43389

История развития социальной помощи в России

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

Это было выражено в более расширенной системе помощи которая охватывала и устоявшиеся группы населения и новые формы призрения и воспитания детей предупреждения обнищания населения. В России до начала XVIII века вообще не существовало какойлибо узаконенной формы общественного призрения детей. Первым проявил инициативу митрополит Иов организовавший в 1707 году на собственные средства в Холмовской Успенской обители заведение для призрения сирот и зазорнорожденных незаконнорожденных детей. После смерти Петра I за...

Русский

2013-11-04

208 KB

30 чел.

PAGE  34

  1.  История  развития социальной помощи  в России

  1.  Концепция «милосердия» и концепция «призрения»

     Истоки социальной работы восходят к  благотворительности, существовавшей на всех этапах развития общества. Желание помочь ближнему возникает вместе со становлением общества. Потребность объединить усилия людей в борьбе с природой для получения пищи, при сооружении жилища – эти и многие другие факторы человеческого общежития неизбежно порождали сочувствия  друг к другу, взаимную поддержку.  Поэтому вся история человечества неотделима от благотворительности. В истории человечества благотворительность в той или иной форме присутствовала всегда.

     В своём историческом развитии благотворительность принимала различные формы – от милостыни и общественного призрения до организованной государственной системы социальной защиты, сочетающейся с различными видами общественной и частной благотворительной деятельности. «Занимающее в этом спектре  значительное место общественное призрение – это одна из благотворительности, осуществляемая различными государственными учреждениями, церковью, общественными организациями или частными лицами и выражающаяся, прежде всего, в предоставлении нуждающимся приюта и пропитания» . В то время как милосердие предстаёт перед нами как вид благотворительности, как оказание помощи незащищенным и слабо защищенным детям. 

    Основным мотивом заботы о нуждающихся, малоимущих, попавших в беду людях является в России милосердие и традиционная гражданская солидарность. Милосердие – это, прежде всего нравственная характеристика, предполагающая наличие в характере человека таких качеств, как отзывчивость, сострадание и потребность оказывать безвозмездную помощь нуждающимся.

    Хотя как отмечают историки корни благотворительности надо искать в сострадательных отношениях к ближнему ещё в обычаях восточнославянских племен, однако подлинным толчком для развития благотворительности и социальной защиты в России стало принятие христианства в 988 году. Именно с принятием христианства в России стала активнее развиваться традиция личной благотворительности  русских князей. Но такая благотворительность заключалась в основном в простейшем кормлении нищих.

    Во второй половине XII века княжеская помощь и защита нуждающихся претерпевает изменения. Это связано, прежде всего, с рядом причин:  ростом монастырского и церковного призрения, увеличением татаро-монгольских набегов, а также тем, что князья становятся хозяинами своего удела.  

    Исходя из своей благотворительности из нравственно-религиозных побуждений, князья, естественно, склонны были ставить её под покровительство церкви и поручать осуществление самого дела представителям религии, то есть духовенству.

    Нормативными актами, регулирующими организованную социальную помощь и благотворительность, являлись уставы и уложения князей и церкви. Так, уставы времен князей Владимира и Ярослава содержат нормы брачно-семейных отношений, регламентируют предоставляемые церкви льготы и обязанность духовенства использовать открывающиеся на этой основе финансовые возможности для оказания помощи бедным, по содержанию больниц и богаделен, а также предоставлению крова для неимущих, калек и странников.

    Основным финансовым источником публичной благотворительной деятельности «по призрению» бедных, инвалидов и больных являлись средства церковной десятины, а функцию «социальных работников» добровольно «по послушанию» исполняли служители церкви, монахи, а также послушники и прихожане.

    Также, кроме церковной практики оказания помощи развивалась приходская помощь (через приходы). В отличие от монастырской приходская помощь была более открытой. В ней сосредотачивалась вся общинная, гражданская и церковная жизнь. Деятельность приходов не ограничивалась только оказанием помощи калекам, больным, нищим, раздачи продуктов в праздничные дни, но и осуществлением разнообразной поддержки от материальной до воспитания и перевоспитания. Почти в  каждом из приходов церкви существовали богадельни, при которых для детского призрения устраивались приюты для подкидышей и сирот.

    Следует отметить, что на фоне массовой бедности, крайней нужды  населения и частых эпидемий, болезней, благотворительность как христианская норма поведения и формирующийся общественный институт социальной защиты могла выполнять свои функции в весьма ограниченных масштабах.

    Укрепление российской государственности поставило на повестку дня задачи по увеличению масштабов и упорядочению мер благотворительности, придания её характера не только церковного, но государственного «призрения».  По мнению ученых, с середины XVI века начинается принципиально новый этап развития благотворительности в России, суть которого состоит в переходе от социальной помощи отдельным лицам единичного характера к системе систематизированной социальной помощи в форме общественного призрения к уязвимым социальным группам с избирательным подходом, учитывающим, прежде всего различные потребности нуждающихся; расширении охвата групп населения и усилении адресности предоставляемой помощи.

    В правление Петра I происходит становление общественного призрения как отрасли государственного управления. Что же это за механизм? « Прежде всего, модель общественного призрения содержит в себе механизмы государственных законодательных регламентаций, частных и общественных инициатив. Для данной модели характерно осуществление определенных территориальных подходов к помощи и поддержке нуждающихся, формирование определенных институциональных стандартов обслуживания, которые сводятся к обязательному минимуму институтов помощи. Общественное призрение – совокупность благотворительных учреждений и мероприятий, имеющих целью помочь лицам, которые по болезни, старости или иным причинам лишены возможности добывать себе пропитание.  Большую роль в данной модели принадлежит благотворительным обществам и организациям, которые, как и приказы, находятся под законодательным контролем государства»  .

