43889

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА АВТОМАТИЗАЦИИ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ SRL

Дипломная

Информатика, кибернетика и программирование

Основываясь на данных исследования проведенного агентством MR Reserch среди сотни быстро растущих компаний США можно утверждать что успешные и развивающиеся компании в текущем 2012 году не только не сократят а напротив увеличат свои расходы. Эксперты оценивают необходимость наличия данных качеств по семибалльной шкале которая количественно определяет не только степень необходимости но и недопустимости того или иного...

Русский

2013-11-08

1.26 MB

11 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

[1]
ВВЕДЕНИЕ

[2]
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВТОМАТИЗАЦИИ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

[2.1] 1.1. Методология анализа и современные технологии реализации информационных систем управления персоналом

[2.2] 1.2. Обзор автоматизированных систем и программных решений управления персоналом

[2.3] 1.3. Постановка задачи

[2.3.1] 2.1.1. Постановка задачи

[2.4] 1.4. Выводы

[3]
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

[4] Анализ и проектирование Базы Данных MS SQL Server

[4.0.1] 2.1.1. Требования к системе

[4.0.2] 2.2.1. Функциональные возможности системы

[4.1] 2.2. Преимущества платформы проектирования MS SQL Server и SQL языка

[4.1.1] 3.4.1. Инфологическая модель БД

[4.1.2] 3.4.2. Построение датологической модели

[4.2] 3.5. Выводы

[5]
3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА АВТОМАТИЗАЦИИ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ SRL

[6]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[6.1]
Библиографический список

[6.2] Словарь терминов и сокращений

[6.3]
Список приложений


ВВЕДЕНИЕ

Мировой опыт автоматизации процессов и процедур управления персоналом насчитывает уже не один десяток лет. За это время основной интерес компаний-потребителей IT-систем сместился с автоматизации учета персонала, собственно на управление персоналом.

Актуальность выбранной для исследования темы обусловлена тем, что менеджеры современных компаний сегодня не хотят просто учитывать персонал, как статичный ресурс, персоналом сегодня необходимо управлять, превращая ресурс в капитал.

Основываясь на данных исследования проведенного агентством AMR Research, среди сотни быстро растущих компаний США, можно утверждать, что успешные и развивающиеся компании, в текущем 2012 году не только не сократят, а напротив, увеличат свои расходы. Более 87% компаний планируют увеличить или оставить на том же уровне расходы на новые технологии управления персоналом (Human Capital Management, HCM). Если в прошлом, 2011 году, только 33% компаний были готовы начать новый проект в области внедрения технологий управления персоналом (HCM), то в 2012 году таких компаний новаторов уже начитывается не менее 44%. Качественный рост на 11%, служит показателем. Если каждая десятая компания, из опрошенных, не только признает значимость технологий управления персоналом, но и готова внедрять их в реальные бизнес-процессы, то очевидно сам процесс проникновения HCM технологий уже «набрал свою критическую массу».

Не менее популярной областью для внедрения новых технологий в области управления персонала, остается обучение персонала. При этом и в этой области все чаще рассматриваются применения Интернет / Интранет решений. Компании, как правило, планируют создание портала для сотрудников или системы самообслуживания для сотрудников, что, по мнению руководства компаний, позволит сотрудникам, не только самообучаться, но поддерживать более высокий уровень общности с корпоративными целями и ценностями компании.

Рост интереса к внедрению новых технологий управления персоналом, по мнению экспертов, проходит на фоне общего роста потребностей компаний в автоматизации своей управленческой деятельности и внедрении КИС, роста интереса к системам управления эффективностью работы предприятия (Enterprise Performance Management). Успешное управление по целям, управление эффективностью бизнес-процессами предприятия, (EPM-стратегия), наряду с технологиями по управлению персоналом складываются в корпоративную стратегию и преимущества отдельно взятой компании. В условиях постоянно меняющегося рынка, компании, желают «держать руку на пульсе». А потому им необходимы ИТ - системы, позволяющие управлять эффективность работы персонала в буквальном смысле в режиме реального времени. Такие приложения поддерживающие процессы планирования, обратной связи. Корректировки плановых показателей, и интегрированные с другими модулями корпоративной информационной системы, позволяют компаниям получить новое важное конкурентное преимущество.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВТОМАТИЗАЦИИ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Методология анализа и современные технологии реализации информационных систем управления персоналом

К основным методам исследования информационных систем кадрового менеджмента относятся [5]:

  1.  Метод изучения производственной документации – используется для сбора объективной информации о процессе труда. Как правило, используется на начальных этапах исследования.
  2.  Метод опроса – наиболее известный прием изучения особенностей какой-либо профессии для сбора профессиографического материала. Примерами практически используемых методик в этом случае могут служить ставший уже классическим «Опросник Липмана» [4] или «Модифицированная карта личности» К.К.Платонова [5].
  3.  Метод наблюдения – осуществляется для первичного сбора информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации различных фактов и сторон деятельности. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным.
  4.  Самонаблюдение и самоотчет – активный процесс отображения человеком хода его собственной профессиональной деятельности. Может использоваться в двух формах – самоотчет специалиста и самонаблюдения психолога, который объединяет в одном лице исследователя и специалиста конкретной профессии. На основании внутренней фиксации элементов непосредственной деятельности подается самоотчет про каждый из этих элементов и их последовательность.
  5.  Экспериментальный метод – обычно используется для изучения тех аспектов деятельности, которые невозможно установить лишь на основе аналитического наблюдения естественного протекания производственного процесса. Эксперимент может быть натурным (в естественных условиях) или лабораторным (при проведении его в лабораторных условиях). Чаще всего используется на этапах проверки рабочих гипотез или ранее составленных психограмм.
  6.  Метод анализа критических ситуаций – основывается на сборе информации о поведении человека в сложных условиях и критических ситуациях. Как правило, используется для выявления факторов труда, влияющих на его качество и ошибки в процессе.  
  7.  Алгоритмический метод – представляет собой четко определенную последовательность трудовых действий, которая неминуемо приводит к решению задач определенного класса. Дает возможность последовательно проследить характер операций, выполняемых специалистом, и установить звенья процесса, в которых наиболее чаще случаются аварии и ошибки.

Существуют различные профессиографические схемы. Их содержание и структура зависят от целей изучения профессии, от ее особенностей и теоретического фундамента исследования [12], например:

  •  схема описания профессиональной деятельности, предложенная Е.А.Климовым, состоящая из описания целей труда, орудий и средств труда, степени проблемности трудовых ситуаций, социально-психологических и эмоционально-волевых параметров;
  •  модульный подход, предложенный В.Е.Гавриловым, в котором выделяются несколько десятков психологических модулей на основе анализа литературы, и по ним составляется краткая психологическая характеристика любой из нескольких тысяч рабочих профессий;
  •  экспертная оценка профессионально-значимых свойств с использованием опросников, представляющих собой достаточно подробный перечень сенсорных, перцептивных, психомоторных, мнемических, имажинитивных, мыслительных, волевых, коммуникативных и других свойств, оказывающих положительное или отрицательное влияние на успешность деятельности.

