43439

Теоретические основы разработки религиозных туров

Курсовая

Туризм и рекреация

Посещение святых мест издавна представляло собой одну из наиболее важных традиций народа. В годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т.п., и следовательно они стали выступать не как объекты поклонения (отправления культа), а как объекты туризма.

Русский

2013-11-05

180 KB

26 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 4

Введение

В последнее десятилетие на рынке туризма активизировалось такое направление как религиозный (паломнический) туризм. Религиозный туризм связан с посещением религиозных святынь и духовным совершенствованием. Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма отдельных государств мира. Люди продолжают отправляться в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Одни стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения, другие - ближе познакомиться с религией, приобщиться к духовным достижениям .

Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. Соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры - это туристские объекты, которые пользуются всё возрастающим спросом.

На сегодняшний день более 90% объектов туристского интереса в мире так или иначе связаны с культом или религией, имеющими место в настоящее время или уже утратившими свое значение, или забытыми. И это в первую очередь касается России - с ее многочисленными православными храмами и монастырями, а в нашем же случае Бурятии - с буддийскими культовыми сооружениями.

Объектом курсовой работы является религиозный туризм.

Предмет – теоретические основы разработки религиозного тура 

Цель курсового проекта – изучить теоретические основы разработки религиозных туров.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

  1.  рассмотреть основные характеристики религиозного туризма;
  2.  выявить теоретические основы разработки религиозных туров;

3. оценить потенциал развития религиозного туризма в Бурятии.

Структура работы. Курсовой проект состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы.

Во введении рассматриваются актуальность исследования, цель, задачи, объект, предмет курсовой работы «Теоретические основы разработки религиозного тура».

В первой главе «Религиозный туризм» рассмотрена сущность религиозного туризма и его  основных форм.

Вторая глава «Разработка религиозного тура» посвящена изучению условий разработки религиозных туров.

В третьей главе «Религиозный туризм в Бурятии» рассматривается потенциал развития религиозного туризма в Республике Бурятия.

В заключении приведены основные выводы, которые были сделаны в результате исследования.


Глава 1. Религиозный туризм

Туризм представляет собой форму миграции людей, не обусловленную сменой их местожительства или работы. Туризм есть совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы [28].

Туризм может быть культурно-развлекательным, развлекательным, деловым, научным, лечебно-оздоровительным, спортивным, экологическим, экзотическим, экстремальным и т.д. Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма.

Всемирная организация по туризму (ЮНВТО) оперирует следующим определением понятия «турист». Турист – это лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды существования, на срок не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте.

Посещение святых мест издавна представляло собой одну из наиболее важных традиций народа. В годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т.п., и следовательно они стали выступать не как объекты поклонения (отправления культа), а как объекты туризма. В настоящее время смысл и назначение многих культовых объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и в тоже время оставаясь объектами познания. Следовательно, религиозные ценности - это часть культурного наследия и объекты туризма. [28].

Из вышесказанного можно вывести следующее определение, что туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды на срок не более года для посещения святых мест и центров религий.

Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды [1].

Религиозный туризм и его разновидности представлены различными формами: паломнический туризм и экскурсионный туризм религиозной направленности. В некоторых случаях выделяют специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты. Специализированные туры рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение) [6].

Паломнический туризм. Паломничество (pilgrimage) - хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах. В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристской индустрии, создаются специальные туристские фирмы, организующие такие туры. Паломнические туры в отличие от религиозно-познавательных или культурно-исторических, несут определенный верованием смысл совершения обряда, а не только познавательные цели. Существенно сокращен развлекательный раздел программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых как таковой позволителен.

Смысл паломничества, заключается в поклонении святым местам. Это поклонение носит религиозный характер и связано с совершением богослужений и молитв у чтимых святынь. Всякое иное посещение святых мест, не связанное с религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому паломничеству.

Эта разновидность религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с паломническими целями. Паломничество мы можем понимать как странствие людей для поклонения святым местам. Совершать паломничества людей побуждает много различных мотивов [5].

Во-первых, совершение религиозного обряда (молитва, причастие, исповедание). Во-вторых, духовное совершенствование. Десятки и сотни тысяч самых разных людей тянутся в наши обители именно за духовной пищей. В-третьих, получение благодати, духовного и физического совета. В-четвертых, религиозное просвещение. В-пятых, поклонение святому месту, храму, мощам.

Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Психологические особенности паломников очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев - глубоко религиозный человек с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения своих духовных и нравственных целей [1].

Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, не которые из них находят здесь себе духовников [28].

Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Культовые места всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, произведения живописи и прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями [18].

Паломничества связаны с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы, природные объекты - горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества бывают приуроченными к определенным праздникам. Скажем, в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено ко дню празднования местночтимого святого. В Ватикан собирается много паломников послушать пасхальную проповедь Папы римского.

Экскурсионные туры религиозной направленности. В рамках экскурсионных туров религиозной направленности предполагается посещение религиозных центров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты - действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках [30]. Туристы посещают богослужения, принимают участие в крестных ходах, медитациях, других религиозных мероприятиях. Следует иметь в виду, что туристы-экскурсанты, в том числе представители других религий, могут попасть не на все мероприятия.

В экскурсионных турах используются имеющиеся элементы туристской инфраструктуры - гостиницы и т.д. Экскурсионные туры религиозной направленности в отличие от паломнических, более короткие, они не приурочены к религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы посещают и во время комбинированных туров, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы. Для паломников экскурсия имеет вторичное значение по отношению к определенным культовым действиям. Тем не менее, в некоторых турах участвуют как паломники, так и экскурсанты [1].

Экскурсионные туры религиозной направленности рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение) настоятеля монастыря.

Различие паломнических поездок и религиозных туров экскурсионной направленности заключается в различии их целеполагания. Отсюда исходят особенности размещения и питания туристов, специфика экскурсионного маршрута, выбора объектов показа, содержания и формы подачи самой экскурсии.

Если для группы религиозно-экскурсионного тура размещение в гостинице с обилием увеселительных заведений и скромное питание в ресторане или кафе в постные дни может оказаться несущественным при оценке качества тура, то для паломника этот факт может перечеркнуть все остальные усилия турфирмы, создать психологический дискомфорт и эмоциональное напряжение [6]. Паломнический тур в отличие от религиозно-экскурсионного включает в себя не только посещение и квалифицированный осмотр храмов, монастырей, святых мест (источников и т. д.), но и реальное участие паломника в религиозной жизни храма или монастыря, возможность посещения богослужения.

