43495

Процесс управления организацией на основе анализа деятельности фирмы ЗАО «Комфорт»

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Миссия организации и стратегическое видение Цели организации SWOTанализ Оценка и анализ внешней среды Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии Реализация стратегического плана Организация взаимодействия и полномочия Мотивация Контроль Выводы и рекомендации Далее описывается основное содержание глав курсовой работы. Рекомендации по выполнению курсовой работы Характеристика организации В настоящем разделе кратко излагаются основные характеристики...

Русский

2013-11-05

338 KB

3 чел.

План работы

Курсовая работа строится по следующему плану:

Характеристика организации (дается в задании на проектирование)

Функции управления.

Планирование.

Миссия организации и стратегическое видение

Цели организации 

SWOT-анализ

Оценка и анализ внешней среды

Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации

Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии 

Реализация стратегического плана 

Организация взаимодействия и полномочия 

Мотивация 

  1.  Контроль
  2.  Выводы и рекомендации

Далее описывается основное содержание глав курсовой работы.

ЧАСТЬ 1. Рекомендации по выполнению курсовой работы

Характеристика организации 

В настоящем разделе кратко излагаются основные характеристики организации, которые даны в задании на курсовую работу. Кроме того, эти данные необходимо дополнить  информацией, более полно раскрывающей те или иные характеристики организации.

Необходимо учесть следующее: в предпринимательском бизнесе выделяются два типа организаций: предприятие и фирма. Отличие между ними в том, что:

Предприятие это организация в форме завода, фабрики, магазина, банка и пр., которая выполняет одну или несколько функций по производству, коммерции, оказании услуг.

Фирма – организация, которая владеет одним или несколькими предприятиями и осуществляет на них свою деятельность.

Субъектами предпринимательской деятельности являются фирмы, называемые в соответствующей правовой документации юридическими лицами (в отличие от частных – физических лиц).

Характеристики организации описываются по нижеприведенной схеме:

Общие сведения о фирме:

название, адрес фирмы, страна регистрации.

Форма собственности фирмы:

         Рассматривается форма собственности, которая задается в исходных данных курсовой работы. Необходимо описать, чем отличается данная форма собственности (например, предприниматель без образования юридического лица, товарищество или общество с ограниченной ответственностью, закрытое или открытое акционерное общество) от остальных.

Вид хозяйственной деятельности фирмы:

        промышленная; торговая; транспортно-экспедиторская; консультационная и др.

Номенклатура производимой продукции,  оказываемых услуг:

         основные  товары или группы товаров, услуги;  специализация.

Важнейшие фирмы-контрагенты  и  фирмы-конкуренты  по основным видам выпускаемой или реализуемой продукции.

Численность работников, в т.ч. управленческий персонал.

Функции управления

Обосновать, на каком подходе основан выбор функций управления.

Какие другие подходы в менеджменте вам известны и в чем их основное отличие?

Планирование

В планировании различают два основных этапа: стратегическое планирование и реализацию выбранной стратегии.

В курсовой работе необходимо в общих чертах сформулировать миссию организации и стратегическое видение, определить систему целей, определить их иерархию, выделить среди них цели долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Наконец, провести анализ сильных и слабых сторон организации, оценить угрозы и благоприятные возможности со стороны  внешней среды (SWOT–анализ) и выбрать одну из стратегических альтернатив. В конце этого раздела необходимо описать общие пути реализации выбранной стратегии.

Кратко опишем предложенную схему.

Миссия организации и стратегическое видение

Первой и одной из самых существенных задач планирования является выбор целей организации.

Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - миссия организации.

Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Необходимость формулировки миссии связана с тем, что в любом плане должна быть  четко выраженная самая общая, долгосрочная цель организации, т.е. концентрированная причина её существования. Поскольку любая организация является открытой системой, она должна выбирать в качестве своей основной цели, удовлетворение какой-либо потребности внешней среды.

Формулировка миссии организации должна содержать  следующее:

что  может ожидать общество от организации (какие потребности в товаре или услуге будут удовлетворены);

что ожидает организация от своих членов.

Обязательные элементы миссии отражают:

основные услуги и товары, рынки и технологии;

внешнюю среду по отношению к организации (рабочие принципы фирмы, ограничения, условия функционирования);

культуру организации (рабочий климат, имидж, общественное сознание).

Миссия организации может  быть  сформулирована  следующим образом:

"Добиться и поддерживать наивысшую удовлетворенность потребителей, имея  в  виду удовлетворительное качество продукции при приемлемой для покупателя цене путем постоянного  обновления технологии и развития потенциала каждого работника и организации в целом."

Или: "Миссия компании "Восход"  заключается  в  содействии экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых компанией,  путем предоставления гражданам и предприятиям качественных  банковских услуг, таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким требованиям  профессиональным  и этическим стандартам, обеспечения справедливой и соответствующей прибыли акционерам компании и  справедливого  отношения  к сотрудникам компании."

На основании анализа собственной  миссии и состояния внешней среды организация формулирует стратегическое видение – описание того состояния, которое она хочет достигнуть к определенному времени. Иными словами, формулирует тот образ, который должен возникнуть, когда организация достигнет свой миссии. Видение   является достаточно общей картиной того, к чему организация хочет прийти через определенный промежуток времени.

Примеры формулировок стратегического видения

«Стать к 2000 году признанным всеми потребителями лидером на рынке телекоммуникаций, предоставляющим услуги наивысшего качества и создавшего исключительные возможности для профессионального роста и развития своих сотрудников». Или «превратиться в глобальную организацию, обеспечивающую потребности населения всей планеты в экономических новостях».

Сформулировать миссию организации и стратегическое видение.

Цели организации

Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей  миссии  организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.

Цели должны быть конкретными,  по возможности измеримыми, ориентированными во времени, долгосрочными или краткосрочными, достижимыми и перекрестно поддерживающимися.

В этой части работы необходимо:

сформулировать и разделить цели организации на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

сформулировать цели исполнителей на основе построения дерева целей.

