43592

Обучение аппликации соломкой на занятиях изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Дипломная

Педагогика и дидактика

В работе с соломкой есть какая – то магическая притягательность. Сохранить традиции восстановить недостающее звено в цепи преемственности ремесленного и художественного опыта в какой – то мере помогут методические рекомендации поэтому крайнее важно обеспечить методическими рекомендациями по работе с соломкой учреждения дополнительного образования детей. Селивон не раз отмечали в своих трудах что ознакомление дошкольников с таким традиционным видом белорусского...

Русский

2013-10-26

87.09 KB

42 чел.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

Факультет дошкольного образования

Кафедра методик дошкольного образования

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

«Обучение аппликации соломкой на занятиях изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Художественно-творческая работа: панно «Дерево жизни» Техника: аппликация соломкой

Специальность:

1 — 01 01 02 — 01  «Дошкольное образование. Изобразительное искусство»

                                                                    Исполнитель:

                                                                    студентка 4 курса 422  группы     

                                                                    Пилат Е.А.       

                  

                                                                     Научный руководитель:

                                                                     Папковская Е.Л._________

                                                                     Рецензент:

                                                                      Ф.И.О.

Ученая степень,звание________

                             (роспись)

Допущена к защите

протокол №• заседания кафедры

методик дошкольного образования

от  20 ___года

зав. кафедрой____________ Д.Н.Дубинина

                        (роспись)

Минск 2011


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ………………………………………………………………………………

1.1

1.2.

1.3.

ГЛАВА 2.  

2.1.

2.2.

ГЛАВА 3.

3.1.

3.2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

В последние  годы  уделяется  большое  внимание изучению,  угасающих  видов  народного  декоративно – прикладного  искусства.  В  этой  связи  особый  интерес  представляют  те  виды  творчества,  которые  тесно  связаны  с  художественной  обработкой  местных  растительных  материалов – лозы,  бересты,  рогоза  и  соломка.

В  работе  с  соломкой  есть  какая – то  магическая  притягательность.  Этот  теплый,  солнечный  материал  будто  имеет  колдовскую  силу,  и  тот,  кто  однажды  пробовал  сплетать,  клеить  из  соломки,  становится  страстным  поклонником  этого  вида  художественного  ремесла.

В крестьянских  семьях  приемы  традиционного  ремесла  передавались  из  рук  в  руки,  от  старших – к  детям  в  процессе  непосредственного  наблюдения  и  показа.  В  настоящее  время  в  условиях  городской  или  сельской  цивилизации  такая  преемственность  прервалась.  Сохранить  традиции,  восстановить  недостающее  звено  в  цепи  преемственности  ремесленного  и  художественного  опыта  в  какой – то  мере  помогут  методические  рекомендации,  поэтому  крайнее  важно  обеспечить   методическими  рекомендациями  по  работе  с  соломкой  учреждения  дополнительного  образования  детей.

Для интеллектуального и духовного развития личности ребенка важным источником являются традиции национального искусства, знания о народных ремеслах. Данное приобщение возможно через ознакомление детей с национальным декоративно-прикладным искусством и народными ремеслами, а так же в процессе непосредственного изготовления декоративных композиций из соломы.

В настоящее время в условиях городской цивилизации наблюдается разорванность традиций передачи ремесла от старших к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа (как это присутствовало в истории нашей республики в крестьянских семьях) – исследования Е.М. Сахута, Л.И. Селивончик и др.

Известные исследователи декоративного народного искусства в Беларуси Л.Б. Гарунович, В.А. Селивон не раз отмечали в своих трудах, что ознакомление дошкольников с таким традиционным видом белорусского народного творчества как аппликация соломкой является непременным условием дальнейшего сохранения творческой преемственности поколений.

В век технологий и технического процесса утрачивается культурные ценности, традиции, язык народа. Заимствуется не самый лучший зарубежный опыт, и, как следствие, нестабильность в стране, в семье, в воспитании. Многие вопросы кажутся не разрешимыми.

Полагаем, что актуальность данного исследования состоит в направленности работы по сохранению традиций, восстановлению недостающего звена в цепи преемственности ремесленного и художественного опыта.

Данное исследование может стать определенным учебным пособием для руководителей кружков, студий аппликации соломкой, воспитателей, дошкольных учреждений, что придает ему яркую выраженную практическую направленность.

Исходя из актуальности проблемы, мы выбрали тему работы: «Обучение аппликации соломкой на занятиях изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».

Объект исследования: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с видом белорусского народного творчества как аппликация соломкой.

Предмет исследования: процесс ознакомления старших дошкольников с аппликацией соломкой.

Цель исследования: разработка перспективного плана работы кружка (конспект комплекса занятий) по приобщению детей к народной культуре.

Задачи исследования: 

  1.  Раскрыть историю становления и развития аппликации соломкой, дать характеристику технических процессов.
  2.  Охарактеризовать тему, изобразительно-выразительные средства творческой работы «Дерево жизни».
  3.  Разработать содержание и организацию процесса обучения старших дошкольников аппликации соломкой.

Этапы исследования:

1) февраль – май: анализ искусствоведческой литературы и разработка       эскиза художественно-творческой работы;

2) май – декабрь: проведение экспериментальной работы;

3) декабрь – январь: оформление дипломного проекта.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ      искусствоведческой, психолого-педагогической литературе по теме проекта; художественное исполнение проекта творческой работы; разработка перспективного плана работы кружка по данной теме.

База исследования: ГОУ «Солигорский ЦДТ», Заслуженный коллектив Республики Беларусь, студия «Белорусский сувенир» детская группа (6-6,5 лет)

ГЛАВА 1.АППЛИКАЦИЯ СОЛОМКОЙ КАК ВИД ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

1.1.История становления и развития аппликации соломкой

Аппликация соломкой - яркое явление в истории современного белорусского народного искусства. Столетиями складывались художественные приемы работы с соломкой, берущие свое начало в системе верований и представлений древних земледельцев. Злаковый стебель, подаренный человеку природой, остается источником его творческих поисков и вдохновений на протяжении многих веков.

В декоративно-прикладном искусстве многих народов мира встречаются изделия украшенные узорами, которые составлены из кусочков соломенной ленты. Самые старые из изделий украшенных аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к 18 - начала 19 веков. В это время стало активно проявляться стремление сельских жителей украсить свой быт декоративными изделиями. Сельские мастера, ориентируясь на изделия профессионального искусства, создавали свои произведения из доступных материалов, придумывая собственные технологии.
        Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, перламутра, металла. Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту, почти не выдававшую свою толщину, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой.
         Во времена своего возникновения и развития аппликация соломкой применялась для украшения двух родов изделий: из дерева - мебель, небольшие деревянные бытовые вещи и из ткани - настенные ковры. Разное качество и размеры декорируемых поверхностей, в одном случае твердое дерево и небольшая поверхность, во втором, мягкая ткань и значительные размеры ковра, привели к образованию двух направлений в аппликации соломкой: аппликации геометрическими элементами и аппликации криволинейными элементами.
          Плавные линии и очертания криволинейных композиций очень непохожи на кристаллические россыпи орнаментальных геометрических. Так же несхожи и технологии их изготовления.  Чтобы получить большие элементы криволинейных композиций (лепестки цветов, листья), соломенные ленты наклеивали одну к другой на бумагу. Затем, из полученных пластов, вырезали элементы необходимых форм и размеров.

         Геометрические элементы, для композиций, выполняемых в технике геометрической аппликации, отсекали сразу от соломенной ленты. Ее небольшая ширина и прямые волокна не позволяли получать какие-либо другие формы и размеры.

         В технике криволинейной аппликации соломкой изготавливали большие настенные ковры, на которых симметрично размещали изображения голубей, оленей, букетов, которые обрамляли гирляндами из побегов растений, листьев, бутонов и цветов.

      Стилизованными растительными узорами и орнаментами из геометрических элементов, украшали деревянные сундучки, рамочки, пасхальные яйца, детские игрушки.

       Народные мастера, чтобы придать своим изделиям больше нарядности и праздничности использовали подкрашенную в яркие цвета соломку. Украшенные аппликацией деревянные поверхности покрывали лаком, для увеличения цветового контраста между узором из соломки и темным фоном, а так же для закрепления соломки на поверхности.

     Украшенные аппликацией разнообразные бытовые деревянные изделия встречались на Беларуси еще в середине 20 века, однако, постепенно этот вид искусства в народной среде приходил в упадок.

