43518

Развитие коммуникативных способностей личности подростка в процессе обучения искусству

Курсовая

Психология и эзотерика

Влияние обучения искусству на развитие коммуникативных способностей личности подростка. Изучение театральных основ и развитие личности. Внутренние факторы – это состояние отношение качество личности круг умений и навыков которые необходимы в общении.

Русский

2013-11-05

97.5 KB

19 чел.

Министерство культуры Российской Федерации

Кемеровская государственная академия культуры и искусств

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСКУССТВУ

Курсовая работа

Кемерово 2011


Министерство культуры Российской Федерации

Кемеровская государственная академия культуры и искусств

Культурологический факультет

Кафедра педагогики и психологии

«Развитие коммуникативных способностей личности подростка в процессе обучения искусству»

Курсовая работа

Исполнитель: Гилёва
Татьяна Михайловна
Студентка 3 курса
Группы МХК – 001_______
Научный руководитель: Буянова
Тамара Александровна, кандидат педагогических наук, доцент _____________
Зав. кафедрой: Мирошниченко
Лариса Васильевна,
Кандидат педагогических наук,
Доцент _____________

Дата допуска к защите:.

Кемерово 2011


Оглавление

Введение…………………………………………………………………..…

Глава 1. Основные условия формирования коммуникативных способностей в подростковом возрасте………………………………..…..

  1.  Понятие коммуникативных способностей………………………..…

  1.  . Возможности образовательного процесса в формировании коммуникативных способностей……………………………………...…

Глава 2. Влияние обучения искусству на развитие коммуникативных способностей личности подростка………………………………………….

2.1. Изучение театральных основ и развитие личности…………………...

2.2. Развитие коллективного общения на уроках Мировой художественной культуры………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………..


Глава 1.

Основные условия формирования коммуникативных способностей в подростковом возрасте

  1.  Понятие коммуникативных способностей.

Общение – взаимодействие двух или более людей заключающееся в обмене познавательной, эмоционально – оценочной информацией. Общение включается в практическое взаимодействие – учение, труд и т.п., обеспечивая его планирование, реализацию и контроль. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Особенно интенсивно общение развивается у ребёнка в подростковом возрасте, приобретая новое содержание и новые формы.

Взаимоотношения общающихся являются предметом общения, на них направлена их мысль, они определяют характер деятельности, характер общения. Именно во взаимоотношениях реализуется потребность общающихся, в результате чего она становится мотивом их деятельности. Это означает, что мотив к общению не может возникнуть, если нет взаимоотношений. Цель общения заключается в решении задач, связанных с урегулированием отношений.

Существуют и способы общения: перцептивный, когда люди воспринимают друг друга зрительно, интуитивно и т.п.; интерактивный, тогда люди взаимодействуют друг с другом ; информационный, когда они обмениваются мыслями, идеями, интересами, чувствами, духовными ценностями.

Продуктом общения является интерпретация информации. На основе интерпретации меняются взаимоотношения общающихся.

Благодаря общению человек поддерживает свою жизнедеятельность.

Коммуникативное обучение предполагает учет индивидуальных способностей учеников, интересов и положения в коллективе. Благодаря этому могут быть созданы условия общения: вызвана коммуникативная мотивация, обеспечена целенаправленность обучения, сформированы взаимоотношения.

Во-вторых, коммуникативность предполагает ситуативность обучения искусству. Сейчас уже многие признают необходимость обучения искусству на основе ситуации.

В-третьих, коммуникативность предполагает новизну процесса обучения. Новизна – это постоянное комбинирование материала, которое в конечном счете исключает произвольное заучивание,

5

наносящее огромный вред обучению искусству, так как при изучении искусства необходима рефлексивное восприятие.

В подростковом возрасте участие детей в общении определяется целым рядом внешних и внутренних факторов. Со стороны внешних факторов участие подростка в общении определяется положением его в коллективе, желанием коллектива вступать с ним во взаимоотношения, условиями, которые создаются по отношению к ребенку взрослыми.

