43442

Строительство топливно-энергетического комплекса в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра

Курсовая

Архитектура, проектирование и строительство

Топливно-энергетический комплекс – основа развития всех отраслей экономики России. Важным его элементом является система магистральных трубопроводов для транспорта нефти, газа и продуктов их переработки. Современные магистральные нефте- и газопроводы большого диаметра представляют собой транспортные инженерные сооружения большой мощности и пропускной

Русский

2013-11-06

1.49 MB

14 чел.

ВВЕДЕНИЕ

Транспорт является важнейшей сферой общественного производства. Развитие экономики любой страны, нормальная производственная деятельность всех ее участников зависит от четкой работы транспорта по своевременной доставке сырья и готовой продукции. Для обеспечения этой деятельности и других разнообразных потребностей необходимо иметь высокоразвитую, оснащенную самой передовой техникой систему путей сообщения всех современных видов транспорта.

Топливно-энергетический комплекс – основа развития всех отраслей экономики России. Важным его элементом является система магистральных трубопроводов для транспорта нефти, газа и продуктов их переработки. Современные магистральные нефте- и газопроводы большого диаметра представляют собой транспортные инженерные сооружения большой мощности и пропускной способности. Так, пропускная способность магистрального газопровода диаметром 1420 мм составляет 80 млн. м3/сут природного газа, а магистрального нефтепровода диаметром 1220 мм — 0,3 млн. т/сут нефти на расстояния до 3500—4500 км. Для того чтобы обеспечить перемещение таких объемов газа на большие расстояния по внутритрубному пространству, в начале (голове) газопроводов большого диаметра создают давление в 7,5 МПа. В ближайшей перспективе на вновь строящихся газопроводах начальное давление будет увеличено до 10—12 МПа. Начальное давление в магистральных нефтепроводах уже достигает 6,4 МПа. Энергия, обеспечивающая перемещение газа, нефти или нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, сообщается соответственно компрессорными и насосными станциями. Однако энергия, переданная потоку газа или нефти в начале магистрального трубопровода, быстро снижается по мере перемещения, что приводит к снижению скорости перемещения потока. Если движущийся поток газа, нефти или нефтепродукта не будет получать дополнительную энергию, то давление во внутритрубном пространстве может уменьшиться до нуля, а движение потока газа, нефти или нефтепродукта может прекратиться. Для создания и поддержания в трубопроводе напора, достаточного для обеспечения транспортировки нефти, необходимы нефтеперекачивающие станции. Основное назначение каждой нефтеперекачивающей станции состоит в том, чтобы забрать нефть из сечения трубопровода с низким напором, с помощью насосов увеличить этот напор и затем ввести нефть в сечение трубопровода с высоким напором. Основными элементами НПС являются насосные агрегаты, резервуары, системы подводящих и распределительных трубопроводов, узлы учета, устройства приема и пуска очистных устройств и поточных средств диагностики, а также системы смазки, вентиляции, отопления, энергоснабжения, водоснабжения, автоматики, телемеханики и т.п.

   1.Краткая  характеристика района строительства

Район строительства: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра. Город Ванкор.

Климатическая характеристика района принята по СНиП 23-01-99  «Строительная климатология ».

Климат района строительства резко континентальный с холодной и длительной зимой сильными ветрами и повышенной влажностью, большой продолжительностью отопительного периода и низкими температурами воздуха.

Среднегодовая температура воздуха -9,6°С, средняя температура воздуха наиболее холодного месяца января -37,0°С, а самого жаркого июля +25,4°С.

           В течение года преобладают ветры  восточное направления за декабрь-февраль.

Количество осадков в теплый период с апреля по октябрь 369 мм, за холодный период с ноября по март выпадает 143 мм, годовая сумма осадков 501 мм. Соответственно держится высокая влажность воздуха, средняя резкие колебания

     Территория района представляет собой систему блоковых поднятий древнего рифейского фундамента, перекрытых дислоцированными породами палеозоя и маломощным чехлом четвертичных отложений.

     Верхнюю часть разреза слагает песок моренных отложений четвертичного возраста, разнозернистый, часто с галкой, с прослойками суглинка. Мощность песков от 2,2 до 14 м. Под песками залегает глина серая, иногда бурая, вязкая с прослоями до 5 м глинистых сланцев, в нижней части с прослоями песчаников, алевролитов и песков мелкозернистых, вероятно, юрского возраста. Мощность этого горизонта колеблется от 15 до 45 м. Подстилаются глины песчаниками среднезернистыми, слабоцементированными, трещиноватыми, имеющими, возраст от верхнего девона до карбона.

Многолетнемерзлые породы  отсутствуют; 

Глубина промерзания грунтов : 2,4м

Запыленность приземного слоя воздуха, мг/м 3, не более:

среднегодовая                                                                       2,5 мг/м3

максимальная  (обеспеченностью 0,92)                            30 мг/м3

абсолютная максимальная                                                    150 мг/м3

          

2. Технологическая схема насосных перекачивающих           станций

Принципиальная схема коммуникаций, предусматривающая проведение всех необходимых производственных операций по перекачке, называется технологической. Технологическая схема представляет собой безмасштабную схему трубопроводных коммуникаций (с оборудованием), при помощи которых обеспечивается весь комплекс операций по приему, откачке и внутристанционным перекачкам нефти или нефтепродуктов.

Для составления технологической схемы перекачивающей станции необходимо иметь данные по объему перекачки; объем и одновременность проведения технологических операций, а также перспективы развития станции. Для нефтепродуктопроводов необходимо дополнительно иметь разбивку годового грузооборота по отдельным группам нефтепродуктов.

    Главное требование при разработке технологических схем - простота, возможность выполнения всех предусматриваемых проектом технологических операций при минимальном количестве монтируемой запорной и      регулирующей арматуры соединительных   деталей,   а   также   обеспечения    минимальной протяженности технологических трубопроводов. Длина трубопроводов    обусловливается    допустимыми    минимальными разрывами   между   соединяемыми   объектами.    Наиболее   часто используются принципиальные (полные) схемы и схемы соединений (монтажные).