1.2. Обзор автоматизированных систем и программных решений управления персоналом

  1.  Автоматизированная система профессиографических исследований (АСПИ)

АСПИ [18], разработанная Е.Е.Абрамовой, служит инструментом для комплексного профессиографического описания деятельности специалистов по следующим аспектам:

- общая характеристика профессиональной среды (рабочего места специалиста): исследуется цель, назначение профессии, ее распространенность и принадлежность к разным отраслям народного хозяйства, тип основных орудий труда и т. п.

- общие требования, предъявляемые профессией к человеку: оценивается необходимый уровень общей и специальной подготовки, уровень квалификации, порядок обучения и переподготовки специалиста.

- содержание деятельности: описываются основные задачи и операции, объект труда, приемы работы, основные продукты труда, основные функциональные обязанности специалиста.

- факторы профессиональной среды:  условия деятельности (изучается организация режимов труда и отдыха специалистов на рабочем месте, оснащение рабочего места),  санитарно-гигиенические факторы (исследуется микроклимат, освещенность, механические и акустические колебания, профессиональные вредности и т.д.),  психофизиологические факторы (фиксируются факторы физической, психической нагрузки, типичные для данного рабочего места психические и функциональные состояния специалиста),  социально-психологические факторы (дается характеристика рабочего коллектива, групповых норм и ценностей, характера межгрупповых отношений, требований к коммуникативным и стилевым характеристикам специалиста).

- профессионально важные качества: выявляются личностные особенности, психомоторные свойства, другие психические функции, наиболее значимые для успешной деятельности специалиста на конкретном рабочем месте, выясняются возможности их тренировки и взаимокомпенсаций, формулируются медицинские, психофизиологические противопоказания к деятельности на рабочем месте.

Выходные данные профессиографических исследований могут использоваться для решения различных практических задач:

- подготовка развернутых профессиограмм;

- определение профессионально значимых качеств работников в соответствии с требованиями профессий;

- подбор наиболее адекватных психологических, психофизиологических средств и методов оценки профессионально важных качеств и различных состояний работников;

- выработка рекомендаций по повышению эффективности трудовой деятельности, оптимизации рабочих мест, условий, режимов труда и отдыха специалистов, по устранению или снижению влияния неблагоприятных факторов производственной среды и деятельности на состояние здоровья персонала и др.

  1.  Автоматизированная система психологического сопровождения

деятельности (АСПСД)

Пакет прикладных программ “Автоматизированная система психологического сопровождения деятельности” (АСПСД)  [16,17], разработанный в Центре Эргономических и Психологических Технологий Санкт-Петербурга, является автоматизированным рабочим местом (АРМом) профессионального психолога в любой области деятельности.

В качестве пользователя АСПСД может выступать психолог невысокой квалификации, так как реализация пакета предусматривает возможность получения необходимой консультаций и рекомендаций, подробной информации о диагностических методиках, используемых в системе, полной словесной интерпретации полученных в результате работы результатов, норм, если таковые существуют и пр.

В АСПСД имеются два направления:
1. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности, в рамках которого решаются следующие задачи:

  •  профотбор;
  •  экспресс-профотбор;
  •  отбор по результатам психодиагностики;
  •  профориентация;
  •  формирование команд руководителей;
  •  формирование малых автономных групп
  •  оценка психологической сложности деятельности;
  •  оценка риска деятельности;
  •  психологическое лицензирование оперативного персонала;
  •  аттестация кадров;
  •  диагностика функционального состояния оперативного персонала и т.д.

2. Психологическое сопровождение образовательного процесса, в рамках которого решаются следующие задачи:

  •  диагностика психических функций и личностных свойств у детей;
  •  оценка когнитивной готовности детей к начальной школе;
  •  оценка готовности детей к средней школе;
  •  антропометрическая диагностика;
  •  социальная адаптация учащихся;
  •  профориентация старших школьников;
  •  отбор в средние и высшие учебные заведения и т.д.

Программная реализация системы выполнена в открытом виде, что позволяет наращивать как методическую, так и прикладную часть системы. В настоящее время система содержит свыше 50 автоматизированных диагностических методик, позволяющих диагностировать как психические функции, так и личностные свойства обследуемого.

Методический подход к решению задач профотбора и  профессиональной ориентации практически не отличается от "классического": необходимо иметь некоторый "психологический эталон специальности" (ПЭС) и "реальные психологические портреты" (РПП) претендентов, представленные в тех же единицах, что и эталон. В этом случае задача сводится к выбору математических методов сравнения ПЭС и РПП для определения степени их сходства.

Авторы разработки Т.П.Зинченко и А.А.Фрумкин для построения психологического эталона специальности использовали метод экспертных оценок, который заключается в опросе наиболее опытных специалистов. С этой целью был разработан универсальный опросник, включающий 127 вопросов, направленных на оценку значимости для эффективного выполнения той или иной профессиональной деятельности сенсорно-перцептивных, психомоторных, мнемических, аттенционных, мыслительных и имажинитивных свойств, а также свойств нервной системы, особенностей когнитивного стиля и личностных свойств. Эксперты оценивают необходимость наличия данных качеств по семибалльной шкале, которая количественно определяет не только степень необходимости, но и недопустимости того или иного свойства для данной специальности. Портрет профессии может быть достроен блоками качеств, характеризующих социальный, профессиональный, образовательный статус, медицинскими нормами и т.д.

Вторая часть технологического процесса решения задачи профотбора - выбор методов диагностики профессионально важных качеств, который производится в строгом соответствии с полученным эталоном. Формирование кортежа диагностических методик может осуществляться с различным уровнем детализации, т.е. диагностика на уровне только необходимых свойств (оперативная диагностика), на уровне желательных свойств (детальная диагностика) и т.д.

Существенным отличием разработанного подхода от "классического" (при котором определяется номенклатуру необходимых для данной специальности качеств и требуемая степень их выраженности) является возможность определения требуемой степени недопустимости этих качеств.

После оценки претендента на соответствие его данной должности, можно, в случае его непригодности или неполном соответствии, обоснованно подобрать ряд других должностей (специальностей), которые подходят ему больше, что снимает социальную и психологическую напряженность обследуемого человека и позволяет не превратить решение в некоторый приговор его дальнейшему профессиональному существованию и карьере. Естественно, набор эталонов вакантных должностей (специальностей) должен существовать в базе эталонов.

Заключительная стадия решения задачи профотбора - комплексная обработка результатов обследования и принятие решения, при которой производится сравнение двух портретов - эталона и реального. Решение о пригодности принимается на основании полученной меры близости этих двух кривых. Кроме того, система формирует развернутый словесный психологический портрет испытуемого.

