43452

Характеристика уровня проявления тревожности в дошкольном возрасте

Курсовая

Психология и эзотерика

Определенный уровень тревожности естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности это так называемая полезная тревожность. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

Русский

2013-11-05

1.23 MB

19 чел.

Характеристика уровня проявления тревожности в дошкольном возрасте

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Введение

Большинством исследователей высокий уровень тревожности рассматривается как серьезный симптом неблагополучия личности. Но это может быть и вполне закономерная реакция в ситуациях реального благополучия. Однако тревожность может существовать как бы вопреки объективно благополучному положению и являться следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п.

Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность). Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Тревожный ребенок постоянно подавлен, находится настороже, ему трудно устанавливать контакты с окружающими. Мир воспринимается как пугающий и враждебный. Постепенно закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на свое будущее. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредствуясь особенностями "Я-концепции", отношением к себе. До этого она является производной широкого круга нарушений. Вырастая, такие дети не могут самоактуализироваться, ведь современное общество выдвигает самостоятельность и креативность на первый план. Люди с высоким уровнем тревожности оказываются в сложной ситуации, т.к. не могут реализовать в полной мере свои возможности.

Проблеме тревожности посвещены труды таких ученых как A.M. Прихожан, Л.А. Китаев-Смык, А.В. Петровский, Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, З.Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, С. Салливен, Э. Фромм, М.С. Каган. Однако не смотря на разработанность данной проблемы, все походы к пониманию тревожности и причин ее возникновения существенно различаются между собой.

Несмотря на большое количество исследований по проблеме тревожности в дошкольном возрасте, до сих пор существует огромное количество тревожных детей. Поэтому данная работа актуальна, т.к. в обществе существует проблема работы с тревожными детьми именно в дошкольном возрасте, когда личность ребенка еще только формируется и возможно проведение успешной коррекционной работы.

Цель исследования – изучить уровни проявления тревожности дошкольников

Задачи исследования:

  1.  Провести теоретический анализ литературы по проблеме тревожности в дошкольном возрасте
  2.   Эмпирически изучить уровень проявления тревожности детей дошкольного возраста
  3.   Сформулировать выводы

Объект : тревожность

Предмет: уровень проявления тревожности в дошкольном возрасте.

Гипотеза исследования: в дошкольном возрасте уровни тревожности проявляются в определенных ситуациях в зависимости от эмоционального опыта ребенка.

Методологическая основа: В данной работе мы опирались на исследования А.М. Прихожан, которая считает, что тревожность в детском возрасте является устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального, и является производной широкого круга семейных нарушений.

А также на теорию К. Хорни, которая главные источники тревоги и беспокойства личности  определяет как результат неправильных человеческих отношений. К. Хорни считает, что при помощи удовлетворения этих потребностей человек стремится избавиться от тревоги, но невротические потребности ненасыщаемы, удовлетворить их нельзя, а, следовательно, от тревоги нет путей избавления.

Методы исследования:

  •  Общенаучные (анализ, синтез, обобщение)
  •  Теоретико-библиографический анализ проблемы тревожности в дошкольном возрасте
  •  Тестовый метод

Научная новизна и значимость полученных результатов.

Научная новизна заключается в том, что, несмотря на достаточную степень разработанности проблемы, уровень тревожности в дошкольном возрасте изучен недостаточно полно. Кроссе того, изучение ситуаций проявления тревожности детей дошкольного возраста произведено не в полной мере.

Полученные результаты значимы, т.к. позволят раскрыть особенности тревожности детей в дошкольном возрасте.

Практическая значимость полученных результатов.

Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что позволит эффективно провести коррекционную работу именно в тех сферах жизнедеятельности ребенка, которые вызывают у него наибольший уровень тревожности.

Эмпирическая база исследования:  

Эмпирическое исследование проводилось на базе ДОУ № 6 г. Минска. Испытуемыми были 30 старших дошкольников в возрасте 5-6 лет, из которых было 18 девочек ( 60 %)  и 12 мальчиков( 40 %). Выборка являлась репрезентативной.

Структура курсовой работы: введение, глава 1 (теоретическая часть), глава 2 (практическая часть), заключение, список использованных источников, приложения. Объем работы 3_ стр.

1. Теоретический анализ проблемы тревожности в дошкольном возрасте

1.1. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии

A.M. Прихожан указывает, что тревожность – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.[17; 8] Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента». A.M. Прихожан считает, что тревожность в детском возрасте является устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального, и является производной широкого круга семейных нарушений.

