43730

БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Книга

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Список сокращений: ДП – дипломный проект ХОО – химически опасный объект ОХД – объект хозяйственной деятельности ОХВ – опасное химическое вещество РГР – расчётнографическая работа КИП – контрольноизмерительные приборы ППР плановопредупредительные работы Общие положения В соответствии с п. Необходимо дать определения что такое ОХВ где они используются.6; dплотность ОХВ т м 3 таблица 9[17] d= 0. Мероприятия по защите рабочих и служащих ОХД указать: Выводы: Объект оказался не оказался в зоне химического...

Русский

2013-11-06

807.08 KB

14 чел.

15

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

Севастопольский национальный технический университет

МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ

к выполнению раздела

                          «БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»

                               в дипломном проекте

     для студентов всех технических специальностей

              дневной и заочной форм обучения

Севастополь

2012


УДК______

   Методические указания к выполнению раздела  «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» в дипломном проекте для студентов всех технических специальностей дневной и заочной форм обучения/СевНТУ; Разр. ЗубаревВ.В. - Севастополь: издательство  СевНТУ, 2012г. - 16 с

  Цель методических указаний – ознакомить студентов – дипломников со структурой, содержанием и требованиями к оформлению раздела «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» в дипломном проекте всех технических специальностей.

  Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании цикла ГО, протокол №__ от «__»___________2012 г.

Допущено учебно-методическим центром и НТС СевНТУ.

Рецензент: декан факультета ТАМПТ, кандидат технических наук, профессор Харченко АО.

Разработал: Зубарев В.В., старший преподаватель цикла ГО-начальник цикла ГО

Ответственный за выпуск: Зубарев В.В., старший преподаватель-начальник цикла ГО

Содержание:

  1.  Список сокращений…………………………………..…3
  2.  Общие положения……………………………………… 4
  3.  Структура, объем и содержание раздела «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» …………………………. 5
  4.  Оформление раздела «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» ………………………. ……........................7
  5.  Приложение……………………………………...............7

        Список сокращений:

ДП – дипломный проект

ХОО – химически опасный объект

ОХД – объект хозяйственной деятельности

ОХВ – опасное химическое вещество

РГР – расчётно-графическая работа

КИП – контрольно-измерительные приборы

ППР - планово-предупредительные работы


  1.  Общие положения

В соответствии с п.4.6 приказа Министерства образования и науки Украины, Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горного надзора «Об организации и совершенствовании обучения по охране труда, безопасности жизнедеятельности и гражданской защиты в высших учебных заведениях Украины № 969/922/216 от 21.10.2010г. в дипломных проектах специалистов и магистров включается отдельный раздел «Безопасность в чрезвычайных ситуациях».

На основании вышеизложенного студентам-дипломникам технических специальностей дневной и заочной форм обучения предлагаются «Методические  указания» для выполнения раздела «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» в дипломном проекте.

Раздел «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» представляет собой самостоятельно написанную студентом и представленную в письменном виде  разработку по определенной теме.

Целью написания раздела является систематизация, закрепление и улучшение теоретических знаний студентов, приобретение практических навыков в методике прогнозирования и оценки обстановки при аварии на химически опасных промышленных предприятиях и на транспорте.

Задание на раздел диплома «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»  студент получает персонально на цикле ГО от преподавателя, закреплённого за данной специальностью.

Раздел диплома «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» выполняется строго по графику, представленному в задании на дипломный  проект.

  1.  Структура, объем  и содержание раздела «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»

Раздел«Безопасность в чрезвычайных ситуациях» должен иметь определённое логическое построение, последовательность и завершенность рассмотрения соответствующей темы. Рекомендуется следующая  структура раздела :

  1.   Вводная часть
  2.   Расчетная часть
  3.   Выводы. Мероприятия по защите рабочих и служащих объекта.

Приблизительный объем структурных составных машинописного текста:

Вводная часть – 2-3 стр.; Расчетная часть – 3-4 стр.; Выводы и мероприятия по защите – 1-2 стр.

