43582

Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов

Книга

Архивоведение и делопроизводство

Дипломным проектированием завершается обучение студентов в университете. Студент допускается к выполнению дипломного проекта после сдачи всех экзаменов и зачетов, предусмотренных учебным планом

Русский

2013-10-26

144.62 KB

14 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА

ИМЕНИ  И. М. ГУБКИНА» 

Кафедра газохимии

Крылов И.Ф., Жагфаров Ф.Г., Карпов А.Б.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению дипломных проектов и работ

для специальности–

240403 «Химическая технология природных энергоносителей

и углеродных материалов»

МОСКВА 2012


Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА

ИМЕНИ  И. М. ГУБКИНА» 

Кафедра газохимии

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению дипломных проектов и работ

для специальности  –

240403 «Химическая технология природных энергоносителей

и углеродных материалов»

Под редакцией А.Л. Лапидуса

МОСКВА 2012


УДК 665

Методические указания по дипломному проектированию для специальности– 240403 «Химическая технология природных энергоносителей  и углеродных материалов»

Методические указания разработаны на основе «Руководства по дипломному проектированию в МИНХиГП имени И.М. Губкина» (1983 г.), приказов по институту, решений Методического Совета института. Они учитывают также опыт организации и проведения дипломного проектирования на кафедре газохимии РГУ нефти и газа  имени И.М. Губкина и ряде родственных кафедр других ВУЗзов страны.

Методические указания предназначены для студентов и преподавателей кафедры газохимии, а также для всех лиц, участвующих в организации и проведении дипломного проектирования. Они могут быть полезны студентам других специальностей РГУ нефти и газа  имени И.М. Губкина.

Рецензент -  

Методические указания одобрены к изданию учебно-методической комиссией факультета химической технологии и экологии.

© РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НЕФТИ И ГАЗА имени И. М. ГУБКИНА


ОГЛАВЛЕНИЕ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5

2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 5

3 ТЕМАТИКА И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ 6

И РАБОТ 6

4 ОРГАНИЗАЦИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 10

5 СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА 13

5.1 Содержание дипломного (расчетного) проекта 14

5.2 Содержание дипломной (исследовательской) работы 23

6 ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА (РАБОТЫ) 28

6.1 Оформление пояснительной записки 28

6.2 Оформление графической части 39

7 ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА 41

8 ХРАНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ 44

Приложение 1 46

Приложение 2 48

Приложение 3 51

Приложение 4 54

Приложение 5 55

Приложение 6 56

Приложение 7 57

Приложение 8 58

Приложение 9 59


1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дипломным проектированием завершается обучение студентов в университете. Студент допускается к выполнению дипломного проекта после сдачи всех экзаменов и зачетов, предусмотренных учебным планом. Допуск к дипломному проектированию осуществляется приказом по институту. В соответствии с учебным планом на выполнение и защиту дипломного проекта отводится 16 недель.

Дипломное проектирование является квалификационной работой студента, на основе защиты которой Государственная аттестационная комиссия (ГАК) решает вопрос о присвоении выпускнику ВУЗа квалификации специалиста (инженера).

2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Дипломное проектирование – заключительный этап обучения студентов в ВУЗе, целью которого является:

- систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний для самостоятельного решения конкретных научных, производственных, экономических и технических задач;

- выявление степени подготовленности студентов для самостоятельной работы в условиях современного производства, прогресса науки, техники и культуры;

- решение конкретных практических вопросов по заданиям промышленных предприятий и отраслевых НИИ.

При выполнении дипломного проекта студентами используются знания, полученные при изучении теоретических курсов и прохождении производственных практик, а также навыки, приобретенные в курсовом проектировании и учебной научно-исследовательской работе студентов (УНИРС).

Дипломное проектирование является в то же время продолжением активного обучения, при котором у студентов развиваются навыки ведения самостоятельной работы, в том числе:

- овладение методикой исследования и способность применять новые подходы и принципы при решении разрабатываемых в проекте проблем и вопросов;

- умение работать с научно-технической литературой и нормативной документацией;

- использование современной вычислительной техники и математических методов и т.д.

Дипломный проект выполняется студентом самостоятельно: за принятые технические решения, правильность расчетов и достоверность полученных результатов, обоснованность выводов студент несет полную ответственность.

Руководитель дипломного проекта и консультанты по отдельным разделам проекта проверяют лишь принципиальную правильность разрабатываемых вопросов и направляют самостоятельную работу студента.

3 ТЕМАТИКА И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ 

И РАБОТ

Тематика дипломных проектов и работ должна соответствовать специальности – 240403 «Химическая технология природных энергоносителей  и углеродных материалов»  и быть актуальной, т.е. отражать современное состояние и перспективы развития газо- и нефтехимической промышленности. Дипломные проекты и работы рекомендуется выполнять на реальные темы по заданиям предприятий и научно-исследовательских организаций, связанные с будущим местом работы выпускника.

Общая тематика дипломных проектов и работ кафедры газохимии приведена в приложении 1.

Студентам предоставляется право выбора темы. В рамках общей тематики кафедры студент может предложить свою тему, обосновав необходимость и целесообразность ее выполнения.

Многолетний опыт дипломного проектирования показывает, что на кафедре газохимии выполняются выпускные работы двух типов:

- расчетные дипломные проекты;

- исследовательские дипломные работы.

Дипломный проект (расчетный) обычно связан с проектированием отдельной установки (цеха), а при особой сложности объекта – технологически самостоятельной части его. При выполнении расчетного дипломного проекта студенту необходимо (на основании материалов производственных и преддипломной практик, а также  литературных данных) разработать технические решения (реконструкция или замена некоторых узлов или отдельных аппаратов, применение новых видов сырья, катализаторов или вспомогательных материалов, увеличение единичной мощности оборудования и т.д.), отличающие проектируемую установку от действующей и доказать эффективность внесенных изменений, которые должны способствовать росту производительности труда, снижению себестоимости, повышению качества продукции и т.п. Не допускается увеличение производительности установки (цеха) без каких-либо технических усовершенствований процесса. При разработке расчетного дипломного проекта студент в основном опирается на практику действующих производств, однако он обязан хорошо знать основное направления научно-технического прогресса в отрасли, использовать в проекте последние достижения отечественной и зарубежной науки и техники, применять наиболее эффективные и совершенные технические решения.

Дипломные работы исследовательского характера в основном выполняются по тематике исследовательских работ кафедры газохимии и ее филиалов. При выполнении дипломной (исследовательской) работы желательным является выполнение расчетно-графической части (разработка принципиальной технологической схемы, расчет материальных балансов и т.д.) с использованием результатов, полученных дипломником при проведении исследовательской части работы.

Одним из прогрессивных методов является комплексное дипломное проектирование, которое представляет совокупность взаимосогласованных дипломных проектов, выполняемых самостоятельно отдельными студентами. В каждом дипломном проекте разрабатывается одна из частей комплексного проекта, в то же время каждый отдельный проект должен содержать проработку всех разделов, обязательных для дипломных проектов.

Комплексное дипломное проектирование может осуществляться в различных формах. В РГУ нефти и газа имени  И.М. Губкина в основном получили развитие следующие виды комплексного дипломного проектирования.

1. Межфакультетское проектирование. В разработке комплексного дипломного проекта участвуют студенты ряда специальностей разных факультетов, которые в соответствии с профилем своей специальности разрабатывают ту или иную часть проекта. Одна из кафедр выступает в роли базовой кафедры-организатора выполнения комплексного дипломного проекта, в функции которой входит координация всех работ. Защита такого комплексного проекта осуществляется на заседании специализированной ГАК, в состав которой входят представители всех кафедр, участвующих в разработке проекта. Возглавляет такую комиссия представитель ГАК базовой кафедры или ответственный работник соответствующей отрасли промышленности.

2. Межкафедральное проектирование осуществляется студентами разных кафедр одного факультета, работавшими над проектом крупного объекта, который нельзя выполнить силами студентов одной кафедры. Роль координатора работ выполняет одна из кафедр, участвующих в проектирования. Защита межкафедрального комплексного дипломного проекта проводится по частям на ГАК разных специальностей факультета.

3. Внутрикафедральное (групповое) проектирование выполняется студентами одной кафедры при разработке крупного проекта, что позволяет осуществить глубокую проработку отдельных его частей.

При комплексном дипломном проектировании назначается научный руководитель, координирующий работу руководителей отдельных проектов. Из числа студентов, выполняющих комплексный дипломный проект, желательно назначить руководителя группы, осуществляющего организацию работы студентов.

Число студентов, участвующих в разработке комплексного дипломного проекта, зависит от его сложности и может быть от трех до десяти.

Студент-дипломник, разрабатывая определенную часть комплексного дипломного проекта совместно со специалистами разного профиля, участвует в решении крупной задачи, видит взаимосвязь отдельных частей проекта, приобретает опыт работы в коллективе, имеющем одну цель.

Комплексный дипломный проект выполняется, как правило, по заданию промышленных предприятий, отраслевых научно-исследовательских или проектных институтов. Поэтому защиту такого проекта целесообразно проводить на выездном заседании ГАК непосредственно на предприятии - заказчике проекта или в институте в присутствии представителей заказчика.

Возможны и такие формы дипломного проектирования:

- повторное проектирование, заключающееся в том, что для получения наиболее выгодного результата одно и то же задание на дипломный проект выдается нескольким студентам для одновременного или последовательного выполнения с использованием разных технических решений;

- последовательное выполнение курсового и дипломного проекта, заключающееся в том, что одна и та же тема выполняется студентом первоначально в объеме курсового проекта как первого варианта решения поставленной задачи, затем развивается и углубляется до объема дипломного проекта.

4 ОРГАНИЗАЦИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Установлен следующий порядок проведения дипломного проектирования:

- определение темы и выдача задания на дипломное проектирование;

- прохождение преддипломной практики;

- выполнение дипломного проекта;

- защита дипломного проекта перед Государственной Аттестационной Комиссией (ГАК).

Целесообразным является определение темы дипломных проектов студентам раньше официального срока начала работы над дипломным проектом – на IV курсе. В этом случае выполнение курсовых проектов, УНИРС, прохождение II производственной практики может быть увязано с предстоящим дипломным проектированием, чем обеспечивается более глубокая проработка всех разделов дипломного проекта. С учетом раннего распределения (на III-IV курсах) дипломное проектирование следует по возможности проводить по тематике той организации, в которую направляется студент после окончания Университета.

Выполнение дипломных проектов может осуществляться как на кафедре, так и вне ВУЗа – в филиалах кафедры газохимии, научно-исследовательских и проектных институтах, на промышленных предприятиях, соответствующих профилю специальности.

Непосредственное руководство работой студентов осуществляют руководители дипломного проекта, которые назначаются приказом ректора в IX семестре из числа профессоров, доцентов и старших преподавателей кафедры. Руководителями могут быть назначены высококвалифицированные специалисты других учреждений, старшие научные сотрудники кафедры. При назначении в качестве руководителя дипломного проекта специалиста сторонней организации кафедра знакомит его с требованиями по выполнению и оформлению дипломных проектов и работ и обеспечивает необходимыми методическими указаниями.

Руководитель дипломного проекта:

- формулирует тему и составляет задание на дипломный проект;

- выдает задание по сбору необходимого материала на производственной и преддипломной практиках;

- совместно со студентом разрабатывает календарный график работы на весь период дипломного проектирования;

- помогает студенту в подборе необходимой литературы, справочных и других материалов по теме проекта;

- проводит систематические, предусмотренные расписанием, консультации студентов-дипломников;

- регулярно контролирует выполнение календарного графика работы (по частям и в целом);

- составляет отзыв о работе студента над дипломным проектом по его завершению.

Консультанты по экономическому разделу, разделам безопасность и экологичность и механическому расчету (последний – для расчетных дипломных проектов) назначаются в IX семестре, до начала преддипломной практики из числа преподавателей и сотрудников соответствующих кафедр (возможно привлечение специалистов других учреждений).

Консультант по разделу дипломного проекта (работы):

- формулирует задание по соответствующему разделу (с участием руководителя проекта);

- выдает задание по сбору необходимого материала нa преддипломной практике;

- проводит систематические, предусмотренные расписанием, консультации;

- контролирует планомерное выполнение соответствующего раздела дипломного проекта (работы).

Выполнению дипломного проекта (работы) предшествует преддипломная практика, целью которой является сбор производственного, исследовательского и проектного материала, необходимого для выполнения всех разделов дипломного проекта (работы). Особое внимание следует обратить на выявление узких мест в технологии и пути усовершенствования работы установки. Эти материалы могут послужить основой технических решений, используемых при разработке расчетного дипломного проекта или расчетной части исследовательского дипломного проекта, а также проведения расчета технико-экономических показателей работы установки.

Прохождение преддипломной практики является обязательной независимо от характера дипломного проектирования. Как правило, преддипломная практика проводится на промышленном предприятии; в виде исключения, по разрешению заведующего кафедрой, допускается прохождение преддипломной практики в научно-исследовательских или проектных организациях. По окончании преддипломной практики содержанке дипломного проекта уточняется и руководитель составляет индивидуальное задание на дипломное проектирование.

Задание на дипломное проектирование, оформленное в двух экземплярах на типовых бланках (приложения 2 и 3), подписывается руководителем, консультантами и студентом и утверждается заведующим кафедрой. Один экземпляр утвержденного задания выдается студенту-дипломнику (этот экземпляр затем включается в пояснительную записку проекта),  другой – хранится на кафедре.

Студент-дипломник на основании задания и календарного графика работы (приложения 4 и 5) приступает к выполнению дипломного проекта.

Выполнение календарного графика работы над проектом систематически (не реже одного раза в две недели) контролируется руководителем проекта. Ход дипломного проектирования периодически обсуждается на заседаниях кафедры, где заслушиваются руководители проектов или студенты-дипломники.

Законченный дипломный проект, подписанный студентом и консультантами, передастся руководителю проекта; после просмотра и одобрения руководитель подписывает проект и вместе со своим письменным отзывом (приложение 6) передает проект заведующему кафедрой.

Заведующий кафедрой в случае допуска проекта к защите подписывает титульный лист (приложения 7 и 8).

Если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите дипломного проекта, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с обязательным участием студента-дипломника и руководителя проекта.

Дипломный проект, допущенный к защите, направляется на рецензирование (приложение 9), содержащее рекомендации по составлению рецензии на дипломный проект.

Состав рецензентов утверждается деканом факультета химической технологии и экологии по представлению заведующего кафедрой из числа высококвалифицированных специалистов производства, научно-исследовательских или проектных институтов или ВУЗов, в том числе - РГУ нефти и газа, если они не работают на кафедре газохимии.

После рецензирования никаких исправлений и дополнений в дипломный проект вносить не разрешается.

После возвращения с рецензии дипломный проект направляется в ГАК для публичной защиты.

5 СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Дипломный проект состоит из пояснительной записки и графической части, выполняемой в виде компьютерной презентации.  Содержание, как пояснительной записки, так и графической части определяется заданием на дипломное проектирование. Дипломные проекты расчетного и исследовательского характера по своему содержанию отличаются друг от друга и поэтому рассматриваются отдельно.

5.1 Содержание дипломного (расчетного) проекта

Пояснительная записка дипломного (расчетного) проекта, как правило, включает следующие разделы:

- введение;

- литературный обзор;

- технологическая часть;

- механический расчет основного аппарата;

- расчет основных технико-экономических показателей работы проектируемой установки (цеха);

- безопасность и экологичность на проектируемом объекте;

- список использованной литературы;

- приложения (при необходимости).

Все разделы пояснительной записки должны быть связаны с основным (технологическим) разделом дипломного проекта.

Графическая часть дипломного проекта, выполняемая в виде компьютерной презентации, состоит из 6-10 слайдов и обычно включает следующие материалы:

- физико-химические основы проектируемого процесса – 1 – 2 слайда;

- технологическая схема проектируемого объекта – 1 – 2 слайда;

- механический чертеж оборудования, расчет которого проведен в механической части проекта с деталировкой и разрезами – 1-2 слайда;

- основные технико-экономические показатели проектируемого процесса в сравнении с действующим производством (таблица) – 1 слайд;

- безопасность и экологичность – 1 слайд;

В содержание пояснительной записки и графической части руководителем и консультантами разделов проекта могут быть внесены некоторые изменения.

5.1.1 Введение (2-3 стр.)

В краткой форме излагаются состояние и перспективы развития проектируемого производства в нашей стране и за рубежом; рассматриваются достоинства и недостатки действующего производства; обосновывается актуальность и необходимость выполнения дипломного проекта. Раздел «введение» не нумеруется.

5.1.2 Литературный обзор (20-25 стр.)

На основе глубокого анализа отечественных и зарубежных источников литературный обзор должен содержать систематизированный материал по теоретическим и практическим вопросам проектируемого производства.

Этот раздел обычно содержит подразделы:

- история возникновения и развития производства продукта;

- краткое рассмотрение и сравнение различных способов получения продукта; обоснование выбора проектируемого способа производства;

- химизм и механизм процесса, влияние различных параметров на протекание разрабатываемого процесса;

- краткое рассмотрение различных вариантов технологического оформления процесса;

- физико-химические и эксплуатационные свойства получаемого продукта, объём его производства в нашей стране и за рубежом, области применения.

В литературном обзоре приводится различный иллюстративный материал (графики, таблицы и т.д.). Литературный обзор должен обязательно сопровождаться ссылками на литературные источники, которыми студент пользовался при его составлении. Нельзя ссылаться на работы, с которыми студент лично не знакомился.

Литературный обзор должен иметь название (как правило, совпадающее с названием темы дипломного проекта) с указанием в скобках – литературный обзор

5.1.3 Технологическая часть (50-60 стр.)

Технологическая часть (основной раздел проекта) включает, как правило, следующие подразделы:

Технические решения, положенные в основу проекта. Излагаются технические решения, положенные в основу проектируемого производства и отличие его от действующих установок. Эти технические решения, принимаемые автором дипломного проекта на основе материалов преддипломной практики, а также глубокого изучения отечественных и зарубежных литературных источников по разрабатываемому процессу. Кратко излагаются результаты возможного внедрения предлагаемых технических решений:

–  улучшение технико-экономических показателей процесса (снижение себестоимости, увеличение прибыли и т.д.);

-  решение экологических проблем и обеспечение безопасности производства;

- решение других проблем проектируемого производства.

В соответствующих разделах дипломного проекта эти вопросы излагаются подробно на основании соответствующих расчетов.

Технологическая схема процесса. Приводится описание технологической схемы процесса, которое должно быть кратким, логичным и отчетливым. Излагается последовательность технологических операций при переходе обрабатываемых материалов из аппарата в аппарат: для основных стадий процесса указываются параметры (температура, давление и др.). При описании  схемы вслед за названием аппарата необходимо указывать его номер на схеме, которая приводится на 1 – 2 отдельных листах формата А4 и прикладывается в конце описания технологической схемы.