Религиозно-познавательные и паломнические туры объединяют, прежде всего, маршруты экскурсионной поездки и объекты показа, что часто приводит к смешению данных категорий, когда любая поездка в монастырь именуется паломничеством. В то же время эти туры преследуют различные цели, а именно: паломнический тур, прежде всего, мотивирован религиозно, экскурсионный тур мотивирован, прежде всего, познавательно. Различие целей обусловливает различие выбора и использования методических приемов показа и рассказа, стиля общения с группой, использования специальной лексики и т. д. [6].

Туристов, отправляющихся в религиозный тур можно разделить на несколько различных групп:

- Глубоко верующие – эти люди соблюдают все посты, отмечают праздники и хотели бы прожить в монастырях длительное время.

- Верующие люди – эта группа людей также отмечает большинство праздников, как правило, соблюдают посты, но не так строго как предыдущая группа. Они также готовы пожить в монастырях, но уже не столь длительный срок.

- Интересующиеся – люди, верящие в Бога, но не так строго относящиеся к церковной атрибутике. Они, как правило, не соблюдают постов. Им интересна сама жизнь в монастырях, но провести там какое-то время они не хотели бы.

- Люди, не интересующиеся религией как таковой, но который хотели бы ознакомиться с культовыми сооружениями, как с архитектурными памятниками. К этой группе так же можно отнести детей [28].

Для первых двух групп целью посещения религиозных святынь является молитвенное общение, труд, сборы пожертвований на восстановление и развитие монастыря или храма. На Руси это называлось богомольем, а паломничеством считали поездки на Святую Землю для поклонения Гробу Господню, которые организовывало Российско-Палестинское общество. По религиозным канонам паломническая поездка должна продолжаться не менее 10 дней и чаще всего приходиться на религиозные праздники. В наши дни эти два понятия слились вместе. Сейчас паломничество может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев, по желанию паломников или в зависимости от возможностей места приема. Ведь в настоящее время многие церкви, соборы и монастыри разрушены и начали восстанавливаться только сейчас.

Для оставшихся групп характерны экскурсионные туры. Они, как правило, проходят в течение нескольких дней [7].

При организации паломнических туров следует учитывать интеллектуальные и возрастные особенности, эмоциональное состояние участников поездки, случаи совпадения паломнического тура с днями религиозных праздников. Важное, а иногда и определяющее значение для организации религиозно-познавательного туризма имеет взаимодействие с епархиальными управами, благочинными округами, настоятелями монастырей. При организации паломничества это один из ключевых моментов.

Таким образом, религиозный представляет собой, с одной стороны, путешествие по религиозным местам, с другой стороны, деятельность, связанную с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к религиозным местам и святыням. Исходя из целей туристов, выделяются две основные формы религиозного туризма: паломничество и экскурсионный тур религиозной направленности.


Глава 2. Разработка религиозных туров

Религиозный туризм является составной частью современной туристской индустрии. С материальной точки зрения каждый турист нуждается в транспорте, гостинице, питании, покупке сувениров. Тур религиозной направленности является туристским продуктом, разрабатываемым туроператором. Соборы и мечети, культовые музеи и духовные центры — туристские объекты, которые пользуются все более и более возрастающим спросом.

Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дает определение туристской индустрии. Применительно к исследуемому нами религиозному туризму можно сказать, что индустрия религиозного туризма — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, различных религиозных объектов, а также организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков [23]. Индустрия религиозного туризма является составной частью индустрии туризма в целом. В индустрии религиозного туризма можно выделить следующие четыре сектора [15].

1.«Размещение» - это совокупность средств размещения — гостиниц, кемпингов, общежитий и т.д.

2.«Питание» — рестораны, столовые, кафе, предприятия питания на транспорте и т.д.

3.«Транспорт» — транспортные предприятия и услуги разных видов транспорта.

4.«Религиозные объекты». В этот сектор, в свою очередь входят:

- культовые сооружения — монастыри, святилища, храмы и храмовые комплексы, капеллы, часовни, ступы;

- природные объекты — святые источники, колодцы, горы, водоемы (реки, пруды), рощи;

- небольшие объекты культа — придорожные кресты, алтари божеств на обочинах дорог, троп и т.д.

Следует иметь в виду, что эти объекты могут быть расположены вместе. Например, святой источник может находиться в православном монастыре или отдельно. Можно сказать, что святое место — это место, имеющее очень большое значение для представителей определенной религиозной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. Религиозный центр — понятие более широкое, чем «святое место». Сюда наряду со святынями входят образовательные учреждения и (или) административные органы религиозных организаций. На самом деле дать определения этим понятиям, учитывая воззрения всех религий, невозможно. Определения святого места и религиозного центра подходят для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни [5].

Туристы, отправляющиеся в поездки по святым местам и религиозным центрам, пользуются услугами предприятий питания. Это могут быть [15]:

1. Рестораны, кафе, закусочные и т.д. В религиозных центрах, ряде святых мест паломники и экскурсанты могут пользоваться услугами этих заведений и имеют возможность выбора блюд.

2. Монастырские, ашрамовские и прочие столовые и т.д., в которых готовится еда для посетителей. Ассортимент блюд здесь отличается от предлагаемого в кафе и ресторанах. В ряде случаев пища может быть более простой, постной во время православного поста, вегетарианской. Паломникам часто подается пища в определенное время, часто также без возможностей выбора блюд.

Туристы, отправляющиеся в паломническую или экскурсионную поездки используют различные средства транспорта для достижения пунктов прибытия. Средствами транспорта являются:

- авиационный;

- железнодорожный;

- автомобильный (автобусный);

- водный;

- другие виды транспорта.

В паломническом туризме практикуются пешие перемещения на определенной части маршрута, от одного пункта до другого. Это с одной стороны, добровольно взятые на себя трудности, с другой стороны тот факт, что многие объекты (вершины священных гор, пещеры) труднодоступны для большинства видов транспорта [17].

В религиозном туризме экскурсионно-познавательной направленности основной формой подачи материала является экскурсия. Экскурсионные услуги направлены на удовлетворение познавательных интересов туристов. К ним относятся разработка и внедрение программ экскурсионного обслуживания, организация и проведение экскурсий.

Для развития религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности большое значение имеют экскурсионные ресурсы (это памятники культовой архитектуры и скульптуры; религиозные праздники, традиции, обычаи, обряды людей; выставки, музеи при монастырях) и информационные ресурсы (данные Интернета, литературных и художественных произведений, научные сведения, народный эпос, мифы, предания)[30].