Вводная часть должна содержать обоснования и необходимость оценки устойчивости ОХД к авариям на ХОО. Необходимо дать определения, что такое ОХВ, где они используются. Узнать, какие ОХД относятся к химически опасным, какое количество ХОО функционируют в Украине. Перечислить ХОО в г.Севастополе. Дать понятие как подразделяются ХОО по степеням химической опасности.

Закончить «Вводную часть» необходимо фразой : «Произведем оценку химической обстановки на ... (указывается наименование ОХД) после аварии на химически опасном  объекте по следующим исходным данным. Исходные данные определяет преподаватель цикла ГО.

В расчетной части сделать расчеты в соответствии с методикой, изложенной в методических указаниях к расчетно-графической работе: «Прогнозирование и оценка обстановки на объекте хозяйственной деятельности при аварии на химически опасных промышленных предприятиях и на транспорте»

В ходе расчетов подробно описать свои действия, учитывать последовательность расчетов и расшифровывая каждый коэффициент, использованный в формулах.

Давая ссылку на таблицу, из которой берется тот или  иной коэффициент необходимо указывать в квадратных скобках цифру, под которой в библиографическом  списке на ДП будет обозначены Методические указания к расчетно-графической работе «Прогнозирование и оценка обстановки на объекте хозяйственной деятельности при аварии на химически опасных промышленных предприятиях и на транспорте»  (например:  Кв- поправочный  коэффициент на ветер, таблица 2[17], Кв=0.6; d-плотность ОХВ, т/м 3,  таблица 9[17] d= 0.681 т/м3  и т.п.)

Полученные расчеты сводятся в таблицу .При этом в разделе пишется следующая фраза: «Результаты расчетов по сложившейся химической обстановке сведем в таблицу»

В разделе «Выводы. Мероприятия по защите рабочих и служащих  ОХД» указать: Выводы:

  1.  Объект оказался (не оказался) в зоне химического заражения парами    (название ОХВ)
  2.  Дать  характеристику ОХВ
  3.  Облако зараженного воздуха подойдет через tпод=
  4.  Время поражающего действия tисп=
  5.  Возможные потери рабочих и служащих составят:

а)  в укрытия и  строениях -      человек

б) на открытой местности -      человек

Мероприятия по защите:

  1.  С получением оповещения об аварии своевременно, в соответствии с действующими на предприятии инструкциями ,подать сигнал «Авария на химически опасном объекте».
  2.  При наличии убежища с режимом вентиляции «Регенерация» людей укрыть в убежище, если убежища нет, то произвести эвакуацию из зоны заражения. Время на это мероприятие  …..
  3.  Перед оставлением рабочих мест в соответствии с имеющимися инструкциями произвести экстренную безаварийную остановку производства. Закрыть окна и двери всех помещений и выключить вентиляцию.
  4.  Если по условиям производства на каких-то участках, механизмах сразу произвести остановку нельзя, то необходимо организовать посменную работу расчетов в противогазах (тип противогаза зависит от ОХВ)
  5.  Вести непрерывное химическое наблюдение с помощью универсального газоанализатора УГ-2.
  6.  При поражении парами ОХВ оказать первую помощь (подробно описать  действия в зависимости от вида ОХВ)

  1.  Оформление раздела «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»

Раздел«Безопасность в чрезвычайных ситуациях» должен быть написан от руки, четким, разборчивым почерком без исправлений  или выполнен в виде машинописного текста или компьютерного набора (на одной стороне белой бумаги формата А4)

Текст размещается на странице, которая ограничивается полями: левое  - не меньше 30 мм; правое – 10 мм; верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм. Расстояние между заглавием и текстом должно быть в пределах 15-20 мм.

В список используемой литературы (Библиографический список) обязательно  включить  Методические указания к РГР «Прогнозирование и оценка обстановки на объекте хозяйственной деятельности, при аварии на химически опасных промышленных предприятиях и на транспорте»

                                                                                                  

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вводная часть

В соответствии с Международным регистром в мире используются в промышленности, сельском хозяйстве и быту около шести миллионов токсичных веществ, в том числе более пятисот веществ относятся к опасным химическим веществам (ОХВ) - наиболее токсичным для людей и животных.