При разработке технологической схемы следует по возможности обеспечить:

- осуществление непрерывных процессов с максимальным использованием  сырья, энергии, вспомогательных материалов и реагентов;

протекание процесса в наиболее благоприятных физико-химических условиях;

осуществление самотека жидкостей и сыпучих материалов путем вертикального или ступенчатого расположения аппаратов и т.д.

Характеристика сырья, вспомогательных материалов и готовой продукции. Приводятся требования нормативной документации (ГОСТ, ТУ и т.д.) на качество основных видов исходного сырья, вспомогательных материалов и реагентов, а также готовой продукции. Основой этого подраздела являются материалы преддипломной и производственных  практик. Целесообразно этот материал приводить в виде таблиц, в которые следует включать не все показатели соответствующих нормативных документов, а выбрать основные 5-6 показателей, наиболее полно характеризующих тот или иной продукт.

Расчет материальных балансов. Подраздел следует начать с исходных данных для составления материальных балансов - заданная производительность установки, число часов работы установки в течение года,  нормы потерь, состав сырья, промежуточных и конечных продуктов и т.д. Исходными данными являются материалы преддипломной и производственных практик, а также литературные данные и результаты, полученные автором проекта в результате технических решений, положенных в основу проекта (см. подраздел «Технические решения, положенные в основу проекта»).

Расчет материальных балансов производится обычно в кг/ч, но может быть рассчитан и на 1 т готового продукта с последующим расчетом на заданную производительность и т.д.

Материальные балансы рассчитываются для каждой стадии процесса, в которой происходят химические или физические изменения в составе материальных потоков (химические реакции, испарение, конденсация, экстракция, абсорбция, адсорбция, десорбция, фильтрование и т.д.). В начале обычно проводятся все необходимые расчеты по данной стадии, которые затем вводятся в таблицу, состоящую из двух частей: прихода и расхода материальных потоков (в кг/ч, кг/моль×ч, %масс., %мольн.).

Расчет материальных балансов завершается составлением таблицы сводного материального баланса установки (цеха), в который включаются только материальные потоки продуктов, входящие и выходящие с установки в целом, без промежуточных потоков.

Сводный материальный баланс установки является основой для расчета основных технико-экономических показателей процесса, поэтому наряду с размерностью потоков в кг/ч, целесообразно использовать размерность тыс.т/год

Расчет тепловых балансов. Основными задачами расчета тепловых балансов являются:

-определение температуры какого либо потока на входе или выходе из аппарата;

- определение расхода энергии на нагрев или охлаждение материальных потоков в том или ином аппарате, при этом рассчитывается количество теплоносителя (хладоагента), которое необходимо для поддержания заданного теплового режима работы аппарата;

- расчет поверхности теплообмена, необходимой для подвода или отвода тепла в аппарате и т.п.

Тепловые балансы составляются для всех основных аппаратов установки и теплообменной аппаратуры. Вначале проводятся все необходимые расчеты по определению прихода и расхода тепла, которые затем сводятся в таблицу. Основой составления теплового баланса являются результаты расчета материального баланса соответствующей стадии процесса.

Очень важным является правильный выбор необходимых для тепловых расчетов значений теплотехнических параметров (теплоемкости, энтальпии, коэффициентов теплопередачи и т.д.). Эти параметры выбираются из различных справочников; определяются по номограммам или рассчитываются по соответствующим методикам с обязательной ссылкой на источник.

Технологический расчет основного оборудования. На основании расчета материальных и тепловых балансов производится технологический расчет основного оборудования, в результате которого определяются основные размеры аппаратов, необходимые поверхности теплообмена и т.д.

Технологическое оборудование химических производств может быть разделено на 3 вида:

- основное стандартное – реакторы, ректификационные колонны, экстракторы, теплообменники и т.д.

- вспомогательное типовое – компрессоры, наносы, воздуходувки, центрифуги и т.д.

- нестандартное – мерники, бункера, барометрические ящики, отстойники и т.д.; в отдельных случаях нестандартным может быть и оборудование, относящееся к основному.

Первые два вида оборудования изготавливаются на предприятиях химического и нефтяного машиностроения; это оборудование выбирается дипломником по соответствующим каталогам и нормалям на основании выполненных технологических расчетов.

Третий вид оборудования изготавливается обычно на месте монтажа установки или производится по заказу на специализированном предприятии.

В пояснительной записке не рекомендуется приводить расчеты однотипных аппаратов. В качестве примера рассчитывается один типовой аппарат, результаты расчетов остальных приводятся в таблицах (таблицы 1, 2, 3).

 

Таблица 1 Сводная таблица основного оборудования

№ пп.

№ позиции аппарата по технологической схеме

Наименование аппарата

Назначение

Тип и конструк

ция

Мате

риал

Размеры аппарата

Коли

чество аппаратов

Каталог, нормаль, ГОСТ

Диа

метр, мм

Высота, мм

Поверх

ность тепло

обмена, м2

1

12

реактор

Полимеризация этилена

Реактор с перемешивающим устройством

Х18-Н9Т

600

5000

300

2

Таблица 2 Сводная таблица вспомогательного оборудования

№ пп.

№ позиции аппарата по технологической схеме

Наименование

Назначение

Оборудование

Привод

Коли

чество аппаратов

Каталог, нормаль, ГОСТ

Количество

Тип

Производительность, м3

Напор, мм вод. ст.

Тип

Мощность, кВт

1

8

вентилятор

Подача воздуха

8

МВ-30

9900

90

Электрический

11,0

1450

Таблица 3Сводная таблица нестандартного оборудования

№ пп.

№ позиции аппарата по технологической схеме

Наименование

Назначение

Конструк

ция

Мате

риал

Размеры аппарата

Коли

чество аппаратов

Объем, м3

Диаметр, мм

Высота (длина), м

Поверх

ность тепло

обмена, м2

1

32

сборник

Сбор жидкости при аварии

Цилиндр с конусом

Ст. 3

0,5

1700

2000

-

3

Количество аппаратов, для которых проводятся технологические расчеты, определяются руководителем дипломного проекта и обычно составляет 5-6 основных аппаратов, а также вспомогательное и нестандартное оборудование. В это число не включается аппарат, для которого выполняются подробные технологический и механический расчеты (раздел 5.1.4). Для основных аппаратов на отдельных листах (формата А4) приводятся их эскизы.

5.1.4 Механический расчет основного аппарата (15-20 стр.)

Задание формулируется консультантом по механической части по согласованию с руководителем проекта  и как правило включает:

- технологический расчет (определение основных размеров и пр.);

- определение толщины стенки обечайки, днища, крышки;

- расчет укрепления участков обечайки, днища, крышки, ослабленных отверстиями;

- расчет фланцевых соединений, опоры аппарата, трубных решеток и пр.;

- расчет аппарата на действие ветровых и сейсмических нагрузок;

- выбор типа и определение основных размеров перемешивающих устройств, расчет потребляемой мощности и т.д.

5.1.5 Расчет основных технико-экономических показателей процесса (15-20 стр.)

Целью расчета основных технико-экономических показателей процесса является обоснование  экономической эффективности принятых в технологической части проекта технических решений по совершенствованию процесса. Задание этого раздела формулируется консультантом по экономической части проекта по согласованию с руководителем проекта и обычно включает следующие подразделы:

- краткая характеристика проектируемого объекта и его преимущества по сравнению с действующим аналогичным производством;

- расчет производственной программы;

- расчет показателей по труду;

- определение капитальных вложений;

- калькуляция себестоимости продукции;

- расчет показателей экономической эффективности принятых в проекте технических решений.

В заключение раздела составляется таблица, в которой приводится сравнение основных технико-экономических показателей проектируемой установки с аналогичной действующей установкой.

5.1.6 Безопасность и экологичность (10-15 стр.)

Задание определяется консультантом по согласованию с руководителем проекта и обычно включает два подраздела. В первом подразделе, посвященном безопасности на проектируемой установке, рекомендуется следующее расположение материала:

- краткая вводная часть, в которой рассматривается значение безопасности труда в современных условиях;

- характеристика проектируемой установки с точки зрения потенциальных опасностей и вредностей разрабатываемого процесса, а

также оценка его по условиям пожаро- и взрывоопасности;

- таблица, в которую включаются характеристика токсичных, пожаро- и взрывоопасных свойств сырья, промежуточных и конечных продуктов;

- расчет одного из мероприятий по безопасности труда (вентиляции, освещенности, молниезащиты и т.п. отдельных участков установки, рабочих мест и т.д.).

Все принятые решения должны быть обоснованы нормативными документами (ПУЭ, СНиП, СН и т.д.).

Во втором подразделе рассматриваются вопросы защиты окружающей среды для проектируемого производства. Рекомендуется следующее расположение материала:

- результаты влияния на окружающую среду выбросов в атмосферу, сточных вод и других отходов проектируемого производства; приводятся качественные и количественные характеристики вредных отходов;

- мероприятия по очистке сточных вод, обезвреживанию выбросов в атмосферу и отходов производства с доведением содержания в них вредных веществ до действующих санитарно-гигиенических и других норм;

- пути утилизации отходов, уловленными очистными сооружениями.

5.1.7 Выводы по дипломному проекту (1-2 стр.)

