43381

Формирование местного бюджета на примере муниципального образования полюстрово

Дипломная

Макроэкономика

Бюджетная система представляет собой регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.

Русский

2014-12-23

755 KB

42 чел.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты сущности формирования бюджета муниципальных образований и основы нормативно-правового регулирования …………………………………………………………………..5

1.1. Бюджет муниципального образования и его роль…………………5

1.2. Особенности управление финансами муниципальных образований…………………………………………………………………9

1.3. Основы бюджетного процесса муниципального образования…………………………………………………………………15  

Глава 2. Формирование и исполнение бюджета муниципального образования с точки зрения нормативно-правовой составляющей……….22

2.1. Доходы и расходы бюджета муниципального образования с точки зрения нормативно-правовой составляющей…………………………..22

2.2. Исполнение бюджета муниципального образования……………..27

3. Аналитические сведения формирования местного бюджета на примере муниципального образования полюстрово…………………………………29

3.1. Доходная составляющая бюджета………………………………….29

3.2. Расходы бюджета…………………………………………………….38

Заключение…………………………………………………………………….45

Список использованных источников………………………………………..48

Приложения……………………………………………………………………52

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы заключается в том, что бюджет является центральным звеном финансовой системы страны, регионов и муниципальных образований. Его главное назначение - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики и решения общегосударственных социальных задач, таких, например, как обеспечение населения общественными товарами и услугами, перераспределение доходов, стабилизация экономики.

Актуальность исследования: местные бюджеты играют важную роль в местных финансах, которые охватывают экономические отношения, посредствам чего местные органы управления мобилизуют, распределяют и используют в соответствии с возложенными на них функциями часть общественного продукта в денежной форме. 

Местный бюджет является финансовой базой многогранной деятельности местных органов власти и управления. В Российской Федерации местные бюджеты занимает по доходам -35%, по расходам -40% от общего объема средств государственного бюджета. 

Целью данной работы является изучение особенностей формирования доходов и расходов местного бюджета на примере муниципального образования Полюстрово.

Таким образом, к основным задачам работы следует отнести следующие:

  •  определение основ понятия «местный бюджет»;
  •  исследование особенностей управления финансами муниципальных образований;
  •  выявление основ бюджетного процесса муниципального образования;
  •  выявление основ понятия доходов и расходов бюджета муниципального образования с точки зрения нормативно-правовой составляющей;
  •  анализ доходов и расходов  местного бюджета на конкретном практическом примере (Полюстрово).

Объектом исследования в данной работе является местный бюджет, предметом – особенности на примере МО Полюстрово. Для написания данной работы были использованы материалы отечественных экономистов, среди которых Булатов А.С., Гаркин Р.О., Кузяев К.А., Макконнелл К., Райзберг Б.А., Райхлин Э.Н. и другие.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты сущности формирования бюджета муниципальных образований и основы нормативно-правового регулирования

1.1. Бюджет муниципального образования и его роль

Бюджетная система представляет собой регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

  •  Федеральный бюджет,
  •  бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты),
  •  бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты),
  •  бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Государственный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций государственной власти (соответственно бюджеты субъектов Федерации ставят целью выполнение функций на региональном уровне, местные бюджеты – на уровне муниципальных образований).

Современное гражданское законодательство традиционно рассматривает Российскую Федерацию, субъектов Российской Федерации и муниципальные образования (публично-правовые образования) в качестве особых субъектов гражданского права. Публично-правовые образования создаются для достижения строго определенных целей. Можно отметить, что современная бюджетная система Российской Федерации складывалась под воздействием исторических условий формирования российской государственности.

Государственный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций государственной власти. Соответственно под доходами бюджета понимается часть централизованных финансовых ресурсов государства, а под расходами бюджета - затраты, которые несет государство в процессе выполнения своих функций.

Бюджет субъекта Федерации - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации.

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий.

С точки зрения экономической теории местный бюджет следует рассматривать как совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению национального дохода страны, обеспечивающих создание финансовой базы местных органов власти.

Как правовая категория местный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Местные бюджеты характеризуются1:

  •  широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса;
  •  высокой степенью действенности, обусловленной перераспределительной природой данной экономической категории;
  •  гибкостью, поскольку система бюджетных методов управления формируется не как заданная раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся в зависимости от целей и задач территориального развития.

Итак, бюджет муниципального образования – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.

Рис.1. Структура бюджетной системы России и место бюджетов муниципальных образований2

Источники формирования местных бюджетов определены в Приложении 1.

Экономическая сущность местных бюджетов может быть определена тем, что местные бюджеты выполняют следующие основные функции:

  •  функция по формированию денежных доходов для целей обеспечения функций местных органов власти;
  •  функция распределения ранее сформированных денежных средств;
  •  функция контроля за формированием и расходованием средств местного бюджета.

Рис.2. Основные функции местных бюджетов

1.2. Особенности управление финансами муниципальных образований

Муниципальное управление представляет собой воздействие муниципалитета на общество в целях его упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Муниципальное управление должно быть подчинено управлению на региональном уровне и уровне государства. Сущность муниципального управления проявляется в его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.

Анализируя муниципальное управление, можно выделить такие его особенности3:

  •  организующий характер, т.е. государственное управление  осуществляется путем объединения, согласования, регулирования и контроля;
  •  непрерывная деятельность, направленная на сохранение, укрепление и стимулирование развитие всего государственного аппарата;
  •  государственное управление носит универсальный характер и т.д.

Основной стратегической целью выступает конституционная цель создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.4.

К основным задачам муниципального управления необходимо отнести следующие5:

  •  защита прав, свобод и законных интересов граждан;
  •  охрана конституционного строя России;
  •  обеспечение эффективного функционирования механизма государства и государственного аппарата;
  •  обеспечение действия принципа прозрачности в деятельности государственных служащих и т.д.

Аппарат муниципального управления представлен следующими единицами:

  •  представительный орган муниципального образования;
  •  глава муниципального образования;
  •  местная администрация;
  •  контрольный орган муниципального образования;
  •  иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования – это выбранный орган власти на уровне муниципалитета, основной целью которого является представление интересов граждан. В состав представительного органа муниципального образования входят депутаты, выбранные населением.

Глава муниципального образования – это высшее должностное лицо в рамках муниципального образования, которое наделено полномочиями по решению основных вопросов в рамках муниципалитета.

Местная администрация формируется в целях выполнения задач по управлению в рамках отдельного муниципалитета.

Контрольный орган муниципального образования ориентирован на мониторинг деятельности местных властей.

