43528

Анализ и прогнозирование финансового состояния предприятия ООО «Зеркало-инфо»

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Объектом исследования курсовой работы является ООО Зеркалоинфо предмет исследования – финансовое состояние предприятия. Цель курсовой работы – исследование финансового состояния предприятия ООО Зеркалоинфо выявление основных проблем финансовой деятельности. В первой главе работы проводится анализ финансового состояния предприятия.

Русский

2013-11-05

455 KB

40 чел.

Анализ и прогнозирование финансового состояния предприятия ООО «Зеркало-инфо»


АННОТАЦИЯ

Курсовая работа: 31 с., в том числе 3 табл., 15 источников, 8 приложений.

БАЛАНС, АНАЛИЗ, АКТИВ, ПАССИВ, КОЭФФИЦИЕНТ, ПРИБЫЛЬ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ, ЛИКВИДНОСТЬ, НЕЗАВИСИМОСТЬ, БАНКРОТСТВО

Объектом исследования курсовой работы является ООО «Зеркало-инфо», предмет исследования – финансовое состояние предприятия.

Цель курсовой работы – исследование финансового состояния предприятия ООО «Зеркало-инфо», выявление основных проблем финансовой деятельности.

В первой главе работы проводится анализ финансового состояния предприятия.

Во второй главе курсовой работы проводится оценка вероятности банкротства ООО «Зеркало-инфо».

В третьей главе исследуются механизмы управления финансами предприятия.

Методологической основой написания работы явилась нормативная, законодательная, специальная, периодическая литература по вопросам учета и анализа материальных ресурсов, финансовому менеджменту.

Источниками информации для проведения анализа являются: форма 1 «Бухгалтерский баланс», форма 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2006-2008 гг.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса.


СОДЕРЖАНИЕ

[1]
ВВЕДЕНИЕ

[2]
1. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

[2.1] 1.1 Краткая характеристика ООО «Зеркало-инфо»

[2.2] 1.2 Горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерской отчетности предприятия

[2.3] 1.3 Общий анализ финансово-хозяйственной деятельности за 2008 г.

[2.4] 1.4 Резервы повышения финансовой устойчивости предприятия

[3]
2. ОЦЕНКА ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА

[3.1] 2.1 Белорусская модель оценки банкротства предприятия

[3.2] 2.2 Методика скоринга для оценки вероятности банкротства предприятия

[4]
3. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

[4.1] 3.1 Эффект финансового рычага

[4.2] 2.2 Порог рентабельности

[5]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[6]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[7]
Приложения


ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике коренным образом изменил условия функционирования предприятий и требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, а также эффективности торговой деятельности, анализа экономических показателей, и, как следствие, эффективного использования выявленных резервов. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результате его функционирования.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать экономическое состояние, как своего предприятия, так существующих и потенциальных конкурентов.

Результаты такого анализа нужны прежде всего собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам.

Анализ и диагностика финансовых результатов деятельности предприятия – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Одним из важных условий успешного управления финансами предприятий является анализ и диагностика его финансового состояния. Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы укрепления финансового состояния предприятия и его платежеспособности. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия и его подразделений.

Главная цель курсовой работы – исследовать финансовое состояние предприятия ООО «Зеркало-инфо», выявить основные проблемы финансовой деятельности и разработать предложения по улучшению финансового положения.

Исходя из поставленной цели можно сформулировать задачи:

  •  вертикальный и горизонтальный анализ финансового состояния предприятия за несколько лет;
  •  расчет финансовых показателей деятельности предприятия, их интерпретация;
  •  разработка предложений по совершенствованию работы предприятия с целью улучшения его финансового положения;
  •  исследование механизма управления финансами предприятия.

Источниками информации для проведения анализа являются: форма 1 «Бухгалтерский баланс», форма 2 «Отчет о прибылях и убытках».


1. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Краткая характеристика ООО «Зеркало-инфо»

ООО «Зеркало-инфо» начало свою работу в феврале 2006 года.

Основными направлениями деятельности предприятия, согласно Уставу ООО «Зеркало-инфо», являются:

  •  исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения;
  •  моделирование одежды.

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на оказываемые услуги, предоставляя их по ценам, устанавливаемым на договорной основе.

Социологический центр функционирует со дня создания ООО «Зеркало-Инфо» (февраль 2006 г.). Центр сохраняет и совершенствует лучшие профессиональные традиции социологической службы «Зеркало», существовавшей с 1996 года в информационной компании БелаПАН. Профессионалы службы «Зеркало» работают в социологическом центре «Зеркало-Инфо». В центре имеется собственная республиканская сеть анкетёров-интервьюеров, которая позволяет проводить социологические и маркетинговые исследования как в отдельно взятых регионах, так и по всей Республике Беларусь. Центр располагает материально-технической базой и штатными специалистами. При проведении широкомасштабных исследований привлекаются квалифицированные сотрудники – ученые и профессионалы в области изучаемых и анализируемых социальных явлений.

Социологический центр аккредитован Комиссией по опросам общественного мнения Национальной академии наук Беларуси.

За период своего существования социологический центр «Зеркало-инфо» неоднократно организовывал и проводил социологические и маркетинговые исследования по различным тематикам.

Среди заказчиков центра есть как крупные государственные предприятия, частные компании, так и представительства иностранных организаций:

  •  РУП «Производственное объединение «Белоруснефть»;
  •  Национальная государственная телерадиокомпания Республики Беларусь;
  •  Представительство Организации Объединенных Наций в Республике Беларусь;
  •  ОАО «Криница»;
  •  Сеть магазинов «Терранова» и др.

Руководитель социологического центра «Зеркало-инфо» кандидат философских наук Михейчиков Леонид Николаевич (профессиональный социолог) был и руководителем социологической службы «Зеркало» информационной компании БелаПАН. Подготовку (аспирантуру) проходил в секторе общественного мнения и средств массовой информации Института социологических исследований АН СССР (г. Москва). Специальность – «прикладная социология».

