4351

Создание WEB – САЙТА

Реферат

Информатика, кибернетика и программирование

Классификация сайтов Организационно- технические вопросы создания сайта Основные этапы создания Web сайта Рекомендации по созданию сайта Проблемы создания сайта Что нужно, чтобы создать эффективную сеть сайтов Классификация сайтов В настоящее время ...

Русский

2012-11-16

201 KB

151 чел.

Классификация сайтов

Организационно- технические вопросы создания сайта

Основные этапы создания Web сайта

Рекомендации по созданию сайта

Проблемы создания сайта

Что нужно, чтобы создать эффективную сеть сайтов

Классификация сайтов

В настоящее время уже вырисовалась определенная классификация сайтов. Это промо-сайты, представительские сайты, информационные сайты, онлайновые СМИ, тематические порталы, корпоративные информационные пространства, сетевые сообщества.

Промо-сайт торговой марки, события или мероприятия. В современном бизнесе, когда изменения так часты, когда предложение обгоняет спрос, просто необходимо использовать возможности Интернет по продвижению товаров, по донесению информации до потребителя в оптимальные сроки. В комплексе с маркетинговым продвижением, создание промо-сайта, прежде всего, способствует ознакомлению широких масс пользователей сети с нововведениями в вашем бизнесе.

Представительства компаний. Виртуальные представительства компаний в Интернете, содержащие максимальное количество информации о товаре, предоставляемых услугах, ценах и т.д. Круглосуточная возможность осуществления заказов товаров через Интернет, рекламная информация о деятельности компании.

Информационные сайты. Веб-ресурсы, предназначенные для освещения деятельности крупной корпорации, холдинга, государственной структуры. Как правило, содержит большое количество информационных материалов и интерактивное наполнение, позволяющее вести онлайн-диалог с посетителями ресурса. Помимо официальных данных о компании на сайте обычно размещается и другая тематическая информация.

Онлайновые СМИ. Электронные СМИ, или онлайновые версии изданий газет и журналов, являются на сегодня одним из наиболее популярных сетевых ресурсов.

Тематические порталы. Тематические Интернет-проекты, освящающие достаточно широкий спектр вопросов по одной или нескольким близким по смыслу темам. Характеризуются высокой посещаемостью и большим количеством предоставляемых сервисов.

Корпоративные информационные пространства. Веб-ресурсы, предназначенные для освещения деятельности крупной корпорации, холдинга, государственной структуры. Содержит большое количество информационных материалов и интерактивное наполнение, позволяющее вести онлайн-диалог с посетителями ресурса. Помимо официальных данных о компании на сайте обычно размещается и другая тематическая информация. Используются как для взаимодействия с клиентами и партнерами по бизнесу, так и с сотрудниками, работающими вне офиса. Как правило, содержат INTERNET, INTRANET, EXTRANET области.

Сетевые сообщества. Сайты, на которых происходит общение, взаимодействие, совместная работа определенных групп людей. Сюда входят самые разнообразные типы веб-ресурсов: начиная от чатов и форумов, заканчивая сообществами вокруг крупных информационных проектов.

Организационно- технические вопросы создания сайта

Создание эффективного веб-сайта и его грамотная эксплуатация является достаточно тяжелой задачей. Половина компаний понятия не имеют относительно финансовых результатов, получаемых от эксплуатации собственных веб-сайтов. Некоторые из компаний ежегодно выбрасывают огромные деньги на поддержку корпоративных сайтов и при этом вообще не знают, что они получают взамен. Фактически, каждый второй сайт - это такая черная дыра, непрерывно пожирающая деньги. Такие сайты не приносят удовлетворения вообще никому, кроме интернет-провайдеров и хостеров. Уровень прибыльности веб-проектов любой фирмы напрямую зависит от компетентности поддерживающего его персонала. Компаниям, служащие которых понимают, с чем они имеют дело, не только удается зарабатывать вдвое больше их технически неграмотных конкурентов, но и оставлять о себе хорошее впечатление у посетителей сайта.

Самые лучшие Web-сайты — это те, которые привлекательно выглядят, емко выражают основную идею и не заставляют пользователей ждать получения информации на их экранах слишком долго. Можете ли вы увидеть структуру, организацию сайта? Легко ли воспринимается информация? Понимание движения информационных потоков — это первый шаг в создании функционального, удобного в работе сайта. Если вы поймете, как работает эта концепция, и примените ее при создании собственного сайта, то вы уже тем самым опередите большинство других разработчиков.

Веб-сайт является средством массовой информации наравне с телевидением, радио, газетами и другими видами СМИ. Отличие в том, что создать свой ТВ-канал или газету может не каждый. В то время, как создание веб-сайта по силам любому компьютерно грамотному человеку. Основная проблема при создании сайта увязать их вместе и создать хороший продукт. Для управления проектом создания веб-сайта надо быть специалистом широкого профиля. Вот области, в которых требуется хорошо разбираться:

  •  работа с людьми, управление проектом
  •  дизайн, изобразительное искусство
  •  верстка HTML-страниц
  •  программирование
  •  ведение базы данных

Веб-сайты начинаются с разработки концепции, т.е. определяются цели и задачи проекта, анализируются существующие на рынке решения, определяются ресурсы и инструментарий для реализации проекта.

Создание сайта включает разработку структуры материалов, создание сервисных служб сайта, разработку средств навигации, доступа, прототипирования, дизайна, визуализации.

Сопровождение и поддержка сайта включает тестирование, получение статистики, организацию обратной связи, оптимизацию сайта.

Четко сформулируйте назначение и цели вашего сайта. Для начала постарайтесь ответить на простой вопрос: зачем вам нужен сайт? Если ваш ответ сводится к банальному "чтобы было", то лучше не спешить - мусора в интернете и так много, так стоит ли добавлять еще? Значительно лучше и полезнее сначала все продумать и спланировать, а потом уже сделать. Следующим этапом станет попытка представить свой идеал сайта - то есть как он должен выглядеть и что делать, если все пойдет именно так, как вы планируете.

Кто и зачем может искать информацию. Создайте примерный портрет своей целевой категории, определитесь, что ожидают пользователи от предлагаемой информации.

Цель должна быть актуальной, в ее достижении должны быть заинтересованы люди. Сайт живет, если он посещаем. Бесцельный Web сайт не будет приносить удовлетворения своему владельцу, поскольку будет непонятно - есть ли отдача от того труда, который в него вложен. Естественно, что все этапы создания и работы Web сайта определяются целью создания Web сайта. Перед тем, как начинать свою кампанию, у вас должно выработаться четкое представление о том, чего вы хотите достичь. Это может быть либо повышение трафика на вашем сайте, либо увеличение количества новых посетителей, или же увеличение процента целевых заходов, то есть количества клиентов.

Вне зависимости от размера вашего бюджета, затраты и усилия должны быть соизмеримыми с ожидаемой результатами, то есть вы должны реально оценить возможности достижения поставленных результатов. Проделайте следующую процедуру: приблизительно оцените что каждый новый посетитель может принести вам и поставьте реальное желаемое количество посетителей. Из этих двух цифр выведите максимальный лимит затрат на вашу Интернет-кампанию. Старайтесь не намного превышать эти затраты, поскольку в случае, если по той или иной причине кампания не удастся, вы вряд ли сможете их себе вернуть.

Возможно, вы хотите, чтобы сайт представлял продукцию вашей компании. Вы должны задуматься о том, как вы собираетесь представлять эти продукты. Как вы хотите позиционировать ваши продукты на сетевом рынке? Глубокое выяснение этих вопросов поможет вам четко сформулировать цель.

Философия Hitachi Company, ее цели:

  1.  Делать надежные продукты, соответствующие требованиям клиентов.
  2.  Ставить перед собой серьезные задачи.
  3.  Работать с доверием, помня о главном.
  4.  Ставить себя в те же условия, в которых находятся все остальные.
  5.  Создавать рабочие условия, способствующие раскрытию энергии.

Следующим шагом надо нарисовать макет сайта. Некоторые дизайн-студии тратят много времени и денег на создание умопомрачительных детализированных макетов, которые больше напоминают постеры из дорогих журналов. С другой стороны, сначала стоит уделить внимание основам создания макетов. Макет должен быть схемой, картой и легендой веб-страницы. Макета предназначен для передачи самому себе и окружающим суть сайта — простой прямоугольник с надписью вроде «здесь будет логотип» вполне подойдет для этих целей. Макеты создаются для того, чтобы решить, где и как будут расположены элементы и содержание страницы.