    Как уже отмечалось, развитие мер общественного призрения в определенную систему принадлежит Петра I. Систематизируя обширный ряд узаконений и распоряжений его, нельзя не заметить, что им были затронуты все важнейшие и основные вопросы призрения. Он подробно останавливается на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой. Петр I  указывает на предупреждение нищеты как на лучший способ борьбы с ней; выделяет из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих и другие категории их. Он принимает решительные меры к урегулированию частной благотворительности, определяет организованную помощь общества, устанавливает органы призрения и необходимые для развития дела средства.

    Серьёзный импульс развитию и постепенной трансформации общественных механизмов социальной помощи в государственные её формы придал указ  Петр I, предусматривающий:

  •  обязательное устройство по всем губерниям госпиталей, выполнявших в значительной степени функции богаделен для «самых увечных» и престарелых, что означало возложение на государство определенных обязанностей по оказанию помощи отставным солдатам и голодающим, детям-сиротам, больным и одряхлевшим старикам4
  •  определение приоритетов при организации социальной помощи с помощью адресного её характера, избирательного подхода в определении причин нужды, осуществлении профилактических мер по предупреждению нищеты.

    Результатами петровской эпохи стало расширение и укрепление социальных учреждений, получило развитие законодательство, расширился круг слоев населения, охватываемых благотворительностью. Однако следует этот период оценивать как переходный: благотворительные заведения остались в сфере ведения церкви, а новые светские органы призрения ещё не сформировались.

    Система государственного социального призрения была создана окончательно в правление Екатерины II, которая просуществовала вплоть до конца 1917 года. Согласно Уложению о губерниях и указу 7 ноября 1775 года была создана двухуровневая система социальной защиты:

  •  специальные государственные учреждения в форме приказов общественного призрения, ведающие созданием и работой в каждой из 40 губерний: больниц, богаделен для увечных и престарелых, народных школ, сиротских домов, работных и смирительных домов;
  •  местные органы попечительства сословного характера: дворянская опека и городской сиротский суд.

    Этот указ 1775 года определил основной принцип организации общественного призрения: на сельские и городские общины и церковные приходы была возложена обязанность обеспечивать пропитание своим бедным, не допуская их до нищенства, а на полицейские власти – наблюдение за исполнением данного нормативного порядка.

    Приказы осуществляли свою деятельность на условиях самофинансирования (с помощью благотворительных взносов, ведение хозяйственной деятельности, сдачи в аренду принадлежащей им недвижимости, организации аптек и т.д.) и добились определенных результатов.

    Во время правления Екатерины II в России, наряду с государственным и церковно-приходским призрением, новый импульс развития получила общественная благотворительность.

    В целом нельзя сказать, что эта система была совершенна. Но по крайне мере, эта была очевидная попытка государства охватить все слои населения, нуждающиеся в социальной защите. К тому же вскоре был очевиден тот факт, что в государстве слишком много калек и казенных средств не хватает на их содержание. Результат решения этой проблемы привел к тому, что призрение превратилось для общественности в добровольно-обязательное попечение, но под присмотром государственных органов.

    После эпохи Екатерины II в развитии общественного призрения мы наблюдаем благотворительные общества и союзы.  Это связано с тем, что государство убедилось в том, что не в состоянии справиться в полной мере с призрением. Поэтому без общественности не обойтись. Для того чтобы привлечь внимание жертвователей, самому делу призрения был придан статус национально значимого деяния.  Не случайно к делу призрения были подключены члены императорской семьи в ранге высочайших покровителей. При этом были учтены пожелания жертвователей, которые сводились к тому, чтобы любая помощь с их стороны была индивидуализирована, то есть средства жертвователей не перечислялись на статью бюджета, а направлялись на реализацию заявленной ими идеи и были именными. «То есть стали образовываться общества, основанные на принципах самопомощи. Их члены, принадлежащие, как правило, к одному какому-либо сословию. Составляли капитал посредством ежегодных взносов, который использовался на вспомоществование как людям из их среды, испытывающим финансовые трудности, так и их вдовам и сиротам, не имеющим средств к существованию, тогда как обычно члены благотворительных обществ делали взносы для вспомоществования лицам посторонним, признанным после исследования их положения нуждающимися и заслуживающими такой помощи» .       

   Стремясь не допускать пассивности общественности, Александр I включил призрение в сферу общественного самоуправления, оставив за правительством функцию общего руководства этим процессом. Он подписал указ, по которому призрение в России передавалось организациям и ведомствам, разделенным на несколько типов.

Так появляется Совет Императорского Человеколюбивого Общества, который аккумулирует средства отдельных жертвователей.

    Истоки Совета Императорского Человеколюбивого Общества можно найти в деятельности «Благодетельного общества», основанного в 1802 году. «Программа общества определяла следующие направления деятельности:

  1.  домовое призрение бедных больных;
  2.  диспенсарии в разных частях города;
  3.  вспоможение подвергнувшимся нечаянно какому-либо несчастному случаю на улицах;
  4.  особенные больницы для страждущих прилипчивыми болезнями:
  5.  призрение искаженных природою или случаем, воспитанию глухонемых и т. п.» .

    К учреждениям, которые оказывали постоянное призрение можно также отнести: учебно-воспитательные, богадельни, заведения бесплатных и дешевых квартир, к учреждениям временной помощи – медицинские, благотворительные общества, ночлежные приюты, столовые.

    Так появилась первая частная организованная благотворительная помощь. С её возникновением заканчивается исключительное господство закрытых заведений как формы социальной защиты.

    Благотворительные общества имели разные названия и численность, но каждое являлось юридическим лицом, имело устав, право приобретать недвижимость, ценные бумаги, счёт в банке. За всей благотворительной деятельностью был строгий полицейский контроль.

    Если до XIX века благотворительность связана с организацией медицинской помочи, то в XIX веке – с попечением о больных и раненых воинах. Так создается Патриотическое общество, в задачи которого входило попечение о больных и раненых защитниках отечества.