SWOT-анализ

Для того чтобы сформулировать действенную стратегию, руководство должно четко представлять динамику внешней среды (изменение потребностей клиентов, поведение конкурентов и поставщиков, позиция государства) и состояние внутренних ресурсов самой организации (динамика рабочей силы, состояние производственных! мощностей, финансовое положение), поскольку из взаимодействия  этих факторов складывается реальная динамика организационного развития. Одним из наиболее распространенных способов анализа внешней среды и внутреннего состояния организации является так называемый SWOT-анализ (Strengths - сильные стороны, Weaknesses - недостатки, Opportunities - возможности,. Threats - угрозы). Первые два слова относятся к организации, вторые – к внешней среде. Метод состоит в последовательном изучении внутреннего состояния организации и определении ее сильных сторон и недостатков, а также возможностей и угроз, которые представляет развитие внешней среды.

Оценка и анализ внешней среды

Выделяются следующие факторы внешней среды:

Экономические факторы:  темпы инфляции  или  дефляции, уровень занятости, международный платежный баланс, курс доллара, налоговая ставка.

Политические  факторы:  нормативные  документы местных органов, властей региона и федерального правительства; кредиты федерального правительства  и регионов для финансирования долгосрочных вложений,  ограничения по найму рабочей силы; соглашения по тарифам и торговле.

Рыночные факторы: демографические условия,  жизненные циклы различных  изделий или услуг,  легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения,  уровень конкуренции в отрасли.

Технологические факторы: технологии производства, технологии средств связи.

Международные факторы: возможность доступа к сырьевым ресурсам; деятельность иностранных картелей;  изменения валютного курса; политическая ситуация в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков.

Факторы конкуренции.

Рассмотрев все факторы внешней среды, определите:

1. Какие факторы  препятствуют  или  представляют  угрозу достижению целей фирмы.

2. Какие факторы  способствуют  или  представляют  больше возможностей для достижения общефирменных целей.

Приведите конкретные  предложения  эффективного  использования факторов внешней среды.

Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации

Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон.

Рекомендуется включать пять функций - маркетинг, финансы, производственную деятельность, кадры, а также культуру и образ предприятия (имидж).

МАРКЕТИНГ. При обследовании функции маркетинга заслуживают внимание семь общих областей для анализа и исследования.

1. Доля рынка и конкурентоспособность.

2. Разнообразие и качество изделий.

3. Рыночная демографическая статистика.

4. Рыночные исследования и разработки.

5. Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов.

6. Эффективный сбыт, реклама и продвижение товара.

7. Прибыли.

ФИНАНСЫ. При обследовании этой функции необходимо провести анализ факторов, позволяющих увеличить прибыль, и выявить причины убытков.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. При проведении  обследования необходимо обратить внимание на следующие моменты:

Степень износа производственных мощностей.

Тип и форма организации производства.

Цены на собственную продукцию по сравнению с ценами конкурентов.

Качество продукции,  ее потребительские свойства, возможности улучшения.

КАДРЫ. Люди являются центральным фактором в любой модели  управления.

Существует три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных личностей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя,  функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ИМИДЖ. Организационная культура – комплекс наиболее стабильно и продолжительное время существующих характеристик организации, объединяющих ценности и нормы, свойственные ей, стиль и процедуры управления. Под влиянием организационной культуры складывается поведение всех её членов, которые определяют имидж организации.

Рассмотрев внутренние сильные и слабые стороны организации по вышеперечисленным критериям, необходимо:

составить таблицу по всем основным внутренним сферам  организации: кадрам, производства, торговли, маркетингу, финансам;

каждую сферу оценить по ряду показателей (факторов);

кратко описать все приведенные факторы, обосновать их силу или слабость для выбранной организации;

в таблице анализа внутренней среды отметить знаками «+» или «–» соответственно сильный или слабый фактор.  

Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии

У организации имеется четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост,  рост, сокращение, сочетание этих трех стратегий.

В работе необходимо:

описать все эти альтернативы и в рамках каждой альтернативы рассмотреть т.н. эталонные стратегии;

обосновать стратегическую альтернативу, которой следует придерживаться организации.

Для окончательного выбора стратегии, помимо выбора стратегических альтернатив, анализируются ключевые факторы, характеризующие реальное состояние фирмы. Этот анализ похож на анализ факторов внешней среды, но отличается от него своей конкретной направленностью на особенности отрасли, в которой работает фирма.

Для вашей фирмы проанализируйте:

состояние (силу, слабость, привлекательность, непривлекательность) отрасли, в которой работает фирма;

размеры и темпы роста рынков, на которых работает фирма;

технологические изменения;

характеристику продукции с точки зрения широты ассортимента и его обновления;

уровень конкуренции в отрасли (кроме конкурентов, производящих аналогичную продукцию, должны учитываться и фирмы, производящие подобную  продукцию).

Реализация стратегического плана и его оценка

Чтобы избежать  дезориентации  и неправильного толкования целей организации,  руководство должно разрабатывать  дополнительные планы и конкретные указания по обеспечению целей и наладить процесс реализации стратегического плана.

В работе следует:

описать наиболее важные,  с вашей точки зрения, составляющие реализации стратегического плана;

показать, каким образом они связаны с выбранной стратегией.

Оценка стратегии  проводится  путем сравнения результатов работы с целями.  Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии.

Этот пункт является заключительным в разделе «Планирование». Для оценки стратегического плана необходимо:

описать по каким пунктам оценивается стратегический план;

оценить, в общем, удовлетворяет ли разработанная стратегия выбранным критериям оценки.

Организация взаимодействия и полномочия

ОРГАНИЗАЦИЯ - это процесс создания структуры предприятия.

Структура организации  -  это  логические взаимоотношения уровней управления и функциональных  областей,  построенные  в такой  форме,  которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Собственно процесс организации четко подразделяется на две основные части:

построение структуры организации;

делегирование полномочий.

Построение структуры организации

 На первом этапе строится схема структуры организации с системой внутренних взаимосвязей. При этом необходимо помнить следующее: схема дает лишь общие контуры структуры организации;  она должна быть доступна для понимания, содержать минимальное количество деталей.  Схема должна отражать реальную структуру организации  и не являться своего рода теоретическим стандартом.  Если при построении схемы структуры организации возникают сложности,  то причина может заключаться в  том, что  сама  структура организации является неэффективной и громоздкой.