Главное — это интересная, полезная, даже уникальная информация, или контент, будущего сайта. Правильно выбранная тема очень многое значит для будущего сайта, она сильно влияет на популярность ресурса. После того, как определены цель и содержание сайта следует:

  •  разработать техническое задание
  •  создать типовой дизайн сайта
  •  написать программное обеспечение
  •  произвести верстку HTML-страниц
  •  собрать сайт на web -сервере

Постановка технического задания состоит из описания требований к информационному, техническому, программному, организационному обеспечениям. Художник (веб-дизайнер) создает изображение сайта в пакете Adobe Photoshop, при этом часто используются и другие пакеты, такие как Corel Draw и др. Параллельно с работой художника программист создает программное обеспечение. В большинстве случаев программное обеспечение для динамического веб-сайта пишется с использование СУБД. После завершения работы художника, HTML-верстальщик разрезает картинку и верстает HTML-страницы сайта, также он совместно с программистом налаживает программное обеспечение.

Чтобы начать разработку web сайта в локальном варианте на компьютере необходимо иметь Web сервер, браузер, редактор.

В организационном плане можно выделить пять этапов разработки сайта.

  •  Первый этап (6 недель) - планирование и уточнение характеристик будущего Web сайта и требований к нему. Сюда входит не только формулировка долгосрочных целей создания Web сайта, но и оценка возможностей внутренних ресурсов организации (в том числе компьютерного оборудования, которое придется подключать), определение состава потенциальных посетителей. Возможно, потребуется обращение к сторонним фирмам или консультантам. В этом случае первый этап необходимо продлить на время, необходимое для поиска и отбора исполнителей и рассмотрения предложений.

Комплексная бригада разработчиков сайта состоит из следующих профессионалов:

Архитектор - специалист в области распределенной платформы и служб. Он предоставляет инфраструктуру разработки и среду выполнения для программных приложений.

Конструктор – эксперт в области распределенных систем, системной безопасности и поддержки транзакций. Он обеспечивает системный уровень контейнеров, то есть системную оболочку для одного или более компонентов.

Поставщик бизнес-компонентов – аналитик в функциональной области, который реализует бизнес-компоненты как разработчик или подбирает готовые.

Компоновщик приложений – также эксперт-функционал, собирающий программное приложение из строительных блоков – бизнес-компонентов. Его взгляд на соответствующий бизнес должен быть более общим и универсальным, чем у Поставщика бизнес-компонентов.

Внедренец – специализируется в установке приложений. Он настраивает приложение на реальную среду.

Администратор системы – обеспечивает работоспособность системы на этапе эксплуатации.

Разработчики (самостоятельно или во взаимодействии с внешними консультантами) должна определить основные критерии отбора оборудования и ПС, что позволит ускорить процесс выбора. Среди важных факторов при отборе ПС можно отметить следующие:

  •  программное обеспечение должно давать возможность быстрой разработки и размещения Web сайта
  •  программное обеспечение должно полностью интегрироваться с существующими программными приложениями (совместимые линейки инструментов)
  •  в программном обеспечении должна быть заложена возможность будущей модернизации.

От этих факторов, в свою очередь, зависит принятие ряда важных решений на ранних стадиях разработки. В то время как некоторые задачи могут потребовать написания новых программ, для других могут вполне подойти готовые решения. Учет этих факторов  впоследствии облегчит задачи, связанные с написанием программного обеспечения и выбором компьютерного оборудования.

  •  Второй этап (два месяца) - проектирование Web сайта и первоначальная разработка кода, в особенности программных модулей, решающих специфические задачи организации. При этом очень важно, чтобы в разработке программных средств участвовали не только разработчики (как постоянные сотрудники, так и привлеченные консультанты), но и руководители организации, - ведь Web сайт должен быть не только технически безупречным, но и экономически эффективным. На этом этапе следует решить, будет ли Web сайт управляться (как на стадии развертывания, так и в дальнейшем) сотрудниками Вашей организации или сторонней фирмой.
  •  Третий этап (два месяца) - разработка дополнительных программных модулей для координации работы всех подсистем (сбор данных, создание баз данных, прикладная обработка и т.д.) и коммуникации между ними. На этом этапе производится сбор и создание информационных материалов для Web сайта. Контент для сайта - это уже достаточно сложная задача, нужно очень много контента, при этом собственного, или же если часть его брать с других сайтов, нужно получить разрешения на перепечатку материалов.
  •  Четвертый этап (6 недель) - тестирование, "доводка" программного обеспечения и интеграция. Это очень ответственный этап. Тестирование необходимо проводить как можно глубже, проверяя работоспособность Web сайта при таких объемах трафика и количествах транзакций, которым она едва ли подвергнется в реальности. Если Вы пользуетесь услугами сторонней фирмы для поддержки Web сайта, обязательно уделите внимание проверке качества коммуникаций между всеми внешними исполнителями и Вашей организацией. Оформление материалов (web - дизайн) - важная часть этого этапа.
  •  Пятый этап - запуск Web сайта. Хотя объем работ на этом этапе и невелик (если первые четыре были проведены правильно) - это, тем не менее, самая важная стадия разработки. Обозначив дату запуска, Вы поведете от нее "обратный отсчет", определяя длительность и содержание предыдущих этапов. Этот этап включает обеспечение доступа к материалам пользователей сети (техническая поддержка, хостинг), рекламирование ресурса, оптимизация работы сайта, его раскрутка.

Лучшим показателем является время: если пользователи остаются на вашем сайте достаточно долго для того, чтобы пройти по разным его уровням и разделам, то вы вправе быть уверенными в хорошо выполненной работе. Это означает, что они могут найти то, что им нужно, осмотреть остальное и без особого труда вернуться обратно.

Чтобы сделать свой сайт эффективным, вы должны визуализировать поток информации и выбираемые пользователем пути. Другими словами, вы должны видеть свой сайт с точки зрения пользователя. Процесс планирования может потребовать больших затрат труда, однако если он доставляет вам удовольствие, то вполне вероятно, что ваш сайт будет превосходен.

В течение всех этапов перед разработчиками веб сайта стоит задача взаимодействия не только с существующими программными приложениями, но и с деятельностью др. подразделений организации, участвующих в эксплуатации оборудования и общих программных средств.

Выбор домена. Если возможно назвать ваш домен одним коротким и емким словом, это будет лучшим вариантом. Еще интересным направлением в названии доменов представляется сокращение от двух или более слов или-же вообще только аббревиатура полного названия проекта/фирмы. Но здесь необходимо следить, чтобы сокращенное название было в меру читаемым и запоминаемым. Очень хорошо, когда аббревиатура выглядит как самостоятельное слово, и просто замечательно, когда у этого слова еще и подходящий смысл.

Настоящие и будущие требования к хостингу. Весьма важный момент - правильно выбранный хостинг и само доменное имя потом на протяжении всего времени существования сайта будут приносить свои плоды. Например, бесплатный хостинг KM.ru. Для небольшого проекта, которому не нужны базы данных и скрипты, можно порекомендовать хостинг на почтовой службе Fromru.com.

Выбирая хостинг для будущего сайта, его разработчики не всегда учитывают, что сайт будет расти. И то, что является вполне достаточным сегодня, завтра окажется очень тесными рамками, а смена хостинга для действующего проекта - дело весьма сложное и неприятное.

Два правила, которые нужно всегда соблюдать. Во-первых, обязательно, перед тем как размещать готовый сайт на сервере, его нужно полностью протестировать на локальном компьютере. Нужно проверить все ссылки на работоспособность, посмотреть, как выглядит сайт в браузере с отключенными картинками и т. д. Во-вторых, на вашем компьютере всегда должна находится точная копия всего сайта, который находится на сервере. Если вы изменяете файл локально, необходимо сразу загружать этот измененный файл на сервер. Как бы вы не проверяли и не тестировали все страницы и все скрипты, все равно обязательно будут выявляться мелкие баги, ошибки или недоработки. Поэтому, для избежания путаницы (особенно, если над этим сайтом вы работаете не один), постоянно следите за текущей версией сайта, которая должна быть доступна всем участникам проекта.

По большому счету, параметров, на которые стоит обращать внимание, не так уж и много. Размер дискового пространства, трафик, физическое размещение сервера, установленное программное обеспечение, ограничения по его использованию и железо. Про такую вещь, как надежность хостинга и резервное копирование ваших данных на случай сбоев я не говорю. Если же просмотрели все предлагаемые тарифные планы и их ограничения, в результате чего пришли к выводу, что нужен собственный сервер, то придется задуматься еще о нескольких вещах.