ОХВ - называются такие химические соединения (вещества), которые в определенных количествах, превышающих предельно допустимые концентрации (ПДК), в воздухе или на местности, могут оказывать вредное воздействие на людей и животных, вызывая у них различные степени поражения, в том числе и смертельные. Наиболее  распространенными ОХВ являются: хлор, аммиак, сернистый ангидрид, сероводород, мышьяковистый водород, бромистый водород, окись углерода, окислы азота.

 Объекты хозяйственной деятельности (ОХД) ,на которых используется ОХВ, называются химически опасными объектами.

  К химически опасным объектам относятся:

1. Заводы и комбинаты химических отраслей промышленности, а также отдельные установки и агрегаты, которые производят и используют ОХВ.

2. Заводы (или их комплексы) по переработке нефтепродуктов.

3.Газо- и нефтеперекачивающие станции. Производство других отраслей промышленности, которые используют ОХВ.

4.Предприятия, которые имеют на оснащении холодильные установки, водонапорные станции и очистные сооружения.

5.Ж/д станции и порты, где концентрируется продукция химпроизводства, склады на конечных пунктах перемещения ОХВ.

6.Транспортные средства: контейнеры, наливные поезда, автоцистерны, речные и морские транспорты, перевозящие ОХВ. Нефтепроводы, газо- и аммиакопроводы.

7.Склады и базы, на которых находятся запасы веществ для  дезинсекции и дератизации

8.Склады и базы с запасами ядохимикатов для сельского хозяйства.

Всего на территории Украины функционируют около 2000 ОХД, на которых хранятся или используются в производственной деятельности более 283 тысяч тонн ОХВ, в том числе 9,8 тыс. тонн хлора; 178,4 тыс.тонн аммиака.

Имеются химически опасные объекты и в Крыму. Они сосредоточены в Красноперекопском районе и Саках: Крымский содовый завод, Сакский химзавод, анилинокрасочный завод и завод двуокиси титана. В Севастополе химически опасными объектами являются морской рыбный порт, и др. предприятия, которые используют в качестве хладагента аммиак. Гидроузлы и очистные сооружения, которые используют в качестве дезинфицирующего средства хлор. Завод химической промышленности, выпускающий лакокрасочную продукцию и растворители.

По степеням химической опасности объекты подразделяются на:

1-я степень химической опасности (в зоне возможного химического заражения каждого из них проживает более 75 тыс. человек)

2-я степень химической опасности (в зоне возможного хим. заражения каждого из них проживает от 40 до 75 тыс. человек)

3-я степень химической опасности (в зоне возможного химического заражения проживает менее 40 тысяч человек)

4-я степень химической опасности (зона возможного химического заражения каждого не выходит за границу объекта).

 Всего в зонах возможного химического заражения от этих объектов проживает около 20 миллионов человек

 Безопасность функционирования химически опасных объектов зависит от многих факторов: физико-химических свойств сырья, полупродуктов и продуктов, от характера технологического процесса, от конструкции и надежности оборудования, условий хранения и  транспортировки ОХВ, состояния КИП и средств автоматизации, эффективности средств противоаварийной защиты, своевременности и качества проведения ППР, подготовленности и практических навыков персонала, системы надзора за состоянием КИП и средств противопожарной защиты.

Наличие такого количества факторов, от которых зависит безопасность функционирования химически опасных объектов, не позволяет исключить возможность возникновения аварий, приводящих к поражению обслуживающего персонала и населения, оказавшихся в зонах заражения ОХВ.

