43768

Развитие творчества младших школьников на уроках технологии при работе с бумагой на основе сказочных текстов

Дипломная

Педагогика и дидактика

В соответствии с проблемой целью предметом исследования определены следующие задачи: Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию творчества; Рассмотреть особенности развития творчества у младших школьников; Определить наиболее эффективные методы и приемы обучения детей младшего школьного возраста с использованием сказочной литературы и бумаги; Выявить отношение младших школьников к урокам труда; Определить творческие задания на уроках технологии для младших школьников. Изготовление игрушек поделок из...

Русский

2013-11-06

10.67 MB

59 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Психолого-педагогические основы развития творчества младших школьников

  1.  Сущность понятий «творчество» и «детское творчество» в современной науке
  2.  Особенности развития творчества младших школьников на уроках технологии

Глава II. Методы и приемы интеграции литературных произведений на уроках технологии

2.1 Работа с бумагой на уроках технологии и ее роль в образовательном процессе

2.2 Роль литературных произведений на занятиях технологии

2.3 Методы работы с бумагой, используемые на уроках технологии

Глава III. Содержание и структура опытно-экспериментальной работы

3.1 Выявление уровня развития творчества учащихся … класса

3.2 Организация творческой деятельности учащихся … класса при художественном изображении сказочного мира в работе с бумагой

Заключение

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гениальности.

Мы живем в мире результатов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем и много другого. Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой, не существовавшей до сих пор реальности, может быть, главная особенность, отличающая человека от животных. Творчески мыслящие люди способны переделывать, пересоздавать среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.

Важную роль в развитии творчества у детей играет начальная школа. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С нашей точки зрения, способностью, позволяющей эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них, но часто бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен  активизировать свои творческие способности, развивать в себе творчество.

Трудовое обучение – важное средство творческого и эстетического развития. Возможность работать с различными материалами формирует умственные, творческие способности младших школьников, также нравственные представления, трудовые имения, художественный вкус. Учащиеся приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.

 Дети учатся видеть красоту и передавать ее в соразмерных формах, рациональном симметричном и ассиметричном чередовании, вариативной трактовке. У них формируется культура труда, совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка, пробуждения интереса к творчеству.

Но все это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной творческой деятельности, последовательном выполнении программных требований, постепенном усложнении знаний по мере приобретения опыта.

В повышении результативности обучения в начальных классах, воспитательной значимости предметов наряду с другими методическими вопросами большое значение имеет использование меж предметных связей.

В связи с вышесказанным дипломная работа посвящена теме: «Художественное изображение сказочного мира в работе с бумагой на уроках технологии».

Исходя из этого, была сформулирована проблема исследования: развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения будет эффективно, если:

- создаётся подлинно творческая атмосфера, способствующая свободному проявлению творческого мышления ребенка;

- обеспечивается включение младших школьников в творческую деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи;

- осуществляется выбор форм и методов развития творческих способностей;

Решение данной проблемы является целью исследования.

Объектом исследования является творческая деятельность детей младшего школьного возраста, а его предметом – процесс развития творчества младших школьников на уроках технологии при работе с бумагой на основе сказочных текстов.

В соответствии с проблемой, целью, предметом исследования определены следующие задачи:

  1.  Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию творчества;
  2.  Рассмотреть особенности развития творчества у младших школьников;
  3.  Определить наиболее эффективные методы и приемы обучения детей младшего школьного возраста с использованием сказочной литературы и бумаги;
  4.  Выявить отношение младших школьников к урокам труда;
  5.  Определить творческие задания на уроках технологии для младших школьников.

Для решения задач исследования были использованы следующие методы:

  1.  теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
  2.  эмпирические (практические):
  3.  работа с учащимися (беседа, наблюдение, сравнение, тестирование);
  4.  коллективная и индивидуальная работа учащихся;
  5.  анализ результатов творческой работы учащихся.

Исходя из целей и задач, можно выдвинуть следующую гипотезу: развитие творчества младших школьников будет осуществляться эффективнее с использованием сказочных сюжетов в работе с бумагой на уроках технологии, при соблюдении следующих условий:

  1.  в задания систематически включать задачи, требующие поисков самостоятельного решения;
  2.  применять сочетание репродуктивных и поисковых методов в работе с детьми;
  3.  работа должна закончиться видимым, осязаемым результатом.

Экспериментальной базой являлся Центр Образования № 1485 города Москвы.

Глава I. Психолого-педагогические основы развития творчества младших школьников

  1.   Сущность понятий «творчество» и «детское творчество» в современной науке

Проблема развития творческих способностей многогранная и непростая. Сложность заключается, прежде всего, в самой сущности явления. У психологов и дидактов складываются различные точки зрения, как о природе способностей, так и о самом понятии «творчество» применительно к интеллектуальному развитию ученика.

Рассмотрим понятия «творчество» и «детское творчество».

Творчество – явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психофизиологическими предпосылками; изучением творчества и творческой личности занимается ряд наук. Слово «творчество» происходит от слова «творить» и в общественном смысле означает «искать, изобретать и создать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном».

Творчество – это продукт, форма активности и самостоятельности человека. Его результатом являются научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений. Творчество предполагает точность наблюдения за явлениями, избирательное запоминание существенного, волевое и умственное направление, эмоциональный подъем, яркое воображение.

Творчество понимается как механизм продуктивного развития. К полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий. И не только потому, что иначе он не сможет ассимилировать нужным образом сумму «специальных знаний той или иной области трудовой деятельности, необходимую для ее дальнейшего развития, но и потому, что иначе он не сможет полноценным образом сформировать свои убеждения, мотивы, интересы, притязания, то есть личностные особенности, без которых невозможно подлинное творчество».

Для творчества решающее значение имеет не само по себе содержание знаний, а их структура, психологический тип усвоенных знаний, определяемый типом деятельности, в которой они приобретались. Без развитого внутреннего плана действий осуществлять требуемый тип деятельности невозможно. Развитый внутренний план действий – необходимое условие психологического уровня организации творчества.

В психологии творчество изучается как психологический процесс создания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс. Совокупность психических свойств, характерных для творческой личности, стала объектом научного изучения с изобретением текстов и методик их обработки и анализа. Основоположником этого направления стал Ф.Гальтон.

В 1865 году Ф.Гальтон говорил о необходимости резко улучшить способности людей. Он изучал родословные выдающихся людей, и результаты изучения были такими, что ровно половина из числа наиболее знаменитых людей имеет одного или нескольких выдающихся родственников. Гальтон истолковал это как доказательство своей теории наследственного происхождения таланта.

Интерес к исследованию психологических аспектов творчества резко вырос в середине ХХ века. Разрабатываются новые системы тестов для определения творческих признаков личности. Особая роль придается воображению, дивергентному мышлению (расходящемуся в различных направлениях), гибкости ума, а также внутренней мотивации творчества (Х.Леман, У.Деннис, США). Разрабатываются методики стимуляции группового творчества. Предпринимаются попытки технического моделирования процесса и открытия нового знания (эвристика – наука, изучающая эвристическую деятельность; раздел науки о мышлении). Основным объектом является творческая деятельность. Эвристика развивается на стыке психологии, теории искусственного интеллекта, структурной лингвистики, теории информации, важнейшие проблемы – задачи, связанные с моделями понятия решений (в условиях нестандартных проблемных ситуаций), поиска нового для субъекта или общества, структурирования описаний внешнего мира (на основе классификаций типа периодической системы или систематики К.Линнея).