Стоит решить будете ли вы арендовать сервер у провайдера или купив свой. В первом случае вам не надо заботиться о железе и апгрейдах, во втором - все ложится на ваши плечи. В принципе, и тот и другой вариант вполне приемлем - если вы арендуете сервер, то ежемесячные платежи будут чуть больше, если же покупаете свой - то придется сразу выложить кучу денег. Кроме того, учтите, что практически все администрирование станет вашей заботой (при виртуальном хостинге администрированием серверов и баз данных занимаются сотрудники хостера, а вам остаются только, так сказать, пользовательские функции). Если никто из ваших сотрудников никогда не занимался администрированием интернет-серверов (а это дело несколько отличается от сервера в локальной сети), то можно познакомиться с админом, работающем в хостинговой компании и он за скромное вознаграждение будет вам помогать.

По большому счету, на виртуальном хостинге железо интересовать не должно. И в большинстве случаев вы с подобными проблемами не столкнетесь - у хостера работают профессионалы и сервера они собирают грамотно. Но все же если планируемый сайт отличается от "среднестатистического", то имеет смысл с хостером проконсультироваться. Например, если предполагается полностью динамический и популярный ресурс, работающий с большой базой данных, то можно упереться в скорость обмена с диском. Теоретически можно столкнуться и с нехваткой скорости процессора, если ваши скрипты производят какие-то сложные вычисления, но это уж очень постараться надо. Впрочем, если в развитии своего сайта вы дошли до таких экстремальных случаев, то вам пора задуматься о выделенном сервере.

Можно разместить в электронном хранилище документов на одном из бесплатных сайтов, предлагающих услуги по размещению Web-страниц, http://www.chat.ru/info.html.

Придумайте емкое название сайта. Название желательно делать не длиннее 30 символов, в 2-3 слова. Большее кол-во слов трудно воспринимается при беглом чтении. Составьте краткое описание (где-то до 500 символов), показывающее содержание и в чем Web сайт превосходит другие. Затем подберите ключевые слова для Web сайта. Слова, отражающие специфику Web сайта напишите вначале. Далее можно поставить слова, которые присутствуют в тексте наиболее популярных Web сайтов, сходных с вашим по тематике. Запишите на отдельных строчках имя ответственного за Web сайт, e-mail, адрес сайта, его название, ключевые слова, краткое описание.

Не забудьте завести отдельный почтовый ящик для вашего сайта, который вы будете использовать для регистрации.

Дисковое пространство. Этот параметр кажется не столь важным, особенно, если сайт только-только запускается и потому занимает мало места. Во-первых логи, которые имеют тенденцию расти очень быстро, особенно у популярных сайтов. Во-вторых, если вы предоставите пользователям возможность загружать файлы к вам (например, для обмена), то место опять-таки будет съедаться очень быстро. В-третьих, такие вещи как форумы, особенно популярные, являются весьма ресурсоемкими. Поэтому стоит сразу же узнать сколько будет стоить превышение дисковой квоты и возможно ли ее увеличение при необходимости.

Трафик. Еще один очень важный параметр. Для начала, попробуем оценить средний трафик сайта. Предположим, что средний размер вашей страницы 20 Кб, пользователь в среднем смотрит 4 страницы и на сайт к вам заходит 500 человек в день. Просто перемножаем эти цифры и получаем трафик чуть больше 1 Гб в месяц. Возможные ловушки здесь заключаются в том, что трафик распределяется неравномерно, а хостер может выставлять ограничения на дневной или месячный трафик. Предположим, что какое-то популярное издание напишет о вашем сайте. Вы получите очень резкое увеличение числа посетителей в течение одного-двух дней, причем такой пик вполне способен "сожрать" весь ваш месячный лимит. Поэтому, выбирая хостера стоит поинтересоваться во-первых, сколько стоит превышение трафика, а во-вторых, что происходит если вы лимит превышаете. Варианты могут быть самые разные. Некоторые провайдеры считают трафик за день и как только вы лимит выбрали, сайт блокируется. Другие - считают трафик за месяц (что позволяет выдержать небольшие пики посещаемости, но может и сильно подвести, если эти пики выберут весь лимит - до конца месяца ваш сайт окажется заблокированным). Большинство же провайдеров просто выставят вам дополнительный счет, но т.к. превышение трафика обычно стоит довольно дорого, то иногда имеет смысл брать тарифный план с запасом. Не забудьте убедиться, что веб-сервер настроен на отдачу сжатых веб страниц (все современные браузеры умеют понимать и принимать заархивированные веб-страницы и разархивировать их уже на компьютере "получателя"). Это позволяет одновременно и снизить трафик (текст, из которого и состоят веб-страницы очень хорошо архивируется) и увеличить "видимую" скорость сервера (сжатые страницы передаются быстрее благодаря маленькому размеру).

Физическое размещение сервера. Тут стоит ориентироваться на посетителей - в большинстве случаев, чем ближе (физически) находится сервер, тем быстрее доступ к нему и меньше вероятность каких-то задержек. В то же время, если сервер от вас далеко, то его сложнее обновлять - все из-за тех же задержек. Поэтому, выбирая хостинг, стоит протестировать насколько хорошо сервер "виден" вам и вашим будущим посетителям - для этого существует утилита traceroute (в Windows - tracert.exe).

Установленное программное обеспечение. Этот параметр исключительно важен при развитии сайта. К нему относится то, какая операционная система установлена на сервере, какой веб-сервер используется, какие дополнительные модули установлены, какие языки программирования поддерживаются, какие СУБД. Разумеется, эти данные в первую очередь нужны веб-мастеру, который программирует ваш сайт, но ведь он знает только ваши текущие требования и не имеет представления о планах развития.

Поддержка какого-либо скриптового языка является необходимой для любого мало-мальски серьезного проекта. Скрипты вам потребуются для самых разных нужд - начиная с банального счетчика и кончая авторизацией пользователей, так что хостинг, не предоставляющий такой возможности можно вообще не рассматривать.

Популярность используемого программного обеспечения очень поможет избежать изобретения велосипедов. В Сети есть много архивов готовых скриптов, которые (возможно, с некоторой модификацией) удобно использовать на своем сайте, вместо того, чтобы писать новые.

Ограничения на использование программного обеспечения - загрузка процессора и максимальное время работы скриптов, размер базы данных. Тут вообще невозможно сказать что-либо определенное, т.к. потребности в тех или иных ресурсах очень сильно зависят от сайта. Впрочем, есть два универсальных момента: с одной стороны, любые ограничения рано или поздно начнут вас тормозить, а с другой - нет такого скрипта, который нельзя было бы оптимизировать. Выбирая хостинг посмотрите, где ограничений меньше и обсудите с хостером возможности плавной смены тарифного плана на тот, который дает большую свободу, если вы упретесь в ограничения.

Рекомендации по созданию сайта

Один из ключевых моментов в любой программе создания информационного содержания - понять, какой аудитории и с какой целью нужна эта информация. Вы не можете просто брать и публиковать документы. При разработке процесса и системы, которой смогут пользоваться все, необходимо добиться четкого взаимодействия на уровне команды. Любой организации полезно принять во внимание четыре совета:

  •  Упрощайте задачу, концентрируйтесь только на основной цели создания сайта, в особенности на первых этапах разработки. Все создаваемы материалы должны просматриваться и утверждаться.
  •  В первую очередь позаботьтесь об основных задачах и главных пользователях.
  •  Не пожалейте времени на анализ существующей структуры и оценку требований, лишь затем начинайте проектирование. Не стремитесь на первом этапе сконструировать универсальную систему.
  •  Система ориентирована на три группы, - авторов документов, внутренних и внешних пользователей, просматривающих информацию. Каждая группа привносит в систему свои специфические интересы. Таким образом, просматривающие информацию пользователи (как правило, внешние) получают при разработке конечного варианта системы максимальный приоритет, затем следуют внутренние пользователи и авторы документов.

Для правильного управления информацией необходимо разработать состав и структуру Web сайта, вовлечь в его создание большинство сотрудников организации, занимающихся сбором, хранением, обменом, распространением данных о состоянии морской природной среды.

Продумать логическую структуру сайта — его содержимое, разделы, систему навигации. Не делайте лишних — «проходных» — страниц. Грамотная структура, понятная система навигации позволят посетителям быстро получить представленную информацию.

На практике это как раз и оказывается одной из самых сложных задач, особенно в случае достаточно больших сайтов. Как правило, пользователю нужна именно информация, а не красивые картинки, и чем скорее, тем лучше.

Если ваш сайт будет размером больше 10 страниц, и вы собираетесь его дальше развивать, в первую очередь необходимо продумать навигацию на сайте, вывод материалов, организацию перекрестных динамических ссылок и массу других мелочей.