По определению Р.С. Немова, тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.[13; 143]

Л.А. Китаев-Смык, в свою очередь, отмечает, что широкое распространение получило в последние годы использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: «тревожности характера» и «ситуационной тревожности», предложенное Спилбергером». [7; 132]

По определению А.В. Петровского, тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий.

Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность - это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Тревожность - как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги.

Существует 2 направления в понимании тревожности:[5; 241]

  1.  Тревожность рассматривается как социальное явление.

Тревожность возникает как результат реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, как образования, возникающие в процессе его деятельности и общения.

  1.  Психофизиологическое направление

Изучение тех физиологических и психологических особенностей личности, которые обуславливают степень тревожности. Большое число авторов считают, что тревожность тесно связана с состоянием сильного психического напряжения - "стрессом". В лаборатории И.П.Павлова, было обнаружено, что, скорее всего нервный срыв под действием внешних раздражителей происходит у слабого типа, затем у возбудимого типа и меньше всего подвержены срывам животные с сильным уравновешенным типом с хорошей подвижностью. Данные Б.М.Теплова также указывают на связь состояния тревоги с силой нервной системы. Высказанные им предположения об обратной корреляции силы и чувствительности нервной системы, нашло экспериментальное подтверждение в исследованиях В. Д. Небылицина.

Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.

З.Фрейд считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность. Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Однако в новых формах они наталкиваются на запреты цивилизации, и человек вынужден маскировать и подавлять свои влечения. Драма психической жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения Фрейд видит в сублимировании "либидиозной энергии", то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности. [23; 281]

У А. Адлера в основе конфликта личности, в основе неврозов и тревожности лежит противоречие между "хотеть" (воли к могуществу) и "мочь" (неполноценность), вытекающие из стремления к превосходству. В зависимости от того, как разрешается это противоречие, идет все дальнейшее развитие личности. Сказав о стремлении к могуществу как изначальной силе, А. Адлер приходит к проблеме общения, т.е. стремление к превосходству не может иметь место без группы людей, в которой может быть осуществлено это превосходство. [10; 7-9]

В теории К. Хорни главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений. К. Хорни считает, что при помощи удовлетворения этих потребностей человек стремится избавиться от тревоги, но невротические потребности ненасыщаемы, удовлетворить их нельзя, а, следовательно, от тревоги нет путей избавления.[25; 95]

В большой степени К. Хорни близок С. Салливен. Он известен как создатель "межличностной теории". Личность не может быть изолирована от других людей, межличностных ситуаций. Ребенок с первого дня рождения вступает во взаимоотношение с людьми и в первую очередь с матерью. Все дальнейшее развитие и поведение индивида обусловлено межличностными отношениями. С. Салливен считает, что у человека есть исходное беспокойство, тревога, которая является продуктом межличностных (интерперсональных) отношений. С. Салливен рассматривает организм как энергетическую систему напряжений, которая может колебаться между определенными пределами - состоянием покоя, расслабленности (эйфория) и наивысшей степенью напряжения. Источниками напряжения являются потребности организма и тревога. Тревога вызывается действительными или мнимыми угрозами безопасности человека.

Э. Фромм считает, что в эпоху средневекового общества, с его способом производства и классовой структурой, человек не был свободен, но он не был изолирован и одинок, не чувствовал себя в такой опасности, и не испытывал таких тревог, потому что он не был "отчужден" от вещей, от природы, от людей. Человек был соединен с миром первичными узами, которые Э. Фромм называет "естественными социальными связями, существующими в первобытном обществе. С развитием общества разрываются первичные узы, появляется свободный индивид, оторванный от природы, от людей, в результате чего он испытывает глубокое чувство неуверенности, бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. Чтобы избавиться от тревоги, порожденной "негативной свободой", человек стремится избавиться от самой этой свободы. Единственный выход он видит в бегстве от свободы, то есть бегство от самого себя, в стремлении забыться и этим подавить в себе состояние тревоги. [6; 48]

М.С. Каган с одной стороны, рассматривает тревогу как врожденную реакцию на опасность, присущую каждой личности, с другой стороны - ставит степень тревожности человека в зависимость от степени интенсивности обстоятельств (стимулов), вызывающих чувство тревоги, с которыми сталкивается человек, взаимодействуя с окружающей средой.