    К концу XIX века «насчитывалось уже около 14854 благотворительных учреждений (обществ и заведений), причем их можно было разделить на две группы – учреждения, которые относились к министерствам и ведомствам,  преследующим только благотворительные цели и ведрмства, которые не имели специального благотворительного назначения. К числу первых относились: Ведомства Императрицы Марии, Российское общество Красного Креста, Императорское человеколюбивое общество и попечительство о домах трудолюбия и работных домах. Во вторую группу входил целый ряд учреждений – ведомство православного исповедания и военного духовенства, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство народного образования и др.» 

   Но модель общественной благотворительности не была лишена недостатков. Главными, из которых были: неясность  тех категорий людей, которые  имеют право на общественное призрение; из каких средств должны покрываться расходы по общественному призрению и т. д.

    Активно развивалась и частная благотворительность, которая имела самые разнообразные формы и направления. Можно выделить три основные тенденции её деятельности: частные благотворители либо организовывали и финансировали институты-помощи и поддержки. Либо оказывали единовременную или постоянную помощь в виде материальных и денежных вспомоществований, либо осуществляли социальный патронаж над той или иной категорией нуждающихся.

    С земскими реформами 60-х годов XIX века произошел новый скачок в развитии общественного призрения. Появились земства, которым были переданы некоторые вопросы местного самоуправления и, естественно, решение некоторых вопросов общественного призрения.   Впервые поддержка населению начинает приобретать систематический и регулярный характер. Хотя в этот пореформенный период  в России общественное призрение стало, представлено в двух основных формах: старых – приказах общественного призрения, и новых – земских учреждениях. Последняя форма оказалась более прогрессивнее и мобильнее. Это было выражено в более расширенной системе помощи, которая охватывала и устоявшиеся группы населения, и новые формы призрения и воспитания детей, предупреждения обнищания населения.  

    Также либеральные реформы 60-70-х годов привели к социальной активности духовенства в сфере благотворительности. Были созданы так называемые церковно-приходские попечительства и их советы. Милосердно-попечительская работа таких советов характеризовалась многообразием форм и охватывала различные группы нуждающихся. Советы попечительств уделяли большое внимание призрению инвалидов, престарелых, неизлечимо больных. Открывали при монастырях госпитали и богадельни для увечных воинов в годы первой мировой войны, учреждали детские сиротские приюты и интернаты, ремесленные мастерские, бесплатные столовые, выдавали постоянные и единовременные денежные пособия  неимущим или малоимущим,  образовали епархиальные общины сестер милосердия, обслуживающие лазареты и больницы, -  всё это являлось продолжением традиций церковной благотворительности. Но по своему удельному весу расходы на призрение населения православная церковь   несла по сравнению с какими-то другими благотворительными общинами меньше.

    В общих чертах эти  формы призрения сохранялись до начала XX века. Но всё отчетливее стало проявляться несовершенство системы, её необдуманность, несистемность.  Проявляется потребность в изучении различных форм помощи нуждающимся, в том числе и в формах благотворительности. В связи с этим  «в 1909 году в России создаётся Союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению. Одной из главных задач этого общества было объединение всех организаций общественного и частного призрения с целью оказания методической помощи различным организациям по выработке примерных уставов, форм оказания помощи нуждающимся».    

    Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что на протяжении всей истории России одним из методов защиты и поддержки населения и особо нуждающихся категорий была благотворительность, как составная часть общественного и частное призрение, а также   милосердие, как    показатель помощи ближнему.  

    

    

    

    

    

    

    

  1.  Детское призрение

    В условиях полного отсутствия должной организации общественного призрения, естественно больше всех страдали дети. Тем не менее, именно детское призрение развивалось труднее всего.

    В России  до начала XVIII века вообще не существовало какой-либо узаконенной формы общественного призрения детей.

    Система организованной помощи беспризорным детям начала складываться лишь в петровские времена. «Первым проявил инициативу митрополит Иов, организовавший в 1707 году на собственные средства в Холмовской Успенской обители заведение для призрения сирот и зазорнорожденных (незаконнорожденных) детей».   В результате это привело к тому, что Петр I, ознакомившись с устройством данного заведения, отнесся одобрительно и вскоре был издан указ, в котором оговаривалось устройство при церквах сиропитательных госпиталей, которые должны были содержаться  на частные пожертвования и средства губернских управ. Это положило началу складыванию системы организованной помощи бесприютным детям и детям малоимущих родителей.

    Также Петр I издал указ, в котором впервые стал оговариваться вопрос инфатицида. Детоубийство считается преступлением, а ребенок становится субъектом права6 ему предоставляются жизненные гарантии и тем самым обозначается его место в системе социальных связей.   Этот указ был направлен на то, что бы защитить ребёнка и дать ему не только право на жизнь, но и на кормление и воспитание.

     После смерти Петра I за нехваткой средств учреждения по содержанию сирот и других незащищенных категорий детей закрылись. Более планомерная работа в области призрения, воспитания и образования детей начала проводиться в правление Екатерины  II. Введенная Екатериной   II указом от 7 ноября 1775 года система управления губерний предусматривала создание в каждой губернии особых приказов общественного призрения, которым вменялась в обязанность забота о всех категориях нуждающихся. Приказы обязаны были открывать училища, приюты, строить больницы и т.д.

    Крупнейшим же делом этого периода было учреждение двух больших по своим размерам заведений для призрения незаконнорожденных детей в Москве и Петербурге.

    После эпохи Екатерины II   началась эпоха благотворительных обществ, как уже отмечалось ранее. Естественно в поле деятельности таких обществ попали и различные категории детей.

    Бесценный вклад в создание сети благотворительных детских учреждений в России внесла императрица Мария Федоровна, проявившая чувство сострадания. Заботясь о устройстве уже существующих благотворительных учреждений, Мария Федоровна открывала и новые учебные и благотворительные учреждения. Так ей были открыты:

  1.  в Петербурге и в Москве – женско-воспитательные учреждения им. Св. Екатерины;
  2.  Павловский военно-сиротский институт;
  3.  воспитательные дома;
  4.  Училище для глухонемых детей обоего пола.

