43392

Механизм формирования валютного курса

Курсовая

Деньги и денежные системы

Особенности национальной валюты Республики Беларусь. Таким инструментом выступают банковские операции по обмену иностранной валюты. Среди главных задач валютного регулирования в нашей республике выделяется проблема устранения разрыва котировок между курсами белорусского рубля на внутреннем и внешнем рынках и перехода к единому обменному курсу национальной валюты. Далее мировыми деньгами стали национальные валюты ведущих мировых держав кредитные деньги.

Русский

2013-11-06

187 KB

33 чел.

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 42 с., 1 рис., 17 источников литературы, 3 прил.

ВАЛЮТНЫЙ КУРС, ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО КУРСА, ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ, МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА

Предметом исследования является валютный курс.

Цель работы: изучить сущность и механизм формирования валютного курса, раскрыть проблемы валютной политики и способы их решения, описать факторы, влияющие на величину валютного курса.

Автор работы подтверждает,что приведенный в ней расчетно-аналитический материал объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические ,методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

______________

(подпись студента)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Мировая валютная система, как среда формирования валютных курсов……...............................................................................................................4

1.1 Понятие мировой валютной системы……………………………………….4

1.2 Эволюция мировой валютной системы…………………………………......6

2. Понятие валютного курса…………………………………………………….11

2.1 Сущность и классификация валютных курсов, системы валютных курсов……………………………………………………………………………..11

2.2 Основные факторы, влияющие на формирование валютного курса……..14

2.3 Регулирование величины валютного курса………………………………..20

3.Особенности национальной валюты Республики Беларусь………………...24

3.1 Процесс становления белорусского рубля…………………………………24

3.2 Валютное регулирование и валютный контроль в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Классификация валют……………………………………...40

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Специальные права заимствования – СДР .…….………...41

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Классификация видов валютного курса...………………...40

ВВЕДЕНИЕ

Развитие внешнеэкономических отношений требует особого инструмента, посредством которого субъекты, действующие на международном рынке, могли бы поддерживать между собой тесное финансовое взаимодействие. Таким инструментом выступают банковские операции по обмену иностранной валюты. Важнейшим элементом в системе банковский операций с иностранной валютой является обменный валютный курс.

Среди главных задач валютного регулирования в нашей республике выделяется проблема устранения разрыва котировок между курсами белорусского рубля на внутреннем и внешнем рынках и перехода к единому обменному курсу национальной валюты. Эта проблема является в большей степени административной, требующей «только принятия управленческого решения», а также проведения комплекса тактических превентивных мер политики «дорогих денег», чтобы не допускать слишком большого стартового обвала курса, и мер по недопущению кризиса ликвидности банковской системы в период начального ажиотажного спроса клиентов на иностранную валюту.

Цель данной курсовой работы изучить сущность и механизм формирования валютного курса, раскрыть проблемы валютной политики и способы их решения, описать факторы, влияющие на величину валютного курса.

Предметом изучения являются валютные курсы.

В курсовой работе использованы методические указания, статьи сети Интернет и печатных изданий, учебная литература, нормативные и правовые акты.

  1.  МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА, КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЮТНЫХ КУРСОВ.

1.1.Понятие мировой валютной системы.

Мировая валютная система (МВС) является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной международными договоренностями. МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и международных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в международной денежной сфере.

МВС включает в себя ряд конструктивных элементов, среди которых можно назвать следующие:

- мировой денежный товар и международная ликвидность;

- валютный курс;

- валютные рынки;

- международные валютно-финансовые организации;

- межгосударственные договоренности.

Мировой денежный товар принимается каждой страной в качестве эквивалента вывезенного из нее богатства и обслуживает международные отношения. [17, c.64]

Первым международным денежным товаром выступало золото. Далее мировыми деньгами стали национальные валюты ведущих мировых держав (кредитные деньги). В настоящее время в этом качестве также распространены композиционные, или фидуциарные (основанные на доверии к эмитенту), деньги. Валюта – это не новый вид денег, а способ их функционирования, когда национальные деньги опосредуют международные торговые и кредитные отношения. Таким образом, деньги, используемые в международных экономических отношениях, становятся валютой.

Различают понятия «национальная валюта» и «иностранная валюта». Под национальной валютой понимается установленная законом денежная единица данного государства. К иностранной валюте относят иностранные банкноты и монеты, а также требования, выраженные в иностранных валютах в виде банковских вкладов, векселей и чеков.

Кроме того, важным является понятие «резервная валюта», под которой понимается иностранная валюта, в которой центральные банки других государств накапливают и хранят резервы для международных расчетов по внешнеторговым операциям и иностранным инвестициям.

Классификация валют приведена в приложении 1.

Международная ликвидность – это возможность страны или группы стран обеспечивать свои краткосрочные внешние обязательства приемлемыми платежными средствами. Международная ликвидность связана с обеспечением мировой валютной системы международными резервами, необходимыми для ее нормального функционирования, с порядком их создания и регулирования. Международная ликвидность характеризует состояние внешней платежеспособности отдельных стран или регионов. Основу внешней ликвидности образуют золотовалютные резервы государства.

Основным наднациональным валютно-финансовым институтом, обеспечивающим стабильность международной валютной системы, является Международный валютный фонд (МВФ). В его задачу входит противодействие валютным ограничениям, создание многонациональной системы платежей по валютным операциям и т.д.

Кроме того, к международным валютно-финансовым организациям относится ряд международных институтов, инвестиционно-кредитная деятельность которых носит одновременно и валютный характер. Среди них можно назвать Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Банк международных расчетов в Базеле (БМР), Европейский инвестиционный банк, Международную ассоциацию развития, Международный фонд сельскохозяйственного развития и др.

Для осуществления эффективной международной торговли и инвестиций между странами, упорядочения расчетов и достижения единообразия в толковании правил по проведению платежей принят ряд межгосударственных договоренностей, которых придерживается подавляющее число государств мира. К ним относятся «Унифицированные правила по документарному аккредитиву», «Унифицированные правила по документарному инкассо», «Единообразный вексельный закон», «Единообразный закон о чеках», «О банковских гарантиях», Устав СВИФТ, Устав ЧИПС и другие документы. [16, c.89]

1.2. Эволюция мировой валютной системы.

В целом характер функционирования и стабильность МВС зависят от степени ее соответствия структуре мирового хозяйства. При изменении структуры мирового хозяйства и соотношения сил на мировой арене происходит замена существующей формы МВС на новую. Появившись в XIX в., валютная система прошла три этапа эволюции: «Золотой стандарт», Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов и Ямайская система плавающих валютных курсов. Кратко охарактеризуем эти этапы эволюции МВС.

1.Система «Золотого стандарта»

Начало «Золотого стандарта» было положено Банком Англии в 1821 году. Официальное признание эта система получила на конференции, состоявшейся в 1867 году в Париже. Просуществовал «Золотой стандарт» до второй мировой войны. Его основой являлось золото, за которым законодательно закреплялась роль главной формы денег. Курс национальных валют жестко привязывался к золоту и через золотое содержание валюты соотносился друг с другом по твердому валютному курсу.