В этом разделе приводятся обобщающие выводы и предложения по разработанному проекту. Следует отметить все новое и ценное, что было внесено в дипломный проект. Особо должны быть подчеркнуты технико-экономические результаты принятых технических решений по сравнению с действующим предприятием. Данные экономического характера должны приводиться в конкретных цифрах.

5.2 Содержание дипломной (исследовательской) работы

Пояснительная записка работы обычно включает следующие разделы:    - введение;

- литературный (аналитический) обзор;

- исследовательская (экспериментальная) часть;

- безопасность и экологичность проведения исследований в лабораторных условиях;

- выводы.

- список использованной литературы;

- приложения (при необходимости).

Наряду с перечисленными  разделами в пояснительную записку могут быть включены -  разработка принципиальной схемы процесса, расчет материального и теплового баланса основного аппарата, а также расчет основных технико-экономических показателей процесса при обязательном условии,  что эти разделы выполнены на  основе  результатов исследований, приведенных в экспериментальной части дипломного проекта. При соблюдении этого условия оформление этих разделов в основном совпадает с оформлением соответствующих разделов дипломного (расчетного) проекта (раздел 5.1.3).

Графическая часть дипломной исследовательской работы, выполняемая в виде компьютерной презентации, обычно состоит из 6 - 8 слайдов и включает следующие материалы:

- иллюстративный материал по экспериментальной части (графики, таблицы, схемы реакций и т.д.)  – 5-6 слайдов;

- по безопасности и экологичности– 1 – 2 слайда.

        При выполнении на основе выполненных экспериментов расчетов материального баланса, принципиальной технологической схемы и т.п. в графическую часть включаются слайды по этим материалам.

При необходимости в содержание пояснительной записки и графической части руководителем проекта и консультантами разделов могут вноситься изменения.

5.2.1 Введение (1 -2 стр.)

В краткой форме характеризуется современное состояние проблемы, которой посвящается дипломная работа; обосновывается необходимость проведении исследовательской работы и формулируется  цель работы.

5.2.2 Литературный обзор (15-20 стр.)

На основе глубокого анализа отечественных и зарубежных источников литературный обзор должен полно и систематизировано излагать состояние проблемы, решению которой посвящается дипломная работа, т.е. по существу представлять аналитический обзор. Сведения, содержащиеся в аналитическом обзоре, должны позволить объективно оценить научно-технический уровень состояния вопроса и выбрать путь и средства решения поставленной задачи.

Содержание литературного обзора зависит от темы экспериментальной части, определяется дипломником и руководителем работы и может включать рассмотрение следующих вопросов:

- исторический аспект возникновения и развития научных исследований в избранной области;

- результаты предыдущих исследований;

- физико-химические основы процесса (термодинамика, кинетика, влияние различных параметров, химизм и механизм основных реакций и т.д.).

Литературный обзор должен сопровождаться ссылками на литературные источники, которыми студент пользовался при его составлении. Нельзя ссылаться на источники, с которыми студент лично не знаком.

Литературный обзор обычно завершается кратким заключением, в котором на основе критической оценки предшествующих работ формулируется конкретная задача предстоящего исследования.

Литературный обзор должен иметь название (как правило, совпадающее с названием темы дипломной работы) с указанием в скобках – литературный обзор.

5.2.3 Исследовательская (экспериментальная) часть (30-40 стр.)

Содержание экспериментальной части, и последовательность ее изложения зависят от характера проводимых исследований и определяются дипломником совместно с руководителем работы.

Целесообразно придерживаться следующей последовательности изложения:

- цель и задачи исследования;

- выбор и характеристика веществ, используемых в исследованиях;

- методики экспериментов и анализа продуктов;

- методика обработки результатов;

- результаты исследования и обсуждение результатов;

- выводы по экспериментальной части.

Цель и задачи исследования. В этом разделе на основе сформулированной в конце литературного обзора конкретной задачи исследования намечаются пути ее решения, т.е. составляется программа эксперимента – указываются границы изменения параметров, формулируются общие требования к конечным результатам, определяются преимущества, которые могут быть получены при реализации проводимого исследования и т.д.

Выбор и характеристика реагентов, используемых в исследованиях. В этом подразделе дается обоснование выбора исходного сырья (доступность, стоимость, безвредность и т.д.); приводятся химические и физические свойства и т.д. При наличии нормативной документации приводятся номера ГОСТ, ТУ и пр. Показывается соответствие основных показателей качества продуктов требованиям ГОСТ и ТУ. Особо оговариваются правила обращения с токсичными, взрыво- и пожароопасными веществами. Если исходное сырье проходит предварительную подготовку, то указывается методика такой подготовки, которая может быть приведена в приложении.

Методики эксперимента и анализа продуктов. Приводится схема и описание экспериментальной установки, излагаются правила ее эксплуатации, принципы контроля и регулирования параметров и т.д.

При проведении синтезов приводятся основные и побочные реакции, расчет реагентов, методика проведения синтеза (порядок загрузки реагентов, продолжительность отдельных стадий, параметры процесса, методика выделения и анализа промежуточных и конечных продуктов и т.д.), особо оговариваются правила техники безопасности при проведении экспериментов, связанных с применением взрыво- пожароопасных и токсичных веществ.

В случае использования стандартных методик анализа продуктов дается ссылка на соответствующий ГОСТ или литературный источник; для оригинальных методов анализа приводится их подробное описание, которое может быть помещено в приложении.

Обязательным является составление материальных балансов проведенных экспериментов.

Методика обработки результатов. В этом подразделе приводятся методы обработки экспериментальных данных для представления их в виде искомых зависимостей. Для обработки результатов экспериментов целесообразным является привлечение методов математической статистики.

Результаты исследований и обсуждение результатов. Изложению материала этого раздела должна предшествовать большая подготовительная работа по систематизации полученных результатов и их анализу. Систематизированный материал приводится в виде графиков и таблиц, при этом они обязательно должны сопровождаться кратким анализом. Не следует подвергать анализу каждый результат, приведенный на графике или в таблице, более целесообразно проводить анализ выявленных закономерностей.

Обсуждение результатов является важнейшей частью экспериментальной работы. При этом особое внимание стоит уделить теоретическому объяснению установленных закономерностей, а также провести критическое сравнение полученных результатов с результатами исследований, выполненных по аналогичной тематике в других организациях.

На основания полученных результатов делается заключение о теоретической и практической ценности проведенного исследования с указанием того нового и оригинального, что внесено авторами. Целесообразно также показать, какие результаты могут быть использованы в практической деятельности и наметить пути дальнейшего проведения исследований.

5.2.4 Безопасность и экологичность проведения исследований (10-15 стр.)

Задание определяется консультантом по разделу по согласованию с руководителем проекта и обычно включает два подраздела.

В первом подразделе, посвященном общим требованиям по безопасности труда при работе в научно-исследовательской лаборатории, рекомендуется следующее расположение материала:

- краткая вводная часть, в которой рассматривается значение безопасности труда в современных условиях;

- требования к оборудованию научно-исследовательской лаборатории (рабочая площадь на одного работающего, норма по освещенности рабочего места, мощность вентиляции, наличие вытяжных шкафов, наличие запасного выхода и соответствующих указателей и т.п.).

Во втором подразделе рассматриваются:

- характеристика проводимой исследовательской работы с точки зрения потенциальных опасностей и вредностей, а также оценка пожаро- и взрывоопасности исследовательской работы;

- требования к используемой исследовательской установке  по обеспечению безопасности проведения работы;

- таблица, в которую включаются характеристика токсичных, пожаро- и взрывоопасных свойств исходных, промежуточных и конечных продуктов;

- расчет одного из мероприятий по безопасности труда (вентиляция, освещенность, и т.п. рабочего места и т.д.).

Все принятые решения должны быть обоснованы нормативными документами (ПУЭ, СНиП, СН и т.д.).

5.2.5 Выводы

В них должны быть отражены выявленные в ходе исследований закономерности, связь между строением синтезированных продуктов и их физико-химическими свойствами, эффективность действия, должны содержаться рекомендации для практического использования полученных результатов.

Выводы должны быть сформулированы конкретно, четко и лаконично.

Пояснительная записка заканчивается списком использованной литературы. Литературные источники в списке располагаются по мере цитирования в тексте или в алфавитном порядке.

При необходимости в пояснительную записку включаются приложения, в которых дается вспомогательный материал: промежуточные математические расчеты, программы для ЭВМ, методики экспериментов и анализа продуктов, протоколы испытаний, заключения об эффективности и т.д.

6 ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА (РАБОТЫ)

Дипломный проект (работа) – пояснительная записка и графическая часть должны  быть оформлены в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), которая состоит из ряда ГОСТ, регламентирующих требования к различным видам конструкторской документации.

6.1 Оформление пояснительной записки

Изложение текста и оформление дипломного проекта (работы) выполняется в соответствии с требованиями:

-  ГОСТ 7.32-2001  «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»;

-ГОСТ 7.05-2008  «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила оформления»;

- ГОСТ 8.417-2002  «Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин».

Ниже излагаются основные положения этих  ГОСТ применительно к оформлению дипломных проектов (работ).

Страницы текста и включенные в пояснительную записку иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327.

Пояснительная записка должна быть выполнена с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаге формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков – не менее 1,8 мм (кегль не менее 12).

Текст пояснительной записки следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм; верхнее, левое и нижнее – 20 мм.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на отдельные части текста, отражающие наиболее важные результаты, термины, формулы и т.п.

