43397

Диагностика влияния молодёжных субкультур на развитие ценностных ориентаций подростка

Курсовая

Психология и эзотерика

Объединение подростков в отдельные группы обусловлено тем, что подростки, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Их не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения, и способы провождения времени

Русский

2014-09-23

227 KB

59 чел.

PAGE  2

РВУЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (г. Ялта)

ЕВПАТОРИЙСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

ПЛЮЩ ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«Диагностика влияния молодёжных субкультур на развитие ценностных ориентаций подростка»

Выполнила студентка

группы 31- ЕСП (специальность

социальная педагогика)

Научный руководитель:

Фадеев В.И.

к. психол. н., доцент

Рассмотрена на заседании

кафедры педагогики и психологии

(Протокол №__ от «__»___2011 г.)

Рекомендована к защите.

Евпатория, 2011


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3

РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ ... 6

1.1. Ценностные ориентации подростка и факторы, влияющие на их формирование …………………………………………………………………… 6

1.2. Причины вхождения подростков в субкультуру ………………………... 18

1.3. Зависимость развития ценностных ориентаций подростка от молодёжной субкультуры ……………………………………………………………………. 27

Выводы по первому разделу ………………………………………………….. 36

РАЗДЕЛ 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ МОЛОДЁЖНЫХ СУБКУЛЬТУР НА РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКА

2.1. Методики определения ценностных ориентаций

2.2. Программа диагностики влияния молодёжных субкультур на развитие ценностных ориентаций подростка

2.3. Методические рекомендации по развитию ценностных ориентаций подростка.

Выводы по второму разделу

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….. 38

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны жизни подростка. Успешное становление ребенка, подростка, а в последующем молодого человека как личности, определяет не только включение в общественную жизнь, но и нахождение им своей ниши. Взросление из «ребенка в подростка» неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает устойчивость. Этот круг является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается повышенное внимание к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.

Объединение подростков в отдельные группы обусловлено тем, что подростки, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Их не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения, и способы провождения времени, в тоже время условия жизни в городе также создают предпосылки для их объединения в разнообразные группы и движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующим коллективное сознание, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Вследствие чего, и появляются молодежные субкультуры. Они призваны выполнять функции выбора и нахождения собственных норм поведения, ценностных ориентаций, общения и осваивания новых социальных ролей.

В настоящее время их довольно много: готы, эмо, панки, геймеры, металлисты и др. Одни имеют общие черты, другие - коренным образом отличаются друг от друга, тем самым, оказывая различное влияние на подрастающее поколение. В связи с этим возникает необходимость в изучении их влияния на развитие ценностей подростка.

Изучением формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте занимались: Ю.А. Алексеева, И.Д. Бех, Н.И. Боришевский, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Р.В. Павелко, К.Н. Поливанова, Е.В. Субботский, Н.А. Чикалов.

Изучением молодёжной субкультуры занимались: С.И. Левикова, В.Т. Лисовский, В.В. Морозов, В.К. Сергеев, А.П. Скрябов, З.В. Сикевич, О.А. Раковская. Исследованием зависимости развития ценностных ориентаций подростка от молодёжной субкультуры занимались: С.Н. Иконникова, В.К. Сергеев.

Разработкой методик диагностики ценностных ориентаций занимались: Ю.Е. Алешина, С.С. Бубнова, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, Л.В. Карпушина, М.В. Кроз, М. Рокич, И.Г. Сенин, В.Ф. Сопов, С. Шварц.

Цель работы - выяснить, какое влияние на развитие ценностных ориентаций подростка оказывает молодёжная субкультура.

Объект исследования - формирование ценностных ориентаций подростка.

Предмет исследования - зависимость развития ценностных ориентаций подростка от молодёжной субкультуры.

Исходя из этого, выдвигаются следующие задачи:

1) дать определение понятиям: «ценностные ориентации», «молодёжная субкультура»;

2) описать причины вхождения подростка в молодёжную субкультуру;

3) изучить зависимость развития ценностных ориентаций подростка от молодёжной субкультуры;

4) раскрыть сущность методик определения ценностных ориентаций подростка;

5) разработать программу диагностики влияния молодёжных субкультур на развитие ценностных ориентаций подростка;

6) дать методические рекомендации по развитию ценностных ориентаций подростка.

Для решения поставленных задач в работе были использованы такие методы: анализ психологических, педагогических и социологических литературных источников, психологическая диагностика, изучение передового опыта.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух разделов, выводов и списка литературы.


РАЗДЕЛ 1

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

1.1. Ценностные ориентации подростка и факторы, влияющие на их формирование

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Ценность каждого человека - это всё то, что имеет для него определённую значимость, личностный или общественный смысл. С понятием ценность тесно связано понятие «ценностная ориентация».

Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам [Шаров А.А.].

Ю.В. Артюхова отмечает, что понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. Хотя ценностные ориентации рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надындивидуальных ценностей, понятия ценностей и ценностные ориентации различались либо по параметру «общее - индивидуальное», либо по параметру «реально действующее - рефлексивно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании [Психологический словарь].

С.Я. Ермолич считает, что ценностные ориентации - важнейший компонент сознания личности, существенно влияющий на восприятие окружающей среды, отношение к обществу, социальной группе, на представления человека о самом себе. Как элемент структуры личности они отражают ее внутреннюю готовность к действиям по удовлетворению потребностей и целей, дают направление ее поведению во всех сферах деятельности. Специфика ценностных ориентаций состоит в том, что эта категория наиболее тесно связана с поведением субъекта, управляет этим процессом как осознанным действием. Ценностные ориентации представляют собой особым образом структурированную и иерархическую систему ценностных представлений, выражающих субъективное отношение личности к объективным условиям жизни, реально детерминируют поступки и действия человека, проявляют и обнаруживают себя в практическом поведении. Ценностные ориентации являются стержневой, базисной характеристикой личности, социальным свойством личности [Ермолич С.Я.].

По мнению С.Я. Ермолич, ценностные ориентации включают в себя три компонента:

  1.  когнитивный, или смысловой, в котором сосредоточен социальный опыт личности. На его основе осуществляется научное познание действительности, способствующее становлению ценностного отношения;
  2.  эмоциональный, который предполагает переживание индивидом своего отношения к данным ценностям и определяет личностный смысл этого отношения;
  3.  поведенческий, базирующийся на результатах взаимодействия первых двух компонентов. Благодаря познанию действительности и ее ценностному переживанию, субъектом формируется готовность действовать, осуществлять задуманное в соответствии с продуманным планом [Ермолич С.Я.].

Ценностные ориентации являются результатом внутреннего и внешнего взаимодействия в процессе развития личности, субъективным отражением объективного мира в сознании конкретного индивида. Будучи осознанными, ценности играют огромную роль для определения направленности индивида, его ориентации в социальной среде.

Особое значение развитие ценностных ориентаций имеет в подростковом возрасте. Подростковый возраст - это возраст от 10-11 до 15-16 лет. Его называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток - полуребенок и полувзрослый. В.А. Крутецкий отмечает, что переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие, и все виды его деятельности: учебную, трудовую и игровую [Крутецкий В.А., с. 201].

О.П. Солодилова утверждает, что подросток продолжает жить в семье, учиться в школе, он окружен по большей части теми же сверстниками. Однако подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей [Солодилова О.П., с. 33].

Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Центральной проблемой всякой психологии, по его мнению, должна быть проблема человеческой личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. Вслед за Э. Шпрангером, Э. Штерн попытался изменить старую поговорку («Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу тебе, кто ты»), придав ей другое значение («Скажи мне, что для тебя ценно, что ты переживаешь как наивысшую ценность твоей жизни, и я скажу тебе, кто ты») [Обухова Л.Ф.].