На принципиальных схемах изображаются гидравлические элементы   или устройства, необходимые для осуществления технологических процессов и контроля за ними, а также все гидравлические связи между ними (рис. 1).

В зависимости от схемы соединения насосов и резервуаров можно    выделить    следующие    системы    перекачки    нефти нефтепродуктов: постанционную, с подключенным резервуаром, из насоса в насос, через резервуар (рис.2).

При   постанционной  системе  перекачки   нефть   принимают поочередно в один  из  резервуаров  станции,  для  закачки  же трубопровод в это время используют нефть из другого резервуара. При   этой   системе   перекачки   возможен   порезервуарный   учёт количества    перекаченной     нефти,     но    она     сопровождается значительными потерями нефти от "больших дыханий" резервуаров. Постанционная система перекачки характерна для головных НПС магистрального нефтепровода и его эксплуатационных участков.

Система  перекачки  нефти  с "подключенным  резервуаром предусматривает,   что   основное   ее   количество   проходит   по трубопроводу, минуя резервуар. Поскольку колебания уровня нефти в  нем   происходят только  в  связи  с  различием     расходов  на предыдущем   и   последующем   перегонах  между  станциями,   при данной системе перекачки потери нефти от "больших дыханий” ниже.    При    синхронной    работе    участков    уровень    нефти    в "подключенном резервуаре" остается постоянным.

      

       При  системе  перекачки  "из  насоса  в   насос"   резервуары промежуточных НПС отключаются от трубопровода и используют только для приема нефти из трубопровода во время аварии или ремонта. Нефть проходит только через магистральные насосы НПС. За счет этого уменьшаются потери нефти от испарения и полностью используется    подпор    предыдущей    станции.    Данная    система предусматривает     полную    синхронизацию     работы     перегонов нефтепровода в   пределах   эксплуатационного участка или даже всего магистрального нефтепровода. Перекачка по системе "из насоса в насос" является самой распространенной на существующих нефтепроводах.

Перекачка "через резервуар" обеспечивает "мягкую" перекачку (в резервуарах происходит гашение волн избыточного давления, возникающих при пусках и остановках насосных агрегатов), но постоянный приток и отбор нефти из резервуара способствуют более интенсивному испарению легких фракций. Эта схема в настоящее время практически не используется.

Обвязка резервуаров может быть выполнена в двух вариантах (рис. 3) - двухпроводным и однопроводным. В первом варианте (а) заполнение идет через один общий для всех резервуаров коллектор, а опорожнение - через другой; во втором (б) - для каждого резервуара предусматривается самостоятельный трубопровод, соединенный с общим коллектором через манифольдную (узел переключения задвижек).

Соединение центробежных насосов на НС в большинстве случаев последовательное, что определяется основными характеристиками насосов. Обвязка насосов должна обеспечивать работу НС при выходе в резерв любого из агрегатов. Одно из основных условий при разработке схемы обвязки насосов -максимальное уменьшение коэффициента резерва основного оборудования. На головных станциях предусматривается установка подпорных насосов, обеспечивающих бескавитационную работу основных насосов. Подпорные насосы в зависимости от их характеристик могут быть соединены как последовательно, так и параллельно. Обвязка для последовательной работы основных насосов показана на рис. 4.

   Обратный клапан КО, разделяющий всасывающий и напорный патрубки насоса, пропускает жидкость в одном направлении, указанном на рис.4 стрелкой. При работающем насосе давление, действующее на заслонку обратного клапана справа, больше, чем давление, действующее слева (давление на входе в насос). Вследствие этого заслонка клапана закрывается, и перекачиваемая жидкость идет через насос. При неработающем насосе заслонка соответствующего клапана открывается под давлением потока жидкости и пропускает жидкость к следующему (работающему) насосу.

Приведенная схема обвязки позволяет также осуществлять обратную перекачку нефти из магистрали в резервуарный парк при помощи коллектора С и подпорных насосных агрегатов.

Подпорные насосы могут быть расположены в одном здании с основными, но наиболее часто подпорные насосы располагаются в отдельной насосной, которая размещается в более низком месте площадки и ближе к резервуарному парку для обеспечения бескавитационной работы подпорных насосов. В практике эксплуатации встречается и параллельное соединение основных насосов. Такая схема аналогична схеме подключения подпорных насосов на рис. 4 и отличается только количеством насосов. В этом случае используется дополнительный коллектор. Возможна следовательно-параллельная обвязка основных насосов (рис.5).

                                                                                                                                                              Основное направление движения нефти по коммуникациям головной НПС следующее: камера фильтров, узел замера, резервуарный парк, подпорная насосная, магистральная насосная, узел регулирования давления, магистраль (рис. 3.2).

На промежуточной НПС поток нефти проходит ее объекты в следующей последовательности: узел подключения станции к магистрали, камера фильтров, магистральная насосная, узел регулирования давления, узел подключения, магистраль (рис. 6).

      Узлы предохранительных устройств и регулирования имеют обвязку, показанную на общей схеме рис. 1

      Узел учета нефти или нефтепродуктов состоит из счетчиков, фильтров, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, установки для поверки счетчиков - прувера или контрольного счетчика. Полная схема одной из линий узла учета приведена на рис. 7

Рис.7. Схема основной и резервной линии узла учета:

1 - отсекающие задвижки; 2 - манометр; 3 - фильтр;

4 - струевыпрямитель; 5 - счетчик; 6 - термометр;

  1.  - отвод к контрольному счетчику или пруверу;

        8- контрольный кран

Камера пуска и приема скребка и узел подключения к магистрали могут быть выполнены в различных вариантах. Схемы камер пуска и приема скребка и подключения головной и промежуточных станций показаны на рис. 8 и  рис. 9.

