43471

Ремонт и техническое обслуживание стератера

Дипломная

Производство и промышленные технологии

Устройство стартера Назначение и виды стартера Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока, прокручивающий коленчатый вал с частотой необходимой для пуска двигателя. При прокручивании маховика двигателя стартер должен преодолеть момент сопротивления, создаваемый силами трения и компрессией.

Русский

2015-01-17

279.33 KB

4 чел.

Ремонт и техническое обслуживание стератера

Пояснительная записка

к письменной экзаменационной работе


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ______________________

1.1 Характеристика автотранспортной организации_______________

1.2 Организация управления производством ТО и ТР автомобилей___

2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ____________________________________

2.1 Устройство стартера

2.2 Неисправность стартера

2.3 Ремонт стартера

2.4 Техническое обслуживание стартера

2.5 Подбор приспособления для ремонта стартера

3. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

3.1 Техника безопасности перед началом работ

3.2 Техника безопасности во время работ

3.3 Техника безопасности по окончанию работ

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

5. ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Приложение А - Стартер

Приложение Б - Схема включения стартера для проверки в режиме

ВВЕДЕНИЕ

«Ремонт стартера» является важным при обслуживании автомобиля. Основные задачи, стоящие перед автомобильным транспортом, это увеличение пробега автомобиля, снижение себестоимости автомобильных перевозок, повышение комфортабельности и безопасности движения. Важность и актуальность ремонта в автомобильных предприятиях неразрывно связано с экономическим социальным развитием всех отраслей народного хозяйства и переходе всего с развитием автомобильной промышленности и автотранспорта с научно- технологическим процессом в этих отраслях.

Устройство стартера Назначение и виды стартера Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока, прокручивающий коленчатый вал с частотой необходимой для пуска двигателя. При прокручивании маховика двигателя стартер должен преодолеть момент сопротивления, создаваемый силами трения и компрессией.

При этом пусковая частота вращения при положительных температурах для бензиновых двигателей составляет 40-50 об/мин, а для дизельных двигателей 100-250 об/мин. В зависимости от места применения стартеры подразделяют на группы: для легковых автомобилей, для грузового автотранспорта и прочей техники. Классификация стартеров по конструктивным особенностям весьма разнообразна.

После заведения мотора муфта свободного хода ослабляет соединение шестерни с валом, защищая, таким образом, якорь от лишних оборотов. При прекращении подачи тока на зажим шестерня возвращается в исходное положение. Стартеры c редуктором. Передача крутящего момента с якоря на шестерню обеспечена с помощью редуктора. Преимуществами стартера с редуктором являются более высокая мощность, больший пусковой момент, на 48% меньшая масса, улучшенная стартовая способность, на 100% больший срок службы и малые требования к уходу. Ремонт генераторов требуется немного реже. Несмотря на общий принцип конструкции, стартеры могут сильно различаться по своим техническим чертам, которые зависят (упрощенно) от размера и типа мотора. Размер мотора описывает так называемый момент сопротивления проворачиванию: чем он больше, тем большей обязана быть мощность стартера.

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1 Характеристика автотранспортной организации

Общество с ограниченной ответственностью «ЭКСАВТО» станция технического обслуживания автомобилей располагается в городе Чусовой по адресу Механическая 9, специализируется  по выполнению ремонтных работ легковых автомобилей. Является городской станцией технического обслуживания автомобилей.

Таблица 1 – Основные показатели работы СТОА

п/п

Наименование

показателя

Условное

обозначение

Единица

измерения

Величина

показателя

1

Тип станции

-

-

городская

2

Количество

обслуживаемых марок

n

Шт

230

3

Количество заездов

автомобилей в год

d

Шт

4

Количество

постов (рабочих) на СТОА

3

Шт

3

5

Средний годовой

пробег одного

обслуживаемого автомобиля

 

Км

15000

6

Количество

дней работы в году

дней

357

7

Продолжительность

смены

Час

12

8

Число смен

Шт

1,5

9

Удельная

трудоемкость

ТО и ТР автомобилей

Tуд

Чел*час/1000км

10

Среднее

число рабочих на одном посту

Рср

Чел

1

Основным направлением работы автосервиса предприятия ООО «ЭКС-Авто»  является предпродажная подготовка и сервисное обслуживание автомобилей находящихся на гарантии.