В зависимости от того, какая ценность переживается как наивысшая, определяющая жизнь, совершенно по-разному формируется личность. Переживаемые ценности обусловливают тип человеческой личности. Э. Штерн описал шесть таких типов:

  1.  теоретический тип - личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности;
  2.  эстетический тип - личность, для которой объективное познание чуждо, она стремится постигнуть единичный случай и «исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями»;
  3.  экономический тип - жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление «с наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата»;
  4.  социальный - «смысл жизни составляют любовь, общение и жизнь для других людей»;
  5.  политический - для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию;
  6.  религиозный - такая личность соотносит «всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира» [Обухова Л.Ф.].

Определяя каждый из типов, Э. Штерн отнюдь не считает, что в жизни личности существует только одно направление ценностей. Напротив, все направления ценностей заложены в каждой индивидуальности. Но какое-либо одно из этих переживаний различных ценностей приобретает руководящее значение и преимущественно определяет жизнь [Обухова Л.Ф.].

Ценностные ориентации подростка, - пишет С.Я. Ермолич, -  формируются постепенно в процессе его социализации путем проникновения социальной информации в индивидуально-психологический мир ребенка. Формирование системы ценностных ориентации представляет собой процесс становления личности, и эта система является средством реализации определенных общественных целей [Ермолич С.Я.].

А.А. Реан даёт следующую классификацию ценностных ориентаций подростка:

  1.  ценность счастливой семейной жизни является приоритетной в ряду других жизненных ценностей старшеклассников. Это объясняется тем, что в постоянно меняющемся, нестабильном обществе семья остается еще пока той незыблемой ценностью, на которую можно опереться [Реан А.А., с. 82]. Однако многие современные подростки ставят на первое место карьеру, достижение жизненного успеха и самореализацию за пределами семейной жизни;
  2.  желание стать богатым, включиться в бизнес все больше завладевает подростками и существенно влияет на выбор профессии и места работы [Реан А.А., с. 83];
  3.  потребность в дружеских отношениях является не только одной из центральных, но наиважнейшей среди прочих подростковых ценностей [Игнатова Е.Е.]. В подростковом возрасте очень ярко проявляется стремление к общению с товарищами, к жизни в коллективе сверстников, заметно развивается чувство личной дружбы, потребность в дружбе на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности. В.А. Крутецкий отмечает, что привлекательность школы для подростка порой определяется не столько возможностью учения, сколько возможностью общаться с широким кругом товарищей [Крутецкий В.А., с. 207];
  4.  культурные и познавательные ценности. Помимо выделенных выше особенностей системы ценностных ориентаций современных подростков следует также отметить относительно низкий уровень значимости идей приобщения к культуре, познания себя и развития своих способностей. Очевидно, что усваиваемые молодыми взгляды и установки во многом являются отражением существующих в современном обществе идеалов и нематериальные ценности, ценности более высокого порядка недоступны большинству подростков [Реан А.А., с. 83].

Тематический анализ литературных источников позволил выделить  следующие факторы формирования ценностных ориентаций подростка:

Таблица 1

Внутренние факторы

Внешние факторы

Особенности самоотношения

Семья

Самооценка

Группа сверстников

Акцентирование черт характера

Школа

Тип высшей нервной деятельности

Средства массовой информации

Волевые качества личности

Искусство

Уровень интеллектуального развития

Молодёжная субкультура

Эмоциональные реакции

М.С. Яницкий отмечает, что формирование ценностных ориентаций зависит от целого комплекса связанных между собой внутренних факторов, относящихся к разным уровням индивидуальности: особенности самоотношения, самооценка, акцентирование тех или иных черт характера, тип высшей нервной деятельности, - которые определяют общую стратегию взаимодействия подростка с социальной средой - сильный или слабый тип реагирования, мотивацию достижения успеха или избегания неудачи. Особое место в этом ряду, как считает М.С. Яницкий, занимают волевые качества личности. Уровень развития волевых качеств определяет силу внутреннего источника активности подростка, направленной на те, или иные цели, в том числе на оценку окружающей действительности и на выработку собственной, автономной системы ценностей [Яницкий М.С.].

М.С. Яницкий утверждает, что возможность выбора определяется способностью к моральным суждениям, зависящей от уровня общего интеллектуального развития. Уровень интеллектуальных способностей выступает условием формирования различных понятий, категорий, значений, личностных смыслов - категориальной сетки значений, являющейся средством совершения акта оценки. В ходе акта оценки какому-либо явлению на основании соответствующих критериев (норм, целей, требований, идеалов и т. д.) придается определенная ценность, т. е. значение. Результатом такой оценки является вывод индивида о мере соответствия оцениваемого явления признаваемым критериям.

Б.И. Додонов отмечает, что в формировании ценностных ориентаций наряду с когнитивными компонентами важную роль играют также и эмоциональные реакции. Ориентация человека на определённые ценности, как пишет Б.И. Додонов, может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки - рациональной или эмоциональной). П. Хайду утверждает, что в отсутствие эмоциональной оценки и переживания знания, индивиды будут принимать позитивные ценности только на словах, на вербальном уровне. Таким образом, эмоциональное подкрепление является необходимым условием внутреннего принятия осознанных благодаря рациональной оценке социальных норм и общепринятых принципов [Яницкий М.С.].

Помимо внутренних факторов на формирование ценностных ориентаций подростка влияют также внешние факторы. Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве внешних факторов формирования ценностных ориентаций подростка.

Семья ребёнка была и остаётся главным проводником социальных и культурных ценностей. Сила воспитательного влияния семьи обусловлена характером процесса усвоения нравственного опыта в ней. А.Г. Харчев отмечает, что этот процесс имеет ряд особенностей [Конспект лекций «Педагогика»]:

  1.  влияние родителей является первейшим влиянием взрослых на формирование личности ребенка, а первое восприятие, как известно, является самым сильным и имеет тенденцию к сохранению, оно осуществляется, прежде всего, путем реального примера жизни родителей;
  2.  затрагивает многие стороны жизни ребенка, в том числе и сокровенные, что создает особую психологическую и эмоциональную атмосферу в семье;
  3.  опирается на традиции послушания, царящие в отношениях с отцом и матерью [Конспект лекций «Педагогика»].

Для формирования ценностей, - пишет И.Ю. Шилов, - важно, как воспитывается подросток в семье. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль [Шилов И.Ю.].

По мнению Ю.В. Васильковой, нравственные качества человека, жизненные установки, стиль поведения - все это формируется в семье и часто, как в зеркале, отражает облик его родителей. Все: и слова, и поступки, и поведение родителей - играет свою роль в воспитании ребенка [Василькова Ю.В., с. 49].

Именно от родителей зависят ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков. Если счастливые минуты в семье связаны только с приобретением и накоплением, ребенку трудно стать счастливым в будущем. Материальные потребности безграничны, и невозможность их удовлетворить может обернуться трагедией.

Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. В.И. Кулаков подчёркивает, что сформированная родителями привычка получать удовольствие от общения с природой, музыкой, произведениями искусства и хорошей книгой позволит подростку выстоять и принять правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях [Кулаков В.И.].

В подростковом возрасте увеличивается и становится наиболее действенным влияние групп сверстников, Общение со сверстниками оказывается важным «каналом информации». По нему подростки узнают информацию, которую им по тем или иным причинам не сообщают взрослые. Кроме того, общение со сверстниками, это «специфический вид деятельности и межличностных отношений». В ходе этого общения вырабатываются навыки социального взаимодействия, увеличивается набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. И.С. Кон отмечает, что включение в общество сверстников расширяет возможности самоутверждения ребенка, даёт ему новые роли и критерии самооценок. По мере того как расширяется и обогащается круг его «принадлежностей», выражающийся словом «Мы», усложняется и «образ Я» [Перевозчиков А.Ф.].