Отечественные психологи (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев и др.), опираясь на теоретические и экспериментальные исследования, заложили теории психического развития ребенка. Развитию воображения и детского творчества большое внимание уделял Л.С.Выготский. Он подчеркивал, что во всех видах детского творчества (рисование, лепка, сочинение сказок, конструирование) деятельность фантазии является направленной на определенную цель – чем богаче опыт ребенка, тем ярче продукты его воображения.

Некоторые исследователи: Л.А.Венгер, Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина, считают, что мышление и воображение – необходимые компоненты творчества, и обучение творчеству возможно, если одновременно активизировать эти процессы.

Так что же такое творчество?

Творчество – это создание нового и прекрасного, оно противостоит шаблону, тупости, отсталости, наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, усиливает заботу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска, создавая новые духовные и материальное ценности.

Творчество – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и разгадывает тайны природы, окружающего нас мира, узнает связь явлений закономерностей. Учиться исследовать – значит учиться самостоятельно узнавать новое, развивать в себе смелость мысли, интерес к знаниям.

Формирование творческой личности – это одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в младшем школьном возрасте.

В современной педагогике и психологии под творчеством детей понимают деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ребенок воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. В основе всякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел ребенка. Если их нет, нет и творчества.

Стимулом к творческой деятельности ребенка служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся – данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от продуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их в развитии.

В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, свое умение владеть телом, голосом, речью и др. Детское творчество дает материал изучения возрастных особенностей детей, закономерностей формирования личности.

 Творчество присуще любому человеку, любому ребенку – нужно лишь суметь вовремя раскрыть и развить его. Существует «множество талантов», от крупных и ярких до средних и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать и в обычном школьном учебном процессе, они проявляются в самостоятельности личности.

  1.   Особенности развития творчества младших школьников на уроках технологии

В педагогических трудах в обобщенном виде уже отражены основные закономерности обучения и воспитания, формирования личности ребенка на различных возрастных этапах в условиях различных видов деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических и психологических явлений. Педагогическая и психологические науки накопили немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и производственного труда школьника, более полно использовать резерв его личности, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность.

Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще неиспользованные резервы, над ними работают педагогические коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит психологической науке. Как показали исследования Т.В. Кудрявцева, Э.А. Ферапоновой и других психологов, формирование общетрудовых умений интеллектуального характера, умение выполнять задачу не только индивидуально, но и в условиях совместного труда, развитие положительной мотивации труда школьников, их творческих способностей и других качеств личности, важных для профессионального самоопределения, является важным психологическим «ядром» в трудовой подготовке. Поскольку творчество является наиболее значительным проявлением человека, психологи ищут оптимальные пути и способы приобщения школьников к творческому труду.

Эффективность развития творчества учащихся начальных классов зависит от учета их психологических особенностей. Педагогу необходимо усвоить общие закономерности развития личности. Личность – результат взаимодействия внешних влияний с внутренними условиями индивидуума, к которым относятся его направленность, способности, характер и другие личностные свойства.

К 6 годам ребенок в основном готов к систематическому школьному обучению. О нем уже нужно говорить как о личности, осознающей свое поведение и умеющей сравнивать себя с другими. К концу дошкольного периода формируется ряд новых психических образований: стремление к общественно значимой деятельности, способность управлять своим поведением, умение делать простые обобщения, практическое овладение речью, умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми.

Приход ребенка в школу связан с перестройкой всей системы отношений ребенка с действительностью: изменяется ход его жизни и деятельности. У ребенка, поступившего в школу, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми, появляются новые, связанные со школой серьезные обязанности.

Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка. Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок переходит от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно значимой деятельности: он обязан учиться.

Переход к систематическому усвоению знаний в школе является фундаментальным фактом, формирующим личность младшего школьника и постепенно перестраивающим его познавательные процессы. Учебная деятельность школьников постепенно изменяет их отношение к действительности, ставит перед ними теоретические учебно-познавательные задачи, заставляет проникать за видимость вещей в их внутреннюю сущность. В этой деятельности развиваются и совершенствуются отвлеченное логическое мышление ребенка и высшие формы его восприятия и памяти.

Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Основным интеллектуальным новообразованием возраста становится произвольность и осознанность всех психических процессов, их внутреннее опосредование, которое происходит  благодаря усвоению системы научных понятий. Как указывал Д.Б. Эльконин, центральным моментом становится формирование отвлеченного словесно-логического и рассуждающего мышления, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. Таким образом, произвольными и осознанными в этом возрасте становятся все познавательные процессы.

Познавательная деятельность преимущественно происходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее становление, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной работы.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируется ярко выраженной эмоциональностью. К концу первой ступени школы восприятие ребенка усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему, поэтому весь учебный процесс в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания. Произвольное внимание развивается вместе с мотивацией учения, ответственностью за успех учебной деятельности.

У первоклассников произвольное внимание неустойчиво, так как они еще не имеют внутренних средств саморегуляции. Во 2-3 классах многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием, концентрируя его на любом материале, объясняемом учителем или имеющимся в книге. Произвольность внимания, умение преднамеренно направлять его на ту или иную задачу – важное приобретение младшего школьного возраста.

Всем известна детская любознательность: интерес к природе, людям, социальным явлениям. Этот интерес связан с потребностями детей в младшем школьном возрасте. Если учитель работает в зоне ближайшего развития, то интерес к творчеству усугубляется. Это необходимое условие развития творческой деятельности школьников.

Большую роль в познавательной и творческой деятельности школьника играет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает пластичностью, которая легко справляется с задачами дословного запоминания. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения.

В первом классе образы воображения приблизительны и бедны деталями, однако под влиянием обучения уже к третьему классу увеличивается количество признаков и свойств в образах. Они приобретают достаточную полноту и конкретность, что происходит в основном за счет воссоздания в них элементов действий и взаимосвязей самих объектов (в этом так же проявляется влияние развивающегося мышления). Воссоздающее (репродуктивное) воображение в младшем школьном возрасте развивается на всех школьных занятиях путем формирования у детей умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанных в описании, но закономерно из них следующие, и умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний.

Стремление младших школьников указать условия происхождения и построения каких-либо предметов – важнейшая психологическая предпосылка развития у них творческого (репродуктивного) воображения. Формированию этой предпосылки помогают занятия по труду, на которых дети осуществляют свои замыслы по изготовлению каких-либо предметов.

Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это помогает ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества будут нелишними.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников, а так же детей, страдающих церебральными нарушениями и дефектами речи.

Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. Умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых.

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Обучение должно быть направлено на то, чтобы всячески использовать и обогатить те неповторимые условия формирования способностей, которые создаются в младшем школьном возрасте.

Важно, чтобы ребенок научился доводить все задуманное до конца, не отступать перед неудачей и реализовывать свои маленькие творческие планы.

Все творческие проявления ребенка следует поощрять, постепенно прививая ему некоторую критичность по отношению к продуктам своего творчества. Вред может нанести ребенку неумеренное захваливание его, преувеличенно положительная оценка всех его творческих начинаний. Необходимо гибкое сочетание известной критичности с дружелюбным вниманием к творчеству ребенка, с поощрением самых разных проявлений его фантазии.