                                 

                                 7

Рис.8. Схема пуска скребка и узла подключения, головной

станции к магистрали:

1 - концевой затвор; 2 - сигнальное устройство; 3 - камера пуска скребка или разделителя; 4 - отсекающий механизм; 5 - обводная линия; 6 – сигнализатор; 7 - дренажная емкость.

                                                 

3.Расчёт свайных фундаментов перекачивающих агрегатов.

 Характеристика грунта:

1.Сила сцепления С=22 кН/м2

2.Угол внутреннего трения

3.Модуль деформации грунта E=14МПа

4.Расчетное давление на основание Ro=225кН/м2

5.Типоразмерность насоса НМ 7000-210  

Выбор типа фундамента: массивный железобетонный фундамент плотностью 2500 кг/м3.

3.2.РАСЧЁТ ФУНДАМЕНТОВ НА ДИНАМИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ.

Суть расчёта свайного фундамента на динамические воздействия сводится к определению амплитуды колебаний верхней грани фундамента и должна удовлетворять условию

                                         

где a-амплитуда колебаний верхней грани фундамента, определяемая расчётом.

     au – предельно допустимая амплитуда колебаний фундамента, устанавливаемая  заданием на проектирование.

3.2.1.Вычисление моментов инерций подошвы фундамента относительно горизонтальной оси

Площадь подошвы фундамента

                                        

где ai –длина соответствующего элемента подошвы фундамента

      bi –ширина соответствующего элемента подошвы фундамента.

м2

Координаты центра тяжести подошвы фундамента относительно произвольно оси

                                            , м;  yc=0,

м

Момент инерции каждого из элементов подошвы

                                                    м4

м4 ; м4;

Момент инерции подошвы фундамента относительно оси Y

                                          

м4

Момент инерции подошвы фундамента относительно оси проходящей через центр тяжести подошвы фундамента.

                                                   

м4

Момент инерции подошвы фундамента относительно вертикальной оси фундамента проходящей через центр тяжести подошвы фундамента

; ; м4

м4

3.2.2.Вычисление координат общего центра тяжести и момента инерции массы всей установки.

Фундамент разбивается на ряд отдельных прямоугольных элементов по осям X,Y,Z;

Масса элемента подошвы фундамента

                                       ,кН.с2

где ax,ay,az-размеры элемента относительно осей X,Y,Z, м.

      -удельный вес бетон, кН/м3;

кН.с2/м; кН.с2/м;

Статические моменты масс элементов относительно осей X,Y,Z, кН.с2

; ; ;

кН.с2;

кН.с2;

Моменты инерции массы элементов относительно оси Y

;

кН.м.с2;

кН.м.с2;

Координаты центров тяжести элементов относительно осей, проходящих через центр тяжести всей установки, X0,Z0,м.

Момент инерции массы элементов относительно центра тяжести всей установки, кН.м.с2

                                        

кН.м.с2

кН.м.с2

Моменты инерции массы агрегата, кН.м.с2

- привод:  кН.м.с2

- насос:      кН.м.с2

Координаты центра тяжести подошвы фундамента, м

               

м;

Координаты центра тяжести фундамент с агрегатом, м

м

Эксцентриситет центр тяжести фундамент и всей установки, м

; ;

Для грунтов с R0>150 кПа эксцентриситет не должен превышать 5% размер стороны подошвы фундамента

;

где с-размер стороны подошвы фундамента, в направлении которой смещен центр тяжести.

Условие выполняется.

Момент инерции массы всей установки относительно оси, проходящей через общий центр тяжести установки

               ,кН.м.с2

Момент инерции массы всей установки относительно оси, проходящей через центр тяжести подошвы фундамента

кН.м.с2

3.2.3.Определение упругих характеристик естественного основания

Коэффициент упругого равномерного сжатия

                                        

где  b0=1,2;

       E-модуль деформации грунта под подошвой фундамента; E=14000кПа;

A10=10 м2

кН/м3

Коэффициент упругого неравномерного сжатия, упругого равномерного сдвига, упругого неравномерного сдвига,

кН/м3;

кН/м3;

кН/м3;

Коэффициенты жесткости для естественных оснований  определяются по формулам

- при упругом равномерном сжатии

кН/м

- при упругом неравномерном сжатии

кН/м

- при упругом равномерном сдвиге

кН/м

- при упругом неравномерном сдвиге

кН/м

3.2.4.Определение коэффициентов относительного демпфирования

Вертикальные колебания: 

Горизонтальные колебания: 

Вращательные колебания :

                                            

3.2.5.Определение угловых  частот колебаний фундамента.

Угловая частота собственных вертикальных колебаний фундамента

с-1

Угловая частота собственных горизонтальных колебаний фундамента

с-1

Угловая частота вращательных колебаний относительно горизонтальной оси, проходящей через центр тяжести подошвы фундамента перпендикулярно плоскости колебаний,

с-1

МН/м

3.2.6.Нагрузки на фундамент и допустимые амплитуды колебаний

Нормативные динамические нагрузки принимать

где - коэффициент пропорциональности

       s- число роторов

       Gi- вес каждого ротора машины, кН

Суммарный момент динамических сил

кН.м

где Mo – возмущающий момент машины

Круговая частота вращения агрегата

с-1

nr- частота вращения агрегата 

Частота колебаний

                                   с-1

Предельно допустимая амплитуда колебаний фундамента согласно

СНиП 2.02.05-87 au=0,05 мм.

3.2.7.Вычисление амплитуды горизонтально-вращательных колебаний верхней грани фундамента

Амплитуды горизонтально-вращательных колебаний верхней грани фундамента относительно горизонтальной оси следует определять

                              

м

где

      

здесь  

=1+4,538=5,538

=

- условие выполняется.

3.2.7.Главные собственные частоты колебаний установки

                                 

с-1

с-1

где

    Амплитуды вертикальных колебаний массивных фундаментов av,м, с учётом вращения относительно горизонтальной оси, перпендикулярной плоскости колебаний, определяются по формуле

                                         

где  

 

м

4,48м

=1,778.10-8.4,48=7,965.10-8м

av=4,063.10-7+7,965.10-8=4,860.10-7м

Проверяется условия      

Условие выполняется.