Даже осуществив успешный запуск Web сайта в запланированные сроки, Вы окажетесь перед необходимостью постоянного поиска новых решений и внедрения инноваций. Только таким образом Вы сможете подготовить свою организацию к новым этапам эволюции Web сайта. На каждом этапе развития вашего проекта Вам наверняка помогут уроки, полученные в процессе его первоначального запуска в сжатые сроки по насыщенному плану. Вот на что следует обратить внимание:

  •  Не забывайте о своих ограниченных возможностях. Если Вам необходима скорость, то разумнее нанять внешних специалистов, чем пытаться решить задачу своими силами.
  •  Помните о платформе. Существующие в организации операционные системы могут облегчить выбор оборудования для нового проекта.
  •  Облегчите себе переходный период. Даже после запуска Web сайта необязательно пытаться взвалить на себя все сразу. Управление внедрением вполне могут осуществить приглашенные специалисты.

Думайте о будущем, сразу после запуска Web сайта будьте готовы к модернизации и расширению.

Файловая структура сайта. Грамотная и продуманная организация файловой структуры сайта позволит сэкономить время на его дальнейшую поддержку и сопровождение. Кроме того, она поможет легко ориентироваться в большом количестве файлов, из которых состоит веб-сайт. Особенно это важно при больших по объему сайтах.Первая (стартовая) страница сайта получает, как правило, имя: index.html (для веб-сервера Apache); default.htm (для Microsoft IIS). Остальные файлы именуются произвольным образом, но рекомендуется делать это в соответствии с назначением документа или его содержимым, например aboutme. html и mycat.html. Давайте папкам и файлам осмысленные названия (не следует давать имена типа 12345.html). Именование каталогов и файлов допускается только в основной английской кодировке. Картинки лучше размещать в отдельный каталог (/pictures/ или /images/). Если графики много, то внутри этого каталога создайте подкаталоги.

Файловая структура по возможности должна повторять логическую. Несколько рекомендаций по именованию каталогов и файлов. Именовать файлы и каталоги рекомендуется в нижнем регистре. Имеются в виду отличия в именовании файлов в разных операционных системах. Они, например Unix, чувствительны к регистру букв в именах файлов и каталогов. В Windows регистр не имеет значения (About. html и about.html — для Windows это один и тот же файл. Для ОС Unix это два разных файла. На практике ошибки часто возникают при переносе файлов с локальной машины, где установлена ОС Windows, на сервер, где установлена Unix. Внимательно следите за тем, чтобы регистр в названиях файлов и в ссылках, которые идут на эти файлы, совпадал. Например, если файл называется About.html, то ссылка на него <a href=“About.html“ >О компании</a>. Это касается и картинок, и всех случаев, когда указывается путь к файлу. Корневой каталог определяется в настройках сервера. По умолчанию в IIS это C:\Inetpub\wwwroot, в Apache, если вы устанавливали по умолчанию, — C:\Program Files\Apache Group\Apache\htdocs (под управлением ОС Windows). Вы можете настроить корень сервера на любой каталог на диске, конечно, при условии, что имеете на это полномочия администратора.

Стартовая страница сайта (первая страница, индексная страница) — веб-страница, отправляемая сервером, когда запрос идет не к конкретному документу, а к сайту в целом  или к каталогу. Об этом говорит прямой слэш в конце URL. Какая именно страница — определяется в настройках сервера? По умолчанию в IIS это default.htm, в Apache — index.html. Этот файл часто называют индексным.

Обязательно думайте о своей аудитории. Кто будет основной (и вторичной) аудиторией вашего сайта? Какого они возраста? Чем они занимаются? Сколько времени они проводят на вашем сайте? В отношении каждой порции информации, каждой картинки и каждой детали спросите себя, как отреагирует на это ваша аудитория.

Дизайн сайта не должен быть как слишком сложным и запутанным, так и слишком простым. Главная составляющая хорошего дизайна — его функциональность. Также сайт должен быстро загружаться, текст должен быть читабельным, а навигация по сайту — простой и понятной. После этого необходимо уже заинтересовать посетителя.

Хороший дизайн — это отнюдь не красивые картинки. Сайт может быть сделан почти без графических изображений. Это, во-первых, удобное расположение информации и навигации на странице. Во-вторых, подбор цветов при оформлении сайта. Не выбирайте яркие цвета — смотреть на подобные страницы долго невозможно. По той же причине не используйте много анимированных изображений. В-третьих, подберите удобный для чтения с экрана шрифт, не используйте много различных шрифтов на странице, один-два — вполне достаточно. Избегайте экзотических шрифтов, скорее всего, у пользователя на компьютере их нет. В-четвертых, не перегружайте страницы картинками, ваша задача создать страницы, которые максимально быстро увидит пользователь. Следуйте девизу: чем страница легче, тем лучше! (Не рекомендуется делать странички более 50 Кбайт вместе с графикой. Конечно, для отдельных страниц возможны исключения.) Как известно, наибольший «вес» страницам придают именно картинки. Вспомните, как вы посещали те или иные ресурсы. Щелкнули по ссылке и... долго ждете, когда появится содержимое страницы или картинка. И какова была ваша реакция? Скорее всего раздражение.

Многие веб- мастера не придают большого значения цвету при создании сайта. Однако цвет должен быть одним из первых вопросов, решающихся перед началом дизайна страницы. Если не уделить должного внимания выбору цвета, дизайн получится или незамысловатым и скучным, или таким беспорядочным, что невозможно будет что-либо понять. Выбор цвета должен быть сделан только после тщательного обдумывания.

Во-первых, все графические элементы должны быть максимально маленькими, оптимальное значение — меньше 4 кб, среднее — около 6. При создании графики для сайта помните о количестве используемых цветов. Для веб- графики используйте чистые цвета. Для успеха веб- сайт должен быстро загружаться и выглядеть красиво.

Сохраняйте единство дизайна на всех страницах веб- сайта. Посетитель должен быть знаком с дизайном и структурой каждой новой страницы сайта. Необходимую информацию пользователь должен получать, сделав не более 3 кликов мыши. Все ссылки со всех страниц сайта должны быть работающими. Ни одна ссылка не должна вести на страницу, которая находится в стадии разработки, и, тем более, на страницу с ошибкой 404 («страница не найдена»).

Лейтмотив сайта должен быть выражен на каждой странице. Заказ товара должен быть не сложнее выбора необходимого пункта в списке. Не заставляйте посетителей оставлять о себе персональную информацию, исключая случаи, когда это абсолютно необходимо. Различные анкеты при заказе могут отвадить желающих сохранить анонимность.

Используйте заготовки для создания: меню, добавления повторяющихся элементов - шапки, подвала, фона; раскладывания файлов по папкам в зависимости от раздела, отметки даты и времени последнего обновления документа; оптимизации HTML-кода для ускорения загрузки ваших страниц. Основными элементами, которые могут помочь в создании логичного и удобного дизайна Web сайта, являются:

  •  Публикация и представление содержания Web сайта на базе шаблонов
  •  Централизованное управление элементами дизайна Web сайта.
  •  Компонентная структура содержания Web сайта и динамический режим подачи Web-страниц.

Каждый документ должен иметь повторяющиеся реквизиты:

  •  Название или логотип сайта
  •  Навигация по всем разделам первого уровня
  •  Название раздела, в котором находится пользователь
  •  Сама информация - тексты, иллюстрации и т.п.
  •  Общий дизайн, стилевое единство (иногда этим можно поступиться в пользу функциональности и не использовать некоторые элементы, присутствующие на главной странице, фоновое оформление, рекламные баннеры, адрес электронной почты web - мастера)
  •  Художественные изыски, выделяющие страницу на фоне других, или какие-то мультимедийные эффекты (анимационные, звуковые и др. вставки).

Современные версии офисных программ (Word, Excel и др.) позволяют нажав на кнопку создать html файл. При этом получаются html-код, который требует доработки - большие расстояния между строками, смещенные изображения, неожиданно огромные буквы и т.д.). Чтобы поместить информацию на Web сайт, нужно перевести все материалы в формат html. В каждом файле, как правило, размер текста и графики не должен быть более 40 Кбайт (возможно, потребуется некоторые документы разбить на несколько файлов). Графика max уменьшается в размерах за счет сокращения размера изображения, обрезки малозначимых деталей, программного сжатия (увеличения коэффициента сжатия в формате jpg или уменьшения палитры доступных цветов в формате gif. Реквизиты (логотип, адрес эл. почты и др. повторяющиеся элементы) обычно один раз вписываются в шаблон - образец оформления, и потом в этот шаблон подставляются тексты документов. На одной странице или по всем страницам Web сайта, в меню или по тексту должна быть добавлена ссылка на новые документы. Причем на практике часто при дополнении Web сайта одним документом появляется необходимость внесения изменений еще в три. Так, стало хорошим тоном кроме отдельной новостной странички, давать самые важные, актуальные новости на главной странице. Разумеется, если Web сайт делится на разделы, то ссылка на новый документ должна появиться в меню соответствующего раздела. На карте Web сайта должны содержаться ссылки на все документы Web сайта. Не перегружайте страницу рисунками, особенно головную страницу.