Внутренние факторы – это состояние, отношение, качество личности, круг умений и навыков, которые необходимы в общении.   «Среди внутренних факторов немалая  роль принадлежит тому, насколько развиты коммуникативные способности личности: общительность, способность понять другого, способность доступно излагать мысли, быстро ориентироваться в сложившейся ситуации взаимодействия с другими» (10, с. 62).   

  Общительные подростки довольно легко, широко, активно участвуют в общении. В связи с этим перед ними  открываются  большие возможности для того, чтобы научиться жить в коллективе, получать в нем всестороннее развитие. Специальные исследования показывают, что эти преимущества у общительных подростков проявляются довольно ярко. У них намного реже, чем у необщительных бывает значимые конфликты в коллективе. Это дает им возможность устанавливать более тесные дружеские и товарищеские отношения с окружающими. Общительные подростки бывают больше удовлетворены личной жизнью, по сравнению с необщительными. Это существенно сказывается на их позиции по отношению к коллективу.

Воспитательные возможности совместной деятельности подростков, организованной с учетом их индивидуальных интересов, в том числе и интересов малообщительных подростков обусловлены тем, что, воспринимая и переживая эту деятельность, подростки выражают свое эмоциональное отношение к ней. В результате все дети становятся участниками эмоциональных переживаний. Этот факт является весьма существенным для преодоления низкой общительности отдельных подростков и сближения с коллективом.

На основе интереса к совместной деятельности потребность общаться со сверстниками возрастает.

Итак, в работе с коллективом подростков и отдельными личностями, необходимо учитывать не только степень сплоченности коллектива, его ценностные ориентации, зрелость общественного мнения, но и степень общительности детей. Каждая из групп общительных и необщительных подростков имеет свои оттенки социальной направленности, взаимосвязи с ценностями, с содержанием общения и деятельности. В результате к каждой группе подростков в коллективе нужен индивидуальный подход.       

   

      

6


  1.  Возможности образовательного процесса в формировании коммуникативных способностей

Как уже было сказано выше, в подростковом возрасте особенно интенсивно развивается общение. Ребенок начинает предъявлять повышенные требования к себе и к взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Он требует расширения своих прав соответственно подчёркиваемым взрослыми людьми и его обязанностям.

Среди подростков, отличающихся высоким уровнем общительности, особенно ярко различаются между собой подростки с общественной и эгоистичной направленностью личности. Если личность активна, эти качества проявляются незамедлительно.

В работе с коллективом эти подростки представляют особую ценность. Выступая носителями ценностей коллектива, они с помощью опытного педагога могут выступать своеобразным связующим звеном между отдельными подростками  коллективом в целом.

Привлекая их в качестве своих ближайших помощников к работе со всеми школьниками, педагог тем самым создает условия, благоприятные как для их развития, так и для развития коллектива.

Особенные трудности возникают в работе с необщительными подростками, которые характеризуются индифферентным отношением к коллективу. Зачастую эти дети отличаются болезненностью, замкнутостью, робостью, скрытностью. Пассивность, малоподвижность, замкнутость ребенка особенно заметна на фоне энергичных, общительных детей, поэтому нередко наблюдаются отрицательные отношения сверстников к ним. Для таких подростков необходима опора на положительные качества: добросовестность, отзывчивость, любознательность.

Каждая из групп общительных и необщительных подростков имеет свои оттенки социальной направленности, взаимосвязи с ценностями, установками, с содержанием общения и деятельности. В результате к каждой группе подростков в коллективе нужен индивидуальной подход.