  1.    Система Томаса – профильный анализ личности

Похожий подход, заключающийся в сравнительном анализе требований к должности (профессии) и возможностей кандидата на эту должность (для работы по этой профессии), представляет собой «Система Томаса» [7,19].

«Система Томаса» является скорее анализом самооценки личностных качеств человека, на основе результатов которого можно спрогнозировать с большой степенью вероятности поведение человека в различных ситуациях, как его лучше всего мотивировать и какие ситуации могут привести к появлению у него стрессов и депрессий. Для успешной работы на конкретной позиции может иметь существенное значение, предпочитает ли кто-то удобные и бесконфликтные ситуации или всегда готов к борьбе, является ли сильной стороной личности осуществление систематической административной работы или скорее генерирование и развитие новых идей, склонен ли кто-либо проявлять способности лидера, ведя людей за собой, или же предпочитает получать ясные и определенные инструкции, оставаясь "ведомым".

«Система Томаса» базируется на идеях доктора Мултона В. Марстона,  утверждавшего, что поведение человека является реакцией индивидуума на окружающую его среду. Это поведение внутри данной среды он оценил по шкале от враждебного (недружелюбного) до позитивного (дружелюбного), а реакцию личности вдоль базиса - от пассивной до активной. Исходя из этой системы, получаются четыре типичных примера взаимодействия индивидуума с его средой:

доминирование (Dominance) - активное, позитивное поведение в недружественной среде,

влияние (Inducement) - активное, позитивное поведение в дружественной среде,

подчинение (Submission) - пассивное согласие в дружественной среде,

адаптивность (Compliance) - осторожный, нерешительный ответ на недружественную среду (чтобы смягчить враждебность).

Естественно, что большинство людей одновременно проявляют все четыре качества и стиль поведения индивидуума определяется комбинацией этих реакций, которые и определяют предпочитаемый ими стиль поведения. Согласно этому личностному профилю мы ищем нашу роль в жизни и также в работе.

Для  профотбора создаются два документа - Профильный Анализ Личности (ПАЛ) и Профильный Анализ Должности (ПАД).

ПАЛ служит для определения персональных качеств кандидата. Это не тест, это анализ. Кандидат должен заполнить формуляр, в котором нет "правильных" или "неправильных" ответов. Анкеты имеются практически на всех самых используемых языках. Формуляры должны заполняться на родном языке. Процедура длится от 5 до 8 минут. После этого данные вводятся из анкеты в компьютер, результаты могут быть выданы в форме графиков.

При помощи ПАД можно заранее определить, какими качествами должен обладать кандидат или же наличие каких качеств может негативно повлиять на успешность его работы или является категорически противопоказанным. Для определения оптимального профиля опять-таки необходимо заполнить небольшой формуляр. Формуляр должен заполняться лицом, который является ответственным за подбор персонала. Результатом снова является график. Чем ближе форма этой кривой к графику ПАЛ, тем больше вероятность того, что кандидат подходит для данной должности. С помощью анализа отклонений можно определить ожидаемые слабые или сильные стороны и таким образом также и необходимость в специальных тренингах.

  1.  Психодиагностический комплекс «Эксперт+»

Психодиагностический комплекс (ПДК) «Эксперт+» [20] предназначен для специалистов кадровых и психологических служб организаций, его использование способствует эффективному решению следующих задач:

- отбор, сопровождение и комплексная оценка персонала компании;

- формирование резерва руководящих кадров и специалистов;

- расстановка кадров в соответствии с их возможностями;

- создание элементов корпоративной культуры.

ПДК позволяет менеджеру по персоналу управлять ходом тестирования, обработкой результатов тестирования и формированием отчетов по результатам тестирования. База данных с формами и документами по оценке персонала, а также система подсказок позволяют специалистам кадровых служб обходиться без помощи психологов.

Программа позволяет получить оценки следующих параметров:

- деловых качеств (при этом рассматриваются свойства характера и поведенческие особенности человека, проявляющиеся в профессиональной сфере и влияющие на качество выполнения им должностных обязанностей );

- управленческая компетентность (комплекс специфических знаний и навыков, используемых руководителем, позволяющий достигать высокой эффективности в реализации управленческих функций);

- совместимость в коллективе (особенности поведения и межличностного взаимодействия сотрудника, умение выстраивать деловые, партнерские отношения с руководителем и коллегами, способствующие поддержанию сотрудничества и коллективной работы, что влияет на четкость и оперативность решения профессиональных задач);

мотивационные показатели и направленность сотрудника (интересы, потребности, личные склонности человека, влияющие на выбор и активность движения к достижению намеченных целей);

- характеристики темперамента   (индивидуальные особенности человека, определяющие уровень его активности, интенсивность и тип его реагирования в т.ч. в производственной деятельности);

- интеллектуальные возможности (индивидуальные характеристики мышления, обеспечивающие успешность умственной деятельности и способствующие творческому решению задач);

- работоспособность и продуктивность (успешное выполнение элементарных операций за отведенное время, в совокупности обеспечивающее качественное выполнение целостной деятельности в срок).

На основе этих оценок может быть сформирована экспресс-справка сотрудника (соискателя), диаграммы позитивных (ПВК - профессионально важных) и нежелательных (ПНК - профессионально нежелательных) качеств сотрудника.

В ПДК "Эксперт+" входят более 100 тестов и опросников в современной адаптации (MMPI, Kettel, CPI, MBTI, и др.), предназначенных для проведения психодиагностических исследований в областях изучения личностных характеристик, когнитивных особенностей, интеллекта и организации тренинговых процедур развития-дриллинга восприятия, внимания, памяти, мышления человека; учета формализованных данных в т.ч. опросов, экспертных заключений и т.п.; получения "сырых" цифровых и обработанных результатов (в т.ч. стены, Т-баллы), текстовой интерпретации по шкалам, по профилю, по профилю факторов пакета тестов. Может функционировать либо в программной оболочке «1С: Зарплата и Кадры», либо в автономной оболочке «Эксперт».

ПДК разработан под эгидой группы компаний  «Эффект Информ», которая является системным интегратором и разработчиком ряда высокоинтеллектуальных решений с применением современных информационных технологий.

  1.  Программный комплекс «P-Profile»

Программный продукт «P-Profile» [21] разработан компанией Lifemode Interactive совместно с сотрудниками кафедры Психофизиологиии и кафедры Высшей нервной деятельности Московского госуниверситета им. Ломоносова. Предназначен для пользователей с различным уровнем подготовки в области профессиональной психологии и опытом работы в сфере кадровой психодиагностики.

«P-Profile» содержит для наиболее популярных профессий несколько готовых профилей, представляющих собой совокупность психологических характеристик, являющихся профессионально значимыми для данной позиции и диапазоны их значений, допустимых с точки зрения данной позиции.