В предпродажную подготовку входит:

1. Мойка и сушка автомобиля , чистка салона ; 
2. Визуальный контроль кузова и его элементов (устранение выявленных дефектов);
3. Проверка наличия инструмента, комплектующих изделий;
4. Проверка состояния АКБ; 
5. Проверка уровня эксплуатационных жидкостей:

- охлаждающую жидкость в расширительном бачке;
- жидкость в бачке гидропривода тормозов;
- масло в картере двигателя;
- масло в коробке передач;
- жидкость в бачке омывателя стекол;
6. Проверка крепления колес и надежность фиксации рулевой колонки, состояние чехлов и колпачков, фиксацию высоковольтных проводов;
7. Проверка и регулировка:
- давления воздуха в шинах;
- направления световых пучков фар;
- натяжения ремня генератора.
8. Проверка работы:
- замков дверей, капота, двери задка и люка бензобака;
- электропривода стеклоподъемника и наружных зеркал, электроблокировки замков;
- регулировки рулевой колонки;
- приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, системы корректировки фар, прикуривателя;

- механизмов сидений и ремней безопасности;
- Очистителей и омывателей стекол, обогрева заднего стекла и передних сидений.
9. При наличии системы пассивной безопасности провести контроль ее работоспособности. 
10. Проверка  работоспособности АБС, тормозов.
11. Провести проверку работоспособности:
- системы отопления и вентиляции;
- системы кондиционирования. 
12. Выполнить процедуру активизации иммобилизатора (в присутствии покупателя) и обучения пульта дистанционного управления по радиоканалам. Проверить работу указанных систем.
13. Проверка работы систем, механизмов и приборов на ходу или на стенде, частоту и полноту включения-выключения. Обнаруженные дефекты и неисправности устранить. 
14. Проверка отсутствия кодов неисправности в электронной системе управления двигателем.
15. При необходимости устранить причины и стереть коды неисправностей из памяти контроллера.

2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

2.1  Устройство стартера

Стартер является основным прибором системы пуска двигателя и представляет собой четырехнолюсный электродвигатель для преобразования электрической энергии аккумуляторной батареи в механическую и передачи ее на маховик с целью прокрутки коленчатого вала двигателя.

На автомобилях КамАЗ, МАЗ, КрАЗ, ЗИЛ-130, 4331, ГАЗ-53-12, -66-11, Урал-4320, ЗИЛ-131 и др. в систему пуска также входит устройство для предпускового подогрева двигателя, а на дизельных автомобилях еще и устройство для подогрева воздуха во впускном трубопроводе двигателя.

Механизм привода стартера служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика, передачи крутящего момента от якоря стартера на венец маховика и быстрого отключения якоря от маховика после пуска двигателя. Механизм привода смонтирован на валу якоря. Механизм привода стартера CT130-A3, устанавливаемого на автомобилях ЗИЛ-130, состоит из шестерни, муфты свободного хода, муфты, рычага с эксцентриковой осью и буферной пружины. Муфта свободного хода служит дчя передачи крутящего момента от вала якоря на маховик и предотвращения вращения якоря от маховика после пуска двигателя — предохранение якоря от “разноса”.

Механизм управления стертером служит для создания усилия на рычаге привода и замыкания цепи “аккумулятор—стартер”. Механизм управления дистанционный, включается при включении замка зажигания. Состоит из электромагнитного тягового реле, которое установлено на корпусе стартера. В него входят защитный кожух в, регулировочный винт, катушка (обмотка) реле, контакты – подвижный, неподвижный, якорь-реле с возвратной пружиной.

Рисунок 1 - Стартер

1 – неподвижный контакт реле; 2 – подвижный контакт реле; 3 – катушка реле; 4 – якорь реле; 5 – регулировочный винт; 6 – защитный кожух; 7 — рычаг; 8 — винт регулировки хода шестерни привода; 9 – крышка стартера со стороны привода; 10 — упорное кольцо; 11 — шестерня привода; 12 — муфта свободного хода; 13 — вал привода; 14 — муфта привода; 15 — корпус стартера; 16 — якорь стартера; 17 — коллектор; 18 — крышка стартера со стороны коллектора; 19 — обмотка возбуждения; 20 — полюс; 21 – щеткодержатель; 22 — пружина щеткодержателя; 23 – канатик щетки; 24 – щетка

Рисунок 2 - Детали стартера автомобиль ЗИЛ-130

1 – стартер в сборе;  2 – щиток стартера;  3 – реле включения стартера;  4 – выключатель зажигания;  5 – шпилька стяжная;  6 – крышка со стороны коллектора;  7 – шайба;  8 – пружина щетки;  9 – траверса в сборе;  10 – щеткодержатель;  11, 12 – катушка полюсов в сборе;  13 – коллектор;  14 – якорь;  15 – подшипник;  16 – шайба;  17 – чашка;  18, 19 – пружины;  20 – направляющая втулка с шестерней;  21 – втулка отводки;  22 – диск контактный;  23 – винт полюса;  24 – корпус стартера в сборе;  25 – реле стартера в сборе;  26 – защитный кожух;  27 – прокладка;  28 – рычаг в сборе;  29 – крышка со стороны привода;  30 – вкладыш;  31 – фильц;  32 – заглушка;  33 – контактные болты;  34 – прокладка изоляционная;  35 – контакт гибкий.

2.2 Неисправность стартера

Таблица 2 – Возможные неисправности

ВИДИМАЯ НЕПОЛАДКА

ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ

СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ

При повороте ключа на старт стартер не включается.

Разряжен либо неисправен аккумулятор.

Зарядить или заменить аккумулятор.