Поощрение творческих проявлений особенно важно в младшем школьном возрасте. Ведь именно у них вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. И нередко воображение ребенка, не получив должного развития в начальной школе, постепенно тускнеет и уже далеко не всегда проявляется у взрослых. Но в тех случаях, когда мы поддерживаем искру творчества и фантазии в ребенке, его воображение может дать чудесные результаты в старшем возрасте.

Поэтому, если мы хотим воспитать в ребенке творческую личность, то на занятиях по любым методикам должны ставить перед собой цель:

  1.  сформировать у детей способность анализировать объекты, выделять в них различные стороны, соотносить в них различные стороны, соотносить и увязывать эти стороны между собой в единое целое;
  2.  объединять разрозненные представления об отдельных предметах и их свойствах в целостные знания об окружающем мире;
  3.  разбираться в сложных противоречивых явлениях и принимать оптимальное решение.

Характерная черта современной школьной педагогики – интерес к формированию творческой личности ребенка.

В концепции школьного воспитания воображение и творчество младшего школьника рассматривается как главные образующие личности, как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

Таким образом, в самой системе воспитания детского творчества должна быть заложена возможность достижения нескольких целей, а выбор их – дело учителя, который по своему усмотрению пользуется доступными ему способами активизации детей. Цели могут быть различными – от простого заполнения свободного времени ребенка до тренировки выразительности суждений и предоставления возможности испытывать удовлетворение от своих возможностей и действий.

Деятельность, которая необходима для развития творческих способностей в детском возрасте, не исчерпывается простой активностью, подвижностью, напряжением физических усилий. Нужна деятельность, затрагивающая ум, требующая находчивости, сообразительности. Поэтому детей следует учить в первую очередь наблюдать, исследовать, размышлять и манипулировать идеями.

Выводы по главе I.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Для активации творческой деятельности важны: мотивация, внимание, воображение, любознательность. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Труд является равнозначным предметом программы обучения. Для современной школы очень важна проблема развития творческих способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Однако в практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы еще очень незначительны.

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.

Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.

Глава II. Методы и приемы интеграции литературных произведений на уроках технологии.

2.1 Работа с бумагой на уроках технологии и ее роль в образовательном процессе.

Большинство уроков труда в начальных классах посвящены работе с бумагой. Бумага сама по себе – кладовые фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Изготовление игрушек, поделок из бумаги – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, это очень важно.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Труд с бумагой оказывает большое внимание на умственное развитие учащихся, на развитие их мышления, внимания. Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения.

Труд по изготовлению поделок из бумаги способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Бумага – самый простой, наиболее доступный и легко обрабатываемый материал. Из нее можно сделать много различных поделок, которые всегда найдут практическое применение.

Формирование у учащихся практических умений по обработке данного материала осуществляется в процессе изготовления изделий. С дошкольного периода детям известны приемы резания бумаги ножницами, соединения деталей клеем. В начальной школе учащиеся расширяют знания и осваивают умений по разметке деталей из бумаги сгибанием по шаблону, с помощью измерительных инструментов, различные способы оформления изделий аппликацией, окрашиванием, с использованием других видов материалов.

Конструктивные возможности бумаги очень велики, что позволяет сделать из нее практически неограниченное количество работ. Изготовление конкретной поделки не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся.

В процессе обработки бумаги учащиеся знакомятся с элементами графической грамоты, учатся аккуратно и тщательно производить разметку и измерение, так как от этого зависит качество работы, пользуются технологической документацией (чертежом, эскизом, техническим рисунком, технологической картой), выполняют изделие по готовому образцу.

Процесс работы с бумагой состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.

Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, складывания, внимание его направляется на создание новых по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда учитель умело регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.

Пополнение и систематизация знаний учащихся о бумаге, ее отличительных свойствах способствует специально организуемые учителем наблюдения, беседы, простейшие опыты и лабораторные работы. Подобная, пусть еще очень элементарная, исследовательская деятельность учащихся по изучению свойств обрабатываемых материалов помогает детям более сознательно подходить к процессу конструирования и изготовления изделий, выбор материалов для практических работ, правильному использованию этих материалов при изготовлении деталей изделий.

В процессе всей этой познавательной деятельности учащихся узнают, что человек научился придавать различным материалам нужные ему свойства, например: делать бумагу более или менее плотной или гладкой. Свойства бумаги обычно классифицируется, объединяясь в группы по разным признакам. В вопросах ознакомления младших школьников с важнейшими элементарными свойствами бумаги  нет необходимости в усвоении подробной и точной классификации всех свойств, равно как можно допустить и некоторые упрощения в определениях и практических характеристиках этих свойств.

В 1 классе учащиеся знакомятся с понятиями «чертеж», «линия чертежа» при выполнении работ в технике оригами. Узнают названия и назначения некоторых линий, умеют их распознавать.

Разметка простейших графических изображений на уроках технологии в 1–4 классах производится с помощью карандашей, линейки, угольника, чертежного циркуля.

Цель изучения этой темы – научить детей анализировать геометрическую форму плоской детали, выполнять графические построения на глаз и от руки, повторить и закрепить простейшие правила нанесения размеров на чертежи, этапы построения эскизов.

Обучение учащихся приемам анализа геометрической формы плоских деталей базируется на знаниях детей о форме плоских геометрических фигур, полученных в дошкольных учреждениях.

В работе с бумагой предусмотрено учитывание соблюдения правил безопасности труда с учениками техники работы с доской, простым карандашом, линейкой, ножницами, иголкой, кисточкой. Организация рабочего места и выполнение требований личной гигиены.

Перечень основных трудовых умений, знаний и навыков учащихся 1 класса при работе с бумагой:

- должны уметь читать технические рисунки изделий и эскизы разверток. Размечать, разрезать ножницами, сгибать, склеивать, сшивать нитками. Отделывать изделия красками, аппликациями.

- должны знать виды бумаги, ее применение в различных отраслях хозяйства, основные свойства (толщина, прочность, цвет, отношение к влаге). Технические рисунки и эскизы разверток, работа по шаблону. Инструменты и приспособления для работы с бумагой (линейка, угольник, ножницы). Правила техники безопасности и пользования ими.

Программы и методические пособия к урокам трудового обучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя, они предполагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычных классах. Однако это в определенной мере ограничивает развитие трудового обучения, которое полностью соответствовало бы возрастным возможностям учащихся и современным требованиям научно-технического прогресса.

