43943

Программа MS Publisher как инструмент создания электронного пособия

Дипломная

Информатика, кибернетика и программирование

Для этого щелкнуть левой кнопкой мыши внутри текстовой рамки. Текстовый файл Чтобы создать текстовую рамку надо щелкнуть на кнопке на панели инструментов Объекты MS Publisher щелкнуть в публикации протащить указатель мыши при нажатой левой кнопке чтобы нарисовать рамку нужного размера и отпустить кнопку мыши. Чтобы избавиться от фона надо щелкнуть на кнопке Цвет заливки на панели инструментов Форматирование и выбрать значение Нет заливки. Чтобы сгруппировать рамки необходимо их выделить а затем щелкнуть на кнопке Сгруппировать...

Русский

2013-11-08

573.5 KB

475 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 48

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Нижегородский педагогический колледж

Пожарова Ксения Алексеевна

Студентка 502 группы

Специальность 050202 «Информатика»

Программа MS Publisher как инструмент создания
электронного пособия

Дипломная работа

Научный руководитель

Менькова Н.А.


Нижний Новгород 2011-2012 г

Оглавление

[1] Оглавление

[2] Введение

[3]
Глава 1. Теоретические основы разработки электронных учебников в среде программы MS Publisher

[3.1] Сравнительный анализ современных программных средств для разработки электронных пособий

[3.2] Среда и назначение приложения MS Publisher

[3.3] Использование мастера создания web – сайтов в программе MS Publisher для создания электронных пособий

[4] Глава 2  Электронная методическая разработка по теме «Информация и информационные процессы»

[4.1] 2.1. Логико – дидактический анализ темы «Информация и информационные процессы»

[4.2] 2.2. Описание разработки электронного пособия по теме «Информация и информационные процессы» для 8 класса

[4.3] 2.3. описание опыта

[5] Заключение

[6] Литература


Введение

Постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость интенсификации обучения, разработки и внедрения нетрадиционных технологий, базирующихся на использовании вычислительной техники с применением активных методов обучения во всем их разнообразии и комплексности. Примером такой технологии может послужить электронное пособие, получившие большую популярность в сфере современного образования.

В настоящее время существует много программ, позволяющих создавать электронные пособия. Одной из таких программ является MS Publisher.

Приложение MS Publisher — настольная издательская система, предназначена для создания профессионально оформленных публикаций.

Программа MS Publisher является компонентом  Microsoft Office, поэтому интерфейс приложения аналогичен Word, Excel и Power Point. Новые и усовершенствованные возможности приложения обеспечивают пошаговое руководство в процедурах создания материалов и их распространения в печати, через Интернет и по электронной почте. Microsoft Office Publisher  обеспечивает возможность быстрого создания публикаций при помощи настраиваемых шаблонов оформления и бланков, включая бюллетени, брошюры, методические пособия, web-узлы, форматы почтовых сообщений. В приложении можно сохранять файлы в переносимом формате, таком как PDF или XPS, которые облегчают их совместное использование.  

Это актуализирует проблему организации профессиональной подготовки специалиста в процессе изучения различных образовательных областей посредством электронных учебных пособий по различным дисциплинам, что и обуславливает выбор темы проекта.

Объект исследования – программные средства создания электронных пособий.

Предмет исследования – процесс создания электронного пособия в среде приложения MS Publisher.

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что качество знаний учащихся 8 класса по теме «Информация и информационные процессы» существенно повысится, если сопровождать процесс обучения данной темы использованием электронного пособия.

Цель исследования - создание электронной методической разработки по теме «Информация и информационные процессы» для учащихся 8 классов в среде приложения MS Publisher.

Задачи исследования:

  •  Провести анализ литературы по теме исследования;
  •  Определить требования к электронным образовательным ресурсам;
  •  Рассмотреть возможности использования электронных учебников на уроках информатики;
  •  Проанализировать программные средства разработки электронных учебников;
  •  Выявить возможности MS Publisher для создания электронного пособия;
  •  Спроектировать структуру и создать дизайн электронного учебника;
  •  Наполнить содержанием структуру электронного образовательного ресурса;
  •  Разработать практические рекомендации по использованию электронного учебника в учебном процессе.

В исследовании были использованы методы:

Методы научно – педагогического исследования:

  •  Анализ;
  •  Синтез;
  •  Обобщение.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой главе описаны теоретические основы разработки электронных пособий и раскрыты возможности программы MS Publisher. Вторая глава посвящена методике использования электронных пособий в процессе изучения темы «Информация и информационные процессы» в 8 классе школьного курса информатики.

Итогом работы должно стать электронное пособие «Информация и информационные процессы» для 8- х классов, разработанное в приложении MS Publisher и содержащее материалы, которые помогут учителю в организации образовательной деятельности, а также учащимся в самостоятельном изучении материала по данной теме.


Глава 1. Теоретические основы разработки электронных учебников в среде программы MS Publisher

В первой главе рассматривается процесс подготовки и составления электронного учебного пособия, разбираются возможности программы MS Publisher для разработки электронного пособия.

  1.  Сравнительный анализ современных программных средств для разработки электронных пособий

Электронное учебное пособие - программно-методический обучающий комплекс, соответствующий типовой учебной программе и обеспечивающий возможность учащемуся самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебной курс или его раздел. Данный продукт создается со встроенной структурой, словарями, возможностью поиска и т.п.

Электронное учебное пособие может быть предназначено для самостоятельного изучения учебного материала по определенной дисциплине или для поддержки лекционного курса с целью его углубленного изучения.

Простейшим электронным пособием может являться конспект лекций преподавателя, набранный им самим (с целью размножения хорошего конспекта в большом числе экземпляров при минимальных затратах) и размещенный на сервере или на другом общедоступном электронном узле. Однако, такой учебник, по существу, ничем не отличается от размноженного печатным методов конспекта и в нем никак не использованы специфические возможности электронного издания. К главным таким особенностям можно причислить:

  1.  возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного пособия;
  2.  развитый поисковый механизм в пределах электронного пособия, в частности, при использования гипертекстового формата издания;
  3.  возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний обучающегося;
  4.  возможность специального варианта структурирования материала;
  5.  возможность адаптации изучаемого материала учебника к уровню знаний обучаемого, следствием чего является резкий рост уровня мотивации обучаемого;
  6.  возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого;
  7.  возможность включения специальных фрагментов, моделирующих течение многих физических и технологических процессов;
  8.  возможность включения в учебник аудио-файлов, в частности, для сближения процесса работы с учебником и прослушивания лекций этого же преподавателя;
  9.  возможность включения в состав учебника фрагментов видеофильмов для иллюстрации определенных положений учебника;
  10.  включение в состав пособия интерактивных фрагментов для обеспечения оперативного диалога с обучаемым;
  11.  полномасштабное мультимедийное оформление учебника, включающее в себя диалог на естественном языке, организацию по запросу обучаемого видеоконференции с автором (авторами) и консультантами и пр.

Таким образом, кроме разного носителя, электронное учебное пособие имеет ряд принципиальных отличий от учебника, изготовленного типографским способом:

  •  возможность мультимедиа;
  •  обеспечение виртуальной реальности;
  •  высокая степень интерактивности;
  •  возможность индивидуального подхода к обучающемуся.

Внедрение в структуру электронного пособия элементов мультимедиа позволяет осуществить одновременную передачу различных видов информации. Обычно это означает сочетание текста, звука, графики, анимации и видео. Средства наглядной демонстрации позволяют улучшить восприятие нового материала, включить в процесс запоминания не только слуховые, но и зрительные центры.

Интерактивность позволяет установить обратную связь от пользователя информации (ученика) к ее источнику (преподавателю). Для интерактивного взаимодействия характерна немедленная ответная и визуально подтвержденная реакция на действие, сообщение.

Таким образом, электронные пособия имеют большую практическую ценность. С их помощью можно сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом. Кроме того, обучаемый может воспользоваться электронным пособием самостоятельно, без помощи преподавателя или руководителя, находя ответы на интересующие его вопросы. Также важное значений электронных пособий состоит в том, что преподаватель может быстро дополнять и изменять текстовый или иллюстративный материал при возникновении такой необходимости.

Принципы построения электронного учебного пособия

Электронное пособие (как, впрочем, и любое электронное издание) для достижения максимального эффекта должно быть составлено несколько иначе по сравнению с традиционным печатным пособием: главы должны быть более короткие, что соответствует меньшему размеру компьютерных экранных страниц по сравнению с книжными, затем каждый раздел, соответствующий рубрикациям нижнего уровня, должен быть разбит на дискретные фрагменты, каждый из которых содержит необходимый и достаточный материал по конкретному узкому вопросу. Как правило, такой фрагмент должен содержать один-три текстовых абзаца (абзацы также должны быть короче книжных) или рисунок и подпись к нему, включающую краткое пояснение смысла рисунка.