Общение с ровесниками для подростка является самостоятельной и значимой сферой жизни. В общении он реализует потребность приобрести индивидуальность и добиться признания людей, которые его окружают, стать похожим на взрослого. Поэтому особую ценность приобретают такие качества, как смелость, смекалка, умение понять товарища и оказать ему помощь. Несоответствие между взглядами подростка на себя и отношением к себе, неуспех в общении, отмечает А.Г. Харчев, - толкает его на поиск группы, в которой он может себя утвердить в другом качестве [Конспект лекций «Педагогика»].

Нередко подросток начинает подражать товарищам, иногда заимствуя не только хорошее, но и плохое. Он старается чаще бывать с товарищами и все перенимает у них: интересуется тем, чем интересуются они, ходит туда, куда ходят они, читает то, что читают они. Как правило, друзья подростка бывают для него и «самыми умными», и «самыми красивыми», и «самыми веселыми». Словом, у подростка появляется образец, ориентирующий и направляющий его поведение.

В размышлениях о поведении товарищей, утверждает А.В. Захарова,  складывается система требований не только к их поведению и личным качествам, но и оценка своих собственных достоинств и недостатков. Ориентируясь на товарищей, подражая им, подросток воспитывает в себе те качества, нормы и ценности, которые особенно ценятся сверстниками [Боцмонова Э.М., Захарова А.В.].

По мнению Е.В. Сичкар, одну из главных ролей в жизни подростка играет школа. В школе подросток общается со своими сверстниками и учителями около 6 часов в день и каждый из них влияет на его жизнь, на его поведение, ценности, на его воспитание. Поэтому роль школы в воспитании подростка очень велика. Школа даёт подростку не только знания по общеобразовательным дисциплинам, но и духовно-нравственное воспитание [Сичкар Е.В.].

Современный воспитательный процесс в образовательных учреждениях, разного типа и уровня, ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании ребенка.

С.А. Смирнова считает, что средством осуществления этих ценностных ориентаций становится школьный коллектив как социальная общность, объединяющая подростков совместными целями, общей деятельностью и переживаниями [Смирнова С.А., с. 30].

Немаловажную роль в социальном становлении будущей личности подростка играет классный руководитель. Классный руководитель, - пишет Е.В. Сичкар, - проводит классные часы на различные темы: гражданско-патриотические, духовно-нравственные, экологические, спортивно-оздоровительные, а также осуществляет трудовое воспитание подростка и ведёт профилактику безнадзорности и правонарушений, так как сейчас эта проблема стоит достаточно остро [Сичкар Е.В.].

Р.С. Немов отмечает, что в процессе школьного воспитания и обучения у подростка формируются убеждения, мировоззрение, система социальных установок, ценностных ориентаций, определяющих отношение человека к миру, к людям, к самому себе [Немов Р.С., с. 278].

И.К. Безменова отмечает, что получившие свободу средства массовой информации, различные формы массовой культуры стали определяющим образом влиять на формирование ценностных установок, стиля и образа жизни населения, особенно подростков и молодёжи [Безменова И.К.].

Среди данной возрастной категории замечено снижение значимости духовно-нравственных ценностей. Для большей ее части неоправданно приниженным является значение народного и духовного искусства, художественных произведений отечественной классики. В то же время молодые люди интересуются маскультовским и авангардистским искусством, которое является своего рода стимулятором социокультурных ценностей.

Активное приобщение личности к различным видам искусства помогает формировать позитивные ценностные ориентации, способствует более успешному нравственному становлению, помогает осознанию, уточнению целей, желаний, трудностей и проблем, укрепляя возможность для активной познавательной, социально-творческой деятельности, развития индивидуальных способностей в целях более эффективной адаптации к современным перспективным условиям среды.

По мнению И.К. Безменовой, нравственные ценности проявляются в поступках человека, совершенных по отношению к другому человеку. Следовательно, искусство является эффективным средством формирования нравственных ценностных ориентаций личности и способно оставить глубокий след в ее становлении, а также поможет реализовать возможности, приобщить к накопленному человеческому опыту, общечеловеческим интересам, устремлениям, идеалам [Безменова И.К.].

Большую роль на формирование ценностных ориентаций подростка оказывает его участие в молодёжной субкультуре. И.В. Воронов даёт следующее понятие молодёжной субкультуре: молодежная субкультура - система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи в возрасте от 14 до 30 лет [Ярохин В.Г.].

Развиваясь, субкультуры вырабатывают индивидуальные особенности: единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов. Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от посторонних людей.

А.С. Северная отмечает, что имидж для представителя субкультуры - это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура [Северная А.С.].

Со временем у представителей субкультур вырабатывается свой язык -  сленг. Молодежный сленг, - пишет И.А. Рыжкова, -  представляет собой ряд слов и выражений, свойственных и часто употребляемых молодыми людьми, но не воспринимаемых «взрослыми» в качестве «хороших», общеупотребимых или литературных. Эти слова и выражения становятся сленговыми не только благодаря их порой нетрадиционному написанию или словообразованию, но, прежде всего, потому, что, во-первых, их употребляет более или менее ограниченный круг людей и, во-вторых, эти слова и выражения привносят собой в язык особый смысловой оттенок или «аромат» [Рыжкова И.А.].

Любой субкультуре присуща философская направленность - это совокупность взглядов на мир и место человека в нём, зависящих от ценностных ориентаций представителей той или иной субкультуры.

Нормы поведения молодёжных субкультур, - пишет М.А. Низиков, -  представляют собой сферы и меры регулятивного влияния в зависимости от своей социальной направленности:

  1.  нормы в просоциально направленных субкультурах в основном не противоречат общественным, а дополняют и трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей конкретной субкультуры;
  2.  в антисоциально направленных субкультурах нормы прямо противоположны общественным;
  3.  в асоциально направленных субкультурах присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные нормы [Низиков М.А., с. 15-16].

Молодёжная субкультура - это культура, созданная подростками и молодыми людьми для себя, то есть для собственной группы, и не рассчитанная на ее массовое потребление. Она помогает подросткам адаптироваться к жизни, освоить новые социальные роли, нормы и ценности.

Таким образом, ценностными ориентациями для подростка выступают наиболее значимые и важные жизненные цели и установки, которые формируются под воздействием внутренних и внешних факторов.

1.2. Причины вхождения подростков в субкультуру

Подростки, по сути своего возраста являются «оппозиционерами». Смысл этого возрастного этапа - переход от детства к взрослости. Наибольшие трудности здесь составляют отказ от «детской позиции» в отношениях с родителями самим ребенком и способность родителей откликнуться на эти изменения. В этот период, как ребенок, так и родители с трудом находят общий язык. Поэтому противопоставление подростка родителям (а вместе с ними - всей культуре) - логичный для данного периода исход.

Субкультура выступает островом подростковой идентичности, местом, в котором, как чувствуют подростки, можно найти и сохранить себя. Вместе с тем, - отмечает А.Б. Журавлёв, - она выполняет те же функции, что и любая культура взрослых: помогает решать значимые возрастные проблемы развития, благодаря познанию себя; помогает самостоятельному созданию форм освоения окружающего пространства в результате интуитивного открытия способов удовлетворения своих познавательных потребностей. В связи с этим, как ни парадоксально, выбор субкультуры - это не менее «культурный» выход из конфликта пубертатного возраста, чем следование родительским предписаниям. Другое дело, что субкультура, как всякий остров, не самое безопасное место для вступающего в мир человека [Журавлёв А.Б., с. 3-4].

Субкультура - особая форма организации людей (чаще всего молодежи) - автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами и комплексами ценностей [Брейк М.].

