43492

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИ

Книга

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

При написании курсовой работы студент овладевает навыками работы с источниками специальной литературой учится приемам самостоятельного творческого исследования. Ответственность за достоверность данных содержащихся в работе и за соответствие ее требованиям несет автор исполнитель курсовой работы. Алгоритм написания курсовой работы выглядит следующим образом: Шаг первый выбор темы.

Русский

2013-11-05

76 KB

17 чел.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

Для студентов специальности Юриспруденция,  всех форм обучения, учебным планом предусмотрено написание курсовых работ  по ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (ИОГП) или ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.

Студенты очной формы согласуют свой выбор с преподавателем в рабочем порядке.

Выбор темы   студентами ускоренной формы - по последней цифре зачетной книжке. Если цифра нечетная – студент пишет работу по ИОГП, если четная – ИГПЗС.

Одной из составных частей учебного процесса является курсовая работа – самостоятельно выполненная  творческая работа студента, предусмотренная учебным планом университета и завершающая изучение теоретического курса.

При написании курсовой работы студент овладевает навыками работы с источниками, специальной литературой, учится приемам самостоятельного творческого исследования.

Ответственность за достоверность данных, содержащихся в работе, и за соответствие ее требованиям  несет автор (исполнитель) курсовой работы.

Алгоритм написания курсовой работы выглядит следующим образом:

Шаг первый – выбор темы. Тематика курсовых работ составляется преподавателем. Определив тему, студент должен зарегистрировать ее у преподавателя или лаборанта кафедры. Написание одной и той же темы студентами одной группы не допускается.  

Шаг второй – подбор литературы и знакомство с ней. Основа курсовой работы – анализ нормативно-правовой базы. Поэтому, в первую очередь,  студент отбирает нормативный материал, характерный для исследуемого периода. Работа, написанная только на основании учебников, преподавателем положительно не оценивается. Задача студента – подобрать специальные монографии, сборники, научные статьи по избранной им теме. Специальных источников должно быть не менее восьми. Допускается использование литературы и информации, представленной и Интернете. В данном случае студент обозначает конкретные данные страницы. Предварительный список литературы представляется преподавателю вместе с планом курсовой работы.

Шаг третий – составление плана курсовой работы. Предварительно ознакомившись с литературой, студент составляет примерный план работы и представляет его преподавателю. План курсовой работы предусматривает следующие разделы:

- введение. В этой части курсовой работы обосновывается выбор темы, цель, которую ставит перед собой автор, освещается современное состояние  разработки проблемы, дается анализ используемой студентом литературы. Введение должно занять 2-3 листа курсовой работы;

- основная часть должна содержать:

1) выбор направления исследований, включающий обоснование выбора принятого направления исследования, сравнительную оценку, разработку общей методики проведения работы;

2) теоретические и (или) экспериментальные исследования, включающие определение характера и содержания теоретических исследований, анализ исследуемого объекта,  методы исследований, их характеристики, оценку правильности и экономичности выбора средств измерений;

3) обобщение и оценку результатов исследований и анализа, включающие оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований.

В зависимости от особенностей выполненной работы основную часть излагают в виде текста, таблицы, сочетания иллюстраций и таблиц или сочетания текста, иллюстраций и таблиц. Основную часть работы следует делить на разделы и пункты. Разделы основной части могут делиться на пункты или на подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию.

Подробная структура основной части работы излагается отдельно в методических указаниях по организации и выполнению дипломных работ по кафедре и детализируется руководителем.

Основная часть работы включает собственно исследование представляемой студентом темы, разбивается на несколько параграфов. Название курсовой работы не должно дословно повторяться в названии параграфов. Изложение материала может быть представлено либо в хронологической последовательности, либо в проблемно-хронологической. Проиллюстрируем на конкретном примере. Тема: «Развитие понятия «преступление» в русском уголовном праве IX-XVII века». Если автор решит воспользоваться хронологическим методом изложения материала, то план основной части может выглядеть следующим образом: 1. Особенности восприятия понятия «преступление» в Древнерусском государстве, виды преступлений. 2. Изменения в понимании термина «преступление» в Новгородской и Псковской судных грамотах, усложнение системы преступлений. 3. Сущность и виды преступлений в Судебниках и Соборном уложении 1649 года. При проблемно-хронологическом варианте представления проблемы составляющие основной части будут иными: 1. Развитие понятия «субъект преступления» в источниках IX-XVII веков. 2.Усложнение понятия об объекте преступления в нормативных актах IX-XVII веков. 3. Формирование учения о «субъективной стороне» преступления. IX-XVII век. 4. Понимание «объективной стороны» преступления в русском уголовном праве IX-XVII веков;

- заключение должно содержать:

1) краткие выводы по результатам выполненной работы, оценку полноты решений поставленных задач, разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов, оценку  эффективности внедрения. Если определение эффективности невозможно, необходимо указать научную, социальную значимость работы;

2) оценку  уровня выполненной работы, мероприятия и приложения по дальнейшему развитию темы.