В организации аппарата муниципального управления существенна роль местного самоуправления. К ведению местного самоуправления можно отнести следующее:

  •  контроль граждан за соблюдением Устава города;
  •  контроль за разработкой и утверждением планов и программ комплексного социально-экономического развития города;
  •  контроль за содержанием и использованием муниципального жилищного фонда города;
  •  контроль за организацией, содержанием и развитием муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
  •  контроль за организацией, содержанием и развитием учреждений сферы медицины;
  •  контроль за организацией, содержанием и развитием учреждений сферы социальной поддержки населения города;
  •  контроль населения  за охраной общественного порядка;
  •  благоустройство и озеленение территории города;
  •  контроль за организацией, содержанием и развитием учреждений сферы медицины;
  •  контроль за обеспечением условий для деятельности учреждений культуры в городе;
  •  контроль за охраной окружающей среды и экологической обстановкой в городе;
  •  контроль за правомерностью деятельности органов муниципальной службы и проч.

Участие населения подтверждается референдумами.

В рамках муниципального управления немаловажна роль управления финансами. В управлении финансами выделяются субъекты, объекты и инструменты управления.

Объектами управления финансов выступают разнообразные виды финансовых отношений:

  •  государственные и субфедеральные финансы;
  •  местные финансы, финансы предприятий, организаций; финансы граждан.

Инструментом управления финансами выступает механизм, который включает:

  •  блок финансовой информации;
  •  блок финансового планирования;
  •  блок финансового права;
  •  блок финансового контроля;
  •  блок оперативного управления;
  •  блок стратегического управления.

Блок финансовой информации включает различные формы бухгалтерской, финансовой, статистической и т.п. отчетности, а также сведения о различных финансовых процессах.

Блок финансового права включает в себя правовые нормы, законы, законодательные акты в области финансов, на основе которых регулируются все финансовые отношения.

Блок финансового контроля – деятельность финансового аппарата по проверке и обеспечению правильности и законности осуществления всех финансовых операций.

Блок оперативного управления представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального результата при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Оперативное управление финансами возложено на финансовый аппарат – Министерство финансов, местные финансовые органы, финансовые службы предприятий.

Блок стратегического управления выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, в установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ, проектов и др.  Общее стратегическое управление финансами традиционно осуществляют6:

  •  аппарат Президента;
  •  Законодательные органы;
  •  Правительство;
  •  Органы местного самоуправления и др.

В завершении можно сделать вывод, что управление финансами представляет собой действия государства, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики.

Далее необходимо определить взаимосвязь органов, регулирующих финансы на различных уровнях.

Органы местного самоуправления осуществляют деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) муниципальных образований, прежде всего в правовой форме; они могут принимать нормативные правовые акты, регулирующие финансовую деятельность в пределах соответствующих территорий. Органы местного самоуправления подчинены органам управления на государственном и субфедеральном уровне. Органы государственной власти Российской Федерации и государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны содействовать развитию финансово-экономических основ местного самоуправления.

В этих целях они в соответствии  с этим они:

  •  регулируют законами порядок передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность;
  •  передают органам местного самоуправления материальные и финансовые средства, необходимые им для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом данные органы;
  •  регулируют отношения между федеральным бюджетом и местными бюджетами, между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами;
  •  компенсируют местному самоуправлению дополнительные расходы, возникающие в результате решений, принятых органами государственной власти;
  •  участвуют в решении местных задач через целевые федеральные и региональные программы и т.д.

Все органы управления финансами на разных уровнях имеют тесную взаимосвязь, однако первостепенное значение все же имеют органы управления на уровне государства.

Нормативно-правовая база государственных финансов представлена рядом актов.

Так, наибольшую значимость имеет Бюджетный кодекс Российской Федерации.

На уровне местного самоуправления силу имел Федеральный Закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 10 сентября 1997 года (с изменениями на 28 декабря 2004 года).

Однако, следует отметить, что с 1 января 2009 года данный Федеральный Закон утратил свою силу. По состоянию на 2013 год основным законом является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Можно отметить, что Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливал общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определял государственные гарантии его осуществления.

1.3. Основы бюджетного процесса муниципального образования

Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.

Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента. Этапы бюджетного процесса можно представить следующим образом:

Этапы бюджетного процесса следующие:

Составление -> Рассмотрение -> Утверждение -> Исполнение

Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс.

Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.

Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:

  •  глава государства;
  •  органы законодательной власти;
  •  органы исполнительной власти;
  •  органы денежно-кредитного регулирования;
  •  органы государственного и местного финансового контроля;
  •  государственные внебюджетные фонды;
  •  главные распорядители бюджетных средств.

Для бюджетного процесса важно понятие финансового года. Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.

Составление бюджета - начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти. Законодательный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом.

В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам.

Исполнение бюджета — сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап — осуществление расходов.

Итак, бюджетный процесс включает в себя стадии7:

  •  составление проекта бюджета (этому предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ):  
  •  рассмотрение (проект бюджета рассматривает представительный орган власти соответствующего субъекта бюджетного права, порядок и сроки рассмотрения проекта бюджета устанавливаются конкретно на каждый финансовый год) и утверждение бюджета (бюджет утверждается после четырех чтений);  
  •  исполнение бюджета (совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря, заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и в финансировании соответствующих расходов);  
  •  составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Главная задача составления проекта бюджета – определение объема денежных средств в бюджете в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства и территории.

В основе составления проектов бюджетов лежат8:

  •  показатели субвенций и дотаций и их целевое назначение;
  •  перечень доходов, закрепленных за бюджетами соответствующих национально-территориальных образований;
  •  перечень расходов, передаваемых из вышестоящего бюджета.

Далее определим основы рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней.

С точки зрения государственного устройства Россия представляет собой федеративное государство, т.е. государство состоит из определенных частей (субъектов Российской Федерации), обладающих собственной системой органов государственной власти (как законодательных, так и исполнительных) и собственным набором функций. А это в свою очередь предполагает наличие собственных источников финансирования деятельности субъекта Российской Федерации, сформированных в определенный фонд денежных средств (бюджет) и значительную самостоятельность в формировании и расходовании этого фонда.

Бюджетное устройство адекватно понятию бюджетная система, под которой в свою очередь понимается совокупность бюджетов различных видов.

Бюджетная система – это достаточно устойчивая научная категория, традиционно обозначающая систему бюджетов. В этом же смысле она употребляется и текстах финансово-правовых актов.

Как известно, к основным элементам бюджетной системы РФ принято относить бюджеты разных уровней.

Как уже было выяснено, первой стадией бюджетного процесса является стадия составления проекта бюджета (как Федерального, так и территориального либо местного). Следующей стадией является рассмотрение, а затем и утверждение бюджета.