Пользователь может выбрать один из предполагаемых профилей и прочитать, какие характеристики входят в него, что они обозначают и в каких диапазонах они меняются. Опытные пользователи могут создавать профили для диагностики самостоятельно. Для этого различные психологические характеристики разгруппированы по классам – особенности интеллекта, характеристики личностной и мотивационной сфер, работоспособности, коммуникативные навыки.

Каждая из характеристик снабжена кратким описанием, позволяющим понять, насколько она важна в данном конкретном случае, а также сведениями о том, как она изменяется на качественном уровне при различных количественных значениях. При задании профиля можно передвигать границы желательного диапазона изменения характеристики в сторону больших или меньших численных значений; при этом, шрифтом выделяется блок интерпретации, характерный для выбранного диапазона.

Для удобства использования предусмотрена возможность сортировки списка характеристик – по названиям характеристик, входящих в профиль, по выбранным значениям. В справочном меню можно получить информацию по тестам, используемым для определения той или иной характеристики, а в правой нижней части экрана увидеть среднее время, уходящее на тестирование по составленному (или выбранному) профилю.

Результаты тестирования представляются в двух формах: текстовой и графической.

В левой колонке представлены измеренные при тестировании значения этих характеристик. Они показаны в виде шариков разного цвета, в зависимости от попадания или непопадания в границы выбранного диапазона. Справа расположена текстовая интерпретация, созданная программным комплексом «P-Profile» по измеренным значениям характеристик. В конце текстовой интерпретации, а также на экране внизу под профилем, программа выводит степень соответствия кандидата выбранному профилю, выраженную в процентах.

1.3. Постановка задачи

2.1.1. Постановка задачи

Выше были рассмотрены функции различных подразделений РСК. Несомненно, работа каждого из них очень важна, но хотелось бы уделить особое внимание отделу по работе с клиентами, от эффективности работы которого во многом зависит финансовое состояние всего предприятия в целом.[14]

В данной дипломной работе была поставлена задача по разработке программного продукта (ПП), который позволит ремонтно-строительной компании (РСК) значительно сократить промежуток времени от обращения потенциального клиента фирмы до заключения договора о проведении работ. В то же время разрабатываемый ПП позволит сократить работу персонала компании по обработке «пустых», т.е. не проходящих заказов. Это, в свою очередь, ведет к значительной экономии средств, так как обработка одного заказа занимает не менее восьми часов высококвалифицированного специалиста. Отмечу также, что программа позволяет специалисту Отдела по работе с клиентами проводить учет обращений и квалифицированно вести диалог с заказчиками, представляя достаточно сложную специальную информацию.

1.4. Выводы

Анализ литературы и материалов INTERNET показывает, что в современной профессиографии процесс подбора работников на соответствующую должность или профессию состоит из двух основных этапов:

  •  разработка своеобразного «портрета» или «профиля» профессии (должности), состоящего из перечня определенных профессионально значимых свойств или ПВК, относящихся к различным психологическим образованиям;
  •  диагностика этих свойств и качеств у претендента на соответствующую должность или профессию с последующим сопоставлением с результатами предыдущего исследования.

При этом используемые методики содержат зачастую более сотни вопросов, на которые приходится отвечать экспертам, работающим в данной сфере деятельности [4,19]. Некоторые, например «Модифицированная карта личности» К.К.Платонова [11], содержат формулировки отдельных ПВК с явно негативным оттенком типа «неуклюжий», «бестактный», «неорганизованный», «равнодушный» и др. Подобный негативизм явно не способствуют выбору данной полярности профилей экспертами.

Использование вычислительной техники позволяет лишь автоматизировать сам процесс опроса и обработку результатов, что в значительной мере сокращает трудоемкость работ, однако не дает качественно нового скачка...

Следовательно, возникает необходимость в поиске новых подходов к профессиографическим исследованиям.


2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Анализ и проектирование Базы Данных MS SQL Server

2.1. Концептуальные вопросы проектирования Базы Данных

2.1.1. Требования к системе

Данный проект состоит из следующих двух этапов разработки:

разработка программы управления административными процессами коммерческой компании, ориентированной на применение в работе малых и средних предприятий. Данная программа может быть использована в качестве основного программного продукта в составе АРМ “ Директор” и АРМ “ Бухгалтер” (с внесением в состав последнего незначительных изменений);

разработка конкретной аппаратной среды функционирования автоматизированных рабочих мест для обоснования принятия решения о закупке необходимого оборудования.

К системе выдвигается ряд требований:

система должна нормально функционировать на стандартных персональных компьютерах клона IBM с процессором Intel386SX (минимальные требования), подсоединенных к офисной локальной вычислительной сети в режиме невыделенных серверов;

система не должна иметь привязки к аппаратной части для возможности переноса ее на новую платформу из-за неизбежного морального старения компьютерной техники;

оборудование размещается в пределах одного офиса компании;

архитектура системы должна быть выбрана таким образом, чтобы минимизировать вероятность нарушения штатного режима работы системы (выход системы из строя, разрушение информационной базы данных, потери или искажение информации ) при случайных или сознательных некорректных действиях пользователей;

система должна обеспечивать защиту информационной базы данных от несанкционированного доступа;

основная программная оболочка системы должна устанавливаться на рабочие места директора и бухгалтера с любого компьютера, подсоединенного к локальной офисной вычислительной сети;

установка программной оболочки должна производиться в режиме диалога Пользователь-ЭВМ специальной программой инсталяции;

основная программная оболочка должна иметь интуитивно ясный дружественный интерфейс и не должна требовать от пользователей специальной подготовки, не связанной с их профессиональными обязанностями;

основная программная оболочка должна иметь возможность изменять по желанию заказчика генерируемые формы отчетов и порядок заполнения исходных форм;

система должна иметь возможность наращивания как программной, так и аппаратной части

2.2.1. Функциональные возможности системы

Перед началом проектирования какой-либо системы необходимо в первую очередь определить состав тех операций, которые будут заложены в проектируемый комплекс программных средств, и проанализировать необходимость и возможность реализации функций средствами конкретной системы проектирования. АИС РСК по учету и обработке заявок граждан предназначена, как уже было сказано выше, в первую очередь для повышения эффективности работы менеджера по обработке заявок. Поэтому функциональные возможности программного комплекса должны быть направлены на решение конкретных задач возникающих в процессе работы.[16]

В проектируемой системе необходимо заложить возможности, обеспечивающие ниже перечисленные сервисные и информационно-расчетные функции:

автоматический учет обращений физических и юридических лиц;

возможность предоставления готовых форм для ввода исходных данных;

автоматическая обработка исходных данных;

выдача специальных форм отчетов согласно запросам;

возможность дополнения и изменения информации в базах данных (БД);

2.2. Преимущества платформы проектирования MS SQL Server и SQL языка

СУБД должна контролировать пользовательские запросы и определять, кому доступны операции изменения данных, а кому доступны только операции получения данных. В большинстве СУБД для этого используется язык SQL.

Определим особенности Языка SQL.