Возрождение ремесла и его развитие началось на Жлобинской фабрике инкрустации, открытой в 1961 году. Инициатором организации промысла были местная мастерица В.Дехтяренко и ее муж М. Дехтяренко. Традиции народного искусства геометрической аппликации мастера взяли за основу своих изделий. Они разработали технологию окрашивания и наклеивания соломки, придумали образцы изделий, главным образом сундучки разнообразных форм. В 1960-70-е годы промысел начал развиваться особенно интенсивно. Вслед за фабрикой в Жлобине открылся цех по выпуску изделий украшенных геометрической аппликацией на Брестской фабрике художественных изделий. Белорусская соломка получила широкую известность не только в республике. В промысел пришли работать талантливые художники. Много новых приемов внесли в традиционное искусство В. Басалыга, Т. Алексеева, В. Котов и многие другие мастера и художники.

       Настенные ковры, украшенные криволинейной аппликацией, встречались в интерьерах деревенских домов еще в 1970-е годы. В настоящее время их можно увидеть только на выставках народного творчества и в музеях. Продолжением традиции изготовления настенных ковров, украшенных аппликацией из соломки, стали декоративные панно. На них, искусными руками современных мастеров и художников, выложены из соломки композиции в виде роскошных букетов цветов, животных, птиц. Непревзойденными мастерами на протяжении многих лет в этом виде декоративно-прикладного искусства Беларуси остаются Л.Валеева, Л.Малахова, Р.Раманеня, В.Павлова.

         Ремесленники работали, прежде всего, на заказ, и объем их производства определялся потребностями местного рынка. С развитием товарного производства часть  ремесленников  попадает в зависимость от капиталистов, получая от них сырье и материалы. Большую роль в этом играет скупщик. Сначала он занимался только сбытом готовых изделий ремесленника, а потом стал снабжать его сырьем и этим превращал свободного мелкого производителя в наемного рабочего.

           С ростом капиталистического производства во второй половине ХIХ  в. В деревню начала проникать фабричная продукция. Домашняя утварь заменялась фабричной. Промыслы начали постепенно приходить в упадок.

          Для возрождения и сохранения промыслов в начале ХХ  в. Прогрессивные круги местной интеллигенции предпринимают ряд мер. Создается «Общество помощи домашнему ремеслу и народному умельству ». Вскоре уездные земства стали организовывать комитеты по приему заказов и реализации изделий. В обязанности комитетов входило: собирать сведения о положении кустарного производства в данной местности, оказывать материальную помощь ремесленным мастерским, организовывать выставки народного ремесла и поощрять участников, открывать склады кустарной продукции и способствовать реализации изделий на пунктах сбыта. Однако эти мероприятия немногим могли помочь кустарям.

             Немаловажную роль в популяризации изделий из соломки сыграли выставки. В архивных документах мы находим упоминание об организации в 1837 году первой в Белоруссии в Могилеве выставки изделий. В 1850 году в Петербурге  открылась выставка сельских изделий с участием белорусских кустарей. Их изделия были представлены и на Всемирной Парижской выставке в 1867  году, в Петербурге в 1870 году, а также в Москве на этнографической выставке 1868 года.

            Современная аппликация соломкой обогащается новыми темами и техниками. Популярны среди современных мастеров и художников темы декоративных панно с архитектурными памятниками Беларуси. Разрабатываются разнообразные сюжетные композиции на темы народных праздников, сказок, поверий. Поиск новых композиционных решений, согласующийся со взглядами современного человека его мировоззрением, отличает работы современных мастеров и художников от работ народных мастеров. В своих работах авторы ищут новые декоративные приемы, сочетая соломенную ленту с объемным плетением из соломки, со стеклом, текстилем, керамикой.

     Солома, взращенная руками человека в труде, заботе о хлебе, не могла не радовать человека красотой, согревать своим теплом. Красота ее золотистого цвета, светоносность и блеск – сродни солнечному свету и цвету драгоценных металлов. Соломка – настоящее крестьянское золото, которым природа щедро одарила земледельца.

      Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства. Для работы по плетению необходимо, чтобы демонстрационные образцы обладали образной художественной выразительностью, были доступны восприятию. Однако их воздействие будет зависеть от педагога, от того, как он сумеет раскрыть перед детьми образную красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства, как сумеет пробудить у ребят интерес к декоративно-прикладному искусству.

        Возрождение полезной внутренней сущности традиционной культуры, ее своеобразных форм отношения к природе, обществу и индивиду является тем необходимым фактором, в котором заложен глубокий воспитательный потенциал. Так как в настоящее время использование национального культурного наследия в процессе воспитания подрастающего поколения приобретает все большее значение, одна из основных задач педагогов заключается в том,  чтобы изучать самобытность национальной народной культуры и  максимально использовать ее воспитательный потенциал.

1.2. Характеристика технологических аспектов аппликации соломкой

Заготовка соломы

      В аппликации и плетении используется соломка разнообразных злаковых культур, каждая из которых имеет свои особенности. Многие достоинства и недостатки соломки разных злаков познаются с опытом. Существует  ряд общих черт, которые определяют  предпочтительные сферы использования того или иного злака.

      Соломка- это доступный и дешевый материал для плетения. Хрупкая и ломкая солома при замачивании становится мягкой, пластичной, приобретает способность к изгибу, а, высохнув, сохраняет приданную ей форму.

       Такие качества в сочетании с природными декоративными свойствами – глянцевой поверхностью, естественной красотой  цвета позволяют в работе с материалом достигать высокого художественного результата.

      Рожь- злак, обладающий длинным стеблем с двумя длинными коленами и тремя-четырьмя короткими. Благодаря значительной длине первого и второго колена, которая может достигать 40-50см, рожь признана основным материалом, используемым мастерами Беларуси в плетении.

       Пшеница распространена в плетении меньше, чем рожь так как длина стеблей короче. Этот злак широко используется в аппликации.

       Овес имеет очень мягкую и пластичную соломку с красивыми оттенками. Его стебли в плетении используются для изготовления небольших декоративных деталей.(21,ст.44)

       В аппликации особенно красива ячменная соломка, она отличается более тонкой структурой, нежными оттенками  светло-желтого тона и блестящей поверхностью декоративного слоя. Она тонкая и мягкая, хорошо поддается обработке, но в плетении, ее использование ограничивает маленькая длина коленец. Особо изящными из ячменной соломы получаются пирамидальные соломенные бусины.

       Сочетание соломы  разных злаков в одной композиции дополняет ее новыми декоративными качествами. Заготавливать солому лучше в несколько этапов, начиная от момента цветения, когда солома имеет седовато-зелёный оттенок стебля, и еще несколько раз с промежутками в 5-6 дней. Такая поэтапная заготовка обогатит палитру будущих  произведений натуральными оттенками и полутонами.

        После просушки солому чистят ножом или ножницами, отсекают нижнюю часть стебля до коленца, затем отрезают коленце и одновременно снимают листья. Эту операцию повторяют столько раз, сколько коленцев на стебле. Для плетения используют два наиболее тонких верхних коленца стебля, которые имеют равномерную толщину по всей длине.

Сушка соломы

Следует  помнить,  что  в  снопах  солому  держать  нельзя,  так  как  непросушенная,  она  может  преть  и  стать  непригодной для  работы.  Поэтому,  когда  снопы  доставлены  на  место  обработки,  их  следует  развязать  и  разложить  на  полу  или  стеллажах, в  сухих  хорошо  проветриваемых  помещениях.

Необходимо  также  знать,  что  чем  быстрее  будет проведена  первичная  обработка (разборка,  сушка),  тем  меньше  будет  потерь  и  выше  качество  сырья.

Первый  способ  хранения – в  пучках.  После  просушивания  и  разборки  связывают  стебли  в  небольшие  пучки  и  хранят  в  сухом  помещении.  

Второй  способ  хранения -  в коробках.  Обычно  солому  чистят  после  просушки.  Если  же  соломенные  стебли  сухие,  желтого  цвета,  это  лучше  сделать  сразу  после  заготовки.  Чтобы  подготовить  материал  к  работе,  стебли  разрезают  на  отрезки  между  узлами.  Ножницами  отсекают  нижнюю – наиболее  толстую   часть  стебля  до  коленца  и  одновременно  снимают  листья,  которые  скреплены  с  ним.  Разрезанные  и  очищенные  от  листьев  соломины  сразу  сортируют  по  толщине  и  длине  и  складывают  по  коробкам.  Такой  способ  сушки  и  хранения  соломки  более  трудоемкий,  но  компактный  и  удобный  для  дальнейшей  работы.

Замачивание, запаривание и распаривание соломы

         Для  того, чтобы  соломины  получились  эластичными  и  податливыми  для  дальнейшей обработки,  их  необходимо  замочить  или  распарить. Пучки  соломы  погружают  в  лоток  или  емкость  с  водой (таз,  ванну,  ведро).     Если  солома заготовлена  недавно,  ее  достаточно  замочить  на  полчаса  в  воде  комнатной  температуры.  Прошлогоднюю  сухую  солому  лучше   залить  горячей  водой (80 – 100С),  закрыть  целлофаном  или  тканью,  прижать  гнетом  и  выдержать  до  тех  пор,  пока  она  не  станет  мягкой.  Чем  жестче  солома,  тем больше  времени  требуется  для  ее  запаривания.  Однако  не  стоит  оставлять солому  в  соде  на  продолжительное  время,  так  как  она  может  почернеть.