3.2.8.  Амплитуды горизонтально-вращательных колебаний верхней грани фундамента аh, м при действии только момента М(Fh = 0) следует определять по формуле

=6,680.10-7м

- условие выполняется.

4.Технология и организация производства работ при   сооружении   насосных  станций

4.1.ВИДЫ ОБЩИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ СООРУЖЕНИИ НАСОСНЫХ СТАНЦИЙ

      Сооружение современных насосных станций связано с выполнением достаточно сложного комплекса работ, который осуществляют в самых различных природно-климатических и геокриологических условиях. При сооружении насосных станций выполняют различные работы, начиная от земляных и кончая монтажом таким тонких и точных систем, как системы автоматики и телемеханики, связи. По принятой в строительстве классификации и терминологии все виды строительных работ подразделяют на общие и специальные. К общим строительным работам относят работы по подготовке строительной площадки, земляные, бетонные и арматурные, монтажные по сооружению зданий (монтаж каркаса, покрытия, стен и сборных фундаментов) и устройству полов, отделочные. К специальным строительным работам относят работы по монтажу перекачивающих агрегатов (газоперекачивающих агрегатов с газотурбинным и электроприводом и насосных агрегатов), основного и вспомогательного технологического оборудования, технологических трубопроводов, резервуаров для нефти и нефтепродуктов на насосных станциях, систем водоснабжения, канализации, вентиляции и отопления, систем контрольно-измерительных приборов и автоматики; систем телемеханики, связи и радиорелейных устройств.

С внедрением блочно-комплектных устройств (БКУ), повышением уровня блочности насосных станций и заменой тяжелых капитальных зданий легкими зданиями снижается объем и трудоемкость общих строительных работ и соответственно увеличивается объем специальных строительных работ, в частности, монтажных.

Земляные работы на площадке сооружения насосных станций связаны с выполнением вертикальной планировки территории, разработкой грунтов для котлованов под массивные фундаменты перекачивающих агрегатов, для траншей при подземной прокладке технологических трубопроводов.

Бетонные и арматурные работы при сооружении насосных станций связаны с устройством монолитных фундаментов под перекачивающие агрегаты и некоторое технологическое оборудование (например, вертикальные пылеуловители, аппараты воздушного охлаждения газа). С увеличением объема применения свайных фундаментов со сборными железобетонными или стальными ростверками, сборных плитных фундаментов объем трудоемких бетонных и арматурных работ сокращается. В связи с массовым применением на насосных станциях легких общих и индивидуальных зданий с высокой степенью сборности несущих и ограждающих конструкций возведение таких зданий сводится к высокомеханизированному монтажу из элементов заводской готовности: стальных колонн, полуригелей, кровельных и стеновых панелей и т. д.

Работы по устройству полов выполняют в зданиях насосных цехов. В таких зданиях обычно устраивают террацовые (мозаичные) полы. Отделочные работы при сооружении насосных цехов сведены до минимума. Штукатурные и малярные работы проводят для обеспечения газонепроницаемости перегородок между отделениями насосного цеха. Малярные работы включают окраску стального каркаса здания, различных стальных ограждений, ворот здания, стен, потолков, оконных переплетов, дверей и ворот.

4.2. ПОДГОТОВКА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

    До  начала  общих  строительных  работ  на  строительной  площадке будущей  насосной станции должна быть проведена  необходимая  подготовка строительного производства, которая включает организационные подготовительные мероприятия,   внеплощадочные   и   внутриплощадочные работы (СНиП 3.01.01—85* «Организация строительного производства» и  ОСТ   102-74 — 83  «Единая   система  организационно-технической  подготовки  строительного  производства   при сооружении наземных объектов»). Организационные  подготовительные  мероприятия включают прежде всего решение вопросов об условиях использования для нужд строительства насосных станций  существующих  транспортных  и  инженерных    коммуникаций,    предприятий    строительной    индустрии, сооружений  теплоэнергетики  и  др.  Далее  необходимо  решить вопрос о максимальном использовании для нужд строительства насосных станций местных строительных материалов (в первую очередь щебня или гравия, песка) во избежание дальних завозов этих материалов. К организационным подготовительным мероприятиям относят также определение строительных   и   строительно-монтажных   организаций — участников сооружения насосной станции. Это особенно важно для насосных станций,  в сооружении которых  кроме  генерального  подрядчика   (генподрядной  организации)   принимают  участие   10—15  субподрядных  организаций  по  монтажу перекачивающих  агрегатов,  технологического оборудования и трубопроводов, систем водоснабжения и канализации, систем КИП и А, телемеханики, связи, энергоснабжения и    др.

      К внеплощадочным подготовительным работам относят строительство внешних подъездных дорог, линий связи, электропередач с трансформаторными подстанциями, водопроводных сетей с водозаборными сооружениями, канализационных коллекторов с очистными сооружениями.

Внутриплощадочные   подготовительные   работы    включают:

создание заказчиком геодезической разбивочной основы для сооружения насосной станции и передачу генподрядчику технической документации на эту основу не менее чем за 10 дней до начала строительно-монтажных работ;

расчистку территории строительной площадки насосной станции;

инженерную подготовку территории строительной площадки насосной станции;

создание общеплощадочного складского хозяйства, а также площадок для укрупнительной сборки конструкций (например, конструкций зданий — для перекачивающих агрегатов и некоторого технологического оборудования и др.);

обеспечение строительной площадки противопожарным водоснабжением и инвентарем, средствами связи и сигнализации.

Подготовительные работы должны быть технологически увязаны с основными строительно-монтажными работами. Задача подготовительных работ — обеспечение необходимого фронта для выполнения работ основного периода строительства. Завершение подготовительных работ фиксируют в общем журнале строительных работ.

