43473

Обобщенная характеристика и особенности системы права Республики Беларусь

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Поэтому и нормы права регулирующие эти интересы группируются по отраслям права а отрасли соединяются в систему права взаимно согласуются и дополняют друг друга. А само понятие системы права пришло в юриспруденцию из философии где под ним подразумевалось нечто ценное представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Римские юристы ввели это понятие для того чтобы свести в единое целое различные нормы права которые существовали в Древнем Риме. Система права изначально основывалась на...

Русский

2013-11-05

179 KB

29 чел.

       Введение

В жизни человека возникают самые различные интересы, связанные   с его многообразными потребностями. Можно выделить отдельные группы таких интересов, например трудовые, семейные, имущественные, политические и др. Поэтому и нормы права, регулирующие эти интересы, группируются по отраслям права, а отрасли соединяются в систему права, взаимно согласуются и дополняют друг друга.

А само понятие системы права пришло в юриспруденцию из философии, где под ним подразумевалось нечто ценное, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Римские юристы ввели это понятие для того, чтобы свести в единое целое различные нормы права, которые существовали в Древнем Риме.

Система права изначально основывалась на определенных принципах, которые дошли до нас почти в неизменном виде.

Важнейшим принципом, характеризующим систему права, является объективность. То есть система права строится на основе существующих общественных отношений. Право может быть актуальным, только если оно отражает потребности общественной жизни. Только в этом случае оно становится стержнем жизни общества. Так произошло в капиталистических странах Западной Европы, Америки, Азии. В противном случае право начинает тормозить общественный прогресс.

  Формирование системы права представляет не только научный, но и практический интерес, так как несовершенство законодательства ведет к противоречиям между различными нормативно-правовыми актами, к лишению их взаимосогласованности и общей целостности, присущей любой системе. Ведь от того как будет работать правовой механизм, насколько нормы права будут соответствовать действительности зависит нормальная жизнь общества и государства, а, следовательно, изучение системности права и законодательства приобретает практическое значение.   

Формирование системы белорусского права в прошлом шло под влиянием коренных реформ, в результате которых упразднялось государственное управление хозяйством и всеобщее огосударствление жизни людей. И в результате в правовой системе Республики Беларусь реально возникли два правовых пространства: публичного права и частного права.

Таким образом, в правовой системе Республики Беларусь можно выделить особенности, ее характеризующие, и дать характеристику системе права нашего государства.

Следовательно, цель данной курсовой работы – дать обобщенную характеристику и раскрыть особенности системы права Республики Беларусь.

Задачи данной работы:

а) охарактеризовать понятие «система права», раскрыть ее структуру и рассмотреть признаки и историю формирования основных правовых систем мира;

        в) соотнести понятия «системы права» и «системы законодательства», выяснить их общие черты и различия между ними, раскрыть понятие «систематизация законодательства»;

        с) Изучить правовую систему Республики Беларусь.

  Предметом работы являются нормативные правовые акты, закрепляющие особенности организации права в Республике Беларусь. Объект исследования составляют общественные отношения, возникающие в процессе формирования системы права в Республике Беларусь.

В данной работе используются следующие методы: аналитический, исторический, логический, формально-юридический, системный, синтез, диалектический.

В данной курсовой работе использовались труды таких ученых, как Венгеров А. Б., Явич Л. С., наших соотечественников - Вишневского А. Ф. и Дробязко С. Г. и многих других.

  1.     Система права

          1.1 Понятие системы права и ее структура

Множество юридических норм, составляющих право, связаны между собой. Эта взаимосвязь придает праву определенную целостность, единство и внутреннюю согласованность. Такое единство и согласованность обусловлены единством регулируемых правом многообразных общественных отношений, которые теснейшим образом взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимодействуют между собой, обладая при этом отличительными особенностями и качественным своеобразием.

Все это свидетельствует о системности общественных отношений как целостного множества, объединенного внутренними связями. Общественные отношения "передают" эти качества праву, поскольку право отражает наиболее устойчивые общественные связи, их признаки и свойства. Все составляющие право группы норм, как и регулируемые ими общественные отношения, многообразно взаимозависимы и взаимосвязаны, т.е. обладают всеми признаками системности.

Система права не создается по произвольному усмотрению людей, а обусловлена, в конечном счете, системой общественных отношений и складывается постепенно, в процессе естественноисторического развития.

Система (от греч. - соединение, составленное из частей) - это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений в целое, состоящее из частей, упорядоченных, по определенным законам или принципам. Следовательно, исследование системы права предполагает выяснение того, из каких элементов (частей) она состоит, как они между собой взаимосвязаны, как взаимодействуют, выявить принципы построения и развития, т.е. структурную организацию системы.

Основными элементами системы права являются, отрасли (подотрасли) права, институты права и нормы права.

Следовательно, система права - это объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация (структура) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм и их делении на отрасли (подотрасли) и институты.

[1, с. 295]

         Под институтом права принято понимать совокупность (или систему) правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.

Институты права обычно считаются элементами не столько системы, сколько отрасли права, так как каждая отрасль права складывается из определенных институтов права и институты права существуют только в составе отраслей права. То есть в системе права мы не найдем правовых институтов, которые не входили бы в состав той или иной отрасли права. Вместе с тем встречаются институты, которые входят в состав сразу нескольких отраслей права, поскольку состоят из норм разных отраслей права. Такие институты называются межотраслевыми или смешанными. Например, в системе белорусского права к таким институтам относятся институт государственной собственности, институт юридической ответственности и некоторые другие.