Построение структуры организации укладывается в следующую общую схему:

разбить организацию на блоки, исходя из сформулированных целей и задач (см. раздел 3.2 "Цели организации), которые соответствуют важнейшим стратегическим направлениям;

определить состав и количество подразделений по горизонтали и вертикали, на основе выделенных блоков, т.е. определить необходимое количество уровней управления; решить, какие виды деятельности должны выполняться линейными подразделениями, а какие – штабными;

определить характер подчиненности между звеньями;

описать тип получившейся структуры (линейный, функциональный, адаптивный и пр.) и обосновать её рациональность.

 Делегирование полномочий

Для эффективной работы организации важно четко и ясно определить функциональные обязанности и полномочия,  а также  их взаимоотношение.

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ - передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.

ПОЛНОМОЧИЯ - ограниченное право использовать ресурсы  организации и  направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач

Делегирование является одной из наиболее непонятных и неправильно применяемых концепций  управления.  Не  понимая  полностью необходимости делегирования или того, что требуется для роста его эффективности, многие блестящие предприниматели терпели неудачу именно в то время,  когда их организации становились большими.

Менеджер не  может обеспечить себе достаточной гибкости, если он не прибегает  к  перепоручению  работы.  Перепоручить, т.е. делегировать  работу - значит дать задание кому-то другому, кто успешно справиться с ним.

Необходимость делегирования  обозначена  в  самом определении. Оно определяет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди  сотрудников  бесчисленные задачи,  которые должны быть выполнены для достижения  всех целей  организации.  Если существенная задача не делегирована другому человеку,  руководитель должен выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт,  который превращает  человека  в руководителя.

    В курсовой работе:

дайте характеристику принципов делегирования полномочий;

выделите цепи подчиненности. По одному из блоков доведите цепь от  президента (директора) до работника неуправленческого уровня;

выделите линейные и штабные полномочия для одного из подразделений.

    

Мотивация

Дайте характеристику категории "Мотивация".

В курсовой работе выполните следующее:

опишите наиболее эффективные,  с вашей точки зрения, системы мотивации. Дайте критическую оценку других систем.

Какие из  потребностей работников вашего предприятия наиболее актуальны? Дайте объяснения.

Покажите, как используется каждый из уровней потребностей работников при мотивации их деятельности.

Разработайте основные принципы стимулирования для руководителей и работников неуправленческого уровня,  для работников одного из штабных подразделений предприятия.

Контроль

Охарактеризуйте функцию контроля.

Для данной функции:

опишите основные его виды (предварительный, текущий, итоговый) в применении к вашей организации.

Разработайте конкретную процедуру контроля на примере одного из подразделений.

Выводы и предложения

В выводах кратко сформулируйте основные результаты, полученные в каждой главе работы.

Дайте предложения по совершенствованию вашей организации.

ЧАСТЬ 2. Выполнение курсовой работы (пример выполнения с примечаниями)

В примере показано, в общих чертах, выполнение курсовой работы.  В примечаниях даны указания, какие темы и разделы необходимо дополнить, каким понятиям необходимо дать определения и т.п.

Для удобства понимания работы пояснения к примеру выделены курсивом.

1. Характеристика фирмы

1.1. Название фирмы и его обоснование

Закрытое акционерное общество действует на рынке под названием ЗАО «Комфорт». Название фирмы является легко произносимым и запоминающимся, способствует формированию имиджа организации, привлекательно для потребителей. Кроме того, название фирмы несёт определённую смысловую нагрузку,  т.к. реализуемая организацией бытовая техника служит для обеспечения наиболее комфортных бытовых условий граждан.

1.2. Характер собственности фирмы

ЗАО «Комфорт» является коммерческой организацией, существующей в виде закрытого акционерного общества.

Рассмотреть понятие "акционерное общество".Чем отличаются закрытые акционерные общества от открытых?

1.3. Вид хозяйственной деятельности фирмы

ЗАО «Комфорт» занимается оптовой торговлей бытовой техникой. Оптовая торговля включает в себя любую деятельность  по продаже товаров тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования. В данном случае осуществляется оптовая продажа бытовой техники.

Оптовая торговля выполняет ряд важных функций:

Сбыт и его стимулирование. Оптовик, имея большое количество деловых контактов и располагая  торговым персоналом, помогает производителю охватить множество мелких клиентов при сравнительно небольших затратах.

Закупки и формирование товарного ассортимента, необходимого клиенту.

Разбивка крупных партий товаров на мелкие, что обеспечивает клиенту экономию средств.

Складирование.  Оптовик обеспечивает хранение товарных запасов, способствуя тем самым снижению соответствующих издержек поставщика и потребителей.

Транспортировка. Оптовик обеспечивает  более оперативную доставку товаров, поскольку находится ближе к клиентам, чем производители.

Финансирование. Оптовик финансирует своих клиентов, предоставляя им кредит, и поставщиков, выдавая заказы заблаговременно и вовремя оплачивая счета.

Принятие риска, ответственность за хищения, повреждение и устаревание товарных запасов.

Предоставление информации о рынке (деятельности конкурентов, новых товарах, динамике цен и т.п.) своим поставщикам и клиентам.

Услуги по управлению и консультационные услуги.  Оптовик помогает розничным торговцам совершенствовать их  деятельность.

1.4. Продолжительность работы фирмы на рынке

ЗАО «Комфорт» работает на рынке в течение пяти лет. За это время фирма успела приобрести большое число деловых связей с поставщиками и  широкий круг  постоянных клиентов, который фирма непрерывно расширяет. Кроме того, фирма ЗАО «Комфорт»  зарекомендовала себя как надежная и деловая организация, занимающая достойное место на рынке.

1.5. Ассортимент продаваемых товаров.

ЗАО «Комфорт» осуществляет оптовую торговлю бытовой техникой.  Фирма предлагает широкий ассортимент холодильников, стиральных  машин, газовых и электроплит.