Существует множество классификаций молодёжных объединений:

По социально-правовому признаку В.К. Сергеев выделяет:

  1.  просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности, например, группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды;
  2.  асоциальные, или социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам, например, музыкальные и спортивные фанаты;
  3.  антисоциальные - скинхеды, преступные группировки, и т.п [Сергеев В.К.].

По направленности интересов М.Н. Топалов подразделяет молодёжные субкультуры на:

  1.  увлечение современной молодежной музыкой;
  2.  устремление к правопорядковой деятельности;
  3.  активное занятие определенными видами спорта;
  4.  околоспортивные - различные фанаты;
  5.  философско-мистические;
  6.  защитники окружающей среды [Сергеев В.К.].

И.Ю. Сундиев классифицирует неформальные молодёжные объединения по ведущему мотиву их деятельности. Он отмечает, что все неформальные молодёжные объединения являются различными формами социальной, культурной, политической самодеятельности - как способа саморазвития, самоутверждения, самореализации, определяемого спецификой социальных, экономических, психологических и прочих условий. И.Ю. Сундиев выделяет следующие разновидности неформальной самодеятельности:

  1.  агрессивная, базирующаяся на резком противопоставлении «мы» - «они» и воспевающая культ силы. Простота и наглядность самоутверждения в этой форме придают ей особую популярность в среде подростков, особенно со сниженным интеллектуальным и культурным уровнями развития;
  2.  эпатажная, психологическое содержание которой - вызов сложившимся нормам, правилам, чтобы «заметили». Внешний эпатаж - наиболее доступная форма самоутверждения;
  3.  альтернативная - характеризуется выработкой отличающихся от общепринятых, рекомендуемых моделей поведения, форм проведения досуга, образа жизни;
  4.  социальная - нацелена на решение конкретных социальных задач;
  5.  политическая - направлена на изменение политической ситуации в стране в соответствии с идеями группы [Резухина Е.В.].

По ведущим ценностям Е.В. Резухина подразделяет молодёжные субкультуры на:

  1.  романтико-эскапистские (хиппи, толкиенисты), направленные на расширение границ повседневного традиционного образа жизни, «бегство» из этого мира;
  2.  гедонистско-развлекательные (рейверы, рэпперы), направленные на получение удовольствий, поиск развлечений;
  3.  полуделинквентные (люберы, гопники), стремящиеся к «красивой» жизни с помощью криминальных средств;
  4.  радикально-деструктивные (анархисты, панки), направленные на переустройство общества, отрицание существующих норм [Резухина Е.В.].

З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:

  1.  со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты;
  2.  с социальной позицией - экокультурные;
  3.  с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и др [Сергеев В.К.].

С.С. Фролов предложил следующую классификацию субкультур:

1) романтико-эскапистские субкультуры - ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индеанисты, байкеры);

2) анархо-нигилистические группы - отказ от общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки);

3) рассудительно - гедонистические - ориентированы на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы);

4) криминальная субкультура - ориентирована на противостояние закона и правопорядка (скинхеды, банды, гопники, люберы) [Шейко А.О., с. 2].

Однако ни одна из классификаций не может считаться полностью удовлетворительной, так как постоянно появляются новые молодёжные субкультуры с разнообразной направленностью.

Среди причин создания особых субкультур и вхождения подростков и юношей в различные неформальные группы А.Б. Журавлёв и А.И. Казаченко выделяют следующие психологические и социально-педагогические причины:

  1.  потребность в друзьях и эмоциональных впечатлениях;
  2.  интерес к современному западному искусству;
  3.  оригинальность впечатлений, получаемых в рамках субкультуры;
  4.  равнодушие к учебе;
  5.  внутренняя свобода среди членов неформальной группы на фоне чувства одиночества;
  6.  протест против формализма взрослых;
  7.  поиск смысла существования;
  8.  конфликты дома или в школе, неуспеваемость, отчуждение от детей класса;
  9.  бездеятельность, безнадзорность, заброшенность, отсутствие в школе индивидуального подхода к таким подросткам, невнимание к ним членов семьи и т. д [Журавлёв А.Б., с. 3-4].

По мнению О.В. Хухлаевой, причины стремления подростков к неформальным группам заключаются, с одной стороны в том, что принадлежность к группе даёт поддержку ещё довольно слабому «Я» подростка, заменяя его сильным «Мы». Таким образом, подросток ощущает иллюзию собственной силы. А с другой стороны, она даёт ему иллюзию свободы. Подростки, принадлежащие к подобным организациям, считают себя исключительно свободными людьми, независимыми от родителей и общества. Однако в реальности группами руководят сильные лидеры, стремящиеся подавить всех остальных членов [Хухлаева О.В., с. 37].

Г.О. Шулдик выделяет следующие причины принадлежности подростка к субкультуре:

1) кризис государства ведёт к образованию новых молодёжных субкультур, которые имеют своё содержание и направленность. Неудовлетворённость жизнью, неспособность государства удовлетворить не только материальные, а и духовные потребности подростков, молодёжи, принимать их такими, какими они есть. Социально-экономические и политические проблемы стимулируют развитие протестных настроений;

2) кризис семейного воспитания, который приводит к угнетению индивидуальности и инициативности подростка;

3) взрослые не учитывают возрастных особенностей подростка и молодёжи. В сложный период перехода от детства к зрелости возникает множество проблем, которые подростки не могут решить, опираясь на собственный опыт или опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, которые столкнулись с такими же проблемами, имеют такие же ценности и идеалы;

4) коммерциализация средств масс-медиа. Молодёжная субкультура часто повторяет телевизионную или интернетную субкультуру;

5) внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие взрослым, протест против лжи, незнание как дальше жить, способ сбежать от действительности;

6) желание быть оригинальным [Шулдик Г.О., с. 467].

Т.В. Селецкая называет следующие причины вхождения подростков в молодёжные субкультуры:

  1.  вызов государству, протест;
  2.  вызов семье, непонимание в семье;
  3.  нежелание быть как все;
  4.  желание утвердиться в новой среде;
  5.  не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране;
  6.  привлечь к себе внимание;
  7.  копирование западных структур, течений, культуры;
  8.  дань моде;
  9.  отсутствие цели в жизни;
  10.  влияние криминальных структур, хулиганство;
  11.  религиозные идейные убеждения;
  12.  возрастные увлечения [Селецкая Т.В., с. 64-65].

Т.В. Селецкая считает, что присоединению подростка к неформалам часто способствуют неблагополучия в семье, когда родители не принимают ребёнка таким, какой он есть. Такой непринятый родителями подросток начинает подсознательно искать ту среду, в которой он мог бы быть собой, со своим внутренним миром, субъективным отношением к тому, что происходит и где бы его принимали таким, какой он есть [Селецкая Т.В., с. 64-65].