С целью исключения или максимального ослабления поражения людей, сохранения их здоровья и трудоспособности, при воздействии ОХВ, проводится комплекс защитных мероприятий, который включает:

-инженерно-технические мероприятия по хранению и использованию ОХВ;

- подготовку сил и средств для ликвидации химических аварий;

-обучение населения порядку и правилам поведения в условиях возникновения аварии;

- обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты;

-повседневный химический контроль;

-оценку химической обстановки;

- оповещение об угрозе поражения ОХВ и выдачу рекомендаций по защите людей;

- химическую разведку района аварии;

-поиск и оказание помощи пострадавшим людям;

-локализацию и ликвидацию последствий.

Краткая характеристика ОХВ

АММИАК   NНз   -   бесцветный   газ   с  резким   запахом.   Хорошо  растворим   в   воде. Перевозится  и  хранится  в  сжиженном  состоянии.  Горит  при  наличии  постоянного источника огня. Пары образуют с воздухом взрывоопасные смеси. Емкости с аммиаком могут взрываться при нагревании. При малых концентрациях наблюдается незначительные раздражения глаз и верхних дыхательных путей.

При  попадании  в  облако  с  высокими  концентрациями  уже через  несколько  минут наступает резкое раздражение слизистой оболочки глаз, приступы кашля, чувство удушья, беспокойство,  головокружение,  боль  в  желудке,  рвота.   Смерть  может  наступить  от сердечной слабости или остановке дыхания. Предельно  допустимая  концентрация  (ПДК)   -   20  мг/м3  Пороговая  токсодоза  -15мг.мин/л.

Первая помощь: свежий воздух, вдыхание теплых водяных паров, теплое молоко с содой. При удушье - кислород, при спазме голосовой щели -тепло на область шеи, теплые водяные ингаляции. При попадания в глаза -немедленное промывание водой или 0,5 -1% раствором квасцов. При поражении кожи - смывание чистой водой, наложение примочки из 5% водного раствора уксусной или лимонной кислоты.

Для дегазации (нейтрализации) аммиака используются водные растворы минеральных кислот. Расход на 1 тонну аммиака - 2 тонны слабых минеральных кислот.

Защита - промышленный противогаз с коробкой КД. Коробка серая с белой вертикальной полосой. Обнаружение с помощью универсального газоанализатора УГ-2.

ВОДОРОД МЫШЬЯКОВИСТЫЙ AsH3 бесцветный газ с запахом чеснока. В 2,7 раза тяжелее воздуха, с воздухом дает взрывчатые смеси. При поджигании горит бледно голубым пламенем с образованием трехокисида аммиака.

Мышьяковистый водород является одним из сильнейших неорганических ядов. Опасность усугубляется тем, что первые признаки поражения (озноб, рвота) проявляются через несколько часов вдыхания паров мышьяковистого водорода. Опасными концентрациями являются 100 мг/м3 и более.

Основным средством первой помощи является свежий воздух при полном покое пострадавшего. Давать кислород.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) - 0,3 мг/м3. Пороговая токсодоза -0,2 мг.мин/л. Для дегазации используются водные растворы щелочей. Защита промышленный противогаз с коробкой Е. Коробка черная с белой вертикальной полосой. Обнаружение с помощью универсального газосигнализатора УГ-2.

ВОДОРОД БРОМИСТЫЙ НВг - бесцветный газ с резким запахом, довольно легко обращается в жидкость. Хорошо растворим в воде. Один объем воды способен растворить до 500 объемов водорода бромистого. Водный раствор представляет типичную кислоту. На воздухе дымит. Транспортируется в жидком виде.

В жидком виде бромистый водород, попадая на кожу, вызывает ожог.

Предельно-допустимая концентрация водорода бромистого в воздухе рабочей зоны 0,5 мг/м3. Пороговая токсодоза -2,4 мг.мин/л.

Основной способ дегазации (нейтрализации) - обработка раствором щелочей. Для нейтрализации I тонны водорода бромистого необходимо 20 тонн раствора едкого натра.

Защита - промышленный противогаз с коробкой В. Коробка желтая с белой вертикальной полосой. Обнаружение с помощью универсального газосигнализатора УГ-2.

