43751

Система и меры антикризисного управления

Курсовая

Макроэкономика

В данном направлении государство осуществляет следующие виды регулирования: Правовое регулирование создается правовая основа антикризисного регулирования проводятся экспертизы на наличие случаев преднамеренного и фиктивного банкротства; Методическое регулирование проведение мониторинга состояния организации и методическое обеспечение профилактика ее банкротства судебные процедуры а также санации если возникнет факт несостоятельности; Информационное регулирование производит учет и анализ платежеспособности экономически и социально...

Русский

2013-11-07

174 KB

17 чел.

Введение

Что такое кризис? Это явление, в процессе которого изменяется развитие экономической системы предприятия, что может привести к ее внутренним переменам и нарушениям функционирования. Исходя из этого определения, главной задачей управления кризисом выступает его диагностика, которая позволит выявить причины появления кризиса и составить комплекс мероприятий по выводу организации из подобного состояния. Подобные мероприятия - есть непрерывный процесс, который является неотъемлемым элементом общей системы управления предприятием, осуществляемый в ограниченных условиях, как по времени, так и по финансам. Его задачи содержат в себе своевременную диагностику сложившейся кризисной ситуации, анализирует причины ее появления, определяет систему мер по функционированию организации в кризисной обстановке, разрабатывает план выхода из нее. И называется этот объемный по алгоритму действий процесс - антикризисное управление.

Целью антикризисного управления является устранение возможностей банкротства предприятия. В нашей стране процедура банкротства регламентируются федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (принят ГД ФС РФ 24.12.2008)). Данный закон трактует банкротство как признание арбитражным судом и объявление неспособности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При рассмотрении дела о банкротстве используют различные процедуры банкротства: наблюдение; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.

Раньше в стране преобладала установка официального планомерного и пропорционального, а следовательно и бескризисного развития экономики, стало быть, нужда в антикризисном управлении отсутствовала. Но теперь антикризисное управление является весьма частым термином на слуху в деловой жизни России и, соответственно, государство играет очень важнейшую роль в этом процессе. Отмечая важность этой темы для нашей экономики необходимо указать, что государственное регулирование наиболее увеличивает влияние в кризисных ситуациях. Не редко появляются вопросы: Что являет собой механизм антикризисного управления? Какую роль и функции играет государство в антикризисном управлении? Можно ли оздоровить несостоятельное предприятие на государственном уровне и какими путями? Какими способами выявить проблемные предприятия в ходе антикризисного регулирования? На вышеуказанные вопросы мы и попытались ответить в этой курсовой работе.

1. Функции государства и его роль в антикризисном управлении

Антикризисное управление — это политика государства, защищающая предприятия от кризисных ситуаций и предотвращающая их банкротство.

Чтобы антикризисное управление было эффективным необходимо иметь базу надежных данных, создать специфическую методику исследований, привлечь высококвалифицированных специалистов, провести исследования, а также разрабатывать, принимать и осуществлять меры, стабилизирующие состояние отдельных организаций и экономики. В данном направлении государство осуществляет следующие виды регулирования:

  •  Правовое регулирование — создается правовая основа антикризисного регулирования, проводятся экспертизы на наличие случаев преднамеренного и фиктивного банкротства;
  •  Методическое регулирование — проведение мониторинга состояния организации и методическое обеспечение, профилактика ее банкротства, судебные процедуры, а также санации, если возникнет факт несостоятельности;
  •  Информационное регулирование — производит учет и анализ платежеспособности экономически и социально значимых крупных предприятий;

экономическое и административное – применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации;

организационное - создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;

социальное - социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;

кадровое — поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями (административных и арбитражных управляющих), повышение уровня их квалификации;

экологическое — защита окружающей предприятия природной среды от загрязнения в результате осуществления ими своей деятельности.

С целью стабилизации экономики применяются следующие методы государственного воздействия на состояние предприятий: экономические -налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.; административные — принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.

Государственное регулирование предполагает проведение экономической политики по различным направлениям.

1. Фискальная (бюджетная) политика представляет собой регулирование с помощью государственного бюджета и налогообложения, т.е. предусматривается установление на определенном уровне степени зависимости предприятия от бюджета. Такая политика проявляется в следующем:

в период спада производства – в увеличении государственных программ по оказанию поддержки важным для экономики предприятиям;

в период подъема — в уменьшении налогов с населения и предприятий, что ведет к повышению платежеспособного спроса населения и возможностей для инвестирования у предприятий, а следовательно, к оживлению экономики;

в любой период — в налоговом регулировании, которое выражается в увеличении льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики, для малых предприятий и предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства;

2. Структурная политика реализуется в процессе приватизации имущества государственных предприятий. В этой области намечены следующие направления: усиление роли государства в процессе реформирования отношений собственности, усиление государственного контроля в государственном секторе экономики. Особенно это касается тех предприятий, которые обеспечивают научно-техническую и технологическую независимость страны как неотъемлемую часть национальной безопасности.

3. Финансово-кредитная политика представляет собой целенаправленное управление государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые, в свою очередь, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос. Она выражается в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям.

4. Научно-техническая политика состоит в обеспечении комплексного развития науки и техники, что предполагает следующие меры: выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники; государственная поддержка их развития путем финансирования; совершенствование системы оплаты труда научных работников; и др.

Промышленная политика направлена на преобразование отраслевой структуры промышленности в ходе государственного регулирования промышленности региона, в том числе на реструктуризацию предприятий, формирование системы информационной поддержки промышленности.

Амортизационная политика — это оптимизация формирования затрат по использованию основных фондов путем выбора наилучшего варианта исчисления амортизации.

Инвестиционная политика нацелена на регулирование темпов роста производства, ускорение НТП, изменение отраслевой структуры экономики.

Прогнозирование и планирование занимают не последнее место в системе государственного регулирования. Индикативное планирование, основанное на анализе развития экономики предприятий, осуществляется в соответствии с имеющимися ресурсами. Результатом являются основные показатели в плановом периоде: темпы роста дохода, уровень инфляции, безработицы, МРОТ, процентные ставки и др.

Ценовая политика состоит в регулировании цен на важнейшие (первой необходимости) товары и услуга и на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен.

Внешнеэкономическая политика предполагает обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов.

Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования. Так, в 2000 г. на финансирование социально-экономического развития регионов России, включая антикризисное управление, отдельной строкой в бюджете выделено 2 млрд руб.

Однако нельзя забывать и о таких проблемах антикризисного управления, как неприятие руководителей предприятии давления со стороны местной администрации, нежелание раскрыть финансовую и производственную информацию о своем бизнесе, убежденность в том, что в условиях экономической нестабильности составлять программы финансового оздоровления предприятий бесперспективно, отсутствие опыта у руководителей в подготовке конкретных финансовых предложений.

Антикризисное управление — многогранная функция менеджмента, состоящая в использовании правительством всех уровней имеющихся в его распоряжении полномочий по всему фронту экономики с целью ее стабилизации.

История социально-экономического развития многих крупнейших стран мира свидетельствует о том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безработицу, острые социальные и политические конфликты.

Одни страны с большим трудом и значительными издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего, кризисом экономики, другие довольно успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний.

Положение экономики России в 90-е годы XX в. нередко сравнивают с положением экономики США 30-х годов (Великая депрессия) и экономики послевоенных 40-х годов XX в. Германии и Японии.

В США антикризисное государственное управление проявляется в совершенствовании законодательства в области занятости, увеличении рабочих мест, разработке региональных структурных программ и др.

