43505

Состояние психологической готовности ребенка к школе

Курсовая

Психология и эзотерика

Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе. Важнейшей задачей является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического социального и психического развития ребенка.

Русский

2013-11-05

355.5 KB

13 чел.

ВВЕДЕНИЕ

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе. Важнейшей задачей  является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

Проблема школьной зрелости, как готовности организма 6-7 летнего ребенка к систематическому обучению, чрезвычайно возросла в период реформирования всей системы образования в стране, и в настоящее время переросла в медико-педагогическую проблему. Длительные систематические занятия, снижение двигательной активности, значительная статическая нагрузка, новые обязанности – все это большие трудности, и у многих детей возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке», «школьном стрессе», «адаптационной болезни». При переходе к систематическому школьному обучению с 6-7 лет, педагоги должны оценить уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения им школьной программы без ущерба для его здоровья. Поэтому педагог должен провести оценку не только организации образовательного процесса, но и готовности учащихся 6-7 лет участвовать в этом процессе, и составить обоснованные здоровьесберегающие мероприятия.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов, родителей в данный момент и в данной ситуации - самочувствие и состояние здоровья, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья составляют фундамент школьной готовности. Под готовностью к школе можно понимать достижение ребенком такого уровня развития, который обеспечит ему успешность обучения в школе, адаптацию к новым условиям и обязанностям. В связи с этим возникают две проблемы, связанные с началом обучения: проблема функциональной готовности детей к школе и проблема адаптации к новым условиям. Школьная зрелость – это такой уровень морфо-функционального развития организма ребенка (развитие физических и психических систем организма), при котором ребенок может справиться со всеми требования обучения.

Готовность детей-дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями (Л. Ф. Берцфаи, Л. Н. Божович, Л. А. Венгер, В. Т. Горецкий, В. В. Давыдов, Я. Йирасек, А. Керн, Д. Б. Эльконин, и др.). Одним из важнейших компонентов готовности к школе, как отмечается рядом авторов (А. В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов, Т. В. Пуртова, и др.), является достаточный уровень сформированности произвольности в общении со взрослыми, сверстниками и отношения к самому себе.

Готовность ребёнка к школе определяется его интеллектуальной, психолого-педагогической и физической подготовкой. Рассмотрение этой проблемы и является темой курсовой работы.

Актуальность изучения психологической готовности детей к школе, посещающих детский сад, связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: введены новые программы, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе один из важных и значимых аспектов этой задачи.

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожаленью, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости».

Объект исследования: индивидуально-психологические особенности ребенка.

Предмет исследования – особенности психологической готовности к школе детей.

Проблема: какие психологические особенности отмечаются у ребенка, поступающего в школу.

Цель исследования: выявить и изучить состояние психологической готовности ребенка к школе.

Задачи:

1.На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить сущность понятия «психологическая готовность к школе».

2.Проанализировать виды и структуру готовности к школьному обучению.

3.Провести диагностику интеллектуального компонента психологической готовности ребёнка к обучению в школе;

4.Разработать рекомендации для родителей и учителей по развитию составляющих психологической готовности к школе

В работе были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение; беседа; тестирование.


1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

  1.  Сущность понятия «психологическая готовность к школе»

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на  приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особую значимость. С её решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях и в семье. В тоже время от её решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

В психолого-педагогической литературе встречается большое разнообразие подходов к рассмотрению сущности, структуры, содержания, условии формирования психологической и социальной готовности к обучению в школе. В качестве основополагающих аспектов выделяются:

-состояние физического и психического здоровья, уровень морфологической зрелости организма;

- уровень развития познавательной деятельности и речи;

-стремление занять более значимую социальную позицию;

-сформированность произвольности поведения;

-внеситуативное общение со взрослыми и сверстниками.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Для того, чтобы он мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд учебных навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире. Однако недостаточно только накопить необходимый запас знаний, усвоить специальные умения и навыки, так как учение – это деятельность, предъявляющая особые требования к личности. Чтобы учиться, важно обладать терпением, силой воли, уметь критически отнестись к собственным успехам и неудачам, контролировать свои действия. В конечном итоге ребенок должен осознать себя, как субъекта учебной деятельности и соответственно строить своё поведение. В связи с этим, особое внимание заслуживает специальное изучение внутреннего мира ребенка, его самосознания, которое отражается в актах самооценивания и саморегулирования представлений личности о себе, о своем месте в сложной системе общественных отношении.

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии, как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфофизиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческие характеристики» [12, 134].

Л.И. Божович еще в 60-годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных процессов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника [10, 172].

Аналогичные взгляды развивал и А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и так далее» [10, 176].

И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

В психолого-педагогической литературе понятие «школьная зрелость» трактуется как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе.

В. С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания  ребенка, проявления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности [63, 238].

Д. Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослыми [55, 240].

В концепции Е.Е. Кравцовой существенным показателем психологической готовности к школе является уровень развития общения ребенка со взрослым и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации. Считается, что дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития [37, 25].

Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков представляют психологическую готовность к обучению в школе как структуру, состоящую из учебно-важных качеств (УВК). Отмечается, что разные учебно-важные качества оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения. В связи с этим выделяют базовые УВК и ведущие УВК, существенно влияющие на успешность усвоение программного материала.

Многие авторы справедливо указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что развитие воображения является непременным условием психологической подготовки детей к школе (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова, Е.Е. Сапогова, Ю.А. Полуянов и другие). Например, в исследовании Е.Е. Сапоговой были получены убедительные данные, согласно которым «уровень развития символической функции и воображения обуславливает степень внутренней готовности к школе... Если уровень развития этого новообразования не достиг такого, который достаточен для перехода ребенка к школьному обучению, то помещение ребенка в условия учебной деятельности является преждевременным» [42, 238].