Бумага  –  самый доступный материал. Сортов бумаги очень много. Они отличаются друг от друга прочностью и плотностью, толщиной, гладкой или шероховатой поверхностью, цветом и другими качествами. Наибольшее применение найдут следующие сорта бумаги:

  1.  Газетная бумага – наиболее дешевая и распространенная. Газета рассчитана на кратковременное использование. Она имеет слегка шероховатую поверхность, быстро изнашивается и трется на изгибах, сильно впитывает клей и всякую влагу. Но для многих работ газетная бумага имеет то преимущество, что она прочно склеивается в несколько слоев. Поэтому, например, бумажные трубки лучше всего делать из газетной бумаги, эта же бумага наиболее пригодна и для изделий из папье-маше.
  2.  Бумага для печатания книг и журналов, обложек подразделяются на типографскую, нотную, литографную и так далее. Такая бумага в магазине не продается, но для оригами можно использовать старые журналы, иллюстрированные красочными рисунками. Для этой же цели применяют и особую синтетическую бумагу, на которой напечатаны географические карты. Эта бумага гладкая и прочная. Она не деформируется, если ее намочить, а затем высушить, поэтому из нее можно складывать игрушки, которые вступают в соприкосновение с водой: лодочки, парусники.
  3.  Писчая, почтовая бумага, бумага для ксерокса в изделиях применяется чаще всего. Она проклеена, поэтому прочнее газетной, хорошо окрашивается, меньше боится влаги, имеет гладкую (глазированную) поверхность. Из писчей бумаги можно делать различные модели, ею хорошо оклеивать картон. Нужна она и для переплетных работ.
  4.  Бумага чертежно-рисовальная, эстампная – самая прочная и плотная. Поверхность ее шероховатая, клеить ее труднее, чем писчую бумагу, зато лучше и легче раскрашивать. Такую бумагу можно также использовать в объемной пластике, для вырезания и плетения.
  5.  Калька – это прозрачная или полупрозрачная бумага, пропитанная воском или маслом. Ее можно использовать для изготовления крыльев бабочек, стрекоз, жуков. Кроме того, из кальки прекрасно получаются игрушечные фонарики. Она хорошо сочетается с фольгой и другими типами бумаг.
  6.  Упаковочная и оберточная бумага бывает с тисненым рисунком, текстом, фирменным знаком. Она различается по плотности, текстуре и составу. Это разнообразие позволяет использовать ее для изготовления самых разных поделок и в оригами, и в объемной пластике, и в плетении, и в аппликации.
  7.  Цветная альбомная бумага. Ею почти всегда можно заменить писчую. Альбомная бумага бывает гладкая и шероховатая, разной плотности и цветов. Этим сортом бумаги часто оклеивают самодельные переплеты книг и другие картонные изделия. Однако для оклейки лучше все же применять специальную переплетную бумагу, которая окрашена только с одной стороны и имеет глянцевую поверхность.
  8.  Цветная глянцевая бумага более пригодна для оклейки коробок, а для оклейки книжных переплетов –  мраморная, с пестрым узорчатым или полосатым рисунком.
  9.  Бархатная бумага представляет собой плотную (типа очень тонкого картона) серую бумагу, покрытую с лицевой стороны мелкими ворсинками, придающими ей сходство с бархатом. Бывает самых разных цветов, но без полутонов. Для оригами она годится весьма ограниченно, так как плохо держат сгиб. Кроме того, раз сделанный сгиб резко выделяется на листе, поэтому исправлять или переделывать игрушки из этого типа бумаги нельзя. Зато она прекрасно подходит для вырезания, аппликации и бумагопластики. Часто используется в качестве фона декоративных композиций.
  10.  Бумага самоклеющаяся может иметь как глянцевую, так и матовую лицевую поверхность. С другой стороны на эту бумагу нанесен особый клеящий состав, защищенный специальной бумагой. Для приклеивания к любой поверхности – бумаге, пластику, дереву, стеклу или металлу – необходимо аккуратно отсоединить закрывающий клеевую поверхность слой бумаги и прижать к основе. Выпускается всех цветов и полутонов. Ширина листов обычно 1 метр. При высокой стоимости самоклеющаяся бумага очень удобна и долговечна: она почти не рвется, и поэтому из нее можно резать рисунки с необычайно тонкими линиями.
  11.  Картон применяется в основном для художественного конструирования. Обычно выбирают тонкий разноцветный картон. При его сгибании надо быть особенно внимательным, так как согнуть картон можно только один раз. На картон можно наклеивать цветную бумагу, создавая различные композиции и плоскостные панно. Служит он и как основа, подставка для различных поделок.

Желательно, чтобы учащиеся располагали для своих работ несколькими сортами бумаги и картона.

Для работ с бумагой на уроке технологии инструменты потребуются очень несложные. Основной инструмент — это ножницы: обыкновенные швейные или изогнутые. Так же понадобится линейка — металлическая, в крайнем случае  –  из пластмассы. Деревянная линейка пригодна для разметки, но неудобна при резке бумаги или картона. Разметка простейших графических изображений на уроках технологии в 1–4 классах производится с помощью карандашей, линейки, угольника, чертежного циркуля.

2.2 Роль литературных произведений на занятиях технологии.

В концепции государственной политики в области образования указано, что образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям. Через образование человек удовлетворяет личностные потребности в самообразовании.

В настоящее время перед общеобразовательной школой стоят серьезные задачи улучшения качества обучения и воспитания учащихся, подчеркивается важность формирования у учащихся навыков рациональной организации учебного труда, учебных навыков, которые в совокупности обеспечивают надежное основание для последующей учебно-познавательной деятельности школьников.

В повышении результативности обучения в начальных классах, воспитательной значимости предметов, наряду с другими методическими вопросами большое значение имеет использование меж предметных связей.

Меж предметные связи взаимно учитывают общее между предметами, как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе. При их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, то есть они выступают как современные принципы, которые ведут к интеграции (объединению, слиянию в известных пределах в одном учебном предмете обобщенных знаний той или иной области).  

Проблема интеграции по-прежнему остается актуальной в наше время в процессе обучения. Применительно к системе обучения интеграция предполагает создание у школьника целостного представления об окружающем мире.

Окружающий мир предстает перед нами как единое целое. При его изучении необходимо знать его компоненты, определяющие структуру и связи между ними. Использование интеграции знаний в образовании позволяет выделять компоненты содержания образования, соответствующие целостным представлениям о явлениях и процессах, происходящих в окружающей среде.

Интегрированные уроки призваны обеспечить единый подход учителей данных учебных предметов к решению общих учебно-воспитательных задач на основе обобщения.

 Образовательная область «Искусство» в обучении школьников является особым компонентом, призванным воспитывать чувство красоты и гармонии, развивать эмоционально-интеллектуальную сферу личности.

Сложившаяся школьная система художественного образования предполагает изучение таких видов искусства, как литература, изобразительное творчество, музыка. Главная проблема в том, что предметы искусства существуют в учебном процессе отдельно от изучения других предметов. Но, несмотря на это, искусство и обучение искусству – категории особенные. Там, где все виды искусства  представлены в учебно-воспитательном процессе, развитие детей происходит более гармонично и полно.

Литература – произведения письменности, имеющие общественное значение. Чаще под литературой понимают художественную продукцию. В этом значении литература – произведение искусства. Художественно-выразительным средством литературы является «искусство слова». Слово воздействует на слух, и, следовательно, мы можем сказать, что при слушании задействовано преднамеренное восприятие и воображение, то есть в его основе лежит сознательно поставленная цель – слушать.

 Использование литературных произведений играет очень важную роль на уроках труда. Сопоставление творческих работ со стихами и прозой помогает детям понять образ произведения художественного искусства и выявляет эстетические возможности их восприятия. Задания, посвященные “графической речи” школьников, имеет целью перевести их в ситуацию, более свойственную этому возрасту, а именно – от словесных оттенков к деятельности. Эти задания должны активизировать мышление и восприятие детей при помощи процесса работы с бумагой, во время которого дети видят то, о чем они рассказывают и стараются подражать не словам учителя, а воспринимать произведение искусства.