Также важным направлением совершенствования антикризисного государственного управления в США является всесторонняя научно обоснованная координация усилий различных государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики. Следует отметить, что антикризисное государственное управление значительно усиливается в периоды экстремального развития - от усиления государственного контроля над отраслями и предприятиями в период кризиса до централизованного администрирования в сферах производства и распределения продукции.

Например, в Японии в послевоенные годы экономический механизм характеризовался прямым государственным управлением подавляющего большинства отраслей и предприятий, системой фондового распределения, жесткого регулирования процессов обращения, ценообразования, политики доходов.

Усилия государственной экономической политики Японии того периода были направлены прежде всего на создание условий для рыночной конкуренции.

Анализ итогов реформ в современной России показывает, что усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. Должны разрабатываться конкретные методы проведения активной институциональной, промышленной и социальной политики.

Государство формирует такую основу для развития, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Воздействие государства может осуществляться в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов и т. п.

Современная мировая экономическая мысль выделяет следующие признаки выхода из кризисных ситуаций. Поиск инноваций, содействующих изменениям в способе экономического роста. Это преобразования в области отношений найма, которые способствуют попыткам выхода за пределы прежнего способа экономического роста, форм внутренней организации и конкуренции, выявление сдвигов в потребностях, социально-экономического прогресса.

Динамика выхода из кризиса и экономического роста определяется не силой государства, а эффективностью косвенного воздействия и регулирования институциональных форм в рыночной среде, стимулирования конкуренции, завершения структурной перестройки экономики. За кризисом, представляющим собой разрушение всего устаревшего и ведущего к пересмотру прежних представлений, важно увидеть основы нового уровня развития национальной хозяйственной системы.

Эта функция государства реализуется путем развития демократии, поддержания социально ориентированного характера реформ, осуществления политики в интересах общества в целом. Речь идет об интеграции государственной власти в структурный механизм общества, предполагающий регулярную смену администраций в соответствии с волей избирателей и защищающий общество от монополизации власти. Решить эту задачу можно при наличии государственного и общественного контроля за властью. Для приведения в действие социальных факторов необходимо обеспечить ряд условий: развитие законодательной базы и эффективных механизмов исполнения всеми законов, формирование механизмов, обеспечивающих разрешение социальных противоречий, поддержание экономической безопасности, политической стабильности, ориентации на правовую защиту личности, социализацию хозяйственной деятельности.

Во-первых, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации федеральная собственность передается предприятиям на праве хозяйственного ведения, учреждениям – на праве оперативного управления. Это контроль за тем, как эта собственность используется, в отношении предприятий – эффективно или нет, учреждений – по назначению или нет. Появляется возможность мониторинга финансового состояния предприятия.

Во-вторых, это предприятия с государственной долей в уставном капитале. Они также являются объектами воздействия со стороны государства путем включения в органы управления этих предприятий представителей государства.

В-третьих, государство обладает недвижимым имуществом. Это золотой фонд государственной собственности, который всегда в цене и должен постоянно эффективно функционировать. К сожалению, распространенным действием остается избавление от недвижимости для покрытия дефицита бюджета. Между тем более эффективным может быть путь регулирования через систему национального имущества, в организации использования этого имущества на условиях аренды. Этот способ регулирования служит преградой для превращения предприятий в чисто имущественные объекты с утратой ими производственных и хозяйственных функций и массовыми увольнениями их работников.

В-четвертых, с деятельностью государства тесно связаны земельные отношения. В этой сфере действуют более сотни законодательных актов, которые носят противоречивый характер и не способствуют эффективному развитию сельскохозяйственного производства.

Наконец, в поле государственного регулирования находятся отношения собственности в регионах. Формально перевести недвижимость одной формы собственности в другую не является проблемой, добиться, чтобы на этой базе оптимально реализовывались интересы работника, предприятия и государства. На практике происходит передача федеральных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации в счет погашения долга государства их бюджетам.

Рассмотрим виды государственного регулирования кризисных ситуаций:

- Нормативно-законодательная деятельность. Всю совокупность норм, через которые осуществляется государственное регулирование, разделим на группы: общесистемные нормы, ориентирующие предприятие на самоорганизацию; специальные нормы – по сферам рыночной экономики; целевые нормы – в соответствии с решаемыми проблемами инвестиционной активности.

«Экономической Конституцией» по праву называют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Конкуренция как элемент рыночной экономики предполагает не только определенный динамизм, но и его обратную сторону – застой производства. Право против ограничения конкуренции, обычно называемое «антимонопольным правом», является наряду с правом против недобросовестной конкуренции значительной областью антикризисного законодательства.

В современной практике понятие «банкрот» введено в Указе Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур». Были приняты три варианта Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» – от 19.11.1992 г. № 32291, от 08.01.1998 г. № 6 ФЗ, от 26.10.2002 г. № 127 ФЗ.

К числу важных нормативных актов, направленных на преодоление кризисных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности общества, следует отнести Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 1993 г. «О деятельности исполнительных органов по преодолению кризиса власти», постановление Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25.03.1994 г. «О кризисном положении в российской науке», постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 апреля 1994 г. «О кризисе платежеспособности в экономике Российской Федерации», указы Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г.

В условиях кризиса особое значение приобретает государственное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей. Оно требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни людей причин. Невозможно устранить государство из таких социальных сфер как трудовые отношения, занятость, развитие домохозяйств. Оно осуществляется с помощью широкого арсенала законодательных и административно-правовых мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил.

Анализ итогов реформ за прошедшие годы показывает, что выход из кризиса невозможен без создания социальной модели экономики, глубокого поворота к нуждам и потребностям человека, развития его способностей и творческого потенциала. Законы, нормативно-правовая деятельность государства должны максимально содействовать интеграции социальных стимулов развития общественного производства с его естественным назначением – служить удовлетворению потребностей людей.

- Финансовое регулирование. Это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия или государства. В стране централизованные финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой и внебюджетными фондами, которые обеспечивают их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.

Задачи и цели бюджетной политики отражают особенности переживаемого периода, а именно:

1) использование бюджетной политики для реализации мероприятий экономических реформ;

2) обеспечение минимальной в условиях кризиса управляемости экономики и экономического процесса в целом;

3) разрешение, смягчение острых социальных противоречий, возникших в результате реформ;

4) развитие новых отношений бюджетного федерализма.

Бюджетная политика реализует общие цели. Это концентрация и централизация финансовых ресурсов, воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и политических функций государства.

Глубина и продолжительность кризиса в стране зависят от, во-первых, просчетов в выборе системы и механизмов назревших преобразований; во-вторых, отсутствия четкой целевой ориентации и, в-третьих, игнорирования мирового опыта регулирования экономики. В регионах напряженность финансовая нейтрализуется путем приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, объектов незавершенного строительства, пакетов акций, прав долгосрочной аренды земельных участков.

Механизм корректировки денежных процессов сложен. Поэтому главный акцент в монетарной политике делается на регулировании предложения денег, т. е. на ускорении или замедлении темпов денежной эмиссии. Контроль за этими процессами носит косвенный характер.

В развитых странах денежная масса состоит преимущественно из кредитных денег, т. е. денег, выпускаемых в обращение по каналам кредита и регулируемых состоянием производства и конъюнктуры. Это означает, что инициаторами выпуска или изъятия денег выступают хозяйствующие субъекты. Ограничения эмиссии денег: государство может оказывать существенное влияние на темпы роста денежной массы и другие параметры денежного оборота. В России дефицит финансового капитала.

Существуют несколько программ выхода из кризисной ситуации. Первая – постепенно восстановить утраченные сбережения. Вторая – стимулировать привлечение новых накоплений граждан в банки и небанковские финансовые институты. Третья – привлечение прямого и портфельного иностранного капитала и внешние заимствования. Четвертая – использование широко распространенной на Западе практики учета и переучета векселей.

