужды от (15 до 30% ВВП), и тогда вполне был объясним низкий уровень потребления населения.

В развитых странах в последние годы наблюдается тенденция сокращения заработной платы при росте доходов на душу населения, избыточный доход идет престарелым и другим малообеспеченным категориям населения. В России низкий уровень трансфертов не может свидетельствовать о таком распределении избытка дохода. Конечно, подобное положение во многом объясняется существованием рентных доходов.

С другой стороны, значительная часть бюджетных средств переориентирована на финансирование правительственного аппарата20, направляется на оплату внешнего долга, расходуется в связи с известными конфликтами на Северном Кавказе. Накануне кризиса 1998 г. российское правительство ежемесячно тратило только на обслуживание внутреннего долга в 1,4 раза больше средств, чем собиралось доходов государственного бюджета. К этому следует добавить сознательно проводимую правительством политику поддержания дешевизны рабочей силы (обусловленной в том числе политикой занятости), учитывая уровень тарифных ставок в бюджетной сфере.

Макроэкономическая политика в области оплаты труда распространяется и на микроуровень, где у предпринимателя есть все возможности минимизации оплаты труда, а у большинства наемных работников ограниченные возможности выбора работы.

Соотношение между денежной суммой, получаемой в виде дохода, и суммой благ, приобретаемых на нее, зависит от уровня инфляции, наличия предложений товаров на рынке и направленности фискальной политики. По данным департамента статистики МВФ, в 23 промышленно развитых странах (бывшие социалистические страны сюда не входят) инфляционный рост цен компенсируется повышением цены труда. Несмотря на абсолютный рост потребительских цен в промышленно развитых странах за 1966-1994 гг. в 5,4 раза, реальная заработная плата опережает их на 84 процентных пункта, что свидетельствует о значительном росте благосостояния населения, т.е. механизм индексации реально действует.

Производители товаров в странах с рыночной экономикой индексируют заработную плату и доходы не потому, что озабочены снижением реальных доходов основной массы населения. Они идут на это, чтобы не пострадали в конечном счете их интересы, учитывают, что индексация денежных доходов является экономической необходимостью, средством преодоления негативного влияния инфляции на экономику в целом, на доходы как работников, так и предпринимателей. Такого рода идеи были еще заложены Ф.Тейлором и Г. Фордом.

Сдерживание роста заработной платы и других доходов населения относительно роста цен на предметы потребления и услуги никогда не входило в число эффективных антиинфляционных мер. Если и предпринимались действия по замораживанию заработной платы, то они обязательно сопровождались (или предполагали) замораживанием цен. Но поскольку ни то, ни другое длительное время неосуществимо, то эти меры принимались как краткосрочные. При отсутствии развитых институтов регулирования цен отставание роста заработной платы от цен (и соответственно сокращение платежеспособного спроса) не является препятствием для неконтролируемой инфляции.

В России трансформация экономики увеличила диспропорции между ростом заработной платы (доходов) и цен на товары, услуги (табл. 7), более того, дифференциация доходов трактовалась как спасение от инфляции, усиливая ее и вызывая отрицательные последствия. Однозначно, соотношение цен и заработной платы не обеспечивает возможности реализации научно обоснованных норм потребления для большинства граждан и не создает условий для сбережений.

Таблица 7

Динамика цен товаров и труда в России (1990 г. = 1)21

Указанные диспропорции явились причиной усиления задержки выплат заработной платы и ограничения совокупного спроса. Тем самым создалось впечатление избытка товаров и их перепроизводства. Этим положением подпитывались кризис и застой экономики, чему способствовало ограничение денежной массы, необходимой для обслуживания процессов обращения. Из данных Межведомственной банковской комиссии, основанных на исследовании материалов 210 крупных предприятий России, следует: в 1996 г. и первой половине 1997 г. денежная компонента их валовой выручки составила всего 27%, остальные 73% - бартер, взаимозачет22, позволяющие функционировать квазирынку в ущерб свободному.

Поставив в качестве своей задачи обуздание инфляции, правительство искусственно вызвало в стране денежный дефицит, не столько обеспечив высокий спрос на деньги, сколько снизив монетизацию экономики до - 12% ВВП (более низкие показатели имели в 1998 г. лишь Армения, Демократическая республика Конго и Гвинея-Бисау), способствуя росту неплатежей предприятиям и организациям бюджетной сферы23.

Жесткая монетаристская политика вылилась в российском ее варианте в фактический отказ государства от погашения своих денежных обязательств перед работниками бюджетной сферы и рядом промышленных предприятий. Согласно подсчетам экспертов неплатежами со стороны государства в 1997 г. было порождено 60-70% всех иных неплатежей в экономике, что привело к ограничению спроса, снижению потребления, падению промышленного производства и катастрофическому снижению уровня жизни на фоне роста социального неравенства.

Вывод однозначен: доходы в России "недоходны" в связи с отмеченным их пофакторным принципом распределения, используемым лишь в интересах меньшинства населения.

Но распределением и перераспределением доходов невозможно решить проблему социальной справедливости. Проблема заключается в распределении благ, существующих в обществе и влияющих на степень удовлетворения потребностей населения, а значит, сводится к вопросу собственности, поэтому и не может быть решена в условиях капиталистической системы.