Перед полным утверждением  проводится работа с текстом бюджета в комитетах представительного органа, комиссиях, где проверяются достаточность и правильность расходов, реальность получения доходов.

Можно также добавить, что составление и исполнение бюджета является функцией органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета - функцией органов представительной власти.

Исполнение бюджета – процесс получения доходов и осуществление расходов, предусмотренных статьями утвержденного в стране бюджета.

Выделяют9:

  •  исполнение бюджета по доходам;
  •  исполнение бюджета по расходам.

Задачей исполнения бюджета по доходам считается необходимость добиться полного и своевременного поступления в бюджет отдельных видов доходов.

Согласно ст.6 Бюджетного кодекса  РФ бюджетный процесс - это регламентированная нормами права деятельность органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением10.

Бюджетный процесс представляет собой сложную систему связей и отношений, направленных на изъятие части доходов у населения и предоставление средств из бюджета с целью решения комплекса социально-экономических задач.

Субъектами бюджетного процесса выступают:

  •  представительный орган муниципального образования;
  •  местная администрация;
  •  глава муниципального образования;
  •  финансово-бюджетные управления местной администрации;
  •  контрольный орган муниципального образования;
  •  банки.

Бюджетный процесс в муниципальных образованиях осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с БК РФ, Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», бюджетным законодательством субъекта РФ и правовыми актами муниципального образования.

Бюджетный процесс в муниципальном образовании охватывает следующие стадии в отношении местного бюджета:

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение проекта бюджета, утверждение бюджета;

3) исполнение бюджета;

4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Бюджетный процесс ориентирован на следование основным принципам, к которым можно отнести следующие: принцип единства бюджетной системы Российской Федерации; принцип самостоятельности бюджетов; принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и проч.

Бюджетные системы за рубежом строятся примерно по таким же основным принципам, что и в России. Этих принципов шесть: 

1) принцип принятия бюджета представительным органом власти – в большинстве стран бюджеты принимаются в форме закона, а в США и некоторых других странах для утверждения бюджета требуется одобрение парламента; 

2) принцип полноты – все доходы и расходы правительства отражаются в бюджете в полном объеме (конечно, это идеальное требование – на практике часто есть какие-то секретные расходы, содержания которых правительство не детализирует); 

3) принцип единства бюджета – единообразия всей бюджетной документации и классификации (в России первая бюджетная классификация введена в 1812 г.); 

4) принцип приоритетности обязательных расходов – осуществление утвержденных законодательством государственных расходов не ставится в зависимость от величины получаемых доходов (поэтому-то часто и возникает бюджетный дефицит); 

5) принцип ежегодного утверждения бюджета – бюджеты, как правило, готовятся на год;

6) принцип бюджетного равновесия – сбалансированность (хотя бы приблизительная) расходной и доходной частей бюджета. 

Начало финансового года различно в разных странах: 

1 января – Россия, Франция; 

1 апреля – Великобритания, Япония, Канада; 

1 июля – Италия; 

1 октября – США.

В качестве вывода по первой главе дипломной работы важно отметить, что формирование эффективной бюджетной системы в России необходимо, при этом, целесообразна ориентация на зарубежный опыт. Важно ориентироваться на построение бюджетной системы  (бюджетов) на всех уровнях, в частности, ориентация на формирование результативных местных бюджетов.

Местный бюджет, как было выяснено, - это совокупный план доходов и расходов муниципального образования (муниципалитета).


Глава 2. Формирование и исполнение бюджета муниципального образования с точки зрения нормативно-правовой составляющей.

2.1. Доходы и расходы бюджета муниципального образования с точки зрения нормативно-правовой составляющей.

 Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами и в соответствии с уставом муниципального образования.

Местный бюджет включает в себя доходную и расходную части.

Согласно ст.6 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» доходная часть состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать в себя финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» утратил силу с 1.01.2009 г. в связи с принятием Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ11.

В соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ12, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

В состав финансовой основы местного самоуправления входят денежные средства, другие платежные средства, ценные бумаги и т.д., находящиеся в распоряжении органов муниципального образования.

Налоговые доходы местных бюджетов определены Налоговым кодексов РФ13. Налоговые доходы бюджетов муниципальных образований составляют:

  •  доходы муниципального образования от поступлений налогов и сборов;
  •  отчисления из федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации долей налогов, подлежащих уплате в местный бюджет;
  •  государственные пошлины.

К местным налогам и сборам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц14.

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ15, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

Третий элемент доходной части местного бюджета — доли федеральных и так называемых региональных (субъектов Федерации) налогов, которые при уплате налогоплательщиками сразу идут в местный бюджет16.

К доходам местных бюджетов также относят финансовую помощь органов федеральной и региональной власти (дотации, субвенции и субсидии).

Дотации могут быть определены как средства муниципалитетам на безвозмездной основе (как правило, дотации выдаются наименее развитым муниципальным образованиям).

Субвенции, также, как и дотации, выдаются на безвозмездной основе муниципальному образованию, с той лишь разницей, что цели на их использование и применение четко определены.

Субсидии - средства, предоставляемые местным бюджетам сверху на условиях долевого финансирования целевых расходов (например, часть средств для строительства местной больницы).

Рис.3. Классификация доходов бюджета

Еще одной составляющей формирования доходов местных бюджетов можно назвать перечисление денежных средств граждан на добровольных началах, штрафов от загрязнений окружающей среды, порчи памятников архитектуры и проч.

Исходя из того что бюджет муниципального образования состоит из минимального бюджета и бюджета развития, расходы соответственно различаются на текущие расходы и расходы, связанные с развитием муниципального образования.

К текущим расходам относятся расходы на содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования, учреждений образования, науки, культуры, физкультуры и спорта, социальную поддержку населения, содержание пассажирского транспорта общественного значения и другие расходы, не входящие в бюджет развития.

Расходная часть бюджета развития, как правило, включает ассигнования на инвестиционную и инновационную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие муниципального образования, иные расходы на расширенное воспроизводство.

Вместе с тем расходы муниципального образования можно классифицировать в зависимости от того, на осуществление каких полномочий они направляются. В частности, среди полномочий органов местного самоуправления выделяются собственные полномочия, связанные с решением задач местного значения, а также делегированные органами государственной власти. С учетом этого расходная часть местного бюджета включает в себя:

  1.  расходы, связанные с выполнением функций органов местного самоуправления;
  2.  расходы, связанные с выполнением государственных полномочий, делегированных органам местного самоуправления.

Следует отметить, что органы местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов. Отчетность об исполнении местных бюджетов они представляют в установленном законодательством и уставом муниципального образования порядке.