Штатных сотрудников сегодня в центре 4 человека. В случае необходимости, на время исследований, выполнения заказов привлекаются высококвалифицированные сотрудники Института социологии НАН Беларуси. Как ученые, так и практические работники.

По состоянию на 1.01.2009 г. уставный фонд ООО «Зеркало-инфо» составляет 5 млн. руб.

По результатам работы за 2008 г. ООО «Зеркало-инфо» получило чистую прибыль в размере 18 млн. руб.

1.2 Горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерской отчетности предприятия

Горизонтальный анализ основывается на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени. В процессе анализа определяются темпы роста (прироста) показателей финансовой отчетности за ряд периодов и выявляются общие тенденции их изменения.

Вертикальный анализ – анализ структуры финансовой отчетности, в результате которого определяется удельный вес отдельных структурных составляющих финансовой отчетности. Технология вертикального анализа состоит в том, что общую сумму активов или пассивов баланса и выручку отчета о прибылях и убытках принимают за сто процентов, и каждую статью финансового отчета представляют в виде процентной доли от ста процентов.

Исходной информацией для проведения анализа финансового положения предприятия «Зеркало-инфо» является его финансовая отчетность за 2006-2008 гг. – бухгалтерские балансы и отчеты о прибылях и убытках.

Данные формы № 1 бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс» за 2006-2008 гг. приведены в Приложении 7.

Данные о прибылях и убытках за 2006-2008 гг. приведены в форме № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 8).

Используя горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности предприятия, можно сделать следующие выводы.

Общая стоимость имущества (валюта баланса) на протяжении трех лет увеличилась с 7,4 до 15 млн. руб. Суммарный прирост данного показателя за исследуемый период составил 102,7%, что является примером динамичного развития предприятия.

Данные сводного баланса за 2006-2008 гг. свидетельствуют о том, что предприятие не имеет внеоборотных активов. Стоимость оборотных активов выросла в целом на 202,7%, составив в абсолютных цифрах 15 млн. руб. на конец 2008 г. Увеличение произошло за счет увеличения высоколиквидных активов – суммы денежных средств.

Что касается анализа пассива баланса, то можно констатировать следующее: собственный капитал и резервы предприятия в 2006 году имели отрицательное значение (-1,1 млн. руб.) за счет наличия нераспределенного убытка, в 2007 г. – (-)15 млн. руб., в 2008 г. предприятие смогло сократить нераспределенный убыток до 2 млн. руб., в результате чего сумма по данной статье составила 3 млн. руб. ООО «Зеркало-инфо» не имеет долгосрочных обязательств. Краткосрочные обязательства за три года увеличились на 141,2% с 8,5 до 12 млн. руб.

Из сводного отчета о прибылях и убытках видно, что нетто-объем продаж за три года вырос на 74,5 млн. руб. Управленческие расходы составили 29,7 млн. руб. в 2006 г., в 2007 г.58 млн. руб., в 2008 г.74 млн. руб. За исследуемый период расходы выросли на 44,3 млн. руб. Убыток от реализации в 2006 г. составил 5,2 млн. руб., в 2007 г. – 15 млн. руб. В 2008 г. предприятие получило прибыль от реализации в размере 25 млн. руб. Следует отметить, что убыток в 2006-2007 гг. связан с тем, что предприятие только начало деятельность и не имело достаточного объема выручки для покрытия постоянных расходов.

В целом можно сделать вывод, что в 2008 г. предприятие практически покрыло убытки, связанные с началом деятельности, понесенные в 2006-2007 гг.

1.3 Общий анализ финансово-хозяйственной деятельности за 2008 г.

Финансовые показатели деятельности ООО «Зеркало-инфо» за 2008 г. представлены в табл. 1.

Таблица 1 – Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Зеркало-инфо» за 2008 г.

Пункт

Показатель

на нач. периода

на конец периода

А. Исходные показатели финансового положения по бухгалтерской отчетности

 

 

1

Общая стоимость имущества (ф.1, стр 300)

4

15

2

Внеоборотные активы (ф.1, стр 190)

 

 

3

Оборотные активы (ф.1, стр 290)

4

15

из них:

 

 

3.1

    материально-производственные запасы, готовая продукция,товары отгруженные (ф.1, стр 210)

3

2

3.2

    дебиторская задолженность (ф.1, стр 230+240)

1

2

3.3

    краткосрочные финансовые вложения (ф.1, стр 270)

 

 

3.4

    денежные средства (ф.1, стр 260)

 

11

4

Капитал и резервы (ф.1, стр 490)

-15

3

5

Долгосрочные обязательства (ф. 1, стр 590)

 

 

6

Краткосрочные обязательства (ф. 1, стр690)

4

15

Пункт

Показатель

за аналогичный период прошлого года

за отчетный период

7

Нетто-объем продаж (ф. 2, стр 020)

43

99

8

Издержки производства и реализации
(ф.2, стр 030+стр050+стр060)

58

74

8.1

в т.ч. пропорциональные расходы (ф.2, стр 020)

 

 

9

Прибыль от реализации (ф.2, стр 070)

-15

25

10

Операционная прибыль или прибыль до вычета налога (ф.2, стр 240)

-15

25

11

Чистая прибыль (ф.2, стр 300)

-15

18

Пункт

Показатель

на нач. периода

на конец периода

15

Остаточная стоимость основных средств
(ф. 1, стр 110)

 

 

16

Уставный капитал( ф.1, стр 510)

5

5

 

 

 

 

 

Б. Показатели качества управления капиталом и деловой активности

 

 

18

Чистые активы (1А    6А), или собственный капитал (4А)

0

0

19

Чистые оборотные активы (3А  6А), или собственные оборотные средства (4А +   2А)

0

0

20

Авансированный капитал (1А  6А)