В электронных пособиях следует использовать преимущественно короткие четкие предложения и сжатые параграфы, что позволяет предельно быстро просмотреть экран, отыскивая нужную информацию. Перемещение внутри электронного пособия, в подавляющем большинстве случаев, производится с помощью гипертекстовых ссылок.

В настоящее время на практике применяются в основном следующие технологии при проектировании электронных пособий:

  1.  Проектирование на языке программирования высокого уровня в сочетании с технологиями баз данных (в том числе и мультимедийных);
  2.  Гипертекстовые технологии;
  3.  Проектирование с помощью специализированного инструментального средства.

При использовании языков программирования высокого уровня учебник реализуется как программный комплекс и представляет собой отдельный модуль, обеспечивающий доступ к дидактическим материалам, хранящимся в базе данных.

К достоинствам такой технологии можно отнести:

  •  Высокая степень защиты (от тиражирования и от несанкционированного внедрения в систему тестирования);
  •  Реализация любых авторских замыслов, тогда как прочие технологии делают это довольно сложным или в принципе невозможным;
  •  Интерфейс программы будет всегда постоянным, в то время как внешний вид гипертекстового документа может весьма сильно различаться при использовании различных программ для просмотра.

Недостатки:

  •  Обновление учебника требует значительных усилий специалистов по изменению кода программы;
  •  Современное программное обеспечение, необходимое для подготовки программ на языках высокого уровня, достаточно дорогостоящий продукт;
  •  Требует участия в проекте высококвалифицированных специалистов, готовых на конструктивный диалог с педагогом, а не навязывающих свои решения.

Самые широкие возможности для создания полноценных электронных учебных пособий дает гипертекстовая технология. Электронное учебное пособие представляет собой гипертекстовый документ, возможно и с включением динамического гипертекста. Для его создания используются языки HTML, JavaScript,VBScript,Perl,PHP и дополнительные программные средства, облегчающие сам процесс разработки учебника: визуальные редакторы, компиляторы гипертекста и т.д.

Преимущества:

  •  Платформенная независимость полученного продукта;
  •  Универсальность его способа представления обучаемым;
  •  Легко дорабатывать, что особенно важно для тех учебных дисциплин, содержание которых меняется очень часто.

Недостатки:

  •  Практическое отсутствие защиты от несанкционированного копирования учебника, дешифровки ключей тестов и т.п.

Особенности третьего подхода, когда проектирование электронного пособия осуществляется с помощью специального инструментального программного средства, определяется тем промежуточным положением, которое указанный подход занимает между первыми двумя. В данном случае предполагается, что работу по созданию электронного пособия предваряет разработка инструментального средства – специальной программы, позволяющей конвертировать предварительно структурированные материалы электронного пособия в предусмотренную форму.

В большинстве случаев такое электронное пособие является, по существу, системой управления базой мультимедиа-данных. Основными функциями такой системы являются поддержание специальных знаков, предназначенных для поиска нужной информации по специальным запросам, а так же представление найденной информации в удобном для обучаемого виде.

В последние годы были разработаны и получили определенную популярность различные программные комплексы, расширяющие возможности, предоставляемые технологией HTML. Их отличительной особенностью является легкость в освоении, что дает возможность непосредственно педагогам создавать профессиональные гипертекстовые учебные средства. Программы из популярного пакета Microsoft Office (MS Word, FrontPage, Publisher) позволяют легко трансформировать разнообразные документы в гипертекстовые.

  1.  Среда и назначение приложения MS Publisher

Microsoft Publisher - пользуется большой популярностью, потому как на создание необходимых макетов требуется относительно немного времени, а большое количество вспомогательных ресурсов делает работу с программой удобной и быстрой.

  •  удобное меню;
  •  большое количество встроенных шаблонов;
  •  удобная система форматирования секторов документа;
  •  встроенная система рисования;
  •  учтены стандарты всех форм документов применяющихся сегодня в домашних и коммерческих условиях;
  •  совместимость с другими приложениями.

Преимущество программы  MS Publisher заключается в том, что создать какую-либо страницу-публикацию можно и без навыков программирования и дизайна. В приложении существует более 2000 разных шаблонов. Остается только ввести текст и вставить изображения.

При запуске Microsoft Publisher на экране появляются два окна, расположенные одно под другим. На первом плане отображается окно Типы публикаций, которое содержит шаблоны и макеты создаваемых публикаций. Сочетание шаблона и макета дает возможность создавать разнообразные публикации. (приложение 1, Рис.1.1. Типы публикаций)

Под окном Типы публикаций расположено окно макеты публикаций.
Чтобы перейти в него, надо выбрать (щелчком левой кнопки «мыши») нужный образец
.

Окно публикаций содержит следующие элементы:

  1.  Панели инструментов – Стандартная и Форматирования;
  2.  Панель инструментов Объекты MS Publisher;
  3.  Строка состояния, на которой отображена панель Перемещение по страницам публикации;
  4.  Окно создания публикации;
  5.  Окно Мастера быстрых публикаций;
  6.  Задачи Publisher

(Приложение 1, Рис.1.2. Окно публикаций)

Мастера публикаций

В этом разделе каждому типу публикаций, приведенному в левой панели, соответствует набор образцов, которые отображаются в правой панели. (Приложение 1, Рис.1.3. мастер публикаций)

Макеты публикаций

Этот раздел используется для создания публикаций на основе определенных стилей оформления. В MS Publisher макеты представлены Современные макеты, Классические макеты и Пустые страницы. (Приложение 1, Рис.1.4. макеты публикаций)

Пустые публикации

В этом разделе можно создавать публикации самостоятельно (с чистого листа), не привязываясь ни к какому образцу или заготовке. (Приложение 1, Рис.1.5. пустые публикации)

В MS Publisher существует 6 панелей инструментов, которые сразу появляются при включении приложения:

  1.  Стандартная

  1.  Форматирование

  1.  Связь текстовых полей

  1.  Настройка изображения

  1.  Объекты

  1.  Область задач

Остальные панели инструментов: «Настройка тени», «Настройка объема», «WordArt», «Измерение» – можно вызвать вручную, нажатием правой клавишей мыши на какой-либо панели инструментов.

Отдельно можно вызвать команду «Стили и форматирование». Пункт меню «Формат» - «Стили и форматирование», где можно выбрать один из готовых стилей, и отформатировать какой-либо фрагмент. Также можно создать свой стиль, нажав кнопку «Создать стиль», на панели «Стили и форматирование».

Добавление рисунка в публикацию

Основным моментом в создании профессиональных публикаций является использование картинок в сочетании с текстом и выполнение над ними различных действий. Publisher позволяет воспользоваться Коллекцией картинок, хранящейся на жестком диске, или воспользоваться любым графическим файлом, созданным с помощью графического редактора, сканера, цифровой камеры.

Рис.1.6. Вставка картинки

Добавление клипа из коллекции картинок

Нажать на панели инструментов Объекты MS Publisher кнопку Коллекция картинок 

Далее вставка картинки из Коллекции картинок проходит аналогично операции вставки картинки в других приложениях MS Office.

В появившемся окне Добавление картинки выбрать нужную категорию, затем нужный клип и нажать команду Вставить клип.

Затем закрыть окно Добавление картинки.

Добавление картинки из файла

При желании можно вставить в публикацию рисунки, созданные графическими редакторами. Publisher поддерживает большинство графических форматов (bmp, gif, jpg, tif, wmf).

Для того, чтобы вставить в публикацию изображение (не входящее в Коллекцию картинок), в меню Вставка выбрать команду Картинка – Из файла.

Появится окно диалога Добавить картинку, в котором из нужной папки выбрать необходимый графический файл.

Работа с текстом

MS Publisher включает возможности создания и редактирования текста, свойственные текстовым редактора, как, например, MS Word.

Размещение текста в публикации всегда начинается с создания текстовой рамки. В отличие от рамок картинок, предназначенных для вставки одного рисунка, текстовые рамки позволяют вводить текст произвольной длины, размещать его в колонках и форматировать.

Если текст небольшой (заголовок, надпись, отдельная фраза), его рекомендуется вводить непосредственно в текстовую рамку в публикации. Для ввода больших блоков текста лучше воспользоваться текстовым редактором MS Word, создав и отформатировав в нем текст, а затем вставить его в публикацию. Для этого щелкнуть левой кнопкой «мыши» внутри текстовой рамки. Затем в меню Вставка выбрать команду Текстовый файл. В появившемся окне диалога Добавить текст выбрать в нужной папке файл с созданным и отформатированным текстом.