Расходы местного бюджета можно определить как определенные представительными органами муниципальных образований статьи направления средств бюджета. К основным статьям расходов местных бюджетов, как правило, относят расходы на здравоохранение, на образование, на социальные нужды, на реставрацию памятников архитектуры и прочие нужды.

2.2. Исполнение бюджета муниципального образования

Исполнение местного бюджета, его кассовое обслуживание производится в соответствии с БК РФ.

Руководитель финансового органа местной администрации назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным Правительством РФ. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам ведут учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию и предоставляют финансовому органу местной администрации информацию. 

Исполнение федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством по соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации.

Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой им финансовым органам.

Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы. Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи.

1.  Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета.

2. На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета.

3. Одновременно сводная бюджетная роспись направляется для сведения в соответствующие представительные и контрольные органы.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

  •  перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  •  распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов.

Таким образом, бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

В рамках данной темы работы далее необходимо представить аналитические сведения формирования местного бюджета на примере муниципального образования Полюстрово.

Глава3. Аналитические сведения формирования местного бюджета на примере муниципального образования Полюстрово

3.1. Доходная составляющая бюджета

На территории Красногвардейского района расположены и осуществляют свою деятельность 5 муниципальных образований.

Муниципальное образование Полюстрово является самым большим по площади муниципальным округом в районе - его территория занимает более 2000 га,  в округе проживает более 50 000 человек.

Деятельность муниципального образования  в отчетном 2013 году была нацелена на решение вопросов местного значения, обозначенных   131 Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом Муниципального образования.

Основную цель деятельности муниципального образования  – создание комфортных условий проживания граждан, поддержка социально-незащищенных жителей,  публичное обсуждение проблем и приоритетов деятельности.

Структура органов местного самоуправления МО Полюстрово представлена следующими:

1. Муниципальный Совет внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Полюстрово (представительный орган муниципального образования)

2. Местная администрация внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Полюстрово (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования)

3. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия председателя Муниципального Совета, - главы Местной администрации внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Полюстрово.

4. Контрольно-счетный орган внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Полюстрово (контрольно-счетный орган муниципального образования).

Структура налоговых доходов города в динамике представлена в Таблице 1.

Таблица 1

Структура налоговых доходов города за 2011-2013 гг., в тыс. руб.

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Налоговые доходы,  в том числе

25002026

25 316 433

25 253 952

Налог на имущество физических лиц

14001134,6

14177202,5

14142213,1

Земельный налог

6750547,0

6835436,9

6818567,0

Местные лицензионные сборы и другие

4250344,42

4303793,61

4293171,84

Всего доходов

56669442

79699911

81394927

Прежде всего, представим структуру налоговых доходов (Рисунки 4 и 5).

Рис.4. Доли налоговых поступлений в общем объеме доходов МО Полюстрово в конце 2011 года

Рис.5. Доли налоговых поступлений в общем объеме доходов МО Полюстрово в 2012 – 2013 гг.

На основании Рисунков 4 и 5 можно отметить, что преобладающую долю в структуре налоговых доходов МО Полюстрово занимает налог на имущество физических лиц (в 2013 году его доля составила 58%). Доля земельного налога в структуре налоговых доходов составила в 2013 году 31%, а местных лицензионных сборов – 11%.

Для того, чтобы проанализировать темпы роста (снижения) налоговых доходов за 2011 – 2013 годы, представим темпы роста.

Таблица 2

Динамика в стоимостном выражении, в тыс. руб.

Показатель

2013-2012

2013-2011

2012-2011

Налоговые доходы,  в том числе

-27491,6

110 847,44

138339,1

Налог на имущество физических лиц

-34989,4

141078,5

176067,9

Земельный налог

-16869,9

68020

84889,9

Местные лицензионные сборы и другие

-10621,8

42827,42

53449,19

На основании Таблицы 2 можем судить об отрицательной динамике налоговых доходов в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 27491,6 тыс. руб.; по сравнению с 2011 годом налоговые доходы, напротив, имели тенденцию к росту (увеличились на 110 847,44 тыс. руб.). Снижение величины налоговых поступлений в бюджет – отрицательный момент, который может быть вызван, к примеру, снижением эффективности налогового администрирования и контроля в стране.

Таблица 3

Динамика в процентном выражении

Показатель

2013/2012

2013/2011

2012/2011

Налоговые доходы,  в том числе

99,8%

101,0%

101,3%

Налог на имущество физических лиц

99,8%

101,0%

101,3%

Земельный налог

99,8%

101,0%

101,3%

Местные лицензионные сборы и другие

99,8%

101,0%

101,3%

На основе представленного анализа можно сделать вывод, что налоговые доходы МО Полюстрово в 2013 году составили 25 253 952 тыс. руб. и по сравнению с 2012 годом имели отрицательную тенденцию. В структуре налоговых доходов МО Полюстрово занимает налог на имущество физических лиц (в 2013 году его доля составила 58%).

Далее будет представлена динамика неналоговых доходов бюджета МО Полюстрово.

Структура неналоговых доходов города в динамике представлена в Таблице 4.

Таблица 4

Структура доходов города за 2011-2013 гг., в тыс. руб.

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

2034501

2113622

2 146 416

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

182356

193 432

218 021

Прочие неналоговые доходы

372056

376 184

422 988

Безвозмездные поступления, всего

21212590

21 424 949

21 288 689

в т.ч.

дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности

579657

579657

579657

субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

3400581

3497914

3492122

Всего доходов

56669442

79699911

81394927

В структуре неналоговых доходов преобладает доля безвозмездных поступлений (около 90%).

Для того, чтобы проанализировать темпы роста (снижения) доходов за 2011 – 2013 годы, представим темпы роста.

Таблица 5

Динамика в стоимостном выражении

Показатель

2013-2012

2013-2011

2012-2011

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

32794

111915

79121

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

24589

35665

11076

Прочие неналоговые доходы

46804

50932

4128

Безвозмездные поступления, всего

-136260

76099

212359

в т.ч.

дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности

0

0

0

субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

-5792

91541

97333

Всего доходов

1695016

24725485

23030469

На основании Таблицы 5 можем судить о положительной динамике роста неналоговых доходов МО Полюстрово. В 2013 году доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства выросли по сравнению с 2012 годом на 32794 тыс. руб., штрафы, санкции – на 24589 тыс. руб., прочие неналоговые доходы – на 46804 тыс. руб.