Разновидности «Золотого стандарта»:

Золотомонетный стандарт (до начала ХХ в.);

Золотслитковый стандарт (начало ХХ в. – начало I мировой войны);

Золотовалютный (золотодевизный) стандарт (с 1922г. – Генуэзский).

Достоинства «Золотого стандарта»:

Обеспечение стабильности как во внутренней, так и во внешней экономической политике, что объясняется следующим: транснациональные потоки золота стабилизировали обменные валютные курсы и создали тем самым благоприятные условия для роста и развития международной торговли;

Стабильность курсов валют, что обеспечивает достоверность прогнозов денежных потоков компании, планирование расходов и прибыли.

Недостатки «Золотого стандарта»:

Установленная зависимость денежной массы от добычи и производства золота (открытие новых месторождений и увеличение его добычи приводило к транснациональной инфляции);

Невозможность проводить независимую денежно-кредитную политику, направленную на решение внутренних проблем страны.

Вторая мировая война привела к кризису и распаду Генуэзской валютной системы, которая была заменена Бреттон-Вудской.

2.Бреттон-Вудская валютная система

Вторая валютная система была официально оформлена на Международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 1 по 22 июля 1944г. в городе Бреттон-Вуд (США). Здесь же были основаны Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

Вторая МВС базировалась на следующих принципах:

Установлены твердые обменные курсы валют стран-участниц к курсу ведущей валюты;

Курс ведущей валюты фиксирован к доллару;

Центральные банки поддерживают стабильный курс своей валюты по отношению к ведущей (в рамках ±1%) валюте с помощью валютных интервенций;

Изменения курсов валют осуществляется посредством девальвации и ревальвации;

Организационным звеном системы являются МВФ и МБРР, которые призваны развивать взаимное валютное сотрудничество стран и помогать в снижении дефицита платежного баланса.

Резервной валютой стал доллар США, так как только он в это время мог быть конвертируемым в золото (США обладали 70% от всего мирового запаса золота). Было установлено золотое соотношение доллара США. Другие страны привязали курсы своих валют к доллару США. Доллар стал выполнять в международном масштабе все функции денег: международного средства обмена, международной счетной единицы, международной резервной валюты и средства сохранения ценности. Таким образом, национальная валюта США стала одновременно мировыми деньгами и поэтому вторая МВС часто называется системой золотодолларового стандарта.

Вторая МВС могла существовать лишь до тех пор, пока золотые запасы США могли обеспечивать конверсию зарубежных долларов в золото. Кризис второй МВС длился 10 лет. Формами его проявления были: валютная и золотая лихорадка; массовые девальвации и ревальвации валют; паника на фондовой бирже в ожидании изменения курсов валют; активная интервенция центральных банков, в том числе и коллективная; активизация национального и межгосударственного валютного регулирования.

После продолжительного переходного периода, в течение которого страны могли испробовать различные модели валютной системы, начала образовываться новая МВС, для которой было характерно значительное колебание обменных курсов.

3.Ямайская валютная система

Устройство современной мировой валютной системы было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 года. Основой этой системы являются плавающие обменные курсы и многовалютный стандарт.

По классификации МВФ страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий и смешанный. Функционирование Ямайской валютной системы противоречиво. Ожидания, связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнилось лишь частично. Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действия стран-участниц, доступных в рамках этой системы. Другой причиной является сохранение долларом США лидирующих.

На фоне многочисленных проблем, связанных с колебанием валютных курсов, особый интерес в мире вызывает опыт функционирования зоны стабильных валютных курсов в Европе, который позволяет входящим в эту валютную группировку странам устойчиво развиваться, невзирая на проблемы, возникающие в МВС.

4.Европейская валютная система

Существование Европейской валютной системы является одной из особенностей современных валютных отношений. На взаимную торговлю стран-членов ЕВС приходится от 55 до 70% от внешнеторгового оборота.

Основные цели ЕВС:

Создание зоны стабильных валютных курсов в Европе, отсутствие которой затрудняло сотрудничество стран-членов Европейского сообщества (ЕС) в области выполнения общих программ и во взаимных торговых отношениях;

Сближение экономических и финансовых политик стран-участниц. Выполнение этих задач способствовало бы построению европейской валютной организации, способной отражать спекулятивные атаки рынка, а также сдерживать колебания международной валютной системы (особенно изменение доллара).

Благодаря введению фиксированных курсов валют на территории Западной Европы появился так называемый феномен валютной змеи. Валютная змея, или змея в тоннеле, - кривая, описывающая совместные колебания курсов валют стран Европейского сообщества относительно других валют, которые не входят в данную валютную группировку. [17,c. 25]

2.ПОНЯТИЕ ВАЛЮТНОГО КУРСА

2.1. Сущность валютного курса, классификация, системы валютных курсов.

Развитие внешнеэкономических отношений требует особого инструмента, посредством которого субъекты, действующие на международном рынке, могли бы поддерживать между собой тесное финансовое взаимодействие. Таким инструментом выступают банковские операции по обмену иностранной валюты. Важнейшим элементом в системе банковский операций с иностранной валютой является обменный валютный курс.

Валютный курс – это обменное соотношение между двумя валютами, например 100 йен за 1 доллар США или 18 рублей РФ за 1 доллар США. [16, c.56]

Гипотетически существует пять систем валютных курсов: свободное плавание; управляемое плавание; фиксированные курсы; целевые зоны; гибридная система валютных курсов.

Так, в системе свободного плавания валютный курс формируется под воздействием рыночного спроса и предложения. Валютный форексный рынок при этом наиболее приближен к модели совершенного рынка: количество участников, как на стороне спроса, так и на стороне предложения огромно, любая информация передается в системе мгновенно и доступна всем участникам  рынка, искажающая роль центральных банков незначительна и непостоянна.

В системе управляемого плавания, кроме спроса и предложения, на величину валютного курса оказывают сильное влияние центральные банки стран, а также различные временные рыночные искажения.

Примером системы фиксированных курсов является Бреттон – Вудская валютная система 1944-1971 гг.

Система целевых зон развивает идею фиксированных валютных курсов. Ее примером является фиксация российского рубля к доллару США в коридоре 5,6-6,2 рубля за 1 доллар США (в докризисные времена). Кроме того, к этому типу можно отнести режим функционирования курсов валют стран-участниц Европейской валютной системы.

Наконец, примером гибридной системы валютных курсов является современная валютная система, в которой существуют страны, осуществляющие свободное плавание валютного курса, имеются зоны стабильности и т.п. Подробное перечисление режимов курсов валют различных стран, действующих в настоящее время, можно найти, например, в изданиях МВФ. Множество валютных курсов можно классифицировать по различным признакам (см. приложение 3).

Одним из наиболее важных понятий, используемых на валютном рынке, является понятие реального и номинального валютного курса.