    После смерти Марии Федоровны все институты, общества и другие учреждения, именовавшиеся учреждениями императрицы Марии», были объединены под общим названием «Ведомство учреждений императрицы Марии».

    Надо отметить, что объектом особого внимания и милосердия среди Ведомства всегда оставались детские приюты, о чем свидетельствует факт прироста таких учреждений.

    Впоследствии  разрослась сеть благотворительных учреждений и обществ, находящихся под контролем ведомства императрицы Марии. «К 1897 году ведомство уже объединяло 1000 учреждений, в том числе 161 приют. В детских приютах на полном содержании находился 6531 человек и приходящих насчитывалось 13368 человек» .  

      К концу XIX века «деятельность Ведомства отражена следующими фактами:

  1.  по призрению младенцев.

     Оба воспитательные дома (в Санкт-Петербурге и Москве) ежегодно принимают на своё попечение   незаконнорожденных младенцев и  законных и призревают в деревнях у воспитателей  детей, остающихся на попечении Дома до 21-летнего возраста.  

  1.  По призрению детей в детских приютах

Все призреваемые обучаются грамоте и разным мастерствам по программе народных училищ.

  1.  По призрению слепых.

     Для детей обоего пола, лишенных зрения, имеется училище, в которых воспитываются, обучаются грамоте и ремеслам.

  1.  По призрению глухонемых.

В специальном училище воспитываются дети экстернами и интернами. Дети обучаются грамоте и ремеслам.

Также велись работы по призреванию взрослых.

    В деятельности всех этих организаций, обществ и учреждений принимали активное участие многие представители имущих классов, интеллигенция. В Москве, например, возглавила опекунский совет детских приютов Н.С. Трубецкая, которая на этом поприще проявила организаторские способности.

   « Первоначально московские детские приюты создавались с целью приютить и производить первичное обучение, остающихся без присмотра во время дневной работы их родителей, но с 1878 года по указанию опекунского совета было обращено особое внимание учреждению сиротских отделений при приютах, которые до этого было лишь в двух приютах. Это дало возможность облегчить в какой-то мере участь многих детей – сирот, дать им не только постоянный приют и уход, но и приобщить к начальному  школьному образованию, что имело большое социальное значение, хотя, конечно, и не решало проблему в целом.

    Большую благотворительную работу проводило петербургское Общество попечения о беспризорных детях. Оно занималось организацией призрения и воспитания детей, оставленных родителями, детей-сирот, а также таких, родители которых из-за крайней нужды не имели возможности содержать их при себе. В дети в обществе распределялись по возрастным группам и воспитание их проводилось по специальной методике, близкой к современным методикам детских учреждений. Так, например дети в возрасте от 1 до 4 лет находились на попечении нянечек, от 4 до 7 лет занимались с воспитателями, с помощью которых производили некоторую работу, учились шить, вязать, разучивали молитвы, стихи, буквы, а также развлекались подвижными играми. С семи лет дети переходили в подготовительный класс и начинали учиться грамоте, затем обучались по программе городского начального училища: мальчики до 8 лет, а девочки до 12 лет. После чего дети переводились в приюты для старших» .  

    При Николае II воспитательные дома, заложившие основу системы призрения и воспитания покинутых детей. Независимо от происхождения, приобрели сословный характер и были переориентированы на воспитание сирот офицеров. Для детей же «неблагополучного» происхождения организаций системы призрения долговременное время практически не существовало. Однако Николай II обратил внимание на вопрос детского призрения и учредил Комитет главного попечительства для учреждения и управления детских приютов.  

    Воспитательный дом и его опекунский совет (а также и иные подобные учреждения и советы на своем уровне) проводили работу по воспитанию сирот и обеспечению их образованием и профессией в самом доме и посредством передачи на воспитание в семье с выплатой дотаций и постоянным контролем через систему попечительских советов, инспекторов и других должностных лиц.      

     Воспитательные дома ставили своей целью вырастить полноценных граждан, способных обеспечить себе средства к существованию вести достойную жизнь. Здесь готовили к разным специальностям от крестьянина до гувернантки, учительницы и офицера, не заканчивая дела только выпуском из стен благотворительного воспитательного учреждения. За первыми годами  самостоятельной жизни выпускников велось наблюдение и контроль, они всегда могли даже на время возвратиться в благотворительное учреждение, большинство их которых не только являлись местом обучения, но и вели хозяйственную деятельность по профилю ремесел, которым обучали (а часто и по другим направлениям).

    Воспитательные дома получали от основателей значительные пожалования в имуществе (земля и недвижимость), денежных средствах, а также различные льготы, привилегии и источники дохода.

    «Так, специальным императорским рескриптом устанавливалось, что:

  1.  воспитательный дом управляется главным попечителем и опекунами, не подчиняется ни одному государственному ведомству наравне с коллегиями, имея право непосредственно обращаться к императору;
  2.  воспитательные дома и дома опекунов имеют частичный судебный и полицейский иммунитет;
  3.   воспитательные дома имеют право на любую хозяйственную деятельность без особого на то разрешения (в том числе и по государственно-монопольным отраслям) с частичным или полным освобождением от налогов и от пошлины при купле-продаже земли;
  4.  служащие дома имеют право на получение соответствующего чина и связанных с ним льгот, как и государственные служащие, а соответствующие старшим служащим чины дают право на потомственное дворянство;
  5.  благотворители, жертвующие деньги, имущество или иным образом поддерживающие воспитательные и благотворительные учреждения, поощряются званиями, льготами, наградами и даже чинами по привилегии».

    С созданием Попечительства о трудовой помощи усилилась социальная работа по организации трудовой помощи детям. Подготовкой детей к трудовой жизни занималось ряд заведений, такие как детские дома трудолюбия, детские приюты, детские трудовые убежища, учебно-производственные мастерские, ремесленные курсы и другие заведения профессионального обучения.