Сформулируем преимущества:

Независимость от конкретной СУБД. Несмотря на наличие диалектов и различий в синтаксисе, в большинстве своём тексты SQL-запросов, содержащие DDL и DML, могут быть достаточно легко перенесены из одной СУБД в другую. Существуют системы, разработчики которых изначально закладывались на применение по меньшей мере нескольких СУБД (например: система электронного документооборота Documentum может работать как с Oracle, так и с Microsoft SQL Server и IBM DB2). Естественно, что при применении некоторых специфичных для реализации возможностей такой переносимости добиться уже очень трудно.

Наличие стандартов. Наличие стандартов и набора тестов для выявления совместимости и соответствия конкретной реализации SQL общепринятому стандарту только способствует «стабилизации» языка. Правда, стоит обратить внимание, что сам по себе стандарт местами чересчур формализован и раздут в размерах, например, Core-часть стандарта SQL:2003 представляет собой более 1300 страниц текста.

Декларативность. С помощью SQL программист описывает только то, какие данные нужно извлечь или модифицировать. То, каким образом это сделать, решает СУБД непосредственно при обработке SQL-запроса. Однако не стоит думать, что это полностью универсальный принцип — программист описывает набор данных для выборки или модификации, однако ему при этом полезно представлять, как СУБД будет разбирать текст его запроса. Чем сложнее сконструирован запрос, тем больше он допускает вариантов написания, различных по скорости выполнения, но одинаковых по итоговому набору данных.

Определим недостатки:

Несоответствие реляционной модели данных. Создатели реляционной модели данных Эдгар Кодд, Кристофер Дейт и их сторонники указывают на то, что SQL не является истинно реляционным языком. В частности они указывают на следующие проблемы SQL:

Повторяющиеся строки.

Неопределённые значения (nulls).

Явное указание порядка колонок слева направо.

Колонки без имени и дублирующиеся имена колонок.

Отсутствие поддержки свойства «=».

Использование указателей.

Высокая избыточность.

В опубликованном Кристофером Дейтом и Хью Дарвеном Третьем Манифесте они излагают принципы СУБД следующего поколения и предлагают язык Tutorial D, который является подлинно реляционным.Сложность. Хотя SQL и задумывался, как средство работы конечного пользователя, в конце концов он стал настолько сложным, что превратился в инструмент программиста.

Отступления от стандартов. Несмотря на наличие международного стандарта ANSI SQL-92, многие компании, занимающиеся разработкой СУБД (например, Oracle, Sybase, Microsoft, MySQL AB), вносят изменения в язык SQL, применяемый в разрабатываемой СУБД, тем самым отступая от стандарта. Таким образом, появляются специфичные для каждой конкретной СУБД диалекты языка SQL.

Сложность работы с иерархическими структурами. Ранее диалекты SQL большинства СУБД не предлагали способа манипуляции древовидными структурами.

Некоторые поставщики СУБД предлагали свои решения. Например, Oracle использует выражение CONNECT BY. В настоящее время в ANSI стандартизована рекурсивная конструкция WITH из диалекта SQL DB2.

Несмотря на недостатки, язык SQL вполне пригоден для использования в реляционных СУБД.

Обычно СУБД позволяет создавать и редактировать запросы на языке SQL с помощью графической оболочки программы, освобождая пользователя от знания языка SQL. Пользователь может создавать запросы на выборку данных по определенному условию, на проведение рассчета по данным и т. д. Также большинство СУБД позволяют представлять данные в форме отчета, т.е. в форме, пригодной для вывода на печать. Вводить данные в БД пользователи могут с помощью форм. Форма представляет собой определенным образом организованный интерфейс для ввода данных.

Также доступ к данным, хранящимся в БД, может быть организован с помощью страниц доступа к данным. Эти страницы могут хранится на сервере корпоратианой сети (Intranet), если сервер имеет поддержку страниц доступа к данным. Доступ к этой странице в данном случае осуществляется с помощью протокола http.

Одной из самых распространенных СУБД, используемых в крупных организациях, является Microsoft SQL server, СУБД от компании Microsoft.

Она использует реляционную модель данных. Microsoft SQL server является клиент-серверной СУБД, что делает ее хорошей для использования в крупных организациях, имеющих мощный сервер.

Платформа данных MS SQL Server 2005 включает следующие инструменты для работы с базой данных:

Поддержка структурированных и неструктурированных (XML) данных.

Replication Services: репликация данных для распределённых и мобильных приложений обработки данных, высокая доступность систем, масштабируемый параллелизм со вторичными хранилищами данных для отчётных решений предприятия и интеграция с разнородными системами, включая существующие базы данных Oracle.

Notification Services: развитые возможности уведомлений для разработки и внедрения масштабируемых приложений, способных доставлять персонализированные, своевременные обновления информации множеству соединённых и мобильных устройств.

Integration Services: возможности извлечения, преобразования и загрузки для хранилищ данных и интеграции данных в масштабе предприятия.

Analysis Services: аналитическая обработка в реальном времени (OLAP) для быстрого, сложного анализа больших и смешанных наборов данных, использующая многомерное хранение.

Reporting Services  исчерпывающее решение для создания, управления и доставки как традиционных бумажных отчётов, так и интерактивных, основанных на технологии WWW отчётов.

Инструменты управления: SQL Server включает средства управления для развитого управления и настройки баз данных, также как и тесную интеграцию с такими инструментами, как Microsoft Operations Manager (MOM) и Microsoft Systems Management Server (SMS). Стандартные протоколы доступа к данным существенно уменьшают время, необходимое для интеграции данных SQL Server с существующими системами. В дополнение, поддержка Web служб встроена для обеспечения взаимодействия с другими приложениями и платформами.

Инструменты разработки: SQL Server предлагает интегрированные инструменты разработки для ядра базы данных, извлечения, трансформации и загрузки данных, извлечения информации, OLAP и отчётности, которые тесно интегрированы с Microsoft Visual Studio® для предоставления сквозных возможностей разработки приложений. Каждая главная подсистема SQL Server поставляется со своей собственной объектной моделью и набором API для расширения системы данных в любом направлении, которое уникально для вашего бизнеса.

Особенностью данной СУБД являются следующие средства:

SQL Server Management Studio. SQL Server упрощает управление путём предоставления единой интегрированной консоли управления для мониторинга и управления реляционной базой данных SQL Server, Integration Services, Analysis Services, Reporting Services, Notification Services и SQL Mobile на большом числе распределённых серверов и баз данных. Администраторы баз данных могут выполнять несколько задач одновременно, включая следующие: создание и выполнение запроса, просмотр серверных объектов, управление объектом, отслеживание активности системы и просмотр оперативной справки. SQL Server Management Studio содержит среду разработки для создания, редактирования и управления сценариев и хранимых процедур, используя Transact-SQL, многомерные выражения (MDX), XMLA и SQL Server Mobile Edition. Management Studio легко интегрируется с системой контроля версий. Management Studio также содержит инструменты для планирования задач Агента SQL Server и управления Планами Технического Обслуживания для автоматизации ежедневных задач обслуживания. Объединение задач управления и создания в одном инструменте в соединении со способностью управлять всеми типами серверов обеспечивает улучшенную производительность для администраторов баз данных.