Создание текстовой рамки

Рис.1.7. Текстовый файл

Чтобы создать текстовую рамку, надо щелкнуть на кнопке  на панели инструментов Объекты MS Publisher, щелкнуть в публикации, протащить указатель «мыши» при нажатой левой кнопке, чтобы нарисовать рамку нужного размера, и отпустить кнопку «мыши». Размер и положение рамки можно в любой момент изменить. Чтобы переместить текстовую рамку в нужное место, необходимо выделить ее, подвести к ней указатель мыши, который при этом примет вид машины с надписью «Сдвиг», и переместить. Если фрагменты текста предполагается в дальнейшем форматировать и перемещать независимо друг от друга, их надо помещать в отдельные рамки.

Форматирование текста

Для форматирования текста в текстовой рамке используются, также как в MS Word, кнопки на панели инструментов Форматирование или команда Шрифт в меню Формат.

Publisher позволяет переносить форматирование одного фрагмента текста на другие. Для этого наберите текст в текстовой рамке, выберите команду Скопировать форматирование в меню Формат, затем перейдите в другую текстовую рамку, наберите и выделите нужный текст и выберите команду Применить форматирование.

Автоперетекание текста.
Связывание и разъединение рамок

Если текстовая рамка содержит больше текста, чем помещается в ней, в правом нижнем углу появляется индикатор Текст в области переполнения

Чтобы исправить ситуацию можно либо увеличить размер текстовой рамки (если это позволяет сделать дизайн создаваемой публикации), либо создать еще одну текстовую рамку и выполнить автоперетекание текста.

Publisher не содержит специальных средств для создания текста в виде колонок. Поэтому, чтобы имитировать колонки, надо создать текстовые рамки, расположить их рядом и связать между собой. Чтобы текстовые рамки получились одинаковыми, их надо копировать (обычным образом, через буфер обмена). Теперь если вводить текст в первую рамку, после ее заполнения произойдет автоперетекание текста во вторую рамку, наподобие колонок.

Работа с рамками и объектами

Использование рамок (текстовых или графических) в публикации облегчает компоновку страниц. Профессиональные публикации обычно включают целый набор компонент: текст, фотографии, рисунки, фигуры. Все они размещаются в рамках, что позволяет легко перемещать их по странице, подбирая вариант компоновки. Рамки можно перемещать как по отдельности, так и вместе, сгруппировав их в единый объект.

Размещение картинки внутри текстовой рамки

Чтобы поместить картинку в текст, надо просто перетащить рамку картинки внутрь текстовой рамки. Текст раздвинется, расположившись внутри картинки.

Наложение текстовых рамок, фигур и картинок

Так же, как мы помещали картинку внутрь текстовой рамки, можно поместить текстовую рамку на картинку или фигуру. Но, при этом необходимо знать правила наложения рамок.

При перетаскивании текстовой рамки на картинку текст располагается сверху. Так как, по умолчанию, фон текста белый, сверху картинки появится белая рамка с текстом. Чтобы избавиться от фона, надо щелкнуть на кнопке Цвет заливки на панели инструментов Форматирование и выбрать значение Нет заливки.

Когда текстовая рамка перетаскивается на фигуру, фигура остается на первом плане, поэтому текст не виден. Надо изменить порядок наложения рамок с помощью команд в меню Расположение (или соответствующих кнопок на панели инструментов Стандартная).

Таблица 1

Команда меню (кнопка)

Назначение

Располагает рамку поверх другой.

Помещает рамку по другую.

Перемещает рамку на один уровень вверх при наличии нескольких наложенных друг на друга рамок.

Перемещает рамку на один уровень вниз при наличии нескольких наложенных друг на друга рамок.

Действия Переместить вперед и Переместить назад можно выполнить только с помощью меню Расположение.

Точный сдвиг рамок

Чтобы точно разместить текст на картинке или фигуре, можно воспользоваться клавишами-стрелками на клавиатуре. Этот способ применим к любому типу рамок и выполняется так: выделить рамку и, удерживая клавишу Alt, нажать на клавишу-стрелку. Рамка слегка сдвинется в направлении, указанном стрелкой. Нажав несколько раз подряд на клавишу-стрелку при нажатой клавише Alt, можно переместить рамку точно в нужную позицию.

Различие между перетаскиванием и сдвигом состоит в том, что при перетаскивании рамка перемещается в ближайшую отметку на горизонтальной или вертикальной линейках. При сдвиге рамка перемещается на гораздо меньшее расстояние, что обеспечивает более точное размещение.

 Группировка рамок

Группировка рамок позволяет перемещать их как единое целое, что особенно удобно, когда рамки вложены друг в друга. Сгруппированные рамки воспринимаются как один объект и перемещаются вместе.

Чтобы сгруппировать рамки необходимо их выделить, а затем щелкнуть на кнопке Сгруппировать объекты , которая появится внизу выделенных рамок.

Выделение рамок осуществляется аналогично выделению рисованных объектов в других приложениях MS Office, либо, удерживая клавишу Ctrl, щелкнуть на каждой из выделяемых рамок, либо воспользоваться кнопкой Указатель  на панели объектов MS Publisher.

Чтобы перетащить одну из рамок, входящих в группу, надо предварительно отменить группировку (иначе переместится вся группа). Чтобы отменить группировку рамок выделите группу и щелкните на кнопке Разгруппировать объекты, которая появится внизу сгруппированных рамок.

Добавление таблиц в публикацию

Таблицы представляют собой простой и удобный способ размещения текста в виде строк и столбцов. MS Publisher включает десятки встроенных форматов таблиц, которые можно вставить в публикацию. Перемещение таблицы, изменение ее размеров и форматирование осуществляется так же, как и для других рамок.

Для того, чтобы вставить таблицу в публикацию, надо щелкнуть на кнопке Рамка таблицы на панели инструментов Объекты MS Publisher, в появившемся окне диалога Создание таблицы указать число строк и столбцов, а в окне Формат таблицы - выбрать необходимый макет таблицы.

Рис.1.8. Вставка таблицы

Дальнейшая работа с таблицами аналогична работе с таблицами в других приложениях MS Office.

Добавление фигур

Publisher позволяет создавать различные фигуры (круги, овалы, прямоугольники и др.) и вставлять их в публикации. Для создания фигур надо выбрать соответствующую кнопку на панели объектов Publisher. Работа с этими инструментами аналогична работе с инструментами панели рисования в других приложения MS Office (Word, Excel и т.д.).

Выравнивание объектов

Внешний вид публикации значительно улучшится, если выровнять объекты (например, по левому краю).

Для выравнивания выделите нужные объекты, удерживая клавишу Ctrl и щелкая левой кнопкой «мыши» на каждом из объектов. Затем в меню Расположение выберите команду Выровнять объекты. В появившемся окне диалога Выравнивание объектов установите необходимые параметры, чтобы выровнять выделенные объекты слева направо или сверху вниз. (Приложение 1, Рис.1.9. Выравнивание объектов)

Сохранение публикации

В процессе работы в Publisher на экране периодически появляется предложение сохранить публикацию. Сохранение публикации в MS Publisher осуществляется точно так же, как и сохранение документа в любом другом приложении MS Office. Выберите в меню Файл команду Сохранить, а затем укажите имя публикации и место ее сохранения. По умолчанию программа сохраняет публикации в папке Мои документы на жестком диске компьютера.

В отличие от других приложений MS Office, Publisher не позволяет работать с несколькими документами одновременно. При попытке открыть вторую публикацию или создать новую вам будет предложено сохранить текущую публикацию перед закрытием.

  1.  Использование мастера создания web – сайтов в программе MS Publisher для создания электронных пособий

Программа MS Publisher позволяет создавать web - сайты из одной и более страниц. Для этого можно использовать следующий алгоритм:

  1.  Запустить MS Publisher.

По умолчанию откроется область задач Новая публикация (слева). В открывшемся списке щелкнуть web - узлы. В рабочей области окна web - узлы (справа) будут представлены различные макеты web - сайтов. Их можно просмотреть, перемещая курсор с одного макета на другой (без щелчка). Щелкните понравившееся изображение web - узла. (Приложение 1, Рис.1.10. web- узлы)

  1.  В начале работы с программой MS Publisher появится диалоговое окно, предлагающее ввести информацию о себе. Щелкните ОК. Откроется окно Личные данные.