Говоря об организации строительно-монтажных работ при сооружении насосных станций магистральных трубопроводов, необходимо отметить следующее обстоятельство. В практике сооружения магистральных газопроводов широко применяют метод их сооружения в едином технологическом коридоре. Сооружение системы магистральных трубопроводов в едином технологическом коридоре позволяет сократить сроки строительства и снизить их стоимость периода строительства.

4.3.ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ ПРИ СООРУЖЕНИИ НАСОСНЫХ СТАНЦИЙ

   Земляные работы — разновидность общестроительных работ, связанных с разработкой, перемещением и укладкой грунтов. Готовая продукция земляных работ — постоянные и временные земляные сооружения, к которым относят насыпи и выемки (котлованы для фундаментов и траншеи для подземных трубопроводов). При сооружении насосных станций земляные работы выполняют при проведении вертикальной планировки строительной площадки, возведении котлованов и траншей, обратной засыпке пазух котлованов и траншей и строительстве внутриплощадочных дорог.

Охарактеризуем земляные сооружения, возводимые при строительстве насосных станций.

Котлован — временное земляное сооружение типа выемки с соизмеримыми по величине размерами в плане и глубиной, намного меньшей этих размеров. Размеры в плане котлована определяются размерами в плане зданий насосных цехов, оборудования и т. д. Глубина котлована зависит от характера грунтов основания, наличия в зданиях технических подвалов, гидрогеологических и геокриологических условий. В зависимости от вида грунтов вертикальным стенкам котлована придают различный наклон к вертикали. Уклон вертикальных стенок котлована характеризует коэффициент откоса m=1/tg(где — угол наклона стенки траншеи к горизонтали).

Траншея — временное земляное сооружение типа выемки, у которого длина во много раз больше размеров поперечного сечения. Траншеи на насосных станциях используют для размещения подземных технологических трубопроводов, трубопроводов водоснабжения, канализации и других инженерных сетей. Ширину траншеи для стальных трубопроводов определяют по СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения. Основания и фундаменты» и ОСТ 102-50—79.

    Наименьшая ширина по дну траншеи с вертикальными стенками I имеет следующие значения:

Способ укладки трубопровода А, м

Плети или отдельные секции при наружном диаметре труб О, мм:

до 700 D + 0,3, но не менее 0,7/D

более 700         1,5D

Отдельные трубы при наружном диаметре труб D, мм:

до 500  D + 0,5

от 500 до  1600  D + 0,8

При разработке траншей с откосами в грунтах, расположенных выше уровня грунтовых вод, ширина, их по дну независимо от диаметра трубопровода должна быть не менее D + 0,5 при укладке из отдельных труб и D + 0,3 при укладке из плетей. При разработке траншей в грунтах, расположенных ниже уровня грунтовых вод и разрабатываемых с открытым водоотливом, ширину их по дну необходимо принимать с учетом размещения водосборных и водоотливных устройств согласно указаниям проекта.

Глубина траншей зависит от назначения трубопровода, транспортируемой среды и других факторов. Для технологических трубопроводов (газо- и нефтепроводов) глубину траншеи можно определять как для магистральных трубопроводов т. е. в нормальных грунтовых условиях глубина траншеи H должна быть: HD + 0,8 м при D<1м и НD+1 м при D1 м. Траншеи для инженерных сетей (систем водоснабжения, канализации и др.) отличаются большой глубиной (1,9—3 м), а ширина их по дну зависит от диаметра и числа  размещаемых в траншее трубопроводов.

4.4.БЕТОННЫЕ И АРМАТУРНЫЕ РАБОТЫ ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ МОНОЛИТНЫХ ФУНДАМЕНТОВ ПОД ПЕРЕКАЧИВАЮЩИЕ АГРЕГАТЫ

    С развитием индустриализации строительства насосных и компрессорных станций, расширением объема применения блочно-комплектных и блочно-модульных насосных станций, внедрением свайных фундаментов перекачивающих агрегатов объем бетонных и арматурных работ, выполняемых непосредственно на строительной площадке, непрерывно сокращается. При сооружении насосных станций бетонные и арматурные работы все еще применяют при возведении монолитных массивных фундаментов газоперекачивающих и насосных агрегатов и некоторого технологического оборудования, монолитных ростверков свайных фундаментов зданий насосных и компрессорных цехов и монолитных плит свайных фундаментов перекачивающих агрегатов. Основной объем бетонных и арматурных работ выполняют при возведении монолитных массивных фундаментов перекачивающих агрегатов. Возведение монолитных фундаментов включает следующий комплекс работ: приготовление бетонной смеси; изготовление и установка опалубки (опалубочные работы); установка арматурных каркасов; доставка бетонной смеси к опалубкам; собственно бетонирование; твердение и уход за бетоном.

     В зависимости от расстояния возки и объема бетонирования готовую бетонную смесь к месту укладки доставляют различными способами: автобетоносмесителями, автобетоновозами, автосамосвалами, в инвентарных поворотных бадьях на грузовых автомобилях. На строительной площадке насосной станции бетонную смесь транспортируют в поворотных бадьях на грузовых автомобилях. При загрузке и транспортировке бетонной смеси на грузовом автомобиле в бадьях последние должны находиться в горизонтальном положении, а при подъеме, перемещении краном и выгрузке бетонной смеси — в вертикальном.                              Если бетонную смесь доставляют на строительную площадку в автосамосвале или автобетоновозе, то ее разгружают в бадьи, лежащие в горизонтальном положении на деревянных щитах около бетонируемого объекта в зоне действия крана. Число поворотных бадей с учетом их вместимости принимают кратным вместимости автосамосвала или автобетоновоза. При выгрузке бетонной смеси из бетоносмесителя стационарного типа в поворотные бадьи последние доставляют к месту укладки бетона грузовыми бортовыми автомобилями. Вместимость поворотных бадей 0,5—2 м3.