Объем пояснительной записки,  как правило, не должен превышать 150 стр. Страницы проекта нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту пояснительной записки. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц записки без проставления номера страницы на нем. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц записки, иллюстрации и таблицы на листах формата А3 учитывают как одну страницу.

Текст записки излагается с соблюдением принятой терминологии; слова в тексте пишутся полностью, сокращения допускаются общепринятые в научно-технической литературе или предварительно оговоренные в аннотации дипломного проекта.

Текстовая часть записки делится на разделы и подразделы, пункты и, если необходимо, подпункты. Все разделы, подразделы, пункты и подпункты должны быть пронумерованы арабскими цифрами с точкой; в конце нумерации разделов, подразделов и т.д. точка не ставится. Разделы (составные части пояснительной записки) имеют порядковые номера; подразделы должны иметь порядковые номера в пределах раздела; пункты имеют порядковые номера в пределах подраздела и т.д. Например:

1 – первый раздел;

1.2 – второй подраздел первого раздела;

3.1.2 – второй пункт первого подраздела третьего раздела;

4.2.1.3 – третий подпункт первого пункта второго подраздела четвертого раздела.

         Разделы должны иметь нумерацию в пределах всего текста записки, за исключением приложений.

Разделы и подразделы должны иметь заголовки; пункты и подпункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки разделов и подразделов печатаются с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Они  должны быть краткими и соответствовать последующему содержанию. Переносы  слов в заголовках не допускаются; если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой; в конце заголовка точку не ставят.

Каждый раздел пояснительной записки следует начинать с нового листа (страницы). Каждый пункт (подпункт) текста начинается с абзаца. Цифры, указывающие номера разделов, подразделов, пунктов и подпунктов, не должны выступать за границу абзаца.

Все принятые в проекте единицы измерения должны соответствовать Международной системе единиц СИ (ГОСТ 8.417-2008).

В тексте перед обозначением параметра дают его пояснение, например: «давление в колонне Р».

В формулах в качестве символов следует применять обозначения, общепринятые в научно-технической литературе.

Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Значение каждого символа дают с новой строки в последовательности, в какой они приведены в формуле с указанием размерности. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где», без двоеточия после него.

Все расчетные формулы записываются сначала в общем виде. Например, рассчитаем эквивалентную длину участка испарения lи:

затем вместо символов в том же порядке подставляются значения в соответствующей размерности (без ее указания), размерность указывается в окончательном результате:  

где qт2 – энтальпия сырья на выходе из печи, 970 кДж/кг;

qтнж – энтальпия сырья в начале участка испарения,780 кДж/кг;

qткж  - энтальпия сырья на входе в радиантные трубы, 514 кДж/кг;

lэ – эквивалентная длина радиантных труб для одного потока сырья, 306 м.

Применяемые формулы и справочные данные обязательно долины иметь ссылку на источник.

Иллюстрации пояснительной записки (рисунки, схемы, графики, эскизы и т.п.) называются рисунками и размещаются по тексту сразу после ссылки на них. Допускается размещение рисунков в приложении. Рисунки должны иметь подрисуночную подпись и быть единообразны по оформлению; они, как правило, выполняются на отдельных листах. Для графиков обязательна координатная сетка с указанием размерности параметра по осям и обязательным нанесением экспериментальных точек. Рисунки и таблицы, как правило, сопровождаются кратким анализом приведенных данных.

Эскизы аппаратов можно выполнять без строгого соблюдения масштаба, но с обязательным нанесением основных размеров аппарата; допускается схематическое изображение отдельных элементов.

Технологические схемы, помещенные в тексте пояснительной записки, выполняются на отдельных листах; соблюдение масштаба необязательно, но следует соблюдать примерное соотношение между размерами отдельных аппаратов;  действительное пространственное расположение аппаратов не учитывается вообще, либо учитывается приближенно. При выполнении схем следует применять условные графические обозначения оборудования, обусловленные стандартами ЕСКД (см. раздел 6.2).

Цифровые материалы в пояснительной записке следует сводить в таблицы, которые должны иметь название (заголовок) и соответствующую нумерацию. При переносе таблицы на другой лист заголовок таблицы не повторяют, а указывают «Продолжение таблицы….».

Таблицы, рисунки, формулы должны быть пронумерованы последовательно в пределах каждого раздела. Например: таблица 3.3 – третья таблица третьего раздела; рис. 3.3 – третий рисунок третьего раздела; (3.3) – третья формула третьего раздела.

В соответствии с ГОСТ 7.32 допускается сквозная нумерация иллюстративного материала по всем разделам дипломного проекта (работы).

Нумерация таблиц размещается на одном уровне перед заголовком таблицы; нумерация рисунков располагается перед подрисуночной подписью; нумерация формул в круглых скобках размещается справа от формулы на одном с ней уровне.

Список использованной литературы оформляется в соответствии с основными положениями и правилами описаний произведений печати, регламентируемых ГОСТ 7.05-2008.

Номер использованного литературного источника в тексте ставится в квадратные скобки, например [23], что соответствует источнику, перечисленному в списке использованной литературы под двадцать третьим номером.

Сведения о книгах (монографии, учебники, справочники и т.д.) должны включать фамилию и инициалы автора, заглавие книги, место издания, издательство, год издания, количественную характеристику (объем в страницах).

Фамилию автора следует приводить в именительном падеже; при нескольких авторах их фамилии приводят, отделяя запятой, в той последовательности, в какой они напечатаны в книге; при количестве авторов более трех в списке приводится заглавие книги, а фамилии всех авторов приводятся в конце. Наименование места издания приводится в именительном падеже; допускается сокращение названий двух городов: Москва – М., С.– П.

Примеры описания книг:

- под фамилией автора:

Николаев А.Л. Технология пластических масс. Л.; Химия, 1977, 361 с.

Дж. Ола, А. Гепперт, С. Пракаш. Метанол и энергетика будущего. Когда закончатся нефть и газ. М., Бином, 2009, 416 с.

- под коллективным автором:

        Химия и технология мономеров для синтетических каучуков. Уч. пособие для вузов. Кирпичников П.А., Лиакумович А.Г., Победимский Д.Г., Попова Л.М. Л.,  Химия, 1981, 264 с. (При количестве авторов более трех,  как правило приводятся фамилии и инициалы первых трех и далее – и др.).

- под заглавием:

              Технология переработки природного газа и конденсата. Справочник. т. 1. М., Недра, 2002, 517 с.

Вопросы организации инженерной службы на плотинах / Под ред. Иванова С.К. Ташкент: Дониш, 1978. – 52 с. Авт.: Сагдиев Т.Г., Селезнев Г.С., Заславский Ю.C. и др.

Сведения о статье из периодического издания должны включать: фамилию, инициалы автора, заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии (если таковая имеется), год выпуска, том (при необходимости), номер (выпуск) издания (журнала), страницы, на которых помещена статья (начальный и конечный номер страниц через черточку); для иностранных журналов все данные приводятся на языке оригинала, только название статьи пишется в переводе на русский язык.

Пример описания статьи из журнала:

Авдеенко П.М. Проблемы развития нефтехимических комплексов. - Журнал Всесоюзного химического общества им. Д.И. Менделеева, 1981, ХХVI, 1, с. 13-17.

Для широко распространенных журналов допускается приводить их сокращенное общепринятое название.

Если количество авторов статьи не превышает трех, то приводятся фамилии всех авторов; при четырех и более авторах статьи допускается упоминание первых трех авторов и далее ставится «и др.».

При описании статей, помещенных в сборниках, перед сведениями об издании приводят сокращение «в кн. или в сб.».

Пример описания статьи из сборника:

Арутюнов В.С. Прямое окисление углеводородных газов в оксигенаты: современное состояние и перспективы промышленной реализации. В сб. «Труды Московского семинара по газохимии 2000 – 2002 гг.» М.; ГУП Изд. «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2003, 227 – 248 с.

Примеры описания статьи, напечатанной в нескольких номерах периодического издания:

Сидорова Л.Г. Исследование механизма реакций алкилирования бензола олефинами. – Химия и технология топлив и масел. 1978, №10, с. 45-48, №12, с. 5-10; 1979, №2, с. 7-12; .№5, с. 15-18.

При описании статьи из газеты приводят название газеты (можно сокращенно), год, число, месяц, страницу:

А. Гудков. Сенаторы предлагают разбавлять бензин спиртом. Коммерсант, 18.04.2007, №65, с.10.

Сведения об отчете о научно-исследовательской работе должны включать заглавие отчета (после заглавия приводят в скобках слово «отчет»), его шифр, инвентарный номер, полное (либо сокращенное) название организации, выпустившей отчет, фамилию и инициалы руководителя научно-исследовательской paботы, город и год выпуска, количество страниц отчета:

Синтез и исследование пластификаторов полимерных материалов (отчет). 710852, 52, МИТХТ им. М.В.Ломоносова, Грязев В.М., М., 1983. – 148 с.

При оформлении ссылок на другие источники следует руководствоваться следующими примерами.

Диссертации:

Деева Н.Ю. 1-ариотиоселикарбалиды и их превращения под действием кислых агентов. дис. канд. хим. наук. -М., МХТИ им. Менделеева, 1978. – 161 с.

Авторефераты:

Белоконь Ю.К. СН-кислотность., асимметрический синтез и асимметрические превращения в комплексах переходных металлов. Автореф. дис. докт. хим. наук. – М., МИТХТ им. Ломоносова, 1979. – 43 с.