Заключение курсовой работы – 2-3 страницы.

Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Именно в заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора ясно мыслить и излагать материал. В этой части работы содержится так называемое «выводное знание», которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку комиссии при защите работы. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав и вопросов, а должно содержать главные итоговые результаты всей работы.

Шаг четвертый – написание курсовой работы. Изложение материала должно быть логичным, конкретным, достаточно кратким. Содержание работы должно соответствовать плану, а «наполнение» параграфов основной части – их названию. Обязательны ссылки на авторов научных работ или на конкретный нормативный акт. Работы идентичного содержания положительно не оцениваются. Работы, найденные в Интернете и представленные преподавателю, к защите не принимаются.

Шаг пятый – составление библиографического списка источников. В конце работы обязательно представляется список использованной при ее написании литературы. Список составляется по определенным правилам.

Шаг шестой – оформление работы. Работа не принимается к защите до тех пор, пока не будут выполнены все правила по ее оформлению и содержанию.

6.1. Общие требования

См. Т-server- Pablik – метод. указания по подготовке и выполнению курсовых и дипломных работ.

Шаг седьмой – защита курсовой работы. Конкретный день защиты работы определяется УМО. Защита состоит из устного представления студентом своей темы и ответов на вопросы. Итоговая оценка  определяется в соответствии со следующими критериями: содержание написанной работы, ответы на поставленные преподавателем вопросы, оформление работы.
                          
ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

(выбор темы для студентов ускоренной формы по последней цифре зачетной книжке. Если цифра нечетная – студент пишет работу по ИОГП, если четная – ИГПЗС )