Как отметил акад. Д. Львов, природные ресурсы являются общим достоянием и потому должны выступать в форме общественной собственности, а соответственно и распределяться как общественные блага24.

В остальном распределение может строиться как индивидуальное только на правильном соизмерении простого и сложного труда, максимальная разница между которыми в соответствии с научно обоснованными рекомендациями не превышает 6-7 раз.

Следует все же подумать о том, как повысить "доходность" доходов населения, приняв соответствующие меры к перераспределению доходов, приблизиться к реализации принципа справедливости. В частности, в развитых странах одной из таких мер является прогрессивная шкала налогообложения, которую Дж. К. Гэлбрейт называл самым эффективным средством достижения более равномерного распределения доходов и цивилизованного их распределения. К этому следует добавить и необходимость освобождения от налогообложения доходов, не "дотягивающих" до прожиточного минимума. В заключение надо вспомнить слова французского ученого Столерю: "Страна, в которой доход каждого медленно растет, может быть счастливой страной; страна, в которой доход растет очень быстро, но одновременно увеличивается неравенство доходов, идет навстречу своей гибели"25.

Таблица 8

Изменение основных социально-экономических показателей,

характеризующих уровень жизни населения26

Социальные показатели и уровень жизни населения в текущем году во многом выглядят хуже, чем в предыдущем. Коэффициент Джини, степень расслоения населения, показывает, что по итогам первого полугодия доходы 10% наиболее богатых более чем в 14 раз превышают доходы 10% самых бедных (табл. 8).

1.3. Пенсионная реформа в России: сущность и проблемы

Сущность пенсионной реформы в следующем: осуществляется переход к частично-накопительной пенсионной системе, то есть на размер пенсии теперь будет более серьезно, чем ранее, влиять уровень заработной платы и стаж. Это влияние (хотя и непропорциональное) позволяет говорить об увеличении размера пенсий у группы пенсионеров, которые имели высокую заработную плату. Еще одним аспектом пенсионной реформы является допуск на рынок пенсионного страхования негосударственных пенсионных фондов наравне с Пенсионным фондом РФ.

Пенсионная реформа, похоже, стронулась с мертвой точки. Премьер Михаил Касьянов подписал в апреле постановление, назначающее Минфин «уполномоченным федеральным органом по регулированию, контролю и надзору за формированием и инвестированием пенсионных накоплений». На практике это означает «запуск механизма реформы и переход от стадии межведомственных согласовании к стадии практической реализации»27. Казалось бы, можно только радоваться: с высокой долей вероятности уже в этом году граждане России смогут выбирать, как инвестировать накопления: через Пенсионный фонд России (ПФР) или через частные управляющие компании. Словом, сплошная свобода выбора и либерализация.

Однако возникает естественный вопрос: почему проведение реформы поручено Минфину? Почему ведомство, которое, по большому счету, отвечает за реализацию бюджетной политики, назначают еще и ответственным за результаты работы «пенсионных» управляющих компаний, интересы которых зачастую прямо противоречат интересам бюджета? Думается, ответ прост. Власти опасаются, что настоящей рыночной реформы провести не удастся, а потому заранее готовят запасной план, при реализации которого им удастся избежать обвинений в некомпетентности. И выбор Минфина в качестве куратора пенсионной реформы делает реализацию данного плана практически автоматической.

В самом деле посмотрим, что будет происходить на рынке с началом реформы. Можно не сомневаться, что довольно значительная часть денег, независимо от того, попадут они в руки частных управляющих компаний или останутся в распоряжении ПФР, хлынет на рынок госдолга просто потому, что, согласно нормативным актам, для того же ПФР такие вложения являются основным (если не единственным) вариантом инвестирования. Деньги это немалые сейчас годовые поступления на накопительную часть пенсии в ПФР составляют порядка 80 млрд. рублей, причем, скорее всего, в первые годы реформы большая часть граждан предпочтет инвестировать через ПФР, а не через частные компании.

Предположим теперь, что «пенсионные» деньги придут на рынок обычным путем то есть управляющие компании будут покупать госбумаги на рынке. Объем госзаимствований на открытом рынке сейчас порядка 170 млрд. рублей в год, причем около 110 млрд. идет на погашение старых выпусков то есть новых бумаг на рынок поступает примерно на 60 млрд. рублей в год. При этом ставки на рынке уже сейчас существенно ниже уровня инфляции, и приход на него «пенсионных» денег сделает их просто неприлично низкими. Соответственно и доходность операций управляющих компаний, работающих на рынке госдолга, будет оставлять желать лучшего. В первую очередь это почувствуют вкладчики, оставившие свои накопления в ПФР. А его деятельность как раз и будет курировать Минфин.

1.4. Сравнение американской и российской пенсионных реформ начала XXI в.

Пенсионная реформа в России существенно отличается от американской. Фактически предлагается один пенсионный план под эгидой правительства, при этом размер взносов и порядок инвестирования средств в рамках этого плана жестко регламентирован, т.е. отсутствует свобода распоряжения средствами. Но это уже большой прогресс по сравнению с тем, что было раньше.