Патентные документы:

А.С. 502882 (СССР). Способ получения индолид-3-алкаиновых кислот (А.Н. Кост, М.А.Юровская), - Опубл. в Б.И. 1976, №6.

Препринты:

Писарев А.Ф. Оптический резонансный метод. Дубки, 1978, 27 с. (препринт Объед. Ин-та ядерн. исслед. Р-13-11466).

Депонированные рукописи:

Кузьмин В.Е., Камалов Г.Л. Способы получения и конформационные особенности фторзамещенных 1,3-диоксицикланов. – Одесса, 1980. - 19 с. Рукопись представлена Одесским физ.-хим. ин-том. (Деп. в ВИНИТИ 19 февр. 1980 г. №627-80).

Нормативно-техническая документация:

ГОСТ 2.788-74 ЕСКД. Обозначения условные графические.

Каталоги промышленного оборудования:

Каталог. Пластинчатые теплообменники. М.: ЦИНТИХИМНЕФТЕМАШ, 1974. – 60 с.

Если приводятся длинные статьи, опубликованные в малодоступном журнале или на недоступном языке (например, японском), то в библиографии следует привести, кроме обычной ссылки на оригинал, еще ссылку на тот источник (чаще всего это реферативный журнал), из которого почерпнуты приводимые сведения. Например:

Xaта Кадзул. Карбоновые кислоты и родственные соединения. Кагакунорейки, Кажаки по гуок, J. Joр. Chem., vol. 34, p. 478-479; РЖХим, 1981, №6, с. 56.

Объектами составления библиографической ссылки также являются электронные ресурсы локального и удаленного доступа. Ссылки составляет как электронные ресурсы в целом (электронные документы, базы данных, порталы, сайты, веб-страницы форумы и т.д.) так и на составные части электронных ресурсов (разделы и части электронных документов порталов, сайтов, веб-страниц, публикации в электронных сериальных изданиях, сообщения на форумах и т. п.).

Ссылки на электронные ресурсы составляют по правилам, изложенным выше, с учетом следующих особенностей:

- если ссылки на электронные ресурсы включают в массив ссылок, содержащий сведения о документах различных видов, то в ссылках, как правило, указывают общее обозначение материала для электронных ресурсов.

- В примечании приводят сведения, необходимые для поиска и характеристики технических спецификаций электронного ресурса. Сведения приводят в следующей последовательности:

  1.  системные требования (если для доступа к документу требуется специальное программное обеспечение, например, Adobe Acrobat Reader, PowerPoint и т. п.),
  2.  сведения об ограничении доступности (если используются ссылки на документы из локальных сетей, а также из полнотекстовых баз данных, доступ к которым осуществляется на договорной основе или по подписке, например, «ENCOMPAT2», «COMPENDEX», «КонсультантПлюс», «EBSCO», «ProQuest», «Нефтехимический комплекс» и т. п.),
  3.  дату обновления документа или его части,
  4.  электронный адрес,
  5.  дату обращения к документу.

Например:

114. Экономический рост//Новая Россия : [библиогр. указ.] / сост.:    Б. Берхина, О. Коковкина, С. Канн ; Отд-ние   ГПНТБ   СО   РАН.   Новосибирск, [2003 — ]. Дата обновления: 06.03.2007. URL: http://www.prometeus.nsc.ru/biblio/newrus/egrowth.ssi (дата обращения: 22.03.2007).

Приложения приводятся в конце пояснительной записки после списка литературы.  Каждое приложение начинается с новой страницы; в правом верхнем углу пишут слово «Приложение» с цифрами, например «Приложение 1», «Приложение 5» и т.д.

Рисунки, таблицы и формулы нумеруют в пределах каждого приложения, например: «рис. П.1.2.» (второй рисунок первого приложения); «таблица П.3.5.» (пятая таблица третьего приложения).

Каждое приложение должно иметь заголовок.

Пояснительная записка, подготовленная к защите, брошюруется в специальной папке или переплетается. При оформлении записки следует придерживаться определенной последовательности расположения материала:

1. Титульный лист (заполненный) – приложения 7 и 8;

2. Состав дипломного проекта:

А - перечень графического материала дипломного проекта с указанием номера каждого листа, его наименования и формата.

Б – содержание (оглавление) пояснительной записки с нумерацией всех разделов и подразделов и указанием страниц; в оглавление не рекомендуется вносить название каждого пункта и подпунктов.

3. Аннотация дипломного проекта – краткое содержание дипломного проекта и основные результаты;  количественная характеристика пояснительной записки (количество страниц, иллюстраций, таблиц, ссылок на литературу). Кроме русского текста, желательным является написание текста реферата на одном из иностранных языков.

4. Задание на дипломное проектирование (приложения 2 и 3) и календарный график (приложения 4 и 5).

5. Текст пояснительной записки  начинается с «Введения», которое не нумеруется и, как правило, не имеет названия; разделы «Литературный обзор», «Технологическая часть» и другие должны иметь название, например:

«Производство полипропилена» (литературный обзор).

«Установка по производству полипропилена» (технологическая часть).

«Синтез и исследование антиокислительных присадок для масел на основе замещенных фенолов» (экспериментальная часть).

«Расчет реактора полимеризации этилена» (механический расчет) и т.д.

6. Список литературы.

7. Приложения (при необходимости).

При выполнении комплексного дипломного проекта оформление пояснительной записки несколько изменяется.

На титульном листе перед словами «Дипломный проект» печатается слово «Комплексный», а ниже указывается номер части дипломного проекта, к которой относится данная пояснительная записка: «Часть I», Часть II». В названии темы указывается тема данной части.

После титульного листа под заголовком «Состав комплексного дипломного проекта на тему…» дается перечень всех частей проекта. Для каждой части указывается ее название, фамилия студента-разработчика, номер специальности и факультет. Далее следует лист, отражающий состав той части комплексного проекта. для которой составляется пояснительная записка.

Не допускается составление коллективной пояснительной записи от лица нескольких студентов-авторов комплексного дипломного проекта. Однако возможна ссылка в пояснительных записках различных частей комплексного проекта на листы (равно как и пользование  ими во время защиты), общие для всего проекта.

6.2 Оформление графической части

Графическая часть дипломного проекта оформляется в виде компьютерной презентации. Для создания презентаций рекомендуется пользоваться ПО Microsoft Power Point версий 2003 и выше либо аналогичными программами создания компьютерных презентаций (iWork Keynote; OpenOffice.org Impress и проч.). Презентации рекомендуется создавать в формате “Microsoft PowerPoint” (.ppt; .pptx). Размер шрифта заголовков на слайдах презентации должен составлять 32 - 24 кегля.

Распечатка иллюстраций (слайдов презентации) в виде альбома формата А4 передается каждому члену ГАК перед началом защиты дипломного проекта (работы). На каждом листе распечатки может быть размещено 2 рисунка с подписями.

Для создания схем и аппаратов рекомендуется пользоваться ПО Autocad версий 2006 и выше либо аналогичными системами автоматизированного проектирования.

Условные обозначения и шрифты в чертежах аппаратов должны соответствовать  требованиям ЕСКД. В чертежах оборудования допускается использование шрифта Arial (курсив) как наиболее близкого к шрифтам по ЕСКД.

Поскольку в ЕСКД отсутствуют требования к выполнению химико-технологических схем, то при создании последних в системах автоматизированного проектирования рекомендуется следовать руководящим техническим материалам РТМ 26-79-72 (НИИХИММАШ).

Оборудование и элементы схемы должны быть показаны условными изображениями в соответствии со следующими стандартами ЕСКД:

1. Аппараты выпарные – ГОСТ 2.788-74;

2. Аппараты теплообменные – ГОСТ 2.789-74;

3. Аппараты колонные – ГОСТ 2.790-74;

4. Аппараты сушильные – ГОСТ 2.792-74;

5. Отстойники и фильтры – ГОСТ 2.791-74;

6. Центрифуги – ГОСТ 2.795-80;

7. Насосы и вентиляторы – ГОСТ 2.732-68;

8. Устройство питающие и дозирующие – ГОСТ 2.794-79;

9. Конденсатоотводчики – ГОСТ 2.780-96 и ГОСТ 2.793-79;

При отсутствии стандарта на оборудование его схематически изображают в виде конструктивного очертания. При этом должны быть показаны основные технологические штуцера, загрузочные люки, входы и выходы основных продуктов. Допускается изображение оборудования на схеме баз строгого соблюдения масштаба, но без существенного нарушения соотношения габаритных размеров  аппаратов между собой.

7 ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Защита дипломного проекта является заключительной  формой аттестации студента, проверкой его подготовленности к началу самостоятельной деятельности. Защита дипломных проектов проводится на заседаниях Государственной аттестационной комиссии (ГАК).

ГАК организуется  ежегодно в составе председателя и 6-8 членов и действует в течение одного учебного года. Председателем ГАК, как правило, является руководитель крупного производственного или научно-производственного объединения, ведущий сотрудник отраслевого или академического научно-исследовательского института.  В состав ГАК, в качестве членов, входят декан факультета (или его заместитель), заведующий, профессора и доценты кафедры газохимии, представители кафедр общеинженерных дисциплин, экономики и организации производства, охраны труда и окружающей среды.

Защита дипломных проектов на заседаниях ГАК проводятся в соответствии с графиком, который после согласования с председателем ГАК утверждается проректором по учебной работе и доводится до общего сведения не позднее, чем за месяц до начала защиты дипломных проектов.