Кроме того, в составе отдельных отраслей права существуют и так называемые комплексные или сложные институты права, которые, будучи крупными институтами, состоят из более мелких институтов, именуемых субинститутами. Например, к комплексному можно отнести институт алиментных обязательств в белорусском семейном праве, в составе которого принято выделять такие субинституты, как алиментные обязательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, алиментные обязательства других членов семьи.

Правовые институты, нормы которых регулируют какую-либо сферу или область общественных отношений, в своем единстве образуют определенную отрасль права. Отрасль права — это, как принято считать, самый крупный элемент системы права, это совокупность (или система) правовых норм, регулирующих какую-либо сферу (или область) общественных отношений. Если институт права содержит нормы, регулирующие какой-то вид общественных отношений, то отрасль права — нормы, регулирующие какую-либо сферу (или область) общественных отношений. Сфера общественных отношений — понятие более широкое, чем вид общественных отношений, ибо сферу общественных отношений составляют однородные, однопорядковые виды общественных отношений (например, имущественные, трудовые, семейные и другие отношения)         [2, с.10].

Таким образом, система права - внутренняя структура права. Она делится на отрасли, институты, подотрасли. Отрасль является самой крупной группой норм, которая состоит из институтов - менее крупной группой. Институты имеют общие черты с отраслью права, но обладают по отношению к последней определённой обособленностью. Подотрасль права выделяют в составе сложных юридических норм, так как в большинстве отраслях права подотрасль не встречается.

  1.  Основные правовые системы мира

Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему — совокупность всех правовых явлений (норм, учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют их группировать в «правовые семьи» (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.

Существует несколько критериев объединения, классификации правовых систем различных государств.

1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).

2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.

3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала.

4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других — теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих — социалистические, национал-социалистические идеи и т. п.

5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.

С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые системы: 1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); 2) романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция); 3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм); 4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар) [3, с. 210].

Основными из них являются: 1) англосаксонская; 2) романо-германская; 3) религиозно-правовая; 4) система обычного права (традиционная). Именно их и рассмотрим.

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система Республики Беларусь при всех её особенностях более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

− единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

− главная роль в формировании права отводится законодателю, который создаёт общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

− писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

− высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

− весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции и др.);

− деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

− на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

− особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право. В своем становлении романо-германская правовая семья прошла три главных этапа:

1) эпоха Римской империи – зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. н.э.), господство в Европе архаических способов решения споров – поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.д., т.е. фактическое отсутствие права;

2) XIII – XVII вв. – возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти;

3) XVIII – XX вв. – кодификация права, принятие Конституций (в США, Польше, Франции и т.п.), появление отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уложение Германии 1896 г.), создание национальных правовых систем.

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Данная семья характеризуется следующими признаками:

− основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

− ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

− на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке;

− главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

− нет кодифицированных отраслей права;

− отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

− широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

− юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

В своём становлении англосаксонская правовая семья прошла четыре главных этапа:

1) до 1066 г. (нормандского завоевания Англии) – отсутствие общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона;

2) 1066 – 1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) – централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права для всей страны, которое отправляли королевские суды;

3) 1485 – 1832 гг. – период расцвета общего права и его упадка; нормы общего права стали отставать от реальной действительности: во-первых, общее право было слишком формальным и громоздким, что снижало

его эффективность; во-вторых, дела, которые было сложно либо невозможно решать, опираясь на общее право, стали разрешаться посредством возникшего "права справедливости", которое самостоятельно творил английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости;

4) 1832 г. – наши дни – судебная реформа 1832 г. в Англии, в результате которой судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное

убеждение справедливости (т.е. при рассмотрении дел судьями принимаются во внимание как образцы решения подобных дел в прошлом – судебные прецеденты, так и мнение судей, основанное на их собственном понимании справедливости, – "судьи творят право, право есть то, что говорят о нём судьи"); распространение данной системы на английские колонии, где они внедрились, согласуясь с местной спецификой.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

− главный творец права – Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

− источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

− весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

− особое место в системе источников права занимают труды учёных-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

− отсутствует деление права на частное и публичное;

− нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

− судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

− доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

− обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путём и признанных государствами;

− обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

− нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время всё больше и больше;

− судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

− судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая её сплочённость;

− юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;

− архаичность многих её обычаев и традиций [4, с. 97].

Таким образом, правовые семьи неоднородны. В каждой из перечисленных семей имеются свои отличительные особенности, одновременно неизбежно присутствуют и черты, присущие любому праву и любой правовой системе. Общий признак – все они выступают в качестве регуляторов общественной жизни, средством управления обществом, выполняют охранительную, защитительную и принудительную роль, стоят на страже прав человека и гражданина.

Что же касается системы права, то следует сказать о том, что она представляет собой сложную внутреннюю структуру со множеством различных отраслей, институтов, подотраслей. С системой права тесно связано понятие правовая система. Она представляет собой совокупность всех правовых отношений, которые находятся  в рамках самой правовой системы. Существуют различные признаки объединения государств в правовые системы. В мире насчитывается пять правовых систем. Все они различны между собой и представляют особый интерес.

Что же касается Республики Беларусь, то она принадлежит к романо-германской правовой системе, где основными источниками права являются нормативные правовые акты. Высшей юридической силой среди актов законодательства обладает Конституция. В качестве источников права выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере - правовые обычаи.