Организаторы паломнических туров должны учитывать специфику подобных поездок и соответствующим образом планировать время, разумно сочетая экскурсию и участие паломников в богослужении. В то же время уже на стадии комплектования группы следует учитывать интересы людей, информировать их о специфике тура, рискуя в противном случае создать в одной тургруппе конфликт людей, приехавших в одно место, но преследующих различные цели [22].

Некоторые паломнические службы организуют поездки для нерелигиозных или маловоцерковленных людей, желающих познакомиться с духовными и культурными традициями своей страны. Специфика таких поездок состоит в преобладании экскурсионной составляющей, а также в том, что посетителей селят в гостиницах, а не монастырях. По сути, такие поездки играют миссионерскую роль, способствуя приходу людей в лоно Русской православной церкви.

Религиозный туризм - поездка с культурно-познавательными целями. Данный вид туризма собирает любознательных людей, не чуждых вере, желающих непраздно провести свободное время. Оплатив тур, туристы хотят получить эстетические впечатления и расширить свой кругозор историческими сведениями об объектах показа. Им интересны также искусствоведческие данные о памятнике архитектуры (монастыре, храме) - время его создания, автор, стиль. Таким образом, по изначальной цели экскурсия туристов по храму значительно отличается от паломничества богомольцев к чудотворной иконе того же храма [32].

Что касается объектов, то здесь надо отметить следующий момент, паломничество и религиозный туризм, как правило, имеют одни и те же маршруты, места посещения и объекты показа. Если в объектах посещения существенных различий не выделялось, то вот в сервисе предоставляемых услуг они имеют место быть. Паломники заранее согласны терпеть в поездке неудобства, непривычные для них дома. Такова традиция паломничества. Прибыв в место посещения, они большую часть времени молятся, потому что они за этим и ехали. Для туристов уровень комфорта в поездке должен быть никак не ниже, и даже выше, привычного для них дома [17].

В экскурсионном обслуживании тоже есть существенные отличия - объекты показа паломники осматривают недолго, при этом их не столько интересуют исторические и искусствоведческие справки об объекте, сколько, как можно более подробные сведения из житий святых, детали библейских событий и местонахождение чудотворных икон. Туристам же во время экскурсии не требуется всестороннее освещение каждого объекта без преобладания культовой информации [28]. Излишние подробности по этой теме им неинтересны.

Так же различен состав групп в паломничестве и религиозном туризме. К паломничеству чаще склоняются богомольцы более зрелого и преклонного возраста, ищущие покаяния и исцеления. Религиозный туризм рассчитан и на детей, и на взрослых.

В некоторых турах могут одновременно участвовать как паломники, так и туристы. По маршруту они посещают святыне и архитектурные памятники прошлого, что позволяет светским людям приобщиться к церковным традициям. Проведение подобных туров требует скрупулезной подготовки. Правильное понимание целей тура позволяет формировать однородные группы. Группа подбирается особенно тщательно, чтобы в нее не попали люди, которым абсолютно чужда вера и уважение к церкви.
В целом можно выделить следующие отличия между паломничеством и р
елигиозным туризмом [17].

Главное различие это - цель поездки, из этого следуют различия по:

  1.  объектам посещения;
  2.  требованиям к уровню сервиса;
  3.  экскурсионного обслуживания;
  4.  датам, к которым приурочены поездки;
  5.  возрастной и социальной категории клиентов.

Паломничество и религиозный туризм, как правило, имеют одни и те же маршруты, места посещения и объекты показа.

Паломники заранее согласны терпеть в поездке неудобства, непривычные для них дома. Такова традиция паломничества. Прибыв в место посещения, они большую часть времени молятся, потому что они за этим и ехали.

Для туристов ожидаемый уровень комфорта в поездке должен быть никак не ниже, и даже выше, привычного для них дома. Объекты показа паломники осматривают недолго, при этом их не столько интересуют исторические и искусствоведческие справки об объекте, сколько, как можно более подробные сведения из житий святых, детали библейских событий и местонахождение чудотворных икон.

Туристам во время экскурсии требуется всестороннее освещение каждого объекта без преобладания культовой информации. Излишние подробности по этой теме им неинтересны. На религиозных турах с туристами работают опытные гиды-экскурсоводы. На отдельных тематических экскурсиях - экскурсоводы-религиоведы. Важно при работе с иностранными туристами предоставлять им экскурсии на родном (в крайнем случае, на английском) языке. Это является сегодня правилом хорошего тона и негласным правилом хорошего обслуживания. Считается, что перевод искажает восприятие темы и ухудшает качество экскурсии [11].

Также различен состав групп в паломничестве и религиозном туризме. К паломничеству чаще склоняются богомольцы более зрелого и преклонного возраста, ищущие покаяния и исцеления. Религиозный туризм рассчитан и на детей, и на взрослых.

В некоторых турах могут одновременно участвовать как паломники, так и туристы. По маршруту они посещают святыни и архитектурные памятники прошлого, что позволяет светским людям приобщиться к церковным традициям. Проведение подобных туров требует скрупулезной подготовки. Правильное понимание целей тура позволяет формировать однородные группы. Группа подбирается особенно тщательно, чтобы в нее не попали люди, которым абсолютно чужда вера и уважение к церкви [24].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основными потребителями этого туристического продукта являются верующие люди, а также туристы, интересующиеся историей религии. Одной из главных специфических характеристик этого турпродукта является участие туристов в богослужении. Причем наряду с участием в общих праздничных службах специально для группы может быть заказан молебен в том или ином святом месте. Кроме того, при проведении поездки учитывается уровень духовных знаний и особенности интересов членов группы. Соответственно, обычный текст экскурсии дополняется более подробными сведениями о местных святынях, празднике или святом, память которого чтится в этот день [28]. Наконец, при обслуживании большое значение имеет организация питания, так как необходимо учитывать ограничения, накладываемые например церковным календарем.

Информационными ресурсами религиозного туризма являются [5]:

1. Материальные объекты, люди, вещи – светские экскурсоводы, священники и монахи, проводящие экскурсии. А также фотографии, карты, схемы святых мест и городов, храмов и храмовых комплексов, монастырей, ступ, ашрамов, святилищ, мечетей, синагог, посещаемых с целью паломничества и экскурсий.

2. Нематериальные объекты – индивидуальные и коллективные базы данных, сайты Интернета, интерактивные сети и т.д., в которых рассказывается о святых местах, паломнических центрах религий, существующих турах и паломнических поездках.

В соответствии ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» проектирование нового для туроператора турпродукта должно сопровождаться оформлением следующих документов:  технологическая карта туристского путешествия; график загрузки туристского предприятия; информационный листок к туристской путевке [9].