В ГАК до начала защиты на каждого студента представляются следующие документы:

- выписка из зачетной ведомости;

- пояснительная записка и графический материал дипломного проекта, оформленные в соответствии с требованиями и подписанные руководителем проекта, консультантами разделов и заведующим кафедрой;

- отзыв руководителя проекта (работы);

- рецензия на дипломный проект (работу).

На защиту проекта могут быть представлены также материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненного дипломного проекта, публикации по теме дипломного проекта, макеты, образцы продуктов и т.д.

Защита дипломных проектов проводится, как правило, в Университете. Отдельные проекты могут защищаться на выездных заседаниях ГАК на промышленных предприятиях, в научно-исследовательских и проектных институтах.

Защита дипломных проектов происходит на открытом заседании ГАК в присутствии не менее половины состава комиссии в определенной последовательности:

1. Сообщаются сведения о выполнении студентом учебного плана (называется средний балл и результаты Государственных  экзаменов)  

2. Дипломник получает слово для доклада, в котором четко и кратко освещает актуальность темы, задачи работы и основное содержание дипломного проекта с основными выводами. Графическая часть дипломного проекта (компьютерная презентация) используется для иллюстрации доклада. Для доклада студенту предоставляется 8 – 10 мин.

3. После окончания доклада члены комиссии и присутствующие на защите задают вопросы, которые в связи с проектом могут касаться не только специальных, но и общеинженерных и общетеоретических дисциплин. Следует поощрять краткое изложение содержания проекта (аннотацию), формулирование вопросов и ответов на иностранном языке.

4. Зачитывается рецензия на проект (приложение 9)  и отзыв руководителя (приложение 6).

5. Дипломник отвечает на замечания рецензента.

Вся защита дипломного проекта не должна превышать 20 – 25 мин. Каждый студент, защищающий дипломный проект,  должен помнить о том, что успех защиты определяется не только качеством выполненного проекта, но и умением изложить его сущность в докладе и качеством ответов на вопросы. В процессе защиты и ответов на вопросы студент должен показать, насколько полно он решил поставленную задачу, насколько глубоко изучил и владеет теоретическими знаниями по специальности. Ответы на вопросы должны быть краткими и по существу.

Итоги защиты обсуждаются в отсутствие студентов и оцениваются по 100-балльной шкале с пересчетом в 4-балльную шкалу большинством голосов. При равном числе голосов голос председателя ГАК является решающим. При выставлении оценки учитывается научная и профессиональная подготовка студента, качество пояснительной записки и графического материала (компьютерной презентации), умение отвечать на вопросы и отстаивать свою точку зрения.

Основными качественными характеристиками дипломного проекта являются:

- самостоятельность и оригинальность технических решений, принятых в дипломном проекте;

- реальность проекта, возможность использования его результатов в производстве;

- умение пользоваться современной технической литературой;

- выполнение требования нормативной документации при оформлении  пояснительной записки и графического материала (компьютерной презентации) дипломного проекта;

- грамотность, соблюдение правил орфографии и пунктуации.

При оценке защиты дипломного проекта принимаются во внимание отзыв руководителя проекта и рецензия на дипломный проект; на обсуждение проекта может быть приглашен его руководитель.

Все перечисленные показатели учитывается ГАК при выставлении окончательной оценки при защите дипломного проекта. Наиболее высоко должна оцениваться самостоятельность и оригинальность решения, реальность проекта. Рекомендуется проводить защиту всех составных частей комплексных и групповых дипломных проектов на одном заседании ГАК.

При выполнении студентом всех требований учебного плана и успешной защите дипломного проекта ГАК принимает решение о выдаче ему диплома об окончании Университета с присвоением звания специалиста (инженера).

Студенты, выполнившие учебный план с оценкой «отлично» не менее чем по 75% предметов, включая Государственные экзамены и не ниже «хорошо» по всем остальным предметам, защитившие дипломные проекты с оценкой «отлично» » по решению ГАК получают дипломы с отличием.

ГАК выносит решение о выдвижении лучших дипломных проектов на конкурс, отмечает проекты, выполненные на реальную тематику, рекомендует дипломные проекты для внедрения и публикации, рекомендует выпускника для поступления в аспирантуру.

Решение ГАК объявляется председателем на открытом заседании комиссии после защиты дипломных проектов.

Диплом об окончании Университета и нагрудный знак вручаются молодому специалисту на торжественном собрании деканом факультета или заведующим кафедрой газохимии.

Студент, выполнивший в срок дипломный проект, но получивший при защите неудовлетворительную оценку или не выполнивший дипломный проект в установленный срок по неуважительной причине, отчисляется из Университета. Емy при этом выдается справка установленного образца и предоставляется право защиты проекта в течение трех лет после окончания Университета при представлении положительной характеристики с места работы.

ГАК устанавливает, может ли студент представить к защите тот же проект с доработкой или он обязан разработать новую тему, которая определяется кафедрой газохимии. Студентам, не защитившим дипломного проекта по уважительной причине (документально подтвержденной), приказом ректора может быть продлен срок обучения до следующего периода работы ГАК (но не более одного года).

8 ХРАНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ

Дипломные проекты (пояснительная записка) и графические материалы после защиты регистрируются в книге, в которой отмечаются следующие данные: фамилия и инициалы дипломника и руководителя, тема дипломного проекта, дата защиты, количество страниц пояснительной записки и листов графического материала, оценка проекта.

Хранятся материалы на кафедре газохимии в течение 5 лет, после чего по представлению заведующего кафедрой может быть решен вопрос о целесообразности их дальнейшего хранения. Списание дипломных проектов производится специальной комиссией, назначенной деканом факультета.

Дипломнику разрешается снять копии со своего проекта, которые ( при согласии руководителя проекта и заведующего кафедрой) могут быть переданы предприятию, научно-исследовательскому или проектному институту для использования. Материалы дипломных проектов с разрешения заведующего кафедрой могут быть использованы для учебных целей и в научно-исследовательской работе.


Приложение 1

Тематика дипломных проектов по кафедре газохимии

Расчетные проекты:

1. Установки по производству сырья для газохимии:

          - производство синтез-газа;

- пиролиз газообразного и жидкого сырья;

- дегидрирование бутана (I и II стадии);

- одностадийное дегидрирование бутана;

- разделение контактного газа процесса дегидрирования бутана;

- дегидрирование этилбензола (изопропилбензола);

- разделение контактного газа процессов дегидрирования этилбензола (изопропилбензола);

- алкилирование бензола олефинами (этиленом, пропиленом, α-олефинами);

- дегидрирование изопентана;

- разделение контактного газа дегидрирования изопентана;

- производство изопрена из изобутилена и формальдегида (I или II стадия процесса);

- выделение и концентрирование пропилена.

2. Установки по производству кислородсодержащих продуктов и серы:

      - очистка природного газа от кислых и сернистых соединений;

      - производство серы процессом Клауса;

      - производство метанола;

      - процесс Фишера-Тропша;

      - окисление бутана с получением уксусной кислоты;

      - окисление этилена в ацетальдегид;

       - окисление изопропилбензола с получением фенола и ацетона (I или II    стадия процесса);

- производство этилового спирта прямой гидратацией этилена;

  3. Производство пластмасс и синтетических каучуков:

- полиэтилена низкой плотности (в трубчатом реакторе и реакторе с перемешивающим устройством);

- полиэтилена высокой плотности;

- линейного полиэтилена низкой плотности;

- полипропилена;

- бутадиен-стирольного каучука методом эмульсионной полимеризации;

- полибутадиенового каучука на металлоорганических катализаторах;

- полиизопренового каучука;

Исследовательские проекты:

Дипломные проект  исследовательского характера выполняются по тематике научно-исследовательских работ кафедры и филиалов кафедры, а также по тематике родственных научно – исследовательских отраслевых и академических организаций.


Приложение 2

Министерство образования и науки Российской Федерации

Российский государственный университет нефти и газа
имени И.М. Губкина

Факультет ____Химической технологии и экологии_____

Кафедра ________________Газохимии________________

Специальность ________240403______ Группа ________

ЗАДАНИЕ
на дипломный проект

Студент __________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Тема дипломного проекта:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Время выполнения проекта  с __________ по __________ 20__ г.

Руководитель дипломного проекта _________________________________

(фамилия, инициалы, должность, степень, место работы)

__________________________________________________________________

Тема дипломного проекта и руководитель утверждены
приказом № _________ от «___» ____________________ 20__ г.

Консультант по разделу ___________________________________________

(фамилия, инициалы, должность, степень, место работы)

Консультант по разделу ___________________________________________

(фамилия, инициалы, должность, степень, место работы)

Консультант по разделу ___________________________________________

(фамилия, инициалы, должность, степень, место работы)

Место выполнения проекта (работы) _______________________________

__________________________________________________________________

Заведующий
кафедрой __________________
______________ «___» ____________ 20__ г.

Задание принял к исполнению «___» ______________ 20__ г.

                                                        _________________________

                                                                                                  (подпись студента)


1. Содержание задания по профилирующему разделу проекта

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Исходные данные к проекту ______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Перечень графического материала ________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Задание и исходные данные по разделу ____________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Подпись консультанта _____________________________

5. Задание и исходные данные по разделу ____________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Подпись консультанта _____________________________

6. Задание и исходные данные по разделу

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Подпись консультанта _____________________________

7. Рекомендуемая исходная литература

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Подпись руководителя дипломного проекта  ___________________________


Приложение 3

Министерство образования и науки Российской Федерации

Российский государственный университет нефти и газа
имени И.М. Губкина

Факультет ____Химической технологии и экологии_____

Кафедра ________________Газохимии________________

Специальность ________240403______ Группа ________

ЗАДАНИЕ
на дипломную работу

Студент __________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Тема дипломной работы:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Время выполнения работы  с __________ по __________ 20__ г.