Распаривание  можно  производить  двумя  способами:  

-сложить  в  термос,  залить  кипятком,  закрыть  крышкой  и  оставить  на  ночь;

-сложить  в  кастрюлю  соломины,  залить  холодной  водой,  закрыть  крышкой  и  поставить  на  медленный  огонь  на  1 – 2 часа.

Отбеливание  и крашение (тонировка) материала

          Качество  материала  очень  важно  при  художественной  работе  с  соломкой.  Только  чистая  блестящая  соломка  красивых  серебристых  и  золотистых  оттенков  может  создать  неповторимую  игру  бликов.  Стебли  могут  приобрести  черные  пятна  при  неправильной  сушке  в  сыром  помещении.  Восстановить  некоторые  декоративные  качества  соломы  можно  отбеливанием.

Для  отбеливания  соломы  в  домашних  условиях  можно  воспользоваться  бытовыми  отбеливателями  для  хлопчатобумажных  тканей,  имеющимися  в продаже,  приготовить  из  них  раствор  и  прокипятить  в  нем  соломку. Для  отбеливания  можно  использовать  гидроперит  в  таблетках.  Приготовить  раствор:  3 литра  воды  и  18  таблеток  гидроперита,  кипятить  соломку  около  часа,  периодически помешивая.  Более  значительный  эффект  достигается  при  отбеливании  в 15  процентном  растворе  перекиси  водорода:  1 литр  воды  подогреть  до 30 – 35 градусов,  берется  150  г  перекиси  водорода,  20  г  аммиака  (нашатырного  спирта),  40  г  каустической  соды.  В  этот  раствор  помещают  солому  на  40 – 45  минут  или  до  получения  нужного  оттенка.  Солома  должна быть  полностью  покрыта  раствором.

Отбеливание  с  применением  химикатов  требует  осторожности.  Переворачивать  и  доставить  солому  из  раствора  нужно  деревянными  щипцами,  предварительно  надев  резиновые  перчатки.

После  отбеливания  соломку  тщательно  промыть  в  большом  количестве  воды.  Затем  соломку  сушат  и  связывают  в  пучки.  Не  следует  отбеливать  солому  до  белого  цвета,  при этом  материал  теряет  свою  природную  окраску,  естественность.

Солома  восприимчива  к  окраске.  Это  увеличивает  цветовую  палитру  материала,  дает  возможность  сочетать  в  аппликации  и  плетении  естественный  цвет  с  яркими  цветовыми  акцентами.  Окрасить  солому  можно  натуральными  и  анилиновыми  красителями,  а  также  способом  прокаливания.

Окраска  натуральными  красителями:  кипячение  в  воде с  добавлением  луковой  шелухи  ольхи  или  коры  дуба  придадут  ей  коричневый  цвет.

При  окраске  нужно  добавить  в  водный  раствор  поташ (соду).

При  окрашивании  анилиновыми  красителями  можно  получить  яркую  гамму  цветов:  красный,  фиолетовый,  зеленый,  оранжевый  и  др.  С этой  целью  принимают  бытовые  анилиновые  красители,  предназначенные  для  окраски  шерсти.

Раствор  готовят  из  расчета:1 г краски,  1 л  воды,  2 г  уксуса,  1 г  поваренной  соли. После  окрашивания  солому  тщательно  промывать.

Красивые  темно – золотистые  и  коричневые  оттенки  натурального  цвета  можно получить,  если  прокалить  солому    в  печи  или  духовом  шкафу.  При  этом    необходимо  следить,  чтобы  солома  не  соприкасалась  с  пламенем,  не  загорелась.  Соломины,  распластанные  в  ленту,  которые  используются  для  декоративных  деталей,  достаточно  для  этой  цели  прокалить  горячим  утюгом.

Проглаживание соломы

       После  распаривания  сырья  соломины  разрезают  кончиком  ножниц  или  ножом  вдоль  волокон.

Расправляют соломины  на  х/б ткани.  Затем  проглаживают соломенную  пластину  с  двух  сторон  до полного  высыхания.  Проглаживать  следует  вдоль волокон.

Не  стоит  забывать  и  еще один  способ  обработки  соломки,  который  незаменим  в  том  случае,  когда  водно–тепловая  обработка  исключается  (нет  условий,  не  позволяет  возраст  учащихся).  В  этом  случае  используют  механическую  обработку  соломки.

Для  этого  сухую  соломку  разрезают  вдоль  волокон  кончиком  ножницы,  осторожно  распределяют  ее  на  столе  и  с  силой  проглаживают  твердым,  тупым  предметом:  линейкой,  кольцами  ножниц.  Такой  способ  обработки  хорошо  использовать  в  работе  с  дошкольниками,  младшими  школьниками,  когда  обработка  утюгом  исключена.

Способы наклеивания

При  наклеивании  соломки  используют  клей  ПВА.

           1-й  способ:  наклеивание  пластины  соломки  на  тонкую  бумагу (калька,  папиросная  бумага).  Соломины  должны  подходить  друг  к  другу,  чтобы  не  просвечивалась  между  ними  бумага.

Делаем  несколько  таких  заготовок,  их  должно  быть  столько,  сколько  оттенков  нам  понадобится  для  того  или  другого  вида  работы.  За  готовки  необходимо  просушить  под  прессом.  С  обратной  (изнаночной)  стороны  рисуем  нужные  детали  и  вырезаем  ножницами.

           2-й  способ:  наклеивание  соломки  на  вырезанные  детали  картины,  при  этом  подбирается  направление  соломки.  Обрезаем  края  соломки  по  контуру детали и составляем  из  готовых  деталей  картинку.       Наклеиваем их на подготовленный заранее фон.

 

Виды расположения соломки

        1Долевое направление  (используется при  изготовлении  листиков, лепестков  цветов,  плодов,  водоросли,  туловища и т.д.).

         2.«Елочки» (такое  расположение  используется  для  изготовления  листьев,  лепестков – цветов,  оперении  птиц.  Чтобы  изготовить  деталь  в  технике  «елочка»,  ее  делят  на  две  части  и  наклеивают  по  диагонали,  каждую  часть  детали  отдельно.

          3. «Веером»  (самый  трудоемкий  способ  расположения  соломки).  Его  используют  для  изготовления  круглых  листьев  и  цветов.  На  заготовленные  шаблоны  наклеивают  соломенные  пластины,  разрезанные  по  диагонали.  Выступающие  за  край  детали  соломки  аккуратно  подрезают  ножницами.

       Нарезанная солома сортируется по длине и толщине, храниться в связанных пучках. Перед плетением солома вымачивается. Время держания в горячей воде свежезаготовленной соломы должно быть не более 30 минут. После вымачивания солома заворачивается в полиэтилен или в плотную влажную ткань. Вынимается она небольшими партиями непосредственно при работе. Нельзя долгое время держать солому во влажной среде, т. к. от этого она чернеет и покрывается пятнами. Поэтому вымачивать солому нужно небольшими партиями. Если осталась неиспользованная солома, ее нужно просушить. (12,ст.28)

 


ГЛАВА 2.ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «ДЕРЕВО ЖИЗНИ»

2.1 Характеристика темы, изобразительных и выразительных средств работы.

В качестве художественной творческой работы дипломного проекта представлено панно «Дерево жизни», выполненное в технике аппликации соломкой, размером 60 х 70 см. (см. приложение 2)

Главными изобразительно-выразительными средствами в данной работе является: тема, композиционный рисунок, техника выполнения, обусловленная материалом.

Тема работы «Дерево жизни» выбрана неслучайно. Тема прорабатывалась совместно с руководителем дипломного проекта с целью приобщения детей к произведениям народного декоративно-прикладного искусства. Согласно поставленной цели была разработана и апробирована программа кружка, на развитие творческих способностей старших дошкольников. (см. приложение 3)

Начальный этап работы над художественно-творческой частью дипломного проекта был связан с:

-  ознакомлением с заданием

-  формулировкой темы

-  постановкой художественной задачи

- накоплением информации и изучении аналогов по аппликации соломкой. Источником сведений послужили различные публикации, посещения выставок мастеров декоративно-прикладного творчества, занятий и конкурсов во внешкольных учреждениях.

Следующим этапом работы было определение варианта изделия, через разработку графических эскизов, в которых решались основные вопросы композиции, техники и цветового исполнения.