Таким образом, под психологической готовностью к школе понимают такой уровень психического развития ребенка, который позволяет ему преодолевать трудности адаптации и первоначального обучения в школе.

  1.  
    Виды готовности к школьному обучению

Различают следующие виды готовности к школе:

-мотивационная;

-волевая;

-социальная;

-интеллектуальная;

-физиологическая;

Мотивационную готовность рассматривают как побуждение к учебе, желание ребенка учиться в школе. Первоначальный мотив ребенка это восхождение на новый уровень отношений.

Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Большинство детей старшего дошкольного возраста мечтают стать школьниками, но разумеется, почти ни кто из них не представляет что такое школа в действительности, у многих детей совершенно идеализированное атрибутное представление о школе, если у них спросить, кто такой школьник они непременно ответят, что это ребенок, который носит большой портфель, сидит за партой с поднятой рукой, пишет, читает и хорошие дети получают пятерки, а плохие дети получают двойки. И я хочу так же, и все меня будут хвалить.

Внутренняя же мотивация связана с непосредственным желанием учиться, выражающиеся в познавательном интересе, проявляется в стремлении узнать новое, выяснить непонятное. Возникает очень сложная ситуация, потому что не все дети готовы выполнять требования учителя и не уживаются в новой социальной обстановке из-за отсутствия именно внутреннего мотива. Познавательная потребность у ребенка существует с рождения, и чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится, поэтому родителям нужно уделять как можно больше и времени развитию детей, например, читать им книжки, играть в познавательные игры и прочее.

По мнению Л.И. Божович, учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться.  Первоклассник старается быть примерным учеником, чтобы заслужить похвалу учителя, а затем и родителя. Эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается [34, 248].

Еще один вид школьной готовности - волевая готовность. Волевая готовность подразумевает готовность ребенка к тому, что ему придется выполнять требования учителя. Это умение действовать по правилам, в соответствии с установленным образцом. Выполнение правила лежит в основе социальных отношений ребенка и взрослого.

Д.Б. Элькониным был проведен эксперимент. Детей первоклассников попросили нарисовать четыре кружочка, а затем раскрасить три желтым и один синим, дети раскрасили все кружечки в разные цвета, утверждая, что так красивее. Этот эксперимент прекрасно демонстрирует то, что не все дети готовы принять правила.

Появление воли приводит к тому, что ребенок начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам.

Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн считают, что появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника.

Социальная готовность представляет собой готовность к новой форме отношений, в ситуации школьного обучения.

Поход в школу это, прежде всего, обретение нового социального статуса школьника. Он вступает в новые общественные отношения, модели ребенок-учитель, которая впоследствии влияет на отношения ребенка с родителями и ребенка со сверстниками, ведь от того как сложится ситуация в школе, от того на столько будут выражены успехи, в последствии будут сказываться на отношениях со сверстниками и родителями.

В ситуации урока, существуют строгие правила, которых должен придерживаться школьник, например, только предметное общение.

Дети готовые к обучению, понимают условность учебного общения и адекватно ведут себя на занятиях, общение между преподавателем и учеником приобретает черту произвольности.

Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа.

Для того чтобы обучение школьника было успешным, необходимо чтобы его уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, а иначе он просто не сможет усваивать материал.

Это само собой наличие элементарных навыков письма, чтения, счета. Ребенок должен уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, и выделять существенные признаки, делать выводы. Теперь ему приходиться работать с абстрактными категориями, научными понятиями. «Ребенок должен научиться различать разные стороны действительности, только при этом можно переходить к предметному обучению. Ребенок должен в предмете видеть его параметры, отдельные стороны, которые составляют его содержание. А так же для усвоения научных понятий, ребенок должен понимать, что его точка зрения не абсолютна и не единственна».

У ребенка в старшем дошкольном возрасте уже сформировались операции, это доказывает с помощью эксперимента с двумя колбами на сохранения количества [17, 108].

Так же необходимо определить физиологическую готовность к школе, готов ли ребенок к таким нагрузкам, с одной стороны организм школьника зачастую готов к предъявляемыми школой требованиям, но с другой, некоторым детям очень трудно вынести такое умственное напряжение и физические нагрузки, или у ребенка может быть слабо развита моторика руки и он не может писать, это и сбой режима и перестройка всего организма к новому образу жизни, удержание внимания на уроках в течении 40-45минут и прочее. Некоторым это дается довольно сложно. Перед поступлением в школу проводится медицинское обследование и определяется готовность. По показаниям к 7 годам уже почти все готовы. Физиологическую готовность определяют по трем признакам: физиологический, биологический и состояние здоровья. В школе ребенок сталкивается с кучей проблем, например, неправильная посадка может привести к искривлению позвоночника, или деформация кисти при сильных нагрузках на руку. Поэтому это такой же весомый признак развития как и остальные.

  1.  Структура психологической готовности детей к школьному обучению

В современной психолого-педагогической литературе понятие готовности определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: общее психологическое развитие и формирование навыков учебной деятельности. Готовность к школе есть результат общего психического развития ребенка на протяжении всей его дошкольной жизни. В настоящее время распространенной остается точка зрения, что готовность к школе определяется комплексным показателем психической зрелости — развитости отдельных психических функций, главным образом характеризующих развитие ребенка в интеллектуальном и эмоциональном плане.