0

0

21

Отношение чистых активов к уставному капиталу (18Б/16А), норматив >= 1,0

0

0

22

Удельный вес собственных оборотных активов в чистых активах (19Б / 18Б * 100), %

--

--

23

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (19Б / 3А), норматив >= 0,3

0,00

0,00

24

Общая сумма обязательств предприятия (5А+6А)

4,00

15,00

25

Коэффициент банкротства (24Б / 1А), критический >= 0,9

1,00

1,00

26

Коэффициент отношения дебиторской и кредиторской задолженности (3,2А / 6А) норматив <= 0,5

0,25

0,13

27

Коэффициент деловой активности или коэффициент трансформации (7А / 1А)

10,75

6,60

28

Период оборота авансированного капитала ((20БК + 20БН) / 2) /7А * 360), дней

 

0,00

29

Период оборота оборотных активов (3А / 7А*90), дней

 

54,55

30

Период оборачиваемости материально-производственных запасов (3. /  * 360), дней

 

9,73

31

Период расчета с кредитами (6А /  * 360), дней

 

72,97

32

Период расчета с дебиторами ((3.2АН + 3.2АК) / 2) /  * 360), дней

 

5,45

33

Производственно-коммерческий цикл, или период оборачиваемости денежных средств (30Б  31Б + 32Б), дней

 

-57,79

Финансово-эксплуатационные потребноти предприятия

 

 

35

Стоимость реальных активов (15А + 3.1А)

3,00

2,00

 

 

 

В. Показатели платежеспособности (ликвидности)

 

 

37

Коэффициент общей платежеспособности (35Б / 24Б)

0,75

0,13

38

Коэффициент текущей ликвидности (3А / 6А), норматив минимальный – 1,0, оптимальный – 1,7-2,5

1,00

1,00

39

Коэффициент промежуточной ликвидности ((3А -3.1А) / 6А), нормальным признается уровень не менее 0,5-0,8

0,25

0,87

40

Коэффициент абсолютной ликвидности ((3. + 3.4А) / 6А), нормальная величина – 0,1 и более

0,00

0,73

41

Ликвидность материально-производственных запасов (38В  39В)

0,75

0,13

42

Ликвидность дебиторской задолженности (39В  40В)

0,25

0,13

45

Коэффициент налогообложения прибыли (1  11А / 10А)

0,00

0,28

 

 

 

Г. Показатели рентабельности

 

 

46

Рентабельность продаж по валовой прибыли ((7А  8А) / 7А*100), %

-34,88

25,25

47

Удельный вес пропорциональных затрат в нетто-выручке от реализации (8,1А/7А*100) или (100-46Г), %

0,00

0,00

48

Результат от реализации сверх пропорциональных затрат (7А  8.1А)

43,00

99,00

49

непропорциональные затраты (8А  8.1А)

58,00

74,00

50

Результат от реализации (48Г  49Г = 9А)

-15,00

25,00

51

Порог рентабельности, или «мертвая точка» (49Г / 46Г*100)

--

293,04

52

Рентабельность продаж по прибыли от реализации (9А / 7А*100), %

-34,88

25,25

52.1

Рентабельность продукции (9А / 8А*100) или (52Г / (100  52Г) * 100), %

-25,86

33,78

53

Рентабельность продаж по прибыли до вычета налогов, или коммерческая маржа (10А /  * 100), %

-34,88

25,25

54

Рентабельность продаж по чистой прибыли (11А /  * 100), %

-34,88

18,18

55

Рентабельность активов по прибыли до вычета налогов (10А /  * 100) или (53Г * 27Б), %

-375,00

166,67

56

Рентабельность активов по чистой прибыли (11А /  * 100), %

-375,00

120,00

57

Рентабельность авансированного капитала (11А / 20Б * 100), %

--

--

58

Рентабельность реального капитала (11А/35Б*100),%

-500,00

900,00

59

Рентабельность собственного капитала (11А/18Б*100),%

--

--

60

Отношение чистой прибыли к уставному капиталу (11А/16А0, раз

-3,00

3,60

Коэффициент важно считать в ОАО, ЗАО, ООО и др. Он определяет размер выплаты дивидендов

 

 

 

 

 

Д. Показатели финансовой устойчивости и гибкости предприятия

 

 

62

Коэффициент финансовой независимости, или коэффициент автономии (18Б / 1А), номинальная величина >= 0,5

0,00

0,00

63

Коэффициент собственности (18Б / 24Б), норматив >=2

0,00

0,00

64

Коэффициент финансовой зависимости (1  62Д)

1,00

1,00

65

Коэффициент финансового риска, или плечо финансового рычага (24Б / 18Б) или (1/63Д), норма >=0,5

--

--

68

Коэффициент реального капитала в активах (35Б / 1А)

0,75

0,13

69

Коэффициент оборотных активов в реальном капитале (3А / 35Б)

1,33

7,50

70

Коээффициент собственного капитала на 1 рубль собственных оборотных средств (18Б / 19Б)

--

--

71

Балансовая увязка коффициента финансового риска с факторами финансовой гибкости (65Д=(64Д/68Д/69Д/23Б/70Д))

--

--

72

Коэффициент маневренности собственнх средств (19Б / (18Б + 5А))

--

--

73

Запас «финансовой прочности» ((7А  51Г) /  * 100), %

--

-196,00

Рассчитанные показатели качества управления капиталом свидетельствуют о том, что предприятие не располагает чистыми активами и авансированным капиталом. Общая сумма обязательств предприятия на начало 2008 г. составляла 4 млн. руб., на конец года – 15 млн. руб. Коэффициент банкротства имеет критический уровень.

Коэффициент деловой активности показывает, сколько рублей чистой выручки от реализации трансформировалось с каждого рубля активов, или насколько интенсивно оборачиваются активы предприятия. Так, коэффициент деловой активности ООО «Зеркало-инфо» уменьшился с 10,75 до 6,6

Период оборота оборотных активов составил 54,55 дней, оборачиваемости материально-производственных запасов – 9,73 дней, расчета с кредиторами – 72,97 дня, расчета с дебиторами – 5,45 дней.