СЕРНИСТЫЙ АНГИДРИД SO2 - бесцветный газ с резким запахом. Растворим в воде. Сжижается. Транспортируется в жидком состоянии. Не горюч. Емкости могут взрываться при нагревании. Раздражает дыхательные пути, вызывая спазм бронхов и увеличение сопротивления дыхательных путей. Нарушает углеводородный и белковый обмен. Раздражает кроветворные органы.

В начальной стадии при малых концентрациях наблюдается раздражение глаз и носоглотки, чихание, кашель. Появляется рвота речь и глотание затруднены. Смерть наступает от удушья вследствие рефлекторного спазма голосовой щели, внезапной остановки кровообращения в легких или шока.

Предельно допустимая концентрация -10 мг/м . Пороговая токсодоза -1,8 мг.мин/л. Для дегазации (нейтрализации) 1 тонны-сернистого ангидрида необходимо 12,8 тонны водного раствора едкого натра.

Защита - промышленный противогаз с коробкой В. Коробка желтая с белой вертикальной полосой.

Обнаружение с помощью универсального газосигнализатора УГ-2.

СЕРОВОДОРОД H2S - бесцветный газ с характерным запахом тухлых яиц. Тяжелее воздуха. Сжижается. Легко воспламеняется. С воздухом дает взрывоопасные смеси.

Первым признаком поражения служит потеря обоняния. В дальнейшем появляется головная   боль,   головокружение,  тошнота.   Через   некоторое   время  может  наступить внезапный обморок._

Предельно-допустимая концентрация (ПДК) в воздухе рабочей зоны -10 мг/м3. Пороговая токсодоза -16,1 мг.мин/л.

Противоядием прежде всего служит чистый воздух. Пораженном по возможности дают дышать кислородом.

Основной способ дегазации (нейтрализации) - суспензия ДТСГК на одну тонну сероводорода 3 тонны суспензии.

Защита - промышленный противогаз с коробкой КД. Коробка серая с белой вертикальной полосой. Обнаружение с помощью универсального газосигнализатора УГ-2.

ХЛОР Сl2 - зеленовато-желтый газ с характерным резким удушливым запахом. Мало растворим в воде. Тяжелее воздуха. Хранится и перевозится в сжиженном состоянии. Взрывоопасен в смеси с водородом. Не горюч. Емкости могут взрываться при нагревании. Поддерживает горение органических веществ.

Раздражает дыхательные пути, может вызвать отек легких. При незначительных концентрациях наблюдается покраснение, конъюктивы мягкого неба и глотки, бронхит, легкая одышка, охриплость, чувство давления в груди. При попадании в облако с высокими концентрациями может молниеносно наступить смерть. Предельно-допустимая концентрация (ПДК) в воздухе 1 мг/м . Пороговая токсодоза - 0,6 мг.мин/л.

Первая помощь - надеть противогаз, и вывести на свежий воздух. Полный покой. Ингаляция кислородом. При раздражении дыхательных путей вдыхание нашатырного спирта, чайной соды. Промывание глаз, носа и рта 2 % раствором питьевой соды. Теплое молоко.

Для дегазации (нейтрализации) хлора используются растворы щелочей. 1 тонна хлора для нейтрализации требует 10 тонн 10 % раствора щелочи. Нельзя использовать для нейтрализации водные растворы аммиака.

Защита - промышленный противогаз с коробкой В. Коробка желтая с белой вертикальной полосой. Обнаружение с помощью универсального газового анализатора УГ-2.

СИНИЛЬНАЯ КИСЛОТА (хлороводородная кислота) — раствор хлористого водорода в воде; сильная одноосновная кислота. Бесцветная, «дымящая» на воздухе, сильно едкая жидкость (техническая соляная кислота желтоватая из-за примесей Fе, Сl и др.). Максимальная концентрация при 20 °С равна 38 % по массе, плотность такого раствора 1,19 г/см . Слабые растворы соляной кислоты (до 0,4 %) имеют специфический терпко-кислый вкус, более концентрированные вызывают ожоги полости рта. Соли соляной кислоты называются хлоридами.