В решении проблемы определения детей к школьному обучению существует два направления: педагогический подход, основанный на определении готовности к школе по сформированности у дошкольников учебных навыков; психологический подход к проблеме готовности к школе, который нельзя назвать однородным или универсальным. Различия психологических подходов к решению проблемы готовности определяется тем, что разные авторы выделяют в качестве ведущих характеристик психической деятельности дошкольника (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Н. И. Гуткина, У. В. Ульенкова и др.).

В зарубежной психологии определяется понятие "готовность к школе" как система характеристик, позволяющих овладеть учебной программой за счёт оптимального полноценного психического развития (А. Анастази, И. Шванцара).

В отечественной психологии представлен качественно иной подход к оценке готовности детей к школьному обучению. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира [29, 178].

В рамках подхода, продолжающего идеи Л.С. Выготского, психологические особенности определяются с помощью характеристики ведущей деятельности. Если готовность к школе является продуктом нормального развития ребенка в дошкольном возрасте, а ведущей деятельностью является игровая, то логично рассматривать сформированность игровой деятельность в качестве компонента готовности ребенка к учебной деятельности.

А.И. Запорожец указывал, что готовность к обучению в школе составляют следующие структурные компоненты личностного развития: мотивация, произвольность, способность к самоконтролю и регуляции психической деятельности.

Д.Б. Эльконин считал, что готовность к школе включает характеристики кризисного развития и комплекс новообразований стабильного и кризисного периодов.

Понятие психологической готовности является комплексным показателем, регистрирующем изменения в познавательном, эмоционально-волевом и социальном развитии.

По данным Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты: 

1) Личностная готовность. Включает в себя формирование новой социальной позиции, выражается в отношении ребенка к деятельности, к другим людям, к самому себе; сюда входит и определенный уровень мотивационной и эмоционально-волевой сферы.

2) Интеллектуальная готовность. Предполагает наличие у ребенка устойчивого внимания, дифференцированного восприятия, логического запоминания, словесно-логических операций, произвольности и интеллектуальной активности.

3) Социально-психологическая готовность. Включает в себя формирование речевой и коммуникативной активности.

4) Эмоциональная готовность. Включает эмоциональную устойчивость, способность к эмоциональным переживания и анализу эмоций, их адекватности и способности к регуляции.

Центральными компонентами, которые составляют психологическую готовность к обучению в школе, выступают: в познавательной деятельности — произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, владение логическими операциями; в личностном развитии — появление новой социальной позиции, произвольности поведения, способности к планированию и контролю деятельности; в коммуникативной деятельности — сформированность коммуникативных навыков и

конструктивных межличностных взаимодействий.

Таким образом, психические качества и свойства, определяющие готовность к школе, существует не изолировано, а тесно взаимосвязаны и образуют структуру психологической готовности к обучению в школе.

  1.  Мотивационный компонент

"Внутренняя позиция школьника" представляет собой впервые сложившуюся систему отношений ребенка к внешнему миру, где значимыми для ребенка отношениями становятся отношения субъективно переживаемой ребенком готовности включиться в учебную деятельность как социально значимую, направленную на овладение системой знаний, умений и навыков. Зрелая "внутренняя позиция школьника" это сложный психологический феномен включающий в себя интерес к школьно-учебному содержанию знаний, способность к выделению собственно учебной задачи - усвоение данных учителем образцов учебных действий или понятий, выделение функции официального взрослого (в том числе учителя) и опосредствование социальными ролями отношений со взрослыми. Специфическим для "внутренней позиции школьника" является сочетание социальных и познавательных мотивов учения, которые доминируют над игровыми, появление и развитие специфически школьной, так называемой отметочной мотивации (когда оценка учителем успешности учебной деятельности опосредствуется формальной отметкой), предпочтение коллективных классных занятий индивидуальному домашнему обучению; положительное отношение к выполнению общественных норм поведения, в том числе школьной дисциплины; сформированность представлений ребенка о себе и стремление соответствовать своему образу "Я", выступающему как новый мотив поведения.

"Внутренняя позиция школьника" детей 6-7летнего возраста имеет ряд существенных особенностей. Для нее характерно сочетание стремления в школу, положительного отношения к ней и почти полного игнорирования ее специфического школьно-учебного содержания, интересы шестилеток находятся в сфере дошкольного содержания занятий. Незрелым у детей этого возраста оказывается отношение к учебной задаче - оно характеризуется направленностью на достижение учебного результата и недостаточное внимание уделяется способам выполнения задания; отмечается высокая побудительность игровых мотивов, сочетающаяся с неустойчивостью познавательных; восприятие ими школьной действительности формально, они более ориентированы на поверхностные, второстепенные социальные нормы.

Основной вывод, к которому приходят психологи, состоит в том, что у детей 6-7летнего возраста преимущественно дошкольный тип внутренней позиции школьника, незрелое отношение к школе и учению. Дети этого возраста только формально могут стать учениками, оставаясь психологически дошкольниками.

Тенденции возрастных мотивационных изменений у младших школьников таковы, что у первоклассников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, затем возникает интерес к результатам учебного труда и лишь позже, при благоприятных условиях, формируется учебно-познавательная мотивация как интерес к процессу, содержанию учения, и еще позднее - к способам добывания знаний (Божович Л.И., Маркова  А.К., Матюхина М.В.).

В структуре мотивов, определяющих отношение первоклассников к учению, можно выделить следующие:

-социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);

-учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;

-оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что я буду получать только пятерки);

-позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);

-внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала);

-игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка 6- 7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны.

Итак, мотивационный компонент готовности к школе дошкольника выражается в осознании ребенком себя как будущего школьника, в формировании внутренней позиции школьника, то есть потребностей и стремлении ребенка, связанных со школой («Хочу в школу»).