          Опалубочные работы включают установку и закрепление в проектном положении формы для бетонирования фундамента, называемой опалубкой. Обычно конструкция опалубки — деревянная, разборно-щитовая, состоящая из инвентарных деревянных щитов, закрепленных распорками. Перед установкой щитов опалубки на дне котлована по всей площади подошвы будущего фундамента с перекрытием на 100 мм выполняют бетонную подготовку. Бетонная подготовка — слой бетона толщиной 100—150 мм проектных марок В7,5—В10, предназначенный для изоляции фундамента от непосредственного соприкосновения с грунтом и осуществления более равномерной передачи давления на грунт. Для установки фундаментных болтов в теле массивного фундамента оставляют колодцы квадратного сечения 150X150 мм с глубиной, указанной на чертежах. Для формования колодцев устанавливают соответствующие по размерам опалубки. В опалубке монтируют арматурные сетки и при необходимости — стальную установочную раму для фиксации в проектном положении арматурных сеток и стальных марок.

Бетонную смесь укладывают в опалубку горизонтальными слоями толщиной 30—35 см без перерывов с тщательным уплотнением глубинными вибраторами. После завершения укладки бетона создают оптимальные условия его твердения (температура 18—20 °С, относительная влажность 85—90%) в течение срока, обеспечивающего набор бетоном нормативной прочности. Подобные условия во всех природно-климатических условиях практически создать невозможно, но специальными технологическими приемами как в условиях холодного климата, так и в условиях сухого жаркого климата можно приблизить их к оптимальным.

       В летнее время благоприятные температурно-влажностные условия твердения бетона обеспечивают путем предохранения уложенного бетона от воздействия ветра, прямых солнечных лучей и проведения периодического увлажнения бетона. Воздействие ветра и прямых солнечных лучей на свежеуложенный бетон вызывает интенсивное испарение влаги, высыхание бетона, замедление твердения и снижение его прочности. Поэтому в летнее время (особенно жаркое) принимают меры, во-первых, по предотвращению испарения влаги, во-вторых, по восполнению потерь влаги из свежеуложенного бетона. Испарение влаги предотвращают путем покрытия свежеуложенного бетона брезентом или мешковиной. Брезент или мешковину периодически увлажняют рассеянной струей воды из брандспойта. При отсутствии брезента или мешковины свежеуложенный бетон покрывают слоем влажных опилок или мелкого песка, которые также периодически увлажняют. Увлажнение проводят по 5 раз в день в течение 7—14 дней в зависимости от погоды, а также вида и марки применяемого цемента.

                    

             

        

  5.Охрана труда и техника безопасности

        5.1.ЗАЩИТА  РАБОТАЮЩИХ  В  УСЛОВИЯХ  ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУР

Для работающих необходимо создать такие условия, при которых неблагоприятное воздействие сурового климата на организм сводилось бы к минимуму. При метеоусловиях, близких к предельным, но не достигающих этих пределов, рекомендуется устанавливать через каждые 50 минут десятиминутные перерывы для обогрева(время перерыва засчитывается в счет рабочего времени). Во всех случаях: общего охлаждения и замерзания человека, какой бы степени оно не было, следует, срочно вызвать врача.

Для предупреждения обморожений необходимо производить индивидуальные и массовые профилактические мероприятия. Массовая профилактика осуществляется санитарно-разъяснительной работой, своевременным обеспечением работающих на открытом воздухе теплой одеждой и обувью, устройством помещений для обогрева, утеплением транспорта, обеспечением регулярного приема горячей пиши, устройством помещений для сушки одежды и обуви в период отдыха и т.д. Индивидуальная профилактика сводится к содержанию в исправном состоянии одежды и обуви. Помещения для обогрева располагаются на расстоянии не более 100 м от места работы.

Для создания нормальных бытовых условий линейных строителей в случае необходимости перебазировку жилых поселков следует производить на предварительно подготовленные площадки (планировка, расчистка площадки, строительство линий электропередач, копка выгребных ям для санузлов, устройство овощехранилища, стоков воды, ледника для летнего периода и т.д.).

Санитарно-бытовые помещения, входящие в комплекс жилого поселка для строителей, необходимо оборудовать согласно "Гигиеническим требованиям к устройству и оборудованию санитарно-бытовых помещений для строительных рабочих"

Министерства здравоохранения СССР от 8 июня 1963г. N 440-63.

        

       5.2. ЗАЩИТА  РАБОТАЮЩИХ  ОТ СОЛНЕЧНОЙ  РАДИАЦИИ  И ГНУСА

     В летнее время нормальная температура внутри помещений должна быть 22-23 градуса и влажность воздуха 40-50%. Окна и двери помещений должны быть затянуты специальной мелкой металлической или нейлоновой сеткой с ячейками 1x1 или 0,75хО,75мм для защиты от кровососущих насекомых (комары, мошки, мокрицы. слепни и др.).

Для защиты от солнечной радиации помещения должны быть окрашены в светлые тона.

В местах отдыха работающих устанавливаются  навесы, зонты из ткани светлых тонов снаружи и темных изнутри.

Летом при прямом воздействии солнечной радиации на человека возникает опасность перегрева организма, что ухудшает самочувствие и снижает работоспособность.  В  связи  с  этим  летом  рекомендуется  работы  производить  в наиболее прохладное время суток.

Ткань, из которой делается спецодежда, должна быть ноской, мягкой, легкой, воздухопроницаемой и не вызывать раздражения кожи.

Для защиты от перегревания рекомендуется надевать хлопчатобумажные сетки. которые образуют воздушную прослойку между кожей и верхней рубашкой. Эта воздушная прослойка облегчает испарения пота, уменьшает пропитывание верхней рубашки потом, сохраняя тем самым воздухопроницаемость и способствует циркуляции воздуха под рубашкой.

В летний период, проживая и работая в условиях малообжитых территорий, люди подвергаются массовому нападению гнуса. В этих условиях гнус наносит экономический ущерб производству в результате -снижения трудоспособности работающих. Поэтому при строительстве в местах массового выплода комаров (неглубокие, хорошо прогреваемые солнцем водоемы, густая сеть рек) необходимо проводить специальные мероприятия по их уничтожению.