Соляная кислота представляет собой типичную сильную одноосновную кислоту. В водных растворах диссоциирует практически полностью. Имеет следующие химические свойства:

реагирует с металлами, стоящими в электрохимическом ряду металлов до водорода.

с оксидами металлов (если образуется растворимая соль),

с гидроксидами металлов (если образуется растворимая соль),

с солями металлов, образованных более слабыми кислотами (напр. угольной),

с сильными окислителями (перманганат калия, диоксид марганца), выделяя хлор.

Соляную кислоту получают растворением газообразного хлороводорода в воде. Последний может быть получен действием концентрированной серной кислоты на хлорид натрия или сжиганием водорода в хлоре.

Применяют соляную кислоту в гидрометаллургии и гальванопластике, для очистки поверхности металлов при паянии и лужении, для получения хлоридов цинка, марганца, железа и др. металлов. В смеси с ПАВ используется для очистки керамических и металлических изделий (тут необходима ингибированная кислота) от загрязнений и дезинфекции.

Составная часть желудочного сока; разведенную соляную кислоту назначают внутрь главным образом при заболеваниях, связанных с недостаточной кислотностью желудочного сока.

В пищевой промышленности: содовая вода производится путём добавления очищенной соляной кислоты к раствору гидрокарбоната натрия (питьевой соды).

Соляная кислота — едкое вещество, при попадании на кожу вызывает сильные ожоги. Особенно опасно попадание в глаза. При обычных условиях соляная кислота образует пары хлороводорода, который разъедает слизистые оболочки и дыхательные пути. Реагируя с такими веществами, как хлорная известь или перманганат калия, образует токсичный газ хлор.

ФОРМАЛЬДЕГИД(от лат. formica — муравей), рекомендуемое международное название метаналь, устаревшее —(муравьиный альдегид) — газообразное бесцветное вещество с острым запахом.

Формальдегид — мощный раздражитель глаз, верхних дыхательных путей и кожи. По свидетельству ряда исследований, он также оказывает влияние на центральную нервную систему, вызывая головные боли, усталость и депрессию. Он также потенциально может вызывать астму и астматические приступы как неспецифический раздражитель.

Водный раствор формальдегида — формалин — свёртывает белки, поэтому он применяется для дубления желатина при производстве кинофотоплёнки. Используется для консервации биологических материалов (создание анатомических и других препаратов), а также в медицине, как антисептик (формидрон — аптечный препарат, смесь растворов формальдегида и одеколона).

Формальдегид широко применяется при изготовлении пластмасс (таких, как фенопласт и аминопласты), искусственных волокон, из него получают пентаэритрит (сырьё для производства взрывчатых веществ и пластификаторов), триметилопропан. Основная часть формальдегида идет на изготовление древесностружечных материалов, где он используется для получения карбамидной смолы.

В некоторых случаях формальдегид используется в качестве стабилизирующей добавки при производстве медицинских препаратов. Этот факт послужил основой различного рода суждений о низком качестве вакцин.Также формальдегид широко используется в косметологии в качестве консерванта Является активным веществом мази "Формагель", применяемой для длительного подавления потоотделения (37мг формальдегида на 35мг метилцеллюлозы + до 1г воды).

Формальдегид широко используется в промышленности для получения пластических масс и фенолоформальдегидных смол, дубления кож, консервирования анатомических препаратов, получения гексаметилентетра - мина, синтетического каучука, протравливания зерна, обработки помещений, тары с целью дезинфекции.

Формальдегид проявляет дубящее, антисептическое и дезодорирующее действие., При вдыхании небольших количеств формальдегида он раздражает верхние дыхательные пути. При вдыхании больших концентраций формальдегида может наступить внезапная смерть в результате отека и спазма голосовой щели. При попадании формальдегида в организм через рот могут наступить некротические поражения слизистой оболочки рта, пищевого канала, появляется слюнотечение, тошнота, рвота, понос. Формальдегид угнетает центральную нервную систему, в результате этого может произойти потеря сознания, появляются судороги. Под влиянием формальдегида развиваются дегенеративные поражения печени, почек, сердца и головного мозга. Формальдегид оказывает влияние на некоторые ферменты. 60—90 мл формалина являются смертельной дозой.