  1.  Налоги в Древней Руси
  2.  Брачно-семейное законодательство. IX в. – 1917 г.
  3.  Брачно-семейное законодательство в советский период.
  4.  Брачно-семейное законодательство в период реставрации капитализма.
  5.  Наследственное право. IX в. – 1917 г.
  6.  Наследственное право в советский период.
  7.  Наследственное право в период реставрации капитализма.
  8.  Имущественные отношения. IX в. – 1917 г.
  9.  Имущественные отношения в советский период.
  10.  Имущественные отношения в период реставрации капитализма.
  11.  Процессуальное законодательство. (IX в. – 1917 г.)
  12.  Процессуальное законодательство в советский период.
  13.  Процессуальное законодательство в период реставрации капитализма.
  14.  Налоговая система и денежные реформы в Московской Руси.
  15.  Налоги в России
  16.  История возникновения прокуратуры.
  17.  История возникновения полиции.
  18.  История становления и развития органов милиции.
  19.  Становление и развитие трудового права.
  20.  Обычное право и его влияние на становление права Киевской Руси.
  21.  Имущественные отношения Киевской Руси и Псковской Земли: сравнительный анализ.
  22.  Изменение брачно-семейного законодательства в связи с принятием на Руси христианства.
  23.  Развитие понятия брака в истории советского семейного права.
  24.  Особенности системы управления Новгородской земли.
  25.  Вече: происхождение, состав, способы созыва, права и роль на различных территориях русского государства.
  26.  Боярская Дума и ее роль в системе органов власти и управления.
  27.  Развитие понятия «преступление» в русском головном праве.  IX-XVII вв.
  28.  Развитие понятия «преступление» в русском головном праве. XVIIIв.  - 1917г.
  29.  Развитие понятия «преступление» в советском головном праве.
  30.  Развитие понятия «наказание» в русском головном праве. .  IX-XVII вв.
  31.  Развитие понятия «наказание» в русском головном праве. . XVIIIв.  - 1917г.  
  32.  Земские соборы: история возникновения, состав, права и значение.
  33.  Формирование приказной системы в России.
  34.  Система кормлений и ее роль в управлении русским государством.
  35.  Система местного самоуправления в России.IX-XVIIвв.
  36.  Система местного самоуправления в России. XVIII-XIXвв.
  37.  Изменение форм процесса. IX-XVIIвв.
  38.  Система доказательств в русском процессуальном законодательстве.IX-XVIIв.
  39.  Титул главы государства, способы передачи власти, права верховной власти.IX-XVIIвв.
  40.  Титул главы государства, способы передачи власти, права верховной власти.XVIIв.-1917г.
  41.  Развитие частного землевладения. XV-XVIIIвв.
  42.  Проблема возникновения и сущность абсолютизма в России.
  43.  Статус, структура, полномочия и роль Собственной Его Императорского Величества канцелярии
  44.  Изменения в социальной структуре российского общества и их правовое закрепление в XVIII веке.
  45.  Развитие центральных отраслевых органов управления вXVIII –первой половине XIX века.
  46.  Новые черты судебной системы в XVIIIвеке.
  47.  Происхождение и развитие права наследства. IX-XVII в.
  48.  Правовая база крестьянской реформы 1861 г.
  49.  Изменение общественного строя во второй половине XIX века.
  50.  Отраслевое и межотраслевое управление. IX в. – 1917 г..
  51.  Отраслевое и межотраслевое управление в советский период.  
  52.  Отраслевое и межотраслевое управление в период реставрации капитализма.
  53.  Местные органы власти и управления. IX в. – 1917 г..
  54.  Местные органы власти и управления в период социализма.
  55.  Местные органы власти и управления в период реставрации капитализма.
  56.  Карательные органы. IX в. – 1917 г..
  57.  Карательные органы в период социализма;
  58.  Карательные органы в период реставрации капитализма.
  59.  Изменение национально-государственного устройства. Распад СССР.
  60.  Религиозный фактор в отечественной истории.
  61.  Специфика социальной организации российского общества: проблема преемственности.
  62.  Общественный идеал в Древней Руси.
  63.  Дискуссии о «варяжском факторе» в образовании Древнерусского государства.
  64.  Общее и особенное в политическом развитии русских земель в XII – начале XII в.
  65.  Русское крестьянство в период ига: дискуссии последних лет.
  66.  Эволюция политического строя Руси в период ига.
  67.  Дискуссии о влиянии татаро-монгольского ига на политическое развитие Руси.
  68.  Монголо-татарское государство: особенности становления и развития.
  69.  Центры объединения Руси: проблемы лидерства.
  70.  Предпосылки, особенности и основные этапы формирования русского централизованного государства.
  71.  Изменения в политическом строе русских княжеств второй половины XIII в.: от «генеалогической федерации» к династическому правлению.
  72.  Обострение конфликта боярской оппозиции и великокняжеской власти в середине XVI в.
  73.  Запад – Россия - Восток; характер взаимоотношений и взаимовлияния в XVI в.
  74.  Социальный протест в России XVI в.: истоки, сущность, последствия. Социальный протест в России XVII в.: истоки, сущность, последствия Социальный протест в России XVIII в.: истоки, сущность, последствия Социальный протест в России XIX в.: истоки, сущность, последствия Социальный протест в России XX в.: истоки, сущность, последствия
  75.  Происхождение и развитие права наследства. IX-XVIIвек.
  76.  Права жены в русском наследственном праве.
  77.  Права дочери в русском наследственном праве.
  78.  Способы заключения договоров в русском обязательном праве.IX-XVIIв.
  79.  Сословно-представительные учреждения в России и Западной Европе: общее и особенное.
  80.  Российское казачество.
  81.  Россия XVI в. глазами иностранцев.
  82.  Формирование сословно-представительной монархии и дискуссии о ее перспективах в России.
  83.  Опричнина на Руси: объективные и субъективные предпосылки, сущность, последствия.
  84.  Политическая система России в Смутное время.
  85.  Альтернативы и особенности организации политической власти при первых Романовых.
  86.  Крепостное право в России: причины, периодизация, сущность, последствия и значение.
  87.  Церковная реформа патриарха Никона и ее воздействие на развитие отечественного общества.
  88.  Петровские реформы и российское общество.
  89.  Альтернативы политического развития России в 1730 г.
  90.  «Дворцовые перевороты» и усиление позиций аристократии и гвардии: причины и последствия.
  91.  «Просвещенный абсолютизм»: предпосылки, содержание, противоречия.
  92.  М. М. Сперанский и реформа государственного управления.
  93.  Консервативная модернизация империи в период правления Николая I: основное содержание и значение.
  94.  Социальная политика правительства Николая I.
  95.  Эволюция политической системы  России в 1905-1907 гг.
  96.  Государственная дума Российской империи – законодательный или законосовещательный орган?
  97.  Альтернативы политического развития России осенью 1917 г.
  98.  Политические партии России о перспективах развития России после февраля 1917 г.
  99.  Марксистско-ленинская доктрина государства и ее реализация в советской России. 1917-1918 гг.

100. К истории образования Дальневосточной республики.

101. Нэповская общественная модель.

102. Сталинский режим: проблема типологии.

103. Эволюция власти в 30-е годы XX в.

104. Основные тенденции развитии уголовного и уголовно-процессуального законодательства в 30-50-е годы ХХ века.

105. Судьба российской интеллигенции.

106. Становление и развитие института советского избирательного права.