1.3.2.Интеллектуальный компонент

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Поэтому исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 - 7 лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”.

Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих. Как этого избежать? Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями — огромная радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов — это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и “пичканье” ребенка готовыми знаниями.

Даже тогда, когда он сам может обнаружить все новые свойства предметов, заметить их сходство и различие. Поэтому необходимо вместе с ребенком приобретать знания об окружающем мире и формировать его мыслительные навыки. Пусть он научится ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные сведения.

К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.

Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.

Часто дети все понимают по-своему. Если это фантазирование (Дед Мороз приносит зимой подарки), не стоит разуверять в этом ребенка, но если это явное непонимание происходящего, нужно объяснить ситуацию достаточно просто для сознания ребенка. Примером может служить вопрос: “Кто всех сильнее в сказке “Репка”?”. На него часто дети отвечают: “Мышка”. И только после вопросов и объяснений они приходят к правильному решению.

Следует отметить психологические особенности детей 6 – 7 - летнего возраста:

Восприятие носит аналитический характер. Дети способны вычленить отдельные стороны, черты объектов на основе элементарных форм ориентировочно-исследовательской деятельности. Их отличает любознательность. Хотя при восприятии они склонны обращать внимание на яркое, впечатляющее, которое не всегда является существенным.  

Внимание ребенка недостаточно устойчиво, непроизвольно, он часто отвлекается. Объём внимания узок, он способен сосредоточиться одновременно только на 1 – 2 объектах. Внешнее выражение внимания очень ярко и ясно – по позе, мимике, подвижности степень внимания ребенка определить легко.

Память 6 – 7 –летнего ребенка отличается высокой степенью развития механического запоминания, связанного с буквально точным воспроизведением. Несмотря на заметные успехи в развитии произвольного запоминания, непроизвольное запоминание пока еще остается доминирующим видом запоминания. Самоконтроль запоминания еще не сформирован. Хорошо, быстро и прочно запоминается то, что произвело сильное впечатление. Увеличивается объем запоминаемого материала. Образная память пока еще преобладает над словесно-логической, несмотря на заметное развитие последней.

Воображение развито достаточно хорошо. Оно приобретает новые черты по сравнению с воображением детей 4 – 5 лет. На основе накопления жизненного опыта оно становится более реальным, носит не только воспроизводящий, но и творческий характер.

Мышление – наглядно-образное. Опираясь на него, ребенок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающей действительности. При этом дошкольники без особого труда не только понимают схематические изображения, но и успешно пользуются ими. Однако, даже приобретая черты обобщенности, его мышление остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями».

Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка к школе характеризуется определенным уровнем сформированности познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.

1.3.3 Эмоционально-волевой компонент

Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.

Л.С.Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми. В генетическом плане Л.С.Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников, не только средством общения, но и средством организации поведения.

Л.С.Выготский и С.Л.Рубинштейн считают, что появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника.

В современных научных исследованиях понятие волевого действия трактуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор мотива, приводящего к принятию решения и постановке цели, другие ограничивают волевое действие его исполнительской частью. А.В.Запорожец считает наиболее существенным для психологии воли превращение известных социальных и прежде всего, моральных требований в определенные моральные мотивы и качества личности, определяющие ее поступки.

Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни. Становится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника.

На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется главным образом, в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.

Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.

Вместе с тем, что хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.

Таким образом, эмоционально-волевая сфера дошкольника проявляется в овладении ребенком умения подчинять свои действия мотивам общественного характера. Сформированность волевой сферы выражается в умении сосредоточиться, удерживать свое внимание на определенной деятельности, умении слушать учителя, не отвлекаться, то есть регулировать свое поведение.

1.3.4.  Нравственный компонент

Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С.Выготским внутренними этическими инстанциями.

Д.Б.Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением взаимоотношений между взрослыми и детьми. Он пишет, что у детей дошкольного возраста, в отличие от раннего детства, складываются отношения нового типа, что и создает особую, характерную для данного периода социальную ситуацию развития.

В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудничестве со взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его со взрослыми как бы распадается, вместе с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей.

Однако взрослые продолжают оставаться постоянным притягательным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При этом они хотят не только воспроизводить отдельные действия взрослого, но и подражать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми, - словом, всему образу жизни взрослых людей.

В условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца неосознаваемо ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанции представляют собой пока еще относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения.

Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.

А.Н.Леонтьев на основании многочисленных исследований, проведенных им и его сотрудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и что именно поэтому его следует считать, как он выражается “периодом первоначального, фактического склада личности”. Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определять все его развитие. Это положение дополнено данными последующих психологических исследований. У детей дошкольного возраста возникает, во-первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Во главе возникающей иерархической системы становятся опосредованные по своей структуре мотивы. У дошкольников они опосредуются образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях.

Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни. Это характеризует новую ступень, которая позволила А.Н.Леонтьеву говорить о дошкольном возрасте как о периоде “первоначального, фактического, склада личности”.

Таким образом, ребенок должен не только знать нормы морали, но и придерживаться их в повседневной жизни.

ВЫВОДЫ

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Поход в школу важнейший шаг в развитии ребенка, требующий очень серьезного подхода и подготовки. Готовность ребенка к школе это целостное явление, и для полной готовности необходимо, что бы каждый из признаков был развит полноценно, если хотя бы один параметр плохо развит, это может нести за собой серьезные последствия.

Комплексная подготовка к школе включает пять основных видов: мотивационная, интеллектуальная, социальная, волевая, физиологическая готовности.