Стоимость реальных активов предприятия на начало анализируемого периода составляла 3 млн. руб., на конец периода – 2 млн. руб.

Коэффициент общей платежеспособности представляет собой отношение стоимости реальных активов к общей сумме обязательств предприятия. Значение данного коэффициента на начало года 0,75, на конец года – 0,13, что является фактором, вызывающим беспокойство: реальные активы предприятия не покрывают все его обязательства.

Коэффициент текущей ликвидности составляет 1 и находится на минимально допустимой границе. Превышение оборотных активов над краткосрочными финансовыми обязательствами обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности.

Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности – это отношение оборотных активов за вычетом материально производственных запасов к краткосрочным обязательствам. Нормальной признается величина показателя > 0,6. Если коэффициент < 0,5, то заемщик может оказаться неплатежеспособным. Для анализируемого предприятия значения коэффициента на начало и конец года следующие: 0,25 и 0,87. На конец года значение данного коэффициента является приемлемым.

Коэффициент абсолютной ликвидности на конец года составляет 0,73, что свидетельствует о достаточности у предприятия денежных средств для погашения краткосрочных обязательств.

Коэффициент налогообложения прибыли показывает долю от полученной прибыли, которую необходимо отдать в доход государству в качестве налоговых отчислений. На конце 2008 г. этот показатель равен 0,28.

В целом можно сделать вывод о достаточном уровне ликвидности и платежеспособности предприятия на конец 2008 г. Часть показателей приближается к нормативным. Предприятию необходимо принять меры по ликвидации растущей кредиторской задолженности.

Коэффициенты рентабельности – это относительные показатели, в общем случае показывающие долю полученного эффекта в объеме затрат или ресурсов, использованных для достижения эффекта. Иными словами, коэффициенты рентабельности – это результирующие показатели, показывающие эффективность работы предприятия за определенный период. Существуют различные виды данных коэффициентов в зависимости от того, какие виды прибыли, затрат или ресурсов берутся для анализа. Ниже рассмотренные основные виды коэффициентов рентабельности, которые характеризуют деятельность анализируемого предприятия за исследуемый период.

В 2007 г. предприятием получен убыток, поэтому коэффициенты рентабельности за 2007 г. имеют отрицательный характер. В 2008 г. предприятием получена прибыль от реализации в размере 25 млн. руб., чистая прибыль составила 18 млн. руб. Рентабельность продаж в 2008 г. составила 25,25%.

Порог рентабельности – это нетто-объем продаж, при котором коммерческая маржа равна нулю, или, другими словами, порог рентабельности показывает, на какую сумму предприятие должно произвести и реализовать продукцию, чтобы покрыть постоянные издержки. Все издержки ООО «Зеркало-инфо» являются постоянными. Порог рентабельности в 2008 г. составил 293,04 млн. руб. Рентабельность продукции – 33,78%.

Коэффициенты финансовой независимости, собственности, финансового риска равны нулю, коэффициент финансовой зависимости равен 1, что говорит о зависимости предприятия от внешних кредиторов.

Коэффициент реального капитала в активах показывает долю реальных активов (материально-производственных запасов и остаточной стоимости основных средств) в стоимости всего имущества предприятия (валюте баланса). Данный показатель за исследуемый период равен: 0,75 и 0,13 на начало и на конец года. То есть реальные активы а конец года составляют 13% общей стоимости имущества.

Коэффициент оборотных активов в реальном капитале представляет собой долю оборотных активов в реальных активах. Значения данных показателей следующие: 1,33 и 7,5 на начало и конец 2008 г.

Коэффициент собственного капитала на рубль собственных оборотных средств представляет собой отношение чистых активов к чистым оборотным активам. Коэффициент маневренности собственных средств – это доля собственных оборотных средств в авансированном капитале. Чем выше этот показатель тем маневреннее, гибче управление финансово-хозяйственной деятельностью на предприятии. Данный коэффициент показывает какая часть источников собственных средств вложена в наиболее мобильные активы. Для успешно работающего предприятия необходим рост значений коэффициента в динамике. У анализируемого предприятия за исследуемый период данные коэффициенты равны нулю.

Запас финансовой прочности этот показатель означает, что при неблагоприятной конъюнктуре предприятие может сокращать объем продаж в размере запаса «финансовой прочности», пока не достигнет «мертвой точки», в которой рентабельность продаж будет нулевой. Значение этого показателя в ООО «Зеркало-инфо» отрицательное. Это является отрицательной чертой предприятия.

Как видно из анализа данной группы коэффициентов, предприятие «Зеркало-инфо» является неустойчивым в финансовом отношении, так как при анализе его финансово-хозяйственной деятельно получены весьма неблагоприятные значения таких важных показателей, как коэффициенты автономии, собственности, финансовой зависимости, финансового риска и маневренности. Все это объясняется высокой долей собственных средств в пассиве баланса. Предприятие не обладает запасом финансовой прочности, так как уровень постоянных расходов высок, следовательно, точка безубыточности имеет очень высокие значения.

1.4 Резервы повышения финансовой устойчивости предприятия

Для повышения финансовой устойчивости предприятию рекомендуется разработать определенную политику в управлении оборотным капиталом. Данная политика сводится к решению двух важных задач:

1. Обеспечение платежеспособности, то есть наращивание чистого оборотного капитала. Чистый оборотный капитал представляет собой разность между текущими активами и краткосрочной кредиторской задолженностью, поэтому любые изменения в составе его компонентов прямо или косвенно влияют на его размер и качество. Основными составляющими чистого оборотного капитала являются:

  •  производственные запасы предприятия;
  •  дебиторская задолженность;
  •  денежные средства и ценные бумаги;
  •  краткосрочная кредиторская задолженность.