Прекращена практика «самоинвестирования» в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), и размер таких инвестиций ограничен 5% пенсионных резервов НПФ. Эта норма, вероятно, была позаимствована из законодательства Великобритании. Ранее НПФ могли по соглашению с государственным регулятором инвестировать большую часть резервов в ценные бумаги компании-вкладчика.

Для такой огромной страны, как Россия, вряд ли подойдет только один пенсионный план. В Великобритании, например, даже для Фолклендских островов Департаментом правительственного актуария Великобритании была разработана особая пенсионная схема.

Полагаю, что российские граждане имеют право накапливать средства на индивидуальных счетах и свободно распоряжаться ими. Важно понять (как это поняли в Америке), что государство не вправе распоряжаться пенсионными накоплениями граждан. В противном случае не окажется ли так, что российский пенсионер будет похож на героя Джека Николсона из фильма «О Шмидте», который понимает, что все, чем он жил, закончилось, что все в мире идет своим чередом, а он остается за бортом, и отчаянно пытается найти себя, понять, ради чего он жил и зачем он живет сейчас. Правда, Шмидт был миллионером.

Таблица 9

Предложения администрации Буша по пенсионным счетам28

1.5. Законодательное обеспечение актуарной деятельности

Вопросы совершенствования пенсионных систем отличаются особой сложностью. Формирование новых для России пенсионных институтов вызывает необходимость использования актуарных методов, надежных прогнозных оценок развития экономики, более совершенных методов оценки состояния демографии и рынка труда. Без четкой организации аналитической работы, высокой координации управленческих воздействий при этом не обойтись.

Актуарное обеспечение пенсионной системы требует решения ряда первоочередных задач методического, статистического, бухгалтерского и нормативного характера. Например, «для введения в действие институтов накопительных и профессиональных пенсий требуется проводить оценку активов и финансирования обязательств, что вызывает необходимость разработки методик составления смет и произведения расчетов, опирающихся на четкие и сопоставительные стандарты»29.

Важно также установить единые правила для сбора статистических данных по демографическим характеристикам, экономическому положению застрахованных и обороту финансовых средств. Без достоверных данных по этим группам показателей надежных актуарных расчетов выполнить нельзя. Например, представляется крайне актуальной в этой связи задача определения достоверной доли заработной платы к ВВП в России. Какова она: 21% или 28%? Диапазон оценок этого показателя, который определяют статистики и аналитики, слишком большой для актуариев.

Что касается предложений по законодательному обеспечению актуарной деятельности, то их несколько.

Первое состоит в том, что в связи с введением с 1 января 2002 года накопительных пенсий возникает необходимость проводить актуарное оценивание обязательств Пенсионного фонда России по выплате пожизненных пенсий, обеспечиваемых за счет накопительной капитализированной части. Знание размера этих обязательств позволит более точно проводить ежегодную индексацию данного вида пенсий и корректировать управление инвестиционными ресурсами.

Вторым направлением для обсуждения пенсионных актуариев могло бы служить предложение по решению крупной задачи, связанной с внедрением в России международных стандартов бухгалтерского учета и, прежде всего, так называемого, Международного стандарта финансовой отчетности (МСФО 19). Внедрение данных стандартов самым непосредственным образом окажет влияние на актуарные аспекты пенсионного обеспечения. Это связано с тем, что на балансе предприятий будут отражаться пенсионные обязательства, касающиеся дополнительного пенсионного обеспечения, что в конечном счете оказывает значительное влияние на стоимость акций и саму стоимость предприятия по условиям рыночных отношений.

Кроме того, данная мера позволит расставить все на "свои места" с позиции интересов основных субъектов пенсионного страхования работодателей и работников, воспитать культуру пенсионного страхования у населения, навести порядок в финансовых документах.

Третье предложение касается проблемы аккредитации независимых пенсионных актуариев, то есть требуется нормативное определение процедуры вопроса. Государство должно быть уверено в достаточной квалификации специалистов, от работы которых непосредственным образом зависит стабильность пенсионной системы.

Четвертое предложение касается необходимости разработки и предметного обсуждения в среде специалистов математической модели пенсионной системы, которая применяется в нашей стране. Актуарная сфера предполагает прозрачность и доступность ознакомления с моделями и всем пакетом прогнозных предположений, используемых при расчетах параметров пенсионной системы страны.

Пятое предложение состоит в правовом закреплении (законом о пенсионном страховании) актуарного равновесия в долгосрочной перспективе в форме фиксированных объемов резервов, равных современной стоимости всех обязательств пенсионной системы (накопленных пенсионных прав застрахованными).

Ключевым моментом организации актуарной деятельности является форма нормативного документа, регламентирующая порядок работы ответственных субъектов, их полномочия и ответственность. Это может быть либо федеральный закон, либо указ Президента России.

