43417

Безопасность жизнедеятельности. Методические указания

Курсовая

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Первый слайд должен отражать содержание титульного листа (кроме отметки о допуске к защите). На остальных слайдах, в зависимости от выбранной темы, рекомендуется отразить результаты анализа причин рассматриваемых ЧС, этапы их развития, статистические данные или место рассматриваемой ЧС в общей классификации, либо этапы анализа особенностей рассматриваемого объекта экономики с точки зрения его устойчивости к ЧС и его результаты.

Русский

2013-11-05

73 KB

11 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МАТИ - РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени К.Э. Циолковского"

______________________________________________________________________

Кафедра " Промышленная экология и безопасность производства "

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению курсовой работы по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

для направления 280700.62 «Техносферная безопасность»

Москва 2012г.

Методические указания составлены в соответствии с требованиями  Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования  Российской Федерации  и учебного плана 280700.62  Бакалавр  техники и технологии по направлению подготовки «Техносферная безопасность»

Методические указания разработаны            :_______________доц., к.т.н. Мануйловой Н.Б.

________________доц., к.б.н. Мессиневой Е.М.

Методические указания рассмотрены кафедрой "Промышленная экология и безопасность производства" и  его содержание одобрено  __ ______ 2012 г.

Зав. кафедрой "Промышленная экология и безопасность производства"  

                            

                                          ________________ проф., д.т.н. Дмитренко В.П.

Методические рекомендации предназначены для студентов 3 и 4 курса направления 280700 (Техносферная безопасность).

Курсовая работа является самостоятельной работой студента по курсу «Безопасность жизнедеятельности", выполненная под руководством преподавателя на основе лекционных материалов, технической литературы, периодических отечественных и зарубежных технических изданий, а также данных, которые студент может собрать в период прохождения практики.

  1.  Цель КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Целью курсовой работы является закрепление и углубление теоретических знаний по курсу «Прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций» и приобретение практических навыков в проведении комплексного анализа чрезвычайных ситуаций различного происхождения (природных и техногенных), возможных причин их возникновения, поражающих факторов, их качественной и количественной оценки, а также предложении организационных мероприятий по снижению последствий чрезвычайных ситуаций.

  1.  СОДЕРЖАНИЕ курсовой работы

  1.  Объем курсовой работы:

Курсовая работа представляется к защите в виде пояснительной записи объемом не менее 25 страниц набранного на компьютере текста и демонстрационного материала –презентации в размере не менее 10  слайдов.

  1.  Индивидуальное задание

Индивидуальное задание представляет собой теоретический вопрос, конкретный объект экономики или чрезвычайную ситуацию техногенного или природного происхождения. В соответствии с заданием, студент  подробно изучает предложенный ему объект экономики, определяя его устойчивость в условиях ЧС к различным поражающим факторам, и предлагает мероприятия по повышению устойчивости работы объекта. При рассмотрении конкретной чрезвычайной ситуации, студент рассматривает особенности предложенной ему ЧС, анализирует ее причины, поражающие факторы и последствия, рассчитывает зоны поражения, предлагая свои рекомендации по действиям населения и персонала в условиях ЧС и снижению возможных потерь и ущерба.

В индивидуальном задании формулируются конкретные вопросы, которые студент рассматривает подробно.

  1.  Пояснительная записка 

Пояснительная записка к курсовой работе состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и оглавления.

Во введении студент обосновывает актуальность и социальную значимость вопросов, затронутых в его работе,  указывает роль рассматриваемой проблемы с точки зрения решения общей задачи обеспечения безопасности в ЧС.

В первой главе пояснительной записки формулируются основные понятия, общие теоретические основы,  основные понятия, особенности рассматриваемой ЧС, приводятся статистические данные и пр. и формулируются цель и задачи курсовой работы.

Вторая глава включает расчет по прогнозированию последствий чрезвычайной ситуации. Глава должна включать методику и конкретный пример расчета с приведением справочного материала, используемого при расчетах. В заключение расчетов должен быть сформулирован вывод, обобщающий результаты расчетов и подводящий им итог. Если индивидуальное задание предусматривает рассмотрение теоретических вопросов, в этой главе проводится всесторонний анализ  предложенной проблемы.