1.6 Важнейшие фирмы- контрагенты и фирмы-конкуренты

Табл.1. Важнейшие фирмы-контрагенты и фирмы-конкуренты ЗАО «Комфорт»

Фирмы-контрагенты

Поставщики-производители

Потребители-магазины

STINOL, ELECTROLUX,  DAEWOO, ARISTON, INDESIT, CANDY, KAISER

«Уют», «Домашний очаг», «Очаг», «Крокус», «Эдельвейс», «Досуг», « Весна», «Встреча», «Шанс», «Традиция»

Фирмы-конкуренты

«Мир бытовой техники» (холодильники, стиральные машины, газовые и электроплиты);

«Электро» (холодильники, стиральные машины)

«Кентавр»  (холодильники, газовые и электроплиты)

«Быт» (холодильники, стиральные машины, газовые и электроплиты)

«Прогресс» (стиральные машины,  газовые и электроплиты)

1.7. Численность работников

Общая численность работников ЗАО «Комфорт» составляет 132 человек, в  том числе 22 человека - управленческий персонал.

1.8. Структура организации

Структура организации ЗАО «Комфорт»  является линейно-функциональной, построенной по региональному принципу

2. Функции управления

Привести основные определения  по данной теме (см. методику)

3. Планирование

Определить понятия и виды планирования (см. методику)

3.1. Миссия организации и стратегическое видение

 

Определить и раскрыть понятие "Миссия"

 

Высшее руководство ЗАО «Комфорт» сформулировало миссию своей организации следующим образом:

Добиться и поддерживать наивысшую удовлетворённость потребителя путем обеспечения сети обслуживаемых магазинов большим ассортиментом недорогой, но приемлемого качества бытовой техникой  (холодильниками, стиральными машинами, газовыми и электроплитами), служащей для создания наиболее комфортных бытовых условий граждан.

Соответственно миссии формулируется стратегическое видение фирмы «Комфорт»:

К 2010 году фирма «Комфорт» будет представлять гибкую торговую сеть магазинов по продаже недорогой, но достаточно качественной бытовой техники с быстрым и высококачественным обслуживанием покупателей и с хорошими условиями для работы своих сотрудников.

3.2. Цели организации

Существуют четыре сферы, в которых организации устанавливают свои цели:

Доходы организации:

Прибыльность

Положение на рынке (доля рынка, объем продаж и др.)

Производительность

Финансовые ресурсы

Мощности организации

Разработка, производство продукта и обновление технологии

Работа с клиентами:

Работа с покупателями

Работа с сотрудниками:

Изменения в организации и управлении

Человеческие ресурсы

Социальная ответственность:

Оказание помощи обществу (благотворительные акции, например).

Дерево целей  организации ЗАО «Комфорт» представлено в приложении  1.

Рассмотрим цели организации ЗАО «Комфорт» в аспекте долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей. Поскольку цели, установленные организацией в сферах работы с клиентами, потребностей и благосостояния сотрудников, социальной ответственности, не могут быть количественно измерены, рассмотрим цели фирмы только в сфере её доходов.

Прибыльность

Долгосрочная цель: Рост прибыльности организации на 20% к 2002г.

Среднесрочные цели: Увеличение прибыли до 70 млн. руб. в год к 2002г.

Увеличение рентабельности продукции на 10% к 2001г.

Увеличение рентабельности ОПФ на 10% к 2001г.

Увеличение рентабельности вложений в организацию

                                  на 10%  к 2001г.

Краткосрочные цели: Увеличение прибыли от реализации продукции

до 47 млн. руб. к 2002г.

Увеличение  прибыли от внереализационных   операций на 10% к 2002 г.

Увеличение прибыли от реализации активов

организации на 10% к 2002 г.

           Снижение издержек на 15% к 2002 г.

Рынки

Долгосрочная цель: Увеличение доли рынка до 30% к 2003г.

Среднесрочные цели: Стимулирование продаж

                                    Увеличение объёма продаж на 25% к 2001г.

Краткосрочные цели: Усиление рекламы

Введение скидок при ценообразовании  различным

пунктам в 2001г.

Расширение рынков сбыта

Увеличение объёма закупок на 15% к 2001г.

Снижение цены на 10% в 2001г.

Производительность (эффективность)

Долгосрочная цель: Увеличение производительности труда на 25% к 2002г.

Среднесрочные цели: Увеличение кол-ва проданной продукции на 1 работника за 8-час. рабочий день до 50 ед. к 2000г.

          Повышение квалификации рабочих и служащих

Краткосрочные цели: Повышение уровня компьютеризации

         Автоматизация и механизация всех работ

          Совершенствование организации производства и труда

Финансовые ресурсы

Долгосрочные цели: Достижение финансовой устойчивости организации

Среднесрочные цели: Достижение стабильной платежеспособности фирмы

Краткосрочные цели: Увеличение оборотного капитала фирмы на 15% к 2000г.

Таким образом, фирма ЗАО «Комфорт» установила цели в различных сферах, способствующие достижению своей миссии.

3.3. SWOT – анализ

3.3.1. Оценка и анализ внешней среды.

Проанализируем внешнюю среду, в которой действует ЗАО «Комфорт».

Табл. 2. Анализ внешней среды фирмы ЗАО «Комфорт»

Группа факторов

Факторы

Факторы

Способствующие достижению целей

Препятствующие достижению целей

1. Экономические

факторы

1. Нормы налогообложения.

2. Таможенные пошлины.

3. Курс валюты.

4. Темпы инфляции.

5. Уровень безработицы.

+

-

-

-

-

-

2.Рыночные факторы

1. Уровень конкуренции.

2. Демографические условия.

3. Уровень доходов  населения.

4. Жизненный цикл товара.

+

+

+

+

-

-

-

-

3.Технологические факторы

1. Совершенствование средств связи.

2. Совершенствование средств доставки товаров.

3. Совершенствование сбыта продукции.

+

+

+

4. Социальные

факторы.

1. Отношение людей к работе и к качеству жизни.

2. Установки, жизненные ценности и традиции.

3. Уровень образования рабочей силы.

+

+

+

-

-

Проанализируем влияние каждого из внешних факторов на деятельность фирмы ЗАО «Комфорт».

Экономические факторы.

Налоги (-)  

Одним из факторов внешней среды, оказывающих влияние на фирму, являются нормы налогообложения.