Одним из основных факторов формирования субкультуры, а также присоединения к ней подростка, по мнению многих исследователей, в частности Я.И. Гилинского, является реальная возможность удовлетворения актуальных возрастных потребностей [Резухина Е.В., с. 4]:

1) потребность в обособлении, автономизации от взрослых. В субкультуре подросток обретает свободу от целого ряда ограничений (социальных, моральных, культурных);

2) потребность в изживании конфликта с взрослыми, потребность в защите от подавления в семье автономности. Искажение семейных функций приводит подростка в субкультуру. Членство в ней рассматривается как способ преодоления конфликта как в микросоциуме (семье), так и внутри личности. Внутреннее напряжение подростки разрешают при помощи особых символических действий, широкий спектр которых предлагает субкультура. Субкультуры создают целый пласт ритуальных событий, которые позволяют в сублимированной форме удовлетворять потребности, которые не могут быть удовлетворены в рамках традиционного общества, например, потребность в поиске возможностей культуротворчества (изобретение знаков, ритуалов);

3) потребность в самоактуализации, самоутверждении, реализации способностей, успехе. Неудовлетворенная потребность в самоактуализации переживается как чувство обыденности, проскальзывания жизни. Фактически молодой человек при этом ощущает, что он отсутствует как социальный субъект. Жизнь распланирована не им, и в ней не играет никакой заметной роли его собственная активность. Возникает желание испытать свои способности, проверить, что он может сам и, таким образом, решается на эксперимент, чтобы ответить на вопрос: существует ли он как человек, как социальное существо?;

4) потребность в принятии социумом: в принадлежности к группе,  объединении с себе подобными, в защите группы. Молодежная субкультура удовлетворяет эти потребности гораздо эффективнее, чем обычные формальные общности (класс, кружок). Участники субкультуры испытывают мощнейшее чувство единства, братства. Психологическим основанием служит высокий уровень конформизма (присущий подростковому возрасту феномен «нормальности») - принадлежности к группе, готовности к принятию групповых норм, убеждений. Неопределенная идентичность, неукоренённость в социальных структурах и связях, неустойчивость к психологическим манипуляциям и, с другой стороны, - потребность в общности, принятии, поддержке, стремление к самопознанию и формированию собственного мировоззрения - черты, характерные для подростков и юношей, оказываются благоприятными условиями для втягивания молодежи в различные субкультуры [Резухина Е.В., с. 5];

5) потребность в признании, преодолении комплекса неполноценности и субъективно неприемлемых черт характера. Субкультуры являются своеобразными социальными нишами, где могут получить признание подростки, обреченные быть отверженными традиционными социальными институтами. Другими словами, субкультура осуществляет своего рода стихийную социальную реабилитацию, организуя гиперкомпенсаторное поведение, при котором повышается самооценка, чувство собственной значимости;

6) потребность в смысле. Данная потребность звучит в оригинальной психологической интерпретации природы подростковых объединений, феноменов неформального общения, представленной в работах И.Ю. Борисова, А.В. Зинченко, М.В. Розина. А.В. Зинченко видит в качестве причины возникновения субкультур ориентацию существующей системы воспитания на будущее, что приводит к недооценке молодежью реального настоящего. В связи с этим актуально осуществляемая деятельность теряет личностный смысл и самостоятельную ценность, утрачивается потребность в самореализации, поскольку ее удовлетворение оказывается возможным лишь при включении в мир взрослых. У подростков отмечается желание жить сегодняшним днем - «здесь и теперь». Отсюда необходимость в конструировании деятельности, которая, с одной стороны, дает возможность удовлетворить эту потребность и способствует выходу из кризиса идентичности, с другой - позволяет сохранить изоляцию от мира взрослых. Молодежная субкультура может дать ощущение осмысленности через борьбу за свой образ жизни. Отвоёванная жизнь автоматически становится более осмысленной [Резухина Е.В., с. 5];

7) потребность в получении удовольствий, новых ощущений. И.Ю. Борисов рассматривает одну из важнейших характеристик неформальных молодёжных объединений «гедонизм» - стремление к получению максимально сильных, приятных ощущений. Проявления гедонизма разнообразны: сексуальная активность, различные формы развлечений и т.д. Одним из механизмов получения сильных ощущений является «гедонистический риск» - «особый прием психологического воздействия на потребностную сферу, при котором актуализация потребностей достигается путем создания (специально, искусственно) опасных ситуаций». Основная функция гедонистического риска состоит в получении чрезвычайно сильных эмоциональных переживаний (экстремальные гонки; фанатские войны, частая причина которых - псевдоагрессия, смысл которой - создание опасной ситуации, вызывающей эмоциональный подъем). Ту же цель преследует эпатажная внешность (прически, макияж, одежда) и поведение (речь, мимика) представителей многих субкультур: вызвать удивление, шокировать, спровоцировать непонимание, раздражение и агрессию со стороны окружающих, в общем, извлечь максимальный эффект из угрожающей или удивляющей ситуации;

8) потребность в информации, доступ к которой подросток не получает в семье и школе. Членство в субкультуре удовлетворяет и эту потребность [Резухина Е.В., с. 6].

Это наиболее важные потребности, которые подростки могут реализовать, приобщившись к субкультуре. Фрустрация любой из них не обязательно приводит молодого человека в субкультуру, многое зависит от целого ряда внешних обстоятельств и особенностей его личности.

Таким образом, субкультура выступает совокупностью обычаев, норм и ценностей, которые характерны для группы людей, объединённых общими интересами и мировоззрением. Причины вхождения подростков в молодёжные субкультуры могут быть вызваны проблемами в жизни подростка или потребностью в самосовершенствовании и удовлетворении своих интересов.

1.3. Зависимость развития ценностных ориентаций подростка от молодёжной субкультуры

Как известно, в подростковом возрасте наибольшую актуальность приобретает общение, признание подростка сверстниками, потребность в самовыражении, а также стремление быть не похожим на других. Всё это подросток приобретает став членом одной из наиболее близкой ему по духу субкультуры.

Как утверждает А.В. Шумилов, каждая субкультура имеет свои нормы и ценности. Ценности субкультуры, так или иначе, воздействуют на формирование личности подростка, так как неформальное объединение является для него референтной группой [Шумилов А.В.].

В настоящее время в молодёжной среде Украины Т.В. Селецкая, Т.О. Слывинская, М.Н. Чувашова и др. выделяют следующие молодёжные субкультуры:

1. Готы (англ. gothic) - являются представителями готической субкультуры, вдохновлённые эстетикой готического романа, эстетикой смерти и готической музыкой [Селецкая Т.В., с. 60]. Г.О. Шулдик отмечает, что готы имеют своеобразную жизненную философию: всегда стремятся к большему, ищут красоту даже там, где её нет [Шулдик Г.О., с. 468].

По мнения С.Е. Золотова, готы характеризуют своё мировоззрение как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь». Эталонному образу гота присущи: замкнутость, «частые депрессии», меланхолия, эстетство, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида. Также ценным для большинства готов является восприятие смерти как фетиша. В контексте готической культуры часто употребляется слово «танатофилия». Сами готы дают ему следующее толкование: «этот термин (танатофилия) следует рассматривать как стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью и умиранием, а именно посещение кладбищ и руин, игры в вампиров [Золотов С.Е.]. М.Н. Чувашова выделяет следующие подгруппы «готов»:

  1.  готы-сатанисты;
  2.  готы - «вампиры»;
  3.  «кибер-готы» - виртуальные группы, более общающиеся в Интернете; помимо черного цвета акцент в одежде делается на кислотно-розовый и кислотно-фиолетовый;
  4.  «панко-готы» - внешняя атрибутика является сходной с «панковской»;
  5.  окологотические фанатские сообщества;
  6.  готы-модники - увлекаются лишь внешней атрибутикой движения [Чувашова М.Н.].

Как отмечает А.А. Заморяхин, для данной субкультуры ценными атрибутами внешнего вида являются: преобладание чёрного цвета в одежде, использование металлических украшений с символикой готической субкультуры, и характерный макияж. Типичная атрибутика, используемая готами - анк или анх - древнеегипетский символ бессмертия, черепа, кресты, прямые и перевернутые пентаграммы. Макияж используется и парнями, и девушками. Он обычно состоит из двух элементов: белой пудры для лица и тёмной подводки вокруг глаз. Прически в готической моде достаточно разнообразны. В эпоху пост-панка основным видом прически были средней длины растрепанные волосы. Но в современной субкультуре многие носят длинные волосы. Для готов характерно красить волосы в чёрный цвет. Некоторые готы предпочитают одежду, стилизованную под моду XVIII-XIX вв. с соответствующими атрибутами: кружева, длинные перчатки и длинные платья у женщин, фраки и цилиндры у мужчин. Встречаются также общие атрибуты с модой металлистов - частое использование кожаной одежды, цепей и металлических аксессуаров [Заморяхин А.А.].