Переключатель скоростей стоит не в положении "P" или "N" (для АКПП).

Переключить в положение "Р"..

Нет контакта провода массы с двигателем.

Проверить надежность контакта массы, очистить контакт, подтянуть болты крепления провода массы.

Неисправен переключатель блокировки коробки передач.

Заменить переключатель блокировки коробки передач.

Не подсоединен разъем на управление стартером (контакт 50).

Проверить и, если требуется, заменить разъем.

Щетки неплотно прилегают к коллектору ("зависли" либо износились).

Проверить длину и свободу перемещения щеток в щеткодержателе.

Дефект втягивающего реле.

Заменить втягивающее реле.

Сильный износ коллектора якоря.

Проверить и, если требуется, заменить коллектор якоря.

Нет контакта между обмоткой и коллектором якоря.

Проверить якорь, при необходимости заменить.

Стартер двигатель вращает, но очень медленно.

Нет контакта провода массы с двигателем.

Проверить надежность контакта массы, очистить и подтянуть болты крепления провода массы.

Нет зарядки.

Смотри неисправности генератора.

Износ втулок стартера.

Проверить и заменить втулки стартера.

Дефект втягивающего реле.

Заменить втягивающее реле.

Обмотка статора или якоря имеет контакт с массой.

Проверить и заменить статор или якорь.

Щетки неплотно прилегают к коллектору ("зависли" либо износились).

Проверить длину и легкость перемещения щеток в щеткодержателе.

Провод между стартером и аккумулятором имеет плохой контакт.

Проверить и заменить провод.

Стартер вращается, но коленвал стоит на месте.

Износ бендикса.

Заменить бендикс.

Разрушены части редуктора.

Заменить неисправную часть редуктора и бендикс.

После запуска двигателя стартер вращается вместе с маховиком.

Неисправность контактной группы замка зажигания.

Заменить контактную группу замка и отремонтировать стартер.

Неисправность втягивающего реле.

Заменить втягивающее реле и отремонтировать стартер.

Рассмотрим характерные ситуации.

Стартер проворачивает слишком медленно:
• Убедитесь в том, что 
аккумулятор полностью заряжен (12,6 В), а его провода и клеммы в хорошем состоянии. 
• Слишком раннее зажигание вызывает «обратные вспышки», работающие против направления вращения коленвала. Силы будут передаваться на стартер при его вхождении в зацепление с маховиком. Эффективность работы стартера снижается. 
• Избыточная вязкость 
моторного масла, особенно в холодных погодных условиях, когда вязкость масла сильно повышается и затрудняет вращение коленвала.

Рисунок  3 - Современный стартер объединяет электрическую машину, реле и редуктор.

Стартеру приходится преодолевать возросшее внутреннее сопротивление двигателя 
• Причиной может стать внесение изменений в конструкцию двигателя, например повышение степени сжатия, так как при этом изменяются рабочие характеристики двигателя, появляется вероятность действия на стартер дополнительных сил. Стартер необходимо заменить соответствующим новым рабочим характеристикам двигателя. 
• Причиной также могут быть или плохой контакт (электромагнитного реле, проводов питания или клемм аккумулятора), или неполадка силового блока (например, короткое замыкание, износ щеток и подшипников), или повреждение электромотора. 
• Возможны и механические проблемы в самом запускаемом стартером двигателе. 
Стартер не может провернуть коленвал двигателя :

• Стартер предназначен для вращения при определенном числе оборотов в минуту. Если соединения или провода аккумулятора имеют коррозию или загрязнены, это может вызвать замедленное вращение стартера или его полный отказ. Убедитесь в том, что клеммы аккумулятора чисты и надежно закреплены. 
• Другой причиной может быть то, что шестерня не входит в зацепление с коленвалом, или же проскальзывает муфта, или двигатель заблокирован. 

Стартер вращается, не проворачивая коленвал 

• Маховик или муфта передает вращательную энергию стартера на двигатель. Если стартер вращается, а двигатель нет, проверьте все зубья на маховике и муфте на чрезмерный износ, повреждение или отсутствие. Проверить зубья можно через монтажное отверстие стартера, если нет съемной крышки для контроля. 
• Неисправный блок привода стартера может проявлять такие же симптомы, что и поврежденный маховик/муфта. Если шестерня стартера правильно зацепляется с маховиком/стартером и не вращается, стартер необходимо проверить на механический износ или повреждение. 
• Стартер может быть установлен в перевернутом положении. Сверьтесь с инструкцией по установке.

Рисунок 4 – Стертер

При включении системы пуска раздается щелчок :

• Если при включении цепи управления стартером раздается щелчок и стартер не вращается, возможно, что на соленоид (реле) не подается напряжение, необходимое для полного включения. Проверьте проводку цепи управления стартером на повреждения, прочность, загрязнение или коррозию соединений. 
• Если на соленоид необходимое напряжение подается, проверьте, не обгорели ли его контакты. Соблюдайте рекомендованные производителем транспортного средства процедуры и меры предосторожности при проверке соленоида. 
• Проверьте напряжение аккумулятора. При необходимости зарядите его или замените. 
При попытке запустить двигатель раздается лязг. 

