43417

Безопасность жизнедеятельности. Методические указания

Курсовая

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Первый слайд должен отражать содержание титульного листа (кроме отметки о допуске к защите). На остальных слайдах, в зависимости от выбранной темы, рекомендуется отразить результаты анализа причин рассматриваемых ЧС, этапы их развития, статистические данные или место рассматриваемой ЧС в общей классификации, либо этапы анализа особенностей рассматриваемого объекта экономики с точки зрения его устойчивости к ЧС и его результаты.

Русский

2013-11-05

73 KB

11 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МАТИ - РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени К.Э. Циолковского"

______________________________________________________________________

Кафедра " Промышленная экология и безопасность производства "

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению курсовой работы по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

для направления 280700.62 «Техносферная безопасность»

Москва 2012г.

Методические указания составлены в соответствии с требованиями  Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования  Российской Федерации  и учебного плана 280700.62  Бакалавр  техники и технологии по направлению подготовки «Техносферная безопасность»

Методические указания разработаны            :_______________доц., к.т.н. Мануйловой Н.Б.

________________доц., к.б.н. Мессиневой Е.М.

Методические указания рассмотрены кафедрой "Промышленная экология и безопасность производства" и  его содержание одобрено  __ ______ 2012 г.

Зав. кафедрой "Промышленная экология и безопасность производства"  

                            

                                          ________________ проф., д.т.н. Дмитренко В.П.

Методические рекомендации предназначены для студентов 3 и 4 курса направления 280700 (Техносферная безопасность).

Курсовая работа является самостоятельной работой студента по курсу «Безопасность жизнедеятельности", выполненная под руководством преподавателя на основе лекционных материалов, технической литературы, периодических отечественных и зарубежных технических изданий, а также данных, которые студент может собрать в период прохождения практики.

  1.  Цель КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Целью курсовой работы является закрепление и углубление теоретических знаний по курсу «Прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций» и приобретение практических навыков в проведении комплексного анализа чрезвычайных ситуаций различного происхождения (природных и техногенных), возможных причин их возникновения, поражающих факторов, их качественной и количественной оценки, а также предложении организационных мероприятий по снижению последствий чрезвычайных ситуаций.

  1.  СОДЕРЖАНИЕ курсовой работы

  1.  Объем курсовой работы:

Курсовая работа представляется к защите в виде пояснительной записи объемом не менее 25 страниц набранного на компьютере текста и демонстрационного материала –презентации в размере не менее 10  слайдов.

  1.  Индивидуальное задание

Индивидуальное задание представляет собой теоретический вопрос, конкретный объект экономики или чрезвычайную ситуацию техногенного или природного происхождения. В соответствии с заданием, студент  подробно изучает предложенный ему объект экономики, определяя его устойчивость в условиях ЧС к различным поражающим факторам, и предлагает мероприятия по повышению устойчивости работы объекта. При рассмотрении конкретной чрезвычайной ситуации, студент рассматривает особенности предложенной ему ЧС, анализирует ее причины, поражающие факторы и последствия, рассчитывает зоны поражения, предлагая свои рекомендации по действиям населения и персонала в условиях ЧС и снижению возможных потерь и ущерба.

В индивидуальном задании формулируются конкретные вопросы, которые студент рассматривает подробно.

  1.  Пояснительная записка 

Пояснительная записка к курсовой работе состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и оглавления.

Во введении студент обосновывает актуальность и социальную значимость вопросов, затронутых в его работе,  указывает роль рассматриваемой проблемы с точки зрения решения общей задачи обеспечения безопасности в ЧС.

В первой главе пояснительной записки формулируются основные понятия, общие теоретические основы,  основные понятия, особенности рассматриваемой ЧС, приводятся статистические данные и пр. и формулируются цель и задачи курсовой работы.