По словам Божович Л. И. , с началом подросткового возраста изменяется не только «объективное положение ребенка, которое он занимает в жизни, но и его собственное внутренняя позиция, то есть то, как он сам, благодаря своему развитию, опыту, относится к окружающим, к своему положению, требованиям общества». (9, с. 31)

Из специфических особенностей общения подростков отметим следующие: внешние проявления коммуникативного поведения

подростков весьма противоречивы. С одной стороны, в общении с

7

товарищами ребята проявляют коллективизм, с другой – негативизм, готовность противопоставить себя коллективу; с одной стороны, стремление быть таким же, как все, с другой – желание выделиться; с одной стороны – стремление заслужить уважение и авторитет у товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками.

  

В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна – с взрослыми, другая – со сверстниками. Отношения со сверстниками обычно строятся как равно партнерские и управляются нормами равноправия. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками. Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми подчиняются правилам.

В общении со взрослыми появляются новые черты – стремление к независимости, к уважительному и серьезному отношению со стороны взрослых к личной жизни и правам подростка.

Для подростков учеба и общение оказываются тесно связанными, но уже опосредованно – через личность школьника.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нём деловых и межличностных отношениях. С другой стороны активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обуславливают воспитательную силу и воздействие коллектива.

Развитие творческой индивидуальности подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива.

Развитие личности и коллектива-взаимообусловленные процессы. Человек живёт и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, выражает коллективную силу человека. Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, глубоко индивидуальный. Школьники отличаются друг от друга внешностью, характером, знаниями, состоянием здоровья и т.д.

Как сложатся отношения личности и коллектива, зависит от обеих сторон. Наиболее благоприятно, как показывает опыт, отношения складываются там, где коллектив уже достиг высокого уровня развития, где он представляет силу, основанную на традициях, общественном мнении, авторитете самоуправления.

8

Немаловажную роль в создании благоприятного микроклимата подросткового коллектива играет учитель. В общении с детьми ему необходимо добиться взаимопонимания и доверия со стороны детей. Этому способствует личностный подход в воспитании. Именно ориентация на развитие личности в педагогическом процессе играет главную роль. При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально – нравственное развитие личности, тем более свободным и творческим будет человек в реализации культурно – гуманистической функции.

При личностном подходе учёт возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. В общении с подростками, которые уже понимают прямую постановку задач в конкретных видах деятельности, активны и инициативны, учитель должен хорошо организовать этот процесс. Особенно внимательно нужно следить за изменением главных личностных качеств – направленности ценностных ориентацией, поведения.

При личностно–ориентированном подходе к определению подхода сущности содержания образования абсолютной ценностной является не отчуждение от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных и духовных культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление её индивидуальности и обеспечение в её самореализации в культурно-образовательном пространстве.

Такой подход к содержанию образования в значительной степени снимает неоправданное эмоциональное и психологическое напряжение учащихся, формируют положительные мотивы учения и позволяет ребёнку полноценно развиваться.

Именно в этом возрасте ребёнок стремится к самоутверждению, поиску своего места в этом мире. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, неадекватная самооценка. В этих условиях важно побуждать учащихся к самостоятельной и обоснованной оценке явлений, гуманному отношению к людям и миру.

В гуманистическом мировоззрении находят своё выражение многообразные отношения к человеку, обществу, духовным ценностям, деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности.

«Гуманность представляет собой совокупность нравственно – психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности». (15, с. 12).

9

Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми, установления межличностных отношений. Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно – полезной деятельности, в процессе которой и развиваются коммуникативные качества личности.

Подростковый возраст характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Происходит бурный рост и развитие всего организма. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение: они часто излишне жестикулируют, движения их порывисты, плохо координированы.

Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организовано, чем в младшем школьном возрасте. Внимание отличается избирательностью: интересные уроки и дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредотачиваться на одном материале. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым, приобретает новую черту – критичность. Подросток имеет своё мнение, склонен к спорам, возражениям. Благодаря этому можно организовывать общение в коллективе.

Обратимся непосредственно к особенностям обучения подростков. Овладение изучаемым материалом и умственное развитие учащихся происходит только в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности.

Для развития коммуникативных способностей необходимо принимать «коллективную форму организации учебной работы. Общение обучающих и обучаемых в динамических парах сменного состава» (15, с 259).