Существует определенное течение в музыке, оцениваемое и воспринимаемое готами как «готическое». Музыка готов имеет депрессивный характер, слова песен непосредственно связанны с вампирами, дьяволом, антипатией к жизни. Местом собрания готов являются заброшенные здания, а часто кладбища. Поэтому они охотно заимствуют кладбищенскую и вампирскую эстетику. Атмосфера кладбища, по мнению готов, содержит в себе таинственную энергетику, которая их притягивает и забавляет.

По мнению М.Н. Чувашовой, под влиянием субкультуры готов у подростка формируются следующие ценностные ориентации: 

  1.  подросток склонен к суициду, из-за подавления личностных качеств со стороны знакомых, разочарования в жизни;
  2.  подросток ищет новых ощущений, которые не приемлемы в цивилизованном обществе. Из-за этого в его сознании не формируются такие понятия, как патриотизм, долг перед Родиной и перед родными, нет определённых обязательств;
  3.  подросток ищет самовыражение в черном цвете, в мрачном макияже, в «тяжелой» музыке и др., что разлагает его внутренний мир [Чувашова М.Н.].

Подростки субкультуры готы большое значение придают таким ценностям, как творчество, которое проявляется в стремление к артистичности и самовыражению, проявляющееся в работе над собственным внешним видом и в занятиях искусством; образование; дружба на основе общих интересов; семья и материальное благополучие.

2. Панки (от англ. punk - гнилушка) - им присущ активный, злой, агрессивный протест - вызывающее поведение и внешность предназначены для того, чтобы вызвать у представителей старшего поколения и благополучных сверстников крайнюю неприязнь, негодование и вместе с тем страх. М.М. Гогуева отмечает, что панки, группы которых жёстко регламентированы, всячески подчёркивают свою ассоциальность [Гогуева М.М., с. 153-154]. Т.В. Селецкая выделяет два типа панков:

  1.  люди принадлежат этому течению потому, что они слушают соответствующую музыку (панк-рок музыка);
  2.  люди, которые кроме того что слушают эту музыку, ещё и в жизни исповедуют панковские принципы [Селецкая Т.В., с. 62].

Излюбленная музыка - панк-рок, который отличается не только громкостью, неритмичностью и диссонансами, но и неприятными для слуха звуками - скрежетом, визгом и т.п.

В основе панк-идеологии - индивидуальная свобода: человек должен сам выбирать, как ему жить, и никто - ни государство, ни семья, ни друзья - не должны навязывать ему свои ценности.

Аддиктивное поведение среди панков, - пишет М.М. Гогуева, - сводится к злоупотреблению алкоголя (чаще пиво и водка). Но эпизодически они могут прибегать к самым различным токсическим веществам (обычно конопля). Целью опьянения является достижение взвинченного, агрессивного, расторможенного состояния [Гогуева М.М., с. 153-154].

Вступая в субкультуру панков, подросток приобретает следующие ценностные ориентации: стремление вызывать шок, бунтарство, агрессивность поведения, индивидуальная свобода, во внешнем виде - кожаная «косуха», джинсы (панки их подворачивают), ботинки, серьги в ушах, ирокезы.

Подростки субкультуры панк отвергают такие ценности, как счастливая семейная жизнь, материальное благополучие, образование, критически относятся к политике, но высоко ценят дружбу и сотрудничество.

3. Эмо (от англ. emotional - эмоциональный) - термин появился в середине 80-х годов XX века. Одни считают, что эмо - стиль музыки, в которой эмоции выражаются через личные тексты, поведение музыкантов на сцене и очень экспрессивный, «на грани истерии» вокал [Бусел Ю.А., с. 14]. Тематика эмопесен связана со страданиями от несчастной любви, мечтами, смертью [Селецкая Т.В., с. 60]. Другие - что это имидж, мода и поведение, близкие к этой музыке. Некоторые - что это состояние души подростка, который чувствительно реагирует на то, что происходит вокруг, впечатлителен, часто не находит понимания ни среди сверстников, ни дома в семье [Бусел Ю.А., с. 14]. М.М. Гогуева отмечает, что носители культуры эмо называют себя эмо-киды, подчеркивая непосредственность и чувственность в восприятии мира. В данной субкультуре размыты внешние рамки между полами: мальчики похожи на девочек, девочки - на мальчиков [Гогуева М.М., с. 154].

Т.В. Селецкая выделяет следующие ценностные атрибуты внешнего вида, характерные для субкультуры эмо: розово-чёрный цвет, одежда с рукавами в полоску, распространён орнамент шахматного порядка, футболки с детскими рисунками или чёрные с названиями эмогрупп, узкие штаны, чаще - чёрные джинсы. На ногтях - лак чёрного цвета. Пиджаки с множеством значков, браслеты на руках, чёрные кроссовки или кеды с розовыми шнурками, большие бусы на шее, сумки или рюкзаки через плечё, с множеством значков, мягких игрушек, нашивок. Волосы чёрного или тёмно-каштанового цвета, некоторые пряди могут быть высветлены в оранжевый, розовый, красный цвета. Лицо бледное, ярким пятном выделяются подведённые чёрным глаза - зеркало души, душа же - эмоции [Селецкая Т.В., с. 60-61]. Г.О. Шулдик отмечает, что для эмо это не просто имидж, это мировоззрение, состояние души, это стиль жизни [Шулдик Г.О., с 468].

Для эмо-культуры является ценной эстетизация смерти и самодеструктивное поведение, которое выражается в порезах, проколах бровей и пупка. Пирсинг может присутствовать и в языке, губах, ушах, носу [Гогуева М.М., с. 154].

По мнению Г.О. Шулдик, в субкультуру эмо вступают подростки, которые чувствуют себя ненужными, неважными для родителей, школы, государства, которым не достаточно любви и понимания [Шулдик Г.О., с 468].

М.М. Гогуева считает, что культура эмо воспитывает в подростках абсолютную пассивность, равнодушие и нерешительность, эмо-человек не способен дать отпор врагу в реальной борьбе, не может участвовать в  политической деятельности, идеологически «бесхребетен», физически слаб [Гогуева М.М., с. 154]. Поэтому, вступая в субкультуру эмо, у подростка формируются следующие ценностные ориентации: чувственное и непосредственное восприятие мира, страдания от несчастной любви, самодеструктивное поведение, во внешнем виде - преобладает чёрно-розовый цвет, кеды, значки и игрушки на сумках, пиджаках.

Подростки субкультуры эмо большое значение придают таким ценностям, как дружба, любовь и семья. Для большинства эмо является ценным образование и творчество, последнее выражается в написании песен, стихотворений, а также во внешнем виде. Духовными идеалами субкультуры являются правдивость, честность, откровенность, верность.

4. Металлисты - это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле металл, появившаяся в 1970-80-е годы.

По мнению А.Б. Сорокина, субкультура металлистов лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена, в основном, вокруг музыки. Тем не менее, есть некоторые черты, которые считаются характерными для представителей субкультуры. Тексты металл-групп пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ сильной личности [Сорокин А.Б.]. Металл-концерт для металлиста, - пишет Е.С. Онищук, - является поистине грандиозным событием. Он включает в себя театральные постановки, представления, часто используются пиротехнические и световые эффекты, больше энергии в движениях. Подобные вещи дают выплеснуться эмоциям и снимают напряжение [Онищук Е.С.].