Реальный валютный курс можно определить как отношение цен товаров двух стран, взятых в соответствующей валюте:

er = Ph / Pf * en ,

где er – реальный валютный курс;

Ph – цены на внутреннем рынке;

Pf – цены на зарубежном рынке;

en – номинальный валютный курс.

Номинальный валютный курс показывает обменный курс валют, действующий в настоящий момент времени на валютном рынке страны. [16, c.48]

Валютный курс, поддерживающий постоянный паритет покупательной силы (eppp), имеет сходную природу с реальным валютным курсом. Под ним подразумевается такой номинальный валютный курс, при котором реальный валютный курс неизменен.

В современных условиях валютный курс формируется, как и любая рыночная цена, под воздействием спроса и предложения. Уравновешивание последних на валютном рынке приводит к установлению равновесного уровня рыночного курса валюты. Это так называемое «фундаментальное равновесие» (рис. 1.)

Рис. 1. Формирование равновесного валютного курса

Здесь размер спроса на иностранную валюту (D) определяется потребностями страны в импорте товаров и услуг, расходами туристов данной страны, выезжающими за рубеж, спросом на иностранные финансовые активы и спросом на иностранную валюту в связи с намерениями резидентов осуществлять инвестиционные проекты за рубежом.[16, c.50]

Размер предложения иностранной валюты (S) определяется спросом резидентов иностранного государства на валюту данного государства, спросом иностранных туристов на услуги в данном государстве, спросом иностранных инвесторов на активы, выраженные в национальной валюте данного государства, и спросом на национальную валюту в связи с намерениями нерезидентов осуществлять инвестиционные проекты в данном государстве.

Существует множество факторов, влияющих на колебания валютных курсов, и все они связаны со спросом и предложением. Колебания курсов валют вызваны превышением спроса над предложением и наоборот. Например, если спрос на покупку долларах США и продажу фунтов стерлингов превышает уравновешивающий его спрос на покупку фунтов стерлингов и продажу долларов США, то фунт стерлингов будет стоить дешевле по отношению к доллару США.

2.2. Основные факторы, влияющие на формирование валютного курса.

Рассмотрим подробнее основные факторы, влияющие на формирование курса той или иной страны. К ним относят:

1. Уровень цен и темп инфляции;

2. Баланс (итоговое сальдо) платежей;

3. Процентные ставки;

4. Степень доверия и спекуляция;

5."Ускорение " или "затягивание" расчетов по внешнеторговым опреациям;

6. Хеджирование;

7. Интервенция центрального банка;

8. Постановления по валютному регулированию;

9. "Горячие деньги".

1.Уровень цен и темп инфляции.

Если темп инфляции в стране А превышает темп инфляции в стране В, то валюта страны А будет обесцениваться по отношению к валюте страны В. Например, если темп инфляции в США составляет 3% в год, а в Великобритании — 10% в год, и обменный курс составляет 2 доллара США за один фунт, то более целенсообразно хранить 2 доллара США, чем 1 ф.ст., поскольку через один год 2 доллара США будут иметь более высокую покупательную способность. Вследствие этой разницы в темпах инфяции возникает рыночный спрос на покупку долларов и продажу фунтов стерлингов, и поэтому курс фунта стерлингов упадет по отношению к доллару. Чтобы остановить эту тенденцию, процентные ставки на на банковские депозиты и т.п. в великобритании должны быть выше,чем в США, чтобы компенсировать вкладчикам хранение фунтов стерлингов вместо покупки долларов.

2.Баланс (итоговое сальдо) платежей.

Итоговое сальдо платежей страны можно грубо определеить как разницу между тем, что эта страна получает, и тем, что она тратит, наряду с разницей суммы привлекаемых зарубежных инвестиций и суммы инвестиций, которые ее граждане делают в других странах.

I. Если страна экспортирует в стиомостном выражении больше товаров и услуг, чем импортирует, то она будет получать больше иностранной валюты, чем тратить. Допустим, Великобритания имеет активное сальдо своего текущего торгового баланса. Это значит, что британские экспортеры получают больше, чем вынуждены заплатить импортеры. Следовательно, британские предприятия стремятся получать фунты стерлингов, а не иностранную валюту, вследствие чего излишки иностранной валюты будут продаваться в обмен на фунты стерлингов. Это рыночное давление предложения и спроса приведет к увеличению стоимости фунта стерлингов по отношению к другим валютам.

Если же Великобритания имеет дефицит торгового баланса, то имеет место превышение предложения фунтов стерлингов над спросом, и давление рынка приведет к снижению стоимости фунта стерлингов.

II. Эти же принципы применимы к инвестициям. Если иностранные инвесторы стремятся вкладывать свои деньги в Великобритании, то для этой цели они обязаны покупать фунты стерлингов. Если английские граждане стремятся вложить свои деньги за рубежом или иметь банковский счет в иностранной валюте, то им нужна иностранная валюта. Таким образом, предложение и спрос со стороны инвесторов порождают рыночное давление на колебания курсов валют.

Превышение и дефицит баланса платежей могут повлиять не только на текущие валютные курсы (известные как курсы "спот"), но также на курсы, по которым дилеры на внешних валютных рынках (то есть банки) готовы продать или купить валюту в форвардных валютных сделках.

3.Процентные ставки.

Процентные ставки — это ставки процентов, которые инвестор будет получать, вложив свои деньги либо в своей стране, либо за рубежом. Эти инвестиции могут осуществляться в виде депозитных счетов в банке, депозитных сертификатов, облигаций акций и т.п, а также в виде казначейских векселей.

Предположим, что выпущены британские казначейские векселя с процентной ставкой в 11% годловых и казначейские векселя США с процентной ставкой в 9% годовых. Разница между процентными ставками в 2% в пользу Великобритании привлечет иностранных инвесторов к покупке британских казначейских векселей.

Для этого им придется покупать фунты стерлингов в обмен на другие валюты. Повышение спроса на фунты стерлингов может поднять их текущую обменную стоимость. На форвардных валютных курсах также отразится разница между процентными ставками этих валют.

4.Степень уверенности и спекуляция.

Степень уверенности дилеров в будущем экономическом и политическом положении какой-либо страны, возможно, базирующаяся на слухах или прогнозах, влияет на котируемые ими курсы "форвард" для валюты данной страны. Например, возможность того, что в Великобритании произойдет разрушительная национальная забастовка или смена правительства на всеобщих выборах, может заставить инвесторов продавать фунты стерлингов по форвардным сделкам, чтобы получить лучший курс валюты, пока стоимость фунта стерлингов не упала.

Уверенность или ее отсутствие может привести к спекуляции валютой. Спекуляция в пользу данной валюты принимает форму покупки этой валюты в сделках "спот" или в форвардных сделках. Спекуляция, направленная против валюты, принимает форму продажи этой валюты в таких сделках. Если спекуляция становится интенсивной, то давление спроса, направленного за или против этой валюты, вызывает изменения валютного курса.