Слово «композиция» происходит от латинского  «compositio» что означает сочетание, составление, связь, сопоставление. Композиция это целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливается смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого. (27,ст.105)

Композиция является одним из ключевых организующих элементов художественного произведения, который придает ему единство и целостность.

Виды композиции:

  1.  По содержательному компоненту:

- формальная или композиция непредметных форм, например геометрических или цветовых пятен (абстрактное искусство),

- предметная композиция – изображение конкретного объекта или явления окружающего нас мира, например человека или природы,

- декоративная композиция реализована в произведениях декоративно-прикладного искусства (ткачество, вышивка, роспись по дереву, ткани, стеклу, соломоплетение и аппликация соломкой, резьба по дереву и др.) и монументально-декоративного искусства (витражи, мозаика, роспись стен);

Декоративная композиция – объединение на плоскости отдельных декоративных элементов, их взаимосвязь, цельность и гармония всех ее частей и компонентов.

По содержательному компоненту творческая работа «Дерево жизни» - это декоративная композиция. Декоративно- прикладному искусству свойствен определенный строй композиции, которая представляет собой законченный узор. Создание таких композиций требует обобщения, упрощения и переработки форм в декоративные образы – стилизации формы.

Стилизация – намеренное видоизменение и переработка природного мотива при наибольшем художественном обобщении. Смысл стилизации заключается в упрощении формы, цвета, деталей, вместе с тем подчеркивается выразительность формы.(27,ст.267)

  1.  по пластическому воплощению в пространстве или форме:

- фронтальная или плоскостная, композиция предполагает создание изображения на двухмерной плоскости,

- объемная – характерна трехмерным видам искусства: скульптуре, керамике, архитектуре и др. Ее отличие в том, что она воспринимается последовательно из нескольких точек наблюдения, во многих ракурсах,

- объемно-пространственная или глубинно-пространственная строится из объемных художественно-декоративных элементов, каких-либо образом расположенных в пространстве.

     Композиция «Дерево жизни», по пластическому воплощению в пространстве – фронтальная ,состоит из элементов, расположенных на плоскости. Тип композиции закрытый, она ограничена со всех сторон и не связана с окружающей средой. Эта композиция центрическая (имеет центр, вокруг которого компактно располагаются композиционные элементы), симметричная, так как имеет зрительное равновесие правой и левой стороны, уравновешенная относительно оси композиционного центра.

      Композиция статичная т.к. имеет выраженную ось, вокруг которой организуются элементы композиции. В искусствоведении конструктивная идея композиции на абстрактном уровне может представляться в виде различных геометрических фигур (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник). Конструктивная идея композиции «Дерево жизни» выражена в форме прямоугольника.

Композиционный центр является основным связующим элементом, которому подчинены все остальные элементы композиции, неразрывно связанные между собой и своим положением на плоскости. Композиционный центр выделяется и по расположению и с помощью всех других элементов построения так, чтобы привлечь к нему внимание и создать постоянное возращение к нему в процессе обозрения работы. (21,ст.37)

Данная работа построена по основным законам композиции (они универсальны):

  1.  закон целостности: произведение должно восприниматься как единое неделимое целое, необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции, неделимость элементов композиции
  2.  закон равновесия: это такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой,
  3.  закон пропорций определяет отношение частей к целому и по величине друг к другу,
  4.  закон контрастов цвета и формырезко выраженные различия предметов, их свойств и качеств,
  5.  закон подчинения всех средств композиции идейному замыслу – требует организации произведения во всех деталях и частях, подчинению не мертвым формалистическим схемам построения композиции, а идейному содержанию.

Изобразительно-выразительными средствами работы «Дерево жизни» являются:

- формат (размер работы) – представляет собой вертикальный прямоугольник, который придает стройность всей композиции;

- пропорции – одно из классических средств композиции, с помощью которого достигается организованность ее элементов. Пропорциональный – значит находящийся в определенном отношении к какой либо величине. Размерные отношения элементов эта та основа, на которой строится вся композиция. Пропорциями определяются соразмерность и гармоничность элементов композиции, всех ее частей друг с другом и с целым.

Среди других особо выделяется так называемое «золотое сечение», которое выражается числом 1,62. Правая и левая части композиции творческой работы выполнены с применением этого правила. Секрет «золотого сечения» был известен в далекой древности, сам термин ввел в обиход Леонардо да Винчи. Известно, что «золотое сечение» вызывает впечатление красоты, согласованности, соразмерности и гармоничности. На практике чаще применяется приближенное «золотое сечение»(21,ст.34)

- масштабность – восприятие реальной величины предметов относительно размеров тела человека. Это наиболее сложное средство композиции, синтезирующее все богатство ее основных категорий. В декоративно-прикладном искусстве масштабность – это средство, которым пользуются для определения утилитарности изделия, элементы композиции часто теряют свои масштабные характеристики. Масштабность – один из приемов выявления главного (относительное увеличение доминанты по отношению к второстепенному);

- контраст – резко выраженная противоположность: длинный - короткий, толстый – тонкий, крупный – мелкий. Путем контрастов формы, размера, фактуры, цвета усиливается выразительность данной композиции;

- симметрия – принцип организации композиции, где элементы расположены равно относительно точки, оси или плоскости. Существует несколько видов симметрии: осевая (встречается в объемных композициях), зеркальная. Композиция «Дерево жизни» зеркальносимметричнная, относительно плоскости симметрии, так как в ней присутствует вариант объединения симметричной и ассиметричной композиции, симметрия является организующим свойством данной композиции, а ассиметрия вносит в нее динамику. В ассиметричных композициях ось и плоскость симметрии отсутствуют, в них особое место занимает зрительный центр и уравновешенность всех частей;

- ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм всегда подразумевает движение, однако в искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его не равномерность, не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующие пластическое решение. Ритм в данной работе задан чередованием формы, размера элементов;

- нюанс – отношение элементов композиции, незначительно различающихся своими свойствами. Нюансы цвета, фактуры, размера элементов сглаживают монотонность и жесткость композиции, доводя ее до совершенства.(27, ст.164)

Особенности композиции в декоративно-прикладном искусстве обусловлены следующими факторами: 1) функциональное назначение, 2) материальной основой (из которой изготовлен предмет), его техническими и художественными возможностями, 3) конструкцией предмета и его формой.

Декоративное панно «Дерево жизни» предназначено для оформления интерьера, его композиция способна оказать положительное эмоциональное и психологическое воздействие на человека, придаст неповторимые индивидуальные черты жилой комнате, кабинету или другому помещению. Композиция тяготеет к станковым формам. Станковое искусство:

- имеет самостоятельный характер,

- оно свободно от прямых утилитарных функций,

- непредназначенные для вхождения в ансамбль в качестве его составной и неотъемлемой части.

Произведения станкового искусства рассматриваются обособленно от окружения, их значение не меняется от места, где они находятся.

Таким образом, основными средствами художественной выразительности творческой работы «Дерево жизни» выполненной в технике аппликации соломкой являются: тема, композиционный рисунок, построенный с учетом основных законов композиции, техника выполнения, обусловленная технологическими возможностями материала.

2.2.Этапы изготовления художественной творческой работы.

        Создание художественного произведения представляет собой поэтапный процесс. В нашем случае процесс творческой работы состоял из следующих этапов:

  1.  Изучение аналогов – этот этап предшествует замыслу и характеризует накоплением разнообразных знаний, впечатлений, навыков мастерства и наблюдений.
  2.  Идея творческой работы 

     Рассмотрев специфику работы над декоративной композицией и изучив технологический аспект аппликации соломкой, была определена идея создания творческой работы  «Дерево жизни».

  1.  Разработка эскиза  

Разработка проекта изделия осуществлялась с учетом эстетических требований, сложившихся художественных традиций, что в декоративно- прикладном искусстве имеет решающее значение.

В работе над эскизами (графический), учитывался декоративный характер композиции, специфика техники ее выполнения и возможные варианты применения работы (настенное панно), что выражалось в выборе размера и формата рабочей плоскости.

Разработка композиции связана с построением схемы, которая определяет положение главных и второстепенных дополняющих элементов. Определяется зона центрального элемента композиции. Композиционный центр выделяется по расположению и с помощью других элементов так, чтобы привлечь к нему внимание зрителя.

Окончание работы над схемой композиции, связано с детальной разработки ее элементов. В первую очередь разрабатывается центральные (главные) элементы композиции, затем средние и маленькие. Главные элементы имеют более сложную, по сравнению с остальными элементами, композицию.

4.Поиск цветового решения поставленной задачи

Особую красоту декоративным изделиям придает удачно найденная цветовая гамма. В белорусском народном искусстве выработались свои принципы работы с цветом. Смысл этих принципов заключается в том, что чем сложнее графическая организация композиции, тем лаконичнее ее цветовое решение.