В третьей главе пояснительной записки студент проводит исследование устойчивости объекта экономики в соответствии с индивидуальным заданием. (См. «Методические рекомендации по определению устойчивости работы объектов экономики в условиях ЧС»)

В анализ каждого поражающего фактора  включается определение источника     возникновения фактора, определение его уровня, подтвержденного расчетами, исходными данными или сведениями, изложенными в справочной нормативно- технической литературе. Количественное значение уровней поражающих факторов обязательно оценивается с точки зрения опасности для жизни и здоровья человека и вреда, наносимого окружающей среде. По каждому из рассматриваемых поражающих факторов в случае ЧС, с учетом сопутствующих факторов, определяется краткий перечень необходимых мероприятий, направленных на     снижение  уровня их воздействия на  персонал, население и окружающую среду.

В заключении формулируются общие выводы по работе, даются рекомендации по разработке мероприятий, направленных на снижение тяжести последствий ЧС и повышение устойчивости объекта, по защите людей и окружающей среды от поражающих факторов ЧС. В выводах необходимо оценить важность предлагаемых мероприятий  и отметить наиболее эффективные из них.

Рекомендуется следующий порядок разработок:

  1.  Рассмотрение любых ЧС следует начинать с их идентификации, определения места конкретной ЧС в общей классификации. Затем привести все возможные поражающие факторы, присущие конкретной  ЧС. Желательно приведение статистических данных и примеров.
  2.  Изучение вопроса устойчивости работы объекта экономики следует начинать с подробной характеристики особенностей объекта включая его месторасположение, особенности технологического процесса, коммуникации и пр. Затем подробно анализируются все показатели, от которых зависит устойчивость объекта в условиях различных ЧС. Оценка УРОЭ обязательно производится по каждому виду ЧС и возможному поражающему фактору отдельно, а так же по их совокупности. Особое внимание следует уделить вторичным поражающим факторам, как внутренним, так и внешним, поскольку масштабы их воздействия, как правило, превосходят воздействие первичных поражающих факторов.
  3.  При рассмотрении поражающих факторов ЧС должны быть подробно рассмотрены их характеристики и физические основы негативного воздействия на человека и ОС
  4.  Для всех поражающих факторов приводятся пороговые значения в соответствии с нормативными документами, а также рассматриваются основные мероприятия, направляющих на снижение тяжести последствий их воздействия на человека и ОС. Они могут включать: средства индивидуальной защиты, их описание и рекомендации по применению, средства инженерной защиты, их характеристики и правила эксплуатации, организационные мероприятия, включающие обучение населения и персонала действиям в ЧС и пр, организационно-технические (системы автоматического отключения и блокировки, системы сигнализации, оповещения и пр), средства и методы ликвидации последствий ЧС и т.п.
  5.  Расчеты зон поражения и сопутствующих параметров необходимо проводить аккуратно и подробно. Используемый справочный материал должен быть представлен либо в тексте пояснительной записки либо в виде приложения. Использование периодической литературы обязательно.

В заключении формулируются выводы по курсовой работе, обобщающие выводы по каждой главе,  с оценкой результатов проведенной работы.

Список использованной литературы должен включать учебно-методическую, научно- техническую и периодическую литературу, а также перечень нормативно-технических материалов (ГОСТы. ОСТы, СНИПы, Правила и т.д.) по рассматриваемым в каждой главе вопросам. Обязательно включаются литературные источники, использованные при анализе причин и последствий ЧС, а также литературные источники, которые использовались при анализе поражающих факторов и разработке  мероприятий по снижению последствий ЧС и защите персонала, населения и  окружающей среды от ЧС.

В списке использованной литературы должно содержаться не менее 5 литературных источников.

Курсовая работа оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105—95 (ЕСКД, ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТОВЫМ ДОКУМЕНТАМ), которые изложены в методических рекомендация по выполнению курсовой работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

  1.  Графическая часть курсовой работы 

Графическая часть курсовой работы должна содержать не менее10 слайдов для презентации, представленных в электронном виде.