Для данной субкультуры, во внешнем виде, А.Б. Сорокин выделяет следующие ценные атрибуты: длинные волосы у мужчин, кожаная куртка «косуха», кожаный жилет, чёрные футболки или балахоны с логотипом любимой металлической группы, напульсники - кожаные браслеты с заклёпками и/или шипами, шипастые, проклёпанные ремни, цепи на джинсах, нашивки на одежде и прочих окружающих предметах с изображениями любимых металл-групп, тяжелая обувь - «гриндерсы», «мартинсы», обычные высокие ботинки. Короткие сапоги с цепями - «казаки» [Сорокин А.Б.].

К металлистам примыкают группы подростков, которым нравится металл, костюм неформала. Старшие и более опытные их серьезно не воспринимают, но именно эти подростки и старые, бывалые металлисты, возраст которых перешел границу 35-40 лет, представляют собой более спокойное течение. Среди молодежи, конечно, существуют такие металлисты, которые поверхностно разбираются в проблемах металла и рока, ведут себя с окружающими очень вызывающе и агрессивно. Как правило, именно они на концертах, и после них, устраивают мелкие беспорядки.

Е.С. Онищук отмечает, что в среде металлистов есть настоящие знатоки и ценители тяжелого рока. Они миролюбивы, не увлекаются атрибутикой, хорошо разбираются в музыкальных направлениях не только современной, но и классической музыки. Следовательно, главной ценностью для подростка, вступившего в субкультуру металлистов, является музыка в стиле металл. Многие металлисты умеют играть на гитаре или других музыкальных инструментах, некоторые являются участниками любительских металл-групп [Онищук Е.С.].

Подростки субкультуры металлисты большое значение придают таким ценностям, как семья, дружба, образование, так как большинство металлистов - люди начитанные и образованные, немаловажная роль отведена материальному благополучию и творчеству, к которому их побуждает музыка.

5. Геймеры (англ. gamer - игрок) - это поклонники компьютерных игр, которые видят в играх смысл своей жизни. Чаще всего геймерами становятся подростки. Игра у подростка занимает фактически всё свободное от учёбы время.

Т.В. Селецкая утверждает, что субкультура геймеров зародилась в 90-х годах XX века. С появлением компьютерных игр, а позднее и Интернета, молодёжь стала общаться в сети. Компьютерные сетевые игры для них - это возможность общаться в действии: вместе с другими, часто иностранными, сверстниками проходить задания и побеждать врагов. Внешность геймеров ничем не отличается от простых людей [Селецкая Т.В., с. 63]. Н.И. Васильева отмечает, что для геймера важно максимально погрузиться в пространство игры, получить уникальный игровой опыт и таким образом самореализоваться в игре. Полноценная самореализация возможна лишь в микросоциуме, основывающимся на определённой картине мира [Васильева Н.И., Ефимов П.И., Золотова Т.А., с. 205, 208].

Для данной субкультуры характерен собственный знаковый уровень (атрибутика, символика, жаргон и субкультурный фольклор), обусловленный реалиями и традициями игры и сообщества.

Как считает Н.И. Васильева, геймерская картина мира располагает двумя уровнями - объективным и субъективным. Первый подразумевает ценности, разделяемые геймерским сообществом в целом. К таковым относятся: успешность прохождения культовой игры, владение навыками игрового процесса, степень осведомлённости геймера о технических и программных новинках. Субъективный уровень - предполагает ценности, обусловленные реалиями игры: владение определёнными «сетевыми вещами», наличие или отсутствие которых поднимает или понижает статус персонажа, которым играет геймер.

Н.И. Васильева утверждает, что на сегодняшний день геймеры являют собой значительную часть сетевого социума, который уже стал для многих ограниченной частью культуры [Васильева Н.И., Ефимов П.И., Золотова Т.А., с. 205, 208].

Подростки субкультуры геймеры большое значение придают таким ценностям, как материальное благополучие, так как денежные средства необходимы для игр; дружба, творчество. Ценность счастливой семейной жизни и образования менее важны для геймера, так как его главной ценностью является игра.

Каждая из описанных субкультур обладает своей системой ценностей и взглядами на жизнь, которые проявляются в их поведении и отношении к окружающему миру. Некоторые из субкультур обладают схожими чертами, например как для готов, так и для эмо одной из ценностей является смерть, однако готы воспринимают её как фетиш, а эмо - как способ решения жизненных проблем. Ещё одной чертой, указывающей на сходство между описанными субкультурами - является любовь к музыке, с помощью которой представители каждого из этих объединений могут выражать свои чувства.

В остальном, ценностные ориентации приведённых выше молодёжных субкультур различны. Основными ценностями готов являются: романтично-депрессивный взгляд на жизнь, посещение кладбищ, замкнутость, тогда как главные ценности панков - индивидуальная свобода, бунтарство, протест обществу. В свою очередь основной ценностью метталистов является музыка в стиле металл. Представители субкультуры эмо ценят чувственное отношение к миру и проявление эмоций. А главной ценностью для геймеров - является игра.

Однако подростков, вступающих в субкультуру, изначально привлекают её внешние проявления - атрибутика, символика, стиль одежды, которые также воспринимаются как ценность, но не каждый подросток стремится к более глубокому познанию идеологии субкультуры.

Таким образом, присоединяясь к какой-либо субкультуре, подросток принимает её нормы, ценности и законы как позитивные, так и негативные, которые оказывают огромное влияние на становление личности подростка и его дальнейшую жизнь.

Выводы по первому разделу

Проведённый нами анализ литературных источников показал, что в качестве ценностных ориентаций выступают наиболее значимые жизненные цели, идеалы, идеи, к которым стремится подросток. Основными ценностными ориентациями подросткового возраста являются: семья, друзья, материальное благополучие, образование и творчество. Формирование ценностных ориентаций подростка происходит под воздействием внутренних и внешних факторов, которые оказывают на подростка как положительное, так и отрицательное влияние.

Выявлено, что причины вхождения подростка в молодёжные субкультуры разнообразны. Это может быть как потребность в друзьях и самовыражении, так и конфликты в семье и школе, нежелание быть как все или способ привлечь к себе внимание окружающих.

Установлено, что вступая в молодёжную субкультуру, подросток принимает все её законы, нормы и ценности, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие. В результате чего изменяется его поведение, мировоззрение и ценностные ориентации.