5.Ускорение или затягивание расчетов по внешнеторговым операциям.

Предположения относительно будущих изменений валютных курсов влияют на решения, принимаемые компаниями в отношении покупки и продажи иностранных валют. В результате ускоряются или затягиваются расчеты по внешнеторговым операциям.

1. Ускорение расчетов — это выплата или продажа валюты раньше времени, обычно принятого для платежей или продажи.

2. Затягивание расчетов — это задержка в осуществлении платежей или продажи валюты.

Предположим, что ожидается падение стоимости фунта стерлингов по отношению к другим валютам. Британский импортер, который должен заплатить за товары в иностранной валюте, очевидно, поступит следующим образом:

1. Заплатит сразу, а не возьмет кредит;

2. Будет импортировать больше товаров (ускорение расчетов), пока фунт стерлингов имеет высокую стоимость, и будет держать более крупные запасы товаров. Политика создания запасов очень скоро породит большой спрос на продажу валюты импортерам в обмен на фунты стерлингов.

Британский экспортер, который получает платежи в иностранной валюте, не будет спешить обменивать валюту на фунты стерлингов (затягивание расчетов), поскольку он надеется в результате этого продать свою валюту подороже, когда произойдет падение стоимости фунта стерлингов.

Иностранные покупатели, зная о том, что стоимость фунта стерлингов должна упасть, будут стремиться откладывать покупку товаров у британских поставщиков (затягивание платежей) в надежде, что цены на товары в Великобритании в пересчете на их собственную валюту скоро упадут.

Сочетание ускорения и затягивания расчетов порождает разрушительный платежный баланс и ухудшает торговый баланс. Импорт резко возрастает, а экспорт — замедляется. Поэтому ускорение и затягивание расчетов, которое, возможно было вызвано только небольшим дефицитом, может привести к серъезному валютному кризису.

6.Интервенция центрального банка.

Центральный банк может включаться в рыночные процессы с целью покупки или продажи отечественной валюты.

Если правительство придерживается политики фиксированных валютных курсов, то это вмешательство осуществляется с целью предотвращения девальвации (покупка данной валюты и продажа определенной части резервов иностранной валюты) или ревальвации данной валюты (продажа данной валюты в обмен на иностранную валюту).

Даже если правительство допускает переменный курс своей валюты, центральный банк может осуществлять интервенцию для покупки или продажи этой валюты, если правительство считает, что обменный курс стал выше или ниже желаемого уровня.

Если правительство допускает только ограниченные колебания обменных курсов на свою валюту, то должны быть моменты интервенции, когда центральный банк "включается", как только данная валюта повысилась в цене или обесценилась до порогового уровня. Этой системы придерживается Европейская валютная система.

Отметим, что центральный банк может осуществлять свое вмешательство и на рынке "спот", чтобы повлиять на рыночные курсы "спот", и на форвардном рынке, чтобы повлиять на курсы "форвард".

Во многих случаях интервенция центрального банка может иметь желаемый эффект при стабилизации или восстановлении валютных курсов. Однако это вмешательство не будет успешным, если валюты попадает под жесткую и непрерывную атаку со стороны спекулянтов, поскольку суммарное давление может оказаться сильнее противодействующих усилий центрального банка.

Правительства большинства промышленно-развитых стран в последние годы стремились к достижению высокой стабильности валютных курсов, отчасти путем координации усилий центральных банков против валютной спекуляции на основе так называемого "Соглашения Плаза" 1985 года и Луврского соглашения 1987 года.

7.Постановления по валютному регулированию.

Если вероятность того, что интервенция на рынке позволит защитить стоимость валюты, невелика, правительство может принимать постановления по валютному регулированию. Эти постановления нацелены на ограничение оттока капиталов или на управление другими факторами, влияющими на:

а) резервы иностранной валюты;

б) стоимость валюты данной страны по отношению к другим валютам.

8."Горячие деньги."

"Горячие деньги" представляют собой значительное количество международных денег, которые свободны для инвестиций или спекуляции. "Горячие деньги" "перетекают" в страну, когда в ней процентные ставки выше, чем в других странах, или когда имеются прогнозы, что обменные курсы данной валюты будут более выгодными. "Горячие деньги" могут "улетучитьься" из данной страны так же быстро, как они в нее пришли, оказывая спекулятивное влияние на валюту даной страны и ослабляя ее.

Если "Горячие деньги" используются для инвестиций, то инвесторы будут,вероятно, применять форвардное покрытие, продавая валюту, когда наступит срок погашения инвестиций. Поэтому в такой ситуации "Горячие деньги" будут влиять как на курсы "спот"(покупка инвестиций), так и на курсы "форвард" (продажа денежных поступлений от инвестиций).

2.3. Регулирование величины валютного курса

Существует рыночное и государственное регулирование величины валютного курса. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии законов стоимости, а также спроса и предложения, осуществляется стихийно. Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в стране. Оно осуществляется с помощью валютной политики – комплекса мероприятий в сфере международных валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями между государствами.

Меры государственного воздействия на величину валютного курса:

Валютные интервенции;

Дисконтная политика;

Протекционные меры.

Валютные интервенции

Важнейшим инструментом валютной политики государств являются валютные интервенции – операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют.

Цель валютных интервенций – изменение уровня соответствующего валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников валютного рынка. Действие механизма валютных интервенций аналогично проведению товарных интервенций. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк должен продавать иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос на иностранную валюту и, как следствие, увеличивается курс национальной валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты, центральный банк продает национальную валюту, скупая иностранные валюты. Это приводит к повышению курса иностранной валюты и снижению курса национальной валюты.

Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, и изменение их уровня может служить показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования валютных курсов. Масштабы интервенций центрального банка страны являются, как правило, секретной информацией, что отражает стремление властей сохранить конфиденциальность своих действий для того, чтобы обеспечить эффективность осуществляемых мероприятий. Однако многие данные о размере валютных интервенций ЦБ РФ часто публикуются в прессе.

Официальные интервенции могут проводиться разными методами – на биржах (публично) или на межбанковском рынке (конфиденциально), через брокеров или непосредственно через операции с банками, на срок или с немедленным исполнением. Помимо официальных резервов, источником средств для интервенций могут быть краткосрочные заимствования и операции «своп». Конкретная интервенционная стратегия определяется общей экономической стратегией данного правительства, а также особенностями положения центрального банка на валютном рынке.

Кроме того, официальные валютные интервенции подразделяются на «стерилизованные» и «нестерилизованные». «Стерилизованными» называют интервенции, в ходе которых изменение официальных иностранных нетто-активов компенсируется соответствующими изменениями внутренних активов, т.е. практически отсутствует воздействие на величину официальной «денежной базы». Если же изменение официальных валютных резервов в ходе интервенции ведет к изменению денежной базы, то интервенция является «нестерилизованной».

