43417

Безопасность жизнедеятельности. Методические указания

Курсовая

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Первый слайд должен отражать содержание титульного листа (кроме отметки о допуске к защите). На остальных слайдах, в зависимости от выбранной темы, рекомендуется отразить результаты анализа причин рассматриваемых ЧС, этапы их развития, статистические данные или место рассматриваемой ЧС в общей классификации, либо этапы анализа особенностей рассматриваемого объекта экономики с точки зрения его устойчивости к ЧС и его результаты.

Русский

2013-11-05

73 KB

11 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МАТИ - РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени К.Э. Циолковского"

______________________________________________________________________

Кафедра " Промышленная экология и безопасность производства "

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению курсовой работы по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

для направления 280700.62 «Техносферная безопасность»

Москва 2012г.

Методические указания составлены в соответствии с требованиями  Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования  Российской Федерации  и учебного плана 280700.62  Бакалавр  техники и технологии по направлению подготовки «Техносферная безопасность»

Методические указания разработаны            :_______________доц., к.т.н. Мануйловой Н.Б.

________________доц., к.б.н. Мессиневой Е.М.

Методические указания рассмотрены кафедрой "Промышленная экология и безопасность производства" и  его содержание одобрено  __ ______ 2012 г.

Зав. кафедрой "Промышленная экология и безопасность производства"  

                            

                                          ________________ проф., д.т.н. Дмитренко В.П.

Методические рекомендации предназначены для студентов 3 и 4 курса направления 280700 (Техносферная безопасность).

Курсовая работа является самостоятельной работой студента по курсу «Безопасность жизнедеятельности", выполненная под руководством преподавателя на основе лекционных материалов, технической литературы, периодических отечественных и зарубежных технических изданий, а также данных, которые студент может собрать в период прохождения практики.

  1.  Цель КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Целью курсовой работы является закрепление и углубление теоретических знаний по курсу «Прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций» и приобретение практических навыков в проведении комплексного анализа чрезвычайных ситуаций различного происхождения (природных и техногенных), возможных причин их возникновения, поражающих факторов, их качественной и количественной оценки, а также предложении организационных мероприятий по снижению последствий чрезвычайных ситуаций.

  1.  СОДЕРЖАНИЕ курсовой работы

  1.  Объем курсовой работы:

Курсовая работа представляется к защите в виде пояснительной записи объемом не менее 25 страниц набранного на компьютере текста и демонстрационного материала –презентации в размере не менее 10  слайдов.

  1.  Индивидуальное задание

Индивидуальное задание представляет собой теоретический вопрос, конкретный объект экономики или чрезвычайную ситуацию техногенного или природного происхождения. В соответствии с заданием, студент  подробно изучает предложенный ему объект экономики, определяя его устойчивость в условиях ЧС к различным поражающим факторам, и предлагает мероприятия по повышению устойчивости работы объекта. При рассмотрении конкретной чрезвычайной ситуации, студент рассматривает особенности предложенной ему ЧС, анализирует ее причины, поражающие факторы и последствия, рассчитывает зоны поражения, предлагая свои рекомендации по действиям населения и персонала в условиях ЧС и снижению возможных потерь и ущерба.

В индивидуальном задании формулируются конкретные вопросы, которые студент рассматривает подробно.

  1.  Пояснительная записка 

Пояснительная записка к курсовой работе состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и оглавления.

Во введении студент обосновывает актуальность и социальную значимость вопросов, затронутых в его работе,  указывает роль рассматриваемой проблемы с точки зрения решения общей задачи обеспечения безопасности в ЧС.

В первой главе пояснительной записки формулируются основные понятия, общие теоретические основы,  основные понятия, особенности рассматриваемой ЧС, приводятся статистические данные и пр. и формулируются цель и задачи курсовой работы.

Вторая глава включает расчет по прогнозированию последствий чрезвычайной ситуации. Глава должна включать методику и конкретный пример расчета с приведением справочного материала, используемого при расчетах. В заключение расчетов должен быть сформулирован вывод, обобщающий результаты расчетов и подводящий им итог. Если индивидуальное задание предусматривает рассмотрение теоретических вопросов, в этой главе проводится всесторонний анализ  предложенной проблемы.

В третьей главе пояснительной записки студент проводит исследование устойчивости объекта экономики в соответствии с индивидуальным заданием. (См. «Методические рекомендации по определению устойчивости работы объектов экономики в условиях ЧС»)

В анализ каждого поражающего фактора  включается определение источника     возникновения фактора, определение его уровня, подтвержденного расчетами, исходными данными или сведениями, изложенными в справочной нормативно- технической литературе. Количественное значение уровней поражающих факторов обязательно оценивается с точки зрения опасности для жизни и здоровья человека и вреда, наносимого окружающей среде. По каждому из рассматриваемых поражающих факторов в случае ЧС, с учетом сопутствующих факторов, определяется краткий перечень необходимых мероприятий, направленных на     снижение  уровня их воздействия на  персонал, население и окружающую среду.