Упреждающий мониторинг и настройка производительности SQL Server предоставляет более 70 новых мер внутренней производительности базы данных и использования ресурсов от памяти, блокировок и планирования до транзакций и операций сетевого и дискового ввода-вывода. Эти Динамические Представления Управления (Dynamic Management Views - DMV) обеспечивают большую прозрачность и видимость состояния базы данных и мощную инфраструктуру для упреждающего мониторинга жизнеспособности и производительности базы данных.

Объекты Управления SQL (SQL Management Objects ) Объекты Управления SQL (SMO) являются новым набором объектов для программирования, которые предоставляет полную функциональность для управления базой данных SQL Server. Фактически, Management Studio построена на Объектах Управления SQL. SMO реализована в виде сборки Microsoft .NET Framework. SMO можно использовать для автоматизации распространённых задач администрирования SQL Server, таких как программное получение конфигурационных настроек, создание баз данных, выполнение сценариев Transact-SQL, создание заданий Агента SQL Server и планирование резервного копирования. Объектная модель SMO является более безопасной, надёжной и масштабируемой заменой Распределённым Объектам Управления (DMO), которые входят в состав предыдущих версий SQL Server.

Выделенное административное соединение SQL Server привносит выделенное административное соединение для доступа к серверу даже если он не отвечает или недоступен по иной причине. Это позволяет вам выполнять диагностические функции или операторы Transact-SQL для разрешения проблем на сервере. Административное соединение активируется членами фиксированной серверной роли sysadmin и доступно только через утилиту командной строки SQLCMD либо локально, либо с удалённой машины.[17]

Поддержка Web служб В SQL Server можно разрабатывать Web службы XML в уровне базы данных, используя SQL Server в качестве слушателя HTTP. Это даёт новый способ доступа к данным приложениям, которые сосредоточены вокруг Web служб. В SQL Server 2005 можно использовать HTTP для прямого доступа к SQL Server, без применения слушателя промежуточного уровня, такого как Microsoft Internet Information Services (IIS). SQL Server предоставляет интерфейс Web службы для выполнения SQL выражений и вызова функций и процедур. Результаты запросов возвращаются в XML формате и здесь можно воспользоваться преимуществами инфраструктуры Web служб Visual Studio.

Важно отметить, что MS SQL Server рассчитана на работу именно на платформе Windows. Это ограничивает ее использование в различных сферах деятельности. Кроме того, компания Microsoft ориентируется на снижение стоимости СУБД, что приводит к уменьшению эффективности средств обеспечения надежности и безопасности. Это является важным фактором при выборе СУБД для организации.

3.4. Построение модели БД

Для проектирования структуры БД необходима исходная информация о предметной области желательно в формализованном виде. Предметной областью (ПО) называется часть реальной системы, представляющая интерес для данного исследования.[16]

При проектировании автоматизированных информационных систем ПО представляется в виде моделей данных нескольких уровней. Число используемых уровней зависит от сложности системы, но в любом случае включает логический и физический уровни. ПО может относиться к любому типу организации (институт, завод, малое предприятие и т.п.).

Физическое проектирование связано с фактической реализацией БД. Оно определяет рациональный выбор структуры хранения данных и методов доступа к ним. Результат физического проектирования - внутренняя модель данных

При проектировании выделяют три уровня абстракции для БД:

представление – инфологическая (внешняя) модель;

концептуальная БД – даталогическая (внутренняя) модель;

физическая БД – физическая (внутренняя) модель.

На рис.3.1. представлены уровни моделей данных. Реально хранится только физическая БД.

Необходимо различать полную ПО предприятия в целом и организационную единицу этой ПО. Организационная единица, в свою очередь, может представлять свою ПО (отделы).

Информация, необходимая для описания ПО, зависит от реальной модели и может включать сведения о персонале, заработной плате, товарах, то есть сведения о людях, местах, предметах, событиях и понятиях.

Описание ПО, без ориентации на используемые программные и технические средства, называется инфологической моделью (ИЛМ).

Рис. 3.1 Уровни моделей данных.

3.4.1. Инфологическая модель БД

Компоненты инфологической модели включают ряд описаний объектов ПО и связи между ними. Описание ПО всегда представлено в какой-то знаковой системе. Поэтому кроме отношений, присущих ПО, возникают еще и отношения, обусловленные особенностями отображения ПО в языковой среде.

В настоящее время не существует единого стандарта или общепринятого способа построения ИЛМ. Для описания ИЛМ используются как языки аналитического (описательного) типа, так и графические средства.

В процессе анализа в ПО выделяют классы объектов. Классом объектов называют совокупность объектов, обладающих одинаковым набором свойств. Например, если в качестве ПО рассмотреть вуз, то в ней можно выделить следующие классы объектов: учащиеся, преподаватели, аудитории и т. д. Объекты могут быть реальными или абстрактными, как, например, предметы, которые изучают студенты.[18]

При отражении в ИС каждый объект представляется своим идентификатором, который отличает один объект класса от другого, а каждый класс объектов представляется именем этого класса.

Так, для объектов класса «Изучаемые предметы» идентификатором каждого объекта будет «Название предмета». Идентификатор должен быть уникальным. Каждый объект обладает определенным набором свойств. Для объектов одного класса набор этих свойств одинаков, а их значения могут различаться.

Каждому классу объектов в ИЛМ присваивается уникальное имя.

При описании ПО надо отразить связи между объектом и характеризующими его свойствами. Это изображается в виде линии, соединяющей обозначение объекта и его свойств.[18]

Связь между объектом и его свойством может быть различной. Объект может обладать только одним значением какого-то свойства.

Например, каждый человек может иметь только одну дату рождения. Назовем такие свойства единичными. Для других свойств возможно существование одновременно нескольких значений у одного объекта. Пусть, например, при описании «Сотрудника» фиксируется в качестве его свойства «Иностранный язык», которым он владеет. Так как сотрудник может знать несколько иностранных языков, то такое свойство будем называть множественным.

При изображении связи между объектом и его свойствами для единичных свойств будем использовать одинарную стрелку, а для множественных свойств – двойную. Кроме того, некоторые свойства являются постоянными, их значение не может измениться с течением времени. Назовем такие свойства статическими, а те свойства, значение которых может изменяться со временем, будем называть динамическими.

Кроме связи между объектом и его свойствами, в ИЛМ фиксируются связи между объектами разных классов. Различают связи типа «один к одному» (1:1), «один ко многим» (1:М), «многие к одному» (М:1) и «многие ко многим» (М:М).