При ознакомлении детей с художественными произведениями мастерство педагога состоит в том, чтобы весь процесс восприятия творчества сделать непосредственным, чтобы дети сами самостоятельно вошли в храм искусства. Посредничество педагога требует тонкости и деликатности. Хотя учитель осуществляет определенные педагогические задачи, сами эти задачи будут тем быстрее и надежнее решены, чем незаметнее они для детей. Учитель должен задействовать в восприятии все сферы деятельности ребенка: и эмоциональную, и интеллектуальную, и нравственно-волевую. А значит, должен реализовать три группы задач: образовательную, развивающую и воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с художественным произведением не даст должных результатов, и ребенок может вовсе потерять интерес к творчеству.

Любая работа с художественными произведениями не должна быть стихийной. Для этого нужна особая методика знакомства с произведениями искусства, направленная на развитие разных способов выражения детьми своих мыслей и переживаний.

Работа с произведением творчества сложна, но очень интересна. Задачей педагога является сделать встречу детей с творчеством занимательной и, главное, эффективной в плане развития умения «расшифровывать» художественные произведения. Систематическое рассматривание художественных произведений на уроках труда является важным моментом, потому что постоянное обращение к творческим работам, рассматривание средств и методов их выполнения развивают наблюдательность и умение «читать» художественное произведение, а это ведет к получению выразительной детской творческой деятельности.

Интеграция литературы играет важную роль в развитии умственных способностей, активизации мышления, развитии пространственного представления, а также в развитии речи и эмоциональной выразительности ребенка. Содружество искусств помогает обучающимся ярче представить художественный образ, понять специфику литературы, развить чувство прекрасного, усилить нравственное, эстетическое и эмоциональное воздействие литературного произведения.

Концепцию полихудожественного образования и воспитания детей на интегрированной основе впервые обосновал Б.П. Юсов в 80-е годы XX века. Определяя основные цели полихудожественного воспитания детей на интегрированной основе, Б.П. Юсов особо подчеркивает значение воображения в формировании культуры человечества вообще: «Вектор будущего – воображение, фантазия, мечта. Мы сегодня даем детям в массе искусство прошлого, немного – современного, и совсем не приучаем к размышлению о том, что нового могут сказать дети…».

В системе полихудожественного подхода литература приобретает силу обращения к чувствам, живому проявлению личности, а не только к рациональной сфере человека. Ученики, ярко представляющие себе происходящее, получают удовольствие от прочитанного, ассоциируясь с ситуацией и героями, имеют устойчивые внутренние образы слов, расширяют свой словарный запас, развивают воображение и гибкость мышления. По мнению ученого, данный подход позволяет формировать у учащихся устойчивую мотивацию к литературному творчеству. Интеграция различных видов искусств и литературы на глубинном содержательном уровне открывает возможности для общего эстетического развития учащихся.

 

 

2.3 Методы работы с бумагой, используемые на уроках технологии.

Дети рано начинают воспринимать окружающий мир, но, чтобы они могли оценить увиденное, отличить действительно красивое от пестроты и пошлости, этому необходимо учить – и чем раньше, тем лучше. Работа по развитию художественного вкуса ребенка начинается в семье и в дошкольных учреждениях.

Бумага располагает большими обучающими и воспитательными возможностями. В процессе художественно-трудовой деятельности ребенок осваивает целый ряд графических навыков (действовать карандашом, линейкой, угольником, циркулем), учится анализировать явления и предметы окружающего мира, складывать бумагу по образцу, пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой и т.п. У него развивается воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, восприятия пространственных представлений, цвета и его преобразования; воспитывается любовь к прекрасному, к точности, аккуратности; формируется терпение, усидчивость, стремление довести до конца начатое дело.

На занятиях младшие школьники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применение инструментов (ножницы, клей, кисточка и т.д.). Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материалы и инструменты). У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований, постепенное усложнение заданий по мере приобретения опыта.

Выбирая для изготовления на занятии те или иные изделия, необходимо точно определить, в каких конкретных элементах знаний и умений дети продвинутся вперед, что научатся делать нового, в чем просто потренируются, как используют уже имеющиеся представления и умения при изготовлении нового изделия.

 Сгибание и складывание бумаги – простейшие способы работы с бумагой, при помощи которых можно сделать много интересных игрушек.

Несмотря на то, что сам процесс сгибания и складывания требует лишь незначительных навыков, само же изготовление поделок этим способом представляет определенную трудность. Поэтому в работе нужна не только аккуратность, но и внимательность, точность выполнения отдельных операций.

Сгибают и складывают бумагу в различных направлениях: к себе, от себя, влево, вправо. Чаще всего без помощи инструментов, иногда используя линейку или гладилку.

 

 

Приступая к работе, надо знать некоторые правила. Чтобы получить четкую, ровную линию сгиба, перед сгибанием ее хорошо проглаживают гладилкой (рис. 4). Если линию сгиба надо получить посередине листа, его складывают так, чтобы противоположные стороны и углы совпали (рис. 5). Если бумага плотная (рисовальная, ватман, настольная), необходимо по линии сгиба сделать небольшой надрез. Выполняют его так: вдоль линии кладут металлическую линейку и концом ножниц или специальным ножом с небольшим усилием проводят по линии сгиба (рис. 6). В этом месте образуется надрез или канавка, то есть разрезаются или надламываются волокна, поэтому сгиб получается ровный. Надрез делают с внутренней стороны поделки. Если в дальнейшем получившееся на месте сгиба ребро будет оклеено, то надрез можно сделать на внешней стороне.

 При складывании бархатной (велюровой) бумаги место сгиба предварительно смачивают водой, чтобы избежать заломов. Заглаживание ребра ведут легкими движениями гладилки, не прилагая значительных усилий. Направление волокон в бумажных, картонных заготовках должно совпадать с длинной стороной изготавливаемых деталей. Особенно важно это соблюдать в выполнении работ имеющих изогнутую, криволинейную форму. 

Чтобы выполнить игрушку, имеющую коническую или цилиндрическую поверхность, лист бумаги, из которой она будет сделана, протягивают между рабочей поверхностью стола и прижатой к нему линейкой (рис. 7). Эту операцию можно выполнить, протягивая бумагу о край стола.

 При сгибании и складывании с материалом происходят существенные изменения, имеющие свои минусы и плюсы. К негативным моментам можно отнести: потерю прочности материала, так как в месте сгиба нарушается целостность волокон; изменение первоначального вида, ведь по месту сгиба образуются четко выраженные складки, поэтому данную операцию проводят только по предварительно выполненной разметке (когда это необходимо и целесообразно), чтобы предотвратить появление лишних складок.

Положительной стороной приема являются: трехмерность получаемого изделия; образование по линиям сгиба ребер жесткости –  важнейшего конструктивного элемента, значительно повышающего прочность изготавливаемого изделия, частично компенсирующего потерю прочности, появляющуюся после обработки линий сгиба; способность изделия сохранять равновесие в различных положениях, то есть устойчивость.

 Структура материалов и свойства, определяемые ею, влияют на качество изготавливаемых изделий в технике сгибания и складывания. Учет их – основное условие работы. В частности следует помнить, что сгибание и складывание листа тонкой бумаги (писчей, тетрадной, типографской, газетной и др.) ведут только на столе или иной твердой, ровной поверхности, чтобы избежать образования случайных заминов, вмятин, складок.

Известно много игрушек, которые изготовляют способом складывания. Они могут быть как чисто игрового характера (лебедь, пингвин, лягушка, самолетик и т.п.), так и практического характера (пилотка, буденовка, коробочка, стаканчик и т.п.). К игрушкам, изготавливаемым способам складывания, относят простое оригами, модульное оригами, складывание по развертке,  кусудамы, мокрое складывание.