В настоящее время налоговая система нашей страны далеко не совершенна. Существует большое количество разнообразных налогов, которые фирма вынуждена выплачивать государству.

Совершенно очевидно, что для того, чтобы облегчить налоговое бремя предприятий с целью стимулирования их развития, государству необходимо совершенствовать свою налоговую политику, что и делается в последнее время (введение Налогового кодекса, снижение ставок налогов на прибыль, подоходного налога, отмена ряда налогов и т.п.). Таким образом, следует учитывать, что в России будет складываться благоприятная налоговая обстановка.  

Кроме того,  для фирмы существуют законные способы уменьшения налогового бремени. Основной из них – оптимизация налоговой политики путем внедрения и использования систем управленческого и операционного учета. Кроме того, в первые годы работы фирме предоставлялись некоторые налоговые льготы, но впоследствии они были сняты.

Таможенные пошлины (-)

Фирма «Комфорт» производит закупки большей части ассортимента бытовой техники у ведущих мировых производителей за границей. Следовательно, величина таможенных пошлин будет оказывать значительное влияние на ценовую политику фирмы, что может сказаться на величине сбыта.

Наметившаяся в последнее время тенденция по стимулированию российских производителей, может привести к резкому увеличению таможенных пошлин на ввозимую бытовую технику и другие товары, что вызовет рост цен на эти товары на нашем внутреннем рынке. Это создаст для фирмы трудности в удержании и расширении своих позиций на рынке.

В связи с этим, руководство фирмы приняло решение увеличить закупки бытовой техники у российских производителей (холодильников «Стинол», стиральных машин «Фея») и проводить их активную рекламную кампанию. Поскольку их цена будет гораздо ниже цен импортной бытовой техники, отдельные социальные группы, для которых импортная бытовая техника станет недоступной, будут покупать бытовую  технику отечественного производства. Следовательно, увеличится спрос на российскую бытовую технику у предприятий розничной торговли, с которыми работает фирма.

Курс валюты  (-)

Сложная нестабильная обстановка в нашей стране, вылившаяся в финансовый кризис, привела к резкому скачку курса доллара. Это вызвало резкое подорожание всех товаров, прежде всего ввозимых из-за границы.

Вначале, руководство фирмы ЗАО «Комфорт»  приняло решение для того, чтобы избежать рублёвых колебаний, производить расчёты по всем счетам, где это допустимо, только в долларах. Однако, последние годы положение стало выравниваться и эта мера стала излишней.

Остальные факторы раскрыть аналогично

3.3.2. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации

Проанализируем внутреннюю среду организации ЗАО «Комфорт».

Рассмотрим каждый из факторов внутренней среды организации ЗАО «Комфорт». 


    

Табл.4 Анализ внутренней среды фирмы ЗАО «Комфорт»

Сфера

Факторы

Сильная

сторона

Слабая

сторона

Кадры

1. Управленческий персонал (стиль управления, квалификация и др.).

2. Мораль и квалификация сотрудников.

3. Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в целом по отрасли.

4. Кадровая политика.

5. Использование  стимулов для мотивирования выполнения работы.

6. Текучесть кадров и прогулы.

7. Опыт.

+

+

+

+

+

+

+

-

-

Организация

общего

управления

1. Организационная структура

(четкость распределения в организации прав и обязанностей).

2. Престиж и имидж фирмы.

3. Организация системы коммуникаций.

4. Эффективность общей для всей организации системы контроля.

5. Организационная культура.

6. Использование систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений.

+

+

+

+

+

+

Торговля

1. Возможность продажи товаров по более низкой цене, чем у конкурентов.

2. Возможность обслуживания рынков, не доступных конкурентам.

3. Возможность закупок товаров у большего числа фирм-производителей.

4. Сравнительная по отношению к конкурентам и средняя по отрасли величина издержек.

5. Система контроля запасов товаров, оборот запасов.

+

+

+

+

-

-

Маркетинг

1. Товары, продаваемые фирмой (конкурентоспособность товаров).

2. Сбор необходимой информации о рынке.

3. Доля рынка.

4. Номенклатуру товаров и потенциал расширения.

5. Жизненный цикл основных товаров.

6. Организация сбыта: знание потребностей потребителей.

7. Имидж, репутация и качество товара.

8. Продвижение товаров на рынок и их реклама.

9. Ценовая политика.

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

-

-

Финансы

1. Возможность привлечения краткосрочного капитала.

2. Возможность привлечения долгосрочного капитала.

3. Отношение к налогам.

4. Гибкость структуры капитала.

+

+

+

+

-

Кадры

Управленческий персонал (+)

Высшее руководство использует демократический стиль управления, характеризующийся высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательно, а достижение при этом успеха служит вознаграждением.

Высшие руководители находятся на своих местах со дня основания фирмы, поэтому полностью в курсе всех дел в организации, владеют ситуацией.

Квалификация менеджеров среднего уровня управления позволяет им справляться со своими обязанностями. Кроме того, менеджеры постоянно занимаются повышением своей квалификации.

Мораль и квалификация сотрудников (+)

Квалификация сотрудников фирмы полностью соответствует текущим задачам фирмы. Все работники организации периодически увеличивают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации для того, чтобы квалификация сотрудников соответствовала и будущим задачам организации. Поведение работников соответствует высоким моральным принципам, принятым в обществе.

Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в целом по отрасли (±)

В соответствии с политикой оплаты труда в нашей фирме, по сравнению с другими организациями аналогичного профиля, совокупность выплат работникам несколько выше, чем у конкурентов. Заработная плата работникам индексируется в соответствии с темпами инфляции, применяется целый ряд надбавок и доплат работникам (за  выслугу лет, высокий уровень квалификации и т.д., и т.п.), премий, социальных выплат, что позволяет сохранять кадры и привлекать новых квалифицированных сотрудников. Следует также отметить, что данный показатель находится на уровне среднего по отрасли.

Остальные показатели описываются подобным же образом.

3.3.3. Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии

Определить и описать все стратегические альтернативы. Выбрать одну из них и в её рамках рассмотреть эталонную стратегию.

Выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом результатов анализа портфеля заказов, а также характера и сущности реализуемых стратегий.