Психологи выделяют такие основные компоненты, как:

  •  Мотивационный;
  •  Интеллектуальный;
  •  Эмоционально-волевой;
  •  Нравственный.

Психологическую готовность к школе желательно определить за год до предполагаемого поступления, так как в этом случае есть время изменить то, что нуждается в коррекции. Существует множество методов диагностики готовности детей к школе, они требуют тщательного подбора.

2.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКАК К ШКОЛЕ

  1.   Изучение интеллектуального компонента психологической готовности ребенка к обучению в школе

Цель: изучить уровень развития интеллектуального компонента психологической готовности ребенка к школе. Для реализации этой цели были применены модифицированные методики, приведенные в пособии для родителей и педагогов Л.Ю.Субботиной и Н.И.Ильиной.

База: МДОУ  №16 г. Городца, подготовительная группа.

Количество: 11 детей

Состав испытуемых:

  1.  Б. Марина
  2.  В. Ваня
  3.  К. Лиза
  4.  К. Даша
  5.  М. Данил
  6.  М. Яна
  7.  П. Никита
  8.  Р. Саша
  9.  Ф. Дима
  10.   Х. Лера
  11.   Ш. Рома.

Стимульный материал к тестам находится в приложении 12.

Тест: «Лишний предмет»

Цель: продиагностировать уровень наглядно-действенного мышления.

Инструкция: рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Какой предмет здесь оказался случайно, по ошибке, как называются одним словом предметы?

Процедура: испытуемому поочередно предлагается 5 карт различной тематики. Карточки находятся в приложении № 11.

1.Карточка “Овощи-фрукты”: капуста, груша, морковь, огурец.

2.Карточка “Игрушки и учебные вещи”: мяч, скакалка, ножницы конь-качалка.

3.Карточка “Одежда и мягкая игрушка”: мишка, свитер, шорты, шарф.

4.Карточка “Инструменты и велосипед”: пила, лопата, велосипед, грабли.

5.Карточка “Бытовая техника и технические средства передвижения”: пылесос, парашют, машина, вертолет.

6.Карточка «Животные и снеговик»: жираф, тигр, верблюд, снеговик.

Оценка результатов: оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие классификации – название обобщающего слова.

Каждые правильно выполненные задания оцениваются в баллах:

  1.  балла – за правильный выбор картинки и наличие классификации- название обобщающего слова;
  2.  2 балла - правильный выбор картинки с подсказкой и наличие классификации;
  3.  1 балл – если допущена ошибка.

Максимальное число баллов – 18.

Уровни развития наглядно-действенного мышления:

  1.  Высокий уровень развития – дети выполняют действия с соответствующими предметами безошибочно, правильно выбирают предмет и обосновывают этот выбор (15-18 баллов).
  2.  Средний уровень развития – дети выполняют действия с соответствующими предметами, но допускают ошибку в выборе предмета или неправильно обосновывают выбор (13-15 баллов).
  3.  Низкий уровень развития – дети выполняют действия с соответствующими предметами, но допускают много ошибок в выборе предмета и неправильно обосновывают этот выбор (10- 12 баллов).

Анализ полученных результатов:

Во всех представленных работах (работы находятся в приложении 1), картинки выбраны верно и присутствует название обобщающего слова. Самой трудной для детей оказалась 5 картинка “Бытовая техника и технические средства передвижения”, а с остальными справились без труда. Работы детей находятся в приложении 1. Результаты обобщены и занесены в таблицу 2.1. «Уровни развития мышления» (Приложение 2).

Из таблицы 1 видно, что наглядно-действенное мышление развито у детей хорошо, так как преобладает количество детей с высоким уровнем развития мышления. Наглядно результаты представлены на рисунке 1.

Рис.1 Соотношение уровней развития наглядно-действенного мышления.

Из рисунка 1 видно, что из 11 учеников со средним уровнем развития наглядно-действенного мышления выявлен 1ребёнок, что составляет 1% от числа испытуемых, с высоким уровнем выявлено 10 учеников, что составляет 99% от числа всех испытуемых. С низким уровнем наглядно-действенного мышления не оказалось ни одного человека.

Тест «Картинки»

Цель: Продиагностировать уровень зрительной памяти.

Порядок проведения: ребенку по очереди показывается 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет (картинки в приложении: лошадь, книга, мишка, заяц, машина, птица, бабочка, шоколадка, дерево, морковь). Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды.

Инструкция: назови, пожалуйста, предметы, которые ты запомнил. Порядок не имеет значения.

Оценка результатов:

Задание оценивается по трехбалльной системе: 3 балла ставится, если ребенок запомнил 7-8 предметов из 10; 2 балла ставится, если ребенок запомнил 5-7 предметов; 1 балл, если ребенок запомнил 3-4 предмета.

Характеристика уровней развития зрительной памяти:

-высокий уровень развития зрительной памяти – дети хорошо безошибочно сохраняют и воспроизводят зрительные образы;

-средний уровень – дети хорошо сохраняют и воспроизводят зрительные образы, но допускают ошибки ;

-низкий уровень – дети с трудом сохраняют и воспроизводят зрительные образы, допускают много ошибок.

Анализ полученных результатов: с тестом справились хорошо 3 человека, воспроизведя 7-8 предметов; 2 человека затруднились с ответом, воспроизведя 3-4 предмета. Работы детей находятся в приложении 3. Результаты обобщены и занесены в таблицу «Уровни развития зрительной памяти» (Приложение 4).

Из рисунка 2 видно, что из 11 детей с низким уровнем выявлено 2 человека, со средним – 6 человек, с высоким-3.