В заключении формулируются общие выводы по работе, даются рекомендации по разработке мероприятий, направленных на снижение тяжести последствий ЧС и повышение устойчивости объекта, по защите людей и окружающей среды от поражающих факторов ЧС. В выводах необходимо оценить важность предлагаемых мероприятий  и отметить наиболее эффективные из них.

Рекомендуется следующий порядок разработок:

  1.  Рассмотрение любых ЧС следует начинать с их идентификации, определения места конкретной ЧС в общей классификации. Затем привести все возможные поражающие факторы, присущие конкретной  ЧС. Желательно приведение статистических данных и примеров.
  2.  Изучение вопроса устойчивости работы объекта экономики следует начинать с подробной характеристики особенностей объекта включая его месторасположение, особенности технологического процесса, коммуникации и пр. Затем подробно анализируются все показатели, от которых зависит устойчивость объекта в условиях различных ЧС. Оценка УРОЭ обязательно производится по каждому виду ЧС и возможному поражающему фактору отдельно, а так же по их совокупности. Особое внимание следует уделить вторичным поражающим факторам, как внутренним, так и внешним, поскольку масштабы их воздействия, как правило, превосходят воздействие первичных поражающих факторов.
  3.  При рассмотрении поражающих факторов ЧС должны быть подробно рассмотрены их характеристики и физические основы негативного воздействия на человека и ОС
  4.  Для всех поражающих факторов приводятся пороговые значения в соответствии с нормативными документами, а также рассматриваются основные мероприятия, направляющих на снижение тяжести последствий их воздействия на человека и ОС. Они могут включать: средства индивидуальной защиты, их описание и рекомендации по применению, средства инженерной защиты, их характеристики и правила эксплуатации, организационные мероприятия, включающие обучение населения и персонала действиям в ЧС и пр, организационно-технические (системы автоматического отключения и блокировки, системы сигнализации, оповещения и пр), средства и методы ликвидации последствий ЧС и т.п.
  5.  Расчеты зон поражения и сопутствующих параметров необходимо проводить аккуратно и подробно. Используемый справочный материал должен быть представлен либо в тексте пояснительной записки либо в виде приложения. Использование периодической литературы обязательно.

В заключении формулируются выводы по курсовой работе, обобщающие выводы по каждой главе,  с оценкой результатов проведенной работы.

Список использованной литературы должен включать учебно-методическую, научно- техническую и периодическую литературу, а также перечень нормативно-технических материалов (ГОСТы. ОСТы, СНИПы, Правила и т.д.) по рассматриваемым в каждой главе вопросам. Обязательно включаются литературные источники, использованные при анализе причин и последствий ЧС, а также литературные источники, которые использовались при анализе поражающих факторов и разработке  мероприятий по снижению последствий ЧС и защите персонала, населения и  окружающей среды от ЧС.

В списке использованной литературы должно содержаться не менее 5 литературных источников.

Курсовая работа оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105—95 (ЕСКД, ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТОВЫМ ДОКУМЕНТАМ), которые изложены в методических рекомендация по выполнению курсовой работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

  1.  Графическая часть курсовой работы 

Графическая часть курсовой работы должна содержать не менее10 слайдов для презентации, представленных в электронном виде.

Первый слайд должен отражать содержание титульного листа (кроме отметки о допуске к защите). На остальных слайдах, в зависимости от выбранной темы, рекомендуется отразить результаты анализа причин рассматриваемых ЧС, этапы их развития, статистические данные или место рассматриваемой ЧС в общей классификации, либо этапы анализа особенностей рассматриваемого объекта экономики с точки зрения его устойчивости к ЧС и его результаты.  Результаты курсовой работы – данные, полученные после анализа предложенного в индивидуальном задании вопроса, результаты расчетов, предложенные мероприятия по защите человека и окружающей среды от последствий ЧС, способы повышения устойчивости рассматриваемого объекта экономики, выводы о работе и пр. также рекомендуется представлять на отдельных слайдах. Оформление и содержание презентации оцениваются отдельно.

Количество слайдов, а также форма и содержание результатов, представленных в графическом виде, определяется студентом по согласованию с преподавателем.

Эскизы слайдов на листе формата А4 включаются в приложение к пояснительной записке. Графический материал (иллюстративный или в виде рабочих чертежей) помещенный в пояснительной записке может выполняться с использованием любых средств компьютерной графики.

  1.  Организация выполнения КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Работа выполняется в течение учебного семестра.

В течение 1- 3 учебной недели преподаватель-руководитель курсовой работы формулирует индивидуальное задание студенту и назначает время  и место еженедельных консультаций для учебной группы. После выполнения студентами 1 части задания (написания 1 главы курсовой работы) преподаватель-руководитель формулирует индивидуальное задание, которое студент отражает во 2 и 3  главах своей курсовой работы.