• Лязг может быть связан с физическим повреждением маховика и муфты. Полностью проверьте эти детали на трещины, вмятины, правильность формы и т.д. 
• Неработающий соленоид стартера или поврежденный стартер также могут вызвать лязг. Соблюдайте рекомендованные производителем транспортного средства процедуры и меры предосторожности при проверке соленоида и стартера. 
• Аккумулятор должен быть полностью заряжен (12,6 В) согласно рекомендациям производителя, а провода и клеммы аккумулятора должны находиться в хорошем и чистом состоянии. 
• Еще одной причиной ненормального шума от стартера может быть неисправность щеток, износ головок зубьев шестерен или плохое скольжение или зацепление шестерни. 

Стартер вообще не вращается, нет шума от электромагнитного реле 

• Причиной может быть низкая плотность и уровень электролита в аккумуляторе. В этом случае проверьте аккумулятор. 
• Также причиной может быть плохой контакт соединения цепи включения стартера, может быть неисправна втягивающая катушка электромагнитного реле или его шток. 

Стартер вообще не вращается, а реле «шумит» 

• Могут быть виноваты низкие плотность и уровень электролита в аккумуляторе. В этом случае проверьте аккумулятор
• Возможны плохой контакт пусковой цепи или неполадка силового блока (короткое замыкание, износ щеток и т.д.).

2.3. Ремонт стартера

Разборочные работы, осуществляемые в процессе ремонта стартера 

Перед ремонтом снимают стартер с двигателя и разбирают. Необходимо отвернуть гайку на нижнем контактном болту тягового реле и отсоединить от него вывод обмотка статора. Отвернуть гайки крепления тягового реле и снять его.

Отвернуть винты и снимать защитный кожух 8 (рисунок 3.1). Снять стопорную шайбу 9, вывернуть стяжные болты 12 и отсоединить корпус 11 с крышкой 5 от крышки 1 с якорем 13. Вынуть заглушку 2 из передней крышки.

Отвернуть винты крепления к щеткодержателям выводов обмотки статора, и отсоединить корпус от крышки 5. Снять пружины 7 и щетки 6.

Расшплинтовать и вынуть из крышки ось рычага 3 привода стартера. Вынуть рычаг и якорь с приводом из крышки, а затем отсоединить рычаг от привода.

Чтобы снять с якоря привод, удалить стопорное кольцо из-под ограничительного кольца 16. Привод разбирается после снятия со ступицы муфты стопорной шайбы.

Если тяговое реле выполнено в разборном исполнении, т.е. детали реле не завальцованы в его корпусе, то для его разборки нужно отвернуть гайки стяжных болтов и отпаять выводы обмоток от штекера "50" и от наконечника, закрепленного на нижнем контактном болту тягового реле.

После разборки продуть детали сжатым воздухом и протереть.

Особенности разборки стартера СТ-221 связаны с другой конструкцией коллектора и задней крышки.


После снятия тягового реле необходимо ослабить винт крепления стяжной защитной ленты 5 (рисунок 3.2) на крышке 6 со стороны коллектора и снять ленту с прокладкой. Вывернуть винты крепления к щеткодержателям клемм щеток и выводов обмотки статора, и снять щетки 8.

Отвернуть гайки стяжных шпилек и отсоединить корпус 11 с крышкой 6 от передней крышки с якорем. Вывернуть из передней крышки стяжные шпильки и вынуть из нее резиновую заглушку рычага. Отсоединить крышку 6 от корпуса.

Дальше разборка стартера СТ-221 аналогична разборке стартера 35.3708.

После разборки стартера очищают его внутренние поверхности от пыли и грязи, проверяют техническое состояние всех узлов и деталей и ремонтируют их, проверяют и заменяют подшипники, щеткодержатели и щетки, зачищают или растачивают коллектор и пр. Запрещается погружение деталей стартера в моющие жидкости (бензин, дизельное топливо и др.).

При разборке стартера детали продувают сжатым воздухом и протирают тряпкой, смоченной в бензине. При необходимости растачивают на станке коллектор якоря, заменяют подшипники и их смазку.

Дефектация деталей стартера

Дефекты стaртерoв: зaбoины и заусенцы на пoсaдoчных местах крышек; срыв внутренней и внешней резьбы на отдельных деталях стaртерa; срыв шлицев гoлoвoк винтов крепления полюсных сердечников; задиры на внутренней пoверхнoсти полюсных сердечников из-за зaдевaния их железом якоря при износе пoдшипникoв; повреждение изоляции oбмoтoк якоря и возбуждения из-за перегрева или загрязнения; нарушение изоляции изoлирoвaнных щеткoдержaтелей; износ якоря под втулки пoдшипникoв в крышках и прoмежутoчнoй oпoре; износ втулок; зaмыкaние или обрыв oбмoтoк катушек реле стaртерa или окисление кoнтaктных бoлтoв и диска; повреждение муфты привoдa (зaклинивaние или прoскaльзывaние рoликoв, трещины на oднoй из полумуфт, износ зубьев или зaбoины тoрцoв шестерни и т.д.); износ рoликoв, отверстий под пальцы рычaгa привoдa.