Чтобы валютные интервенции привели к желаемым результатам по изменению национального валютного курса в долгосрочной перспективе, необходимо:

Наличие необходимого количества резервов в центральном банке для проведения валютных интервенций;

Доверие участников рынка к долгосрочной политике ЦБ;

Изменение фундаментальных экономических показателей, таких, как темп экономического роста, темп инфляции, темп изменения денежной массы.

Дисконтная политика

Это изменение центральным банком учетной ставки, в том числе с целью регулирования величины валютного курса путем воздействия на стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым на международное движение капитала.

В последние десятилетия ее значение для регулирования валютного курса постепенно уменьшается.

Протекционистские меры

Меры, направленные на защиту собственной экономики, в данном случае национальной валюты называются протекционистскими. К ним относятся, в первую очередь, валютные ограничения. Валютные ограничения – законодательное или административное запрещение или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой или другими валютными ценностями. Видами валютных ограничений являются: валютная блокада; запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты; регулирование международных платежей, движения капиталов, репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг; концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей.

Государство достаточно часто манипулирует величиной валютного курса, используя такие методы, как девальвация и ревальвация.

Девальвация – официальное понижение обменного курса национальной валюты (ниже паритетного) по отношению к иностранным валютам.

Ревальвация – официальное повышение обменного курса национальной валюты (выше паритетного) по отношению к иностранным валютам.

Паритетный курс рассчитывается на основе сопоставления стоимостей корзин товаров, одинаковых по качественным и количественным характеристикам, в двух странах.

Валютный курс как прямо, так и косвенно влияет на стабильность экономики и макроэкономическое равновесие. Манипулирование валютным курсом может оказать существенное влияние на внешнеторговые операции в стране. Так, например, заниженный курс национальной валюты выгоден экспортерам, а завышенный курс удешевляет импорт.

3.ОСОБЕННОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

3.1 Процесс становления белорусского рубля.

Для белорусской национальной валюты 1992 год оказался судьбоносным : 25 мая в обращение были введены расчетные билеты Нацбанка — знаменитые «зайчики». Это был ответный шаг на действия России, ограничившей поступление в страны бывшего СССР наличных и безналичных денег. Наши билеты тогда ходили наравне с бывшими советскими купюрами, но правил бал тогда доллар. Покупательная способность американской валюты была завышена в 4-5 раз, и средняя зарплата в Беларуси составляла всего 25-30 долларов в эквиваленте. С тех пор ситуация кардинально изменилась — впору говорить о завышенном курсе белорусского рубля и перспективе его девальвации.

Формирование белорусской валюты проходило не просто и, собственно, против воли самой Беларуси. В середине 1993 г. правительство России приняло решение ввести свою валюту, убрав советские деньги из обращения на своей территории. Беларусь также была вынуждена отказаться от советских рублей, заменив их «зайчиками». Правительство долго не хотело придавать расчетному билету статус национальной валюты, рассчитывая на особые условия во вновь созданной рублевой зоне. К концу 1993 г. был даже подготовлен проект соглашения Нацбанка и Центробанка об объединении денежных систем двух стран. Предполагалось заменить в 1994-1995 гг. белорусские рубли на российские. Но с рублевой зоной у нас ничего не вышло, и в октябре 1996 г. в Беларуси все-таки была введена национальная валюта. «Зайчиков» заменили банкноты с изображениями архитектурных сооружений страны. Эта серия продолжается и поныне.

Новой валюте на первых порах приходилось туго. Нацбанк исправно кредитовал правительство, денег в стране становилось все больше, и экономика не успевала обеспечивать их товарами. Это приводило к высокой инфляции и девальвации белорусского рубля. Правительство в борьбе с ними вводило различные запретительные меры на валютном рынке. Благодаря этому появилось множество наличных и безналичных курсов, расцвел черный рынок валют.

В первое время после появления белорусский рубль довольно активно использовался в межгосударственных расчетах и даже котировался на российском рынке. Это позволяло спекулянтам зарабатывать на колебаниях курса, и в 1998г. Нацбанк закрыл внутренний валютный рынок от нерезидентов, обвинив при этом российские банки в попытках манипулирования курсом белорусского рубля. Но нашей валюте это не помогло: цены росли, рубль слабел.

Ситуация кардинально изменилась только в 2000г., когда объемы денежной эмиссии были резко ограничены. С 14 сентября 2000г. был введен единый курс белорусского рубля и единая торговая сессия на Белорусской валютно-фондовой бирже.

Началось и восстановление покупательной способности белорусского рубля. За 2000 г. потребительские цены выросли вдвое, тогда как курс наличного доллара — примерно на 50%, в результате чего покупательная способность доллара в Беларуси на потребительском рынке упала примерно на треть.

С 5 ноября 2001г. Беларусь объявила свой рубль ограниченно конвертируемой валютой. Практически сразу после этого над ним нависла угроза ликвидации: в Минске 30 ноября 2000 г. было подписано президентами Беларуси и России соглашение о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства.

Предполагалось, что с 1 января 2005г. роль денежной единицы Союзного государства будет выполнять российский рубль, а с 1 января 2008г. должна была появиться новая валюта. Но и этим планам было не суждено сбыться, так как стороны не смогли договориться о конституции и разделении полномочий в Союзном государстве.

Итак, белорусский рубль остался самостоятельным и, возможно, еще долго будет таковым. За последние годы он заметно укрепился, так как степень девальвации в 2000-2004 гг. намного отставала от инфляции, а с 2005г. Нацбанк начал осуществлять укрепление рубля и в номинальном выражении.

По паритету покупательной способности белорусский рубль, пожалуй, еще может считаться недооцененным по отношению к доллару, но уже, скорее всего, только за счет энергоносителей и услуг ЖКХ для населения. Если же взять потребительские товары и продукты питания, то тут, судя по ценам, рубль уже может оказаться переоцененным.

Тем не менее, Нацбанк планирует усиление рубля и в дальнейшем. В проекте основных направлений социально-экономического развития Беларуси на 2006-2015 гг. долгосрочной стратегией объявлено укрепление реального курса белорусского рубля. Однако в настоящее время над этими планами нависла новая угроза — возможность девальвации белорусского рубля в связи с увеличением расходов на оплату российского газа. Если его цена в 2007 г. будет увеличена, допустим, до 100 долларов за тысячу кубометров, что считается наиболее вероятным, то Беларуси придется потратить на оплату газа дополнительно около 1 млрд. долларов. По белорусским меркам — это довольно значительная сумма, хотя по сравнению с ВВП она и не производит впечатления. По паритету покупательной способности нашей валюты белорусский ВВП тянет, по некоторым оценкам, где-то на 100 млрд. долларов, то есть нам предстоят дополнительные расходы всего-то около 1% ВВП. Как будто немного. Но отдавать нам придется не паритетные, а вполне конкретные доллары, которых у Беларуси на самом деле не так уж и много. Можно, конечно, повысить цену газа для конечных потребителей — населения и предприятий, в результате чего ВВП и курс белорусского рубля приблизятся к паритетным значениям, но это не принесет ни одного дополнительного доллара — только рубли. Валюту придется покупать, а это может привести к падению курса белорусского рубля.