Ведущее место в изделии занимает натуральный цвет соломки и множество его натуральных нюансов (от золотистого до травянисто зеленого), гамма подбирается, используя разные части стебля и сорта злаков, а также время их заготовки. Художественную выразительность произведения создают цветовые контрасты. Следующим по важности является выбор цвета фона. В данном случае используется темный цвет фона, что помогает усилить образное звучание композиции, он активно влияет на формирование образа данной работы.

5.Подготовка материалов

Для выполнения проекта подготавливается основа: ( ДВП) нужного размера, ткань, рама деревянная.

Для работы необходимы следующие материалы и инструменты:

  1.  бумага для наклеивания настилов;
  2.  ножницы и нож;
  3.  карандаш;
  4.  лекала деталей;
  5.  клей ПВА;
  6.  кисть для клея;
  7.  пресс для высыхания наклеенных деталей;
  8.  солома

В июле-августе проводиться заготовка соломы вручную – серпом или ножницами. Срезаются стебли у самой земли и сразу связываются в снопы. Сушиться солома лучше в закрытом проветриваемом помещении. Зеленая солома, высушенная в тени, сохраняет свой цвет. Если сушить ее на солнце, то золотистый оттенок усилится. После просушки солома чистится ножом или ножницами, отсекается нижняя часть стебля до коленца, затем отрезается коленце, и одновременно снимаются листья. Эта операция повторяется столько раз, сколько коленцев на стебле.(12,ст. 29)

6.Техника безопасности и организация рабочего места

     Работы, связанные с выполнением аппликации соломкой, требуют соблюдения определенных правил, связанных с безопасностью труда. При работе с ножами, ножницами необходимо соблюдать внимательность и осторожность. Инструменты, имеющие острое лезвие, хранятся в футлярах. При нарушении правил безопасности или неосторожности тонкая кромка соломенных лент может стать причиной порезов. В помещении, где проводятся практические занятия, должна быть аптечка с лекарственными средствами, необходимыми для оказания первой медицинской помощи (нашатырный спирт, лейкопластырь, йод, бинт).

Чтобы избежать потери времени в процессе работы над проектом необходимо обратить особое внимание на организацию рабочего места. При работе с соломкой не требуется никакого специального оборудования. Главные требования: удобный устойчивый стол и стул, необходимое количество полок для хранения материалов и хорошее освещение. Оно должно быть слева и сверху. При искусственном освещении желателен рассеянный свет.

7.Выполнение в материале

Для выполнения композиции необходимо подготовить детали, выполненные в технике криволинейной аппликации. Затем, по эскизу, из готовых элементов составляется композиция творческой работы (см. приложение 2)

Особенностью техники криволинейной аппликации является использование соломенных пластов, из которых впоследствии вырезаются элементы композиции. Соломенные пласты получают наклеиванием соломенных лент на бумажную основу. Бумажная основа не дает соломенным лентам расщепляться вдоль волокон, и поэтому из пластов можно получить плоские элементы самых разнообразных форм и размеров.

При помощи карандаша и лекала обводится рисунок будущих элементов на бумагу. С обратной стороны листа наносится клей и наклеиваются подготовленные соломенные ленты, плотно, одна к другой, без зазоров и наложений. Затем лента плотно притирается к бумажной основе. Готовый лист сушится  под прессом.

Из подготовленных и высушенных пластов вырезаются элементы цветка, строго соблюдая карандашный рисунок. При помощи карандаша придается дугообразная форма каждому элементу. Дуга изгиба не должна быть очень крутой.

Подготовив все элементы композиции, приступаем к ее выполнению. Выполнение композиции удобно вести поэтапно. На подготовленную основу панно выкладываются по эскизу и приклеиваются основные центральные элементы, затем добавляются дополнительные элементы. Готовое панно помещается под пресс до полного высыхания.

8. Оформление работы

Закрепляется панно в приготовленной рамке небольшими гвоздиками. Задняя поверхность рамки затягивается бумагой.

9. Применение работы на практике

Панно «Дерево жизни» может быть использовано для оформления интерьера, ознакомления с декоративно-прикладным искусством. Композиция совмещает в себе традиционность исполнения в стиле народного белорусского искусства, является не только средством положительного эмоционального воздействия, но и средством развития творческих способностей детей.

ГЛАВА 3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТРАДИЦИОННОЙ АППЛИКАЦИИ СОЛОМКОЙ

3.1Способности к изобразительной деятельности как свойства личности дошкольника

Данную проблему следует обсуждать только в связи с общими проблемами способностей. Общая теория способностей до сих пор остается одним из наиболее разработанных в отечественной психологии.

Основные положения теории способностей связаны с решением следующих вопросов: что такое способности? Каково их содержание, структура, соотношение со знаниями, умениями, навыками? Каковы закономерности, условия развития способностей? Как способности соотносятся с задатками? Что понимается под задатками способностей?

Существует много определений способностей. Так Б.М. Теплов считал, что способности – это индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

По мнению, Ковалева Л.Г., под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающий относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью.

По определению Н.С. Лейтеса, способности – это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности. Способности - это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности и в ней проявляются (Л.Л.Венгер).

К.С. Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней.

Способности имеют свои содержание и структуру, определять которые крайне важно, считал Л.А.Венгер. В противном случае неизвестно, что надо формировать. Ведущим в раскрытии содержания и структуры способностей является анализ психологических требований, предъявляемых человеку различными видами деятельности. Иными словами, следует определить, без каких свойств (качеств, особенностей) невозможно выполнение данного (или любого) вида деятельности. Следовательно, нужен анализ деятельности вообще или конкретного ее вида, в данном случае – изобразительной деятельности. Выполнение любого вида деятельности предполагает определенную систему знаний, умений, навыков. Потому при определении содержания способностей на первый план выступает вопрос об их соотношении со знаниями, умениями, навыками.

В том вопросе нет единого мнения:

- способности не сводятся к  навыкам, умениям, но могут объяснять легкость и быстроту их приобретения (Б.М. Теплов)

- знания, умения, навыки рассматриваются как один из компонентов способности, но не главный.

Ядром является качество процессов, которые регулируют совокупность применения знаний, умений, навыков (С.Л.Рубинштейн):

  1.  одним из компонентов способностей является особая умелость руки как результат совершенствования, обобщения умений и навыков;
  2.  способность включает все подструктуры личности, в том числе знания, умения, навыки. В.И.Кузин отмечает, что развитие художественных способностей возможно лишь в процессе усвоения знаний, умений и навыков. Это замечание важно, так как нередко в практике происходит разное противопоставление способностей знаниям, умениям, навыкам.

Л.А.Венгер выдвинул гипотезу, суть которой – понимание способностей как ориентировочных действий. В качестве доказательства он проводил следующие рассуждения: - в каждом виде деятельности есть ориентировочная и исполнительская части и соответственно ориентировочные действия – это оценка возникшей задачи, исследование условий ее решения, выбор способа выполнения; исполнительские действия – выполнение действий, достижение результата; - знания, умения, навыки относятся к исполнительской части деятельности, будь то деятельность практическая познавательная; - задача ориентировочных действий не самостоятельны, а они подчинены решению более общих познавательных или практических задач. Когда исполнительские действия сформированы, ориентировочные свернуты. Когда надо освоить новые действия, то быстрота и качество освоения зависят от характера ориентировки и в задании (по данным А.В.Запорожца)

Таким образом, ориентировочные действия лишь косвенно включены в усвоение или реализацию знаний, умений, навыков, но обуславливают успешность их усвоения. Это согласуется с мнением большинства ученых о способностях как качества, обеспечивающих легкость освоения знаний, умения. Это объясняет, почему способности – «побочный эффект» обучения. Так, Л.А.Венгер, понимая под способностями ориентировочные действия, отделял, их от знаний, умений и навыков, относя последние к рабочей, исполнительской части деятельности. В психологии установлено, что способности формируются на основе врожденных задатков. В качестве задатков могут выступать типологические свойства нервной системы (характеризующие работу разных анализаторов, разных областей коры больших полушарий), от которых зависят скорость образования временных связей, их прочность, легкость и т.п. Соотношение I и II сигнальных систем, взаимодействие и специализация полушарий головного мозга.

По определению В.А. Крутецкого, реальное значение задатков при всех прочих условиях состоит в следующем:

- значительно облегчают формирование способностей

- ускоряют темп продвижения в развитии способностей

- определяют высоту достижения

- обуславливают ранние проявления способностей, задатки имеют врожденные индивидуальные различия. Все эти положения применимы и к специальным способностям.