Таки образом, развитию ценностных ориентаций в подростковом возрасте способствует общение со сверстниками, родителями, школьным коллективом, оказывают влияние средства массовой информации, а также принадлежность к молодёжной субкультуре и именно благодаря всем этим воздействиям у подростка формируются взгляды на жизнь и на самого себя. Молодёжная субкультура играет немаловажную роль при формировании ценностных ориентаций подростка, а также оказывает влияние на развитие его жизненных взглядов и установок.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Безменова И.К. К вопросу о системе ценностных ориентаций подростков / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychology.ru/
  2.  Боцмонова Э.М., Захарова А.В. Подросток и сверстники / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vospitanie.h1.ru/
  3.  Брейк М. Понятие субкультура / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hobby-world.info/subkultury#ego1
  4.  Бусел Ю.А. Молодіжні субкультури в Україні. // Психолог. - 2009. - № 31-32 (367-368). - С. 14-15.
  5.  Васильева Н.И., Ефимов П.И., Золотова Т.А. Человек играющий: картина мира в субкультуре геймеров. // Интернет и фольклор. Сборник статей. - М.: ГРЦРФ, - 2009. - С. 205, 208.
  6.  Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога; [Учебное пособие для вузов] / Василькова Ю.В. - М.: Академия, 2001. - 160 с.
  7.  Гогуева, М.М. Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка. // Вестник ТГПУ, - 2010. - N5 (95).- С. 153-154.
  8.  Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://natbookcat.org.by/public/ocipl/full.browse
  9.  Журавлёв А.Б., Казаченко А.И. Подростковые субкультуры. // ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет». - 2010. - С. 3-6.
  10.  Заморяхин А.А. Готы (субкультура) / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
  11.  Золотов С.Е. Готическое мировоззрение / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://marsiada.ru/
  12.  Игнатова Е.Е. Дружба в жизни современного подростка / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://childpsy.ru/lib/
  13.  Конспект лекцій «Педагогіка» / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://readbookz.com/book/172/5405.html
  14.  Крутецкий В.А. Психология; [Учебник для учащихся педучилищ] / Крутецкий В.А. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с.
  15.  Кулаков В.И. Формирование жизненных ценностей и приоритетов / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rfpa.ru/youth/
  16.  Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 376 с.
  17.  Низиков, М.А. Деструктивные субкультуры. // Мир образования - образование в мире. - 2009. - № 2 (34). - С. 14-16.
  18.  Обухова Л.Ф. Подростковый возраст в свете разных концепций / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/
  19.  Онищук Е.С. Металлисты (субкультура) / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://open.az/index.php?newsid=27390
  20.  Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. - 4-е изд. / Под редакцией С.А. Смирнова. - М.: Академия, 2001. - 512 с.
  21.  Перевозчиков А.Ф. Группа сверстников как институт социализации / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://family-life.narod.ru/
  22.  Психологический словарь. Понятие ценностные ориентации / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psychology.net.ru/
  23.  Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А.А. Реана. - М.: Олма-пресс, 2003. - 368 с.
  24.  Резухина Е.В. Подростковые и молодёжные субкультуры: психологический аспект / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.valeocentre.ru/12_9.html
  25.  Рыжкова И.А. Молодежные субкультуры (Информационные материалы для работы с подростками) / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.uraledu.ru/node/26423
  26.  Северная А.С. Субкультура и её особенности / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Субкультура
  27.  Селецкая Т.В. Молодіжна субкультура: вплив на формування особистості. // Практична психологія та соціальна робота. - 2009. - № 12. - С. 60-65.
  28.  Сергеев В.К. Молодежная субкультура в условиях мегаполиса / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://synerg.narod.ru/
  29.  Сичкар Е.В. Роль и функции школы в воспитании подростков / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pcir.ru/
  30.  Солодилова О.П. Шпаргалка по возрастной психологии; [Учебное пособие] / Солодилова О.П. - М.: Велби, 2005. - 56 с.
  31.  Сорокин А.Б. Субкультура Металлистов / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pride-team.net/
  32.  Хухлаева О.В. Психология подростка; [Учебное пособие для студентов высших учебных заведений] / Хухлаева О.В. - 2-е изд., - М.: Академия, 2008. - 160 с.
  33.  Чувашова М.Н. Подростковая субкультура - готы / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fst.my1.ru/load/ 
  34.  Шаров А.А. Исследование ценностных ориентаций / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psychology.net.ru/articles/ 
  35.  Шейко А.О. Субкультура как стиль жизни современных молодых людей. // «Національний педагогічний університет імені Г.С.Сковороди». - 2011. - С. 2.
  36.  Шилов И.Ю. Основы семейного воспитания / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.moideti.com/
  37.  Шулдик Г.О. Вплив субкультури на формування особистості в підлітковому віці. // Збірник наукових праць Інституту психології ім. Г.С.Костюка АПН України. - 2011. - С. 467-468.
  38.  Шумилов А.В. Субкультуры современной России / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://state.rin.ru/
  39.  Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psichology.vuzlib.net/book_o070.html
  40.  Ярохин В.Г. Молодёжная субкультура / [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.herzenlib.ru/cbs/docs/kirov/sub_kult.doc


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45762. Одномерный человек 41.5 KB
  В результате пролетариат перестал быть революционным классом интегрировавшись в привычную систему ценностей а общество утратило возможности развития. Общество стало бесклассовым но оно далеко от марксова идеала коммунизма. Вместо коммунизма получилось одномерное общество неототалитарная Система существующая за счет гипноза средств массовой информации которые внедряют в каждое индивидуальное сознание ложные потребности и культ потребления. Общество называется свободным имеется в виду либеральное общество в то время как на самом деле в...
45763. НИЦШЕ "АНТИХРИСТ. ПРОКЛЯТИЕ ХРИСТИАНСТВУ" 36 KB
  ПРОКЛЯТИЕ ХРИСТИАНСТВУ предпоследняя работа Ницше Der ntichrist ; первое издание в 1895 окончательная редакция 1956. Позиция Ницше была не совместима с традиционалистским атеизмом. Скорее позиция Ницше напоминает бунт преодоление а не голое и бесплодное отрицание. Священников Ницше именует ядовитыми пауками на древе жизни Церковь для Ницше смертельный враг всего благородного на земле она стремится растоптать всякое величие в человеке она выступает за все болезненное и слабое.
45764. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» 37 KB
  Следует отметить что уже в предисловии посвященном Рихарду Вагнеру Ницше заявляет важнейшую посылку своей работы серьезное отношение к эстетической проблематике к искусству говоря о том что противопоставление искусства серьезности существования грубое недоразумение и что его собственное убеждение это взгляд на искусство как на высшую задачу и собственно метафизическую деятельность в этой жизни. Рождение трагедии из духа музыки Die Geburt der Trgödie us dem Geiste der Musik эстетический трактат 1872 года в котором...
45765. Остин. Как производить действия при помощи слов 40 KB
  Остин требует соотносить философские понятия с понятиями обыденного языка с тем как то или иное слово употребляется в обыденной речи. Книга Как произошло слово самая знаменитая работа по философии обыденного языка . Теория речевых актов представлена в нем как только лингвистическая теория ни о какой философии обыденного языка там и речи нет. Введение перформатива позволяет Остину определить область действия правил логической семантики “утверждений†и очертить таким образом сферу употребления терминов обыденного языка определяемое их...
45766. Полани. Личностное знание 37 KB
  Полани является автором концепции личностного или неявного знания которое с его точки зрения нельзя выразить в явной форме но которое является сущностной составляющей деятельности ученого. Ключевое понятие “эпистемологическая страстность†для Полани “истина†это личностная категория относящаяся к убеждениям каждого конкретного человека. Что касается проблемы сознания то Полани так определяет свою концепцию: “Главным ключом для пересмотра этого понятия понятия “знаниеâ€.Для Полани “личностное знание†это сплав...
45768. Платон. Парменид 35.5 KB
  Однако следует принять во внимание тот факт что между логикой гипотез Платона и структурой логики Гегеля в движении идеи от бытия до понятия существует полное совпадение http: www. Первая гипотеза 137с 142а говорит о том что исходной категорией логики является всеобщее единое субстанция или бытие по Гегелю которое только по форме абстрактно бессодержательно. Вторая гипотеза 142b – 157а – это уже начало движения самой логики которая развёртывается из единого содержащего в снятом виде и субъект и все его предикаты....
45769. Розанов. Апокалипсис нашего времени 25 KB
  Две темы: христианство и пол половой вопрос. В человеке еситнечто принадлежащее полу. О человеке нельзя ничего сказать не ограничиваясь его полом. Человек наиболее характерен в сысле разделенности на пол.
45770. Ж.-П. Сартр. «Бытие и ничто» 33 KB
  Бытие и ничто В поисках бытия.2 Бытиедлясебя Ч. 4 обладание действие и бытие основное философское произведение Сартра развернуто и целостно излагающее и обосновывающее фундаментальные онтологические положения и методологические принципы его атеистического экзистенциализма проясняющее его предельные метафизические предпосылки и закладывающее основы сартровского метода экзистенциального психоанализа впоследствии оформившегося как метод биографического анализа. Построение трактата подчинено поиску в опыте эйдетической рефлексии ответов на...