Чтобы избежать этого, придется либо резко нарастить экспорт и снизить импорт, либо тратить валютные резервы, либо привлекать иностранные инвестиции, либо продавать государственную собственность.

С внешней торговлей дела обстоят неважно. Если в 2004-2005 годах выручка от экспорта существенно превышала расходы на импорт, обеспечивая приток валюты, то в текущем году ситуация изменилась на противоположную: за 8 месяцев текущего года сальдо внешней торговли товарами составило минус 1,024 млрд. долларов против плюс 33,8 млн. долларов за аналогичный период прошлого года.

Накопленные за прошлые годы резервы также не очень велики. Чистые иностранные активы правительства и Нацбанка на 1 октября текущего года составили 1454 млрд. долларов, увеличившись с начала года всего на 5%.

Перспективы резкого роста объемов иностранных инвестиций выглядят довольно проблематичными, так как с точки зрения зарубежного капитала вложения в Беларуси не кажутся особенно привлекательными.

Несколько лучше обстоят дела с планами привлечения крупных инвесторов из России с условием продажи им долей крупнейших белорусских предприятий. Здесь резервы капитала просто огромны и исчисляются не одним миллиардом долларов. Но на осуществление таких планов требуется добрая воля руководства страны, а контроль над самыми эффективными производствами в Беларуси будет потерян.

Таким образом, руководство Беларуси обладает достаточными возможностями для сохранения крепкой национальной валюты, правда, в основном, за счет распродажи государственной собственности. Но захочет ли и сможет ли оно этими возможностями воспользоваться, это вопрос, который пока остается открытым.

Когда на него будет получен ответ, предсказать поведение курса белорусского рубля будет довольно просто. Надо будет оценить возможности поступлений валюты в страну по перечисленным выше источникам и сравнить с предстоящими затратами на приобретение газа. Если сумма поступлений окажется ниже требуемой величины дополнительных расходов, то рубль будет девальвирован. [1]

3.2 Валютное регулирование и валютный контроль в Республике Беларусь.

Под валютным регулированием понимается совокупность форм и методов организации денежных потоков как в иностраннйо валюте, так и в национальной валюте при проведении внешнеэкономических операций, в целях предотвращения оттока капитала и укрепления отечественного платежного баланса, сохранения стабильной динамики валютного курса.

Основными элементами системы валютного регулирования являются:

1)законодательные и нормативно-правовые документы, определяющие основные принципы и организационно-правовую структуру валютного регулирования, уровни реализации данной системы;

2) органы валютного регулирования;

3) процедура регламентации проведения валютных операций (при директивном механизме валютного регулирования).[9]

Система валютного регулирования Республики Беларусь представляет собой совокупность субъектов и объектов регулирования, а также набор инструментов, используемых первыми в отношении вторых для достижения цели по обеспечению устойчивого обменного курса национальной денежной единицы.[1]

Одним из субъектов валютного регулирования является Национальный Банк Республики Беларусь.

Главной целью, на достижение которой направлена вся деятельность Национального банка Республики Беларусь (НБ РБ), является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты. Для достижения этой цели Национальным банком (НБ) используются различные инструменты прямого и косвенного воздействия на обменный курс национальной валюты.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь (РБ) [14] на Национальный банк возложены функции исполнительного органа государственного валютного регулирования и контроля по определению сферы и порядка обращения иностранной валюты на территории Республики Беларусь, регулирования курса национальной валюты к иностранным валютам, лицензирование деятельности коммерческих банков по операциям с валютными ценностями.

Для выбора оптимального валютного режима и эффективной системы валютного регулирования должны быть определены критерии оптимальности элементов национальной валютной системы, рассмотрены особенности различных видов валютных режимов для применения в нашей стране и уточнены действующие принципы директивного механизма валютного регулирования – определение сферы валютного регулирования (1), монополизация валютных операций уполномоченными банками (2), декларирование цели и необходимости проведения внешнеэкономической операции (3), лицензирование прав резидентов на авуары за границей (4), изоляция внутреннего рынка национальной валюты от европейского рынка (5), запрет компенсационных и арбитражных операций резидентами на рынке «FOREX».[9]

Валютный режим – это совокупность форм и методов, используемых при установлении валютного курса, т.е., режим установления курса обмена валют.

Главная цель любого валютного режима – сохранение внешней конкурентоспособности экономики на основе укрепления платежного баланса и стабилизации производства. [5]

В экономике рыночного типа производители экспортируемых товаров подстраивают свое производство под мировые цены, после чего происходит корректировка относительных цен на не экспортируемые товары. В результате, национальная экономика органично встраивается в мировую структуру относительных цен. При изменении цен на внешних рынках стабилизатором цен на внутреннем рынке является адекватно измененный курс национальной валюты. Таким образом, внешние потрясения не будут отражаться на конкурентоспособности отечественной экспортной продукции.

При выборе системы обменного курса (валютного режима) правительства, как правило, руководствуются следующими критериями [6]:

-текущим уровнем конкурентоспособности экономики;

-состоянием платежного баланса и финансовой системы;

-состоянием валютных резервов;

-экономическим и политическим климатом в стране и др.

Выбирая ту или иную систему обменного курса, Нацбанк фактически делает выбор между целевыми агрегатами регулирования, среди которых можно выделить – внутренние кредиты, дефицит платежного баланса, международные резервы и внешний долг.

Главный критерий оптимальности валютного режима и механизма валютного регулирования можно определить как минимизация отклонения объемов реального производства народного хозяйства в условиях кризиса, возникающего из-за внешний и внутренних факторов, от объемов производства в периоды подъема экономики.

Разработка механизмов валютного регулирования, способствующих приостановлению и последующему предотвращению оттока отечественного капитала в переходные периоды развития и период, охватывающий развитие элементов финансового рынка – эту задачу можно рассматривать, как основную для решения проблемы дефицита платежного баланса Республики Беларусь.

Валютный контроль должен предшествовать валютному регулированию на экономических принципах. Ограничивая движение капитала, государственные органы валютного контроля получают возможность маневра для установления процентной ставки по депозитам в зависимости от внутренних целей государства, а не от уровня процентных ставок за рубежом. [9]

В случае кризисных явлений экономики внутри страны правительство рассматривает и учитывает причины их возникновения – в финансовой сфере, либо в сфере товарного производства.

В случае если кризисные явления вызваны потрясениями на финансовых рынках в результате краткосрочных конъюнктурных колебаний, как правило, применение валютного режима фиксированного курса позволит в течение краткосрочного периода стабилизировать кризисные явления, при условии наличия сильной валютно-резервной позиции Нацбанка.

В случае возникновения причин кризиса в сфере материального производства, применение режима фиксированного курса без кардинальной структурной перестройки хозяйственного механизма приведет к истощению валютных резервов государства и к усилению внешнеэкономических диспропорций в форме дефицита платежного баланса.