Для понимания способностей к изобразительной деятельности важно привести ряд положений теории способностей В.И. Шадрикова. Он рассматривает познавательные способности в структуре психики как основного свойства высокоорганизованной материи – мозга.  Это свойство, как известно, заключается в отражении объективно существующего мира и регуляции повеления человека в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Способности конкретизируют и дифференцируют это свойство на отдельные психические функции, внося в него меру индивидуальной выраженности.

В.Н. Шадриков опирается на положение о том, что современные научные данные определяют мозг как суперсистему, которая формируется из отдельных функциональных систем, реализующих определенные психические функции (ощущение, восприятие, мышление и т.д.). Способности, - пишет ученый, - можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.

Психические функции отражения реализуются в виде познавательных психических процессов. Поэтому классификация способностей, полагает ученый, соответствует основным психическим процессам: способности воображения – новизна, оригинальность, осмысленность и др. психомоторная способность – по параметрам: скорость, сила, темп, ритм, координированность, точность и меткость, пластичность и ловкость. Большой интерес вызывает положение автора о структуре способностей. Опираясь на исследования Л.С.Выготского, Б.А. Ананьева о том, что развитие высших психических свойств включает развитие функциональных операционных, мотивационных механизмов.

Функциональные механизмы формируются по программе филогенетического развития и характеризуют человека как индивида. Развитие операционных механизмов характеризует человека как субъекта деятельности. Она формируется в процессе обучения.

Мотивационные механизмы развиваются в процессе общения и характеризуют человека как личность, функциональный и операционный компоненты способностей, отмечает В.И.Шадриков, соответственно формируются прижизненно в условиях общения и деятельности. К общим способностям он относит психические функции: способности ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, психомоторную способность. Он считает, что специальные способности – это варианты проявления общих способностей, «оперативная» форма общих способностей: ощущения, восприятия, памяти, мышления, внимания и психомоторные способности. Эти способности относятся к общим.

Очевидно, и каждая из способностей в контексте деятельности в зависимости от конкретной задачи проявляется по-разному, трансформируясь при этом в своей операционной части. Например, восприятие предмета перед его изображение и в процессе изображения (рисования с натуры) различно; восприятие и представление предметов для рисования по представлению, по памяти и с натуры, подчиняясь разным задачам, также отличается друг от друга.

Активное усвоение детьми знаний, навыков художественного восприятия и исполнения – это тот необходимый опыт, при котором их творческое самовыражение получит полное развитие, будет содержательным, насыщенным ярким и приобретает истинно эстетический характер.

Творчество детей в свою очередь активизирует процесс обучения. Ведь от детей при их импровизациях, сочинениях, конструировании требуется применение творческих действий. Развивающиеся при этом инициатива, самостоятельность и активность побуждают осваивать знания, навыки, умения. Развивается способность к самообучению и саморазвитию.

Выяснилось, что творчество успешно развивается в тех условиях, где обеспечена планомерность и систематичность обучения и дети имеют определенный уровень художественного развития.

Убедились в том, что формирование образного начала в художественной деятельности должно возникать с раннего детства и подготавливать детей к творчеству.

Получило подтверждение положение о возможности и необходимости формирования творчества в таком виде, как обучение аппликацией соломкой, что не было ранее распространено в практике. Подтвердилась целесообразность поэтапного формирования творчества, так как это организует сложный педагогический  процесс, который  до сих пор казался очень неопределенным.

Опыт педагогов показал, что художественные занятия должны быть несравненно более гибкими по своей форме. Важно преодолеть иногда слишком регламентированные структуры занятий, так как они не отвечают полностью организации разнообразной художественно-творческой деятельности.

Опыт многих педагогов подтвердил, что в условиях правильного соотношения творческих и учебных заданий особенно активно совершенствуются специальные способности.

3.2.Художественное творчество как средство развития личности дошкольника

Опыт человечества в области художественной культуры – это система мышления и мировоззрения определенного народа, без осмысления опыта народного искусства как системы наследия культуры, эстетического отношения к миру невозможно сформировать нравственное и эстетическое сознание личности. Стремление народа жить по законам красоты, создавать ее, нашло отражение в народном декоративно-прикладном искусстве. Жилье и мебель, посуда и орудия труда, одежда и предметы быта, - все, то удивляет не только функциональностью, удобством в использовании, но и красотой, гармонией. Кроме того, традиционные изделия художественных промыслов – это народная память, которая связывает прошлое с настоящим и будущим.(9, ст.63)

Декоративно-прикладная деятельность представляет большие возможности ребенку не только отразить уже имеющиеся знания, представления об окружающем, но и свое отношение к миру, свое видение его, проявить свое «Я», творчество, основанное на воображении, которое в этот период дошкольного возраста зарождается и активно развивается.

           В приобщении дошкольников к искусству, занятиях изобразительным и художественным творчеством заложен мощный потенциал развития его личности, сохранения и укрепления детского психологического здоровья. Успешная художественно-творческая деятельность сама по себе способна оказывать коррекционное, позитивное воздействие на личность ребенка. Чрезвычайно важно, чтобы гуманистически ориентированный педагог дошкольного учреждения имел возможность наиболее полно использовать этот потенциал в процессе организации детской изобразительной и художественной деятельности. Для реализации этой задачи необходимы знание психологических и индивидуально-личностных особенностей ребенка, внимание педагога к его внутреннему миру, чувствам и эмоциональным состояниям, взаимоотношениям со сверстниками.

Укрепление психологического здоровья дошкольников реализуется в процессе формирования у них позитивной самооценки, эмоционального благополучия, оптимизации их межличностных отношений посредством изобразительного и художественного творчества, коллективных творческих заданий.

Так, повысить низкую самооценку и социометрический статус «непопулярного», но имеющего выраженную склонность и способности к изобразительной деятельности дошкольника можно, подняв его авторитет в этой деятельности в собственных глазах и в глазах его товарищей, доверяя ему ведущую роль в коллективных занятиях изобразительной деятельности, высоко оценивая его рисунки в присутствии других детей. Положительная эмоциональная оценка такого ребенка другими детьми достигается как результат уважения ими его изобразительных умений и перенос этого отношения на его личность в целом.

Всем детям, а особенно застенчивым, необходимо доверие, внимание, уважение к ним и их творческим проявлениям, благодаря чему повышается их уверенность в себе и самоуважение. Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные навыки, целесообразно предложить ему несложные задания, эффектно выглядящие при выполнении (отпечатки краской, ниткография, рисование по цветной бумаге и т.п.). Эффективны будут занятия аппликацией соломкой. Важно положительно оценивать даже самые незначительные достижения в изобразительной деятельности, переходить к более сложным ее формам.

Формирование позитивного отношения ребенка к процессу обучения аппликации соломкой возможно путем превращения занятия в своеобразную интересную игру. Кроме того, занятие-игра позволяет детям разрядить накопившееся напряжение. Для необщительных, замкнутых дошкольников совместные занятия со сверстниками следует организовывать, выявляя совместимых по темпераменту партнеров со схожими интересами в художественном творчестве. К такой «творческой группе» постепенно смогут подключаться и другие дошкольники.

Коррекция агрессивного поведения некоторых «непопулярных» дошкольников может осуществляться путем трансформации разрушительной направленности их деятельности. Эта непростая задача может быть достигнута терпеливым, многократным обращением внимания ребенка на удовольствие от процесса и результатов созидательной творческой деятельности, в том числе одобрения и дружелюбия со стороны сверстников. Важно также научить его видеть в сверстнике партнера по художественному творчеству, радоваться умениям и успехам других детей.

«Войти во вкус» созидательного творчества дошкольника помогут наиболее экспрессивные формы изобразительной деятельности, позволяющие выплеснуть излишки энергии.

Кроме того, необходимо активное взаимодействие педагога с семьей, направленное на повышение компетентности родителей относительно роли искусства и изобразительной деятельности в развитии личности ребенка, его психологического здоровья и стимулирования их сотрудничеству в приобщении детей к художественному творчеству.

С помощью диагностики можно выявить, что ребенку нравиться, чем он увлечен, чем бы хотел заняться и по какой причине не занимается любимым делом. В области изобразительного и декоративно-прикладного искусства выявляются:

  1.  наличие или отсутствие знаний, умений и навыков в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности;
  2.  уровень развития действий со специфическими материалами, умений в использовании красок, карандашей, мелков, пастели, фломастера, кистей, тампонов, печаток, стеков, глины, пластилина, игрушечного теста, шаблонов и трафаретов, цветных ниток, обрезков ткани, соломы и других природных материалов;
  3.  умения в приготовлении отдельных материалов для разных видов художественно-изобразительной и декоративно-прикладной деятельности (смешивание красок для получения новых цветов и оттенков, теплых и холодных тонов, использование знакомых и нетрадиционных техник изображения в разных видах деятельности);

       Совместно с психологом дошкольного учреждения целесообразно выявить уровень интереса к тому или иному виду деятельности, воображения, творческого проявления.