Вторая глава включает расчет по прогнозированию последствий чрезвычайной ситуации. Глава должна включать методику и конкретный пример расчета с приведением справочного материала, используемого при расчетах. В заключение расчетов должен быть сформулирован вывод, обобщающий результаты расчетов и подводящий им итог. Если индивидуальное задание предусматривает рассмотрение теоретических вопросов, в этой главе проводится всесторонний анализ  предложенной проблемы.

В третьей главе пояснительной записки студент проводит исследование устойчивости объекта экономики в соответствии с индивидуальным заданием. (См. «Методические рекомендации по определению устойчивости работы объектов экономики в условиях ЧС»)

В анализ каждого поражающего фактора  включается определение источника     возникновения фактора, определение его уровня, подтвержденного расчетами, исходными данными или сведениями, изложенными в справочной нормативно- технической литературе. Количественное значение уровней поражающих факторов обязательно оценивается с точки зрения опасности для жизни и здоровья человека и вреда, наносимого окружающей среде. По каждому из рассматриваемых поражающих факторов в случае ЧС, с учетом сопутствующих факторов, определяется краткий перечень необходимых мероприятий, направленных на     снижение  уровня их воздействия на  персонал, население и окружающую среду.

В заключении формулируются общие выводы по работе, даются рекомендации по разработке мероприятий, направленных на снижение тяжести последствий ЧС и повышение устойчивости объекта, по защите людей и окружающей среды от поражающих факторов ЧС. В выводах необходимо оценить важность предлагаемых мероприятий  и отметить наиболее эффективные из них.

Рекомендуется следующий порядок разработок:

  1.  Рассмотрение любых ЧС следует начинать с их идентификации, определения места конкретной ЧС в общей классификации. Затем привести все возможные поражающие факторы, присущие конкретной  ЧС. Желательно приведение статистических данных и примеров.
  2.  Изучение вопроса устойчивости работы объекта экономики следует начинать с подробной характеристики особенностей объекта включая его месторасположение, особенности технологического процесса, коммуникации и пр. Затем подробно анализируются все показатели, от которых зависит устойчивость объекта в условиях различных ЧС. Оценка УРОЭ обязательно производится по каждому виду ЧС и возможному поражающему фактору отдельно, а так же по их совокупности. Особое внимание следует уделить вторичным поражающим факторам, как внутренним, так и внешним, поскольку масштабы их воздействия, как правило, превосходят воздействие первичных поражающих факторов.
  3.  При рассмотрении поражающих факторов ЧС должны быть подробно рассмотрены их характеристики и физические основы негативного воздействия на человека и ОС
  4.  Для всех поражающих факторов приводятся пороговые значения в соответствии с нормативными документами, а также рассматриваются основные мероприятия, направляющих на снижение тяжести последствий их воздействия на человека и ОС. Они могут включать: средства индивидуальной защиты, их описание и рекомендации по применению, средства инженерной защиты, их характеристики и правила эксплуатации, организационные мероприятия, включающие обучение населения и персонала действиям в ЧС и пр, организационно-технические (системы автоматического отключения и блокировки, системы сигнализации, оповещения и пр), средства и методы ликвидации последствий ЧС и т.п.
  5.  Расчеты зон поражения и сопутствующих параметров необходимо проводить аккуратно и подробно. Используемый справочный материал должен быть представлен либо в тексте пояснительной записки либо в виде приложения. Использование периодической литературы обязательно.

В заключении формулируются выводы по курсовой работе, обобщающие выводы по каждой главе,  с оценкой результатов проведенной работы.

Список использованной литературы должен включать учебно-методическую, научно- техническую и периодическую литературу, а также перечень нормативно-технических материалов (ГОСТы. ОСТы, СНИПы, Правила и т.д.) по рассматриваемым в каждой главе вопросам. Обязательно включаются литературные источники, использованные при анализе причин и последствий ЧС, а также литературные источники, которые использовались при анализе поражающих факторов и разработке  мероприятий по снижению последствий ЧС и защите персонала, населения и  окружающей среды от ЧС.

В списке использованной литературы должно содержаться не менее 5 литературных источников.