Таким образом, выбор оптимального варианта режима валютного курса должен осуществляться с учетом национальных особенностей состояния экономики. Однако, ни один оптимальный валютный режим в полной мере не может защитить национальную экономику от проявлений внешних кризисных явлений. Валютный режим является только дополнением главному элементу национальной валютной системы – механизму валютного регулирования (в условиях экономики переходного периодана принципах «валютного контроля»). Только эффективный механизм валютного регулирования, построенный на четко определенных в законодательном порядке принципах, через который предупреждаются и минимизируются последствия кризисных явлений на внешних финансовых рынках, в полной мере может защитить внутренний валютный рынок от внешних потрясений в краткосрочном периоде.

За последние годы в республике сложилась сложная валютная система, при которой стало возможным существование нескольких валютных курсов, что выражается в различных значениях фактического обменного курса белорусского рубля, применяемого к различным валютным операциям, субъектам и валютам.

На легальном валютном рынке Республики установлены 2 курса: официальный курс Национального банка и относительно рыночный курс, используемый при совершении различного рода сделок "купли–продажи" иностранной валюты на отдельных сегментах валютного рынка и при других валютных операциях. Регулирование этих курсов, хотя и в различной степени, осуществляет Национальный Банк РБ.

Относительно высокий курс белорусского рубля негативно влиял на состояние торгового баланса республики, с одной стороны, поднимая цену экспорта и делая его неконкурентоспособным, с другой стороны, стимулируя импорт по причине его относительного удешевления. Одним из инструментов воздействия на обменный курс национальной валюты был выбран режим административного установления предельного размера обменного курса.

Для исправления ситуации с повышением курса белорусского рубля, осложненной наличием в то время системы множественных валютных курсов, Национальный банк начал проводить девальвацию курса национальной валюты, в результате чего достигнуто было снижение курса белорусского рубля. Сократилась разница между официальным курсом белорусского рубля и котировками белорусского рубля на рынке нерезидентов.

Для увеличения объема предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Национальный банк использовал административный инструмент насыщение рынка - установление требования к белорусским юридическим лицам обязательности продажи части поступлений в свободно конвертируемой валюте и российских рублях на торгах Межбанковской валютной биржи.

Резкое падение курса белорусского рубля на внешнем валютном рынке в начале прошлого года, которое явилось следствием значительной кредитной эмиссии и началом выполнения программы поддержки сельского хозяйства, привело Национальный банк к необходимости ужесточения мер с целью недопущения проведения спекулятивных сделок с белорусским рублем на внешнем рынке. В результате чего было принято решение, запрещающее проводить расчеты в белорусских рублях по операциям между нерезидентами республики Беларусь. В качестве меры, направленной на сокращение источников поступления белорусских рублей в распоряжение нерезидентов было введено ограничение по оплате отдельных статей импорта белорусскими рублями, т.е. установлено требование их оплаты исключительно иностранной валютой. Проводя такие мероприятия, Национальный банк преследовал цель - переместить объем сделок с белорусскими рублями на внутренний валютный рынок Республики Беларусь для обеспечения возможности оперативного регулирования проводимых на нем операций.

Необходимость кардинального пересмотра основных принципов денежно-кредитной и валютной политики стала очевидной после «августовского» российского и мирового финансового кризиса, в результате которых было оказано «негативное» влияние на состояние валютной системы, денежно-кредитной сферы Республики Беларусь и экономики в целом. Это выразилось, прежде всего, в усилении девальвационных и инфляционных процессов, сокращении товарооборота с Россией и другими странами СНГ, росте взаимной задолженности между субъектами хозяйствования, ухудшении платежно-расчетных отношений. [3]

Вопросам контроля за внешнеторговыми операциями и валютного контроля в нашей стране всегда уделялось особое внимание. И хотя белорусская экономика за последнее время несомненно укрепилась, отказываться от таких «рычагов управления» пока еще рановато. Определенные изменения в этой сфере происходят постоянно (чаще в сторону ослабления контроля, но иногда и в сторону его ужесточения), доказательством чему может служить недавно принятое постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 14.06.2007 № 125 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правления Национального банка Республики Беларусь» (далее — Постановление № 125), вступившее в силу с 3 августа 2007 г.

Данным нормативным актом внесены дополнения и изменения в Инструкцию по выполнению банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.06.2006 № 89 (далее — Инструкция № 89) и в Инструкцию по осуществлению банками контроля внешнеторговых операций, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.09.2004 № 151 (по состоянию на 27.06.2006).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы увидели, что валютный курс, являясь конструктивным элементом мировой валютной системы, выступает особым инструментом, посредством которого субъекты, действующие на международном рынке, могут поддерживать между собой тесное финансовое взаимодействие.

К основным факторам, влияющим на формирование валютного курса относят : уровень цен и темп инфляции; баланс (итоговое сальдо) платежей;  процентные ставки; степень доверия и спекуляция; "ускорение " или "затягивание" расчетов по внешнеторговым опреациям; хеджирование; интервенция центрального банка; постановления по валютному регулированию; "горячие деньги".

Существует рыночное и государственное регулирование величины валютного курса. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии законов стоимости, а также спроса и предложения, осуществляется стихийно. Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в стране. Оно осуществляется с помощью валютной политики. Валютная политика нашей страны определила следующую ситуацию на валютном рынке: оборот внутреннего валютного рынка в январе-феврале 2007 года увеличился относительно аналогичного периода 2006 года на 40,5% и составил 8 млрд. долларов США. Оборот внебиржевого рынка увеличился на 39% и составил 4,9 млрд. долларов США. Такие данные БелаПАН сообщили в Национальном банке Беларуси.

Согласно аналитическому обозрению "Основные тенденции в денежно-кредитной сфере Республики Беларусь", в январе-феврале отмечено увеличение объемов операций субъектов хозяйствования-резидентов как с позиций предложения, так и с позиций спроса. При этом обязательная продажа валютной выручки составила 864,1 млн. долларов США, что на 4% больше, чем в январе-феврале 2006 года. В результате чистая продажа иностранной валюты субъектами хозяйствования за два месяца этого года составила 75,3 млн. долларов США против 177 млн. долларов США за аналогичный период 2006 года.

Сокращение чистого предложения обусловлено резким ухудшением сальдо внешней торговли в январе - до минус 288,6 млн. долларов США. Вместе с тем отмечается, что меры Нацбанка и правительства по снижению спроса на иностранную валюту привели к сокращению спроса субъектов хозяйствования на валютном рынке, результатом чего стало уменьшение среднедневной покупки с 53,7 млн. долларов США в январе до 38,8 млн. долларов США в феврале 2007 года. По данным Нацбанка, в январе-феврале произошло опережение темпов роста спроса населения на инвалюту над ее предложением, в результате чего чистая покупка населением валюты за счет наличных средств и безналичных перечислений составила 222 млн. долларов США против 91,3 млн. долларов США в январе-феврале 2006 года. Рост спроса, отмечают в Нацбанке, был во многом обусловлен усилением в начале 2007 года инфляционных и девальвационных ожиданий, связанных с неопределенностью функционирования экономики в условиях резкого роста цен на энергоносители. При этом чистая покупка населением иностранной валюты в феврале снизилась по сравнению с январем почти в четыре раза.