Основная цель указанного нормативного документа состоит в регламентации деятельности федеральных органов по выработке оптимальной модели пенсионной системы (как структуры и роли институтов и механизмов) с учетом долгосрочных социальных, финансовых и демографических ориентиров развития страны. Для этого необходимо разработать и согласовать (в виде доктрины) ключевые положения пенсионной модели и характеристики ее базовых институтов на средне- и долгосрочную перспективу по следующим направлениям:

размеров пенсий с позиций замещения заработков и их покупательной способности;

прогнозных оценок общих расходов на пенсионное обеспечение выраженных к ВВП, включая разбивку по видам пенсионных выплат;

размеров страховых тарифов, позволяющих обеспечить долгосрочную финансовую стабильность пенсионной системы;

параметров финансового равновесия пенсионной системы в соответствии с выработанными рекомендациями по обеспечению актуарного равновесия системы.

2. Совершенствование социальной политики в России

2.1. Социальная политика

Политика это взаимоотношения социальных групп (классов). Такое определение является самым точным и достаточно полным. Нет обществ без политики. Нельзя жить в обществе и быть вне политики. Государственностьвыстраданная и порожденная человечеством цивилизованная форма политических взаимоотношений в обществе.

По характеру повода политического взаимодействия (по предмету интереса) политика как бы делится на разделы (сферы). Если социальные группы сталкиваются (или сотрудничают) по поводу дел в хозяйстве, в экономике, то это экономическая политика, если по поводу природной среды, ее состояния и использования, то этоэкологическая политика. Есть демографическая, культурная, образовательная и другие политики (сферы взаимоотношений), а также социальная политика.

Социальная политика это взаимоотношения классов, социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.).

Как видно, главная тема социальной политики социальное положение тех или иных частей народа и народа в целом.

Социальное положение основная комплексная характеристика жизнедеятельности населения в целом и его составных частей. Социальное положение формируется как результат действия системы существенных факторов (причин), которые «образуют общественные условия существования и развития структурных частей общества»30.

Рассмотрим общественные условия, формирующие социальное положение.

1. Общественное устройство (общественный строй), в котором закреплено генеральное распределение ролей в обществе, в первую очередь разделение на эксплуататоров и эксплуатируемых, господ и подчиненных. Принципиально важно, осуществляется ли прогресс на основе эксплуатации или эксплуатация не допускается. В обществах, развивающихся на основе эксплуатации, значительная (обычно большая) часть общества оказывается объективно (и субъективно) отчужденной от установившихся порядков, не воспринимает их как свои, считает их навязанными. Реальный внутренний раскол общества, основанного на эксплуатации, предопределяет главную проблему социальной политики проблему обеспечения гражданского мира, социального компромисса, социального партнерства, как минимум социального перемирия.

2. Власть в обществе как способ поддержания социальной устойчивости. Существенно важен тип (модель) доминирования господствующих классов во власти, варьирующий от прямой диктатуры до социального партнерства.

3. Власть в хозяйстве (собственность). Собственность это прежде всего властно-хозяйственные отношения, т.е. разделение на тех, кто принимает в хозяйстве самые важные, а то и все решения, и тех, кто обязан их только исполнять. Это разделение на господ и подчиненных отражается и закрепляется в распределении имущества. Но основными, определяющими в собственности являются не имущественные, а именно властно-хозяйственные отношения.

Собственность это проекция общественного устройства и распределения власти в обществе на экономическую сферу. В обществах, где доминирует частная капиталистическая собственность, социальное положение частных собственников воспроизводится и упрочивается за счет сохранения социального неравенства и подчиненного положения социальных групп, занятых наемным трудом. Это абсолютный закон. Модели социального рыночного хозяйства и социального партнерства позволяют смягчать жесткость действия этого закона.

4. Экономические условия комплекс условий обеспечения средств существования и развития, необходимых и достаточных для воспроизведения и общественно нормальной эволюции социального положения социальных групп и общностей. Сюда относятся не только доходы, но и условия просвещения, образования, здравоохранения, обеспечение жилищами, коммунально-бытовыми услугами, уровень благоустройства населенных мест и т.п.

5. Экологическая безопасность (уровень экологической опасности в природной среде, в поселениях и в сфере производства).

6. Защищенность от социальных опасностей (социальная защищенность) общественный порядок, в котором субъекты могут опираться на общественный строй при выдвижении требований по улучшению или отстаиванию своего положения в обществе.

Параметры социального положения конкретные измерители социального положения, его качественно-количественные характеристики (показатели и оценки), система которых позволяет достоверно и с необходимой и достаточной определенностью судить о реальном, прогнозируемом или программируемом социальном положении и комплексно оценивать его состояние (достигнутый рубеж).

Параметры социального положения применяются также при определении качественных соотносительных уровней благосостояния (нищета, достаток, бедность, богатство и др.).

2.2. Стратегия социальной политики

Стратегия социальной политики генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе ее развития.

В тоталитарном обществе стратегия социальной политики сознательно формируется руководящим и направляющим центром монополистом власти. Однако такая стратегия может и отсутствовать, если социальные проблемы исключены из числа приоритетных.

В демократическом (гражданском) обществе множественность идеологий и субъектов порождает разнообразие целей и множественность стратегий социальной политики. Каждая из стратегий входит составной частью в ту или иную идеологию и программу общественного развития. В современной российской социально-политической жизни отчетливо представлены три стратегии.