107. Развитие института права, свобод и обязанностей граждан в период существования СССР. Конституционные положения и реальность.

108. Социальная природа кулачества.

109. Исторические истоки культа личности в России.

110. Социальная структура советского общества.

 111. История ВЧК и ее место в системе правоохранительных органов Советской России.

112. Этапы становления и развития советской судебной системы.

113. Власть и общество в годы Великой Отечественной войны.

114. Репрессивная политика сталинского режима в годы Великой Отечественной войны.

115. Альтернативы послевоенного развития СССР.

116. Политические альтернативы 1953 г.

117. Советский человек в послевоенном СССР. ( В годы «великого десятилетия»)

118. Смена власти и смена курса в октябре 1964 г.

119. Борьба в руководстве КПСС за выбор пути перемен (1987-1991 гг.)

120.Теория «развитого социалистического общества»: содержание и результативность.

121. «Гласность» и раскрепощение общественного сознания.

122. Возрождение российской многопартийности.

123. История российского конституционализма

124. Возрождение российского парламентаризма.

125. Институт президентства в отечественной истории.

126. Особенности государственного управления Сибирского края в XVII-XVIII вв.

127. Особенности государственного управления Сибирского края в XIXв.

128. Советская номенклатура.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. История государства и права России: Учебник /В.М .Клеандрова, Р.С. Мулукаев; Под ред. Ю.П.Титова. – М.: ТК Велби, 2006 – 544 с.

2. Хрестоматия по  истории отечественного государства и права России: Учебное пособие / Сост. Ю.П.Титов. – М.: ТК Велби, 2004 – 472 с.

3. Кузнецов И.Н. История государства и права России: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2004 – 800 с.

4. Шободоева А.В. История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. – Иркутск: БГУЭП, 2003 – 191 с.

5. Цечоев В.К.  История отечественного государства и права: Учебное пособие. – М.: МарТ, 2003 – 576 с.

6. Шатковская  Т.В. История отечественного государства и права: 100 экзаменационных ответов. – М.: МарТ, 2003 – 160 с.

7. Исаев И.А. История государства и права России: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2005 – 797 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61137. ВИДИ ОБСТАВИН. ПОРІВНЯЛЬНИЙ ЗВОРОТ 493.85 KB
  Мета: поглибити знання учнів про обставину як другорядний член речення, порівняльний зворот, його роль у текстах різної стильової належності; сформувати вміння визначати види обставин; розвити пунктуаційні вміння виділяти порівняльні звороти комами на письмі...
61138. Релігія та культура Давнього Китаю 53 KB
  Мета: ознайомити учнів із релігійними віруваннями та культурною спадщиною Давнього Китаю; удосконалити навички інтерактивного вивчення нового матеріалу; показати неповторність і унікальність китайської культури.
61139. УЗАГАЛЬНЕННЯ Й СИСТЕМАТИЗАЦІЯ З ТЕМИ «ДРУГОРЯДНІ ЧЛЕНИ РЕЧЕННЯ» 82.5 KB
  Текст риторичний аспект: удосконалення будови і звязності розповідного й описового тексту використовуючи другорядні члени речення. Яким членом речення виступає порівняльний зворот.
61140. КОНТРОЛЬНЕ ЧИТАННЯ МОВЧКИ ТЕКСТУ ПУБЛІЦИСТИЧНОГО СТИЛЮ 82 KB
  Мета: оцінити рівень навчальних досягнень восьмикласників з розділу «Другорядні члени речення»; з’ясувати можливі недоліки в ході опанування мовною теорією...
61141. Цивільне право 2.48 MB
  Мета: ознайомити учнів зі структурою й джерелами цивільного права, розкрити роль цієї галузі у системі права України; розвивати навички учнів аналізувати поняття, працювати з нормативно-правовими актами...
61142. ОЗНАЧЕНО-ОСОБОВІ РЕЧЕННЯ 292.66 KB
  Формувати в учнів поняття про односкладні речення, їх види; ознайомити з означено-особовим реченням, способами вираження в ньому головного члена; розвивати вміння аналізувати ці речення у висловлюваннях
61143. Природа й населення Давньої Греції 48 KB
  Мета. дати уявлення про природно-кліматичні умови Греції та їхній вплив на розвиток господарської діяльності населення Еллади. показати роль міфів як історичного джерела.
61144. НЕОЗНАЧЕНО-ОСОБОВІ РЕЧЕННЯ 159.56 KB
  Поглибити знання учнів про односкладні дієслівні речення; сформувати поняття про неозначено-особове речення, способи вираження в ньому головного члена; розвивати творчі вміння аналізувати, трансформувати й конструювати неозначено-особові речення, у яких головний член має різні способи морфологічного вираження