Таблица 6

Данные темпов роста в процентном выражении

Показатель

2013/2012

2013/2011

2012/2011

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

101,6%

105,5%

103,9%

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

112,7%

119,6%

106,1%

Прочие неналоговые доходы

112,4%

113,7%

101,1%

Безвозмездные поступления, всего

99,4%

100,4%

101,0%

в т.ч.

дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности

0

0

0

субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

99,8%

102,7%

102,9%

Всего доходов

102,1%

143,6%

140,6%

В целом, в динамике 2011 – 2012 год наблюдается положительная динамика неналоговых доходов бюджета МО Полюстрово.

В качестве вывода необходимо отметить, что в структуре неналоговых доходов преобладает доля безвозмездных поступлений (около 90%).

Структура общих доходов МО Полюстрово в динамике представлена в Таблице 7.

Таблица 7

Структура доходов МО Полюстрово за 2011-2013 гг.  в тыс. руб.

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Налоговые доходы,  в том числе

25002026

25 316 433

25 253 952

Налог на имущество физических лиц

14001134,6

14177202,5

14142213,1

Земельный налог

6750547,0

6835436,9

6818567,0

Местные лицензионные сборы и другие

4250344,42

4303793,61

4293171,84

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

2034501

2 113 622

2 146 416

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

182356

193 432

218 021

Прочие неналоговые доходы

372056

376 184

422 988

Безвозмездные поступления, всего

21212590

21 424 949

21 288 689

в т.ч.

дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности

579657

579657

579657

субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

3400581

3497914

3492122

Всего доходов

56669442

79699911

81394927

Для того, чтобы проанализировать темпы роста (снижения) доходов за 2011 – 2013 годы, представим темпы роста.

Таблица8

Динамика в стоимостном выражении

Показатель

2013-2012

2013-2011

2012-2011

Налоговые доходы,  в том числе

-27491,6

110 847,44

138339,1

Налог на имущество физических лиц

-34989,4

141078,5

176067,9

Земельный налог

-16869,9

68020

84889,9

Местные лицензионные сборы и другие

-10621,8

42827,42

53449,19

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

32794

111915

79121

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

24589

35665

11076

Прочие неналоговые доходы

46804

50932

4128

Безвозмездные поступления, всего

-136260

76099

212359

в т.ч.

дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности

0

0

0

субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

-5792

91541

97333

Всего доходов

1695016

24725485

23030469

На основании Таблицы 8 можем судить о положительной динамике роста доходов МО Полюстрово. В 2013 году они выросли на 1695016 тыс. руб. по сравнению с аналогичным прошлым периодом.

Таблица 9

Динамика в процентном выражении

Показатель

2013/2012

2013/2011

2012/2011

Налоговые доходы,  в том числе

99,8%

101,0%

101,3%

Налог на имущество физических лиц

99,8%

101,0%

101,3%

Земельный налог

99,8%

101,0%

101,3%

Местные лицензионные сборы и другие

99,8%

101,0%

101,3%

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

101,6%

105,5%

103,9%

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

112,7%

119,6%

106,1%

Прочие неналоговые доходы

112,4%

113,7%

101,1%

Безвозмездные поступления, всего

99,4%

100,4%

101,0%

в т.ч.

дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности

0

0

0

субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

99,8%

102,7%

102,9%

Всего доходов

102,1%

143,6%

140,6%

В структуре расходов преобладающая доля приходится на социальную политику (33%), на обслуживание муниципального долга (15%).

Несмотря на то, что в перспективе до 2013 года доходы бюджета МО Полюстрово имели положительную динамику, все же, необходимо их дальнейшее стимулирование.

2.2. Расходы бюджета 

Расходы местного бюджета муниципального образования Полюстрово в 2013 году составили 78 млн. 978  тыс. руб.

Рис.6. Динамика расходов бюджета МО Полюстрово, в млн. руб.

В соответствии с Рисунком 6 можно проследить рост расходной составляющей бюджета МО Полюстрово в динамике 2011 – 2013 гг.

Основная статья расходов определена на Рисунке 7, в соответствии с которым можно отметить, что основная статья расходов – расходы на национальную экономику.

Рис.7. Структура расходов муниципального образования Полюстрово в 2013 году

Одним из наиболее весомых направлений в работе муниципального образования Полюстрово было и остается – благоустройство внутридворовых территорий.

За счет местного бюджета в 2013 году были выполнены работы по благоустройству на сумму около 25 млн. 530 тыс. рублей.

Основные статьи расходов произведены по следующим адресам (Таблица 10).

Таблица 10

Основные статьи расходов по адресам

Статья расходов

Адреса

Ремонт асфальтового покрытия

Ул. М. Тухачевского, 11,13,31,37,5/1,5/2,7/1,7/2,9

Ул. Бестужевская, 41, 51, 53

Пр. М.Блюхера, 55-57, 61/1-67/1

Ул. Буренина, 1/1, ½, 3, 6

Пр. Металлистов, 76

Пр. Пискаревский, 17/1, 39, 145/2, 155/2, 159/2, 161-159/5

Ш.Революции, 12, 18, 48, 50, 50-52

Ул. Стасовой, 2, 4, 5

Пр. Энергетиков, 42,46,48,46/2,54/1,54/2,62, 66/2,70,72,74

Обустройство детских и  спортивных площадок

Ш.Революции, 20

Пискаревский пр., 17/3,37/2

ул. Крюкова, 15-21

пр. М. Блюхера, 49,63/2,672

ул.Буренина, 1/1

Пр.Металлистов, 70

Ул. Стасовой, 4

Ул.М.Тухачевского, 7/2

Работы по переоборудованию контейнерных площадок

Стасовой, 4

Буренина, 1/1

Блюхера, 67/1-2

Апрельская, 6/1

Установлено и отремонтировано 2177 м.п. металлических ограждений газонов

Ул.Стасовой, 1,2,5

Пискаревский пр., 155,159/4,159/5, 159/8

Ул.Бестужевская, 47

Пр.М.Блюхера. 51/1,52, 36,44

Ул.Крюкова, 13

Пр.Металлистов, 70

Ул.М.Тухачевского, 7/2, 7/1, 9, 39

Пр.Энергетиков, 46/2, 66/2, 68

Установлены малые архитектурные формы - скамейки

Пискаревский, 17/3

Бестужевская, 47,53

Пр.М.Блюхера, 59

Ул.М. Тухачевского, 31

Ул.Стасовой, 4

Установлены малые архитектурные формы - полусферы

Апрельская, 4

Полюстровский пр., 5/1

Среднеохтинский пр., 55

Ул. Стасовой, 2

Ул.М.Тухачевского, 5/2

Пр.Энергетиков, 66-1, 66/2,74

Пр.М.Блюхера, 67/1

Установлены малые архитектурные формы

Пр. М.Блюхера, 36/1

Пискаревский пр., 37/2

Установлены вазоны

Апрельская, 2,6

Пр.М.Блюхера, 36,61/1

Пискаревский пр., 155/2

Ул.М.Тухачевского, 5/5, 3

Установлены урны

Ул.Бестужевская, 47,53

Ул.Буренина, 1/1

Полюстровский, 5/1

Ул. М.Тухачевского, 31

Установка сказочных декоративных фигур

Апрельская, 6/1, 6/2

Пр.М.Блюхера, 49

Ул.Крюкова, 21

Пискаревский пр., 17/3,155

Среднеохтинский пр., 53

Ул.М.Тухачевского, 13

Ш.Революции, 20

Пр.Энергетиков, 48

Установлены и отремонтированы  искусственные дорожные неровности, так называемые «лежачие полицейские»