Курсовая работа оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105—95 (ЕСКД, ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТОВЫМ ДОКУМЕНТАМ), которые изложены в методических рекомендация по выполнению курсовой работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

  1.  Графическая часть курсовой работы 

Графическая часть курсовой работы должна содержать не менее10 слайдов для презентации, представленных в электронном виде.

Первый слайд должен отражать содержание титульного листа (кроме отметки о допуске к защите). На остальных слайдах, в зависимости от выбранной темы, рекомендуется отразить результаты анализа причин рассматриваемых ЧС, этапы их развития, статистические данные или место рассматриваемой ЧС в общей классификации, либо этапы анализа особенностей рассматриваемого объекта экономики с точки зрения его устойчивости к ЧС и его результаты.  Результаты курсовой работы – данные, полученные после анализа предложенного в индивидуальном задании вопроса, результаты расчетов, предложенные мероприятия по защите человека и окружающей среды от последствий ЧС, способы повышения устойчивости рассматриваемого объекта экономики, выводы о работе и пр. также рекомендуется представлять на отдельных слайдах. Оформление и содержание презентации оцениваются отдельно.

Количество слайдов, а также форма и содержание результатов, представленных в графическом виде, определяется студентом по согласованию с преподавателем.

Эскизы слайдов на листе формата А4 включаются в приложение к пояснительной записке. Графический материал (иллюстративный или в виде рабочих чертежей) помещенный в пояснительной записке может выполняться с использованием любых средств компьютерной графики.

  1.  Организация выполнения КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Работа выполняется в течение учебного семестра.

В течение 1- 3 учебной недели преподаватель-руководитель курсовой работы формулирует индивидуальное задание студенту и назначает время  и место еженедельных консультаций для учебной группы. После выполнения студентами 1 части задания (написания 1 главы курсовой работы) преподаватель-руководитель формулирует индивидуальное задание, которое студент отражает во 2 и 3  главах своей курсовой работы.

В период выполнения к/р преподаватель-руководитель организует 2 смотра хода выполнения курсовой работы: 1 смотр на 8  - 9 учебной неделе (объем выполнения 30%), 2 смотр на 12 - 13 учебной неделе (объем выполнения 70%).

Результаты смотров докладываются  на заседании кафедры, где принимаются соответствующие решения. Защита курсовых работ производится в течение 16-17 недели, но при строго установленной дате и времени защиты. К защите допускаются курсовые работы, выполненные в соответствии с требованиями данного методического руководства и общими требованиями к оформлению курсовых и дипломных работ. Явка на защиту в установленный день обязательна.

Защита курсовой работы включает: доклад студента, на который отводится не более 10 минут, вопросы членов комиссии, обсуждение защиты членами комиссии в отсутствии  студента и объявление результатов защиты.

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МАТИ - РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени К.Э. Циолковского"

______________________________________________________________________

Кафедра " Промышленная экология и безопасность производства "

Курсовая работа по дисциплине

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Тема: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Студент                                                                                      (             )

Руководитель                                                                            (                              )

Отметка о допуске к защите                                                   (                               )

Москва 20…..


Приложение 2

Кафедра     «Промышленная экология и безопасность производства»

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу

Студент: _________________________________________________________________

(Ф.И.О., № группы)

Тема: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень вопросов, подлежащих разработке: ___________________________

 

по разделу 1:

__________________________________________________________________

по разделу 2: __________________________________________________________________

по разделу 3: _______________________________________________________ 

Перечень иллюстративно-графического материала:______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание выдано ________________________________________________________________                                

Руководитель: _________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, подпись)

Студент: __________________________________________________________________

Приложение 3

Предлагаемые темы

  1.  

Нарастание угроз природных и техногенных ЧС в 21 веке

  1.  

Опыт ликвидации последствий ЧС на примере ЧАЭС (или другие известные ЧС)

  1.  