Указанные способы регулирования имеют преимущества и недостатки. Первый способ не ведет к инфляции, но способствует росту государственного долга и он практически не увеличивает финансовый капитал, так как восстановление сбережений людей осуществляется путем размещения займов среди самого населения. Второй способ также не грозит инфляцией, но растягивает на продолжительный срок процесс роста финансового капитала. Это на годы сохранит проблему неплатежей, дефицита источников финансирования инвестиций в основной и оборотный капитал. Третий способ может смягчить проблему, но он ставит в зависимость финансирование экономики от конъюнктуры мирового рынка. Четвертый способ у нас в стране практически не используют.

Подавить истоки напряженности и снизить остроту долгового кризиса страны может только устойчивый экономический рост. Обеспечить его в короткие сроки сложно, но можно, опираясь на инвестиционное развитие конкурентоспособной части реального сектора экономики.

В первую очередь - агропромышленный комплекс: переработка, торговля, вложения в сельское хозяйство. Сельское хозяйство должно получать средства от компаний работающих в сфере переработки и торговли.

Специфика ценового регулирования обусловлена тем, что высокие цены на ресурсы обусловлены не монополизмом товаропроизводителей, а разросшейся сферой промежуточных звеньев и высокими налогами. С названными выше тесно связана проблема незначительного участия бюджетной системы в поддержке и развитии экономики, отсутствия действенных мер по повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке.

- Производство. Преодоление кризисного состояния требует создания материальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Обеспечить решение этой задачи может только государство. Никакой другой институт не в состоянии добиться необходимой оптимизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодоления сырьевой направленности экспорта.

Политика государства направлена на активный рост промышленного производства за счет свертывания и ликвидации неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, поддержки конкурентоспособных производств и видов деятельности. Среди простаивающих мощностей, есть неэффективные, физически и морально устаревшие. Но есть и такие, которые были остановлены из-за резкого удорожания сырья, материалов, энергии, разрыва хозяйственных связей, искусственного сокращения платежеспособного спроса. Процесс реанимации потребует серьезных организационных усилий и времени. В социальном аспекте загрузка производственных фондов обеспечивает рост персонала, снижение безработицы и преступности в стране.

Государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы: обеспечение учета интересов всех участников ее осуществления; социально-экономическая направленность; сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов; создание благоприятных условий для снижения негативных последствий в ходе структурных преобразований, а затем и для повышения уровня жизни населения; адресный характер мероприятий; система договорных отношений и конкурсная основа для участников процесса преобразований в промышленности; обоснованная централизация ресурсов в целях обеспечения развития производства и предотвращения дальнейшего разрушения научно- производственного и интеллектуального потенциала; широкое использование аренды, инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности, лизинга.

Ключевым звеном промышленной политики выступает повышение роли научно-технического прогресса. НТП и тенденции глобализации и интеграции, усиление конкуренции обусловливают стремительное расширение и обновление ассортимента продукции, ее техническое усложнение, повышение наукоемкости. Падение престижа науки ускорило отставание в инновационной сфере, обернулось неконкурентоспособностью большинства товаров и услуг, резким снижением объемов производства. Обобщение и осмысление специфических моделей поведения предприятий в кризисных условиях позволяет сделать такие выводы: антикризисное поведение предприятий отличается от действий, которые эффективны в стабильных условиях развития экономики; в промышленности уже созданы различные модели антикризисного менеджмента.

- Перераспределение дохода. Социально-экономический кризис сопровождается непропорциональным размещением капитала и труда, резким падением объемов производства в государственном секторе экономики. Из этого сектора в государственный бюджет поступала основная часть доходов, в этом же секторе медленно сокращаются государственные расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает, когда потребность в социальной защите резко возрастает.

В таких условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать регулирование рыночных сил. Оно позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, способствует организации процесса перераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Цель борьбы с бедностью – обеспечить такие условия, при которых ни один гражданин и ни одна семья не оказались бы ниже минимального уровня доходов.

Цель социального страхования – оградить граждан от резкого снижения уровня жизни. Цель выравнивания доходов – обеспечить каждому человеку возможность фактически перераспределять собственный доход. Таким образом, если не будет политики выравнивания доходов, возникнут последствия на личностном уровне, проявиться отрицательные тенденции в формировании человеческого капитала. В основе социально-психологического дискомфорта и синдрома угасающего настроения населения – значительное снижение жизненного уровня. Государство не предпринимает серьезных усилий для повышения социальной ответственности бизнеса. Под предлогом повышения конкурентоспособности предприятий фактически разрушена их социально-бытовая и культурная инфраструктура. Таким образом, направление изменений социально-экономической ситуации в стране должно находиться в соответствии с социальными целями. В кризис актуальна интеграция рыночных отношений с государственным воздействием на социально-экономические процессы. Государственное регулирование призвано открывать простор, стимулировать позитивные социальные процессы, ограничивать и избегать возможных антисоциальных последствий игры стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.

Любое вмешательство государства в экономику связано вопросом: как оно это делает? Ответ на этот вопрос обычно связывают с нормативно-законодательной деятельностью, финансовым регулированием, деятельностью в сфере производства и перераспределением доходов.

Нормативно-законодательная деятельность. «Экономической конструкцией» по праву называют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Это образное выражение очень точно и емко характеризует особо важное значение ГК в регулировании экономики страны. Его нормы в соответствии с п. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации имеют «прямое действие на всей территории Российской Федерации».

Застой, или стагнация, производства связан с неустойчивым финансовым положением предприятия. Причинами могут быть отсутствие или недостаток оборотных средств, рост просроченной и дебиторской задолженности, другие обстоятельства, ведущие к прекращению платежей по своим обязательствам, т. е. к банкротству.

Защита интересов государства как собственника в отношении федеральных предприятий, а также предприятий, в уставном капитале которых есть доля государства, была возложена на Федеральное управление по делам несостоятельности (банкротства) при Госкомимуществе России (ныне Мингосимущество России).

К числу важных нормативных актов, направленных на преодоление кризисных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности общества, следует отнести Указ Президента Российской Федерации «О деятельности исполнительных органов по преодолению кризиса власти», постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О кризисном положении в российской науке», постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О кризисе платежеспособности в экономике Российской Федерации», указы Президента Российской Федерации «О мерах по преодолению кризисной ситуации на предприятиях текстильной и легкой промышленности» и от 14 июля 1996 г. и др.

В условиях кризиса особое значение приобретает государственное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей. Это вмешательство государства вытекает из объективной необходимости поддержания в экстремальных ситуациях эффективности и справедливости рынка, в получении потребителями необходимой и достоверной информации. Оно требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни людей причин. Поэтому государство ужесточает режим контроля за соблюдением законов и нормативных актов, связанных с производством и реализацией алкогольных напитков, продуктов питания, медикаментов, сложной электробытовой техники.

Исключительно велика роль государства в регулировании таких сторон социальной жизни, как занятость, трудовые отношения, развитие домохозяйств. Оно осуществляется с помощью широкого арсенала законодательных и административно-правовых мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил.

Финансовое регулирование. Это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.

Бюджетная политика определяется рядом специфических факторов и прежде всего экономическим и финансовым кризисом. Из этого следует, что она не может восприниматься как типичный случай, свойственный развитой рыночной экономике.

Глубина и продолжительность кризисов на предприятии во многом порождены, во-первых, просчетами в выборе системы и механизмов назревших преобразований; во-вторых, отсутствием четкой целевой ориентации и, в-третьих, игнорированием мирового опыта регулирования экономики.