Основными ключевыми факторами, которые должны учитываться при выборе стратегии являются следующие:

Состояние (сила, привлекательность) отрасли, в которой работает фирма.

Позиция фирмы в отрасли.

Проанализируем силу отрасли бытовой техники, в которой действует организация по основным экономическим показателям.

1. Темпы роста рынка.

Темпы роста рынков, на которых работает фирма ЗАО «Комфорт» относительно невысокие: темп роста рынка холодильников – 12%, стиральных машин – 9%, газовых и электроплит – 11%, что характеризует зрелость отрасли стиральных машин и рост отраслей холодильников и газовых и электроплит.

2. Прибыльность (доходность) отрасли.

Для данной отрасли уровень прибыльности  несколько выше среднего уровня, что ведет за собой приток капитала в отрасль (создание новых фирм).

3. Размеры рынков.

Относительно большие размеры рынков позволяют фирме постоянно усиливать и расширять свои позиции на рынке.

4. Технологические изменения.

Технологические изменения в отрасли  осуществляются не в слишком большом темпе, что не повышает степень риска.

5. Обновление ассортимента продукции.

Обновление ассортимента продукции происходит относительно быстро, что проявляется в укорачивании жизненного цикла товаров и в увеличении риска в виду того, что конкуренты могут вырваться вперед.

6. Масштабы конкуренции.

Уровень конкуренции в отрасли относительно высок.

7. Характеристика продукции.

Ассортимент товаров сильно дифференцирован.

3.3.4. Реализация стратегического плана и его оценка

Сравните результаты работы фирмы "Комфорт" со стратегическими целями (см. методику).

4. Организация взаимодействия и полномочия

4.1. Построение структуры организации

Структура организации ЗАО «Комфорт» является центрально-функциональной, построенной по  региональному принципу.  Выбор данной функциональной структуры, основанной на региональном принципе, обусловлен, с одной стороны, четким разделением всех полномочий в фирме, а, с другой стороны, приспособлением организации к нуждам особых потребителей и к особенностям различных регионов, а именно городов Москвы, Санкт-Петербурга и Твери, в которых работает данная фирма. Региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей, упрощает связь организации с клиентами, а также связь между членами организации.  

Структура нашей организации представлена в приложении 2.

Как и в любой организации, в фирме ЗАО «Комфорт» присутствуют определенная бюрократизация управления, характеризующая способ функционирования аппарата, обусловленный не личными качествами сотрудников, а особенностями положения в нем. В нашей организации действуют принципы, обеспечивающие рациональность бюрократии и смягчающие её отрицательные черты.

4.2. Делегирование полномочий

Рассмотрим распределение линейных полномочий в организации ЗАО «Комфорт» на примере транспортного отдела.

Директор транспортного отдела наделен полномочиями по установлению транспортных связей с зарубежными фирмами-производителями, по постановке долгосрочных задач перед транспортным  отделом и по контролю за деятельностью отдела, представляет интересы отдела в дирекции и перед президентом. Начальник транспортного отдела осуществляет планирование деятельности отдела и распределение работы между бригадами, утверждает графики работ между бригадами, осуществляет разработку и согласование всех вопросов, касающихся  доставки товаров от фирмы  к потребителям с отделом сбыта и отделом по закупкам товаров и с потребителями, осуществляет решение кадровых вопросов, контролирует деятельность бригадира водителей  и экспедиторов, а также периодически докладывает о результатах своей деятельности директору данного отдела. Бригадир водителей осуществляет разработку графиков дежурств водителей, разработку оптимальных маршрутов следования при перевозках, расчет расхода бензина и т.п., а также контроль за деятельностью водителей. Бригадир экспедиторов осуществляет разработку графиков дежурств экспедиторов и т.п., контроль за деятельностью экспедиторов, доставкой грузов по назначению и правильностью оформления документации.

На основе распорядительных  (линейных и функциональных) полномочий формируются схемы управления. Существуют следующие схемы управления:

Линейная схема формируется путем развития взаимодействий между руководителями и подчиненными по горизонтали или по горизонтали и по вертикали одновременно.

Линейно – штабная схема  подразумевает создание при линейном руководителе ему в помощь группы специалистов – так называемый штаб для получения и анализа информации о внешней и внутренней ситуации, подготовка проектов решений, содействие  в принятии решений и др.

Функциональная схема отражает распределение функциональных полномочий, обладатели которых предписывают, как выполнять те или иные задания.

Линейно-функциональная схема связана с рациональным разделением полномочий между линейными руководителями и работниками штаба, получившими функциональные полномочия, связанные с возможностью отдавать обязательные для исполнения распоряжения, регламентирующие содержательную сторону работы организации по функциям.

В современных корпорациях используется центрально-функциональное управление, основанное на  выполнении функциональными руководителями линейных функций.

Таким образом, для успешной деятельности организации должна быть четкая организация в ней взаимодействий и распределение полномочий.

Мотивация

Наиболее эффективной и наиболее полно учитывающей разнообразные потребности людей, с точки зрения руководства фирмы ЗАО «Комфорт», является теория А.Маслоу. Менеджер, который знает уровень потребностей своего подчиненного, может предвидеть, какой тип потребностей будет доминировать у него в будущем, следовательно, может выбрать наиболее эффективный мотиватор. При применении иерархии потребностей по Маслоу большая роль отводится интуиции, что и является лучшим объяснением ее популярности.

Соотношение различных мотивов, обуславливающих поведение людей, образует его мотивационную структуру. У каждого человека мотивационная структура индивидуальна и обусловливается рядом факторов: уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией, должностью, ценностными ориентациями и пр.

Рассмотрим потребности работников нашей фирмы ЗАО «Комфорт», доминирующие в настоящее время.

В иерархии потребностей для сотрудников-управленцев (менеджеров) наибольшее значение имеет удовлетворение их потребностей в самоутверждении и в самовыражении. Это связано со стремлением людей к получению высокого статуса, завоевания авторитета, продвижению по службе, власти, а также к реализации своих потенциальных возможностей, творческих способностей в то время, как они, занимая высокую должность, в основном удовлетворили свои первичные, а также социальные потребности.