 Оригами – древнейшее искусство складывания бумаги. Слово «оригами» японского происхождения и состоит из двух слов: «ори» – сложенный и «ками» – бумага. Это способ создания из бумажного квадрата разнообразных поделок и игрушек.

 С древних времен оригами выполняло разную роль в жизни японцев. Бумажные фигурки сопровождали ритуальные шествия в синтоистских храмах, изящные бабочки украшали свадебный стол, самураи развлекали дам на средневековых балах, складывая нехитрые фигурки, заботливые родственники вывешивали магические бумажные шары над постелью заболевшего, чтобы изгнать злых духов. От поколения к поколению совершенствовалось древнее искусство, отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки.

Со временем оригами вышло из религиозных рамок  и  стало  придворным  искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утонченного вкуса.

Оригами  – идеальный конструктор, состоящий из одной детали – листа бумаги, который позволяет складывать тысячи и тысячи разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания, представленные в виде серии рисунков – чертежей, и безграничная фантазия способны сотворить из кусочка бумаги целый мир. Помимо фигурок животных и птиц методом оригами можно сложить маски и цветы, кораблики и самолетики, геометрические фигуры и знаки Зодиака, орнаменты всевозможных форм и размеров и многое другое.

Для большинства фигурок оригами существуют изначальные формы складывания. Таких форм одиннадцать. Все они придуманы в Японии очень давно, и каждая изначальная форма имеет свое название.

 

 

 Базовая форма «книжка»:

Наиболее простая форма. Квадратный лист бумаги складывается пополам.

Базовая форма «треугольник»:

Это также одна из самых простых форм. Равносторонний лист бумаги складывают по диагонали.

 Базовая форма «дверь»: 

Эта форма делается поэтапно. Наметьте по центру листа серединную линию (лист складывается пополам). Эта линия разделила лист на две равные части. Каждая из частей поочередно складывается к середине.

Базовая форма «воздушный змей»:

Форма выполняется в три этапа. Для начала необходимо наметить линию, для этого квадрат складывают по диагонали складкой «долина». Затем полученную форму в виде треугольника распрямляют. После этого боковые стороны квадрата нужно сложить к диагональной линии.

 Базовая форма «Квадрат»:

Возьмите равносторонний (квадратный) лист бумаги. Этот лист сгибается по диагонали. Полученный треугольник сгибается «долиной» вправо. После этого верхний угол заготовки отгибается влево сгибом «гора», а заготовку переворачивают. Затем еще раз осуществляется сгиб «долиной», и еще раз сгиб «горой». В результате получается базовая форма «квадрат».
Базовая форма «двойной квадрат»:

Равносторонний лист бумаги складывается по диагонали на себя. Лист разворачивается. Складывание повторяется с другой стороны. В итоге получается две намеченные диагонали. Лист вновь разворачивается. По горизонтали складывается «горой» и вновь разгибается. Операция повторяется по вертикали. В итоге часть складок прогибает лист вниз, другая часть — вверх. Затем лист необходимо согнуть по намеченным линиям в ту сторону, куда направлены складки.

Базовая форма «блин»:

Через центр равностороннего листа из его углов проводятся диагональные линии. Затем каждый угол складывается в направлении центра листа, соприкасаясь носом с другими тремя.

 Базовая форма «рыба»:

Следует выполнить базовую форму «воздушный змей». После этого полученную форму распрямить и проделать туже базовую форму с другой стороны листа. После того, как лист размечен (видны четко все линии), нужно сложить лист пополам, разогнуть его и сложить изделия по линиям.

 Базовая форма «дом»:

Квадрат дважды складывается пополам, лист после каждого раза распрямляется. Затем боковые стороны складываются к средней линии, которая наметилась. Верхние слои бумаги раскрывают вправо и влево и расплющивают.

Базовая форма «бомбочка»:

Эту форму еще называют «водяной бомбочкой». Квадратный лист сложите пополам (вправо «горой»). Затем снова складывается, но уже влево «долиной». После этого нужно часть левого угла получившейся заготовки оттянуть вправо и расплющить. После этого заготовку нужно перевернуть и выполнить складку «долиной». Затем новый верхний слой бумаги нужно оттянуть вправо и также расплющить (примять).

 Базовая форма «катамаран»: 

Это довольно сложная форма, поскольку она не терпит плохих линий. Для начала следует наметить четыре линии: две крестообразно и две по диагонали. Затем нужно сложить все углы к центру и развернуть обратно. Теперь стороны листа нужно сложить к центру. Затем верхнюю и нижнюю сторону полученного прямоугольника нужно тоже свернуть к центру. После этого каждый угол нужно вытянуть изнутри.

 Базовая форма «лягушка»:

Сначала нужно сложить базовую форму «квадрат». Затем наметить поочередно линии с каждой из сторон, для этого с каждой из сторон надо отвернуть влево угол по направлению к центру и расплющить. То же самое проделывается и с другой стороны заготовки.

 Базовая форма «птица»:

 Первый этап складывания: создать базовую форму «треугольник». После этого треугольник складывают «долиной» вправо, а верхний слой заготовки отгибают влево «горой». Теперь переверните заготовку, вновь согните ее «долиной» вправо и влево «горой». Затем все углы заготовки надо согнуть к центру. Углы разгибаются, заготовку раскрывают, отгибая ее верхний слой на себя. Теперь заготовку следует перевернуть другой стороной, вновь наметить складки, раскрыть их и выгнуть верхний слой на себя.

 Виды и техники оригами:

  1.  Простое оригамистиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом, и который ограничен использованием только складок горой (рис. 1)  и долиной (рис. 2). Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты.

   

                            Рис.1                                                                                  Рис. 2

 

 При создании моделей в данной технике ищется минимальный набор складок, который бы отражал основные черты складываемой фигурки. Также одним из отступлений относительно традиционного оригами является необязательность однозначного задания новых складок уже существующими элементами – многие складки проводятся на глаз. Однако это не есть недостаток, так как в силу принципа минимального складывания, где каждая складка обладает максимальной выразительностью, невозможность сложить две одинаковые модели выливается в огромные возможности для детского творчества (особенно касается выражений лиц и фигурок животных).

    

  

  1.  Складывание по развертке (англ. crease pattern; паттерн складок) –  один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана — дело в том, что развёртки используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт отстутствия для некоторых моделей иных диаграм, кроме развёртки.

 Может показаться, что паттерн не так иллюстративен, как пошаговая схема складывания. На самом деле, паттерн даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана. При современном способе конструирования, как утверждает Роберт Лэнг, сам автор может не знать всю последовательность складывания, более того, её просто может не существовать — в некоторых моделях все складки развёртки осуществляются одновременно, без промежуточных шагов.

Следует учесть, что на паттерне могут быть нанесены не все складки, он может передавать лишь основные черты окончательной модели — окончательную форму должен придать фигурке сам складывающий.

В паттернах редко применяются стандартные обозначения складок — долиной и горой. На чертеже присутствуют сотни линий и использование штриховых и штрих-пунктирных линий делает его нечитабельным. Общепринятой системы обозначений для паттернов ещё не сложилось, каждый автор придерживается собственного стиля. На самых сложных паттернах главные части иногда обозначаются затененными кругами.

 Роберт Лэнг разработал программу TreeMaker, являющуюся мощным средством проектирования паттернов.