Логотип — это изображение, которое представляет компанию или ее продукт. Его задача состоит в том, чтобы произвести впечатление и остаться в памяти потенциального клиента или покупателя. Логотип является важной составляющей имиджа организации. Хороший логотип привлекает внимание, возбуждает в наблюдателе любопытство и заинтересованность на мгновение, в течение которого изображение и связанная с ним информация о компании запоминаются посетителем, а не отфильтровываются вместе с остальной ненужной информацией, полученной за день. Существует три основополагающих типа логотипов, которые могут использоваться в дизайне совместно или по отдельности:

  •  иллюстративные логотипы, которые четко иллюстрируют деятельность компании,
  •  графические логотипы; содержат графические элементы, часто абстрактные, которые символизируют деятельность компании,
  •  шрифтовые логотипы — текстовые обращения, представляющее компанию.

Чрезвычайно важна простота и доступность; это не тот случай, когда стоит использовать вычурные декоративные шрифты. Не важно, используется ли один текст или он сочетается с графикой, необходимо, чтобы текст логотипа был читаем даже при маленьких размерах. После того, как вы определились с формой логотипа, стоит подумать о цвете.Палитра логотипа должна быть достаточно простой. Логотип должен быть простым и абстрактным, но никогда— сложным и запутанным. Хороший логотип работает даже при самом простом представлении. Основное правило— если логотип отлично выглядит даже на визитной карточке, то его легко можно масштабировать для использования на других носителях. Перед сдачей работы необходимо убедиться, как она выглядит на бумаге и при различных — больших и малых — размерах.

Обеспечение доступа к Web сайту (техническая поддержка, хостинг). Можно получить собственное имя типа www.oceaninfo.ru - главный сайт ЕСИМО, либо получить имя на другом сервере типа www.meteo.ru/NODC - сайт отдела ВНИИГМИ-МЦД.

Используйте быстро загружаемые элементы. Причина номер один, почему люди быстро уходят с сайта (или не посещают его вовсе) — слишком долгая загрузка информации. Большой объем графических файлов вызывает желание как-то повлиять на ход событий, и самое простое — это нажать на кнопку Stop, остановив загрузку. Подробная информация об управлении графическим потоком приведена в главе 8.

Сделайте ваш сайт визуально привлекательным. Вы, несомненно, видели в Internet немало скучных сайтов. Что же делает их неинтересными? Возможно, недостаток цвета и разнообразия текста, заголовков. Вы, вероятно, видели также беспорядочные и эклектичные сайты, в которых используется слишком много шрифтов разных размеров или слишком много цветов. Создавая свой собственный сайт, помните, что продуманное форматирование страниц приблизит вас еще на один шаг к заветной цели.

Не пытайтесь разместить все на одной странице. Будьте внимательны, не перегружайте свои страницы слишком большим количеством информации. Все мы знаем, что писатели любят писать, а дизайнеры-графики — рисовать эффектные картинки. Ваша задача как разработчика сайта — создать тонкую гармонию между этими двумя очень различными группами людей. Постарайтесь установить равновесие между текстовой и изобразительной информацией. Думайте о тех, кто будет читать ваши страницы; думайте о том, как трудно воспринимается большое количество текста на экране компьютера, и наполняйте ваши страницы содержимым в соответствии с этим. Попробуйте добавить пустое пространство, увеличивая поля страницы, или использовать табличное размещение текста. Чтобы больше узнать об использовании таблиц, прочтите главу 6. Размещая на страницах графику, имейте в виду ее реальное значение: служит ли она основной цели, или работает только как украшение? Но при этом не забывайте, что иногда красивая графика сама по себе может быть целью. В идеале каждый Web-сайт должен хорошо выглядеть, содержать полезную информацию и быть удобным для просмотра.

Разумно организуйте содержимое. Возможно, вам знакомо утверждение, что содержание первично, а форма вторична? И это правда, но форма подачи содержания тоже важна. Сколько раз при посещении очередного сайта вы говорили себе: "Здесь нет ничего интересного"? Возможно, где-то глубоко внутри и захоронено что-то ценное, но откопать это что-то можно, лишь случайно на него натолкнувшись. Если у вас есть информация, которую, как вы считаете, ваши посетители должны увидеть, не прячьте ее вглубь сайта. Сделайте важную информацию настолько легко доступной, насколько это возможно. Не забывайте, что ваш сайт будет иметь, по всей видимости, не один уровень вложенности. Вторичный материал упорядочивайте по группам взаимосвязанной информации. Предположим, например, что вы создаете интерактивный каталог музыкального магазина. Вы бы поместили в один список и джазовые компакт-диски, и записи рок-групп? Разумеется, нет. Это, конечно, очень простой пример, его смысл в том, что, рассматривая всю вашу информацию в терминах соответствующих категорий, вы намного лучше сможете организовать свой сайт.

Предусмотрите на сайге кнопки навигации. Большинство разработчиков используют кнопки, адресующие к различным разделам сайта. Эти кнопки, как правило, присутствуют на всех страницах сайта и обычно расположены плотной группой в одном и том же месте страницы. Единообразие и компактность их расположения существенно упрощают просмотр вашего сайта. Пользователю достаточно просто нажать кнопку, чтобы перейти в другой раздел сайта.

Обязательно должна быть кнопка, с помощью которой пользователи могли бы вернуться обратно к начальной странице. Если ваш пользователь забрался на пять уровней вглубь, то надо предоставить ему возможность одним нажатием кнопки вернуться на первую страницу. А если он увязнет, нажимая кнопку Back в своем браузере, то, скорее всего, он очень быстро уйдет с вашего сайта и больше никогда не вернется. Другими словами, не полагайтесь на навигационные способности браузера пользователя, обязательно добавьте эти возможности на свой сайт

Будьте готовы к тому, что у некоторых посетителей вашего сайта отключен просмотр графики в браузере. Очень полезно наряду с графическими кнопками навигации иметь и их текстовую версию. Тем самым для просмотра вашего сайта пользователь сможет выбрать удобный для него вариант. Не сомневайтесь: пройдет еще немало времени, пока на Web-страницах останутся только графические кнопки

Итак, постарайтесь максимально упростить перемещение по вашему сайту. Разрабатывая сайт, спросите себя, между какими точками следует навести мосты. От ответа на этот вопрос во многом будет зависеть, насколько легким и увлекательным будет путешествие по вашему сайту.

Воспользуйтесь картой навигации Frontpage. Карта навигации (Navigation view) может оказаться особенно полезной, когда у вас возникнут трудности с представлением информации. Начните работу с главной страницы и идите вглубь. Это визуальное представление поможет вам "увидеть" содержимое вашего сайта, более ясно организовать его и избежать глобальных изменений при модификации сайта. Вы более четко сможете представить себе структуру вашего сайта и, возможно, у вас появятся новые идеи по его улучшению.

Навигация сайта должна в любой момент предоставлять посетителю ответы на три вопроса:

1. Где я нахожусь? 2. Где я уже был? 3. Куда я могу пойти?

Анализ путей попадания посетителей на сайт показывает, что основным источником трафика являются поисковые системы. Поэтому важно, чтобы посетитель не только перешел на внутреннюю страницу сайта с поисковой системы, но сразу же смог понять, в каком подразделе какого раздела и на какой странице он находится.

При проектировании страниц необходимо учитывать ситуацию, когда пользователь попадает сразу на внутреннюю страницу сайта. Поэтому на любой странице сайта должны присутствовать следующие элементы: • логотип компании, который является ссылкой на стартовую страницу, а также краткое описание сферы деятельности • центральная навигация, отображающая структуру основных информационных блоков сайта (разделов и подразделов) • поле поиска по сайту. Если необходимо исключить попадание пользователя из поисковой системы на определенную страницу, необходимо установить запрет на ее индексирование поисковыми системами. Т.е поместить в элементе следующий текст: . Поисковые сервера должны исключить такую страницу из баз данных. Классификация элементов навигации

Все средства навигации делятся по отношению к сайту на внешние и внутренние. Внешние средства реализованы в виде кнопок браузера, управляющих переходами по сайту.