В ходе исполнения бюджета самому значительному сокращению подвергаются программы, которые государство обязано финансировать. Следствием этого является снижение уровня заработной платы и задержки ее выплаты, упадок здравоохранения и образования, других жизненно важных отраслей.

Механизм корректировки денежных процессов сложен. Главный акцент в современных программах управления деньгами делается на изменении их предложения, т. е. на ускорении или замедлении темпов денежной эмиссии. Контроль за этими процессами носит не прямой, а косвенный характер.

В России сейчас наблюдается дефицит не денег, а финансового капитала. Он выражается в дефиците пассивов банковских и небанковских финансовых институтов относительно спроса на денежные средства. Основной причиной этого является отсутствие достаточных вложений населения (домашних хозяйств) и предпринимателей.

Вместе с тем из кризисной ситуации есть несколько способов выхода. Первый — постепенно восстановить утраченные сбережения. Второй - стимулировать привлечение новых накоплений граждан в банки и небанковские финансовые институты. Третий - привлечение прямого и портфельного иностранного капитала и внешние заимствования. Четвертый — использование широко распространенной на Западе практики учета и переучета векселей.

Указанные способы регулирования имеют как преимущества, так и недостатки. Первый способ не ведет к инфляции, но способствует росту государственного долга. Кроме того, он практически не увеличивает финансовый капитал, так как восстановление сбережений населения происходит в основном через заимствование денег у самого же населения. Второй способ также не грозит инфляцией, но растягивает на продолжительный срок процесс роста финансового капитала. Это на годы сохранит проблему неплатежей, дефицита источников финансирования инвестиций в основной и оборотный капитал. Третий способ может смягчить проблему, но он ставит в зависимость финансирование экономики от конъюнктуры мирового рынка. Четвертый способ у нас в стране практически не действует.

Преодоление финансового кризиса требует надежной опоры на государство: его регулирующие методы становятся решающим фактором.

Производство. Преодоление кризисного состояния требует создания материальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Двигателем здесь выступает производительность. Управляет же ею научно-технический прогресс. Он, в свою очередь, находится под влиянием истории, культуры, образования, институциональных факторов и политики. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитал и в качество окружающей среды.

Обеспечить решение этой задачи может только государство. Никакой другой институт не в состоянии добиться необходимой оптимизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса на предприятие, преодоления сырьевой направленности экспорта.

Государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, ключевым звеном которой выступает повышение роли научно-технического прогресса. Именно он и общемировые тенденции к интеграции национальных экономик обусловливают стремительное расширение и обновление ассортимента продукции, ее техническое усложнение, повышение наукоемкости.

Обобщение и осмысление специфических моделей поведения предприятий в кризисных условиях позволяет сформулировать следующие выводы:

-попадание в кризисную фазу неизбежно заставляет руководителей предприятия применять антикризисные меры управления;

-антикризисное поведение предприятий зачастую противоположно тем действиям, которые эффективны в условиях экономического роста или стабилизации экономики;

-в промышленности стихийно формируются различные антикризисные модели деятельности предприятий. Необходимо их изучить, признать и сознательно использовать на практике.

Перераспределение дохода. Социально-экономический кризис сопровождается массированным и неэффективным размещением труда и капитала, резким падением объемов производства предприятий в государственном секторе экономики. А ведь из этого сектора в государственный бюджет поступала основная часть доходов, в этом же секторе очень медленно сокращаются государственные расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда потребность в социальной защите, напротив, резко возросла.

В таких условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать регулирование рыночных сил. Оно позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Борьба с бедностью составляет основу для поддержания уровня жизни и включает в себя социальное страхование и выравнивание доходов. Цель борьбы с бедностью — обеспечить такие условия, при которых ни один гражданин и ни одна семья не оказались бы ниже определенного минимального уровня доходов или потребления. Цель социального страхования — предохранить каждого человека от внезапного и недопустимо сильного снижения уровня жизни. Цель выравнивания доходов - обеспечить каждому человеку возможность фактически перераспределять собственный доход.

Необходимость государственного финансирования учреждений медицинского обслуживания диктуется потребностью, с одной стороны, производства общественных благ и, с другой, — обеспечения широкого доступа населения к услугам здравоохранения:

- государственные мероприятия в здравоохранении, такие, как программы вакцинации и санитарного просвещения, требуют бюджетных средств;

- престарелые и другая экономически неактивная часть мало имущего населения также нуждается в субсидиях;

- потребление лекарств, в частности лекарств, имеющих ограниченные объемы производства, тоже субсидируется;

- финансирование мер по охране здоровья населения осуществляется в основном государством.

Государство России не считает должным обеспечить элементарные социально-экономические права граждан, которые имели бы для них жизненно важное значение. Кроме этого, оно не редко встает как нарушитель этих прав, долгими месяцами не выплачивая заработную плату людям, пособия, пенсии и стипендии.

3. Система и меры антикризисного управления

С начала XXI в. экономика России определяется невероятным по соотношению и губительному влиянию кризисом. Начавшиеся в 1991 г. экономические реформы, после нескольких лет их реализации так и не сумели помочь миновать российской экономике кризисное состояние. Государственное регулирование нарушилось, в то время как рыночные механизмы не проявили себя как эффективные рычаги управления. Все это сказалось на финансовом положении организаций и их хозяйственной деятельности.

Руководители предприятий уже осознали необходимость создания и использования новых системных методов управления. Несомненно, на начальных этапах формирования рыночных отношений в России довольно большое количество предпринимателей поддавались соблазну «сделать быстрые деньги». Но в последнее время подобный стиль управления теряет свою репутацию. Множество предприятий потерпели фиаско в своей деятельности, потому что уровень риска производимых ими манипуляций был много выше ожидаемых доходов по ним. Исходя из этого важность обрело направление в развитии управленческой науки и практики, которое применяет инструменты, обеспечивающие эффективное использование ресурсов предприятия, вместе с грамотным управлением риском, относящимся к их деятельности.

Нельзя решать вопросы эффективного управления предприятием интуитивно, или методом «проб и ошибок». Необходимо основываться на системных знанях и постоянно использовать современные механизмы формирования стратегии предприятия. Именно эта задача придает особенную актуальность построению системы мониторинга деятельности на предприятии.

Существует большое количество случаев возникновения кризисного состояния предприятий в стране, которые приводят к резкому уменьшению производительности продукции, неплатежеспособности и более того, к финансовому банкротству. Это доказывает то, что в экономике России, нет надежной системы мониторинга состояния предприятий, как нет и системы профилактики кризиса. В то время, когда мониторинг является  наиболее действенным инструментом прогнозирования и корректировкой развития предприятия, антикризисным управлением его деятельности.

Создать систему мониторинга на предприятии можно при осуществлении выбора информативных показателей. В практике предприятий довольно давно существует система , но далеко не легко оценить их в качестве инструмента управления [1]. Коэффициент текущей ликвидности и рентабельность текущих активов являются теми показателями, которые при объединении в системе позволят создать эффективный и ценный инструмент управления.

Критерии выбора именно этих показателей следующие.