Рис.2 Соотношение уровней развития зрительной памяти.

Из результатов тестирования видно, что зрительная память у детей развита хорошо.

Тест «Домик»

Цель: определить уровень развития произвольного внимания у детей.

Порядок проведения: ребенку дается чистый лист бумаги и карандаш. Его просят посмотреть внимательно на образец (приложение № 5) и как можно точнее нарисовать этот домик на своем листочке бумаги. Стирать нельзя, разрешается рядом нарисовать правильно или поверх неправильного.

Инструкция: срисуй, пожалуйста, домик с образца.

Оценка результатов: задание оценивается по трехбалльной системе. 3 балла- это точно воспроизведенный рисунок: присутствие всех деталей (дым, труба, линия, образующая основание домика и т.д.), размер и правильное изображение элементов рисунка (колечек дыма, забора, штрихов для крыши). 2 балла – это рисунок с отсутствием некоторых деталей с сохранением размера. 1 балл – это рисунок выполнен не точно, отсутствуеют детали и наблюдается несоответствие размера.

Характеристика уровней развития произвольного внимания:

- высокий уровень: дети хорошо копируют данную картинку (домик);

-средний уровень: у детей в достаточной степени развито внимание, но они прорисовывают не все детали;

-низкий уровень: у детей не получается скопировать детали с образца, для них необходимы специально разработанные упражнения по развитию произвольного внимания;

Анализ полученных результатов: все работы выполнены хорошо. С заданием справились быстро, на образец практически не смотрели, воздушных линий не проводили над рисунком-образцом, от работы не отвлекались. Наилучшие работы у Марины Б., Даши К., Саши Р., Леры Х. Работы детей находятся в приложении №5. Результаты обобщены и занесены в таблицу «Уровни развития произвольного внимания » (Приложение 6).

Из рисунка 3 видно, что с низким уровнем развития внимания детей не выявлено, со средним – 7 человек, с высоким - 4 человека.

Рис.3 Соотношение уровней развития произвольного внимания.

Из тестирования видно, что дети копируют этот рисунок довольно хорошо, в отдельных случаях бывают небольшие ошибки, связанные с неправильным изображением какого-либо элемента или наличием разрывов между линиями в тех местах, где они должны быть непрерывными. В целом у всех детей развито произвольное внимание развито на достаточно высоком уровне.

Тест «Незаконченные рисунки»

Цель:  выявить уровень развития воображения.

Порядок проведения: детям раздается бланк с незаконченными рисунками (приложение № 7) и просят дорисовать предмет. На всю работу отводится 1 минута. По окончании одной минуты листок забирается.

Инструкция: пожалуйста, дорисуй предмет.

Ключ к заданию: молоток, домик, машина, человеческая голова.

Оценка результатов: задание оценивается по пятибалльной шкале: 5 баллов ставится за правильное выполнение всех рисунков, за оригинальность и аккуратность, 3 балла – если выполнено хотя бы 2-3 рисунка или есть недочеты, 1 балл – если выполнен 1 рисунок.

Характеристика уровней развития воображения:

- высокий уровень – дети имеют хорошо развитое воображение (15-20);

- средний уровень – у детей в достаточной степени развито воображение, но они не всегда дорисовывали правильные рисунки (10-15);

- низкий уровень – для этих детей необходимы специально-разработанные упражнения по развитию воображения (5-10).

Анализ полученных результатов: во всех представленных работах

( приложение 7),  кроме одного, были выполнены все недорисованные рисунки (молоток, домик, машина и лицо человека). С 1 и 3 заданием справились быстро, а со 2 и 4 затруднялись, но в итоге выполнили все задания. Каждая работа по-своему  уникальна, хотя детям предлагались одинаковые бланки для работы. Работы детей находятся в приложении7. Результаты обобщены и занесены в таблицу «Уровни развития воображения»(Приложение 8).

Из рис.4 видно, что из 11 учеников с низким уровнем выявлено 0 детей, со средним – 1, с высоким – 10.

Рис.4 Соотношение уровней развития воображения.

Из тестирования видно, что воссоздающее воображение развито у данных детей достаточно хорошо, так как преобладает количество детей с высоким уровнем развития воссоздающего воображения.  

Тест: "Найди квадрат"

Цель: выявить способность к дифференцированному восприятию.

Порядок проведения: ребенку показывают рисунок с изображением 10 четырехугольников, среди которых 5 совершенно одинаковых квадратов и 5 четырехугольников, немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла.

Инструкция: найди и покажи все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны).

Оценка результатов: задание оценивается по трёхбалльной шкале. 3 балла ставится за правильное нахождение всех квадратов без труда; 2 балла – за допущение ошибки, 1 балл – допущено больше двух ошибок или вообще не найдены квадраты.

Характеристика уровней развития дифференцированного восприятия:

- высокий уровень: дети имеют хорошо развитое восприятие; находят все квадраты;

-средний уровень: у детей в достаточной степени развито восприятие;

-низкий уровень: для детей необходимы специально разработанные упражнения по развитию дифференцированного восприятия;

Анализ полученных результатов:

Все с заданием справились. Работы детей находятся в приложении №5. Результаты обобщены и занесены в таблицу 2.5. « Уровни развития восприятия» (Приложение 10).

Из рисунка 5 видно, что из 11 учеников с низким уровнем выявлено – 0, со средним – 5 человек, с высоким 6 человек.2 ребенка плохо ориентировались, не сразу нашли данные квадраты.

Рис.5 Соотношение уровней развития дифференцированного восприятия.

Из тестирования видно, что дифференцированное восприятие у данных детей развито хорошо, так как преобладает  количество детей с высоким уровнем развития.