  1.  Соотношение системы права и системы

                 законодательства, систематизация законодательства

          2.1 Соотношение системы права и системы     

                законодательства

Под законодательством в широком смысле понимают совокупность законов и подзаконных актов. Законодательство по уровню юридической силы делится на законы, нормативные указы главы государства и другие. А по сферам регулирования общественных отношений - на гражданское, трудовое, семейное и другие.

Система законодательства выступает как результат, следствие систематизации, а также как органическое свойство законодательства          [5, с. 237].

Словари понятие "законодательство" определяют по-разному: как "общность и дух всех постановлений, законов страны" [6, с. 312], совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве"    [7, с. 86], "совокупность законов" [8, с. 74].

В теории права под системой законодательства принято понимать совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, которые, исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач, обладают согласованностью действий и внутренним единством            [5, с.215].

Если система права складывается из отраслей, подотраслей права, правовых институтов, правовых норм, различных взаимосвязанных между собой блоков, то система законодательства (в узком смысле) складывается из нормативно-правовых актов, их структурных подразделений [9, с. 229].

Система законодательства Республики Беларусь относится к внешней форме выражения объективного права, в отличие от системы права, являющейся его внутренней (структурной) формой, пронизывающей содержание. На формирование системы законодательства нашей страны непосредственное влияние оказывают многие факторы субъективного характера и, тем не менее, любая система законодательства, так или иначе, выражает лежащую в ее основе правовую систему страны [10, с. 135].

Система права как его содержание – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативно-правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом [11, с.34].

Однако система права Республики Беларусь и ее система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.

Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права страны является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт. Юридические нормы отраслей права – это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в различном сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права и такое несовпадение двояко.

В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т.д.). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.

Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права.

Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное, трудовое, административное и т.д.). Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.

Во-вторых, система законодательства Республики Беларусь по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).

В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства нашего государства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества.

В основе горизонтальной структуры законодательства лежат горизонтальные связи между элементами системы законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают с отраслями права, и их число превышает число отраслей права.

В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений.

Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему.

Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства – важная теоретическая и практическая задача. Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике [12, с. 236].

          2.2 Систематизация законодательства как необходимость

                проведения различий между системой права и системой

                законодательства

Законодательство - система нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения [13]. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся система права, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства.

Систематизация законодательства необходима, во-первых, для его дальнейшего развития. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.

Во-вторых, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового воспитания, научных исследований, обучения студентов [14,с.371].

Построение системы законодательства (позитивного права) может основываться на различных принципах. В Республике Беларусь в основном законодательство строится с учетом отраслевого принципа (гражданское, уголовное и другие отраслевые законодательства издаются применительно к конкретной сфере правового регулирования). В основу построения системы законодательства может быть положен и такой критерий, как юридическая сила нормативно-правовых актов. В таком случае нормативные акты располагаются в  определенной иерархии, где на первом месте находятся нормы, имеющие высшую юридическую силу. В данном случае – это нормы конституционного права [15, с. 214].

Существуют три основные формы систематизации законодательства: кодификация, инкорпорация и консолидация.

Инкорпорация - это форма систематизации законодательства посредством объединения нормативных актов определенного уровня (журналы, сборники) без внесения изменений в их содержание (за исключением внесенных законодателем изменений и дополнений) в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном).

Кодификация - это наиболее совершенная форма систематизации законодательства, выражающаяся в подготовке обладающего системным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, предназначенного регулировать наиболее важные сферы общественных отношений на протяжении длительного времени.

Консолидация - это форма систематизации законодательства, выражающаяся в объединении в единый документ блока законодательных актов, предназначенных регулировать определенный вид общественных отношений в логической последовательности без внесения изменений в их содержание [5, с. 240].

Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации — сохранение неизменным содержания нормативного регулирования — отличает ее от кодификации и консолидации.

Вместе с тем форма изложения содержания нормативных актов иногда претерпевает определенные, иногда довольно существенные изменения, поскольку инкорпорация не сводится к простому воспроизведению актов в их первоначальной редакции. Обычно в сборниках действующих нормативных актов тексты таких актов печатаются с учетом последующих официальных изменений и дополнений с указанием официальных реквизитов тех актов, которыми внесены соответствующие коррективы. Кроме того, в процессе инкорпорации из текста помещаемых в сборник актов удаляются главы, статьи (пункты), отдельные абзацы и иные отделимые части, признанные утратившими силу или фактически такую силу потерявшие, а также различного рода оперативные поручения и иные ненормативные предписания, временные нормы, срок действия которых истек, сведения о лицах, подписавших соответствующий акт. При подготовке таких сборников обычно сохраняются реквизиты нормативных актов, нумерация статей, их частей и т.д.

Примеры издания разного рода официальных сборников и собраний законодательства в истории права довольно многочисленны. Так, знаменитый Свод законов Юстиниана, как основной источник древнеримского права, представлял собой форму инкорпорации действовавших в тот период в Риме норм. Ныне изданы и постоянно поддерживаются в контрольном состоянии своды (собрания) законодательства в США, ФРГ и ряде других государств. В Республике Беларусь примером инкорпорации может служить сборник актов Президента Республики Беларусь.

Кодификация — это форма совершенствования законодательства по существу, и ее результатом является новый сводный законодательный акт

стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т.д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу. Сочетание упорядочения и обновления законодательства как свойства кодификации позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества.