Руководитель дипломной работы _________________________________

(фамилия, инициалы, должность, степень, место работы)

__________________________________________________________________

Тема дипломной работы и руководитель утверждены
приказом № _________ от «___» ____________________ 20__ г.

Консультант по разделу ___________________________________________

(фамилия, инициалы, должность, степень, место работы)

Консультант по разделу ___________________________________________

(фамилия, инициалы, должность, степень, место работы)

Место выполнения работы ________________________________________

__________________________________________________________________

Заведующий
кафедрой __________________
______________ «___» ____________ 20__ г.

Задание принял к исполнению «___» ______________ 20__ г.

                                                        _________________________

                                                                                                  (подпись студента)


1. Содержание задания по профилирующему разделу работы

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Исходные данные к работе ______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Перечень графического материала ________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Задание и исходные данные по разделу ____________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Подпись консультанта _____________________________

5. Задание и исходные данные по разделу ____________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Подпись консультанта _____________________________

6. Задание и исходные данные по разделу

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Подпись консультанта _____________________________

7. Рекомендуемая исходная литература

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Подпись руководителя дипломной работы  ___________________________


Приложение 4

КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛАМ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

№ п/п

Перечень
разделов проекта

Срок
выполнения

Отметки о выполнении

         Составлен «___» _____________________ 20___ г.

       _________________________ _________________________

             (Подпись руководителя)         (Подпись студента)


Приложение 5

КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛАМ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

№ п/п

Перечень
разделов работы

Срок
выполнения

Отметки о выполнении

         Составлен «___» _____________________ 20___ г.

       _________________________ _________________________

             (Подпись руководителя)         (Подпись студента)


Приложение  6

Рекомендации по составлению отзыва руководителя о работе студента над дипломным проектом (работой)

В отзыве необходимо:

1. Указать срок фактического начала и степень ритмичности работы студента над дипломным проектом. Отметить систематичность явки его на консультации; деловые качества дипломника. Указать на личный вклад в разрабатываемые вопросы, если таковой имел место.

2. Дать общую оценку характера работы студента над дипломным проектом, степень выполнения поставленной задачи.

3. Оценить с краткой аргументацией:

- реальность разрабатываемого проекта;

- тематическую связь с УНИРС, курсовым проектированием;

- выполнение проекта по тематике НИР ;

- рекомендацию для внедрения как отдельных частей, так и проекта в целом с указанием (по возможности) организации.

Дифференцированную оценку дипломного проекта (работы) руководитель в своем отзыве не дает.

Рукописный или машинописный отзыв руководителя передается заведующему кафедрой вместе с проектом (работой).


Приложение  7

Министерство образования и науки российской федерации

Российский государственный университет нефти и газа

имени И.М. Губкина

Факультет_Химической технологии и экологии_______________

Кафедра___Газохимии_____________________________________

Специальность __240403___________________________________

          Оценка                                                    «К защите»

________________                              Заведующий кафедрой

_____________(________________)

«____»____________20__ г.                                       «____»_____________20__ г.      

__________________

(подпись секретаря ГАК)

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

на тему________________________________________________________

_______________________________________________________________

Пояснительная записка

Руководитель проекта (работы)

____________________________________       (должность, степень, фамилия, инициалы)

__________________________________

(подпись)

Консультант по разделу____________

____________________________________ ____________________________________                                           (должность, степень, фамилия, инициалы, подпись)

Консультант по разделу________________

____________________________________ ____________________________________                                            (должность, степень, фамилия, инициалы, подпись)

 

Консультант по разделу________________ ____________________________________                                        (должность, степень, фамилия, инициалы, подпись)

Студент гр._________________

____________________________________

(фамилия, имя, отчество)

____________________________________

( подпись )  

____________________________________

( дата )

Москва 20___


Приложение  8

Министерство образования и науки российской федерации

Российский государственный университет нефти и газа

имени И.М. Губкина

Факультет_Химической технологии и экологии_______________

Кафедра___Газохимии_____________________________________

Специальность __240403___________________________________

          Оценка                                                    «К защите»

________________                              Заведующий кафедрой

_____________(________________)

«____»____________20__ г.                                       «____»_____________20__ г.      

__________________

(подпись секретаря ГАК)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему________________________________________________________

_______________________________________________________________

Пояснительная записка

Руководитель проекта (работы)

____________________________________       (должность, степень, фамилия, инициалы)

__________________________________

(подпись)

Консультант по разделу____________

____________________________________ ____________________________________                                           (должность, степень, фамилия, инициалы, подпись)

Консультант по разделу________________

____________________________________ ____________________________________                                            (должность, степень, фамилия, инициалы, подпись)

 

Студент гр._________________

____________________________________

(фамилия, имя, отчество)

____________________________________

( подпись )  

____________________________________

( дата )

Москва 20___


Приложение 9

Рекомендации по составлению рецензии на дипломный

проект (работу)

(Общий объем рецензии – 1,5-2 с. машинописного текста)

В начале рецензии указываются фамилия, инициалы дипломника и название темы проекта (работы). Отмечаются объем пояснительной записки и графического материала (компьютерной презентации).

Дается краткая характеристика содержания дипломного проекта (работы), полученных результатов, предлагаемых решений и т.п.

Далее в рецензии должны быть отмечены:

1. Актуальность темы, ее практическое или теоретическое значение.

2. Полнота и глубина проработки вопросов, новизна и оригинальность решений.

3. Уровень проявленных дипломником знаний и умение практически ими пользоваться. Умение излагать мысли, инженерная эрудиция, умение пользоваться средствами вычислительной техники, обрабатывать и анализировать результаты.

4. Проработанность всех разделов дипломного проекта – механического,  экономического, охраны труда и окружающей среды и т.д.

5. Качество оформления пояснительной записки и графического материала (компьютерной презентации).

6. Другие замечания и недостатки по усмотрению рецензента.

В конце рецензент дает общую оценку дипломного проекта по 4-балльной системе и заключение о возможности присвоения дипломнику квалификации специалиста (инженера).

Рецензент подписывает заверенный отзыв с указанием  места работы, ученого звания и должности.

59


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16377. Табличный редактор Excel 852 KB
  Работа №3 Табличный редактор Excel Обработка данных 1. Запустите программу Excel Пуск  Программы  Microsoft Excel. 2. Создайте новую рабочую книгу кнопка Создать на стандартной панели инструментов. 3. Дважды щелкните на ярлычке текущего рабочего листа и дайте этому рабоче...
16378. Работа с функциями и формулами 848 KB
  Работа с функциями и формулами Понятие формулы в Excel Понятие функции в Excel Правила синтаксиса при записи функций Ввод и редактирование формул Использование ссылок Использование имен в формулах
16379. MS Excel көмегі арқылы медициналық мәліметтерді талдау. Формуламен жұмыс. Функция және диаграмма шеберімен жұмыс 806.5 KB
  Тақырыбы:MS Excel көмегі арқылы медициналық мәліметтерді талдау. Формуламен жұмыс. Функция және диаграмма шеберімен жұмыс Сабақ мақсаты: Студенттерді Excel 7.O қолданбалы программалар пакетімен жұмыс істеуді үйрету. Студент білуі керек: Excel программасының тағайында...
16380. СОЗДАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ФУНКЦИЙ В MS EXCEL 740 KB
  СОЗДАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ФУНКЦИЙ В MS EXCEL Методические указания к лабораторной работе по курсу Эксплуатация информационных систем для студентов специальности 230401 Информационные системы Цель работы – создание пользовательских функций Основные понятия Од
16381. Microsoft Excel 2007. Использование функций 595.5 KB
  ПРИВАЛОВА П.А. Методические указания по выполнениюлабораторной работы Microsoft Excel 2007. Использование функций. по дисциплине Информатика для студентов 1 курса дневного отделенияэкономических специальностей 1.Функции в Excel. Мастер функций При проведении расчето
16382. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФУНКЦИЙ В РАСЧЕТАХ MS EXCEL 524 KB
  Лабораторная работа № 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФУНКЦИЙ В РАСЧЕТАХ MS EXCEL Цель занятия. Изучение информационной технологии организации расчетов с использованием встроенных функций в таблицах MS Excel. Задание 1. Создать таблицу динамики розничных цен и произвести расчет средних з
16383. ЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ EXCEL 454.5 KB
  Лабораторная работа № 5. ЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ EXCEL Логические выражения используются для записи условий в которых сравниваются числа функции формулы текстовые или логические значения. Любое логическое выражение должно содержать по крайней мере один оператор сравнения...
16384. Работа с мастером функций 330 KB
  Занятие 26. Работа с мастером функций. Цель занятия: Научиться вставлять в формулы функции развить умение по использованию мастера функций. Ход работы: Подготовить ПЭВМ к работе Загрузить программу Microsoft Excel. Ознакомиться с инструкцией к практиче
16385. Статистические функции пакета EXEL 306 KB
  Статистические функции пакета EXEL I. Функции связанные с основными законами распределения случайных величин БИНОМРАСП число успехов; число испытаний; вероятность успеха; интегральная Возвращает вероятности связанные с биномиальным распределением. Функция ...