В левой части экрана находится область задач Параметры: web - узел. Щелкнуть Цветовые схемы. Область задач можно убрать или вновь вывести на экран, выбрав в меню Вид команду Область задач. (Приложение 1, Рис.1.11. Форматирование публикации)

Выберите понравившийся вариант. (Приложение 1, Рис.1.12. Цветовые схемы)

На вкладке Стандартная можно выбрать схему из списка Доступные схемы. Для создания собственной цветовой схемы требуется выбрать Пользовательская цветовая схема (внизу окна). Созданную цветовую схему можно сохранить под каким - либо именем и  списке Доступные схемы вкладки Стандартная окна  Цветовая схема будет отображаться новая схема. (Приложение 1, Рис.1.13. Создание цветовой схемы)

Щелкнуть ОК, для того что бы применить выбранную или созданную Вами схему, или Отмена.

  1.  Как правило, сайты содержат панель навигации. Она может создаваться автоматически, с использованием возможности программ, а может «писаться вручную». Панель навигации может содержать ссылки на другие страницы Вашего сайта. Microsoft Publisher позволяет выбрать разные варианты панели навигации:
  •  несколько — навигационная панель слева на странице и она же внизу страницы;
  •  одна —  навигационная панель слева на странице;
  •  отсутствует  — автоматически создаваемой  навигационной панели нет.
  1.  Щелкните один из понравившихся вариантов: несколько или одна.

В меню Форма выберите один из предложенных вариантов. В меню форма можно выбрать вариант страницы.

  1.  Для выбора шрифта требуется щелкнуть шрифтовые схемы и выбрать один из вариантов. В MS Publisher можно создать собственный стиль, для этого внизу области задач выбрать Стили и форматирование.

Вставка фона и звука

  1.  Для установки нужного фона web - страницы и добавления звуковых эффектов в область задач выбрать Параметры: Web -узел. Щелкнуть Фоновая заливка и звук (внизу окна). Щелкнув одну из кнопок опции Применить фон, применить понравившийся фон. Для выбора любого другого цвета щелкнуть  Дополнительные цвета и в открывшемся окне Цвета выбрать нужный цвет. Щелкнуть ОК. (Приложение 1, Рис.1.14. Вставка фона)
  2.  Выбрав цвет фона, щелкните Дополнительные типы фона. Откроется окно Способы заливки. Устанавливая различные параметры на вкладках Градиентная, Текстура, Узор, Рисунок, Оттенок, можно выбрать понравившийся вариант: градиентной заливки, текстуры, узора, вставки рисунка в качестве фона или оттенка. (Приложение 1, Рис.1.15. Способы заливки)
  3.  После создания (или выбора из предложенных вариантов) подходящего фона щелкнуть ОК.
  4.  Для включения в сайт звуковых эффектов щелкнуть Фоновый звук. \ Обзор для поиска записанного звукового файла. (Приложение 1, Рис.1.16. Параметры web - страницы)
  5.  Если записанный звук, щелкнуть кнопку Обзор. Выбрать нужный файл. Чтобы звуковой эффект был постоянным, применить Бесконечный цикл или Повторять и введите количество повторов звукового файла, для повторения звука конкретное количество раз.
  6.  Щелкнуть ОК.
  7.  В меню Файл выбрать Сохранить как.
  8.  В строке Папка окна Сохранить как найти свою рабочую папку.
  9.  В окне Имя файла ввести имя файла автоматически добавит расширение .pub.

В именах файлов, публикуемых в Интернете, допускается использование символов латинского алфавита (строчных или прописных), цифр, символов «-» (дефис) и «_» (подчеркивание). Использование других символов (кириллицы, пробелов и т. д.) крайне не рекомендуется, поскольку это может привести к неработоспособности гиперссылок.

  1.  Щелкнуть кнопку Сохранить. 
  2.  Можно изменить любую из выбранных ранее опций. Для этого откройте окно Параметры: Web - узел и изменить нужные параметры.

Масштаб просмотра

В программе Publisher можно менять масштаб видимой области просмотра создаваемого web - документа на экране с помощью кнопки Крупнее.

                                                             

 

Изменение размера страницы

MS Publisher дает возможность оптимизировать web -страницу таким образом, чтобы ее можно было просматривать на мониторах как с высоким, так и с низким разрешением.

  1.  В меню Файл выбрать Параметры страницы. Откроется одноименное окно.
  2.  В списке Тип публикации выбрать Web -страница.
  3.  В списке Размер страницы Вы можете применить:
  •  VGA — для более узкой web - страницы (рекомендуется для просмотра на мониторах с низким разрешением);
  •  SVGA — для более широкой web -страницы (рекомендуется для просмотра на мониторах с высоким разрешением);
  •  Другой размер — для установки ширины и высоты страницы вручную.
  1.  После выбора нужного формата щелкнуть ОК.

(Приложение 1, Рис.1.17. Размер страницы)

Вставка дополнительных страниц

  1.  В меню Вставка выбрать Страница или щелкнуть Добавить страницу внизу области задач Параметры: Web -узел.
  2.  Щелкнуть кнопку для выбора других типов страниц. (Приложение 1, Рис.1.18. Добавление web - страницы)
  3.  Щелкнуть кнопку Дополнительно для выбора параметров добавляемых страниц.
  4.  В раскрывающемся списке Доступные типы страниц выбрать нужный тип страницы.
  5.  Если требуется добавить сразу несколько страниц, указать нужное количество и установить переключатель в положение Перед текущей или После текущей страницы.
  6.  В разделе Настройка  выбрать Скопировать все объекты на странице и ввести номер страницы, форматирование которой будет применимо к новой странице. Если копировать формат какой - либо страницы не требуется, то установить  переключатель в положение Добавить пустые страницы.
  7.  Для того, чтобы первая страница сайта содержала ссылку на каждую новую страницу, нужно установить флажок Добавить гиперссылку на панель навигации.
  8.  Щелкнуть ОК. Сохранить документ с помощью команды Сохранить меню Файл.

Изменение названия web -страницы

  1.  Щелкнуть кнопку 1 (Перемещение по страницам слева в нижней части окна Publisher) для возврата на первую страницу.
  2.  В верхней части web -страницы выбрать текстовое поле Заголовок главной страницы и набрать название первой страницы.
  3.  Щелкнуть кнопку 2(Перемещение по страницам в нижней части окна Publisher слева) для перехода на следующую страницу.
  4.  Щелкнуть в области текстового поля вверху страницы 2 и набрать ее название. Название страницы на панели навигации (на странице слева) автоматически изменится в соответствии с введенным Вами текстом. Для остальных страниц выполнить те же действия.

Создание формы опроса

В Интернете довольно часто предлагаются различные варианты опроса посетителей сайтов. Для этого на web - странице используются так называемые формы опроса. Форму опроса заполнят лишь в том случае, если ее легко заполнить и отослать.

  1.  В разделе Форма щелкнуть бланк для ответов.
  2.  MS Publisher автоматически создаст новую страницу с шаблоном формы ответа. Страница с формой будет последней. Перейти на последнюю страницу web -сайта, щелкнув соответствующую кнопку.
  3.  На странице, содержащей форму ответа, щелкнуть в текстовом поле Заголовок страницы формы и набрать нужный заголовок.
  4.  Щелкнуть в текстовом поле Заголовок бланка для ответа и набрать название формы.
  5.  Щелкнуть в текстовом поле Кратко опишите предлагаемые вопросы и ответы и введите краткую формулировку целей Вашего опроса.
  6.  Щелкнуть в текстовом поле Первый вопрос и ввести соответствующее утверждение или вопрос.
  7.  Щелкнуть Ответ А и набрать варианты ответа. Проделать то же с остальным содержанием формы.
  8.  Дважды щелкнуть кнопку Послать внизу страницы формы для установки параметров формы.
  9.  В открывшемся диалоговом окне Свойства кнопки щелкнуть кнопку
  10.  В открывшемся окне Свойства формы установить переключатель в положение Отправить мне данные по электронной почте, ввести адрес, который будет использован для сбора ответов.
  11.  Щелкнуть ОК в окне Свойства формы.
  12.  Щелкнуть ОК в окне Свойства кнопки.
  13.  Сохранить документ как файл Publisher, щелкнув кнопку Сохранить на панели инструментов.

Для того чтобы форма работала, т. е. ответы действительно приходили на Ваш электронный адрес, необходимо отредактировать HTML-код.

