4382

Программирование арифметических выражений на С++

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Программирование арифметических выражений на С++ Цель: усвоить, что такое линейные алгоритмы научиться создавать блок-схемы ознакомиться с математическими функциями. Теоретический материал В С++ можно делать различные математические расчёты, поэто...

Русский

2012-11-18

176.5 KB

17 чел.

Программирование арифметических выражений на С++

Цель: усвоить, что такое линейные алгоритмы; научиться создавать блок-схемы; ознакомиться с математическими функциями.

Теоретический материал

В С++ можно делать различные математические расчёты, поэтому разработчиками были созданы математические функции, которые находятся в заголовочном файле math.h. В таблице 3.1 приведены некоторые часто используемые математические функции.

Таблица 3.1: Некоторые математические функции

Функция в

Описание

Пример использования

программировании

математике

sqrt( x )

Корень из х

double a = 900;

double b = 9;

double res = 0;

res = sqrt(a);

// res = 30.0

res = sqrt(b);

// res = 3.0

exp(x)

Экспоненциальная функция

double a = 1;

double b = 2;

double res = 0;

res = exp(a);

// res = 2.718282

res = exp(b);

// res = 7.389056

pow(x,y)

x в степени y

double x=2;

float y=7;

double res = 0;

res = pow(x,y);

// res = 128.0

x = 9;

y = 0.5;

res = pow(x,y);

// res = 3.0

log(x)

логарифм натуральный х (по основанию е)

double x = 2.718282;

double y = 7.389056;

double res = 0;

res = log(x);

// res = 1.0

res = log(y);

// res = 2.0

log10(x)

логарифм десятичный х (по основанию е)

double x = 1.0;

double y = 10.0;

double z = 100.0;

double res = 0;

res = log10(x);

// res = 0.0

res = log10(y);

// res = 1.0

res = log10(z);

// res = 2.0

fabs(x)

абсолютное значение х (для чисел с плавающей точкой с запятой)

double x = 17.3;

double y = -13.6;

double z = 0.0;

double res = 0;

res = fabs(x);

// res = 17.3

res = fabs(y);

// res = 13.6

res = fabs(z);

// res = 0.0

abs(x)

абсолютное значение х (для целочисленных значений)

double x1 = 0.3;

double y1 = -13.6;

double z1 = 0.0;

double res1 = 0;

res = fabs(x1);

// res = 0

res = fabs(y1);

// res = 13

res = fabs(z1);

// res = 0

int x2 = 7;

int y2 = -43;

int z2 = 0;

int res2 = 0;

res = fabs(x2);

// res = 7

res = fabs(y2);

// res = -43

res = fabs(z2);

// res = 0

ceil(x)

округление х до наименьшего целого, не меньшего чем х

double x = 9.2;

double y = -9.8;

double res = 0;

res = ceil(x);

// res = 10.0

res = ceil(y);

// res = -9.0

floor(x)

округление х до наибольшего целого, не большего чем х

double x = 9.2;

double y = -9.8;

double res = 0;

res = floor(x);

// res = 9.0

res = floor(y);

// res = -10.0

fmod(x,y)

остаток х/у, как число с плавающей точкой

double x = 13.657;

double y = 2.333;

double res = 0;

res = fmod(x,y);

// res = 1.992

sin(x)

синус х, где х в радианах

double x = 0.0;

res = sin(x);

// res = 0.0

cos(x)

косинус х, где х в радианах

double x = 0.0;

res = cos(x);

// res = 1.0

tan(x)

тангенс х, где х в радианах

double x = 0.0;

res = tan(x);

// res = 0.0

asin(x)

арксинус х, где х в радианах

double x = 0.0;

res = asin(x);

// res = 0.0

acos(x)

арккосинус х, где х в радианах

double x = 0.0;

res = acos(x);

// res = 1.5708

Для использования математических функций необходимо подключить заголовочный файл math.h, в котором находятся все выше перечисленные функции. Заголовочный файл подключается в начале программы с помощью директивы

#include “имя_заголовочного_файла.h

Обычно функция вызывается путём записи имени функции, после которой записывается левая круглая скобка, затем аргумент функции (или список аргументов, разделённых запятыми), а завершает запись правая круглая скобка. Например, если нам необходимо вычислить корень из числа 25, то можно было бы написать:

cout<<sqrt(25);

После выполнения этого оператора вызывается библиотечная функция sqrt, которая вычисляет корень квадратный из числа 25. Само число 25 будет являться аргументом функции sqrt, а sqrt — имя функции. После выполнения оператора вывода на экране должно отобразиться число 5.

Замечание: все функции в математической библиотеке возвращают данные типа double.

Кроме того, аргументами функции могут быть константы, переменные и выражения. Например, мы могли бы вычислить корень квадратный из выражения 5-9+(34-15)*2+2. При подсчёте выражения получится число 36. Записать это выражение в функцию можно следующим образом:

cout<<sqrt(5-9+(34-15)*2+2);

Результатом работы оператора cout — вывод числа 6 на экран.

Ход работы

  1.  Запускаем программы С++.
  2.  Создаём новый проект, даём ему имя.
  3.  Сохраняем проект.
  4.  Добавляем Source File и даём ему имя.
  5.  Сохраняем файл.
  6.  Пишем «скелет программы»

1

#include “iostream.h”

2

int main()

3

{

4

.