                    5.3. ЗАЩИТА  РАБОТАЮЩИХ  ПРИ  СВАРОЧНЫХ  РАБОТАХ

При электросварочных работах сварщики снабжаются спецодеждой комбинезоном из плотной материи или брезентовой курткой и брюками, причем карманы у куртки закрываются клапанами. Вправлять куртку в брюки запрещается. Брюки должны быть длинными, закрывающими ботинки, носить их нужно навыпуск. Спецодежда пропитывается огнеупорной пропиткой. Обувь необходимо плотно зашнуровать, чтобы в ботинки не попали брызги металла. Голову необходимо покрывать головным убором без козырька.

Наибольшую опасность для глаз представляют ультрафиолетовые лучи с длинами волн ниже 320 ммк и инфракрасные лучи - 1500-700 ммк, интенсивное и длительное воздействие которых может вызвать помутнение хрусталика глаза. Помимо острых заболеваний возможны и хронические профессиональные глазные заболевания. Для защиты глаз от ослепительного света и интенсивного ультрафиолетового и инфракрасного излучения служат светофильтры. Они применяются в очках, масках, щитках, без которых электросварочные работы выполнять запрещается.

       5.4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПОЖАРОТУШЕНИЮ

При производстве строительно-монтажных работ на проектируемых объектах необходимо руководствоваться:

         •правилами «Техника безопасности в строительстве» ;

                    • «Правилами безопасности в нефтяной и газовой промышленности» РД 08-200-98

при   монтаже   оборудования   в   условиях   взрывоопасной   среды   должны
применяться    инструмент,    приспособления    и    оснастка,    исключающие
возможность искрообразования;

монтаж узлов оборудования и звеньев трубопроводов, воздуховодов вблизи
электрических проводов (в пределах расстояния равного наибольшей длине
монтируемого узла) должна производится при снятом напряжении.

        При невозможности снятия напряжения работы следует производить по наряду -допуску, утвержденному в установленном порядке.

Пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться:

системой предотвращения пожара;

системой пожарной защиты.

Необходимые расчеты систем предотвращения пожара и пожарной защиты должны производится в соответствии с СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" и "Техника безопасности при строительстве магистральных стальных трубопроводов", Москва, 1982 г.

Для обеспечения противопожарной безопасности проектом предусмотрены следующие мероприятия:

пожарные проезды, подъезды и дороги должны быть всегда свободны, хорошо
освещены и исправны, чтобы по ним могли пройти пожарные машины;

площадки складирования материалов на расстоянии не менее 5 м от объектов
для проезда и маневрирования пожарных машин;

места сварки и установки передвижных трансформаторов не ближе 5 м от легковоспламеняющихся материалов;

применение герметизированного технологического оборудования;

заземление    оборудования    для    предотвращения    разрядов   статического электричества;

устройство молниезащиты.

Основные объекты и временные сооружения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения: ящиками с песком, инвентарными ломами. лопатами, огнетушителями; баграми, ведрами, окрашенными в красный цвет. собранными на щитах, расположенных на видных и доступных местах. Щиты целесообразно оборудовать звуковыми пиалами. Места размещения щитов определяет местная пожарная охрана. Для тушения небольших очагов пожара применяют ручные огнетушители. Для действия огнетушителя в холодное время года (при хранении его вне здания или в 1к; отапливаемом помещении) обычный заряд огнетушителя должен быть заменен на зимний. Эта замена и проверка должна производиться только опытными пожарными работниками. На закрытых складах - по одному огнетушителю на каждые 100 м2 площади пола и не менее двух огнетушителей на каждое отдельное здание склада; на открытых складах - один огнетушитель, две бочки с водой и двумя ведрами на каждые 300 м склада.

На каждом строящемся объекте должен быть выделен приказом работник, на которого возлагается ответственность за пожарную безопасность. Все работающие на строительной площадке должны соблюдать противопожарный режим.

Курить можно только в отведенных для этого местах, оборудованных урнами для окурков, спичек, бочками с водой, ведрами, ящиками с песком. В этих местах делают надписи "Место для курения". При входе на территорию строительства, а также внутри территории, у складов сгораемых материалов и на отдельных объектах вывешивают предупредительные надписи "Курить воспрещается". Если возникает необходимость сжечь отходы, место для сжигания выбирает специально выделенный работник. Он же следит за тем, чтобы при сжигании не создавалась пожарная опасность расположенных поблизости строений. В соответствии с правилами противопожарного режима на территорию строительства не должны попадать посторонние лица, которые могут, не зная условий и противопожарных требований строительства, вызвать пожар или взрыв.

Каждый работающий должен быть проинструктирован до начала работы об общих мерах пожарной безопасности, проводимых на строительстве, личном и общем поведении при соблюдении противопожарного режима, а также обучен пользованию простейшими средствами пожаротушения. Для обеспечения быстрейшего и правильного вызова пожарной команды на площадке организуется связь с ближайшим пожарным постом по телефону. Поэтому на видных местах вывешивают таблички с указателями места нахождения ближайшего телефона. Около каждого телефонного аппарата должна быть четкая надпись с указанием способа вызова ближайшей пожарной команды. Доступ к телефону должен быть обеспечен круглые сутки. На строительной площадке у строящихся объектов и у складов для подачи пожарной тревоги устанавливают звуковые сигналы. Независимо от вызова пожарной команды при возникновении пожара необходимо медленно принимать меры к тушению огня.

Список используемой литературы

1.Березин.В.Л,Бобрицкий.Н.В. Сооружение насосных и компрессорных станций.Москва.Недра.1985.

2.Масто,аев.Б.Н,Руфанова.И.М. Эксплуатация насосных станций.

Уфа.2000.

3.Васильев.Г.Г,Коробков.Г.Е,Коршак.А.А.Трубопроводный транспорт нефти.Москва.Недра.2002.

4.Рычагов.В.В,Третьяков.А.А,Флоринский.М.М. Проектирование насосных станций и испытание насосных установок. Издательство “Колос”.Москва.1971.