Складывание по паттерну не простое занятие и фигурка получается далеко не с первого раза.

Олень и его паттрен , созданные Робертом Лэнгом при помощи программы Treemaker

  1.  Мокрое складываниетехника складывания оригами, разработанная Акирой Ёсидзавой и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жёсткости. До этого идеалом оригами было проведение точно определённых плоских складок. Лучшая иллюстрация подобной тенденции — математика оригами. Однако для таких негеометричных объектов, как животные и цветы прямые линии скорее исключение. Мокрое складывание, возникнув более двадцати лет назад, остаётся практически единственным способом создать красивые трёхмерные фигурки, столь похожие на оригинал.

Для мокрого складывания требуется бумага, обладающая определёнными свойствами. Как правило, чем толще бумага, тем она лучше подходит для данной техники, но единственный способ проверить пригодность бумаги — попробовать сложить из неё что-нибудь мокрым способом: чем больше и проще модель, тем плотнее должна быть бумага и наоборот.

Для смачивания можно использовать чуть влажную губку, ткань или пульверизатор. Лист не должен быть в буквальном смысле мокрым — слегка увлажняются лишь те места, где необходимо придать бумаге форму рассматриваемым способом. Если требуется сделать несколько влажных сгибов, следует дождаться высыхания предыдущей складки, прежде чем переходить к следующему шагу (высыханию можно помочь теплом собственных пальцев). Не стоит делать острые складки, тем более проводить по ним ногтем или ножницами — такие складки впитывают больше влаги и поэтому легко рвутся.

Сложенную модель необходимо высушить, при необходимости использовать различные способы фиксации (булавки, прищепки, резинки) для предотвращения деформации модели до полного высыхания. Последнему процессу можно способствовать, например феном.

Однако до сих пор многие оригамисты избегают мокрого складывания из-за некоторых его недостатков. С влажной бумагой тяжело работать и она легко рвётся. Трудно создавать многослойные складки — в них мокрая бумага расползается, а её требуемая толщина не позволяет проводить такие складки точно. Однако при использовании тонкой бумаги данная техника наоборот, позволяет сделать многослойные складки куда тоньше и острее, что важно при складывании ног и антенн у членистоногих.

  1.  Модульное оригами – техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой.

      

Модульное оригами подразумевает складывание из многих одинаковых модулей (последние, правда могут быть разных типов). Это отличает модульное оригами от более общего случая многолистного оригами, где идентичность модулей не существенна. В сколько-нибудь сложных изделиях объёмного модульного оригами (например, большинство кусудам) без использования клея и других средств соединения обойтись не удаётся. Лишь в простых случаях (кубик Сонобе, целый ряд плоских изделий и т.п.) модули достаточно прочно держатся друг за друга лишь за счёт силы трения. Однако и при составлении плоских панно-оригами из многих сотен, а порой и тысяч модулей, нередко используется клей.

    

                                                                   Кусудамы

    

                                                         Кубики Сонобе

В зависимости от способа соединения модулей между собой можно получить ту или иную конструкцию. Модели модульного оригами могут быть как плоскими, так и трёхмерными. Первые обычно представлены многоугольниками (их обычно называют подставками), звёздами, вертушками и кольцами, вторые же — правильными многогранниками или их композициями.

 Вырезание из бумаги – один из интересных видов работы. Простота и четкость исполнения, симметрия отельных деталей и всего изделия доставляют подлинное эстетическое удовольствие младшим школьникам, которые занимаются этим видом деятельности.

Процесс изготовления подобных поделок прост, не требует особых инструментов, материалов, специальной подготовки. Поэтому вырезание широко распространено в народном творчестве. Наиболее известные виды вырезания – снежинки, салфетки, отдельные предметы, композиции.

Для вырезания используют тонкую белую и цветную бумагу. Основной инструмент – ножницы. Они должны быть хорошо отточены: тупые ножницы приводят к быстрой утомляемости рук, так как приходится резать бумагу в несколько сложений. Винт, скрепляющий ножницы, надо хорошо отрегулировать. Если он слишком туго закручен, работать трудно, если слабо – края бумаги получаются неровными, отчего теряются четкость рисунка и его качество.

Общие принципы вырезания основаны на складывании и удалении в местах сгиба части бумаги. Складывание – важный этап работы. Линии сгиба тщательно проглаживают, стороны, где это необходимо, должны строго совпадать. Чтобы во время работы края бумаги не смещались, их придерживают рукой.

Создание узора в вырезках – главный элемент работы, поэтому рисунку уделяется особое внимание. Он зависит, прежде всего, от назначения поделки. Обычно вырезки создаются экспромтом, без предварительного эскизирования. Опытный мастер как бы видит узор. Но на первых порах, когда еще нет опыта работы, целесообразно сделать эскиз.

Выбор узора зависит от назначения поделок. Одни могут использоваться как салфетки под стакан, чашку, на фрукты, хлеб и так далее; другие – для отделки помещений, карнавальных или маскарадных костюмов, украшений елок. Вырезки могут служить отделкой различных предметов, украшений альбомов, использоваться как аппликация.

Выделяют несколько видов вырезания:

  1.  Вырезание по одной линии симметрии. Для таких вырезок используют тонкую белую или цветную бумагу.

В природе есть много предметов, имеющих симметричное строение, поэтому для выполнения поделки используют половинное изображение. Лист Бумаги складывают пополам. Со стороны линии сгиба рисуют половину нужного предмета (можно для этой цели использовать шаблон). Держа бумагу со стороны сгиба, отрезают лишнюю бумагу.

 

Вырезки по одной линии симметрии привлекательны простотой исполнения, лаконичностью выразительных средств, доступных учащимся практически всех возрастных групп, не требует специальной подготовки, что дает возможность использовать такой вид работы на различных этапах обучения. Творческий простор здесь достаточно широк. Линии симметрии имеют многие предметы, изготавливая их, дети лучше познают окружающий мир, у них развивается наблюдательность, аналитическое мышление.

  1.  Бесконечный орнамент, гирлянды. Эти вырезки делают в том случае, когда надо получить многократное повторение изображения предметов, орнамента. Вырезки используют для украшения елки, зала, костюмов, помещений, альбомов.

Полоску белой или цветной бумаги складывают несколько раз пополам, пока не получат заготовку нужного размера. С одной стороны наносят половинное изображение предмета, растения, элемента орнамента и вырезают по контурным линиям. Противоположную сторону не отрезают, она служит перемычкой для соединения вырезанных частей. Изображение наносят как на одну сторону сгиба, так и на обе.

    

  1.  Салфетки, снежинки. Красивые салфетки и снежинки можно сделать из самой разнообразной бумаги – белой и цветной, тонкой или плотной, а так же из фольги или папиросной бумаги разных цветов.

Выбор формы и узора зависит от назначения изделия, например салфетки под чайную чашку, вазочку или снежинки на елку. Изготавливаются салфетки и снежинки из квадратных листов бумаги разных размеров. Изменить узор можно, увеличив или уменьшив число складываний. Исходный квадрат в зависимости от того, какой рисунок нужно получить в результате на готовом изделии, может складываться на разное количество частей.

 

  1.  Транспарантное вырезание. Это совершенно уникальный способ вырезания из бумаги пользуется большой популярностью в Гурмании, Дании, Швейцарии.