Будучи целесообразной формой организации образы жизни и деятельности учащихся, коллектив им даёт богатство и многообразие человеческих взаимоотношений, нравственно-психологическую полноту жизни, возможность полнокровной реализации личности. В коллективе усваиваются правил общения, поведения, организаторские навыки, и всё это способствует развитию коммуникативных способностей личности.

Развивающее и воспитательно-формирующее влияние обучения на личность повлекло за собой в педагогике особого понятия, обозначающего этот процесс. Таким понятием явилось обучение. Со временем оно стало приобретать специфическое терминологическое значение и связывается с обучением, обозначая его формирующее влияние на личность.

«Обучение как процесс взаимодействия учителя и учащихся совершается на основе определённого учебного содержания.

10

Интерпретация этого содержания как дидактически обработанного «сгустка» культуры и науки в качестве её составляющей сегодня общепризнанна и не вызывает, казалось бы, сколько-нибудь серьёзных вопросов. Поэтому научная объективность, общезначимость, межпредметность и др. критерии отбора содержания, которыми руководствуется учитель, представляются естественными, не требующими обоснования и творчества». (14, с. 41).

Одновременно с конструированием содержания обучения развёртывается процесс совместного овладения им учеником и учителем. Учитель вводит в него понятия, факты, законы, методы, ценностные ориентации и др., фиксирующиеся в знаках, символах, правилах. Благодаря их объяснению создаются необходимые условия для восприятия последующего изучения и понимания предмета. При этом само понятие предмета учеником становится результатом сотворчества.

Диалогические отношения в обучении предопределены не только природой (происхождением) содержания образования, но и самим процессом обучения. В диалоге исчезают жёстко закреплённые социальные роли «учителя» и «ученика». Взаимодействие учителя и учащихся в обучении – центральное звено в педагогике сотрудничества.Это помогает ученикам раскрепоститься и тем самым способствует развитию навыков общения.

Суть профессиональной позиции педагога как рефлексивного управляющего это организация рефлексии у школьников и поддержание ситуации самоопределения и самостоятельного мышления по поводу их проблем. У учеников в это время должны быть в наличии собственная деятельная ситуация, ценность личностного развития, определённый интеллектуальный потенциал, волевые качества и т.д.

В процессе коммуникации с друг другом и с педагогом школьники, по сути дела, впервые со всей очевидностью обнаруживают, что собственное понимание не только не единственное, но и недостаточное, что оно может быть обогащено пониманиями других людей и, в свою очередь, обогащать других.

Задача педагога на уроке – обеспечение проблемного контекста «погружения» в материал.

Итак, можно сказать, что для нормального развития коммуникативных способностей личности ребёнка необходимо:

  1.  Обращать внимание на возрастные особенности подростка (выделение собственного «я», стремление к самостоятельности, лидерству и т.п.);
  2.  Добиться взаимопонимания и доверия со стороны детей в процессе обучения;
  3.  Формировать гуманное отношение детей к окружающему миру;

11

  1.  Предоставить свободу творчества ученикам, располагая их к установлению межличностных отношений;
  2.  Проявлять интерес и участие в решении детских проблем.     

12


Глава 2.

Влияние обучения искусству на развитие коммуникативных способностей личности подростка

2.1 Изучение театральных основ и развитие личности.

Для успешного формирования художественной культуры подростка необходимо пробудить у него живейший интерес к искусству и потребность контакта с его художественными произведениями, помочь школьнику накопить достаточный и разнообразный художественный опыт, сформировать устойчивую систему ценностных отношений к искусству и связанные с ними личностные качества, максимально реализовать имеющиеся творческие способности.

Очевидно то, что учитель, как ведущий субъект формирования художественной культуры, способствует выявлению творческих задатков, создает условия для превращения их в полноценные способности и стимулирует деятельное их проявление.

Все это можно осуществить в процессе театральной деятельности учащихся.