    Детские дома трудолюбия стали учреждаться в 90-е годы XIX века. Эти дома имели интернаты, мастерские различного производственного  профиля. По содержанию своей деятельности детские дома трудолюбия были очень близки  к детским приютам.

    Именно детские приюты стали наиболее распространенными среди учреждений трудовой помощи для детей. Большинство детских приютов установили пятилетний срок обучения.

    Создавались и другие общества:

  •  в 1882 году образовалось «Елизаветинское общество», которое предоставляло начальное образование детям бедных родителей и занималось вскармливанием грудных детей (другое название этого общества «Синий крест»);
  •  в 1883 году образовывается «Общество попечения о н6уждающихся в защите детях», кроме основных своих функций, таких как призрение детей бедных родителей и сирот, это общество заботилось и о детях, сделавшихся жертвой преступления.

    Также была попытка проведения мер по  социальной поддержке больных детей. Начало этого периода принято считать открытие первых школ глухих (1806 год) и слепых (1807 год). Вследствие этих мероприятий в России начинает развиваться три основных направления по поддержке детей с отклонениями в развитии:

  •  христианско-благотворительное (организационные формы – приют, богадельня, дом призрения);
    •  лечебно – педагогическое (специальное отделение при больницы, школа – санаторий);
    •  педагогическое (школа, детский сад, колония).

    Учреждения для слепых, так же как и для глухих, не финансировались из государственного бюджета и содержалась исключительно на благотворительные средства. Эта проблема волновала лишь медиков, которые с 1880 года пытались организовать сеть учреждений для психически больных и слабоумных детей. И им это удаётся.

    Итак, к  началу XX века в России возникло значительное число специальных учреждений для  категорий детей: глухих, слепых, умственно отсталых, детях-сиротах,  Но говорить о создании и оформлении национальной системе защиты детства не приходиться.  

    Таким образом, если рассматривать состояние общественного призрения  в России мы увидим, что на притяжение всех исторических этапах вопросы попечительства сирот, больных детях, организации приютов лежали целиком на общественности, благотворительных учреждениях и частных лицах, в то время как государство лишь координировало их работу.  

    

      

 

    

    

    

                 

  1.  Благотворительность на современном этапе развития
    1.  Теория современной благотворительности

    Социальная работа рассматривается как профессиональная деятельность, возникающая в виде добровольной  филантропической и благотворительной помощи, основанной, прежде всего на личностном, эмоциональном отношении к страданиям и бедам других людей. И в настоящее время в России созданы сотни благотворительных организаций социальной направленности.

    Все эти современные организации можно разделить на группы: «

  1.  Первая и самая массовая группа благотворителей – коммерческие структуры. Их вклад в благотворительность выражается в материальной поддержке, как нуждающихся граждан, так и некоммерческих организаций, с ними работающих. Обычно эта поддержка осуществляется из прибыли коммерческой компании.
  2.  Вторая активная группа благотворителей – некоммерческие организации (НКО). Подавляющие большинство НКО создано и функционирует для решения социальных проблем. НКО оказывает материальную помощь и бесплатные услуги различным категориям организаций и граждан, среди которых значительна доля социально незащищенных категорий населения. Во многих случаях некоммерческие организации оказывают не прямую поддержку, а разными способами стимулируют создание условий для решения экономических и социальных проблем. Часто НКО привлекает к своей работе добровольцев-волонтеров (люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не принуждению). Обычно НКО не имеют стабильных гарантированных источников дохода и иногда даже сами являются получателями благотворительной поддержки от граждан, российских и зарубежных грантодателей. Бюджет НКО может формироваться как за счет поступлений от грантодателей, так и за счет предпринимательской деятельности. Но при этом, в отличие от коммерческих организаций, по закону НКО не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не может распределять прибыль, если она получена, между участникам.   В развитых странах мира государство всё чаще делегирует некоммерческим организациям выполнение социальных функций, что свидетельствует об эффективности благотворительной работы НКО. Точно такая же тенденция наблюдается и в России.
  3.  Третья группа благотворителей – физические лица, граждане России или иностранцы. Они участвуют в благотворительной деятельности как через личные пожертвования (меценатство, милостыня, приобретение билетов на благотворительные акции, благотворительные отчисления с покупки товаров, завещания наследства и прочие), так и через добровольный (он же волонтерский) труд в некоммерческих организациях».   

    Впервые основа благотворительности в современной России была представлена в Законе РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995г.). Концепция, положенная в основу этого закона, соответствует мировым стандартам цивилизованной благотворительности, которыми уже не один век руководствуются в странах Западной Европы и США.  Сформулированы основные принципы: обязательный контроль со стороны государства за деятельностью благотворительных организаций в обмен на предоставление им широкого спектра льгот; полная отчетность благотворительных организаций и формируемое на этой основе общественное доверие к ним. В Законе не регламентируется благотворительная деятельность, что дает определенную свободу некоммерческую сектору в заполнении тех социальных ниш, которые в данный момент обойдены вниманием соответствующих служб. Принятие этого Закона явилось важным шагом в развитии благотворительности в России. Впервые деятельность некоммерческих организаций поставлена на законодательную основу и признана социально значимой.

    На территории Хабаровского края благотворительность также поддерживается  региональными властями. Так 29 июня 1999 года был принят Закон «О государственной политике Хабаровского края в сфере благотворительной деятельности» (в ред. Закона Хабаровского края от 25.02.2004 № 170 (ред. 13.10.2005). Этот Закон  также как и Закон, принятый в 1995 году формулирует и регулирует отношения в сфере благотворительной деятельности, определяет условия её экономического стимулирования со стороны органов государственной власти Хабаровского края и местного самоуправления. В Законе представлены следующие положения:

  •  основные понятия, где объясняется, что такое благотворительная деятельность,  благотворительные организации, кто такие благотворители, добровольцы и благополучатели;
  •  цели благотворительной деятельности;
  •  принципы государственной политики края в сфере благотворительной деятельности;
  •  формы и условия осуществления благотворительной деятельности;
  •  порядок создания благотворительных программ и благотворительных советов, которые осуществляют общественный контроль над деятельностью благотворительных организаций;
  •   порядок предоставления льгот участникам благотворительной деятельности;
  •  Поощрение участников благотворительной деятельности.    