Диагностика должна быть направлена на определение соответствия уровня развития ребенка, требованиям программы воспитания и обучения в дошкольном учреждении. Если он не соответствует этим нормам, то необходимо проводить коррекционную работу с учетом возраста.

На основе программных требований и принципов, определенных программой «Пралеской», нами были разработаны оценочные шкалы и диагностические программы для выявления и коррекции уровня знаний и умений в области декоративно-прикладного искусства и декоративно-прикладной деятельности (с детьми 5-7 лет).

В ходе опытно-экспериментальной работы разработаны и успешно апробированы диагностические тесты в виде игр и игровых упражнений.

Предложенная диагностика могут быть использованы не только педагогами дошкольного учреждения, но и руководителями кружков, студий декоративно-прикладной и художественной деятельности . ( см. приложение 3)

Сохранить традиции, восстановить недостающее звено в цепи преемственности ремесленного и художественного опыта помогает разработанная и апробированная на практике программа Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь студии «Белорусский сувенир». Цель программы для комплексного развития личности является духовное обогащение личности, удовлетворение ее потребностей в познании, общении, развитии интересов и творческих способностей.

На основе данной программы был разработан перспективный план занятий по аппликации соломкой и определены

Задачи:

  1.  формирование разносторонних знаний об истории и культуре (обычаях,  традициях, основах традиционной аппликации соломкой) Беларуси, способности понимать явления национальной художественной культуры и их роль в жизни общества;
  2.  развитие умения воспринимать произведения искусства, получать эстетическое  наслаждение от доступных для восприятия дошкольников произведений народного декоративно-прикладного искусства), высказывать суждения, давать эстетическую оценку по отношению к произведению искусства, явлению действительности;
  3.  формировать потребность к преобразованию окружающей действительности по законам красоты;
  4.  развитие изобразительных умений, навыков и их творческих проявлений, стремления и способности художественно-творческого самовыражения в технике аппликации соломкой;
  5.  воспитание у детей положительного отношения к действительности и искусству.(9, ст. 17)

Для реализации поставленных задач были разработаны следующие формы работы:

  1.  проведение обучающих занятий
  2.  индивидуальные занятия с детьми
  3.  организация выставок детских работ
  4.  разработка рекомендаций для педагогов по проведению данной формы работы с детьми.

Работа по аппликации соломкой проводилась 1 раз в неделю на протяжении года в детском саду №33 города Солигорска. Всего проведено 28 занятий по 25-30 минут. Параллельно велась и индивидуальная работа с детьми.

План работы по декоративно-прикладной деятельности и аппликации соломкой

Декоративно-прикладное искусство играет важную роль в развитии и формировании творческих способностей, национального самосознания.

Соломоплетение и аппликация соломкой – яркое явление в истории современного белорусского народного искусства. Столетиями складывались художественные приёмы работы с соломой, берущие своё начало в устойчивой системе верований и представлений древних земледельцев. Покрытые соломкой крыши, сшитые из соломенных жгутов ёмкости, и многие другие изделия уже не встретишь в современных домах и квартирах. В прошлом осталась и вера в магическую силу соломенных «пауков», птиц, коней и других символов. В современной истории развития соломоплетения и аппликации Беларуси досталась роль лидера. Работы белорусских мастеров хранятся во многих музеях Беларуси и других стран.

Работа по данной программе содействует возрождению и развитию народных традиций.

Данная программа является творческой (по степени авторства), углубленной (по целевому назначению), общей (по особенностям развития детей), долгосрочной (по срокам реализации), комплексной (по содержанию и видам деятельности), кружковой (по форме реализации), постоянной (по составу группы).

Цель программы: трудовое и эстетическое воспитание детей  средствами декоративно-прикладного искусства, создание благоприятных условий для творческого развития детей посредством приобщения их к народному творчеству, культуре, традициям, истории своей Родины.

Задачи:

  1.  познакомить с историей появления аппликации и плетения; технологией подготовки и обработки соломки;
  2.  теоретическими знаниями об аппликации и плетении соломкой;
  3.  познакомить с основными видами декорирования (растительный, архитектурный мотив);
  4.  обучить первоначальным навыкам аппликации и плетения из соломки;
  5.  формировать умения коллективной творческой деятельности;
  6.  формировать здоровый образ жизни;
  7.  развивать природные способности и склонности, умения и навыки работы с соломкой, художественную и познавательную активность, учить видеть и понимать прекрасное в окружающей действительности;
  8.  развивать средствами декоративно-прикладного искусства творческую личность;
  9.  воспитывать культуру общения, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, чувство взаимопомощи.

  

Организационные условия реализации программы

Для правильной организации работы кружка важным моментом является оборудование кабинета, где проходят занятия: удобное и хорошо освещённое рабочее место, исправный и хорошо заточенный инструмент, наличие медицинской аптечки. Занятия проводятся с учётом правил технической и пожарной безопасности, с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Материально-техническое обеспечение

Для работы в кружке необходимо: соломка, скальпель,  ножницы, простой карандаш, ластик, калька, картон, ДВП, ткань, клей ПВА, кисточки для клея и для рисования, циркуль, линейка, высечки, гуашь, альбомные листы, нитки и др. вспомогательные материалы.

зан.

месяц

проведения

Название занятия

цели и задачи занятия

1

октябрь

«волшебная

соломинка»

1.познакомить детей с новым материалом (соломкой), ее свойствами и процессом подготовки соломы к работе;

2. рассмотреть изделия из соломки, иллюстрации работ народных ремесленников.

3.провести тесты

2

«метелочки»

1.учить делать метелочки из соломы способом перевязывания;

2.формировать умение создавать предметы из соломы;

3.воспитывать у детей самостоятельность.

3

«золотые яблочки»

1.учить способу наклеивания соломы на бумагу;

2.упражнять в вырезании округлых форм из заготовленных настилов;

3.воспитывать чувство взаимопомощи.

4

«закладка для книг»

1.познакомить детей с предметами инкрустированные соломкой;

2.учить аппликации соломкой из различных геометрических элементов.

1

ноябрь

«укрась ручник»

1.продолжать знакомить детей с белорусским орнаментом;

2.учить располагать орнамент симметрично и чередовать узор;

3.воспитывать интерес к национальному творчеству.

2

«гирлянда»

1.учить нарезать солому по мерке;

2.учить нанизывать солому на нить с иглой;

3.формировать конструктивные умения.

3

«поясочки»

1.учить нарезать солому одинаковой длины;

2.учить нанизывать элементы «поясочка» из соломы на нить с иглой, соблюдая симметрию узора;

3.формировать эстетический вкус в составлении узора.

4

«цыплята на прогулке»

1.продолжать учить способу наклеивания соломы на бумагу;

2.закреплять приемы выполнения аппликации;

3.развивать творческое воображение.

1

декабрь

« снежинка»

1.учить детей связывать соломинки, располагая их по кругу;

2.закреплять навыки завязывания узелков;

3.развивать мелкую моторику рук.

4

«подвеска из соломенных трубочек»

Таким образом, прививать детям любовь к родному краю, к его традициям, народному ремеслу можно на занятиях по аппликации соломкой. Сложна и трудоемка та работа, но она полностью окупается благодарностью детей, их живым интересом, их радостью и осознанием того, что твоими усилиями продолжается неразрывная связь поколений, связь между прошлым и настоящим, а может, и будущим.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

В последние  годы  уделяется  большое  внимание изучению,  угасающих  видов  народного  декоративно – прикладного  искусства.  В  этой  связи  особый  интерес  представляют  те  виды  творчества,  которые  тесно  связаны  с  художественной  обработкой  местных  растительных  материалов – лозы,  бересты,  рогоза  и  соломка.

В  работе  с  соломкой  есть  какая – то  магическая  притягательность.  Этот  теплый,  солнечный  материал  будто  имеет  колдовскую  силу,  и  тот,  кто  однажды  пробовал  сплетать,  клеить  из  соломки,  становится  страстным  поклонником  этого  вида  художественного  ремесла.

       В крестьянских  семьях  приемы  традиционного  ремесла  передавались  из  рук  в  руки,  от  старших – к  детям  в  процессе  непосредственного  наблюдения  и  показа.  В  настоящее  время  в  условиях  городской  или  сельской  цивилизации  такая  преемственность  прервалась.

      Аппликация из криволинейных элементов, вырезаемых из соломенных пластов, развивалось больше как домашнее увлечение. Одним из самых ярких явлений стали украшенные нарядными композициями из букетов и гирлянд  настенные ковры. Изготавливали их жители деревень, и ещё в 70-е годы ковры можно было встретить в деревенских домах. Продолжением традиций изготовления настенных ковров, украшенных аппликацией из соломки, стали декоративные панно, на  которых искусными руками современных мастеров и художников выложены композиции в виде букетов цветов, животных, птиц.