2. Обеспечение приемлемого объема, структуры и рентабельности активов, то есть различные уровни разных текущих активов по-разному воздействуют на прибыль. Каждое решение, связанное с определением уровня денежных средств, дебиторской задолженности и производственных запасов, должен быть рассмотрен как с позиции рентабельности данного вида активов, так и с позиции оптимальной структуры оборотных средств:

  •  если у предприятия недостаточно денежных средств, то это связано с риском остановки производства, возможным невыполнением обязательств, а следовательно потерей партнеров;
  •  большой размер неоправданной дебиторской задолженности ведет к отвлечению оборотных средств, а, следовательно, к потере ликвидности.
  •  большой запас готовой продукции в емкостях связан также с риском дополнительных издержек, а, следовательно, уменьшает доходы;
  •  высокий уровень кредиторской задолженности может быть связан с приобретением производственно-материальных запасов, что приводит к отвлечению денежных средств, а, следовательно, к невыполнению обязательств;
  •  высокая доля долгосрочного заемного капитала может привести к уменьшению прибыли, так как этот источник средств является дорогим.

Таким образом, ликвидность и приемлемая эффективность текущих активов в значительной степени определяются уровнем чистого оборотного капитала.

Предлагаем несколько способов пополнения недостатка оборотных средств предприятия и источников собственных оборотных средств:

  1.  Одним из способов привлечения денежных средств предприятия может быть эмиссия ценных бумаг (акций) предприятия при увеличении размеров первоначального уставного капитала путем дополнительного выпуска акций за счет добавочного капитала по переоценке и продажи их учредителям.
  2.  Привлечение заемного капитала (краткосрочные ссуды банка).
  3.  Финансирование деятельности предприятия посредством лизинга, т.е. предприятие не приобретает дорогостоящее оборудование в собственность, а берет его в лизинг, то есть долгосрочную аренду и тем самым не отвлекает денежные средства из оборота.
  4.  При заключении договоров на отгрузку продукции тщательно изучать платежеспособность и уровень финансовой устойчивости покупателей.
  5.  В договорах на поставку продукции обязательно оговаривать условия оплаты (предоплата, расчеты по схеме «2/10 полная 30»).
  6.  Создание резерва по сомнительным долгам.


2. ОЦЕНКА ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА

2.1 Белорусская модель оценки банкротства предприятия

В качестве критериев для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса организации используются следующие показатели:

  •  коэффициент текущей ликвидности;
  •  коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации.

Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных активов в виде запасов и затрат, налогов по приобретенным активам, дебиторской задолженности, расчетов с учредителями, денежных средств, финансовых вложений и прочих оборотных активов к краткосрочным обязательствам организации, за исключением резервов предстоящих расходов.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяется как отношение разности капитала и резервов, включая резервы предстоящих расходов, и фактической стоимости внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных активов в виде запасов и затрат, налогов по приобретенным активам, дебиторской задолженности, расчетов с учредителями, денежных средств, финансовых вложений и прочих оборотных активов.

Основанием для признания структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организации – неплатежеспособной является наличие одновременно следующих условий:

  •  коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода в зависимости от отраслевой (подотраслевой) принадлежности организации имеет значение менее нормативного (для прочих отраслей – 1,5);
  •  коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в зависимости от отраслевой (подотраслевой) принадлежности организации имеет значение, менее нормативного (для прочих отраслей – 0,2).

Коэффициент текущей ликвидности (К1) на конец отчетного периода рассчитывается как отношение итога раздела I актива бухгалтерского баланса к итогу раздела IV пассив бухгалтерского баланса за вычетом строки 510 «Долгосрочные кредиты  займы» и строки 550 «Резервы предстоящих расходов»:

K1=,

где II А – итог раздела II актива бухгалтерского баланса (строка 290); IV П – итог раздела IV пассива бухгалтерского баланса (строка 590).

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) на конец отчетного периода рассчитывается как отношение суммы итога раздела III пассива бухгалтерского баланса и строки 550 «Резервы предстоящих расходов» за вычетом итога раздела I актива бухгалтерского баланса к итогу раздела II актива бухгалтерского баланса:

K2=,

где III П – итог раздела III пассива бухгалтерского баланса (строка 490); I А – итог раздела I актива бухгалтерского баланса (строка 190); II А – итог раздела II актива бухгалтерского баланса (строка 290).

Организация считается устойчиво неплатежеспособной в том случае, когда имеется неудовлетворительная структура бухгалтерского баланса в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, а также наличие на дату составления последнего бухгалтерского баланса значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами (К3), превышающего 0,85.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами характеризует способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами определяется как отношение всех (долгосрочных и краткосрочных) обязательств организации, за исключением резервов предстоящих расходов, к общей стоимости активов.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) на конец отчетного периода рассчитывается как отношение итога раздела IV пассива бухгалтерского баланса за вычетом строки 550 «Резервы предстоящих расходов» к валюте бухгалтерского баланса:

,

где IV П – итог раздела IV пассива бухгалтерского баланса (строка 590); ВБ – валюта бухгалтерского баланса (строка 300 или 600).

Для анализируемого предприятия значения показателей К1, К2 и К3 приведены в табл. 2.

Таблица 2 – Значение показателей К1, К2, К3 для оценки банкротства ООО «Зеркало-инфо» по методике Республики Беларусь

Наименование показателя

Год

2006

2007

2008

К1

0,87

0,21

1,25

К2

-0,15

-3,75

0,20

К3

1,15

4,75

0,80

Рассчитанные показатели свидетельствуют, что структура бухгалтерского баланса ООО «Зеркало-инфо» в 2006-2008 гг. является неудовлетворительной, поскольку коэффициент текущей ликвидности < 1,5, коэффициент обеспеченности оборотными средствами < 0,2, что свидетельствует о нехватке у предприятия собственных средств для финансирования оборотных средств. В 2006-2007 гг. предприятие находилось на грани банкротства. К концу 2008 г. финансовая ситуация на предприятии улучшилась, коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами не превышает 0,85.