    Результаты деятельности государства и органов региональной и местной власти привели к увеличению количества благотворительных организаций.      

    Главными и наиболее популярными сферами благотворительности в современной России являются:

  •  Культура и искусство – разовая или постоянная поддержка театров,    оркестров, музеев, галерей, библиотек, а также деятелей искусства, литературы, кино.
  •  Наука – помощь фундаментальной и прикладной науке в разработке     новых технологий, инновационных исследованиях, поддержка перспективных теоретических идей, проведение научных конференций, симпозиумов, а также поддержка молодых специалистов.
  •  Церковь – как правило, помощь в строительстве или восстановлении храмов и монастырей.
  •  Образование – учреждение стипендий и грантов для преподавателей и студентов, оплата стажировок за рубежом, помощь в приобретении материалов для образовательного процесса.
  •  Социальная сфера – помощь социально незащищенным категориям граждан: детям, матерям, пожилым людям, инвалидам, ветеранам, малоимущим и объединяющих их организациям.
  •  Здравоохранение – помощь как медицинским учреждениям (финансирование покупки оборудования, медикаментов, оплата обучения и переподготовки сотрудников), так и частным лицам (как правило, финансирование дорогостоящего лечения).
  •  Охрана природы – финансирование экологических программ по спасению исчезающих видов флоры и фауны, поддержка заповедников, защита окружающей среды.
  •  Спорт – помощь некоммерческим видам спорта и отдельным спортсменам в приобретении спортинвентаря, оплата транспортных расходов и проживания, тренерских услуг, аренды помещений для тренировок.
  •  Поддержка средств массовой информации – выделение грантов, как правило, региональных и Интернет-СМИ.

    Но, несмотря на некоторое возрождение в последние годы благотворительности в нашей стране, её дальнейшие перспективы без соответствующего юридического обеспечения выглядят не лучшим образом.

Сложившуюся ситуацию может существенно скорректировать более продуманная государственная политика, которая позволила бы, не отягощая государственный бюджет, открыть возможности для целенаправленного аккумулирования благотворительных средств на развитие не только культуры, искусства и образования, но и на поддержку, прежде всего детства, как основы будущего России.

     Естественно, при всём этом наше российское общество недостаточно информировано о благотворительности в нашей стране. Так 55% россиян абсолютно ничего не знают о деятельности благотворительных организаций. А политика СМИ в отношении публикаций о благотворительности явно неэффективна. Если взять в пример публикации за 2007 год, то можно увидеть, что количество упоминаний значительно высоко (55 %), но при этом это всего лишь случайные публикации. Публикации, непосредственно связанные с благотворительностью занимают в январе 2007 года  место, равное 45% (это конкретные одиночные публикации). Надо отдать должное, что СМИ подаёт  информацию о благотворителях, благотворительных мероприятий или благотворительных организациях нейтрально (67%), а негативные (включая иронические и скептические) оценки благотворительной проблематики минимальны. Основной же контент содержательных публикаций о благотворительности – в первую очередь, новостной и только во вторую – аналитический. В основном СМИ подают информацию прежде всего о государственной благотворительности  и корпоративной благотворительности, в то время как инициативы благотворительных фондов и НКО, а тем более частная благотворительность занимают в объёме публикаций подчиненное место (это показано на рис. 1). 

    В результате можно прийти к выводу, что, несмотря на то, что в современной России создано и создаётся достаточное количество общественных и добровольческих организаций, это не позволяет приобрести их деятельности характера широкого социального явления в отсутствие системного подхода и конкретной поддержке их деятельности.

    

    

 

  1.  Благотворительная помощь детям в Хабаровском крае

    Как уже говорилось ранее, в развитии благотворительности в России характерной чертой являлась поддержка детей. И по мере развития современного российского общества появившиеся благотворительные организации обратили внимание на проблему детства. А проблем очень много. Всем известно, что с распадом СССР наше государство оказалось, поставлено в условия перехода к новым экономическим отношениям, что естественно сказалось на социальных условиях людей: одни перешагнули черту бедности, другие стали безработными, третьи оказались беженцами и мигрантами и т.д.

    И в результате это отразилось прежде всего на детях. Растет число количество детей – сирот при живых родителях. «Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей – инвалидов нуждается в материальной, психологической и юридической помощи» . Социальное неблагополучие стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми.  

    На фоне данных фактов правительство Хабаровского края принимает меры по поддержке детей. Но надо говорить прямо, что эти попытки недостаточны. Надо проводить более масштабную политику в данной области. Но и благотворительная помощь детям в нашем крае явно неразвита.   Ясно, что надо проводить программу по развитию благотворительных организаций. Так был создан проект, цель которого рассмотреть все вопросы касающееся созданий на территории Хабаровского края неккомерческих организаций. Актуальность данного вопроса высока. Слабость неккомерческого сектора прямо определяет незрелость общества, отсутствие ответственной гражданской позиции у населения, в котором преобладают устойчивые иждивенческие установки, общественная и экономическая пассивность, что является одним из сдерживающих факторов в социально-экономическом развитии Хабаровского края. В таких условиях слабого и неэффективного некоммерческого сектора, органы государственной власти оказываются в одиночестве со всеми существующими проблемами, несут всю ответственность за ситуацию в крае, независимо от реальных возможностей воздействия на протекающие процессы.

    Но как говориться мир не без добрых людей! В нашем крае проводятся благотворительные акции в помощь детям, создаются различные  детские благотворительные фонды, в том числе и в поддержку детей-инвалидов.

    Остановимся поподробнее на этих фактах.