Со стороны нерезидентов наблюдалось снижение объемов покупки и продажи иностранной валюты. В результате их чистый спрос на иностранную валюту снизился с 153,4 млн. долларов США в январе-феврале прошло года до 86,5 млн. долларов США за такой же период 2007 года. Отрицательное сальдо по операциям данной группы агентов валютного рынка связано с превышением платежей за импорт над поступлениями от экспорта в белорусских рублях, отмечают в Нацбанке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Владимир Тарасов «От «зайчика» к конвертируемости». «Экономическая газета», №15/2007, с.5-8
  2.  Гаврилов В. Валютная политика: вчера, сегодня, завтра // Банкаускi веснiк = Банк. вестн. - Минск, 2002. - N7. - С.29-33.
  3.  3. Гаврилов В., Красная Т. Валютный рынок Республики Беларусь: диагностика состояния // Банкаускi веснiк = Банк. вестн. - Минск, 2002. - N13 (май). - С.6-15.
  4.  Казак В. Валютный рынок Республики Беларусь (1993-2003 гг.) // Белорус. фонд. рынок. - Минск, 2003. - N5. - С.20-23.
  5.  Колупаев В.А. Формирование валютного механизма Республики Беларусь // Веснiк Беларускага дзяржаунага эканамiчнага унiверсiтэта = Вестн. Белорус. гос. экон. ун-та. - Минск, 2003. - N4. - С.72-77.
  6.  Лузгин Н., Пупликов С. Генезис, становление и перспективы валютной политики Республики Беларусь // Вестн. Ассоц. белорус. банков. - Минск, 2002. - N14-15 (12 апр.). - С.3-9.
  7.  Маркусенко М. Валютная политика как элемент валютной системы // Вестн. Ассоц. белорус. банков. - Минск, 2003. - N24 (20 июня). - С.19-25.
  8.  Миксюк С.Ф., Лапицкая М.В. Модели анализа и прогноза обменного курса в белорусской экономике: подходы к построению и результаты расчетов // Белорус. экономика: анализ, прогноз, регулирование. - Минск, 2001. - N12. - С.2-9.
  9.  Пупликов С.И. Роль валютного регулирования РБ в предупреждении и минимизации последствий мирового кризиса на экономику страны.- Вестник Ассоциации белорусских банков, № 36, 24.09.1999 г..
  10.  Рудый К. Завышение реального валютного курса // Банкаускi веснiк = Банк. вестн. - Минск, 2003. - N22 (авг.). - С.32-34.
  11.  Рудый К. Механизм выбора валютного режима в Республике Беларусь // Вестн. Ассоц. белорус. банков. - Минск, 2002. - N41 (1 нояб.). - С.20-28.
  12.  Рудый К. Механизм реализации политики валютного комитета в Республике Беларусь // Белорус. фонд. рынок. - Минск, 2002. - N1. - С.34-39.
  13.  Гулькович С. «Система валютного регулирования в Республике Беларусь» - Банковский вестник, №7, 1998 г
  14.  Банковский кодекс Республики Беларусь, ст. 32.
  15.  Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. №226-З "О валютном регулировании и валютном контроле"
  16.  М. Бурда, Ч. Виплош, «Макроэкономика. Европейский текст». С.-Петербург, «Судостроение», 1998 г.
  17.  Круглов В.В. «Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений» г. Москва, «Инфра-М», 1998 г.

PAGE  13


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10430. Характерные черты политического процесса в России 25.5 KB
  Характерные черты политического процесса в России. Важной тенденцией мирового политического процесса является движение по пути демократизации. При всей несхожести этих процессов для всех регионов характерно стремление упразднить авторитарные режимы создать прав...
10431. Урок - семінарське заняття з теми Насичені вуглеводні. Номенклатура 167 KB
  Тема: Урок – семінарське заняття з теми Насичені вуглеводні. Номенклатура.†Тип уроку: урок застосування знань умінь та навичок. Навчальна мета: Конкретизувати та поглибити знання учнів з теми Насичені вуглеводніâ€. Навчити учнів застосовувати загальн...
10432. Життя та наукова діяльність Д.І. Менделеєва 69 KB
  Мета уроку: докладно ознайомити учнів з періодами життя та наукової діяльності Д. Менделєєва. Усвідомити суть створення періодичної системи та періодичного закону як фундаменту для природної класифікації хімічних елементів і значення для розвитку хімії й суміжних з нею ...
10433. Загальні фізичні властивості металів. Металічний звязок. Особливості будови атомів металів 67 KB
  Навчальний предмет: хімія Клас: 9 Тема уроку: Загальні фізичні властивості металів. Металічний звязок. Особливості будови атомів металів Вид заняття: урок вивчення нового матеріалу Цілі уроку: навчальні: формувати поняття про металічний зв’язок е...
10434. Загальні хімічні властивості металів 71.5 KB
  Тема: Загальні хімічні властивості металів Навчальна мета: розглянути хімічні властивості металів як простих речовин з позиції знань про окисновідновні реакції сформувати поняття про метали як відновники; сформувати вміння порівнювати хімічну активність металів ск...
10435. Значення хімії у створенні нових матеріалів, розвязання сировинної та енергетичної проблем 53 KB
  Тема: Значення хімії у створенні нових матеріалів розв’язання сировинної та енергетичної проблем. Навчальна мета: поглибити й розширити знання учнів про роль хімії у створенні нових матеріалів; показати можливості застосування нових синтетичних матеріалів з оригін...
10436. Значення хімії у створенні нових матеріалів 45.5 KB
  Тема: Значення хімії у створенні нових матеріалів. Навчальна мета: поглибити й розширити знання учнів про роль хімії у створенні нових матеріалів; показати можливості застосування нових синтетичних матеріалів з оригінальними властивостями й новими технологіями. ...
10437. Кисень у природі. Фізіологічна дія кисню. Одержання кисню в лабораторії. Реакції розкладу. Поняття про каталізатор. Фізичні властивості кисню 93 KB
  Тема: Кисень у природі. Фізіологічна дія кисню. Одержання кисню в лабораторії. Реакції розкладу. Поняття про каталізатор. Фізичні властивості кисню. Тип уроку: комбінований урок з елементами інтерактивності. Навчальна мета: Розглянути елемент Оксиген та просту ре...
10438. Корозія металів та способи захисту від корозії 60.5 KB
  Корозія металів та способи захисту від корозії. Мета: навчальна: дати поняття про корозію металів як окисновідновний процес ознайомитись з причинами її виникнення; показати шкоду якої завдає корозія; розглянути способи захисту металів від корозії. виховна: фо