1. Коэффициент текущей ликвидности (он же коэффициент покрытия) — позволяет увидеть степень краткосрочных кредитов которую можно покрыть активами, а так же вероятность превращения их в наличный денежный капитал, что ожидается в будущем [2]. В случае, в котором предприятие испытывает финансовые трудности и оплачивает свои кредиторские задолженности медлительными темпами, накапливая банковские займы или текущие долги собираются быстрее, чем текущие активы, коэффициент покрытия будет снижаться, это может привести к проблемам. Коэффициент покрытия дает возможность приобрести наиболее простой и оптимальный показатель такой степени, в которой иски краткосрочных кредитов можно будет покрыть активами, а возможность обращения их в наличный денежный капитал появится в течение периода, примерно к сроку выплаты основной суммы долга. Именно поэтому этот показатель обширно используется как показатель краткосрочной платежеспособности:

Коэффициент текущей ликвидности = Текущие активы (или оборотные средства). (1)

Краткосрочные обязательства

2. Коэффициенты рентабельности (доходности) представляют собой частный случай показателей эффективности. Это относительные показатели, соизмеряющие полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Если учесть, что какого-то единого универсального коэффициента эффективности не существует, то рентабельностью текущих активов (коэффициентом эффективности использования текущих активов) можно назвать следующий коэффициент, использованный в дальнейшем анализе:

Рентабельность текущих активов = Прибыль до выплаты процентов и налогов. (2)

Текущие активы (или оборотные средства)

Формула (2) хороша еще и тем, что она позволяет легко перейти к рассмотрению других показателей рентабельности, которые также важны и, возможно, гораздо более часто используются предприятиями на практике для анализа их текущей и планируемой деятельности. Такими показателями являются, например, рентабельность всего капитала предприятия, рентабельность реализуемой продукции и т.д.

3. Считается, что трудно объяснить скачки в уровне рентабельности предприятий разных форм собственности. Кроме того, в настоящее время наблюдается резкое повышение случайности в экономических показателях (прибыли, ликвидности, чистых активах), что означает снижение реализуемости планов, управляемости вообще.

Для непосредственного создания модели, необходимой для исследования, из формул (1) и (2) выразим «Текущие активы» следующим образом:

Текущие активы = Ликвидность х Краткосрочные обязательства. (3)

Текущие активы = Прибыль. (4)

Рентабельность

Из формул (3) и (4) приходим к следующему:

Прибыль = Ликвидность х Краткосрочные обязательства. (5)

Рентабельность

Формула (5) легко преобразуется в модель, пригодную для исследования:

Прибыль = Рентабельность х Ликвидность. (6)

Краткосрочнве обязательства

Предположим, что все факторы, не учтенные явно в этой экономической модели, оказывают на объект (в нашем случае это прибыль) относительно малое результирующее воздействие в интересующем автора аспекте (это является стандартным допущением при построении экономических моделей) [3]. Состав учтенных в модели факторов и ее структура могут быть уточнены в ходе совершенствования модели.

Построенную модель можно использовать как модель равновесия, т. е. когда равнодействующая всех внешних сил равна нулю. С другой стороны, ее (модель) можно использовать для отыскания траекторий стационарного роста, к выходу на которые обычно стремится экономическая система (а предприятие является такой системой). Как известно, модели устойчивого роста находят свое практическое применение в планировании развития предприятия с учетом риска банкротства. Исследование траекторий роста является одновременно базой для анализа более сложных типов роста и связующим звеном с моделями экономического равновесия (поскольку отыскание таких траекторий равнозначно отысканию меняющегося вполне определенным образом равновесного состояния). Конечно, созданная модель — это упрощенное представление действительности, но, по мнению В.Р. Бретцке, снижение сложности в модели принятия решений — это не неизбежное зло, а объективная необходимость, так как только структурирование расплывчатой проблемы по предпосылкам обозначает контуры и тем самым сужает сферу поиска решений [4].

Созданная модель, как и все математические модели, позволяет ознакомиться со структурой и логикой решаемых проблем и представляет собой неотъемлемую составляющую диалога между теорией и практикой.

Российские предприятия достаточно разнородны по своим размерам, производственным и финансовым возможностям. Существование стандартной системы, однозначно характеризующей уровень того или иного показателя для предприятия, обеспечивающей его нормальное функционирование было бы очень удобным. Но значительный «разброс» предприятий по их абсолютным и относительным показателям не создает предпосылок для создания такой системы.

В теории и практике экономико-математического моделирования для определения направления наибольшего роста функции используется понятие «градиент». Упорядоченная пара первых частных производных есть градиент функции. Градиент функции в точке (т. е. в точке нахождения предприятия в данный момент) показывает направление самого быстрого роста функции (в нашем случае направление самого быстрого роста прибыли). Для графического построения градиента важно учесть, что он всегда перпендикулярен (ортогонален) касательной к линии уровня в точке.

Управление предприятием на любой стадии его развития должно быть антикризисным, т. е. способным предвидеть и предотвращать кризисные ситуации или, во всяком случае, смягчать их. Только осуществление такого управления создает возможность возобновления фазы роста и/или максимального продления фазы устойчивости жизненного цикла предприятия, который, по определению, заканчивается ликвидацией предприятия.

Стратегические решения, направленные на профилактику и преодоление кризиса, должны быть приняты и реализованы на ранних стадиях управления, когда процесс движения к кризису еще не приобрел кумулятивного характера и поэтому еще не стал необратимым, иначе говоря, первоначальный выбор имеет непропорционально большое значение.

Стратегия управления предприятием должна определяться как качественно определенное направление развития предприятия. Стратегия управления должна характеризовать способ, механизм, посредством которого предприятие сможет стабильно функционировать, сохранив или упрочив свое финансовое положение в условиях изменяющейся конкурентной среды, предполагающей достаточный уровень рентабельности производства.

Стратегия развития предприятия хорошо понимаема в свете теории жизненного цикла предприятия. Зная, на какой стадии жизненного цикла находится предприятие, руководитель может оценивать текущие условия и перспективы предприятия и на основе этой информации разрабатывать стратегию и тактику дальнейшего развития предприятия.

Стратегическое управление должно предусматривать многократное повторение этапов роста и устойчивости жизненного цикла предприятия, их чередование должно осуществляться в полном соответствии с условиями внутренней и внешней среды предприятия. Таким образом, стратегическое управление должно представлять собой сознательное управление этапами жизненного цикла предприятия и создание благоприятных тенденций дальнейшего развития фирмы. Тактические шаги управления определяются исходя из поставленных стратегических целей.

Целесообразно проводить анализ состояния предприятия с момента его образования либо с момента последней крупной реструктуризации (вследствие расширения или уменьшения бизнеса, внутреннего или внешнего кризиса и т.д.). Такой анализ позволит построить укрупненную кривую жизненного цикла предприятия (до точки, на которой оно находится в данный момент) с тем, чтобы далее выявить и отследить общие тенденции развития данного бизнеса.

Финансовый анализ текущего состояния предприятия проводится с целью конкретизации «сегодняшнего» положения этого предприятия на кривой своего жизненного цикла.

Зная коридор значений ликвидности и рентабельности и планируемый уровень прибыли, становится делом техники определение ограничений, накладываемых выбранной политикой развития предприятия на краткосрочный капитал (уровень заимствований). Если руководство предприятия учтет в своей деятельности данные ограничения, оно сможет эффективно управлять стадиями жизненного цикла и чередовать их с целью достижения идеального развития.

Предлагаемая модель может служить надежным инструментом антикризисного управления, так как из-за прямого воздействия на поддержание на необходимом уровне базовых переменных величин антикризисный менеджмент «характеризуется четким целеполаганием как, к примеру, достижение определенного уровня ликвидности или доходности».

Практическое применение разработанной методики анализа стратегического развития предприятия и выработки рекомендаций по дальнейшему изменению показателей иллюстрируется приведенными ниже данными.

Проанализируем некоторое предприятие (в дальнейшем будем именовать его «предприятие «А»). Для проведения исследования были взяты данные бухгалтерского баланса за пять кварталов (табл. 1).

Анализ данных таблицы 1 показывает, что предприятие «А» в начале 2004 г. только прошло фазу становления жизненного цикла предприятия и начало активно развиваться. Этот факт характеризуется ускоренным ростом текущих активов и краткосрочной задолженности предприятия.