2.2 Методика скоринга для оценки вероятности банкротства предприятия

Для классификации предприятий (банкроты, устойчивые, прибыльные и т.д.) используется метод скоринга. Суть его состоит в вычислении некоторого синтетического показателя (score – оценка), значения которого позволяют разделить предприятия на классы. Обычно такой показатель Z является линейной комбинацией переменных Xi (i = 1, 2, …, n). При этом каждая из них является отношением важных финансовых показателей деятельности предприятия.

Используемые методы финансового скоринга различаются природой переменных Х1…, Хn, используемых для построения дискриминантной функции, и весовыми коэффициентами при этих переменных. Заметим, что каждая из переменных Xi (i = 1, …, n) сама по себе является значимой для финансового анализа, так как  в числителе и знаменателе отношения используются важнейшие показатели деятельности предприятия, такие как общий доход (выручка), прибыль, актив и т. д.

В практике анализа финансовых прогнозов требуется наиболее ранняя диагностика или прогнозирование возможности банкротства организации. Анализ прогнозов позволяет на более раннем этапе предвидеть перспективы, своевременно корректировать бизнес-планы и принимать решения, влияющие на тактические и стратегические задачи развития.

Наиболее распространенными в практике прогнозирования возможного банкротства являются предложенные американским профессором Э. Альтманом Z-модели.

Двухфакторная модель Альтмана. В этой модели выбираются два показателя, от которых, по мнению Э. Альтмана, зависит вероятность банкротства. В их числе коэффициент текущей ликвидности (рассмотренный ранее) и коэффициент финансовой зависимости. В результате статистического анализа западной практики были установлены весовые коэффициенты, характеризующие значимость каждого из этих факторов.

Для США данная модель имеет вид

Z = -0,3877 1,0736Kтл + 0,0579Kфз,

где Kтл  коэффициент текущей ликвидности; Kфз коэффициент финансовой зависимости.

Если Z = 0, вероятность банкротства равна 50%.

Если Z < 0, вероятность банкротства составляет менее 50% и далее снижается по мере уменьшения Z.

Если Z > 0, вероятность банкротства больше 50% и возрастает с ростом Z.

Коэффициент финансовой зависимости равен отношению заемных средств к общей стоимости капитала (валюте баланса):

Kфз =

Для нашего предприятия коэффициент финансовой зависимости по состоянию на конец 2008 года равен:

Коэффициент текущей ликвидности равен:

.

Условия функционирования отечественных предприятий нередко отличаются от американских. Поэтому механический перенос весовых коэффициентов Альтмана в расчетах вероятности банкротства отечественных предприятий не всегда обеспечивает достаточную точность прогноза. Проведенный ранее анализ может опровергать выводы прогнозов по модели Альтмана. Но если предположить, что условия рассматриваемого предприятия не противоречат американским (что тоже не исключено), то числовые значения риска банкротства составят

Z = -0,3877 – 1,0736 ∙ 1,25 + 0,0579 ∙ 0,8 = –1,68.

Так как Z < 0, то вероятность банкротства ООО «Зеркало-инфо» очень мала.

Достоинством двухфакторной модели является ее простота, а также возможность применения в условиях ограниченного объема информации. Однако данная модель менее точна в прогнозировании, так как не учитывает влияние других важных показателей (рентабельность, отдача активов, деловая активность предприятия). Ошибка прогноза вероятного банкротства с помощью двухфакторной модели оценивается интервалом

Z = ± 0,65.

Пятифакторная модель Альтмана. Оценку кредитоспособности заемщика банки проводят с помощью статистических моделей. Примером такой модели может служить Z-модель, разработанная американскими учеными в конце 1970-х годов и применяемая банками в кредитном анализе для оценки вероятности банкротства предприятия.

Значение ключевого параметра Z определяется с помощью уравнения, переменные которого отражают важные экономические показатели деятельности предприятия. Полученное значение Z сравнивается с пороговой величиной и определяется уровень кредитоспособности предприятия.

Американский экономист Э. Альтман, используя статистические методы дискриминантного анализа, предложил следующее уравнение Z-модели:

Z = 1,2Х1 + 1,4Х2 + 3,3Х3 + 0,6Х4 + 0,999Х5,

где Х1 – отношение собственного оборотного капитала к сумме активов предприятия; Х2 – соотношение нераспределенной прибыли с активами; Х3 – соотношение прибыли до налогообложения с активами; Х4 – соотношение собственных оборотных средств с заемными средствами; Х5 – соотношение выручки от реализации без НДС и акцизов с активами.

Степень близости предприятия к банкротству определяется по шкале, представленной в таблице 3.

Таблица 3Шкала вероятности банкротства

Значения Z

Вероятность банкротства

менее 1,8

очень высокая

от 1,81 до 2,7

высокая

от 2,7 до 2,99

средняя

от 3,0

низкая

Определим значение Z-критерия для ООО «Зеркало-инфо» на конец 2008 г.:

Таким образом, в 2008 году вероятность банкротства, рассчитанная с помощью модели Альтмана, очень низкая.


3. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1 Эффект финансового рычага

В условиях хозрасчетного функционирования современных предприятий их эффективное хозяйствование в значительной мере предопределяется оптимальным соотношением собственных и заемных средств. Оно оказывает активное влияние на рентабельность предприятия, его платежеспособность, финансовую устойчивость.

Финансовый рычаг – это экономический инструмент положительного влияния на финансовые результаты предприятия при условии рациональной структуры капитала и соответствующих затратах на его формирование. Применение финансового рычага заключается в привлечении заемных средств на выгодных условиях для финансирования деятельности предприятия.

Эффект финансового рычага рассчитывается по формуле:

,

где ЭР – экономическая рентабельность;

СРСП – средняя расчетная ставка процентов по кредитам (12%);

ЗС – заемные средства;

СС – собственные средства;

Т – ставка налога на прибыль (24%);

,

НРЭИ – балансовая прибыль плюс проценты по кредитам, относимые на себестоимость.