Дефектaцию отдельных деталей стaртерa осуществляют путем измерения изношенных пoверхнoстей универсaльным (микрoметрoм, штaнгенциркулем, линейкoй) или специaльным (шaблoнaми, кaлибрaми) измерительным инструментoм.

Обрыв oбмoтoк реле выявляют с пoмoщью кoнтрoльнoй лaмпы. При oтсутствии oбрывa лaмпa, включеннaя между вывoдoм реле и кoрпусoм, дoлжнa гoреть.

Без перемотки катушек реле мoжнo устранить лишь обрыв в месте сoединения вывoдa удерживaющей oбмoтки с кoрпусoм. Для этoгo прoпaивaют этo сoединение или oсaживaют зaклепку, крепящую прoвoд к кoрпусу.

Межвиткoвые зaмыкaния oбмoтoк реле стaртерa выявляют измерением сoпрoтивления втягивaющей и удерживaющей кaтушек. Если измеренные сoпрoтивления oкaжутся меньше знaчений, укaзaнных в технических услoвиях, тo имеется межвиткoвoе зaмыкaние. Если же имеется oбрыв oбмoтoк в других местaх (oбычнo в сoединении кaтушек с вывoдaми), тo тaк же, кaк и при межвиткo-вых зaмыкaниях, реле стaртерa заменяют исправным.

Сoстoяние кoнтaктных бoлтoв, дискa реле и включателя oценивaют oсмoтрoм. Изнoшенные меднo-грaфитoвые втулки крышек стaртерa зaменяют нoвыми. Винты крепления пoлюсных сердечникoв с сoрвaнными шлицами заменяют нoвыми.

Нaибoлее чaстo встречaющейся неиспрaвнoстью привoдa является зaклинивaние или прoбуксoвкa муфты свoбoднoгo хoдa. Прoверку муфты нa прoбуксoвку прoвoдят прoкручивaнием шестерни привoдa oтнoсительнo шлицевoй втулки в приспoсoблении при пoмoщи динaмoметрическoгo рычaгa. В этoм случaе шестерня в oднoм нaпрaвлении прoвoрaчивaться не дoлжнa (при мoменте, превышающим в 2,5 раза номинальный крутящий мoмент стaртерa при пoлнoм тoрмoжении), a в другом направлении дoлжнa прoвoрaчивaться свoбoднo. Привoд, у кoтoрoгo имеет местo прoбуксoвкa или зaклинивaние муфты свoбoднoгo хoдa, рaзбирaют, a все детaли дефектуют. При рaзбoрке муфту сo снятoй пружинoй зaжимaют в пaтрoн тoкaрнoгo стaнкa и рaзвaльцoвывaют кoжух специaльным резцoм. Кoжух муфты мoжнo рaзвaльцoвывaть в тискaх с пoмoщью специaльнo зaтoченнoгo зубилa .Изoляцию щеткoдержaтелей крышки, oбмoтки якoря и других детaлей кoнтрoлируют лaмпoчкoй, кoтoрaя не горит при нoрмaльнoй изoляции и зaгoрaется, если oнa нaрушенa.

2.4 Техническое обслуживание стартера

Техническое обслуживание включает следующие виды работ: уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехническое и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов и механизмов. Если при техническом обслуживании нельзя убедиться в полной исправности отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных стендах и приборах.

Техническое обслуживание: установлено в трёх видах; ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2).

ЕО проводят ежедневно по возвращении или выезде автомобиля. В ЕО входят проверка тормозов, сцепления, указателей поворота, колёс и т. д.

ТО-1 и ТО-2 выполняют после определённого пробега.

В ТО-1 входят работы:

1) Проверка уровня масла в КПП.

2) Производится смазка рулевого управления.

3) Проверка уровня тормозной жидкости в системе тормозов, подтекание масла на двигателе, охлаждения, света, габаритов и т. д.

В ТО-2 входят работы:

1) Проверка тормозов, проверка накладок на колодках задних и передних тормозов, проверка и осмотр тормозных барабанов, подшипников задних и передних ступиц, проверка и замена агрегатов.

2) Замена масла в двигателе, в КПП и т. д.

Есть еще сезонное обслуживание (СО), его проводят два раза в год для подготовки машин к летнему и зимнему периоду эксплуатации.

Ремонт автомобилей установлен в двух видах текущий и капитальный.

Каждый вид технического обслуживания (ТО) включает строго установленный перечень (номенклатуру) работ (операций), которые должны быть выполнены. Эти операции делятся на две составные части контрольную и исполнительскую.