Рассмотрим траекторию развития предприятия «А» за пять представленных выше кварталов (рис. 1). Кривая, отображающая траекторию развития предприятия «А» в течение пяти кварталов (при построении рисунка 1 учитывалась прибыль, полученная только в течение квартала), наглядно показывает сезонный характер производства, осуществляемого этим предприятием. Так, наибольший объем прибыли, получаемой предприятием, приходится на 2-й и 3-й кварталы (см. рис. 1), в остальные периоды наблюдается ее (прибыли) резкое снижение. Также необходимо заметить, что в 1-м квартале 2005 г. прибыль значительно ниже, чем в тот же период 2004 г.

На рисунке 1 в каждой из отмеченных контрольных точек показаны направления, соответствующие наибольшему росту прибыли, причем траектория развития предприятия во всех случаях не совпадает с этими направлениями. Угол отклонений от направления наибольшего роста во всех случаях достаточно велик. В 1-м квартале 2004 г. рост рентабельности по отношению к росту ликвидности должен был составлять (в случае выбора направления наибольшего роста прибыли) 14 : 1 (т. е. на каждые 14% роста рентабельности должен был приходиться 1% роста ликвидности). Предприятием «А» темп прироста рентабельности был значительно завышен, что привело в дальнейшем к довольно резкому падению рентабельности в 3-м квартале 2004 г., хотя сезонный характер работ позволял наращивать рентабельность и далее, т. е. на протяжении 3-го квартала.

Дальнейшее снижение рентабельности было обусловлено завершением сезона, в течение которого можно было рассчитывать на высокий уровень прибыли, но предприятие продолжало увеличивать объем текущих активов и краткосрочной задолженности (табл. 1), что привело к еще более значительному снижению показателя рентабельности.

Уже в 3-м квартале 2004 г. предприятию необходимо было готовить себе, так называемый «трамплин», с которого оно будет начинать движение во 2-м квартале 2005 г. В первую очередь это означает рост ликвидности, особенно если дальнейший рост рентабельности на этом этапе предприятие обеспечить не в состоянии.

Все вышесказанное находит свое отражение при определении положения предприятия на кривой жизненного цикла (рис. 2).

На рисунке 2 показано изменение положения предприятия на кривой жизненного цикла в период с 2003 по 2004 г.(с учетом того, что предприятие «А» было образовано в 2003 г.).

Развитие предприятия шло высокими, но недостаточными темпами. В 2004 г. прибыль предприятия увеличилась в 6 раз по сравнению с 2003 г. В то же время текущие активы возросли в 9 раз, а краткосрочные обязательства — в 10 раз. Это означает, что прирост текущих активов и краткосрочных обязательств не только не обеспечивает должного роста уровня рентабельности, но и тормозит его.

Такое развитие предприятия говорит о том, что его рост идет более медленными темпами, чем это возможно. Кроме того, если учесть повышение риска, связанного с предприятием, особенно в конце 1-го квартала 2005 г., точка А на рисунке 2 вполне может стать пиком развития этого предприятия.

Для того чтобы не допустить возникновения подобных ситуаций и/или предвидеть последствия любых управленческих решений, происходящих в организации перемен, необходима система мониторинга. Непрерывный мониторинг направлений наибольшего роста должен быть нацелен прежде всего на продление фазы «зрелости» жизненного цикла предприятия, на подготовку к возможному кризису, на предотвращение утраты контроля над происходящими процессами. !

Мониторинг необходим для своевременного обнаружения и распознавания несостоятельности предприятий. Проводится он на всех уровнях хозяйственного управления. Объективная необходимость его использования диктуется тем обстоятельством, что применяемые ранее методы анализа и прогнозирования практически перестали работать. Возникла необходимость создания адекватной современным условиям системы изучения и управления сложными процессами, включая несостоятельность предприятий.

В России мониторинг осуществляется с 1 апреля 1999г. Проведение мониторинга является функцией территориальных органов и агентств, а также центрального аппарата ФСФО России. Они ежегодно формируют перечни предприятий, подлежащих мониторингу, которые охватывают крупные, экономически и социально значимые предприятия.

С точки зрения технологии мониторинг представляет собой специально организованные действия по определению вероятности или реальности наступления кризиса предприятий. Он проводится в три этапа.

На первом этапе осуществляется сбор и хранение первичной информации, которая размещается на бумажных носителях в установленной форме. На основании данных документов составляются агрегированные формы финансовой отчетности. На втором этапе производится обработка полученной информации с целью получения оценки финансово-экономического состояния предприятия. Для этого используются конкретные показатели платежеспособности предприятий. На третьем этапе производится ранжирование всех исследованных предприятий по критериям схожести их состояния, отраслевой принадлежности и территориального расположения. Затем для каждой из выделенных групп разрабатываются конкретные антикризисные решения.

Таким образом, в России создана мощная система мониторинга состояния предприятий, которая впитала в себя успешный зарубежный опыт многих развитых стран. Эта система позволяет собрать исчерпывающую информацию, необходимую для принятия экономически обоснованных взвешенных решений по антикризисному управлению в каждой конкретной ситуации. Вместе с тем она не лишена недостатков. Необходимо стандартизировать подходы к оценке состояний предприятий и выработать универсальную технологию анализа. Требуется унифицированная методика ранжирования предприятий.

В систему антикризисного управления входит целостная совокупность элементов, которые находятся в связях и отношениях друг с другом, и направлены на предупреждение предприятий от возникновения кризисных ситуаций, а так же предотвращают  банкротство.

Система антикризисного управления включает в себя следующие функциональные элементы: мониторинг состояния предприятий, маркетинг изменения отраслевой структуры хозяйства, прогнозирование и планирование, принятие управленческих решений и распоряжений, координирование и организация их выполнения, введение системы стимулов, учет и контроль результатов функционирования хозяйства. Все элементы тесно взаимосвязаны и непрерывно взаимодействуют  друг с другом. Особенную роль занимает мониторинг, так как от его чувствительности зависит степень реактивности работы всей системы.

Приводят данную систему в действие и обеспечивают ее функционирование следующие механизмы: выработка стратегии, принципов и политики антикризисного управления, и учреждение его участников; наработка нормативно-методической и законодательной базы; технология контроля, включающая мониторинг; изучение изменений факторов внешней среды, которые оказывают воздействие на предприятия; принятие мер, направленных на преодоление неплатежей.

Стратегией антикризисного управления является генеральное направление и стабилизация экономического развития предприятия с целью реализации стратегии преобразования.

Политикой антикризисного управления называется направление деятельности правительства, совокупность методов, принципов, форм организационного поведения, направленных на стабилизацию экономической ситуации на предприятии, погрязшем в кризисе, на формирование механизма регулирования.

Еще с 2000 г. В России реализуется концепция государственной политики в области банкротства и финансового оздоровления предприятий. Ее суть заключается в усилении воздействия государства на экономические процессы, проходящие в стране. И результатом ее становится более эффективное применение цивилизованных мер гражданско-правового характера в отношении должников. В качестве основного инструмента реализации государственной промышленной политики рассматриваются  механизмы антикризисного регулирования. Отражается это в повышении важнейшей роли инициативы государства во время проведении реструктуризации предприятий и в предоставлении самостоятельности государственным органам в выборе и реализации мер по финансовому оздоровлению несостоятельных должников.