Кодификация обладает рядом характерных черт:

1) в кодификационном акте обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства. Он является основным среди актов, действующих в определенной сфере общественной жизни, содержит общие принципы, определяющие характер и содержание всех норм соответствующей отрасли или института права;

2) такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т.д.);

3) будучи итогом совершенствования законодательства, кодификационный акт представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний. Он является единым, внутренне связанным документом, включающим в себя как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества;

4) кодификация рассчитана на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия. Эффективность кодификационного акта во многом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, являющихся предметом

регулирования такого акта, их динамику;

5) предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты. Кодификация укрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Кодификационный акт обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства;

6) акт кодификации всегда имеет сложную структуру (части, разделы, главы и другие подразделения). Это своеобразный укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобства их использования.

В Республике Беларусь в настоящее время действует 27 кодексов:  

1. Кодекс Республики Беларусь о недрах

2. Водный кодекс Республики Беларусь

3. Гражданский кодекс Республики Беларусь

4. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь

5. Кодекс Республики Беларусь о земле

6. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь

7. Жилищный кодекс Республики Беларусь

8. Уголовный кодекс Республики Беларусь

9. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье

10. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь

11. Трудовой кодекс Республики Беларусь

12. Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь

13. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь

14. Избирательный кодекс Республики Беларусь

15. Лесной кодекс Республики Беларусь

16. Банковский кодекс Республики Беларусь

17. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь

18. Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь

19. Налоговый кодекс Республики Беларусь:

(Общая часть)

(Особенная часть)

20. Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь

21. Воздушный кодекс Республики Беларусь

22. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей

23. Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь

24. Таможенный кодекс Республики Беларусь

25. Таможенный кодекс таможенного союза

26. Бюджетный кодекс Республики Беларусь

27. Кодекс Республики Беларусь об образовании [16].

В процессе подготовки консолидированного акта все нормы прежних актов располагаются в определенной логической последовательности, разрабатывается общая структура будущего акта. Осуществляется определенная редакционная правка, чисто внешняя обработка предписаний с тем расчетом, чтобы все они излагались единым стилем, использовалась унифицированная терминология. Устраняются противоречия, повторения, неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью (пункт).

Мировая практика принятия укрупненных актов весьма обширна. В Великобритании, например, издаются десятки такого рода актов, объединяющих акты парламента, принятые по одному и тому же предмету регулирования за все длительное время его существования [17, с. 163].

Таким образом, систематизация законодательства необходима для того, чтобы законодательство в дальнейшем лучше развивалось. Также систематизация законодательства показывает насколько различны между собой система права и система законодательства. Существует три формы систематизации законодательства: инкорпорация, кодификация, консолидация. Каждая из этих форм имеет свою особенность и значимость.

В Республике Беларусь широко используются все три формы систематизации законодательства.

  

  1.  Характерные особенности системы права Республики Беларусь

Правовая система Республики Беларусь исторически формировалась в условиях правовой культуры континентальной Европы. Она относится к так называемой семье романо-германского права, которая характеризуется довольно четкой структурированностью самого права, делением его на отрасли и институты. Основным источником права в Республике Беларусь, как и в других странах, где утвердилась романо-германская правовая система, являются нормативные правовые акты. Высшей юридической силой среди актов законодательства обладает Конституция. В качестве источников права выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере - правовые обычаи. А само понятие правовая система означает совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Одним из элементов правовой системы является система права.

С учетом некоторых изменений, происшедших за последние годы, функционирующая в настоящее время система права Республики Беларусь состоит из следующих основных отраслей: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, семейное право, земельное право, финансовое право, уголовно-исполнительное право, гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право.

Конституционное право - отрасль права, нормы которой закрепляют основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь, избирательную систему, систему высших органов государственной власти и управления, судебных, прокурорских, контрольных органов, порядок их образования и компетенцию, систему местного управления и самоуправления, основы финансово-кредитной системы.

В юридической науке и практике эту отрасль называют еще и государственным правом. Однако содержание отрасли в данном случае остается неизменным. Название «конституционное право» связано с тем, что главным источником этой отрасли является Конституция, которая обладает высшей юридической силой. В случае расхождения других нормативных правовых актов с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция [18].

Некоторые авторы объявляют конституционное право ведущей отраслью. Представляется, что ранжировка отраслей права на «ведущие» и «ведомые» в принципе некорректна. Смысловое содержание таких оценок роли отраслей в системе права, как указывает  С.Г. Дробязко неточно отражает их внутрисистемные функциональные и иерархические связи и может породить неверные представления об отдельных отраслях права как второсортных, лишенных самостоятельности, неспособных функционировать относительно автономно [19, с.271].

Между тем теорией права признан объективный, естественноисторический характер формирования отраслей права. Каждая из них выполняет объективно необходимую праворегулирующую функцию в соответствующей сфере общественной жизни как относительно автономная часть (подсистема) целого (системы). При этом в процессе взаимодействия одни отрасли могут выступать в качестве профилирующих, базовых для других, что не умаляет значения последних, а лишь указывает на их профильную специализацию.

С этой точки зрения, учитывая универсальный, определяющий характер норм конституционного права, и следует оценивать эту отрасль как базовую для всех других отраслей права, поскольку их нормы основываются, базируются на конституционных положениях, отталкиваются от них и развивают их.

Такая оценка, по мнению С.Г. Дробязко, точнее характеризует место отрасли конституционного права в системе национального права. И именно это ее положение позволяет говорить об иерархическом верховенстве конституционных норм по отношению к нормам других отраслей права.