Определение устойчивости функционирования объекта экономики (варианты заданий см. в методических указаниях по выполнению раздела курсовой работы «Определение устойчивости работы объекта экономики в условиях ЧС» )

PAGE   \* MERGEFORMAT 10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30614. Сергей Довлатов: ремесло и творчество 44 KB
  Произведения Довлатовапрозаика не издавались в СССР. В Америке проза Довлатова получила широкое признание публиковалась в известнейших американских газетах и журналах. Через пять дней после смерти Довлатова в России была сдана в набор его книга Заповедник ставшая первым значительным произведения писателя изданным на родине.Основные произведения Довлатова: Зона 1964–1982 Невидимая книга 1978 Соло на ундервуде: Записные книжки 1980 Компромисс 1981 Заповедник 1983 Наши 1983 Марш одиноких 1985 Ремесло 1985 Чемодан...
30615. З. Фрейд: бессознательное и творчество 38 KB
  Если председатель палаты депутатов в первых же своих словах закрывает заседание вместо того чтобы его открыть мы склонны считать это ошибочное действие не лишенным смысла. Особый вид сна – сны наяву является сырым материалом для поэтического творчества потому что сны наяву поэт использует в своих новеллах романах пьесах. Гёте на вопрос когда и где появляется национальный классический писатель он отвечает: Когда в образе мысли своих соотечественников он не видит недостатка в величии равно как и в...
30616. Понятие творчества в философии С.Н.Булгакова («Свет невечерний») 37.5 KB
  ТВОРЧЕСТВО Главное: Бог – творец. И творчество его возможность заложено богом. От них можно либо уйти в ленность либо их испытывать постоянно либо прийти к смирению перед богом и все творчество сделать религиозным. Чел – существо двуполое и творчество тоже двуполое Оно есть скрещение двух начал гениальности и талантливости.
30618. Суть художественного тв-ва В. Кандинского (по книге «Духовное в искусстве») 76 KB
  Действие цвета. Скольжение нашего взора по покрытой красками палитре приводит к двум главным результатам: осуществляется чиста физическое воздействие цвета когда глаз очарован его красотой и другими его свойствами. При низкой душевной восприимчивости цвет может вызвать лишь поверхностное действие которое исчезает вскоре после того как прекратилось раздражение. Глаз становитсябеспокойным не выдерживает долго вида этого цвета и ищет углубления и покоя всинем или зеленом.
30619. Архитип и символ в творческой деятельности по Ницше «О музыке и слове» 30 KB
  Архитип и символ в творческой деятельности по Ницше О музыке и слове ФРИДРИХ НИЦШЕ предлагает поставить язык и соответственно слово в категорию физической символики. В разных языках слово и предмет не совпадают вполне = слово есть символ. Слово символизирует представления. Так происходит потому что слово символ не может соответствовать той внутренней сущности отражением которой являемся мы сами вместе с миром.
30620. Структура худ.творчества 43 KB
  ОТ ФАКТА К ДОКУМЕНТАЛЬНОМУ ОБРАЗУ В ХУДОЖЕСТВЕННОПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРАХ обозрение очерк фельетон памфлет Этой группе публицистики свойственны образность типизация насыщенность литературнохудожественными изобразительными средствами сплав понятия и образа. В основе художественнопублицистических жанров лежат документальные факты но определяющим становится авторское впечатление от факта авторская мысль. Типизация используется в художественнопублицистических жанрах с целью выявления типических черт характеристик и свойств...
30621. Мыслительная и творческая деятельность журналиста 28.5 KB
  Мыслительная и творческая деятельность журналиста Проблемная ситуация воспроизводится человеком как некая задача требующая решения. Всякую умственную деятельность можно назвать творческой. Творческая деятельность – та которая дает новый общественно значимый материал. С этой точки зрения журналистика может быть творческой мыслительной деятельностью.
30622. Народная сказка и мир в детском чтении 64 KB
  Современные исследователи, как правило, говорят о разрыве фольклорной сказки с мифом, аргументируя этот вывод свободой интерпретации в авторских текстах мифологических элементов и традиций. С кризисом мифологического мировоззрения связывали становление...