     Многие организации оказывают благотворительную помощь детям. Так  ЗАО «Транстелеком-ДВ» оказало спонсорскую поддержку Хабаровскому краевому благотворительному фонду активного развития, интеграции детей инвалидов (АРИДИ) в проведении благотворительной акции «Мир искусства – мир без границ». Акция проходила в рамках 18-дневного специализированного рейса по Амуру в оздоровительном лагере на борту комфортабельного пассажирского лайнера «Василий Поярков». С 7 по 24 августа 2007 года фонд организовал летнюю вокальную школу для одаренных детей инвалидов и сирот. Программа была направлена на социальную реабилитацию средствами музыкального и художественного творчества детей вне зависимости от тяжести их медицинского диагноза и прогноза. Почти 80 детей из Хабаровского, Приморского краев, Амурской области, ЕАО стали участниками проекта. Все они ежедневно участвовали в занятиях вокальной школы, художественной студии, других развивающих кружков, клубов и секций. Учебные занятия проводили педагоги Академии хорового искусства из Москвы. Организован был также курс восстановительного лечения в прибрежном санатории «Анненские воды». Для детей были запланированы серии благотворительных концертов с участием известных мастеров искусств в городах и поселках Приамурья. 

    Также в Хабаровском крае  проходила акция «Единая Россия – здоровье поколения». Эта акция была предпринята в связи с обращением Хабаровского краевого благотворительного общественного фонда помощи детям с тяжелыми патологиями «Надежда».   Она проводилась фондом совместно с региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия», Дальневосточной железной дорогой при поддержке правительства края. Её цель – оказание высококвалифицированной медицинской помощи жителям отдаленных населенных пунктов, в том числе и детям . 23 июля из Хабаровска вышел специальный поезд – передвижной консультативно-диагностический центр «Терапевт Матвей Мудров». Он сделал остановки в 29 населенных пунктах Амурского, Ванинского, Советско-Гаванского, Солнечного и Верхнебуреинского районов. В поселках, где отсутствуют учреждения здравоохранения, врачи провели диагностические обследования детей, а также ветеранов войны и труда, всех жителей нуждающихся в медицинской помощи. По сложным случаям заболевания детей были спланированы телевизионные консультативные сеансы с ведущими специалистами медицинских центров Москвы, которые осуществлялись прямо из поезда. Расходы взяли на себя фонд обязательного медицинского страхования, фонд добровольного медицинского страхования и Дальневосточная железная дорога.

    Совсем недавно в Хабаровске открылось представительство некоммерческой организации благотворительный фонд «Евросеть». В настоящее время под опекой Благотворительного фонда в Хабаровске находятся 5 нуждающихся многодетных семьей.
В каждой из этих семей воспитываются 5 и более детей. В дальнейшем фонд планирует оказывать помощь детям и в других регионах Дальнего Востока.  Некоммерческая организация Благотворительный фонд "Евросеть" создана 29 июня 2004 года. Учредителем Фонда является компания "Евросеть".

Благотворительный фонд "Евросеть" оказывает материальную помощь детям из многодетных семей. В настоящее время основным источником финансирования деятельности Фонда являются средства от продажи силиконовых браслетов и пожертвования посетителей салонов "Евросеть". С этой целью в магазинах компании устанавливаются специальные прозрачные ящики для пожертвований. 

    Деятельность Фонда направлена на создание детям условий для полноценного роста и развития, сохранения их здоровья и получения образования. Благотворительный фонд "Евросеть" курирует более 150 многодетных семей по всей России. "Чужих детей не бывает" - таков девиз этой некоммерческой организации. 

    Существуют в Хабаровском крае и волонтерские движения, которые проводят различные мероприятия в пользу детей. Совсем скоро в Хабаровске состоится такое мероприятие. С 25 декабря по 19 января в Хабаровске пройдет молодежная благотворительная акция "Рождественский подарок", направленная на поддержку незащищенных слоев населения. В акции предлагается принять участие всем молодежным организациям, клубам и отрядам Хабаровска, от которых требуются идеи и желание помочь людям. Среди предполагаемых к проведению мероприятий: сбор игрушек, вещей, продуктов питания для детей из малообеспеченных семей и детей, находящихся в стационарах больниц Хабаровска; сбор книг для библиотек в  детдомах; сбор подарков и адресная социальная помощь детям-инвалидам; проведение игровых программ; показ спектаклей или концертов в детдомах, детсадах и домах-интернатах. После завершения акции будет намечена дальнейшая программа взаимодействия молодежных организаций Хабаровска с городским отделом по работе с молодежью. 

    Не отстаёт от краевой столицы и наш Комсомольск – на Амуре. Так прошёл рок-концерт, цель которого была провести сбор вещей в поддержку детей. Концерт рок-группы «Амурные» состоялся 21 октября в ДК Железнодорожников Комсомольска-на-Амуре. Как рассказал лидер группы Игорь Салтыков, это не просто концерт, а возможность помочь малоимущим. Зрителям была предоставлена возможность принести с собой одежду, игрушки и книжки для маленьких детей, которые представители группы передали в учреждения города. «Амурные» порадовали зрителя уже известными песнями и новыми хитами. Концерт был рассчитан на полтора часа. Это один из первых благотворительных концертов в Комсомольске-на-Амуре в этом сезоне. 

    Эти акции свидетельствуют, что в нашем крае идёт развитие добровольчества среди молодежи.

    Очень много в нашем крае семье, живущих за чертой бедности, в таких семьях нет даже возможности купить ребёнку новую игрушку, сводить его в парк отдыха. А порой детям даже нечего одеть. Поэтому,  вот уже на протяжении 7 лет с июня по 1 октября в Хабаровском крае проводится акция «Помоги собраться в школу». Проводиться она и в Комсомольске – на –Амуре.

     В 2006 году, в соответствии с данными, предоставленными образовательными учреждениями города, при подготовке к новому учебному году в помощи нуждалось 3745 детей. Это дети из малообеспеченных, многодетных семей и семей, находящихся в социально опасном положении.