Процесс создания спектакля или образа отдельного героя можно рассматривать как условие полихудожественного развития личности, учитывающего интегративные процессы, протекающие в результате взаимодействия различных видов искусства, как на « внешнем уровне», так и внутри одного из искусств. Таким образом, включение ребенка в систему «человек-образ-спектакль» предполагает погружение его в пространство человеческой культуры, в котором детское творчество выступает как неотъемлемая часть этой культуры и как условия ее постижения.

Основной целью программы курса по изучению основ театра в гимназии является раскрепощение личности, развитие универсальных способностей человека (воображения, ассоциативно – образного мышления, эмоциональной отзывчивости), обогащение его духовного опыта путем знакомства с методикой театрально-творческой деятельности на основе интеграции искусств.

Реализуя потребности занимающихся, данный курс формирует представление о специфике театрального искусства, обеспечивает условия для воспитания и развития художественного вкуса посредством освоения культуры.

13

В театральной художественной деятельности дети, как и в их литературном, музыкальном и изобразительном творчестве, поддержка и влияние педагога-режиссера имеет критическое значение для возникновения эстетического феномена. Очень важно, чтобы в процессе театральной работы у школьника пробуждалась любовь к «искусству в себе, а не к себе в искусстве», как говорил К.Станиславский.

Задача школы при создании театральных классов заключается в том, чтобы, во-первых правильно распределить учебное время, во-вторых, успешно использовать возникшие межпредметные связи, в-третьих, максимально воспользоваться возможностями для внеклассной и внешкольной работы.

Основными задачами педагогов в классах с театральным уклоном являются: формирование у детей основ творческой личности и создание условий для содержательного досуга и творческой деятельности учащихся. Здесь важно выработать системность, ведущую к цельности учебно-творческого процесса.

Основная задача системной педагогики состоит в создании условий для поддержания у учеников готовности к творческой работе. Её помогает решить развивающий тренинг, созданный на основе практических рекомендаций К.С.Станиславского:

  •  упражнения на внимание;
  •  развитие воображения и фантазии;
  •  расширение восприятия, творческое отношение к действительности;
  •  воспитание живого сценического общения т.д.

Итак, можно сказать, что театральная деятельность детей помогает развитию общения в коллективе.

  1.  Участие в спектаклях сплачивает коллектив, раскрепощает личность.
  2.  Ребёнок открывается навстречу людям, тем самым, совершенствуя свои коммуникативные способности.
  3.  Театр помогает переживать детям различные ситуации при взаимодействии друг с другом и подсказывает их решение. Театр даёт свободу, следовательно ребёнок увереннее чувствует себя в жизни.

14


2.2. Развитие коллективного общения на уроках Мировой художественной культуры

Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание Мировой художественной культуры. Он призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое мышление, зрительную память, пространственное представление. Такое разностороннее развитие школьников предполагает закрепление знаний полученных на уроках Мировой художественной культуры. Именно на этом уроке вполне приемлемы беседы, встречи за круглым столом, которые сплачивают коллектив благодаря общности интересов, развивают коммуникативные способности детей (общительность, способность доступно излагать мысли, вступать в полемику).

Программа изучения Мировой художественной культуры предусматривает широкую интеграцию и осмысление связей художественной культуры с историей, философией, эстетикой, этикой, искусствоведением, психологией, педагогикой и др. науками, то есть в контексте развития всей мировой материальной и духовной культуры. Интегративное содержание курса требует полного пересмотра организации процесса обучения. Сорокапятиминутное занятие позволяет только скользить по поверхности предлагаемых художественных впечатлений и знаний. А для более продуктивных знаний по курсу необходимо заниматься по три-пять часов, но один раз в неделю, то есть на многочасовом занятии в методике погружения. Это необходимо для развития у учеников «глубокого» понимания искусства.

Искусство, включенное в учебный процесс, должно восприниматься именно как искусство. Для этого необходимы многочасовые занятия.