Выражение (1-Т)(ЭР-СРСП) = Д называется дифференциалом финансового рычага. Он показывает разницу между рентабельностью использования капитала в бизнесе и процентом, который необходимо платить за использование заемного капитала с учетом налогов. Дифференциал финансового рычага может быть как положительным, так и отрицательным.

Выражение  – называют плечом финансового рычага. Оно показывает соотношение между заемным и собственным капиталом.

На основе данных баланса предприятия и отчета о прибылях и убытках рассчитаем ЭФР:

Д= -97,7;    n = -7,73 или -773%.

Д= -209,2;    n = -1,71 или -171%.

Д= 190,9;    n = -2,58 или -258%.

Таким образом, так как собственный капитал предприятия имеет отрицательное значение эффект финансового рычага отрицательный.

Оптимальный эффект финансового рычага, когда предприятие способно скомпенсировать налоговую нагрузку и увеличить отдачу собственных средств, достигается при условии:

⅓*ЭР  < ЭФР <  ½*ЭР

Для 2008 г.:

87,7% < ЭФР < 131,6%.

Эффект операционного рычага (ЭОР) определяется по формуле:

,

где Q – выручка от реализации продукции;

VC – переменные затраты;

FC – постоянные затраты.

ЭОР 

Полученное значение силы воздействия операционного рычага показывает, что в 3,96 раза увеличится (уменьшится) прибыль предприятия при определенном значении выручки от реализации. При 10%-м увеличении выручки прибыль увеличится на 39,6%.

2.2 Порог рентабельности

Порог рентабельности или точка безубыточности – это такой объем производства товара или такая выручка от реализации, при которых предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет прибыли. В точке безубыточности валовой маржи хватает только для покрытия постоянных затрат предприятия, и прибыль равна нулю.

Основные алгоритмы, используемые при определении порога рентабельности:

  1.  Валовая маржа:

В = Выручка (А) – Переменные издержки

В = 990 = 99 млн. руб.

  1.  Коэффициент валовой маржи:

или 100%.

  1.  Постоянные издержки согласно рекомендациям «Отраслевые нормативы Министерства промышленности» включают

- общехозяйственные расходы;

- общепроизводственные (без затрат на обслуживание и ремонт оборудования);

- расходы на реализацию (без тары и упаковки).

Таким образом, постоянные затраты равны 74 млн. руб.

  1.  Порог рентабельности:

млн. руб.

  1.  Запас финансовой прочности:

F = Выручка – Порог рентабельности

F = 9974 = 25 млн. руб.

5.1) Запас финансовой прочности в процентах к выручке:

или 25,3%.

  1.  Прибыль:

Н = Запас финансовой прочности х Коэффициент валовой маржи

 млн. руб.

  1.  Сила воздействия операционного рычага:

Анализируя запас финансовой прочности, можно сделать вывод, что предприятие сможет выдержать снижение выручки на 25,3% без угрозы его финансовому состоянию.

Сила воздействия операционного рычага максимальна у порога рентабельности, далее ослабевает из-за «растворения» постоянных затрат, до следующего их скачка. Запас прочности, удаляясь от порога рентабельности, увеличивается.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО «Зеркало-инфо» можно отметить следующее.

Общая стоимость имущества (валюта баланса) на протяжении трех лет увеличилась с 7,4 до 15 млн. руб. Суммарный прирост данного показателя за исследуемый период составил 102,7%, что является примером динамичного развития предприятия.

Предприятие не имеет внеоборотных активов. Стоимость оборотных активов выросла в целом на 202,7%, составив в абсолютных цифрах 15 млн. руб. на конец 2008 г. Увеличение произошло за счет увеличения высоколиквидных активов – суммы денежных средств.

Собственный капитал и резервы предприятия в 2006 году имели отрицательное значение (-1,1 млн. руб.) за счет наличия нераспределенного убытка, в 2007 г. – (-)15 млн. руб., в 2008 г. предприятие смогло сократить нераспределенный убыток до 2 млн. руб., в результате чего сумма по данной статье составила 3 млн. руб. ООО «Зеркало-инфо» не имеет долгосрочных обязательств. Краткосрочные обязательства за три года увеличились на 141,2% с 8,5 до 12 млн. руб.

Нетто-объем продаж за три года вырос на 74,5 млн. руб. Управленческие расходы составили 29,7 млн. руб. в 2006 г., в 2007 г.58 млн. руб., в 2008 г.74 млн. руб. За исследуемый период расходы выросли на 44,3 млн. руб. Убыток от реализации в 2006 г. составил 5,2 млн. руб., в 2007 г. – 15 млн. руб. В 2008 г. предприятие получило прибыль от реализации в размере 25 млн. руб. Следует отметить, что убыток в 2006-2007 гг. связан с тем, что предприятие только начало деятельность и не имело достаточного объема выручки для покрытия постоянных расходов.

В целом можно сделать вывод, что в 2008 г. предприятие практически покрыло убытки, связанные с началом деятельности, понесенные в 2006-2007 гг.

Рассчитанные показатели качества управления капиталом свидетельствуют о том, что предприятие не располагает чистыми активами и авансированным капиталом. Общая сумма обязательств предприятия на начало 2008 г. составляла 4 млн. руб., на конец года – 15 млн. руб. Коэффициент банкротства имеет критический уровень.

Коэффициент общей платежеспособности на начало года 0,75, на конец года – 0,13, что является фактором, вызывающим беспокойство: реальные активы предприятия не покрывают все его обязательства.

Коэффициент текущей ликвидности составляет 1 и находится на минимально допустимой границе. Превышение оборотных активов над краткосрочными финансовыми обязательствами обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности.

Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности на начало и конец года следующие соответственно 0,25 и 0,87. На конец года значение данного коэффициента является приемлемым.