Сторонники возврата к тоталитарному прошлому (пусть и в обновленном виде) предлагают в качестве стратегии устойчивость социального положения всех категорий граждан при условии монополии на власть правящей группы (касты). Лозунг монополии на власть редко выдвигается впрямую, но логика намерений, предложений и программных мер исходит из монополии на власть или подводит к ней. Такая стратегия социальной политики не менее реалистична, чем две другие.

Стратегия возврата к тоталитарному прошлому старается представить это прошлое как социально ориентированное хозяйство, а тоталитарное государство как социальное и даже социалистическое. Измученная шоковыми реформами масса трудящихся начинает прислушиваться к этой демагогии. Это социально опасно. Очень важно раскрывать антинародный, эксплуататорский характер тоталитарного режима и его социальной политики.

Стратегия социальной политики, свойственная последовательным буржуазным демократам (либералам), подчинена такой установке: сформировать реальную возможность воспроизведения в обществе и все большего закрепления значительного социального неравенства; сформировать классический "треугольник" капиталистического общества: классы эксплуататоров классы эксплуатируемых буржуазное государство, поддерживающее равноправие социально неравных.

Не все буржуазные демократы (либералы) склоняются к социальному рыночному хозяйству как к наиболее желательному типу капиталистической системы. Среди российских либеральных реформаторов таких мало, зато много приверженцев жестких по отношению к населению методов внедрения рынка (шоковых реформ).

Стратегия социальной политики, свойственная сторонникам буржуазной диктатуры, отличается от буржуазно-демократической стратегии скорее не целями, а средствами их достижения. Упор делается на прямое силовое насаждение и утверждение государством капиталистического способа производства. Тем самым капитал компенсирует свою "бедность" и неопытность в управлении социальными процессами и старается воспользоваться неорганизованностью и слабостью сопротивления трудящихся масс.

Буржуазная диктатура несовместима с социально ориентированной экономикой, стремится подавлять "социальных партнеров" из числа эксплуатируемого большинства. Партнерство при буржуазной диктатуре практически понимается как социальная капитуляция.

Народно-демократическая стратегия социальной политики в современной России практически отсутствует из-за крайней слабости демократического рабочего и профсоюзного движения. Эта стратегия может появиться позже. На первый план она выдвигает гарантированность условий развития на основе народной демократии, реального равноправия, недопущения эксплуатации, устранения классовых антагонизмов из жизни общества.

Народно-демократическая стратегия социальной политики органически приемлет социально ориентированную экономику как наиболее благоприятную для населения в условиях капитализма.

2.3. Приоритеты социальной политики

Приоритеты социальной политики наиболее важные, значимые, настоятельные проблемы, осознанные как первоочередные задачи социальной политики. Приоритеты определяются исходя из состава, реальной взаимосвязи и остроты важнейших социально-экономических и социально-политических проблем. Объективная основа приоритетности едина для борющихся в обществе социальных сил, каждая из которых предлагает свой вариант приоритетов социальной политики, опираясь на перспективные цели своего движения и свою идеологию.

При всех существующих в обществе различиях подходов и представлений о приоритетах все же могут быть выделены и содержательно описаны группы проблем, каждая из которых имеет общероссийское значение, а все вместе они составляют систему приоритетных общероссийских проблем.

Система приоритетов социальной политики не что иное, как ее содержательная структура (каркас). Приоритеты суть проблемное видение основных, самых значительных противоречий сложившейся исторической ситуации, разрешение которых обеспечивает (предопределяет в основном) переход общества в качественно новую, более благоприятную ситуацию.

Общероссийские приоритетные проблемы социальной политики. В современных условиях правительству приходится решать сложнейшие задачи стабилизации при неуклонном продолжении избранного ранее курса преобразований. Оппоненты правительства и президента как из "коммунно-патриотической", так и из "демократической" оппозиции настаивают на решительной перемене или существенной корректировке самого курса. Эта общая диспозиция проявляется и в подходах к социальной политике.

В последние годы реально посильная для правительства постановка задач стабилизации выливалась в его обещание не допустить нового ухудшения положения большинства населения. Это ставилось на место приоритетной задачи социальной политики на ближайшие годы.

Сторонники перемены или существенной корректировки курса полагали, что в такой постановке задача стабилизации и невыполнима, и недостаточна. За годы реформ неблагополучие в социальной сфере вылилось в заметные процессы массовой деградации населения вплоть до образования многомиллионного (порядка 10 млн.) социального "дна". Сверхприоритетной проблемой социальной политики становится сегодня недопущение массовой деградации и люмпенизации населения. Задача борьбы с бедностью сегодня уже отстает от потребностей обеспечения национальной безопасности России.

Сохранение принятого в 1991 г. общего курса делает не менее острой, чрезвычайной (в силу прямой увязанности с обеспечением национальной безопасности) проблему сохранения независимости страны, предотвращения превращения России в колонию или полуколонию "большой семерки". Социально-политический аспект этой проблемы в следующем.

