43492

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИ

Книга

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

При написании курсовой работы студент овладевает навыками работы с источниками специальной литературой учится приемам самостоятельного творческого исследования. Ответственность за достоверность данных содержащихся в работе и за соответствие ее требованиям несет автор исполнитель курсовой работы. Алгоритм написания курсовой работы выглядит следующим образом: Шаг первый выбор темы.

Русский

2013-11-05

76 KB

17 чел.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

Для студентов специальности Юриспруденция,  всех форм обучения, учебным планом предусмотрено написание курсовых работ  по ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (ИОГП) или ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.

Студенты очной формы согласуют свой выбор с преподавателем в рабочем порядке.

Выбор темы   студентами ускоренной формы - по последней цифре зачетной книжке. Если цифра нечетная – студент пишет работу по ИОГП, если четная – ИГПЗС.

Одной из составных частей учебного процесса является курсовая работа – самостоятельно выполненная  творческая работа студента, предусмотренная учебным планом университета и завершающая изучение теоретического курса.

При написании курсовой работы студент овладевает навыками работы с источниками, специальной литературой, учится приемам самостоятельного творческого исследования.

Ответственность за достоверность данных, содержащихся в работе, и за соответствие ее требованиям  несет автор (исполнитель) курсовой работы.

Алгоритм написания курсовой работы выглядит следующим образом:

Шаг первый – выбор темы. Тематика курсовых работ составляется преподавателем. Определив тему, студент должен зарегистрировать ее у преподавателя или лаборанта кафедры. Написание одной и той же темы студентами одной группы не допускается.  

Шаг второй – подбор литературы и знакомство с ней. Основа курсовой работы – анализ нормативно-правовой базы. Поэтому, в первую очередь,  студент отбирает нормативный материал, характерный для исследуемого периода. Работа, написанная только на основании учебников, преподавателем положительно не оценивается. Задача студента – подобрать специальные монографии, сборники, научные статьи по избранной им теме. Специальных источников должно быть не менее восьми. Допускается использование литературы и информации, представленной и Интернете. В данном случае студент обозначает конкретные данные страницы. Предварительный список литературы представляется преподавателю вместе с планом курсовой работы.

Шаг третий – составление плана курсовой работы. Предварительно ознакомившись с литературой, студент составляет примерный план работы и представляет его преподавателю. План курсовой работы предусматривает следующие разделы:

- введение. В этой части курсовой работы обосновывается выбор темы, цель, которую ставит перед собой автор, освещается современное состояние  разработки проблемы, дается анализ используемой студентом литературы. Введение должно занять 2-3 листа курсовой работы;

- основная часть должна содержать:

1) выбор направления исследований, включающий обоснование выбора принятого направления исследования, сравнительную оценку, разработку общей методики проведения работы;

2) теоретические и (или) экспериментальные исследования, включающие определение характера и содержания теоретических исследований, анализ исследуемого объекта,  методы исследований, их характеристики, оценку правильности и экономичности выбора средств измерений;

3) обобщение и оценку результатов исследований и анализа, включающие оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований.

В зависимости от особенностей выполненной работы основную часть излагают в виде текста, таблицы, сочетания иллюстраций и таблиц или сочетания текста, иллюстраций и таблиц. Основную часть работы следует делить на разделы и пункты. Разделы основной части могут делиться на пункты или на подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию.

Подробная структура основной части работы излагается отдельно в методических указаниях по организации и выполнению дипломных работ по кафедре и детализируется руководителем.

Основная часть работы включает собственно исследование представляемой студентом темы, разбивается на несколько параграфов. Название курсовой работы не должно дословно повторяться в названии параграфов. Изложение материала может быть представлено либо в хронологической последовательности, либо в проблемно-хронологической. Проиллюстрируем на конкретном примере. Тема: «Развитие понятия «преступление» в русском уголовном праве IX-XVII века». Если автор решит воспользоваться хронологическим методом изложения материала, то план основной части может выглядеть следующим образом: 1. Особенности восприятия понятия «преступление» в Древнерусском государстве, виды преступлений. 2. Изменения в понимании термина «преступление» в Новгородской и Псковской судных грамотах, усложнение системы преступлений. 3. Сущность и виды преступлений в Судебниках и Соборном уложении 1649 года. При проблемно-хронологическом варианте представления проблемы составляющие основной части будут иными: 1. Развитие понятия «субъект преступления» в источниках IX-XVII веков. 2.Усложнение понятия об объекте преступления в нормативных актах IX-XVII веков. 3. Формирование учения о «субъективной стороне» преступления. IX-XVII век. 4. Понимание «объективной стороны» преступления в русском уголовном праве IX-XVII веков;

- заключение должно содержать:

1) краткие выводы по результатам выполненной работы, оценку полноты решений поставленных задач, разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов, оценку  эффективности внедрения. Если определение эффективности невозможно, необходимо указать научную, социальную значимость работы;

2) оценку  уровня выполненной работы, мероприятия и приложения по дальнейшему развитию темы.