Главная задача института несостоятельности (банкротства) состоит в том, что если потери кредиторов оказались неизбежными, то они должны быть распределены между ними наиболее лояльным образом. Исходя из такой позиции антикризисное управление действует согласно следующим принципам:

  •  создать правовую основу цивилизованных предпринимательских отношений в условиях несостоятельности предприятий;
  •  ограничить до разумных пределов государственное и административное влияние на деятельность неплатежеспособных предприятий, и обеспечить справедливый подход к решению судьбы предприятия-должника;
  •  предоставить честным должникам возможность возобновления своей деятельности и создать условия для возрождения отечественного предпринимательства;
  •  сохранить перспективные предприятия, имеющие временные финансовые трудности, и оказать им помощь;
  •  ввести систему безопасных мер для всех участников предпринимательства и экономической деятельности государства при банкротстве предприятий;
  •  защитить предприятия от влияния споров и тяжб, способных привести к быстрому развалу организации;
  •  оградить интересы всех участников банкротства, при том приоритет будет отдан интересам кредиторов;
  •  справедливо распределить конкурсную массу, составляющую все имущество должника, имеющееся у него на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.

Данные принципы реализуются в законодательной базе антикризисного управления. В настоящее время существует правовая основа антикризисного управления.

Участниками антикризисного управления являются различные организации и службы.

1. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России), которую на региональных уровнях представляют следующие организации:

  •  Два территориальных органа Свердловской и Московской областей.
  •  13 межрегиональных территориальных служб по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению - Центральная, Сибирская, Восточно-Сибирская, Западно-Сибирская, Урало-Сибирская, Уральская, Поволжская, Волго-Вятская, Дальневосточная, Северная, Северо-Западная, Северо-Кавказская, Южная;
  •  ФСФО России выполняет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, связанные с антикризисным регулированием. Служба разрабатывает и реализует мероприятия по финансовому оздоровлению предприятий, проводит государственную политику по предупреждению банкротств, обеспечивает условия реализации процедур банкротства, обеспечивает защиту интересов государства при решении вопросов о несостоятельности предприятий и др.

2. Федеральная (центральная и территориальные) межведомственная балансовая комиссия по финансовому оздоровлению. Деятельность комиссий направлена на финансовое оздоровление предприятий без судебных процедур. В их функции входит также анализ краткосрочных графиков погашения задолженностей.

Коллегии уполномоченных государственных представителей-кредиторов, основной функцией которых является предварительное (досудебное) изучение истории банкротства предприятия.

Некоммерческое партнерство «Российская гильдия профессиональных антикризисных управляющее» (ЯП РТПАУ) - орган, координирующий деятельность предприятий в ближайшей перспективе посредством разработки конкретных программ и планов по их финансовому оздоровлению. Она самостоятельно выполняет те функции, которые Федеральная служба не в состоянии выполнить эффективно.

5. Арбитражные суды.

6. Совет по антикризисным программам при Правительстве РФ — это своего рода экспертный орган, выявляющий предприятия, нуждающиеся в судебной или внесудебной санации, и задающий процессу их оздоровления системный и плановый характер.

7. Властные структуры и профильные ведомства, в том числе департаменты управления инвестициями, фонды по поддержке малого бизнеса и др.

Круг участников антикризисного регулирования непрерывно расширяется в результате проведения мероприятий, предоставляющих возможность для участия всем желающим. С их помощью обеспечивается мощный общественный резонанс, который укрепляет статус российских предпринимателей и способствует выработке цивилизованных форм отношения к неудачникам из этой когорты.

Между всеми перечисленными участниками антикризисного управления формируются взаимоотношения по поводу повышения компетентности и прав в решении проблем финансового оздоровления предприятий. Они основаны на единстве и целостности государственной политики, проводимой в данной области. Механизм взаимодействия государственных структур, ответственных за осуществление процедур банкротства предприятий, с органами исполнительной власти играет главную роль в антикризисном управлении.

Итак, в течение последних пяти лет в России удалось сформировать авторитетную и дееспособную систему антикризисного регулирования. Функционирование каждого ее элемента осмыслено и продумано. Перед каждым ее участником сформулированы четкие и ясные задачи, скоординированы отношения и разграничены пределы компетенции.

Рассматривая данную тему необходимо ответить на вопрос : Какими путями можно оздоровить несостоятельные предприятия на государственном уровне? Управление состоянием «здоровья» предприятий осуществляется по различным технологиям.

Технология антикризисного управления - совокупность способов, приемов, форм и методов, с помощью которых осуществляется государственное регулирование по поводу преодоления кризиса предприятий.

Все меры антикризисного управления несостоятельностью предприятий можно объединить в две группы.

1. Профилактические меры, предупреждающие наступление кризисного состояния у предприятий. К ним относятся антикризисные процедуры по улучшению правовых, экономических, социальных и иных условий внешней среды предприятии, стимулирующих их деятельность в направлении, важном и полезном для социально-экономического развития региона и страны в целом. Суть профилактических мер сводится к созданию поощрительных и запретительных стимулов по отношению к деятельности предприятий.

2. Меры, применяемые к предприятиям-банкротам, — это оздоровительные действия (санация) в отношении несостоятельных предприятий, законодательно разрешенные государством.

Санация состояния предприятия может быть: внесудебной, когда проводится без участия арбитражного суда и, соответственно, без официального объявления банкротства; досудебной, предполагающей предварительное, до открытия производства по делу о банкротстве, оздоровление; арбитражной в соответствии с действующим законодательством.

Разнообразие применяемых в процессе антикризисного управления мер позволяет их объединить в рамках той или иной политики в этой области. Очевидно, что профилактические меры применяются в ходе проведения политики предупреждения кризиса, внесудебная или досудебная санация — в результате реализации политики преодоления последствий кризиса в щадящем для предприятия режиме, арбитражная санация — при политике жесткого следования нормам законодательства.

Для российской экономики текущего периода характерна массовая несостоятельность предприятий. В соответствии с действующим законодательством о банкротстве большинство из них полагалось бы ликвидировать. Однако многие предприятия выполняют социально и экономически важные функции в народном хозяйстве (например, предприятия транспорта, коммунальные службы и т.п.). Их функционирование нельзя не только прекратить, но и приостановить. Поэтому органы, компетентные осуществлять антикризисное управление, не следуют принципу автоматического выполнения законодательства. Категоричный подход уместен в условиях здоровой экономики. Россия пребывает в состоянии затяжного глубокого кризиса. В этой ситуации наибольшую актуальность и эффективность приобретают профилактические меры и внесудебная санация состояния предприятий.

Популярные профилактические меры по антикризисному управлению

Консультирование предпринимателей и менеджеров по вопросам законодательства о банкротстве.

Создание специализированных компаний по антикризисному управлению.

Обеспечение условий для инновационной деятельности предприятий, а именно: осуществление институциональных преобразований, развитие инфраструктуры инновационного процесса, защита интеллектуальной собственности, вовлечение ее в оборот, создание доступного информационного банка о достижениях научно-технического прогресса, обеспечение доступа предприятий к результатам научно-исследовательских, и технологических работ, продажа или передача на взаимовыгодных условиях пустующих объектов и объектов незавершенного строительства, стимулирование спроса у отечественных производителей на конкурентоспособные технологии, формирование региональных фондов перспективных проектов.

Все меры антикризисного управления деятельности предприятий должны быть соотнесены с государственными программами по содействию занятости населения, реализации миграционной политики, решению экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Однако, нужно помнить, что профилактика и досудебная санация результативны, если они начинаются своевременно. Но для этого необходимо постоянно отслеживать состояние предприятий.

В большинстве развитых стран потенциальные банкроты «вымываются» из сферы бизнеса задолго до официального обретения ими этого статуса. Поэтому для профилактики кризисных явлений в экономике чаще всего государство использует мониторинг.

Мониторинг — обозначает постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальному предположению.