Основной конфликт личности и основную тревогу К. Роджерс выводит из соотношения двух систем личности - сознательной и бессознательной. Если между этими системами имеется полное согласие, то у человека хорошее настроение, он удовлетворен собой, спокоен. И, наоборот, при нарушении согласованности между двумя системами возникают различного рода переживания, беспокойства и тревога. Главным условием, предупреждающим эти эмоциональные состояния, является умение человека быстро пересматривать свою самооценку, изменять ее, если этого требуют новые условия жизни. Таким образом, драма конфликта в теории К. Роджерса переносится от плоскости "биосоцио" в плоскость, возникающую в процессе жизни индивида между его представлениями о себе, сложившегося в результате прошлого опыта и данного опыта, который он продолжает получать. Это противоречие - основной источник тревожности.[12; 265]

Таким образом, тревожность   –   это   склонность   индивида   к   переживанию    тревоги, характеризующаяся низким порогом  возникновения  реакции  тревоги:  один  из основных   параметров   индивидуальных   различий. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. [17; 82]

1.2.  Причины возникновения тревожности

Существует несколько точек зрения по проблеме причин, вызывающих тревожность.

Б.И.Кочубей и Е.В.Новикова считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:[8; 11-12]

1) Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и ДОУ.

2) Неадекватными требованиями родителей (чаще завышенными)

3) Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. В доброжелательных семьях дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Тревожность возрастает и после развода родителей. Не способствует внутреннему спокойствию ребенка и авторитарный тип родительского воспитания.

Тревожность может быть сопряжена с нервозом или с другим психическим расстройством.

Н. Д. Левитов пишет, что тревога у детей может порождаться отсрочкой подкрепления. Когда ребенку обещают что-либо для него приятное, например какой-нибудь подарок, и откладывают исполнение обещания, то ребенок обычно томится в ожидании, беспокоясь, получит ли он обещанное. «Отсрочка подкрепления вызвала у большинства детей состояние неуверенности, беспокойства». Тревога возникает чаще при отсрочке чего-либо приятного, значительного. Ожидание неприятного может сопровождаться не столько тревогой, сколько надеждой на то, что все-таки неприятности не будет. Ребенок, ожидающий выговора от родителей или воспитателей, надеется, что наказания не последует. [10; 15]

К. Хорни отмечает, что возникновение и закрепление тревожности связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. [25; 173]

А.Адлер выдвигает три условия, которые могут привести к возникновению у ребенка тревожности:[24; 276]

1. Органическая, физическая неполноценность организма. Дети с этими недостатками бывают целиком заняты собой, если их никто не отвлечет, не заинтересует другими людьми. Сравнение себя с другими приводит этих детей к чувству неполноценности, приниженности, страданию, это чувство может усиливаться благодаря насмешкам товарищей, особенно это чувство увеличивается в трудных ситуациях, где такой ребенок будет себя чувствовать хуже, чем обычный ребенок. Но сама по себе неполноценность не является патогенной. Даже больной ребенок чувствует способность изменить ситуацию. Результат зависит от творческой силы индивидуума, который может иметь разную силу и по-разному проявляться, но всегда определяющей целью.

А.Адлер был первым, кто описал трудности и тревогу ребенка, связанные с недостаточностью органов, и искал пути их преодоления.

2. избалованность. Возникновение привычки все получать, ничего не давая в обмен. Легко доступное превосходство, не связанное с преодолением трудностей, становится стилем жизни. В этом случае все интересы и заботы также направлены на себя, нет опыта общения и помощи людям, заботы о них. Единственный способ реакции на трудность - требования к другим людям. Общество рассматривается такими детьми как враждебное.

3. Отверженность ребенка. Отверженный ребенок не знает, что такое любовь и дружеское сотрудничество. Он не видит друзей и участия. Встречаясь с трудностями, он переоценивает их, а так как не верит в возможность преодолеть их с помощью других и поэтому и в свои силы. Он не верит, что может заслужить любовь и высокую оценку путем действий, полезных людям. Поэтому он подозрителен и никому не доверяет. У него нет опыта любви к другим, потому что его не любят, и он платит враждебностью. Отсюда - необщительность, замкнутость, неспособность к сотрудничеству.

Анализируя и систематизируя рассмотренные теории можно выделить несколько причин возникновения тревожности, которые в своих работах выделяют авторы:[18; 182]

1. Тревожность из-за потенциального физического вреда. Этот вид беспокойства возникает в результате ассоциирования некоторых стимулов, угрожающих болью, опасностью, физическим неблагополучием.