Первый слайд должен отражать содержание титульного листа (кроме отметки о допуске к защите). На остальных слайдах, в зависимости от выбранной темы, рекомендуется отразить результаты анализа причин рассматриваемых ЧС, этапы их развития, статистические данные или место рассматриваемой ЧС в общей классификации, либо этапы анализа особенностей рассматриваемого объекта экономики с точки зрения его устойчивости к ЧС и его результаты.  Результаты курсовой работы – данные, полученные после анализа предложенного в индивидуальном задании вопроса, результаты расчетов, предложенные мероприятия по защите человека и окружающей среды от последствий ЧС, способы повышения устойчивости рассматриваемого объекта экономики, выводы о работе и пр. также рекомендуется представлять на отдельных слайдах. Оформление и содержание презентации оцениваются отдельно.

Количество слайдов, а также форма и содержание результатов, представленных в графическом виде, определяется студентом по согласованию с преподавателем.

Эскизы слайдов на листе формата А4 включаются в приложение к пояснительной записке. Графический материал (иллюстративный или в виде рабочих чертежей) помещенный в пояснительной записке может выполняться с использованием любых средств компьютерной графики.

  1.  Организация выполнения КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Работа выполняется в течение учебного семестра.

В течение 1- 3 учебной недели преподаватель-руководитель курсовой работы формулирует индивидуальное задание студенту и назначает время  и место еженедельных консультаций для учебной группы. После выполнения студентами 1 части задания (написания 1 главы курсовой работы) преподаватель-руководитель формулирует индивидуальное задание, которое студент отражает во 2 и 3  главах своей курсовой работы.

В период выполнения к/р преподаватель-руководитель организует 2 смотра хода выполнения курсовой работы: 1 смотр на 8  - 9 учебной неделе (объем выполнения 30%), 2 смотр на 12 - 13 учебной неделе (объем выполнения 70%).

Результаты смотров докладываются  на заседании кафедры, где принимаются соответствующие решения. Защита курсовых работ производится в течение 16-17 недели, но при строго установленной дате и времени защиты. К защите допускаются курсовые работы, выполненные в соответствии с требованиями данного методического руководства и общими требованиями к оформлению курсовых и дипломных работ. Явка на защиту в установленный день обязательна.

Защита курсовой работы включает: доклад студента, на который отводится не более 10 минут, вопросы членов комиссии, обсуждение защиты членами комиссии в отсутствии  студента и объявление результатов защиты.

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МАТИ - РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени К.Э. Циолковского"

______________________________________________________________________

Кафедра " Промышленная экология и безопасность производства "

Курсовая работа по дисциплине

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Тема: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Студент                                                                                      (             )

Руководитель                                                                            (                              )

Отметка о допуске к защите                                                   (                               )

Москва 20…..


Приложение 2

Кафедра     «Промышленная экология и безопасность производства»

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу

Студент: _________________________________________________________________

(Ф.И.О., № группы)

Тема: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень вопросов, подлежащих разработке: ___________________________

 

по разделу 1:

__________________________________________________________________

по разделу 2: __________________________________________________________________

по разделу 3: _______________________________________________________ 

Перечень иллюстративно-графического материала:______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание выдано ________________________________________________________________                                

Руководитель: _________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, подпись)

Студент: __________________________________________________________________

Приложение 3

Предлагаемые темы

  1.  

Нарастание угроз природных и техногенных ЧС в 21 веке

  1.  

Опыт ликвидации последствий ЧС на примере ЧАЭС (или другие известные ЧС)

  1.  