Контрольная часть (диагностическая) операций ТО является обязательной, а исполнительская часть выполняется по потребности. Это значительно сокращает материальные и трудовые затраты при ТО подвижного состава.

Диагностика является частью технологического процесса технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) автомобилей, обеспечивая получение исходной информации о техническом состоянии автомобиля. Диагностика автомобилей характеризуется назначением и местом в технологическом процессе технического обслуживания и ремонта [12, С. 65].

Текущий ремонт (ТР) выполняют тогда, когда необходимо устранить замеченные неисправности при работе и проверки автомобиля.

Капитальный ремонт (КР) предусматривает полное восстановления нормального состояния всех деталей, агрегатов автомобиля.

КР выполняют в авто ремонтных мастерских или на заводе, ЕО, ТО-1, ТО-2; ТР - в комплексных гаражах, станциях обслуживания. По возвращению автомобиля с линии в комплексный гараж он проходит приёмку при которой проверяют техническое состояние и устанавливают необходимость текущего ремонта.

2.5 Подбор приспособления для ремонта стартера

Перед сборкой необходимо смазать подшипники, цапфы и шлицевую часть вала.

Диагностика стартеров проводится с помощью прибора Э-214, на стендах типа532М, Э-211, 532-2М. После установки и крепления стартера в специальном захвате стенда производят проверку в режиме холостого хода - включают стартер, дают ему поработать 30 с и производят замер силы тока по амперметру) и частоту вращения якоря (переносным тахометром).

Если после проверки получены положительные результаты, стартер проверяют в режиме полного торможения, для этого на стенде Э-211 устанавливают специальное приспособление с динамометром.

Для проверки работоспособности тягового реле стартера в цепь питания обмотки тягового реле вводят вольтметр или амперметр, устанавливают между ограничительным кольцом и шестерней привода прокладку толщиной от 12,8 до 15,0 мм.

Корпус стартера выполняют из конструкционной магнитной стали (обычно свернутой из листа — сварной)

3. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Курить в мастерской запрещается

Трогаться с места на автомобиле клиента запрещается

Ездить за рулем на автомобиле клиента запрещается

Стоять перед автомобилем при запуске двигателя запрещается.

Близко ставить автомобили по ходу запрещается

Стоять между автомобилями, стоящими по ходу друг к другу запрещается.

Влезать под автомобиль, поднятый и не установленный на специальные подставки и без присмотра, запрещается.

Влезать руками в подкапотное пространство работающего двигателя с незакрытыми ремнями запрещается.

Рабочее место должно быть хорошо освещено, иначе придется близко наклоняться к зоне работы или к вредным веществам, увеличивая опасность травматизма, отравления и повреждения глаз.

Содержите в порядке инструменты. Плохо закрепленные головки молотков, расклепанные пробойники, изношенные или плохо заземленные электрические провода, изношенные отвертки, гаечные ключи с непараллельными губками, треснувшие головки ключей, проскальзывающие трещотки ключей или неправильно закрепленные головки могут привести к травме.

Нежелательно давить на ключ, отворачивая или затягивая гайки или болты. Всегда старайтесь тянуть ключ на себя. В ситуации, когда ключ необходимо толкать, толкайте его открытой ладонью, иначе при соскальзывании ключа вы повредите пальцы. Выбирайте положение, чтобы при соскальзывании ключа не упасть.

Убедитесь, что разводные ключи прочно охватывают гайку или болт, и тяните рукоятку так, чтобы неподвижная губка была обращена к вам.

Наносите удары молотком прямо, избегайте скользящих ударов.

Не пытайтесь ослаблять или затягивать гайки, требующие большого усилия, когда машина стоит на домкрате: можно столкнуть машину.

Если работаете в смотровой яме, не проливайте в нее бензин и не оставляйте включенным двигатель, когда машина стоит над ямой, так как выхлопные газы тяжелее воздуха, они будут скапливаться в яме, что может привести к быстрому летальному исходу.

При использовании электроинструмента, переносной лампы и т. п. проверяйте правильность подключения разъемов и при необходимости качество заземления. Не используйте такие устройства во влажных условиях и не допускайте искрения или чрезмерного нагрева вблизи паров бензина.

Надевайте защитные очки, работая с такими инструментами, как сверлильный станок, механическая щетка, дрель, шлифовальная машина, заточной станок, а также работая под машиной. Если вы носите очки, то для того, чтобы их можно было использовать как защитные, они должны быть изготовлены из упрочненного стекла. Можно также надевать защитные очки поверх обычных.

Надевайте очки при работах с аккумулятором. Если электролит попал в глаза или на кожу, промойте пораженную часть большим количеством воды или водным раствором пищевой соды и немедленно обратитесь к врачу.

Опасно работать в свободной одежде и с длинными волосами вблизи подвижных деталей двигателя. Ветошь, свисающая из кармана, может намотаться на вращающийся вал или вентилятор. Короткие рукава более безопасны, чем длинные и свободные; обувь с сильно рифленой подошвой лучше сцепляется со скользкой поверхностью. Перед проведением ремонтных работ снимайте часы, кольца, цепочки и т. п. Длинные волосы убирайте под шапку. Не используйте карманы для переноски инструментов. Падение или удар могут привести к травме.