Пр.М.Блюхера, 48,57/2

Ул. Буренина, 3

Пискаревский пр., 17/1, 143/2,155/2

Ш.Революции, 50

Ул. Стасовой, 6

Ул.М.Тухачевского, 39

Следующим не менее значимым направлением в работе МО Полюстрово можно назвать направление «опека и попечительство». В 2013 году на учете в отделе опеки и попечительства Муниципального образования Полюстрово состояло 40 опекаемых несовершеннолетних детей, из них 16 несовершеннолетних находятся в приемных семьях (Рисунок 8).

Рис.8. Количество опекаемых несовершеннолетних детей на учете в отделе опеки и попечительства Муниципального образования Полюстрово, чел.

В соответствии с Рисунком 8 можно проследить положительную динамику численности человек, находящихся под опекой в отделе опеки и попечительства Муниципального образования Полюстрово (рост в 2013 году сравнению с 2012 годом составил 4 человека).

Отделом опеки и попечительства Муниципального образования Полюстрово ведется прием граждан.

За прошедший 2013 год было принято 217 граждан. Большинство обращений  касается вопросов, связанных с попечительством над несовершеннолетними и недееспособными. Так же отдел опеки активно взаимодействует с Санкт-Петербургским центром социальной помощи семье и детям Красногвардейского района и инспекторами по делам несовершеннолетних 66 отдела полиции Красногвардейского района по вопросам проведения профилактической работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении и осуществляет совместные выходы в адреса проживания неблагополучных семей.

На территории Муниципального образования Полюстрово расположено одно учреждение, в котором воспитываются дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей Специальный коррекционный детский дом № 2.

В 2013 году большое внимание уделялось организации праздничных зрелищных мероприятий.

Органы власти МО Полюстрово активно развивают направление «театральные и концертные мероприятия». Все театры и концерты  были организованы к следующим праздникам:

  •  День снятия блокады Ленинграда;
  •  День матери;
  •  День учителя;
  •  День защитника отечества;
  •  Всемирный женский день 8 марта;
  •  День медицинского работника;
  •  День семьи, любви и верности;
  •  День пожилого человека;
  •  Новый год.

Для организации интересного досуга для детей округа Полюстрово стало проведение каждые выходные лета мини праздника «Нескучное лето».

В 2013 году на территории Муниципального образования Полюстрово сотрудниками местной администрации были выявлены факты об административных правонарушениях в сфере благоустройства. Большинство правонарушений было связано с нарушениями парковки личного автотранспорта и хранением на внутриквартальных территориях разукомплектованных транспортных средств.

В результате было составлено 155 протоколов об административных правонарушениях.

Расходы на мероприятия по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера составили в отчетном году составили 160 тыс. руб.

В качестве вывода по третий главе дипломной работы можно судить об эффективности деятельности органов власти МО «Полюстрово». Все же, несмотря на то, что в перспективе до 2013 года доходы бюджета Полюстрово имели положительную динамику, все же, необходимо их дальнейшее стимулирование и снижение дефицита бюджета.


Заключение

В посланиях Президента Российской Федерации неоднократно подчеркивалось, что местное самоуправление представляет собой фундамент развития гражданского общества в России. Местные, региональные, межрегиональные союзы и ассоциации муниципальных образований, Всероссийский Совет местного самоуправления играют заметную роль среди общественных организаций страны. Весь объем ВВП России создается прямо или косвенно в опоре на человеческий капитал муниципальных образований. Наряду с уровнем доходов от состояния качества среды обитания, от доступа качественных услуг в них, от характера межчеловеческих отношений на местах напрямую зависит и уровень социальной удовлетворенности (или социального раздражения) людей, и демографическая ситуация в целом.

Принятые за годы реформ законы не создали механизма гарантий местному самоуправлению по финансовой самостоятельности и независимости, хотя все они эти принципы провозглашают и на словах гарантируют. Сегодня Россия в этом вопросе недалеко ушла от жестко централизованной системы, да и то в сторону дальнейшего ущемления прав местного самоуправления. Формирование доходной части местных бюджетов осуществлялось  и продолжает осуществляться в основном не за счет собственных доходов, а путем отчисления от регулирующих доходов. И даже с учетом этого, финансовых ресурсов местным бюджетам катастрофически не хватает и в доходной части местных бюджетов, несмотря на принятые законы, не снижался удельный вес средств, поступающих в виде финансовой помощи из бюджетов субъектов Федерации.

Сложившаяся практика, при которой налоги, собранные на местах, уходят в вышестоящие бюджеты, а собственные налоговые доходы составляют лишь 5-10% текущих расходов, негативно влияет на социально-экономическую стабильность и развитие территорий.

Финансовую ситуацию муниципальных образований может изменить только радикальное изменение принципа налогообложения в их пользу.

В результате муниципальные образования ставятся в позицию бюджетного иждивенчества и не заинтересованы в наращивании собственной доходной базы. Это переводит такие муниципальные образования из режима активного поиска дополнительных ресурсов и повышения эффективности использования имеющихся ресурсов в режим пассивного ожидания финансовой помощи «сверху».

Совокупный опыт, накопленный муниципальными образованиями, позволяет со всей определенностью настаивать на ряде действий, необходимых для того, чтобы выправить положение дел с МСУ и реализовать его потенциал на пользу отечеству. Политика государственной власти должна быть настроина прежде всего на обеспечение самостоятельности органов местного самоуправления в решении своих вопросов, а также на повышение их заинтересованности в развитии доходной базы местных бюджетов и на мобилизацию в местный бюджет всех потенциальных доходов, которые они способны получить со своей территории.