Вставка надписей

  1.  Открыть страницу 1 web -сайта.
  2.  На находящейся слева панели инструментов Объекты щелкнуть кнопку Надпись.
  3.  Создать текстовую рамку. Для этого нужно установить курсор в той точке, где должна начинаться надпись. Удерживая Надпись левую кнопку мыши, перемещать курсор по диагонали до того места, где текст будет заканчиваться. Отпустить кнопку.
  4.  Щелкнуть внутри поля рамки для включения режима набора текста.
  5.  Установить нужный тип и стиль текста, если это необходимо, и набрать текст. Для установки параметров шрифта можно воспользоваться командами Шрифт и Стили и форматирование в меню Формат (или соответствующими кнопками на панели инструментов)

Рекомендуется не «накладывать» текстовое поле на другие поля. В случае «наложения» полей происходит их преобразование в единый графический объект, который по размеру больше текстового. Кроме того, текст в получившемся графическом объекте уже нельзя редактировать. Если «наложить» поле с анимационным объектом на текстовое или графическое, то анимационного эффекта не будет.

Создание таблицы

  1.  Для создания таблицы щелкнуть кнопку Добавить таблицу на находящейся слева панели инструментов Объекты.
  2.  Установить курсор там, где будет находиться верхний левый угол таблицы и, удерживая левую кнопку мыши, переместить курсор по диагонали. Когда таблица достигнет нужного размера, отпустить кнопку.
  3.  Указать число строк и столбцов.
  4.  Выбрать нужный Формат таблицы.
  5.  Щелкнуть ОК.
  6.  Введите необходимые данные в ячейки таблицы.
  7.  Сохраните файл, щелкнув кнопку Сохранить на панели инструментов.

Создание гиперссылок

С помощью гиперссылок можно связать содержимое страниц между собой или с другими сайтами в Интернете. Гиперссылки можно добавить к текстовым объектам или любым другим объектам на странице (например, к целому рисунку или к его части).

Создание гиперссылки на другую страницу внутри web - сайта

  1.  Перейти на первую страницу своего сайта, щелкнув кнопку  1 (Перемещение по страницам). Щелкнуть графический объект или внутри текстового поля, т. е. тот объект, который требуется связать с другой страницей внутри web -сайта.
  2.  В меню Вставка выбрать Гиперссылка или щелкнуть кнопку Добавление гиперссылки на панели инструментов.
  3.  В списке Связать с диалогового окна Добавление гиперссылки  щелкнуть местом в документе.
  4.  В появившемся списке выбрать место в документе щелкнуть имя страницы, с которой связана гиперссылка. Щелкнуть ОК. Сохранить файл.

Создание ссылок на ресурсы Интернета

Создать гиперссылку на конкретный адрес в Интернете так же легко, как и на другую страницу внутри сайта. Если требуется связать целую текстовую

рамку или графический объект с другим сайтом в Интернете, нужно выделить выбранный объект, щелкнув его.

  1.  В меню Вставка выбрать Гиперссылка или щелкнуть кнопку Вставка гиперссылки на панели инструментов.
  2.  В списке  Связать с диалогового окна Добавление гиперссылки  щелкнуть кнопку  файлом, web -страницей.
  3.  В строке Адрес ввести адрес web -сайта, на который создается гиперссылка, или щелкнуть кнопку просмотренные страницы и в окне просмотра выбрать имя нужной web -страницы. Список формируется автоматически, в него заносятся URL страниц, просмотренных в Интернете.
  4.  Щелкнуть ОК.

Использование инструмента Острие

Для создания гиперссылки на часть объекта применяется инструмент Острие («горячая область»).

  1.  Выбрать кнопку Острие на панели инструментов Объекты.
  2.  В диалоговом окне Добавление гиперссылки создать гиперссылку на ресурс Интернета, файл или другую страницу внутри своего сайта.
  3.  В адресной строке браузера щелкнуть выбранный адрес Интернета. При этом адрес должен выделиться. Нажать Ctrl+C для копирования.
  4.  Верниться в Publisher. Вставить скопированный адрес в строку Адрес окна Добавление гиперссылки, нажав Ctrl+V.
  5.  Щелкнуть  ОК.
  6.  На странице возникнет «горячая область».
  7.  Установить нужный размер «области» и переместить ее на ту часть рисунка, которую нужно связать ссылкой.
  8.  Сохранить файл, щелкнув кнопку Сохранить на панели инструментов.

Создание гиперссылки на адрес электронной почты

  1.  Выделить объект, который должен быть связан с адресом электронной почты. Когда посетитель web - сайта щелкнет эту гиперссылку, программа электронной почты автоматически создаст послание с адресом в строке Кому.
  2.  В меню Вставка выбрать Гиперссылка или щелкнуть кнопку Добавление гиперссылки на панели инструментов.
  3.  В списке Связать с щелкнуть электронной почтой.
  4.  Указать адрес электронной почты в соответствующем поле. Нужный адрес можно выбрать из списка. Для этого выбрать Недавно использовавшиеся адреса электронной почты, затем один раз щелкнуть нужную запись. Щелкнуть ОК.
  5.  Сохранить файл, щелкнув кнопку Сохранить на панели инструментов.

Создание ссылки на файл

Если необходимо свой web -сайт с созданными документами, то существует несколько вариантов. Чтобы посетители сайта могли сохранять и редактировать размещенные на сайте документы (файлы), необходимо при сохранении документа (файла) не менять его тип (при этом формат сохранения файла устанавливается по умолчанию в соответствии с установками программы, в которой он создавался). Чтобы затем открыть этот документ, посетитель сайта должен иметь то же программное обеспечение, в котором документ создавался.

Создание гиперссылки на документ Microsoft Word или Microsoft Excel.

Если Вы хотите, чтобы посетители сайта могли просматривать Ваш документ независимо от того, есть у них необходимое программное обеспечение или нет, сохраните его как web -страницу в той же папке, где находится Ваш web -сайт. При этом возможно изменение или полная потеря форматирования исходного документа.

  1.  Открыть документ.
  2.  В меню Файл выбрать Сохранить как web -страницу.
  3.  Сохранить файл в той же папке, что и web -сайт.
  4.  Открыть web -сайт. Выделить рисунок или часть текста, которые необходимо связать с документом.
  5.  В меню Вставка выбрать Гиперссылка или щелкнуть кнопку Добавление гиперссылки на панели инструментов.
  6.  В списке Связать с выбрать файлом, web -страницей.
  7.  В появившемся окне просмотра найти нужный файл и щелкнуть ОК.
  8.  Сохранить файл, щелкнув кнопку Сохранить на панели инструментов.

Создание ссылки на документ Microsoft PowerPoint

В MS Publisher можно создать гиперссылку на презентацию, созданную в Microsoft PowerPoint. Просмотреть презентацию можно щелкнув соответствующую ссылку. Однако, в зависимости от варианта сохранения документа, будут отличаться и режимы просмотра презентации. Возможные варианты сохранения и соответствующие режимы просмотра:

  •  В виде презентации PowerPoint. Щелкнув гиперссылку, посетитель увидит сначала загрузку PowerPoint, а затем в виде отдельных слайдов загрузится презентация. Далее презентацию можно сохранять и редактировать. Однако имейте в виду, что в этом случае презентацию смогут увидеть только те, у кого установлена программа Microsoft PowerPoint (версии 97, 2000 или 2002) или PowerPoint Viewer.
  •  В виде демонстрации PowerPoint. Переход по гиперссылке на данный файл приводит к показу слайдов в автоматическом режиме. Загрузка PowerPoint производиться не будет. При этом не теряется ничего из форматирования, анимации или переходов. Если Вы откроете этот файл непосредственно из программы  PowerPoint, то сможете далее работать с ним так же, как и в предыдущем случае. Помните, что у пользователя должна быть установлена программа  Microsoft PowerPoint  (версии 97, 2000 или 2002) или PowerPoint Viewer.
  •  В виде Html документа PowerPoint.  Посетители могут просматривать слайды, пользуясь специальными кнопками навигации — ссылками на каждый слайд. Анимация и переходы в этом случае будут потеряны, некоторые элементы форматирования также могут быть изменены. Однако посетителю не требуется иметь у себя на компьютере PowerPoint.

Чтобы создать ссылку на презентацию Microsoft PowerPoint:

  1.  Открыть презентацию.
  2.  В меню Файл выбрать Сохранить как.
  3.  Сохранить презентацию в одной папке со своим web -сайтом.
  4.  В поле Имя файла записать название презентации.
  5.  Щелкнуть Сохранить. В этом случае в строке тип файла будет по умолчанию установлено Презентация. Расширение данного файла .ppt.
  6.  Открыть web -сайт.
  7.  Выделить рисунок или часть текста, которые должны быть связаны гиперссылкой с презентацией.
  8.  В меню Вставка выбрать Гиперссылка или щелкнуть кнопку Вставка гиперссылки на панели инструментов.
  9.  В списке Связать с щелкнуть файлом, web -страницей.
  10.  В появившемся списке выбрать нужный файл и щелкнуть  ОК.