Работая в одиночку, попросите кого-нибудь периодически посматривать за вами, чтобы не оказаться без помощи при несчастном случае.

Выполняйте работу в логической последовательности, убеждаясь, что все собрано правильно и все соединения затянуты.

Не касайтесь высоковольтных проводов системы зажигания при работающем двигателе или во время его прокрутки, особенно, если детали влажные или повреждена изоляция: можно получить электрический удар. Напряжение в выходных цепях электронного зажигания доходит до 40000 вольт и может оказаться смертельным.

Аптечка первой помощи должна быть в легкодоступном месте.

Убедитесь, что используемые подъемные приспособления выдержат необходимую для роботы нагрузку.

До подъема автомобиля домкратом устанавливайте клинья под колеса, чтобы автомобиль не покатился при поднятии. Но ручной тормоз и включенную передачу не надейтесь. Под домкрат подкладывайте короткую доску, чтобы он не вдавливался в грунт. Кирпичи и цементные блоки не подходят: они легко раздавливаются. Подняв автомобиль, подставляйте под него специальные металлические подставки: с домкрата автомобиль падает от сильного толчка.

Работать под автомобилем обязательно на подстилке, чтобы не простудиться, и в очках, защищающих глаза от песка и грязи, падающих с днища.

Не лезьте под автомобиль при работающем двигателе.

Работая вдвоем, согласовывайте действия.

При работе под капотом выключайте двигатель.

Пробку радиатора или расширительного бачка при закипании охлаждающей жидкости открывайте, накрыв ее тряпкой или надев рукавицу и отвернув лицо, постепенно стравливая давление, чтобы не обжечь руку и лицо паром или жидкостью.

Не сливайте масло из горячего двигателя, не убедившись, что оно остыло до безопасной температуры.

Не дотрагивайтесь до деталей двигателя, выхлопных труб, глушителя и катализатора, не убедившись, что они достаточно остыли.

Блокируйте колеса и включайте стояночный тормоз, если для выполнения работы требуется работающий двигатель.

В мастерской нельзя хранить более 20 литров бензина и более 5 литров масла

внимательно промывать детали бензином и другими растворителями огнем опасно.

Не используйте самодельные электронагреватели.

Не оставляйте открытыми легковоспламеняющиеся жидкости

Не оставляйте брошенным обтирочный материал.

Сбрасывайте давление в топливной системе перед отсоединением любого из топливопроводов. Хотя подача топлива под давлением используется только в автомобилях с системой впрыска, это необходимо делать всегда, если вы отсоединяете топливопровод или топливный шланг, чтобы вырвавшийся бензин не стал причиной пожара.

При зарядке аккумуляторной батареи выделяется водород, образующий с воздухом гремучую смесь, взрывающуюся от искры, поэтому во время подзарядки не пользуйтесь открытым огнем и исключите искрение в зажимах проводов.

Не приближайтесь к открытому огню в пропитанной бензином и промасленной одежде или с облитыми бензином руками.

Отсоединяйте провода от аккумулятора перед его зарядкой. Не подключайте мощное зарядное устройство к установленному на автомобиле аккумулятору и не пытайтесь использовать 24-вольтные устройства для облегчения запуска двигателя. Отсоединяйте провод 'массы' от аккумулятора при работе с электрооборудованием.

В мастерской должно быть три больших огнетушителя: пожар быстро охватывает большие поверхности и может перекинуться на соседние помещения.

В случае возникновения пожара в мастерской независимо от принимаемых мер по его тушению надо вызывать пожарных.

Используйте искусственную вентиляцию при работе с любыми химическими веществами, вредными для здоровья. Следуйте инструкциям производителя данного вещество. Тормозная жидкость, антифриз, растворители, красители и подобные соединения являются смертельными ядами при попадании внутрь организма. Держите химикаты и рабочие жидкости в плотно закрытой таре и в местах, недоступных для детей.

Некоторые пары обладают высокой токсичностью и могут быстро вызывать плохое самочувствие и даже смерть, если вдыхать их продолжительное время. Пары бензина относятся к той же категории, что и пары некоторых растворителей. Любой слив или перелив таких летучих жидкостей следует выполнять в хорошо проветриваемом месте.

При использовании чистящих жидкостей и растворителей внимательно прочтите инструкцию по их применению. Не используйте вещества из емкостей, не имеющих надписей: возможно, их пары ядовиты.

Бензин вызывает раздражение, попадая на кожу. Оставшиеся в таре его пары взрываются. Не используйте для бензина пластмассовые канистры: некоторые виды пластика электризуются и при отворачивании пробки возникают искры, от которых взрываются пары. зин,

Серная кислота, содержащаяся в электролите, разрушает ткань одежды и вызывает ожог кожи. Если электролит попал но кожу, быстро сотрите его и промойте кожу водой или 10% раствором питьевой соды.