2. Тревожность из-за потери любви (любви матери, расположения сверстников). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями.

3. Тревожность может быть вызвана чувством вины, которая обычно проявляется не ранее 4-х лет. У старших детей чувство вины характеризуется чувствами самоунижения, досады на себя, переживание себя как недостойного.

4. Тревожность из-за неспособности овладеть средой. Она происходит, если человек чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает среда. Тревожность связана с чувством неполноценности, но не идентична ему.

5. Тревожность может возникнуть и в состоянии фрустрации. Фрустрация определяется как переживание, возникающее при наличии препятствия к достижению желаемой цели или сильной потребности. Нет полной независимости между ситуациями, которые вызывают фрустрации и теми, которые приводят в состояние тревоги (потеря любви родителей и так далее) и авторы не дают четкого различия между этими понятиями.

6. воспитание ребенка

Высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание). В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает, что-то не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование - тревожность.

Воспитание по типу гиперопеки, может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком,  родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности. [5; 237]

7. Завышенные требования со стороны родителей и воспитателей вызывают ситуацию хронической не успешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.

Тревожность свойственна каждому человеку в той или иной степени. Незначительная тревожность действует мобилизующе к достижению цели. Сильное же чувство тревоги может быть "эмоционально калечащим" и привести к отчаянию.

1.3. Проявление тревожности в дошкольном возрасте

На современном этапе развития психологической науки активно разрабатывается проблема выявления тревожности.

Критерии определения тревожности у ребенка по П.Бейкеру и М. Аворду:[3; 95]

1) постоянное беспокойство

2) трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо

3) мышечное напряжение

4) раздражительность

5) нарушение сна

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его жизни.

          Признаки тревожности по Лаврентьевой Г.П. и Титоренко Т.М. [19; 74]

1) не может долго работать не уставая

2) ему трудно сосредоточиться на чем-либо

3) любое задание вызывает излишнее беспокойство

4) во время выполнения задания очень напряжён, скован.

5) смущается чаще других

6) часто говорит о напряженных ситуациях

7) как правило, краснеет в незнакомой обстановке

8) жалуется, что ему снятся страшные сны

9) руки обычно холодные и влажные

10) часто расстройство стула

11) сильно потеет, когда волнуется

12) плохой аппетит

13) спит беспокойно, засыпает с трудом

14) пуглив, многое вызывает страх

15) обычно беспокоен, легко расстраивается

16) часто не может сдержать слезы

17) плохо переносит ожидание

18) не любит браться за новое дело

19) не уверен в себе, своих силах

20) боится сталкиваться с трудностями

Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи. [9; 192]

А. М. Прихожан считает, что высокая тревожность оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей дошкольного возраста. У таких детей можно заметить разницу в поведении на занятиях и вне их. «Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим, глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает двигательное возбуждение, ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь». [18; 97]

X. Граф, изучая детскую тревожность, также исследовал влияние тревожности на деятельность, в частности на игру детей в футбол. Он обнаружил, что худшие игроки оказались наиболее тревожными. В ходе своего исследования X. Граф установил тот факт, что уровень тревожности ребенка связан с родительской опекой, то есть высокая тревожность у ребенка – это результат излишней родительской опеки.

Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности. Ребенок уже не только неуверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный ребенок не ожидает ничего хорошего. И все это при обостренном и больном чувстве достоинства. Теперь он все преломляет через призму тревожности, мнительности. Трое сверстников в коридоре школы говорят о своем, но тревожный ребенок полагает, что говорят о нем и, конечно, только плохое. Он подходит, упорно стоит, вызывая недоумение ребят и испытывая чувство стыда. Но отойти в сторону, отрешиться от тревожной мнительности он не в силах. Самое важное для тревожного человека — а вдруг он еще и упустит информацию, угрожающую его безопасности. [9; 45-46]

Тревожные дети, если у них хорошо развиты игровые навыки, могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, следовательно эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться и жаловаться, фальшивить и обманывать. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению [19 ; 67].

Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера — это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.

  Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер. Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.

  Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом.

  Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других.[13 ;134] 

Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.   

Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен. Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту «уходя в мир фантазий». [9, 134] В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности.