При проектировании экскурсионных услуг необходимо оформлять технологическую карту экскурсии; контрольный текст экскурсии; схему трассы маршрута транспортной экскурсии; материалы «Портфеля экскурсовода».

Можно выделить различные виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности различают индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества длительные и короткие. Раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней. В зависимости от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые паломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные [22].

Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения, чем другие путешественники. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик и она более скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии – вегетарианская [6].

Таким образом, паломнические и экскурсионные туры имеют свои особенности, которые должны быть учтены при организации путешествия Специфика разработки каждого вида религиозного тура определяется, прежде всего, особенностями потребностей туристов.


Глава 3. Религиозный туризм в Бурятии

Бурятия – это территория, на которой представлена не только древняя языческая религия – шаманизм, но и все мировые религии. В большей мере распространение получили христианство и буддизм, а также их разновидности и течения, несколько меньшее – ислам. Для Бурятии характерен религиозный синкретизм, появление которого связано с историей взаимоотношений разных народов, влиянием принесенных сюда религиозных культур, а также их относительно мирным характером.

Жизнь региона богата историческими событиями, столь же интересна история развития религиозных систем, отдельные элементы которых унаследованы из глубины веков. Часть из них сформирована на местной почве в ходе социально-экономического и культурного развития, часть заимствована у соседних народов, часть привнесена в ходе религиозных миссий и экспансий. Здесь с древних времен существовали культы, частично сохранившиеся до сегодняшних дней, а также получила развитие система политеизма (многобожия), ярко проявившаяся в форме бурятского шаманизма [8].

Первые религиозные представления появились у местных племен 40-30 тысяч лет до нашей эры. Они со временем нашли воплощение в шаманизме, господствовавшем здесь вплоть до прихода христианства (православия) и буддизма.

Особая сакральная значимость Байкала и обширной территории возле него стали причиной придания ей в эпоху Чингис-хана особого статуса «Их-хориг» – священной земли предков.

Православие пришло в Забайкалье более 350 лет назад. Ее носителями были русские переселенцы, вслед за которыми в Забайкалье пришли православные миссионеры. В 18 веке в Забайкалье появились представители раскольничьей христианской церкви – древнеправославия (старообрядчества). Здесь они получили название «семейских».

Буддизм в форме ламаизма пришел в Забайкалье из Монголии и Тибета. Он существует здесь как официально признанная российским государством религия около 260 лет, вместе с тем его проникновение в Забайкалье, начало создания первых культовых сооружений и буддийских храмов относится к более раннему периоду. Озеро Байкал стало своеобразной природной границей распространения буддизма на запад. Бурятия стала центром буддизма России, вместе с тем буддизм получил распространение в Туве, Калмыкии, на Алтае. Взаимоотношения религий в разные времена имели разный характер. В истории края были периоды, когда экспансия христианства и буддизма привела к почти полному вытеснению из общественной жизни шаманизма, но при этом многие элементы культа шаманизма вошли в буддизм. Были периоды конкуренции между православием и буддизмом за прихожан. При этом православная церковь использовала достаточно жесткие меры, привлекая светскую власть. Это привело к тому, что почти повсеместно в Предбайкалье и Забайкалье возникло явление двоебожия, когда местное население одновременно исповедовало буддизм и христианство, или христианство и шаманизм, кое – где появилось троебожие. Были и периоды сотрудничества [13].

По-разному складывались отношения религии со светской властью и государством. В эпоху шаманизма шаманы часто были не только духовными лидерами, но и вождями племен. До Октябрьской революции правительство России одобряло и поддерживало усилия православной церкви по христианизации бурятского населения. Вместе с тем, оно занимало весьма лояльную позицию в отношении буддизма и других конфессий. В 1917 году на территории Бурятии было 44 дацана, 144 малых буддийских храма, 211 православных храмов, 81 старообрядческий молитвенный дом, 7 иудейских синагог, 6 мусульманских мечетей, 5 баптистских общин и 1 католический костел [7].

Советская власть проводила в отношении всех направлений и ветвей религии весьма агрессивную политику, в результате которой в 30 годы 20 века значительная часть православных и буддийских священников подверглась репрессиям, а церкви, дацаны, синагоги, мечети, костел были закрыты, перестроены или разрушены.

Восстановление храмов в Бурятии началось после Великой Отечественной Войны, но особенно активно в последние десятилетия. В настоящее время Бурятия переживает религиозный енессанс. В республике появились мусульмане, католики, иудеи, протестанты, баптисты, адвентисты и представители других религиозных сект, которые мирно сосуществуют друг с другом. Появились церкви старообрядцев. Быстро возрождается шаманизм. Мирное сосуществование религий – это одно из условий спокойной общественно-политической обстановки в республике [19].

Бурятское население в основном исповедует буддизм, вместе с тем часть его представителей участвует в обрядах шаманизма. Русское население, украинцы, белорусы в основном исповедуют христианство. Представители других национальностей исповедуют ислам.

Одной из особенностей Бурятии является одинаково уважительное отношение людей разных национальностей к шаманским, буддийским или христианским святыням [13].

Буддийские дацаны. Республика славится уникальными буддистскими монастырями (дацанами), куда едет посмотреть большой поток туристов. Самыми популярными по посещаемости дацанами являются:

Дацан «Хамбын Хурэ». Дацан Хамбын-Хурэ расположен на Верхней Березовке. Основан в 1994 г. Представляет собой комплекс, состоящий из двух дуганов, двух субурганов, служебных и жилых зданий [26].

Дуйнхор-дуган, посвященный божеству Калачакре, был построен в 1998 г. Калачакра (“колесо времени” (санскр.), “Дуйнхор” (тибет.), “Сагай хурдэ” (бурят.) представляет собой тайное сокровенное учение, переданное Буддой Шакьямуни царю мифической страны Шамбалы. Соприкосновение с этим учением дает неисчерпаемые блага всем живым существам, гармонизирует внешний и внутренний мир человека. В храме Калачакры, ежегодно, 15 числа 3 месяца по лунному календарю проводится хурал “Дуйнхор” с построением мандалы. В дни проведения хурала “Дуйнхор” Защитники учения усиливают свое покровительство над живыми существами, защищают их от злых духов, несчастных случаев, преждевременной смерти, болезней и недугов, способствуют увеличению благодеяний, удлинению жизни, а также накоплению материальных и духовных благ [9].

При храме Калачакры восстановлена традиция обучения тантрической системе Калачакры. Вхраме находятся скульптура Будды Шакьямуни, резной трон из кедра,  буддийские иконы (танка), посвященные 25-ти Владыкам Шамбалы.