Результаты были обобщены и занесены в таблицу 2.6. « Уровни развития интеллектуального компонента», а также представлены на диаграмме (рис.6).

Рис.6 Соотношение уровней развития интеллектуального компонента

Из рисунка 6 видно, что из 11 детей с высоким уровнем выявлено 10 детей, что составляет 82% от числа всех испытуемых, а остальные 2 ребенка со средним уровнем, что составляет 18%. Поэтому у большинства интеллектуальный компонент психологической готовности к обучению в школе высокий.

Итак, по результатам проведенных исследований можно сделать следующие выводы: у детей хорошо развита интеллектуальная сфера, тонкая моторика руки, координация зрения, то есть умения, необходимые в школе. Дети хорошо сохраняют и воспроизводят зрительные образы, обобщают предметы, копируют картинку, дорисовывают предметы, сравнивают фигуры и находят из них одинаковые. Все это позволяет говорить о достаточно высоком уровне интеллектуальной готовности к школе.

  1.   Рекомендации родителям по развитию составляющих психологической готовности к школе

Дорогие родители! Вы окажите большую помощь учителям, воспитателям, школе в целом и прежде всего своим детям, если постараетесь формировать у начинающего школьника только положительное отношение к учебе и школе. Поощряйте в ребенке желание учиться!

  •  Наблюдайте за своим ребенком, за его развитием, за тем, как он общается с другими детьми. Это поможет вам лучше узнать своего ребенка.
  •  Не лишайте ребенка полноценного эмоционального общения в кругу семьи.
  •  Старайтесь добиваться от своего ребенка обоснования своих поступков.
  •  Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
  •  Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
  •  Формируйте у детей умения преодолевать трудности, создавайте для него ситуации успеха.
  •  Играйте со своим ребенком в различные игры, особенно в игры, связанные со школой. Пусть в этих играх ребенок сыграет роль,  как учителя, так и ученика.
  •  Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, то он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
  •  Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
  •  Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед или даже некоторого регресса.
  •  Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания,  превышающие его интеллектуальные возможности.
  •  В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
  •  Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому лучше выбирать игровую форму занятий.
  •  Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи – все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
  •  Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т. д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формулируйте у него уверенность в своих силах.
  •  Ребенку необходимы продолжительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения. Хорошо, если вы найдете возможность гулять вместе с ним: общение с вами ему также необходимо.
  •  Самой главной рекомендацией является следующая: больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки.

Таким образом, родителям и педагогам следует помнить, что здоровая нервная система – залог успешного обучения.

ВЫВОДЫ

Результаты проведенных  диагностик по изучению интеллектульного компонента психологической готовности ребенка к обучению в школе показали, что уровень развития у большинства из них соответствует высокому, так как дети хорошо справляются с заданиями. Среди опрошенных детей не оказалось с низким уровнем развития. Внимание, память, мышление, восприятие, воображение находятся на достаточно высоком уровне развития.

При изучении интеллектуального компонента  дети лучше всего справились с тестом на воссоздающее воображение, когда им нужно было дорисовать предмет. Немного тяжелее оказалось задание на изучение памяти.

Можно предположить, что дети, которые участвовали в исследовании, в дальнейшем покажут себя с положительной стороны в процессе учебной деятельности. Возможно для них период адаптации к школе пройдёт безболезненно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель курсовой работы заключалась в том, чтобы выявить и изучить состояние психологической готовности ребенка к школе.

Для этого был изучен теоретический материал по психологической готовности детей к школе; были выявлены стуктура, компоненты и виды псхологической готовности к школе.

Изучение литературы по данному вопросу показало, что психологическая готовность к школе – это сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень произвольности.

Среди видов психологической готовности к школе можно выделить: психологическую и физиологическую.

Структура психологической готовности к школе состоит из следующих компонентов:

  •  Мотивационный компонент – внутренняя позиция школьника;
  •  Интеллектуальный компонент – развитие познавательных психических процессов;
  •  Эмоционально-волевой компонент – овладение ребенком умения подчинять свои действия мотивам общественного характера.
  •  Нравственный компонент.

Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае,  если наблюдается недостаточное развитие какого-либо одного компонента, возникает потребность в психологической помощи ребенку.

При проведении исследования по изучению интеллектуального компонента воспитанников подготовительной к школе группы МДОУ №16 г. Городца было выявлено, что из 11 опрошенных 82% показали высокий, а остальные 18%  - средний уровень развития интеллектуального компонента.

Но в структуру психологической готовности входит еще и личностный компонент, который, по мнению психологов, в процессе учебной деятельности развить сложнее.

В связи с этим были предложены рекомендации учителям и родителям по развитию готовности к школе:

По возможности оградите ребенка от просмотров взрослых фильмов. Такие фильмы только засорят его сознание. Не стоит развивать своего ребенка только в одном направлении, так как он может не ориентироваться в других областях знаний. Это предостережение относится к тем родителям, которые хотят сделать из сына или дочери вундеркинда. Не надо спешить, так как ваш одаренный, необыкновенный ребенок может не найти места в коллективе и не адаптироваться к школьной программе. Нужно стараться не фиксировать его внимание на узкой “специализации”, а помочь развиваться гармонично, всесторонне, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние здоровья.