В иерархии потребностей для сотрудников-специалистов неуправленческого звена наибольшее значение имеет удовлетворение их социальных потребностей и потребностей в самовыражении. Это связано со стремлением людей к поддержке со стороны окружающих, признанию их заслуг, а также в завоевании  авторитета, получении публичного признания, когда первичные потребности в основном удовлетворены.

В иерархии потребностей рядовых работников на первое место выходит удовлетворение их первичных потребностей, т.е. физиологических и потребностей в безопасности. Это связано со стремлением к удовлетворению потребностей, обеспечивающих человеку элементарное выживание, а также со стремлением к получению определенных социальных гарантий.

В соответствии с данными потребностями в организации ЗАО «Комфорт» разработана система стимулирования труда, функционирование которой рассмотрим на примере ремонтного отдела.

При стимулировании сотрудников-управленцев  (менеджеров) особое внимание уделяется неэкономическим способам стимулирования труда (организационным и моральным), которые применяются наряду с экономическими.  При стимулировании рядовых работников – экономическим способам стимулирования труда.

Суть экономических мотивов состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ней организацией, получают определённые материальные выгоды, повышающие их благосостояние.

Основными формами денежных доходов, связанных с трудовой деятельностью, является заработная плата и различные выплаты и льготы.

В отношении руководителей и менеджеров среднего уровня (директор ремонтного отдела, начальник отдела по ремонту складского оборудования, начальник отдела  по ремонту офисного и электронного оборудования, начальник отдела по ремонту транспорта), также в отношении ремонтников, т.к. результаты их деятельности не требуют точного учета и измерения,  применяется повременная форма заработной платы. Величина заработной платы различается в зависимости от должности. Для обеспечения эффективности применения осуществляется точный учет фактически отработанного времени, использование норм, регламентирующих численность персонала, задания и т.п., рациональное распределение работы между исполнителями, учитывая их опыт, профессию, квалификацию.

Помимо основной заработной платы, важную роль в деле стимулирования труда играет дополнительная, в форме различного рода доплат и премий.

Стимулирование менеджеров осуществляется с помощью доплат за профессиональное мастерство, за высокую квалификацию, за сложность выполненного задания, за знание иностранного языка и использование его в своей служебной деятельности, за звание по профессии, за учёную степень.

Стимулирование ремонтников осуществляется с помощью доплат за профессиональное мастерство, за высокую квалификацию, за сложность выполненного задания, за классность, за срочность выполненной работы, за совмещение профессий, за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, за работу в ночное время, за выполнение особо важной работы.

Наряду с основной и дополнительной заработной платой, применяется система итогового вознаграждения. Ремонтники премируются за достижение одного-двух показателей по экономии ресурсов, успешному проведению мероприятий по предотвращению возникновения тех или иных проблем и т.п. Величина премии составляет не менее 30% основного заработка. Кроме того, для руководителей применяется выплата бонусов – крупных единовременных выплат из прибыли 1-2 раза в год, заинтересовывающие их в том, чтобы приложить все усилия для её роста.

В целом система денежных выплат призвана обеспечить большинству работников желательный уровень дохода при условии добросовестного отношения к работе и выполнения своих обязанностей. Удовлетворенность материальным вознаграждением стимулирует инициативу людей, формирует у них приверженность к организации.

В организации также  применяется косвенная система экономической мотивации, т.е. мотивация свободным временем. Используется гибкий график работы ремонтников, делающий режим работы более удобным для человека, что позволяет ему дополнительно заниматься другими делами с предоставлением отгулов за часть сэкономленного при выполнении работы времени.

В качестве неэкономических способов стимулирования применяются организационные  и моральные способы. Организационные способы включают мотивацию целями, мотивацию участием в делах организации (ремонтникам предоставляется право голоса при решении ряда проблем, прежде всего социального характера; они вовлекаются в процесс коллективного творчества, консультирования по специальным вопросам), мотивацию обогащением труда (предоставление работникам более содержательной и важной работы).

К моральным способам стимулирования относится, прежде всего, личное и публичное признание. Суть личного признания состоит в том, что особо отличившиеся работники упоминаются в специальных докладах высшему руководству. Суть публичного признания состоит в широком распространении информации о достижениях работников в многотиражных газетах, на специальных стендах, награждение грамотами. Публичное признание в большинстве случаев сопровождается премиями, ценными подарками и т.д.

Кроме того, в качестве специфических форм мотивации используется похвала, следующая за любыми достойными действиями исполнителей, и конструктивная критика, стимулирующая действия человека, направленные на устранение недостатков и упущений в работе и указывающая на их возможные варианты.

Применяется также еще одна форма мотивации – продвижение в должности, которое дает и более высокую заработную плату (экономический мотив) и интересную и содержательную работу (организационный мотив), а также отражает признание заслуг и авторитета личности (моральный  мотив).

Контроль

Предварительный контроль в фирме ЗАО «Комфорт» осуществляется в отношении человеческого фактора, материальных и финансовых ресурсов. Контроль потенциальных сотрудников каждого отдела происходит путем проверки уровня профессионального образования, наличия необходимого стажа работы по специальности, проведения различных психологических тестов, тестов на профессиональную пригодность и собеседований. Контроль материальных ресурсов осуществляется путем отбора надежных поставщиков, обеспечивающих высокое качество поставляемой продукции, а именно такой бытовой техники, как холодильники, стиральные машины, газовые и электроплиты. В фирме в целом и в каждом отделе осуществляется контроль над финансовыми ресурсами путем составления бюджетов, которые позволяют следить за рациональным расходованием средств организации.  

Текущий контроль в организации ЗАО «Комфорт» базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для этого используется система обратной связи начальника с подчиненным в каждом отделе фирмы, позволяющая руководству выявить множество непредвиденных проблем и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути достижения целей. Отклонения могут быть вызваны как внешними факторами (конкуренция, ухудшение экономической ситуации, принятие новых законов и др.), так и  изменением  внутренней среды самой фирмы.