Для эффективного освоения мира художественной культуры процесс обучения должен предусматривать три обязательных и взаимосвязанных звена:

1.Аудиторные и внеаудиторные многочасовые занятия;

2.Самостоятельную учебную и внеучебную деятельность;

3.Внеучебную деятельность в форме развивающего досуга.

На уроке Мировой художественной культуры важно включить учащихся в активную многостороннюю деятельность, используя для этого такие приемы, как актуализация личного жизненного опыта и опыта общения с различными видами искусства, использование сквозных идей, обращение к художественным ассоциациям, постановка проблемных вопросов, анализ произведений искусства через сравнение и сопоставление и т. д.

15

Для организации самостоятельной работы на уроке организуется поэтапное обсуждение заданной темы. В начале проводится самоанализ деятельности каждым участником занятия, затем результаты обсуждаются в малой группе теми, кто непосредственно выполнял конкретное задание, потом в обсуждение включается вся группа.  

  Таким образом, в совместном обсуждении проделанной работы по освоению основ художественной культуры происходит развитие коммуникативных способностей личности.

Известно, что восприятие и усвоение любой информации, и особенно художественной, носит избирательный характер, который определяется как личными свойствами самого ученика, так и влиянием ближайшего круга общения. Это используется при организации и регулировании общения друг с другом на занятиях.

Для этого необходимо, чтобы механизм образования эстетического и художественного опыта действовал не только от учителя к ученику. На практике этот вариант общения организуется благодаря тому, что ученики сами выбирают себе партнеров для выполнения задания, основываясь в своем выборе на взаимной симпатии, деловых и творческих качествах друг друга. В итоге улучшается эмоциональный фон работы и ее качество. Создаётся доверительный диалог в коллективе. Признание в группе, среди товарищей способствует самоутверждению, росту уважения к себе, стимулирует в дальнейшем открытиям и превращению ситуативного интереса в эстетическую потребность.

Диалог предполагает уникальность каждого партнёра и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию его точки зрения партнёром, ожидание ответа, взаимную дополнительность позиций участников общения, соотнесение которых является целью диалога.

«Общение – процесс выработки новой информации, общий для людей и рождающий их общность. В процессе общения и в результате общения происходит превращение состояния каждого партнёра в их общее состояние» (17, с 150).

Вывод:

Художественно – эстетическая деятельность подростков, организуемая на уроках Мировой художественной культуры в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально- нравственной атмосферы и ее сотворчества.

16


Введение.

 

В современном обществе утрачивается культура общения. Зачастую людям тяжело общаться друг с другом длительное время. А происходит это потому, что на смену живому собеседнику пришёл компьютер и другие «заменители» человека (средства массовой информации, телевидение, радио и т.д.). В такой обстановке назрела проблема развития коммуникативных способностей человека, так как общение играет очень важную роль в жизни.

В данной работе мы обращаемся к исследованию проблем общения в жизни подростков, так как это очень активный слой населения, привлекающий к себе большое внимание.

Актуальность данной темы в том, что проблема диалогического взаимодействия в процессе обучения еще слабо изучена.

Практическая значимость – разработка данной проблемы находит применение в учебно-производственной практике.

Цель данной работы – исследовать развитие коммуникативных способностей личности ( подростка ) в процессе обучения искусству.

Объект данного исследования – обучение искусству как процесс взаимодействия учеников и учителя.

Предмет исследования – развитие коммуникативных способностей личности ( подростка ).

Гипотеза: Если процесс обучения искусству осуществляется в коллективе и строится на основе гуманистического принципа, то можно утверждать, что развитие коммуникативных способностей подростка будет осуществляться успешно.