Заключение курсовой работы – 2-3 страницы.

Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Именно в заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора ясно мыслить и излагать материал. В этой части работы содержится так называемое «выводное знание», которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку комиссии при защите работы. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав и вопросов, а должно содержать главные итоговые результаты всей работы.

Шаг четвертый – написание курсовой работы. Изложение материала должно быть логичным, конкретным, достаточно кратким. Содержание работы должно соответствовать плану, а «наполнение» параграфов основной части – их названию. Обязательны ссылки на авторов научных работ или на конкретный нормативный акт. Работы идентичного содержания положительно не оцениваются. Работы, найденные в Интернете и представленные преподавателю, к защите не принимаются.

Шаг пятый – составление библиографического списка источников. В конце работы обязательно представляется список использованной при ее написании литературы. Список составляется по определенным правилам.

Шаг шестой – оформление работы. Работа не принимается к защите до тех пор, пока не будут выполнены все правила по ее оформлению и содержанию.

6.1. Общие требования

См. Т-server- Pablik – метод. указания по подготовке и выполнению курсовых и дипломных работ.

Шаг седьмой – защита курсовой работы. Конкретный день защиты работы определяется УМО. Защита состоит из устного представления студентом своей темы и ответов на вопросы. Итоговая оценка  определяется в соответствии со следующими критериями: содержание написанной работы, ответы на поставленные преподавателем вопросы, оформление работы.
                          
ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

(выбор темы для студентов ускоренной формы по последней цифре зачетной книжке. Если цифра нечетная – студент пишет работу по ИОГП, если четная – ИГПЗС )