Гиперссылка на демонстрацию Microsoft PowerPoint и на web -страницу Microsoft PowerPoint создается аналогично.

Использование режима Проверка макета

Microsoft Publisher проверяет дизайн web -страницы и открывает диалоговое окно в случае обнаружения:

  •  текстового поля, внутри которого нет текста;
  •  текста, выходящего за границы текстового поля;
  •  рисунка, выходящего за края web -страницы;
  •  случая преобразования текста в графику;
  •  пустого пространства вверху web -страницы;
  •  страницы, не связанной гиперссылками с другими;
  •  слишком большого времени, требующегося для загрузки страницы.

Для проверки макета:

  1.  В меню Сервис выбрать Проверка макета.
  2.  Для проверки всех страниц сайта щелкнуть кнопку Все. Если необходимо  проверить только избранные страницы, щелкнуть кнопку Диапазон и указать нужные номера страниц. Щелкнуть ОК.
  3.  Publisher проверяет дизайн web -страницы и открывает диалоговое окно Проверка макета при обнаружении проблемы. Если проблем не будет обнаружено, появится окно Проверка макета закончена. В этом случае щелкнуть ОК.
  4.  Если существует ошибка, которая требует исправления не закрывать диалоговое окно Проверка макета, а проверять дизайн страниц, используя возможности программы.
  5.  Если ошибка непонятна, щелкнуть Пояснение. При этом откроется справка Microsoft Publisher именно в том месте, где произошла ошибка.
  6.  Для того чтобы не изменять конкретную ситуацию, которую программа считает ошибочной, щелкнуть кнопку Пропустить, затем — Продолжить, затем в открывшемся окне Проверка макета закончена щелкнуть ОК.
  7.  Сохранить файл.

Предварительный просмотр web -сайта

Перед окончательным сохранением и размещением сайта на каком - либо сервере желательно просмотреть, так ли все «работает» на сайте, как Вы предполагали.

  1.  В меню Файл выбрать команду Предварительный просмотр web - страницы.
  2.  В открывшемся диалоговом окне Просмотр web - страницы щелкнуть web -узел. Если нужно просмотреть только одну страницу, выбать режим текущая страница, но в этом случае гиперссылки на внутренние страницы сайта работать не будут.
  3.  Рекомендуется проверить  все гиперссылки, чтобы убедиться, что они работают правильно.

Сохранение web -сайта

Перед размещением сайта в Интернете рекомендуется проверить, что сайт сохранен в двух форматах. Сначала сохранить его как файл Publisher. Это позволит редактировать сайт и вносить необходимые изменения. Когда полностью завершена работу над web -сайтом, сохранить его как web -страницу.

Publisher переводит все страницы в формат HTML и помещает встроенные файлы в специальную папку. Язык HTML использует символы и коды, с помощью  которых web -браузеры отображают текстовую, графическую и другую информацию на web -странице.

Сохранение работы как файла Publisher

  1.  Сохранить web -страницу как файл Publisher в папке web -сайта.
  2.  В меню Файл выбрать Сохранить как.
  3.  Открыть свою рабочую папку.
  4.  В строке Имя файла набрать имя web - сайта.
  5.  Не меняя тип файла (Файлы Publisher), щелкнуть  Сохранить.

Сохранение работы как web – страницы.

  1.  В меню Файл выбрать Сохранить как web - страницу. Найти и открыть свою рабочую папку.
  2.  Сохранить свой сайт как web -страницу в рабочей папке.

Редактирование HTML-кода

  1.  Если создана страница с формой сбора ответов, то для ее нормального функционирования рекомендуется отредактировать HTML код.
  2.  Открыть нужную страницу можно из папки рабочих материалов или  непосредственно из  Microsoft Internet Explorer  (допустим, эта страница была названа page0001). Если выбрать первый вариант, в папке рабочих материалов будет виден файл с именем домашней страницы сайта и папку с аналогичным названием, в которой хранятся все документы сайта. Домашняя страница, с которой запускается сайт. Папка со всеми документами сайта.
  3.  Открыть папку двойным щелчком. Затем двойным щелчком открыть файл, который содержит форму, в браузере Microsoft Internet Explorer.

Можно открыть файл и непосредственно из Microsoft Internet Explorer:

  1.  Запустить Microsoft Internet Explorer.
    1.  В меню Файл  выбрать команду Открыть.
    2.  В появившемся диалоговом окне Открыть щелкнуть кнопку   Обзор.
    3.  Выбрать папку, в которой хранятся все файлы сайта.
    4.  Найти файл, содержащий форму, и дважды щелкнуть его.
    5.  В диалоговом окне Открыть щелкнуть ОК.
    6.  В меню Вид выбрать Просмотр HTML кода.
    7.  HTML код будет открыт в программе Блокнот.
    8.  Найти следующую строку: <form action = — WEBBOTSELFmethod = post>  Если найти эту строку не удается, применить командой Правка\Найти. В строке Что введите form action, затем щелкнуть Найти (или  Найти далее).
    9.  Удалить — WEBBOTSELF –.
    10.  Заменить удаленный фрагмент на /cgibin/cgiemail. Строка кода должна выглядеть так: <form action = /cgibin/cgiemail method = post>
    11.  Сохранить изменения, используя команду Сохранить в меню Файл.
    12.  Закрыть окно Блокнота.

Размещение в сети

Вы можете разместить публикацию на сайте школьной или районной сети

или в Интернете на бесплатном гостевом Интернет - сервере. Можно также воспользоваться услугами провайдера, но сначала обязательно ознакомьтесь с условиями размещения. Варианты размещения публикации приведены ниже.

Публикация на школьном или районном сайте

Обратитесь к администраторам школьного или районного сайта и обсуди

те вопрос включения Вашего сайта в общий. Предоставьте web - мастеру диск

со всеми файлами своего сайта.

Публикация на бесплатном гостевом Интернет - сервере

В России есть несколько web - серверов, предоставляющих бесплатные услуги по размещению сайтов, например http://narod.ru, http://boom.ru.

Кроме того, можно найти сервер для размещения сайта, воспользовавшись поисковыми серверами в Интернете, например Яндексом (yandex.ru), и набрав в поисковой строке «размещение на бесплатных серверах».

Публикация с помощью Вашего провайдера

Интернет провайдеры часто предоставляют место для размещения сайтов.

Ознакомьтесь с опубликованным на сайте провайдера порядком размещения сайтов.

Размещение web - сайта с помощью программы Publisher.

Для  самостоятельного размещения сайта в Интернете, понадобится адрес для доступа к сайту по протоколу FTP (File Transfer Protocol), который можно получить, обратившись в соответствующую Интернет службу. Приведенные ниже инструкции помогут в размещении сайта в Интернете.

  1.  Открыть сайт (файл с расширением .pub) в Publisher.
  2.  В меню Файл применить Сохранить как web -страницу.
  3.  В строке Имя файла должны содержаться только допустимые символы.
  4.  В раскрывающемся списке Папка выбрать добавить/изменить адреса FTP.
  5.  В открывшемся окне требуется ввести адрес FTP сервера, на котором предоставили место.
  6.  Щелкнуть Добавить/OK.
  7.  Вернуться к диалоговому окну Сохранить как web -страницу. Можно переименовать сайт, введя в строке Имя файла новое имя. Дважды щелкнуть новое  местоположение Вашего сайта (строку ftp://user.narod.ru), затем щелкнуть ОК.
  8.  После соединения с FTP сервером и появления в строке Папка его имени щелкнуть Сохранить.
  9.  Откроется окно Сохранение. Исчезновение окна будет означать, что загрузка всех рисунков, html и других файлов, входящих в состав сайта, завершена.


Глава 2  Электронная методическая разработка по теме «Информация и информационные процессы»

Вторая глава посвящена краткому анализу темы «Информация и информационные процессы». Выделены основные понятия и определена последовательность изложения учебного материала. Описаны цели и задачи спроектированного электронного пособия, его структура и преимущества использования на уроках.

2.1. Логико – дидактический анализ темы «Информация и информационные процессы»

Тема «Информация и информационные процессы»  изучается в 8-х классах, на данную тему отводится 6 часов.

Цель изучения данной темы в базовом курсе:

  •  формирование информационной культуры, необходимой для профессиональной и общественной деятельности в информационном обществе.

В ходе обучения информатике по данной теме в базовом курсе решаются следующие задачи общего учебного процесса:

  1.  овладение представлениями об информации, как одном из основополагающих понятий;
  2.  развитие общеучебных и коммуникативных умений;
  3.  формирование информационной культуры;
  4.  познакомить с основными понятиями по данной теме (информация, информационное общество, информационный объект, информационный процесс).