5.Кагановская.С.Е,Гликман.Н.А,Макар.Р.М. Фундаменты газо- и нефтеперекачивающих агрегатов магистральных трубопроводов.

Москва.Недра.1991.

6.Тугунов.П.И.Машина и оборудование газонефтепроводов.Уфа.1990.

7.Алиев.Р.А,Березина.И.В,Телегин.Л.Г,Яковлев.Е.И. Сооружение и ремонт газонефтепроводов, газохранилищ и нефтебаз.Москва.Недра.1987.

8.Коновалов.Н.И. Динамический расчет свайных фундаментов перекачивающих агрегатов.Уфа.1999.

 9.Байков.Н.В,Сигалов.Э.Е.     Железобетонные конструкции. Москва  Стройиздат.1985.

10.Дунаев.П.Ф.Констуирование узлов и деталей машин. Москва “Высшая школа”.1978.

 11.Вородавкин.П.П.Механика грунтов в трубопроводном строительстве.

Москва.Недра.1986.

      12.СНиП 2.02.05-87.Фундаменты машины с динамическими нагрузками

13.СНиП 23-01-99. Строительная климатология.

СОДЕРЖАНИЕ

Задание на курсовое проектирование

Введение

1.Краткая характеристика района строительства……………………………………...

2.Технологическая схема перекачивающей станции…………………………………...

3.Расчет монолитных фундаментов перекачивающих агрегатов…………………….

    3.1.РАСЧЁТ ФУНДАМЕНТОВ НА СТАТИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ……………………………………….

    3.2.РАСЧЁТ ФУНДАМЕНТОВ НА ДИНАМИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ…………………………………….

4.Технология и организация производства работ при   сооружении   насосных                                                            станций…………………………………………………………………………………..

   4.1.ВИДЫ ОБЩИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ СООРУЖЕНИИ НАСОСНЫХ СТАНЦИЙ…………

   4.2. ПОДГОТОВКА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА…………………………………………………..

   4.3.ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ ПРИ СООРУЖЕНИИ НАСОСНЫХ СТАНЦИЙ………………………………….

          4.4.БЕТОННЫЕ И АРМАТУРНЫЕ РАБОТЫ ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ МОНОЛИТНЫХ   

ФУНДАМЕНТОВ ПОД ПЕРЕКАЧИВАЮЩИЕ АГРЕГАТЫ……………………………………

5.Охрана труда и техника безопасности……………………………………………

5.1.ЗАЩИТА  РАБОТАЮЩИХ  В  УСЛОВИЯХ  ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУР…………………

5.2. ЗАЩИТА  РАБОТАЮЩИХ  ОТ СОЛНЕЧНОЙ  РАДИАЦИИ  И ГНУСА………………………………

           5.3. ЗАЩИТА  РАБОТАЮЩИХ  ПРИ  СВАРОЧНЫХ  РАБОТАХ……………………………………………

          5.4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПОЖАРОТУШЕНИЮ…………………..

Список используемой литературы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6490. Тема тюрьмы и воли в творчестве Игоря Гамаюнова (по материалам Литературной газеты) 51.98 KB
  Тема тюрьмы и воли в творчестве Игоря Гамаюнова (по материалам Литературной газеты) В содержании многих неспециализированных газет особое место занимают материалы, повествующие читателям о криминальных происшествиях, судебных разбирательствах, а так...
6491. Подиумная дискуссия: опыт проведения на примере подиумной дискуссии на тему Глобализация: добро или зло 32.67 KB
  Подиумная дискуссия: опыт проведения В рамках предмета Экологическая проблематика в СМИ помимо лекционных занятий, проводятся разные интерактивные формы работы со студентами, в том числе подиумные дискуссии. Данный формат предлагает выступление не...
6492. Климат: мы уже прошли точку невозврата 33.14 KB
  Климат: мы уже прошли точку невозврата Климат будет меняться. В следующие 10 лет нам следует резко поменять свои привычки: контролировать потребление ресурсов, ископаемых, скорее переходить на альтернативные источники энергии, а значит, мен...
6493. Разработка устройства, исключающего образование ползунов на поверхности катания колёс ВСНТ 141.5 KB
  Разработка устройства, исключающего образование ползунов на поверхности катания колёс ВСНТ Вся история развития железнодорожного транспорта связана со стремлением обеспечить максимальные скорости движения, минимальное время нахождения пассажиров и г...
6494. Автоматический стояночный тормоз исключающий самодвижение подвижного состава на станционных путях, перегонах и в пунктах его отстоя 137 KB
  Автоматический стояночный тормоз исключающий самодвижение подвижного состава на станционных путях, перегонах и в пунктах его отстоя. Известно, что при движении железнодорожного подвижного состава под действием силы тяги локомотива последняя расходуе...
6495. Индексный метод в статистических задачах 93.5 KB
  Индексный метод в статистических задачах Цель работы: научиться выполнять расчеты индексов переменного, постоянного состава и структурных сдвигов, расчет индексов с использованием формул взаимосвязи индексов...
6496. Индивидуально–изменчивое поведение 90 KB
  А.Р. Лурия. Индивидуально–изменчивое поведение Прошлые занятия были посвящены наследственно закрепленным формам поведения, которые позволяют животному осуществлять наиболее адекватные формы поведения к медленно изменяющейся или неизменной среде...
6497. А.Р. Лурия. Инстинктивное поведение животных 112.5 KB
  А.Р. Лурия. Инстинктивное поведение животных В прошлый раз мы остановились на проблеме происхождения психики и на основных механизмах наиболее простых форм поведения. Мы видели, какое решающее значение имеет факт возникновения реакций на нейтральные...
6498. Трансляция агрессии через имитацию модели агрессивного поведения 303.5 KB
  Трансляция агрессии через имитацию модели агрессивного поведения Предыдущее исследование, проведенное с целью объяснения феномена идентификации на основе случайного научения, показало, что дети с готовностью имитируют поведение, демонстрируемо...