В конституционном праве, как, впрочем, и в рамках иных отраслей права, существуют институты, то есть устойчивые группы правовых норм, регулирующих соответствующую разновидность общественных отношений. Конституционно-правовые институты – это определенные звенья данной отрасли, действующие во взаимосвязи.

К конституционно-правовым институтам относятся совокупности норм, устанавливающие, например, основы конституционного строя; определяющие правовой статус человека и гражданина; избирательную систему; институт президентства, парламента и другие [20, с. 9] .

Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы этой отрасли регулируют большинство имущественных отношений, однако не все. Часть имущественных отношений регулируется нормами семейного, административного и финансового права.

Гражданское право регулирует отношения государственных и частных предприятий и организаций, кооперативов и общественных объединений между собой и с гражданами, граждан между собой.

Нормами гражданского права устанавливается правовое положение лиц и имущества, закрепляются различные виды собственности, правомочия собственника, определяется порядок возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений, заключения различных сделок, договоров. Эта отрасль регулирует отношения в сферах обязательственного, авторского, наследственного права и др.

Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как право на имя, честь, достоинство, авторство и т.д. Для гражданско-правового регулирования характерен метод автономии, равноправия участников правоотношения [21, с.272].

Отношения в сфере гражданского права регулируются на основе норм Конституции, Гражданским кодексом и другими нормативными правовыми актами.

Административное право - система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, т.е. в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства. Нормы этой отрасли регулируют деятельность органов исполнительной власти, отношения, возникающие как между этими органами, так и между ними и гражданами (отношения дорожного движения, пожарной безопасности, санитарии и т.п.). Нормы административного права определяют участников административно-правовых отношений, их правовое положение, закрепляют принципы организации и деятельности органов управления, устанавливают систему административных проступков и ответственность за их совершение, а также основы административно-процессуальных действий.

Для отрасли административного права характерным является метод властных предписаний, авторитарный метод, поскольку одной из сторон административных правоотношений выступает государственный орган или должностное лицо, наделенные властными функциями.

Нормы административного права сосредоточены главным образом в Конституции Республики Беларусь, в Кодексе об административных правонарушениях, а также в других законах, декретах, указах Президента Республики Беларусь, постановлениях Совета Министром Республики Беларусь, актах министерств, государственных комитетов и других органов.

Административно-правовой институт - это совокупность (общность) административно-правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную однородную группу управленческих общественных отношений. В правовом институте могут быть нормы одного или разных видов: обязывающие, запрещающие, уполномачивающие, рекомендательные, дефинитивные, содержащие комплекс аспектов правового регулирования определенной совокупности управленческих общественных отношений.

Нормы одних институтов обладают автономностью и не выходят за рамки административного права, другие – содержат нормы, характерные и для других отраслей права, то есть являются смешанными институтами

[22, с. 46].

Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения в финансовой сфере. Эти отношения складываются в процессе деятельности финансовых и других государственных органов по поводу сбора и распределения денежных средств. Нормами этой отрасли устанавливаются налоги, другие платежи, порядок их взимания в бюджет, взаимоотношения представительных, исполнительно-распорядительных и других органов и организаций по поводу принятия и исполнения бюджета. Нормами финансового права закрепляются основы денежного обращения, порядок осуществления валютных операций и др.

По своему характеру финансовые отношения схожи с административными, поэтому финансовому праву присущ авторитарный метод регулирования.

Нормы финансового права содержатся в некоторых статьях Конституций Республики Беларусь, в законе «О государственном бюджете», Налоговом кодексе, других законах, в некоторых актах Президента Республики Беларусь, Совета Министром Республики Беларусь и Министерства Финансов. Такие нормы содержатся и в правовых актах, связанных с формированием бюджета Союза Беларуси и России, процедура принятия и реализации которого в достаточной мере не отработана [1, с.112].

Земельное право - система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу управления земельными ресурсами в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны. В нормах этой отрасли устанавливается порядок распределения и использования земельного фонда, определяются права и обязанности землепользователей, порядок землеустройства, отвода и изъятия земельных участков, разрешения земельных споров и т.п. В земельном праве также применяется административно-правовой метод в сочетании с некоторыми элементами метода автономии.

Земельные отношения регулируются Конституцией Республики Беларусь, Кодексом о земле, другими законодательными и подзаконными актами.

Трудовое право представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения по применению труда наемных работников на предприятиях, в учреждениях и в организациях всех форм собственности, основанных на трудовом договоре, а также другие, тесно с ними связанные отношения. Трудовое право регулирует вопросы заключения и расторжения трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, материальной ответственности и др.

Иными отношениями, связанными с трудовыми, являются отношения, которые возникают и существуют только при наличии последних или предшествуют им. Это, например, отношения по обеспечению занятости, по ведению коллективных переговоров, связанные с деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей и др.

Основными источниками трудового права является Конституция, Трудовой кодекс Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты.

Семейное право регулирует отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Нормы этой отрасли регулируют порядок вступления в брак и его прекращения, личные и имущественные отношения супругов и других членов семьи, отношения усыновления, опеки, попечительства, порядок регистрации актов гражданского состояния и др.

Семейное право содержит такие институты, как институт брака, институт опеки и попечительства и многие другие.

Основные нормы семейного права содержатся в Конституции Республики Беларусь и в Кодексе о браке и семье.