В период выполнения к/р преподаватель-руководитель организует 2 смотра хода выполнения курсовой работы: 1 смотр на 8  - 9 учебной неделе (объем выполнения 30%), 2 смотр на 12 - 13 учебной неделе (объем выполнения 70%).

Результаты смотров докладываются  на заседании кафедры, где принимаются соответствующие решения. Защита курсовых работ производится в течение 16-17 недели, но при строго установленной дате и времени защиты. К защите допускаются курсовые работы, выполненные в соответствии с требованиями данного методического руководства и общими требованиями к оформлению курсовых и дипломных работ. Явка на защиту в установленный день обязательна.

Защита курсовой работы включает: доклад студента, на который отводится не более 10 минут, вопросы членов комиссии, обсуждение защиты членами комиссии в отсутствии  студента и объявление результатов защиты.

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МАТИ - РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени К.Э. Циолковского"

______________________________________________________________________

Кафедра " Промышленная экология и безопасность производства "

Курсовая работа по дисциплине

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Тема: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Студент                                                                                      (             )

Руководитель                                                                            (                              )

Отметка о допуске к защите                                                   (                               )

Москва 20…..


Приложение 2

Кафедра     «Промышленная экология и безопасность производства»

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу

Студент: _________________________________________________________________

(Ф.И.О., № группы)

Тема: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень вопросов, подлежащих разработке: ___________________________

 

по разделу 1:

__________________________________________________________________

по разделу 2: __________________________________________________________________

по разделу 3: _______________________________________________________ 

Перечень иллюстративно-графического материала:______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание выдано ________________________________________________________________                                

Руководитель: _________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, подпись)

Студент: __________________________________________________________________

Приложение 3

Предлагаемые темы

  1.  

Нарастание угроз природных и техногенных ЧС в 21 веке

  1.  

Опыт ликвидации последствий ЧС на примере ЧАЭС (или другие известные ЧС)

  1.  

Определение устойчивости функционирования объекта экономики (варианты заданий см. в методических указаниях по выполнению раздела курсовой работы «Определение устойчивости работы объекта экономики в условиях ЧС» )

PAGE   \* MERGEFORMAT 10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17381. Інтернаціоналізація виробництва 201.5 KB
  1. Інтернаціоналізація виробництва. Міжнародний поділ праці і кооперація праці. 2.Міжнародна торгівля товарами і послугами. Торгівельні бар’єри. СОТ і ГАТТ. 3.Міжнародна міграція капіталу і робочої сили. Злиття та поглинення економічних суб’єктів ринку. 4.Іноземніміжн...
17382. Міжнародна трудова міграція та процес міжнародної інвестиційної взаємодії 78.5 KB
  Міжнародна трудова міграція та процес міжнародної інвестиційної взаємодії Міжнародна трудова міграція: суть та причини виникнення. Явище міжнародної міграції населення досить давнє і залишило помітний слід у розвитку людства. Більша частина населення деяких...
17383. Економічна інтеграція 63.5 KB
  Економічна інтеграція Міжнародна економічна інтеграція це вищий рівень розвитку міжнародних економічних відносин коли інтернаціоналізація господарського життя проявляється у переплетінні національних господарств двох або кількох країн та проведенні ними узгодж
17384. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ 92.5 KB
  Лекция первая ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Содержание 1. О границах социологии и ее истории 2. Онтологические критерии социологического знания 3. Эпистемологические критерии 4. Этические критерии 5. Институциональноорганизационные критерии 6.
17385. ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУ-АЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ 266.5 KB
  Лекция вторая ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ Содержание 1. Формирование идеи общества 2. Формирование идеи социального закона 3. Закон прогресса 4. Идея метода 5. Заключение: когда и где начинается социология Ключев
17386. СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА 175 KB
  Лекция третья СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА Содержание Этапы жизни и творчества Идейные истоки Позитивизм как обоснование науки Социология как наука Объект социологии Метод: объективная и субъективная социология Социальная статика Социал
17387. СОЦИОЛОГИЯ КАРЛА МАРКСА 225.5 KB
  Лекция четвертая СОЦИОЛОГИЯ КАРЛА МАРКСА Содержание Штрихи к портрету Марксизм марксизмы и социология Маркса Идейнотеоретические истоки Философская антропология. Человек и общество Материалистическое понимание истории Методология Теория социальных с
17388. БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ: СОЦИАЛ-ДАРВИНИСТСКАЯ ШКОЛА 90 KB
  Лекция пятая БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ: СОЦИАЛДАРВИНИСТСКАЯ ШКОЛА Содержание Истоки и принципы Главные представители Теоретические итоги Ключевые слова выражения и имена Биологическая эволюция естественный отбор борьба за существование выж...
17389. БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ: РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА 110 KB
  Лекция пятая окончание БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ: РАСОВОАНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА Содержание Главные принципы Основатель школы: Артюр де Гобино Другие представители школы Заключение Ключевые слова выражения и имена Раса антропологический ти...