Линия информации охватывает содержание всего базового курса, поскольку понятие информации является в нем центральным. В любой теме курса речь идет о различных вариантах представления информации и информационных процессов.

Каждое из понятий данной системы рассматривается в базовом курсе в двух аспектах: назовем их условно «компьютерным» и «бескомпьютерным». Под бескомпьютерным аспектом понимается рассмотрение информации без привязки к компьютеру, с общих позиций, по отношению к человеку, обществу, природе. В этом аспекте изучаются такие вопросы, как: определение и измерение информации, информационные модели, информационные процессы и процессы управления в природе и обществе. Под компьютерным аспектом понимается изучение информационной стороны функционирования самого компьютера в рамках архитектуры ЭВМ, а также изучение компьютерных технологий работы с информацией, программирования.

Ключевыми вопросами данной содержательной линии являются:

  1.  определение информации;
    1.  измерение информации;
    2.  хранение информации;
    3.  передача информации;
    4.  обработка информации.

Подходы к раскрытию темы в учебной литературе

В учебнике Семакина раскрывается два подхода к понятию «информации» первый можно назвать субъективным подходом, при котором информация рассматривается с точки зрения ее роли в жизни и деятельности человека. С этой позиции «Информация – это знания, сведения, которыми обладает человек, которые он получает из окружающего мира». Второй подход можно назвать кибернетическим, поскольку оно получило развитие в кибернетике. Именно этот подход позволяет создавать машину, работающую с информацией. С этой точки зрения «информация – это содержание последовательных символов (сигналов) из некоторого алфавита». В этом случае все виды информационных процессов сводятся к действиям над символами, что и происходит в технических информационных системах.

Изучаемые вопросы:

  1.  Чем является информация для человека.
  2.  Декларативные и процедурные знания.
  3.  Кибернетический подход к определению информации.
  4.  Роль органов чувств в процессе восприятия информации.

Подходы к измерению информации

Подходы к раскрытию темы в учебной литературе

Характерным приемом для ряда учебников является следующее: обсуждая вопросы от измерения информации, тут же переходит к описанию компьютерного представления информации  в форме двоичного кода. Затем дается утверждение о том, что количество информации = количеству двоичных цифр (битов) в таком коде.

Цитата из учебника: «в современной вычислительной технике информация чаще всего кодируется с помощью последовательностей сигналов всего двух видов: намагничено/не намагничено, вкл./выкл, высокой или низкое напряжение. Принято обозначать одно состояние цифрой – 0, а другое – 1. Такое кодирование называется двоичным, а цифры 0,1 называются битами.»

Для двоичных сообщений количество информации  в сообщении определяется количеством бит в сообщении. Это количество называется информационным объемом сообщения.

Существует два подхода к измерению информации.

  •  С точки зрения содержательной концепции
  •  С точки зрения кибернетической концепции

Методические рекомендации по изучению темы

Содержательный подход к изменению информации

Изучаемые вопросы

  1.  От чего зависит информативное сообщение принимаемого человека
  2.  Единица измерения информации
  3.  Количество информации в сообщении об одном из n – вероятных событий

С позиции содержательного подхода просматривается следующая цепочка понятий:

информация – сообщение – информативное сообщение – единица измерения информации – информационный объём сообщения

исходная посылка – информация это знания людей

сообщение – это информационный поток который в процессе  передачи информации поступает к принимающему его субъекту. – это и речь которую мы слушаем и воспринимаемые зрительные образы, и текст книги которую мы читаем.

Процесс хранения информации

Изучаемые вопросы:

  1.  Носители информации.
  2.  Виды памяти.
  3.  Хранилища информации.
  4.  Основные свойства хранилищ информации.

С хранением информации связаны следующие понятия: носитель информации (память), внутренняя память, внешняя память, хранилище информации.

Носитель информации — это физическая среда, непосредственно хранящая информацию.

Процесс обработки информации

Изучаемые вопросы:

  1.  Общая схема процесса обработки информации.
  2.  Постановка задачи обработки.
  3.  Исполнитель обработки.
  4.  Алгоритм обработки.
  5.  Типовые задачи обработки информации.

Можно говорить о том, что в процессе обработки информации решается некоторая информационная задача, которая предварительно может быть поставлена в традиционной форме: дан некоторый набор исходных данных — исходной информации; требуется получить некоторые результаты — итоговую информацию. Ученики должны уметь приводить примеры ситуаций, связанных с обработкой информации. Такие ситуации можно разделить на два типа.

Первый тип обработки: обработка, связанная с получением новой информации, нового содержания знаний.

Второй тип обработки: обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержания.

Процесс передачи информации

Изучаемые вопросы:

  1.  Источник и приемник информации.
  2.  Информационные каналы.
  3.  Роль органов чувств в процессе восприятия информации человеком.
  4.  Структура технических систем связи.
  5.  Что такое кодирование и декодирование.
  6.  Понятие шума; приемы защиты от шума.

Скорость передачи информации и пропускная способность канала.

Ключевыми понятиями в описании процесса передачи информации являются источник информации, приемник информации, информационный канал.

 2.2. Описание разработки электронного пособия по теме «Информация и информационные процессы» для 8 класса

Цели и задачи пособия

  •  повышение интереса к предмету информатика и получение прочных знаний по теме «Информация и информационные процессы».
  •  позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень изучения материала;
  •  предоставляет возможность на уроке использовать наглядные средства обучения, что существенно экономит время при объяснении нового материала
  •  позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;
  •  позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень урока;
  •  позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом
  •  позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;

  •  закрепление знаний, полученных при изучении отдельных тем;
  •  повышение познавательного интереса учащихся;
  •  обучение навыкам самоконтроля, самопроверки полученных знаний;
  •  формирование учебной мотивации;
  •  повышение навыков самостоятельной работы с электронным учебным пособием;
  •  формирование умений точного и последовательного выполнения практических заданий.

Структура учебного пособия

Тема пособия «Информация и информационные процессы» входит в базовый курс информатики. В связи с этим рассмотрены и описаны основные разделы и понятия и расположены в таком порядке, чтобы удобно было пользоваться. Во время работы можно свободно перемещаться от одного раздела к другому с использованием гиперссылок и кнопок. Изучение темы «Информация и информационные процессы» разбито на несколько разделов.

  •  1 раздел: Теория;
  •  2 раздел: Проверочные вопросы;
  •  3 раздел: Практические задания;
  •   4 раздел: Контрольная работа;
  •   5 раздел: Тест.

Теоретические и практические вопросы, которые охватывает пособие

Изучение темы рекомендуется начать с раздела «Теория». Здесь излагается теория, подкрепленная картинками, примерами, что облегчает понимание и усвоение темы. В раздел «Теория» включены основные темы, изучаемые в школе:

  •  Информация и знания
  •  Восприятие и представление информации
  •  Знаковые системы
  •  Основные информационные процессы
  •  Кодирование информации
  •  Количество информации
  •  Алфавитный подход к определению количества информации 

Следующий раздел «Проверочные вопросы». В этом разделе представлены вопросы и практические задания для каждой темы. Раздел построен таким образом, что темы задач следуют друг за другом, соответствуют темам в разделе «Теория».

Раздел «Практические задания» позволяет ученикам закрепить полученный знания, умения, навыки по теме «Информация и информационные процессы».

Раздел «Контрольная работа» рассчитан на проверку знаний учащихся по изученной теме. Контрольная работа составлена на два варианта по шесть заданий.

Последний раздел «Тест». Тест позволяет учителю объективно проверить знания учеников. К каждой теме составлен тест с вариантами ответов. Электронный помощник выставляет оценку, сопровождая ее соответствующими эмоциями. 

Преимущества

Электронное пособие часто дополняет обычный учебник. Он особенно эффективен в случаях, когда он:

  •  обеспечивает быструю обратную связь
  •  помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в обычном учебнике затруднен
  •  экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям
  •  наряду с кратким текстом — показывает, рассказывает, моделирует и т.д.
  •  позволяет быстро, но в темпе, наиболее подходящем для конкретного ученика, проверить знания по определенному разделу.

Электронные пособия способствуют активизации познавательной деятельности учащихся.

Электронное пособие в целом упрощает работу учителя, при этом делает процесс усвоения сложного материала доступным и наглядным.

Электронное пособие может применяться на различных типах урока.

При создании электронного пособия можно эффективно использовать возможности MS Publisher, который входит в состав пакета Microsoft Office  и предназначен для оформления печатной продукции (газет, публикаций, визиток и т.д.). Publisher упрощает процесс создания публикаций, предоставляя сотни профессиональных макетов для начала работы. Все публикации состоят из независимого текста и элементов рисунков, которые предоставляют неограниченные возможности в создании макета страницы.