Страна пытается выйти из трудностей, осознавая свою нужность мировому хозяйству. В этом желании войти в международное разделение труда нет опасностей, а есть даже благо, если страна сохраняет экономическую независимость. Тогда она направляет эффект, получаемый от международного сотрудничества, на решение внутренних социальных и экономических проблем и тем самым улучшает общее положение дел в стране. Колониальная зависимость начинается с того, что выгодные для международного сотрудничества отрасли перестают быть собственностью данной страны, становятся собственностью иностранного капитала. Иностранный капитал распоряжается эффектом, полученным от международного экономического сотрудничества, совсем не так, как независимая страна. Он не вкладывает этот эффект в улучшение социально-экономической ситуации, в преодоление кризиса тех или иных отраслей и регионов. Связь разных отраслей национального хозяйства разрывается. Экспортные отрасли больше не служат поддержкой и опорой неэкспортных отраслей. Последние не имеют шансов выкарабкаться, подняться. Они загнивают и деградируют.

Население колонизуемой страны также постепенно разделяется на две неравные части. Одна работники экспортных отраслей включена в мировой рынок и имеет более или менее устойчивое положение. Уровень жизни здесь в несколько раз выше, чем у остального населения, хотя он в несколько раз ниже, чем при таких же занятиях в развитых капиталистических странах. А вот остальное население колонии или полуколонии (и это обычно 75–85% населения) прозябает в нищете, оказывается как бы лишним и не имеющим шансов на достойную жизнь. Оно как бы попадает в резервацию.

Воспрепятствовать превращению России в резервацию рыночно неконкурентоспособного большинства населения пока еще можно, но с каждым годом все труднее.

Таковы два чрезвычайных приоритета социальной политики. Наряду с ними обозначим другие приоритеты:

1) необходимо преодолеть вопиющую социальную несправедливость, созданную принудительной приватизацией в ходе шоковых реформ. Итоги работы нескольких поколений оказались присвоенными "властными элитами" (как объяснил А. Б. Чубайс), кучкой мошенников и финансовых спекулянтов. Массовое несогласие населения с итогами приватизации, ощущение несправедливости, учиненной приватизаторами, стали серьезными факторами социальной вражды в обществе и неблагоприятного климата для законного предпринимательства;

2) необходимо кардинально оздоровить процесс перехода к новой системе ценностей, к новым доминирующим идеологиям.

Заключение 

Нынешнее Российское государство закладывает основы и поощряет углубление страшнейшего духовного раскола в обществе. Власти культивируют ценности и идеологии, воспринимаемые многими в обществе как чуждые. Фактически создалось положение, при котором капитал уже получил реальные преимущества в пропаганде и культивировании угодных ему идеологий и ценностей. Под покровительством государственных властей осуществляется навязчивая американизация и внедряется люмпенизирующая массовая культура.

Общество заинтересовано в укреплении в новых условиях высоких гуманистических ценностей, таких, как справедливость, высокая нравственность в труде, в быту, в повседневном общении, социальная защищенность, взаимопомощь;

3) необходимо создать демократическую систему социальной защищенности. Непременной предпосылкой создания демократической системы социальной защищенности является отказ государства от функции активного нападающего на уровень жизни населения, выполнение наконец-то государством своих конституционных социально-защитительных функций;

4) необходимо обеспечить условия возрастания общественно полезной и эффективной экономической активности.

К сожалению, большая проблема "страна должна работать, народ должен эффективно трудиться" практически суживается в годы реформ до задачи увеличения занятости и уменьшения безработицы. Это неправильно и недальновидно, хотя занятость и борьба с безработицей являются важной задачей. Совсем не все равно, за счет чего уменьшается безработица и складывается занятость. В условиях, когда на первый план выступает задача выживания, невозможно надеяться на благополучное будущее народа.

В связи с этим уже много лет в качестве приоритетных направлений выдвигаются запрет по закону и практически полная ликвидация теневого сектора экономики и теневого рынка труда. Это прямая конституционная обязанность государства, вытекающая хотя бы из п. 2 ст. 34 Конституции РФ (недобросовестная конкуренция не допускается).

В то время как становление реально многосубъектного гражданского общества задерживается, на государство ложится вся полнота исторической ответственности за то, чтобы обеспечить пресечение опаснейшей тенденции разрушения и деградации сферы трудовой жизнедеятельности населения. Государство призвано предложить меры, необходимые и достаточные для направления экономической активности в созидательное русло прогресса. Среди необходимых мер уже сейчас могут быть названы следующие:

а) государственная долгосрочная программа реконструкции хозяйства России. Среди целевых установок программы в качестве приоритетной должна быть установка на достижение в течение 10-15 лет надежной занятости подавляющего большинства (не менее Уз) трудоспособного населения страны на современных производствах и рабочих местах, способных успешно конкурировать по уровню производительности, условиям труда и культуре организации с рабочими местами и производствами в развитых зарубежных странах;

б) государственная программа обеспечения полной занятости и предотвращения массовой безработицы;

в) программа содействия общественно полезному и эффективному предпринимательству;