Иногда эти типы связей называются степенью связи. Кроме степени связи в ИЛМ для характеристики связи между разными сущностями надо указывать так называемый класс принадлежности, который показывает, может ли отсутствовать связь объекта данного класса с каким-либо объектом другого класса. Класс принадлежности сущности должен быть либо обязательным, либо необязательным.

С учетом вышеперечисленных особенностей построения ИЛМ были разработаны восемь объектов данных:

Объект Карточка клиента содержит: данные о заказчике, дату поступления заказа и исходные данные об объекте для расчетов: площадь объекта, высота стен, окончательный материал пола, стен и потолка.

Объект Материалы включает: наименование строительного материала, единицы измерения (м.кв., м.п., шт. и т.п.) и стоимость.

Объект Нормы расхода содержит в себе информацию том, сколько затрачивается того или иного материала на единицу каждого типа работ: наименование или код работ, наименование материала, единицы измерения и количество.

Объект Единицы измерения содержит вспомогательные сведения о всевозможных единицах измерения различных материалов.

Объект Работы включает следующие аргументы: наименование, цену на единицу измерения, а так же тип выполняемых работ (штукатурные, малярные и т.п.).

Объект Типы работ содержит  вспомогательные сведения подстановки о всевозможных типах выполняемых работ.

Объект Список работ предназначен для выборки всех работ, которые необходимо выполнить перед выполнением окончательной работы.

Объект ЗаказыРаботы является вспомогательным и предназначен для связи объектов Карточка клиента и Список работ, так как между ними должна быть связь «многие ко многим».

На основании описанных свойств объектов и их назначения построим ИЛМ нашей базы данных, которая продемонстрирована на рис. 3.2.

ИЛМ предметной области строится первой еще на предпроектной стадии и затем уточняется на более поздних стадиях.

Затем на ее основе строится ДЛМ. Физическая и внешняя модели после этого могут строиться в любой последовательности, в том числе и параллельно. При проектировании БД возможен возврат на предыдущие уровни.

При этом возможны два вида возвратов: первый вид обусловлен необходимостью пересмотра результата проектирования (например, для улучшения полученных характеристик, «обхода» ограничений и т. п.), второй вид вызван необходимостью уточнения предыдущей модели (обычно инфологической) с целью получения дополнительной информации для проектирования или при выявлении противоречий в модели.

РиРис. 3.2. Инфологическая модель базы данных

3.4.2. Построение датологической модели

С учетом построенной инфологической модели и зная ограничения, налагаемые на хранимые данные используемой системой управления базами данных, строится датологическая модель базы данных.[18]

Датологическая модель строится в терминах базы данных. Так как в нашем случае используется СУБД MS SQL Server 2005, то мы строим реляционную модель базы данных в реализации MS SQL Server.

Она позволяет организовывать описание объектов в виде таблиц.

При этом можно задавать ограничения на типы хранимых данных в столбце, первичные ключи для задания связи нескольких таблиц. Наконец можно задавать ограничения целостности с помощью триггеров и процедур.

Кроме того таблицы поддерживают ограничения на непустое значение поля и уникальное поле. Возможно так же задание индексации полей для последующего ускорения поиска данных в таблицах.

Построенная датологическая модель БД, с учетом особенностей SQL языка, выглядит следующим образом:

Таблица 3.1.

Карточка клиента

Column Header

Data Type

Length

Description

КодЗаказа

Int

4

Идентификатор

ФИО

Varchar

50

Имя заказчика

Телефон

Varchar

50

Телефон заказчика

Адрес

Varchar

50

Адрес заказчика

ДатаОбращения

Datetame

8

Дата обращения

Площадь

Float

8

Площадь помещения

ВысотаСтен

Float

8

Высота стен

Полы

Varchar

50

Окончательная отделка пола

Стены

Varchar

50

Окончательная отделка стен

Потолок

Varchar

50

Окончательная отделка потолка

Двери

Int

4

Количество дверей

Перегородки

Float

8

Периметр перегородок

Таблица 3.2.

Работы

Column Header

Data Type

Length

Description

КодРабот

Int

4

Идентификатор

КодТипа

Int

4

Тип работ

Работа

Varchar

50

Наименование работы

ЕдИзм

Varchar

50

Единицы измерения

Цена

Money

8

Цена единицы работы

Таблица 3.3.

Типы работ

Column Header

Data Type

Length

Description

КодТипа

Int

4

Идентификатор

Тип

Varchar

50

Тип работ

Таблица 3.4.

Единицы измерения

Column Header

Data Type

Length

Description

КодЕдИзмерения 

Int

4

Идентификатор

ЕдИзмерения

Varchar

50

Единицы измерения

Таблица 3.5.

Материалы

Column Header

Data Type

Length

Description

КодМатериала

Int

4

Идентификатор

Материал

Varchar

50

Наименование материала

КодЕдИзмерения

Int

4

Единицы измерения

Цена

Money

8

Цена материала

Таблица 3.6.

Нормы расхода

Column Header

Data Type

Length

Description

КодНормы

Int

4

Идентификатор

КодРабот

Int

4

Наименование работ

КодМатериала

Int

4

Наименование материала

Единицы

Int

4

Единицы измерения

Количество

Varchar

50

Количество

Таблица 3.7.

Список работ

Column Header

Data Type

Length

Description

КодОкончРаботы

Int

4

Идентификатор

ОкончатРабота

Varchar

50

Окончательная работа

КодРабот

Int

4

Наименование работ

Таблица 3.8.

Заказы Работы

Column Header

Data Type

Length

Description

КодЗаказа

Int

4

Код заказа

КодОкончРаботы

Int

4

Окончательная работа

Курсивом в таблицах выделен ключевой столбец.

Рис.3.3. Связи между информационными объектами.

На рис. 3.3. показана диаграмма организации связей между таблицами. Связи между таблицами объединены общей тематикой.

При проектировании рабочей модели системы, с учетом информационных потребностей пользователя, был разработан общий алгоритм работы программы, который показан на рис.3.4. Из этого рисунка хорошо просматриваются функциональные возможности системы. Эти возможности реализуются через отдельные блоки подпрограмм. При входе в главное меню системы, пользователь выбирает один из пунктов меню, что и является в конечном итоге выбором конкретной подпрограммы.

Рис.3.4. Общий алгоритм работы программы.

Функциональные особенности подпрограмм заключаются в следующем:

Подпрограмма заполнения карточки клиента предоставляет пользователю готовые формы для ввода данных (реквизиты заказчика, виды работ, параметры объекта), которые служат базой для проведения расчетов. Так же здесь ведется учет обращений юридических и физических лиц в РСК.

Подпрограмма запроса на смету предназначена для произведения расчетов и выдачи готовых результатов, в виде ремонтно-строительных смет, на основании данных содержащихся в карточке клиента.

Подпрограмма запроса на список материалов предназначена для произведения расчетов и выдачи готовых результатов, в виде перечня ремонтно-строительных материалов и их стоимости на конкретный объект. Эти расчеты, так же, производятся на основании данных содержащихся в карточке клиента.