Главный храм – Цогчен-дуган – освящен в 2003 г. В храме проводятся повседневные традиционные хуралы. На территории дацана возведены два Субургана, посвященные основанию дацана и божеству Калачакре. Начато строительство уникального храма — Деважин-дуган Сукхавати, (санскр. «счастливая страна» или «чистая земля»).

Буддистский храм «Римпоче-Багша». Буддийский храм «Римпоче – Багша» построен в 2002 году и находится в районе Лысая гора – одном из самых живописных с великолепной панорамой мест города Улан-Удэ. Основателем монастыря стал досточтимый Еше-Лодой Римпоче, признанный перерожденцем тибетского святого Ело-тулку, тантрийского йогина. В главном здании установлена статуя Золотого Будды, которая считается одной из самых больших в России [26].

Наряду с религиозной деятельностью Центр осуществляет обучение всех желающих основам буддизма по специально разработанной для российских граждан программе. В будущем планируется открыть факультеты по философии, тантризму и медицине.

Ацагатский дацан. Ацагатский дацан «Гандан Даржалинг» был основан в честь божества Цаган Дара-эхэ (Белая Тара) в 1825 г. близ реки Шулуута (приток реки Уда) в 54 км от современного Улан-Удэ,  по трассе Улан-Удэ – Хоринск, на окраине с. Ацагат. При дацане работали школа, библиотека, типография, ламы занимались астрологией и медициной. Отсюда вышли выдающиеся буддийские лидеры известные не только в России, но и за рубежом. Самый известный - Агван Доржиев - ученый-просветитель, наставник XIII Далай-Ламы. В 1891 г. дацан посетил цесаревич Николай Александрович во время его известного путешествия по Сибири и Дальнему Востоку. Вплоть до 1936 года, времени, когда дацан закрыли, а священнослужителей сослали в лагеря, он оставался центром духовной жизни Удинской долины. В 1992 году дацан был возрожден. Место его строительства осветил глава буддистов мира Далай-лама ХIV [19].

Здание нового дацана было построено по проекту старейшего бурятского архитектора Андрея Вампилова, который за основу взял макет старого дацана, сохранившийся в фондах музея истории Бурятии. Трехэтажное здание главного храма выполнено из кирпича по традиционным буддийским канонам. Здание Цогчен-дугана обнесено каменной оградой с субурганами. Вход охраняют скульптурные изображения львов. Внутреннее пространство оформлено традиционно для всех буддийских храмов [9].

Особенностью дацана является тысяча маленьких фигурок Будды в алтаре, а также восковая фигура XIV Далай-ламы в натуральную величину, сидящего на главном троне Цогчен-дугана. В 1996 году в Ацагатский дацан перевезен и отреставрирован из местности Нарин-Ацагат дом Агвана Доржиева, в котором он провел последние дни перед арестом. Сегодня в доме устроен музей Агвана Доржиева, достопримечательностью которого являются его личные вещи, редкие документы, а также его восковая фигура и фигуры XIII Далай-ламы и известного лекаря Чойнзона Иролтуева [2].

Эгитуйский дацан. Эгитуйский дацан «Дамчой Равжелинг» расположен в 300 км от Улан-Удэ на живописном западном берегу реки Маракта в местности Хара-Шибирь Еравнинского района Бурятии. Дацан был построен в 1826 году и представлял собой комплекс из четырех дуганов. По своей архитектуре Эгитуйский дацан был одним из красивейших. Три дугана - медицинский, философский и астрологический - окружали главный храм [30].

При дацане действовала типография и славился резьбой типографских матриц на тибетском и монгольском языках.

Сокровищем дацана является статуя Зандан Жуу - Будда из сандалового дерева  высотой 2м 18см. Согласно преданиям статуя Сандалового Будды считается первой и единственной прижизненной скульптурой Будды Шакьямуни, сделанным по заказу раджи Уддияны. По легенде Будда был сделан учеником Гаутамы — Вишвамитрой во время проповеди Будды (вырезан из сандалового дерева по отражению его в воде, ибо от самого Будды исходило ослепляющее сияние) [4].

Иволгинский дацан. У подножия Хамар-Дабана, в 30-ти километрах от Улан-Удэ, находится духовная столица Буддийской Традиционной Сангхи России - Иволгинский Дацан. Это уникальное сооружение возведено руками местных, прежде всего оронгойских мастеров.

В дацане проводятся службы-хуралы, посвященные важнейшим событиям буддийской истории, ежедневные ритуалы в честь защитников и хранителей учения - сахюусанов и другие обряды, помогающие и защищающие верующих от различных негативных сил.

Иволгинский Дацан был открыт в 1945 году как единственный буддийский духовный центр в СССР. С течением времени из небольшого "Хамбинского сумэ" он преобразился в монастырский комплекс с резиденцией Хамбо-ламы, главы буддистов России. Постепенно сложился монастырский комплекс, ставший местом тяготения паломников и туристов. Алтари и интерьеры храмов комплекса украшают подлинные произведения искусства. 196 объектов (танки, скульптура) определены как движимые памятники и находятся под охраной государства. В 1991 году при Дацане создан буддийский институт Даши Чойнхорлин, где в настоящее время обучаются около 100 хувараков-студентов [3].

Дацан охраняется государством как памятник культового зодчества. Дацанский комплекс представлен главным храмом Согшин-дуганом, Майдрин-сумэ, Деважин, Сахюусан-сумэ. Кроме этого, на территории монастыря располагаются здания библиотеки, факультета философии Чойра, учебный корпус буддийского института Даши Чойнхорлин, гостиница, музей памятников буддийского искусства, священные ступы-субурганы, различные служебные помещения и дома лам.

Резиденция Хамбо-ламы Итигэлова. Имя ламы Даши-Доржо Итыгелова известно всему буддийскому миру. Его феномен пока не объяснен наукой. В начале 20 века он Итыгелов был хамбо-ламой - главой буддистов России. В 1927 году он, будучи буддийским йогином высокого уровня, добровольно ушел в нирвану, был помещен в деревянный саркофаг и закопан в земле в позе сидячей медитации. Место его захоронения держалось ламами в тайне. В 2002 году его тело было извлечено из земли и помещено в Иволгинском дацане [9].

Это произвело сенсацию во всем мире. Множество исследований, проведенных за несколько лет крупными учеными и научными учреждениями России, показали, что по своим физическим характеристикам тело и мозг ламы соответствует характеристикам живого организма. Лама по-прежнему сидит в позе медитации, его тело теплое и мягкое. Оно потеет, но не теряет веса, не нуждается в опоре и словно питается от какого-то источника энергии. Ученые считают, что тело находится в неизвестном науке состоянии.