Вся работа в Publisher организуется на специальном поле, которое можно назвать «монтажным столом». Его особенность – это возможность одновременного размещения на нем различных материалов для верстки: текстовых блоков, рисунков, таблиц, гиперссылок. Количество страниц, необходимое для издания, неограниченно. Можно сверстать целую книгу.

Есть возможность дублирования отдельных элементов страницы: колонтитулов, колонцифр, графического оформления, колонок на другие страницы издания.

Из всего многообразия предложенных видов работ преподаватель может выбрать один, например, создание электронного пособия для своего урока. В Office Publisher добавлена новая панель задач Задачи Publisher, содержащая советы по созданию публикации и ссылки на часто используемые возможности, например, раздел цветовых схем панели задач Форматирование публикации.

Библиотека приложения содержит сотни настраиваемых шаблонов макетов и бланков для популярных печатных и электронных публикаций, таких как брошюры, каталоги, информационные бюллетени, web - узлы.

Функция слияния с каталогом позволяет создавать пользовательские материалы, такие как таблицы и каталоги, путем объединения текста и изображений из базы данных Microsoft Office Excel, Access или Outlook.

С помощью Office Publisher  можно также создавать профессионально выглядящие web -узлы, настроенные специально для нужд пользователя. Publisher имеет целый ряд новых и усовершенствованных возможностей для создания, изменения, публикации и обновления web-узлов. Кроме того, с помощью Office Publisher  можно преобразовывать web-публикацию в печатную публикацию. Сохранение файла в формате PDF или XPS для обмена и печати.

Подготовленное электронное учебное пособие обладает следующими преимуществами:

  •  Экономит время учителя при подготовке к уроку;
  •  облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на зрительную и эмоциональную память и т.п.;
  •  допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями;
  •  дает учащимся возможность самостоятельно оценить свои знания, за счет выполнения интерактивных тестов;
  •  электронный вариант позволяет реализовать индивидуализацию обучения, т.к. ученик может работать в своем темпе, у него есть возможность возвратиться к наиболее сложным для него вопросам, обратиться за помощью к учителю и одноклассникам, вновь попробовать сделать задание, что формирует его самоорганизацию, самоконтроль и, в конечном итоге, способность учиться самому.

2.3. описание опыта

Опыт проходил в 8 «б» и 8 «в» классах в период с 5 по 19 апреля 2012 года. В каждом классе изучалась тема « Информация и информационные процессы», но в 8 «б» классе традиционным способом, а в 8 «в» с использованием разработанного электронного пособия.

Оба класса имеют одинаковый уровень развития и успеваемости. В каждом классе было равное количество детей. По всем предметам успевают, достаточно хорошо осваивают учебный материал. В 8 «б» классе лучше налажена атмосфера добра и взаимопомощи.

После изучения данной темы каждому классу было предложено пройти тест по теме «Информация и информационные процессы», с целью проанализировать уровень усвоения изученного материала у учащихся.

Тест состоял из 20 вопросов. На все вопросы предлагаются варианты ответов, в каждом вопросе может быть только один правильный ответ

Задача детей - проверить и оценить свои знания и умения по изученной теме.

К тесту предлагается ключ по которому каждый из тестирующихся может проверить свой уровень знаний.

Каждый учащийся выполнял тест его за компьютером, что позволяло сообщить результат тестирования сразу после завершения тестирования.

В результате тестирования были получены следующие данные, представим их в форме круговых диаграмм.

Таким образом, можно утверждать, что сформулированная ранее нами гипотеза подтверждена, то есть использование электронного пособия на уроке позволяет повысить качество знаний учащихся.


Заключение

В результате проделанной работы были изучены принципы построения электронных пособий. И на основе изучения различных подходов по созданию спроектирована концепция электронного пособия по теме «Информация и информационные процессы». По разработанной концепции создано и наполнено информационным контентом электронное учебное пособие, реализованное средствами приложения Microsoft Office Publisher.

Пользователями данного электронного учебника могут быть учащиеся и преподаватели.

Пособие, созданное с использованием средств Microsoft Office Publisher   удобно по форме, т.к. рубрикация в нём открыта: возможно его дополнение, изменение, сопровождающееся перекомпоновкой материала (в случае если он может быть отнесён к разным разделам), вычленением новых тематических групп.

Обобщая, можно утверждать, что поставленные цель и задачи в ходе работы полностью реализованы, о чем можно судить по представленному электронному пособию «Информация и информационные процессы». Результаты методики преподавания урока информатики в общеобразовательных школах с применением компьютеров показывают целесообразность принятых решений, обобщение и распространение полученного опыта, перспективы дальнейших исследований по созданию электронных учебных пособий курса информатики современной школы.

Электронное учебное пособие «Информация и информационные процессы» спроектировано и разработано с учетом всех требований к данному виду электронного образовательного ресурса.

Основные положения и результаты опыта могут быть использованы любым учителем информатики (или учеником).

Электронное пособие должно максимально облегчить процесс изучения темы, понимание данной темы учеником, вовлекая в процесс обучения иные, нежели в обычном печатном пособии, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память.

Электронные учебники в целом упрощают работу учителя, при этом делают процесс усвоения сложного материала доступным и наглядным.


Литература

  1.  Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. – 616 с.
  2.  Горюнова, М. А. Электронные образовательные издания. Учебно-методическое пособие. / М. А. Горюнова, И.Н.Кондратьева, Д.Д. Рубашкин // СПб.: ЛОИРО, 2003.
  3.  Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / И.Г.Захарова. – М.: Издательский цент «Академия», 2008. – 192с.
  4.  Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер; Под общей ред. М. П. Лапчика. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 624 с.
  5.  Роберт,  И.В. Информационные технологии в науке и образовании. Учебно-методическое пособие. // М.: Школа педагогического мастерства, – 1999.
  6.  Семакин, И.Г. Информатика. Базовый курс для 7 – 9 кл./ И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков// Информатика и ИКТ.- М.: Лаборатория Базовых знаний, 1998.
  7.  Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс. М.: ВАКО, 2006.
  8.  Тыщенко О.Б.   Новое средство компьютерного обучения - электронный учебник // Компьютеры в учебном процессе, 2008, № 10, стр. 89-92.
  9.  Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  10.  Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 - 11 класс / Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
  11.  Христочевский С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии. // Информатика и образование, 2000. – № 2. – С. 25-29.
  12.  Журин А.А. Publisher 2000. Краткие инструкции для новичков (Компьютер для начинающих. – М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001.
  13.  Воронин А. Универсальная программа верстки – Publisher 2002 XP. – Спарк, 2002.
  14.  Microsoft Publisher 2000. Шаг ша шагом: Практ.пособ. /Пер. с англ.— М.: Издательство ЭКОМ, 2002.
  15.  Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft). М., 2002.
  16.  http://sch108.trg.ru/p77aa1.html
  17.  http://myofficeapp.ru/ Электронный учебник по Microsoft Office XP
  18.  http://design.oncat.ru/articles.php?lng=ru&pg=22 Иллюстрированный самоучитель по Publisher


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61498. КАК НЕ НАДО ДАВАТЬ ОТКРЫТЫЙ УРОК 27.6 KB
  Чтобы не сбиться на традиционное описание правильного урока это очень большая тема значительно превосходящая объемы одной статьи и рассматривать только те моменты которые вызывают мое несогласие я буду давать рекомендации от противного: как не надо давать открытый урок.
61499. Как организовать урок с учетом темпераментов учащихся 12.56 KB
  Добросовестно выполняя задания учителя он предпочитает однако репродуктивные методы. Стремится как можно полнее уяснить суть задания и способы решения и лишь затем приступает к его выполнению. Поэтому целесообразно давать ему задания на длительны и период времени. При этом желательно чтобы наряду с практической например вычислительной частью в ней были и задания на актуализацию изученного теоретического материала.
61501. Урок музыки 26.63 KB
  Урок сложный и ответственный этап учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока...
61502. Фотоискусство. История фотографии 36.31 KB
  Цель как основной результат урока: Получение и формирование новых знаний о фотоискуссвте развитие воображения и интереса к фотоискусству. Задачи воспитания: способствовать формированию эстетического чувства художественных вкусов воспитывать эмоциональную отзывчивость научения...
61505. Художественная деталь как средство характеристики героя литературного произведения 15.54 KB
  После того как собака укусила Пичугина как меняется город из лавок высовываются сонные физиономии и скоро собирается толпа. Как все произошло в действительности знают только двое но к сожалению собака не умеет разговаривать.