Итоговый контроль в фирме ЗАО «Комфорт» осуществляется путем обратной связи начальника с подчиненными после того, как работа выполнена, когда фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми. Итоговый контроль, с одной стороны, дает руководству организации информацию, необходимую при планировании дальнейшей деятельности организации (оценивается реалистичность поставленных задач, анализируются возникшие проблемы), а, с другой стороны, способствует мотивации (вознаграждение сотрудников осуществляется за достижение определенных результатов).   

Рассмотрим процедуру контроля в организации ЗАО «Комфорт» на примере контроля за достижением цели по увеличению объема продаж, поставленной перед фирмой.  Общий контроль осуществляет дирекция, а при необходимости оперативно создается комиссия из управленческого персонала с назначением представителей из дирекции, а в особых случаях под руководством президента, по контролю за отдельным отделом (отделами).

1. Установление стандартов. Необходимо осуществить контроль за достижением уровня продаж в 265 тыс. руб. в 1999 году. Показателями результативности при этом являются конкретный критерий (265 тыс. руб.) и определенный  период времени (1 год).

2. Сопоставление достигнутых результатов со стандартами. Деятельность менеджера на данном этапе заключается в определении масштаба отклонений, измерении ее результатов, передаче информации и её оценке. Масштаб допустимых отклонений в достижении цели был установлен в размере 5% (14 тыс. руб.).  Затем было проведено измерение результатов деятельности. Анализ текущих статистических данных общего характера, оперативных сообщений, бухгалтерской отчетности, итоговых отчетов  и целевые наблюдения показали, что в начале декабре 1998 года уровень продаж составляет 254 тыс. руб.  Это говорит о том, что поставленная цель вероятнее всего будет достигнута.  Затем, чтобы система контроля действовала эффективно, информация о результатах была доведена до сведения соответствующих работников.

3. Действия. В связи с тем, что сопоставление фактических результатов со стандартами показало, что установленная цель по увеличению объема продаж достигается, никаких действий по корректировке на данном этапе предприниматься не будет.

Таким образом, контроль является важнейшей функцией управления, служащей для оценки эффективности деятельности фирмы.

Выводы и предложения

В данной работе был рассмотрен процесс управления организацией на основе анализа деятельности фирмы ЗАО «Комфорт», осуществляющей оптовую торговлю бытовой техникой (холодильниками, стиральными машинами, газовыми и электроплитами).

Управление фирмой имеет четыре важнейших функции, выполнение которых определяет эффективность деятельности всей организации в деле достижения ее целей: планирование, организация, мотивация и контроль.

В процессе планирования были выработаны цели организации ЗАО «Комфорт» и стратегия ее поведения, обеспечивающая достижение поставленных целей.

Для решения стратегических задач была создана структура фирмы и распределены все полномочия, обеспечивающие эффективные взаимоотношения между подразделениями фирмы.

Для мотивации были разработаны методы стимулирования работников, основанные на содержательной теории мотивации. Приведена система экономических и неэкономических методов стимулирования для разных групп работников.

Предложенная система контроля направлена на конкретную реализацию организацией своих целей


  Приложение 1    


    Приложение 2 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47441. Биологическая эволюция. Основы теории эволюции 89 KB
  Основы теории эволюции. Дарвина о механизмах эволюции живой природы. Синтетическая теория эволюции. Учение о микроэволюции
47442. Действие элементарных эволюционных факторов в популяциях людей 93.5 KB
  Тема: Действие элементарных эволюционных факторов в популяциях людей План. Популяция людей. Генетическое разнообразие в популяциях людей Генетический груз в популяциях людей
47443. Макроэволюция 64.5 KB
  Направления эволюции. Типы эволюции групп. Правила эволюции групп. Процесс макроэволюции связан непосредственно с явлениями микроэволюции и является их обобщенным выражением.
47444. Общие закономерности в эволюции органов и систем 61 KB
  Тема: Общие закономерности в эволюции органов и систем. Эволюция органов и функций 2. Дифференциация и интеграция в эволюции органов 3. Закономерности морфофункциональных преобразований органов 3.
47445. Филогенез систем органов хордовых. Наружные покровы. Опорно-двигательный аппарат 59 KB
  Онтогенез покровов млекопитающих и человека отображает их эволюцию по типу архаллаксиса. Онтогенез осевого скелета человека рекапитулирует основные филогенетические стадии его становления: в периоде нейруляции закладывается хорда заменяющаяся впоследствии хрящевым а затем и костным позвоночником. Нарушение онтогенеза осевого скелета у человека может выразиться в таких атавистических пороках развития как несрастание остистых отростков позвонков в результате чего формируется spin bifid дефект позвоночного канала. зародыш человека обладает...
47446. Филогенез систем органов хордовых. Пищеварительная система. Дыхательная система. Кровеносная система 85 KB
  Из спинной аорты кровь через систему капилляров возвращается по венам в брюшную аорту. По выносящим жаберным артериям кровь поступает в корни спинной аорты расположенные симметрично с двух сторон тела. Таким образом несмотря на простоту кровеносной системы в целом уже у ланцетника имеются основные Магистральные артерии характерные для позвоночных в том числе для человека: это брюшная аорта преобразующаяся позже в сердце восходящую часть дуги аорты и корень легочной артерии; спинная аорта становящаяся позже собственно аортой и сонные...
47447. Филогенез систем органов хордовых. Мочеполовая система. Центральная нервная система. Эндокринная система 90.5 KB
  Образование головного мозга называют цефализацией. Совместная эволюция органов чувств и головного мозга приводит к возникновению динамических координации между обонятельными рецепторами и передним мозгом зрительными и средним слуховыми и задним. Внутри головного и спинного мозга расположена общая полость соответствующая невроцелю. В спинном мозге это спинномозговой канал а в головном желудочки мозга.
47448. Антропогенез 83.5 KB
  Место человека в системе животного мира 2. Методы изучения эволюции человека 3. Адаптивные экологические типы человека 4. Место человека в системе животного мира Неограниченный прогресс в эволюции живой материи проявился в возникновении человека как биосоциального существа.
47449. Общая экология. Основные понятия экологии 45 KB
  Факторы среды и адаптации к ним организмов. Среды жизни и адаптации к ним организмов 5. Связи организмов в экосистемах 1. Геккелем для обозначения науки изучающей о взаимоотношения организмов со средой обитания.