Уголовное право объединяет нормы, которые определяют круг деяний, признаваемых преступлениями, закрепляют основания и условия уголовной ответственности, устанавливают наказания и иные меры уголовной ответственности, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступления. Нормы уголовного права направлены на охрану мира и безопасности человечества, человека, его прав и свобод, собственности, конституционного строя, природной среды от преступных посягательств. Система норм уголовного права образует общую и особенную части. В общей части содержатся нормы, определяющие понятия преступления и наказания, общие условия уголовной ответственности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, и др. К особенной части относятся нормы, определяющие конкретные составы преступлений и меры ответственности за их совершение [21, с.272].

Источником уголовного права являются Уголовный кодекс Республики Беларусь, которые основываются на конституционных нормах.

Уголовно-исполнительное право - система правовых норм, регулирующих порядок и условия отбывания уголовного наказания, назначенного судом, и деятельность органов и учреждений, исполняющих наказание.

Основными актами, содержащими нормы уголовно-исполнительного права, являются Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь.

Уголовно-процессуальное право составляет систему правовых норм, определяющих порядок производства по уголовным делам. Они регулируют деятельность органов дознания, предварительного расследования, прокуратуры, суда по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел, устанавливают правовое положение участников уголовного процесса, порядок сбора и оценки доказательств, вынесения приговоров, их обжалования и т.п.

Нормы этой отрасли права устанавливают цели и задачи уголовного процесса, предусматривают гарантии соблюдения законности в процессе раскрытия и судебного рассмотрения уголовных дел.

Правовыми актами, объединяющими нормы уголовно-процессуального права, является Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.

Гражданско-процессуальное право - система норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским делам. Они регламентируют деятельность судов, всех участников процесса, определяют подведомственность и подсудность возникающих споров, права и обязанности участников процесса, порядок разбирательства, вынесения судебного решения, его обжалования и исполнения и др.

В порядке гражданского судопроизводства разрешаются дела по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и некоторых других правоотношений.

Источником гражданско-процессуального права является Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь.

Таковы наиболее общие характеристики отраслей права как основных структурных элементов его системы, формирующихся в зависимости от предмета и метода правового регулирования.

Системность права в Республике Беларусь проявляется не только в зависимости от предмета и метода правового регулирования. Существуют межотраслевые взаимосвязи, оттеняющие и другие системные характеристики права. Так, системность права проявляется через функциональные особенности отраслей. Исходя из этого признака, в юридической науке применяется классификация отраслей на отрасли материального и процессуального права. К первой группе (материальное право) относятся отрасли права, непосредственно регулирующие общественные отношения. В нормах этих отраслей закрепляются права и обязанности субъектов правоотношений в различных сферах общественной жизни, правовое положение органов и организаций, их структура, формы собственности, определяются деяния, которые признаются правонарушениями, и меры ответственности за их совершение и т.д.            [1, с.115].

К ним относятся конституционное право, административное, уголовное, гражданское, трудовое, семейное и другие отрасли права.

К процессуальному праву относятся те отрасли, в которых устанавливается порядок рассмотрения различных юридических дел. Это уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право. В нормах этих отраслей регламентируется процедура реализации норм материального права.

Процессуальные нормы в отличие от материальных не содержат указаний на то, как следует разрешать тот или иной вопрос по существу, а определяют лишь порядок рассмотрения дела. Процессуальные отрасли права «обслуживают» отрасли материального права и не могут существовать без них.

В соответствующих процессуальных формах реализуются нормы всех отраслей материального права. Но только уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право выделились в самостоятельные отрасли. Они «обслуживают» не только свои прототипы материального права, но и некоторые другие отрасли. В частности, на основе норм гражданско-процессуального права разрешаются дела из сферы семейного, трудового права. Некоторые материальные отрасли содержат в себе нормы процессуального характера (административное право), так как они еще не выделились в самостоятельные отрасли.

Своеобразие системности права в Республике Беларусь проявляется также в делении его на частное и публичное.

В соответствии с этой классификацией частное право охватывает те отрасли права, нормы которых выражают интересы в первую очередь личности, те интересы, которые частные лица могут реализовать самостоятельно. В сфере частного права господствуют личные законные интересы граждан и их объединений. Все отношения в этой сфере строятся на основе равенства и свободного волеизъявления их участников.

Публичное право включает в себя нормы, регулирующие отношения государства, его органов с гражданами и организациями. Нормы публичного права связаны с общими (публичными) интересами всех членов общества. В процессе публичных правоотношений органы государства являются носителями властных полномочий и могут требовать от других субъектов права соблюдения действующего законодательства, применять в необходимых случаях меры государственного принуждения и т.д [21, с.275].

Отрасли публичного права обеспечивают охрану государственного и политического строя, существующую систему общественных отношений.

В настоящее время в Республике Беларусь конституционно закреплено положение, в соответствии с которым человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Экономика начинает функционировать на базе рыночных отношений, поддерживается частная инициатива, законодательное закрепление получило равноправие всех форм собственности и т.д.

Все это указывает на юридическое признание необходимости ограниченного вмешательства государства в некоторые сферы общественной жизни и свидетельствует о значимости дифференциации права на частное и публичное.

Система права в Республике Беларусь не остается неизменной. Общественные взаимосвязи непрерывно совершенствуются и видоизменяются. Система права также меняется, отражая происходящие перемены. Отменяются устаревшие нормы права, устанавливаются новые, охватывающие регулирующим воздействием те общественные отношения, которые до этого находились вне правовой регламентации.

Формируются новые отрасли и институты права. В юридической науке ведутся интенсивные дискуссии по поводу сложившихся или складывающихся новых отраслей права (административно-процессуального права, отрасли права социального обеспечения, бюджетного права и др.).