Тревожность как определенный эмоциональный настой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов. Главным источником тревог для дошкольников оказывается семья. [8; 17]

Отрицательные последствия тревожности выражаются в том что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.

Л. И. Божович и М. С. Неймарк считают, что тревожность является эмоциональным состоянием, подразумевающим недостаток уверенности в своих силах и проявляющимся в ситуациях, включающих опасность для чувства собственного достоинства. Вместе с тем это состояние сопровождается высоким уровнем притязаний. [2; 6-7]

ВЫВОДЫ:

Теоретико-библиографический анализ проблемы тревожности показал наличие различных подходов к определению данного понятия. В работах А.М. Прихожан, Р.С. Немова, Л.А. Китаев-Смыка, Г.Г. Аракелова, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шота подчеркивается градация ситуативной и личностной тревожности. Тревожность может рассматриваться как социальное явление (бихевиоризм), и как психофизиологическая обусловленность организма (работы И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В. Д. Небылицина). В зарубежной психологии можно выделить психоаналитическое понимание тревожности (З.Фрейд рассматривает тревожность как следствие столкновения биологических влечений с социальными запретами; А. Адлер считает тревожность следствием противоречий в стремлении к превосходству; К. Хорни пишет о тревожности как результате неудовлетворенности потребности в безопасности); эго-психологии (Э. Фром определяет тревожность как результат жизни в обществе), гуманистической психологии (К. Роджерс пишет о тревожности как результате несоответствия самооценки и оценки других).

Причины возникновения тревожности изучались Б.И.Кочубей и Е.В.Новиковой (противоречивые, неадекватные, негативные требования родителей и воспитателей); Н.Д. Левитовым (отсрочка подкрепления); А. Адлером (неполноценность организма, избалованность, отверженность).

В дошкольном возрасте критерии проявления тревожности были разработаны П.Бейкером, М. Авордом, Лаврентьевой Г.П., Титоренко Т.М., Прихожан А.М, X. Граф, Л. И. Божович, М. С. Неймарком. В современной психологии господствует взгляд на тревожность в дошкольном возрасте как на негативное явление, отрицательно влияющее на становление личности ребенка, его межличностное общение, дальнейшую учебную деятельность, самооценку, статус, креативность.

2. Эмпирическое исследование уровня проявления тревожности в дошкольном возрасте 

2.1. Организация и проведение исследования уровня проявления тревожности в дошкольном возрасте

Для проверки гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование, которое проводилось на базе ДОУ № 6 г. Минска.

Испытуемыми были 30 старших дошкольников в возрасте 5-6 лет, из которых было 18 девочек ( 60 %)  и 12 мальчиков( 40 %). Выборка являлась репрезентативной.

Цель исследования – изучить уровни проявления тревожности дошкольников

Задачи исследования:

1. Эмпирически изучить уровень проявления тревожности детей дошкольного возраста

2. Сформулировать выводы и рекомендации

Объект исследования – тревожность

Предмет исследования – уровень проявления тревожности в дошкольном возрасте.

В ходе проведённого исследования были использованы следующие принципы:

1) принцип детерминизма (все социальные явления причинно обусловлены, между ними существует всеобщая закономерная связь);

2) принцип единства психики и деятельности (сознание и деятельность человека взаимосвязаны и взаимообусловлены);

3) принцип объективности (личная позиция исследователя не должна влиять на результаты проводимого им исследования, выводы должны делаться только на основе фактических данных);

4) принцип развития (изучение явлений социальной сферы должно проводиться в их развитии, т.е. отражение этих явлений не должно носить застывший характер).

Проведение исследования уровня проявления тревожности в дошкольном возрасте.

Исследование уровня проявления тревожности дошкольников проводилось с помощью детского теста тревожности. (Приложение 1)

Данный тест разработали  Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. [15; 271-280]

Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.

Психодиагностический изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков размером 8,5 х 11 см.

Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.

Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах:

- для мальчиков (на рисунке изображён мальчик)

- для девочек (на рисунке представлена девочка).

В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица ребёнка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на другом — печальное.

Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность. Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования.

Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.

В процессе психодиагностики рисунки предъявляются ребёнку в той последовательности, в которой они здесь представлены, один за другим. Показав ребёнку рисунок, экспериментатор к каждому из них даёт инструкцию — разъяснение следующего содержания:

Рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

Рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

Рис. 3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

Рис. 4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) одевается».

Рис. 5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) идёт спать».

Рис. 7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».

Рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

Рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

Рис. 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

Рис. 11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

Рис. 12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

Рис. 13. Ребёнок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

Рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) ест».

Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе. (Приложение 2.)

Результаты проведения теста представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты выполнения теста тревожности старшими дошкольниками

№ п/п

возраст(год, месяцы)

пол

кол-во эмоционально позитивных выборов

кол-во эмоционально-негативных выборов

1

5, 5

м

12

2

2

5,2

ж

9

5

3

6,1

ж

3

11

4

5,8

ж

7

7

5

5,3

м

10

4

6

5,4

ж

5

9

7

5,3

ж

8

6

8

5,7

ж

9

5

9

5,2

м

11

3

10

5.6

м

4

10

11

5,8

м

13

1

12

5,2

ж

9

5

13

5,9

ж

12

2

14

5,5

м

8

6

15

5,3

м

11

3

16

5,7

ж

6

8

17

5,4

ж

7

7

18

5,5

м

4

10

19

5,7

ж

10

4

20

5,7

м

11

3

21

5,4

ж

13

1

22

5,3

м

7

7

23

5,8

ж

9

5

24

5,6

м

5

9

25

5,3

ж

10

4

26

5,3

ж

6

8

27

5,7

ж

14

0

28

5,3

м

9

5

29

5,8

ж

2

12

30

5,7

ж

12

2

2.2. Интерпретация и анализ результатов исследования.

Количественный анализ полученных результатов.

Рассмотрев таблицу 1. мы вычислили индекс тревожности (ИТ) индивидуально для каждого ребенка и определили уровень тревожности испытуемых на основании полученного индекса. Интерпретация теста представлена в таблице 2.

Таблица 2.

Интерпретация теста тревожности

№ п/п

показатель ИТ

Уровень тревожности

1

14%

низкий

2

36 %

средний

3

79 %

высокий

4

50 %

средний

5

29 %

средний

6

64 %

высокий

7

43 %

средний

8

36 %

средний

9

21 %

средний

10

71 %

высокий

11

7 %

низкий

12

36 %

средний

13

14%

низкий

14

43 %

средний

15

21 %

средний

16

57 %

высокий

17

50 %

средний

18

71 %

высокий

19

29 %

средний

20

21 %

средний

21

7 %

низкий

22

50 %

средний

23

36 %

средний

24

64 %

высокий

25

29 %

средний

26

57 %

высокий

27

0 %

низкий

28

36 %

средний

29

86 %

высокий

30

14%

низкий

Нами была составлена сводная таблица данных по показателю уровня тревожности (таблица 3).

Таблица 3.

Сводная таблица данных по уровню проявления тревожности дошкольников

уровень проявления тревожности

АВ

%

высокий уровень тревожности

8

27 %

средний уровень тревожности

16

53 %

низкий уровень тревожности

6

20 %

Всего:

30

100 %

АВ – абсолютное выражение

% - процентное выражение

Т.о., по показателю уровня тревожности среди нашей выборки преобладающим является средний уровень проявления тревожности, его продемонстрировали 16 испытуемых, что составляет 53 % от всего количества.

Самым низким является низкий уровень тревожности, он был зафиксирован у 6 испытуемых, что составляет 20 % от всего количества.

8 дошкольников продемонстрировали высокий уровень тревожности, что составляет 27 % от всего количества.

В схематическом виде результаты диагностики уровня тревожности дошкольников представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1.

Уровень тревожности дошкольников

Качественный анализ результатов.

Качественный анализ проводился индивидуально для каждого ученика с учетом относительно возможного характера эмоционального ребенка в данной ситуации.

Проанализировав  данные всей группы испытуемых, мы пришли к выводу о том, что чаще всего дошкольники делали эмоционально отрицательный выбор в ситуации объект агрессии и агрессивного нападения. Следовательно, основное проявление тревожности в дошкольном возрасте заключается в ситуациях фрустрации, что согласуется с теорией К. Хорни, которая писала о возникновении тревожности, если не удовлетворена потребность в безопасности.

В группе детей с высоким уровнем тревожности она часто проявляется в ситуациях одиночества (укладывание спать в одиночестве, одевание, еда в одиночестве). На основе анализа высказывания детей, можно утверждать, что тревожные дошкольники испытывают состояние беспокойства. им присущи различные страхи.