Внутреннюю навигацию можно разделить на основную и вспомогательную. Центральный элемент основной навигации – это панель или меню переходов.

Основная навигация обычно представлена структурными ссылками, ведущими на разделы сайта. К вспомогательной навигации относят ссылки типа «на уровень вверх», «на стартовую» и т.д.

Желательно, чтобы структурные ссылки отличались от вспомогательных и перекрестных ссылок, размещенных в тексте. На большинстве сайтов они выглядят одинаково. Поэтому часто бывает непонятно, ведет ссылка на целый раздел или на единственную страницу. С проблемой определения содержимого таких ссылок часто сталкиваются пользователи download-менеджеров, когда необходимо указывать, до какого уровня вложенности необходимо скачивать целый сайт или отдельные его разделы.

Качественная вспомогательная навигация должна включать ссылки, ведущие к предыдущему разделу, к странице с оглавлением раздела и на главную страницу сайта. Удобно представлять это в виде пройденного пути, например:

HomeShop.by > Бытовая техника > Соковыжималки > Moulinex

Такая навигация обязательно должна присутствовать на сайтах с многоуровневой структурой. Все элементы строки, кроме последнего, должны быть ссылками на соответствующие страницы.

Для разделения звеньев навигации не рекомендуется использовать символы «:» и «|», т.к они не информируют о вложенности и соподчиненности страниц. Оптимальным вариантом будет выбор в качестве разделителей «/» или «>».

Навигационная система должна четко указывать пользователю о том, куда можно перейти с текущей страницы, и какую информацию при этом получить.

Некорректно использовать ссылки с текстом «Вперед», «Следующая глава» и т.п. Особенно неуместна ссылка «Назад» на странице, на которую пользователь попадает с поисковой системы, т.к. ее можно интерпретировать как возврат к окну результатов поиска. Лучше использовать информативные ссылки подобного типа: «Следующая глава: 5. Основы визуального проектирования».

Полезно заполнять для ссылок атрибут «title», который при наведении указателя мыши выводит всплывающую подсказку с описанием ссылки.

Иногда в отдельный тип выделяют ссылки глобальной навигации, которые ведут на страницы типа About us, Contact us и т.п. Глобальные ссылки должны быть доступны с любой страницы сайта. Причем часто такие ссылки располагают как внизу, так и вверху страницы.

Существует тематическая навигация, которая представлена ссылками, список которых генерируется и выдается в зависимости от того, какая информация была загружена пользователем на данной странице. Например, если это статья, то в конце можно представить ссылки на статьи подобной тематики, расположенные в порядке убывания релевантности относительно рассматриваемой темы. Для электронного магазина это могут быть ссылки на список наиболее покупаемых товаров в данной категории, ссылки на аксессуары или сопутствующие товары, ссылки на товары этой же категории, но других производителей и т.д. URL-адрес как элемент навигации URL-адрес сайта может быть удобным для пользователя, если названия каталогов и файлов являются информативными. Например:

www.macromedia.com/software/dreamweaver/tutorial/links.html.

Очевидно, что по данному адресу находится страница учебного пособия по визуальному HTML-редактору Dreamweaver от фирмы Macromedia, которая посвящена работе со ссылками.

Помимо дополнительного источника информации по структуре сайта, URL может использоваться для быстрого перехода к нужной странице путем сокращения адреса. Например, удалив часть адреса до раздела software, можно попасть на страницу, представляющую программное обеспечение компании Macromedia.

Если в URL-адресе используются нумерованные страницы или подкаталоги, например, «page_1», то изменив цифру, можно быстро попасть на требуемую страницу.

Т.о. использование простого и логически структурированного URL-адреса - еще один способ облегчить пользователям навигацию по сайту.

Обычно внешние и внутренние ссылки не отличаются по оформлению. Рекомендуется выделять ссылки, уводящие на другие ресурсы, например, разместив рядом с ссылкой какой-либо графический значок.

Многие считают открытие внешней ссылки в новом окне плохим тоном, полагая, что, если ресурс заслуживает внимания, то пользователь на него все равно вернется. Однако, существует и противоположное мнение. Процесс навигации по сайту, как и процесс осмысления и усвоения отображаемой на нем информации, не должен прерываться переходом на другие ресурсы. А это и есть самый безобидный способ удержать посетителя на сайте, действуя согласно правилу: новому сайту - новое окно.

При наведении на внешнюю ссылку в строке статуса должен выводится адрес соответствующего ресурса, благодаря чему пользователь может получить некоторую полезную информацию. Если ссылка ведет на файл, например, для скачивания, необходимо обязательно указывать его размер. Текстовая ссылка как элемент навигации

Ссылки, расположенные в тексте, не должны совпадать по оформлению с основным текстом. Если в тексте используется подчеркнутый текст и ссылки с таким же оформлением, то обнаружить команду гипертекстового перехода можно, только усердно поводив по тексту указателем мыши. Т.о. даже, если на сайте не используется подчеркивание ссылок, выделять таким образом текст, чтобы привлечь к нему внимание, крайне не рекомендуется. Так как многие пользователи привыкли воспринимать подчеркивание на web-страницах согласно первоначальному его назначению.

Навигационные элементы сайта должны быть легко узнаваемы. Глаз пользователя должен однозначно выделять их среди других элементов страницы. Якоб Нильсен (www.useit.com) до сих пор настоятельно рекомендует использовать для оформления ссылок классический, но уже морально устаревший стандарт с синим цветом и подчеркиванием. Этот вопрос очень спорный, и однозначной рекомендации здесь быть не может. Однако в данный момент, когда практически неограниченны возможности по настройке внешнего вида элементов страниц с помощью CSS, трудно согласиться с Нильсеном.

Кроме того, физиологи утверждают, что восприятия ярко синего цвета глазом человека ограничено из-за малого количества рецепторов, воспринимающих длину волны синего цвета. По их мнению, степень читабельности синего цвета, воспринимаемого с экрана монитора, довольно низкая в сравнении с другими цветами.

Выбор цвета для посещенных ссылок не так актуален, как для активных ссылок. Здесь главное, чтобы пользователь однозначно идентифицировал уже посещенные ссылки. Для «отработанных» ссылок можно использовать менее насыщенный цвет, чем у активных ссылок или цвет более близкий к цвету основного текста и даже фона страницы.

Если вы хорошо относитесь к своей аудитории, то предоставьте посетителям возможность легко находить информацию на сайте. С помощью Frontpage Search Component (Поискового Компонента Frontpage) вы сможете оснастить свой сайт полным механизмом поиска.

До сих пор многие компании для распространения служебной информации (приказов, новостей, списков телефонов) используют старомодный печатный метод. Нередко затем эта информация в печатном виде рассылается в различные географические регионы. При каждом изменении возникает необходимость в перепечатке и повторной рассылке. Напротив, если у вас есть сайт intranet, то вы можете легко и быстро обновить информацию и довести ее до сведения всех (или тех, кто имеет соответствующие права доступа). Разные подразделения компании могут самостоятельно отвечать за обслуживание и обновление своих разделов сайта.

Сайт лучше создавать на основе «движка» (шаблонов).

Есть некий раздел с десятком-другим статей, дизайн этого раздела не меняется от статьи к статье, так зачем нам держать для каждой статьи отдельную страницу, занимая место на сервере и создавая себе проблемы? Поэтому для этого раздел создается шаблон, в нем в то место, где будет выводиться сам текст статьи, вставляем самопальный тег типа <ARTICLE> и сохраняем полученное творение под именем article_template в директории на сервере. Затем пишется небольшой скрипт viewarticle.cgi, который, в зависимости от передаваемых ему данных, будет брать этот файл article_template, искать в нем тег <ARTICLE> и подставлять вместо него статью, ID которой этому скрипту был соответственно передан в запросе вида http://www.yourserver.ru/cgi-bin/viewarticle.cgi?id=XX, где XX - номер запрашиваемого материала. А сам материал тем временем в виде обычного текстового блока (может быть даже приправленного html-тегами) лежит себе в базе данных. И все, если статья была успешно извлечена из своего хранилища и не менее успешно подставлена вместо тега <ARTICLE>, можно совершенно спокойно выдать пользователю получившийся документ. Таким же образом можно обрабатывать, например, теги <COUNTERS> для подставления кода счетчиков, <MENU> для навигационного меню, <VOTE> для вывода голосования и любые другие уникальные теги для других целей. Аналогичным образом можно написать шаблоны для абсолютно всех страниц сайта. Что еще полезного можно сделать на основе созданного механизма. Ну, во-первых, можно максимально оперативно добавлять, редактировать и удалять любые материалы (если соберетесь удалять, поставьте вместо тела удаленной статьи небольшое объяснение пользователю, что и почему удалили и где можно найти этот материал сейчас, или просто расскажите анекдот). Во-вторых, можно не беспокоиться за вызов этого материала из любой точки сайта или вообще сети, так как адрес у нее теперь один на века. В-третьих, графическое оформление всех материалов всегда будет соответствовать общему дизайну сайта, так как поменять дизайн одного шаблона в тысячу раз проще чем дизайн тысячи страниц. В-четвертых, если вы дополните свой механизм несложной системой статистики, вы будете знать про свой сайт все: кто, куда, откуда и зачем пришел. В-пятых, вы навсегда избавитесь от ошибки 404 на своем сайте, так как в любой момент сможете контролировать свойства всех внутренних ссылок на вашем сайте.