Заказ №  ___ от « __»  ____ 2010. Тираж      экз.

Из-во СевНТУ.

16


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27750. Становление идей воспитывающего и развивающего обучения в педагогической мысли Западной Европы до 80-х гг. XIX в 27.72 KB
  Становление идей воспитывающего и развивающего обучения в педагогической мысли Западной Европы до 80х гг. в педагогической мысли возникают теории обучения и воспитания которые становятся классическими педагогическими теориями и базой для дальнейшего развития науки и практики образования во всех странах. Так один из основоположников дидактики начального обучения швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци 1746–1827 окончивший два курса коллегиума Каролинум вел активную просветительскую деятельность организовал ряд приютов для детей из...
27751. Сущность коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками 28.78 KB
  Возникает задача поиска более действенных и результативных путей профилактики и педагогической коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков как следствия их школьной дезадаптации опирающихся на принципы гуманизации и индивидуализации педагогического процесса в общеобразовательной школе. В педагогической науке в настоящий момент отсутствуют системные исследования коррекционнопедагогической деятельности не ведется пока целостного изучения взаимосвязи между коррекционной деятельностью и единым педагогическим процессом. Поэтому...
27752. Психолого - педагогические подходы в воспитании детей с ограниченными возможностями 39.13 KB
  В процессе развития ребенка функциональные системы взаимовлияют друг на друга. Поэтому эмоциональноположительное взаимодействие ребенка с матерью составляет основу формирования всех психических функций: речи внимания памяти целенаправленной деятельности эмоциональной сферы мышления и сознания. Специальные исследования показали что отрицательные последствия воспитания детей грудного и раннего возраста в учреждениях закрытого типа возникают не изза отсутствия материального ухода а являются следствием недостаточности эмоциональных...
27753. Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей и подростков 23.81 KB
  Не смотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством информации. СМИ являются также источниками пошлой информации порнографии. Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение можно выделить несколько позитивных моментов: СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий таким образом удаляя информационный голод средства массовой информации повышает общую в том числе и политическую культуру населения; служит для взаимного информирования властей и...
27754. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 46.16 KB
  В свою очередь для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта предмета анализа задач исследования совокупности исследовательских средств необходимых для их решения а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач. Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе...
27755. Сущность социальной педагогики 18.67 KB
  Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах то есть социальная педагогика выступает и как наука и как область практической деятельности нацеленная на преобразование окружающей среды создание гуманных воспитывающих отношений в социуме поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные в том числе кризисные ситуации социальной действительности. Мудрик считает что социальная педагогика это отрасль педагогики рассматривающая социальное воспитание...
27756. Принцип. Основные принципы и их применение 26.32 KB
  Человек природное существо и развивается по законам естественной и социальной природы. Сущность принципа заключается в том что отношение к человеку должно быть как к природному существу а точнее социальноприродному. Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе социальнопедагогической работы общих законов развития природы другими словами естественных возможностей человека. Основные требования это: знать законы и закономерности развития и воспитания человека и уметь строить в соответствии с ними всю...
27757. Принцип гуманизма 16.95 KB
  Гуманность человечность идеал различных направлений гуманизма его целью является развитие ценностных способностей чувств и разума человека высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру. Понятие гуманизация широко используемое в наше время подразумевает деятельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гуманизма как системы мировоззрения признание ценности человека как личности его права на свободное развитие и проявление своих способностей...
27758. Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода) 13.72 KB
  Сущность принципа заключается в том что социальнопедагогическая деятельность ориентируется строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта его социальной обусловленности и в его интересах. Этому способствует начальная первичная диагностика стремление социального педагога наиболее полно понять индивидуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста его способность при первой встрече максимально оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности;...