     Современная аппликация соломой обогащается новыми темами и техниками. Популярны среди мастеров и художников декоративные панно с изображением архитектурных памятников  Беларуси. Разрабатываются разнообразные сюжетные композиции на темы народных праздников, сказок, поверий. Поиск новых композиционных решений, согласующихся со взглядами современного человека и его мировоззрением, отличает работы современных мастеров и художников от работ народных мастеров. В своих работах авторы ищут новые декоративные приёмы, сочетая  соломенную ленту с объёмным плетением из соломки, со стеклом, текстилем, керамикой. Перечень работ чрезвычайно широк и разнообразен: это и ставшие уже традиционными шкатулки, и панно, и декоративные тарелки, и хлебницы, также возрождается технология инкрустации  мебели.

На сегодняшний день роль носителя и транслятора художественных традиций белорусского народа должен взять на себя профессионально подготовленный педагог, который сможет определить формы и методы передачи культурных традиций в процессе эстетического воспитания. Воспитателю необходимо четко определить специфику работы по приобщению к ценностям традиционного народного искусства, определить задачи, содержание и основные этапы работы по организации знакомства детей с народным культурным наследием.

В данной работе разработаны рекомендации для педагогов дошкольного учреждения по углубленному обучению старших дошкольников декоративно-прикладному искусству белорусов:

  1.  ввести обучение аппликации соломкой в общеобразовательную программу;
  2.  при обучении аппликации соломкой на занятиях необходимо учитывать индивидуальный темп, тип темперамента ребенка и использовать следующие методы обучения:

- многократный показ;

- проговаривание этапов изготовления и новых технических приемов;

- применение элементарных рисунков, схем.

  1.  процесс обучения аппликации соломкой старших дошкольников будет эффективным, вызовет интерес, если будет доступным и посильным для детей;
  2.  необходимо использовать продукт детского труда в играх, в подарках для близких людей, при оформлении выставок и декорирования помещения.

Список использованной литературы

  1.  Починова Н. В., Дехтяренко В. Н. Инкрустация соломкой.- Мн.:Полымя,1988.-62с.
  2.  Барадулин  В.А., Танкус О.В. Основы художественного ремесла: Т.2. М.:Просвещение,1978.
  3.  Салтыков А. Б. Самое близкое искусство. М.: Просвещение,1968
  4.  Беляев М.В. Основы композиции  М.В. Беляев. Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2002. -79 с.
  5.  Композиция в декоративно-прикладном искусстве: метод. пособие. СПб.: Образование, 1992.- 87 с.
  6.  Ковриго Л. В. Аппликация соломкой: учеб.-метод. пособие Л. В. Ковриго. Мн.:МГИУУ, 1998.-10 с.
  7.  Кузнецова Н. М. Возьми простую соломку  Н.М. Кузнецова, О. А. Лобачевская. Мн.:Полымя,1988.-142 с.
  8.  Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве  Л.Н.Миронова. Мн.:Беларусь,2002.-152 с.
  9.  Репина Т.А. Художественные изделия из соломки :спецтехнология   Т.А. Репина. Мн.: Беларусь,2006.-287 с.

10 .Дриленок В. М. Декоративно-прикладное искусство и дизайн: основы плетения из различных материалов: метод. рекомендации   В.М. Дриленок, В. И. Коваленко. Витебск. 2000. – 117 с

11. Винникова М. Н. Возрождение ремесла  М. Н. Винникова,                         В. И. Селивончик. Мн.: Полымя, 1993. – 143 с.

12. Волкотруб И. Т.  Основы художественного конструирования  И.Т. Волкотруб. Киев: Вища школа, 1982. – 151 с.

    13. Касабуцкий Н. И. Композиция: учеб.-метод. пособие  Н. И. Касабуцкий. Могилёв: Изд-во МГУ , 2000. – 56 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68247. ОСОБЛИВОСТІ ОРІЄНТАЦІЇ ЛІОТРОПНИХ ХРОМОНІЧНИХ НЕМАТИЧНИХ РІДКИХ КРИСТАЛІВ 2.86 MB
  Що стосується рідких кристалів з більш складною структурою як наприклад ліотропні хромонічні нематичні рідкі кристали ЛХРК де елементарним будівельним блоком мезофази є видовжені молекулярні агрегати то методи їх орієнтації базуються швидше на експериментальному досвіді ніж на ґрунтовному...
68248. ПРИНЦИПИ ФУНКЦІОНАЛЬНО-ПРОСТОРОВОЇ ОРГАНІЗАЦІЇ ВИСОТНИХ БУДІВЕЛЬ 685.5 KB
  Мета дослідження: визначення особливостей і розробка принципів функціонально-просторової організації висотних будівель. Задачі дослідження: проаналізувати вітчизняний і зарубіжний досвід проектування та будівництва висотних будинків; виявити ієрархічну структуру висотного будівництва...
68249. Стратегічні пріоритети та засоби зміцнення економічної безпеки торговельного підприємства 198.5 KB
  Торгівля як посередницька ланка залежить як від виробництва так і споживання товарів що зумовлює особливості у функціональних складниках та індикаторах сукупності загроз і ризиків підходах до гарантування безпеки.
68250. ЕКОНОМІКО-ОРГАНІЗАЦІЙНІ АСПЕКТИ ЕФЕКТИВНОГО ФУНКЦІОНУВАННЯ КАРТОПЛЯРСТВА В АГРОФОРМУВАННЯХ ПОДІЛЬСЬКОГО РЕГІОНУ 300.5 KB
  Скорочення площ посадки картоплі в сільськогосподарських підприємствах та концентрація їх переважно у господарствах населення стало негативною тенденцією яка спостерігається на всій території України.
68251. УДОСКОНАЛЕННЯ СПОСОБІВ ДОЗУВАННЯ ЕНЕРГІЇ ПРИ ФІНІШНОМУ ТЕРМОІМПУЛЬСНОМУ ОЧИЩЕННІ ПРЕЦИЗІЙНИХ ДЕТАЛЕЙ ЛІТАЛЬНИХ АПАРАТІВ 3.34 MB
  Проблема технологічного очищення поверхонь і кромок деталей високоточних механізмів від задирок мікрочастинок і мікроліквідів є актуальною для всього машинобудування. Так наприклад відомо що при забезпеченні чистоти поверхонь прецизійних деталей і робочих порожнин багатьох машин їхній ресурс можна збільшити у дватри рази.
68252. МЕТОДОЛОГІЯ ПРОГНОЗУВАННЯ РОЗВИТКУ АНОМАЛІЙ АНТРОПОГЕННОГО ПОХОДЖЕННЯ НА ОСНОВІ ЛОГІКО-АЛГЕБРАЇЧНИХ МОДЕЛЕЙ КОМПЛЕКСУВАННЯ ДАНИХ МОНІТОРИНГУ ЕКОСИСТЕМ 2.19 MB
  Методи та засоби дистанційного зондування Землі дозволяють одержувати різні види даних про об’єкти і явища в глобальному масштабі з високим просторовим і часовим розрізненням. Однак для вирішення задач що пов’язані із прогнозуванням динаміки виявлених на знімках різних об’єктів або явищ...
68253. Будівельні облицювальні вироби на основі вапняно-вапнякових композицій карбонізаційного твердіння 7.63 MB
  Єдність природного походження вапна і карбонатної вторинної сировини обумовлює однорідність структури і високу міцність композицій на їхній основі. На сьогоднішній день відсутні системні дослідження формування структури карбонізованих будівельних матеріалів на основі...
68254. ФУНКЦІОНАЛІЗОВАНІ 3,3-БІС(МЕТИЛТІО)АКРИЛОНІТРИЛИ ТА ЦІАНОАЦЕТАНІЛІДИ У СИНТЕЗІ 2-ХАЛЬКОГЕНЗАМІЩЕНИХ АМІДІВ ТА НІТРИЛІВ НІКОТИНОВОЇ КИСЛОТИ 844 KB
  Метою дослідження став синтез функціоналізованих нітрилів та амідів 2-халькогенонікотинової кислоти на основі 2-заміщених 3,3-біс(метилтіо)акрилонітрилу та СНкислот, що містять нітрильну, естерну або (селено-, тіо-)амідну групу в α-положенні в умовах реакції...
68255. ДЕТЕРМІНАНТИ ТЕХНОЛОГІЧНОГО ЛІДЕРСТВА У МІЖНАРОДНОМУ БІЗНЕСІ 392 KB
  Унаслідок цих процесів відбувалося акселероване зростання технологічної компоненти сучасного розвитку а перехід до шостого технологічного укладу країнлідерів спричинив її сингулярність в основі якої лежить штучний інтелект та застосування новітніх досягнень ІКТ...