На 10 августа 2006 года помощь была оказана 2380 детям. Так в Центральном округе оказана помощь 1228 детям на сумму 510547 рублей. Помощь оказывается за счёт бюджетов города и края, спонсорских средств. В том же Центральном округе в ходе акции привлечено 143 тыс. рублей спонсорских средств от предприятий города и частных предпринимателей. Кроме того собрана натуральная спонсорская помощь на сумму 72154 рубля (канцелярия, одежда, обувь). 

    Проводятся благотворительные акции и в других городах и поселках Хабаровского края. Конечно, к сожалению, сборы таких мероприятий невелики. Но это явная попытка помочь детям, чьё будущее находится в наших руках. Можно упомянуть об одном из таких мероприятий, проведенному в 2003 году в поселке Эльбан. Акция называлась «Чужих детей не бывает», суть её в проведении выставки работ дальневосточных художников и доход от неё поступил в детское отделение Амурской районной больницы, в котором содержатся малыши, брошенные родителями. Идея провести эту акцию родилась после публикаций в «Амурской заре». По масштабам поселка Эльбан  акция удалась. Люди приносили одежду, игрушки, деньги. Средства поступили из школ и творческих коллективов Эльбана. Собрали 1700 рублей и конечно же  вещи, которые найдут куда применить. 

    Анализируя изложенную информацию, можно сделать вывод, что благотворительность в нашем крае развито очень плохо. Мы видим лишь редкие случаи попыток помочь детям, но этого недостаточно. Конечно, в нашем крае существуют такие общественные благотворительные организации как благотворительный фонд помощи детям – инвалидам «Надежда» или отделение детского фонда, которые оказывают конкретную поддержку, но они не в состоянии справиться с наличием проблем в сфере детства.   

    

        

    

Заключение

    Итак, в своей работе я изучила не только становление милосердия и призрения, но и рассмотрела современную благотворительность, делая акцент на благотворительности в поддержку детей.

    Можно сказать, что историей развития милосердия и призрения занималось и занимается множество историков. Из их работ видно, что особым феноменом общественной жизни многих народов в разные времена была благотворительность, побудительные мотивы которой заложены  в человеческих чувствах милосердия и сострадания. Особенности развития  и формирования системы  общественного, частного призрения повлияли на развитие современной благотворительности.

    Но сложное, противоречивое становление гражданского общества, его развитие как открытой общественно-государственной системы также сталкивается с недостатком сил и средств. А эти факты не могут не отразиться на развитии благотворительности.

    Хотя всем прекрасно понятно, что без благотворительности не возможна современная Россия.  Так зачем же она нужна? Благотворительность имеет огромное воспитательное значение, потому что она формирует в людях и, прежде всего в молодежи чувств благородства, душевной щедрости и солидарности, пгоднимает в них творческую активность.

    В нашем государстве на данный момент нет единой, систематизированной политики в сфере благотворительности. А так не хотелось, чтобы оказание помощи незащищенным и слабо защищенным детям, поддержка новаций – эти и другие акции превратились «бездонную бочку», где тонут любые ресурсы.

    Главное – помочь людям решать собственные проблемы самостоятельно, а также особенно поддержать детей с физическими и психическими недостатками, детей-сирот, ВИЧ-инфицированных детей. Сделать всё, чтобы общество обратило внимание на проблемы таких детей.     

    Подводя, итог всему сказанному, я могу сказать, что цель моего исследования раскрыта и выполнена. Я изучила пути становления  призрения и милосердия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7971. Поняття дух, душа, духовність. Співвідношення духовного і тілесного 49.5 KB
  Поняття дух, душа, духовність. Співвідношення духовного і тілесного. Мета: Розглянути співвідношення понять дух, душа, духовність, співвідношення духовного і тілесного, розвивати вміння критично аналізувати різні точки зору на певну проблему ...
7973. Історія педагогіки. Навчальний посібник 1.21 MB
  Історія педагогіки У навчальному посібнику для студентів, магістрів, аспірантів розкриті основні розділи з курсу Історія педагогіки. У систематизованому вигляді представлені питання, пов’язані з розвитком світової педагогічної думки, починаюч...
7974. Юридическая педагогика. Учебник 2.02 MB
  Книга является одним из первых учебников, в котором системно излагается курс Педагогика высшей школы для магистров, аспирантов и преподавателей юридических вузов с учетом специфики высшего юридического образования. Дается краткий очерк истории и с...
7975. Конспект лекцій з педагогіки 222 KB
  Своя назва педагогіка одержала від грецьких слів пайдос - дитя і аго- вести. У діловому перекладі пейдогос означає дітоводій. Педагогом у Древній Греції називали раба, що у буквальному значенні слова брало за руку дитини свого пана і супроводжував його в школу...
7976. Труд как основа развития общества и важный фактор производства 738.5 KB
  ТЕМА 1. Труд как основа развития общества и важный фактор производства Предмет и задачи дисциплины Понятие о труде и его социально-экономическая роль в обществе Содержание и характер труда Побудительные мотивы и стимулы к труду 1.Предмет и за...
7977. Что такое логика 311.5 KB
  Что такое логика? Дадим сначала рабочее определение логики. Логика является одной из наук, изучающих формы и приемы интеллектуальной познавательной деятельности (ср. со стандартным определением: логика - наука о законах (формально...
7978. Лекції з історії України 456 KB
  Тема І. УКРАЇНСЬКІ ЗЕМЛІ В НАЙДАВНІШІ ЧАСИ. давньоруська держава в ІХ-ХІіІ ст. 1. Київська Русь в контексті міжнародних відносин. 2. Феодальна роздробленість на Русі. Утворення Галицько-Волинського князівств...
7979. Внедрение технологий ремонта детали по заданным параметрам 4.25 MB
  Введение Роль автотранспорта в народном хозяйстве Автомобильный транспорт является одной из важнейших отраслей народного хозяйства. Практически нет ни одного предприятия промышленности, строительства, сельского хозяйства, которые не пользовали...