Подпрограмма редактирования таблиц служит для изменения данных в таблицах о стоимости на производство работ и цен на материалы. С помощью этой подпрограммы можно вносить дополнения ко всем базам данных содержащимся в разработке. Алгоритм работы подпрограммы редактирования таблиц представлен на рис.3.5.

Рис.3.5. Общий алгоритм работы подпрограммы редактирования таблиц

3.5. Выводы

Перед началом работы над автоматизацией любой предметной области первым делом необходимо тщательно изучить эту сферу деятельности. Заказчик может требовать от разработчика автоматизацию любого административного процесса в производстве или в делопроизводстве. Положительный эффект будет достигнут только после полного и правильного осознания принципа работы в этой сфере.

При разработке БД нужно чётко определить постановку задачи, тщательно провести анализ объекта. На основе проведенного анализа необходимо выбрать определенную модель БД и выбирать ту модель, которая сможет максимально обеспечить реализацию поставленной задачи. Наиболее распространенной является реляционная модель, которая обеспечивает целостность всех структур БД. После выбора модели необходимо нарисовать ее схему с указанием связей между таблицами или узлами. Затем определится с способами представления информации и программного инструментария. После создания модели необходимо, в зависимости от выбранного программного продукта, определить форму представления информации.


3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА АВТОМАТИЗАЦИИ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ SRL 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Библиографический список

  1.  А.Я. Психология: Словарь по профориентации и психологической поддержке.
    http://azpsy.chat.ru/handbook.html 
  2.  Базаров Т.Ю Управление персоналом. // http://manage.ru/management/people/pmanbook-7-4.shtml 
  3.  Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М. : Юристъ, 1998. – 496 с.
  4.  Дмитриева М.А. Исследование представлений субъекта труда о необходимых для деятельности свойствах личности. / Практикум по инженерной психологии и психологии труда. / Под ред. А.А.Крылова – Л.: 1983. -с.110-116
  5.  Карпіловська С.Я., Мітельман Р.Й., Синявський В.В., Ткаченко О.М., Федоришин Б.О., Ящишин О.О.Основи професіографії. Навч.посфібник. – К.: МАУП, 1997. – 148с.
  6.  Каук И.В., Логинов В.А. Профессионально-важные качества личности инженера-педагога. // http://users.kpi.kharkov.ua/lre/sekcia13/Micro_1.htm
  7.  Кирпичникова В. Система Томаса: все что Вы хотели знать о персонале // Отдел кадров, 2000, №23, с.18-20
  8.  Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону : Изд-во «Феникс», 1996. – 512 с.
  9.  Кулагин Б.В. Анализ профессиональной деятельности. // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов. / Сост. и общ. ред. А.В.Виноградова. – СПб. : Питер, 2001. – с. 102-120
  10.  Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - Л.: Медицина, 1984. -216с.
  11.  Платонов К.К. Профессиография – ее значение и методы работы // Соц. труд. – 1971. №4. – С.74-79
  12.  Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учебн. пособие, 2-е изд./ Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001. – 240с.
  13.  Словарь по профориентации и психологической поддержке. // http://kemocpom.chat.ru/diction.html
  14.  Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
  15.  Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. – СПб.: Речь, 2002.-72с.
  16.  Фрумкин А.А., Зинченко Т.П., Винокуров Л.В. Методы и средства эргономического обеспечения проектирования. – СПб.: Изд-во ПГУПС,1999. – с.154-166.
  17.  http://cept.spb.ru/works.html
  18.  http://www.ideal.bel.ru/Progs/progs.htm
  19.  http://www.mip.com.ua/service11.html 
  20.  http://www.effinf.ru/EXPERT/expert+1C.shtml 
  21.  http://www.p-profile.ru 

Словарь терминов и сокращений

Термин

Сокращение

IT

Informational Technologies – информационные технологии

HCM

Human Capital Management - технологии управления персоналом

КИС

Компьютерные информационные системы

EPM-стратегия

Enterprise Performance Management - системы управления эффективностью работы предприятия


Список приложений


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60129. Класна година: Не рубай ялинку, не губи тваринку, а краще природу бережи 44 KB
  Вони ростуть у суворому кліматі там завжди дуже холодно ростуть на збіднених ґрунтах де мало вологи і поживних речовин. Слайд 3 Група 1 Ялинка як і всі вічнозелені дерева дуже красива. Людям у яких є хвороби серця чи дихальних шляхів це повітря дуже корисне...
60130. Хлеб - всему голова 73 KB
  Демонстрация видеоролика Хлеб - всему голова Вступительное слово преподавателя Гетман А. Хлеб во все времена и у всех народов наибольшей святостью считается хлеб. Когда не было хлеба приходила беда.
60131. Виховний захід: «Я - за безпечний Інтернет» 69.5 KB
  Мета: знайомство учасників для створення комфортної атмосфери для роботи Метод: індивідуальна робота Теоретична інформація: На ватмані малюється квітка без пелюстків. Вправа 2: Очікування гра Гаряча картопля...
60132. Музыкально - литературное кафе «Огонёк» 113.5 KB
  Воспитательная: формировать интерес и уважение к отечественной культуре; создать атмосферу единения характерную для концертов бардовской песни 60–-70х годов обогатить духовный мир учащихся.
60133. Вікторина «Найрозумніший»/ Quiz Der Klugste 37.5 KB
  lso wir hben hier 2 Mnnschfte die schon so ungeduldig uf den nfng wrten. Команди представляють себе: назва та девіз Ведучий: Gut gemcht Und jetzt kommt die ufwrmung Dfr ht mn feine Zungenbrecher usgewhlt. Mn muss die zuerst zusmmensetzen dnch liest jemnd uns vor und bekommt dfr 2 Punkte eine fr die Richtigkeit und eine fr ds Lesen selbst. Wie heit die Huptstdt der Bundesrepublik Deutschlnd Bonn; bFrnkfurt; cBerlin.
60134. Космическое путешествие 92.5 KB
  Уважаемые выпускники 2 стюардесса: Уважаемые учителя 1 стюардесса: Уважаемые родители 2 стюардесса: Мы рады приветствовать вас на борту космолайнера Мечта. 1 стюардесса: Во время полета запрещается: скучать; катапультироваться...
60135. Нітрати. Вплив нітратів на організм людини 80.5 KB
  Мета: з’ясувати вплив нітратів на організм людини формувати в учнів науковий світогляд навички обговорення проблеми забруднення харчових продуктів хімічними речовинами формувати образно-логічне та екологічне мислення...
60136. Літературне свято «Поезія – це завжди неповторність» 65.5 KB
  Дорогі друзі! Сьогодні ми долучимося до високого Мистецтва – поетичного слова двох геніальних творців, таких різних у своїх творчих доробках, але таких близьких у поглядах на сучасність, суспільство. Ми відчинимо двері у дивовижно яскравий світ...