Коэффициент абсолютной ликвидности на конец года составляет 0,73, что свидетельствует о достаточности у предприятия денежных средств для погашения краткосрочных обязательств.

Коэффициент налогообложения прибыли показывает долю от полученной прибыли, которую необходимо отдать в доход государству в качестве налоговых отчислений. На конце 2008 г. этот показатель равен 0,28.

В 2007 г. предприятием получен убыток, поэтому коэффициенты рентабельности за 2007 г. имеют отрицательный характер. В 2008 г. предприятием получена прибыль от реализации в размере 25 млн. руб., чистая прибыль составила 18 млн. руб. Рентабельность продаж в 2008 г. составила 25,25%.

Все издержки ООО «Зеркало-инфо» являются постоянными. Порог рентабельности в 2008 г. составил 293,04 млн. руб. Рентабельность продукции – 33,78%.

Коэффициенты финансовой независимости, собственности, финансового риска равны нулю, коэффициент финансовой зависимости равен 1, что говорит о зависимости предприятия от внешних кредиторов.

Анализируя запас финансовой прочности, можно сделать вывод, что предприятие сможет выдержать снижение выручки на 25,3% без угрозы его финансовому состоянию.

Как видно из проведенного анализа, предприятие «Зеркало-инфо» является неустойчивым в финансовом отношении, так как при анализе его финансово-хозяйственной деятельно получены весьма неблагоприятные значения таких важных показателей, как коэффициенты автономии, собственности, финансовой зависимости, финансового риска и маневренности. Все это объясняется высокой долей собственных средств в пассиве баланса. Предприятие не обладает запасом финансовой прочности, так как уровень постоянных расходов высок, следовательно, точка безубыточности имеет очень высокие значения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 350 с.
  2.  Балащенко В. Ф., Бондарь Т. Е., Ивашутин А. Л. Финансы предприятия: Учебное пособие. – Мн.: БНТУ, 2006. – 203 с.
  3.  Бригхэм Ю., Эрхардт М. Финансовый менеджмент / Под ред. к.э.н. Е.А. Дорофеева. – СПб.: Питер, 2009. – 960 с.
  4.  Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. – М.: ПРИОР-СТРИКС, 2004. – 382 с.
  5.  Вартанов А. С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 240 с.
  6.  Ванхорн Джеймс С., Вахович Джон М. Основы финансового  менеджмента. – М.: Вильямс, 2007. – 1232 с.
  7.  Гаретовский Н.В. Финансовые методы стимулирования интенсификации производства. – М.: Финансы, 2006. – 299 с.
  8.  Ермолович Л. Л. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2007. – 576 с.
  9.  Змитрович А. И., Бернар Фиоле. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. Мн.: БГУ, 2004. – 313 с.
  10.  Левкович А. О. Финансовый менеджмент: прикладной аспект: пособие. – Мн.: Элайда, 2008. – 578 с.
  11.  Маркин Ю. П. Анализ внутрихозяйственных резервов. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 320 с.
  12.  Раицкий К. А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001. – 693 с.
  13.  Рыбин В. И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий и объединений. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 391 с.
  14.  Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: Экоперспектива, 2009. – 720 с.
  15.  Савчук В. П. Диагностика предприятия: поддержка управленческих решений. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 175 с.


Приложения


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8468. Совокупный экономический потенциал: понятие и сущность 35.5 KB
  Совокупный экономический потенциал: понятие и сущность Формирование совокупного экономического потенциала является сложным и многоэтапным процессом. Потенциал - это определенная совокупность ресурсов, средств, которые имеются в национальной эко...
8469. Конституционно-правовые институты Китайской Народной Республики 92.77 KB
  Конституционно-правовые институты Китайской Народной Республики Особенности китайской правовой традиции, специфика восприятия власти и управления. Конфуцианство и практика государственного строительства в Китае...
8470. Древняя цивилизация Китая 22.21 KB
  Древняя цивилизация Китая - одна из редких культур в истории человечества, имеющая свои истоки зарождения. Это единственная непрерывно развивающаяся этнокультура. Зародившись тысячелетия назад, китайская культура процветает и в нас...
8471. Мифология Древнего Китая 62.5 KB
  Мифология Древнего Китая Китай - одно из древнейших цивилизованных государств мира. Философские идеи в Китае, берущие начало в глубине веков, чрезвычайно богатые по содержанию и являются огромной кладовой идей в истории познания всего человечес...
8472. Типова навчальна програма нормативної дисципліни Китайська мова 112 KB
  Типова навчальна програма нормативної дисципліни Китайська мова. ЗАГАЛЬНІ ПОЛОЖЕННЯ Типова навчальна програма Китайська мова (далі - Програма) розроблена відповідно до освітньо-професійних програм за напрямом підготовки 6.020303 Філологія (Перекла...
8473. Китайская поэзия 60.5 KB
  Китайская поэзия В поэзии сосуществуют (но далеко не мирно) разные направления, представленные многими крупными авторами, часто не схожими ни характером поэтических установок, ни идеологическим кредо. Большую и влиятельную группу представляли так на...
8474. Этимология и традиции чайной церемонии 83 KB
  Этимология Русское слово чай происходит от китайского (ча) растение Camellia sinensis китайцы называют (ча шу). Примерно до VIII в. до н. э. для чая не было особого слова вместе с другими горькими травами его называли (ту). Нельзя не з...
8475. Сооружение участка магистрального газопровода с разработкой очистки полости и испытания 289 KB
  Сооружение участка магистрального газопровода с разработкой очистки полости и испытания Введение Газовая промышленность является одной из самых динамично развивающихся отраслей экономики Российской Федерации. В последние годы она вышла на первое мес...
8476. Паблик рилейшенз. Конспект лекций 613 KB
  Настоящий конспкет лекций представляет собой одно из первых, подготволенных в полном соответствии с учебной программой пособий по такой важнейшей для экономистов, маркетологов, менеджеров и др. студентов, обучающихся по экономическим, переводческим ...