Буддисты считают, что в теле Итыгелова проявляется дух Будды и лама жив. Это единственный из известных в мире фактов такого рода, демонстрирующих истинность учения Будды и возможности буддийских йогинов.

К телу и духу ламы совершает паломничество большое количество людей из разных стран. В дни, когда оно открыто для осмотра и общения с ним, дацан посещает несколько тысяч человек. Люди верят, что прикосновение к руке ламы или его одежде имеет чудодейственную силу и способно изменить жизнь человека к лучшему, уберечь его от бед. Для того, что бы сделать доступ более свободным, в дацане построен храм, спроектированный самим Итыгеловым. В 2005 году ламами дацана был обнаружен манускрипт с записями ламы Итыгелова, в которых он предсказал свое возвращение в мир и начало возрождения буддизма. Последнее его предсказание сбывается со всей очевидностью [25].

На месте бывшего захоронения Итыгелова в местности Хухэ-зурхэн построена буддийская ступа. В Улан-Удэ работает институт хамбо-ламы Итыгелова, деятельность которого направлена на изучение феномена, сохранение нетленного тела, а также определение значения этого события для истории мира и буддийского учения.

В настоящее время пока только 6 раз в году - в дни Великих буддийских праздников - возможно общее поклонение Хамбо Ламе Итигэлову.

Кижингинский дацан «Дэчен даши лхумболинг». Кижингинский дацан является одним из крупнейших дацанов Бурятии. Построен в 1991 году. На территории находится 4 дугана: Деваажин-дуган, Сахюусан-дуган, Маани-дуган и Цогчен-дуган.

Главный храм (Цогчен-дуган) двухэтажный каменный, остальные дуганы – деревянные. Ламы получили образование в дацанах Бурятии, Монголии и Индии. Архитектура главного и малых храмов традиционна, отличительная особенность – роспись на стенах, картины, выполненные резьбой по дереву [9].

Также Кижингинский дацан является единственным дацаном в Бурятии, на территории которого возведены по всем канонам, но в современном материале (железобетоне), большие статуи Будды Шакьямуни и Майтреи, имеется дуган в виде пещеры, посвященный средневековому поэту Милорепа, сохранены традиции украшения дацана деревянными резными рельефами [19].

Внутреннее оформление главного храма также отличается от интерьера остальных буддийских храмов Бурятии. На алтаре главное место занимает скульптура стоящего Будды, по обеим сторонам которого висят две иконы с изображениями других божеств. Рядом расположены священные книги и другие небольших размеров скульптуры. Примерно в центре территории перед Цогчен-дуганом возвышается 7 метровая статуя Будды Шакьямуни, обнесенная восьмигранником-каркасом высотой 8м. Рядом с главным храмом слева значительно меньших размеров (3м) статуя грядущего Будды Майтреи. Фигуры незакончены, они и каркасы выполняются из железобетона мастером-дарханом Цыбен Цывановым [9].

Мурочинский дацан "Балдан Брэйбун". Мурочинский дацан расположен недалеко от села Мурочи на правобережье реки Чикой в 60км на восток от города Кяхта.

Монастырский комплекс состоит из трехэтажного каменного Цогчен-дугана. На север от главного храма в 15м находится субурган «Лхабав» («Нисхождение Будды Шакьямуни со свитой с неба Тушиты») [7].

За субурганом небольшая роща, где на деревьях повязаны хий-морин, хадаки. На юго-восток от главного храма расположен дуган, в котором хранится зеленая лошадь Будды Майтрейи. На юго-запад от главного храма находится дуган, в котором хранится камень, с высеченными на нем молитвами на тибетском языке.

Мурочинский дацан, ранее Цонгольский или Хилгантуйский, (тибетское название «Балдан Брайбулинг» означает "Совершенное собрание плодов буддийского учения") принадлежит к числу старейших бурятских дацанов Забайкалья, сами цонголы считают его, безусловно, первым дацаном по времени основания.

К середине 30-х годов судьба буддийской, как и других религиозных конфессий в СССР, была практически предрешена [13].

История Цонгольского дацана – одно из кровавых пятен в истории Бурятии. В 30-е годы отсюда выгнали лам, увезли в неизвестном направлении. Имущество дацана конфисковали, частично разграбили. Многих лам расстреляли, других сослали на верную гибель в концентрационные лагеря Красноярского края и Колымы [9].

В июле 1991 года в селе Мурочи состоялось освящение дугана, построенного на месте самого крупного в Бурятии Цонгольского дацана.

Первым шэрээтэ дацана стал Дамба-лама (Аюшеев Дамба Бадмаевич). Именно Дамба-лама, как и в далекие годы Дамба-Даржа Заяев, стал инициатором и руководителем строительства по восстановлению и возрождению дацана «Балдан-Брэйбун».

Новый трехэтажный главный храм дацана начал строиться в июле 1992 года. По своему внешнему виду, архитектуре и размерам этот храм не уступает прежнему. В восстановлении первого буддийского храма приняла участие вся республика.

Сейчас в дацане служат 10 лам, закончивших высшие духовные заведения Бурятии и Монголии.

Недалеко от основного храмового комплекса у священной скалы в местности Ранжур, на которой проявляется молитвенная надпись "Ом мани падме хум", построен Дуган "Арьябала", в котором также проводятся службы.

Гусиноозерский (Тамчинский) дацан. Гусиноозерский (Тамчинский) дацан, расположенный в Тамчинской степи на юго-западном берегу Гусиного озера. В архивных документах годом основания монастыря значится 1758 год. С 1809 по 1930 годы Тамчинский дацан являлся резиденцией официального главы буддистов Восточной Сибири [9].

Монастырский комплекс занимает площадь 990м2. На территории монастырского комплекса находится 4 жилых дома для лам. Остались два главных сооружения комплекса: Цогчен-дуган (который является памятником истории и культуры и в настоящее время не используется) и Чойра-дуган; а также Сумэ Аюши, который был разобран и вывезен в Этнографический музей Новосибирска, где на протяжении 15 лет находился в бездействии. Сегодня он снова перевезен на территорию дацана и восстановлен. Здание старого Цогчен-дугана (Сокшин) – «дом всеобщего собрания», в настоящее время бездействует, рядом с ним находится субурган [13].

Долгие годы дацан был одним из центров по изучению религии, буддийской философии, а также центром книгопечатания с тибетско-монгольских ксилографов, иконописи, ремесел, литья скульптурных изображений божеств, медицины. Гордостью дацана считалась своя живописная школа и столярная мастерская. В дацане существовала единственная разрешенная царским правительством школа для хувараков [10].