Наиболее существенным является перенастройка идеологической модели, закрепившейся в основе федеральной политики относительно МСУ: категорически необходимые значительные расходы на укрепление системы МСУ в России должны трактоваться не по графе «расходы», не как государственная благотворительность, но как жизненно необходимая инвестиция. Города, и прежде всего крупные и крупнейшие, образуют каркас экономического развития страны, и всемерное наращивание их организационных и квалификационных ресурсов для развития территорий является ключевым условием развития страны.

Реальность и эффективность местного самоуправления определяется, прежде всего, материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципальных образований и составляющими в своей совокупности финансово-экономические основы местного самоуправления.

Определяемый бюджетным и налоговым законодательством порядок закрепления доходных источников за местными бюджетами заранее обрекает их на дотационность. Местные бюджеты при их продекларированной самостоятельности, практически формируются субъектами Российской Федерации по произвольно устанавливаемым и ежегодно меняющимся нормативам. Собственные доходы составляют незначительную долю в общем объеме доходов местных бюджетов.

Это ставит муниципальные образования в полную зависимость от субъекта РФ и не позволяет им осуществлять не только перспективное планирование, но и нормально финансировать свои неотложные нужды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  •  Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. 2014 г.) // СПС «Гарант»
  •  Налоговый кодекс Российской Федерации: Части 1 и 2.- М.: «Омега-Л», 2013.- 694 с.
  •  Федеральный закон №131-ФЗ от 16.09.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СПС «Гарант»
  •  Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» от 22 мая 2004 г. № 249  // Российская газета. - Федеральный выпуск.- 2004.- 1 июня.- №3490
  •  Постановление «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ» от 19 апреля 2005 г. №239.- http://fcp.vpk.ru/npd/pp239.htm.- 2005
  •  Постановление «Об утверждении Положения о разработке сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства РФ» от 27 апреля 2005 гд. №259.-htttp://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow.asp?DocumID=99711&DocumType=0.-2005
  •  Алентьев А.А. Основы макроэкономики.- М.: «Вид-М», 2011.- 599 с.
  •  Алиев А.Б. Государственное и муниципальное управление. Книга 2.- М.: «Ади-ЛАТ», 2010.- 399 с.
  •  Алман Р.Ю. Местное самоуправление.- М.: АСТ, 2011.-107 с.
  •   Баринов Ю.Д. Государственное и муниципальное управление.- М.: «Лига-М», 2010.- 399 с.
  •   Боровикова Е.В. Межбюджетные трансферты // Учет в бюджетных учреждениях.-2008.- январь.- №1
  •   Брыкин О.А. Система государственного управления.- М.: АСТ, 2008.- 401 с.
  •   Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 2011. - 320 с.
  •  Буняков О.С. Государственное управление.- М.: АСТ 2012.- 329 с.
  •   Бусыгина И.М. Политическая регионалистика. М: РОССПЭН, 2010.- 390 с.
  •   Бухвостов Д.А. Местное самоуправление.- М.: АСТ, 2013.- 239 с.
  •   Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Б. Малинина.- М.: «Эксмо-Пресс», 2008.- 639 с.
  •   Видяпина В. И., Степанова, М. В. Региональная экономика /[Текст]: учебник/ Видяпина, В. И., Степанова, М. В.– М.:ИНФРА-М, 2007. – 666 с.
  •   Вавилов Б. Инфляционные процессы в Росси за десятилетие // Экономическая правда.- 2012.- №46
  •   Воронова О.Н. Создание инвестиционной привлекательности региона (РАГС) // Экономика и жизнь.- 2012.- №72
  •   Горегляд В.П. Послание Президента и социально-экономические параметры развития // Центр социально-консервативной политики.- 2012.- 29 августа
  •   Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономического развития регионов: проблемы и стратегия // Финансы и кредит. - 2012. - № 18
  •   Забалуева С. Налог на недвижимость. Один вместо двух // Полезная площадь.- 2012.- 6 ноября
  •   Кузяев К.А. Направления налоговой политики в РФ: позиция правительства, мнения представителей бизнеса // Cig-bc.- 2012.- январь
  •   Маков С.Ю. Федеральный бюджет России за последние годы // Российская Бизнес-Газета.- 2012.- 24 августа .- № 473
  •   Мамин С.Д. Экономический кризис // Перспектива.- 2012.- 5 марта.- №26
  •   Николаева Е. Борьба с инфляцией // Известия.- 2012.- сентябрь.- № 10.56
  •   Общество и экономика /[Текст]: международный научный и общественно-политический журнал. – М.: Наука – 2011.- 89 с.
  •   Россия в цифрах /[Текст]: статистический сборник. – М.: Финансы и статистика, 2012. –255 с.
  •   Попов В. Почему Россия не станет азиатским тигром // Экономика и экономический рост 2012.-26 июня.- № 11 (70)
  •   Портной М.А., Николаева Т.П., Рзаев А.М., Соколова И.Ю. Финансы и кредит.- М.:» Московский международный институт эконометрики, информатики финансов и права».- 2007.- 612 с.
  •   Президент подписал закон «О внесении изменения в статью 42 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  // Российская газета.- 2008.- 11 июня
  •   Рябцев Д.А. Статистика регионов России.- М.: АСТ-Пресс, 2012.- 198 с.
  •   Смульский С.В. Проблемы формирования Стратегии регионов России. - М.: РАГС, 2009. - 272 с.
  •   Стратегическое планирование: Учебное пособие / Под ред. проф. А.Н. Петрова. – С-Пб.: Знание, ГУЭФ, 2011.- 239 с.
  •   Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина; ООН РАН, НИМБ. – М.: «Издательство «Экономика», 2010.- 399 с.
  •   Скобелев П. Кабинет министров одобрил три сценария развития экономики на ближайшие три года // Российская газета - Центральный выпуск.- 2012.- 14 июля.- №4951 (127)
  •   Финансы: Учебник для вузов, под ред. М. В, Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: «Юрайт», 2008.- 520 с.
  •   Фокина А.Б. Государственный бюджет: взгляды разных школ.- М.: «Альянс», 2011.- 179 с.
  •   Явчуновская Р.А. Проблемы регионального развития в контексте международных отношений.- М.: РАГС.- 2010.- 216 с.
  •   Официальный сайт: http://www.cbr.ru/statistics/print.asp?file=credit_ statistics/refinancing_rates.htm (дата обращения 01.05.2014 г.)
  •   Электронный ресурс: http://www1.minfin.ru/ru/reservefund/statistics/ volume/index.php?id4=5796 (дата обращения 01.05.2014 г.)
  •   Электронный ресурс: http://info.minfin.ru/project_fb_rashod.php (дата обращения 01.05.2014 г.)
  •   Электронный ресурс: http://belgorod53.bezformata.ru/listnews /strategiya-razvitiya/9969654/ (дата обращения 01.05.2014 г.)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение  1 - Источники формирования местных бюджетов