  1.  Налоги в Древней Руси
  2.  Брачно-семейное законодательство. IX в. – 1917 г.
  3.  Брачно-семейное законодательство в советский период.
  4.  Брачно-семейное законодательство в период реставрации капитализма.
  5.  Наследственное право. IX в. – 1917 г.
  6.  Наследственное право в советский период.
  7.  Наследственное право в период реставрации капитализма.
  8.  Имущественные отношения. IX в. – 1917 г.
  9.  Имущественные отношения в советский период.
  10.  Имущественные отношения в период реставрации капитализма.
  11.  Процессуальное законодательство. (IX в. – 1917 г.)
  12.  Процессуальное законодательство в советский период.
  13.  Процессуальное законодательство в период реставрации капитализма.
  14.  Налоговая система и денежные реформы в Московской Руси.
  15.  Налоги в России
  16.  История возникновения прокуратуры.
  17.  История возникновения полиции.
  18.  История становления и развития органов милиции.
  19.  Становление и развитие трудового права.
  20.  Обычное право и его влияние на становление права Киевской Руси.
  21.  Имущественные отношения Киевской Руси и Псковской Земли: сравнительный анализ.
  22.  Изменение брачно-семейного законодательства в связи с принятием на Руси христианства.
  23.  Развитие понятия брака в истории советского семейного права.
  24.  Особенности системы управления Новгородской земли.
  25.  Вече: происхождение, состав, способы созыва, права и роль на различных территориях русского государства.
  26.  Боярская Дума и ее роль в системе органов власти и управления.
  27.  Развитие понятия «преступление» в русском головном праве.  IX-XVII вв.
  28.  Развитие понятия «преступление» в русском головном праве. XVIIIв.  - 1917г.
  29.  Развитие понятия «преступление» в советском головном праве.
  30.  Развитие понятия «наказание» в русском головном праве. .  IX-XVII вв.
  31.  Развитие понятия «наказание» в русском головном праве. . XVIIIв.  - 1917г.  
  32.  Земские соборы: история возникновения, состав, права и значение.
  33.  Формирование приказной системы в России.
  34.  Система кормлений и ее роль в управлении русским государством.
  35.  Система местного самоуправления в России.IX-XVIIвв.
  36.  Система местного самоуправления в России. XVIII-XIXвв.
  37.  Изменение форм процесса. IX-XVIIвв.
  38.  Система доказательств в русском процессуальном законодательстве.IX-XVIIв.
  39.  Титул главы государства, способы передачи власти, права верховной власти.IX-XVIIвв.
  40.  Титул главы государства, способы передачи власти, права верховной власти.XVIIв.-1917г.
  41.  Развитие частного землевладения. XV-XVIIIвв.
  42.  Проблема возникновения и сущность абсолютизма в России.
  43.  Статус, структура, полномочия и роль Собственной Его Императорского Величества канцелярии
  44.  Изменения в социальной структуре российского общества и их правовое закрепление в XVIII веке.
  45.  Развитие центральных отраслевых органов управления вXVIII –первой половине XIX века.
  46.  Новые черты судебной системы в XVIIIвеке.
  47.  Происхождение и развитие права наследства. IX-XVII в.
  48.  Правовая база крестьянской реформы 1861 г.
  49.  Изменение общественного строя во второй половине XIX века.
  50.  Отраслевое и межотраслевое управление. IX в. – 1917 г..
  51.  Отраслевое и межотраслевое управление в советский период.  
  52.  Отраслевое и межотраслевое управление в период реставрации капитализма.
  53.  Местные органы власти и управления. IX в. – 1917 г..
  54.  Местные органы власти и управления в период социализма.
  55.  Местные органы власти и управления в период реставрации капитализма.
  56.  Карательные органы. IX в. – 1917 г..
  57.  Карательные органы в период социализма;
  58.  Карательные органы в период реставрации капитализма.
  59.  Изменение национально-государственного устройства. Распад СССР.
  60.  Религиозный фактор в отечественной истории.
  61.  Специфика социальной организации российского общества: проблема преемственности.
  62.  Общественный идеал в Древней Руси.
  63.  Дискуссии о «варяжском факторе» в образовании Древнерусского государства.
  64.  Общее и особенное в политическом развитии русских земель в XII – начале XII в.
  65.  Русское крестьянство в период ига: дискуссии последних лет.
  66.  Эволюция политического строя Руси в период ига.
  67.  Дискуссии о влиянии татаро-монгольского ига на политическое развитие Руси.
  68.  Монголо-татарское государство: особенности становления и развития.
  69.  Центры объединения Руси: проблемы лидерства.
  70.  Предпосылки, особенности и основные этапы формирования русского централизованного государства.
  71.  Изменения в политическом строе русских княжеств второй половины XIII в.: от «генеалогической федерации» к династическому правлению.
  72.  Обострение конфликта боярской оппозиции и великокняжеской власти в середине XVI в.
  73.  Запад – Россия - Восток; характер взаимоотношений и взаимовлияния в XVI в.
  74.  Социальный протест в России XVI в.: истоки, сущность, последствия. Социальный протест в России XVII в.: истоки, сущность, последствия Социальный протест в России XVIII в.: истоки, сущность, последствия Социальный протест в России XIX в.: истоки, сущность, последствия Социальный протест в России XX в.: истоки, сущность, последствия
  75.  Происхождение и развитие права наследства. IX-XVIIвек.
  76.  Права жены в русском наследственном праве.
  77.  Права дочери в русском наследственном праве.
  78.  Способы заключения договоров в русском обязательном праве.IX-XVIIв.
  79.  Сословно-представительные учреждения в России и Западной Европе: общее и особенное.
  80.  Российское казачество.
  81.  Россия XVI в. глазами иностранцев.
  82.  Формирование сословно-представительной монархии и дискуссии о ее перспективах в России.
  83.  Опричнина на Руси: объективные и субъективные предпосылки, сущность, последствия.
  84.  Политическая система России в Смутное время.
  85.  Альтернативы и особенности организации политической власти при первых Романовых.
  86.  Крепостное право в России: причины, периодизация, сущность, последствия и значение.
  87.  Церковная реформа патриарха Никона и ее воздействие на развитие отечественного общества.
  88.  Петровские реформы и российское общество.
  89.  Альтернативы политического развития России в 1730 г.
  90.  «Дворцовые перевороты» и усиление позиций аристократии и гвардии: причины и последствия.
  91.  «Просвещенный абсолютизм»: предпосылки, содержание, противоречия.
  92.  М. М. Сперанский и реформа государственного управления.
  93.  Консервативная модернизация империи в период правления Николая I: основное содержание и значение.
  94.  Социальная политика правительства Николая I.
  95.  Эволюция политической системы  России в 1905-1907 гг.
  96.  Государственная дума Российской империи – законодательный или законосовещательный орган?
  97.  Альтернативы политического развития России осенью 1917 г.
  98.  Политические партии России о перспективах развития России после февраля 1917 г.
  99.  Марксистско-ленинская доктрина государства и ее реализация в советской России. 1917-1918 гг.

100. К истории образования Дальневосточной республики.

101. Нэповская общественная модель.

102. Сталинский режим: проблема типологии.

103. Эволюция власти в 30-е годы XX в.

104. Основные тенденции развитии уголовного и уголовно-процессуального законодательства в 30-50-е годы ХХ века.