Изменения в нормах, институтах и отраслях права, восприятие новых принципов системообразования являются показателями развития и совершенствования системы белорусского права на современном этапе. Поскольку существенно изменилось содержание отношений в области сельскохозяйственного производства, утратило свое значение колхозное право. В настоящее время возникли новые формы ведения хозяйства, планово-распределительные отношения и «колхозная демократия» уходят в прошлое. Отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве, регулируются теперь нормами гражданского, административного, финансового права.

Особое место в системе права Республики Беларусь занимает международное право. Нормы международного права образуют самостоятельную широко разветвленную систему. Это обусловлено тем, что они устанавливаются не одним государством, а в силу соглашений между государствами (конвенций, пактов, договоров, уставов международных организаций и т.п.), в соответствии с которыми эти государства принимают определенные обязательства по отношению друг к другу.

Международное право подразделяется на международное частное право и международное публичное право.

Первое регулирует имущественные и иные отношения с участием иностранных физических лиц и организаций. Второе - отношения между государствами по вопросам правосубъектности государств и международных организаций, правового положения и деятельности дипломатических органов, международных судов, международных организаций и т.д.

Вместе с тем внутригосударственное право тесно взаимодействует с международным правом. В Конституции Республики Беларусь (ст. 8) закреплено положение, в соответствии с которым она признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им национального законодательства [18]. В ст. 15 Закона Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» установлено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на ее территории законодательства [23].

Таким образом, система права Республики Беларусь состоит из множества отраслей: конституционного права, семейного права, административного права, уголовного права, гражданского права и других. Также в нашей стране отрасли принято делить на материальные (конституционное право, административное право, семейное право и другие отрасли права) и процессуальные (гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право и другие), частное право и публичное право. Особое место в системе права Республики Беларусь занимает международное право. Внутригосударственное право тесно взаимодействует с международным. В Основном Законе нашего государства признается приоритет общепризнанных принципов международного права. Все вышеперечисленное и является характерной особенностью системы права Республики Беларусь.

Заключение

В ходе выполненной работы были раскрыты особенности правовой системы Республики Беларусь, выделены особенности, которые характеризуют правовую систему нашего государства, была дана характеристика понятиям «система права» и «система законодательства».

Было выяснено, что основными элементами системы права являются отрасли права, подотрасли права, институты и нормы права. Отрасль права является самым крупным элементом системы права. А институты права обычно считаются элементами отрасли права, потому что отрасль права складывается из определенных институтов права и институты права существуют только в составе отраслей права. Подотрасль права выделяют в составе сложных юридических норм, так как в большинстве отраслях подотрасль не встречается.

Из вышеперечисленного следует сделать вывод о том, что система права – это внутренняя структура права.

Что же касается системы законодательства, то было установлено, что она складывается из нормативных правовых актов и их структурных подразделений. На формирование системы законодательства оказывают влияние многие факторы субъективного характера, но все же система законодательства в той или иной степени выражает систему права, которая лежит в ее основе.

Таким образом, система законодательства – внешняя форма выражения права.

Между системой права и системой законодательства имеются как схожие черты, так и различия.

Соотношение системы права и системы законодательства проявляется в том, что система права является основой законодательства.  Отличие между ними состоит в том, что первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы права является нормативный правовой акт.

Система права формируется самостоятельно естественным путем, независимо от субъективного фактора. Формирование же системы законодательства зависит от воли государственных органов, создающих нормативные правовые акты.

Система права и система законодательства по своему смыслу могут совпадать, то есть система законодательства – это совокупность источников права которые являются формой выражения правовых норм, поэтому права не существует вне законодательства. Именно в законодательстве правовые нормы получают свое реальное выражение и внешнее проявление.

Что же касается правовой системы Республики Беларусь, то было выяснено, что Республика Беларусь унаследовала романо-германскую правовую систему.

Система права в Республике Беларусь в настоящее время состоит из основных отраслей, а именно конституционного права, гражданского права, семейного права, административного права, уголовного права, трудового права, земельного права, финансового права, уголовно-исполнительного права, гражданско-процессуального права и уголовно-процессуального права.

Были выяснены источники права каждой из вышеперечисленных отраслей. Основным источником данных отраслей является Конституция Республики Беларусь.

Также было установлено, что особое место в правовой системе Республики Беларусь занимает международное право. Его нормы образуют разветвленную систему, что обусловлено тем, что они устанавливаются соглашениями между государствами. Согласно этим соглашениям, государства принимают определенные обязательства по отношению друг к другу.

Вместе с тем внутригосударственное право тесно взаимодействует с международным правом. В Основном Законе нашего государства закреплено положение, согласно которому Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им национального законодательства.

Список использованных источников:

1 Общая теория государства и права: Курс лекций / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский; Под общей ред. А. Ф. Вишневского. – Мн.: Тесей, 1998. – 576 с.

2 Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права. Тема : «Система права» / Н. А. Пьянов // Сиб. юрид. вестн. — 2003. — № 3. — 11 с.

3 Алексеев С. С. Теория государства и права. – М.: Норма, 2005. — 496 с.

4 Григорьева, И.В. Теория государства и права : учебное пособие /

И.В. Григорьева. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 304 с.

5 Мелехин А. В. Теория государства и права. – М.: Маркет ДС, 2007. — 634 с.

6 Даль В. И. Толковый словарь. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998. Т. 1. – 1479 с.

7 Прохоров А.М.  Большой энциклопедический словарь. В 2-х тт. Гл. ред. А.М. Прохоров. – М., «Сов. энциклопедия», 1991-92. Т. 1. А-Н. – 863 с.