Определение устойчивости функционирования объекта экономики (варианты заданий см. в методических указаниях по выполнению раздела курсовой работы «Определение устойчивости работы объекта экономики в условиях ЧС» )

PAGE   \* MERGEFORMAT 10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40376. Противосудорожные средства 42 KB
  Все противосудорожные средства требуют динамического наблюдения за концентрацией препарата или его метаболита в крови при их применении. Максимальная концентрация в крови достигается через 612 ч после приема разовой дозы препарата. В плазме крови в связи с белками находится у взрослых на 50 у новорожденных детей на 3040. При концентрации в крови 300500 мкг мл развивается седативный эффект.
40377. ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ СО СТРЕССОМ 62.5 KB
  Психические нарушения возникающие в ответ на воздействие острых катастрофических стрессовых факторов острая реакция на стресс острые стрессовые расстройства посттравматическое стрессовое расстройство. Нарушения психического приспособления: этиологические факторы клинические варианты динамика. Психические нарушения реактивного характера легче возникают у лиц ослабленных соматическими заболеваниями имеющих заболевания головного мозга травматического или сосудистого генеза некоторые акцентуации характера или личностные расстройства.
40378. Психические нарушения при интоксикациях лекарственными средствами бытовыми и промышленными токсическими веществами 39.5 KB
  Первые признаки интоксикации заключаются в появлении астении сильной сонливости расстройстве зрения. При атропиновой интоксикации возникают картины делирия с выраженным возбуждением и изменчивым аффектом а также состояния оглушения переходящего в сопор и кому. При хронической интоксикации барбитуратами наблюдаются психопатоподобные состояния с эйфорией расторможенностью расстройствами памяти значительным снижением критики. Психические нарушения близки к расстройствам при интоксикации анилином.
40379. Справочник по психиатрии: Психические расстройства сосудистого генеза 57.5 KB
  Психические нарушения сосудистого генеза отличаются большим клиническим многообразием и среди них значительное место занимают сравнительно неглубокие непсихотические нарушения неврозоподобные психопатоподобные нерезко выраженные аффективные и психоорганические изменения. Только при разных формах сосудистой деменции а также некоторых острых психозах экзогенноорганического типа патогенетическая связь между собственными закономерностями сосудистого заболевания и возникновением психических расстройств представляется прямой и очевидной. В...
40380. ПСИХОТЕРАПИЯ 41 KB
  Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больной. Психотерапия имеет целью устранить проявления болезни изменить отношение больного к своему состоянию самому себе и окружающему. Выделяют следующие основные методы психотерапии: 1 рациональная психотерапия; 2 суггестивная психотерапия включающая внушение наяву в состоянии гипнотического сна и самовнушение аутосуггестия; 3 коллективная групповая психотерапия семейная поведенческая игровая имаготерапия психоэстетотерапия и т.
40381. РЕАКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ И ПСИХОЗЫ 49 KB
  Реактивные состояния легче возникают у психопатических личностей а также у лиц ослабленных инфекциями тяжелыми соматиче скими заболеваниями интоксикациями черепномозговыми травмами сосудистыми заболеваниями длительной бессонницей тяжелыми авита минозами и др. Реактивные состояния и психозы подразделяются на: 1 аффективношоковые психогенные реакции; 2 депрессивные психогенные реакции реактивная депрессия; 3 реактивные пси хогенные бредовые психозы; 4 истерические психотические реакции или истерические психозы. В большинстве...
40383. СИНДРОМ СВЕРХЦЕННЫХ ИДЕЙ 23 KB
  Сверхценные идеи сопровождаются выраженным аффективным напряжением. Сверхценные идеи отличаются от бреда толкования интерпретативного тем что в их основе реальные факты и события а источники интерпретативного бреда целиком ошибочные неправильные умозаключения. Сверхценные идеи с течением времени при определенных условиях блекнут и исчезают а бредовые имеют тенденцию к дальнейшему развитию. Сверхценные идеи нередко сопутствуют депрессиям и бывают при этом тесно связаны с бредом самообвинения.
40384. Психические нарушения при сосудистых поражениях головного мозга. Расстройства возраста обратного развития 51 KB
  Все психические нарушения при сосудистых поражениях головного мозга не выходят за рамки психоорганического синдрома. сосудистая амнестический синдром органический бредовый синдром органический галлюциноз органическое кататоническое расстройство нарушения настроения органической природы синдром тревоги органического характера органические диссоциативные расстройства астенические расстройства расстройства личности вследствие органического поражения мозга и другие более редко встречаемые нарушения. Каждому этапу развития заболевания...