Создание сайта на основе «движка» дает:

  одинаковый стиль дизайна для всех страниц и смена дизайна всего сайта за 5 минут;

доступность любого материала при его логическом перемещении в любое место сайта без какой-либо правки ссылающихся на него страниц;

легкость и оперативность изменения любых материалов и настроек структуры сервера через веб-интерфейс;

безболезненное добавление новых материалов в уже сложившуюся структуру сайта;

полный учет и статистика перемещений пользователя по внутренним ссылкам сервера и выхода за его пределы.

Сайтодром. Создание сайта бесплатно и требует менее 10 минут. При этом пользователь получает удобный редактор, с помощью которого легко разместить на страницах текст, фотографии и ссылки. Добиться уникальности созданного сайта, можно настроив цвета, шрифты и картинки в соответствие с фирменным стилем или личным вкусом.

Проблемы создания сайта

Обратите особое внимание на следующие моменты, тщательный анализ которых на начальном этапе работы поможет вам избежать многих проблем в будущем: Кто из сотрудников компании или организации будет иметь доступ к сайту? Информация какого плана будет на нем размещена? Должна ли вся находящаяся на нем информация быть доступной всем.

Кто будет обновлять информацию на сайте? Кто, за какие разделы и задачи будет отвечать? Прежде чем приступать к созданию сайта, уясните это себе настолько ясно, насколько возможно, потому что по мере разработки перед вами может встать целый ряд задач, которые кому-то придется регулярно выполнять. Frontpage позволяет достаточно просто распределять задания, для этого существует перечень заданий (Tasks View).

Каким образом не позволить сайту выйти из-под контроля? Для эффективного контроля объема сайта придется определить круг лиц, имеющих полномочия модифицировать и добавлять материал. Если любой сотрудник компании будет иметь возможность по своему усмотрению добавлять страницы, редактировать информацию, расставлять ссылки и тому подобное, то на сайте очень скоро начнется Вавилонское столпотворение.

При желании можно найти в сети любой файл или просмотреть документ, но этот процесс нельзя назвать простым и изящным: вы должны подключиться к нужному компьютеру сети, скопировать файл на свой компьютер или открыть его на другом компьютере, запустить соответствующую прикладную программу, чтобы этот файл просмотреть, и т. д. Вдобавок к этому, просматривая содержимое удаленного компьютера, вы видите только список файлов. Не слишком информативное представление, не правда ли? И даже если вы знаете, где следует искать определенный файл, найти его в сети может оказаться достаточно утомительной задачей, особенно если вы не знаете его точное имя. А имея Интранет – сайт, можно создать хорошую навигацию по файлам организации.

Для размещения сайта в intranet вам понадобится Web-сервер. Лучше всего, если Web-сервер будет установлен на выделенном компьютере, подобно традиционным сетевым серверам. Чем быстрее и мощнее будет этот компьютер, тем лучше будет работать ваш сайт. Выбор Web-сервера зависит от ожидаемого трафика в сети. Если ваша компания относительно невелика, вероятно, вы сможете ограничиться единственным сервером на базе IIS или Apache.

Для защиты большинства файлов в вашей сети intranet вы можете использовать стандартные сетевые средства защиты, ведь, в конечном счете, эти файлы расположены в обычной сети. Если вы хотите, например, дать право на изменение определенных файлов в intranet строго определенному кругу лиц, то вы вполне можете разграничить доступ и на сетевом уровне.

Используемый Web-сервер также может взаимодействовать с этими средствами безопасности:

- Просмотр (уровень конечного пользователя)

- Авторский доступ (просмотр, модификация и поддержка сайта)

-Административный доступ (назначение и изменение привилегий); администраторы также имеют все права авторского доступа.

Существует масса областей, в которых можно с успехом применить мощь технологии intranet. Сделать служебную информацию и документы общедоступными. Сайты intranet весьма удобно использовать для опубликования директив начальства, обучающих руководств, расписаний, каталогов продукции и тому подобного. Это позволит сэкономить много времени, усилий и денег.

Держите сотрудников в курсе новостей компании. Сайты intranet — идеальная доска объявлений для размещения бюллетеней новостей вашей компании и официальных сообщений, предназначенных вашим сотрудникам. Если вы хотите проинформировать своих сослуживцев насчет ежегодного пикника, то поместите это объявление в место, доступное для всеобщего обозрения

Свяжите ваш intranet-сайт с Internet. С помощью брандмауэров (firewall) и Proxy-серверов вы можете связать свои сайты с Internet без ущерба для безопасности вашей сети intranet. Поместите на видное место ссылки на сайты конкурентов, чтобы ваши сотрудники всегда были в курсе их достижений, или на другую полезную и своевременную информацию, которую вашим сослуживцам не мешало бы знать. Если информация о вашей компании появится на других сайтах Internet, сделайте ссылки на них; пусть персонал по достоинству оценит вашу работу.

Что нужно, чтобы создать эффективное сетевое сообщество

Ниже приведены основные действия, которые нужно выполнить для создания сетевого сообщества:

  •  покупка доменов;
  •  создание дизайна для каждого сайта;
  •  разработка структуры, верстка и наполнение контентом;
  •  определение посещаемости для каждого из сайтов в отдельности.

Поддержка сайта без специальной программы, которая автоматизирует часть работы, достаточно трудоемка, особенно если учесть, что такие сайты будут в каждом субъекте РФ. Разработка специального программного обеспечения намного упростит задачу. Нужно чтобы программное обеспечение было достаточно гибким. Можно кратко сформулировать основные требования к программному обеспечению, которое упростит администрирование сайтов.

  •  стандартные функции добавления/удаления материалов на сайте;
  •  шаблонная структура (т.е. у вас должна быть возможность для каждого сайта создавать собственный шаблон, в соответствии с дизайном и структурой, чтобы ваши сайты не были один в один похожи друг на друга);
  •  возможности управления размещением новостей на сайте (как в виде графических баннеров, информеров, так и HTML вставок);
  •  возможности прописывания TITLE, META тэгов, заголовков для каждой страницы сайта;
  •  система для автоматического обмена ссылками.

При верстке и разработке структуры сайтов нужно также придерживаться основных правил:

  •  правило 3-х кликов - у посетителя должна быть возможность попасть с главной страницы на любую страницу сайта, сделав не более 3-х кликов. Это также будет способствовать более успешной индексации сайта поисковыми работами;
  •  поменьше графики, побольше текста;
  •  Реализация сайта на FLASH сделает проблематичной индексацию сайта, хотя некоторые поисковые системы уже умеют понимать FLASH, но все-таки от этого стоит воздержаться;
  •  ссылки меню навигации должны быть прямыми.

Желательно также, чтобы сайты сети были сходны по тематике с основным сайтом, это даст тематически подходящие ссылки на главный сайт, а также сделает рекламу главного сайта на сайтах сети более эффективной.

По возможности минимизировать затраты времени на создание и дальнейшую поддержку сайта. Очень важно, чтобы впоследствии легко было добавлять новые разделы и пополнять имеющиеся. Уже на начальном этапе необходимо разработать технологию по созданию и дальнейшей поддержке сайта. Конечно, все моменты сразу не предусмотришь, как правило, это приходит с опытом. Но некоторые из них мы рассмотрим на этом уроке.

На рис.1 представлена веб-страница. Предположим, что это «набросок» сайта какой-либо фирмы. Как видно из рис. 1, изменяется только правая часть, где будет размещаться содержимое страницы. Остальные — верхняя часть, левая (навигация) и нижняя — остаются неизменными, они одинаковы для всех страниц сайта.