Исходя из цели, мы определяем следующие задачи исследования:

  1.  Определить понятие коммуникативных способностей;
  2.  Проанализировать возможности образовательного процесса в формировании коммуникативных способностей;
  3.  Рассмотреть на примере уроков Мировой художественной культуры и Театрального искусства взаимодействие между собой подростков, развитие общения в их коллективе;

При раскрытии темы нас заинтересовали работы на педагогические темы Сластёнина В.А, «Педагогика», «Педагогика искусства и школа» (сборник статей). И на психологические темы Кагана М.С. «Мир общения», Немова Р.С. «Психология образования». Так же были использованы справочные и учебные издания.

Для определения понятия коммуникативных способностей взяты за основу работа Бодалева А.А., Кричевского Р.Л. «Общение и формирование личности школьника» и педагогические словари.

В данное время учёные заняты теоретической разработкой проблемы коммуникативных способностей личности, появляются новые работы по её исследованию.

3

Курсовая работа состоит из «Введения», в котором характеризуется актуальностью и практическая значимость темы, определяются её цель, задачи, предмет, объект и гипотеза исследования, приводится анализ использовавшихся источников.

В первой главе «Основные условия формирования коммуникативных способностей в подростковом возрасте». Определяется понятие коммуникативных способностей, анализируются возможности образовательного процесса в формировании этих способностей.

Во второй главе «Влияние обучения искусству на развитие коммуникативных способностей личности подростка» раскрывается развитие коммуникативных способностей на уроках Мировой художественной культуры и Театрального искусства.

4


Список литературы

  1.  Григорьев Д.В. Социокультурное самоопределение подростка //ж. Педагогика. – М. :Педагогика., 2000 №7. – 110с.

  1.  Искусство и образование. – М., 2001 №1. – 115с.

  1.  Искусство и образование. – М., 2002 №2. – 110с.

  1.  Искусство в жизни детей: Книга для учителя /Ершова А.П. и др. – М.: Просвещение, 1991. – 127с.

  1.  Искусство как фактор интеллектуально – творческого развития школьников: сборник научных трактатов / АПН СССР, НИИ общей педагогики; Под. ред. Ю.У Фохта – Бабушкина, Е.К. Чухман. – М.: НИИ ОП, 1980. – 122с.

  1.  Каган М.С. Мир общения. – М., 1998, 240с.

  1.  Милованов И., Павленко А. Театральная педагогика в современной школе //ж. Народное образование. – М., 2002. – №5. – стр. 137 – 139  

  1.  Немов Р.С. Психология: учебник для студ. вузов: книга 2. Психология образования. – 3-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 608с.

  1.  Общение и формирование личности школьника., Под ред. А.А.

Бодалева, Р. Л. Кричевского. – М.:Педагогика, 1987. – 149с.

  1.  Педагогика искусства и школа. (сборник статей) / Союз художников СССР, АПН СССР. – М.: Сов. художник, 1982. – 292с.

  1.  Педагогический словарь. В двух томах. Гл. ред. И. А. Каиров и др. т. 1, 2 – М.: Академия пед. наук. РСФСР, 1960

  1.  Подласый И.П. Педагогика. уч. для вузов: в 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 574с.

  1.  Рыданова И.А. Основы педагогики общения. – Минск. Беларуска навука., 1998. –150с.

17

  1.  Сенько Ю.В. Учебный процесс: сотоворчество педагога и учащегося //Педагогика. – М.: Педагогика., 1997, №3. – 127с.

  1.  Словарь психолога – практика. / сост. С.Ю. Головин. 2 изд., перераб. и доп. – Минск: Харвест, 2001. – 976с.

  1.  Харламов И.Ф. Педагогика: уч. пос. 2 изд., - М.: Высшая школа., 1900. – 576с.

  1.  Химик И.А. Как преподавать Мировую художественную культуру. М.: Просвещение., 1994. – 159 с.