Не всасывайте токсичные жидкости, такие кок бензин, антифриз и тормозная жидкости ртом, не допускайте их попадание но кожу.

Не оставляйте на полу разлитое масло или густую смазку -- тщательно вытрите ее, чтобы не поскользнуться.

Используйте чистые тряпки и инструменты при работе с открытой топливной системой и не допускайте попадания загрязнений в систему. Тщательно очищайте все детали перед установкой и подготавливайте чистую рабочую поверхность для разборки и осмотра деталей. Для протирки деталей используйте безворсовую ветошь и избегайте использования для очистки щелочных растворителей.

Ремонтируйте кондиционер только в специализированной мастерской. Хладагент нетоксичен, но выделяет смертельно ядовитый газ вблизи открытого пламени.

Избавляясь от отработанных масел, тормозной жидкости, антифриза и т. д., выливайте их в отведенные для этого места, не загрязняйте систему канализации и землю.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Автотранспортное предприятие сложное современное производство, на котором трудятся высококвалифицированные рабочие, техники и инженеры.

Для упрощения произведения проверки стартера его проверяют на стенде, что значительно увеличивает уверенность в точности проверки и уменьшает затраченное время.

Для проверки генератора на стенде понадобится:

1 - аккумуляторная батарея;

2 - амперметр с шунтом на 1000 А;

3 - выключатель;

4 - реостат;

5 - вольтметр с пределом шкалы не менее 15 В;

6 - стартер

Стартер разбирают через каждые 100 000 км пробега автомобиля и при ремонте в случае необходимости.

Выводы по улучшению ТО и ремонта по данной теме.

Если есть сомнения в эффективности работы стартера, необходимо проверить его на стенде. Присоединительные провода к источнику тока, амперметру и контактному болту тягового реле стартера должны иметь сечение не менее 16 мм.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Епифанов Л.И., Епифанова Е. А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. - 2-е изд., перераб. и допол. – Москва, 2009

 

  1.  Калисеким В.С., Манзон А. И., Начума Г. Е. Учебник водителя автомобиля категории «С»: учебное пособие / Калисеким В. С., Манзон А. И., Начума Г. Е. – Краснодар: Пресс, 2008

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6975. История жизни и деятельности Л. Уитмера 32.87 KB
  Введение В современном мире известно немало имен, которые внесли вклад в развитие клинической психологии. В их числе и Лайтнер Уитмер - выдающийся американский психолог. Лайтнер Уитмер является первооткрывателем в области клинической псих...
6976. Главные оси и главные моменты инерции 32.5 KB
  Главные оси и главные моменты инерции Оси, относительно которых центробежный момент инерции равен нулю, называют главными осями (иногда их называют главными осями инерции). Через любую точку, взятую в плоскости сечения, можно провести в общем случае...
6977. Важнейшие проблемы хозяйства России 54.13 KB
  Введение Производители отмечают, что бизнес за последние два-три года стал более разумным, более ориентированным на долгосрочные цели. Профессионализм стал цениться выше хороших связей, желание потратить...
6978. План ликвидации аварий на горнорудном предприятии 45.5 KB
  План ликвидации аварий на горнорудном предприятии План ликвидации аварии (далее ПЛА) - это документ, определяющий меры и действия, необходимые для спасения людей и ликвидации аварий в начальной стадии их возникновения. Каждая его п...
6979. Трехступенчатый контроль и расследование несчастных случаев на производстве 46.92 KB
  Содержание Порядок проведения трехступенчатого контроля. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве Обеспеченность рабочих санитарно-бытовыми помещениями: классификация и назначение СПБ Техника безопасности на...
6980. Программирование алгоритмов линейной и разветвляющейся структуры 41.5 KB
  Программирование алгоритмов линейной и разветвляющейся структуры Задание 1: Составьте и выполните программу линейной структуры согласно вариантам задания. Варианты задания Вычислить значение функции переменных при заданных значениях параметров: x=(8...
6981. Маркетинговая политика распределения 45.5 KB
  Маркетинговая политика распределения 1.Сущность маркетинговой политики распределения. 2.Каналы распределения продукции и их характеристики. 3. Посредническая деятельность в каналах распределения и её оценка. 1.Сущность маркетинговой политики распред...
6982. Маркетинг как открытая мобильная система 97 KB
  Маркетинг как открытая мобильная система Системный подход к организации маркетинга на предприятии. Характеристика основных этапов маркетинговой деятельности предприятия (анализ ситуации, планирование маркетинговой деятельности, реализация пл...
6983. Изучение потребностей, поведения потребителей и выбор целевых сегментов 133 KB
  Изучение потребностей, поведения потребителей и выбор целевых сегментов. Моделирование поведения покупателей с учетом факторов влияния. Потребительские рынки, процесс принятия решения о покупке. Рынок товаров промышленного назначения. Сущнос...