Первая особенность этого способа заключается в том, что, хотя рисунки, которые получаются в результате вырезания, симметричны, складывать бумагу не обязательно. Вторая особенность состоит в том, что в таких вырезках используется метод симметричного отгибания половины рисунка. Это позволяет создать объемность и двухцветность произведени (если используется бумага, окрашенная с двух сторон разными цветами, либо только с одной стороны).

     

  1.  Художественное вырезание из бумаги. В таком виде работы простых форм практически не бывает. Вырезание строится по принципам симметрии и без нее, по своим линиям.

Вырезки делаются из однотонной, чаще всего черной бумаги. Основные темы – цветы, деревья, птицы, животные, бытовые сценки. Во многих вырезках присутствует природа – она вырезается с особой тщательностью. Такое исполнение, конечно, очень трудоемко. Эту работу справедливо можно назвать ювелирной.

 

 Аппликация (от латинского «applicatio») – прикладывание, создание художественных изображений наклеиванием на основу разноцветных кусочков бумаги, выполняя определенный узор или композицию. Аппликация – это наиболее древний и доступный вид творчества.

Прежде чем приступить к работе, подготавливают рисунок, в зависимости от которого подбирают бумагу, основу и намечают последовательность наклейки отдельных частей. Рисунок выполняют чаще всего на изнаночной, неокрашенной стороне бумаги, поэтому при наклейке частей на основу получается обратное изображение. Этот факт необходимо учитывать в работе.

Подготовленные для аппликации детали раскладывают на основе и затем приклеивают в определенной последовательности: те детали, которые наиболее удалены в перспективе, наклеивают первыми, потом остальные с постепенным приближением к переднему плану. В многоцветном рисунке не производят тщательную подгонку деталей – их наклеивают внакладку, то есть одну часть на другую, этим достигается качество работы.

Необходимо помнить, что аппликации передает предметы обобщенно, условно, порой лишь отдаленно напоминая то, что существует в действительности. Учитывая эту особенность, следует избегать детализации, дорисовки, подкраски.

             

Аппликации бывают самыми различными и неожиданными. Простейший вид аппликации – орнаменты из геометрических фигур, а так же создание панно с изображением плодов, цветов, грибов, птиц и животных.

Орнамент представляет собой чередование геометрических, растительных и других форм. Его можно выполнить как из одинаковых, так и из смешанных заготовок. Таким способом можно сделать закладку, украсить альбом, стенную газету, стенд.

                                       

Для аппликации из отдельных предметов используют рисунки овощей, фруктов, отдельных растений, цветов, животных (перечень предметов не ограничен). Это самая простая аппликация по исполнению.

    

 Сюжетная аппликация более сложная в работе, состоит из нескольких предметов. Рисунку уделяется большое внимание. Вначале выполняют эскиз, потом каждую часть переносят на цветную бумагу с изнаночной стороны. Вырезанные части накладывают на основу, приклеивают после того, когда будет найден наиболее удачный композиционный вариант. Одна из особенностей данного вида аппликации – большая степень обобщенности.

 

     

 

 Аппликация из силуэтов – один из интереснейших видов аппликативной техники и привлекателен оригинальностью исполнения. Выразительные средства в этом виде предельно лаконичны: эффект контрастности. В работе используют обычно черную бумагу, приклеенную на белый фон, иногда наоборот.

Работа проста по исполнению. Рисунок переносят на черную бумагу с неокрашенной стороны, вырезают его по контуру и приклеивают на фон. Способом силуэта можно сделать аппликации отдельных предметов, жанровые сценки, иллюстрации к рассказам, сказкам, басням, явлениям природы. Такими аппликациями можно украсить альбом, шкатулку, стенд, классный уголок, газету.

       

 Аппликация из геометрических фигур – не только интересный, но и увлекательный вид работы. Из различных геометрических фигур: треугольников, прямоугольников, кружочков – делают аппликации птиц, зверей, строений, технических конструкций и другие поделки.

Наблюдательность, умение найти главное, характерное в предмете, животном и растительном мире – необходимое требование в этой работе.

         


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24471. Интеллект и креативность 45 KB
  intellectus – понимание познание – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Он выделил семь таких потенций: 1 счетную способность т. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия; 2 вербальную словесную гибкость т. способность понимать устную и письменную речь; 4 пространственную ориентацию или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве; 5 память; 6 способность к рассуждению; 7...
24472. Темперамент: его свойства и типология 46.5 KB
  Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомофизиологическими особенностями высшей нервной деятельности. К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности характеризуют особенности протекания психических процессов имеют более или менее устойчивый характер сохраняются в течение длительного времени проявляясь вскоре после рождения. Небылицин выделяет три ведущих свойства темперамента относящихся к сферам общей активности...
24473. Характер: его формирование и детерминанты 53 KB
  Последний представляет собой динамическую сторону характера. В состав характера человека входят следующие свойства личности: Свойства личности которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности. Черты которые относятся к действиям направленным на достижение поставленных целей: настойчивость целеустремленность последовательность и другие а также альтернативные им как свидетельство отсутствия характера. Формирование характера и его детерминанты.
24474. Задатки, способности, одаренность 41.5 KB
  Способности – индивидуальнопсихологические особенности личности являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Теплова способности – это индивидуальнопсихологические особенности отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности оригинальность и самобытность приемов используемых в деятельности. 2 Способности служат успешному выполнению деятельности.
24475. Потребности и мотивы. Направленность личности 54.5 KB
  Возникновение потребности является механизмом запускающим активность человека на поиск и достижение цели которая может удовлетворить эту потребность. Существуют различные классификации потребностей человека которые чаще всего строятся на основе таких критериев как зависимость организма или личности от какихто объектов а также по нуждам которые он испытывает. Деятельность человека направляется не одним мотивом а их совокупностью т. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека его эмоции интересы.
24476. Стратегия и этапы индивидуальной психологической помощи клиентам с проблемами нарко/алко-зависимости 55.5 KB
  Важнейшими мотивами воздержания являются: стремление быть социально полезным способствовать изменениям в обществе самореализация поиск единомышленников из чувства долга за полученную в прошлом помощь интересно провести досуг решить собственные проблемы. Предлагается поэтапное продвижение к открытому рассмотрению проблемы а затем к намерению изменить ситуацию. Потенциальные ресурсы преодоления проблемы. В качестве потенциальных ресурсов преодоления проблемы важно оценить следующие области: 1.
24477. Психология в системе наук о человеке. Предмет и структура психологической науки. Прикладная психология и её задачи 43 KB
  Психология в системе наук о человеке. Прикладная психология и её задачи. В наиболее общем виде психология может быть определена как наука направленная на изучение закономерностей развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Современная психология находится в системе наук занимая промежуточное положение между философскими науками с одной стороны естественными – с другой социальными – с третьей.
24478. Классификация методов психологического исследования 36.5 KB
  Классификация методов психологического исследования. Метод – путь познания опирающийся на некую совокупность ранее полученных знаний принципов. Существуют различные подходы к описанию и классификации методов психологического исследования. Наиболее общепризнанной классификацией методов психологического исследования в отечественной психологии является классификация Б.
24479. Эволюция психики в филогенезе. Стадии развития психики 28.5 KB
  Эволюция психики в филогенезе. Стадии развития психики. Развитие психики в филогенезе – это качественные изменения психики происходящие в рамках эволюционного развития живых существ обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Леонтьева объективным критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные абиотические свойства внешней среды.