.

.

return 0;

}

  1.  Компилируем программу, собираем проект и проверяем на наличие ошибок.
  2.  Разберём следующее алгоритмическое выражение:
  3.  
  4.  В выражении используется три переменных (x, y, z). Результат записывается в переменную a. Поэтому для начала необходимо объявить наши переменные и определить их типы: x вещественное, y вещественное и z целое. Переменная a будет вещественным числом.
  5.  В теле функции main объявим и инициализируем переменные, которые будем использовать.

4

// объявление переменных

5

double x = 0.15;

6

double y = 61.8;

7

int z = -2;

8

double a = 0;

  1.  Для простоты понимания разделим наше алгоритмическое выражение на несколько простых выражений (рис.3.1)

Рис.3.1: Упрощение задачи путём дробления её на более меньшие

Итак, появились новые переменные A, B, C. Теперь выражение будет иметь вид:

. Объявим новые вспомогательные переменные, которые нам понадобятся для расчётов.

9

10

// объявление вспомогательных переменных

11

double A = 0;

12

double B = 0;

13

double C = 0;

  1.  Воспользовавшись таблицей 2.1, напишем код расчёта выражения A, B, C:

14

15

// расчёт выражений A, В, С

16

A = 3+exp(y-1);

17

B = sin(1+pow((y-x),3));

18

C = 1+pow(x,2)*fabs(y-tan(z));

  1.  Теперь получим результат и выведем его на экран:

19

20

// расчёт и вывод результата

21

a=A/C+B;

22

cout<<”a = ”<<a<<”\n”;

  1.  Скомпилируйте код программы, соберите проект и запустите на выполнение.
  2.  Теперь запрограммируйте то же самое выражение, но в одну строку. Результат вывести на экран. Результаты решения выражения первым и вторым способами должны совпадать.
  3.  В таблице 3.2 представлены варианты заданий по списку в журнале. Создайте новый проект, сделайте расчёты для своего варианта. Пользователь должен иметь возможность вводить переменные с клавиатуры. В программе обязательно должны присутствовать комментарии и условие вашего задания по списку в журнале.

Таблица 3.2: Задания к выполнению лабораторной работы

№ варианта по списку

Выражение

Переменные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Содержание отчёта

  1.  Тема и номер лабораторной работы.
  2.  Цель работы.
  3.  Ход работы.
  4.  Код программы, который обязательно должен содержать комментарии и условие задачи.
  5.  Исходный код программы со всем проектом в целом в электронном виде.
  6.  Выводы по проделанной лабораторной работе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59205. Козацькому роду нема переводу 38.5 KB
  Ану глянь які славні козаки. Хороші козаки з вас вийдуть. Зараз і козаки підійдуть. Заходять козаки співаючи Ой на горі та женці жнуть .
59206. Свято весни 16 KB
  Снилось мені ясне сонце що в хаті світило а то лиш так моя мама дивилася мило. Приснивсь мені легкий вітрик що пестив колосся а то мені моя мама гладила волосся. Снилась мені ягідочка як мед солоденька а то мене цілувала мама дорогенька.
59207. ЖИТТЯ УТВОРЕНО ВІД ЖИТА, БО ХЛІБ – УСЬОМУ ГОЛОВА 40 KB
  Вшанувати працю хліборобів виховувати повагу до праці та шанобливе ставлення до хліба. Сніп колосків вислови про хліб хлібний коровай на рушникові дари осені. Літо Осінь Урожай запрошені хлібороби передовики учгоспу директор головні спеціалісти жіночий гурт.
59208. Поль Верлен — видатний французький поет другої половини ХІХ століття 84.5 KB
  Цей факт окрім всього іншого свідчить що лірика Верлена минаючи мовні барєри торує дорогу до людського серця. І якщо інтерес Стефаника до його позначився тільки на приватному листуванні то Павло Грабовський мабуть перший переклав твори Верлена мовою поезії...
59209. Байки, які вчать жити 43.5 KB
  Сьогодні на уроці ми будемо говорити про байки які нас вчать жити. Виявляється це було не що інше як байки. Але готувалися до уроку всі малювали ілюстрації писали власні байки вчили напам’ять.
59211. Додавання (письмове) трицифрових чисел у випадку кількох доданків. Задачі, що включають суму 2-3 чисел 29 KB
  З вітром сперечатись не ставай†А тепер лети у ліс Звідти додому спробуй доберись. І дівча спинилось серед лісу Скрізь так темно страшно Чути свист: Тут із звідкись не візьмись Перед нею змій з’явивсь...
59212. Особливості тексту-опису. Робота автора у тексті-описі 72.5 KB
  Особливості текстуопису. Виявити особливості текстуопису Виявити роботу автора опису. Які види текстів ми вже уміємо писати Текстрозповідь Які ж особливості мас тексірозповідь Важливо викласти послідовність подій не розірвати ланцюжок подій...
59213. Вправи і завдання на застосування і заучування таблиці множення числа три 219 KB
  Мета: Пояснити, як скласти таблицю множення числа три. Вчити застосовувати її при розв’язанні прикладів, завдань. Розвивати математичні знання учнів. Виховувати працелюбність.