Мониторинг финансового состояния предприятий один из элементов системы антикризисного управления. Он представляет собой сформированную систему сбора данных и расчета показателей о финансовом состоянии предприятий, позволяющую диагностировать возникновение у них признаков банкротства, отслеживать тенденции и динамику происходящих изменений, а также учитывать платежеспособность предприятий для того, чтобы на этой основе принимать оптимальные управленческие решения.

 

Заключение

При рассмотрении данной темы образовались следующие выводы. Антикризисное управление – это система управленческих решенийи  мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин. Правительство всегда регулирует и контролирует кризисные ситуации. Государством используются все уровни находящихся в его ведомстве полномочий по всем аспектам экономики, ставя во главу цель стабилизировать ее. Последние годы показали, что Россия сумела сформировать дееспособную и  авторитетную систему антикризисного регулирования. Каждый ее элемент функционирует  продуманно и осмыслено. Всякий участник системы имеет сформулированые ясные и четкие задачи, скоординированые отношения и разграниченые пределы компетенции.

Имеются направления принятия мер четко обозначающие антикризисное управление деятельности предприятий, которые составляют различные виды антикризисной политики: предупреждение кризиса, преодоление его последствий в щадящем режиме и строгое следование нормам законодательства. Эти меры выбирают в зависимости от сложившихся обстоятельств. Каждый из вариантов антикризисной политики дает возможность продвинуть развитие организаций в необходимом направлении, оградить от банкротства социально значимые предприятия, а так же цивилизованным путем предоставить развязку отношений вокруг уже обанкротившихся предприятий.

Регулирование государством кризисных ситуаций направлено на нресечение возможных кризисов на рынках и обеспечение гарантированного возможного возврата средств кредиторам обанкротившейся организации. Так же помогает выйти из кризиса и перейти к нелабильному экономическому росту экономики, а также благосостоянию граждан страны.  Возможно государственное регулирование только на основе реформирования отечественных предприятий, делая из неплатежеспособных, образованных в советской эпохе, в современные, конкурентоспособные, эффективные корпорации, завидных не только для отечественных, но и для иностранных инвесторов. Лишь в таком случае есть возможность иметь свой неизменный финансовый источник экономического благополучия страны и благоприятной внешнеторговой коньюктуры.

Различные виды кризисов порождают множество процессов антикризисного управления. Государственное антикризисное регулирование есть база для принятия антикризисных программ в предприятиях и важнейшими его задачами на современном этапе являются:

- разработка различных программ поддержания разных видов неэффективно работающих предприятий, применение к ним различных мер регионального антикризисного регулирования и контроля ;

- совершенствование законодательства о банкротстве (использование и расширение всевозможных инструментов финансового рынка, более точное проведение процедур банкротства,  финансовое оздоровление несостоятельных организаций, смена подходов к подготовке кризисных управляющих).

Рассмотрев вопрос какающийся заключения и реализации мировых соглашений между кредиторами и их должниками, получилось выяснить основные понятия, цели, сроки и последствия введения процедур, а так же права и обязанности арбитражных управляющих в области каждой из процедур его применения в процессе антикризисного управления.

Стоит заметить, что лишь при помощи мирового соглашения стало возможным обеспечивать одновременно и защиту экономического права кредиторов и должников, и добиться необходимого баланса интересов между всеми группами кредиторов. Благодаря заключению мировых соглашений и утверждению их в арбитражных судах теперь возможно погашение задолженности перед каждой из категорий кредиторов на куда более благоприятных условиях, чем при ликвидации предприятий.

Список литературы

1. Айвазян, В. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти. «Проблемы теории и практики управления»., № 4, 2004.

2. Бабашкина А.М., Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Финансы статистика, 2006.

3. Балашов В.Г., Юн Г.Б. Антикризисное управление предприятиями и банками. Учебно-практическое пособие. М., Дело, 2004.

4. Бланк И.А., Основы финансового менеджмента. Т.II, раздел VIII., М., Ника-Центр, 2004.

5. Вебер Ю., Шеффер У., На пути к активному управлению с помощью показателей // Проблемы теории и практики управления., 2004.

6. Волгина Н.А., Кушлина В.И., Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов/ Под общ. ред.редкол.: Владимирова А.А. и др. - М.: ОАО «НПО Экономика», 2005.

7. Грицюк Т.В., Государственное регулирование экономики: теория и практика. – М.: Издательство РДЛ, 2004.

8. Ковалев В.В., Учебное пособие. Учет, анализ и финансовый менеджмент., М. 2006.

9. Короткова. М., Антикризисное управление. Учебник. Под ред. Проф. Э.М.  ИНФРА-М, 2007.

10. Ларионов И.К., Антикризисное управление, уч. Пособие, М., 2005.

11. Лиференко Г.Н., Финансовый анализ предприятия.- М. Учебное пособие.  2005.

12. Татарников Е.А., Антикризисное управление: Учеб. пособие., М.: Издательство РИОР,  2005.

13. Тришкина Н.А., Анализ финансовой отчетности: Учебно-методический материал для студентов высших учебных заведений., М.: МИЭМП, 2007.

14. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (принят ГД ФС РФ 24.12.2008)).

15.  http://www.consultant.ru - сайт Консультант Плюс.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10404. Правовое государство и гражданское общество 29 KB
  Правовое государство и гражданское общество. Понятие правового государства тесно связано с понятием демократии. В ст.1. гл.1 российской Конституции сказано: Российская Федерация Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формо...
10405. Парламент и парламентаризм 37.5 KB
  Парламент и парламентаризм. Парламент англ. parliament от франц. parlemeni от parler говорить высший представительный орган власти. Впервые был образован в Англии в XIII в. как орган сословного представительства, реальное значение приобрел после буржуазных революций XVII-XVIII вв. Па
10406. Сущность, основные черты и типы демократии 30.5 KB
  Сущность основные черты и типы демократии. В переводе с греческого термин демократия означает власть народа. Полное и четкое определение понятия демократия сформулировать достаточно сложно тем не менее можно выделить ряд характерных признаков присущих всем де...
10407. Современная система международных отношений: проблемы и противоречия 37.5 KB
  Современная система международных отношений: проблемы и противоречия. Международные отношения более сложное явление чем внешняя политика Это совокупность экономических политических идеологических правовых военных информационных дипломатических и других
10408. Глобальный и региональный аспекты международной безопасности в мире 42 KB
  Глобальный и региональный аспекты международной безопасности в мире. В наши дни в условиях все возрастающей взаимозависимости и взаимосвязи государств на мировой арене становится необходимым изучение не только политических систем отдельно взятых государств но и м...
10409. Понятие национального интереса. Приоритеты внутренней и внешней политики РФ. 40 KB
  Понятие национального интереса. Приоритеты внутренней и внешней политики РФ. Современный мир характеризуется переходом к многополярному мироустройству. Растет многообразие политического экономического и культурного развития стран идет поиск на национальном и ре...
10410. Проблемы политической социализации личности 26 KB
  Проблемы политической социализации личности. Среди множества факторов способствующих сохранению политической системы социализация индивида занимает важное место поскольку ни одна система не сможет достигнуть достаточного уровня интеграции и стабильности если ...
10411. Политическое поведение личности как категория в политологии 35.5 KB
  Политическое поведение личности как категория в политологии. В самом общем виде действие социальных норм состоит: а в установлении типов образцов общественно значимого поведения; б в установлении границ в пределах которых индивидуальное поведение служит осуществл...
10412. Проблемы политического лидерства в обществе. Основные типы политических лидеров 29 KB
  Проблемы политического лидерства в обществе. Основные типы политических лидеров. Понятие лидер€ происходит от английского leader что означает ведущий управляющий другими людьми. Становление и функционирование лидеров объективное и универсальное явление. С понят...