г) государственная постановка и решение в государственных масштабах проблемы прогрессивного развития структуры народного хозяйства и возвышения состава занятий населения. Только так можно преодолеть гибельную для страны деградацию состава занятий населения и разрушения комплексности хозяйства России;

5) обеспечить экологическую безопасность и здоровье народа на уровне требований современного мирового сообщества;

6) предотвратить разрушение социальной инфраструктуры, придать импульсы развития отраслям социального обслуживания;

7) нормализовать политику доходов на основе решения как минимум следующих ключевых проблем:

форсированное восстановление дореформенного уровня необходимого продукта (оплаты труда и социального обслуживания);

прекращение использования инфляции и гиперинфляции (и в скрытых, и в открытых формах) как инструмента экономической политики государства. Обеспечить полную индексацию доходов и гарантировать неукоснительную экономическую и юридическую ответственность виновников несвоевременной выплаты доходов;

нормализация налоговой политики и налоговой системы, отмена прогрессивного подоходного налога со средней заработной платы, освобождение заработков ниже среднего уровня от подоходного налога;

запрет на использование правительством каких-либо базовых нормативов регулирования доходов, кроме установленного законом прожиточного минимума (а как неотложная мера запрет на использование так называемого физиологического минимума);

восстановление и гарантия внебюджетного характера расходования страховых фондов, сохранение обязательного государственного страхования как источника образования этих фондов;

восстановление системы компенсации производственных рисков в сочетании с запретом социально недопустимых рисков на производстве;

8) обеспечить прогресс во всех сферах жизнедеятельности населения;

9) наладить эффективное взаимодействие федеральной и местных социальных политик;

10) обеспечить перспективы развития для каждой социальной группы.


Список использованной литературы 

  1.  Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория: Учебное пособие/М.: Юриспруденция, 2001.
  2.  Артемова Л., Назарова А. Итоги экономического и социального развития в 2003 году//Экономист, №12, 2003.
  3.  Ахтямов Р. Вот где твоя пенсия, парень?//РЦБ, №4, 2003.
  4.  Вопросы экономики. 2002. №3.
  5.  Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов. Под общ. ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А./М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2001.
  6.  Гэлбрейт Дж. К. Справедливое общество. Гуманистический взгляд. Новая индустриальная волна на Западе/М.: Academia. 1999.
  7.  Дрошнев В.В. Трансформации механизма финансового взаимодействия элементов системы ОМС//Страховое дело, №3, 2003.
  8.  Иноземцев В. Л. Пределы догоняющего развития/М.: Экономика. 2000.
  9.  Информация о социально-экономическом положении России/М.: Госкомстат. 1998.
  10.  Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник/М.: Юристъ, 2003.
  11.  Каверин С. Б. Мотивация труда/М.: Институт психологии РАН. 1998.
  12.  Карпов П. Как восстановить платежеспособность российских предприятий? //РЭЖ. 1998. №4.
  13.  Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег/М.: Гелиос-АРВ. 1999.
  14.  Краткосрочные экономические показатели/М.: Госкомстат РФ, январь 1997.
  15.  Максимова В.Ф. Микроэкономика/М.: Соминтек. 1996.
  16.  Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.
  17.  Монтес М.Ф., Попов В.В. "Азиатский вирус" или "голландская болезнь"? Теория и история валютных кризисов в России и других странах/М., 1999.
  18.  Новикова В. Возможно ли справедливое распределение доходов?//Экономист, №4, 2003.
  19.  Нуреев Р. М. Курс микроэкономики/М.: Инфра-М. 2001.
  20.  Российская экономика в 2002 году. Тенденции и перспективы. Главный ред. А. Гайдар/М.: Институт экономики переходного периода, 2003.
  21.  Социальное положение и уровень жизни населения России/М.: Госкомстат РФ. 2001.
  22.  Социальное положение и уровень жизни населения России/М: Госкомстат России. 1999.
  23.  Статистическое обозрение. 2000. №3.
  24.  Столерю Л. Равновесие и экономический рост/М.: Прогресс. 1972.
  25.  Странная реформа//Коммерсантъ Деньги, 20 апреля 2003, №14.

1 Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник/М.: Юристъ, 2003. С. 685.

2 Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория: Учебное пособие/М.: Юриспруденция, 2001. С. 171.

3 Источник: Российская экономика в 2002 году. Тенденции и перспективы. Главный ред. А. Гайдар/М.: Институт экономики переходного периода, 2003. С. 309.

4 Там же. С. 310.

5 Там же.

6 Там же. С. 311.

7 См.: Гэлбрейт Дж. К. Справедливое общество. Гуманистический взгляд. Новая индустриальная волна на Западе/М.: Academia. 1999. С. 34.

8 См.: Максимова В.Ф. Микроэкономика/М.: Соминтек. 1996. С. 310.

9 Новикова В. Возможно ли справедливое распределение доходов?//Экономист, №4, 2003. С. 62.

10 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С.20.

11 См.: Каверин С. Б. Мотивация труда/М.: Институт психологии РАН. 1998. С. 155.

12 См.: Нуреев Р. М. Курс микроэкономики/М.: Инфра-М. 2001. С. 363-364.

13 Источник: Социальное положение и уровень жизни населения России/М.: Госкомстат РФ. 2001. С. 103.