8 Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1975. – 846 с.

9 Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.

10 Явич Л.С. Общая теория права. – Л.: ЛГУ, 1976. – 298 с.

11 Алексеев С.С. Структура советского права. – М.: Юридическая литература, 1975. – 265 с.

12 Малько А. В. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 776с.

13 О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 2 июля 2009 г. № 31-З // Эталон – Беларусь. [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2010.

14 Теория государства и права / Малахов B.C. [и др.]. – М.: Екатеринбург, 2002. – 576 c.

15 Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших

учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 – 410 с.

16 Кодификация законодательства / Национальный центр законодательства и правовых исследований [Электронный ресурс]. Режим доступа – [http://center.gov.by/kodeks.html]. (дата доступа: 14.04.2012).

17 Пиголкин А. С. Теория государства и права. – М.: Городец, 2003. — 544 с.

18 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Мн.: Беларусь, 2008. – 97 с.

19 Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. пособие для вузов / С.Г. Дробязко, B.C. Козлов. - 2-е изд., исправленное и дополненное. – Мн: Амалфея, 2007. – 480 с.

20 Василевич Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник / Г. А. Василевич. – Мн.: Книжный Дом, 2010. – 768 с.

21 Кучинский, В.А. Общая теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. – Мн.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006. – 656 с.

22 Крамник А. Н. Курс Административного права Республики Беларусь / А. Н. Крамник. – Мн.: Тесей, 2001. – 608 с.

23 О международных договорах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-З // Эталон – Беларусь. [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2009.

PAGE   \* MERGEFORMAT4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35577. АНТИПРИГОЖИН. УПРАВЛЯЕМЫЙ ХАОС 1.69 MB
  Вместо физического времени в ней использовался обратимый эрзац. Человек будучи вне времени становится богоподобным или намного ближе к квазибожественному состоянию.Ньютон же считал что вмешательство бога требуется в каждый момент времени отсюда эпигенез и гениальное предвидение И. Это вернуло прежний интерес к конструктивной роли времени.
35578. Социология. Курс лекций в схемах 2.05 MB
  Предмет и история социологии. Общество как социокультурная система. Социальные группы и общности. Массовое сознание и общественное мнение. Методология социологических исследований.
35579. История Белоруссии 492 KB
  В истории Белоруси выявлено много белых пятенБНРВКЛсоздание БССР и т.Полоцкая земля находилась на терр сев Белорусии в землях кривичейвключала в себя современную Вит обл.На границе 1314в Полоцкое княжество вошло в состав ВКЛ.В конце 13начале14 веков Туровская земля была включена в состав ВКЛ.
35580. История беларускiх зямель 228.5 KB
  Тэрмiн зясялення тэрыторыi Беларусi – 40 тыс. Iндаеўрапейскi перыяд пачаўся ў бронзавым веку з часу рассялення iндаеўрапейскiх плямён на тэрыторыi Беларусi 3 2 тыс. Засяленне славянамi Беларусi адбывалася ў вынiку мiграцыi славян са сваёй прарадзiмы – тэрыторыi памiж р. Славяне асiмiлiравалi балтаў i ў вынiку славянабалцкага ўзаемадзеяння ўзнiклi новыя этнiчныя супольнасцi: ва ўсходняй Еўропе больш за 15 на тэрыторыi Беларусi – 3 гэта крывiчы дрыгавiчы радзiмiчы.
35581. История Руси от древних времен до ХХ столетия 221 KB
  Древние славяне - большая этническая группа: Восточные (русские, украинцы, белорусы); Западные (Чехи, Поляки); Южные (болгары, сербы, хорваты, македонцы). Соседи с севера: угро-финские племена, норманны, балты. С норманнами были напряженные отношения т.к. они промышляли грабежами, плавали во Францию, Испанию, Италию. Славяне часто платили им дань.
35582. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА 138.5 KB
  Административное право как отрасль современного права появилась тогда когда в правовой системе достаточное место заняли нормы закрепляющие права личности гарантии от административного произвола. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина разделения властей контроля за государственной администрацией необходимое условие превращения полицейского права в административное. Административное право очень важная отрасль права так как роль государственной администрации в России очень велика.
35583. Общее понятие экономической безопасности страны 97 KB
  Понятие национальной безопасности шире понятия экономической безопасности страны оно включает оборонную экологическую энергетическую безопасность и т. Сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти при которых обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов социально направленное развитие страны в целом достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятном условии развития внутренних и внешних процессов. Мировая практика показывает что даже при существенном...
35584. Предмет и функции гражданского права 175 KB
  Например: возможно заключение договора который предусматривает ежемесячные поставки в определенном законе если покупатель не сообщит о своем отказе от получения товара в течение какоголибо срока до начала очередного срока молчание €œДА€. Так общества с ограниченной или дополнительной ответственностью ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Его можно рассматривать как разновидность договора простого товарищества договора о совместной деятельности хотя существует и мнение о том что это...
35585. Система макроэкономических показателей 232 KB
  Поскольку суммирование разнородной по физическим единицам измерения и целям использования продукции возможно только в стоимостном выражении значения таких показателей будут сильно зависеть от рассматриваемых цен. Различают три вида цен используемых для расчета объемностоимостных показателей: а текущие цены т. цены в которых осуществлялись товарные операции отраженные в статистических данных и на основе которых рассчитывались показатели; б сопоставимые цены т. цены приведенные к определенному моменту времени и зафиксированные на...