Кроме того, многие дети проявляли наибольший уровень тревожности в ситуациях непосредственного общения с детьми, причем это касается не только ситуаций с агрессивным поведением, но и ситуация изоляции, игры с младшими и старшими детьми. Это позволяет сделать вывод о том, что высокий уровень тревожности негативно влияет на отношения детей со сверстниками, что согласуется с результатами, полученными А.М. прихожан и другими отечественными психологами.

Наиболее низкий уровень тревожности выражался в ситуациях общения с родителями, хотя комментарии к выполнению задания многих дошкольников показывают, что в семье преобладает воспитание по типу гиперопеки либо отверженности ребенка, что приводит к формированию тревожности. Эти выводы находятся в соответствии с объяснением причин возникновения тревожности А. Адлером.

ВЫВОД:

Рассмотрев полученные данные по тесту и обработав результаты, мы пришли к выводу о том, что по показателю уровня тревожности среди нашей выборки преобладающим является средний уровень проявления тревожности, его продемонстрировали 16 испытуемых, что составляет 53 % от всего количества.

Самым низким является низкий уровень тревожности, он был зафиксирован у 6 испытуемых, что составляет 20 % от всего количества.

8 дошкольников продемонстрировали высокий уровень тревожности, что составляет 27 % от всего количества.

Проведя качественный анализ методики, мы выделили общие тенденции проявления уровня тревожности младших школьников в различных ситуациях.

Во-первых, чаще всего дошкольники делали эмоционально отрицательный выбор в ситуации объект агрессии и агрессивного нападения.

Во-вторых, в группе детей с высоким уровнем тревожности она часто проявляется в ситуациях одиночества

В-третьих, многие дети проявляли наибольший уровень тревожности в ситуациях непосредственного общения с детьми.

В-четвертых, наиболее низкий уровень тревожности выражался в ситуациях общения с родителями

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей работе мы постарались полностью осветить теоретический  материал, посвященный проблеме характеристики уровня тревожности в дошкольном возрасте. Мы рассмотрели подходы к понятию тревожности в зарубежной и отечественной психологии, изучили причины возникновения тревожности с точки зрения различных авторов, определили основные проявления тревожности в дошкольном возрасте.

При написании работы мы опирались на труды А.М. Прихожан, Р.С. Немова, Л.А. Китаев-Смыка, Г.Г. Аракелова, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шота, И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В. Д. Небылицина.

Причины возникновения тревожности изучались Б.И.Кочубей и Е.В.Новиковой (противоречивые, неадекватные, негативные требования родителей и воспитателей); Н.Д. Левитовым (отсрочка подкрепления); А. Адлером (неполноценность организма, избалованность, отверженность).

В дошкольном возрасте критерии проявления тревожности были разработаны П.Бейкером, М. Авордом, Лаврентьевой Г.П., Титоренко Т.М., Прихожан А.М, X. Граф, Л. И. Божович, М. С. Неймарком.

Проведенное нами эмпирическое исследование позволило сделать вывод о подтверждении гипотезы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1.  Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 1992г. т. 13 №5
  2.  Божович Л.И. Вероятностный характер связи между внутри – и межличностной конфликтностью подростка//Психологическая наука и образование, №2, 2007
  3.  Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М., 2000
  4.  Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е.А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – Мн., 1998
  5.  Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр. – СПб, 1997
  6.   Йемов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 2 кн. Кн.2. Психология образования. - М., 1994
  7.  Китаев – Смык Л.А. Психология стресса. -М., 1983
  8.  Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника – 1990 - №6
  9.   Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. Возрастная психология. - М, 2001
  10.  Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. //Вопросы психологии, 1969., №1
  11.  Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.,  1994.
  12.   Майерс Д. Социальная психология. - СПб, 2000
  13.  Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М., 1995
  14.  Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2002
  15.   Практикум по возрастной психологии под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб, 2005
  16.  Практическая психология: Учебно-методическое пособие/Под. Ред. С. В. Кондратьевой. – Минск, 1997
  17.  Прихожан А.М.. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.- М, 2000
  18.  Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб: Питер, 2007
  19.  Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М., 1996
  20.  Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.,1970
  21.  Словарь психолога - практика. – Минск, 2001
  22.  Смирнов Ю.А. Взаимосвязь стиля жизни и личностной тревожности // Учитель. 2007. № 1.
  23.   Фрейд А. Детский психоанализ. – СПб, 2003
  24.   Хелен Би. Развитие ребенка. – СПб, 2004
  25.  Хорни К. Наши внутренние конфликты. – М., 1993
  26.  Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К ТЕСТУ ТРЕВОЖНОСТИ (Р. ТЕММЛ, М. ДОРКИ, В. АМЕН)

Рис. 1. Игра ребёнка с младшими детьми. Ребёнок в данной ситуации играет с двумя малышами.

Рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем. Ребёнок идёт рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем.

Рис. 3. Объект агрессии. Ребёнок убегает от нападающего на него сверстника.

Рис. 4. Одевание. Ребёнок сидит на стуле и надевает ботинки.

Рис. 5. Игра со старшими детьми. Ребёнок играет с двумя детьми, которые старше его по возрасту

Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве. Ребёнок идёт к своей кроватке, а родители не замечают его и сидят в кресле спиной к нему.

Рис. 7. Умывание. Ребёнок умывается в ванной комнате.

Рис. 8. Выговор. Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребёнку за что-то.

Рис. 9. Игнорирование. Отец играет с малышом, а более старший ребёнок стоит в одиночестве.

Рис. 10. Агрессивное нападение. Сверстник отбирает игрушку у ребёнка.

Рис. 11. Собирание игрушек. Мать и ребёнок убирают игрушки.

Рис. 12. Изоляция. Двое сверстников убегают от ребёнка, оставляя его в одиночестве.

Рис. 13. Ребёнок с родителями. Ребёнок стоит между матерью и отцом.

Рис. 14. Еда в одиночестве. Ребёнок сидит один за столом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ

Имя:

Возраст:

Дата:

Рисунок

высказывание

выбор

веселое лицо

печальное лицо

1. Игра с младшими детьми

2. Ребенок и мать с младенцем

3. Объект агрессии

4. Одевание

5. Игра со старшими детьми

6. Укладывание спать в одиночестве

7. Умывание

8. Выговор

9. Игнорирование

10. Агрессивность

11. Собирание игрушек

12. Изоляция

13. Ребенок с родителями

12. Еда в одиночестве


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5629. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН) 30 KB
  Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН) Сельскохозяйственные товаропроизводители - это организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную...
5630. Ответственность за нарушение налогового законодательства. Административная и уголовная ответственность в налоговой сфере 78.5 KB
  Ответственность за нарушение налогового законодательства Понятие налоговой ответственности. Составы налоговых правонарушений. Ответственность в соответствии с НК РФ. Административная и уголовная ответственность в налоговой...
5631. Налоговый контроль. Камеральная и выездная налоговые проверки 76 KB
  Налоговый контроль Понятие и виды налогового контроля. Камеральная и выездная налоговые проверки. Порядок оформления результатов проверок. Административная и судебная защита прав налогоплательщиков. Налоговый контроль
5632. Федеральная налоговая служба. Государственные органы как участники отношений в налоговой сфере 76.5 KB
  Государственные органы как участники отношений в налоговой сфере Федеральная налоговая служба. Таможенные органы. Федеральная служба по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями. Другие участники отношений в налогов...
5633. Налоговое производство. Порядок исчисления и уплаты налога 75 KB
  Налоговое производство Понятие налогового производства. Бухгалтерский и налоговый учет при исчислении налога. Порядок исчисления налога. Порядок уплаты налога. Юридической обязанностью налогоплательщика является уплата нал...
5634. Система налогов. Направления развития системы налогообложения в РФ 76 KB
  Система налогов Направления развития системы налогообложения в РФ. Перечень налогов, взимаемых на территории РФ. Общие сведения о налогах. Реформирование налоговой системы - это ее преобразование, исходя из направлений...
5635. Основы российской налоговой системы. Принципы налогообложения 68 KB
  Основы российской налоговой системы Понятие налоговой системы и налоговой политики. Принципы налогообложения в РФ. Система налогового законодательства. Бюджетный процесс и налогообложение. Основные характеристики налого...
5636. Дискретная математика. Теория вероятностей и математическая статистика 1.01 MB
  Учебно-методическое пособие разработано по дисциплине Математика и содержит краткий теоретический материал и упражнения по двум разделам дисциплины: дискретная математика, теория вероятностей и математическая статистика. Для организации самостоятель...
5637. Изучение и расчет конструкции дробилок 2.65 MB
  Введение Увеличивающиеся из года в год объемы промышленного, гидротехнического, жилищного, дорожного и других видов строительства требуют огромного количества нерудных строительных материалов (щебня, гравия, песка), идущих на изготовление железобето...