18


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61176. ВІДОКРЕМЛЕНІ Й НЕВІДОКРЕМЛЕНІ ОЗНАЧЕННЯ, СПОСОБИ ЇХ ВИРАЖЕННЯ 59 KB
  Актуалізація мотиваційних резервів учнів з теми Творче спостереження з елементами аналізу Прочитати виразно текст додержуючись відповідної інтонації в ускладнених реченнях. Назвати речення ускладнені: а однорідними членами; б вставними словами; в відокремленими членами.
61177. РОЗДІЛОВІ ЗНАКИ В РЕЧЕННЯХ З ВІДОКРЕМЛЕНИМИ ОЗНАЧЕННЯМИ 203 KB
  Удосконалити в учнів загальнопізнавальні вміння правильно інтонувати речення з відокремленими й невідокремленими означеннями, пунктуаційні вміння й навички, пов’язані з уживанням розділових знаків у реченнях з відокремленими означеннями
61178. ВІДОКРЕМЛЕНІ ПРИКЛАДКИ 327 KB
  Виділити відокремлені прикладки. Алгоритм характеристики відокремленої прикладки Дослідження-трансформація Подані речення трансформувати так щоб виділені компоненти виступали в ролі відокремленої прикладки. Виділити відокремлені прикладки.
61179. ВІДОКРЕМЛЕНІ ДОДАТКИ. РОЗДІЛОВІ ЗНАКИ В РЕЧЕННЯХ З ВІДОКРЕМЛЕНИМИ ДОДАТКАМИ 217.05 KB
  Поглибити знання восьмикласників про відокремлені члени речення, ознайомити з відокремленими додатками, їх місцем у реченні; формувати загальнопізнавальні вміння знаходити в тексті відокремлені додатки, аналізувати їх, правильно інтонувати речення з відокремленими додатками
61180. ВІДОКРЕМЛЕНІ ОБСТАВИНИ, СПОСОБИ ЇХ ВИРАЖЕННЯ 131.02 KB
  Поглибити знання восьмикласників про відокремлені члени речення, ознайомити з основними способами морфологічного вираження відокремлених обставин, їх місцем у реченні відповідно до опорного слова; формувати загальнопізнавальні вміння знаходити в тексті відокремлені обставини
61181. РОЗДІЛОВІ ЗНАКИ В РЕЧЕННЯХ З ВІДОКРЕМЛЕНИМИ ОБСТАВИНАМИ 163.98 KB
  Удосконалити в учнів загальнопізнавальні вміння правильно інтонувати речення з відокремленими обставинами, пунктуаційні вміння й навички, пов’язані з уживанням розділових знаків у реченнях з відокремленими обставинами
61182. ПИСЬМОВИЙ ТВІР-ОПОВІДАННЯ З ОБРАМЛЕННЯМ НА ОСНОВІ ПОЧУТОГО 142 KB
  Довести що висловлювання належить до оповідання. Яку структуру має текст-оповідання Виділити в тексті обрамлення і з’ясувати яку функцію воно виконує у структурі оповідання. Формування вмінь моделювати твіроповідання з обрамленням Уведення у висловлювання обрамлення Прочитати мовчки текст.
61183. ВІДОКРЕМЛЕНІ УТОЧНЮВАЛЬНІ ЧЛЕНИ РЕЧЕННЯ. РОЗДІЛОВІ ЗНАКИ В РЕЧЕННЯХ З УТОЧНЮВАЛЬНИМИ ЧЛЕНАМИ 403.78 KB
  Поглибити знання восьмикласників про відокремлені члени речення, ознайомити з уточнювальними членами речення, їх основними способами морфологічного вираження, видами та значенням; сформувати загальнопізнавальні вміння знаходити в тексті відокремлені уточнювальні члени
61184. УЗАГАЛЬНЕННЯ Й СИСТЕМАТИЗАЦІЯ З ТЕМИ «ВІДОКРЕМЛЕНІ ЧЛЕНИ РЕЧЕННЯ» 503.5 KB
  Правопис: розділові знаки в реченнях з відокремленими членами. Текст риторичний аспект: використання відокремлених членів речення в усному й писемному мовленні. Яку функцію в реченні виконують відокремлені члени речення.