14 См.: Вопросы экономики. 2002. №3. С. 149.

15 Источник: Социальное положение и уровень жизни населения России. - М: Госкомстат России. 1999. С. 317; Статистическое обозрение. 2000. №3. C. 11.

16 См.: Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег/М.: Гелиос-АРВ. 1999. С. 212.

17 Источник: Социальное положение и уровень жизни населения России/М.: Госкомстат РФ. 2001. С. 123.

18 См.: Социальное положение и уровень жизни населения России/М.: Госкомстат РФ. 2001. С. 123.

19 См.: Иноземцев В. Л. Пределы догоняющего развития/М.: Экономика. 2000. С. 124, 238.

20 Загадкой остается, по какой тарифной сетке оплачиваются федеральные чиновники высшего ранга, денежное вознаграждение которых повышено в июне 2002 г. и составляет 63 тыс. руб.

21 Рассчитано по.: Краткосрочные экономические показатели/М.: Госкомстат РФ, январь 1997. С. 25, 51; Информация о социально-экономическом положении России/М.: Госкомстат. 1998. С.75; Социальное положение и уровень жизни населения России/М.: Госкомстат РФ. 2001. С. 254.

22 См.: Карпов П. Как восстановить платежеспособность российских предприятий? //РЭЖ. 1998. №4. С. 53.

23 См.: Монтес М.Ф., Попов В.В. "Азиатский вирус" или "голландская болезнь"? Теория и история валютных кризисов в России и других странах/М., 1999. С. 78.

24 См.: Вопросы экономики. 2002. №3. С. 153.

25 Столерю Л. Равновесие и экономический рост/М.: Прогресс. 1972. С. 440.

26 Источник: Артемова Л., Назарова А. Итоги экономического и социального развития в 2003 году//Экономист, №12, 2003. С. 21.

27 Странная реформа//Коммерсантъ Деньги, 20 апреля 2003, №14. С. 58.

28 Источник: Ахтямов Р. Вот где твоя пенсия, парень?//РЦБ, №4, 2003. С. 49.

29 Дрошнев В.В. Трансформации механизма финансового взаимодействия элементов системы ОМС//Страховое дело, №3, 2003. С. 12.

30 Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов. Под общ. ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А./М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2001. С. 576.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79896. Основні підходи і методи рішення транспортної задачі лінійного програмування 206.84 KB
  Дані задачі відносяться до задач лінійного програмування і можуть бути вирішені симплексним методом. Проте матриця системи обмежень транспортної задачі настільки своєрідна, що для її вирішення розроблені спеціальні методи, які ми розглядатимемо далі.
79898. Модернізація парогенератора ПГВ-1000 для підвищення КПД та надійності в реакторі ВВЕР-1000 910.08 KB
  Водоводяні енергетичні реактори без кипіння води в активній зоні одержали найбільше поширення в усьому світі. До однієї з циркуляційних петель першого контура приєднаний компенсатор тиску за допомогою якого в контурі підтримується заданий тиск води що являється у реакторі і теплоносієм і сповільнювачем нейтронів.
79899. Транзитная подстанция переменного тока 1.24 MB
  Система постоянного тока получила широкое применение для электрической тяги в городском и промышленном электротранспорте, а также для железнодорожного транспорта на первом этапе его электрификации из-за значительных преимуществ двигателей постоянного тока с последовательным возбуждением по тяговым и скоростным характеристикам.
79901. Робота з природним матеріалом аплікація з крупів «Зерняткове сонечко» 108.5 KB
  МЕТА: ознайомити учнів з використанням нетрадиційних матеріалів при виготовленні предметної аплікації; сформувати вміння виготовляти предметну аплікацію за допомогою шаблонів та нетрадиційних природних матеріалів; розвивати просторову уяву, окомір,дрібні м’язи кісті рук; виховувати культуру праці.
79902. Подарунок мамі. Виготовлення листівки-видавки 118.5 KB
  Мета: навчити дітей виготовляти листівку видавку володіти технікою і прийомами видавлювання роботи з ножицями; правильно розміщувати свої задуми на малюнку; розвивати фантазію відчуття колірної гармонії; формувати творчу уяву; виховувати любов до батьків до рідних людей сестрички бабусі подруги.
79903. День художньої творчості за темою «Дизайнер і техніка». Колективне художньо – ігрове конструювання технічних моделей. Захист власних винахідницьких проектів 56 KB
  Мета. Закріпити уміння дітей з технічного моделювання, розвивати конструкторську винахідливість, прояв фантазії, виховувати почуття любові до праці. Обладнання: технічні конструктори, конструктори «Lego», фотографії космічної техніки з деталей металоконструктора, мультимедійне обладнання...
79904. ТУРНІР МОВОЗНАЙОК 47 KB
  Мова – це неоцінений божественний дар, який дано людині. Вона супроводжує нас від народження і аж до смерті. У щоденній практиці спілкування не обійтися без мови. навіть коли ми думаємо, в пам’яті відтворюємо відомі нам слова і фрази. Власні думки формулюємо і передаємо за допомогою мови...