Два дугана из 17 - главный храм «Цогчен-дуган» и дуган «Чойра» Тамчинского дацана – одни из немногих сохранившихся памятников буддийского культового зодчества Бурятии XIX века. Вместе они позволяют хоть отдаленно представить первоначальный облик ансамбля этого выдающегося комплекса. На территории Тамчинского дацана также находится легендарный археологический памятник - оленный камень (Алтан-Сэргэ - "золотая коновязь"), которому, по определению археологов, 3-5 тысяч лет [3].

Дацан Баргузинской долины. В 1818 году в местности Улан Борогол – в восточной части течения реки Боргол, южнее с. Хилгана, ныне Баргузинского района – был сооружен «Хурдын Сумэ» – небольшой дуган. В 1827 году был построен большой деревянный Цогчен-дуган рядом с «Хурдын Сумэ». В 1829 году ему дали название Борогольский дацан «Гандан Ше Дувлин». В 1837 году Борогольский дацан был переименован в Баргузинский. В 1857-1858 гг. ввиду ветхости зданий было решено перекочевать в местность Сагаан-Нур, где был заново отстроен весь комплекс дацана [9].

В начале XX века Баргузинский дацан на Сагаан-Нуре был вновь перевезен на Барагханский целебный источник, и впоследствии, к сожалению, разрушен. В 1990 году был проведен радиомарафон для сбора средств на строительство Баргузинского дацана. Было решено построить дацан близ с. Курумкан. 15 февраля 1991 года в день Сагаалгана состоялось торжественное открытие Баргузинского дацана. В 2000 году по требованию Министерства юстиции РФ по РБ этот дацан переименовали в Курумканский дацан «Гандан Ше Дувлин» [21].

В настоящее время дацан находится в Баргузинской долине в 3км на северо-запад от с. Курумкан. Монастырский комплекс состоит из главного храма, двух субурганов перед главным входом, дугана Зеленой Тары, хозяйственных построек и домика для ритритов. В 200м на север от территории Курумканского дацана находится Российский международный буддийский медитационный центр по сутре и тантре.

На сегодняшний день в Республике Бурятия наблюдается одинаково уважительное отношение людей разных национальностей к шаманским, буддийским или христианским святыням. Наибольший интерес в плане религиозного туризма представляет буддизм, так как Республика Бурятия является центром буддизма России. В настоящее время в республике насчитывается 21 действующих буддийских монастырей и большое количество святых мест, что является огромным потенциалом для развития религиозного туризма в Республике Бурятия.


Заключение

Религиозный туризм представляет собой, с одной стороны, путешествие по религиозным местам, с другой стороны, деятельность, связанную с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к религиозным местам и святыням.

Религиозный туризм и его разновидности представлены различными формами: паломнический туризм и экскурсионный туризм религиозной направленности.

Туристов, отправляющихся в религиозный тур можно разделить на несколько различных групп:

- Глубоко верующие – эти люди соблюдают все посты, отмечают праздники и хотели бы прожить в монастырях длительное время.

- Верующие люди – эта группа людей также отмечает большинство праздников, как правило, соблюдают посты, но не так строго как предыдущая группа. Они также готовы пожить в монастырях, но уже не столь длительный срок.

- Интересующиеся – люди, верящие в Бога, но не так строго относящиеся к церковной атрибутике. Они, как правило, не соблюдают постов. Им интересна сама жизнь в монастырях, но провести там какое-то время они не хотели бы.

- Люди, не интересующиеся религией как таковой, но который хотели бы ознакомиться с культовыми сооружениями, как с архитектурными памятниками. К этой группе так же можно отнести детей.

Индустрия религиозного туризма является составной частью индустрии туризма в целом. В индустрии религиозного туризма можно выделить следующие четыре сектора [17].

1. «Размещение» - это совокупность средств размещения — гостиниц, кемпингов, общежитий и т.д.

2. «Питание» — рестораны, столовые, кафе, предприятия питания на транспорте и т.д.

3. «Транспорт» — транспортные предприятия и услуги разных видов транспорта.

4. «Религиозные объекты». В этот сектор входят:

- культовые сооружения  —  монастыри, святилища, храмы и храмовые комплексы, капеллы, часовни, ступы;

- природные объекты — святые источники, колодцы, горы, водоемы (реки, пруды), рощи;

- небольшие объекты культа — придорожные кресты, алтари божеств на обочинах дорог, троп и т.д.

Паломнические и экскурсионные туры имеют свои особенности, которые должны быть учтены при организации путешествия Специфика разработки каждого вида религиозного тура определяется, прежде всего, особенностями потребностей туристов.

На сегодняшний день в Республике Бурятия наблюдается одинаково уважительное отношение людей разных национальностей к шаманским, буддийским или христианским святыням. Наибольший интерес в плане религиозного туризма представляет буддизм, так как Республика Бурятия является центром буддизма России. В настоящее время в республике насчитывается 21 действующих буддийских монастырей и большое количество святых мест, что является огромным потенциалом для развития религиозного туризма в Республике Бурятия.