1 Буняков О.С. Государственное управление.- М.: АСТ 2012.- 329 с., с. 47

2 Буняков О.С. Государственное управление.- М.: АСТ 2012.- 329 с., с. 27

3 Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. В 2 т. / Пер. с англ. — М.: СТАТУС, 2009.-399 с., с. 138-140

4 Шекшуев С.Д. Государственное и муниципальное управление.- М.: «Дрофа», 2009.- 399 с., с .61

5 Цели, задачи и функции государственной службы // Все о государственном управлении.- 2012.- №03

6 Портной М.А., Николаева Т.П., Рзаев А.М., Соколова И.Ю. Финансы и кредит.- М.:» Московский международный институт эконометрики, информатики финансов и права».- 2007.- 612 с., с. 427

7 Ливановский В.Д. Бюджетное устройство.- М.: «Аристель», 2011.- 389 с., с.215

8 Алиев А.Б. Финансы. Книга 2.- М.: «Ади-ЛАТ», 2010.- 399 с., с. 152

9 Марков С.Д. Бюджетный процесс России.- М.: «Сирка», 2011.- 199 с., с.107

10 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 1 июля, 12 октября, 19, 22, 26, 27 декабря 2005 г., 3 января, 2 февраля, 16 октября, 3 ноября, 4, 19, 30 декабря 2006 г., 20, 26 апреля, 24 июля 2007 г.) // СПС «Гарант»

11 Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СПС «Гарант»

12 Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СПС «Гарант»

13 Налоговый кодекс Российской Федерации: Части 1 и 2.- М.: «Омега-Л», 2013.- 694 с.

14 Налоговый кодекс Российской Федерации: Части 1 и 2.- М.: «Омега-Л», 2013.- 694 с.

15 Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СПС «Гарант»

16 Финансы: Учебник для вузов, под ред. М. В, Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: «Юрайт», 2008.- 520 с., c. 112


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48411. Себестоимость продукции 173.32 KB
  Себестоимость продукции Виды продукции предприятия – позиции номенклатуры. Показатели деятельности предприятия: позиции номенклатуры 1 2 n; объём выпуска продукции в натуральном виде Ni натуральное выражение; V 100 60 2008 2012 1995 1991 Т годы Товарная продукция ТП – денежное выражение выпущенной продукции по всем позициям номенклатуры за год. Производственная мощность – это максимально возможный выпуск продукции в натуральном выражении за год при определённых организационно-технических условиях производства.
48412. Політична економія 1.34 MB
  Політична економія вивчає такі суспільні відносини і закони які належать до базових у житті суспільства оскільки вони є складовою суспільного виробництва економіки. Сутність економічної категорії визначається такими критеріями: відображає не природні властивості речей і предметів а характерну властивість певної системи елементу ланки економічних відносин людей; має об’єктивний характер оскільки відбиває об’єктивну дійсність; має історичний характер оскільки значна частина категорій політичної економії на певному етапі розвитку...
48413. Регіональна економіка 328.3 KB
  Міжгалузеві господарські комплекси та регіональні особливості їх розвитку і розміщення Паливноенергетичний комплекс: регіональні особливості розвитку і розміщення 75 ЛЕКЦІЯ 6. Міжгалузеві господарські комплекси та регіональні особливості їх розвитку і розміщення Хімічний комплекс: регіональні особливості розвитку і розміщення 93 ЛЕКЦІЯ 7. Економіка регіонів України: стан та перспективи розвитку 128 ЛЕКЦІЯ 9.030509 ОА 1 2 4 144 52 20 32 – 90 36 – екзамен – – Мета: формування знань щодо теоретичних і практичних засад територіальної...
48414. Базові поняття Системного програмування та СПЗ 924.9 KB
  Системні програмні засоби виконують такі завдання як передача даних з пам’яті довільного доступу на диск або відтворення тексту на дисплеї. Через ці обмеження часто використовуються моніторинг та реєстрація даних; операційні системи мають бути забезпечені дуже якісними підсистемами реєстрації даних. Базові відомості Поняття операційної системи напряму пов'язане з такими поняттями як: Файл іменований впорядкований набір даних на пристрої зберігання інформації; операційна система забезпечує організацію файлів в файлові системи. Файлова...
48415. Державна мова — мова професійного спілкування 652.5 KB
  Правильно використовувати різні мовні засоби відповідно до комунікативних намірів; влучно висловлювати думки для успішного розв’язання проблем і завдань у професійній діяльності; сприймати, відтворювати, редагувати тексти офіційно-ділового й наукового стилів; скорочувати та створювати наукові тексти професійного спрямування, складати план, конспект, реферат тощо, робити необхідні нотатки, виписки відповідно до поставленої мети
48416. Лінійне програмування 112.29 KB
  При дослідженні різноманітних економічних процесів і явищ виникають задачі знаходження таких управлінських рішень які б давали змогу оптимізувати хід процесу явищ. До задач лінійного програмування належать ті задачі в яких функція мети лінійно залежить від керованих параметрів а також співвідношення між керованими і некерованими параметрами мають лінійний вигляд. Обмеження на сировину і її витрати на виготовлення 1 плити кожного виду а також прибуток від реалізації 1 плити задані в таблиці: Тип сировини Витрати на 1 плиту Запаси сировини...
48417. Лекції з історії світової та вітчизняної культури 4.76 MB
  ЗМІСТ ПЕРЕДМОВА ФІЛОСОФСЬКО-ТЕОРЕТИЧНІ ОСНОВИ ІСТОРІЇ КУЛЬТУРИ Поняття культури ПОНЯТТЯ СВГГОВОЇТА НАЦІОНАЛЬНОЇ КУЛЬТУРИ КУЛЬТУРА І СУЧАСНА ЦИВІЛІЗАЦІЯ Регіональна типологія світової культури
48418. Кримінально-процесуальне право України 837.42 KB
  Для захисту особи, суспільства і держави від кримінальних правопорушень, забезпечення того, щоб кожний, хто вчинив кримінальне правопорушення, був притягнутий до відповідальності в міру своєї вини, жоден невинуватий не був обвинувачений або засуджений, необхідно встановити фактичні обставини кримінального правопорушення, винуватість особи у його вчиненні та інші обставини
48419. Лекції з курсу програмування 233.39 KB
  Мови програмування Pscl Bsic Сі. 3 Алгоритмічною мовою або мовою програмування. Алгоритмічною мовою Мовою програмування Turbo Bsic алг Площа progrm squre; дійсн а b S...