Данная работа имеет ценность для самого автора, для детских образовательных учреждении, учителей начальных классов и студентов педагогического колледжа.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. - М., 1972

2.Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте   проблемы адаптации Начальная школа 1999

3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети. - М., 1983

4.Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. - М., 1994

5.Буря Р.С. Готовим детей к школе.- М., 1987

6.Венгер Л.А., Домашняя школа. - М. 1994

7.Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? - М. 1994

8.Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе: Дошкольное воспитание. – М., 1970

9.Готовность к школе / Под ред. М. Дубровиной. - М., 1995 – С.289

10. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению: Психологическое образование. – М., 1997 – С.235

11.Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе: Советы врача. - М., 1992 – С.16

12.Запорожец А.В. Подготовка детей к школе: Основы дошкольной педагогики. / Под ред. А.В. Запорожца, Г.А. Марковой - М., 980 – с. 250-257

13.Шадриков В.Д., Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М., 2001. – С.256

14.Крутецкий В.А. Психология:  Учеб. для уч-ся пед. уч-щ. – 2-е изд., перераб. и доп.  – М., 1986. – С.336

15.Ильина М.Н. Подготовка детей к школе: Развивающие упражнении и тесты. – С.-П., 1998

16.Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996. – С.240

Список приложений

Приложение 1. Бланки с ответами испытуемых по тесту «Лишний предмет»

Приложение 2. Таблица 2.1 «Уровни развития наглядно-действенного мышления»

Приложение 3. Бланки с ответами испытуемых по тесту «Картинки»

Приложение 4. Таблица 2.2. «Уровни развития зрительной памяти»

Приложение 5. Бланки с ответами испытуемых по тесту « Домик»

Приложение 6. Таблица 2.3. «Уровни развития произвольного внимания»

Приложение 7. Бланки с ответами испытуемых по тесту «Незаконченные рисунки»

Приложение 8. Таблица 2.4. «Уровни развития воссоздающего воображения»

Приложение 9. Бланки с ответами испытуемых по тесту «Найди квадрат»

Приложение 10. Таблица 2.5. «Уровни развития дифференцированного восприятия»

Приложение 11. Таблица 2.6. « Уровни развития интеллектуального компонента психологической готовности ребенка к школе»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43397. Диагностика влияния молодёжных субкультур на развитие ценностных ориентаций подростка 227 KB
  Объединение подростков в отдельные группы обусловлено тем, что подростки, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Их не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения, и способы провождения времени
43398. Расчет L50MC/MCE MAN-B and W DIESEL A/S 260.5 KB
  Судовой дизель фирмы МАН - Бурмейстер и Вайн (MAN B_W Diesel A/S), марки L50MC/MCE - двухтактный простого действия, реверсивный, крейцкопфный с газотурбинным наддувом (с постоянным давлением газов перед турбиной) со встроенным упорным подшипником, расположение цилиндров рядное, вертикальное.
43399. Аналіз ліквідності, платоспроможності та кредитоспроможності підприємства на матеріалах базового підприємства 193.5 KB
  Він характеризується забезпеченістю фінансовими ресурсами які необхідні для нормального функціонування підприємства доцільністю їх розміщення та ефективністю використання фінансовими взаємовідносинами з іншими юридичними та фізичними особами платоспроможністю та фінансовою стійкістю. Сигнальним показником в якому проявляється фінансовий стан є платоспроможність підприємства тобто його здатність своєчасно задовольняти платіжні вимоги постачальників сировини матеріалів техніки згідно з господарськими угодами повертати банківські...
43400. Базові засоби мови С++. Технологія складу програм 244 KB
  Для полегшення сприйняття таких алгоритмів їх розбивають на подзадачи кожна з яких розглядається як окреме завдання й може бути вирішена при заданих значеннях її аргументів. Позначення відноситься до операції нарощування С. Основне його призначення спростити та зробити більш приємним процес програмування для окремого програміста. Ключові зарезервовані слова це слова які мають спеціальне значення для компілятора.
43401. Проектування інформаційної підсистеми складу магазина Фуршет 3.22 MB
  Логічна модель бази даних Фізична модель бази даних Схема бази даних у MS SQL Server 2008 DtModule підсистеми Главная форма О программе Безопасность Форми для перегляду: Акт прийома Накладная Квитанция Складской ордер Поставщики Товар Автотранспорт Операторы Форма Меню форми для введення даних Акт прийома Поставщик Товар НУХТ АКС46 31 Листів.ПЗ 3 Лист. Лист. НУХТ АКС46 31 Листів.
43402. Мониторинг, система и меры антикризисного управления 157.5 KB
  Мировая практика показывает то что проработанная политика государственного регулирования является мощным фактором подъема экономики страны. Задачи государственного регулирования экономики это набор целевых установок органов власти при регулировании экономических отношений. Раньше в стране преобладала установка официального планомерного и пропорционального а следовательно и бескризисного развития экономики стало быть нужда в антикризисном управлении отсутствовала. Отмечая важность этой темы для нашей экономики необходимо указать...
43403. Проектирование усилительного устройства 100 KB
  Структурная схема усилительного устройства Определение основных параметров усилителя По исходным данным необходимо определить основные параметры усилительного устройства: входное сопротивление усилителя Rвх которое нужно оптимальным образом согласовать с источником сигнала. Лист № док Подпись Дата Выбор схемы входного каскада Так как Rвх = R1 = 150 Ком и R1 Rг где Rг = 1Ком то входной каскад можно исключить. Лист № док Подпись Дата где fр = fо а С1 = R2 = 700 КОм R1 =...
43404. Моделирование полосно-пропускающего фильтра Чебышева методом инвариантного преобразования 12.84 MB
  Теория моделирования систем фильтрации сигналов.3 Моделирование передаточной функции аналогового фильтра низких частот.33 Приложения А Текст исходной программы Б Simulink – модель цифрового полосно-пропускающего фильтра В Графики АЧХ ФЧХ и времени задержки ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра Робототехника...