Список Литературы

  1.  Бабкин А.В. Специальные виды туризма. – М., 2008. – с. 55-62.
  2.  Бадарханов Ш. Ацагатский дацан: десять лет после второго рождения // Бурятия . – 2002. – 27 сент. – С.8.
  3.  Бардалеева С. Дацан в оронгойской степи // Бурятия. – 2003. –12 авг.; Легшед: Буддийс. науч.-популярный альм. – 2003. – №8. – С. 26-28.
  4.  Бардалеева С. Зандан-Жуу – Сандаловый Будда // Сокровища культуры Бурятии. – СПб., 2002. – С.318-320.
  5.  Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб., 2003.
  6.  Биржаков М.Б. Паломнический и религиозный туризм. Туристские фирмы, справочник / М.Б. Биржаков; СПб.: ОЛБИС, 1997. – с.23-26.
  7.  Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность / по ред. С.П. Нестеркин. – Улан-Удэ: Изд. БНЦ СО РАН, 2002.
  8.  ГОСТ Р 50681-94  Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг. – М., 1994.
  9.   Дацаны: прошлое и настоящее [Электронный ресурс] : справочно-библиографический DVD-ROM. - Улан-Удэ : Национальная б-ка республики Бурятия, 2006.
  10.   Добиаш-Рождественская О.А. Западные паломничества в средние века. СПб., 1924. С. 20, 22, 51.
  11.   Долженко Г.П. Экскурсионное дело: учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008. – 272 с.
  12.  Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения. В 3 ч. – М.: ЦРИБ ТУРИСТ.
  13.   Жуковская Н.Л. Буддизм в Бурятии: начало, история, день сегодняшний
  14.   Иванов С.И. Все, что вы хотели знать о паломничествах: [паломничества и религиозный туризм, святые места России и христианского мира, основы безопасного паломничества, правила поведения в святых местах] / Сергей Иванов. - М. : Эксмо, 2008. - 317 с.
  15.   Ильюнина Л. Туризм и паломничество. Православное обозрение Радонеж 17-18, 2001.
  16.   Исмаев Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме. - "Высшая школа: по туризму и гос. хоз-ву "Луч" - М., 1994.
  17.   Каурова А.Д. Организация сферы туризма: Учебное пособие. - Спб.: Издательский дом Герда, 2004, стр.312.
  18.   Квартальнов В.А. Туризм - М. «Финансы и статистика» 2001. – с. 275.
  19.   Минерт Л. К. Памятники архитектуры в аймаках. Хоринский аймак// Минерт Л.К. Памятники архитектуры в Бурятии. – Новосибирск, 1983. – С.135-138.
  20.   Монастыри России : паломничество, религиозный туризм : учеб. пособие / авт.-сост. А.С. Емельянов. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2010. - 340 с.
  21.   Намжилов А. Прошлое и настоящее дацана Баргузинской долины // Огни Курумкана. – 2000. – 15 мая.
  22.  Сенин В.С., Квартальнов В.А. Организация туристско-экскурсионного обслуживания. – М.: ЦРИБ ЦСТЭ, 1987.
  23.  Тардже Дж. Мир паломничества. Атлас чудес света. – М.:БММ АО, 1998. – 192 с.
  24.  Тодэр Т.Х. Религиозный туризм. – М., 2003.
  25.   Туризм и отдых в Бурятии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.baikaltravel.ru 
  26.   Туристический портал г. Улан-Удэ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.uutravel.ru 
  27.   Федеральный закон от 24 ноября 1996 года (в ред. Федеральных законов от 01.07.2011г.) № 169-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
  28.   Христов Т.Т. Религиозный туризм: учебное пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 288 с.
  29.   Эгитуйский дацан// Историко-культурный атлас Бурятии. Осн. том. – М., 2001. – С.415-416.
  30.   Экскурсоведение [Текст] : учебник / Б.В. Емельянов. – 6-е изд. – М.: Советский спорт, 2007. – 216 с.
  31.   Яблоков А.А. Религиоведение. - М., 2006.
  32.  Яковлев А.Г. Религиозный туризм – один из самых древних и традиционных видов туризма (ГАО «МОСКВА») // «Туристские фирмы». Справочник. Вып. 13. – СПб.: ОЛБИС, 1997.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27396. Методика обучения морфологии в начальных классах 69 KB
  Во II классе вводятся понятия частей речи сообщаются некоторые признаки частей речи в III и IV классах склонение имен существительных прилагательных спряжение глаголов значения форм частей речи вплоть до значений падежей временных и личных форм.; местоимения притяжательные указательные вопросительные возвратное; наречия времени места образа действия. Слова категории состояния при разборе по частям речи квалифицируются как наречия.
27397. Синтаксис – раздел грамматики 59 KB
  Одним из направлений в работе над предложением в начальных классах является формирование умения оформлять предложения в письменной речи употребление прописной буквы в начале предложения постановка знаков препинания в простых предложениях осложненных однородными членами в сложносочиненных сложноподчиненных и бессоюзных предложениях. Изучение синтаксиса способствует развитию речи так как помогает правильно строить предложения выбирать выразительные виды словосочетаний и предложений которые наиболее подходят для нужного в данной ситуации...
27398. Совершенствование речевой деятельности младших школьников 165 KB
  В начальной школе детей обучают чтению письму речи устной и письменной – это есть формирование специфических речевых умений и навыков то есть видов речевой деятельности. Совершенствование речевой деятельности школьников предполагает формирование четырех обобщенных умений: а ориентироваться в ситуации общения в том числе осознавать свою коммуникативную задачу; б планировать содержание сообщения; в формулировать собственные мысли и понимать чужие; г осуществлять самоконтроль за речью восприятием ее собеседником а также за пониманием...
27399. Методика проведения изложений 46.5 KB
  Начинать обучение следует с повествовательного текста где легко прослеживается развитие действия есть ясный сюжет действующие лица. Порядок подготовительных ступеней в письменном изложении: Постановка цели выбор типа изложения выбор текста. Чтение текста: учитель 12 раза; учащиеся один раз; если текст хорошо знаком детям учитель читает 1 раз. В наши дни не рекомендуется из опасения что рассказ ребенка как бы он ни был хорош может помешать прямому влиянию на пишущих со стороны подлинного образцового текста.
27400. Методика обучения сочинениям 88.5 KB
  Сочинения устные и письменные. Школьники любят писать сочинения и рассказывать устно эта деятельность связывает учение с жизнью. Напомним что сочинения ради разностороннего развития школьников должны быть разнообразными и по источникам материала и по типам текста стилю и жанрам и по тематике по степени самостоятельности и творческого вклада по применяемым методам и приемам.
27401. Совершенствование у младших школьников культуры речевого поведения 60 KB
  Чтобы это общение протекало успешно не вызывая дискомфорта у коголибо из его участников необходимо соблюдение каждым из них определенных норм принятых в обществе норм речевого поведения. К числу вопросов связанных с культурой речевого поведения можно отнести: 1. Соблюдение правил: а поведения в аудитории в том числе на уроке в общественных местах и т.
27402. Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе 46 KB
  Это игры утренники викторины походы и экскурсии выпуск газет и журналов радиопередачи съемка телефильмов конкурсы на лучшее сочинение или стихотворение самостоятельное внеклассное чтение книг журналов газет. Лингвистические языковые игры. Как известно игры широко используются и на уроках в более строгой системе познавательного труда детей но внеклассная внеурочная работа дает в этом отношении намного больший простор. Языковые игры обычно развлекательны но всегда содержат дидактический элемент достигающий подчас...
27403. Общая характеристика предмета «Литературное чтение», изучаемого в начальной школе 57 KB
  Назвать основные цели изучения литературного чтения в 14 класса: формирование читательских умений; литературное образование; развитие читательских интересов учащихся. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и...
27404. Развитие учащихся в процессе изучения художественного литературного произведения 51 KB
  Охарактеризовать психологические особенности восприятия художественного литературного произведения младшими школьниками: воображение эмоции мышление наивный реалист и наивный критик. Уровни развития восприятия художественного литературного произведения младшими школьниками. В методике преподавания литературы под процессом чтения понимают процесс восприятия словесного произведения который может быть представлен в виде схемы: зрительное восприятие текста как набора буквенных символов перекодировка символов букв в звуки и произнесение...