105. Судьба российской интеллигенции.

106. Становление и развитие института советского избирательного права.

107. Развитие института права, свобод и обязанностей граждан в период существования СССР. Конституционные положения и реальность.

108. Социальная природа кулачества.

109. Исторические истоки культа личности в России.

110. Социальная структура советского общества.

 111. История ВЧК и ее место в системе правоохранительных органов Советской России.

112. Этапы становления и развития советской судебной системы.

113. Власть и общество в годы Великой Отечественной войны.

114. Репрессивная политика сталинского режима в годы Великой Отечественной войны.

115. Альтернативы послевоенного развития СССР.

116. Политические альтернативы 1953 г.

117. Советский человек в послевоенном СССР. ( В годы «великого десятилетия»)

118. Смена власти и смена курса в октябре 1964 г.

119. Борьба в руководстве КПСС за выбор пути перемен (1987-1991 гг.)

120.Теория «развитого социалистического общества»: содержание и результативность.

121. «Гласность» и раскрепощение общественного сознания.

122. Возрождение российской многопартийности.

123. История российского конституционализма

124. Возрождение российского парламентаризма.

125. Институт президентства в отечественной истории.

126. Особенности государственного управления Сибирского края в XVII-XVIII вв.

127. Особенности государственного управления Сибирского края в XIXв.

128. Советская номенклатура.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. История государства и права России: Учебник /В.М .Клеандрова, Р.С. Мулукаев; Под ред. Ю.П.Титова. – М.: ТК Велби, 2006 – 544 с.

2. Хрестоматия по  истории отечественного государства и права России: Учебное пособие / Сост. Ю.П.Титов. – М.: ТК Велби, 2004 – 472 с.

3. Кузнецов И.Н. История государства и права России: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2004 – 800 с.

4. Шободоева А.В. История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. – Иркутск: БГУЭП, 2003 – 191 с.

5. Цечоев В.К.  История отечественного государства и права: Учебное пособие. – М.: МарТ, 2003 – 576 с.

6. Шатковская  Т.В. История отечественного государства и права: 100 экзаменационных ответов. – М.: МарТ, 2003 – 160 с.

7. Исаев И.А. История государства и права России: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2005 – 797 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48990. Приготування новітніх страв з перепелиних яєць 318.5 KB
  Користь перепелиних яєць, безумовно, дуже велика. Вживання перепелиних яєць зміцнює кістки, нормалізує роботу всього організму (зокрема серця, печінки, нирок, шлунка і підшлункової, передміхурової залози та ін органів).
48991. Основные проблемы теоретической фонетики 156.5 KB
  Британские типы произношения и их фонетические особенности. Фонетические особенности американского произношения G в сопоставлении с британским RP. Современные тенденции английского произношения. Классификация диалектов и вариантов произношения английского языка.
48992. Аналіз рентабельності окремих видів продукції 531.5 KB
  Теоретичні основи аналізу рентабельності окремих видів продукції. Рентабельність продукції як критерій формування виробничої програми. Фактори які впливають на рентабельність окремих видів продукції.
48995. Контурно-графічний аналіз результатів двохфакторного експерименту 396.5 KB
  Автоматизація господарського обліку з використанням баз даних Ключові слова: науковими програмами дослідження проблеми. Аннотация: Досліджено еволюцію існуючих форм і технологій ведення обліку. Визначено провідні тенденції в розвитку компютерних технологій ведення обліку й обгрунтовано підходи щодо їх побудови з використанням баз даних. Запропоновано архівнокомп'ютерну форму обліку на основі автоматизації банком поточного архіву електронних документів планового облікового та нормативнодоговірного характеру.
48996. Розробка шляхів підвищення ефективності операційного менеджменту ІФД УДППЗ «Укрпошта» 618 KB
  Теоретикометодичні основи дослідження системного аналізу Поняття системи і системного аналізу Сутність системного аналізу Класифікація методів та прийомів системного аналізу Аналітична частина.
48997. Массовые коммуникации (Public Relations) 204.56 KB
  Public Relations, СО, Связи с общественностью — комплекс мероприятий по продвижению человека, компании, общественного движения, партии и пр., основанных на предоставлении общественности информации и сотрудничестве с ней. На сегодняшний день, существует более пятисот определений PR.
48998. Профессиональная диагностика 532.5 KB
  Ставится задача создания системы специализированной подготовки профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Введение профильного обучения - одно из важных направлений модернизации российской школы. Создание системы информационной организационной и педагогической деятельности для профессиональной мотивации школьниками способствует определению ими профиля обучения и выбора сферы деятельности. С сентября 2003 года в школьную систему было...