Рис.1. Компоновка сайта

Такая компоновка удобна для посетителей. Используя левую, навигационную часть, можно перемещаться по страницам, при этом навигация всегда будет оставаться в одном и том же месте — слева.

Для создания сайта надо:

  •  Разработать для него файловую структуру.
  •  Оформить все страницы в едином стиле: единая навигация, расположение элементов на экране, заголовок страницы, содержимое страницы.
  •  создать шаблон страницы.

Включения на стороне сервера

Server Side Includes (SSI) — одна из первых серверных технологий. Динамичная страница включает в себя наряду с html-разметкой еще и «активные» коды. В случае технологии SSI в обычный html-документ (файл с расширением .html или .htm) размещаются серверные включения — директивы, которые сервер должен выполнить и после этого отправить страницу клиенту. При просмотре исходного html-кода страницы в браузере (View/Source) он будет содержать только html-разметку (без серверных включений). Про такие страницы говорят, что они формируются «на лету» перед отправкой клиенту. А клиент получает «готовую» страницу. На этом основаны такие серверные технологии, как ssi, asp, php, jsp.

Директивы могут располагаться в любых местах страницы. И внутри ячейки таблицы, и в разделе <HEAD>, и в других. Соответственно именно в месте, где стоит директива, сервер вставит результат ее выполнения. Более подробно эта тема будет раскрыта в др. лекцию.

Перед тем как начинать рассматривать синтаксис технологии SSI, настроим наш веб-сервер:

1) корень сервера;

2) поддержку SSI для файлов с расширениями .html и .htm. То есть файлы с этими расширениями перед отправкой клиенту будут проверяться сервером на наличие указаний (директив), которые сервер должен выполнять.

Директивы SSI. Примеры

Директива

Атрибут

Значение

Описание директивы и примеры

include

virtual /file

Путь к файлу

Вставляет содержимое файла в текущий документ<!-#include virtual="/ssi/top.html"

echo

var

Название переменной

Вставляет в документ (печатает) значение переменной или переменной окружения <!- #echo var="DOCUMENT_NAME" → - будет вставлено имя текущего файла.<!-#echo var="DATE_LOCAL" → выводит текущую дату

fsize

virtual file

Путь к файлу

Вставляет размер указанного файла <!-#fsize virtual="/downloads/book.zip" → - будет вставлен размер файла book.zip

flastmod

virtual /file

Путь к файлу

Вставляет дату последней модификации указанного файла <!-#flastmod virtual="/downloads/book.zip" → - будет вставлена дата последней модификации файла book.zip

config

sizefmt

bytes /abbrev

Устанавливает формат размера файла <!-#config sizefmt="bytes" → - размер файла будет округлен до ближайшего килобайта. Директива config всегда ставится перед директивой, которая выводит размер файла

config

timefmt

Форматы времени в SSI - коды состояний

Устанавливает формат для времени и даты <!-#config timefmt="%d.%m.%Y" → выведет текущую дату в виде: 31.12.04. Директива config всегда ставится перед директивой, которая выводит дату

printenv

Без атрибутов

Выводит список всех переменных окружения и их значения. Только для сервера Apache <!-#printenv →

Бесплатный хостинг с поддержкой SSI

http://www.by.ru/ — by.ru — проект, разработанный группой энтузиастов для предоставления услуг по бесплатному размещению сайтов. Предоставляется неограниченное дисковое пространство, FTP-доступ для закачивания страничек и доменное имя: проект.by.ru. Подробнее — на странице http://by.ru/serv/help/site. Регистрация сайта — на странице http://by.ru/serv/site/add.

http://www.holm.ru/ — Holm.Ru. Бесплатный хостинг от Агавы. Предлагают неограниченное место. Для его получения требуется лишь обоснование его необходимости. Поддерживается SSI, Perl, PHP 4, доступ к базам данных MySQL. Подробнее — на странице http://www.holm.ru/h_about.shtml. На момент написания статьи на странице регистрации предлагалось зарегистрировать имя ваш_домен.h11.ru.

Без поддержки SSI

http://www.narod.ru/ — Narod.Ru. Совершенно бесплатно дают всем желающим неограниченное дисковое пространство, ftp-доступ и доменное имя вида проект.narod.ru. Кроме этого есть возможность завести себе электронный ящик с адресом yourname@narod.ru.

Литература

  1.  Якоб Нильсен, "Веб-дизайн", Символ-Плюс, 2002 г. Одна из самых известных книг по веб-дизайну.
  2.  Дмитрий Кирсанов, "Веб-дизайн", Символ-Плюс, 2001 г.
  3.  Круг, Блэк, "Веб-дизайн: книга Стива Круга, или не заставляйте меня думать!", Символ-Плюс, 2001 г.
  4.  Якоб Нильсен, Мари Тахир, "Дизайн Web-страниц. Анализ удобства и простоты использования 50 узлов", Вильямс, 2002 г.
  5.  «Мир ПК», №2/03 http://www.osp.ru/pcworld/2003/02/084.htm
  6.   «Мир ПК», №4/03. http://www.osp.ru/pcworld/2003/04/075.htm
  7.  «Мир ПК», № 3/03 или http://www.osp.ru/pcworld/2003/03/092.htm), установка сервера Apache.  
  8.  "Мир ПК", №5/04) - CSS

Вопросы

  1.  Классификация сайтов
  2.  Участники разработки сайтов
  3.  Этапы создания сайта


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23884. Хождение за три моря Афанасия Никитина 55 KB
  Билет 36Билет 38Повесть о Петре и ФевронииПовесть о ПиФ была написана в 16 векев век второго монументализма хотя по содержанию и духу она ближе к 15 веку веку русского предвозрождения когда осознавалась ценность человека единство человека и Бога. Жена так и сделала и змей проговорился: Смерть мне суждена от Петрова плеча и от Агрикова мечаБыл у Павла брат Петр и он согласился помочь точнее ему на роду написано сразиться со змеем но где найти Агриков меч они не знают. Один раз Петр в одиночестве пришел в церковь и отрок показал...
23885. Повесть о Горе Злочастии 28.5 KB
  Обобщенная судьба герояДобрый молодец Добрый молодец отказывается от родовой позиции хочет жить своим умом.представляениям только он может менять личинуДобрый молодец верит архангелу все пропиваетснова беден. ЧЕРТЫ лит повести: писалось когда РусьРоссия Родовая позиция уходитмолодец хочет жить своим умом Столкновение этих 2ух позиций Гуманистическая концепцияноваторствосочувствие падшему человеку Появляются: элементы психологизации характеровсочувствие падшему человеку ощущение непостоянства жизни и ее непрочности Боязнь...
23886. Повесть о Савве Грудцыне 27.5 KB
  Месть брошенной женщиныварит зельесавва выпивает и влюбляется и начинает ее домогаться. Савва заболеваетхочет исповедоватьсяно бес не отпускает егоа Савва не хочет отдавать ему душуЭпизод с царством Сатаны:золотой дворец и крылатые юноши вокруг него. Автор сочувствует: Бедныйбедный Савва.
23887. Повесть о Фроле Скобееве 23.5 KB
  Повесть о Карпе Сутулове Сюжет:ЖенаТатьяна. Жена организует свой позор самостоятельно.Воевода велит им выплатить штраф:50010001500половину себе забирает а вторую отдает Татьяны Жена стоит на позции своим умом комическая повесть автор смеется над героями и над Татьяной Сатирическому обличению подвергается распутное поведение духовенства и именитого купечества.
23888. Основные свойства художественного текста 15.33 KB
  Следовательно одним из основных свойств художественного текста является его цельность или целостность. Целостность определяет смысл и восприятие текста в целом его общее воздействие на читателя. Источником смысловой целостности текста по стилистическому энциклопедическому словарю русского языка является экстралингвистический фактор обусловливающий многоплановую смысловую структуру текста.
23889. Краткий словарь литературных терминов 94.5 KB
  АВТОГРАФ собственноручно написанная автором рукопись произведения письмо надпись на книге а также собственноручная подпись автора. АВТОР – реальная личность создатель литературного произведения. АНОНИМ 1 произведение без обозначения имени автора; 2 автор произведения скрывший свое имя. АРХИТЕКТОНИКА построение художественного произведения соразмерность его частей глав эпизодов.
23890. Структура художественного произведения 14.46 KB
  Структура литературного произведения – это некое строение произведения словесного искусства его внутренняя и внешняя организация способ связи составляющих его элементов. Наличие определённой структуры обеспечивает целостность произведения его способность воплощать и передавать выражаемое в нём содержание. В основном структура художественного произведения такова: Идея – это главная мысль произведения в которой выражается отношение писателя к изображаемым явлениям.